Международные источники предпринимательского права. Источники предпринимательского права. Предпринимательские правоотношения

Важнейшим нормативным правовым актом, регулирующим предпринимательские отношения в России, является Конституция Российской Федерации. Для предпринимательства особое значение имеют те конституционные нормы, которые закрепляют принципы правового регулирования сферы предпринимательства.

Так, в ст.

8, 34 Конституции Российской Федерации закреплен принцип свободы предпринимательской деятельности, согласно которому «каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности». Дальнейшее развитие данный принцип получил в Гражданском кодексе Российской Федерации, в других законодательных актах.

Огромное значение имеет и конституционный принцип признания многообразия форм собственности, юридического равенства форм собственности и равной их защиты, закрепленный в ст. 8 Конституции РФ. Согласно данному принципу законодательством не могут устанавливаться какие-либо привилегии или ограничения для субъектов, ведущих предпринимательскую деятельность с использованием имущества, находящегося в государственной, муниципальной или частной собственности.

Эти же статьи Конституции закрепляют положение о том, что в Российской Федерации гарантируется «свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств», поддерживается конкуренция и не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. Ограничения принципа единого экономического пространства могут вводиться только в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей.

Далее в иерархической структуре источников права следует назвать Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) (в настоящее время приняты и действуют его первая, вторая и третья части). Данный акт содержит множество норм, регулирующих предпринимательство, начиная от самого понятия предпринимательской деятельности, организационно-правовых форм ее осуществления, правового режима имущества предпринимателей и до закрепления конструкций отдельных видов предпринимательских договоров.

Помимо Гражданского кодекса Российской Федерации, ведущую роль в системе источников предпринимательского права играют федеральные законы, классификация которых может быть представлена в виде схемы 1.

Большую роль в регулировании предпринимательской деятельности играют подзаконные акты. Среди них в первую очередь следует назвать указы Президента Российской Федерации и постановления Правительства Российской Федерации. Значительное количество норм предпринимательского права содержится и в нормативных актах федеральных органов исполнительной власти, действующих непосредственно в экономической сфере, таких как Министерство финансов Российской Федерации (Минфин России), Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации (Минэкономразвития России) и др.

В некоторых областях предпринимательства, например в сфере бухгалтерского учета и отчетности, статистической отчетности, наиболее детальное регулирование отношений обеспечивается именно актами данного уровня.

Продолжает действовать и ряд нормативных правовых актов СССР - в случае, если они не отменены и не противоречат действующему законодательству Российской Федерации.

В силу федеративного устройства нашего государства и в соответствии с Конституцией Российской Федерации многие сферы общественной жизни регулируются нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Органы местного самоуправления также издают хозяйственно-правовые акты, опираясь на гл. 8 Конституции РФ, Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Велика роль и локальных нормативных актов, принимаемых самими хозяйствующими субъектами в целях регулирования собственной предпринимательской деятельности.

Помимо нормативных правовых актов источниками предпринимательского права являются обычаи делового оборота. В соответствии со ст. 5 ГК РФ обычаем делового оборота признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе. Обычаи делового оборота применяются наряду с законодательством и в случаях, когда в нем имеет место пробел (в основном во внешнеторговом обороте, морских перевозках и др.).

Наконец, составной частью правовой системы Российской Федерации являются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, как двусторонние (о торговле, экономическом сотрудничестве), так и многосторонние. ГК РФ предотвращает возможные коллизии международного и национального законодательств, при этом вопрос решается в пользу первого.

Вопросы и задания 1.

Дайте определение понятия «экономика». Назовите известные вам уровни и виды общественного производства. 2.

Дайте определение понятия «предпринимательская деятельность». Перечислите и раскройте признаки предпринимательской деятельности. 3.

Заполните таблицу.

Перечислите функции предпринимательства. 5.

Какие отношения составляют предмет предпринимательского права? 6.

Нормы каких отраслей права (помимо предпринимательского) регулируют отношения, возникающие в сфере предпринимательства? 7.

Изобразите в виде схемы (в порядке убывания юридической силы) иерархию источников права, регулирующих предпринимательскую деятельность в Российской Федерации. 8.

Опираясь на схему 1, приведите не менее двух примеров федеральных законов каждого вида, регулирующих предпринимательскую деятельность. 9.

Еще по теме Источники права, регулирующие предпринимательскую деятельность в Российской Федерации:

  1. §1. Система гражданского права, регулирующего предпринимательскую деятельность
  2. ОРГАНИЗАЦИОННО- ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
  3. Глава 3. ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, РЕГУЛ ИРУЮЩЁЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
  4. § 3.2 Правовые аспекты международного сотрудничества Российской Федерации по вопросам налогового режима предпринимательской деятельности иностранных юридических лиц на рынке ценных бумаг

Термин «источник права» традиционно рассматривают в двух аспектах – материальном (содержательном) и формальном. Под источником права в материальном смысле понимаются условия жизнедеятельности людей, реально складывающиеся общественные отношения.

Источник предпринимательского права – это внешняя форма выражения норм предпринимательского права, т. е. разнообразные способы фиксации, объективирования сложившихся в сфере предпринимательства юридических по своей природе правил.

Выделяют следующие виды источников предпринимательского права :

1) нормативно-правовой акт;

2) обычай делового оборота;

3) общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ.

В настоящее время в научной литературе идет дискуссия по поводу возможности признания судебного прецедента источником права в России. Однако Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ не являются источниками права в России, поскольку она принадлежит к романо-германской системе права, где судебные прецеденты (в отличие от стран англо-саксонской правовой семьи – Великобритании, США) не относятся к источникам права. Но выраженная в постановлениях пленумов и президиумов высших судебных инстанций, обзорах принятых судебных решений судебная практика по делам, связанная с применением норм предпринимательского права, имеет важное значение для выработки единообразного понимания и применения предпринимательского законодательства, подготовки предложений о его совершенствовании.

Нормативно-правовой акт является основным источником права в Российской Федерации. Ниже приведены нормативно-правовые акты, регулирующие предпринимательскую деятельность.

1. Конституция РФ , которая:

1) закрепляет общие принципы правового регулирования предпринимательской деятельности:

В Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности (п. 1 ст. 8 Конституции РФ):

В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности (п. 2 ст. 8 Конституции РФ);

Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (п. 2 ст. 9 Конституции РФ).

Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (п. 1 ст. 34 Конституции РФ).

Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию (п. 2 ст. 34 Конституции РФ).

2) устанавливает минимум гарантий прав и интересов участников предпринимательских правоотношений, который не может быть ограничен:

а) равная защита всех форм собственности (п. 2 ст. 8 Конституции РФ);

б) гарантия судебной защиты прав и свобод (п. 1 ст. 46 Конституции РФ);

в) возможность ограничения прав и свобод человека и гражданина только федеральным законом и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (п. 3 ст. 55 Конституции РФ).

В соответствии с Постановлением Конституционного Суда РФ от 24 июня 1993 г. конституционные права и свободы человека и гражданина распространяются на юридических лиц в той степени, в какой эти права могут быть к ним применимы.

3) закрепляет предметы ведения Российской Федерации и субъектов РФ (ст. 71–73 Конституции РФ).

2. Гражданский кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, КоАП РФ и др.

3. Федеральные законы , которые можно классифицировать следующим образом:

1) Федеральные законы, устанавливающие государственные требования к организации и осуществлению предпринимательской деятельности:

а) Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»;

б) Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»;

г) Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)»;

2) Федеральные законы, определяющие основные правила устройства и функционирования рынка:

а) Закон РСФСР от 22 марта 1991 г. № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»;

3) Федеральные законы, устанавливающие правовое положение хозяйствующих субъектов:

б) Федеральный закон от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»;

г) Федеральный закон от 14 ноября 2002 г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» и др.

4) Федеральные законы, регулирующие отдельные виды предпринимательской деятельности:

4. Подзаконные акты:

1) Указы Президента РФ (например, Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти»);

2) Постановления Правительства РФ (Например, Постановление Правительства РФ от 12 августа 2002 г. № 584 «Об утверждении положения о проведении конкурса по продаже государственного или муниципального имущества»);

3) Нормативные акты федеральных органов исполнительной власти (министерства, ФАС РФ и др.);

5. Нормативно-правовые акты субъектов РФ – издаются законодательными и исполнительными органами субъектов РФ в пределах установленной ст. 71–73 Конституции РФ компетенции и не могут противоречить федеральному законодательству.

6. Муниципальные правовые акты – принимаются по вопросам, касающимся реализации права собственности на принадлежащее муниципальным образованиям имущество.

Понятие обычая делового оборота определено в статье 5 ГК РФ.

Обычаи делового оборота – сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе.

Обычаи делового оборота применяются в случаях, прямо указанных в законодательстве. Отсылки к обычаям делового оборота содержатся в ряде статей ГК РФ (ст. 309, 311, 314, 315, 474 ГК РФ и др.).

Правовой обычай создается в результате сложения двух элементов: внутреннего – то есть соблюдение сложившегося правила участниками гражданского оборота, и внешнего – то есть в результате придания обязательной силы путем прямого указания об этом в правовых нормах. Следовательно, для того, чтобы стать источником права, обычай должен быть санкционирован государством.

Обычай делового оборота следует отличать от обыкновения. Обычай существует независимо от сторон, заключающих договор, и применяется в качестве общего правила (если стороны не договорились об ином или иное не установлено в законе); в то время как деловые обыкновения применяются, если в договоре стороны прямо договорились об этом либо если договор позволяет предположить намерение сторон руководствоваться тем или иным обыкновением. Деловое обыкновение представляет собой подразумеваемое условие договора. Если такового условия в договоре нет, обыкновение не учитывается как обязательное правило.

Одним из видов источников российского предпринимательского права являются также общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ. В числе международных документов, регулирующих предпринимательскую деятельность можно назвать следующие:

1) Конвенция ООН о договоре международной перевозки грузов автомобильным транспортом 1956 г.;

2) Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи 1980 г.;

3) Конвенция ООН о международных переводных векселях и международных простых векселях 1988 г.;

4) Принципы международных коммерческих договоров (Принципы УНИДРУА);

5) Евразийская патентная конвенция 1994 г. и др.

Вопросы соотношения международных и внутренних источников предпринимательского права решаются в соответствии с п. 4 ст. 15 Конституции РФ, ст. 7 ГК РФ: общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации имеют приоритет по отношению к нормам национального законодательства.

2.4. Сущность и виды предпринимательских правоотношений

Под предпринимательскими правоотношениями понимаются урегулированные нормами предпринимательского права отношения, возникающие в процессе осуществления предпринимательской деятельности, тесно с ней связанной деятельности организационно-имущественного характера, а также отношения по государственному регулированию предпринимательской деятельности.

Предпринимательские правоотношения по их конструкции, объектам и содержанию можно классифицировать следующим образом:

1) абсолютные вещные правоотношения;

2) абсолютно-относительные вещные правоотношения;

3) абсолютные правоотношения по ведению собственной хозяйственной деятельности;

4) неимущественные предпринимательские правоотношения; хозяйственные обязательства.

Охарактеризуем каждый из перечисленных видов предпринимательских правоотношений.

1. Абсолютные вещные правоотношения. Абсолютным вещным правом, не корреспондирующим ни с одним конкретным субъектом, является право собственности. Право собственности дает его субъекту возможность владения, пользования и распоряжения имуществом по своему усмотрению в соответствии с законом. Оно используется для осуществления хозяйственной деятельности на базе собственного имущества государством, муниципальными образованиями, субъектами частной собственности.

2. Абсолютно-относительные вещные правоотношения. К их числу относятся право хозяйственного ведения, право оперативного управления. Они являются абсолютно-относительными, потому что субъект такого права владеет, пользуется и распоряжается имуществом «абсолютно», не сообразуя своих возможностей ни с кем, кроме собственника, с которым он состоит в относительном правоотношении. Правоотношения такого рода складываются при предоставлении государственного и муниципального имущества унитарным предприятиям.

3. Абсолютные правоотношения по ведению собственной хозяйственной деятельности. Для таких правоотношений характерно, что они складываются по поводу ведения собственной деятельности, которая и выступает как объект правоотношения. У субъекта, ведущего хозяйствование по установленным законом правилам, нет конкретных обязанных лиц. Все другие субъекты обязаны считаться с возможностью ведения им предпринимательской деятельности и не препятствовать ее реализации. Если нормальное течение предпринимательства прерывается под влиянием третьих лиц или в результате нарушения установленного порядка ведения такой деятельности самим субъектом права, абсолютное правоотношение превращается в относительное. Например, если организация осуществляет свою деятельность с соблюдением норм по ведению бухгалтерского учета, представлению бухгалтерской и статистической отчетности, формированию себестоимости выпускаемой продукции по установленным правилам, складывающееся при этом правоотношение имеет конструкцию абсолютного. Если субъект нарушает установленные нормы, компетентные государственные органы могут потребовать пресечения допущенных нарушений и возмещения убытков, наступивших для государства. Правоотношение при этом трансформируется в относительное.

