Как проходит избирательный процесс в демократическом обществе. Выборы в демократическом государстве. право вести агитацию за участие в выборах
Демократическая избирательная система включает в себя следующие основополагающие принципы:
всеобщность избирательного права - каждый гражданин страны, достигший определенного возраста, независимо от пола, национальной, классовой и иной принадлежности, уровня дохода и образования, идеологических убеждений, имеет право на участие в выборах;
равенство избирателей - каждый избиратель, независимо от своего социального статуса и иных положений, во время голосования имеет только один голос;
свобода выборов - отсутствие политического, экономического, административного, психологического, физического и иных видов давления на избирателей, активистов, организаторов выборов и кандидатов;
тайна голосования - исключение контроля над волеизъявлением избирателя. Каждому избирателю должны быть созданы соответствующие условия, чтобы он мог единолично в специальной кабине для голосования сделать самостоятельный выбор. При этом результаты этого выбора не должны быть кому-либо известны (впервые тайное голосование было введено во Франции в 1789 г.);
наличие альтернативных кандидатов - в выборах должны участвовать не менее двух кандидатов (партий). При этом каждый кандидат предлагает свою программу решения общественных проблем (в СССР проводились выборы с выдвижением только одного кандидата. Такие выборы являются фарсом и способом манипуляции массами. Впервые альтернативные выборы в России были проведены в 1989 г.);
прямое голосование - избиратель непосредственно принимает решение и отдает свой голос за конкретного кандидата или партию. Между избирателем и кандидатом не должно быть посредников. Если избиратель выбирает выборщиков или специальный орган, которые непосредственно избирают кандидата, то такие выборы называются косвенными. Например, в парламентской республике, как уже говорилось, президента непосредственно избирает парламент, а основная масса избирателей к выборам имеет косвенное отношение. В США президента избирает коллегия выборщиков. Члены Совета Федерации РФ также избираются косвенным методом. В соответствии с ч. 2 ст. 95 Конституции в Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта РФ: одного из них выбирает местный законодательный орган (парламент, законодательное собрание), другого назначает исполнительный орган (глава региона);
равенство возможностей в конкурентной борьбе за голоса избирателей - каждому кандидату должны быть предоставлены равные условия и ресурсы (материальные, информационные и др.) для борьбы за голоса избирателей на выборах;
периодичность и регулярность выборов - избиратели должны иметь возможность контролировать своих представителей: отстранять от власти не оправдавших доверие, выявлять и выбирать наиболее достойных.
Российская избирательная система в основном соответствует
перечисленным принципам демократических выборов. Конституция РФ провозглашает всеобщее, равное и прямое избирательное право при тайном голосовании. Избирательными правами
наделяются граждане, достигшие 18-летнего возраста, кромепризнанных судом недееспособными и содержащихся в местах лишения свободы по вступившему в законную силу приговору суда. Правом быть избранным в Государственную Думу обладают граждане РФ, достигшие 21 года. Претендовать на пост Президента РФ могут граждане, достигшие 35-летнего возраста (при условии 10-летнего постоянного проживания на территории РФ).
Существует три основных вида избирательной системы: мажоритарная, пропорциональная и смешанная.
При мажоритарной системе депутаты избираются по одномандатным округам, на которые разделена страна (регион). От одного округа из нескольких кандидатов избирается один депутат.
При мажоритарной (плюральной) системе от каждого избирательного округа избирается один депутат. Победителем на выборах считается кандидат, набравший наибольшее число голосов. Когда имеется более двух кандидатов по одномандатному округу, один из них может набрать менее 50% голосов (т.е. относительное большинство голосов) и, тем не менее, добиться победы. Данная система чаще используется для выборов главы государства (США, Исландия, Венесуэла, Колумбия и др.), реже - при выборах нижней палаты парламента (Великобритания, Канада, США, Япония, Индия). Половина мест в Государственной Думе РФ также замещается по данной формуле голосования.
Как правило, голосование по мажоритарной модели происходит в одномандатных округах, однако возможно использование и многомандатных, в этом случае избиратель имеет столько голосов, сколько депутатов избирается от данного округа (выборы местного самоуправления в Великобритании).
Еще один возможный вариант - так называемое “кумулятивное” голосование, когда избиратель получает несколько голосов и распределяет их между кандидатами по собственному усмотрению (он может, в частности, “отдать” все свои голоса одному, наиболее предпочтительному для него, кандидату). Эта система применялась пока только для выборов Палаты представителей американского штата Орегон.
Основной разновидностью этой модели является мажоритарная модель голосования в два тура (Франция, выборы президента в РФ и др.) . В этом случае, если ни один из кандидатов не набирает в первом туре абсолютного числа голосов (50% + 1 голос), назначается второй тур, в котором избиратели делают выбор между двумя и более кандидатами, набравшими наибольшее число голосов в первом туре. Победитель определяется по абсолютному или простому большинству голосов. Несомненное достоинство этой системы, лежит на поверхности, оно в простоте и понятности процедуры определения результатов голосования, и при этом избранный депутат формально представляет абсолютное большинство избирателей. В то же время, применение такой избирательной модели значительно увеличивает затраты на проведение выборов, как со стороны государства, так и со стороны кандидатов.
По мнению Р. Таагеперы и М.С.Шугарта “целью системы, при которой к участию во втором туре допускается двое и более кандидатов, состоит в поощрении сделок между партиями в промежутке между двумя турами.
Так, промежуток между первым и вторым туром голосования действительно используется французскими партиями для активного “торга”, какому из оставшихся кандидатов передать голоса тех, кто не прошел в первом туре. В итоге переговоров проигравшие в первом туре партии призывают своих сторонников отдать голоса одному из двух победителей первого тура. Эти “торги” зачастую приводят к заключению соглашений о взаимной поддержке кандидатур, когда партии договариваются поддерживать кандидата партии союзницы в том округе, где он имеет наибольшие шансы. Зачастую такие соглашения заключаются еще до выборов, партии-партнеры договариваются, по каким избирательным округам они будут выдвигать своих кандидатов, чтобы не допустить распыления голосов потенциальных сторонников. В таких соглашениях закладываются основы парламентских коалиций, что рассматривается как одно из важнейших преимуществ данной системы.
Однако нетрудно заметить, что даже эта избирательная модель не обеспечивает адекватного отражения политических предпочтений избирателей, поскольку ко второму туру “за бортом” оказываются кандидаты, пользующиеся иногда поддержкой значительной части электората. Перегруппировка сил между двумя турами, несомненно, вносит свои коррективы, но для многих избирателей второй тур голосования превращается в выбор “наименьшего из двух зол”, а не поддержки кандидатов, действительно представляющих их политические позиции.
При пропорциональной системе выборы проводятся по партийным спискам и места в парламенте делятся пропорционально поданным за каждую партию голосам избирателей. Система пропорционального представительства предполагает распределение мест в парламенте в соответствии с количеством (процентной пропорцией) голосов полученных на выборах по партийным спискам в едином общенациональном избирательном округе (Нидерланды) или в нескольких больших региональных округах. В скандинавских странах (за исключением Норвегии) и в Греции выборы по пропорциональной модели проводятся не только по региональным избирательным округам, но и по “национальному округу”. Данная система применяется, как правило, при выборах парламентов (вся континентальная Западная Европа за исключением Франции, половина депутатов Государственной Думы и др.).
Распределение мест происходит либо по наибольшему остатку, либо по наивысшему среднему.
Смешанная система сочетает элементы мажоритарной и пропорциональной систем. Например, по такой системе избираются депутаты бундестага в Германии; в России депутаты Государственной Думы с 1993 по 2003 г. также избирались по смешанной системе. В дальнейшем было принято решение избирать депутатов Государственной Думы по пропорциональной системе (по партийным спискам). Кроме того, был повышен нижний порог прохождения партий в Думу с 5 до 7 %. Это значит, что если партия по итогам голосования набрала менее 7 % голосов избирателей, то в Государственную Думу она не проходит. На выборах депутатов в Государственную Думу в декабре 2007 г. 7%-ный порог преодолели четыре политические партии: «Единая Россия», КПРФ, ЛДПР и «Справедливая Россия».
Региональные органы власти РФ сами определяют, по какой системе проводить выборы в местный представительный орган. Например, в 2005 г. выборы в Московскую городскую Думу проводились по смешанной системе, а нижний порог прохождения в Думу по партийным спискам составлял 10 %.
