Международно-правовой статус арктики и антарктики. Международно-правовой режим арктики и антарктики Правовой режим морских пространств арктики

27. ПРАВОВОЙ РЕЖИМ АРКТИКИ

Арктика – район земного шара, расположенный вокруг Северного полюса, общей площадью около 27 млн кв. км. К Арктическому бассейну выходят Россия, Канада, Норвегия, Дания, США, Швеция, Финляндия и Исландия.

В мае 1925 г. Правительство Канады официально закрепило канадский суверенитет над арктическим сектором, составляющим пространство в пределах 60° в. д. – 141° з. д., вплоть до Северного полюса. Позднее примеру Канады последовали и иные страны, выходящие к арктическому бассейну. С указанного времени владения в Арктике разделяются по секторальному времени. Одновременно с этим продолжаются дискуссии об интернационализации Арктического пространства. Одни сторонники интернационализации Арктики полагают, что на арктические водные пространства должны полностью распространяться универсальные нормы, определяющие общий режим открытого моря. Этот подход не противоречит заявленным «секторальным претензиям» приарктических государств и на земли и острова в данном районе, но не получает широкой поддержки. Другие считают более реалистичное решение, в пользу которого говорит солидарный опыт сотрудничества приарктических государств, например в вопросах охраны окружающей среды. Третья разновидность данной концепции сводится к частичной интернационализации Арктики за пределами 200-мильной исключительной экономической зоны.

Теория интернационализации Арктики имеет определенные шансы на успех ввиду столкновения «секторальных интересов» некоторых государств региона. Неоднократно заявляли о непризнании канадского арктического сектора США, Норвегия и Дания, вследствие чего у Канады существуют проблемы с разграничением морских границ с данными государствами.

Процессу интернационализации в Арктике в определенной мере может способствовать Арктический совет. Согласно Декларации об учреждении Арктического совета, принятой в 1996 г. в Оттаве, Арктический совет утверждается с целью нахождения способов организации сотрудничества, координации и взаимодействия между арктическими государствами по вопросам Арктики, представляющим общий интерес; надзора и координации программ в рамках Стратегии охраны окружающей среды Арктики (АЕПС) по Программе арктического мониторинга и оценки (АМАП), Программе сохранения арктической природы и фауны (КАФФ); определения круга ведения Программы устойчивого развития, а также ее контроля и координации; распространения информации, поощрения образования и обеспечения интереса к вопросам, относящимся к Арктике.

Членами Арктического совета являются: Канада, Дания, Финляндия, Исландия, Норвегия, Российская Федерация, Швеция и США. Приполярная конференция инуитов, Совет саамов и Ассоциация коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ являются постоянными участниками Арктического совета.

Решения Арктического совета принимаются его членами на основе консенсуса.

Несмотря на детальную регламентацию целей и форм деятельности Арктического совета, практически он не начал свою работу.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

ГЛАВА 2. Правовые режимы деятельности иностранных юридических лиц: режим недискриминации, национальный режим, режим наибольшего благоприятствования и преференциальный режим 1. Понятие правового режима деятельности иностранного юридического лица Признание

21. Правовой режим товаров Правовой режим обычно устанавливается в отношении: 1) статуса, правомочий продавца и покупателя; 2) возможности и порядка приобретения или отчуждения различных товаров; 3) порядка хранения, транспортировки, учета различных товаров.Правовой режим

23. Правовой режим денег К движимым вещам кроме материальных объектов относятся также деньги. Деньги как эквивалент стоимости товара сформировались в эпоху перехода от меновой торговли к товарно-денежным отношениям. В качестве денег в разных странах использовались

36. Правовой режим международных рек Международные реки – это реки, протекающие по территории двух или более государств, они неизбежно являются предметом международно-правовых отношений прибрежных государств.Международная река, пересекающая или разделяющая

38. Международно-правовой режим Антарктики Антарктика – район земного шара, расположенный вокруг Южного полюса. Она включает в себя ненаселенный материк Антарктиду, прилегающие к нему острова, а также части Атлантического, Тихого и Индийского океанов, называемые

44. Правовой режим открытого моря Открытое море – это пространства морей и океанов, которые находятся за пределами территориального моря и не входят в состав территории ни одного из государств.Конвенция об открытом море 1958 г. указывает: «Слова „открытое море“ означают

45. Правовой режим международных проливов Международные проливы– это естественные морские проходы, соединяющие между собой части одного и того же моря или отдельные моря и океаны.При установлении правового режима морских проливов государствами учитываются, как

53. Правовой режим военного плена Основным международно-правовым документом, определяющим режим военного плена, является Женевская конвенция об обращении с военнопленными 1949 г., согласно которой военнопленными являются следующие категории лиц, попавшие во власть

56. Правовой режим товаров в торговле Правовой режим товаров в торговле – это совокупность правил, определяющих: порядок приобретения, использования и отчуждения различных товаров; порядок хранения, транспортировки и учета товаров; правомочия, а также статус

10. ПРАВОВОЙ РЕЖИМ КОММЕРЧЕСКОЙ ТАЙНЫ Установление режима коммерческой тайныПраво установления режима коммерческой тайны имеет обладатель коммерческой тайны. Конфидент коммерческой тайны обязан установить режим коммерческой тайны, если это следует из обязательств,

32. ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ДОКУМЕНТИРОВАННОЙ ИНФОРМАЦИИ Информационные ресурсы являются объектами отношений физических, юридических лиц, государства, составляют информационные ресурсы России и защищаются законом наряду с другими ресурсами.Правовой режим информационных

85. ПРАВОВОЙ РЕЖИМ АРХИВОВ Правовую основу архивного дела составляют информационно-правовые нормы Конституции РФ и Федеральный закон «Об архивном деле в Российской Федерации».Право на создание архивов принадлежит юридическим и физическим лицам Российской Федерации.Не

28. ПРАВОВОЙ РЕЖИМ АНТАРКТИКИ Антарктика – район вокруг Южного полюса земного шара до линии слияния и перемещения холодных антарктических вод с теплыми субтропическими (граница антарктической конвергенции). К Антарктике относятся: шестой материк Земли – Антарктида – с

5.3 Государственно-правовой режим Государственно-правовой (политический) режим стал признаваться в качестве компонента формы государства лишь начиная с 60-х гг. XX в. До этого к форме государства относили форму правления и государственного устройства, поскольку именно они

Правовой режим Арктики. Арктика - это северная полярная область земного шара, которая охватывает весь Северный Ледовитый океан, примыкающие части Тихого и Атлантического океанов, а также окраины материков Евразии и Северной Америки в пределах полярного круга (660 33’ с. ш.). На побережье Северного Ледовитого океана выходят пять стран: Россия, США, Канада, Дания (Гренландия), Норвегия.

Особенность правового режима Арктики состоит в том, что ее морское пространство поделено на сектора каждый из которых образует форму треугольника, вершиной которого является северный полюс, а основанием - побережье одного из арктических государств. Эта особенность режима Арктики исходит из международно-правовой доктрины - “секторальной теории”, суть которой состоит в следующем. В силу своего географического положения и исторических причин приарктические страны, внесшие наибольший вклад в исследование освоение Арктики, традиционно исходят из наличия у них особых интересов и, соответственно, преимущественных прав при использовании части арктических пространств - сектора и определения правового режима своего сектора. Особенно активно в пользу секторального деления выступила в свое время Канада, которая в ряде законодательных актов и официальных заявлениях оставила свой суверенитет на земли, острова и даже морские пространства к северу от канадского побережья.

В настоящее время сектора в Арктике имеют ряд приарктических государств. Это означает, что все острова и архипелаги, морские пространства в пределах каждого сектора принадлежат соответствующему приарктическому государству и входят в состав его государственной территории. Правовой режим морских пространств секторов определяется принципами и нормами международного морского права, которые в силу особых условий секторов могут быть несколько модернизированы. К таким особым условиям относятся постоянный ледяной покров арктических вод, отсутствие международного судоходства, большое значение своего собственного судоходства для других государств, а также большое экологическое и стратегическое значение этих районов для приарктических государств.

Положение российского сектора в Арктике определяется Постановлением Президиума ЦИК и СНК СССР от 15 апреля 1926 г. “Об объявлении территории СССР земель и островов, расположенных в Северном Ледовитом океане”. В нем говорится, что в пределах между меридианами 320 04’ 35” в. д. и 1680 49’ 30” з. д. СССР объявляет свое право на все земли и острова, как открытые, так и еще не открытые, за исключением восточных островов архипелага Шпицберген.

Научные экспедиции постоянно изучают районы российского сектора. В арктических водах секторов России создан Северный морской путь, который является национальным Внутренним Водным путем России. При министерстве морского флота РФ действует Администрация Северного морского пути, в компетенцию которой входит регулирование движением судов по этому пути, осуществление координации морских ледовых операций, установление правил судоходства, районов ледокольной проводки и т. д. Принимаются меры по предотвращению загрязнений морской среды и побережья.



В Арктике пока нет механизма, аналогичного Антарктике 1959 г., позволяющего координировать деятельность государств и обсуждать на постоянной основе вопросы международного сотрудничества. Важное значение для создания такого механизма имеет образование Международного Арктического научного комитета (МАНК) - международной неправительственной организации, основной функцией которой является содействие сотрудничеству в Арктике по широкому кругу проблем. Решение об этом было принято в августе 1990 г. представителями пяти приарктических государств и еще трех северных стран (Финляндии, Швеции и Норвегии).

Правовой режим Антарктики. Антарктика - часть земного шара, обширный регион, расположенный до 60-й параллели южной широты от Южного полюса. Она включает в себя как собственно материк Антарктика, так и прилегающие к нему острова, архипелаги и морские пространства. Открытая российскими мореплавателями М.П.Лазаревым и Ф.Ф.Беллинсгаузеном в ходе первой антарктической экспедиции 1818 - 1821 гг., Антарктика в силу своей значительной удаленности от населенных территорий и суровых климатических условий долгое время не представляла какого-либо интереса в плане ее хозяйственного использования и считалась ничейной землей.

Однако с начала ХХ в. ряд государств (Великобритания, Новая Зеландия, Франция, а позднее Австралия, Норвегия, Чили, Аргентина) стали выдвигать территориальные притязания на определенные части Антарктиды, что создавало предпосылки для возникновения споров и конфликтов и вело в конечном счете к ее разделу. Попытка сепаратного раздела, предпринятая в середине 50-х годов, натолкнулась на решительное противодействие других государств, в том числе и Советского Союза.

