Все федеральные органы исполнительной власти. Центральные федеральные органы исполнительной власти. Органы субъектов РФ

Российские органы управления.
Административная власть представляет собой организационную самодеятельность правового государства.
Высшим административным органом управления в стране стал гос аппарат.
В своей практической деятельности руководство страны опирается на Конституцию, ФКЗ №2 от 17 декабря 1997 года.
В состав Администрации входят:
Председатель Правительства РФ;
Его помощники 7 человек;
Федеральные министры.
Он назначается на должность главой государства с непосредственного согласия Госдумы. Он дает на подпись Верховному главнокомандующему разработанный и утвержденный перечень административных органов власти.
Администрация также помогает руководству страны управлять исполнительными органами в соответствии с изданным приказом главы государства от 9 марта 2004 года. В состав административных гос органов власти включают:
- госдепартаменты
- государственное учреждение
- федеральные агентства
Разделение произошло по следующему функциональному принципу:
- департаменты, осуществляющие разработку прикладных программ, направленных на качественное улучшение жизни людей;
- учреждения надзирают за строительством жилых зданий, а также занимаются спец задачами в области гражданской обороны, госбезопасности, наблюдение за нелегалами и шпионами, пересекающими рубежи нашей необъятной родины, борьба с бандитизмом, охраной общественного порядка;
- агентства специализируется по оказанию посильной финансовой помощи гражданам, управляют госимуществом должностных лиц, разбираются с финансовыми тяжбами граждан.
Состав органов власти определен приказом Верховного главнокомандующего за № 649 от 20 мая 2004 года. И представлена 3 блоками :
Первый блок Политические органы власти, находящиеся под личным контролем президента:
МВД - полиция;
ФМС – миграционная служба;
МЧС – Мин. РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствии стихийных бедствий;
МИД – дипломатия;
Мин обороны;
ФСВТС- служба по военному сотрудничеству;
Рос оборон заказ;
ФСТЭК – служба по контролю;
Спец строй;
Минюст – правосудия;
ФСИН;
Рос реестр;
ФССП;
Управление делами при Президенте России

Второй блок Министерства и ведомства:
Мин здрав соц. развития;
Рос потребительский надзор;
Рос здрав надзор;
Рос труд;
ФМБА – биологическое агентство;
Мин культуры;
Рос архив;
Мин обр. науки;
Мин природы;
Росгидромет;
Рос природный надзор;
Рос водные ресурсы;
Рос недра;
Мин промышленной торговли;
Рос стандарт;
Мин регионального развития;
Миком связь;
Рос ком надзор;
Рос печать;
Рос связь – Федеративное агентство связи;
Мин сельского хозяйства;
Рос сельскохозяйственный надзор;
Мин спортивного туризма;
Рос молодежь;
Рос туризм;
Мин транспорта;
Рос транспортный надзор;
Рос авиация;
Рос автомобильные дороги;
Рос железные дороги;
Рос мор речной флот;
Министерство финансов;
ФНС налоговики;
Рос финансовый надзор;
Казначейство;
Мин экономического развития;
Рос стат.;
Рос реестр;
Рос резерв;
Рос имущество;
Минэнерго.

Третьи блок Надзорные комитеты и ведомства:
ФАС;
ФТС;
ФСТ;
Рос финансовый контроль;
ФСФР;
Рос космос;
Рос граница;
Рос рыболовство;
Рос алкоголь регулирование;
Рос технадзор;
Рос лесхоз;
Рос патент.
Сам состав дан в приказе Президента за входящим номером № 943, госаппарата №788 от 16. 07. 2008 года.
Регламент взаимодействия между ведомствами. Прописаны в особых пунктах уложения, утвержденных лично Президентом России. Правительство может назначить помощников и начальников ведомств. Председатель назначает помощников директоров в федеральные округа. Кадровую расстановку сил проводит лично Президент России.
Они могут создавать само управы. Распорядок их работы прописаны в специальном уставе. Он утвержден правительством 28 июля 2005 года. За входящим номером № 452.
Муниципалитеты все чаще появляются в крупных и средних городах страны. План нового муниципалитета сперва выносят на обсуждение администрации городского округа. Затем мэр вносит утвержденный план в Госдуму или выше стоящие инстанции. План вместе с докладной, где указаны основные вопросы, стоящие перед городским округом; основные данные о географическом положений и конечно же основные расчеты стоимости проекта. Несмотря на вопрос, в чей компетенции находится муниципальное образование.
Приказ об учреждении муниципалитета подписывает сам директор комитета. В приказе прописаны условия работы муниципальных органов власти. О том, как они будут работать и взаимодействовать с другими регионами страны будет зависеть и их эффективность работы. За хорошую работу само управы отвечает исключительно директор.

Согласно Указу През. РФ от 14.08.1996 г. № 1176 сист. фед. орг. исп. власти составляют министерства РФ (фед. мин-ва) и иные фед. органы исп. власти (гос. комитеты РФ, фед. комиссии РФ, фед. службы РФ, росс. агентства, федер. надзоры РФ, а также Управл. делами През. РФ). Центр. орг. исп. власти функционируют в экономич., соц.-культурной и адм.-политич. сферах. Структура фед. органов исп. власти утверждена Указом Презид. РФ от 17 мая 2000 г. № 867.

Орган исполнительной власти – это организационный коллектив, осуществляющий исполнительно-распорядительную деятельность, наделённый оперативной самостоятельностью, имеющий постоянный штат, образующийся вышестоящим органом, подотчётный и подконтрольный вышестоящему органу исполнительной власти, образование, структура и порядок деятельности которых регламентируется в основном нормами адм. права.

В ст.110 КРФ прямо устанавливается, что исполнительную власть РФ осуществляет Правительство РФ. КРФ не устанавливает критериев, по которым те или иные органы государственной власти относятся к власти исполнительной. Но к пониманию этого можно прийти логически, если вычесть из всех федеральных органов государственной власти законодательные и судебные, а также органы с особым статусом (Прокуратура РФ, ЦБ РФ, СП РФ, ЦИК). Оставшиеся органы и составляют систему органов исполнительной власти, которые сегодня закреплены Указом Президента РФ «О структуре федеральных органов ИВ» № 867 от 17.05.2000 г.

Кроме этого в соответствии с ч.2 ст.77 КРФ ФОИВ и органы ИВ субъектов РФ образуют единую систему исполнительной власти в РФ. Таким образом, в отличие от законодательной власти ИВ в РФ носит единый характер, что предопределяет объём полномочий Правительства РФ (организует исполнение принимаемых ФС РФ законов, международных договоров; осуществляет контроль за исполнением этих актов ОИВ РФ и её субъектов, принимает меры по устранению нарушений действующего законодательства).

КРФ не предусматривает закрепления системы федеральных органов исполнительной власти в федеральном законе, и только в ФКЗ «О Правительстве РФ» установлено такое правило. Поэтому такая система устанавливается указами Президента РФ. Система ФОИВ включает в себя: Правительство РФ; министерства РФ (24); государственные комитеты РФ (6); федеральные комиссии России (2); федеральные службы России (13); российские агентства (8); федеральные надзоры России (2); иные федеральные органы исполнительной власти (3).

Министерство РФ – ФОИВ, проводящий государственную политику и осуществляющий управление в установленной сфере деятельности, а также координирующий в случаях, установленных законами, указами и пост-ями, деятельность в этой сфере иных ФОИВ. Министерство возглавляет входящий в состав Правительства РФ федеральный министр.

Государственный комитет РФ, федеральная комиссия РФ – ФОИВ, осуществляющие на коллегиальной основе межотраслевую координацию по вопросам, отнесённым к их ведению, а также функциональное регулирование в определённой сфере деятельности и возглавляемые председатель ГК или ФК.

Федеральная служба РФ, российское агентство, федеральный надзор РФ – ФОИВ, осуществляющие специальные (исполнительные, контрольные, разрешительные, регулирующие и др.) функции в установленных сферах. ФС РФ возглавляет руководитель (директор), РА – генеральный директор, ФН РФ – начальник.

Создание федеральных органов исполнительной власти, их реорганизация и ликвидация осуществляются Президентом РФ по предложению Председателя Правительства РФ. Положения о федеральных органах исполнительной власти, подведомственных Президенту РФ по вопросам, закреплённым за ним по вопросам, закреплённым за ним КРФ и законами, утверждаются Президентом РФ, а о других федеральных органах исполнительной власти – Правительством РФ. Предельная численность и фонд оплаты труда работников центрального аппарата и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти утверждаются Правительством РФ.

Статусу каждого органа исполнительной власти соответствует порядок назначения его руководителей. Так, федеральные министры назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом РФ по предложению Председателя Правительства РФ. Заместители федеральных министров назначаются на должность и освобождаются от должности Правительством РФ или в соответствии с законами. Назначение на должность и освобождение от должности руководителей федеральных органов исполнительной власти, кроме федеральных министров и руководителей органов, подведомственных Президенту РФ, осуществляется Правительством РФ.

Руководители федеральных органов исполнительной власти, подведомственных Президенту РФ по вопросам, закреплённым за ним К РФ и законами, назначаются на должность и освобождаются от должности в особо устанавливаемом порядке.