С 2004 г. федеральным законом были отменены прямые выборы глав администрации субъектов РФ (губернаторов, президентов). Отныне сам Президент РФ предлагает местному представительному органу (законодательному собранию, думе) кандидатуру главы администрации, которая либо утверждается, либо отвергается местным представительным органом.
Вспомните:
какова роль выборов в демократическом обществе? Какие типы избирательных систем вам известны?
Вам известно, что публичные выборы являются одним из существенных признаков демократии. Напомним, что они различаются по объекту, масштабам (уровням), характеру и пр. По объекту выборы бывают парламентские, президентские, в органы местного самоуправления. Они осуществляются в масштабе всей страны (федеральный уровень), субъектов РФ (региональный уровень), муниципальных образований (местный уровень). На всех уровнях проводятся выборы коллегиальных органов, например в Государственную Думу РФ, Законодательное собрание субъекта РФ, совет муниципального образования. Выбирают также и единоличные органы (должностных лиц), скажем Президента РФ.
Через выборы народ вручает своим представителям право на реализацию власти, и она приобретает легитимный характер. Происходит систематическое обновление политических элит и лидеров, граждане приобщаются к политике. Даже политически пассивные в повседневной жизни люди становятся в день выборов, по выражению немецкого философа М. Вебера, «политиками по случаю». Однако представительство народных интересов может быть достигнуто только при условии, если выборы организованы демократически. А это во многом зависит от избирательной системы.
ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА
Под избирательной системой понимается порядок выборов в представительные учреждения и выборных должностных лиц, а также определение результатов голосования. Избирательная система включает два основных структурных компонента: 1) избирательное право - комплекс правовых норм о порядке выборов; 2) избирательный процесс - комплекс действий в процессе выборов. Подчеркнем, что некоторые политологи рассматривают в составе избирательной системы, наряду с названными элементами, партийную систему, а также политические традиции и обычаи (объясните почему).
Избирательное право в науке рассматривается в двух смыслах: узком (субъективном) и широком (объективном).
В узком смысле
избирательное право - это политическое
право гражданина избирать (активное) и быть избранным
(пассивное) в органы государственной власти и местного са
моуправления.
- ^
В большинстве стран, в том числе и в России, право избирать имеют граждане с 18 лет. Для кандидатов, претендующих на выборные должности, установлен более высокий возрастной ценз, ибо для политического руководства необходим жизненный опыт. Например, в России депутатом нижней палаты парламента можно стать с 21 года, а Президентом РФ - с 35 лет, при условии проживания в стране не менее 10 лет.
Российские граждане, как и многих других государств, участвуют в альтернативных, добровольных выборах на основе принципов всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. (В чем суть и значимость этих принципов?)
В Австралии за неучастие гражданина в выборах налагается штраф. В Великобритании для получения права быть избранным требуется внести крупную сумму избирательного залога.
Нормы субъективного избирательного права в сочетании с другими нормативными правилами выборов представляют собой избирательное право в широком смысле. Оно представлено в избирательных законодательствах всех государств. Наибольшей строгостью отличаются, например, законы Японии, не только запрещающие делать подарки избирателям, привлекать их обещаниями продвижения по службе, но и не разрешающие обходить дома с целью предвыборной агитации. В последние годы значительно повысились требования и к российским участникам выборов, о чем подробнее будет сказано ниже. А сейчас подчеркнем, что избирательное законодательство РФ включает довольно широкий круг источников (перечислите их). Согласно закону субъекты РФ и муниципальные образования имеют право самостоятельно решать, по какой избирательной системе проводить выборы в свои представительные органы .
На основе избирательного права реализуется избиратель ный процесс, включающий несколько последовательно осуществляемых этапов: организационный (назначение выборов и пр.); выдвижение и регистрация кандидатов; предвыборная агитация; голосование и установление его результатов; обнародование итогов выборов и представление финансового отчета о расходовании средств на их организацию и проведение. Эти этапы характеризуют избирательный процесс как динамичную организационно-практическую составляющую избирательной системы. Не случайно избирательный процесс называют избирательной системой в действии.
Напомним, что международная политическая практика выработала мажоритарный, пропорциональный и мажори тарно-пропорционалъный (смешанный) типы избиратель ных систем. (В чем достоинства и недостатки каждого из
них?) Подчеркнем, что не существует совершенной избирательной системы, как и совершенной демократии. Каждая страна имеет свои проблемы, каждая демократия имеет свои приоритеты. В одной стране на первое место ставится стабильность, в другой - равное представительство интересов всех социальных групп, в третьей - связи между избирателями и избираемыми. Избирательные системы всегда отражают эти задачи, что неизбежно сказывается на содержании избирательных кампаний.
ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КАМПАНИЯ
Из курса права вы знаете, что под избирательной кампа нией понимается деятельность по подготовке и проведению выборов, осуществляемая в период со дня официального опубликования решения о проведении выборов до дня пред ставления соответствующей избирательной комиссией фи нансового отчета о расходовании средств, выделенных на подготовку и проведение выборов . Иными словами, избирательная кампания включает все этапы избирательного процесса. В этой связи понятия «избирательный процесс» и «избирательная кампания» рассматриваются как синонимы. Вместе с тем политологи отмечают, что избирательная кампания приобретает свой истинный смысл - обеспечение максимальной поддержки избирателями претендентов на власть - только с этапов их выдвижения и предвыборной борьбы.
Рассмотрим содержание избирательной кампании более подробно.
Организационный этап. К организационным мероприятиям относятся: образование избирательных округов и избирательных участков, формирование избирательных комиссий, составление списков избирателей.
Началом избирательной кампании является решение о назначении выборов, которое принимается, как правило, за 2,5-3 месяца до дня голосования.
Выборы депутатов нижней палаты парламента РФ и Президента РФ осуществляются по единому избирательному округу. Он включает всю территорию страны. Иными словами, «нарезка» округов не производится. Вместе с тем новое законодательство о выборах в Госдуму РФ предусматривает разделение территорий субъектов РФ на части и определение их границ. Части территорий должны быть примерно равными по числу зарегистрированных избирателей.
Избирательные участки располагаются обычно в каком-либо общественном здании, чаще всего в здании школы. Списки избирателей каждого участка должны включать не более 3 тыс. человек.
Подготовку и проведение выборов в России осуществляют гласно и открыто избирательные комиссии под руководством Центральной избирательной комиссии РФ.
Выдвижение и регистрация кандидатов в депутаты или на выборную должность. Право выдвигать кандидатов для избрания в представительные органы, а также на выборные должности принадлежит преимущественно политическим партиям и отдельным гражданам.
Обратимся к новым подходам выдвижения кандидатур на выборах в Госдуму РФ. Согласно закону политические партии (они называются избирательными объединениями) выдвигают федеральный список кандидатов (не более 500 человек), который принимается тайным голосованием на партийном съезде. Кандидатом от партии может стать и беспартийный россиянин, если его кандидатуру поддержат 10 членов региональной ячейки, а затем одобрит региональная партийная конференция и партийный съезд. Федеральный список включает федеральную и региональную части. В составе федеральной части - не более 3 человек; как правило, это партийные лидеры. Региональная часть разбита на региональные группы кандидатов, которые соответствуют указанным выше территориальным частям субъектов РФ. В целом региональные группы должны охватывать все регионы страны. Тем самым создается стимул для непосредственной работы партии в регионах.
Выдвинутый список кандидатов (или один кандидат) регистрируется соответствующей избирательной комиссией. Для этого необходимо собрать установленное законом число подписей избирателей либо внести избирательный залог. Однако закон не всегда позволяет выбрать то или другое. Например, на выборах в Государственную Думу возможны оба варианта, а на выборах Президента разрешен только сбор подписей.
Предвыборная агитация. После регистрации претенденты на власть при содействии своих команд из доверенных лиц проводят предвыборную агитацию. Каждый стремится довести до избирателей положительную информацию о себе, своей программе и ее преимуществах по сравнению с другими, описать возможные негативные последствия в случае прихода своих оппонентов к власти, ответить на их критику. Агитация проводится на каналах телерадиовещания, в периодических печатных изданиях, посредством массовых мероприятий: собраний, шествий, публичных дискуссий, пресс-конференций. Общей тенденцией современного мира является, как вы знаете, возрастание в избирательных кампаниях роли электронных средств, особенно телевидения. Удобно устроившись перед телевизором, граждане ощущают свою самостоятельность, воспринимая информацию индиви-
дуально и, как им кажется, рационально. Этому во многом способствуют и возможности ТВ в установлении диалоговых коммуникативных связей через прямые звонки зрителей в телестудию, телеопросы и «моментальное» подведение их итогов. Не случайно сегодня телевидение лидирует среди других СМИ по силе убеждающего воздействия на людей.
