Как проходит избирательный процесс в демократическом обществе. Выборы в демократическом государстве. право вести агитацию за участие в выборах

Демократическая избирательная система включает в себя следующие основополагающие принципы:

всеобщность избирательного права - каждый гражданин страны, достигший определенного возраста, независимо от пола, национальной, классовой и иной принадлежности, уровня дохода и образования, идеологических убеждений, имеет право на участие в выборах;

равенство избирателей - каждый избиратель, независимо от своего социального статуса и иных положений, во время голосования имеет только один голос;

свобода выборов - отсутствие политического, экономиче­ского, административного, психологического, физического и иных видов давления на избирателей, активистов, орга­низаторов выборов и кандидатов;

тайна голосования - исключение контроля над волеизъяв­лением избирателя. Каждому избирателю должны быть созданы соответствующие условия, чтобы он мог единолично в специальной кабине для голосования сделать са­мостоятельный выбор. При этом результаты этого выбора не должны быть кому-либо известны (впервые тайное го­лосование было введено во Франции в 1789 г.);

наличие альтернативных кандидатов - в выборах должны участвовать не менее двух кандидатов (партий). При этом каждый кандидат предлагает свою программу решения об­щественных проблем (в СССР проводились выборы с вы­движением только одного кандидата. Такие выборы являют­ся фарсом и способом манипуляции массами. Впервые аль­тернативные выборы в России были проведены в 1989 г.);

прямое голосование - избиратель непосредственно прини­мает решение и отдает свой голос за конкретного кандидата или партию. Между избирателем и кандидатом не должно быть посредников. Если избиратель выбирает выборщиков или специальный орган, которые непосредственно избира­ют кандидата, то такие выборы называются косвенными. Например, в парламентской республике, как уже говори­лось, президента непосредственно избирает парламент, а основная масса избирателей к выборам имеет косвенное от­ношение. В США президента избирает коллегия выборщи­ков. Члены Совета Федерации РФ также избираются кос­венным методом. В соответствии с ч. 2 ст. 95 Конституции в Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта РФ: одного из них выбирает местный законода­тельный орган (парламент, законодательное собрание), дру­гого назначает исполнительный орган (глава региона);

равенство возможностей в конкурентной борьбе за голоса из­бирателей - каждому кандидату должны быть предоставле­ны равные условия и ресурсы (материальные, информаци­онные и др.) для борьбы за голоса избирателей на выборах;

периодичность и регулярность выборов - избиратели долж­ны иметь возможность контролировать своих представите­лей: отстранять от власти не оправдавших доверие, выяв­лять и выбирать наиболее достойных.

Российская избирательная система в основном соответствует

перечисленным принципам демократических выборов. Консти­туция РФ провозглашает всеобщее, равное и прямое избиратель­ное право при тайном голосовании. Избирательными правами

наделяются граждане, достигшие 18-летнего возраста, кромепризнанных судом недееспособными и содержащихся в местах лишения свободы по вступившему в законную силу приговору суда. Правом быть избранным в Государственную Думу обладают граждане РФ, достигшие 21 года. Претендовать на пост Прези­дента РФ могут граждане, достигшие 35-летнего возраста (при условии 10-летнего постоянного проживания на территории РФ).

Существует три основных вида избирательной системы: ма­жоритарная, пропорциональная и смешанная.

При мажоритарной системе депутаты избираются по одно­мандатным округам, на которые разделена страна (регион). От одного округа из нескольких кандидатов избирается один депутат.

При мажоритарной (плюральной) системе от каждого избирательного округа избирается один депутат. Победителем на выборах считается кандидат, набравший наибольшее число голосов. Когда имеется более двух кандидатов по одномандатному округу, один из них может набрать менее 50% голосов (т.е. относительное большинство голосов) и, тем не менее, добиться победы. Данная система чаще используется для выборов главы государства (США, Исландия, Венесуэла, Колумбия и др.), реже - при выборах нижней палаты парламента (Великобритания, Канада, США, Япония, Индия). Половина мест в Государственной Думе РФ также замещается по данной формуле голосования.

Как правило, голосование по мажоритарной модели происходит в одномандатных округах, однако возможно использование и многомандатных, в этом случае избиратель имеет столько голосов, сколько депутатов избирается от данного округа (выборы местного самоуправления в Великобритании).

Еще один возможный вариант - так называемое “кумулятивное” голосование, когда избиратель получает несколько голосов и распределяет их между кандидатами по собственному усмотрению (он может, в частности, “отдать” все свои голоса одному, наиболее предпочтительному для него, кандидату). Эта система применялась пока только для выборов Палаты представителей американского штата Орегон.

Основной разновидностью этой модели является мажоритарная модель голосования в два тура (Франция, выборы президента в РФ и др.) . В этом случае, если ни один из кандидатов не набирает в первом туре абсолютного числа голосов (50% + 1 голос), назначается второй тур, в котором избиратели делают выбор между двумя и более кандидатами, набравшими наибольшее число голосов в первом туре. Победитель определяется по абсолютному или простому большинству голосов. Несомненное достоинство этой системы, лежит на поверхности, оно в простоте и понятности процедуры определения результатов голосования, и при этом избранный депутат формально представляет абсолютное большинство избирателей. В то же время, применение такой избирательной модели значительно увеличивает затраты на проведение выборов, как со стороны государства, так и со стороны кандидатов.

По мнению Р. Таагеперы и М.С.Шугарта “целью системы, при которой к участию во втором туре допускается двое и более кандидатов, состоит в поощрении сделок между партиями в промежутке между двумя турами.

Так, промежуток между первым и вторым туром голосования действительно используется французскими партиями для активного “торга”, какому из оставшихся кандидатов передать голоса тех, кто не прошел в первом туре. В итоге переговоров проигравшие в первом туре партии призывают своих сторонников отдать голоса одному из двух победителей первого тура. Эти “торги” зачастую приводят к заключению соглашений о взаимной поддержке кандидатур, когда партии договариваются поддерживать кандидата партии союзницы в том округе, где он имеет наибольшие шансы. Зачастую такие соглашения заключаются еще до выборов, партии-партнеры договариваются, по каким избирательным округам они будут выдвигать своих кандидатов, чтобы не допустить распыления голосов потенциальных сторонников. В таких соглашениях закладываются основы парламентских коалиций, что рассматривается как одно из важнейших преимуществ данной системы.

Однако нетрудно заметить, что даже эта избирательная модель не обеспечивает адекватного отражения политических предпочтений избирателей, поскольку ко второму туру “за бортом” оказываются кандидаты, пользующиеся иногда поддержкой значительной части электората. Перегруппировка сил между двумя турами, несомненно, вносит свои коррективы, но для многих избирателей второй тур голосования превращается в выбор “наименьшего из двух зол”, а не поддержки кандидатов, действительно представляющих их политические позиции.

При пропорциональной системе выборы проводятся по пар­тийным спискам и места в парламенте делятся пропорционально поданным за каждую партию голосам избирателей. Система пропорционального представительства предполагает распределение мест в парламенте в соответствии с количеством (процентной пропорцией) голосов полученных на выборах по партийным спискам в едином общенациональном избирательном округе (Нидерланды) или в нескольких больших региональных округах. В скандинавских странах (за исключением Норвегии) и в Греции выборы по пропорциональной модели проводятся не только по региональным избирательным округам, но и по “национальному округу”. Данная система применяется, как правило, при выборах парламентов (вся континентальная Западная Европа за исключением Франции, половина депутатов Государственной Думы и др.).

Распределение мест происходит либо по наибольшему остатку, либо по наивысшему среднему.

Смешанная система сочетает элементы мажоритарной и про­порциональной систем. Например, по такой системе избираются депутаты бундестага в Германии; в России депутаты Государст­венной Думы с 1993 по 2003 г. также избирались по смешанной системе. В дальнейшем было принято решение избирать депута­тов Государственной Думы по пропорциональной системе (по партийным спискам). Кроме того, был повышен нижний порог прохождения партий в Думу с 5 до 7 %. Это значит, что если партия по итогам голосования набрала менее 7 % голосов изби­рателей, то в Государственную Думу она не проходит. На выбо­рах депутатов в Государственную Думу в декабре 2007 г. 7%-ный порог преодолели четыре политические партии: «Единая Рос­сия», КПРФ, ЛДПР и «Справедливая Россия».

Региональные органы власти РФ сами определяют, по какой системе проводить выборы в местный представительный орган. Например, в 2005 г. выборы в Московскую городскую Думу про­водились по смешанной системе, а нижний порог прохождения в Думу по партийным спискам составлял 10 %.

