Государственное и муниципальное управление. е) общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта. Историко-общественные условия, которые сформировались вследствие длительного взаимодействия человека и природы на терриьто

Муниципальное управление, являясь формой публичной власти, предусматривает наличие и деятельность в системе разного рода служащих и чиновников, которые обеспечивают решение проблем местного значения. В современном состоянии бытовой, социально-культурной и экономической инфраструктуры всех населенных пунктов без привлечения в административный аппарат профессионалов соответствующих инстанций невозможно обеспечить эффективное руководство хозяйством. Далее рассмотрим подробнее, что собой представляет муниципальное управление.

Общие сведения

Конституция, разграничивая государственное и муниципальное управление, сформировала предпосылки для создания соответствующих институтов. Местная власть реализуется посредством деятельности специально образованных служб. Государственное и муниципальное управление охватывают разные сферы. Однако оба этих института существуют в интересах общества. Понятие и общие критерии формирования местной власти, правовые аспекты деятельности служащих сформулированы в Законе №25 "О муниципальной службе".

Основные понятия

Муниципальное управление представляет собой профессиональную деятельность, осуществляемую на постоянной основе на соответствующей должности. Она не является выборной. По закону под должностью следует понимать служебное положение, предусмотренное в уставе муниципального образования в рамках региональных нормативных актов субъекта. Она предполагает определенные полномочия, касающиеся в первую очередь проблем местного значения. Муниципальные должности предусмотрены в соответствующих местных органах власти, сформированных в соответствии с уставом МО. Для каждого служебного положения устанавливается собственный круг обязанностей по обеспечению и исполнению полномочий данной инстанции, а также ответственность за их реализацию.

Классификация должностей

Все они разделяются на выборные и прочие. Первые могут замещаться на основании муниципальных выборов, в соответствии с решением представительного или иного органа местной власти. Избрание касается, например, депутатов. Замещение прочих муниципальных должностей осуществляется посредством заключения трудового договора. Законом предусмотрена общая классификация. В соответствии с ней, должности могут быть:

  • Высшими.
  • Главными.
  • Ведущими.
  • Старшими.
  • Младшими.

Региональными законами утверждаются специальные реестры. В них приводится конкретный список наименований должностей муниципального управления по данному субъекту. Они классифицируются по функциональным признакам, группам, избирательным комиссиям, инстанциям. При разграничении учитываются исторические и прочие особенности территории.

Поступление на службу

Для граждан, желающих получить ту или иную должность, устанавливаются определенные требования. Поступить на службу могут лица, которые достигли 18-летнего возраста, владеют государственным языком РФ и обладают соответствующей квалификацией. Требования к профессиональной подготовке граждан установлены в ФЗ №25 . Поступить на муниципальную службу могут лица, не имеющие ограничений, указанных в ст. 13 данного закона. При принятии граждан на должности, а также в процессе профессиональной деятельности, впоследствии не допускается установление никаких прямых или косвенных преимуществ или лимитов в зависимости от расы, пола, происхождения, национальности, убеждений, места жительства, принадлежности к общественным группам, должностного или семейного положения и прочих обстоятельств, не касающихся профессиональных и деловых качеств служащих.

Правовой статус

В качестве муниципального служащего признается гражданин, который в порядке, установленном соответствующими актами в рамках ФЗ и законов региона, исполняет обязанности по должности за денежное содержание. Оно выплачивается из местного бюджета. Лица, которые осуществляют техническое обеспечение деятельности местных инстанций, избирательных комиссий МО, не могут замещать указанные должности и не являются служащими соответствующих учреждений. Законом установлен особый правовой статус лиц, осуществляющих муниципальное управление.

Ограничения

Нормативными актами местной власти устанавливаются обязанности и права служащих, а также гарантии их деятельности и ограничения, связанные с выполнением работы. В процессе проведения выборов и референдума должностные лица не могут пользоваться своим статусом и привлекать подчиненных или находящихся в иной рабочей зависимости к осуществлению ими во время исполнения ими своих трудовых обязанностей деятельности, которая способствовала бы избранию либо выдвижению: сбор подписей, проведение агитации в период командировок. Для муниципальных служащих не предусмотрено преимущественное право доступа к СМИ, они не могут использовать организационно-технические и материальные средства, которые обеспечивают исполнение их полномочий, при проведении предвыборной агитации и сбора подписей. Должностные лица, зарегистрированные в качестве кандидатов, на период их участия в избирательной кампании освобождаются от выполнения профессиональной деятельности.

Муниципальное управление: органы

Местная власть реализуется в МО. В качестве него выступает сельское, городское поселение, их части, несколько пунктов, которые объединены общей территорией, или иная местность с жителями, в которых осуществляется муниципальное управление. Местными инстанциями являются выборные и прочие формирования, которые наделены полномочиями на решение проблем местного значения. Органы муниципального управления не входят в систему госучреждений. Перечень местных инстанций в каждом конкретном МО определяется его уставом.

Представительными муниципальными органами могут образовываться внебюджетные целевые фонды на условиях и в порядке, которые установлены в законодательстве. Местная власть в соответствии с нормами права РФ может выпускать лотереи и займы, выдавать кредиты, формировать банки и прочие финансовые учреждения. В качестве координирующего элемента структуры муниципального управления выступает глава МО. В его задачи входит, кроме прочего, обеспечение согласованной деятельности нижестоящих звеньев системы. Структурные подразделения – это управляющие элементы. Они формируют низший уровень администрации и осуществляют непосредственное взаимодействие с исполнительными местными инстанциями. В качестве последних выступают унитарные предприятия. Они исполняют определенные функции: производят какую-либо продукцию или оказывают услуги. Комплексная и целенаправленная деятельность исполнительных элементов МО является основой его функционирования.

Роль в социально-экономической системе

Местная власть осуществляет муниципальное управление собственностью. В ее состав входят бюджетные средства, запасы внебюджетных фондов, природные ресурсы, земли. К ней также относят муниципальные организации и предприятия, их имущество, учреждения культуры, здравоохранения, спорта и пр. В местный бюджет зачисляются налоги, штрафы, сборы, а также отчисления от федеральных, региональных и прочих платежей в соответствии с нормативными актами РФ. В случаях, которые предусмотрены в законодательстве, муниципальное управление собственностью осуществляет непосредственно само население.