» » Федеральные органы власти

Федеральные органы власти


Вернуться назад на

В систему федеральных органов государственной власти входят: Президент РФ (осуществляет власть главы государства), РФ (Совет Федерации и Государственная Дума – законодательная власть), Правительство РФ (высший орган исполнительной власти), федеральные органы исполнительной власти и их территориальные органы, федеральные суды (). Осуществление полномочий федеральной государственной власти на всей территории России обеспечивают Президент РФ и Правительство РФ.

Практика реализации конституционных норм позволяет выделить особую группу государственных органов, осуществляющих контрольно-надзорные и иные полномочия, не входящие в полномочия ни законодательных, ни исполнительных, ни судебных государственных органов, – это органы особой компетенции: Прокуратура РФ (Федеральный закон № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации»), Центральная избирательная комиссия РФ (избирательное законодательство), Счетная палата РФ (Федеральный закон № 4-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации»), ЦБ РФ (Федеральный закон № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»), Уполномоченный по правам человека РФ (Федеральный Конституционный закон № 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации»).

Роль Президента РФ в системе государственного управления

Конституция на момент принятия имела опережающий время и ситуацию характер. Движение в сторону реализации конституционных норм «в условиях правового нигилизма и апатии» было возможно только централизованно, посредством сильного и автономного института государственной власти – власти главы государства. Этот факт обусловил закрепление уникального, не имеющего прямых конституционных аналогов в мире, статуса Президента России: во-первых, власть главы организационно выделена в отдельный вид государственной власти, во-вторых, объем президентских полномочий чрезвычайно широк. Статус и полномочия Президента РФ регламентирует Конституция, порядок выборов – Федеральный закон № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации». Конституционный статус Президента слагается из четырех составляющих: глава государства; гарант Конституции, прав и свобод человека и ; Верховный Главнокомандующий; субъект законодательного процесса.

В России в настоящее время складывается суперпрезидентский тип республики, об этом, в том числе, свидетельствует наличие при Президенте РФ органов, краткая характеристика которых представлена ниже.

Конституционным органом, который осуществляет подготовку президентских решений по вопросам стратегии развития России, по вопросам проведения единой государственной политики в области обеспечения национальной безопасности, является Совет Безопасности РФ. Правовая основа его деятельности – федеральное законодательство, Указ Президента РФ № 726 «Об утверждении Положений о Совете Безопасности Российской Федерации и аппарате Совета Безопасности Российской Федерации, а также об изменении и признании утратившими силу отдельных актов Президента Российской Федерации», иные правовые акты Президента РФ.

Широкий спектр функций и задач этого органа сводится к работе в двух направлениях – формирование стратегии внутренней и внешней политики государства и стратегии политики национальной безопасности. В состав Совета Безопасности РФ входят: Председатель (по должности им является Президент РФ), который руководит его работой; Секретарь (входит в число постоянных членов); постоянные члены и члены, включение и исключение которых из состава осуществляет Президент РФ.

Основная форма деятельности – заседания; решения принимаются постоянными членами простым большинством от их общего числа, оформляются протоколом заседания и вступают в силу после утверждения Председателем Совета Безопасности РФ. Оперативность в обсуждении вопросов национальной безопасности – неотъемлемый элемент эффективного государства. Другая форма деятельности Совета – совещания. Оперативные совещания проводятся Председателем Совета с его постоянными членами, как правило, один раз в неделю. Проведение совещаний по стратегическому планированию является прерогативой Секретаря Совета с постоянными членами и членами Совета. Основными рабочими органами являются межведомственные комиссии: постоянные, создаваемые по функциональному или региональному признаку, и временные, создаваемые в целях подготовки предложений по предотвращению чрезвычайных ситуаций, актуальным проблемам правопорядка в обществе и государстве и пр. Персональный состав комиссий по представлению руководителей федеральных органов исполнительной власти утверждается Секретарем Совета. Персональный состав Совета Безопасности РФ утверждается Указом Президента РФ.

Новый порядок формирования верхней палаты российского инициировал поиск путей участия глав российских регионов в разработке государственной политики, что привело к созданию нового органа при Президенте РФ – Государственного Совета РФ. Это совещательный орган, содействующий реализации полномочий главы государства по вопросам обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти. Основания его формирования: ст. 80 и 85 Конституции, предложения обеих палат Федерального Собрания РФ. Правовые основы деятельности – федеральное законодательство, Указ Президента РФ № 1602 «О Государственном Совете Российской Федерации», указы и распоряжения Президента РФ.

В состав Госсовета входят высшие должностные лица (руководители высших исполнительных органов государственной власти) субъектов РФ и являющийся председателем Президент РФ. Решение оперативных вопросов возлагается на Президиум Госсовета (семь членов). Форма деятельности Госсовета РФ – заседания, которые проводятся не реже одного раза в три месяца и являются правомочными при присутствии большинства от общего числа членов. Госсовет наделен правом создания временных и постоянных рабочих групп, правом привлечения ученых и специалистов, в том числе на договорной основе.

Решения Госсовета носят рекомендательный характер, оформляются протоколом, при необходимости указами, распоряжениями или поручениями Президента РФ либо вносятся в Государственную Думу РФ в порядке законодательной инициативы Президента РФ. Обязанности секретаря Госсовета, не входящего в его состав, возлагаются Руководителем Администрации Президента РФ на одного из помощников Президента РФ. В целом, выполняемые Госсоветом РФ задачи позволяют выделить этот орган в качестве субъекта государственной политики и одного из способов ее формирования.

В последнее десятилетие в России активно развивается практика института представительства Президента РФ на различных уровнях государственной власти и управления. Сегодня полномочные представители Президента РФ осуществляют деятельность в Высших Судах РФ, в палатах Федерального Собрания РФ, представляя интересы Президента РФ и способствуя осуществлению его деятельности как гаранта Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. Институт полномочных представителей Президента РФ функционирует и в федеральных округах, сформированных Указом Президента РФ № 849 «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе».

Этот институт пришел на смену представителям Президента РФ в субъектах Федерации в целях обеспечения реализации главой государства его конституционных полномочий, повышения эффективности деятельности федеральных органов государственной власти и совершенствования системы контроля за исполнением их решений. Полпред Президента в федеральном округе как федеральный государственный служащий входит в состав Администрации Президента, назначается и освобождается от должности по представлению Руководителя Администрации Президента, непосредственно подчиняется главе государства. Аппараты полномочных представителей – самостоятельные подразделения Администрации Президента РФ, их структуру и штатную численность определяет Руководитель Администрации.

При полномочных представителях Президента РФ в целях обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия федеральных и региональных органов государственной власти, повышения эффективности института представительства, в соответствии с Указом Президента РФ № 337 «О советах при полномочных представителях Президента Российской Федерации в федеральных округах», функционируют совещательные органы – советы (за исключением Южного федерального округа). Членами совета по должности являются: высшие должностные лица (руководители высших исполнительных органов государственной власти) субъектов РФ, входящих в состав федерального округа; представитель Министерства регионального развития РФ (по решению Мин региона России); заместитель Генерального прокурора РФ по федеральному округу (по согласованию); могут входить иные лица. Персональный состав совета по предложению полпреда утверждается Руководителем Администрации Президента РФ.

Рабочим аппаратом Президента РФ является Администрация Президента РФ – это государственный орган, сформированный в соответствии с п. «и» ст. 83 Конституции в целях обеспечения деятельности главы государства и осуществления контроля за исполнением его решений на основании Указа Президента РФ № 490 «Об утверждении Положения об Администрации Президента Российской Федерации», иными указами и распоряжениями Президента РФ. Состав Администрации представлен обширным кругом должностных лиц и структурных подразделений.

Федеральное Собрание РФ

Федеральное Собрание РФ как высший законодательный орган выполняет функции представительства интересов граждан и собственно законодательствовали. Российский парламент – двухпалатный государственный орган.

Верхняя палата – Совет Федерации – постоянно действующий орган, в состав которого входят по два представителя от каждого субъекта РФ. Срок полномочий членов Совета Федерации соответствует сроку полномочий назначившего его органа государственной власти субъекта РФ, порядок формирования регламентирует Федеральный закон№ 113-ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации». К ведению верхней палаты относятся такие вопросы, как: назначение выборов Президента РФ и его отрешение от должности; утверждение границ между субъектами Федерации; назначение на должность и освобождение от должности

Генерального прокурора РФ (по представлению Президента РФ), заместителя Председателя Счетной палаты РФ и половины состава ее аудиторов; назначение на должность судей Высших судов РФ (по представлению Президента РФ); утверждение указов Президента РФ о введении чрезвычайного и военного положений на территории страны или отдельных ее частях.

Нижняя палата Федерального Собрания РФ – Государственная Дума, состоит из 450 депутатов, избирается сроком на четыре года; первое заседание проводится на тридцатый день после избрания или ранее по инициативе Президента РФ. Порядок выборов депутатов устанавливается Федеральным законом № 175-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» и избирательным законодательством РФ. К ее ведению относятся вопросы одобрения предложенной Президентом РФ кандидатуры на должность Председателя Правительства РФ; решение вопроса о доверии Правительству РФ; выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности; назначение на должность и освобождение от нее Председателя ЦБ РФ, председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов, Уполномоченного по правам человека.

