Краткая характеристика экологической доктрины рф. Экологическая доктрина россии введение экологическая доктрина российской федерации. К приоритетным направления относятся

Устойчивое развитие Российской Федерации, высокое качество жизни и здоровья ее населения, а также национальная безопасность могут быть обеспечены только при условии сохранения природных систем и поддержания соответствующего качества окружающей среды. Для этого необходимо формировать и последовательно реализовывать единую государственную политику в области экологии, направленную на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов. Сохранение и восстановление природных систем должно быть одним из приоритетных направлений деятельности государства и общества.

Россия играет ключевую роль в поддержании глобальных функций биосферы, так как на ее обширных территориях, занятых различными природными экосистемами, представлена значительная часть биоразнообразия Земли. Масштабы природно-ресурсного, интеллектуального и экономического потенциала РФ обусловливают важную роль России в решении глобальных и региональных экологических проблем.

Экологическая доктрина Российской Федерации – это важнейший документ, отражающий идеологию государства и общества. Она включает приоритетные направления государственной экологической политики в экономической, промышленной, социальной, финансовой, правовой и иных сферах. Доктрина сориентирована на повышение экономической ценности природных ресурсов. Ее проект и План действий по охране окружающей среды и обеспечению рационального природопользования РФ были одобрены распоряжением Правительства РФ от 31 августа 2002 г.

Экологическая доктрина базируется на Конституции РФ, федеральных законах и иных нормативных правовых актах РФ, международных договорах РФ в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, а также на фундаментальных научных знаниях в области экологии и смежных наук; оценке современного состояния природной среды и ее воздействия на качество жизни населения России; признании важного значения природных систем РФ для глобальных биосферных процессов; учете глобальных и региональных особенностей взаимодействия человека и природы.

Экологическая доктрина Российской Федерации не только формулирует стратегические цели, задачи и принципы государственной политики, ее основные (например, ресурсосбережение) и приоритетные направления (в частности, контроль за использованием и распространением чужеродных видов и генетически измененных организмов; предотвращение терроризма, создающего опасность для окружающей среды), но и указывает средства реализации поставленных задач, обозначает факторы, которые должны быть преодолены, в том числе такие процессы, приводящие к деградации окружающей среды в нашей стране, как преобладание ресурсодобывающих и ресурсоемких секторов в экономике, высокая доля теневой экономики в использовании природных ресурсов, низкий уровень экологической культуры населения. Значительная роль отводится научному обеспечению, созданию современного правового механизма, совершенствованию правоприменительной практики.

Экологическая доктрина РФ (2002 г.) явилась вторым документом, определяющим продвижение России к экологически устойчивому развитию, а конкретно – отражающим государственную экологическую политику.

Экологическая доктрина РФ (2002 г.) содержит следующие разделы:

Введение.

1. Общие положения.

2. Стратегическая цель, задачи и принципы государственной политики в области экологии.

3. Основные направления государственной политики в области экологии.

4. Приоритетные направления деятельности по обеспечению экологической безопасности РФ.

5. Пути и средства реализации государственной политики в области экологии.

Во введении указывается, что современный экологический кризис (отметим, что он обусловлен духовно–нравственным кризисом человека, вызван экономическим кризисом и ведёт к социальному кризису) ставит под угрозу возможность устойчивого развития человеческой цивилизации. То есть экологическая доктрина тесно связана с устойчивым развитием.

Важный исходный тезис – преодоление кризиса (не только экологического, а всей существующей парадигмы развития) возможно только на основе формирования нового типа взаимоотношений человека и природы, исключающих возможность разрушения и деградации природной среды. Здесь исключительно важным является понятие «нового типа взаимодействия человека и природы», которое было основным в решениях Рио–92, но опущено в Концепции перехода РФ к устойчивому развитию (1996 г.). Отметим, что в ней (в Концепции) в качестве базовых понятий провозглашены: «освобождение от старых идеологических догм», «качественно новый потенциал», «высокая деловая активность» и тому подобное, ведущее, по‑существу, прямо в противоположную сторону от устойчивого развития (особенно первое положение).

Сохранение и восстановление природных систем должно быть одним из приоритетных направлений деятельности государства и общества.

Перечислены основные факторы деградации природной среды на мировом уровне и в РФ. Среди последних названо преобладание ресурсодобывающих и ресурсоёмких секторов в структуре экономики, низкая эффективность природопользования, низкий уровень экологического сознания и экологической культуры населения страны.

В первом разделе (общие положения) указано, что доктрина определяет цели, направления, задачи и принципы в области экологии (только!) на долгосрочный период!