С 2004 г. федеральным законом были отменены прямые вы­боры глав администрации субъектов РФ (губернаторов, прези­дентов). Отныне сам Президент РФ предлагает местному пред­ставительному органу (законодательному собранию, думе) кан­дидатуру главы администрации, которая либо утверждается, либо отвергается местным представительным органом.

Вспомните:

какова роль выборов в демократическом обществе? Ка­кие типы избирательных систем вам известны?

Вам известно, что публичные выборы являются одним из существенных признаков демократии. Напомним, что они различаются по объекту, масштабам (уровням), характеру и пр. По объекту выборы бывают парламентские, президент­ские, в органы местного самоуправления. Они осуществля­ются в масштабе всей страны (федеральный уровень), субъ­ектов РФ (региональный уровень), муниципальных образований (местный уровень). На всех уровнях проводятся выборы коллегиальных органов, например в Государствен­ную Думу РФ, Законодательное собрание субъекта РФ, совет муниципального образования. Выбирают также и единолич­ные органы (должностных лиц), скажем Президента РФ.

Через выборы народ вручает своим представителям пра­во на реализацию власти, и она приобретает легитимный характер. Происходит систематическое обновление полити­ческих элит и лидеров, граждане приобщаются к поли­тике. Даже политически пассивные в повседневной жизни люди становятся в день выборов, по выражению немецкого философа М. Вебера, «политиками по случаю». Однако представительство народных интересов может быть достигнуто только при условии, если выборы организованы демократически. А это во многом зависит от избиратель­ной системы.

ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА

Под избирательной системой понимается порядок выборов в представительные учреждения и выборных должностных лиц, а также определение результатов голосования. Избира­тельная система включает два основных структурных компо­нента: 1) избирательное право - комплекс правовых норм о порядке выборов; 2) избирательный процесс - комплекс дей­ствий в процессе выборов. Подчеркнем, что некоторые поли­тологи рассматривают в составе избирательной системы, на­ряду с названными элементами, партийную систему, а также политические традиции и обычаи (объясните почему).

Избирательное право в науке рассматривается в двух смыслах: узком (субъективном) и широком (объективном).

В узком смысле избирательное право - это политическое
право гражданина избирать (активное) и быть избранным
(пассивное) в органы государственной власти и местного са­
моуправления.
- ^

В большинстве стран, в том числе и в России, право из­бирать имеют граждане с 18 лет. Для кандидатов, претен­дующих на выборные должности, установлен более высокий возрастной ценз, ибо для политического руководства необ­ходим жизненный опыт. Например, в России депутатом нижней палаты парламента можно стать с 21 года, а Пре­зидентом РФ - с 35 лет, при условии проживания в стране не менее 10 лет.

Российские граждане, как и многих других государств, участвуют в альтернативных, добровольных выборах на ос­нове принципов всеобщего, равного и прямого избиратель­ного права при тайном голосовании. (В чем суть и значи­мость этих принципов?)

В Австралии за неучастие гражданина в выборах нала­гается штраф. В Великобритании для получения права быть избранным требуется внести крупную сумму из­бирательного залога.

Нормы субъективного избирательного права в сочетании с другими нормативными правилами выборов представляют собой избирательное право в широком смысле. Оно представ­лено в избирательных законодательствах всех государств. Наибольшей строгостью отличаются, например, законы Япо­нии, не только запрещающие делать подарки избирателям, привлекать их обещаниями продвижения по службе, но и не разрешающие обходить дома с целью предвыборной аги­тации. В последние годы значительно повысились требова­ния и к российским участникам выборов, о чем подробнее будет сказано ниже. А сейчас подчеркнем, что избиратель­ное законодательство РФ включает довольно широкий круг источников (перечислите их). Согласно закону субъекты РФ и муниципальные образования имеют право самостоятельно решать, по какой избирательной системе проводить выборы в свои представительные органы .

На основе избирательного права реализуется избиратель ный процесс, включающий несколько последовательно осу­ществляемых этапов: организационный (назначение выборов и пр.); выдвижение и регистрация кандидатов; предвыбор­ная агитация; голосование и установление его результатов; обнародование итогов выборов и представление финансового отчета о расходовании средств на их организацию и прове­дение. Эти этапы характеризуют избирательный процесс как динамичную организационно-практическую составляющую избирательной системы. Не случайно избирательный про­цесс называют избирательной системой в действии.

Напомним, что международная политическая практика выработала мажоритарный, пропорциональный и мажори тарно-пропорционалъный (смешанный) типы избиратель ных систем. (В чем достоинства и недостатки каждого из

них?) Подчеркнем, что не существует совершенной избира­тельной системы, как и совершенной демократии. Каждая страна имеет свои проблемы, каждая демократия имеет свои приоритеты. В одной стране на первое место ставится ста­бильность, в другой - равное представительство интересов всех социальных групп, в третьей - связи между избирате­лями и избираемыми. Избирательные системы всегда отра­жают эти задачи, что неизбежно сказывается на содержании избирательных кампаний.

ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КАМПАНИЯ

Из курса права вы знаете, что под избирательной кампа­ нией понимается деятельность по подготовке и проведению выборов, осуществляемая в период со дня официального опубликования решения о проведении выборов до дня пред­ ставления соответствующей избирательной комиссией фи­ нансового отчета о расходовании средств, выделенных на подготовку и проведение выборов . Иными словами, избира­тельная кампания включает все этапы избирательного про­цесса. В этой связи понятия «избирательный процесс» и «избирательная кампания» рассматриваются как синонимы. Вместе с тем политологи отмечают, что избирательная кам­пания приобретает свой истинный смысл - обеспечение максимальной поддержки избирателями претендентов на власть - только с этапов их выдвижения и предвыборной борьбы.

Рассмотрим содержание избирательной кампании более подробно.

Организационный этап. К организационным мероприя­тиям относятся: образование избирательных округов и изби­рательных участков, формирование избирательных комис­сий, составление списков избирателей.

Началом избирательной кампании является решение о назначении выборов, которое принимается, как правило, за 2,5-3 месяца до дня голосования.

Выборы депутатов нижней палаты парламента РФ и Пре­зидента РФ осуществляются по единому избирательному ок­ругу. Он включает всю территорию страны. Иными слова­ми, «нарезка» округов не производится. Вместе с тем новое законодательство о выборах в Госдуму РФ предусматривает разделение территорий субъектов РФ на части и определе­ние их границ. Части территорий должны быть примерно равными по числу зарегистрированных избирателей.

Избирательные участки располагаются обычно в каком-либо общественном здании, чаще всего в здании школы. Списки избирателей каждого участка должны включать не более 3 тыс. человек.

Подготовку и проведение выборов в России осуществля­ют гласно и открыто избирательные комиссии под руковод­ством Центральной избирательной комиссии РФ.

Выдвижение и регистрация кандидатов в депутаты или на выборную должность. Право выдвигать кандидатов для избрания в представительные органы, а также на выборные должности принадлежит преимущественно политическим партиям и отдельным гражданам.

Обратимся к новым подходам выдвижения кандидатур на выборах в Госдуму РФ. Согласно закону политические пар­тии (они называются избирательными объединениями) вы­двигают федеральный список кандидатов (не более 500 че­ловек), который принимается тайным голосованием на партийном съезде. Кандидатом от партии может стать и бес­партийный россиянин, если его кандидатуру поддержат 10 членов региональной ячейки, а затем одобрит региональ­ная партийная конференция и партийный съезд. Федераль­ный список включает федеральную и региональную части. В составе федеральной части - не более 3 человек; как пра­вило, это партийные лидеры. Региональная часть разбита на региональные группы кандидатов, которые соответствуют указанным выше территориальным частям субъектов РФ. В целом региональные группы должны охватывать все ре­гионы страны. Тем самым создается стимул для непосредст­венной работы партии в регионах.

Выдвинутый список кандидатов (или один кандидат) ре­гистрируется соответствующей избирательной комиссией. Для этого необходимо собрать установленное законом число подписей избирателей либо внести избирательный залог. Од­нако закон не всегда позволяет выбрать то или другое. На­пример, на выборах в Государственную Думу возможны оба варианта, а на выборах Президента разрешен только сбор подписей.

