Основными правовыми институтами российского конституционного права являются. Конституционно-правовые нормы и основные институты конституционного права РФ. Их понятия и соотношение. Классификация конституционно-правовой нормы

Основными элементами механизма регулирования тарифов служат таможенные пошлины, которые определяют размер оплаты по экспортным и импортным товарам, для чего и существуют таможенные тарифы. Это перечень ставок, составленный в единой системе. Они могут быть простыми и сложными, импортными и экспортными.

Сложные таможенные тарифы

Это установление более двух ставок по каждому из товаров, что будет зависеть от страны его происхождения. Самая высокая ставка считается автономной. Её называют генеральной, что предполагает применение к товарам государств, которые не заключили торговые соглашения и договоры. Низкая ставка - конвенционная. Она бывает минимальной и налагается на товары стран, которые торгуют в режиме благоприятствования, и по отношению к ним низкие таможенные тарифы - это результат заключения определённых торговых договоров.

Также предусматривается возможность ситуации, когда вводятся дополнительные компенсационные или антидемпинговые пошлины. Такие таможенные тарифы - это исключение из правил, которое их лишь подчёркивает, потому что уровень их иногда превышает даже максимум ставок, причём значительно. Существует и тарифная квота, которая регулирует количество товара, ввозимого в страну беспошлинно или же по сниженной ставке. - это систематизированные таможенные пошлины, применяющиеся к обложению товаров при импорте (а иногда и при экспорте) из той или иной страны. Они являются классическим инструментом для регулирования всей внешней торговли.

Функции

Существует определение, что таможенные пошлины - налоги, которые взимаются при пересечении границ и повышают цены экспортируемых или импортируемых товаров, оказывая тем самым влияние и на объём, и на структуру оборота внешней торговли. К основным функциям таможенных тарифов относятся следующие:

  1. Первая - фискальная, относящаяся и к импорту, и к экспорту, поскольку все таможенные пошлины - доходная статья госбюджета.
  2. Вторая функция - защитная (или протекционистская). Она относится только к импорту, и благодаря ей государство охраняет местных производителей от иностранной конкуренции, которая иногда очень нежелательна.
  3. Третья функция - балансировочная, она относится только к экспорту и установлена для того, чтобы предотвратить нежелательный экспорт товаров, цены на которые внутри страны ниже мировых по тем или иным причинам. Таможенные пошлины обычно классифицируют по способу взимания, по объекту обложения, по характеру, по типам ставок и по способу вычисления.

Способ взимания

В чем особенности применения таможенных тарифов по способу взимания? Их разделяют на адвалорные, когда пошлина начисляется в процентах к стоимости товаров (например, 25% от таможенной стоимости); специфические, когда пошлина имеет установленный размер за единицу товара (например, $15 за 1т); комбинированные, когда сочетаются уже перечисленные виды таможенных тарифов (например, 25% от таможенной стоимости, но не более $15 за 1т).

Если товары имеют разные качественные характеристики, но являются одной товарной группой, чаще всего применяется адвалорная пошлина, аналогичная пропорциональному налогу продаж, который и применяется во всех подобных случаях. Специфические же обычно накладывают на все стандартизированные товары. Несколько иначе применяют таможенный тариф Таможенного который и создан был для отмены всяческих пошлин в торговле между странами договора.

Объект обложения: импортные пошлины

По объекту обложения таможенные пошлины разделяются на импортные, экспортные и транзитные. Импортные пошлины представляют собой налоговые платежи на товары, которые ввозятся на территорию государства. Эти деньги идут в доход государственного бюджета, а сами пошлины регулируют объёмы импорта, поэтому наиболее распространены по всему миру. Импортные пошлины влияют на экономику как инструмент стимулирования отечественных производств, поскольку дают прибавку к стоимости товара из-за рубежа. К слову, этот механизм работает ещё и как инструмент политических санкций.

Политическая ситуация очень влияет на размеры импортных пошлин. Государство может одинаковые товары из разных стран облагать пошлинами с применением разных таможенных тарифов: от минимального для стран, отношения с которыми складываются благоприятно, до максимально повышенных пошлин для тех государств, в отношениях с которыми существует напряжённость. Ещё таможенные тарифы зависят от категории товара и его рыночной стоимости.

Экспортные и транзитные пошлины

Когда экспортные товары пересекают границу государства, при выпуске на них иногда накладываются пошлины. Случается это крайне редко, только с целью сокращения экспорта и пополнения бюджета, а также в случае слишком больших различий внутренних цен, которые регулируются, и свободных на мировом рынке.

Транзитными пошлинами облагаются товары, перевозимые транзитом сквозь территорию государства. Используются они тоже очень и очень редко, чаще всего как инструмент торговой войны. Также таможенные тарифы могут быть изменяющимися - сезонными, и применяться для того, чтобы оперативно регулировать торговлю между странами продуктами сезонного характера (чаще это сельскохозяйственная продукция). Товары, которые производились с использованием субсидий, тоже при импорте облагаются пошлиной - компенсационной.

Классификация товаров

Важнейший организационный принцип, по которому выстроены таможенные тарифы, - классификация товаров. Именно так выглядит Единый таможенный тариф с Гармонизированной системой описания и кодирования товаров, которая была разработана СТС. Его сутью являются классификационные схемы, в основе которых лежат национальные таможенные тарифы.

Используют Единый таможенный тариф более ста государств, что и определяет эффективность их экономики. Товары, которые обращаются в международной торговле, сгруппированы в шесть подразделений, среди которых - разделы, группы, подгруппы, товарные позиции, подпозиции и субпозиции. На каждый товар определён особый денежный сбор при пересечении границ. В нашей стране к относятся ввозная и вывозная таможенные пошлины; налоги на добавленную стоимость, взимаемые при ввозе товаров; акциз и таможенные сборы.

Специальная пошлина

Такой сбор осуществляется как защитная или ответная мера в определённых случаях.

1. Если товары ввозятся в страну с неприемлемыми условиями и в таких количествах, которые причинят вред отечественному производителю.

2. Для прекращения деятельности внешнеэкономических партнёров, нарушающих интересы государства недобросовестной конкуренцией.

3. Как ответная мера на недружественные или дискриминационные действия иностранных государств и действия их в союзах против России.

Размер таможенного тарифа этой пошлины не прописан специально, поскольку он устанавливается отдельно в каждом случае. Кроме того, размеры таких пошлин соотносятся с величиной выявленного ущерба, установленного расследованием.

Ввозные пошлины

Ставки всех ввозных пошлин определены правительством РФ в тех пределах, который предусматривает Закон "О таможенном тарифе". Существует свод ставок, которые применяются к товарам, перемещающимся через границу России. Они систематизированы в рамках российской внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД), которая разработана на основе ГС (Гармонизированная система кодирования и описания товаров).

Последнюю рекомендовала Международная торговая палата в 1991 году и КН ЕС (Комбинированная тарифно-статистическая номенклатура ЕС). Ставки вывозных пошлин, а также перечень товаров, к которым они применяются, устанавливает правительство РФ. В рамках внешнеэкономической деятельности России применяется не только пошлина на ввоз, вывоз и международный транзит товаров, но также действуют многие виды тарифных льгот.

