Основы государственной службы и кадровой политики. Правовой статус государственного служащего

  • ВВЕДЕНИЕ
    • 1. Характеристика правового статуса государственного служащего
    • 2. Основные права и обязанности государственного служащего
    • Заключение
ВВЕДЕНИЕ В данной работе речь пойдет о правовом статусе государственного служащего.Правовой статус - комплексная характеристика правового положения государственного служащего как субъекта права. Он характеризуется наличием многочисленных параметров и показателей, проявляющихся в связи с замещением государственной должности, выполнением или профессиональным обеспечением полномочий государственного органа.В настоящее время вопрос о статусе государственного служащего в соответствии с принципами открытого демократического, правового государства пока не решен. По сути дела проведено, как говорится, лишь "развертывание статуса наемного работника в государственных органах, регулируемого трудовым законодательством, в статус государственного служащего" Атаманчук Г.В. Сущность государственной службы: История, теория, закон, практика: Монография. - М.:, РАГС, 2002. - 272 с. . Российское законодательство и практика государственного строительства пока не вышли на уровень понимания статуса государственного служащего как человека государственного, служащего государству и защищенного государством, человека, способствующего обеспечению социально-политических и экономических ценностей общества. Мы пока недалеко ушли от понимания статуса как набора определенных прав, обязанностей и ответственности по должности, в рамках которых и реализуется потенциал государственной власти.1. Характеристика правового статуса государственного служащего Государственный служащий является лицом, органически интегрированным в систему государственно-служебных отношений, урегулированных публичным правом, нормами конституционного, административного, трудового и иных отраслей права. Эти отношения реализуются от имени и по поручению государства, в интересах общества и каждого гражданина, под контролем государства и народа. Государственным служащим является гражданин Российской Федерации не моложе 18 лет, владеющий государственным языком, имеющий соответствующее профессиональное образование и исполняющий в порядке, установленном законом, обязанности по государственной должности государственной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое из средств федерального бюджета или средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации Галлиган Д., Полянский В.В., Старилов Ю.Н. Административное право: История развития и основные современные концепции. - М.: Юристъ, 2002. - 385 с. .Какова же структура правового статуса государственного служащего?Исходным пунктом характеристики правового статуса государственного служащего Российской Федерации является статус гражданина Российской Федерации, который органически включает в себя: а) конституционный статус российского гражданина; б) статус работника в соответствии с нормами Трудового кодекса Российской Федерации; в) административно-правовой статус в соответствии с нормами Федерального закона "Об основах государственной службы Российской Федерации". Тем самым статус государственного служащего представляется как трехмерное пространство человека, гражданина и должностного лица, реализующего государственную власть как общественный интерес, оформленный правом.Этот вывод логично вытекает из сущности государственной службы и института гражданства, которая в Федеральном законе "О гражданстве Российской Федерации" от 9 апреля 2002 г. определяется как устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанных на уважении достоинства человека, его прав и свобод. Именно с наличием гражданства и конституционно закрепленного права равного доступа граждан к государственной службе законодательство связывает право человека участвовать в политической жизни страны и управлении делами государства и общества в целом. Неграждане России, лица без гражданства, люди, имеющее двойное гражданство права на государственную службу лишаются.Второй по значимости характеристикой (признаком) правового статуса государственного служащего является владение государственным языком. Таким языком является русский. Казалось бы, все понятно. Но в Федеральном законе "Об основах государственной службы Российской Федерации" конкретно не указано, о каком языке идет речь, то некоторые политики и юристы пытаются русский язык подменить государственным языком национальной республики или, наоборот, дополнить требование знания русского языка знанием государственного языка своей республики. Есть ученые, которые стараются научно обосновать справедливость такой позиции. Представляется, что такая позиция требует более пристального научно-правового исследования, хотя, вероятно, она продиктована скорее политическими соображениями, чем потребностями совершенствования системы государственного управления.Важнейшим по значимости признаком, отражающим правовой статус государственного служащего, является занимаемая им государственная должность, определяющая место и роль работника в государственно-служебной иерархии, содержание, возможности и объем его участия в работе того или иного государственного органа.В научной литературе можно встретить достаточно большой разброс толкований понятия "государственная должность", что объясняется многими объективными факторами и субъективными причинами: разнообразие трактовок - это своего рода реакция на неустойчивость и непрочность современного положения государственного служащего, которая заложена в самой сложившейся системе учреждения государственных должностей государственной службы, зависимости должностной структуры аппарата государственного органа от его руководителя. Например, в субъектах Российской Федерации государственные должности устанавливаются не государством в целом, а властями субъектов Федерации по их собственному усмотрению. Результат: поменялся губернатор - меняется не только "команда", но и подавляющая часть аппарата администрации на более, как кажется, "надежных" работников. Реально такими же возможностями формирования должностной структуры аппарата и его кадрового наполнения обладают министры и другие первые руководители государственных органов.