4. Неимущественные предпринимательские правоотношения. Такие правоотношения складываются по поводу неимущественных благ, используемых субъектами хозяйствования в своей деятельности, таких как фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания, наименование места происхождения товара, коммерческая тайна и др. В ходе нормальной реализации неимущественных прав складывающееся правоотношение является абсолютным. При нарушении таких прав возникает конкретное обязательство по их защите от нарушения и из неимущественного правоотношение трансформируется в имущественное. Потерпевший, защищая свои неимущественные права, может требовать от нарушителя возмещения убытков.

5. Хозяйственные обязательства. В обязательственных правоотношениях один участник вправе требовать от другого совершения соответствующих действий. Обязанный субъект обязан их исполнить, то есть передать имущество, выполнить работы, оказать услуги. Хозяйственные обязательства подразделяются на четыре основных вида:

Хозяйственно-управленческие, которые возникают в результате издания актов государственными органами;

Внутрихозяйственные, которые складываются между подразделениями хозяйствующих субъектов;

Территориально-хозяйственные отношения – отношения публичных образований между собой и с организациями;

Оперативно-хозяйственные, которые складываются между несоподчиненными субъектами в силу предпринимательских договоров.

Контрольные вопросы

1. Назовите виды источников российского предпринимательского права.

2. В каком нормативно-правовом акте закреплены основные принципы осуществления предпринимательской деятельности?

3. Перечислите нормативно-правовые акты, определяющие государственные требования к осуществлению предпринимательской деятельности, основы функционирования рынка в целом, а также отдельных видов предпринимательской деятельности.

4. Назовите нормативно-правовые акты, устанавливающие основы правового положения отдельных видов юридических лиц.

5. В каких случаях применяются обычаи делового оборота?

6. Охарактеризуйте каждый из видов предпринимательский правоотношений.

Тест по предпринимательскому праву

1. Источником предпринимательского права является:
а) судебный прецедент;
б) договор поставки;
в) обычай делового оборота.

2. Определение предпринимательской деятельности содержится:
а) в Уголовном кодексе РФ;
б) в Гражданском кодексе РФ;
в) в Трудовом кодексе РФ.

3. Российское предпринимательское право - это:
а) один из элементов российской правовой системы;
б) совокупность правовых норм, регулирующих правила торговли;
в) относительно самостоятельное подразделение системы российского права, состоящее из правовых норм и институтов, регулирующих качественно специфический вид общественных отношений.

4. В соответствии с лицензионным законодательством понятие "лицензия" означает:
а) признание интеллектуальной собственности юридического лица на результаты интеллектуальной деятельности;
б) сертификат соответствия поставляемой промышленной продукции обязательным требованиям государственных стандартов, выданный государственным органом предпринимателю;
в) разрешение, право на занятие лицензированным видом деятельности, не допускающей отступлений от лицензированных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.

5. Органы нотариата защищают права и законные интересы предпринимателей:
а) по бесспорным делам;
б) по спорам хозяйственного характера в сфере предпринимательства;

157
в) по спорам, вытекающим из предпринимательства по вопросам возмещения вреда.

6. Споры в сфере предпринимательства рассматривают:
а) районные суды (суды общей юрисдикции);
б) арбитражные и третейские суды;
в) нотариальные органы.

7. Антимонопольное законодательство в хозяйственном обороте распространяется на:
а) коммерческие организации;
б) хозяйствующие субъекты, федеральные структуры исполнительной власти и соответствующие структуры субъектов РФ, органы местного самоуправления, должностные лица в процессе деятельности на товарном рынке;
в) некоммерческие организации.

8. Не признается доминирующим положение хозяйствующего субъекта, если его доля на рынке определенного товара, не имеющего заменителей:
а) составляет 100 %;
б) не превышает 50 %;
в) не превышает 35 %.

9. Государственными органами, принимающими решение о злоупотреблении доминирующим положением на рынке, являются:
а) антимонопольные органы;
а) Верховный Суд РФ;
в) Высший Арбитражный Суд РФ.

10. Субъектами хозяйственной деятельности, которые подлежат государственному ценовому регулированию, являются:
а) муниципальные унитарные предприятия;
б) государственные унитарные предприятия;
в) субъекты естественных монополий.

11. Участниками предпринимательской деятельности являются:
а) персонажи театральных произведений;
б) индивидуальные предприниматели;
в) воображаемые лица.

12. Индивидуальным предпринимателем согласно ГК РФ может быть:
а) физическое лицо;

158
б) юридическое лицо;
в) муниципальный орган.

13. Физическое лицо - это:
а) физически сильный человек;
б) человек, имеющий необходимое образование в области физики;
в) гражданин, обладающий правоспособностью и дееспособностью.

14. Юридическим лицом признается:
а) специалист, работающий в области юриспруденции;
б) юридическая организация;
в) организация, которая имеет особенное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

15. Юридическим лицом является:
а) поэт;
б) экономист;
в) открытое акционерное общество "Витязь".

16. Способность иметь гражданские права и нести обязанности - это:
а) гражданская позиция;
б) гражданская правоспособность;
в) гражданское мужество.

17. В одной из норм ГК РФ говорится о способности гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их. В этом определении отражено понятие:
а) гражданской доблести;
б) гражданской ответственности;
в) гражданской дееспособности.

18. Гражданин вправе заниматься предпринимательством с момента:
а) государственной регистрации;
б) заключения предпринимательской сделки;
в) получения лицензии.

19. В уставном капитале субъекта малого предпринимательства доля юридического лица, не являющегося субъектом малого предпринимательства, не может превышать:
а) 20%;
б) 25%;
в) 35%.

20. К коммерческим организациям относится:
а) общественная организация;
б) благотворительный фонд;
в) общество с ограниченной ответственностью.

21. Согласно ГК РФ одним лицом может учреждаться:
а) хозяйственное общество;
б) хозяйственное товарищество;
в) муниципальное унитарное предприятие.