В России сейчас

Во Всемирной таможенной организации (ВТамО) один раз в пять лет утверждается следующее издание номенклатуры ГС. С 1 января 2017 года введено шестое издание ГС, основанное на пятом, которое вступило в силу в 2012 году. Однако различия в этих редакциях имеются. Формально ВТО выступает за то, чтобы соблюдался режим максимального благоприятствования, который не предусматривает увеличения таможенных тарифов. Однако на деле происходит почти обратное. Именно этим и объясняются многие изменения.

В октябре 2016 года решением Совета ЕЭК установлено, что одновременно с новым изданием номенклатуры ГС будет в новой редакции применяться и ТН ВЭД ЕАЭС, а также это касается и Единого таможенного тарифа (ЕТТ ЕАЭС). В перечне отдельных товаров появились изменения ставок ввозных пошлин. Это коснулось и промышленных, и сельскохозяйственных товаров.

Согласно ст. 13 Федерального закона от 13 ок­тября 1995 г. «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» государственная внешнеторговая политика осуществляется посред­ством таможенно-тарифного и нетарифного регу­лирования внешнеторговой деятельности.

Таможенно-тарифное регулирование ввоза товаров. Под тарифным регули­рованием понимается комплекс мер (методов), основанных на использовании ценового фактора воздействия на внешнеторговый оборот. Система таможенно-тарифного регулирования включает применение ввозных таможенных пошлин, иных налогов, уплата которых является условием помещения ввозимых товаров под режим выпуска для свободного обращения.

Меры нетарифного регулирования представ­ляют собой ограничения на ввоз в РФ и вывоз из РФ товаров и транспортных средств, установлен­ные исходя из соображений экономической по­литики РФ, выполнения международных обяза­тельств РФ, защиты экономической основы суверенитета РФ, защиты потребительского рын­ка в качестве ответной меры на дискриминаци­онные или другие ущемляющие интересы рос­сийских лиц акции иностранных государств и их союзов и по другим достаточно важным основа­ниям в соответствии с федеральными закона­ми, иными нормативными правовыми актами РФ и международными договорами РФ. К ним относятся лицензирование, установление мини­мальных и максимальных цен, разрешительная система и другие меры, доводимые в установлен­ном порядке до таможенных органов РФ. Приня­тию защитных мер внутреннего рынка РФ долж­ны предшествовать расследования, проводимые Министерством торговли России, с предоставле­нием материалов таких расследований Комиссии Правительства РФ по защитным мерам во внешней торговле. Примером косвенных защитных мер может служить установление Государственным таможенным комитетом России перечня пунктов пропуска на таможенной границе РФ, через которые только могут вводиться подакцизные товары, подлежащие маркировке, - алкогольные товары и табачные изделия. Другим примером косвенных защитных мер может служить сертификация соответст­вия ряда товаров стандартам безопасности и качества.

Меры таможенно-тарифного регулирования представляют собой сово­купность организационных, экономических, правовых мероприятий, осуще­ствляемых в установленном законодательством порядке государственными органами и направленных на регулирование внешнеэкономической деятель­ности. Таможенно-тарифные меры - это такие меры государственного воз­действия на внешнеэкономические связи страны, которые основаны на ис­пользовании ценового фактора влияния на внешнеторговый оборот. Система тарифных мер регулирования включает применение таможенных пошлин и иных таможенных платежей, уплата которых является неотъемлемым усло­вием ввоза товаров на таможенную территорию РФ и вывоза с этой террито­рии. Основной принцип таможенно-тарифного регулирования - это прин­цип одностороннего установления государством таможенных пошлин, запрещающего субъектам таможенно-тарифных отношений заключать ка­кие-либо соглашения по вопросам размера, оснований, сроков и других ас­пектов уплаты пошлины.

Использование таможенно-тарифных мер осуществляется таможенными органами при проведении ими таможенного оформления товаров и в процес­се таможенного контроля за их перемещением через таможенную границу России.

Ключевым элементом тарифных мер регулирования является таможенный тариф. Слово «тариф» арабского происхождения, означает «перечень», «ре­естр». Понятие «таможенный тариф» имеет два значения. Чаще всего оно упо­требляется в смысле «документ, содержащий систематизированный перечень ставок таможенных пошлин». В соответствии с постановлением Правительст­ва РФ от 22 февраля 2000 г. (в ред. от 16 марта 2000 г.) «О Таможенном тарифе - своде ставок ввозных таможенных пошлин и Товарной номенклатуре, при­меняемой при осуществлении внешнеэкономической деятельности» Таможен­ный тариф РФ - свод ставок ввозных таможенных пошлин, систематизиро­ванных в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности РФ, основанной на Гармонизированной системе описания и ко­дирования товаров (разработанной международной организацией - Советом таможенного сотрудничества) и Товарной номенклатуре внешнеэкономичес­кой деятельности Содружества Независимых Государств. Таможенный тариф содержит детализированные названия товаров, облагаемых таможенными по­шлинами, а также перечень товаров, пропускаемых беспошлинно. Против каждого из подлежащих таможенному обложению товаров в Таможенном та­рифе указывается ставка таможенной пошлины с указанием ее метода исчис­ления. Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности РФ является основой системы описания и кодирования товаров, используемой для формирования Таможенного тарифа РФ, определения мер государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, ведения таможенной ста­тистики.

Однако в ряде случаев понятие «Таможенный тариф» используется имен­но в смысле самой «таможенной пошлины», «ставки таможенной пошлины». Именно в последнем смысле термин «таможенный тариф» используется в на­шей работе.

Развитие таможенных тарифов проходило в двух направлениях. Во-пер­вых, росло число товаров, облагаемых пошлинами, а, во-вторых, - по каждо­му товару устанавливалась не одна, а несколько ставок пошлин различной ве­личины, применявшихся к товарам, происходящим из разных стран.

В этой связи различают два типа таможенных тарифов: простой и слож­ный.

Простой (одноколонный) таможенный тариф предусматривает для каж­дого товара одну ставку таможенных пошлин, которая применяется вне зави­симости от страны происхождения товара. Такой тариф не обеспечивает до­статочной" маневренности в таможенной политике, и поэтому он не соответствует современным условиям конкуренции на мировом рынке. Он не предусматривает дискриминационных или льготных пошлин и сравни­тельно мало распространен (Мексика, Боливия и др.)

Сложный (многоколонный) таможенный тариф по каждому товару уста­навливает две или большее число ставок таможенных пошлин. Сложный та­моженный тариф в значительно большей степени, чем простой, приспособ­лен к конкурентной борьбе на мировом рынке. Значение его в том, что он позволяет оказывать давление на одни страны, облагая их товары более вы­сокими пошлинами или предоставлять льготы другим, привязывая их таким образом к своему рынку. Иначе говоря, он дает возможность государству проводить дифференцированную таможенную политику.

Современные таможенные тарифы включают в себя тысячи наименова­ний товаров. Общее число товарных позиций в таможенных тарифах разви­тых государств достигает двух-трех тысяч. Кроме того, каждая товарная по­зиция содержит или может содержать более мелкие подпозиции. Это является следствием тенденции к увеличению числа товаров, облагаемых та­моженными пошлинами.

В соответствии со ст. 1 Закона РФ «О таможенном тарифе» от 21 мая 1993 г. основными конкретными целями таможенного тарифа являются:

  • рационализация товарной структуры ввоза товаров в РФ;
  • поддержание рационального соотношения вывоза и ввоза товаров, ва­лютных доходов и расходов на ее территории;
  • создание условий для прогрессивных изменений в структуре производ­ства и потребления товаров в стране;
  • защита экономики от неблагоприятного воздействия иностранной кон­куренции;
  • обеспечение условий для эффективной интеграции России в мировую экономику.