Наблюдается отсутствие четкой и строгой институциональности государственных должностей, отсутствие прочного организационно-правового порядка в кадровых назначениях, что ведет к подрыву доверия к государственной службе. По сути дела неофициально признается право на политизацию аппарата, на использование его в качестве так называемого административного ресурса.Государственная служба, как известно, реализуется посредством должностей "Б" и "В". К категории "Б" отнесены государственные должности, на которых находятся служащие, обеспечивающие реализацию полномочий лиц, замещающих политические должности категории "А". По статусу и характеру полномочий эти должности получили неофициальное название "патронатных". Это должности политических назначенцев. В настоящее время должности категории "Б" занимают более 8.4 тыс. государственных служащих, в том числе в федеральных органах - 2.8 тыс. Срок полномочий, на который все они назначены, определяется сроком полномочий их непосредственных руководителей. Они уходят в отставку вместе со своим руководителем.Но более пристальный взгляд свидетельствует о том, что за должностями категории "Б" скрывается немалый политический смысл. Эти должности - своего рода "трофеи" победителя на выборах или в борьбе за должность министра либо губернатора. Они предназначены для тех, кто помог политику победить и как бы получил право на свое место во власти, на свои привилегии от власти. Такой порядок "добывания" должностей не может не сказаться на качестве государственной службы.Формально отбор на указанные должности производится с учетом официально установленных критериев: гражданства, возраста, образования, квалификации, стажа, здоровья. Но главное все-таки в другом - их должностное благополучие обеспечено не только профессионализмом, не столько заслугами перед государством, сколько преданностью и умением "служить" лидеру. Разве удивительно после этого, что здесь немало угодничества, услужения, личной преданности, чем в системе служебных отношений на уровне государственных должностей категории "В", т.е. там, где карьерный успех (при всех сложностях и издержках) гарантируется прежде всего профессионализмом, личными заслугами и способностями человека. Поэтому, как представляется, правильную позицию занимают те ученые, которые настаивают на "статусном выравнивании" должностей государственной службы: объем полномочий, уровень ответственности по должности может и должен быть разный, а вот статус государственного служащего как представителя и олицетворения государства один: служащий Государства Российского.Государственные должности категории "В" - это должности, учреждаемые государственными органами для исполнения или обеспечения их полномочий. В повседневной практике их еще называют административными или карьерными. Должности данной категории в наибольшей степени представлены в органах государственной власти: их замещает более 517 тыс. государственных служащих.О статусе тех лиц, которые занимают эти должности можно судить по следующему: должности высшей группы занимают, например, заместители министров; главные должности - начальники управлений, заместители руководителя секретариата, председателя палаты парламента, старший эксперт представительства Правительства Российской Федерации; ведущие должности - заместители начальников отделов, референты председателя палаты парламента, главные государственные инспекторы: старшие должности - ведущие специалисты, начальники служб делопроизводства, старший контролер-ревизор; младшие должности - специалист первой и второй категории, референты, атташе.Должность определяет не только место служащего в служебной иерархии, но прежде всего требования к лицу, претендующему на ее замещение. Квалификационные требования частично сформулированы в Федеральном законе "Об основах государственной службы Российской Федерации" (ст.6) и в Указе Президента Российской Федерации "О квалификационных требованиях по государственным должностям федеральной государственной службы" от 30 января 1996 г. В качестве квалификационных установлены специальные требования: к уровню и профилю образования с учетом группы и специализации государственных должностей государственной службы; стажу и опыту работы в государственных органах и по специальности; знанию Конституции страны, федеральных законов, конституций и уставов субъектов Российской Федерации применительно к исполнению соответствующих должностных обязанностей. При этом четко прослеживается зависимость: чем выше группа государственных должностей, тем строже требования к уровню образования, стажу работы и духовно-нравственным качествам Бахрах Д.Н. Административное право России: Учебник для вузов. - М.: НОРМА, 2001. - 237 с. .Обратим внимание на один момент - отсутствие логичности в квалификационных требованиях по государственным должностям. Скажем, на высшую и главную должность может претендовать только тот, кто обладает двумя высшими образованиями, но вот наличие диплома о высшем образовании по специальности "государственное и муниципальное управление" не обязательно.И это при условии, что порядок назначения на ведущие и старшие должности такое образование предусматривает. Получается, что на высших должностях могут быть заняты специалисты с высшим образованием любой специальности, даже не профессионалы в области государственного управления. Косвенно, правда, эта проблема как бы снимается, ведь в рамках установленного порядка всякий, претендующий на высшую должность, должен не менее 2-4 лет отработать на ведущих и старших должностях, а значит должен иметь высшее образование по специальности "государственное и муниципальное управление".2. Основные права и обязанности государственного служащего Правовой статус различных категорий государственных служащих в наибольшей мере определяется правами и обязанностями, характером служебных полномочий, спецификой юридической ответственности перед государством и обществом.