В поиске выхода из создавшейся ситуации заинтересованные страны собрались на Конференцию, которая состоялась в Вашингтоне. Здесь, 1 декабря 1959 г., был выработан и принят Договор об Антарктиде, заложивший основу международно-правового режима Антарктики. Данный Договор вступил в силу 23 июля 1961 г. На конец 1982 г. его участниками являлись 26 государств (первоначально - 13 государств).

Статья первая Договора устанавливает, что “Антарктика используется только в мирных целях”. Запрещается, в частности, любые мероприятия военного действия и характера такие как: создание военных баз и укреплений, проведение военных маневров, испытание любых видов оружия, в том числе ядерного, а также удаление в районе Антарктики радиоактивных материалов. Договор не устанавливает исчерпывающего перечня мероприятий военного характера, но запрещает любые действия, наносящие вред мирному использованию Антарктики.

Антарктика остается единственной территорией (сухопутной и водной), которая не принадлежит какому-либо государству ни полностью, ни частично: Договор по существу не признал территориальных претензий государств, поскольку ни одна часть Антарктики не признана находящейся под суверенитетом какого-либо государства. Однако Договор не отрицает и существования территориальных претензий. По смыслу договора, статья четвертая не должна толковаться в ущерб позиции любой страны в отношении признания или непризнания ею права или претензий, или основы для претензий любого другого государства на территориальный суверенитет в Антарктике.

Одним из важных принципов, установленных Договором, является принцип свободы научных исследований и сотрудничества в этих целях. Любая страна независимо от участия ее в Договоре вправе проводить исследовательские работы в Антарктике.

Согласно ст. VIII Договора наблюдатели и научный персонал, а также сопровождающий их персонал, находится под юрисдикцией того государства, гражданами которого они являются. Вопрос о юрисдикции над всеми другими лицами Договор не регулирует, но содержит положение о том, что он не наносит ущерба соответствующей позиции каждой стороны относительно этого вопроса. Иначе говоря, вопрос о юрисдикции над лицами, не упомянутыми в Договоре, решается каждой стороной в соответствии с ее точки зрения.

За соблюдением положений Договора установлен широкий наземный и воздушный контроль. Положения о таком контроле содержатся в самом Договоре. Так, каждое государство - участник Договора равно является участником Консультативного совещания - международного механизма для координации деятельности стран по изучению Антарктики и имеет право назначать наблюдателей в неограниченном количестве. Любой наблюдатель имеет полную свободу доступа во все районы Антарктики, включая станции, установки и сооружения в ее пределах, а также морские и воздушные суда в пунктах разгрузки и погрузки снаряжения, материалов и персонала, всегда открыта для инспекции.

В компетенции Консультативного совещания входят: обмен информацией, взаимные консультации, разработка и принятие рекомендаций правительствам стран, мер, содействующих реализации целей и принципов Договора. В компетенцию Совещания включены также меры, касающиеся Антарктиды, относительно:

1) использования ее в мирных целях;

2) содействия научным исследованиям;

3) содействия международному научному сотрудничеству;

4) содействия осуществлению прав инспекции;

5) осуществлению юрисдикции;

6) охраны и сохранению живых и минеральных ресурсов;

Принятые на Совещании решения и рекомендации вступают в силу по утверждению их всеми сторонами, подписавших Договор и присоединившимся к нему позднее. Представители государств-участников Договора имеют право участвовать в Совещании, созванном для рассмотрения принимаемых мер. Сроки и место созыва Консультативного Совещания определяют первоначальные участники настоящего Договора.

Резюмируя правовое положение Антарктиды Договор подчеркивает, что в интересах всего человечества Антарктида должна и впредь всегда использоваться исключительно в мирных целях и не должна стать ареной или предметом международных разногласий.

Вывод:

Арктика – часть земного шара, ограниченная Северным полярным кругом и включающая в себя окраины материков Евразия и Северная Америка, а также северный Ледовитый океан. Территория Арктики поделена между США, Канадой, Данией, Норвегией и Россией на полярные сектора. Согласно концепции полярных секторов все земли и острова, находящиеся к северу от Арктического побережья соответствующего приполярного государства в пределах сектора, образованного этим побережьем и сходящимися в точке Северного полюса меридианами, считаются входящими в территорию данного государства.

Антарктика представляет собой территорию земного шара южнее 60о южной широты и включает в себя материк Антарктиду, шельфовые ледники и прилегающие моря. Правовой статус Антарктики определен Договором об Антарктике 1959 г., согласно которого все территориальные претензии государств в Антарктике «замораживаются», она может использоваться только в мирных целях и признана демилитаризованной территорией.

Заключение

Значение территории как материальной основы государства чрезвычайно велико. Не случайно на протяжении всей истории человечества велись непрерывные войны за территорию. Защита территории – одна из главных задач государства.

Особое внимание охране государственной территории уделяет и международное право. Этому в значительной мере посвящено содержание его основных принципов – неприменения силы, территориальной целостности, нерушимости границ.

Государство обязано воздерживаться от угрозы силой или ее применения против территориальной неприкосновенности любого государства. Территория государства не может быть объектом приобретения другим государством в результате угрозы силой или ее применения.

Территория является также пространственной сферой действия государственного суверенитета, сферой территориальной юрисдикции государства.

В состав государственной территории входят: сухопутная территория (поверхность суши), включая острова; водная территория (акватория), включающая внутренние воды и территориальное море; земные недра; воздушное пространство, расположенное над перечисленными пространствами.