Хозяйство

На муниципальном уровне в его состав входят ЖКХ, учреждения бытового обслуживания, строительная промышленность, предприятия общественного питания, торговли и так далее. Однородные производства формируют соответствующие отрасли. Функции по управлению предприятиями в зависимости от содержания разделяются на межотраслевые и отраслевые. К первым относят организацию труда и его оплаты, долгосрочное прогнозирование и планирование, материально-техническое обеспечение, бухучет и прочее. Функции межотраслевого характера по своему содержанию практически не зависят от специфики предприятий. Муниципальное управление имуществом осуществляется соответствующими комитетами. В их ведении находятся доли (паи, акции) хозяйственных обществ смешанных форм, а также АО, сформированных в ходе приватизации. Муниципальное управление имуществом, представленным в виде инвестиций из бюджетных средств, а также привлеченных от физических и юрлиц, осуществляет глава МО.

Культурная сфера

Эта сфера деятельности включает в себя решение проблем здравоохранения, образования, культуры, соцзащиты и прочих отраслей. Культура представляет собой область духовной жизни. Ее систему в МО составляют такие учреждения, как театры, музеи, библиотеки, кинотеатры, клубы. Муниципальное управление образованием представляет собой сравнительно самостоятельную, территориально обособленную часть. Она взаимодействует с прочими отраслями. Муниципальное управление города обеспечивает деятельность учреждений здравоохранения, социальной защиты.

Лекционный материал

Государство, являясь особой организацией публичной политической власти, имеет свои задачи и функции. Вполне очевидно, что эти задачи и функции практически реализуются посредством конкретных действий кадрового корпуса, находящегося на службе у государства, т.е. государственными служащими. Задачи и функции государства становятся, при их практической реализации, задачами и функциями набранных государством служащих. От умело подбора, квалификации, уровня профессиональной компетентности государственных служащих зависит эффективность работы государственного аппарата в целом.

РАЗДЕЛ 1. Система государственного и муниципального управления: методологические основы, построение основ кадровой политики на уровне субъекта РФ и муниципалитета.

Тема 1 Основные понятия системы государственного и муниципального управления

Общество является сложноорганизованным и многоуровневым об­разованием. Для того чтобы в полной мере удовлетворять интересы своих членов и иметь возможности для развития, оно должно выработать режим саморегулирования и адаптации к внешней среде. Выработка такой способности означает упорядочивание элементов, процессов, институтов в рамках единой системы, форма которой призвана сделать эту способность главным условием такого саморегулирования.

Условием образования и функционирования такой системы является общественное производство, основной целью которого должно стать максимально полное удовлетворение потребностей людей, возможное лишь при правильной и эффективной организации этого общества с учетом сформированных в нем базовых ценностей. Основу этой организации составляет совокупность социальных систем, образо­ванных вокруг функционально значимых сфер общественной жизни: экономики, политики, религии, морали, науки, культуры и пр.

Главным координатором этого процесса может выступать государство, ответственное за достижение конкретных результатов, полученных в ходе функционирования этих систем.

Управление социальной системой означает способность субъекта сделать ее динамику прогнозируемой и направляемой. Поэтому научное управление должно исходить из анализа управляемого объекта и выявления факторов, определяющих режим его внутренней саморегуляции и устойчивости к внешним воздействиям.

Всякая система управления имеет как субъектную, так и объектную природу и может быть рассмотрена только с учетом многоуровневых взаимодействий со средой. Есть субъект, который определяет характер управленческого воздействия, и есть объект, в отношении которо­го это воздействие осуществляется. Специфика государственного управления заключена в том, что субъектом этого управления высту­пает специально уполномоченный представительный аппарат, осу­ществляющий свои функции исключительно на профессиональной основе . Однако информацию о последствиях реализации этого воздей­ствия на объект он получает лишь через значительный промежуток времени из неопределенно локализованного источника. Этим объяс­няется то обстоятельство, что зачастую меры государственной реак­ции на внутригосударственные процессы бывают неадекватными.


При этом в сфере государственного управления можно выделить сле­дующие способы воздействия субъекта на объект: постоянное и эпи­зодическое, силовое и мягкое, радикальное и постепенное, прямое и опо­средованное.

К перечню объектов государственного управления следует отнести социально-экономические процессы, общественные институты, а также различные социальные группы, действующие на территории данного государства. Объектом управленческого воздействия может являться не только внешний по отношению к субъекту элемент, но и любая составляющая самого субъекта. В ходе же воздействия субъекта на объекты реакция последнего может быть различной и зависеть как от ха­рактера этого воздействия, так и состояния самого объекта. Объект сам способен обрести свойства субъекта и активно противодейство­вать его намерениям. Чтобы воздействие субъекта на объект было максимально эффективным, необходимо своевременное и точное пред­ставление о поведении объекта, которое может дать организация прямых и обратных связей между сторонами этого взаимодействия. Действие обратной связи, вызванной реакцией объекта государственного управления, может иметь и конструктивный для субъекта характер, если его активность определяется, к примеру, добровольным участи­ем населения в правительственных мероприятиях. В западной лите­ратуре этот феномен получил название партиципации и стал одним из проявлений гражданской самоорганизации населения, положенной в основу общественного самоуправления.

Рассмотрение объекта управления через призму этих характери­стик позволяет максимально полно отобразить объект в единстве его статического и динамического содержания. Подобная теоретическая реконструкция объекта в терминах системного подхода закладывает основу для решения вполне конкретных практических задач. К числу этих задач можно отнести следующие:

* описание функций соответствующих подразделений и групп;

* определение и разъяснение технологии реализации этих функций;

* разработка направлений деятельности хозяйственных подразде­лений и групп;

* разработка и анализ организационных схем выполнения функций.

Специфика этих задач такова, что их достижение неразрывно свя­зано с предварительной реконструкцией встающих перед организацией проблем в определении приоритетов в управленческой деятельности.

Однако управленческая деятельность имеет несколько онтологиче­ских уровней, освоение которых обеспечивает режим особой компетен­ции, формируемой в процессе профессиональной подготовки. Речь идет о макроуровне, включающем сферу государственного управления, и макроуровне - области управления автономными торгово-производ­ственными подразделениями. Не следует забывать о формирующемся значении мезоуровня - уровня современного муниципального управ­ления, в пределах которого осуществляется синтез государственных и частных, национальных и территориальных интересов.

Система государственного и муниципального управления является одной из ключевых дисциплин управленческого цикла. Особенностью этой дисциплины является анализ и обобщение практики государ­ственного строительства в развитых демократических странах, опира­ющихся на институты гражданского общества. Предметом системы государственного управления является территориальное образова­ние. Территориальное образование может выступать в роли государ­ства, региона или любого другого территориального поселения, располагающего административными границами, являющегося составной частью региона, а также наделенного формальной способностью к са­моуправлению. Основу системы управления территориальными обра­зованиями составляют вертикальные и горизонтальные связи, созда­ющие устойчивые для каждого образования структуры управления, определяющие характер работы составляющих эти структуры соци­альных институтов.