Одной из целей таможенного регулирования и контроля над перемеще­нием товаров за границу является получение государством доходов от экс­порта и импорта, доля которых в государственном бюджете является значи­тельной. Получение соответствующих средств обеспечивается путем взимания таможенных пошлин, налогов, сборов и других платежей. Таким образом, таможенно-тарифное регулирование реализуется с помощью тамо­женных платежей, выполняя тем самым роль ценообразующего фактора и инструмента торговой политики, а также источника пополнения доходов фе­дерального бюджета.

Порядок применения ввозных (импортных) пошлин регламентируется пре­жде всего Законом РФ "О таможенном тарифе", принятом 21 мая 1993 года. Ввозные таможенные пошлины являются традиционным и по-прежнему одним из наиболее эффективных способов регулирования внешнеэкономической дея­тельности.

В России до 15 января 1992 года в отношении ввозимых на ее территорию товаров формально действовал Таможенный тариф СССР, утвержденный поста­новлением Совета Министров СССР от 27 апреля 1981 года №394. 15 января 1992 года постановлением Правительства РФ № 32 "О таможенных пошлинах на импортные товары" союзный таможенный тариф был отменен и введен режим беспошлинного ввоза товаров "в целях создания условий для насыщения потре­бительского рынка". Однако полная свобода ввоза вместо того, чтобы содейст­вовать стабилизации экономической ситуации, создала дополнительные трудно­сти для российской экономики. Поэтому указом Президента РФ от 14 июня 1992 года № 630 в России был введен Временный импортный таможенный тариф. В марте 1993 года также указом Президента РФ он был заменен на Импортный таможенный тариф Российской Федерации14, в который в последующем вноси­лись различные изменения и дополнения (в отношении номенклатуры товаров, ставок таможенных пошлин и т.д.).

Постановлением Правительства РФ от 10 марта 1994 года №196 "Об утверждении ставок ввозных таможенных по­шлин"15 практически полностью были пересмотрены применявшиеся до этого ввозные таможенные пошлины. Однако импортный таможенный тариф, утвер­жденный данным постановлением, практически сразу обнаружил свое несовер­шенство. Уже через месяц в него были внесены первые изменения, а за год его применения Правительство РФ выпустило восемь постановлений, корректи­рующих величину ставок ввозных таможенных пошлин. В этом контексте пред­ставляется закономерным принятие Правительством РФ постановления от 28 февраля 1995 года № 190 "О принципах рационального импортного таможен­ного тарифа"16. Данным постановлением было признано целесообразным уста­новить максимальные ставки ввозных таможенных пошлин в размере 30 процен­тов таможенной стоимости товаров (за исключением предметов роскоши, табач­ных изделий, алкогольных напитков, оружия), а также устанавливать в отноше­нии всех облагаемых ввозными таможенными пошлинами товаров минимальный уровень ставки в размере 5 процентов. Кроме того, постановлением предусмат­ривалось сокращение доли не облагаемых пошлинами товаров на 45-50 процен­тов к концу 1995 года. Предполагается, что в 1998 году средневзвешенная ставка импортного тарифа составит 80 процентов от уровня 1995 года, а в 2000 году-70 процентов.

С учетом положений вышеназванного постановления и накопленного опыта применения импортного тарифа 6 мая 1995 года было принято постанов­ление Правительства РФ № 454 "Об утверждении ставок ввозных таможенных пошлин", которым был одобрен действующий в настоящее время Импортный таможенный тариф России. На основе данного постановления был издан соот­ветствующий приказ ГТК от 18 мая 1995 года № 330.

В постановлении Правительства РФ № 454 были утверждены новые базо­вые ставки ввозных таможенных пошлин, при этом перечень облагаемых това­ров, по сравнению с ранее действовавшим тарифом, был расширен, главным об­разом из-за установления различных ставок для товаров, относящихся к одной и той же группе в Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности. Порядок применения ставок таможенных пошлин остался прежним.

Базовые ставки ввозных пошлин применяются в отношении товаров, про­исходящих из государств, которым Россия предоставляет режим наиболее благоприятствуемой нации в торгово-экономических отношениях.

Базовые ставки ввозных таможенных пошлин уменьшаются в два раза в отношении товаров, происходящих из развивающихся стран - пользователей схемой преференций Российской Федерации. В отношении товаров, происходя­щих из наименее развитых стран - пользователей схемой преференций Россий­ской Федерации, базовые ставки не применяются вовсе.

Наконец, они увеличиваются в два раза в отношении товаров, происходя­щих из стран, которым Россия не предоставляет режим наиболее благоприятствуемой нации, и товаров, страна происхождения которых не установлена.

Списки стран, которым предоставляются названные выше тарифные пре­ференции, утверждены постановлением Правительства РФ от 13 сентября 1994 года № 1057 "Об утверждении перечня стран - пользователей схемой пре­ференций Российской Федерации и списка товаров, на которые при импорте на территорию Российской Федерации преференциальный режим не распространя­ется". Тарифные преференции в отношении товаров, происходящих из разви­вающихся и наименее развитых стран, применялись и до принятия данного по­становления. Новым является то, что впервые была установлена связь между та­рифными льготами и товарной номенклатурой ввоза из стран - пользователей схемой преференций. В приложении к указанному постановлению дан список то­варов, на которые тарифные преференции не распространяются. В него вошли многие виды товаров, при ввозе которых в Россию требуется представление под­тверждения их соответствия российским стандартам и нормам качества.

Говоря о применении таможенных пошлин к ввозимым в Россию товарам, нельзя обойти проблему предоставления льгот в данной сфере. В последнее время в соответствии с принятыми Президентом РФ решениями произошло зна­чительное сокращение ранее предоставленных льгот по уплате ввозных пошлин. В основном эти льготы (в различных формах) были предоставлены в индивиду­альном порядке отдельным предприятиям и организациям, что в принципе про­тиворечит основам таможенного и налогового законодательства. Поэтому их отмена должна рассматриваться не как ужесточение режима внешнеэкономиче­ского регулирования, а как одно из направлений наведения порядка в данной сфере государственного управления. В этой связи следует отметить указ Прези­дента РФ от 30 ноября 1995 года № 1199 "О таможенных льготах", в соответст­вии с которым принятие федеральными органами исполнительной власти реше­ний о продлении сроков действия льгот по уплате таможенных платежей и вы­плате дополнительных компенсаций признано недопустимым. Помимо подоб­ных льгот неправового характера, в настоящее время действуют тарифные льготы, имеющие вполне легальное основание. Общий порядок предоставления тарифных льгот, а также товары, в отношении которых они могут применяться, установлены Законом РФ "О таможенном тарифе" (ст. 34-37).

Например, освобождаются от уплаты таможенных пошлин при ввозе в Рос­сийскую Федерацию товары и имущество, ввозимые в качестве вклада в устав­ной капитал предприятия с иностранными инвестициями в течение одного года с момента его регистрации. Другой пример: в соответствии с указом Президента РФ от 25 января 1995 года № 73 "О дополнительных мерах по привлечению ино­странных инвестиций в отрасли материального производства Российской Феде­рации" иностранные инвесторы могут при соблюдении оговоренных в этом указе условий ввозить в Россию в течение пяти лет товары (кроме табачных изделий и алкогольных напитков) по ставкам ввозных таможенных пошлин, уменьшенным в два раза.