Доктрина базируется на фундаментальных научных основах в области экологии и смежных наук, учёте глобальных и региональных особенностей взаимодействия человека и природы.

Во втором разделе указана стратегическая цель «экологической доктрины» - сохранение природных систем, поддержания их целостности и жизнеобеспечивающих функций для устойчивого развития общества, повышения качества жизни, улучшения здоровья населения, обеспечения экологической безопасности страны.

Для этого названы три задачи:

Сохранение и восстановление природных экосистем;

Обеспечение рационального природопользования;

Обеспечение высокого качества жизни и здоровья населения.

Перечисленные принципы (основные):

Устойчивое развитие, предусматривающее равное внимание к его экономической, социальной и экологической составляющим;

Приоритетность для общества жизнеобеспечивающих функций биосферы по отношению к прямому использованию её ресурсов. Отметим, что этот принцип абсолютно противоречит предыдущему, где экологическая составляющая отнесена на последнее место, а приоритетной является экономическая составляющая, полагающая использование природных ресурсов;

Природопользование на платной основе и возмещение населению и окружающей среде ущерба.

В третьем разделе названы основные направление государственной политики в области экологии:

Обеспечение устойчивого природопользования (комплекса природопользования, ориентация на цели устойчивого развития РФ, сокращение доли предприятий, эксплуатирующих природные ресурсы, минимизация ущерба природной среде, поддержание традиционной и хозяйственной деятельности);

Снижение загрязнения окружающей среды и ресурсосбережение (перечислены основные традиционные мероприятия по охране окружающей среды);

Сохранение и восстановление природной среды (отмечена необходимость поддержания способности природных систем к саморегуляции и компенсации последствий антропогенной деятельности).

В четвёртом разделе названы приоритетные направления деятельности по обеспечению экологической безопасности РФ:

Обеспечение безопасности при осуществлении потенциально опасных видов деятельности и при чрезвычайных ситуациях;

Экологические приоритеты в здравоохранении;

Предотвращение и снижение экологических последствий чрезвычайных ситуаций;

Предотвращение терроризма, создающего опасность для окружающей среды (предотвращение техногенных аварий, преднамеренное применение химических веществ, предотвращение умышленных пожаров);

Контроль за использованием и распространением чужеродных видов и генетически измененных организмов.

В пятом (последнем) разделе указаны пути и средства реализации государственной политики в области экологии:

Развитие системы государственного управления охраной окружающей среды и природопользованием;

Нормативное правовое обеспечение и правоприменение;

Экономические и финансовые механизмы (названы рентные платежи, включение в стоимость природных объектов их средоформирующих функций, научно обоснованная методика определения размера компенсаций за ущерб, при изменении форм собственности природных ресурсов (земли) учитывать задачи сохранения и восстановления природной среды, включая оценку прошлого экономического ущерба);

Экологический мониторинг и информационное обеспечение (отметим – инвентаризацию территорий для выявления и специальной охраны земель, пригодных для производства экологически чистой продукции, для выявления природных комплексов, выполняющих особо важные средообразующие функции и обладающих особым рекреационно–оздоровительным значением);

Научное обеспечение (отмечено, что основными задачами здесь являются развитие научных знаний об экологических основах устойчивого развития: формирование теоретических и технологических основ перехода к устойчивому развитию, исследование средообразующих функций, определение пределов устойчивости и экологической ёмкости природных систем, разработка методологии и методов эколого-экономической оценки, в том числе определение стоимости природных объектов с учётом их средообразующих функций);

Экологическое образование и просвещение (перечислены общеизвестные пути и средства повышения экологической культуры населения, образовательного уровня и профессиональных навыков и знаний в области экологии; отметим положение о развитии системы подготовки в области экологии руководящих работников различных сфер производства, экономики и управления. Именно от них зависит исполнение всех выше названных благих намерений);

Развитие гражданского общества как условие реализации государственной политики в области экологии (основной задачей является содействие экологизации гражданского общества; отметим важное для северных территории УрФО положение – «создание условий для поддержания и развития традиционного экологически сбалансированного природопользования коренных малочисленных народов»);

Региональная политика в области экологии (основная задача – экологически обоснованное размещение хозяйственных объектов и максимальное использование возможностей и специфики субъектов РФ для устойчивого развития; здесь названы важные пути и средства: концентрация производств на уже сформированных землях, исключение из хозяйственного использования освоенных и мало затронутых этой деятельностью, непревышение экологической ёмкости природных систем при их использовании, сохранение целостности природных комплексов, расширение использования местных сырьевых и энергетических ресурсов, приоритетное участие коренных малочисленных народов в выборе стратегии развития территорий, на которых они традиционно проживают);

Международное сотрудничество (реализация интересов РФ путём участия в решении глобальных и региональных экологических проблем).