Палаты российского парламента являются основными субъектами законодательного процесса: Государственная Дума принимает федеральные конституционные и федеральные законы, Совет Федерации одобряет или не одобряет их. Для решения разногласий между палатами конституционно предусмотрена возможность создания согласительной комиссии. Под принятым федеральным законом понимается закон, принятый Государственной Думой и считающийся одобренным Советом Федерации в порядке, установленном Конституцией. Такой закон направляется на подпись Президенту РФ. Федеральный конституционный закон отличается от федерального закона: принимается только по вопросам, предусмотренным Конституцией считается принятым при одобрении большинством не менее /3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы и не менее /4 голосов от общего числа членов Совета Федерации; подлежит обязательному подписанию Президентом РФ в течение 14 дней и обнародованию.

Роспуск Государственной Думы осуществляется Президентом РФ в следующих случаях: трехкратное отклонение представленных кандидатур Председателя Правительства РФ; повторное в течение трех месяцев выражение недоверия Правительству РФ; отказ в доверии Правительству РФ, когда вопрос о доверии поставлен по инициативе Председателя Правительства РФ.

Государственная Дума не может быть распущена:

1) в течение года после ее избрания по второму из указанных оснований;
2) с момента выдвижения ею обвинения против Президента РФ до принятия соответствующего решения Советом Федерации;
3) в период действия на территории государства военного или чрезвычайного положения;
4) в течение шести месяцев до окончания срока полномочий Президента РФ. Распустив Государственную Думу, Президент РФ назначает дату выборов, чтобы вновь избранная Дума собралась не позднее чем через четыре месяца с момента роспуска.

Совершенствование системы государственного управления предполагает, в том числе, проведение законодательной , заключающейся в изменении порядка формирования палат парламента. На основании Федерального закона № 192-ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» в состав Совета Федерации РФ входили по должности глава законодательного и глава исполнительного органа государственной власти субъекта РФ. Представитель двухпалатного законодательного органа государственной власти субъекта РФ определялся совместным решением его палат. К концу 1990-х гг. такая система показала свою неэффективность.

Новый Федеральный закон установил, что в Совет Федерации входят по два представителя от каждого региона страны: по одному от законодательного и исполнительного органов государственной власти субъекта РФ. Высшее должностное лицо субъекта РФ (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) не позднее трех месяцев со дня вступления в должность назначает представителя в Совет Федерации от исполнительного органа субъекта РФ, решение оформляется указом (постановлением) высшего должностного лица субъекта РФ, в трехдневный срок направляется в законодательный (представительный) орган субъекта РФ. Гели на очередном или внеочередном заседании законодательного органа субъекта РФ против назначенной кандидатуры проголосуют /3 от общего числа депутатов, указ не вступает в силу, высшее должностное лицо субъекта РФ назначает другого представителя.

Порядок избрания члена Совета Федерации – представителя от законодательного (представительного) органа субъекта РФ отличен для однопалатных и двухпалатных региональных парламентов. Из состава однопалатного законодательного органа субъекта РФ не позднее трех месяцев со дня первого заседания в правомочном составе этого органа по предложению его председателя избирается представитель в Совет Федерации. Кандидатура (кандидатуры) для избрания представителя в Совет Федерации от двухпалатного законодательного органа субъекта РФ вносится на рассмотрение этого органа поочередно председателями палат.

Альтернативную кандидатуру может внести группа депутатов численностью не менее общего числа депутатов этого органа. Представитель от двухпалатного законодательного органа государственной власти субъекта РФ избирается поочередно от каждой палаты на половину срока полномочий соответствующей палаты. Решение законодательного органа принимается тайным голосованием, оформляется постановлением (совместным постановлением обеих палат двухпалатного законодательного органа). Орган государственной власти субъекта РФ, принявший решение об избрании (о назначении) члена Совета Федерации, не позднее, чем на следующий день после дня вступления решения в силу уведомляет Совет Федерации о своем решении, дате его вступления в силу и не позднее пяти дней направляет его в Совет Федерации.

Изменения коснулись и порядка выборов депутатов Государственной Думы РФ. Четвертый созыв Думы формировался на основании Федерального закона наполовину по одномандатным избирательным округам (225 депутатов), наполовину по федеральным спискам кандидатов в депутаты, выдвинутых от политических партий, избирательных блоков (225 депутатов). Кандидаты в депутаты могут быть выдвинуты непосредственно путем самовыдвижения, а также путем выдвижения политической партией, избирательным блоком или в составе федерального списка кандидатов. Право на выдвижение кандидатов в составе федерального списка имеют политические партии, прошедшие на выборах 7%-й рубеж. Решение о выдвижении федерального списка кандидатов политической партией принимается тайным голосованием на съезде политической партии. Общее число кандидатов, выдвигаемых политической партией, избирательным блоком по федеральному избирательному округу, не может превышать 270 человек.

Судебная власть в России

Судебная власть в России осуществляется только судами в лице судей, присяжных, привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению , народных и арбитражных заседателей, посредством конституционного, арбитражного, гражданского, административного, уголовного судопроизводства. Судебная система России есть совокупность федеральных судов и судов субъектов РФ. Система федеральных судов включает: Конституционный Суд РФ; Верховный Суд РФ, верховные суды субъектов РФ, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие системы федеральных судов общей юрисдикции; Высший РФ, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов РФ.

Субъекты РФ имеют право формировать конституционный (уставный) и мировые суды, являющиеся судами общей юрисдикции, деятельность которых регламентируется региональным законодательством. Правовые основы организации и функционирования судебной системы составляют: Конституция, Федеральные Конституционные законы № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации», № 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации», Федеральный закон № 45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов», Закон РФ № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» (далее – Закон о статусе судей). Судьи Высших судов назначаются Советом Федерации по представлению Президента РФ, судьи других федеральных судов – Президентом РФ. Ни одно лицо не может быть представлено к назначению на должность судьи без согласия соответствующей квалификационной коллегии судей.

Судебная реформа началась в связи с необходимостью формирования самостоятельной судебной власти в начале 1990-х г. Концепция реформы, ориентированной на создание наравне с судами общей юрисдикции арбитражного и конституционного судопроизводства, была утверждена постановлением Верховного Совета РСФСР № 18011. Конституционный Суд РФ был сформирован в 1991 г., система Госарбитража в 1992 г. была преобразована в систему арбитражных судов, которую возглавил Высший Арбитражный Суд РФ. Следующий шаг – установление в Законе о статусе судей гарантий независимости судей (несменяемость и неприкосновенность) и освобождение их от дисциплинарной ответственности.

Демократический путь развития российского государства предопределил необходимость дальнейшего проведения коренных преобразований судебной системы. Ключевой момент судебной реформы – принятие Федерального Конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации», во исполнение которого были сформированы органы судейского самоуправления (Советы судей субъектов РФ и Совет судей РФ), институты мировой юстиции и присяжных заседателей. Продолжение судебной реформы связано с модернизацией судебного процесса – с принятием нового Уголовно-процессуального и Гражданского процессуального кодексов. В последние годы судебная реформа проводилась по единой Федеральной целевой программе «Развитие судебной системы России на 2002-2006 годы»; в соответствии с Указом Президента РФ № 961 в целях подготовки предложений о приоритетных направлениях судебной реформы, расширения взаимодействия федеральных органов судебной власти, органов судейского сообщества, организаций и учреждений, осуществляющих деятельность в области права, создан консультативный орган – Совет при Президенте РФ по вопросам совершенствования правосудия.

Одним из критериев эффективности функционирования судебной системы в настоящее время назван рост общественного доверия к судам. Количество обращений граждан в органы судебной власти увеличилось, но судебная система оказалась не готова к этому. В мировой юстиции на одного судью в среднем приходится 139 дел в месяц, в областных судах – 450 дел, что влияет на качество решений, их объективность и сроки.

Решения сложившихся проблем специалисты видят во внедрении в систему судов общей юрисдикции и арбитражных судов принципа разделения функций, т. е. в создании специализированных структур (суды, коллегии, отдельные судьи) по отдельным узким векторам судебной практики. В системе общей юрисдикции это ювенальная юстиция, патентный суд, система административного судопроизводства; в арбитражных судах – углубление по налогам, корпоративным спорам, делам о несостоятельности. Для снижения нагрузки на судей предлагается внедрить в судебную практику примирительные процедуры, внесудебные и досудебные разбирательства, альтернативные способы урегулирования споров. Развитию судебной специализации должно способствовать принятие федерального закона о судах общей юрисдикции. В целях преодоления сильной зависимости процесса назначения судей от бюрократического аппарата предлагается создание дисциплинарных судов. Альтернативные решения вопросов доступности правосудия, законности судебных решений, эффективности правозащитной и карательной функций государства, другие направления судебной реформы должны найти отражение в Федеральной целевой программе «Развитие судебной системы России».

Правительство РФ и система федеральных органов исполнительной власти

Исполнительная власть часто именуется административной властью, так как представляет собой исполнительно-распорядительную, организационную деятельность государства. Она обладает наиболее разветвленной системой соподчиненных друг другу государственных органов. Высшим исполнительным органом государственной власти является Правительство РФ – коллегиальный орган, возглавляющий единую систему исполнительной власти России. Правовые основы деятельности Правительства РФ – Конституция, Федеральный Конституционный закон № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации».

В состав Правительства РФ входят назначаемые Президентом РФ Председатель Правительства РФ (с согласия Госдумы), его заместители и федеральные министры (по предложению Председателя Правительства РФ). Предложения о кандидатуре Председателя Правительства РФ вносятся Президентом РФ в Государственную Думу не позднее двухнедельного срока с момента вступления им в должность или после отставки Правительства РФ либо в течение недели со дня отклонения кандидатуры. Вопросы формирования системы федеральной исполнительной власти являются сферой совместного ведения Президента РФ и Председателя Правительства РФ, который представляет Президенту предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти не позднее недельного срока после назначения. В соответствии с Указом Президента РФ № 1319 Председатель Правительства РФ имеет трех заместителей, в том числе одного Первого заместителя, заместителя и заместителя – Министра обороны РФ.

Общие полномочия Правительства РФ включают: разработку, представление в Государственную Думу и исполнение федерального бюджета; организацию процесса реализации внутренней и внешней политики РФ; регулирование социально-экономической сферы; осуществление управления федеральной собственностью; координацию и контроль деятельности органов системы исполнительной власти; формирование и реализацию целевых программ и т. д.

Правительство РФ имеет специальные полномочия в каждой сфере жизнедеятельности общества; издает правовые акты (постановления, распоряжения), обязательные для исполнения на территории страны, которые могут быть отменены Президентом РФ в случае противоречия Конституции и действующему законодательству. Форма деятельности – заседания, проводятся не реже одного раза в месяц. Правительство РФ информирует граждан о вопросах, рассмотренных на заседаниях, о принятых решениях через СМИ. Для решения оперативных вопросов формируется Президиум Правительства РФ, работающий в режиме заседаний.

Полномочия Правительства РФ прекращаются в следующих случаях:

1) Правительство РФ слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом РФ;
2) Правительство РФ может подать в отставку, которая принимается Президентом РФ (или отклоняется);
3) освобождения от должности Председателя Правительства РФ – по личному заявлению Председателя Правительства РФ об отставке либо в случае невозможности исполнения им должностных обязанностей;

4) по решению Президента РФ об отставке Правительства РФ, по следующим основаниям:

А) по инициативе Президента РФ;
б) при повторном в течение трех месяцев выражении Государственной Думой недоверия Правительству РФ;
в) в случае, если Председатель Правительства РФ ставит перед Государственной Думой вопрос о доверии Правительству РФ, и Государственная Дума отказывает в доверии Правительству РФ.

Правительство РФ осуществляет руководство деятельностью федеральных органов исполнительной власти. В соответствии с Указом Президента РФ № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» система федеральных органов исполнительной власти стала трехзвенной, включает федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства. Градация произошла по функциональному принципу: федеральные министерства выполняют функции по разработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию деятельности в конкретной сфере жизнедеятельности общества; федеральные агентства осуществляют в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции; федеральная служба осуществляет функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны Государственной границы РФ, борьбы с преступностью, общественной безопасности.

Федеральное министерство координирует и контролирует деятельность подведомственных ему агентств и служб и возглавляется входящим в состав Правительства РФ федеральным министром; федеральная служба, федеральное агентство возглавляется руководителем (директором). Структура федеральных органов исполнительной власти определена Указом Президента РФ № 649 «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти» и представлена тремя блоками органов.

1 блок – органы исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ (так называемые политические органы):

– Министерство внутренних дел РФ;
– Федеральная миграционная служба;
– Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;
– Министерство иностранных дел РФ;
– Министерство обороны РФ;
Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству;
– Федеральная служба по оборонному заказу;
– Федеральная служба по техническому и экспортному контролю;
– Федеральное агентство специального строительства;
– Министерство юстиции РФ;
– Федеральная служба исполнения наказаний;
– Федеральная регистрационная служба;
– Федеральная служба судебных приставов;
– Государственная фельдъегерская служба РФ (федеральная служба);
– Служба внешней разведки РФ (федеральная служба);
– Федеральная служба безопасности РФ;
– Федеральная служба РФ по контролю за оборотом наркотиков;
– Федеральная служба охраны РФ;
– Главное управление специальных программ Президента РФ (федеральное агентство);
– Управление делами Президента РФ (федеральное агентство).

2 блок – федеральные органы исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство РФ:

– Министерство здравоохранения и социального развития РФ;
– Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека;
– Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития;
– Федеральная служба по труду и занятости;
– Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию;
– Федеральное медико-биологическое агентство;
– Федеральное агентство по высокотехнологичной медицинской помощи;
– Министерство культуры и массовых коммуникаций РФ;
– Федеральная служба по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия;
– Федеральное архивное агентство;
– Федеральное агентство по культуре и кинематографии;
– Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям;
– Министерство образования и науки РФ;
– Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам;
– Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки;
– Федеральное агентство по науке и инновациям;
– Федеральное агентство по образованию;
– Министерство природных ресурсов РФ;
– Федеральная служба по надзору в сфере ;
– Федеральное агентство водных ресурсов;
– Федеральное агентство лесного хозяйства;
– Федеральное агентство по недропользованию;
– Министерство промышленности и энергетики РФ;
– Федеральное агентство по промышленности;
– Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии;
– Федеральное агентство по энергетике;
– Министерство регионального развития РФ;
– Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству;
– Министерство сельского хозяйства РФ;
– Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору;
– Федеральное агентство по рыболовству;
– Министерство транспорта РФ;
– Федеральная служба по надзору в сфере транспорта;
– Федеральное агентство воздушного транспорта;
– Федеральное дорожное агентство;
– Федеральное агентство железнодорожного транспорта;
– Федеральное агентство морского и речного транспорта;
– Федеральное агентство геодезии и картографии;
– Министерство информационных технологий и связи РФ;
– Федеральная служба по надзору в сфере связи;
– Федеральное агентство по информационным технологиям;
– Федеральное агентство связи;
– Министерство финансов РФ;
– Федеральная налоговая служба;
– Федеральная служба страхового надзора;
– Федеральная служба финансово-бюджетного надзора;
– Федеральная служба по финансовому мониторингу;
– Федеральное казначейство (федеральная служба);
– Министерство экономического развития и торговли РФ;
– Федеральное агентство по государственным резервам;
– Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости;
– Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом;
– Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами.

3 блок – федеральные агентства и федеральные службы, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство РФ:

– Федеральная антимонопольная служба;
– Федеральная аэронавигационная служба;
– Федеральная служба по тарифам;
– Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды;
– Федеральная служба государственной статистики;
– Федеральная служба по ;
– Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору;
– Федеральная таможенная служба;
– Федеральное агентство по атомной энергии;
– Федеральное космическое агентство;
– Федеральное агентство по туризму;
– Федеральное агентство по физической культуре и спорту Федеральные органы исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство РФ, называют административными органами.

Порядок взаимоотношений федеральных министерств и находящихся в их ведении служб и агентств, полномочия федеральных органов исполнительной власти, а также порядок осуществления ими своих функций определены в Положениях об этих органах, утверждаемых соответственно Президентом РФ или Правительством РФ. По представлению федеральных министров Правительство РФ назначает заместителей федеральных министров и руководителей федеральных служб и агентств, подведомственных Правительству; федеральные министры по представлению руководителей федеральных служб и агентств назначают заместителей руководителей федеральных служб и агентств и руководителей территориальных органов. Назначения в органах стратегического блока проводятся Президентом РФ.

Федеральные органы исполнительной власти имеют право формировать территориальные органы. Правила их организации и деятельности отражены в Типовом регламенте внутренней организации федеральных органов исполнительной власти, утвержденном постановлением Правительства РФ № 452. Такие органы образуются для осуществления полномочий федерального органа исполнительной власти на определенной территории в соответствии с единой схемой их размещения, на основании приказа федерального органа исполнительной власти. Схема размещения подготавливается федеральным органом исполнительной власти и вносится его руководителем в Правительство РФ или соответствующее федеральное министерство. Схема сопровождается пояснительной запиской с указанием цели, задач и видов образуемых территориальных органов; сведений о территориях их деятельности; финансово-экономического обоснования. В зависимости от того, в чьем ведении находятся федеральные органы исполнительной власти, схема размещения их территориальных органов утверждается Правительством РФ, приказом федерального министерства.

Положения о территориальных органах утверждаются руководителями соответствующих федеральных служб и агентств, в них отражены правила осуществления распорядительных, разрешительных, контрольно-надзорных полномочий, мер государственного принуждения; реализации федеральных целевых программ, планов и иных мероприятий; взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, иными территориальными органами и полномочными представителями Президента РФ в федеральных округах; осуществления полномочий руководителя территориального органа. Деятельность территориального органа организует его руководитель, несущий персональную ответственность за реализацию возложенных на орган функций. Как правило, статус территориальных органов – Управление (например, Управление федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Саратовской области; Управление государственной службы занятости населения по Саратовской области и т. д).
|

Современные страны представляют собой сложные политико-правовые структуры или же организации. При этом последний термин является более подходящим, потому что деятельность и сам факт существования того или иного государства основаны непосредственно на обществе. То есть именно социум, а точнее форма его самоорганизации, является источником появления любой страны. Но в своей окончательной форме государство представляет достаточно громоздкую структуру, которой просто необходим особый механизм регулирования. Таковым на сегодняшний день являются органы власти. Данные формирования наделены специальными полномочиями в той или иной сфере жизнедеятельности населения страны. При этом все государственные ведомства входят в единую систему, которая строится на собственных принципах, владеет особым методом влияния, характеризуется различными признаками и т. п.

В каждой стране система органов наделена своими особенностями. Если говорить о Российской Федерации, то на ее территории большое значение имеют формирования исполнительной Посредством подобных органов государство осуществляет реализацию своих наиболее важных функций. Помимо этого, существует ряд иных уникальных аспектов, которыми характеризуются РФ.

Разделение сфер управления

Рассмотрение системы и непосредственно исполнительного сектора необходимо начинать с анализа принципа разделения сфер управления. Данное понятие является доктринальным. То есть принцип который сегодня используется как основа построения государственной власти в любой стране, был выведен путем научных осмыслений. Следует отметить тот факт, что представленное положение появилось в период Нового времени. Толчком к разработке принципа разделения властей послужил факт потери эффективности монархического строя. Суть в том, что единый правитель на том этапе не мог удовлетворить все потребности населения государства.

Поэтому такие мыслители, как Шарль Луи де Монтескье и Джон Локк, разработали принцип разделения власти в государстве, согласно которому, все управление не формировалось в руках одного человека, а разделялось между законодательными, судебными и исполнительными органами. В большинстве современных стран существует именно такая структура официального управления. Россия в данном случае не является исключением.

Исполнительная ветвь власти: понятие

Итак, учитывая представленные выше сведения о разделе между различными ветвями, можно выделить основные аспекты исполнительной власти. Данный сектор деятельности страны - один из видов публичного независимого управления. Он представляет собой целую систему определённых полномочий в сфере управления делами государства и реализации его основных функций.

Если говорить о данной категории в контексте Российской Федерации, то она наделяется определенными специфическими аспектами. То есть исполнительная власть в России - это форма непосредственной реализации Конституции, законов и других нормативных актов.

Исполнительный орган: понятие

В каждой независимой сфере управления существуют свои ведомства, формирования и структуры, которые реализуют возложенные на них полномочия. Таким образом, исполнительный орган - это организация, которая реализует положения законодательства, конкретные политические программы и, конечно же, важнейшие функции страны. В своей деятельности они руководствуются теми полномочиями, которые делегированы им официальными юридическими актами.

Признаки исполнительных органов

Существует ряд особенностей, которые присущи организациям, действующим в сфере исполнительной власти. Данные признаки во многом объясняют их структурную принадлежность и специфические моменты деятельности. Таким образом, все органы исполнительной власти РФ характеризуются следующими моментами, а именно:

  • являются абсолютно самостоятельными в своей деятельности;
  • непосредственно реализуют государственную политику;
  • все задачи и функции делегируются государством посредством законодательства;
  • входят в структуру единой иерархичной системы;

  • обладают полномочиями принудительного характера и специальной материальной базой.

То есть каждый исполнительный орган - это фактический проводник государственной воли, что обуславливает его исключительную важность.

Ключевые функции

Исполнительные имеют целый спектр собственных задач. Это свидетельствует о независимости и широте деятельности таких организаций. На сегодняшний день учеными выделено несколько основных функций органов исполнительной власти:

  1. Принятие нормативных актов. Это направление деятельности свидетельствует о том, что исполнительные органы управления являются субъектами нормотворчества. Выдаваемые ими акты не имеют высшей юридической силы, однако они создают специальный механизм реализации определенных законодательных норм.
  2. Функция управления имуществом государства выходит из факта обладания исполнительными органами таким имуществом, которое дается им для реализации конкретных задач.
  3. Функция оказания государственных услуг свидетельствует о том, что органы исполнительной власти осуществляют во благо населения государства определённую деятельность в областях социальной защиты, здравоохранения, образования и т. п.
  4. Ключевой функцией является надзор и контроль. Эти две составляющие позволяют органам исполнительной власти координировать работу подведомственных структур и непосредственно населения государства посредством властного веления и применения метода принуждения в рамках действующего законодательства.

Виды исполнительных органов

Представленной ветви власти осуществляется на основе разных критериев. При этом существует официальное разделение, производимое на основе Указа Президента РФ «О структуре федеральных органов исполнительной власти», и доктринальное, которое создается учеными.

  1. В зависимости от территориальной подведомственности разделяют федеральные и исполнительные органы субъектов Российской Федерации.
  2. Если мы говорим о компетенции, то можно выделить ведомства общей (Правительство, администрация Президента РФ), межотраслевой (Министерство финансов) и отраслевой (Министерство здравоохранения) направленности.
  3. Согласно официальному документу, органы власти (а точнее, их структура) состоят из Правительства РФ, министерств, государственных комитетов и т. д.

В данном случае нужно отметить, что структура организаций исполнительной власти строится на принципах иерархии и подчинения.

Особенности правительства РФ

В и исполнительной власти тесно взаимосвязаны между собой. Это можно наглядно увидеть, если проанализировать особенности Правительства России - центральной исполнительной организации. Согласно Конституции РФ, представленный орган наделен следующими полномочиями:

  • представляет Парламенту федеральный бюджет, а также обеспечивает его реализацию в случае принятия;
  • обеспечивает правопорядок, защиту прав и свобод граждан, процесс борьбы с преступностью;
  • реализует политику государства в сфере здравоохранения, безопасности, социального обеспечения, науки и т. д.

Помимо того, Правительство выдает специальные нормативные акты: распоряжения и постановления.

Что касается министерств, то они представляют собой узкоспециализированные организации, которые обеспечивают реализацию государственной политики и законодательства в определенных сферах.

Органы субъектов РФ

Специальные организации субъектов Российской Федерации в большинстве не имеют такой централизованной структуры, как общенациональные формирования. То есть их название, подчиненность, полномочия определяются местными конституциями, историей и обычаями. При этом деятельность таких органов не должна мешать или противоречить работе федеральных ведомств.

Следует отметить, к исполнительным органам субъектов РФ очень часто применяют термин «исполнительный орган самоуправления». Такое употребление, как мы понимаем, совершенно неуместно. Потому что органы местного самоуправления являются муниципальными и не имеют полномочий федеральных организаций. Однако они достаточно эффективно действуют в тех рамках, которые устанавливают для них соответствующие органы самоуправления для реализации своих задач.

Вывод

Итак, в статье мы попытались выяснить, что собой представляет такое понятие, как исполнительный орган. В заключение нужно отметить, что существующая структура подобных организаций действует достаточно эффективно. Но данный факт не исключает необходимости её модернизации.

Федеральные министерства, государственные комитеты. При очевидном несовершенстве законодательства относительно дифференциации министерств и государственных комитетов их положение характеризуется некоторыми общими чертами:

Перечень устанавливается Президентом Российской Федерации;

Они относятся к центральным органам исполнительной власти и действуют в пределах своей компетенции в масштабе Российской Федерации;

Большинство этих органов работает под непосредственным руководством Правительства Российской Федерации;

Министры, председатели государственных комитетов назначаются Президентом Российской Федерации;

Положение о каждом федеральном министерстве, государственном комитете утверждается Президентом или по его поручению Правительством Российской Федерации;

Министерства и государственные комитеты пользуются самостоятельностью во взаимоотношениях с соответствующими органами других ветвей власти, правительством, между собой, однопрофильными нижестоящими органами.

Указом Президента Российской Федерации от 10 января 1994 года №66 "О структуре федеральных органов исполнительной власти" установлено, что государственные комитеты Российской Федерации обладают равным статусом. Но это в полной мере относится к статусу, во-первых, федеральных министерств, во-вторых, федеральных министерств и государственных комитетов. При этом равенство статуса не исключает различий в объёме и характере конкретных полномочий отдельных министерств и государственных комитетов, определяемых особенностями выполняемых ими задач и функций.

Однако федеральные министерства и государственные комитеты -- это конкретные разновидности государственных органов, их правовой статус наряду с общими включает и специфические моменты, главным образом организационно-правового характера.

Федеральные министерства являются единоначальными органами. Они возглавляются министрами, которые по должности входят в состав Правительства и обладают решающими полномочиями по всем вопросам компетенции возглавляемых ими министерств.

В федеральном министерстве образуется коллегия в составе министра (председатель коллегии), его заместителей по должности, а также других руководящих работников системы министерства. Члены коллегии, кроме лиц, входящих в её состав по должности, утверждаются Правительством Российской Федерации.

Коллегия рассматривает наиболее важные вопросы деятельности министерства и принимает соответствующие решения большинством её членов в форме постановлений. Решения коллегии проводятся в жизнь, как правило, приказами министра. В случае разногласий между коллегией и министром министр проводит в жизнь своё решение. Вместе с тем докладывает о разногласиях, в зависимости от формы подчинения министерства, Президенту и Правительству Российской Федерации, либо лишь Правительству, если оно находится только в его прямом подчинении. Члены коллегии вправе сообщить этим лицам своё особое мнение по принятому решению.