В соответствии с двухсторонними соглашениями о свободной торговле, за­ключенными между Россией и большинством государств - бывших республик в составе СССР, товары, происходящие из этих государств и ввозимые на тамо­женную территорию России, ввозными таможенными пошлинами не облагаются.

В отношении товаров, помещаемых под режим выпуска для свободного об­ращения, действующим законодательством предусматривается уплата не только ввозных таможенных пошлин, но и иных налогов. В соответствии с Законом РФ от 22 декабря 1992 года "О внесении изменений и дополнений в отдельные за­коны Российской Федерации о налогах" был установлен порядок уплаты налога на добавленную стоимость (НДС) и акцизов в отношении товаров, ввозимых на территорию России. Указанный порядок был конкретизирован в Инструкции, принятой ГТК и ГНС РФ 30 января 1993 года (соответственно №01-20/741 и №16).

В качестве основных положений, касающихся порядка обложения НДС и j акцизами ввозимых в Россию товаров, можно отметить следующие:

  • уплата указанных налогов осуществляется одновременно с уплатой других таможенных платежей (до или в момент принятия ГТД к таможенному оформлению);льготы по уплате НДС, а также акцизов по подакцизным товарам
  • уста­навливаются в соответствующих законодательных актах РФ (например, льготы по уплате НДС перечислены в Законе РФ "О налоге на добавленную стои­мость");товары, происходящие с территории государств - участников СНГ, при
  • ввозе на российскую таможенную территорию НДС и акцизами не облагаются (в отношении некоторых подакцизных товаров установлены дополнительные требования).

В отношении ввозимых товаров применяются такие же ставки НДС, что и в отношении отечественных товаров: единая ставка в размере 20 процентов, а по продовольственным товарам, товарам для детей и некоторым другим товарами, перечень которых утвержден постановлением Правительства РФ от 1 июля 1995 года № 659, применяется ставка в размере 10 процентов. Номенклатура то­варов, облагаемых акцизами при их ввозе на таможенную территорию России, и ставки акцизов определяются Правительством РФ. Можно отметить, что до 1 августа 1994 года налогооблагаемой базой при уплате акцизов с ввозимых то­варов была только их таможенная стоимость. С 1 августа 1994 года в соответст­вии с постановлением Правительства РФ от 18 июля 1994 года № 863 в отноше­нии некоторых товаров были введены ставки акцизов в ЭКЮ за единицу товара, (например, за сигареты - за 1000 шт.).

Кроме того, в отношении подакцизных товаров, ввозимых на таможенную территорию России в соответствии с режимом выпуска для свободного обращения, применяются специальные меры контроля. Так, приказом ГТК от22 декабря 1993 года № 549 было установлено обязательное внесение на депозит таможенного органа причитающихся таможенных платежей при ввозе в Россию подакцизных товаров. Позднее ГТК совместно с ГНС РФ утвердил Временную инструкцию о порядке маркировки отдельных видов подакцизных товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации, которая введена в действие приказом ГТК от 13 июля 1994 года № 357. Инструкцией установлен порядок маркировки подакцизных товаров, приобретения и вывоза марок ак­цизного сбора, исчисления и уплаты таможенных платежей в отношении това­ров, маркированных маркой акцизного сбора. Кроме того, установлено, что ввоз подакцизных товаров на территорию России может быть осуществлен только через пункты пропуска и таможенные посты, перечень которых утвержден при­казом ГТК от 13 января 1995 года № 19. В соответствии с указанием ГТК от 10 января 1994 года №01-12/19 "О временном порядке предоставления льгот по уплате таможенных платежей в отношении подакцизных товаров, происходящих с территории стран - бывших субъектов Союза ССР" определены требования, при соблюдении которых в отношении подакцизных товаров из бывших респуб­лик СССР, с которыми у России есть соглашения о свободной торговле, предос­тавляются указанные льготы. В соответствии с этими требованиями:

  • таможенному органу должен быть предоставлен сертификат происхож­дения товаров;
  • подакцизный товар должен быть приобретен у предприятия или иного лица, зарегистрированного в установленном порядке в стране происхождения ввозимых товаров;
  • товар должен быть поставлен (отгружен) в Россию непосредственно из страны его происхождения.

Указанием ГТК от 26 августа 1994 года №01-12/926 "О некоторых вопро­сах применения таможенного режима выпуска для свободного обращения" раз­решено помещать под режим выпуска для свободного обращения ввозимые на таможенную территорию России товары российского происхождения, вывезен­ные ранее с этой территории в соответствии с режимом экспорта. В случае та­кого ввоза подлежит уплате ввозная таможенная пошлина по ставкам, приме­няемым в отношении товаров, происходящих из государств, которым Российская Федерация предоставляет режим наиболее благоприятствуемой нации в торгово-политических отношениях.

Товары российского происхождения, вывезенные до 31 декабря 1991 года на территории государств - бывших республик СССР и ввозимые обратно в Рос­сию из этих государств в соответствии с режимом выпуска для свободного об­ращения, освобождаются от обложения таможенными пошлинами и налогами при условии, что они не использовались в производственных или иных коммер­ческих целях за пределами территории бывшего СССР и это подтверждено "способом, не вызывающим

Таможенно-тарифное регулирование — совокупность таможенных и тарифных мер, используемых в качестве национальных торгово-политического инструментария для регулирования внешней торговли.

Меры таможенно-тарифного регулирования представляют собой совокупность организационных, экономических, правовых мероприятий, осуществляемых в установленном законодательством порядке государственными органами и направленных на регулирование внешнеэкономической деятельности. Система тарифных мер регулирования включает применение таможенных пошлин и иных таможенных платежей, уплата которых является неотъемлемым условием ввоза товаров на таможенную территорию и вывоза с этой территории. Основной принцип таможенно-тарифного регулирования — это принцип одностороннего установления гос-вом таможенных пошлин, запрещающего субъектам таможенно-тарифных отношений заключать какие-либо соглашения по вопросам размера, оснований, сроков и других аспектов уплаты пошлины.

Использование таможенно-тарифных мер осуществляется таможенными органами при проведении ими таможенного оформления товаров и в процессе таможенного контроля за их перемещением через таможенную границу.

Функциями таможенно-тарифного регулирования:

.Протекционистская функция — защита национальных товаропроизводителей от иностранной конкуренции;

.Фискальная функция — обеспечение поступления средств в бюджет.

Балансировочная, которая относится к экспортным пошлинам, установленным с целью предотвращения нежелательного экспорта товаров, внутренние цены на которые по тем или иным причинам ниже мировых.

Построение всех элементов таможенно-тарифных методов унифицируется на основе международных договоров. Важнейшими из них являются:

Соглашения, действующие между членами Всемирной торговой организации в соответствии с её Уставом и пакетом соглашений, прежде всего Генеральным соглашением о тарифах и торговле (ГАТТ);

.Конвенция о Гармонизированной системе описания и кодирования товаров;

.Тамож. конвенция о междунар. перевозке грузов с применением книжки МДП;

Другие многосторонние и двухсторонние международные договоры (например, Единый таможенный тариф (ЕТТ) в рамках ЕС, соглашения о предоставлении принципа наибольшего благоприятствования в торговле).