Предвыборная агитация. После регистрации претенденты на власть при содействии своих команд из доверенных лиц проводят предвыборную агитацию. Каждый стремится дове­сти до избирателей положительную информацию о себе, сво­ей программе и ее преимуществах по сравнению с другими, описать возможные негативные последствия в случае прихо­да своих оппонентов к власти, ответить на их критику. Агитация проводится на каналах телерадиовещания, в пе­риодических печатных изданиях, посредством массовых ме­роприятий: собраний, шествий, публичных дискуссий, пресс-конференций. Общей тенденцией современного мира является, как вы знаете, возрастание в избирательных кам­паниях роли электронных средств, особенно телевидения. Удобно устроившись перед телевизором, граждане ощущают свою самостоятельность, воспринимая информацию индиви-

дуально и, как им кажется, рационально. Этому во многом способствуют и возможности ТВ в установлении диалоговых коммуникативных связей через прямые звонки зрителей в телестудию, телеопросы и «моментальное» подведение их итогов. Не случайно сегодня телевидение лидирует среди других СМИ по силе убеждающего воздействия на людей.

В новых условиях конкурентная борьба между политиче­скими соперниками схожа с традиционным рынком, где ин­дивидуальные «покупатели» (избиратели) стоят перед про­блемой выбора «товара» (претендента на власть). Продажу «товара» все чаще осуществляют специальные фирмы в об­ласти дорогостоящих услуг по политическому маркетингу. Так называется комплекс мероприятий по изучению «рын­ка» (интересов, настроений, представлений и ожиданий) из­бирателей, а также приемов воздействия на них с целью обеспечения победы на выборах своих клиентов. Вам изве­стно, что одна из важнейших задач политического марке­тинга - создание и продвижение с помощью рекламы поли­тического имиджа кандидата, партии. Имидж кандидата - это наиболее привлекательные для публики черты и свойст­ва его личности. Например, М. Тэтчер по совету специали­стов всегда продолжала начатую фразу, не обращая внима­ния на попытки собеседника, перебивая ее, вставить свою реплику. Тем самым усиливалось восприятие англичанами тех личностных качеств «железной леди» (смелость, реши­тельность, убежденность, чувство собственного достоинства), которые они хотели видеть в своем премьер-министре. Од­нако не всегда претендент на власть обладает необходимы­ми качествами, соответствующими ожиданиям граждан. Специалисты считают, что 69% информации считывается с телеэкрана визуально (зрительно) и только 31% - вербаль-но (воспринимается на слух). Поэтому имиджмейкеры ак­центируют внимание кандидата в первую очередь на том, что ему одевать, как вести себя перед телекамерой, какие позы принимать, как жестикулировать, а на том, что и как говорить, - в последнюю очередь. (Содержание речей пишут специалисты.) К сожалению, во всем мире широко распро­странились и так называемые технологии «черного пиара»: сознательная подтасовка или искажение сведений о претен­денте на власть, распространение анонимной антирекламы, порочащей честь и достоинство конкурентов, подкупы, за­пугивание политических соперников и даже прямое наси­лие.

К «грязным технологиям» относятся также нарушения кандидатами принципа равных условий ведения предвыбор­ной агитации. Так, многие партии не довольствуются тем, что государство берет на себя часть их расходов, предостав­ляя бесплатное время вещания и возможность бесплатных

публикаций. Не устраивают эти партии и законодательно установленные финансовые ограничения: на размеры по­жертвований частных лиц и организаций, на использование личных средств кандидатов, на общую сумму расходов, вы­деляемых на избирательную кампанию. В обход закона они создают солидную финансовую базу на покупку лучшего эфирного времени, на оплату услуг многочисленных кон­сультантов и пр. Не случайно в прессе вспыхивают сканда­лы, связанные с разоблачением тайных источников финан­сирования партийных лидеров.

Все описанные антитехнологии, появления которых не избежала и Россия, оказывают отрицательное воздействие на избирателя.

Голосование и его результаты. Предвыборная агитация прекращается за сутки до дня голосования. Граждане при­ходят на избирательные участки и отмечают в бюллетенях тех, кого хотят избрать. Серьезная проблема избирательных кампаний - абсентеизм, т. е. уклонение от участия в вы­борах. Подчеркнем, что если процент явки зарегистрирован­ных избирателей ниже законодательно установленной нор­мы, то выборы признаются недействительными. Назначают­ся повторные выборы. А это может привести к параличу власти , не говоря уже о дополнительных расходах. Причи­нами абсентеизма, как показывают исследования, являются: недоверие к партиям, кандидатам и политике в целом; низ­кий авторитет представительных органов власти; отсутствие электоральной культуры; убежденность в том, что выборы не повлияют на изменение ситуации; сомнения в правиль­ности подсчета голосов. Социологи отмечают, что среди аб­сентеистов довольно много молодежи. Установлена законо­мерность: электоральная активность возрастает по мере увеличения доходов, образовательного уровня и возраста.

Результаты выборов, как говорилось выше, определяют­ся в зависимости от избирательной системы. Так, пропор­циональная система выборов в Госдуму РФ предполагает распределение депутатских мандатов между партиями про­порционально поданным за них голосам избирателей. При этом партии должны преодолеть, как вам известно, 7-про­центный барьер. Однако число таких партий должно быть не менее двух, а сумма поданных за них голосов - состав­лять свыше 60%. Представим ситуацию: нужное число го­лосов приобрела только одна партия, а ее соперницы оста­лись за 7-процентным барьером. Означает ли это возврат к однопартийной системе? Нет, не означает, ибо в этом слу­чае к распределению депутатских мандатов будет привлече­на та из партий за барьером, которая имеет по сравнению с другими наибольшее число голосов. Другая ситуация: барь­ер преодолели три партии, но сумма поданных за них голо-

сов не достигает нормы. Как быть? В такой ситуации к рас­пределению мандатов привлекаются партии, набравшие ме­нее 7% голосов (в порядке убывания числа проголосовав­ших), пока общая сумма собранных голосов не достигнет нормы (свыше 60%). Распределение депутатских мандатов осуществляется в два этапа. На первом определяется, сколь­ко парламентских мест завоевала каждая из партий; на вто­ром распределяются депутатские места внутри каждого из партийных списков. Мандаты получают кандидаты как об­щефедеральной, так и региональной частей списка. При этом чем больше голосов избирателей получила та или иная региональная группа, тем больше мандатов получат ее кан­дидаты.

При избрании Президента РФ необходимо получить абсо­лютное большинство голосов избирателей. Если ни один кандидат не сумеет привлечь в первом туре более половины голосов, проводится второй тур. В нем борьба завершается избирательным поединком двух кандидатов, набравших в первом туре наибольшее число голосов. Их подсчет во вто­ром туре осуществляется по правилам мажоритарной систе­мы относительного большинства.

Итоги голосования официально публикуются соответст­вующей избирательной комиссией, в масштабе России - Центризбиркомом. Избирательная комиссия, организующая выборы, представляет отчет о расходовании средств бюдже­та, выделенных на подготовку и проведение выборов.

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ИЗБИРАТЕЛЯ

Вернемся к избирателю. Ему чаще всего приходится вы­бирать, во-первых, один из партийных списков кандидатов в депутаты парламента, во-вторых, одного из кандидатов на пост главы государства.

Рассмотрим каждый из этих вариантов. На выборах по партийным спискам следует учесть, что все избирательные объединения имеют привлекательные названия, лозунги и эмблемы. Каждая партия использует свою цветовую гамму: ярко-красную, бело-красно-голубую, лимонную, оранжевую и пр. Многие неискушенные избиратели, особенно новички, нередко отдают предпочтение тем партиям, чьи формальные (внешние) признаки вызывают у них эмоциональный отклик. Между тем необходимы иные подходы и критерии оценки.

Проще всего получить общие сведения о партийном объ­единении: кто его лидер (лидеры)? Баллотировалось ли оно ранее в парламент? Как проявила себя партийная фракция в его работе?

Желательно также хотя бы в общих чертах знать пред­выборную платформу (программу) избирательного объедине­ния: как оно оценивает современное положение дел в стра-

не? Какие общественные проблемы и как собирается ре­шать? Какие из проблем считает приоритетными? В чем ви­дит основной результат реализации программы? Насколько реалистичны и гуманны заявленные в ней позиции? Сопо­ставление полученной информации со своими собственными взглядами, потребностями и ожиданиями позволит опреде­лить наиболее приемлемый для себя вариант. Отметим, что информация о предвыборных программах политических партий помещается обычно в «Российской газете», других печатных изданиях, а также на соответствующих сайтах в международной информационной сети Интернет.

Далее гражданину целесообразно обратиться к соответст­вующему списочному составу претендентов на власть, поду­мать, каким людям он доверяет свой голос. Следует иметь в виду, что на депутатов, избранных от регионов, возлага­ется прямая обязанность работать со своими избирателями. Поэтому в списках обычно присутствуют знакомые фами­лии. Важно выяснить, как зарекомендовал себя тот или иной человек в регионе, что конкретно сделал для того, что­бы жизнь стала лучше, как справлялся со своими обязанно­стями, пользовался ли авторитетом и доверием избирателей. Если в предложенном списке есть неизвестные кандидату­ры, то можно обратиться к их биографическим данным. Знакомство даже с краткими биографическими сведениями позволит предположить, сможет ли претендент на власть с учетом его возраста, образования, предшествующего опыта выполнять свои функции.