Права государственного служащего раскрывают не только институциональный характер, но и демократизм государственной службы. Под правами государственного служащего понимается система общеобязательных норм, охраняемых силой государственного принуждения и гарантирующих стабильность социально-правового статуса государственного служащего и правовую регламентацию его служебной деятельности Охотский Е.В. Правовой статус государственного служащего в РФ // Государство и право, 2003. №9. С.19. .Общие права государственных служащих установлены Федеральным законом "Об основах государственной службы Российской Федерации" Старилов Ю.Л. Административное право. В 2-х т. Ч. 2. Кн. Первая. Субъекты. Органы управления. Государствен-ная служба. Воронеж, 2001. С. 439 . Их можно разделить на три группы: статусные, функциональные, социально-личностные.К первой группе прав государственного служащего относятся права на:ознакомление с документами, определяющими его права и обязанности по занимаемой должности, критерии оценки качества работы и условия продвижения по службе; организационно-технические условия, необходимые для качественного исполнения им должностных обязанностей;участие по собственной инициативе в конкурсе на замещение вакантной должности государственной службы;ознакомление с материалами своего личного дела, отзывами о своей деятельности и другими документами до внесения их в личное дело; приобщение к личному делу своих объяснений;продвижение по службе в соответствии с личными достижениями и заслугами;проведение специального служебного расследования для опровержения сведений, порочащих честь и достоинство госслужащего;обращение в соответствующие государственные органы или в суд для разрешения споров, связанных с государственной службой.Ко второй группе прав государственного служащего относятся права на:получение в установленном порядке информации и материалов, необходимых для исполнения должностных обязанностей;посещение в установленном порядке предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности;принятие решений и участие в их подготовке в соответствии с должностными обязанностями;переподготовка (переквалификация) и повышение квалификации за счет средств соответствующего бюджета;внесение предложений по совершенствованию государственной службы в любые инстанции;ношение форменной одежды установленного образца (в соответствующих государственных органах).Третью группу прав государственного служащего составляют права на:пенсионное обеспечение с учетом стажа государственной служебной деятельности;объединение в профессиональные союзы (ассоциации) для защиты своих прав, социально-экономических и профессиональных интересов;право на денежное содержание и его увеличение с учетом результатов и стажа его работы, уровня квалификации; денежное содержание состоит из должностного оклада, надбавок к нему за квалификационный разряд, за особые условия государственной службы, выслугу лет, а также премии по результатам работы;право на ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью не менее 30 календарных дней; сверх ежегодного оплачиваемого отпуска государственному служащему эй выслугу лет предоставляется в порядке и на условиях, определяемых федеральными законами и законами субъектов Федерации, дополнительный оплачиваемый отпуск; государственному служащему может быть предоставлен отпуск без сохранения заработной платы на срок не более одного года, если иное не предусмотрено федеральным законом;право на включение в стаж государственной службы государственного служащего иных периодов трудовой деятельности;медицинское обслуживание государственного служащего и членов его семьи, в том числе и после выхода его на пенсию;обязательное государственное страхование на случай причинения вреда здоровью и имуществу в связи с исполнением им должностных обязанностей;обязательное государственное социальное страхование на случай заболевания или потери трудоспособности в период прохождения им государственной службы.Перечисленные права государственного служащего принято считать основными по той причине, что далее они конкретизируются в типовых и индивидуальных должностных инструкциях. Полный объем должностных прав по каждой должности, естественно, индивидуальный, но обязательно строго в едином статусно-правовом поле государственного служащего РФ.Предоставленные права государственный служащий должен реализовывать не слепо, а разумно, добросовестно и ответственно. Об этом говорится не только в Законе "Об основах государственной службы Российской Федерации", но и в Трудовом и Гражданском кодексах РФ. Злоупотребляя, государственный служащий причиняет вред не только себе и своему ведомству, а и обществу в целом. При этом госслужащий по сути теряет право на полномасштабную юридическую защиту, скорее наоборот, ему придется отвечать перед законом: всякие попытки недобросовестного исполнения должностных обязанностей не могут оставаться вне внимания и должны пресекаться.При этом следует иметь в виду, что принцип презумпции добросовестности в системе государственной службы никто не отменял и отменить не может Овсянко Д.М. Государственная служба РФ: Учебное пособие для студентов юр. факультетов и институтов / Отв. ред. проф. Туманов Г.А. - М.: Юристъ, 1996. - 162 с. . Презумпция невиновности - признание добросовестности работника, проявление уважения государства к своему служащему. Если государство требует от служащего быть законопослушным и добросовестным в пользовании своими правами, то госслужащий, в свою очередь, вправе рассчитывать на то, что в отношении к нему государство будет исходить из принципов законности и презумпции добросовестности. Главное, чтобы объемы прав и обязанностей были сбалансированы, не сдерживали, а стимулировали добросовестное и эффективное выполнение служебных обязанностей с учетом интересов государства и идеалов социальной справедливости.