22. Полное товарищество отличается от коммандитного товарищества тем, что:
а) в нем нет вкладчиков (коммандитов);
б) его учредителями могут быть только предприниматели;
в) его участники отвечают по обязательствам всем своим имуществом.

23. Вкладчики в коммандитном товариществе (вносят только вклады, имуществом не отвечают, но могут потерять только свой вклад) именуются:
а) товарищами;
б) участниками:
в) коммандитами.

24. Наибольшей самостоятельностью в хозяйственном обороте обладает следующее подразделение коммерческой организации:
а) отделение;
б) филиал;
в) представительство.

25. ГК РФ исключает субсидиарную ответственность собственника за долги одного из следующих юридических лиц:
а) учреждения;
б) унитарного предприятия на праве хозяйственного ведения;
в) казенного предприятия.

26. Открытое акционерное общество отличается от закрытого тем, что:
а) государство должно иметь обязательную часть (долю) в уставном капитале ОАО не менее 20% акций;
б) участники ОАО несут дополнительную ответственность за долги общества;
в) ОАО вправе проводить открытое размещение своих акций между неопределенным кругом лиц (номинальная стоимость размещаемых акций - не менее 1000 минимальных размеров оплаты труда).

27. Нормы о реорганизации коммерческих организаций содержатся:
а) в законодательстве об ипотеке;
б) в законодательстве о банковской деятельности;
в) в ГК РФ.

28. Реорганизация юридического лица предусматривается гражданским законодательством РФ в форме:
а) упразднения;
б) слияния;
в) сложения.

29. Реорганизация юридического лица, предусмотренная гражданским законодательством РФ, возможна в форме:
а) слияния и присоединения;
б) слияния, присоединения, разделения, преобразования;
в) слияния, присоединения, разделения, преобразования, выделения.

30. Общество с ограниченной ответственностью в праве преобразовываться:
а) в акционерное общество;
б) в производственный кооператив;
в) в акционерное общество или в производственный кооператив.

31. Реорганизуемые хозяйственные общества могут заключить между собой договор о реорганизации в форме:
а) слияния и присоединения;
б) преобразования и разделения;
в) в любой форме, предусмотренной ГК РФ.

32. В обществе с дополнительной ответственностью решение о реорганизации может быть принято на общем собрании участников:
а) количеством голосов более 20 %;
б) квалифицированным большинством голосов (75 %);
в) по единогласному решению его участников.

33. Ликвидация юридического лица влечет:
а) его прекращение;
б) переход прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам;
в) его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.

34. Признание юридического лица банкротом судом влечет:
а) его разделение;
б) его ликвидацию;
в) его преобразование.

35. Согласно Закону "О несостоятельности (банкротстве) предприятий" признаком банкротства считается:
а) неспособность коммерческой организации исполнить обязательство в течение двух месяцев с наступления даты его исполнения;
б) неспособность юридических лиц, индивидуальных предпринимателей исполнить обязательство по договору в течение двух месяцев с наступления даты его исполнения;
в) неспособность граждан или юридических лиц исполнить денежное обязательство в течение трех месяцев с наступления даты исполнения.

36. Понятием "имущество" охватываются:
а) вещи, нажитые личным трудом;
б) материальные блага, предназначенные для удорлетворения духовных и физических потребностей человека;
в) золотые украшения.

37. Согласно ГК РФ вещью признаются:
а) облигации и деньги;
б) электрическая энергия;
в) информация.

38. Нематериальными благами, согласно гражданскому законодательству, признаются:
а) имущественный комплекс;

162
б) жизнь, здоровье, имя человека;
в) услуги и работа.

39. Нематериальным благом, обеспечивающим физическую неприкосновенность личности, является:
а) авторство;
б) личная и семейная тайна;
в) жизнь и здоровье.

40. Коммерческую тайну предпринимателя составляет информация:
а) имеющая действительную или потенциальную ценность в силу неизвестности ее третьим лицам;
б) содержащаяся в уставе коммерческой организации;
в) содержащаяся в лицензии коммерческая организация.

41. К средствам индивидуализации личности гражданина относится:
а) имя;
б) неприкосновенность частной жизни;
в) личная неприкосновенность.

42. Основанием возникновения обязательств являются:
а) достижения гражданином совершеннолетия;
б) договоры и иные сделки, не противоречащие закону;
в) прогулка по парку.

43. Участниками обязательств являются:
а) физические лица;
б) юридические лица;
в) все вышеназванные лица.

44. Непосредственными участниками обязательства являются:
а) должник;
б) кредитор, иногда и третье лицо;
в) все вышеназванные лица.

45. Если на стороне кредитора в обязательстве выступает несколько лиц, то их требования к должнику по ГК РФ признаются:
а) совместными;
б) солидарными;
в) долевыми.

46. Если должнику принадлежит возможность выбора одного из нескольких представлений предмета исполнения обязательства, то такое обязательство называется:
а) солидарным;
б) факультативным;
в) альтернативным.

47. Имущественная ответственность предпринимателя определяется:
а) гражданским законодательством;
б) земельным законодательством;
в) уголовным законодательством.

48. Основными условиями надлежащего исполнения предпринимательских обязательств являются:
а) надлежащие субъекты и предмет исполнения;
б) надлежащие место, время (срок), способ, качество, объем исполнения;
в) все вышеназванное.

49. К способам обеспечения исполнения предпринимательских обязательств относятся:
а) поручительство, удержание имущества должника, банковская гарантия, задаток, залог, неустойка;
б) иные способы, предусмотренные законом или договором;
в) все вышеназванное.

50. Переменой лиц в обязательстве считается:
а) замена кредитора (уступка требования (цессия) или переход прав кредитора на основании закона);
б) замена должника (перевод долга);
в) все вышеназванное.

51. Неустойка по гражданскому законодательству РФ - это:
а) мера имущественной ответственности;
б) один из способов обеспечения исполнения обязательства;
в) все вышеназванное.

52. По гражданскому законодательству РФ неустойка применяется в виде:
а) пени;
б) штрафа;
в) пени и штрафа.