Подчеркнем, что институт досрочного отзыва депутатов Госдумы РФ законом не предусмотрен, а в отношении депу­татов законодательных собраний в ряде субъектов РФ он сохранился. Однако в том и другом случаях человек, полу­чивший мандат доверия народа, должен своей работой дока­зывать, что избиратели не ошиблись в нем. Если же вы не видите достойных кандидатов, в том числе и среди партий, то можете проголосовать против всех. Протестное голосование избирателей - свидетельство «аномалии» уп­равления в том или ином регионе РФ, показатель его небла­гополучия.

Выборы главы государства имеют свои особенности. Пре­зидент РФ в силу занимаемой должности принимает важ­ные, общественно значимые решения. Тем самым он оказы­вает постоянное воздействие на ход событий и судьбы людей. Именно поэтому соперничество за президентское кресло приобретает обычно характер наиболее острой конку­рентной борьбы между большим числом кандидатов.

Для достижения желаемых результатов тому или иному претенденту на выборный пост нередко создается имидж «своего парня». Он шокирует публику предельной откровен-

ностью, что ассоциируется у части избирателей с честностью и гарантией выполнения предвыборных обещаний. Обещает много, рассчитывая на то, что поверят. Такие приемы воз­действия на избирателя называются популизмом (от лат. populus - народ). Что же такое популизм? Это стиль в по­литике, позволяющий добиться поддержки избирателей бла­годаря податливости масс на простые объяснения сложных вопросов, на примитивные, но внешне привлекательные ло­зунги. Почему же избиратели покупаются на такие уловки? Очевидно, потому, что определенному кругу людей более по­нятны упрощенные варианты политических решений. Для них выборы Президента становятся не более чем политиче­ским шоу, в котором ценятся простецкие манеры, спортив­ная внешность, молодежная прическа и пр. Иными сло­вами, на первый план выступает имидж в самом поверхно­стном, обывательском смысле.

Рациональный выбор высшего должностного лица осуще­ствляется на основе анализа предвыборных заявлений кан­дидатов (по аналогии с рассмотренным выше анализом пред­выборных партийных программ), а также их личностных качеств. Критериями оценки могут служить выполняемые Президентом РФ функции. Согласно Конституции Прези­дент - это гарант соблюдения Основного закона РФ, прав и свобод человека. В число его функций входят: определение основных направлений внутренней и внешней политики; принятие мер по охране суверенитета страны, ее независи­мости и государственной целостности; обеспечение согласо­ванного взаимодействия органов государственной власти, а также функции Верховного Главнокомандующего Вооружен­ными силами России.

Некоторые социологические исследования показывают, что в нашей стране рассчитывать на успех может решитель­ный, умный, с сильной политической волей человек, чест­ный и достаточно жесткий в проведении своей линии.

Сказанное позволяет сделать вывод, что роль избирателя сложна и ответственна. Она предполагает самостоятельный, рациональный и осознанный выбор, требующий наличия оп­ределенной политической культуры.

Шл Основные понятия: избирательная система, типы избира­тельных систем, избирательная кампания. mb/ Термины: политический маркетинг, политический имидж, абсентеизм, популизм.

Проверьте себя

1) Что понимается под избирательной системой? 2) Как связаны между собой понятия «избирательная система» и «избирательная кампания»? Охарактеризуйте ее этапы. 3) В чем сходство и различие выборов по партийным спискам из-

бирательных объединений и высшего должностного лица го­сударства?

Подумайте, обсудите, сделайте

1. На парламентских выборах в Великобритании в


1945 г. многие не сомневались в том, что успех обеспечен
лидеру консервативной партии, премьер-министру У. Чер­
чиллю - одному из главных организаторов победы над Гер­
манией во Второй мировой войне. Однако на проходивших
весной 1945 г. выборах выиграл лидер лейбористской пар­
тии К. Эттли, который выглядел рядом с Черчиллем незна­
чительной фигурой, но, в отличие от него, предложил из­
бирателям широкую и конкретную программу развития
страны. Сделайте все возможные выводы из приведенного
факта.

  1. Один из избирателей, прежде чем оставить в избира­
    тельном бюллетене одну из четырех кандидатур, включен­
    ных в список для голосования, провел следующую работу:
    поинтересовался, за кого из кандидатов будут голосовать его
    товарищи, как выглядел каждый из кандидатов на послед­
    ней телевизионной передаче и кто из них в наибольшей сте­
    пени обладает чувством юмора. Отвечает ли деятельность
    избирателя современным политическим технологиям? Ответ
    аргументируйте.

  2. Представьте, что вашу кандидатуру выдвинули в совет
    школы и вам предстоит выступить с конкретной програм­
    мой совершенствования школьной жизни. Разработайте про­
    ект этой программы.

  3. В Австралии выборы в парламент осуществляются по
    избирательным округам. Победившим считается кандидат,
    набравший 50%+1 голос. Какой тип избирательной системы
    существует в Австралии?
Аргументируйте свой ответ.

Поработайте с источником

Познакомьтесь с размышлениями русского философа И. А. Ильина (1882-1954) о выборах.

Есть минимальный уровень образования и осведомленно сти, вне которого всякое голосование становится своею соб­ственной карикатурою. Здесь нужна не элементарная грамо­та, которая позволяет человеку вместо «приложения руки», вымазанной чернилами, нарисовать буквами свою фамилию. Здесь нужно понимание самого выборного процесса и пред­лагаемых программ, умная оценка кандидатов, разумение государственного и экономического строя страны и его нужд, верное видение политических, международных и во енных опасностей и, конечно, приобщенность к источникам правдивых сведений...


Есть уровень необразованности, малообразованности и не­осведомленности, при котором голосует не народ, а обманы ваемая толпа; и из этого возникает не демократия, а охло кратия (правление темной толпы). И нужно быть совсем наивным, чтобы воображать, будто люди, которым обманно морочили головы 30-40 лет, завтра станут «сознательными гражданами», способными разобраться в государственном вреде и политической пользе: стоит только провозгласить «свободу» и «равенство» - и все сейчас же объявят себя сто­ронниками республики и федерации...

Ильин И. А Предпосылки творческой демократии // Наши задачи. -

М., 1992.-Т. 2.-С. 8.

HI! Вопросы и задания к источнику. 1) Прокомментируйте, опира­ясь на текст параграфа, первый абзац фрагмента. 2) Когда голосо­вание на выборах становится «своею собственной карикатурою»? Объясните почему. 3) Актуальны ли размышления автора сегодня? Аргументируйте ответ, привлекая материалы периодической печа­ти, практический опыт своих знакомых.

Российской Федерации. Многие назвали их самыми «грязными», нечестными, недемократическими за всю историю. Наблюдатели на выборах от всевозможными методами фиксировали различные взбросы бюллетеней и выборные «карусели». Официальный ЦИК, наоборот, отрапортовал, что никаких нарушений, которые сильно бы повлияли на ход голосования, не было. Мы не будем уходить в дискуссию и вдаваться в подробности, что и где было. Лишь попробуем объяснить, а что же такое демократические выборы? Признаки, условия, методы? Какие выборы можно назвать демократическими? Но обо всем по порядку.

Демократические выборы: признаки. Первое условие - равенство возможностей

Первый признак, который отличает настоящие демократические выборы - равенство возможностей. Суть его в том, что всем кандидатам предоставлен равный максимальный лимит на расходы на агитацию. Это должно реализовываться следующими способами:

  1. Запрет на пожертвования, если сумма в фонде кандидата выше лимита.
  2. Предоставление равного времени на радио, телевидении, в газетах и т.д.
  3. Введение принципа лояльности. Это значит, что кандидаты не должны оскорблять друг друга, искать компроматы вместо того, чтобы критиковать программы и политические действия.
  4. Соблюдение правила независимости государственных органов.

Избирательная кампания и процедура выборов

От честности и прозрачности избирательной кампании зависят демократические выборы. Признаки ее перечислим ниже.

«Дайте право голоса!», или демократия по-американски

Как правило, почти во всех странах действует система голосования, когда все потенциальные избиратели составляются в специальные списки по месту регистрации. Если гражданин покинул «родное гнездышко», то его автоматически вычеркивают из списка и вносят там, где он прописался.

Гражданин приходит на выборы, где он уж занесен в списки избирательной комиссией.