В новых условиях конкурентная борьба между политическими соперниками схожа с традиционным рынком, где индивидуальные «покупатели» (избиратели) стоят перед проблемой выбора «товара» (претендента на власть). Продажу «товара» все чаще осуществляют специальные фирмы в области дорогостоящих услуг по политическому маркетингу. Так называется комплекс мероприятий по изучению «рынка» (интересов, настроений, представлений и ожиданий) избирателей, а также приемов воздействия на них с целью обеспечения победы на выборах своих клиентов. Вам известно, что одна из важнейших задач политического маркетинга - создание и продвижение с помощью рекламы политического имиджа кандидата, партии. Имидж кандидата - это наиболее привлекательные для публики черты и свойства его личности. Например, М. Тэтчер по совету специалистов всегда продолжала начатую фразу, не обращая внимания на попытки собеседника, перебивая ее, вставить свою реплику. Тем самым усиливалось восприятие англичанами тех личностных качеств «железной леди» (смелость, решительность, убежденность, чувство собственного достоинства), которые они хотели видеть в своем премьер-министре. Однако не всегда претендент на власть обладает необходимыми качествами, соответствующими ожиданиям граждан. Специалисты считают, что 69% информации считывается с телеэкрана визуально (зрительно) и только 31% - вербаль-но (воспринимается на слух). Поэтому имиджмейкеры акцентируют внимание кандидата в первую очередь на том, что ему одевать, как вести себя перед телекамерой, какие позы принимать, как жестикулировать, а на том, что и как говорить, - в последнюю очередь. (Содержание речей пишут специалисты.) К сожалению, во всем мире широко распространились и так называемые технологии «черного пиара»: сознательная подтасовка или искажение сведений о претенденте на власть, распространение анонимной антирекламы, порочащей честь и достоинство конкурентов, подкупы, запугивание политических соперников и даже прямое насилие.
К «грязным технологиям» относятся также нарушения кандидатами принципа равных условий ведения предвыборной агитации. Так, многие партии не довольствуются тем, что государство берет на себя часть их расходов, предоставляя бесплатное время вещания и возможность бесплатных
публикаций. Не устраивают эти партии и законодательно установленные финансовые ограничения: на размеры пожертвований частных лиц и организаций, на использование личных средств кандидатов, на общую сумму расходов, выделяемых на избирательную кампанию. В обход закона они создают солидную финансовую базу на покупку лучшего эфирного времени, на оплату услуг многочисленных консультантов и пр. Не случайно в прессе вспыхивают скандалы, связанные с разоблачением тайных источников финансирования партийных лидеров.
Все описанные антитехнологии, появления которых не избежала и Россия, оказывают отрицательное воздействие на избирателя.
Голосование и его результаты. Предвыборная агитация прекращается за сутки до дня голосования. Граждане приходят на избирательные участки и отмечают в бюллетенях тех, кого хотят избрать. Серьезная проблема избирательных кампаний - абсентеизм, т. е. уклонение от участия в выборах. Подчеркнем, что если процент явки зарегистрированных избирателей ниже законодательно установленной нормы, то выборы признаются недействительными. Назначаются повторные выборы. А это может привести к параличу власти , не говоря уже о дополнительных расходах. Причинами абсентеизма, как показывают исследования, являются: недоверие к партиям, кандидатам и политике в целом; низкий авторитет представительных органов власти; отсутствие электоральной культуры; убежденность в том, что выборы не повлияют на изменение ситуации; сомнения в правильности подсчета голосов. Социологи отмечают, что среди абсентеистов довольно много молодежи. Установлена закономерность: электоральная активность возрастает по мере увеличения доходов, образовательного уровня и возраста.
Результаты выборов, как говорилось выше, определяются в зависимости от избирательной системы. Так, пропорциональная система выборов в Госдуму РФ предполагает распределение депутатских мандатов между партиями пропорционально поданным за них голосам избирателей. При этом партии должны преодолеть, как вам известно, 7-процентный барьер. Однако число таких партий должно быть не менее двух, а сумма поданных за них голосов - составлять свыше 60%. Представим ситуацию: нужное число голосов приобрела только одна партия, а ее соперницы остались за 7-процентным барьером. Означает ли это возврат к однопартийной системе? Нет, не означает, ибо в этом случае к распределению депутатских мандатов будет привлечена та из партий за барьером, которая имеет по сравнению с другими наибольшее число голосов. Другая ситуация: барьер преодолели три партии, но сумма поданных за них голо-
сов не достигает нормы. Как быть? В такой ситуации к распределению мандатов привлекаются партии, набравшие менее 7% голосов (в порядке убывания числа проголосовавших), пока общая сумма собранных голосов не достигнет нормы (свыше 60%). Распределение депутатских мандатов осуществляется в два этапа. На первом определяется, сколько парламентских мест завоевала каждая из партий; на втором распределяются депутатские места внутри каждого из партийных списков. Мандаты получают кандидаты как общефедеральной, так и региональной частей списка. При этом чем больше голосов избирателей получила та или иная региональная группа, тем больше мандатов получат ее кандидаты.
При избрании Президента РФ необходимо получить абсолютное большинство голосов избирателей. Если ни один кандидат не сумеет привлечь в первом туре более половины голосов, проводится второй тур. В нем борьба завершается избирательным поединком двух кандидатов, набравших в первом туре наибольшее число голосов. Их подсчет во втором туре осуществляется по правилам мажоритарной системы относительного большинства.
Итоги голосования официально публикуются соответствующей избирательной комиссией, в масштабе России - Центризбиркомом. Избирательная комиссия, организующая выборы, представляет отчет о расходовании средств бюджета, выделенных на подготовку и проведение выборов.
ПОЛИТИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ИЗБИРАТЕЛЯ
Вернемся к избирателю. Ему чаще всего приходится выбирать, во-первых, один из партийных списков кандидатов в депутаты парламента, во-вторых, одного из кандидатов на пост главы государства.
Рассмотрим каждый из этих вариантов. На выборах по партийным спискам следует учесть, что все избирательные объединения имеют привлекательные названия, лозунги и эмблемы. Каждая партия использует свою цветовую гамму: ярко-красную, бело-красно-голубую, лимонную, оранжевую и пр. Многие неискушенные избиратели, особенно новички, нередко отдают предпочтение тем партиям, чьи формальные (внешние) признаки вызывают у них эмоциональный отклик. Между тем необходимы иные подходы и критерии оценки.
Проще всего получить общие сведения о партийном объединении: кто его лидер (лидеры)? Баллотировалось ли оно ранее в парламент? Как проявила себя партийная фракция в его работе?
Желательно также хотя бы в общих чертах знать предвыборную платформу (программу) избирательного объединения: как оно оценивает современное положение дел в стра-
не? Какие общественные проблемы и как собирается решать? Какие из проблем считает приоритетными? В чем видит основной результат реализации программы? Насколько реалистичны и гуманны заявленные в ней позиции? Сопоставление полученной информации со своими собственными взглядами, потребностями и ожиданиями позволит определить наиболее приемлемый для себя вариант. Отметим, что информация о предвыборных программах политических партий помещается обычно в «Российской газете», других печатных изданиях, а также на соответствующих сайтах в международной информационной сети Интернет.
Далее гражданину целесообразно обратиться к соответствующему списочному составу претендентов на власть, подумать, каким людям он доверяет свой голос. Следует иметь в виду, что на депутатов, избранных от регионов, возлагается прямая обязанность работать со своими избирателями. Поэтому в списках обычно присутствуют знакомые фамилии. Важно выяснить, как зарекомендовал себя тот или иной человек в регионе, что конкретно сделал для того, чтобы жизнь стала лучше, как справлялся со своими обязанностями, пользовался ли авторитетом и доверием избирателей. Если в предложенном списке есть неизвестные кандидатуры, то можно обратиться к их биографическим данным. Знакомство даже с краткими биографическими сведениями позволит предположить, сможет ли претендент на власть с учетом его возраста, образования, предшествующего опыта выполнять свои функции.