Служебные права носят обеспечивающий характер. Их наличие создает необходимые условия для успешной реализации служебных обязанностей.Должностные обязанности - это функции, которые возлагаются на государственного служащего с целью непосредственного исполнения или профессионального обеспечения полномочий государственного органа или должностных лиц, представляющих этот орган Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М, Административное право Российской Федерации: Учебник. - М.: Зерцало-М, 2002. - 156 с. . Определяются они статусными функциям государственной службы в целом, характеризуют сущность и содержание служебной деятельности каждого, кто в данный момент находится на государственной службе. Государство (государственный орган) принимает на работу гражданина с целью возложения на него соответствующих должностных обязанностей в расчете на то, что эти обязанности будут качественно исполняться.Федеральное законодательство о государственной службе устанавливает лишь основные обязанности государственных служащих в системе государственной службы. Законодательство субъектов Российской Федерации практически без каких-либо новаций определяет в своих региональных законодательных актах основные обязанности государственного служащего. В целом они сводятся к следующему:обеспечению поддержки конституционного строя и соблюдения Конституции РФ, реализации федеральных законов и законов субъектов Федерации, в том числе регулирующих сферу их полномочии:добросовестному исполнению должностных обязанностей; соблюдению установленных в государственном органе правил внутреннего распорядка, порядка обращения со служебной информацией; выполнению должностных инструкций;обеспечению соблюдения и защиты прав и законных интересов граждан. Государственному служащему нормативно вменено в обязанность не только самому не нарушать законы, права и законные интересы граждан, но всеми законными средствами добиваться, чтобы их не нарушали другие государственные служащие. Данная норма подразумевает, что государственным служащим вменено в обязанности не только обеспечивать, но и непосредственно охранять права и законные интересы граждан;исполнению приказов, распоряжений и указаний вышестоящих руководителей, отданных в пределах их должностных полномочий, за исключением заведомо незаконных;поддержанию высокого уровня профессиональной квалификации, достаточной для исполнения должностных обязанностей;соблюдению принципов и норм служебной, профессиональной этики, правил делового поведения, воздержанию от поведения, которое могло бы вызвать сомнение в объективном исполнении государственным служащим должностных обязанностей;своевременному рассмотрению обращений граждан и общественных объединений, а также предприятий, учреждений и организаций, государственных органов и органов местного самоуправления и принятию по ним решений в порядке, установленном федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;сохранение государственной и иной охраняемой законом тайны.Что касается специальных служебных обязанностей, то их круг регулируется правовыми норнами либо специального законодательства, либо соответствующими ведомственными подзаконными актами. Так, в соответствии со ст.17 (п.3) Федерального закона "О службе в таможенных органах Российской Федерации" исполнением служебных обязанностей являются: а) участие в сборах, учениях, соревнованиях и других служебных мероприятиях, проводимых в соответствии с планами, утвержденными начальником таможенного органа; б) действия по защите жизни, здоровья, чести и достоинства личности, а также обеспечение собственной безопасности в связи с исполнением должностных обязанностей; в) нахождение на положении заложника в связи с исполнением должностных обязанностей; г) следование к месту службы и обратно, нахождение в служебной командировке; д) нахождение на лечении, следование на лечение и обратно Государственная служба (комплексный подход): Учебное пособие. - 2-е изд. - М.: Дело, 2000. - 280 с. .Заключение Прочный правовой статус государственного служащего - важнейший фактор высокой эффективности и авторитета государственной службы. Он является производным от самой государственной службы как правового института.В настоящее время решение статусных проблем государственного служащего в нашей стране получило достаточно прочную нормативно-правовую базу. Тем не менее существует немало нерешенных задач; не обеспечены полнота и системно-комплексный характер правового регулирования деятельности государственного служащего. Не сняты противоречия в понимании социального и правового статусов, нет должной систематизации прав, обязанностей, ограничений и ответственности государстве иных служащих и т.д. Слабо разработаны статусно-должностные полномочия служащих различных уровней структур государственного управлении. Необходимо преодолеть неразвитость института правовых и социальных гарантий по государственной службе, более предметно стимулировать повышение квалификации кадров и эффективности и труда.Государственный служащий как гражданин страны обладает всем комплексом гражданских прав, свобод и обязанностей. Поэтому нельзя сбрасывать со счетов тот момент, что административная среда государственной службы должна целенаправленно формироваться, способствуя реализации законных прав и свобод каждого служащего. Государственный служащий должен быть юридически и социально защищен не в меньшей степени, чем и любой другой человек. Его честь и постоянство должны быть неприкосновенны. Только в таком случае можно требовать от него честного, добросовестного и принципиального исполнения служебного долга.Список литературы

1. Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю. М, Административное право Российской Федерации: Учебник. - М.: Зерцало-М, 2002. - 608 с.

2. Атаманчук Г.В. Сущность государственной службы: История, теория, закон, практика: Монография. - М.:, РАГС, 2002. - 272 с.

3. Бахрах Д.Н. Административное право России: Учебник для вузов. - М.: НОРМА, 2001. - 640 с.

4. Галлиган Д., Полянский В.В., Старилов Ю.Н. Административное право: История развития и основные современные концепции. - М.: Юристъ, 2002. - 420 с.

5. Государственная служба (комплексный подход): Учебное пособие. - 2-е изд. - М.: Дело, 2000. - 440 с.

6. Манохин В.М. Служба и служащий в РФ: Правовое регулирование. - М.: Юристъ, 1997. - 296 с.

7. Овсянко Д.М. Государственная служба РФ: Учебное пособие для студентов юр. факультетов и институтов / Отв. ред. проф. Туманов Г.А. - М.: Юристъ, 1996. - 208 с.

8. Охотский Е.В. Правовой статус государственного служащего в РФ // Государство и право, 2003. №9. С.17-26.

9. Проблемы теории административного права: сравнительно-правовое исследование. - СПб: СПУ, 2001. - 220 с.

10. Старилов Ю.Л. Административное право: В 2-х т. Ч.2. Кн.1. Субъекты. Органы управления. Государственная служба. Воронеж, 2001. С.439.

Под правовым статусом госслужащего следует понимать установленное и гарантированное государством правовое положение госслужащего, исполняющего свои полномочия по определенной должности госслужбы. В системе госслужбы РФ складываются разные правовые статусы госслужащих: общий, особенный, специальный и индивидуальный правовые статусы. Элементами правового статуса государственного служащего являются права, свободы, обязанности, ограничения, запреты, ответственность, поощрения, которые закреплены в законодательстве и гарантированы государством.
Общий правовой статус государственного служащего установлен Конституцией РФ, ФЗ-ми.
Особенный правовой статус госслужащего отражает специфику его служебной деятельности в отдельных видах госслужбы (гражданской, военной или иной).
Специальный правовой статус госслужащего определяется правовым положением госоргана, его специализацией. Специальный правовой статус госслужащего носит профессиональный характер. Специальный правовой статус - это статус, специально предоставленный госслужащему для выполнения задач и функций, возложенных на госорган в соответствии с легитимно утвержденным положением о нем.
Индивидуальный правовой статус госслужащего определяется должностным регламентом (ранее - должностной инструкцией) по занимаемой должности госслужбы. Данный правовой статус включает в себя нормы общего, особенного и специального правового статуса госслужащего. Таким образом, важнейшим документом, на положениях которого основывается деятельность любого государственного служащего, является должностной регламент по занимаемой должности госслужбы. Основные правовые нормы состава должностного регламента установлены ст. 47 ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Они включают: квалификационные требования к уровню и характеру знаний и навыков гражданского служащего, к образованию, стажу работы; должностные обязанности, права и ответственность гражданского служащего; перечень вопросов, по которым гражданский служащий вправе или обязан самостоятельно принимать управленческие и иные решения, участвовать при подготовке проектов нормативных правовых актов и (или) проектов управленческих решений; сроки и процедуры подготовки, рассмотрения проектов управленческих и иных решений, порядок согласования и принятия данных решений; порядок служебного взаимодействия гражданского служащего с гражданскими служащими того же государственного органа, гражданскими служащими иных государственных органов, другими гражданами, с организациями; перечень государственных услуг, оказываемых гражданам и организациям в соответствии с административным регламентом государственного органа; показатели эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности гражданского служащего.
Согласно закону "О системе государственной службы РФ" государственные служащие РФ подразделяются на федеральных государственных служащих и государственных служащих субъектов РФ. Федеральный государственный служащий - гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности федеральной государственной службы и получающий денежное содержание (вознаграждение, довольствие) за счет средств федерального бюджета. Государственный гражданский служащий субъекта РФ - гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности государственной гражданской службы субъекта РФ и получающий денежное содержание (вознаграждение) за счет средств бюджета соответствующего субъекта РФ. В случаях, предусмотренных федеральным законом, государственный гражданский служащий субъекта РФ может получать денежное содержание (вознаграждение) также за счет средств федерального бюджета. Правовое положение (статус) государственного служащего (независимо от того, является ли он федеральным или гражданским субъекта РФ) устанавливается соответствующим федеральным законом о виде государственной службы. Рассмотрим ФЗ «О государственной гражданской службе РФ»

Статья 13. Гражданский служащий - гражданин РФ, взявший на себя обязательства по прохождению гражданской службы. Гражданский служащий осуществляет профессиональную служебную деятельность на должности гражданской службы в соответствии с актом о назначении на должность и со служебным контрактом и получает денежное содержание за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта РФ.

Статья 14. Гражданский служащий имеет право на: обеспечение надлежащих организационно-технических условий; ознакомление с должностным регламентом и иными документами; отдых (определенную продолжительность служебного времени, выходные, праздничные дни, ежегодные отпуска); оплату труда и другие выплаты; получение в установленном порядке информации и материалов, необходимых для исполнения должностных обязанностей; доступ в определенном порядке к сведениям, составляющим государственную тайну; доступ в установленном порядке в госорганы, органы мсу, общественные объединения и иные организации;ознакомление с отзывами о его профессиональной служебной деятельности, материалами личного дела; защиту сведений о гражданском служащем;должностной рост на конкурсной основе;дополнительное профессиональное образование и т.д.