В США дело обстоит по-другому. Там избиратель должен обратиться самостоятельно для личной регистрации. Территориальная избирательная комиссия и чиновники местных округов проверяют, имеет ли право гражданин проголосовать на их участке. Перед голосованием им требуется представить документы, удостоверяющие личность, место жительства и гражданство. Никаких открепительных удостоверений там не выдается.

Согласимся, ни о какой выборной «карусели» речи не может идти даже в теории при такой системе регистрации избирателей, т.к. гражданин имеет право голосовать только там, куда подал заявление. Эти списки легко можно проверить. А вот отследить людей с официальными очень проблематично, как и движение самих документов, дающих на любом избирательном участке. В каком случае свободные демократические выборы будут более прозрачными? Ответ очевиден.

Разноцветные бюллетени по-американски

Также от тайных избирательных бюллетеней зависят демократические выборы. Признаки их охарактеризуем ниже. Когда-то сильно отличались от современных. Дело в том, что сами партии давали свои бюллетени кандидату, который относил их в урну для голосования. Они отличались по цвету. Естественно, другие кандидаты видели в их руках цвет бюллетеней и пытались перекупить избирателя.

Согласимся, что такая система отменяет тайные выборы. Во многих странах бюллетени были именные, а в СССР было только две графы: «За» КПСС и «Против» КПСС. Чтобы выборы были демократические, а голосование тайное, необходимо применять так называемый «австралийский» бюллетень. Его особенности:

  • Одинаковый по размеру, цвету у всех избирателей.
  • Не содержит личную информацию граждан, которые голосуют.
  • Перечислены все кандидаты одинаковыми размерами шрифта. Их очередность регулируется жребием.

Вывод

Мы перечислили основные условия, при которых возможны демократические выборы, признаки, интересные примеры из других стран. Конечно, ни в одной стране мира не созданы те условия, при которых можно назвать эталоном. В США, к примеру, кто-то критикует систему регистрации избирателей, некоторым не нравится двухпартийная многоуровневая система США и т.д.

Важно одно - каждая страна сама выбирает свою демократию, и никто не имеет права решать за других.

Профильный уровень

Cсылка на файл:

http://narod.ru/disk/11514630001/%D0%92%D1%8B%D0%B1%D0%BE%D1%80%D1%8B%20%D0%B2%20%D0%B4%D0%B5%D0%BC%D0%BE%D0%BA%D1%80%D0%B0%D1%82%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%BC%20%D0%BE%D0%B1%D1%89%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5.rar.html

Урок обществознания в 11 классе на тему:

«Выборы в демократическом обществе».

Цель урока: Сформировать у учащихся представление об избирательной системе Российской Федерации

Задачи урока:

Образовательные и развивающие:

1. Сформировать новые понятия по изучаемой теме.

2. привлечь внимание к проблемам выбора и избирательного права;

3. Раскрыть принципы избирательного права в демократическом обществе;

4. Продолжить формирования у учащихся навыков работы с правовыми документами;

5. Развивать у учащихся умения применять правовые нормы на практике, продолжить выработку умений работать в паре, в группе, выражать свои собственные взгляды, аргументировать их, вести дискуссию.

Воспитательная:

Формировать активную гражданскую позицию

Основные понятия: федеральный закон, выборы, избиратель, избирательные права, активное избирательное право, пассивное избирательное право, ратное избирательное право, прямое избирательное право, тайное голосование. Кандидат, политическая партия.

Основные нормативные документы: Конституция РФ, Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ».

Раздаточные материалы: На столах у учащихся должны быть тексты Конституции РФ. В специальных раздаточных папках находятся: материалы с выдержками из основных документов избирательного законодательства, текст проблемного задания с планом выполнения, карточки для ролевой игры, карточка «Пять слов об уроке»

На доске записаны: дата, тема занятия, цели на время закрыты, определение «выборы» на время закрыто; домашнее задание.

Структура урока.

  1. Мотивационная беседа.
  2. Изучение нового материала.
  3. Работа в группах.
  4. Обобщение.
  5. Закрепление.
  6. Рефлексия.

Используемые педагогические технологии:

1. Проблемное обучение;

2. Интерактивные формы;

ТСО :

· Демонстрационный экран

· Проектор (в режиме подключенияк компьютеру)

· Компьютер

План изучения темы.

  1. Избирательный процесс .

III . Типы избирательных систем

Эпиграф урока: “Демократия – это не просто право выбора, а ответственность за свой выбор”.

ХОД УРОКА

I. Мотивационная беседа учителя.

Выборы - центральный инсти-тут демократического государства.

Выборы - это проверенный временем способ обретения властью доверия и поддержки народа. Во время выборов или референдума власть в буквальном смысле слова переходит к народу, идущему на избирательные участки, чтобы отдать голоса за своих представителей в органах власти. А кандида-ты в депутаты представительных органов власти или стремя-щиеся занять пост главы государства в этот судьбоносный для них момент с замиранием сердца ждут конца избира-тельной кампании, чтобы узнать «приговор»: «да» или «нет», поверили или не поверили, поддержали или отвергли.

Выборы обеспечивают систематическое обновление власти. Это чрезвычайно важная задача, решение которой гарантирует общество от застоя, злоупотреблений, опаснос-ти диктатуры.

Участие в выборах - проявление социальной ответствен-ности, совести, политической и правовой зрелости и культу-ры каждого взрослого человека. Каждого гражданина. Гражданин постоянно выбирает, он ответствен за решения, принимаемые в политической, социальной, экономической сферах. Он неравнодушен к судьбе страны, региона, города, села. Вряд ли можно назвать настоящим гражданином чело-века, который в день выборов отсиживается дома, отказыва-ясь от своего права участвовать в управлении страной.

В любом обществе, в демократическом в том числе, есть силы, стремящиеся и умеющие использовать политические, социальные и эконо-мические свободы в своих корыстных целях. Вот почему необходимы хорошо разработанное законодательство, его четкая реализация, безусловное следование установленным правилам, имеющим общественное и государственное зна-чение. Это и есть процедура, без соблюдения которой демо-кратия невозможна.

Но прежде чем начнём наш разговор, мне хочется поставить проблемный вопрос: «До достижения 18 лет, настоящему гражданину Российской Федерации пассивно ожидать, когда его право выбирать наступит или принять активное участие в подготовке к реализации права выбора?» Ответ учащиеся дадут в конце урока.

II. Изучение нового материала.

I. Избирательное право и его роль в избирательной системе .

Избирательная система - это порядок формирования выборных органов государства. Она включает в себя из-бирательное право, избирательный процесс и право отзыва депутатов.

Избирательное право - это принципы и условия уча-стия граждан и формировании выборных органов . Изби-рательное право может быть активным (право избирать) и пассивным (право быть избранным). Избирательное пра-во может быть ограничено цензами. Цензы бывают: возрастные, образовательные, национальные, расовые, иму-щественные, сословные и оседлости (ограничение избира-тельного права в зависимости от времени проживания в избирательном округе).

В демократических государствах выборы проводятся на основе принципов.

Всеобщее избирательное право, - право на участие в выборах всех граждан, достигших определенного возра-ста (как правило, 18 лет), независимо от пола, расы, на-циональности и других факторов. Допускается лишь ценз оседлости. Не могут участвовать в выборах лица, признан-ные недееспособными по решению суда, и лица, содержа-щиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

Равное избирательное право означает, что каждый из-биратель имеет одинаковое количество голосов и участвует в выборах па равных основаниях (упрощенно это форму-ла звучит так: "Один избиратель - один голос"). Каж-дый избранный депутат представляет примерно одинако-воечисло избирателей.

Прямое избирательное право означает, что каждый из-биратель голосует непосредственно за избираемого кан-дидата. Выборы могут быть и не прямыми (косвенными), когда избиратели избирают коллегию выборщиков, а те, в свою очередь голосуют за кандидата.

II. Избирательный процесс

Избирательный процесс - это порядок и основные ста-дии в организации выборов. Избирательный процесс включает в себя следующие основные этапы:

1) назначение выборов (как правило, главой государ-ства);

2) организация избирательных округов с приблизитель-но равным числом избирателей;

3) создание избирательных комиссий, обеспечивающих подготовку и проведение выборов;

4) регистрация избирателей в установленном законом порядке, составление списков избирателей;

5) выдвижение кандидатов на выборные должности и их регистрация;

6) предвыборная борьба (прекращается за день до го-лосования);

8) подведение итогов голосования (выборы признаются состоявшимися при явке установленного в законе числа избирателей);

9) установление результатов и распределение мест в выборных органах по итогам голосования.

III . Избирательные системы.