Министр издаёт приказы и инструкции, даёт указания по вопросам деятельности министерства и подведомственных организаций.

Юридические особенности функций и полномочий федеральных министерств определяются, во-первых, прежде всего, тем, является ли министерство органом отраслевого или межотраслевого управления; во-вторых, спецификой порученных им сфер и отраслей. Министерства межотраслевой компетенции осуществляют преимущественно функции координации и регулирования, а также решают конкретные вопросы в порядке реализации данной функции.

Министерства отраслевой компетенции осуществляют разноплановые функции, "привязанные" к функционированию и развитию соответствующей отрасли. Они участвуют в формировании государственной политики, а также обеспечивают её проведение в отрасли; разрабатывают и реализуют федеральные целевые и отраслевые программы по развитию отрасли; выступают государственными заказчиками продукции, используемой в отрасли и т.д.

Вместе с тем каждое отраслевое министерство выполняет разнообразные задачи и функции соответствующего отраслевого профиля.

Государственные комитеты по определению должны быть и многие из них действительно являются коллегиальными органами. Государственный комитет возглавляется его председателем, который по должности не входит в состав Правительства. Только в тех случаях, когда статус комитета приравнивается к статусу федерального министерства, а его председателя -- к статусу министра, председатель входит в состав Правительства.

Наряду с решающим коллегиальным органом в государственном комитете образуется коллегия в составе председателя комитета (председатель коллегии), его заместителей, руководящих работников комитета и подведомственных ему организаций.

В положениях о такого рода государственных комитетах дифференцируется компетенция комитета как коллегиального органа, его председателя, коллегии, в том числе и правовые формы их решений. Чаще всего комитеты принимают по вопросам своей компетенции постановления, а их председатели -- приказы, инструкции, дают указания. Постановления являются межведомственными актами, а акты председателя издаются по внутриведомственным вопросам.

Государственные комитеты, являющиеся единоначальными органами, строятся обычно по модели министерств.

Федеральные ведомства (комитеты, службы и т.д.). Помимо министерств и государственных комитетов к федеральным органам исполнительной власти относятся ведомства в их разнообразных формах -- комитеты, службы, агентства. Правовое положение их большинства также имеет общие черты. Перечень ведомств утверждается Президентом Российской Федерации. Он же образует их и утверждает положения о них, либо поручает решение данного вопроса Правительству. Руководители ведомств назначаются на должность и освобождаются Президентом, как правило, не входят по должности в состав Правительства.

Ведомства являются самостоятельными органами исполнительной власти и не могут входить в состав министерств и государственных комитетов. Они, за установленными исключениями, осуществляют свою деятельность под руководством Правительства Российской Федерации.

Среди ведомств имеются органы отраслевой, межотраслевой компетенции, по конкретным проблемам, имеющим значение для Российской Федерации в целом или её субъектов (например, космическое агентство). Среди них имеются коллегиальные и единоначальные органы.

Характерным для правового положения большинства федеральных органов исполнительной власти является то, что они находятся в ведении Правительства Российской Федерации (за исключением органов, подведомственных Президенту Российской Федерации по вопросам, закреплённым за ним Конституцией Российской Федерации, либо в соответствии с законодательными актами Российской Федерации).

В положениях о конкретных федеральных органах вопрос о подчинении их Президенту Российской Федерации решается по-разному. В одних случаях применяется вышеизложенная формулировка, в других устанавливается, что тот или иной орган подведомственен Президенту по вопросам, закреплённым за ним Конституцией Российской Федерации, и подчиняется Правительству Российской Федерации. Следует иметь в виду, что независимо от различий в формулировках во всех случаях, когда руководитель федерального органа входит в состав правительства, такой орган в той или иной степени ему подчиняется.

К федеральным органам исполнительной власти, подведомственным Президенту Российской Федерации по вопросам, закреплённым за ним Конституцией Российской Федерации, либо в соответствии с законодательными актами Российской Федерации относятся, например, министерства обороны, внутренних дел, иностранных дел, юстиции, Федеральная служба охраны Российской Федерации, Служба внешней разведки Российской Федерации, Федеральное агентство правительственной связи и информации, Федеральная пограничная служба Российской Федерации, Федеральная служба налоговой полиции Российской Федерации и др.

Таким образом, Президенту Российской Федерации напрямую подчинены в основном органы, представляющие атрибуты государства как политической организации, обладающей аппаратом принуждения.

Однако характер конституционных полномочий Президента таков, что в силу необходимости их осуществления в сфере его ведения оказываются другие федеральные органы исполнительной власти. Не оговорены также ограничения для законодательного решения этого вопроса. Формальность проступает особенно ярко при понимании того, что Президент Российской Федерации назначает и освобождает от должности руководителей этих органов.

Проблема в другом: прямое подчинение федеральных органов исполнительной власти Президенту Российской Федерации ограничивает полномочия Правительства Российской Федерации по руководству соответствующими органами, ослабляет его влияние на них и контроль их деятельности.

Руководители федеральных органов (министерств и др.) обладают рядом однородных полномочий в решении определённых вопросов. Они утверждают структуру и штатное расписание центрального аппарата данного органа; в пределах предоставленной компетенции назначают и освобождают работников; утверждают положения о структурных подразделениях органа и решают другие вопросы.

Руководители этих органов несут персональную ответственность за выполнение возложенных на возглавляемые ими органы задач и осуществление ими своих функций.

В зависимости от характера функций и полномочий федеральные органы исполнительной власти могут быть сведены с известным допуском условности в следующие группы:

Органы, осуществляющие руководство отраслями, либо их однородными комплексами;

Органы, осуществляющие межотраслевое регулирование и координацию;

Органы контроля и надзора, осуществляющие в пределах предоставленной им компетенции специализированные функции вневедомственного значения;

Органы по определённым общегосударственным социально-экономическим и иным проблемам;

Иные органы, выполняющие специфические по своему характеру функции.

Федеральные органы исполнительной власти функционируют в сфере:

Экономики. Это министерства топлива и энергетики; экономики; сельского хозяйства и продовольствия; природных ресурсов; торговли; Государственный земельный комитет; Федеральная служба лесного хозяйства; Федеральная служба по валютному и экспортному контролю; Федеральный горный и промышленный надзор и др.

Социально-культурной деятельности. Министерства общего и профессионального образования; культуры; науки и технологий; труда и социального развития; здравоохранения; Государственные комитеты по делам молодёжи; по кинематографии; по физической культуре и туризму; по печати; Федеральная служба по телевидению и радиовещанию и др.

Административно-политической деятельности. Министерства обороны; иностранных дел; внутренних дел; юстиции; региональной политики; по делам Содружества Независимых Государств; Федеральная пограничная служба; Служба внешней разведки; Федеральная служба налоговой полиции; Федеральная служба охраны Российской Федерации и др.

В настоящее время нет нормативно-правовых актов, которые бы устанавливали общие основы правового положения федеральных органов исполнительной власти.

Объём и характер их полномочий определяются особенностями порученных им отраслей и сфер деятельности.

Федеральные органы, действующие в экономической и социальной сферах, осуществляют общее руководство соответствующими отраслями.

Как правило, предприятия, учреждения и организации выведены из их прямого административного подчинения по вопросам их основной деятельности. В компетенцию федеральных органов исполнительной власти не входит всестороннее руководство этими объектами.

Главные функции федеральных органов -- анализ состояния, прогнозирование и определение основных направлений развития профильных сфер и отраслей; создание более благоприятных условий для работы соответствующих предприятий, учреждений и организаций, в установленных случаях лицензирование их деятельности; получение и обработка информации по вопросам компетенции данного органа.

Федеральные, в том числе отраслевые, органы лишены права непосредственного распорядительства в отношении предприятий, учреждений и организаций. Свои функции они выполняют путём подготовки проектов решений, принимаемых Президентом или Правительством Российской Федерации, а также издания собственных нормативно-правовых актов. По строго определённым вопросам, требующим безотлагательного решения, отдельные Министерства наделяются распорядительными полномочиями. Например, Министерство путей сообщения по вопросам обеспечения безопасности движения; Министерство по атомной энергии -- по вопросам, связанным с обеспечением эксплуатации соответствующих объектов и др.

Однако распорядительство во всех случаях исключает вмешательство федеральных органов, действующих в экономической и социальной сферах, в производственную и хозяйственно-финансовую деятельность предприятий, учреждений и организаций.

Министерства, государственные комитеты и ведомства, замкнутые на административно-политической деятельности, в большинстве своём наделены более широкими полномочиями в области оперативного распорядительства. Это объясняется тем, что их функционирование подчинено задаче обеспечения обороны страны, государственной и общественной безопасности, правоохранительной деятельности. Хотя и не все. Своеобразие функций Министерства иностранных дел, Министерства юстиции предопределяет общий характер их деятельности. Оперативные связи Министерства иностранных дел Российской Федерации с учреждениями, находящимися за рубежом (посольствами, консульствами) нетождественно административному распорядительству, хотя и оно при этом не исключается.

Межотраслевые органы федеральной исполнительной власти имеют неодинаковый статус. Одни из них осуществляют функции нормативно-координационного характера; разрабатывают и часто самостоятельно принимают нормативно-правовые акты, направленные на обеспечение исполнения законов, указов Президента и Правительства Российской Федерации. При этом они не обладают правом применения административных принудительных мер, связанных с осуществлением возложенных на них функций.

Другая группа органов, наряду с аналогичными полномочиями в области нормотворчества, наделена широкими административными полномочиями по применению мер административного принуждения. В большинстве своём это органы, на которых возложены контрольно-надзорные функции. К ним следует отнести прежде всего Министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, Федеральный надзор по ядерной и радиационной безопасности и др.

Следует иметь в виду, что федеральные органы исполнительной власти, ориентированные на осуществление общего руководства, могут быть наделены также полномочиями в области решения конкретных вопросов деятельности предприятий, учреждений и организаций. Это бывает связано с значимостью таких вопросов и спецификой функции того или иного органа. Например, Министерство юстиции Российской Федерации осуществляет регистрацию общественных объединений Российской Федерации; Министерство транспорта Российской Федерации выдаёт лицензии на внешние перевозки автотранспортом и т.д.

Основы правового статуса таких органов нередко определяются законами, Указами Президента Российской Федерации, в соответствии с которыми утверждаются положения о каждом из них.

V. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации

Что представляет собой действующая система органов исполнительной власти в субъектах РФ, формируемая ими самостоятельно?

Дать однозначный ответ на этот вопрос не представляется возможным, прежде всего в силу того, что слишком разнохарактерны 89 субъектов РФ.

Нельзя также забывать при этом, что сама государственно-правовая природа субъектов РФ весьма различна. С одной стороны, республики, вошедшие в состав РФ со своими конституциями и вытекающими отсюда особенностями организации исполнительной власти; с другой стороны - края и области, т.е. типично административно-территориальные единицы, живущие по собственным уставам; с третьей стороны - автономные образования (область и округа) как форма государственного определения малых народов; в-четвёртых, города федерального значения (г. Москва и г. Санкт-Петербург), в ряде случаев превосходящие по своему потенциалу все иные образования в отдельности, а иногда и вместе взятые.

В силу этого в настоящее время приходится учитывать существенные различия в организованных системах органов исполнительной власти на соответствующих уровнях Российской Федерации.

1. Органы исполнительной власти в республиках, входящих в состав РФ (их 21). Они имеют много общего, одновременно выражая известную специфику, оказывающую определённое влияние на те звенья системы органов государственной власти республик, которые олицетворять исполнительную власть. При этом обнаруживаются следующие варианты:

a) Президентская республика (ст.25 Степного уложения (Основного закона) Республики Калмыкия; ст.65 Конституция Республики Саха (Якутия) - Президент является высшим должностным лицом и главой исполнительной власти в республике). В ряде случаев роль Президента характеризуется значительно шире. Так, Президент Республики Бурятия одновременно является Главой Республики, её исполнительной власти и Председателем республиканского Правительства (ст.69 Конституции Республики Бурятия); Президент Кабардино-Балкарской Республики является главой государства и исполнительной власти (ст.73 Конституции Кабардино-Балкарской Республики). Иногда исполнительную власть осуществляет Глава Республики и возглавляемое им Правительство (ст. 80 Конституции Республики Коми); фактически он выполняет президентские функции, возглавляя систему органов государственного управления республики

Главой государства признаётся и Президент республики Татарстан, но он также возглавляет систему органов государственного управления республики и направляет деятельность местных администраций (ст. 106, 111 Конституции Республики Татарстан). Президент Республики Марий Эл является главой государства и высшим должностным лицом в системе исполнительной власти.

b) Республика, в которой главой исполнительной власти признаётся Правительство. Наиболее характерна в этом смысле Республика Хакасия. Её Конституция не предусматривает пост Президента республики; исполнительную власть в ней осуществляют Председатель Правительства Республики, возглавляемое им Правительство (ст.88 Конституции Республики Хакасия). Впрочем, высшим органом исполнительной власти в Республики Мордовия (Президента здесь сейчас нет) также является её Правительство (ст.93 Конституции Республики Мордовия). Аналогичная картина наблюдается в Республике Ингушетия, где Президент Республики - только глава государства, а Правительство осуществляет исполнительную власть (ст.48 Конституции Республики Ингушетия). Наконец, главой исполнительной власти и высшим должностным лицом Республики Карелия является избираемый всем населением Председатель Правительства (ст.64 Конституции Республики Карелия).

c) Республика, в которой исполнительная власть принадлежит особому органу государственной власти. В этом отношении показательна Республика Дагестан, в соответствии со ст.87 Конституции которой возглавляет исполнительная власть и обеспечивает взаимодействие органов государственной власти республики Государственный Совет Республики Дагестан.

Независимо от того, кто реально возглавляет исполнительную власть в данной республике (президент, правительство и т.п.), её исполнительно-распорядительная суть выражается достаточно определённо.

Так, Президент Республики Татарстан, возглавляя систему органов государственного управления Республики, представляет Государственному Совету Республики на утверждение кандидатуру на пост премьер-министра Республики; по согласованию с Государственным Советом формирует Кабине Министров республики, вносит в его состав изменения, освобождает от должности премьер-министра и членов Кабинета Министров; представляет Государственному Совету предложения об образовании и упразднении министерств и государственных комитетов; отменяет постановления и распоряжения Кабинета Министров; издаёт указы и распоряжения (ст.111 - 112 Конституции Республики Татарстан).

Президенты республик вправе утверждать структуру правительств, председательствовать на их заседаниях (см. ст.83 Конституции Республики Северная Осетия-Алания); устанавливать структуру органов исполнительной власти республики (см. ст.79 Конституции Республики Марий Эл); возглавлять Правительство Республики (см. ст. 73 Конституции Республики Тыва) и т.п. Практически действия высших должностных лиц республик осуществляются на основаниях, аналогичным тем, которыми руководствуется в подобных случаях Президент РФ.

Конституции Республик, входящих в состав Российской Федерации, достаточно подробно регламентируют все основные стороны организации деятельности республиканских правительств (кабинетов министров). Некоторые различия наблюдаются лишь в тех случаях, когда правительство существует наряду с президентом либо действует в качестве единственного республиканского органа исполнительной власти.

Характерной чертой республиканских правительств является то, что они осуществляют исполнительную власть в республике по руководством Президента Республики, являющегося одновременно его Председателем (ст.92 Конституции Республики Бурятия), либо являются исполнительным и распорядительным органом государственной власти, лишь формируемый Президентом Республики (ст.67 Конституции Республики Ингушетия), либо исполнительным органом государственной власти, подотчётным Президенту Республики (ст.110 Конституции Кабардино-Балкарской Республики), либо высшим органом исполнительной власти (ст.93 Конституции Республики Мордовия). Только Республика Калмыкия не имеет своего исполнительного органа государственной власти.

В республиках, где не действует институт президентской власти (Дагестан, Карелия, Хакасия), роль республиканских правительств достаточно высока. Но и здесь имеются определённые различия. Так, в Республике Дагестан, где исполнительную власть возглавляет Государственный Совет Республики, Правительство образуется им в составе Председателя Правительства, его заместителей и министров; имеется возможность введения в состав Правительства по предложению Государственного Совета руководителей других республиканских органов управления (ст.103 Конституции Республики Дагестан). Правительство осуществляет управление республиканской собственностью, участвует в управлении совместно с Российской Федерацией собственностью; объединяет и направляет деятельность министерств, других органов исполнительной власти; образует в случае необходимости комитеты, управления и другие ведомства Правительства по вопросам экономического и социально-культурного управления; издаёт постановления и распоряжения.

Исполнительно-распорядительные функции в Республике Карелия осуществляются главой исполнительной власти (т.е. Председателем Правительства) и органами государственного управления (министерствами, государственными комитетами и другими ведомствами, должностными лицами). Председатель Правительства представляет на утверждение Законодательного Собрания Республики структуру исполнительной власти республики, назначает руководителей республиканских органов государственного управления, освобождает от должности руководителей и других должностных лиц республиканских органов государственного управления; формирует из числа руководителей республиканских органов государственного управления Правительство Республики и определяет порядок его деятельности; издаёт постановления и распоряжения (ст. 63, 68 Конституции Республики Карелия).

В Республике Хакасия исполнительную власть осуществляет Председатель Правительства, возглавляемое им Правительство, органы исполнительной власти районов и городов республиканского значения (ст. 88 Конституции Республики Хакасия). Правительство является коллегиальным органом и работает в составе Председателя, его заместителей, министров и председателей государственных комитетов.

Следует добавить, что, как правило, в республиканских конституциях фиксируется право соответствующих правительств отменять акты министерств, государственных комитетов, других подведомственных правительству органов, а также распоряжения органов местной власти и управления (см., например, ст.71 Конституции Республики Ингушетия). Подчёркивается также, что правительство правомочно решать все вопросы государственного управления, отнесённые к ведению данной Республики, поскольку они не входят в компетенцию Парламента или Президента Республики (см., например, ст. 113 Конституции Кабардино-Балкарской Республики).