Ключевым элементом тарифных мер регулирования является таможенный тариф. Таможенный тариф является одним из основных инструментов торговой политики государства. Под таможенным тарифом понимают перечень ставок таможенных пошлин, упорядоченных в соответствии с товарной номенклатурой, которая применяется для классификации товаров во внешней торговле той или иной страны. Товарная номенклатура — это классификатор товаров, который применяется для целей государственного регулирования экспорта и импорта и статистического учета внешнеторговых операций.

Различают два типа таможенных тарифов: простой и сложный.

Простой (одноколонный) таможенный тариф предусматривает для каждого товара одну ставку таможенных пошлин, которая применяется вне зависимости от страны происхождения товара. Такой тариф не обеспечивает достаточной маневренности в таможенной политике, и поэтому он не соответствует современным условиям конкуренции на мировом рынке. Он не предусматривает дискриминационных или льготных пошлин и сравнительно мало распространен.

Сложный (многоколонный) тамож. тариф по каждому товару уст. две или большее число ставок тамож. пошлин. Сложный тамож. тариф в значительно большей степени, чем простой, приспособлен к конкур. борьбе на мировом рынке. он дает возможность гос-ву проводить дифференцированную таможенную политику.

Основными целями применения таможенного тарифа являются:

.Рационализация товарной структуры ввоза товаров в страну;

Поддержание рационального соотношения вывоза и ввоза товаров, валютных доходов и расходов на территории государства;

.Защита нац. производителей от нежелательной иностранной конкуренции;

.Создание усл. для прогресс. изменений в структуре произ-ва и потребл. товаров;

.Пополнение доходов государства;

.Обеспеч. условий для облегчения доступа нац. экспортерам на рынки др. стран.

Таможенная пошлина — это обязательный платеж в федеральный бюджет, взимаемый таможенными органами при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации или вывозе товаров с этой территории, а также в иных случаях, установленных таможенным законодательством Российской Федерации, в целях таможенно-тарифного регулирования внешнеторговой деятельности в экономических интересах Российской Федерации.

Классификации таможенных пошлин.

По способу взимания:

Адвалорные — начисляются в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров (например, 20% от таможенной стоимости);

Специфические — начисляются в установленном размере за единицу облагаемого товара (например, 10 долл. за 1г.);

Комбинированные — сочетают оба названных вида таможенного обложения (например, 20% от таможенной стоимости, но не более 10 долл. за 1г.).

По объекту обложения:

.импортные — пошлины, которые накладываются на импортные товары.

.экспортные — пошлины, которые накладываются на экспортные товары.

Транзитные — пошлины, которые накладываются на товары, перевозимые транзитом через территорию данной страны.

По характеру:

Сезонные — пошлины, которые примен. для оперативного регулир. междунар. торговли продукцией сезонного характера, прежде всего сельскохозяйственной.

Антидемпинговые — пошлины, которые примен. в случае ввоза на террит страны товаров по цене более низкой, чем их норм. цена в экспортирующей стране.

Компенсационные — пошлины, накладываемые на импорт тех товаров, при производстве которых прямо или косвенно использовались субсидии.

По происхождению:

.автономные — пошлины, вводимые на основании односторонних решений органов государственной власти страны.

Конвенционные (договорные) — пошлины, устанавливаемые на базе двустороннего или многостороннего соглашения, такого как Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ), или соглашений о таможенном союзе;

Преференциальные — пошлины, имеющие более низкие ставки по сравнению с обычно действующим таможенным тарифом, которые накладываются на основе многосторонних соглашений на товары, происходящие из развивающихся стран.

По типам ставок:

Постоянные — тамож. тариф, ставки которого единовременно установлены органами гос-ной власти и не могут изменяться в зависимости от обстоятельств;

Переменные — таможенный тариф, ставки которого могут изменяться в установленных органами государственной власти случаях (при изменении уровня мировых или внутренних цен, уровня государственных субсидий).

По способу вычисления:

.номинальные — тарифные ставки, указанные в таможенном тарифе.

Эффективные — реальный уровень тамож. пошлин на конечные товары, вычисленные с учетом уровня пошлин, налож. на имп. узлы и детали этих товаров.

Таможенная пошлина уплачивается до или одновременно с принятием таможенной декларации. Если декларант просрочил с подачей декларации, сроки уплаты таможенной пошлины будут исчисляться со дня истечения срока подачи таможенной декларации. При перемещении через российскую таможенную границу товаров, не предназначенных для коммерческих целей, таможенные пошлины уплачиваются одновременно с принятием таможенной декларации.

Доп-е: Под тарифной квотой понимается квота, в пределах стоимости и количества которой импортируемые товары облагаются таможенными пошлинами в обычном размере. Превышение тарифных квот влечет за собой повышение ставок таможенной пошлины. На одни товары действуют количественные ограничения (мясо, нефть и нефтепродукты при ввозе в особую свободную зону в Калининградской области), на другие — стоимостные квоты (сигареты, ювелирные изделия)

Таможенная стоимость — стоимость товара (товаров и транспортных средств), опред. в соответствии с законом РФ «О таможенном тарифе» и используемая при обложении товара пошлиной, ведении таможенной статистики внешней торговли и спец. Тамож. статистики, а также применении иных мер гос. регулирования торгово-экономических отношений, связанных со стоимостью товара, включая осуществление валютного контроля внешнеторг. сделок и расчетов банков по ним в соответствии с законодательными актами гос-ва; является основой для исчисления тамож. пошлины, акцизов, тамож. сборов и налога на добавленную ст-ть.

Тариф. эскалация — повыш. уровня тамож. обложения товаров по мере роста степени их обработки. Характерна практически для всех развитых стран, и отсутствует практически во всех развивающ. странах, за исключением Тайваня и Китая.

Россия

Таможенно-тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности России является одним из важнейших экономических методов управления. Таможенно-тарифная политика России регулируется законом РФ «О таможенном тарифе» и «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О таможенном тарифе»;

Принятием данного закона была установлена главная цель — это установление порядка формирования и применения таможенного тарифа, а также определение таможенной стоимости, страны происхождения товаров, вопросы тарифных льгот и др. Вопросы таможенно-тарифной политики регулируются рядом международных договоров, соглашений, конвенций, в которых определены на многосторонней основе многие принципы, правила, условия, организационная база таможенно-тарифной системы.

Таможенно-тарифное регулирование внешней торговли в Российской Федерации реализуется преимущественно путем применения двух инструментов:

Корректировки ставок импортных таможенных пошлин (возможно применение как в целях протекционизма, так и в целях либерализации);

Применения мер защиты внутр. рынка (специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных) в основном в форме пошлин (в целях протекционизма).

Таможенный союз. 27 ноября 2009 года в Минске президенты Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации в рамках Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества (высшего органа таможенного союза) подписали пакет документов о создании с 1 января 2010 года Таможенного Союза.

В рамках Таможенного союза будут созданы:

.Единая система регулирования внешней торговли;

.единое таможенное администрирование;

.Единые органы управления таможенного союза;

.единый торговый режим с третьими странами.

Единство правил применения и контроля всеми государствами таможенного союза мер таможенно-тарифного регулирования внешней торговли будет обеспечено за счет разработки и введения в действие единого Таможенного кодекса, применения единых принципов и правил таможенного администрирования, обеспечения эффективного взаимодействия таможенных служб.