Согласно Конституции, территория РФ «включает в себя территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними» (ч. 1 ст. 67).

Согласно международному праву, определенными суверенными правами и соответствующей юрисдикцией государство обладает на континентальном шельфе и в морской исключительной экономической зоне.

Помимо государственной территории существуют территории международные, под которыми понимаются пространства, находящиеся вне сферы государственного суверенитета. Их режим определяется исключительно международным правом. К таким пространствам относятся: открытое море, материк Антарктида, воздушное пространство над ними, морское дно вне сферы действия государственного суверенитета, космическое пространство, а также небесные тела.

Пределы государственной территории определяются границей. Взаимное уважение границ – необходимое условие мира. Государственные границы могут изменяться, в соответствии с международным правом, только мирным путем и по соглашению сторон.

Арктический регион исторически разделен на «сектора владения» приарктических государств , хотя и существует предложение интернационализации Арктики , пока не нашедшее поддержки. В 1921 г. Канада декларировала, что все земли и острова к северу от континентальной канадской части находятся под ее суверенитетом. В 1926 г. Постановлением ЦИК и СНК СССР было принято аналогичное решение, однако архипелаг Шпицберген остался вне юрисдикции СССР, так как согласно Парижскому договору 1920 г. он принадлежит Норвегии.

К режиму полярных секторов прибегли также Норвегия и Дания. Все территории (в том числе неоткрытые и неразведанные), которые входят в полярный сектор государства, находятся под его суверенитетом. Однако водная поверхность океанских и морских 80 пространств в пределах Арктики является открытым морем. При этом государство, имеющее полярный сектор в Арктике, может рассматривать его как зону своей безопасности. Таким образом, режим морских вод Арктики установлен в соответствии с нормами международного морского права , согласно которому у побережья земель и островов устанавливаются территориальные воды, прилежащие и экономические зоны, континентальный шельф, а далее - открытое море.

Что касается Российского сектора, то здесь есть некоторые особенности. Нота МИД РСФСР от 4 мая 1920 г. Норвегии закрепляла права Советской России на Белое море, а Декретом СНК РСФСР от 24 мая 1921 г. - на Баренцево море. Карское море, море Лаптевых и Восточно-Сибирское - это исторические моря заливного типа и внутренние национальные морские пути России. Это основано на ряде причин. Во-первых, большую часть года они покрыты льдом, который можно рассматривать как продолжение сибирской суши на север. Во-вторых, русское государство в течение трех веков владело Карским морем (см. царские указы 1617-1620 гг.) и другие государства не возражали против этого. В-третьих, они являются морями заливного типа, ограниченными со стороны океана обширными архипелагами и островами.

В силу особой уязвимости природы Арктики и в целях защиты окружающей Арктику среды Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. закрепила право государств принимать меры по предотвращению загрязнения морских вод Арктики.

В целях исследования Арктики и охраны ее природной среды развивается широкое международное сотрудничество: действуют многостороннее Соглашение о сохранении белых медведей (1973 г.), советско-канадский Протокол о научно-техническом сотрудничестве в Арктике (1984 г.), советско-американское Соглашение о сотрудничестве в борьбе с загрязнением в Беринговом и Чукотском морях в чрезвычайных ситуациях (1990 г.) и др.; приарктические страны, а также Финляндия, Швеция и Исландия подписали Декларацию об охране окружающей среды Арктики и Стратегию экологической защиты региона (1991г.).

Международно-правовой статус Антарктики и режим использования ее пространств и ресурсов. «Система Договора об Антарктике»

Антарктика - южная полярная область, охватывающая материк Антарктиду и прилегающие к нему участки Атлантического, Индийского и Тихого океанов, включая расположенные там острова, при условии, что они расположены южнее 60-й параллели южной широты.

Правовой режим Антарктики можно отнести к интернациональному. Существует так называемая «система Договора об Антарктике», в котором стороны отказались от «любой основы для претензий на территориальный суверенитет». Здесь общую правовую основу составляет международное право , а на территориях судов или полярных баз действует право их флага.

Таким образом, международно-правовой режим Антарктики регулируется Договором об Антарктике, от 1 декабря 1959 г., сфера действия которого распространяется на район южнее 60-й параллели южной широты, включая все шельфовые ледники. Согласно этому Договору Антарктика является международной территорией и открыта для научного исследования всех стран, а также полностью демилитаризована и нейтрализована, так как в пределах действия договора нельзя развязывать и вести военные операции. Здесь запрещено создавать военные базы, проводить маневры, испытывать оружие , в том числе и ядерное. Антарктика объявлена, помимо прочего, безъядерной зоной. Договор распространяет свое действие на материк, шельфовые ледники, континентальный шельф, участки открытого моря.

В Антарктике не применяется секторальное деление (по типу Арктики). Однако подписание договора не остановило территориальных претензий некоторых государств . Претензии были заявлены Австралией, Аргентиной, Великобританией, Новой Зеландией, Норвегией, Чили и Францией. СССР и США всегда выступали противниками этих претензий и настаивали на признании Антарктики международной территорией.

В настоящий момент эти претензии заморожены, т. е. государства не отказались от территориальных претензий, но никакие действия других государств на территории Антарктики в период действия Вашингтонского договора не могут считаться основанием для заявления, поддержания или отклонения любой претензии на территориальный суверенитет в Антарктике и не создают там никаких прав на такой суверенитет.