Теоретический блок 1

Существуют 3 избирательные системы: мажоритарная, пропорциональная и смешанная

Мажоритарная система - это способ определения ре-зультатов голосования, при котором для получения ман-дата требуется собрать установленное законом большин-ство голосов. Главным правилом этой системы является правило "победитель получает все". Разновидностями этой системы являются мажоритарная система относительно-го большинства и мажоритарная система абсолютного большинства. При системе абсолютного большинства для избрания кандидату требуется получить абсолютное боль-шинство поданных по округу голосов избирателей (более половины или 50% + 1 голос).

Практическая работа

Класс разделен на 4 группы. Подготовить « партийную» программу по антикризисным мероприятиям вывода страны. Каждая группа представляет своего депутата со своей « партийной» программой. Задание к данной работе: в трех тезисах изложить предложенияантикризисной программы.

1 тур. Проводим индивидуальноеголосование. Подводим результат 1 тура:

· группа А получила 8 голосов.

· группа В получила 2 голосов.

· группа Г получила 9 голосов.

Устанавливаем (в качестве примера) 10% барьер по голосованию. Группа В выбывает из предвыборной «гонки». Проводим 2 тур голосования по 3 программам.

2 тур. Проводим индивидуальное голосование по выбору. Результат мгновенно обрабатывается программой и выводится результат (например) 1 тура:

· группа А получила 9 голосов.

· группа Б получила 7 голосов.

· группа Г получила 11 голосов.

Учащимся предлагается обдумать: Каковы недостатки и преимущества данной системы голосования?

Недостатки:

· Партия или блок партий, «проигравшие» на выборах по одномандатному округу, т. е. получившие, на-пример, 49% голосов, могут быть вообще не представлены в парламенте.

· По этой системе избираются депута-ты, угодные властям данного региона, или сами представи-тели властных структур.

· Вероятность проведения не-скольких туров голосования (в случае, если в первом туре ни один из кандидатов не набрал абсолютного большин-ства голосов).

· Выборы по мажоритарной системе могут вызвать социальную напряженность в нестабильном обществе.

Преимущества:

· Простота определения результатов

· Реализуется демократический принцип большинства

· Осуществляется тесная связь между депутатами и избирателями, потому что каждый депутат представляет свой регион и т.д.

Учитель добавляет для справки, что данная система используется в Ве-ликобритании, Канаде, Индии и других странах.

Пропорциональная избирательная система - это спо-соб определения результатов голосования, в основу ко-торого положен принцип распределения мест пропорци-онально полученным каждой партией количеству голо-сов. При такой системе создаются большие округа, от каж-дого из которых избирается несколько депутатов. Часто избирательным округом становится вся страна. Выборы проводятся только на партийной основе: каждая партия выдвигает свой список кандидатов на вакантные долж-ности, и избиратель голосует не за отдельную личность, а за тот или иной партийный список в целом.

Учащимся предлагается обдумать: Каковы недостатки и преимущества этой системы голосования?

Возможный вариант ответа может быть следующим.

Недостатки:

· В парламент часто из-бираются политики, не имеющие отношения к той местнос-ти, где живут избиратели.

· Депутаты, избран-ные по партийным спискам, ответственны не столько перед народом, сколько перед партией.

Преимущества:

· в представительном органе могут быть широко представлены социальные меньшинства: им достаточно образовать свои партии

· чем больше граждан проголосовали за партийный список, тем больше и должно быть представителей, которые будут отстаивать интересы этих граждан.

Эта система применяется в Италии, Израиле, Австрии, Португалии, некоторых лати-ноамериканских странах и др.

Принимая во внимание преимущества и недостатки мажоритарной пропорци-ональной систем выборов в Российской Федерации при выборах в Государствен-ную Думу действует смешанная мажоритарно-пропорциональная система . Половина мест (225) в Думе распреде-ляется на выборах по пропорциональной системе; вторая половина депутатов (225 человек) избирается по мажори-тарной системе. При этом оговаривается: те партии, кото-рые при пропорциональной системе на выборах получили менее 5% голосов избирателей, принявших участие в голо-совании, в Думу не проходят.

III . Обобщение.

Демократическому обществу совсем не безразлично, как относятся к политике его члены. Мы уже говорили об этом. Пассивность граждан, отказ от участия в выборах способны парализовать государственную власть, привести к анархии или диктатуре. Государство не вправе заставлять граждан участвовать в выборах, в обсуждении и выдвижении кандидатур, посещать предвыборные собрания. Они сами реша-ют, что делать во время президентских и парламентских выборов, выборов в местные органы власти, на референдумах и т. д.

Для того чтобы со знанием дела участвовать в полити-ческой жизни, недостаточно интересоваться политикой, слушать новости, читать газеты и перемывать косточки по-литикам с друзьями, родственниками и соседями. Глав-ное - нужно научиться самостоятельно думать, делать выводы из полученной информации. Не обязательно быть выпускником университета или кандидатом наук. Доста-точно стремиться стать политически культурным челове-ком.

ТАКИМ ОБРАЗОМ, ПОЗИЦИЯ В ВОПРОСЕ: МОЖНО ЛИ ДО ДОСТИЖЕНИЯ 18 ЛЕТ, ГРАЖДАНИНУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРЯМО ИЛИ КОСВЕННО ПРИНЯТЬ УЧАСТИЕ В ПОДГОТОВКЕ И ОРГАНИЗАЦИИ ВЫБОРОВ, РЕШАЕТСЯ В КОНЦЕ УРОКА ОДНОЗНАЧНО. И ВЫВОД ОДИН: СЕГОДНЯШНИЕ ЧЕТЫРНАДЦАТИ ЛЕТНИЕ ШКОЛЬНИКИ - ЭТО АКТИВНЫЕ ИЗБИРАТЕЛИ 2014 – 2015 ГГ.!

IV . Закрепление.

1. Учитель предлагает записать в тетрадь ключевое слово урока – «выборы».

Задания:

Напишите рядом с понятием два-три понятия по ассоциации.

Возможны ответы: власть, государство, народ, избиратель, кандидат, политическая партия.

2. Учитель дает задание классу: попытайтесь дать свое определение понятию «ВЫБОРЫ» и запишите его

Задание выполняется в парах. А затем проверяют насколько совпадает данное ими определение с тем, которое содержится в документах.

Выдержки из документов.

1. «Демократические, свободные, и периодические выборы в органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также референдум являются высшим непосредственным выражением принадлежащей народу власти. Государством гарантируется свободное волеизъявление граждан РФ на выборах и референдуме, защита демократических принципов и норм избирательного права и права на участие в референдуме» ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ».

2. Выборы – форма прямого волеизъявления граждан, осуществляемого в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями, законами субъектов Федерации, уставами муниципальных образований в целях формирования органа государственной власти, органа местного самоуправления или наделения полномочиями должностного лица» (ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ».

Анализируя документы, учащиеся делают соответствующие выводы и дают оценку своей работе.

3. Задание: всегда ли выборы являются демократическими? Назовите несколько ситуаций, когда выборы не будут считаться демократическими.

Для выполнения этого задания учащиеся объединяются в группы. Каждая группа выбирает лидера, который будет направлять и координировать всю работу, выставлять за нее оценки.

Возможные ответы учащихся : безальтернативные выборы, когда не из кого выбирать; не тайные выборы (в бюллетене содержится требование указать паспортные данные); дезинформация избирателей в ходе выборов; не всеобщие выборы (для участия в выборах установлен имущественный ценз); выборы в обстановке давления на избирателей и т.д.

4. Перед учащимися ставиться вопрос: почему важно принимать участие в голосовании?

Поиск ответа на него ведется в форме «мозгового штурма». Учитель записывает на доске ключевые слова из ответов учеников. Проводиться ранжирование слов по значимости. Выводы делают сами ребята.

Голосование – это минимальное участие в жизни демократического общества. Чем меньше людей участвуют в выборах, тем в большей степени политика государства определяется узкими интересами обособленных групп. Когда снижается явка граждан на выборы, гасятся добровольные инициативы, необходимые для жизни здорового общества. Равнодушие и безучастность граждан позволяют некомпетентным чиновникам оставаться на своих местах, открывают путь для демагогии и авторитарности.

5. Ставятся проблемные вопросы: можно ли человека заставить голосовать? Можно ли привлечь к ответственности за неучастие в выборах?

Для поиска ответов в классе проводиться ролевая игра. Учитель говорит, что группа депутатов разработала законопроект об обязательном участии граждан России в выборах в центральные и местные органы власти.

Учащиеся разбиваются на четыре группы. Каждая группа получает текст законопроекта и задание.