Тарифное регулирование - один из важнейших факторов выстраивания государством эффективной внешнеэкономической политики. Какова специфика участия российских властей в данном направлении деятельности? Каковы особенности правовых норм, регулирующих торговлю РФ с другими странами?

Сущность тарифного регулирования

Тарифное регулирование, согласно распространенному определению - это одна из форм государственного участия во внешнеэкономической деятельности, которая применяется с целью оптимизации процессов на уровне экспорта и импорта. Власть, задействуя данный инструмент, реализует свое право на установление тех или иных пошлин и тарифов с тем, чтобы впоследствии зачислить денежные средства, поступаемые в счет оплаты данных сборов, в бюджет, или же решить некоторые задачи в рамках защиты национальной экономики. Поскольку в процессе импорта и экспорта тот или иной товар, как правило, пересекает границу, рассматриваемый вид деятельности имеет прямое отношение к таможенным структурам. То есть термин «тарифное регулирование», как правило, употребляется в контексте коммуникаций с иностранными государствами.

Разумеется, есть также и иные интерпретации данного явления. Так, термин «тарифное регулирование» в узком смысле (хотя данный формат его употребления встречается реже, чем в контексте таможни) может отражать деятельность неких структур, связанных с установлением государственных цен на тот или иной вид продукции или сервисов. Так, в частности, деятельность Федеральной службы по тарифам может характеризоваться как имеющая отношение к рассматриваемой интерпретации термина. В компетенции ФСТ, таким образом - внутренние тарифы на различного рода товары или услуги.

В свою очередь, во многих регионах есть Комитет тарифного регулирования, например в Волгоградской области - структура в рамках вертикали исполнительной ветви власти, подотчетная ФСТ. При этом названия ее аналогов, в зависимости от субъекта федерации, могут меняться. Например, в Томской области функционирует Департамент тарифного регулирования. Однако следует отметить, что ФСТ и подчиненные ей структуры к работе таможни прямого отношения не имеют. Существуют другие государственный органы, в компетенции которых собственно таможенно-тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности (или ВЭД). Речь идет прежде всего о Федеральной таможенной службе. Также есть сведения о том, что данное ведомство, возможно, будет объединено с ФНС.

Таким образом, тарифное регулирование может пониматься по-разному, в зависимости от контекста. Важный критерий здесь - значение термина «тариф». Существует традиционное его понимание, которое предопределяет его прямую связь с таможенными процедурами. Вместе с тем в правовой практике РФ сформировалось понимание тарифа как синонима расценки вообще - как на уровне права, так и в аспекте источников, которые не являются нормативными актами, однако встречаются повсеместно - например, каталоги тарифов операторов сотовой связи. Так или иначе, основной контекст, в котором чаще всего употребляется рассматриваемый термин - это таможенно-тарифное регулирование. Рассмотрим особенности данного явления и его российской модели.

Регулирование тарифов и таможня

Итак, основной контекст, в рамках которого используется изучаемый нами термин - это тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности. Какова специфика данного процесса? Как мы уже отметили, главную роль в нем играют компетентные государственные структуры. Тарифы на таможне - один из ключевых элементов участия властей во внешнеторговой политике. Основные цели таких активностей: пополнение бюджета, осуществление протекционистских мер, фискализация, стимулирование развития тех или иных отраслей.

Таможенно-тарифное регулирование предполагает, что государство, устанавливая те или иные пошлины и сборы, например, с импортируемых в страну товаров, содействует повышению конкурентоспособности продукции отечественного производства. Дело в том, что сборы, уплачиваемые на границе, включаются в дальнейшем в стоимость товара, которая может оказаться выше, чем если бы покупатель приобретал их внутри страны у местного производителя. В то же время фискальная функция отражает задачу по сбору тарифных поступлений в государственный бюджет. В частности, если говорить о российской модели соответствующего направления государственной политики, то подобные выплаты играют важнейшую роль в пополнении государственной казны.

Власть, осуществляя таможенно-тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности, также может способствовать повышению динамики национального экспорта. На практике это, как правило, достигается посредством снижения соответствующих ставок или же их обнуления.

Нетарифные методы

Существует тарифное и нетарифное регулирование таможенных процессов. Какова специфика активностей второго типа? К нетарифным методам относится прежде всего выдача различных лицензий, выработка тех или иных стандартов качества, которые могут осложнить ввоз товаров из-за границы. Как полагают многие эксперты, данные методы используются главным образом в процессе применения государством как раз-таки протекционистских мер. Власть может, таким образом, определив формальные барьеры для импорта тех или иных товаров, создать более благоприятные условия для национального производителя.

Эксперты отмечают ряд недостатков, которыми сопровождаются подобные методы регулирования торговли. Прежде всего, если государство использует нетарифный инструментарий, то это может сопровождаться серьезным ростом цен внутри страны на тот или иной вид продукции. Причин тому две - возможный дефицит продукции в силу того, что национальные производители не удовлетворяют объем спроса, или же спекулятивные явления, когда поставщик товаров устанавливает завышенные цены на монопольных началах, по причине отсутствия иностранной конкуренции.

Эксперты ООН классифицируют нетарифные методы на следующие основные типы: лицензирование, квотирование, установление минимальных цен, а также антидемпинговые меры. Конкретные виды ограничений могут быть разными. В числе самых распространенных - установление чрезвычайно сложных процедур таможенного оформления, формирование неоправданно строгих технических (экологических, санитарных) стандартов, а также ужесточений требований к упаковке, цвету, форме товаров и т. д.

В дополнение к методам нетарифного регулирования также могут практиковаться различные ограничения на валютные и финансовые операции (связанные, к примеру, с обналичиванием прибыли иностранных компаний), определение льготных условий по капиталообороту для узких групп предприятий и т. д.

Каковы основные механизмы, посредством которых нетарифные методы применяет российское государство? В числе базовых, что присутствуют в практике таможенного регулирования в РФ, - квоты и лицензии. Ключевое ведомство, которое принимает участие в задействовании соответствующих инструментов, - Министерство экономики.

В РФ применяется два основных инструмента в рамках собственно таможенного регулирования "классического" типа - это тарифы, а также пошлины. Рассмотрим специфику каждого из них.

Чем отличается тариф от пошлины

Таможенная пошлина - это сбор, взимающийся с товаров, которые проходят через государственную границу. Пошлины могут быть как импортными, так и экспортными. Также данные два их вида дополняют в ряде случаев транзитные. Отмеченные инструменты призваны выполнять прежде всего налоговую функцию. Величина пошлин устанавливается на уровне общенациональных законов.

В свою очередь таможенные тарифы, принятые в российской системе государственного регулирования внешнеэкономической деятельности - это реестры товаров, которые облагаются установленными в отношении них таможенными пошлинами. Таким образом, два рассматриваемых инструмента - это фактически части единого. При этом, в зависимости от контекста и правовой традиции, принятой в том или ином государстве, он может называться «тарифом» или «пошлиной». В РФ, как считают некоторые эксперты, чаще употребляется второй термин в отношении того самого «общего» инструмента.

То есть если в том или ином контексте речь прямо не идет о «тарифе» в основном значении («реестр товаров, подлежащих обложению сбором»), то допустимо употреблять термин «пошлина» как обозначающем единый инструмент, с помощью которого осуществляется тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности.