Статья 15. Гражданский служащий обязан: соблюдать Конституцию РФ, ФКЗ-ны, ФЗ-ны, иные нормативные правовые акты РФ и субъектов РФ и обеспечивать их исполнение; исполнять должностные обязанности;исполнять поручения соответствующих руководителей, данные в пределах их полномочий; соблюдать права и законные интересы граждан и организаций;соблюдать служебный распорядок госоргана;поддерживать уровень квалификации, не разглашать сведения, составляющие гостайну, сведения, касающиеся частной жизни граждан или затрагивающие их честь и достоинство;беречь государственное имущество, 9) представлять сведения о себе и членах своей семьи и т.д.Гражданский служащий не вправе исполнять данное ему неправомерное поручение.

В случае исполнения гражданским служащим неправомерного поручения гражданский служащий и давший это поручение руководитель несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность.

Статья 16. Ограничения, связанные с гражданской службой: Гражданин не может быть принят на гражданскую службу, а гражданский служащий не может находиться на гражданской службе в случае:

признания его недееспособным или ограниченно дееспособным; осуждения его к наказанию, исключающему возможность исполнения должностных обязанностей, а также в случае наличия не снятой или не погашенной судимости; отказа от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную тайну; наличия заболевания, препятствующего поступлению на гражданскую службу; близкого родства с гражданским служащим, если замещение должности связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому; выхода из гражданства РФ или приобретения гражданства другого государства; представления подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на гражданскую службу и т.д.

Статья 17. Запреты, связанные с гражданской службой: В связи с прохождением гражданской службы гражданскому служащему запрещается замещать должность гражданской службы в случае:избрания или назначения на государственную должность; избрания на выборную должность в органе местного самоуправления;избрания на оплачиваемую выборную должность в органе профессионального союза; заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, а также участвовать в управлении хозяйствующим субъектом, за некоторыми исключениями установленными законодательством; приобретать ценные бумаги, по которым может быть получен доход; быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в государственном органе, в котором он замещает должность гражданской службы; получать в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц; выезжать в связи с исполнением должностных обязанностей за пределы территории РФ за счет средств физических и юридических лиц, за исключением служебных командировок по договоренности; разглашать сведения конфиденциального характера, или служебную информацию; допускать публичные высказывания, суждения и оценки в отношении деятельности государственных органов, их руководителей; использовать преимущества должностного положения для предвыборной агитации, в интересах политических партий, других объединений, публично выражать отношение к указанным объединениям и т.д. Гражданскому служащему, его супруге (супругу) и несовершеннолетним детям запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами.

Статья 18. Требования к служебному поведению гражданского служащего: Гражданский служащий обязан:исполнять должностные обязанности добросовестно, на высоком профессиональном уровне;исходить из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют смысл и содержание его профессиональной служебной деятельности;осуществлять профессиональную служебную деятельность в рамках установленной законодательством РФ компетенции государственного органа;обеспечивать равное, беспристрастное отношение ко всем физическим и юридическим лицам, никому не оказывать предпочтение; не совершать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов;

не совершать поступки, порочащие его честь и достоинство и т.д.

Статья 19 рассматриваетУрегулирование конфликта интересов на гражданской службе. Для соблюдения требований к служебному поведению гражданских служащих и урегулирования конфликтов интересов в государственном органе, федеральном государственном органе по управлению государственной службой и государственном органе субъекта РФ по управлению государственной службой в определенном порядке образуются комиссии по соблюдению требований к служебному поведению гражданских служащих и урегулированию конфликтов интересов.

Статья 20 регулирует вопросы, касающиесяПредставления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера. Положение о представлении гражданским служащим, замещающим должность гражданской службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами РФ, сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера гражданского служащего и членов его семьи утверждается соответственно актом Президента Российской Федерации или нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации с учетом требований настоящей статьи. Непредставление сведений, либо представление заведомо недостоверных или неполных сведений является правонарушением, влекущим увольнение гражданского служащего с гражданской службы.

Статья 20.1. Представление сведений о расходах. Гражданский служащий, замещающий должность гражданской службы, включенную в перечень, установленный соответствующим нормативным правовым актом РФ, обязан представлять представителю нанимателя сведения о своих расходах, а также о расходах членов своей семьи в порядке, установленном федеральным законом и иными нормативными правовыми актами РФ.Непредставление или представление им неполных или недостоверных сведений является правонарушением, влекущим увольнение гражданского служащего с гражданской службы.