Вертикальные связи включают в себя разделение территориальных образований на уровни власти, тогда как горизонтальные - на ветви власти.

Уровни власти - это горизонтально упорядоченные ранги испол­нительской деятельности, разделенные в соответствии с режимом де­легирования полномочий от высших управленческих звеньев низшим. Количество уровней свидетельствует о степени субординации в принятии управленческих решений и порядке передачи командной ин­формации.

Уровни власти задают способ разделения административной ответ­ственности между должностными функциями в организационной струк­туре. Причем число уровней тем больше, чем более обширным становит­ся количество этих функций и чем выше степень их специализации.

Ветви власти (зоны управления) - вертикально упорядоченные направления управленческой деятельности, определяемые в соответ­ствии с принципом разделения властей, используемым в условиях демократического политического режима. Традиционно к ветвям власти относят исполнительную, законодательную и судебную. Идентифика­ционными признаками, на основе которых определяется содержание ветви власти, являются следующие:

* наличие специализированных органов государства, наделенных широкими полномочиями;

* одическое закрепление места, которое занимает эта власть в иерархии системы управления государством;

* структура органов власти, приходящихся на каждую ветвь, явля­ется иерархической и сквозной, охватывающей все имеющиеся уровни и ориентированной на комплексные общие цели;

* цели, ставящиеся перед ветвью власти, имеют общегосударствен­ный характер и не могут быть приписаны ни одному из ведомств отдельно.

Разделение системы государственного и муниципального управле­ния на вертикальные и горизонтальные составляющие призвано обес­печить бесперебойное функционирование управляемой системы на основе принципов пропорциональности и непрерывности в согласо­ванной работе всех ее подразделений.

Однако горизонтальные связи в сфере государственного управле­ния не следует сводить только к разделению функций между ветвями власти. Так, признаки координации, взаимодействия и взаимопомощи также характерны и для отношений внутри той или иной ветви.

Система государственного и муниципального управления, как видно из названия, содержит два основных уровня управления: государствен­ный и муниципальный. Функции обоих уровней существенно различа­ются, но в совокупности способны определять эффективный режим развития общества.

Государственное управление призвано регулировать социальные отношения, обеспечивающие защиту и воспроизводство целостности государства и его основных институтов. Преимущественным направ­лением вектора государственного управления является направление «сверху вниз», в связи с чем государство берет на себя право реализа­ции общественного интереса в развитии составляющих его террито­риальных образований.

Государственное управление - это процесс регулирования отно­шений внутри государства посредством распределения сфер влияния между основными территориальными уровнями и ветвями власти. В ос­нове государственного управления лежит государственный интерес, направленный на защиту целостности государства, его ключевых институтов, поддержку уровня и качества жизни его подданных. Среди приоритетных направлений в реализации общественного (государ­ственного) интереса лежит необходимость исполнения нескольких функций: защитной, оборонной, социальной, правовой, экономиче­ской, политической и арбитражной.

Государственное управление становится возможным благодаря существованию государственной власти.

Государственная власть яв­ляется органом легитимного принуждения в интересах большинства населения при условии соблюдения государственного интереса. Распро­страняется государственная власть на объекты, находящиеся как на тер­ритории самого государства, так и за его пределами, если этого требу­ют государственные интересы. Главным признаком государственной власти является ее целостность, неделимость и суверенность.

Системный характер государственного управления заключается в том, что он обеспечивает единство распорядительного (командно-административного) и партнерского (социально-консолидированного) начал в практике регулирования социальных отношений и процессов. В качестве системы государственное управление реализует несколько функций.

1. Институциональную - через утверждение необходимых при ре­шении государственных вопросов социально-экономических, по­литических и гражданских институтов для распределения власт­ных полномочий.

2. Регулятивную - через системы норм и законов, которые призваны установить общие правила, регулирующие поведение субъектов.

3. Целеполагающую - через разработку и выбор приоритетных направлений социально-экономического и политического разви­тия путем реализации поддерживаемых большинством населе­ния программ.

4. Функциональную - через разработку и реализацию действий, на­правленных на поддержку всей хозяйственной инфраструктуры государства в лице ее ведущих отраслей.

5. Идеологическую - через формирование общенациональной идеи, призванной консолидировать общество в границах государства.

При разделении власти на государственную и муниципальную не­обходимо учитывать глубокое внутреннее различие между публичной и социальной (общественной) властями. Особенностью публичной власти является непременное наличие санкционных возможностей, делегируемых учредителями ее центрального аппарата представи­тельному органу управления. Публичная власть обладает верховен­ством в решении вопросов государственного значения, публикуя рас­поряжения, обязательные для исполнения.

Вектор муниципального управления имеет направление «снизу вверх», будучи призванным адаптировать местный территориальный интерес к государственному. Смысл этой адаптации состоит в обуст­ройстве среды непосредственного обитания человека, удовлетворении его первоочередных потребностей и налаживании межхозяйственных связей между территориями. Все это составляет суть муниципального интереса, способствующего кристаллизации фундаментальных ин­ститутов гражданского общества и служащего отправной точкой в ор­ганизации местного самоуправления. Объектом муниципального ин­тереса являются вопросы местного значения, характер и особенности которых могут быть адекватно осознаны только людьми, непосред­ственно проживающими на данной территории. Удовлетворение му­ниципального интереса есть обязательное условие для удовлетворе­ния общественного (государственного) интереса.

Основными принципами формирования системы государственного управления являются:

· принцип разделения властей;

· принцип комплементарности;

· принцип субсидиарности;

· принцип суверенности;

· принцип демократизма;

· принцип гомогенности.

Принцип разделения властей, введенный в 1748 г. французским энциклопедистом Ш. Монтескье (1698-1755), предполагает разделение единоличной государственной власти на три сферы: законодательную, исполнительную и судебную, что должно служить условием эффектив­ного контроля за деятельностью государственного аппарата. Система сдержек и противовесов, представленная реализацией принципа, спо­собствует формированию сбалансированной политической системы, отвечающей признакам справедливости и целесообразности. «Если, - пишет Монтескье в своем сочинении "О духе законов", - власть зако­нодательная и исполнительная будут соединены в одном лице или уч­реждении, то свободы не будет, так как можно опасаться, что этот мо­нарх или сенат станет создавать тиранические законы для того, чтобы также тиранически применять их. Не будет свободы и в том случае, если судебная власть не отделена от власти законодательной и испол­нительной. Если она соединена с законодательной властью, то жизнь и свобода граждан окажутся во власти произвола, ибо судья будет за­конодателем. Если судебная власть соединена с исполнительной, то судья получает возможность стать угнетателем. Все погибло бы, если бы в одном и том же лице или учреждении, составленном из сановни­ков, из дворян или простых людей, были соединены эти три власти: власть создавать законы, власть приводить в исполнение постановления общегосударственного характера и власть судить преступления или тяжбы частных лиц».