Классификация тарифов и пошлин

Таким образом, таможенные тарифы и пошлины - это фактически две взаимосвязанные части единого инструмента. Вместе с тем они, как мы определили выше, не являются синонимами, если говорить о понятийном аппарате в рамках релевантных правовых актов и норм. Более того, тарифы и пошлины бывают очень разными. Рассмотрим, на какие основные типы они подразделяются.

Что касается тарифов, то оснований для классификации их может быть несколько. В зависимости от количества ставок, тарифы могут быть простыми (в которых присутствует одна ставка) или сложными (две и более). По признаку правовой природы тарифы делятся на автономные и конвенционные. Первые предусматривают, что ставка для них определяется на базе национальных правовых актов, а не международных. А конвенционные тарифы устанавливаются с учетом норм, принятых государством в процессе сотрудничества с другими странами. Хотя на практике в чистом виде они, если говорить о российской модели, встречаются редко. И потому многие эксперты считают, что корректнее называть их автономно-конвенционными.

Пошлины могут подразделяться на следующие типы: специальные, антидемпинговые, а также компенсационные. Относительно первых можно сказать, что тарифное регулирование ВЭД российского образца применяет их в качестве защитной меры в тех случаях, когда ввозимый товар способен нанести явный ущерб интересам национального производителя. Антидемпинговые пошлины задействуются, если зарубежный поставщик собирается ввозить в РФ товары с более низкой ценой, чем они доступны внутри государства. Компенсационные типы сборов используются, если речь идет о ввозе товаров, которые выпускались при условии субсидирования.

Вместе с тем базовым критерием классификации пошлин считается направленность потока товара. То есть данного типа сборы подразделяются прежде всего на экспортные и импортные. Рассмотрим специфику обоих типов пошлин в рамках российской экономической модели.

Специфика импортных пошлин в РФ

Таможенно-тарифное регулирование ВЭД, осуществляемое российским правительством, предполагает выделение нескольких уровней импортных пошлин - тех, что устанавливаются в отношении сырья, т. е. взимающихся с поставщиков материалов, а также тех, которые взимаются с бизнесов при импорте готовых изделий или полуфабрикатов. Также важна фактическая природа ввозимых товаров - это влияет на ставки для такого типа сборов. Так, например, если речь идет об импорте оборудования, продуктов питания, продукции текстильной промышленности, то в отношении данных категорий товаров пошлина может достигать 30% и более. В свою очередь, ставки для сырья и полуфабрикатов могут быть в несколько раз ниже. Некоторые виды товаров и вовсе могут быть освобождены от пошлин - например, лекарства или детское питание.

Специфика российского экспорта

Тарифные меры регулирования, используемые развитыми странами, подразумевают в достаточной мере ограниченное задействование экспортных пошлин. Данный подход в целом близок российской модели участия государства во внешней торговле. Экспортная пошлина на большинство вывозимых из РФ товаров не взимается. Однако это правило не действует, в частности, относительно ключевого предмета российского экспорта - нефти, а также продуктов ее переработки. Вывоз «черного золота» из РФ облагается существенными сборами.

Например, что касается сырой нефти, то российские экспортеры сейчас должны уплачивать за нее пошлину в расчете 105,8 долларов США за тонну. В среде финансовых аналитиков высказываются предположения о том, что данное значение может вырасти в ближайшее время еще на 30 долларов. Вместе с тем есть также сведения о том, что для тех компаний, которые ведут добычу нефти на некоторых месторождениях, расположенных в Восточной Сибири, на Каспии, а также на Приразломном, что принадлежит «Газпрому», экспортная ставка может быть на некоторое время обнулена.

Что касается высоковязкой нефти, то в отношении нее пошлина намного ниже, чем для обычной. Например, сейчас это 13,3 долларов за тонну. Если речь идет об экспорте бензина, то в отношении него пошлина составляет 89,8 долларов за тонну. Которая, как отмечают эксперты, также может вырасти. Отметим, что пошлина, установленная для сжиженных газов, сейчас нулевая. Ставка для светлых нефтепродуктов сейчас - 50,7 долларов, для темных - 80,4%. Пошлина на экспорт кокса - 6,8 долларов. По мнению аналитиков, соответствующие значения для каждого из отмеченных нефтепродуктов, вывозимых из РФ, в обозримом будущем могут вырасти.

Кроме нефти и продуктов на ее основе, экспортной пошлиной в РФ облагаются некоторые виды металлов, сортов рыбы, зерновые, лесоматериалы. Вместе с тем очень большой спектр товаров, выпускаемых российскими предприятиями, не облагается сборами данного типа. Можно отметить, что особые условия в аспекте государственной тарифной политики РФ функционируют при организации товарооборота со странами ЕАЭС - Арменией, Белоруссией и Казахстаном.

Определение размера пошлины

В рамках каких формул тарифное регулирование внешней торговли российского образца определяет величину пошлин? Как правило, размер соответствующих сборов зависит от практики выстраивания политических и экономических отношений между конкретными государствами. Также может иметь значение международный статус той или иной страны. В ряде случаев, например, государства, причисляющиеся, согласно принятым на уровне мировой политики критериям, к развивающимся, могут получать преференции в виде пониженной ставки, возможности выплатить сбор в рассрочку или позже, а то и вовсе освободиться от соответствующего обязательства.

Эксперты отмечают: степень доверия и стремления к выстраиванию компромиссной модели в торговле между государствами непосредственно зависит от уровня их политической интеграции. Проще говоря, если страны дружат, то и экономические отношения между ними выстраиваются конструктивные - различного рода ставки ниже, барьеров меньше, и в целом условия для сотрудничества предприятий создаются благоприятствующие.

Роль таможенных пошлин

Тарифное регулирование торговли - важнейший компонент международной политики любого государства. Дело в том, что посредством соответствующего типа инструментов власть регулирует коммуникации между внутренним и международным рынками. Некоторые эксперты считают, что наибольшее значение с точки зрения наполнения государственной казны и положительного влияния на национальную экономику имеют импортные пошлины. Это касается также и российской модели участия государства в таможенно-тарифной политике. Выше мы отметили, что для РФ важны также и некоторые виды пошлин, установленных для вывозимых товаров. Особенно те, которыми облагаются нефть и продукты на ее основе.

Как считают многие экономисты, тарифные методы регулирования торговли в случае их неоправданно частого применения могут привести к кризисным явлениям в экономиках торгующих государств. Так, например, увлечение различными антидемпинговыми и иными мерами может привести, как мы уже отметили выше, к дефициту товаров или же к снижению конкуренции - в обоих случаях есть вероятность значительного роста потребительских цен. Также можно отметить, что высокие импортные пошлины в отношении конкретных государств могут негативным образом повлиять на перспективы развития торговли с ними. Правительства тех стран, в отношении которых тарифные меры регулирования характеризуются чрезмерной строгостью, могут сами устанавливать слишком завышенные требования к партнерам. Которые, в свою очередь, могут терять в выручке из-за ограничения объема экспорта.

Международный правовой аспект

Тарифное регулирование - это, таким образом, часть внешней политики государства. Правительства стран мира могут взаимодействовать как в ходе непосредственных коммуникаций, так и в процессе образования структур, предполагающих участие большого количества стран, объединенных по территориальному, культурному или идеологическому признаку.