В заключение по «Экологической доктрине РФ (2002 г.)» можно сказать, что в этом документе при наличии множества природоохранных целей отчетливо проявилось их отделение от целей экологически устойчивого развития. А отделение экологии, например, от экономики, конкретно – от экономического механизма принятия экологических решений, подрывает концептуальную основу экологически устойчивого развития.

Киотский протокол

Kuomcкuй протокол – международный документ, принятый в Киото (Япония) в декабре 1997 г. в дополнение к Рамочной конвенции ООН (Рио-де-Жанейро, 1992) по изменению климата (РКИК). Он обязывает развитые страны и страны с переходной экономикой сократить или стабилизировать выбросы парниковых газов в 2008–2012 годах по сравнению с 1990 годом. Период подписания протокола открылся 16 марта 1998 года и завершился 15 марта 1999 года.

По состоянию на 26 марта 2009 г. Протокол был ратифицирован 181 страной мира (на эти страны совокупно приходится более чем 61% общемировых выбросов). Заметным исключением из этого списка являются США. Первый период осуществления протокола начался 1 января 2008 года и продлится пять лет до 31 декабря 2012 года, после чего, как ожидается, на смену ему придёт новое соглашение.

Киотский протокол стал первым глобальным соглашением об охране окружающей среды, основанным на рыночном механизме регулирования – механизме международной торговли квотами на выбросы парниковых газов.

Страны Протокола определили для себя количественные обязательства по ограничению либо сокращению выбросов на период с 1 января 2008 г. по 31 декабря 2012 г. Цель ограничений – снизить в этот период совокупный средний уровень выбросов 6 типов газов (СО 2 , СН 4 , гидрофторуглеводороды, перфторуглеводороды, N 2 O, SF 6) на 5,2% по сравнению с уровнем 1990 г. (табл. 23).


Таблица 23. Приложение к Киотскому протоколу (количественные

ограничения по выбросам парниковых газов в среднем

за период с 2008 по 2012 гг.)

Страна Страна Уровень выбросов в процентах от 1990 г.
Австралия Нидерланды
Австрия Новая Зеландия
Бельгия Норвегия
Болгария Польша
Великобритания Португалия
Венгрия Россия
Германия Румыния
Греция Словакия
Дания Словения
Ирландия США
Исландия Украина
Испания Финляндия
Италия Франция
Канада Хорватия
Латвия Чешская Республика
Литва Швейцария
Лихтенштейн Швеция
Люксембург Эстония
Монако Япония

Протокол также предусматривает так называемые механизмы гибкости:

Торговлю квотами, при которой государства или отдельные хозяйствующие субъекты на его территории могут продавать или покупать квоты на выбросы парниковых газов (ПГ) на национальном, региональном или международном рынках;

Проекты совместного осуществления – проекты по сокращению выбросов парниковых газов, выполняемые на территории одной из стран Протокола;

Механизмы чистого развития – проекты по сокращению выбросов парниковых газов, выполняемые на территории одной из стран РКИК (обычно развивающейся), не входящей в Протокол, полностью или частично за счёт инвестиций страны РКИК. Механизмы гибкости были разработаны на 7-й Конференции сторон РКИК (СОР-7), состоявшейся в конце 2001 г. в Марракеше (Марокко), и утверждены на первой Встрече сторон Киотского протокола (МОР–1) в конце 2005 года.

Устойчивое развитие Российской Федерации, высокое качество жизни и здоровья ее населения, а также национальная безопасность могут быть обеспечены только при условии сохранения природных систем и поддержания соответствующего качества окружающей среды. Для этого необходимо формировать и последовательно реализовывать единую государственную политику в области экологии, направленную на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов. Сохранение и восстановление природных систем должно быть одним из приоритетных направлений деятельности государства и общества.

Россия играет ключевую роль в поддержании глобальных функций биосферы, так как на ее обширных территориях, занятых различными природными экосистемами, представлена значительная часть биоразнообразия Земли. Масштабы природно-ресурсного, интеллектуального и экономического потенциала РФ обусловливают важную роль России в решении глобальных и региональных экологических проблем.