В рамках Договора была подписана Конвенция о сохранении антарктических тюленей (1972 г.); Конвенция о сохранении морских живых ресурсов Антарктики (1980 г.) предоставляет право добычи морских живых ресурсов Антарктики всем государствам; международно-правовой режим разведки и разработки минеральных ресурсов определяется Конвенцией по регулированию освоения минеральных ресурсов Антарктики (1988 г.), однако в 1991 г. принят Протокол о запрещении всех видов геологоразведочных работ в Антарктике сроком на 50 лет.

Договором создан специальный международный механизм для координации деятельности государств в Антарктике - Консультативное совещание, проводимое раз в 2 года; оно правомочно обсуждать практически все вопросы, касающиеся деятельности государств в Антарктике.

Общие положения.

Планета Земля имеет два противолежащих региона - полярные области, которые выделяются кажущимся сходством, при значительной разнице с точки зрения физико-географических характеристик и их правового регулирования. Основную часть Арктики составляет океан, а Антарктики - материк. Арктика окружена территориями государств. Антарктика, относится к международным пространствам на основании системы Договора об Антарктике. Иными словами, международно-правовой режим этих районов земного шара складывается в различных направлениях.

В научной литературе приводится много определений Арктики вследствие большого количества критериев, которые необходимо учесть. В наиболее общем плане Арктика (от греч. arktikos - северный) - северная полярная область Земли, включающая окраины материков Евразия и Северная Америка, почти весь Северный Ледовитый океан с островами (кроме прибрежных островов Норвегии), а также прилегающие части Атлантического и Тихого океанов. Южная граница Арктики совпадает с южной границей зоны тундры. Ее площадь - около 27 млн. км2 (иногда южной границей называют Северный полярный круг (66°32" с.ш.) и тогда ее площадь 21 млн. км2). Из них почти половина - площадь морских льдов (около 11 млн. км2 зимой и около 8 млн. км2 летом).

Арктика - место соприкосновения интересов Европы, Азии и Америки. Со времен «холодной» войны как кратчайший путь между двумя супердержавами и до сих пор Северный Ледовитый океан является наиболее милитаризованным пространством, где активно задействованы военные суда и подводные лодки, в том числе атомные. Кроме того, Арктика характеризуется большими запасами нефти, природного газа, каменного угля, никеля, меди, кобальта, платины и других природных ресурсов. Северный Ледовитый океан омывает берега только пяти т.н. «приарктических» государств: России, Канады, США (Аляска), Дании (Гренландия), Норвегии.

Огромную роль в освоении Арктики сыграл проложенный вдоль российской арктической береговой линии Северный морской путь (СМП), длиной 5600 км. Он соединил европейские и дальневосточные порты. Он является главной судоходной магистралью России в Арктике, и в советские времена он был закрыт для международного судоходства. Продолжительность навигации на СМП составляет от 2_до 4 месяцев, однако при помощи ледоколов на отдельных участках она продлевается несколько дольше. В последние годы геополитическое значение СМП возросло в силу ряда факторов. Во-первых, повысился интерес к коммерческому использованию СМП для перевозки грузов между портами Европы и странами Азиатско-тихоокеанского региона. Во-вторых, Россия активно экспортирует нефть и газ, в том числе из северных месторождений, СМП - это дешевый путь к ресурсам российского севера.

Исходя из географического критерия, на Арктику должны распространяться режимы, закрепленные в Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. В частности, должны быть применимы свободы открытого моря, включая свободу судоходства, рыболовства, исследований. Статьей 234 Конвенции 1982 г. предусматривает возможность особого регулирования районов, большую часть времени покрытых льдом, для обеспечения охраны окружающей среды. Полярные области - экологически очень хрупкий регион. При всей суровости природных условий они играют чрезвычайно важную роль в биосфере, включая определяющее влияние на планетарный климат, глобальные геофизические и биологические процессы. Нефть, попавшая в воды арктических морей, сохраняется там несколько десятков лет ввиду ничтожной скорости ее химического и биологического разложения при низких температурах. Именно защитой окружающей среды арктических районов приарктические государства часто объясняют распространение своей юрисдикции по «секторальному принципу».

Инициатором такого подхода выступила Канада. В 1909 г. правительство Канады, в то время доминиона Британской Америки, официально объявило своей собственностью все земли и острова, как открытые, так и могущие быть открытыми впоследствии, лежащие к западу от Гренландии, между Канадой и Северным полюсом. В 1921 г. Канада объявила, что все земли и острова к северу от канадской континентальной части находятся под ее суверенитетом. А в 1925 г. приняла дополнение к закону о северо-западных территориях, запрещавшее всем иностранным государствам заниматься какой-либо деятельностью в пределах канадских арктических земель и островов без особого на то разрешения канадского правительства. Сегодня Канада распространяет свой суверенитет на земли и острова, расположенные в пределах сектора, вершиной которого является Северный полюс, а сторонами - меридианы 60° и 141° з.д.

Первым документом, определяющим статус земель и островов, прилегающих к арктическому побережью России, стала циркулярная нота МИД Российской империи от 20 сентября 1916 г. о принадлежности России всех земель и островов, составляющих северное продолжение Сибирского материкового плоскогорья.

Советский Союз в Меморандуме народного комиссариата иностранных дел СССР от 4 ноября 1924 г., направленного всем государствам, подтвердил положения ноты 1916 г.

Исчерпывающе вопрос Советской приарктической зоны был урегулирован позднее в постановлении Президиума ЦИК СССР от 15 апреля 1926 г. «Об объявлении территорией Союза ССР земель и островов, расположенных в Северном Ледовитом океане». Постановление указывало, что «территорией Союза ССР являются все как открытые, так могущие быть открытыми в дальнейшем земли и острова. Не составляющие к моменту опубликования настоящего постановления признанной Правительством Союза ССР территории каких-либо иностранных государств, расположенные в Северном Ледовитом океане к северу от побережья Союза ССР до Северного полюса». Принадлежность России этих территорий ныне официально не оспаривается ни одной из арктических стран.

Секторальная теория, которой придерживаются Россия и Канада, не разделяется США и другими европейскими государствами. Попыткой компромисса и явилась ст. 234 Конвенции 1982 г., которая наделила прибрежные государства правами принимать законы и правила по предотвращению загрязнения и сохранению морской среды в покрытых льдами районах шириной не более 200 морских миль. То есть с точки зрения современного международного права линии, обозначающие боковые пределы полярных секторов, не признаются государственными границами. Это значит, что все государства мира имеют равные права на использование природных ресурсов Северного Ледовитого океана в этих секторах. В то же время все более актуальным является вопрос делимитации арктического континентального шельфа. И Россия в 2001 г., и Норвегия в 2006 г., действуя в соответствии с п.8 ст.76 Конвенции по морскому праву, передали в Комиссию по границам континентального шельфа данные о границах своих шельфов за пределами 200 морских миль от исходных линий, претендуя на территорию вплоть до Северного полюса. Однако Комиссия посчитала представленные российскими экспертами материалы не полностью отвечающими ее требованиям и предложила дополнить новыми данными.

Таким образом, правовой режим Арктики достаточно сложен. С одной стороны, как на часть мирового океана на Северный Ледовитый океан распространяются соответствующие международно-правовые положения, включая Конвенцию ООН по морскому праву 1982 г., Чикагскую конвенцию о гражданской авиации 1944 г., Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в трех средах 1963 г. и пр.

С другой стороны, важное значение имеют особенности практики приполярных государств, которые оставляют за собой право придерживаться традиций, сложившихся в процессе освоения Арктики каждой из этих стран, нашедших отражение в национальных правовых нормах. В отсутствие универсального или регионального договора, определяющего международно-правовой режим Арктики, несмотря на существование большого количества иных международных договоров, имеющих непосредственное отношение, в том числе к предотвращению загрязнения морской среды (их около 80), о сложившейся системе международно-правового регулирования Арктического региона говорить рано.

Весьма важным шагом в развитии судоходства в водах Арктики стало принятие в 2002 г. Международной морской организацией рекомендательного Руководства по эксплуатации судов в арктических водах, покрытых льдом (Арктического руководства), направленного на обеспечение безопасности судоходства и предотвращения загрязнения в результате деятельности судов в полярных водах.

В 1996 г. в Оттаве была подписана Декларация об учреждении Арктического Совета - новой региональной международной организации. Куда вошли 8 арктических государств. Дания, Исландия, Канада, Норвегия, Россия, США, Финляндия, Швеция.

Среди целей Арктического Совета:

  • - осуществление сотрудничества, координации и взаимодействия арктических государств при активном участии коренных народов Севера и других жителей Арктики по общеарктическим вопросам;
  • - контроль и координация выполнения экологических программ;
  • - разработка, координация и контроль выполнения программ устойчивого развития;
  • - распространение информации, поощрение интереса и образовательных инициатив по вопросам, связанным с Арктикой. Арктический Совет не будет заниматься проблемами военной безопасности и демилитаризации Арктики.

Особенностью структуры Арктического Совета является включение в нее в статусе «постоянных участников» представителей неправительственных организаций коренных народов Севера. В мае 2008 г. министры иностранных дел пяти приарктических государств - Дании, России, Норвегии, США и Канады - на встрече в г. Иллулисат приняли Декларацию, в которой еще раз подтвердили приверженность сторон существующим договорам и правилам. Включая Конвенцию ООН по морскому праву 1982 г., которые регламентируют поведение в регионе, и подчеркнули, что «нет необходимости установления специально правового режима» для Северного Ледовитого океана. Приарктические государства подчеркнули свою особую ответственность и способность обеспечивать эффективные механизмы мониторинга и защиты морской экологии, безопасности судоходства на основе национального законодательства и международных норм.

Арктика как наследие «холодной» войны - милитаризованное и нуклеаризованное ставит целый комплекс сложных политических, правовых и экономических вопросов. Для их решения необходим поиск взаимоприемлемого компромисса между интересами приарктических государств и всего мирового сообщества, что, как показывает практика, непросто.

Антарктика.

Антарктида - материк в центре Антарктики, общей площадью 13975 тыс. км (включая шельфовые ледники и острова), причем свыше 99 % территории покрыто льдом. Антарктика - южная полярная область земного шара, включающая помимо Антарктиды, прилегающие к ней участки Атлантического, Индийского и Тихого океанов с морями, а также лежащие в субантарктических водах острова: Юж. Георгия, Юж. Сандвичевы, Юж. Оркнейские, Юж. Шетлендские и др. Граница Антарктики проходит в пределах 48-60 ю.ш.