Есть торговые объединения мирового масштаба - например, это ВТО. Также важна роль Конференции ООН по вопросам торговли и развития, таких объединений, как ГАТТ, или, например, Брюссельская конвенция по вопросам товарной номенклатуры. Активное международное взаимодействие правительств может предопределять некоторую унификацию национальной правовой базы, моделей выработки стандартов и норм в отношении производства товаров, подходов к выстраиванию политики тарифного регулирования на таможне.

Деятельность международных структур призвана прежде всего облегчать взаимопонимание стран, выстраивающих партнерские отношения. Чтобы, например, министерство тарифного регулирования и аналогичная ему структура в другом государстве использовали схожий понятийный аппарат для корректного составления договоров и определения путей совместного развития.

Национальный правовой аспект

В правовых системах большинства стран мира присутствуют также и национальные нормативно-правовые акты, касающиеся тарифного регулирования. Это могут быть как отдельные законы, в которых прописываются положения, отражающие процессы таможенной политики государства, так и самостоятельные кодексы, имеющие статус базовых правовых документов.

Возможен вариант, при котором национальное законодательство, касающееся таможенного регулирования, постепенно заменяется актами, принятыми на уровне международных коммуникаций. Так, например, до 2010 года в РФ действовал собственный Таможенный кодекс. Однако он был заменен соответствующим документом, действующим на уровне стран Таможенного союза - структуры, которая предшествовала ЕАЭС.

Сейчас Кодекс, который устанавливает правила и нормы торговли для России, Армении, Белоруссии и Казахстана, продолжает действие, однако есть сведения о том, что в 2016 году его сменит полностью обновленный документ. В нем, как предполагается, будут отражены положения, значительно упрощающие ведение торговли между участниками ЕАЭС.

При таможенном регулировании применяются меры таможенно-тарифного регулирования, запреты и ограничения, законодательные акты государств - членов таможенного союза в сфере налогообложения, действующие на день регистрации таможенной декларации или иных таможенных документов, если иное не установлено настоящим Кодексом и (или) в соответствии с международными договорами государств - членов таможенного союза.

Таможенно-тарифное регулирование внешнеторговой деятельности - совокупность методов государственного регулирования внешнеторговой деятельности, основанных на применении таможенных пошлин, таможенных процедур, правил.

Целями применения мер таможенно-тарифного регулирования могут быть:

Протекционистская функция - защита национальных товаропроизводителей от иностранной конкуренции.

Фискальная функция - обеспечение поступления средств в бюджет

С точки зрения государственного регулирования внешнеэкономической деятельности таможенно-тарифное регулирование является одной из двух групп методов регулирования государством этой сферы деятельности наряду с нетарифными методами.

Элементами таможенно-тарифного регулирования являются:

Таможенный тариф - свод ставок таможенных пошлин

Таможенное декларирование товаров, перемещаемых через таможенную границу

Таможенная процедура

Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности

Таможенно-тарифное регулирование ВЭД

Система таможенно-тарифного регулирования включает применение ввозных таможенных пошлин, иных налогов, уплата которых является условием помещения ввозимых товаров под режим выпуска для свободного обращения.

Меры нетарифного регулирования представляют собой ограничения на ввоз в РФ и вывоз из РФ товаров и транспортных средств, установленные исходя из соображений экономической политики РФ, выполнения международных обязательств РФ, защиты экономической основы суверенитета РФ, защиты потребительского рынка в качестве ответной меры на дискриминационные или другие ущемляющие интересы российских лиц акции иностранных государств и их союзов и по другим достаточно важным основаниям в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ и международными договорами РФ. К ним относятся лицензирование, установление минимальных и максимальных цен, разрешительная система и другие меры, доводимые в установленном порядке до таможенных органов РФ.

Меры таможенно-тарифного регулирования представляют собой сово­купность организационных, экономических, правовых мероприятий, осуще­ствляемых в установленном законодательством порядке государственными органами и направленных на регулирование внешнеэкономической деятельности. Таможенно-тарифные меры - это такие меры государственного воздействия на внешнеэкономические связи страны, которые основаны на использовании ценового фактора влияния на внешнеторговый оборот. Система тарифных мер регулирования включает применение таможенных пошлин и иных таможенных платежей, уплата которых является неотъемлемым условием ввоза товаров на таможенную территорию РФ и вывоза с этой территории. Основной принцип таможенно-тарифного регулирования - это принцип одностороннего установления государством таможенных пошлин, запрещающего субъектам таможенно-тарифных отношений заключать какие-либо соглашения по вопросам размера, оснований, сроков и других аспектов уплаты пошлины.

Использование таможенно-тарифных мер осуществляется таможенными органами при проведении ими таможенного оформления товаров и в процессе таможенного контроля за их перемещением через таможенную границу России.

Ключевым элементом тарифных мер регулирования является таможенный тариф. Понятие «таможенный тариф» имеет два значения. Чаще всего оно употребляется в смысле «документ, содержащий систематизированный перечень ставок таможенных пошлин». В соответствии с постановлением Правительства РФ от 22 февраля 2000 г. (в ред. от 16 марта 2000 г.) «О Таможенном тарифе - своде ставок ввозных таможенных пошлин и Товарной номенклатуре, применяемой при осуществлении внешнеэкономической деятельности» Таможенный тариф РФ - свод ставок ввозных таможенных пошлин, систематизированных в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности РФ, основанной на Гармонизированной системе описания и кодирования товаров (разработанной международной организацией - Советом таможенного сотрудничества) и Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Содружества Независимых Государств. Таможенный тариф содержит детализированные названия товаров, облагаемых таможенными пошлинами, а также перечень товаров, пропускаемых беспошлинно. Против каждого из подлежащих таможенному обложению товаров в Таможенном тарифе указывается ставка таможенной пошлины с указанием ее метода исчисления. Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности РФ является основой системы описания и кодирования товаров, используемой для формирования Таможенного тарифа РФ, определения мер государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, ведения таможенной статистики.

Однако в ряде случаев понятие «Таможенный тариф» используется имен­но в смысле самой «таможенной пошлины», «ставки таможенной пошлины». Именно в последнем смысле термин «таможенный тариф» используется в нашей работе.

Развитие таможенных тарифов проходило в двух направлениях. Во-первых, росло число товаров, облагаемых пошлинами, а, во-вторых, - по каждому товару устанавливалась не одна, а несколько ставок пошлин различной ве­личины, применявшихся к товарам, происходящим из разных стран.

В этой связи различают два типа таможенных тарифов: простой и сложный.

Простой (одноколонный) таможенный тариф предусматривает для каждого товара одну ставку таможенных пошлин, которая применяется вне зависимости от страны происхождения товара. Такой тариф не обеспечивает достаточной" маневренности в таможенной политике, и поэтому он не соответствует современным условиям конкуренции на мировом рынке. Он не предусматривает дискриминационных или льготных пошлин и сравнительно мало распространен (Мексика, Боливия и др.)

Сложный (многоколонный) таможенный тариф по каждому товару устанавливает две или большее число ставок таможенных пошлин. Сложный таможенный тариф в значительно большей степени, чем простой, приспособлен к конкурентной борьбе на мировом рынке. Значение его в том, что он позволяет оказывать давление на одни страны, облагая их товары более высокими пошлинами или предоставлять льготы другим, привязывая их таким образом к своему рынку. Иначе говоря, он дает возможность государству проводить дифференцированную таможенную политику.



 

Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!