Экологическая доктрина Российской Федерации – это важнейший документ, отражающий идеологию государства и общества. Она включает приоритетные направления государственной экологической политики в экономической, промышленной, социальной, финансовой, правовой и иных сферах. Доктрина сориентирована на повышение экономической ценности природных ресурсов. Ее проект и План действий по охране окружающей среды и обеспечению рационального природопользования РФ были одобрены распоряжением Правительства РФ от 31 августа 2002 г.

Экологическая доктрина базируется на Конституции РФ, федеральных законах и иных нормативных правовых актах РФ, международных договорах РФ в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, а также на фундаментальных научных знаниях в области экологии и смежных наук; оценке современного состояния природной среды и ее воздействия на качество жизни населения России; признании важного значения природных систем РФ для глобальных биосферных процессов; учете глобальных и региональных особенностей взаимодействия человека и природы.

Экологическая доктрина Российской Федерации не только формулирует стратегические цели, задачи и принципы государственной политики, ее основные (например, ресурсосбережение) и приоритетные направления (в частности, контроль за использованием и распространением чужеродных видов и генетически измененных организмов; предотвращение терроризма, создающего опасность для окружающей среды), но и указывает средства реализации поставленных задач, обозначает факторы, которые должны быть преодолены, в том числе такие процессы, приводящие к деградации окружающей среды в нашей стране, как преобладание ресурсодобывающих и ресурсоемких секторов в экономике, высокая доля теневой экономики в использовании природных ресурсов, низкий уровень экологической культуры населения. Значительная роль отводится научному обеспечению, созданию современного правового механизма, совершенствованию правоприменительной практики.

Устойчивое развитие Российской Федерации, высокое качество жизни и здоровья ее населения, а также национальная безопасность могут быть обеспечены только при условии сохранения природных систем и поддержания соответствующего качества окружающей среды. Для этого необходимо формировать и последовательно реализовывать единую государственную политику в области экологии, направленную на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов. Сохранение и восстановление природных систем должно быть одним из приоритетных направлений деятельности государства и общества.

Россия играет ключевую роль в поддержании глобальных функций биосферы, так как на ее обширных территориях, занятых различными природными экосистемами, представлена значительная часть биоразнообразия Земли. Масштабы природно-ресурсного, интеллектуального и экономического потенциала РФ обусловливают важную роль России в решении глобальных и региональных экологических проблем.

Экологическая доктрина Российской Федерации – это важнейший документ, отражающий идеологию государства и общества. Она включает приоритетные направления государственной экологической политики в экономической, промышленной, социальной, финансовой, правовой и иных сферах. Доктрина сориентирована на повышение экономической ценности природных ресурсов. Ее проект и План действий по охране окружающей среды и обеспечению рационального природопользования РФ были одобрены распоряжением Правительства РФ от 31 августа 2002 г.

Экологическая доктрина базируется на Конституции РФ, федеральных законах и иных нормативных правовых актах РФ, международных договорах РФ в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, а также на фундаментальных научных знаниях в области экологии и смежных наук; оценке современного состояния природной среды и ее воздействия на качество жизни населения России; признании важного значения природных систем РФ для глобальных биосферных процессов; учете глобальных и региональных особенностей взаимодействия человека и природы.

Экологическая доктрина Российской Федерации не только формулирует стратегические цели, задачи и принципы государственной политики, ее основные (например, ресурсосбережение) и приоритетные направления (в частности, контроль за использованием и распространением чужеродных видов и генетически измененных организмов; предотвращение терроризма, создающего опасность для окружающей среды), но и указывает средства реализации поставленных задач, обозначает факторы, которые должны быть преодолены, в том числе такие процессы, приводящие к деградации окружающей среды в нашей стране, как преобладание ресурсодобывающих и ресурсоемких секторов в экономике, высокая доля теневой экономики в использовании природных ресурсов, низкий уровень экологической культуры населения. Значительная роль отводится научному обеспечению, созданию современного правового механизма, совершенствованию правоприменительной практики.