53. По своей правовой природе предпринимательский договор:
а) представляет собой разновидность гражданско-правового договора;
б) имеет сходство (аналогию) с гражданско-правовым договором;
в) имеет существенное отличие от гражданско-правового договора;

54. Согласно гражданскому законодательству РФ предпринимательский договор считается заключенным, если между сторонами достигается соглашение:
а) по всем существенным условиям договора;
б) о предмете договора;
в) о сроке действия договора.

55. Договор заключается посредством:
а) направления оферты.(предложения заключить договор) одной из сторон;
б) акцепта (принятие предложений) другой стороной, т.е. ответ лица, которому адресована оферта о ее полном и безоговорочном принятии;
в) все вышесказанное верно.

56. Согласно гражданскому законодательству РФ договор считается заключенным в момент:
а) акцепта адресатом полученной оферты;
б) получения лицом, направившим оферту, ее акцепта;
в) получения лицом; направившим оферту, протокол разногласий.

57. Договор, в котором гражданским законодательством РФ установлен претензионный порядок урегулирования споров между сторонами, является:
а) договором займа;
б) договором простого товарищества;
в) договором перевозки грузов.

58. Фондовый рынок - это:
а) место купли-продажи основных средств производства;
б) аукционы по продаже предприятий;
в) совокупность отношений по поводу выпуска и обращения ценных бумаг между его участниками.

59. Ценная бумага - это:
а) десятирублевая купюра РФ;
б) договор займа;
в) акция.

60. Профессиональными участниками рынка ценных бумаг являются:
а) брокер;
б) главный бухгалтер завода;
в) налоговый инспектор.

61. Эмиссионные ценные бумаги вправе выпускать:
а) физические лица;
б) акционерные общества;
в) простое товарищество.

Ответы на тесты

1 -в; 2-6; 3 - в; 4 -в; 5 - а; 6 - б; 7 - б; 8 - в; 9 - а; 10 - в; И - б; 12 - а; 13 - в; 14 - в; 15 - в; 16 - б; 17 - в; 18 - а; 19 - б; 20 - в; 21 - а; 22 - а; 23 - в; 24 - б; 25 - б; 26 - в; 27 - в; 28 - б; 29 - в; 30 - в; 31 - а; 32 - в; 33 - в; 34 - б; 35 - в; 36 - б; 37 - а; 38 - б; 39 - в; 40 - а; 41 - а; 42 - б; 43 - в; 44 - в; 45 - в; 46 - в; 47 - а; 48 - в; 49 - в; 50 - в; 51 - в; 52 - в; 53 - а; 54 - а; 55 - в; 56 - б; 57 - в; 58 - в; 59 - в; 60 - а; 61 - б.

Лекция 2. Источники предпринимательского права

1. Понятие и виды источников предпринимательского права. Нормативный правовой акт как источник предпринимательского права.

2. Значение гражданского законодательства РФ в регулировании предпринимательской деятельности.

3. Регулирование отношений в сфере предпринимательства правовыми обычаями.

  1. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры как источники предпринимательского права.

1. Понятие и виды источников предпринимательского права.

Нормативный правовой акт

как источник предпринимательского права

К источникам предпринимательского права относятся нормативные правовые акты, обычаи делового оборота, а также общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры.

Нормативный правовой акт - официальный документ, принятый в установленном порядке компетентными органами государства и содержащий общеобязательные правила поведения.

Все нормативные правовые акты объединены в определенную систему, которая характеризуется иерархичностью, специализацией и дифференциацией. Нормативные правовые акты можно классифицировать в зависимости:

От сферы действия - федеральные; акты субъектов Российской Федерации; акты органов местного самоуправления; локальные акты;

От срока действия - акты неопределенно длительного действия; временные акты;

От юридической силы - законы и подзаконные акты.

Многочисленные законы также классифицируются по различным основаниям.

В зависимости от их значимости в системе действующего законодательства различают законы конституционные и текущие.

Конституционные законы закрепляют основы государственного строя, служат юридической базой для текущего законодательства. К ним относятся: Конституция РФ и законы, вносящие в нее изменения и дополнения, а также законы, конкретизирующие ее содержание. Конституция РФ является Основным Законом государства и занимает ведущее место в системе нормативных правовых актов. Для предпринимательского права особое значение имеют конституционные нормы, содержащие отраслевые принципы. Кроме того, в Основном Законе закреплены конституционные гарантии предпринимательства и конституционные ограничения.

Перечень конституционных законов прямо закреплен в Конституции РФ, что определяет их место в системе законодательства и повышенную юридическую силу. Всего принято четырнадцать федеральных конституционных законов - законы о порядке деятельности Правительства РФ, судебной системе, Конституционном Суде и т.д. Так, ст. 96 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" предусматривает право граждан и объединений граждан в форме организации обратиться с индивидуальной или коллективной жалобой на нарушение прав и свобод.

Текущие законы принимаются на основе и во исполнение конституционных законов, составляют текущее законодательство и регулируют различные стороны предпринимательской деятельности. Особой разновидностью текущих законов являются кодифицированные законы. Важная роль в регулировании предпринимательской деятельности принадлежит ГК РФ.

Предпринимательские отношения регулируются также нормами Бюджетного , Налогового кодексов , Кодекса об административных правонарушениях, Уголовного кодекса и других кодифицированных законов.

Законы, регулирующие правовое положение участников предпринимательской деятельности и их объединений, например: "Об акционерных обществах" , "Об обществах с ограниченной ответственностью" , "О производственных кооперативах" , "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" , "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" , "О финансово-промышленных группах" и др.;

Законы, регулирующие отдельные виды предпринимательской деятельности, например: "О рекламе" , "Об аудиторской деятельности" , "Об организации страхового дела в РФ" , "Об инвестиционной деятельности в РСФСР" , "Об оценочной деятельности" и др.;

Законы, предусматривающие возможность использования нематериальных благ, результатов интеллектуальной деятельности и обеспечивающие индивидуализацию предпринимательской деятельности, например: "О коммерческой тайне" , "Об информации, информатизации и защите информации" , ГК РФ;

Законы, направленные на защиту прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности, например: "Об арбитражных судах" , " защите конкуренции", "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг", "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)", "О третейских судах" , "О международном коммерческом арбитраже" и др.;

Законы, регламентирующие внешнеэкономическую деятельность субъектов предпринимательства, например: "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности", "О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров", "О мерах по защите экономических интересов РФ при осуществлении внешней торговли товарами", "О валютном регулировании и валютном контроле" , "Об экспортном контроле" и др.

К подзаконным нормативным правовым актам относятся указы Президента Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам, но имеют приоритетное значение по отношению к иным подзаконным актам.

Указы Президента РФ содержат нормы права и регулируют разнообразные экономические отношения, например: "О защите потребителей от недобросовестной рекламы" , "О мерах по стимулированию создания и деятельности финансово-промышленных групп", "Об обеспечении прав инвесторов и акционеров на ценные бумаги в Российской Федерации" и др.

Нормативные правовые акты российского Правительства можно подразделить на акты, издаваемые во исполнение Конституции , федеральных законов и нормативных указов Президента, и акты по вопросам собственной компетенции. Правительство разрабатывает, утверждает и реализует базовые нормативные правовые акты и целевые комплексные программы, рассчитанные на длительный период действия (федеральный бюджет, федеральная программа поддержки малого предпринимательства и т.д.), например: Постановление Правительства РФ "О комплексе мер по развитию и государственной поддержке малых предприятий в сфере материального производства и содействию их инновационной деятельности"; Постановление Правительства РФ "О мерах по обеспечению поступления в федеральный бюджет доходов от использования федерального имущества"; Постановление Правительства РФ "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" и др.

Нормативные правовые акты Правительства, регулируя предпринимательские отношения:

Устанавливают правовые ориентиры деятельности: а) органов исполнительной власти (Постановление Правительства РФ "Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе"; Постановление Правительства РФ "Об утверждении Положения о Министерстве экономического развития и торговли Российской Федерации"; Постановление Правительства РФ "О порядке взаимодействия федерального органа юстиции и федерального органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять государственную регистрацию юридических лиц"); б) организаций и индивидуальных предпринимателей (Постановление Правительства РФ "Об использовании в названиях организаций наименований "Россия", "Российская Федерация"; Постановление Правительства РФ "О знаке обращения на рынке");

Вводят нормативные правовые основы для издания других правовых актов (Постановление Правительства РФ "Об утверждении Правил разработки прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества"; Постановление Правительства РФ "Об утверждении Положения о создании и деятельности экспертных комиссий по техническому регулированию").

В соответствии с действующим законодательством Правительство РФ издает постановления и распоряжения. Постановления, как правило, нормативны и общеобязательны, они разрабатываются и принимаются коллегиально. Распоряжения, будучи разновидностью правоприменительных актов, принимаются и подписываются Председателем или заместителем Председателя Правительства на основе единоначалия и адресуются, как правило, узкому кругу исполнителей (распоряжение Правительства РФ "Об утверждении Перечня стратегических предприятий и организаций").

Главным недостатком действующего хозяйственного законодательства является отсутствие обобщающего закона, который привел бы многочисленные нормы этого законодательства в единую систему. Только издание такого системообразующего закона может привести к радикальному улучшению правового регулирования хозяйственной деятельности. Кодификация предпринимательского права - это наиболее оптимальный путь совершенствования законодательства. Лучше принять один закон, чем около сотни применительно к отдельным видам предпринимательской деятельности, формам и требованиям к ее осуществлению. При этом дополнительным аргументом в пользу принятия предпринимательского (хозяйственного) кодекса является и тот факт, что в Германии, Франции, США, Японии и других странах предпринимательские отношения регулируются торговыми кодексами.

Противники кодификации предпринимательского права приводили следующие аргументы: исторический опыт России, в которой так и не был принят торговый кодекс, опыт других государств, в которых при проведении поздних кодификаций гражданского законодательства произошло поглощение торговых кодексов гражданскими (Нидерланды, Италия), трудности разграничения предпринимательского кодекса с гражданским и др.

Научные дискуссии о соотношении гражданского и предпринимательского кодексов закончились тем, что с 1 января 1995 г. вступил в действие новый Гражданский кодекс Российской Федерации. Законодатель в очередной раз не воспринял взгляды представителей концепции хозяйственного права о необходимости регулирования предпринимательских отношений в рамках отдельного кодифицированного акта.

ГК РФ, закрепив в составе предмета гражданского права предпринимательские отношения, особо выделил то обстоятельство, что "гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием" (п. 1 ст. 2 ГК РФ). По мнению представителей цивилистической школы, законодательно был решен давний спор о дуализме частного права в нашей стране в пользу права гражданского.

Обычай делового оборота не обязательно должен быть зафиксирован в письменном документе, хотя нередко они имеются и являются желательными, так как наличие таких документов вносит определенность в отношения сторон. Письменным подтверждением обычая делового оборота могут быть условия публикуемых примерных договоров, что допускается п. 2 ст. 427 ГК РФ. Существование обычая или, напротив, его отсутствие в иных случаях сторона вправе доказывать, используя любые допускаемые правом доказательства.

Обычай делового оборота имеет факультативное значение, что подтверждается ст. 309 ГК РФ: обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Данная норма получила дальнейшее развитие в статьях ГК РФ (ст. ст. 311 , , , , , , , , , и др.).

Применение обычаев предусматривается и иными нормативными правовыми актами, в частности ст. ст. 134 , , Кодекса торгового мореплавания РФ, и может вытекать из положений международных договоров, заключенных Российской Федерацией. Например, согласно ст. 138 Кодекса торгового мореплавания РФ ("Палубный груз") перевозчик имеет право перевозить груз на палубе только в соответствии с соглашением между перевозчиком и отправителем, законом или иными правовыми актами РФ либо обычаями делового оборота.

Поскольку обычай делового оборота признается источником права, его применение следует считать возможным и при отсутствии в правовых нормах прямой отсылки к обычаю, если существует пробел в законодательстве, а также в условиях заключенного между сторонами договора.

В ряде статей ГК РФ используется термин "обычно предъявляемые требования", который в одних случаях дополняет отсылку к обычаям делового оборота (ст. ст. 309 , , ГК РФ), а в других используется как самостоятельный термин (ст. ст. 484 , , ГК РФ). В научной литературе обычай делового оборота рассматривается как разновидность обычно предъявляемых требований, что представляется дискуссионным, так как обычай делового оборота - это дополнительный источник права, что прямо следует из ст. 5 ГК РФ. Обычно предъявляемые требования таким статусом не обладают. Вопрос о применении и содержании таких требований должен решаться в судебном порядке с учетом широкого круга факторов. На основе обычно предъявляемых требований могут складываться обычаи делового оборота при наличии признаков, содержащихся в ст. 5 ГК РФ, и подтверждения широкой практикой их применения.