Под правовым статусом государственного служащего следует понимать установленное и гарантированное государством правовое положение государственного служащего, исполняющего свои полномочия по определенной должности государственной службы. В системе государственной службы РФ складываются разные правовые
статусы государственных служащих: общий, особенный, специальный и индивидуальный правовые статусы.
Элементами правового статуса государственного служащего являются права, свободы, обязанности, ограничения, запреты, ответственность служащего, поощрения, которые закреплены в законодательстве и гарантированы государством.
Общий правовой статус государственного служащего установлен Конституцией России, федеральными законами.
Особенный правовой статус государственного служащего отражает специфику его служебной деятельности в отдельных видах государственной службы (гражданской, военной или правоохранительной).
Специальный правовой статус государственного служащего определяется правовым положением государственного органа, его специализацией. Специальный правовой статус государственного служащего носит профессиональный характер. Специальный правовой статус - это статус, специально предоставленный государственному служащему для выполнения задач и функций, возложенных на государственный орган в соответствии с легитимно утвержденным положением о нем.
Индивидуальный правовой статус государственного служащего определяется должностным регламентом (ранее - должностной инструкцией) по занимаемой должности государственной службы. Данный правовой статус включает в себя нормы общего, особенного и специального правового статуса государственного служащего.
Таким образом, важнейшим документом, на положениях которого основывается деятельность любого государственного служащего, является должностной регламент по занимаемой должности государственной службы. В нем должны содержаться требования, предъявляемые к государственному служащему, замещающему соответствующую государственную должность.
Должностные регламенты государственных служащих являются составной частью административного регламента исполнительного
органа государственной власти, включающего также административные регламенты государственных функций, административные регламенты исполнительных органов государственной власти, административные регламенты взаимодействия исполнительных органов государственной власти, разработанные на основе Типового регламента взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 2005г. № 30.
Основные правовые нормы состава должностного регламента установлены ст. 47 Федерального закона от 27 июля 2004г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Они включают:
квалификационные требования к уровню и характеру знаний и навыков, предъявляемые к гражданскому служащему, замещающему соответствующую должность гражданской службы, а также к образованию, стажу гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу (опыту) работы по специальности;
должностные обязанности, права и ответственность гражданского служащего за неисполнение (ненадлежащее исполнение) должностных обязанностей в соответствии с административным регламентом государственного органа, задачами и функциями структурного подразделения государственного органа и функциональными особенностями замещаемой в нем должности гражданской службы;
перечень вопросов, по которым гражданский служащий вправе или обязан самостоятельно принимать управленческие и иные решения;
перечень вопросов, по которым гражданский служащий вправе или обязан участвовать при подготовке проектов нормативных правовых актов и (или) проектов управленческих и иных решений;
сроки и процедуры подготовки, рассмотрения проектов управленческих и иных решений, порядок согласования и принятия данных решений;

порядок служебного взаимодействия гражданского служащего в связи с исполнением им должностных обязанностей с гражданскими служащими того же государственного органа, гражданскими служащими иных государственных органов, другими гражданами, а также с организациями;
перечень государственных услуг, оказываемых гражданам и организациям в соответствии с административным регламентом государственного органа;
показатели эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности гражданского служащего.
Положения должностного регламента учитываются при проведении конкурса на замещение вакантной должности гражданской службы, аттестации, квалификационного экзамена, планировании профессиональной служебной деятельности гражданского служащего.
Результаты исполнения гражданским служащим должностного регламента учитываются при проведении конкурса на замещение вакантной должности гражданской службы или включении гражданского служащего в кадровый резерв, оценке его профессиональной служебной деятельности при проведении аттестации, квалификационного экзамена либо поощрении гражданского служащего.
Должностные регламенты призваны содействовать правильному подбору, расстановке и закреплению кадров, повышению их профессиональной квалификации, совершенствованию функционального и технологического разделения труда между руководителями и специалистами при выполнении ими задач, определенных положением об органе, структурном подразделении, а также использоваться при оценке результатов служебной деятельности государственного служащего.
При разработке должностных регламентов гражданских служащих необходимо исходить из положений Конституции Российской Федерации, конституций субъектов Российской Федерации, Федерального закона «О системе государственной службы Российской Федерации», Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской

Федерации», из задач и функций соответствующего федерального министерства или иного федерального органа, закрепленных соответствующим нормативным правовым документом об этом органе, содержания федеральных и региональных государственных программ, а также из задач по развитию соответствующей сферы (отрасли) экономики, установленных соответствующими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, договорами о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Должностной регламент конкретного государственного служащего федерального органа исполнительной власти, как правило, должен содержать следующие разделы.
Общие положения.
Квалификационные требования к образованию, стажу работы, уровню и характеру знаний и навыков.
Должностные обязанности.
Права.
Ответственность.
Перечень вопросов, по которым государственный гражданский служащий вправе или обязан самостоятельно принимать определенные решения.
Перечень вопросов, по которым государственный гражданский служащий вправе или обязан участвовать при подготовке проектов нормативных правовых актов и (или) проектов управленческих и иных решений.
Сроки и процедуры подготовки, рассмотрения, порядок согласования и принятия проектов решений по замещаемой должности государственной гражданской службы.
Порядок служебного взаимодействия государственного гражданского служащего в связи с исполнением должностных
обязанностей с государственными гражданскими служащими в том же государственном органе, государственными гражданскими служащими других государственных органов, гражданами и организациями.
Перечень государственных услуг, оказываемых гражданам и организациям в соответствии с административным регламентом государственного органа.
Показатели эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности гражданского служащего.
Примерные должностные регламенты утверждаются соответствующим органом по управлению государственной службой. Следует отметить, что Указом Президента РФ от 16 февраля 2005 г. № 159 «О Примерной форме служебного контракта о прохождении государственной гражданской службы Российской Федерации и замещении должности государственной гражданской службы Российской Федерации» руководителям государственных органов было предписано в трехмесячный срок утвердить должностные регламенты государственных гражданских служащих в соответствующем государственном органе.
В федеральном законодательстве даны определения государственного служащего.
Федеральный государственный служащий - гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности федеральной государственной службы и получающий денежное содержание (вознаграждение, довольствие) за счет средств федерального бюджета.
Государственный гражданский служащий субъекта РФ - гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности государственной гражданской службы субъекта РФ и получающий денежное содержание (вознаграждение) за счет средств бюджета соответствующего субъекта РФ (в случаях, предусмотренных федеральным законом, государственный гражданский служащий субъекта РФ может получать денежное содержание (вознаграждение) также за счет средств федерального бюджета). Нанимателем федерального государственного служащего является РФ,
государственного гражданского служащего субъекта РФ - соответствующий субъект РФ.
Правовое положение (статус) федерального государственного служащего и государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации, в том числе ограничения, обязательства, правила служебного поведения, ответственность, а также порядок разрешения конфликта интересов и служебных споров устанавливается соответствующим федеральным законом о виде государственной службы (см. ст. 10 анализируемого закона).
Согласно ч. 4 ст. 32 Конституции России граждане РФ имеют равный доступ к государственной службе. Право поступления на государственную службу имеют граждане РФ не моложе 18 лет, владеющие государственным языком, имеющие профессиональное образование и отвечающие иным требованиям, установленных законодательством о государственной службе.
Общие условия равенства доступа к государственной службе означают равное право всех граждан России на занятие любой должности в системе государственной службы нашей страны в соответствии со своими способностями и профессиональной подготовкой. В РФ не допускается установление для граждан при приеме на государственную службу каких бы то ни было прямых или косвенных ограничений, помимо не определенных федеральным законом. Одним из условий приема на государственную гражданскую или правоохранительную службу является наличие у лица, претендующего на замещение должности в системе государственной службы нашей страны, гражданства РФ. Гражданство РФ представляет собой устойчивую правовую связь лица с Российской Федерацией, выражающейся в совокупности их взаимных прав и обязанностей.
Согласно ст. 16 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» гражданин не может быть принят на гражданскую службу и находиться на гражданской службе в случае выхода из гражданства Российской Федерации или приобретения гражданства другого государства, наличия у него гражданства
иностранного государства (других государств), за исключением случаев, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.
Таким образом, государственным служащим государственной службы, за исключением военной службы, в Российской Федерации может быть только гражданин России. Иностранные граждане и лица без гражданства в нашей стране не имеют права доступа к государственным должностям государственной гражданской и правоохранительной службы. Назначение на эти государственные должности государственной службы обязательно связано с принадлежностью к гражданству РФ.
Следующим признаком государственного служащего РФ является признак профессионализма служебной деятельности государственного служащего.
Под осуществлением профессиональной служебной деятельности на должности федеральной государственной службы и на должности государственной гражданской службы субъекта РФ следует понимать осуществление, проведение в жизнь в порядке, установленном законом, должностных полномочий за установленное денежное содержание (вознаграждение), выплачиваемое за счет средств государственного бюджета (федерального бюджета и бюджета субъекта РФ).
Военная служба и правоохранительная служба являются видами федеральной государственной службы. Поэтому военнослужащие, сотрудники милиции, юстиции и др. являются федеральными государственными служащими, правовой статус которых регулируется специальными федеральными законами.
По поводу отнесения правоохранительной службы к виду исключительно федеральной государственной службы в научной литературе высказываются критические замечания. Так, по мнению В.Д. Граждана, А.А. Гришковца и др. некоторые органы (подразделения) правоохранительной службы следует отнести к государственной службе субъекта Российской Федерации. Действительно, подразделения милиции, общественной безопасности, Государственного противопожарного надзора и некоторые другие, осуществляющие свои
полномочия на территории отдельного субъекта Российской Федерации, логичнее было бы передать на уровень субъекта РФ (с учетом их финансирования из соответствующего бюджета РФ).
Как уже было отмечено, в понятие правового статуса входят полномочия государственного служащего, составной частью которых являются предоставленные ему права и обязанности. Кроме того, в понятие статуса государственного служащего включаются следующие элементы: поощрения и гарантии, ответственность.
Под правами государственного служащего понимаются установленные Конституцией России, федеральными законами, иными нормативными правовыми актами и охраняемые государством возможности профессиональной деятельности по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов РФ.
Под обязанностями государственного служащего понимаются установленные Конституцией России, федеральными законами, иными нормативными правовыми актами обязательства систематического осуществления служебных действий, определяющих в своей совокупности содержание профессиональной деятельности государственного служащего по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов РФ.
Как и все граждане России, государственные служащие несут все общегражданские обязанности, определенные Конституцией России (ст. 15, 38, 44, 57, 58, 59). