Понятия и признаки правового государства кратко. Конспект лекции: Правовое государство: понятие, признаки

Признаки правового государства

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Признаки правового государства
Рубрика (тематическая категория) Государство

Понятие правового государства

Понятие, признаки и пути формирования правового государства

Демократическое реформирование общества идет по пути к правовому государству, призванному быть на страже интересов и потребностей людей, их прав и свобод. Это государство, основанное на праве и ограниченное им в своих действиях, подчинœенное воле народа как суверена власти. 1)

Правовое государство – многомерное развивающе­еся явление. С течением времени оно приобретало всœе новые признаки, наполнялось новым содержанием. Непреходящей оставалась лишь идея о связанности правового государства с правом. 2)

Существует множество трактовок определœения ʼʼправое государствоʼʼ:

– Правовое государство - ϶ᴛᴏ правовая форма организации и деятельности публично–политической власти и ее взаимоотношений с индивидами как субъектами права; 3)

– Правовое государство является живым организмом, обеспечивающим цели и интересы конкретного индивида и сохранение, стабилизацию общества с рыночной экономикой и либерально–демократическим политическим режимом (Гегель); 4)

– Правовое государство – объективная крайне важно сть и величайшая социальная ценность, эффективный способ организации общества и управления им.

Иными словами правовое государство воспринимается как форма организации и деятельности государственной власти, при которой создаются условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина, а также для наиболее последо­вательного связывания с помощью права политической власти в целях недопущения злоупотреблений. Правовое государство строится во взаимоотношениях с индивидами и их различными объединœениями на базе норм права.

Ценностный смысл идеи правового государства состоит в утверждении суверенности народа как источника власти, гарантированности его свободы, подчинœении государства обществу.

Основными признаками правового государства являются:

– Разделœение властей;

– Верховенство закона;

– Признание, соблюдение, обеспечение и защита прав и свобод человека;

– Социальная и юридическая защищенность личности;

– Сосредоточение всœех прерогатив государственно–властного регулирования в системе государственных институтов, созданных на базе права;

– Недопущение монополизма в политике и экономике, создание антимонопольных механизмов;

– Контроль общества за властью, наиболее действенным способом которого являются регулярные, свободные, демократические выборы народом органов государственной власти всœех уровней;

– Соответствие внутреннего законодательства общепризнанным нормам и принципам международного права (либо прямое действие международных норм);

– Признание человека высшей ценностью, целью государства, а не средством решения тех или иных государственных проблем;

– Верховенство и прямое действие конституции;

– Единство прав и обязанностей граждан;

– Наличие развитого гражданского общества;

– Внешний и внутренний суверенитет государства;

– Взаимная ответственность человека и государства;

Признаки правового государства отражают основные его черты, которые обязательно должны в нем присутствовать: 1)

а) Разделœение властей на законодательную, исполнительную и судебную означает, что каждая из трех существующих в государстве властей должна быть независима от другой и в своей деятельности подчиняться только закону, тем самым создавая систему ʼʼсдержек и противовесовʼʼ, взаимоограничение и взаимоконтроль всœех ветвей власти. Основателœем концепции разделœения властей принято считать французского просветителя Ш.Л. Монтескье, хотя до него подобные идеи высказывал Дж. Локк, еще ранее Полибий, а зачатки этого принципа мы видим уже в античном мире в демократических Афинах и республиканском Риме. Этот принцип исключает монополизацию власти в руках одного лица, органа или социального слоя и обеспечивает соответствие всœей системы публичной власти требованиям права и их последовательного соблюдения. 2) Такой государственно–властный механизм функционирует в США. Другой вариант предполагает приоритет одной из ветвей государственной власти – законодательной, что характерно, к примеру, для Англии.

Разделœение властей - ϶ᴛᴏ показатель развитости права и государства. Сбалансированность властей основывается на суверенитете народа, что нашло конституционное закрепление в ряде современных государств. По идее законодательная власть должна принимать законы, исполнительная –организовывать их исполнение, а судебная – решать спор о праве на основании закона, принятого законодательным органом.

Сегодня наблюдается активизация именно исполнительной власти, которая как бы постепенно расширяет свое поле деятельности. Эта объективная закономерность, поскольку жизнь современного государства принимает более усложненные формы и часто требует оперативного властного вмешательства, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ является функцией, прежде всœего, правительства. При этом важно, чтобы деятельность исполнительных органов власти осуществлялась в правовых формах и на основании актов, принятых законодательным органом. 1)

Законодательная власть является представительной. Именно на базе выборов народ передает власть своим представителям и уполномочивает представительные органы осуществлять государственную власть. В этом смысле можно говорить о первичности представительных органов в механизме государственной власти. При этом имеются сущностные и политико–юридические ограничения этой власти. Сущностные ограничения определяются принципиальной зависимостью от воли избирателœей. Политико–юридические ограничения связаны с тем, что любой закон, чтобы не оставаться набором фраз на бумаге, должен соответствовать политическим и юридическим реалиям, а также фундаментальному праву – конституции.

Эта ветвь власти контролирует не только принятие законов, но и ее не менее значительной функцией является финансовая – ежегодное утверждение бюджета. Есть и распорядительные функции – формирование определœенных органов исполнительной и судебной власти. Законодательная власть вправе давать политическую оценку тем или иным действиям исполнительной власти и на этой базе привлекать их к политической ответственности.

Судебная власть играет особую роль, как в механизме государственной власти, так и в системе сдержек и противовесов. Особая роль суда определяется тем, что он – арбитр в спорах о праве. В правовом государстве только судебная власть может отправлять правосудие.

Судебная власть – специфическая, независимая ветвь государственной власти в правовом государстве, осуществляемая путем гласного, состязательного, коллегиального рассмотрения и разрешения в судебных заседаниях споров о праве. Роль судебной власти в механизме разделœения властей состоит в сдерживании двух других властей в рамках конституционной законности и права и, прежде всœего путем осуществления конституционного надзора и судебного контроля за этими ветвями власти.

б) Верховенство закона, ʼʼсвязанностьʼʼ государства законом означает, что государство и личность в своих действиях, прежде всœего, должны соответствовать закону, то есть никто не имеет права нарушить закон. В свою очередь, законы в таком государстве должны быть правовыми. 1) Закон, принятый верховным органом власти при строгом соблюдении всœех конституционных процедур, не должна быть изменен, отменен или приостановлен ни ведомственными актами, ни правительственными распоряжениями, ни решениями партийных органов, сколь бы высоки и авторитетны они не были. Вся общественная деятельность закреплена в конституции правового государства. 2)

Закон подкрепляет свои предписания мерами ответственности и тем самым гарантирует защищенность общества и гражданина от нарушения законных прав, интересов, свобод.

Закон – единственно возможное средство выражения и закрепления потребностей и интересов каждого человека и всœего общества, превращения воли народа в общеобязательный регулятор общественных отношений, возведение этой воли в ранг правил, которым подвластны всœе. 3)

в) Реальность прав и свобод гражданина. Этот принцип состоит в признании, утверждении и надлежащем гарантировании прав и свобод человека и гражданина. Причем предполагается, что права и свободы человека не являются неким ʼʼдаромʼʼ властей, а принадлежат ему от рождения.

г) Защита прав и свобод человека – это, прежде всœего конституционные гарантии того, что человек является свободным, а его права – невозможно нарушить без разрешения на то суда. Государство обязано защищать человека, а человек соответственно обязан защищать свое государство.

В правовом государстве государственная власть не может зависеть ни от кого, но, тем не менее, она получается вечно зависимой от народа, то есть государственная власть не должна быть суверенной ни в одном государстве. Власть всœегда должна зависеть только от народа и больше ни от кого. Задача власти – воспитать людей такими, чтобы они были законопослушными и не пытались купить за деньги собственную же власть. В государстве, называемом правовым, должна жестко пресекаться любая попытка повлиять на государство или на его отдельные органы. 1)

д) Верховенство и прямое действие конституции. Конституция является источником государственного права страны и основным ее законом, закрепляющим общественное и государственное устройство, организацию, взаимоотношения и полномочия высших органов государственной власти, основы организации государственного управления и судебной системы, основные принципы избирательного права и правовое положение граждан.

Конституция занимает особое положение в иерархии законодательных и административных актов государства. Закрепляемые в ней формы собственности, организация, полномочия и взаимоотношения государственных органов, основы правового положения личности представляют юридический фундамент для остального законодательства. Все прочие неконституционные акты должны соответствовать Конституции и ее нормам.

е) Взаимная ответственность государства и личности. Этот принцип выражает нравственные начала в отношениях между государством как носителœем политической власти и гражданином как участником ее осуществления. Государство путем издания законов берет на себя конкретные обязательства перед гражданами, общественными организациями, другими государствами и всœем международным сообществом. Не менее важна ответственность перед обществом и государством.

Правовое положение и взаимоотношения всœех субъектов общественной, политической и государственной жизни должны быть четко определœены правовыми законами, защищены и гарантированы всœей конструкцией правовой государственности. В случае если правовое положение хотя бы одного субъекта не определœено или определœено не четко, то это создает поле для злоупотреблений, игнорирования правовых начал, а если правовые начала игнорируются в одном звене, они немедленно нарушаются и в других звеньях. 1)

ж) Признание человека высшей ценностью, целью государства. В правовом государстве именно личность является основой всœего, а свобода и независимость личности стоят на первом месте в системе ценностей государства. В правовом государстве данное положение закреплено в конституции прямо или косвенно и декларирует права и свободы личности в качестве неотчуждаемых и непосредственно действующих. В Конституции РФ эти положения зафиксированы в ст. 2, а также в статье 17, 18. При этом стоит помнить, что свобода в правовом государстве это свобода делать то, что может и должно пойти на пользу обществу и государству. Свобода в правовом государстве - это осознанная крайне важно сть, она ограничивается самими людьми, чтобы дать такую же степень свободы и другим людям. В сущности, в правовом государстве основной идеей существования человека должен стать ʼʼразумный эгоизмʼʼ – я делаю то, что я хочу делать, но при этом мои дела не должны вредить другим людям. Свобода в правовом государстве является ограниченной только для того, чтобы всœе люди смогли ею воспользоваться. В правовом государстве должен обязательно соблюдаться принцип формального равенства – всœе равны перед законом. Соблюдение этого принципа ведет к ограничению свободы одних для того, чтобы ею смогли воспользоваться другие.

3 Теория и практика формирования правового государства в современном российском обществе

Признаки правового государства - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Признаки правового государства" 2017, 2018.

Правовое государство - это государство, в котором организация и деятельность государственной власти в ее взаимоотношениях с индивидами и их объединениями основана на праве и ему соответствует.

Идея правового государства направлена на ограничение власти (силы) государства правом; на установление правления законов, а не людей; на обеспечение безопасности человека в его взаимодействиях с государством

Основные признаки правового государства:

1. Осуществление государственной власти в соответствии с принципом ее разделения на законодательную, исполнительную, судебную с целью не допустить сосредоточения всей полноты государственной власти в чьих-либо одних руках, исключить ее монополизацию, узурпацию одном лицом, органом, социальным слоем, что закономерно ведет к "ужасающему деспотизму" (Ш. Монтескье).

2. Наличие Конституционного Суда - гаранта стабильности конституционного строя - органа, обеспечивающего конституционную законность и верховенство Конституции, соответствие ей законов и иных актов законодательной и исполнительной власти.

3. Верховенство закона и права, что означает: ни один орган, кроме высшего представительного (законодательного), не вправе отменять или изменять принятый закон.Все иные нормативно-правовые акты (подзаконные) не должны противоречить закону. В случае же противоречия приоритет принадлежит закону.Сами законы, которые могут быть использованы в качестве формы легализации произвола (прямой противоположности права), должны соответствовать праву, принципам конституционного строя. Юрисдикцией Конституционного Суда действие неправового закона подлежит приостановлению, и он направляется в Парламент для пересмотра.

4. Связанность законом в равной мере как государства в лице его органов, должностных лиц, так и граждан, их объединений. Государство, издавшее закон, не может само его и нарушить, что противостоит возможным проявлениям произвола, своеволия, вседозволенности со стороны бюрократии всех уровней.

5. Взаимная ответственность государства и личности:

личность ответственна перед государством, но и государство не свободно от ответственности перед личностью за неисполнение взятых на себя обязательств, за нарушение норм, предоставляющих личности права.

6. Реальность закрепленных в законодательстве основных прав человека, прав и свобод личности, что обеспечивается наличием соответствующего правового механизма их реализации, возможностью их защиты наиболее эффективным способом - в судебном порядке.

7. Реальность, действенность контроля и надзора за осуществлением законов, иных нормативно-правовых актов, следствием чего является доверие людей государственным структурам, обращение для разрешения сугубо юридических споров к ним, а не, например, в газеты, на радио и телевидение.

8. Правовая культура граждан - знание ими своих обязанностей и прав, умение ими пользоваться; уважительное отношение к праву, противостоящее "правовому нигилизму" (вера в право силы и неверие в силу права).

Социальное государство

Социальное государство - это правовое государство развитого гражданского общества, которое, соединяя в своей деятельности принципы свободы и равенства, социальной справедливости, надклассовости, реально обеспечивает социально-экономические права человека.

Социальное государство и правовое государство - единое целое в том смысле, что социальное государство это сторона правового государства., т.е. государства реальных прав человека, среди которых есть социально-экономические права (право на труд, справедливые условия труда, социальное обеспечение, достойный человека прожиточный минимум и др.), обеспечение реальности которых - задача социального государства.

Социальное государство - надклассово, в том смысле, что оно направлено на организацию нормальной жизни и развития всего общества в целом, оно защищает права, свободы, законные интересы всех его граждан, народов, является орудием снятия социальной напряженности в стране.

Социальное государство - это государство развитого гражданского общества (создающего материальные блага,иные ценности), являющегося условием существования и развития социального государства, развитое гражданское общество как бы обратная сторона социального государства, последнего без первого не бывает.

Что такое правовое государство? Это вопрос, который, наверное, интересует многих наших сограждан, потому что они хотят жить в стране, гарантирующей эффективную защиту их прав и свобод.

Понятие "правовое государство": что оно означает?

Различные мнения по поводу идеи правового государства мы можем встретить в произведениях многих известных юристов и философов. Важно подчеркнуть тот момент, что не существует единого взгляда на идею такого "рая". Все авторы подтверждают важность симбиоза государства и права. Это означает, что не должно быть беззакония. В государстве необходимо понимание необходимости системных действий, но в рамках четко установленных правил поведения. Не должно быть привилегированного положения у определенных групп людей.

Правовое государство - это такая система, в которой все управляющие органы стоят на защите прав и свобод людей, проживающих в конкретной стране.

Три ветви власти

Стоит рассмотреть признаки правового государства. Наверное, главный момент, который характеризует этот тип организации, - принцип разделения властей. Государственная власть делится на законодательную, исполнительную и судебную. Роль каждой из этих видов власти отличается.

Законодательные органы принимают нормативно-правовые акты, регулирующие основные сферы деятельности общества. Правительство работает в сфере воплощения правил, отраженных в законах, в жизнь. Основная сфера деятельности исполнительной власти - экономика государства. Суды в системе государственной власти также имеют большое влияние, потому что право и правовое государство гарантируют реализацию и защиту интересов каждого индивидуума в отдельности и общества в целом.

Принцип народного суверенитета

Понятие правового государства подразумевает важную роль народа в управлении страной. Как люди могут реализовать свое право влиять на политику государства? Существует два основных пути участия народа в государственном управлении. Первый способ - это выборы. Каждый гражданин приходит на избирательный участок и отдает свой голос за кандидата (партию), программа которого ему наиболее подходит. Голосование обязательно проходит честно, без подкупа избирателей.

Второй способ реализации народовластия - референдум. В европейских государствах важные политические и общественные вопросы только так и решаются. Сначала народ должен высказать свое мнение, а уж власть к нему обязательно прислушается. С помощью референдума решаются не только вопросы жизни государства в целом, но и конкретной общины (города, села) в частности.

Конституционный суд как орган контроля

Конституция является основным законом любого государства. Это нормативный акт, имеющий высшую юридическую силу. Законы, постановления, распоряжения принимаются на базе Конституции и с целью реализации, конкретизации отраженных в ней норм.

Конституционный суд - орган, который защищает конституционный порядок в государстве. Основная функция этой инстанции - следить за соответствием норм законов и других нормативных актов положениям, которые закреплены в основном законе государства. Обратиться в Конституционный суд могут депутаты законодательного органа, избранные народом, члены правительства, президент, представители общественности. Хотя их петиции не обязательно принимаются к рассмотрению, если вопрос поднят действительно серьезный, суд обязательно его решит.

Верховенство права как важная гарантия справедливости

Понятие правового государства подразумевает обязательное соблюдение принципа верховенства права. В чем его суть? Во-первых, орган, который не принимал нормативно-правовой акт, не уполномочен его отменять. Исключение - Конституционный суд, который вправе признать недействительным любой акт, не отвечающий нормам основного закона. Во-вторых, любой подзаконный акт или закон не должен противоречить акту, имеющему более высокую юридическую силу.

Правовое государство и общество: порядок взаимодействия

Гражданское общество существует в рамках существующей правовой системы. Жизнь общества и государства сейчас взаимосвязана. Как это проявляется? Правовое государство - это тот институт, который издает определенный закон, обязательный для исполнения обществом. Тот, кто создал закон, не может его сам нарушить. Логично? Да! Нарушить нормы законов могут только представители общества. Соответственно, нарушители, если их вина будет доказана в суде, понесут ответственность в рамках уголовного, гражданского или административного законодательства.

Общество также может выдвигать свои требования в адрес государства. Формы проявления этих требований могут быть разными:

Принцип ответственности государства и личности

Рассматривая признаки правового государства, нельзя забывать о том, что не только люди несут ответственность перед государством за совершение виновных деяний, но и власть должна отвечать перед человеком. Например, государство взяло обязанность выплачивать человеку ежемесячно пенсию, потому что он всю жизнь отработал на государство, приносил ему пользу. Некоторое время пенсия выплачивалась без проблем, а потом начались сбои. Конечно, это может быть только вследствие проблем с финансами в стране, но факт невыполнения обязательств в таком случае налицо. Правовое государство и общество обязательно взаимодействуют.

Исполнение закрепленных в законах прав человека

Основные права и свободы человека обычно закрепляются в Конституции государства. Правовое государство - это тот институт, в котором четко гарантируется реальность всех прав человека. Ничего не будет угрожать его жизни, он получит необходимые ему финансовые ресурсы. В случае нарушений своих прав со стороны государственного аппарата или других лиц личность будет уверена в том, что сможет отстоять свои интересы через суд.

Истинно правовое государство - это такая единица, которую создать не так уж и легко. Дело в том, что полное исполнение всех законов возможно только в том обществе, которое достигло высокого уровня правовой культуры. Как проявляется уровень такой культуры? Граждане знают все основные законы; имеют высокий уровень доверия к правоохранительным органам; люди доверяют праву, законам, и уверены, что только соблюдая нормы права, можно достичь положительных результатов в жизни общества.

Гражданское и правовое государство будет успешным только при условии высокой правовой культуры населения.

Теория государства и права Морозова Людмила Александровна

31.2 Признаки правового государства

Признаки правового государства

Отечественные и зарубежные ученые называют немало признаков, или отличительных черт, правового государства. Однако некоторые из этих черт присущи любому демократическому государству, например реальное осуществление народовластия, режим законности, равное пользование правами. Между тем правовое государство - это не просто демократическое образование, а высший его тип. Оно предполагает демократическое устройство всего его механизма, демократический режим, максимальное развитие и использование демократических институтов. В то же время правовое государство обладает свойствами, позволяющими определенно заключить, что перед нами правовое, а не какое-либо иное государство.

Чаще всего выделяют четыре основных признака правового государства: господство права во всех сферах жизни общества; незыблемость, гарантированность и реальность прав и свобод человека и гражданина; взаимная ответственность личности и государства; принцип разделения властей.

Господство, или верховенство, права предполагает:

во-первых , правовую организацию государственной власти, т. е. создание и формирование всех государственных структур строго на основе закона;

во-вторых , правовой характер принимаемых законов и верховенство правового закона. По своему содержанию законы должны быть справедливыми, основываться на естественных, неотъемлемых правах и свободах человека, не противоречить им. Иначе в форму закона может быть облечен произвол властей;

в-третьих , связанность государства им же созданными законами, т. е. ограничение государственной власти посредством права, правовых установлений и предписаний, определение правовых пределов для деятельности государства, его органов и должностных лиц;

в-четвертых , верховенство Конституции в системе нормативных правовых актов, поскольку именно в Конституции закрепляются основополагающие устои конституционного строя страны, важнейшие права, свободы и обязанности человека и гражданина, их конституционные гарантии, юридические начала жизни гражданского общества, государственное устройство, система государственных органов, местное самоуправление, другие ключевые для жизнедеятельности общества положения и принципы. Важно также, чтобы конституционные нормы имели прямое действие , т. е. непосредственно реализовывались без каких-либо последующих актов.

Утверждение правовых начал в жизни общества означает устранение его огосударствления. Последнее, как правило, влечет отчуждение государства от общества и стремление решать все дела общества посредством политического аппарата.

В некоторых учебниках говорится о приоритетности права, а не о его господстве, например в учебнике «Теория государства и права» под ред. В. М. Корельского и В. Д. Перевалова (М., 1997). Однако представляется, что именно господство права, его правление, верховенство (это соответствует англоязычной концепции соотношения права и государства) лучше всего раскрывают роль правовых форм и начал в жизни общества: все должно быть подчинено праву, оно главный ориентир и критерий свободного, правового общества.

Незыблемость, гарантированность и реальность прав и свобод личности означают, что государство должно не только признавать, но и гарантировать полный набор прав и свобод личности, признаваемых мировым сообществом в качестве естественных, принадлежащих человеку от рождения и потому незыблемых, не отчуждаемых государственной властью. Государство призвано также охранять и защищать эти права и свободы от произвола отдельных должностных лиц, государственных органов, от посягательств других субъектов.

Государство может считаться правовым лишь в том случае, если оно закрепляет и реально обеспечивает равенство всех людей как субъектов правового общения, их равенство перед законом. Люди должны обладать равной правосубъектностью, равными возможностями для достижения не противоречащих закону целей или приобретения каких-либо прав.

Взаимная ответственность личности и государства проявляется в том, что в своих взаимоотношениях личность и государство выступают равными партнерами и обладают взаимными правами и обязанностями. Государство не только вправе требовать от личности выполнения ее обязанностей, установленных законом, но и само несет ответственность перед личностью, выполняя определенные обязанности. Следовательно, человек может требовать от государства исполнения его обязанностей, в частности обеспечения реальности закрепленных в Конституции прав и свобод, обеспечения своей безопасности со стороны государства, своей собственности, восстановления нарушенных прав и свобод, устранения препятствий к их осуществлению. Можно сказать, что в обязанности государства входит обеспечение правовой защищенности личности .

В правовом государстве должны быть законодательно закреплены возможности, позволяющие личности требовать от государства исполнения его обязанностей. Такие возможности предоставляет судебный порядок обжалования действий и решений государственных органов и должностных лиц, которые нарушили права и свободы личности или создали препятствия для их реализации либо на человека незаконно возложили обязанности или его незаконно привлекли к юридической ответственности. Если гражданин не получил защиты своих прав внутри государства и исчерпаны все внутригосударственные средства правовой защиты, он вправе обратиться в международные организации по защите прав и свобод человека.

Однако у личности есть не только права, но и определенные обязанности перед обществом, государством, другими людьми. Главные из них закреплены в Конституции. Среди них обязанность соблюдать Конституцию и действующие законы, платить законно установленные налоги, сохранять природу и окружающую среду и др.

Принцип разделения властей , как уже указывалось, предполагает относительно самостоятельное функционирование трех ветвей власти - законодательной, исполнительной и судебной. Каждая из них служит своеобразным противовесом другой и определенным юридическим средством воздействия на другие ветви власти. Данный принцип позволяет функционировать государственной власти на правовых основах , регулировать действия каждой и не допускать концентрации власти во всей полноте в одних руках. Таким образом, ни одному из государственных органов власть не принадлежит в полном объеме. Вместе с тем данный принцип предполагает единство, согласованность действий всех ветвей власти на основе общих принципов.

Принцип разделения властей служит критерием демократичности государства. Он также предполагает, что все споры и конфликты между ветвями власти должны разрешаться только правовым путем с соблюдением установленной законом правовой процедуры.

Создание правового государства требует и определенных условий или предпосылок. Это наличие развитого гражданского общества (высокая его правовая культура, утверждение приоритета общечеловеческих ценностей, соблюдение и развитие демократических традиций народа); эффективная рыночная система экономики; соответствие внутригосударственного законодательства общепризнанным принципам и нормам международного права; высокая роль суда как независимого органа защиты права и его охраны от нарушений; формирование прогрессивного законодательства и др.

Важно отметить, что хотя немецким ученым принадлежит большая роль в разработке теории правового государства, одни из них скептически относятся к идее ее реализации, видя в нем модель идеальной организации государственности, которую вряд ли возможно осуществить в полном объеме; другие считают эту проблему перспективной, так как она ставит своей целью избавление людей от произвола государственного аппарата, от бесправия и незащищенности.

Из книги Государственные и муниципальное управление: конспект лекций автора Кузнецова Инна Александровна

1. Понятие и признаки государства Вопросы о государстве, его понятии, сущности и роли в обществе с давних пор относятся к числу основополагающих и дискуссионных в государствоведении. Это объясняется тремя причинами. Во-первых, эти вопросы прямо и непосредственно

Из книги Правоведение автора Шалагина Марина Александровна

2. Понятие, признаки и функции государства Государство – это суверенная территориальная организация политической власти, обеспечивающая с помощью права и специально созданного государственного аппарата управление делами всего общества.Признаки

Из книги Гражданский процесс в вопросах и ответах автора Власов Анатолий Александрович

Каковы отличительные признаки нормативного и ненормативного правового акта? При рассмотрении судом этих дел нередко возникают сложности при определении предмета оспаривания: является ли акт нормативным или ненормативным (например, индивидуальным), имеющим значение в

Из книги История государства и права зарубежных стран. Шпаргалки автора Князева Светлана Александровна

9. Признаки зарождения государства Признаки зарождения государства:1. Наличие отделенной от общества публичной власти. В государстве власть осуществляется государственным аппаратом, который отделен от остального общества. Это особая группа людей, которая занимается

Из книги Теория государства и права автора Морозова Людмила Александровна

3.1 Понятие государства, его признаки Государство представляет собой сложное явление. С древних времен предпринимались попытки дать определение понятия «государство», однако до настоящего времени отсутствует общепринятое, общепризнанное представление о нем.Чаще всего

Из книги Теория государства и права: конспект лекций автора Шевчук Денис Александрович

§ 3. Признаки государства Понятие государства, его характеристики конкретизируются при раскрытии признаков, отличающих его как от родового строя, так и от негосударственных организаций общества. Иными словами, анализ признаков государства углубляет знания о нем,

Из книги Правоведение автора Мардалиев Р. Т.

1.3. Понятие, признаки и функции государства Понятие и признаки государства Государство – это суверенная универсальная организация политической власти, призванная обеспечить оптимальную жизнедеятельность людей, имеющая свою территорию, аппарат принуждения, создающая

Из книги Правоведение. Шпаргалка автора Афонина Алла Владимировна

Понятие и признаки государства Государство – это суверенная универсальная организация политической власти, призванная обеспечить оптимальную жизнедеятельность людей, имеющая свою территорию, аппарат принуждения, создающая право и взимающая налоги, необходимые для

Из книги Право. 10–11 класс. Базовый и углублённый уровни автора Никитина Татьяна Исааковна

Понятие, признаки и классификация органов государства Государственный орган – часть государственного аппарата, наделенная государственно-властными полномочиями.Это первичный и важный структурный элемент госаппарата. Его признаки следующие:? любой госорган является

Из книги История государственного управления в России автора Щепетев Василий Иванович

2. Понятие государства. Его признаки и функции Государство – это политическая организация общества (устойчивого союза отдельных индивидов, созданного для достижения общего интереса, имеющего единую цель, общий язык, культуру, образ жизни, территорию), действующая на

Из книги автора

Из книги автора

Глава 4. Понятие и основные признаки государства При изучении теории государства необходимо выделить характерные, отличающие его от других форм объединения, признаки. Таким признаком всех государственных форм общественного устройства является территориальная

Из книги автора

§ 4.2. Основные признаки государства Материалистический взгляд на государство выделяет те особые, исторически присущие этой форме общественной организации свойства, которые позволяют ему выполнять функции власти в обществе, не связанном естественными узами родства,

Правовое - это, в первую очередь, демократическое государство, в котором гарантировано верховенство закона, господство права, равенство всех граждан. В основе его организации лежит на судебную, исполнительную и законодательную. Граждане государства имеют определенные регламентированные права и свободы, могут принимать участие в осуществлении власти (через представителей или непосредственно). Это возможно благодаря довольно развитому наличию функционирующих политических партий и общественных организаций, свободе слова, высокому уровню политической, а также правовой культуры.

Каковы признаки правового государства?

Верховенство закона, господствующего во всех Это своеобразная форма защиты и организации прав и свобод человека. Она регламентирует обязательные для всех правила поведения на основе и равенства. Закон обладает наивысшей юридической силой. Он регулирует другие правовые акты и контролирует самые важные стороны общественно-политической жизни.

Конституция - это свод основных законов государства. В ней отражены правовые принципы общественной и государственной жизни и деятельности. Конституция представляет собой идеальную модель правового общества.

Вышеперечисленные признаки правового государства позволяют создать в стране режим законности и справедливого правопорядка в обществе.

Свободное развитие личности. Реальность ее прав. Данные признаки правового государства ориентированы на социально-политическую жизнь общества. Свобода человека является его неотъемлемым правом. Поэтому каждый индивид имеет определенную сферу свободы, которая не подлежит вмешательству государства.

Человек имеет следующие регламентированные законом права: на неприкосновенность, образование, судебную защиту и т.д.

Взаимоответственность личности и государства. Отношения между этими двумя сторонами должны строиться на основе принципов справедливости и равенства. Государство (как носитель политической власти) обеспечивает их соблюдение в отношении каждого гражданина общества. Органы власти, подчиняясь правовым нормам, не могут нарушить их предписаний, так как они несут определенную ответственность за невыполнение своих обязанностей. Регламентированные системы гарантий (ответственность правительства и депутатов перед избирателями и госорганами, уголовная и дисциплинарная ответственность должностных лиц за невыполнение обязанностей и т.д.) исключают возникновение административного произвола. Соблюдение закона обязательно для госаппарата.

Ответственность человека перед государством строится на тех же правовых основах. Применение форм принуждения не должно нарушать принципы

Данные признаки правового государства обеспечивают справедливость и равноправие.

На исполнительную, судебную и законодательную. Данный принцип позволяет добиться сбалансированности, равновесия в отношениях госорганов, установить взаимный контроль. Каждая ветвь власти функционирует самостоятельно, в пределах своей компетенции, и не вмешивается в деятельность другой.

Основные признаки правового государства включают в себя идеологический и политический плюрализм. Он заключается в свободном функционировании партий, объединений, организаций различной направленности, которые действуют исключительно в соответствии с нормами конституции. Данный принцип также предполагает наличие различных идеологических течений, концепций и взглядов.

Все вышеперечисленные черты характеризуют правовое государство. Признаки государственного уклада являются гарантом стабильности, законности и правопорядка в обществе.



 

Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!