Проект закона «Об обязательном участии в выборах»

Все граждане Российской Федерации, дееспособные и не находящиеся под посто-янным наблюдением врача, обязаны при-нимать участие в выборах в органы власти всех уровней (центральные, региональные и местные). Реализация активного избира-тельного права (права избирать) является важной характеристикой гражданствен-ности.

В случае невозможности принять учас-тие в выборах следует обращаться в избира-тельные комиссии, которые, рассмотрев представленные документы, выносят соот-ветствующее решение.

За неучастие без уважительных причин в выборах в первый раз выносится обществен-ное порицание (в виде письма на место рабо-ты или учебы, а также публикации фамилии и фотографии нарушителя в средствах мас-совой информации), во второй раз - штраф в размере трех минимальных размеров оп-латы труда, в третий раз - общественные работы на срок от 10 до 90 дней.

Задание группе 1. Вы являетесь де-путатами, выдвинувшими законопроект на рассмотрение. Предложите свои ар-гументы в пользу его принятия (предпо-ложите, какие выгоды в социальной, экономической, политической, право-вой, духовной областях может принести принятие этого закона).

Задание группе 2. Вы являетесь пар-ламентской оппозицией и должны пред-ставить аргументы против принятия данного закона.

Задание группе 3. Вы являетесь журналистами и должны подготовить репортаж как о самом законопроекте, так и о ходе его обсуждения. Проанали-зируйте общественное мнение по этому вопросу и напишите короткую статью. Предположите, как политические при-страстия руководства вашей газеты мо-гут повлиять на будущую статью

Задание группе 4. Ваша группа состоит из учителей истории и обществознания. Оцените данный законопроект со своей позиции.

После обсуждения результатов работы групп можно провести общее голосование по предложенному проекту и проанализировать его результаты.

V . Рефлексия.

Вопросы к классу:

Какие затруднения вы испытывали в ходе работы над понятием «выборы»?

Какие затруднения возникли при работе с документами?

Смогли ли вы договориться в вашей малой группе?

Чьи аргументы оказались наиболее содержательными?

Домашнее задание.
Написать эссе на одну из предложенных тем (по выбору учащихся):
А) Почему настоящий гражданин должен участвовать в выборах?
Б) Существование множества партий ведёт к ведению политической борьбы. Хорошо это или плохо?

VI . Итог урока.

Урок завершается заполнением карточки

«Пять слов об уроке»

«Дорогой друг! Напиши о своем отношении к проблеме урока. Насколько он для тебя интересен?

Литература:

  1. Обществознание: учебник для 11 класс общеобразовательных учреждений: профильный уровень под ред. Л. Н. Боголюбова – М.: Просвещение, 2008
  2. Сорокина Е. Н. Поурочные разработки по обществознанию. Профильный уровень: 11 класс. – М.: ВАКО, 2009

1. Функции выборов в современных демократических государствах


Выборы в органы власти практикуются в подавляющем большинстве современных государств.

Однако в условия тоталитаризма это "выборы без выборов". Их роль сводится к чисто ритуальной процедуре, придающей режиму видимость законности.

При авторитарном режиме выборы (если они проводятся на альтернативной основе) играют более важную, но все же не решающую роль, так как если их итоги не устраивают носителя власти, он может их не признать, при необходимости прибегнув к силе.

Только при демократии их роль становится центральной, обеспечивая народу право окончательного решения вопроса о том, кто (а в идеале и как) будет править государством.

Основные функции выборов

1)Обеспечение легитимности органов власти;

)Отбор политической элиты (но и в оппозиционных партиях лидеры проходят проверку на прочность);

)Формулирование в предвыборных программах интересов первичных субъектов политики;

)Легитимное разрешение социальных конфликтов в обществе;

)Активизация политической социализации личности и политического участия.

Демократичность выборов обеспечивается следующими принципами:

)Состязательность (свободная конкуренция партий и кандидатов, поставленных в более-менее равные условия предвыборной борьбой);

)Непосредственность - прямое (без посредников) избрание представителей власти избирателями. Непрямые (косвенные) выборы из практики демократических государств почти исчезли (наиболее известное исключение - порядок избрания президента США). Они < косвенные выборы> усиливают возможность искажения реального соотношения политических сил в пользу наиболее влиятельных из них;

)Равное представительство (каждый избиратель имеет один голос, а каждый депутат представляет приблизительно равное количество граждан);

)Всеобщность - право всех граждан на активное (в качестве избирателей) и пассивное (в качестве депутата) участие в выборах. Исключения обычно составляют преступники, отбывающие наказания, и лица, признанные по суду недееспособными (умалишенными).

Из других ограничений избирательного права сохранились:

)Возрастной ценз, составляющий обычно для активного избирательного права - 18 лет, для пассивного - от 20 лет и до 40, в разных странах в разное время;

)Ценз осёдлости (ограничение всеобщего избирательного права) - требование проживания избирателя или кандидата в стране или избирательном округе в течение определенного срока;

)Избирательный залог - требование к кандидату внести значительную сумму, которая возвращается ему, только если он наберет определенный процент голосов избирателей. Сейчас этот залог в основном вносит партия, от которой выдвигается кандидат.

Однако совсем недавно ограничений избирательного права было намного больше. Так, женщины впервые получили избирательное право только в некоторых штатах США в 80е годы XIX века. Последней развитой страной, предоставившей женщинам избирательное право, была Швейцария. До конца 60х годов XX века возрастной ценз в большинстве стран составлял от 21 до 25 лет. В некоторых американских штатах существовал избирательный налог для попадания в списки избирателей.

В ряде стран - участие в голосовании является не только правом граждан, но и их обязанностью, за уклонение от которой предусматривается наказание от общественного порицания до уголовной ответственности (Австрия, Греция), то есть в большинстве стран есть порог (приблизительно 50%) посещаемости (явка избирателей), не достигнув которого выборы считаются несостоявшимися.


. Избирательная система


Соответствие результатов выборов обеспечивается принятой в стране избирательной системой - совокупностью правил и приемов подведения итогов выборов, закрепленной в законе. Существуют две основных разновидности избирательных систем:

)Мажоритарная;

)Пропорциональная.

При мажоритарной системе избранными считаются кандидаты, собравшие в своих округах установленное число голосов. Она имеет две основные формы:

1) Система относительного большинства (возникла в 18м веке, раньше всех, и сегодня в большинстве англоязычных странах применяется). В этой системе выигрывает кандидат, опередивший других по числу голосов в своем избирательном округе (блоке). Она дает преимущество крупным партиям над мелкими, которые фактически не имеют шансов на победу. Ее преимуществами считаются:

а) Простота и ясность;

б) Обеспечение полной стабильности за счет сокращения числа представленных партий;

в) Тесная связь депутатов с избирателями его округа.

Главными недостатками этой системы является потеря всех голосов избирателей, поданных за неизбранных кандидатов и

а) Отсутствие в парламенте партий, представляющих интересы значительной части, а иногда и большинства, граждан, которые вынуждены бороться за свои интересы непарламентскими методами (часто выливается в эксцессы);

б) Возможность получения большинства мест в парламенте партией, набравшей меньшинство голосов в масштабе страны.

Второй главный недостаток - тенденция к защите депутатами местных интересов в ущерб общегосударственных.

2) Система абсолютного большинства (Франция). Избранным считается кандидат, собравший в своем округе более половины голосов. Если это не удается никому, то проводится второй тур выборов (голосования), к которому допускаются кандидаты, занявшие два первых места. Эта система дает возможность победы и мелким партиям при условии объединения их в коалиции перед вторым туром (система двух блоков). Она <система> смягчает главный недостаток мажоритарной системы (так как теряется меньше 50% голосов), но не устраняет его полностью (значительная часть голосов все-таки теряется) Вместе с тем, такая система является оптимальной при выборе единоличных руководителей (президента, губернатора и др.)

Пропорциональная система применяется в большинстве стран Западной Европы и в Израиле. Здесь избиратели голосуют не за конкретных кандидатов, а за их списки, выдвинутые партиями и партийными блоками, то есть конкурируют не личности, а партии и партийные программы. Места в парламенте распределяются в многомандатных округах пропорционально набранным голосам. Такая система позволяет обеспечивать более справедливое соотношение между парламентскими мандатами и полученными голосами особенно там, где вся страна рассматривается как единый избирательный округ.

Вместе с тем, у нее есть ряд недостатков:

1)Сложность расчетов при определении числа мандатов, полученных партией на выборах;

)Слабая связь между депутатами и избирателями;

)Если порядок фамилий в списках определяется самой партией, то усиливается зависимость кандидатов от партийно-аппаратных структур. Поэтому в большинстве стран избиратели имеют право ранжировать кандидатов в пределах одного или нескольких списков или определять лидера соответствующего списка;

)Нестабильность правительства из-за большого влияния малых партий на политику правительства.