Экологическая доктрина РФ определяет цели, направления, задачи и принципы проведения в РФ единой государственной политики в области экологии на долгосрочный период.
Сохранение природы и улучшение окружающей среды являются приоритетными направлениями деятельности государства и общества.
Экологическая доктрина базируется на:
Конституции РФ;
федеральных законах;
иных нормативных правовых актах РФ;
международных договорах РФ в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов.
Стратегической целью государственной политики в области экологии является сохранение природных систем, поддержание их целостности и жизнеобеспечивающих функций для устойчивого развития общества, повышения качества жизни, улучшения здоровья населения и демографической ситуации, обеспечения экологической безопасности страны.
Основные направления государственной политики в области экологии:
10беспечение устойчивого природопользования;
снижение загрязнения окружающей среды и ресурсосбережение;
сохранение и восстановление природной среды; Приоритетные направления деятельности по
обеспечению экологической безопасности Россий-ской Федерации:
обеспечение безопасности при осуществлении потенциально опасных видов деятельности и при чрезвычайных ситуациях;
экологические приоритеты в здравоохранении;
предотвращение и снижение экологических последствий чрезвычайных ситуаций;
предотвращение терроризма, создающего опас- V ность для окружающей среды;
5)контроль за использованием и распространением чужеродных видев и генетически измененных организмов.
Пути и средства реализации государственной политики в области экологии:
развитие системы государственного управления охраной окружающей среды и природопользованием;
нормативное правовое обеспечение и правопри-менение;
экономические и финансовые механизмы;
экологический мониторинг и информационное обеспечение;
научное обеспечение;
экологическое образование и просвещение;
развитие гражданского общества как условие реализации государственной политики в области экологии;
региональная политика в области экологии;
международное сотрудничество.
Основной задачей в этой области является реализация интересов РФ путем участия в решении глобальных и региональных экологических проблем и регулировании глобализации в интересах устойчивого развития мирового сообщества.
Реализация экологической доктрины РФ предполагает разработку планов действий на феде-ральном, региональном и отраслевом уровнях, а также разработку и реализацию мер государственной поддержки и регулирования в сфере охраны окружающей среды и рационального природопользования. Конкретизация положений применительно к отдельным сферам деятельности общества и государства и особенностям проведения государственной политики в области экологии по различным субъектам РФ может быть осуществлена при разработке программ развития субъектов РФ и отраслей экономики.
Сохранение и восстановление природных систем должно быть одним из основных направлений деятельности органов государства и общества.
сирование, обеспечение экологических программ и мероприятий по охране окружающей среды, лицензирование, учет и социально-экономическая оценка природных ресурсов, установление лимитов на природопользование и платность использования природных ресурсов, экологическое страхование, экономическое стимулирование охраны окружающей среды и т. д.
Закон «Об охране окружающей среды» содержит общие положения, касающиеся порядка проведения государственной и общественной экологической экспертизы. В нем предусмотрены экологические требования строительства, проектирования, реконструкции, эксплуатации предприятий, сооружений и иных объектов. Выполнение данных требований позволяет предотвратить причинение вреда окружающей природной среде.
Глава 9 Закона посвящена чрезвычайным экологическим ситуациям и мерам по восстановлению окружающей среды на территориях, объявленных зонами чрезвычайной экологической ситуации и зонами экологического кризиса. Данная глапа содержит общие положения правового режима особо охраняемых природных территорий и объектов. К ним относятся государственные природные заповедники, заказники, национальные природные парки, памятники, редкие растения и животные, зеленые зоны; курортные и лечебно-оздоровительные зоны.
Специальный раздел Закона (ст. 68-72) посвящен вопросам экологического контроля.
Закон также регулирует вопросы экологического воспитания, образования, организации научных исследований, а также вопросы ответственности за экологические правонарушения, возмещение вреда, и еще вопросы международного сотрудничества области охраны окружающей среды.
циальные нормативно-правовые акты целиком посвящены вопросам окружающей среды. Сюда относятся, например, Закон «Об охране окружающей среды», Земельный кодекс РФ;
по характеру правового регулирования: материальные, процессуальные. Материальные правовые нормы устанавливают права и обязанности, а также ответственность участников экологических отношений. Например, Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях». Нормативно-правовые акты процессуального характера регулируют процессуальные отношения в сфере природопользования и охраны окружающей среды. Они касаются, например, предоставления земель в пользование, экологического лицензирования. Акты процессуального характера - Гражданский кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ;
по своему характеру нормативно-правовые акты можно условно разделить на кодифицированные и не являющиеся такими. Кодифицированными явля- Q ются систематизированные нормативно-правовые акты. Эти акты отличаются более высоким качеством и являются головными в данной отрасли права (Водный кодекс РФ, Земельный кодекс РФ и др.). Выделяют следующие виды источников экологического права:
Конституция РФ;
федеративные договоры;
международные договоры;
общепризнанные принципы и нормы международного права;
федеральные законы;
указы и распоряжения Президента РФ;
постановления и распоряжения Правительства РФ;
нормативно-правовые акты субъектов РФ;
нормативно-правовые акты министерств и ведомств;
К)нормативно-правовые акты органов местного самоуправления;
11)локальные нормативно-правовые акты;
19судебные решения.



 

Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!