Принцип комплементарности характеризуется установкой на непре­рывность в структуре власти. Принцип нацеливает на создание усло­вий равномерного распределения властных функций в разрезе всей вертикали управления по различным территориальным уровням. Ха­рактерным признаком равномерного распределения власти в структу­ре управления является выделение властных полномочий как сверху, так и снизу. Такой порядок реализации власти не оставляет места для проявления нелегальных центров управления. Дефицит власти спо­собствует тому, что функцию управления социальной системой берут на себя дисфункциональные структуры. Деятельность таких структур способствует разрушению общества, утрате им способности пропор­ционально удовлетворять основополагающие потребности всех его представителей.

Принцип субсидиарности определяет процедуру распределения и перераспределения полномочий между управленческими уровнями государственной власти. Действие принципа определяет устойчивую последовательность исполнения властных полномочий управленческими органами и порядок распределения ответственности этих орга­нов перед населением. Передача полномочий на более высокий уро­вень управления, в соответствии с этим принципом, может быть осу­ществлена только при условии-невозможности их исполнения на низшем уровне. Смысл принципа субсидиарности замечательно ил­люстрируется одним из положений в Конституции США: «Полномо­чия, не делегированные Конституцией Соединенным Штатам и не за­прещенные в соответствии с нею штатам, соответственно являются закрепленными за штатами или за народом». Принцип также обуслов­ливает необходимость в предварительном распределении управленче­ских функций между уровнями управления.

Принцип субсидиарности имеет два измерения: вертикальное и го­ризонтальное. Вертикальное измерение включает распределение вла­стных полномочий между уровнями власти в направлении от местной власти к государственной. Динамичный характер происходящих в го­родах процессов требует учета соответствия имеющихся потребностей населения и властных полномочий, вверенных уровням государствен­ного и муниципального управления. Горизонтальное измерение охваты­вает процедуру распределения полномочий между ветвями власти на федеральном, региональном или местном уровнях. В триаде испол­нительная – законодательная - судебная ветви власти горизонталь­ное измерение принципа субсидиарности устанавливает устойчивую последовательность в организации социальной политики: если за­конодательная ветвь задает правовые рамки такой политики, а испол­нительная власть определяет ее реальные направления, то судебная - контролирует механизмы ее реализации в конкретных социальных и политических условиях. В соответствии с принципом субсидиарности, власть должна быть разделена между властными структурами глав­ным образом в связи с сокращением дистанции между властью и пред­ставляющим ее населением. Увеличение численности населения спо­собствует увеличению числа управленческих уровней и определению их взаимосогласованной политики, главным критерием эффектив­ности которой является максимальное удовлетворение потребностей всего населения, а также строгое распределение сфер ответственности между субъектами власти.

Принцип суверенности предполагает наличие фактической неза­висимости как сущностного признака государства. Государственный суверенитет означает «верховенство и независимость власти, под­чиненной праву, монополию на принуждение в рамках государственных правомочий и независимость государства в рамках международного правопорядка». Будучи атрибутивным признаком государства, суве­ренитет предполагает набор специальных институтов, обеспечива­ющих данному государству статус самостоятельного субъекта между­народных отношений.

Принцип демократизма нацеливает на необходимость активного участия городского населения в принятии решений государственного и муниципального значения: избрании государственных и муници­пальных органов власти, разработке программ территориального раз­вития, базирующихся на овладении механизмами вовлечения обще­ственности в текущие дела региона либо муниципалитета, выделение зон полномочий за организованными на территориях общественными объединениями.

Принцип гомогенности отображает преимущество федерального пра­ва перед региональным. Сущность принципа гомогенности проявля­ется в соответствии и соподчиненности регионального законодательства федеральному, чем обеспечивается единство государства и всеобщая подчиненность всех институтов власти его Основному закону.

Государственное управление представляет собой сложный процесс взаимодействия основополагающих элементов, результатом которого становится особая система государственного управления, обусловли­вающая способ и характер взаимодействия составляющих ее социальных институтов. Основу системы государственного управления составляют четыре элемента: власть, управление, территория и экономическая си­стема. Блок-схема взаимодействия между этими элементами изобра­жена на рис. 1.

СГиМУ можно назвать одной из важнейших дисциплин управленческого цикла. Предметом СГиМУ являются территориальные образования. В роли территориального образования может выступать любое территориальное поселение, у которого есть свои административные границы, который является основной частью региона и наделен возможностью самоуправления. Система управления разделена вертикально и горизонтально. Вертикальное разделение – это разделение на уровни власти, а горизонтальное – на ветви власти.
Уровни власти – разделение властей в соответствии с наделением их определенных полномочий – от высших звеньев управления к низшим. Уровни власти задают способ разделения административной ответственности.
Ветви власти – вертикальное разделение властей для поддержания демократического режима в стране. Вертикальное упорядочивание управленческой деятельности. Традиционно к ветвям власти относят исполнительную, законодательную и судебную.
Разделение СГиМУ на вертикальные и горизонтальные составляющие призвано обеспечить более рациональное и эффективное управление в стране.
СГиМУ содержит два вида управления: Государственное и муниципальное. Государственное управление призвано регулировать социальные отношения, обеспечивать защиту государства как целостности и его институтов. Управление в этой области ведется «сверху – вниз», поэтому государство берет на себя право реализации общественного интереса. Государственное управление – это процесс регулирования отношений внутри страны. Направлено на защиту интересов страны, ее институтов и интересов проживающих в ней граждан. Государственное управление осуществляется с помощью государственной власти, которую можно назвать органом законного принуждения в интересах большинства, при соблюдении интересов государства. В качестве системы ГУ реализует некоторые функции:
- институциональная: создает определенные институты для решения государственных вопросов
- регулятивная: регулирует поведение субъектов через систему норм и правил
- целеполагающая: выбирает самые приоритетные пути развития страны
- функциональная: поддерживает все хозяйственные инфраструктуры страны
- идеологическая: формирует общенациональную идею, чтобы объединить людей внутри государства.
МУ напротив, осуществляется «снизу-вверх», для того, чтобы адаптировать муниципальный интерес к государственному. Смысл такой адаптации состоит в том, чтобы обустроить среду обитания людей, наладить связь между территориями. Вся работа МУ направлена на решение вопросов местного значения. Это обоснованно тем, что вопросы такого характера могут понять и решить только люди, непосредственно проживающие на этой территории.
Основные принципы формирования СГУ:
- принцип разделения властей. Данный принцип введен Монтескье. Как раз этот ученый предложил разделить власть на три составляющие – законодательную, исполнительную и судебную. Это разделение должно привести к повышению эффективности контроля за работой государственных органов власти.
- принцип комплементарности. Обеспечивает непрерывность в системе власти. Равномерное распределение властных функций. Выделение властных полномочий как сверху, так и снизу.
- принцип субсидиарности. Определяет, как будут распределяться и перераспределяться полномочия между управленческими уровнями государственной власти. Определяет, как органы должны исполнять свои полномочия и какую ответственность они несут перед населением. Этот принцип имеет два измерения. Вертикальное – как властные полномочия распределяются между уровнями власти, от местной власти к государственной. Горизонтальное распределение власти характеризуется распределением полномочий на федеральном, региональном и местном уровнях.
- принцип суверенности. Предполагает наличие независимости. То есть суверенность должна способствовать тому, чтобы государство в международных рамках было независимым.
- принцип демократизма. Говорит о том, что население должно принимать непосредственное активное участие в ГиМУ. Т.е. должны принимать участие при избрании органов власти.
- принцип гомогенности. Преимущество федерального права над региональным. Этот принцип говорит о том, что региональное законодательство должно находиться в отношении соподчинения в отношении федерального.



Суть управления кратко выражается в нескольких обязатель­ных проявлениях.

1. Целеполагание. т.е. установление задачи, задания, определение желаемого, необходимого, того, к чему стремимся, что надо делать.

2. Организационный элемент, предполагающий, что достижение цели требует вовлечении в соответствующие про­цессы определенного количества людей и разного рода ресур­сов, что обусловливает их адекватную организацию.

3. Контролирующий (регулирующий) элемент, выражающийся в том, что в рамках определенной организации для достижения поставлен­ных целей необходимо четко и конкретно контролировать процессы которые происходят.

Государственное управление является одной из форм государственной деятельности, сущность которой состоит в осуществлении его субъектами (прежде всего органами исполнительной власти) нормативно определенных функций путем использования принадлежащих им государственно-властных полномочий.

Для государственного управления важной является его организация, которая предусматривает определение нормами права совокупности субъектов государственного управления (органов исполнительной власти) и характера функциональных связей между ними.

В соответствии с ч. 2 ст. 77 Конституции Российской Федерации единую систему исполнительной власти в России образуют органы исполнительной власти Российской Федерации и ее субъектов. Подобное ее построение обусловлено предназначением органов исполнительной власти, их нацеленностью на решение социально- экономических задач, требующих высокой оперативности, дисциплины и слаженности действий. Единство указанной системы представляет собой одно из проявлений единства системы государственной власти в Российской Федерации (ч. 3 ст. 5 Конституции Российской Федерации). Оно предполагает структурно-функциональную совместимость названных органов власти, повышенную степень организационно- правового взаимодействия и соподчиненности.

Единство системы исполнительной власти (государственного управления) в Российской Федерации определяется верховенством Конституции Российской Федерации и федеральных законов; обязательностью для исполнения на всей территории России указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации; федеральными судами, которые, подчиняясь только Конституции Российской Федерации и федеральным законам, наделены полномочиями давать оценку решениям и действиям (или бездействию) исполнительных органов и должностных лиц; прокуратурой Российской Федерации, осуществляющей надзор за исполнением законов федеральными министерствами и иными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Федерации.

Особую роль в поддержании единства системы исполнительной власти (государственного управления) играет Президент Российской Федерации. В соответствии с Конституцией он обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов исполнительной власти, осуществление полномочий федеральной государственной власти на всей территории России, вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае противоречия этих актов Конституции Российской Федерации и федеральным законам, международным обязательствам России или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом.

Важная роль в организации системы исполнительной власти принадлежит и Правительству Российской Федерации. Конституция возлагает на него обязанности по проведению единой финансовой, кредитной и денежной политики, единой государственной политики в области образования, здравоохранения, науки, культуры, социального обеспечения, экологии и в ряде других.

Правительство Российской Федерации обеспечивает единство системы исполнительной власти в Российской Федерации, направляет и контролирует деятельность федеральных органов исполнительной власти.

По вопросам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов Правительство координирует деятельность органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляет контроль за ними, обеспечивает устранение разногласий между федеральными и региональными органами исполнительной власти, вносит предложения Президенту Российской Федерации о приостановлении действия актов органов исполнительной власти субъектов Федерации в случае их противоречия Конституции, федеральным законам, международным обязательствам России или нарушения прав и свобод человека и гражданина.

Организация государственного управления, исходя из функций органов исполнительной власти, предусматривает следующие основные управленческие сферы:

а) управление в экономической сфере, охватывающее отрасли и сферы деятельности экономического профиля (промышленность, энергетика, сельское хозяйство, строительство, коммуникации, охрана и использование природных ресурсов, охрана окружающей среды, торговля, финансы и кредит, внешнеэкономическая деятельность, таможенное дело);

б) управление в социально-культурной сфере, охватывающее отрасли социального развития, социальной политики, образования, науки, здравоохранения,

культуры, социальной защиты;

в) управление в административно-политической сфере, охватывающее оборону, безопасность, область внутренних дел, юстиции, иностранных дел.

Важным вопросом организации системы государственного управления в Российской Федерации является разграничение управленческих отношений между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими региональное управление.

Система исполнительной власти основывается на целостности и взаимосвязи федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Федерации. Это предполагает единство структур исполнительной власти на федеральном уровне и уровне субъектов Российской Федерации; четкое определение пределов полномочий на каждом уровне исполнительной власти в сфере совместного ведения; реализацию в установленных случаях федеральными органами исполнительной власти функции нормативного регулирования с соблюдением механизма согласования проектов решений; строгое соблюдение органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации нормативных предписаний органов федеральной исполнительной власти.

Вне пределов ведения Российской Федерации и совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют свои полномочия самостоятельно.

Еще по теме 1. Понятие организации государственного управления:

  1. § 3. Ответственность негосударственных организаций и лиц, не находящихся на государственной или муниципальной службе, за правонарушения в сфере государственного и муниципального управления
  2. 2. Организация государственного управления в современных условиях
  3. § 2. Ответственность государственных и муниципальных органов, организаций, служащих за правонарушения в сфере государственного и муниципального управления

Требования общих принципов должны учитываться как при функционировании систем государственного и муниципального управления, так и при их построении и совершен-ствовании.

Частные принципы относятся к отдельным элементам уп-равления и будут приведены при рассмотрении этих элементов, на-пример, принципы организации и контроля исполнения уп-равленческих решений.

К общим принципам государственного и муниципального управления относятся:

1. Верховенства Конституции РФ, федеральных конституционных законов и федеральных за-конов, изданных в пределах ведения РФ и полномочий РФ по предметам совмест-ного ведения РФ и субъектов РФ.

2. Народовластья.

3. Ответственности.

4. Обеспечения прав и свобод человека и гражданина.

8. Сочетания централизации и децентрализации управ-ления.

9. Гласности.

10. Законности.

11. Функционально-отраслевой.

12. Двойного подчинения.

13. Линейно-функциональный.

14. Сочетания единоначалия и коллегиальности.

15. Ситуационного управления по отклонению, по воз-мущению, по прогнозированию возмущений.

16. Программно-целевой.

17. Плановости.

18. Научности.

19. Делегирования полномочий.

Рассмотрим их содержание.

1. Принцип верховенства Конституции Российской Федера-ции, федеральных конституционных законов и федеральных законов, изданных в пределах ведения РФ и полномочий РФ по предметам со-вместного ведения РФ и субъектов РФ означает, что в случаях расхождения за-конов субъектов РФ с Конституцией РФ и федеральными законами, действует Конституция и федеральные законы. В случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом, актом субъекта РФ, изданным вне пределов ведения РФ, совместного ведения РФ и субъектов РФ, действует нормативный правовой акт субъекта Фе-дерации.

2. Принцип народовластья устанавливает, что источником государственной власти в России является ее народ, волю которого реализуют представительные и исполнительные органы государственной власти, а также органы местного само-управления.

3. Принцип ответственности требует установления четкой ответственности должностных лиц и органов государствен-ного и муниципального управления за невыполнение или не-качественное, несвоевременное выполнение возложенных на них полномочий.

4. Принцип обеспечения прав и свобод человека и гражда-нина требует от должностных лиц и работников органов го-сударственного и муниципального управления неукоснительного соблюдения прав и свобод человека и гражданина, установленных Конституций Российской Федерации.

5. Сущность принципа разделения властей заключается в необходимости разделения государственной власти на зако-нодательную, исполнительную и судебную.

Поскольку государственная власть в РФ , источником которой является народ, едина и неделима, как и сам народ, то под принципом разделения властей сле-дует понимать разделение единой власти на отдельные ее функции.

В Конституции РФ принцип разделе-ния властей закреплен в ст. 10, в которой указывается: «Го-сударственная власть в Российской Федерации осуществля-ется на основе разделения на законодательную, исполни-тельную и судебную. Органы законодательной, исполни-тельной и судебной власти самостоятельны».

Однако в следующей статье Конституции указывается , что «государственную власть в Российской Федерации осу-ществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Пра-вительство Российской Федерации, суды Российской Феде-рации». Таким образом, получается, что государственная власть осуществляется четырьмя органами власти. Какую власть осуществляет Президент, в Конституции прямо не указывается. Однако можно сделать вывод, что Президент, в соответствии с Конституцией, осуществляет верховную власть.

Принцип разделения властей действует и в самом законо-дательном органе власти, разделяя его на верхнюю и нижнюю палаты, что имеет место в основном, в федеративных государствах.

6 . Сущность принципа федерализма заключается в обес-печении территориально-политического единства Россий-ской Федерации в сочетании с децентрализацией государ-ственной власти на основе конституционного разграниче-ния предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государствен-ной власти субъектов Российской Федерации при обеспе-чении равноправия субъектов федерации между собой и в их отношений с федеральными органами власти.

В соответствии с этим принципом органы государственной власти образуются на двух уровнях: федеральном и субъектов Российской Федерации.

Принцип федерализма в правовом аспекте проявляется в том, что законные акты федеральных органов исполнитель-ной власти имеют обязательный характер для соответствую-щих органов субъектов РФ, законные акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации должны соблюдаться федеральными органами исполнительной власти. В качестве составляющей механиз-ма реализации принципа федерализма используется админи-стративный договор как правовая форма регулирования от-ношений между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ.

Из принципа федерализма вытекают следующие требова-ния:

Обеспечение защиты и интересов Российской Федера-ции в целом, сохранения ее единства и территориальной це-лостности,

Четкое определение полномочий федеральных органов государственной власти, обеспечивающие защиту интересов РФ в целом и не ограничивающие само-стоятельность субъектов РФ в решении вопросов, отнесенных к их ведению,

Выравнивание реальных прав субъектов Российской Федерации.

7. Принцип демократического централизма является важнейшим принципом государственного и муниципального управ-ления, определяющим содержание, формы и методы дея-тельности органов управления, руководителей и исполните-лей на всех уровнях управления. Сущность этого принципа заключается в сочетании в государственном и муниципаль-ном управлении демократизма как полновластия народа, его инициативы, выборности органов власти, их подотчет-ности населению, обеспечивающего развитие самостоя-тельности и творческой активности органов местного само-управления с централизацией как приоритетом интересов большинства, позволяющей осуществить единую общего-сударственную политику в основных вопросах государст-венного и муниципального управления, с ответственностью каждого государственного и муниципального органа и дол-жностного лица за порученное дело.

Демократизм является способом осуществления центра-лизма . С одной стороны, реализация принципа демократиче-ского централизма предполагает участие народа в обсужде-нии и принятии важнейших управленческих решений на всех уровнях государственного и муниципального управле-ния. Развитие демократии, путем привлечения народа к уп-равлению делами государства и территориальных образова-ний расширяет базу централизма.

С другой стороны , демок-ратизм является специфическим подходом к содержанию и способу осуществления принимаемых центром управленче-ских решений, по вопросам, затрагивающим только основы государства как единого целостного образования. При этом вышестоящие органы государственного управления наделя-ются ограниченным кругом полномочий по осуществлению этих решений. Нижестоящие органы, в установленных пре-делах своих полномочий, обладают свободой в выборе путей и средств решения задач как собственного, так и общего раз-вития.

Центральные органы государственного управления вне предела своих полномочий не вправе вмешиваться в де-ятельность местных органов управления. Такой подход обес-печивает осуществление централизма в необходимых, опти-мальных пределах, придавая демократии организованный характер, позволяя решать общие и частные задачи. Главной проблемой реализации в государственном и муниципальном управлении принципа демократического централизма явля-ется оптимальное сочетание, мера централизма и демокра-тизма. Главным вэтой дихотомии является демократизм, по-скольку он формирует базу централизма.

Нарушение оптимального сочетания централизма и демократизма ведут либо к усилению централизации в госу-дарственном управлении, его бюрократизации, преоблада-нию команды, приказа, либо к стихийно-митинговой демок-ратии, которая порождает такой же субъективизм и волюн-таризм, как и бюрократический централизм. Как известно из практики, вседозволенность порождает неформальное наси-лие, разгул группового эгоизма, не позволяющего выявить и осуществить интересы социальных групп и общностей.

8. Из принципа демократического централизма вытекает принцип сочетания централизации и децентрализации госу-дарственного и муниципального управления.Его сущность заключается в обеспечении согласования государственных и местных интересов посредством четкого разделения ком-петенции федеральных органов государственного управле-ния, органов государственного управления субъектов РФ и органов муниципального управле-ния.

9. Без осуществления гласности не может быть демократиз-ма. Принцип гласности в государственном и муниципаль-ном управлении имеет решающее значение. Этот принцип обеспечивает защиту общества от проявлений вседозволен-ности и безнаказанности органов государственного и муни-ципального управления, а также должностных лиц. Прин-цип гласности в государственном и муниципальном управ-лении требует обеспечения информированности граждан, доступности обсуждения важнейших государственных и муниципальных вопросов, компетентного участия населе-ния в принятии управленческих решений на основе изуче-ния и учета общественного мнения.

В государственном и муниципальном управлении прин-цип гласности является способом осуществления прямой и обратной связи между органами управления и населением Реализация принципа гласности обеспечивает рост активно-сти граждан в оценке, подборе и выдвижении кадров в орга-ны управления.

Принцип гласности особенно важен в деле повышения ответственности руководителей, а также усиления требова-тельности к ним людей за порученное дело.

Реализация принципа гласности в управлении тесно связана с законом участия граждан в государственном и муни-ципальном управлении , обеспечивая включение широких слоев граждан в государственное и муниципальное управле-ние, особенно в случаях необходимости открытого, всесто-роннего обсуждения и принятия важных управленческих ре-шений.

10. Принцип законности означает, что государственное и муниципальное управление является подзаконным, т.е. все действия, совершаемые органами управления в процессе исполнительно-распорядительной деятельности, должны строго основываться на законодательных актах.

Принцип законности требует от органов государственно-го и муниципального управления точного, единообразного выполнения законов, осуществления этими органами только таких управленческих действий, которые соответствовали бы содержанию государственной воли, выраженной в зако-нах, принятие управленческих решений по вопросам, отне-сенным законом к компетенции данного органа, в установ-ленном порядке и в определенной форме.

Подзаконность государственного и муниципального уп-равления имеет важное значение и потому, что в целом ряде случаев органы управления наделяются полномочиями само-стоятельной разработки и принятия общеобязательных пра-вил поведения.

Взаимоотношения органов управления с гражданами и общественными организациями могут осуществляться строго в пределах их полномочий. Ни один государственный или муниципальный орган, осуществляющий управленческую деятельность, не может сам изменять, расширять или сужать закрепленную за ним компетенцию.

11. Функци-онально-отраслевой принцип объединяет два принципа: отраслевой и функциональный.

А) Отраслевой принцип управления требует такую органи-зацию управления, при которой за органом государствен-ного или муниципального управления закрепляются одно-родные, органически связанные по характеру производст-венной деятельности объекты управления. Например, предприятия коммунального хозяйства, образования, здра-воохранения, культуры и т. п.

Отраслевая организация государственного и муниципаль-ного управления позволяет укомплектовать аппарат органов управления специалистами, знающими теоретические и практические вопросы функционирования конкретной от-расли хозяйства, способными принимать оптимальные реше-ния по управлению данной отраслью.

В результате отраслевой организации государственного и муниципального управления повышается эффективность функционирования отраслей.

Б) Функциональный принцип как составная часть функци-онально-отраслевого принципа формирует требование, в соответствии с которым на орган управления возлагаются полномочия по выполнению определенной функции госу-дарственного или муниципального управления.

Например, экономические органы государственного и му-ниципального управления выполняют функцию прогнозиро-вания и планирования (программирования) социально-эко-номического развития соответствующей территории, а также функцию контроля выполнения планов; статистические ор-ганы — функцию учета результатов работы хозяйства и т. п.

12. Принцип двойного подчинения в государственном и му-ниципальном управлении означает требование подчинения конкретного органа функциональной или отраслевой ком-петенции органу управления общей компетенции (прави-тельство, администрация) и соответствующему вышестоя-щему органу управления по вопросам его компетенции .

Принцип двойного подчинения , с одной стороны, направ-лен на обеспечение осуществления единой государственной политики в отраслевом и межотраслевом управлении, выра-батываемой федеральными органами управления. При этом органы общей компетенции субъектов Федерации и местного самоуправления осуществляют линейное управление соот-ветствующими органами отраслевой и межотраслевой компе-тенции, а федеральные органы реализуют функциональное управление этими органами.

С другой стороны , федераль-ные территориальные органы, финансируемые из федераль-ного бюджета (управления имуществом, финансовые, внут-ренних дел и др.) находятся в подчинении соответствующего органа общей компетенции субъекта федерации, муници-пального образования, входят в его организационную струк-туру, что обеспечивает согласование проводимой федераль-ной политики с интересами субъектов федерации и муници-пальных образований.

В этом случае федеральные органы государственного управления устанавливают цели и задачи, т. е. осуществляют линейное управление. Органы управле-ния общей компетенции субъектов Федерации и местного самоуправления определяют способы достижения этих целей и задач применительно к местным условиям, т. е. выполняют функциональное управление федеральными территориаль-ными органами.

13. Линейно-функциональный принцип объединяет два принципа: линейный и функциональный.

А) Линейный принцип как составная часть линейно-функционального принципа предусматривает требование реали-зации линейных управленческих отношений, сущность ко-торых, как ранее отмечалось, заключается в осуществле-нии связи между субъектом и объектом управления руко-водство — исполнение. Этот принцип предполагает прямое административное подчинение объекта субъекту управле-ния по всем вопросам деятельности объекта. На основе ли-нейного принципа управления формируется линейная орга-низационная структура органов государственного и муни-ципального управления.

Б) Функциональный принцип как составная часть линейно-функционального принципа предполагает требование осу-ществления функциональных управленческих отношений, заключающихся, как уже говорилось, в реализации связи между субъектом и объектом управления руководства — исполнение на основе специализации управленческих ра-бот, выполняемых на основе указаний квалифицированных специалистов, выступающих в роли функциональных руко-водителей.

На основе сочетания линейного и функционального принципов формируются линейно-функциональные органи-зационные структуры органов государственного и муници-пального управления.

14. Сущность принципа сочетания единоначалия и коллеги-альности в государственном и муниципальном управлении заключается в том, что в государственном и муниципаль-ном управлении осуществляется и единоначальное, и колле-гиальное управление. Выбор каждого из них определяются характером объекта управления. Так, в управлении отраслью хозяйства применяется принцип единоначалия управле-ния , в соответствии с которым управление отраслью осуще-ствляет на федеральном или республиканском уровне ми-нистр, на краевом, областном, городском и районном - начальник управления или отдела.

Такой подход определя-ется тем обстоятельством, что, с одной стороны, для управ-ления однородными объектами, составляющими отрасль хо-зяйства, представляется возможным подобрать кандидатуру с высокими профессиональными знаниями и организатор-скими способностями на должность руководителя отраслью хозяйства. С другой стороны, возложить на руководителя всю ответственность за результаты деятельности отрасли.

При осуществлении межотраслевого (функционального) управления требуется применение принципа коллегиально-сти управления, означающего принятие управленческих ре-шений большинством голосов членов органа управления. К коллегиальным органам управления относятся Правительст-во и службы.

Такой подход определяется тем обстоятельством, что межотраслевое управление, с одной стороны, требует нали-чия у руководителя различных профессиональных знаний, овладеть которыми одному человеку практически невозмож-но. С другой стороны, если министр примет ошибочное ре-шение, то в этом случае ущерб будет нанесен одной отрасли хозяйства; ошибочное решение при межотраслевом управле-нии нанесет ущерб всем отраслям хозяйства или большинст-ву из них. Коллегиальность принятия межотраслевых управ-ленческих решений значительно снижает риск принятия ошибочных решений.

Сущность принципа сочетания единоначалия и коллеги-альность заключается также и в том, что при реализации единоначального управления важные принципиальные воп-росы деятельности органа государственного или муници-пального управления обсуждаются специально создавае-мыми совещательными органами — коллегиями. Коллегии принимают решения большинством ее членов в форме поста-новлений. Решения коллегии проводятся в жизнь правовы-ми актами руководителя органа управления.

Такие коллегии, например , создаются в федеральных ми-нистерствах в составе минист-ра (председате-ля коллегии), его заместителей по должности, а также дру-гих руководящих работников системы министерства. Члены коллегии, кроме лиц, входящих в ее состав по должности, утверждаются Прави-тельством Российской Федерации. В случае разногласий между коллегией и ее председателем последний проводит в жизнь свое решение соответствующим правовым актом.

Вме-сте с тем председатель коллегии докладывает о разногласи-ях, а зависимости от формы подчинения Президенту или Правительству Российской Федерации. Члены коллегии имеют право сообщить этим лицам свое особое мнение по принятому решению. Такой подход к роли коллегии как совещательного органа придает ее членам определенный правовой статус, поло-жительно влияющий на эффективность принимаемых реше-ний.

15. Сущность принципа ситуационного управления заклю-чается в осуществлении управления объектом в процессе поддержания его функционирования на заданном уровне. Другими словами этот принцип означает управление, исхо-дя из сложившейся ситуации в объекте, которая подлежит изменению для вывода объекта на заданный уровень.

Принцип ситуационного управления предусматривает три вида управления: по отклонению, по возмущению, по прогнозированию возмущения.

А ) Принцип ситуационного управления по отклонению оз-начает, что орган управления формирует управляющее воз-действие только после обнаружения возникшего отклоне-ния в объекте управления, например, не выплачивается пен-сия, или перестала подаваться населению горячая вода. Этот принцип управления самый простой и широко рас-пространенный. Он, как правило, требует значительных за-трат всех видов ресурсов, в том числе и на возмещение мо-рального ущерба гражданам.

Б) Более совершенным является принцип ситуационного управления по возмущению . Такое управление предусмат-ривает выявление возмущения до того момента, когда оно может вызвать отклонение. Определив возникшее возмущение, орган управления своевременно принимает необходимые меры для его ликвидации и тем самым не допускает возник-новения отклонения. В нашем примере это может быть своевременное пополнение пенсионного фонда или поддержа-ние в рабочем состоянии резервного теплофикационного оборудования. Для выполнения этих условий требуется зна-чительно меньше ресурсов, чем для ликвидации возникшего отклонения.

В) Самым эффективным является принцип ситуационного управления по прогнозированию возмущений , когда нейт-рализуются условия, которые могут вызвать возмущение. Такое управление осуществляется в нашем примере путем создания необходимого денежного резерва в пенсионном фонде или хранения на складе теплофикационного оборудо-вания (так называемого холодного резерва), необходимого для замены вышедшего из строя оборудования без прекра-щения подачи горячей воды потребителям с помощью рабо-тающего резервного оборудования (горячий резерв).

16 . Сущностью программно-целевого принципа государст-венного и муниципального управления является осуществ-ление управления социально-экономическим развитием объекта управления на основе целевых программ.

Целевые программы предоставляют собой увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплекс научно-исследовательских, производственных, социально-экономических, организационных и других мероприятий, обеспечивающих эффективное решение четко сформулиро-ванных целей.

Существенной особенностью программно-целевого управления является наличие разработчиков программы и конк-ретных ее исполнителей, строгое разграничение прав и ответствен-ности между заказчиком, разработчиком и исполнителем программы, определение периода работы по программе и не-обходимых ресурсов для ее выполнения.

Для управления целевой программой на основе програм-мно-целевого принципа управления формируется матричная структура органа государственного или муниципального уп-равления.

17. Принцип плановости государственного и муниципально-го управления предусматривает необходимость разработки прогнозов, программ и планов социально-экономического развития соответствующего территориального образова-ния, а также планов работы органа управления.

18. Принцип научности означает необходимость, во-пер-вых, осуществления построения и совершенствования го-сударственного и муниципального управления на основе науки управления; во-вторых, выполнения работы по поиску оптимальных управленческих решений с использова-нием научных методов.

19. Сущность принципа делегирования полномочий заклю-чается в предоставлении руководителем органа управления своим непосредственным подчиненным-заместителям, ни-жестоящим руководителям части своих прав и обязанно-стей для самостоятельного решения ими четко определен-ных вопросов, ответственность за которые остается за ру-ководителем органа управления.

При делегировании полно-мочий осуществляется децентрализация управления, которая способствует своевременному принятию решений, а также создает условия руководителю органа управления для сосредоточения на решении перспективных и других первостепенных задач. Работники, которым руководитель органа управления делегировал часть своих прав и обязан-ностей, несут ответственность за их выполнение перед ру-ководителем органа.



 

Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!