Антарктида - единственный земной материк, на котором отсутствует постоянное население, что объясняется климатическими особенностями: в восточной Антарктиде находится полюс холода Земли, где была зарегистрирована самая низкая на планете температура: -89,2°С.

Средние температуры зимних месяцев от -60 до -70°С, летних от -30 до -50°С, на побережье зимой от -8 до -35 "С, летом 0-5°С.

Антарктида была открыта 28 января 1820 г. российской экспедицией под руководством Ф.Ф. Беллинсгаузена и М.П. Лазарева. Предположительно первый флаг своей державы установил француз, Дюмон-д"Юрвиль. Первыми, 24 января 1895 г., на землю материка вступили капитан норвежского промыслового судна «Антарктик» Кристенсен и пассажир этого судна, преподаватель естественных наук Карлстен Борхгрёвинк, который собрал образцы минералов, увидел и описал антарктический лишайник. То есть чуть более 100 лет назад данного материка для человечества не существовало.

Первая половина XX в. была посвящена изучению побережья и внутренних областей материка. В декабре 1911 г. экспедиция норвежца Р. Амундсена и через месяц, в январе 1912 г. экспедиция британца Р. Скотта достигли Южного полюса. Первый полет самолета над Антарктидой совершил в 1928 г. американский полярный исследователь, адмирал Р. Бэрд. В ноябре 1929 г. он на самолете достиг Южного полюса. В 1928-1947 гг. под его руководством было осуществлено четыре крупные экспедиции в Антарктику (в самой крупной, четвертой экспедиции, принимало участие свыше 4 тыс. человек), проведены сейсмологические, геологические и другие исследования, подтверждено наличие в Антарктиде крупных месторождений каменного угля.

В 40-50-е гг. XX в. начинали создаваться научные базы и станции для проведения регулярных исследований прибрежных районов. Особый вклад в этот процесс внес Международный геофизический год (1957-1958 гг.), когда на побережье, ледниковом щите и островах были основаны около 60 баз и станций, принадлежащих 11 государствам. На 1991 г. в Антарктике работало 48 станций. На круглогодичных антарктических станциях живут и работают от 1000 до 4000 человек. На континенте действуют свои радио- и телестанция для американских полярников. В последние годы континент стал объектом туризма.

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31 августа 2006 г. № 1104 утверждена Государственная целевая программа «Мониторинг полярных районов Земли и обеспечение деятельности арктических и антарктических экспедиций на 2007-2010 гг. и на период до 2015 г.»1, согласно которой будут осуществляться полярные исследования и которая предусматривает создание первой белорусской антарктической станции. Территориальные притязания на Антарктиду начали выдвигаться различными государствами параллельно с исследовательской деятельностью. Претензии были выдвинуты Австралией, Аргентиной, Великобританией. Новой Зеландией, Норвегией, Францией, Чили. Например, Норвегия претендует на территорию, превышающую свою собственную почти в десять раз, включая остров Петра I, открытый экспедицией Беллинсгаузена-Лазарева. Австралия считает своей почти половину Антарктиды, куда вклинивается «французская» Земля Адели. Чили и Аргентина претендуют практически на одну и ту же территорию - Антарктический полуостров, который они по-разному называют.

Международный геофизический год показал плодотворность совместного исследования Антарктики и, основываясь на этом опыте, США предложили созвать конференцию для принятия Договора об Антарктике. Конференция прошла в Вашингтоне с 15 октября по 1 декабря 1959 г. Закончилась она подписанием бессрочного Договора об Антарктике, который вступил в силу в 1961 г. Данный договор первоначально подписали 12 государств: Аргентина, Австралия, Бельгия, Чили, Франция, Япония, Новая Зеландия, Норвегия. Южно-Африканский Союз, СССР, Великобритания и США. На 1 января 2008 г. в нем участвовали 46 государств, включая соседей Беларуси: Россию, Украину и Польшу. Беларусь присоединилась к Договору об Антарктике 27 декабря 2006 г.

Договор распространяется на район южнее 60-й параллели ю.ш., включая все шельфовые ледники. Согласно Договору Антарктика демилитаризируется, т.е. используется только в мирных целях. Запрещаются, в частности, любые мероприятия военного характера, такие как создание военных баз и укреплений, проведение военных маневров, а также испытания любых видов оружия, включая ядерное. При этом для невоенных целей допускается использование военного персонала или оснащения. Помимо демилитаризации и нейтрализации Антарктики, она объявлена безъядерной зоной, т.е. в Антарктике запрещены любые ядерные взрывы и уничтожение в этом районе радиоактивных материалов.

Режим Антарктики базируется на принципе свободы научных исследований и сотрудничестве в этих целях. В частности, государства обязуются производить обмен:

  • 1) информацией относительно планов научных работ в Антарктике с тем, чтобы обеспечить максимальную экономию средств и эффективность работ;
  • 2) научным персоналом в Антарктике между экспедициями и станциями;
  • 3) данными и результатами научных наблюдений в Антарктике и обеспечивать свободный доступ к ним.

В сущности, договор объявляет Антарктику международной научной лабораторией.