Подчеркнем, что институт досрочного отзыва депутатов Госдумы РФ законом не предусмотрен, а в отношении депутатов законодательных собраний в ряде субъектов РФ он сохранился. Однако в том и другом случаях человек, получивший мандат доверия народа, должен своей работой доказывать, что избиратели не ошиблись в нем. Если же вы не видите достойных кандидатов, в том числе и среди партий, то можете проголосовать против всех. Протестное голосование избирателей - свидетельство «аномалии» управления в том или ином регионе РФ, показатель его неблагополучия.
Выборы главы государства имеют свои особенности. Президент РФ в силу занимаемой должности принимает важные, общественно значимые решения. Тем самым он оказывает постоянное воздействие на ход событий и судьбы людей. Именно поэтому соперничество за президентское кресло приобретает обычно характер наиболее острой конкурентной борьбы между большим числом кандидатов.
Для достижения желаемых результатов тому или иному претенденту на выборный пост нередко создается имидж «своего парня». Он шокирует публику предельной откровен-
ностью, что ассоциируется у части избирателей с честностью и гарантией выполнения предвыборных обещаний. Обещает много, рассчитывая на то, что поверят. Такие приемы воздействия на избирателя называются популизмом (от лат. populus - народ). Что же такое популизм? Это стиль в политике, позволяющий добиться поддержки избирателей благодаря податливости масс на простые объяснения сложных вопросов, на примитивные, но внешне привлекательные лозунги. Почему же избиратели покупаются на такие уловки? Очевидно, потому, что определенному кругу людей более понятны упрощенные варианты политических решений. Для них выборы Президента становятся не более чем политическим шоу, в котором ценятся простецкие манеры, спортивная внешность, молодежная прическа и пр. Иными словами, на первый план выступает имидж в самом поверхностном, обывательском смысле.
Рациональный выбор высшего должностного лица осуществляется на основе анализа предвыборных заявлений кандидатов (по аналогии с рассмотренным выше анализом предвыборных партийных программ), а также их личностных качеств. Критериями оценки могут служить выполняемые Президентом РФ функции. Согласно Конституции Президент - это гарант соблюдения Основного закона РФ, прав и свобод человека. В число его функций входят: определение основных направлений внутренней и внешней политики; принятие мер по охране суверенитета страны, ее независимости и государственной целостности; обеспечение согласованного взаимодействия органов государственной власти, а также функции Верховного Главнокомандующего Вооруженными силами России.
Некоторые социологические исследования показывают, что в нашей стране рассчитывать на успех может решительный, умный, с сильной политической волей человек, честный и достаточно жесткий в проведении своей линии.
Сказанное позволяет сделать вывод, что роль избирателя сложна и ответственна. Она предполагает самостоятельный, рациональный и осознанный выбор, требующий наличия определенной политической культуры.
Шл Основные понятия: избирательная система, типы избирательных систем, избирательная кампания. mb/ Термины: политический маркетинг, политический имидж, абсентеизм, популизм.
Проверьте себя
1) Что понимается под избирательной системой? 2) Как связаны между собой понятия «избирательная система» и «избирательная кампания»? Охарактеризуйте ее этапы. 3) В чем сходство и различие выборов по партийным спискам из-
бирательных объединений и высшего должностного лица государства?
Подумайте, обсудите, сделайте
1. На парламентских выборах в Великобритании в
1945 г. многие не сомневались в том, что успех обеспечен
лидеру консервативной партии, премьер-министру У. Чер
чиллю - одному из главных организаторов победы над Гер
манией во Второй мировой войне. Однако на проходивших
весной 1945 г. выборах выиграл лидер лейбористской пар
тии К. Эттли, который выглядел рядом с Черчиллем незна
чительной фигурой, но, в отличие от него, предложил из
бирателям широкую и конкретную программу развития
страны. Сделайте все возможные выводы из приведенного
факта.
Один из избирателей, прежде чем оставить в избира
тельном бюллетене одну из четырех кандидатур, включен
ных в список для голосования, провел следующую работу:
поинтересовался, за кого из кандидатов будут голосовать его
товарищи, как выглядел каждый из кандидатов на послед
ней телевизионной передаче и кто из них в наибольшей сте
пени обладает чувством юмора. Отвечает ли деятельность
избирателя современным политическим технологиям? Ответ
аргументируйте.
Представьте, что вашу кандидатуру выдвинули в совет
школы и вам предстоит выступить с конкретной програм
мой совершенствования школьной жизни. Разработайте про
ект этой программы.
В Австралии выборы в парламент осуществляются по
избирательным округам. Победившим считается кандидат,
набравший 50%+1 голос. Какой тип избирательной системы
существует в Австралии?
Поработайте с источником
Познакомьтесь с размышлениями русского философа И. А. Ильина (1882-1954) о выборах.
Есть минимальный уровень образования и осведомленно сти, вне которого всякое голосование становится своею собственной карикатурою. Здесь нужна не элементарная грамота, которая позволяет человеку вместо «приложения руки», вымазанной чернилами, нарисовать буквами свою фамилию. Здесь нужно понимание самого выборного процесса и предлагаемых программ, умная оценка кандидатов, разумение государственного и экономического строя страны и его нужд, верное видение политических, международных и во енных опасностей и, конечно, приобщенность к источникам правдивых сведений...
Есть уровень необразованности, малообразованности и неосведомленности, при котором голосует не народ, а обманы ваемая толпа; и из этого возникает не демократия, а охло кратия (правление темной толпы). И нужно быть совсем наивным, чтобы воображать, будто люди, которым обманно морочили головы 30-40 лет, завтра станут «сознательными гражданами», способными разобраться в государственном вреде и политической пользе: стоит только провозгласить «свободу» и «равенство» - и все сейчас же объявят себя сторонниками республики и федерации...
Ильин И. А Предпосылки творческой демократии // Наши задачи. -
М., 1992.-Т. 2.-С. 8.
HI! Вопросы и задания к источнику. 1) Прокомментируйте, опираясь на текст параграфа, первый абзац фрагмента. 2) Когда голосование на выборах становится «своею собственной карикатурою»? Объясните почему. 3) Актуальны ли размышления автора сегодня? Аргументируйте ответ, привлекая материалы периодической печати, практический опыт своих знакомых.
Российской Федерации. Многие назвали их самыми «грязными», нечестными, недемократическими за всю историю. Наблюдатели на выборах от всевозможными методами фиксировали различные взбросы бюллетеней и выборные «карусели». Официальный ЦИК, наоборот, отрапортовал, что никаких нарушений, которые сильно бы повлияли на ход голосования, не было. Мы не будем уходить в дискуссию и вдаваться в подробности, что и где было. Лишь попробуем объяснить, а что же такое демократические выборы? Признаки, условия, методы? Какие выборы можно назвать демократическими? Но обо всем по порядку.
Демократические выборы: признаки. Первое условие - равенство возможностей
Первый признак, который отличает настоящие демократические выборы - равенство возможностей. Суть его в том, что всем кандидатам предоставлен равный максимальный лимит на расходы на агитацию. Это должно реализовываться следующими способами:
- Запрет на пожертвования, если сумма в фонде кандидата выше лимита.
- Предоставление равного времени на радио, телевидении, в газетах и т.д.
- Введение принципа лояльности. Это значит, что кандидаты не должны оскорблять друг друга, искать компроматы вместо того, чтобы критиковать программы и политические действия.
- Соблюдение правила независимости государственных органов.
Избирательная кампания и процедура выборов
От честности и прозрачности избирательной кампании зависят демократические выборы. Признаки ее перечислим ниже.
«Дайте право голоса!», или демократия по-американски
Как правило, почти во всех странах действует система голосования, когда все потенциальные избиратели составляются в специальные списки по месту регистрации. Если гражданин покинул «родное гнездышко», то его автоматически вычеркивают из списка и вносят там, где он прописался.
Гражданин приходит на выборы, где он уж занесен в списки избирательной комиссией.
В США дело обстоит по-другому. Там избиратель должен обратиться самостоятельно для личной регистрации. Территориальная избирательная комиссия и чиновники местных округов проверяют, имеет ли право гражданин проголосовать на их участке. Перед голосованием им требуется представить документы, удостоверяющие личность, место жительства и гражданство. Никаких открепительных удостоверений там не выдается.
Согласимся, ни о какой выборной «карусели» речи не может идти даже в теории при такой системе регистрации избирателей, т.к. гражданин имеет право голосовать только там, куда подал заявление. Эти списки легко можно проверить. А вот отследить людей с официальными очень проблематично, как и движение самих документов, дающих на любом избирательном участке. В каком случае свободные демократические выборы будут более прозрачными? Ответ очевиден.
Разноцветные бюллетени по-американски
Также от тайных избирательных бюллетеней зависят демократические выборы. Признаки их охарактеризуем ниже. Когда-то сильно отличались от современных. Дело в том, что сами партии давали свои бюллетени кандидату, который относил их в урну для голосования. Они отличались по цвету. Естественно, другие кандидаты видели в их руках цвет бюллетеней и пытались перекупить избирателя.
Согласимся, что такая система отменяет тайные выборы. Во многих странах бюллетени были именные, а в СССР было только две графы: «За» КПСС и «Против» КПСС. Чтобы выборы были демократические, а голосование тайное, необходимо применять так называемый «австралийский» бюллетень. Его особенности:
- Одинаковый по размеру, цвету у всех избирателей.
- Не содержит личную информацию граждан, которые голосуют.
- Перечислены все кандидаты одинаковыми размерами шрифта. Их очередность регулируется жребием.
Вывод
Мы перечислили основные условия, при которых возможны демократические выборы, признаки, интересные примеры из других стран. Конечно, ни в одной стране мира не созданы те условия, при которых можно назвать эталоном. В США, к примеру, кто-то критикует систему регистрации избирателей, некоторым не нравится двухпартийная многоуровневая система США и т.д.
Важно одно - каждая страна сама выбирает свою демократию, и никто не имеет права решать за других.
Профильный уровень
Cсылка на файл:
http://narod.ru/disk/11514630001/%D0%92%D1%8B%D0%B1%D0%BE%D1%80%D1%8B%20%D0%B2%20%D0%B4%D0%B5%D0%BC%D0%BE%D0%BA%D1%80%D0%B0%D1%82%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%BC%20%D0%BE%D0%B1%D1%89%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5.rar.html
Урок обществознания в 11 классе на тему:
«Выборы в демократическом обществе».
Цель урока: Сформировать у учащихся представление об избирательной системе Российской Федерации
Задачи урока:
Образовательные и развивающие:
1. Сформировать новые понятия по изучаемой теме.
2. привлечь внимание к проблемам выбора и избирательного права;
3. Раскрыть принципы избирательного права в демократическом обществе;
4. Продолжить формирования у учащихся навыков работы с правовыми документами;
5. Развивать у учащихся умения применять правовые нормы на практике, продолжить выработку умений работать в паре, в группе, выражать свои собственные взгляды, аргументировать их, вести дискуссию.
Воспитательная:
Формировать активную гражданскую позицию
Основные понятия: федеральный закон, выборы, избиратель, избирательные права, активное избирательное право, пассивное избирательное право, ратное избирательное право, прямое избирательное право, тайное голосование. Кандидат, политическая партия.
Основные нормативные документы: Конституция РФ, Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ».
Раздаточные материалы: На столах у учащихся должны быть тексты Конституции РФ. В специальных раздаточных папках находятся: материалы с выдержками из основных документов избирательного законодательства, текст проблемного задания с планом выполнения, карточки для ролевой игры, карточка «Пять слов об уроке»
На доске записаны: дата, тема занятия, цели на время закрыты, определение «выборы» на время закрыто; домашнее задание.
Структура урока.
- Мотивационная беседа.
- Изучение нового материала.
- Работа в группах.
- Обобщение.
- Закрепление.
- Рефлексия.
Используемые педагогические технологии:
1. Проблемное обучение;
2. Интерактивные формы;
ТСО :
· Демонстрационный экран
· Проектор (в режиме подключенияк компьютеру)
· Компьютер
План изучения темы.
- Избирательный процесс .
III . Типы избирательных систем
Эпиграф урока: “Демократия – это не просто право выбора, а ответственность за свой выбор”.
ХОД УРОКА
I. Мотивационная беседа учителя.
Выборы - центральный инсти-тут демократического государства.
Выборы - это проверенный временем способ обретения властью доверия и поддержки народа. Во время выборов или референдума власть в буквальном смысле слова переходит к народу, идущему на избирательные участки, чтобы отдать голоса за своих представителей в органах власти. А кандида-ты в депутаты представительных органов власти или стремя-щиеся занять пост главы государства в этот судьбоносный для них момент с замиранием сердца ждут конца избира-тельной кампании, чтобы узнать «приговор»: «да» или «нет», поверили или не поверили, поддержали или отвергли.
Выборы обеспечивают систематическое обновление власти. Это чрезвычайно важная задача, решение которой гарантирует общество от застоя, злоупотреблений, опаснос-ти диктатуры.
Участие в выборах - проявление социальной ответствен-ности, совести, политической и правовой зрелости и культу-ры каждого взрослого человека. Каждого гражданина. Гражданин постоянно выбирает, он ответствен за решения, принимаемые в политической, социальной, экономической сферах. Он неравнодушен к судьбе страны, региона, города, села. Вряд ли можно назвать настоящим гражданином чело-века, который в день выборов отсиживается дома, отказыва-ясь от своего права участвовать в управлении страной.
В любом обществе, в демократическом в том числе, есть силы, стремящиеся и умеющие использовать политические, социальные и эконо-мические свободы в своих корыстных целях. Вот почему необходимы хорошо разработанное законодательство, его четкая реализация, безусловное следование установленным правилам, имеющим общественное и государственное зна-чение. Это и есть процедура, без соблюдения которой демо-кратия невозможна.
Но прежде чем начнём наш разговор, мне хочется поставить проблемный вопрос: «До достижения 18 лет, настоящему гражданину Российской Федерации пассивно ожидать, когда его право выбирать наступит или принять активное участие в подготовке к реализации права выбора?» Ответ учащиеся дадут в конце урока.
II. Изучение нового материала.
I. Избирательное право и его роль в избирательной системе .
Избирательная система - это порядок формирования выборных органов государства. Она включает в себя из-бирательное право, избирательный процесс и право отзыва депутатов.
Избирательное право - это принципы и условия уча-стия граждан и формировании выборных органов . Изби-рательное право может быть активным (право избирать) и пассивным (право быть избранным). Избирательное пра-во может быть ограничено цензами. Цензы бывают: возрастные, образовательные, национальные, расовые, иму-щественные, сословные и оседлости (ограничение избира-тельного права в зависимости от времени проживания в избирательном округе).
В демократических государствах выборы проводятся на основе принципов.
Всеобщее избирательное право, - право на участие в выборах всех граждан, достигших определенного возра-ста (как правило, 18 лет), независимо от пола, расы, на-циональности и других факторов. Допускается лишь ценз оседлости. Не могут участвовать в выборах лица, признан-ные недееспособными по решению суда, и лица, содержа-щиеся в местах лишения свободы по приговору суда.
Равное избирательное право означает, что каждый из-биратель имеет одинаковое количество голосов и участвует в выборах па равных основаниях (упрощенно это форму-ла звучит так: "Один избиратель - один голос"). Каж-дый избранный депутат представляет примерно одинако-воечисло избирателей.
Прямое избирательное право означает, что каждый из-биратель голосует непосредственно за избираемого кан-дидата. Выборы могут быть и не прямыми (косвенными), когда избиратели избирают коллегию выборщиков, а те, в свою очередь голосуют за кандидата.
II. Избирательный процесс
Избирательный процесс - это порядок и основные ста-дии в организации выборов. Избирательный процесс включает в себя следующие основные этапы:
1) назначение выборов (как правило, главой государ-ства);
2) организация избирательных округов с приблизитель-но равным числом избирателей;
3) создание избирательных комиссий, обеспечивающих подготовку и проведение выборов;
4) регистрация избирателей в установленном законом порядке, составление списков избирателей;
5) выдвижение кандидатов на выборные должности и их регистрация;
6) предвыборная борьба (прекращается за день до го-лосования);
8) подведение итогов голосования (выборы признаются состоявшимися при явке установленного в законе числа избирателей);
9) установление результатов и распределение мест в выборных органах по итогам голосования.
III . Избирательные системы.
Теоретический блок 1
Существуют 3 избирательные системы: мажоритарная, пропорциональная и смешанная
Мажоритарная система - это способ определения ре-зультатов голосования, при котором для получения ман-дата требуется собрать установленное законом большин-ство голосов. Главным правилом этой системы является правило "победитель получает все". Разновидностями этой системы являются мажоритарная система относительно-го большинства и мажоритарная система абсолютного большинства. При системе абсолютного большинства для избрания кандидату требуется получить абсолютное боль-шинство поданных по округу голосов избирателей (более половины или 50% + 1 голос).
Практическая работа
Класс разделен на 4 группы. Подготовить « партийную» программу по антикризисным мероприятиям вывода страны. Каждая группа представляет своего депутата со своей « партийной» программой. Задание к данной работе: в трех тезисах изложить предложенияантикризисной программы.
1 тур. Проводим индивидуальноеголосование. Подводим результат 1 тура:
· группа А получила 8 голосов.
· группа В получила 2 голосов.
· группа Г получила 9 голосов.
Устанавливаем (в качестве примера) 10% барьер по голосованию. Группа В выбывает из предвыборной «гонки». Проводим 2 тур голосования по 3 программам.
2 тур. Проводим индивидуальное голосование по выбору. Результат мгновенно обрабатывается программой и выводится результат (например) 1 тура:
· группа А получила 9 голосов.
· группа Б получила 7 голосов.
· группа Г получила 11 голосов.
Учащимся предлагается обдумать: Каковы недостатки и преимущества данной системы голосования?
Недостатки:
· Партия или блок партий, «проигравшие» на выборах по одномандатному округу, т. е. получившие, на-пример, 49% голосов, могут быть вообще не представлены в парламенте.
· По этой системе избираются депута-ты, угодные властям данного региона, или сами представи-тели властных структур.
· Вероятность проведения не-скольких туров голосования (в случае, если в первом туре ни один из кандидатов не набрал абсолютного большин-ства голосов).
· Выборы по мажоритарной системе могут вызвать социальную напряженность в нестабильном обществе.
Преимущества:
· Простота определения результатов
· Реализуется демократический принцип большинства
· Осуществляется тесная связь между депутатами и избирателями, потому что каждый депутат представляет свой регион и т.д.
Учитель добавляет для справки, что данная система используется в Ве-ликобритании, Канаде, Индии и других странах.
Пропорциональная избирательная система - это спо-соб определения результатов голосования, в основу ко-торого положен принцип распределения мест пропорци-онально полученным каждой партией количеству голо-сов. При такой системе создаются большие округа, от каж-дого из которых избирается несколько депутатов. Часто избирательным округом становится вся страна. Выборы проводятся только на партийной основе: каждая партия выдвигает свой список кандидатов на вакантные долж-ности, и избиратель голосует не за отдельную личность, а за тот или иной партийный список в целом.
Учащимся предлагается обдумать: Каковы недостатки и преимущества этой системы голосования?
Возможный вариант ответа может быть следующим.
Недостатки:
· В парламент часто из-бираются политики, не имеющие отношения к той местнос-ти, где живут избиратели.
· Депутаты, избран-ные по партийным спискам, ответственны не столько перед народом, сколько перед партией.
Преимущества:
· в представительном органе могут быть широко представлены социальные меньшинства: им достаточно образовать свои партии
· чем больше граждан проголосовали за партийный список, тем больше и должно быть представителей, которые будут отстаивать интересы этих граждан.
Эта система применяется в Италии, Израиле, Австрии, Португалии, некоторых лати-ноамериканских странах и др.
Принимая во внимание преимущества и недостатки мажоритарной пропорци-ональной систем выборов в Российской Федерации при выборах в Государствен-ную Думу действует смешанная мажоритарно-пропорциональная система . Половина мест (225) в Думе распреде-ляется на выборах по пропорциональной системе; вторая половина депутатов (225 человек) избирается по мажори-тарной системе. При этом оговаривается: те партии, кото-рые при пропорциональной системе на выборах получили менее 5% голосов избирателей, принявших участие в голо-совании, в Думу не проходят.
III . Обобщение.
Демократическому обществу совсем не безразлично, как относятся к политике его члены. Мы уже говорили об этом. Пассивность граждан, отказ от участия в выборах способны парализовать государственную власть, привести к анархии или диктатуре. Государство не вправе заставлять граждан участвовать в выборах, в обсуждении и выдвижении кандидатур, посещать предвыборные собрания. Они сами реша-ют, что делать во время президентских и парламентских выборов, выборов в местные органы власти, на референдумах и т. д.
Для того чтобы со знанием дела участвовать в полити-ческой жизни, недостаточно интересоваться политикой, слушать новости, читать газеты и перемывать косточки по-литикам с друзьями, родственниками и соседями. Глав-ное - нужно научиться самостоятельно думать, делать выводы из полученной информации. Не обязательно быть выпускником университета или кандидатом наук. Доста-точно стремиться стать политически культурным челове-ком.
ТАКИМ ОБРАЗОМ, ПОЗИЦИЯ В ВОПРОСЕ: МОЖНО ЛИ ДО ДОСТИЖЕНИЯ 18 ЛЕТ, ГРАЖДАНИНУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРЯМО ИЛИ КОСВЕННО ПРИНЯТЬ УЧАСТИЕ В ПОДГОТОВКЕ И ОРГАНИЗАЦИИ ВЫБОРОВ, РЕШАЕТСЯ В КОНЦЕ УРОКА ОДНОЗНАЧНО. И ВЫВОД ОДИН: СЕГОДНЯШНИЕ ЧЕТЫРНАДЦАТИ ЛЕТНИЕ ШКОЛЬНИКИ - ЭТО АКТИВНЫЕ ИЗБИРАТЕЛИ 2014 – 2015 ГГ.!
IV . Закрепление.
1. Учитель предлагает записать в тетрадь ключевое слово урока – «выборы».
Задания:
Напишите рядом с понятием два-три понятия по ассоциации.
Возможны ответы: власть, государство, народ, избиратель, кандидат, политическая партия.
2. Учитель дает задание классу: попытайтесь дать свое определение понятию «ВЫБОРЫ» и запишите его
Задание выполняется в парах. А затем проверяют насколько совпадает данное ими определение с тем, которое содержится в документах.
Выдержки из документов.
1. «Демократические, свободные, и периодические выборы в органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также референдум являются высшим непосредственным выражением принадлежащей народу власти. Государством гарантируется свободное волеизъявление граждан РФ на выборах и референдуме, защита демократических принципов и норм избирательного права и права на участие в референдуме» ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ».
2. Выборы – форма прямого волеизъявления граждан, осуществляемого в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями, законами субъектов Федерации, уставами муниципальных образований в целях формирования органа государственной власти, органа местного самоуправления или наделения полномочиями должностного лица» (ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ».
Анализируя документы, учащиеся делают соответствующие выводы и дают оценку своей работе.
3. Задание: всегда ли выборы являются демократическими? Назовите несколько ситуаций, когда выборы не будут считаться демократическими.
Для выполнения этого задания учащиеся объединяются в группы. Каждая группа выбирает лидера, который будет направлять и координировать всю работу, выставлять за нее оценки.
Возможные ответы учащихся : безальтернативные выборы, когда не из кого выбирать; не тайные выборы (в бюллетене содержится требование указать паспортные данные); дезинформация избирателей в ходе выборов; не всеобщие выборы (для участия в выборах установлен имущественный ценз); выборы в обстановке давления на избирателей и т.д.
4. Перед учащимися ставиться вопрос: почему важно принимать участие в голосовании?
Поиск ответа на него ведется в форме «мозгового штурма». Учитель записывает на доске ключевые слова из ответов учеников. Проводиться ранжирование слов по значимости. Выводы делают сами ребята.
Голосование – это минимальное участие в жизни демократического общества. Чем меньше людей участвуют в выборах, тем в большей степени политика государства определяется узкими интересами обособленных групп. Когда снижается явка граждан на выборы, гасятся добровольные инициативы, необходимые для жизни здорового общества. Равнодушие и безучастность граждан позволяют некомпетентным чиновникам оставаться на своих местах, открывают путь для демагогии и авторитарности.
5. Ставятся проблемные вопросы: можно ли человека заставить голосовать? Можно ли привлечь к ответственности за неучастие в выборах?
Для поиска ответов в классе проводиться ролевая игра. Учитель говорит, что группа депутатов разработала законопроект об обязательном участии граждан России в выборах в центральные и местные органы власти.
Учащиеся разбиваются на четыре группы. Каждая группа получает текст законопроекта и задание.
Проект закона «Об обязательном участии в выборах»
Все граждане Российской Федерации, дееспособные и не находящиеся под посто-янным наблюдением врача, обязаны при-нимать участие в выборах в органы власти всех уровней (центральные, региональные и местные). Реализация активного избира-тельного права (права избирать) является важной характеристикой гражданствен-ности.
В случае невозможности принять учас-тие в выборах следует обращаться в избира-тельные комиссии, которые, рассмотрев представленные документы, выносят соот-ветствующее решение.
За неучастие без уважительных причин в выборах в первый раз выносится обществен-ное порицание (в виде письма на место рабо-ты или учебы, а также публикации фамилии и фотографии нарушителя в средствах мас-совой информации), во второй раз - штраф в размере трех минимальных размеров оп-латы труда, в третий раз - общественные работы на срок от 10 до 90 дней.
Задание группе 1. Вы являетесь де-путатами, выдвинувшими законопроект на рассмотрение. Предложите свои ар-гументы в пользу его принятия (предпо-ложите, какие выгоды в социальной, экономической, политической, право-вой, духовной областях может принести принятие этого закона).
Задание группе 2. Вы являетесь пар-ламентской оппозицией и должны пред-ставить аргументы против принятия данного закона.
Задание группе 3. Вы являетесь журналистами и должны подготовить репортаж как о самом законопроекте, так и о ходе его обсуждения. Проанали-зируйте общественное мнение по этому вопросу и напишите короткую статью. Предположите, как политические при-страстия руководства вашей газеты мо-гут повлиять на будущую статью
Задание группе 4. Ваша группа состоит из учителей истории и обществознания. Оцените данный законопроект со своей позиции.
После обсуждения результатов работы групп можно провести общее голосование по предложенному проекту и проанализировать его результаты.
V . Рефлексия.
Вопросы к классу:
Какие затруднения вы испытывали в ходе работы над понятием «выборы»?
Какие затруднения возникли при работе с документами?
Смогли ли вы договориться в вашей малой группе?
Чьи аргументы оказались наиболее содержательными?
Домашнее задание.
Написать эссе на одну из предложенных тем (по выбору учащихся):
А) Почему настоящий гражданин должен участвовать в выборах?
Б) Существование множества партий ведёт к ведению политической борьбы. Хорошо это или плохо?
VI . Итог урока.
Урок завершается заполнением карточки
«Пять слов об уроке»
«Дорогой друг! Напиши о своем отношении к проблеме урока. Насколько он для тебя интересен?
Литература:
- Обществознание: учебник для 11 класс общеобразовательных учреждений: профильный уровень под ред. Л. Н. Боголюбова – М.: Просвещение, 2008
- Сорокина Е. Н. Поурочные разработки по обществознанию. Профильный уровень: 11 класс. – М.: ВАКО, 2009
1. Функции выборов в современных демократических государствах
Выборы в органы власти практикуются в подавляющем большинстве современных государств.
Однако в условия тоталитаризма это "выборы без выборов". Их роль сводится к чисто ритуальной процедуре, придающей режиму видимость законности.
При авторитарном режиме выборы (если они проводятся на альтернативной основе) играют более важную, но все же не решающую роль, так как если их итоги не устраивают носителя власти, он может их не признать, при необходимости прибегнув к силе.
Только при демократии их роль становится центральной, обеспечивая народу право окончательного решения вопроса о том, кто (а в идеале и как) будет править государством.
Основные функции выборов
1)Обеспечение легитимности органов власти;
)Отбор политической элиты (но и в оппозиционных партиях лидеры проходят проверку на прочность);
)Формулирование в предвыборных программах интересов первичных субъектов политики;
)Легитимное разрешение социальных конфликтов в обществе;
)Активизация политической социализации личности и политического участия.
Демократичность выборов обеспечивается следующими принципами:
)Состязательность (свободная конкуренция партий и кандидатов, поставленных в более-менее равные условия предвыборной борьбой);
)Непосредственность - прямое (без посредников) избрание представителей власти избирателями. Непрямые (косвенные) выборы из практики демократических государств почти исчезли (наиболее известное исключение - порядок избрания президента США). Они < косвенные выборы> усиливают возможность искажения реального соотношения политических сил в пользу наиболее влиятельных из них;
)Равное представительство (каждый избиратель имеет один голос, а каждый депутат представляет приблизительно равное количество граждан);
)Всеобщность - право всех граждан на активное (в качестве избирателей) и пассивное (в качестве депутата) участие в выборах. Исключения обычно составляют преступники, отбывающие наказания, и лица, признанные по суду недееспособными (умалишенными).
Из других ограничений избирательного права сохранились:
)Возрастной ценз, составляющий обычно для активного избирательного права - 18 лет, для пассивного - от 20 лет и до 40, в разных странах в разное время;
)Ценз осёдлости (ограничение всеобщего избирательного права) - требование проживания избирателя или кандидата в стране или избирательном округе в течение определенного срока;
)Избирательный залог - требование к кандидату внести значительную сумму, которая возвращается ему, только если он наберет определенный процент голосов избирателей. Сейчас этот залог в основном вносит партия, от которой выдвигается кандидат.
Однако совсем недавно ограничений избирательного права было намного больше. Так, женщины впервые получили избирательное право только в некоторых штатах США в 80е годы XIX века. Последней развитой страной, предоставившей женщинам избирательное право, была Швейцария. До конца 60х годов XX века возрастной ценз в большинстве стран составлял от 21 до 25 лет. В некоторых американских штатах существовал избирательный налог для попадания в списки избирателей.
В ряде стран - участие в голосовании является не только правом граждан, но и их обязанностью, за уклонение от которой предусматривается наказание от общественного порицания до уголовной ответственности (Австрия, Греция), то есть в большинстве стран есть порог (приблизительно 50%) посещаемости (явка избирателей), не достигнув которого выборы считаются несостоявшимися.
. Избирательная система
Соответствие результатов выборов обеспечивается принятой в стране избирательной системой - совокупностью правил и приемов подведения итогов выборов, закрепленной в законе. Существуют две основных разновидности избирательных систем:
)Мажоритарная;
)Пропорциональная.
При мажоритарной системе избранными считаются кандидаты, собравшие в своих округах установленное число голосов. Она имеет две основные формы:
1) Система относительного большинства (возникла в 18м веке, раньше всех, и сегодня в большинстве англоязычных странах применяется). В этой системе выигрывает кандидат, опередивший других по числу голосов в своем избирательном округе (блоке). Она дает преимущество крупным партиям над мелкими, которые фактически не имеют шансов на победу. Ее преимуществами считаются:
а) Простота и ясность;
б) Обеспечение полной стабильности за счет сокращения числа представленных партий;
в) Тесная связь депутатов с избирателями его округа.
Главными недостатками этой системы является потеря всех голосов избирателей, поданных за неизбранных кандидатов и
а) Отсутствие в парламенте партий, представляющих интересы значительной части, а иногда и большинства, граждан, которые вынуждены бороться за свои интересы непарламентскими методами (часто выливается в эксцессы);
б) Возможность получения большинства мест в парламенте партией, набравшей меньшинство голосов в масштабе страны.
Второй главный недостаток - тенденция к защите депутатами местных интересов в ущерб общегосударственных.
2) Система абсолютного большинства (Франция). Избранным считается кандидат, собравший в своем округе более половины голосов. Если это не удается никому, то проводится второй тур выборов (голосования), к которому допускаются кандидаты, занявшие два первых места. Эта система дает возможность победы и мелким партиям при условии объединения их в коалиции перед вторым туром (система двух блоков). Она <система> смягчает главный недостаток мажоритарной системы (так как теряется меньше 50% голосов), но не устраняет его полностью (значительная часть голосов все-таки теряется) Вместе с тем, такая система является оптимальной при выборе единоличных руководителей (президента, губернатора и др.)
Пропорциональная система применяется в большинстве стран Западной Европы и в Израиле. Здесь избиратели голосуют не за конкретных кандидатов, а за их списки, выдвинутые партиями и партийными блоками, то есть конкурируют не личности, а партии и партийные программы. Места в парламенте распределяются в многомандатных округах пропорционально набранным голосам. Такая система позволяет обеспечивать более справедливое соотношение между парламентскими мандатами и полученными голосами особенно там, где вся страна рассматривается как единый избирательный округ.
Вместе с тем, у нее есть ряд недостатков:
1)Сложность расчетов при определении числа мандатов, полученных партией на выборах;
)Слабая связь между депутатами и избирателями;
)Если порядок фамилий в списках определяется самой партией, то усиливается зависимость кандидатов от партийно-аппаратных структур. Поэтому в большинстве стран избиратели имеют право ранжировать кандидатов в пределах одного или нескольких списков или определять лидера соответствующего списка;
)Нестабильность правительства из-за большого влияния малых партий на политику правительства.
Для уменьшения этого недостатка в ряде стран мандаты получают только партии, собравшие не менее определенного процента голосов избирателей (так называемый избирательный порог). У нас при выборах в государственную думу порог - 7%. Однако голоса, поданные за остальные партии, все равно при этом пропадают.
Таким образом, обе системы имеют свои недостатки, поэтому в ряде стран существует смешанные избирательные системы. Так, в Австралии нижняя палата парламента избирается по мажоритарной системе абсолютного большинства, а верхняя - по пропорциональной.
А в Германии половина нижней палаты выбирается по мажоритарной системе относительного большинства, а другая половина - пропорциональной.
В России приблизительно так же, как в Германии.
. Порядок проведения выборов и референдумов
В основе механизма демократии лежит процедура прямого волеизъявления граждан, имеющих силу закона. Различают две разновидности такой процедуры:
)Выборы, когда граждане определяют персональный состав властных структур на общегосударственном, региональном и местном уровне;
)Референдум, когда граждане принимают непосредственное решение по важным политическим вопросам.
Совокупность мероприятий по организации и проведению выборов называется избирательной кампанией .
Руководство ею обычно возлагается на специально создаваемые государственные органы - избирательные комиссии (как правило, туда входят представители всех ведущих партий для обеспечения контроля и честности выборов).
Выборы на любом уровне начинаются с выдвижения кандидатов на выборные должности. Право такого выдвижения может быть предоставлено исключительно политическим партиям, либо партиям и другим группам, а чаще отдельным гражданам и их группам. Допускается самовыдвижение кандидатов в некоторых странах.
Следующий этап - официальная регистрация. Все кандидаты должны представить решения партийных органов, а беспартийные кандидаты - подписи определенного числа избирателей.
При пропорциональной избирательной системе подписи необходимы для регистрации партийных списков. В ряде стран от кандидатов требуется также внести избирательный залог, который возвращается только при получении кандидатом определенного % голосов избирателей - от 5 % до 20 % в разных странах. Обычно залог вносит партия, в которой состоит кандидат.
Особый порядок выдвижения кандидатов существует в США. Существуют две главные партии - демократическая и республиканская. Они проводят в большинстве штатов так называемые "праймариз" (primaries) - первичные выборы, в которых участвуют чаще всего сторонники этих партий.
Наибольшее значение имею президентские "праймариз", на которых выясняется, какой их кандидатов на президентский пост наиболее предпочтителен и популярен в данном штате, а также избираются делегаты на национальные партийные съезды, которые и выдвигают официальных кандидатов в президенты. По традиции, большинство делегатов, по крайней мере в первом туре, голосуют за претендента, победившего на "праймариз" в их штатах. Для победы на съезде кандидату необходимо набрать абсолютное большинство голосов делегатов. Кроме того, съезды избирают новый состав национальных партийных комитетов и утверждают предвыборную платформу партии, которой, однако кандидат в президенты не обязан руководствоваться, то есть нет партийной дисциплины.
В отличие от выборов, референдумы организуются не во всех странах Запада, а например, в США они проводятся лишь в некоторых штатах, но не на общегосударственном уровне. Многие специалисты указывают, что большинство рядовых граждан недостаточно компетентны в решении государственных вопросов, да и не стремятся к этому. Тем не менее, в некоторых странах референдумы проводятся достаточно часто.
Так с 1945 года до 1980е в Швейцарии прошло 169 референдума, в Австралии - 18, в Новой Зеландии - 17, в Дании - 11, в остальных если и были, то менее 10.
Популярные лидеры, например, Де Голь во Франции, иногда использовал частые референдумы в качестве всенародного "вотума доверия" с целью укрепления власти.
Но референдумы чаще всего выносят вопросы принятия, пересмотра или отмены законодательных актов (кроме законов о налогах и бюджете), территориально-административное размежевание, вступление в международные организации, отстранение от должности высших должностных лиц, а также государственной принадлежности той или иной территории, так называемый плебисцит .
Референдум обычно может проводиться по требованию определенного числа избирателей, депутатов парламента или региональных законодательных собраний. Решение о проведении общегосударственного референдума принимает правительство или глава государства с согласия правительства. Дальнейшая подготовка и проведение референдума принципиально не отличается от подготовки и проведения выборов. Они проходят следующие этапы (вместе с вышеназванными):
)Предвыборная борьба между кандидатами или между политическими силами, выступающими за ответ "да" и "нет" на референдуме;выборы демократический избирательный референдум
)Вступление избранных лиц в должность или вступление принятых решений в законную силу.
Ключевой момент - предвыборная борьба . Это наименее законодательно регулируемый этап предвыборной кампании, поскольку проводится в основном силами негосударственных органов и политических партий, которые сами выбирают форму воздействия на избирателей. Однако два аспекта предвыборной борьбы ввиду их важности регламентируется достаточно строго. Это вопросы ее финансирования, а также использование СМИ.
Борьба за голоса избирателей требует огромных финансовых средств. Стоимость проведения выборов и референдумов непрерывно возрастает. Партии, обладающие бОльшими финансовыми средствами, оказываются в более выигрышном положении (особенно учитывая, что основной эффект дают СМИ).
Поиск дополнительных источников финансирования приводит к злоупотреблению и коррупции.
Для борьбы с этими явлениями и обеспечения равенства соперников установлены специальные правил финансирования избирательной кампаний. В ряде стран установлен финансовый предел. Нередко ограничивается и сумма пожертвований в избирательный фонд кандидата со стороны отдельных лиц или организаций. Превышение потолка расходов дает основание дл признания итогов выборов недействительными и крупного штрафа. Разоблачение подобных фактов часто приводит к политическим скандалам и даже кризисам. Тем не менее наиболее влиятельные партии с помощью различных, в том числе юридических уловок, легко обходят эти ограничения, часто превышая их в 10 и более раз. Большее равенство возможностей обеспечивается в тех странах, где предусмотрены государственные субсидии кандидатам и партиям на возмещение избирательных расходов. Однако и здесь средства распределяются пропорционально собранным мандатам, что создает преимущество для ведущих партий. Аутсайдеры отсекаются требованием собрать необходимый минимум голосов или выдвинуть кандидата в определенном числе округов. При этом партии, не прошедшие в парламент, в большинстве стран не могут рассчитывать даже на частичную государственную компенсацию предвыборных расходов.
Огромную, иногда решающую роль в предвыборной борьбе играет так называемая 4я власть - СМИ. Так, во Франции, с целью ознакомления с программами партий и кандидатов, по телевидению следят за ходом предвыборной борьбы 64%, по газетам - 15%, по радио - 11%, и лишь 7% предпочитает личное общение с кандидатом.
Особую роль СМИ играют в борьбе за колеблющихся избирателей, не являющихся постоянными приверженцами какой-либо одной партии и составляющими в странах Запада от 20% до 30%. Поддержка тех или иных партий газетами и журналами правовому регулированию почти не поддается, кроме имеющихся у некоторых партий официальных печатных органов, интересы определенной партии выражают многие печатные издания. Среди ведущих газет Британской империи "Daily Telegraph" придерживается взглядов консервативной партии, "Mirror" - лейбористкой, "Observer" - либеральной.
Порядок же использования в предвыборной гонке электронных СМИ обычно строго регламентирован, исходя из западных принципов:
)Невмешательство государства в предвыборную борьбу;
)Требование избегать оскорблений, фальсификаций и других форм некорректного поведения в отношении конкурентов;
)Предоставление всем партиям и кандидатам равного времени по радио и телевидению.
Однако на практике 3й признак остается декларацией. В США, где радио и телевидение в основном частные, эфирное время платное и фактически доступно только кандидатам от республиканской или демократической партии. В большинстве других стран основная часть электронных СМИ контролируется государством, которое выделяет бесплатное эфирное время политическим партиям для предвыборных передач. Платная реклама кандидатов в некоторых из этих стран запрещена. Но бесплатных эфир обычно распределяется пропорционально числу мандатов в предыдущем составе парламента. Не представленные в нем партии получают лишь несколько минут эфирного времени при условии выставления определенного минимума кандидатов, либо вовсе лишены такого права.
Таким образом, равенство возможностей финансового и информационного обеспечения избирательной кампании стран Запада носит в значительной мере формальных характер, фактически завися в лучшем случае от степени уже достигнутого политического влияния в той или иной партии, а в худшем от размера ее финансовой базы.
Репетиторство
Нужна помощь по изучению какой-либы темы?
Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку
с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.