Для уменьшения этого недостатка в ряде стран мандаты получают только партии, собравшие не менее определенного процента голосов избирателей (так называемый избирательный порог). У нас при выборах в государственную думу порог - 7%. Однако голоса, поданные за остальные партии, все равно при этом пропадают.

Таким образом, обе системы имеют свои недостатки, поэтому в ряде стран существует смешанные избирательные системы. Так, в Австралии нижняя палата парламента избирается по мажоритарной системе абсолютного большинства, а верхняя - по пропорциональной.

А в Германии половина нижней палаты выбирается по мажоритарной системе относительного большинства, а другая половина - пропорциональной.

В России приблизительно так же, как в Германии.


. Порядок проведения выборов и референдумов


В основе механизма демократии лежит процедура прямого волеизъявления граждан, имеющих силу закона. Различают две разновидности такой процедуры:

)Выборы, когда граждане определяют персональный состав властных структур на общегосударственном, региональном и местном уровне;

)Референдум, когда граждане принимают непосредственное решение по важным политическим вопросам.

Совокупность мероприятий по организации и проведению выборов называется избирательной кампанией .

Руководство ею обычно возлагается на специально создаваемые государственные органы - избирательные комиссии (как правило, туда входят представители всех ведущих партий для обеспечения контроля и честности выборов).

Выборы на любом уровне начинаются с выдвижения кандидатов на выборные должности. Право такого выдвижения может быть предоставлено исключительно политическим партиям, либо партиям и другим группам, а чаще отдельным гражданам и их группам. Допускается самовыдвижение кандидатов в некоторых странах.

Следующий этап - официальная регистрация. Все кандидаты должны представить решения партийных органов, а беспартийные кандидаты - подписи определенного числа избирателей.

При пропорциональной избирательной системе подписи необходимы для регистрации партийных списков. В ряде стран от кандидатов требуется также внести избирательный залог, который возвращается только при получении кандидатом определенного % голосов избирателей - от 5 % до 20 % в разных странах. Обычно залог вносит партия, в которой состоит кандидат.

Особый порядок выдвижения кандидатов существует в США. Существуют две главные партии - демократическая и республиканская. Они проводят в большинстве штатов так называемые "праймариз" (primaries) - первичные выборы, в которых участвуют чаще всего сторонники этих партий.

Наибольшее значение имею президентские "праймариз", на которых выясняется, какой их кандидатов на президентский пост наиболее предпочтителен и популярен в данном штате, а также избираются делегаты на национальные партийные съезды, которые и выдвигают официальных кандидатов в президенты. По традиции, большинство делегатов, по крайней мере в первом туре, голосуют за претендента, победившего на "праймариз" в их штатах. Для победы на съезде кандидату необходимо набрать абсолютное большинство голосов делегатов. Кроме того, съезды избирают новый состав национальных партийных комитетов и утверждают предвыборную платформу партии, которой, однако кандидат в президенты не обязан руководствоваться, то есть нет партийной дисциплины.

В отличие от выборов, референдумы организуются не во всех странах Запада, а например, в США они проводятся лишь в некоторых штатах, но не на общегосударственном уровне. Многие специалисты указывают, что большинство рядовых граждан недостаточно компетентны в решении государственных вопросов, да и не стремятся к этому. Тем не менее, в некоторых странах референдумы проводятся достаточно часто.

Так с 1945 года до 1980е в Швейцарии прошло 169 референдума, в Австралии - 18, в Новой Зеландии - 17, в Дании - 11, в остальных если и были, то менее 10.

Популярные лидеры, например, Де Голь во Франции, иногда использовал частые референдумы в качестве всенародного "вотума доверия" с целью укрепления власти.

Но референдумы чаще всего выносят вопросы принятия, пересмотра или отмены законодательных актов (кроме законов о налогах и бюджете), территориально-административное размежевание, вступление в международные организации, отстранение от должности высших должностных лиц, а также государственной принадлежности той или иной территории, так называемый плебисцит .

Референдум обычно может проводиться по требованию определенного числа избирателей, депутатов парламента или региональных законодательных собраний. Решение о проведении общегосударственного референдума принимает правительство или глава государства с согласия правительства. Дальнейшая подготовка и проведение референдума принципиально не отличается от подготовки и проведения выборов. Они проходят следующие этапы (вместе с вышеназванными):

)Предвыборная борьба между кандидатами или между политическими силами, выступающими за ответ "да" и "нет" на референдуме;выборы демократический избирательный референдум

)Вступление избранных лиц в должность или вступление принятых решений в законную силу.

Ключевой момент - предвыборная борьба . Это наименее законодательно регулируемый этап предвыборной кампании, поскольку проводится в основном силами негосударственных органов и политических партий, которые сами выбирают форму воздействия на избирателей. Однако два аспекта предвыборной борьбы ввиду их важности регламентируется достаточно строго. Это вопросы ее финансирования, а также использование СМИ.

Борьба за голоса избирателей требует огромных финансовых средств. Стоимость проведения выборов и референдумов непрерывно возрастает. Партии, обладающие бОльшими финансовыми средствами, оказываются в более выигрышном положении (особенно учитывая, что основной эффект дают СМИ).

Поиск дополнительных источников финансирования приводит к злоупотреблению и коррупции.

Для борьбы с этими явлениями и обеспечения равенства соперников установлены специальные правил финансирования избирательной кампаний. В ряде стран установлен финансовый предел. Нередко ограничивается и сумма пожертвований в избирательный фонд кандидата со стороны отдельных лиц или организаций. Превышение потолка расходов дает основание дл признания итогов выборов недействительными и крупного штрафа. Разоблачение подобных фактов часто приводит к политическим скандалам и даже кризисам. Тем не менее наиболее влиятельные партии с помощью различных, в том числе юридических уловок, легко обходят эти ограничения, часто превышая их в 10 и более раз. Большее равенство возможностей обеспечивается в тех странах, где предусмотрены государственные субсидии кандидатам и партиям на возмещение избирательных расходов. Однако и здесь средства распределяются пропорционально собранным мандатам, что создает преимущество для ведущих партий. Аутсайдеры отсекаются требованием собрать необходимый минимум голосов или выдвинуть кандидата в определенном числе округов. При этом партии, не прошедшие в парламент, в большинстве стран не могут рассчитывать даже на частичную государственную компенсацию предвыборных расходов.

Огромную, иногда решающую роль в предвыборной борьбе играет так называемая 4я власть - СМИ. Так, во Франции, с целью ознакомления с программами партий и кандидатов, по телевидению следят за ходом предвыборной борьбы 64%, по газетам - 15%, по радио - 11%, и лишь 7% предпочитает личное общение с кандидатом.

Особую роль СМИ играют в борьбе за колеблющихся избирателей, не являющихся постоянными приверженцами какой-либо одной партии и составляющими в странах Запада от 20% до 30%. Поддержка тех или иных партий газетами и журналами правовому регулированию почти не поддается, кроме имеющихся у некоторых партий официальных печатных органов, интересы определенной партии выражают многие печатные издания. Среди ведущих газет Британской империи "Daily Telegraph" придерживается взглядов консервативной партии, "Mirror" - лейбористкой, "Observer" - либеральной.

Порядок же использования в предвыборной гонке электронных СМИ обычно строго регламентирован, исходя из западных принципов:

)Невмешательство государства в предвыборную борьбу;

)Требование избегать оскорблений, фальсификаций и других форм некорректного поведения в отношении конкурентов;

)Предоставление всем партиям и кандидатам равного времени по радио и телевидению.

Однако на практике 3й признак остается декларацией. В США, где радио и телевидение в основном частные, эфирное время платное и фактически доступно только кандидатам от республиканской или демократической партии. В большинстве других стран основная часть электронных СМИ контролируется государством, которое выделяет бесплатное эфирное время политическим партиям для предвыборных передач. Платная реклама кандидатов в некоторых из этих стран запрещена. Но бесплатных эфир обычно распределяется пропорционально числу мандатов в предыдущем составе парламента. Не представленные в нем партии получают лишь несколько минут эфирного времени при условии выставления определенного минимума кандидатов, либо вовсе лишены такого права.

Таким образом, равенство возможностей финансового и информационного обеспечения избирательной кампании стран Запада носит в значительной мере формальных характер, фактически завися в лучшем случае от степени уже достигнутого политического влияния в той или иной партии, а в худшем от размера ее финансовой базы.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.



 

Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!