Достаточно оригинально была решена проблема территориальных претензий. Согласно ст. IV Договора его положения не должны толковаться как:

а) отказ любой из Договаривающихся Сторон от ранее заявленных прав или претензий на территориальный суверенитет в Антарктике;

b) отказ любой из Договаривающихся Сторон от любой основы для претензии на территориальный суверенитет в Антарктике или сокращение этой основы, которую она может иметь в результате ее деятельности или деятельности ее граждан в Антарктике или по другим причинам;

c) наносящее ущерб позиции любой из Договаривающихся Сторон в отношении признания или непризнания ею права или претензии, или основы для претензии любого другого государства на территориальный суверенитет в Антарктике.

2. Никакие действия или деятельность, имеющие место, пока настоящий Договор находится в силе, не образуют основы для заявления, поддержания или отрицания какой-либо претензии на территориальный суверенитет в Антарктике и не создают никаких прав суверенитета в Антарктике. Никакая новая претензия или расширение существующей претензии на территориальный суверенитет в Антарктике не заявляются, пока настоящий Договор находится в силе».

То есть существовавшие на 1959 г. территориальные претензии «замораживаются», а вся последующая деятельность на основе данного договора не может быть основанием для новых претензий.

Для контроля соблюдения положений Договора предусматривается возможность инспекций. Наблюдатели, проводящие инспекцию, должны быть гражданами назначающих их государств, их фамилии сообщаются каждому государству-участнику. Назначенные таким образом наблюдатели имеют полную свободу доступа в любое время в любой или все районы Антарктики, включая все станции, установки и оборудование в этих районах, а также все морские и воздушные суда в пунктах разгрузки и погрузки груза или персонала в Антарктике. Кроме того, инспекция может проводиться с воздуха.

Государства заранее уведомляют друг друга обо всех:

  • а) экспедициях в Антарктику или в пределах Антарктики, совершаемых ее судами или гражданами. И всех экспедициях в Антарктику, организуемых на ее территории или направляющихся с ее территории;
  • б) станциях в Антарктике, занимаемых ее гражданами;
  • в) о любом военном персонале или оснащении, предназначенном для направления в Антарктику.

На основании договора действуют так называемые Консультативные совещания, предназначенные для обмена информацией, взаимных консультаций по вопросам Антарктики, а. также разработки, рассмотрения и рекомендации своим правительствам мер, содействующих осуществлению принципов и целей Договора. Участие в Консультативных совещаниях могут принимать только представители тех присоединившихся к Договору государств, которые проявляют свою заинтересованность в Антарктике проведением там существенной научно-исследовательской деятельности, такой как создание научной станции или посылка научной экспедиции. С 1 сентября 2004 г. в Буэнос-Айресе (Аргентина) начал действовать Секретариат Договора по Антарктике.

Своими рекомендациями и решениями Консультативные совещания способствуют дальнейшему развитию положений Договора. Именно в рамках совещаний были разработаны и приняты Конвенция о сохранении тюленей Антарктики 1972 г. и Конвенция о сохранении морских живых ресурсов Антарктики 1980 г.

С развитием технологии стала достижимой возможность промышленной разработки природных ресурсов Антарктики. Попытка развитых государств в 1988 г. изменить режим освоения недр Антарктики принятием Конвенции по регулированию освоения минеральных ресурсов Антарктики вызвала мощную волну протестов и в 1991 г. был принят Протокол об охране окружающей среды, который ввел 50-летний мораторий на любую практическую деятельность, связанную с разработкой минеральных ресурсов в Антарктике. Соответственно сегодня действует т.н. система Договора об Антарктике, куда входят все соглашения и обусловленные ими механизмы сотрудничества, регулирующие правовой режим Антарктики.

международный правовой геополитический территориальный

Лекция 10. Территория в международном праве

10.6. Правовой режим Арктики и Антарктики

Международно-правовой режим Антарктики определяется Договором об Антарктике от 1 декабря 1959 г. Необходимость заключения договора об Антарктике была вызвана притязанием на данный материк Аргентины и Чили. В этой связи договор закрепил мораторий на притязания на земли материка и признал данную территорию как территорию с международным режимом. Статья 1 Договора провозгласила использование Антарктики только в мирных целях (демилитаризованная территория). В Антарктике провозглашается свобода всем заинтересованным государствам в осуществлении научных исследований. Статья 7 Договора допускает проведение любых инспекций со стороны Договаривающихся сторон на предмет исполнения положений договора.

Помимо самого Договора в его систему входят: Конвенция о сохранения морских живых ресурсов Антарктики (1980 г.), Конвенция по регулированию освоения минеральных ресурсов Антарктики (1988 г.), которая вызывает много возражений со стороны государств, и Протокол об охране окружающей среды к Договору об Антарктике (1991 г.), который определил Антарктику в качестве природного заповедника, установил ответственность за всеобъемлющую охрану живой среды Антарктики и зависящих от нее и связанных с ней экосистем, а также закрепил любую деятельность, связанную с минеральными ресурсами, за исключением научных исследований.

По своему правовому режиму Арктика является государственной территорией. Арктика представляет собой территорию, включающую в себя окраины Евразии, Северной Америки и Северный Ледовитый океан. Территория Арктики поделена между США, Канадой, Данией, Норвегией и Россией. В основу ее деления положена «секторальная теория», предложенная США в 1924 г. В соответствии с указанной теорией сектор представляет собой морское пространство, основанием которого является сухопутная территория государства, а верхняя точка Северный полюс. Указанный сектор принадлежит пяти приарктическим государствам. Российский арктический сектор был провозглашен в 1926 г. постановлением Президиума ЦИК СССР, по которому все земли в секторе признавались территорией СССР.



 

Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!