Что касается состава республиканских правительств, то он принципиально разнообразен - министры, председатели государственных комитетов и руководители республиканских ведомств, образуемых соответствующими правительствами.

Установлено, что руководители министерств, государственных комитетов и других республиканских органов государственного управления несут ответственность за состояние и развитие порученных им сфер управления (см., например, ст.75 Конституции Республики Карелия); что министерства, государственные комитеты и другие органы государственного управления руководят соответствующими отраслями или осуществляют межотраслевое управление (ст.96 Конституции Республики Бурятия). Перечень министерств, государственных комитетов и иных центральных органов государственного управления, а также их полномочия определяются республиканскими законами (ст.117 Конституции Кабардино-Балкарской Республики). В некоторых случаях предусматривается образование Президиума Правительства республики в качестве его постоянно действующего органа (ст.97 Конституции Республики Мордовия).

В республиках чаще всего функционируют стабильные, т.е. традиционно создаваемые как на уровне Российской Федерации, так и на уровне её национально-государственных субъектов исполнительные органы. Это, например, министерства внутренних дел, юстиции, культуры, здравоохранения, образования, социальной защиты населения, сельского хозяйства, охраны природных ресурсов и т.п.

2. Органы исполнительной власти в территориальных субъектах РФ. Здесь органом исполнительной власти признаётся администрация края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа. Это обобщённое наименование имеет нередко различные конкретные формы своего выражения. Так, в соответствии с Уставом (Основным Законом) Ставропольского края исполнительную власть в крае осуществляют губернатор и возглавляемое им правительство края (ст.8); в Иркутской области - губернатор и возглавляемая им администрация области (ст.4); в Пермской области - губернатор, который возглавляет администрацию области и руководит на принципах единоначалия и личной ответственности (ст.10); в Курганской области - администрация (правительство) и исполнительно-распорядительные органы районов, городов Кургана и Шадринска (ст.78). При этом высшим должностным лицом области является глава (губернатор), олицетворяющий единство всех ветвей власти, т.е. не выступающий в роли главы областной администрации.

В то же время губернатор Ленинградской области возглавляет систему исполнительной власти, является её главой. Одновременно исполнительным органом государственной власти области является и областное правительство (ст.24). В Липецкой области исполнительным органом государственного управления является областная администрация, возглавляемая главой администрации (ст.10); в Новгородской области - глава администрации области, администрация области, а также образуемые ими органы (ст.4). В автономных округах исполнительную власть осуществляют либо главы администраций (например, в Усть-Ордынском Бурятском автономном округе), либо губернаторы и правительства (в Ханты-Мансийском автономном округе).

Тем не менее, в собирательном плане речь идёт именно об администрации и о её главе. Президентом РФ 3 октября 1994 г. было утверждено специальное Положение о главе администрации края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа РФ. В этом документе именно глава администрации характеризуется в качестве высшего должностного лица, руководящего соответствующими органами исполнительной власти. Глава администрации подчиняется Президенту РФ и правительству РФ по предметам ведения РФ и совместного ведения РФ и её субъектов.

Глава администрации представляет интересы края, области и т.д. в Правительстве РФ, федеральных органах исполнительной власти, а также в отношениях с другими субъектами РФ. Он может вступать в отношения с соответствующими органами и должностными лицами зарубежных государств и подписывать необходимые документы. В числе полномочий главы администрации: разработка и представление на утверждение законодательного органа края, области и т.д. бюджета и обеспечение его исполнения; формирование органов исполнительной власти края, области и т.д.; назначение на должность и освобождение от должности глав администраций городов и районов, а также решение вопросов о применении к ним мер дисциплинарной ответственности; решение вопросов о представительстве органов исполнительной власти края, области и т.д. при Президенте РФ, Правительстве РФ, федеральных органах исполнительной власти и органах власти других субъектов РФ. По вопросам своей компетенции глава администрации принимает постановления и распоряжения.

В Уставах конкретных субъектов РФ правовой статус глав администраций получает более конкретное и детальной закрепление, не выходя, однако, за установленные Президентом границы их полномочий. В частности, речь может идти, например, об утверждении структуры и штатов органов исполнительной власти в пределах бюджетных ассигнований на эти цели; о согласовании назначения руководителей территориальных подразделений федеральных органов управления; о представлении органа исполнительной власти в Совете Федерации Федерального Собрания РФ лично либо через назначенного представителя; о распоряжении средствами фонда главы администрации; о внесении на рассмотрение представительных органов власти проектов нормативных правовых актов; об осуществлении функций распорядителя кредиторов при исполнении местного бюджета; об организации взимания налогов и сборов; об осуществлении внешнеэкономической деятельности и т.п.

В целях усиления координации деятельности министерств и ведомств РФ, администраций краёв, областей, автономной области, автономных округов, городов федерального значения Правительство Российской Федерации ещё в 1993 г. предложило примерную структуру органов краевой, областной администрации. В частности, перечень таких органов предполагал образование управлений (юстиции, внутренних дел, финансовое, по вопросам инвестиций, сельского хозяйства), комитетов (например, по архитектуре и строительству, по управлению государственным имуществом, по поддержке предпринимательства, по культуре, по здравоохранению и т.п.).

3. Определённые особенности имеет организация исполнительной власти в г. Москве. В соответствии с Уставом - Основным Законом г. Москвы (1995) исполнительным органом городского самоуправления и исполнительным органом государственной власти является Московская городская администрация (городская администрация или мэрия). Деятельностью мэрии руководит избираемый жителями Москвы мэр Москвы, являющийся высшим должностным лицом города и главой городской администрации. В структуру городской администрации входят коллегиальный орган исполнительной власти - правительство Москвы, управление делами мэрии, отраслевые и функциональные органы городской администрации, префекты административных округов, а также иные органы, создаваемые мэром. Отраслевые органы городской администрации могу распоряжениями мэра объединяться в комплексы городского управления. Городская администрация как исполнительный орган самоуправления имеет территориальные отделения в районах города - районные управления.

Таким образом, для администрации г. Москвы установлен двойной статус: она является как органом государственной власти субъекта РФ, так и органом местного самоуправления. В последнем случае глава управы возглавляет администрацию муниципального района.

Устав Москвы детально регламентирует компетенцию мэра и вице-мэра, выполняющего поручения мэра города. Мэр устанавливает и изменяет структуру городской администрации, определяет компетенцию её органов, назначает руководителей органов городской администрации и освобождает их от должности, применяет к должностным лицам городской администрации меры поощрения и дисциплинарной ответственности, назначает руководителей предприятий, учреждений и организаций городского подчинения, издаёт по вопросам своей компетенции распоряжения.

Правительство Москвы рассматривает наиболее важные вопросы жизни города и управления городским хозяйством, вносимые мэром. В составе правительства: премьер, его первые заместители и заместители, управляющий делами мэрии Москвы, министры правительства Москвы из числа руководителей отраслевых, функциональных органов городской администрации, префекты административных округов. Премьером правительства является мэр Москвы или, по его решению, вице-мэр, а также иное лицо, назначенное мэром и утверждённое в должности постановлением Московской городской Думы. Заместители премьера назначаются и освобождаются от должности мэром, который также распределяет обязанности между членами правительства. Правительство издаёт постановления, а премьер вправе издавать распоряжения.

Отраслевые и функциональные органы городской администрации - департаменты - осуществляют исполнительно-распорядительные функции в определённых отраслях и сферах управления городом. Их руководители назначаются мэром и издают по вопросам своей компетенции приказы, обязательные для исполнения всеми подразделениями и служащими департамента. Положения о департаментах утверждаются мэром.

Префекты административных округов - должностные лица городской администрации, осуществляющие в пределах своих полномочий исполнительно-распорядительную, координирующую и контрольную деятельность на территории соответствующих округов. Назначаются они мэром или издают распоряжения.

Должностными лицами городской администрации являются: мэр, члены правительства, руководители органов городской администрации и их заместители, а также другие служащие администрации согласно номенклатурному перечню, утверждённому мэром, наделённые административно-распорядительными полномочиями.

Управление и распоряжение объектами собственности Москвы. Их реконструкция, реставрация и строительство, изыскание необходимых инвестиций, предоставление зданий и сооружений в аренду федеральным органам государственной власти, установление ставок арендной платы; управление и распоряжение земельными участками. Сбор земельных платежей и взыскание штрафов за нарушение земельного законодательства, очистка и рекультивация земель, зонирование территории Москвы, градостроительные планы, контроль за использованием и охраной земель осуществляются городской администрацией.

Районная управа обеспечивает решение вопросов местного значения, а также руководство хозяйственными и социальными службами района, включая контроль за деятельностью предприятий, учреждений и организаций на территории района (торговли, общественного питания, бытового обслуживания) независимо от форм собственности.

Своеобразна форма организации исполнительной власти в г. Санкт-Петербурге. В данном случае при сохранении основных позиций, относящихся к общей характеристике администраций и их глав в субъектах РФ, обращает на себя внимание лишь тот факт, что главой исполнительной власти этого города федерального значения является губернатор, возглавляющий одновременно и правительство города.



 

Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!