В законодательстве Российской Федерации используется и другой термин - "торговый обычай" (п. 3 ст. 28 Закона РФ от 7 июля 1993 г. N 5338-1 "О международном коммерческом арбитраже"). В научной литературе торговый обычай характеризуется как правило поведения, сложившееся в сфере международной торговли в результате неоднократного воспроизведения одних и тех же действий. Применение торговых обычаев допускают и международные договоры, участницей которых является Россия. Так, согласно ст. VII Европейской конвенции о внешнеторговом арбитраже (заключена в Женеве 21 апреля 1961 г.), при разрешении дела арбитры руководствуются положениями контракта и торговыми обычаями.

Во-вторых, международные договоры Российской Федерации, являющиеся составной частью ее правовой системы.

Международным договором признается международное соглашение, заключенное Российской Федерацией с иностранным государством (или государствами) либо с международной организацией в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится такое соглашение в одном документе или нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования. Международные договоры являются одним из важнейших средств развития международного сотрудничества, способствуют расширению международных связей с участием государственных и негосударственных организаций, в том числе с участием субъектов национального права, включая физических лиц.

Международные договоры Российской Федерации могут заключаться от имени Российской Федерации (межгосударственные договоры), от имени Правительства Российской Федерации (межправительственные договоры) и от имени федеральных органов исполнительной власти (межведомственные договоры).

К признакам, свидетельствующим о невозможности непосредственного применения положений международного договора Российской Федерации, относятся содержащиеся в договоре указания на обязательства государств-участников по внесению изменений во внутреннее законодательство этих государств. В этих случаях наряду с международным договором следует применять и соответствующий внутригосударственный правовой акт, принятый для осуществления положений указанного международного договора. Так, ст. 15 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации" устанавливает, что обязательной ратификации подлежит широкий круг международных договоров, в том числе те, исполнение которых требует изменения действующих или принятия новых федеральных законов, а также устанавливающие иные правила, чем предусмотренные законом.

В настоящее время в Российской Федерации идет интенсивный процесс согласования внутригосударственных норм с требованиями соответствующих норм международного права. В решениях Конституционного Суда РФ содержится более 200 ссылок на международные документы различного уровня.

Международный договор подлежит применению, если Российская Федерация в лице компетентных органов государственной власти выразила согласие на обязательность для нее международного договора посредством одного из действий, перечисленных в ст. 6 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации": путем подписания договора; обмена документами, его образующими; ратификации договора; утверждения договора; принятия договора; присоединения к договору; любым иным способом, о котором условились договаривающиеся стороны, а также при условии, что указанный договор вступил в силу для Российской Федерации (например, Конвенция Организации Объединенных Наций о договорах международной купли-продажи была принята в Вене 11 апреля 1980 г., СССР присоединился к Конвенции 23 мая 1990 г., для Российской Федерации Конвенция вступила в силу 1 сентября 1990 г.).

Международный договор Российской Федерации доводится до всеобщего сведения путем опубликования.

Нормы международных договоров Российской Федерации обладают приоритетом по отношению к противоречащим им нормам внутригосударственных законов.

Это означает, что в случае обнаружения противоречия между международным договором и национальным законом правоприменительные органы должны руководствоваться не предписаниями закона, а нормами, содержащимися в договоре. Договор обладает приоритетом в отношении любых законов, как федеральных, так и законов субъектов Федерации, принятых до заключения договора или после того.

В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 31 октября 1995 г. N 8 "О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия" дано следующее разъяснение: "...суд при рассмотрении дела не вправе применять нормы закона, регулирующего возникшие правоотношения, если вступившим в силу для Российской Федерации международным договором, решение о согласии на обязательность которого для Российской Федерации было принято в форме федерального закона, установлены иные правила, чем предусмотренные законом. В этом случае применяются правила международного договора Российской Федерации".

Международные договоры могут быть как двусторонние, так и многосторонние. Не претендуя на перечисление всех международных договоров, обозначим лишь некоторые из них.

Для России сохранили свое действие международные договоры, в которых Российская Федерация является стороной в качестве государства - правопреемника СССР. Так, СССР заключил двусторонние договоры о взаимной правовой помощи по гражданским и уголовным делам с Республикой Кипр, с Тунисской Республикой, с Греческой Республикой, с Иракской Республикой и многими другими <1>. Целью этих договоров является обеспечение взаимного признания и соблюдения имущественных и личных прав субъектов одного государства на территории другого. Международные договоры о поощрении и взаимной защите капиталовложений СССР заключил с Австрийской Республикой, Королевством Бельгия, Соединенным Королевством Великобритании и Северной Ирландии, Чешской Республикой и др.

Торговые договоры, заключенные Россией и устанавливающие общие режимы, применяемые в торговле с соответствующими иностранными государствами, определяют правовое положение юридических лиц и граждан, содержат правила по вопросам торгового арбитража и т.д. Россия заключила соглашения об экономическом сотрудничестве с Великобританией, Финляндией, Китаем и другими странами. В соглашениях предусматриваются создание в странах предпосылок для инвестиций, которые были бы привлекательны для инвесторов из другой страны, меры по поощрению создания и поддержке систем защиты интеллектуальной собственности и др.

Участниками Содружества Независимых Государств (СНГ) были подписаны: Соглашение об общих условиях поставок товаров между организациями государств - участников СНГ, Соглашение о мерах по обеспечению улучшения расчетов между хозяйственными организациями стран - участниц СНГ, Соглашение о взаимном признании прав и регулировании отношений собственности; Соглашение о принципах сближения хозяйственного законодательства государств - участников Содружества, Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, Договор о создании Экономического союза и др.

К многосторонним соглашениям о взаимной охране авторских прав, о сотрудничестве в области охраны промышленной собственности относятся Парижская конвенция по охране промышленной собственности 1883 г., Мадридская конвенция о международной регистрации товарных знаков 1891 г. и др.

Одним из важнейших многосторонних международных договоров является Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров 1980 г. (Венская конвенция). Венская конвенция дает определение договора международной купли-продажи товаров, содержит положения о форме договоров и порядке их заключения, регулирует содержание прав и обязанностей продавца и покупателя, а также ответственности сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей по договору. В Конвенции содержатся положения о переходе риска с продавца на покупателя и положения об обязанностях сторон по сохранению товара.

Россия является участницей многосторонних конвенций по вопросам иностранных инвестиций, например Конвенции об учреждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций, заключенной в Сеуле в 1985 г. (Россия присоединилась в 1992 г.), Конвенции о защите прав инвестора (заключена в г. Москве в 1997 г.).

Проекты различных международных договоров подготавливаются межправительственными организациями. С целью содействия международной торговле в 1966 г. был создан специальный орган - Комиссия ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ). На Комиссию возложены обязанности по подготовке новых международных конвенций, содействию кодификации международных торговых обычаев и т.д. Так, в области международных расчетов Комиссией была подготовлена Конвенция о международных переводных векселях и международных простых векселях, заключенная в 1988 г. в Нью-Йорке.

Международный институт по унификации частного права (УНИДРУА) - межправительственная организация, созданная в 1926 г. Им были подготовлены проекты конвенций по целому ряду вопросов (международной купле-продаже товаров, перевозкам грузов и пассажиров и др.). В частности, в 1988 г. в Оттаве была принята Конвенция УНИДРУА о международном финансовом лизинге.

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10 октября 2003 г. N 5 "О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации" // Вестник ВАС РФ. 2004. N 2.

Источники предпринимательского права - это разнообразные формы выражения и закрепления норм права, регулирующих предпринимательские отношения. Можно выделить определенную систему источников предпринимательского права, в которой место каждого источника предопределяется его юридической силой. Данная система будет включать в себя следующие основные элементы:
1. Конституцию РФ, принятую всенародным голосованием 12 декабря 1993г.
Как основной закон России, нормы которого имеют прямое действие и применяются на всей территории страны, Конституция занимает самое высокое положение в системе источников предпринимательского права. Конституционные нормы формируют необходимые предпосылки для предпринимательской деятельности; предопределяют содержание, условия и порядок ее осуществления; определяют правовой статус предпринимателя, включающий его права, обязанности, ответственность, свободы, а так же устанавливают их гарантии.
2. Федеральные конституционные законы, раскрывающие и детализирующие основные положения Конституции РФ. Наиболее важными являются ФКЗ “О Конституционном Суде РФ”, “Об арбитражных судах в РФ”, которые определяют систему судебных органов, обеспечивающих защиту нарушенных прав и законных интересов субъектов предпринимательского права.
3. Федеральные законы, среди которых особое место занимают кодексы (ГК РФ; НК РФ; БК РФ; АПК РФ и др.). В настоящее время действует большое количество федеральных законов, регламентирующих отдельные аспекты предпринимательской деятельности. Условно можно выделить федеральные законы:
а) устанавливающие правовое положение отдельных видов субъектов предпринимательской деятельности;
б) устанавливающие требования к предпринимательской деятельности;
в) регулирующие отдельные виды предпринимательской деятельности;
г) регулирующие отношения, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности.
4. Подзаконные нормативные правовые акты, среди которых можно выделить:
а) Указы Президента Российской Федерации, призванные восполнить пробелы в законодательном регулировании, а так же при необходимости оперативно развивать законодательные положения.
б) постановления Правительства Российской Федерации, которые должны издаваться во исполнение и в развитие федеральных законов и указов Президента РФ.
в) нормативные правовые акты министерств и ведомств. Федеральные органы исполнительной власти наделены полномочиями издавать в пределах своей компетенции нормативные правовые акты, детально регламентирующие отдельные вопросы предпринимательской деятельности, находящиеся в сфере ведения органа исполнительной власти.
5. Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Многие вопросы регулируются на уровне субъектов Российской Федерации, которые наделены полномочиями издавать нормативные правовые акты, действующие на территории субъекта, их издавшего.
6. Хозяйственно-правовые акты органов местного самоуправления, которые они издают, опираясь на гл.8 Конституции РФ и ФЗ “Об общих принципах местного самоуправления в РФ”, реализуя право собственности на принадлежащие им имущественные фонды.
7. Локальные правовые акты регулируют отношения, возникающие внутри организации как субъекта предпринимательской деятельности. Они издаются субъектом самостоятельно и не распространяются на иных лиц. Однако положения локальных правовых актов могут играть существенную роль, например, при признании сделки, совершенной юридическим лицом, недействительной. Примерами локальных правовых актов являются: правила внутреннего трудового распорядка, положение о совете директоров акционерного общества, приказ об учетной политике организации.
Нормативные акты СССР действуют в части, не противоречащей современному российскому законодательству. В настоящее время в сфере предпринимательского права действует незначительное число таких актов.
8. Обычаи правового оборота применяются тогда, когда законодательно, то или иное правоотношение не урегулировано. Согласно ст. 5 Гражданского кодекса РФ обычаем делового оборота признается сложившееся и широко применяемое в предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе. Обычаи делового оборота не применяются, если они противоречат обязательным для участников правоотношения положениям законодательства или договору.
9. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ, являющиеся составной частью российской правовой системы. Международные договоры РФ, в соответствии со ст.15 Конституции РФ, обладают большей юридической силой, нежели законы, устанавливающие иные нормы для предпринимательских отношений.
Исторически правовая система России принадлежит к романогерманской правовой семье, где судебные прецеденты источниками права не являются, но в настоящее время среди ученых-правоведов ведется дискуссия о признании в качестве источников права судебной практики. На наш взгляд, следует согласится с мнением, что акты органов судебной власти не могут быть самостоятельными источниками права (исходя из конституционного принципа разделения государственной власти) и должны рассматриваться как средство достижения единообразного понимания и применения источников предпринимательского права.

Вопросы для самоконтроля:

1. Определите понятие предпринимательской деятельности.
2. Укажите квалифицирующие признаки предпринимательской деятельности. Дайте их правовую характеристику.
3. Сформулируйте понятие предпринимательского права и раскройте его основные черты.
4. Каково взаимодействие частноправовых и публично-правовых средств в регулировании предпринимательской деятельности?
5. Сформулируйте объект и предмет правового регулирования в предпринимательском праве.
6. Каковы методы правового регулирования в предпринимательском праве?
7. Охарактеризуйте систему источников предпринимательского права.
8. Являются ли судебные решения источниками предпринимательского права?

Литература:

Основная: 1, 7, 9, 12, 13, 16, 18, 20.
Дополнительная: 8, 9, 19, 34.



 

Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!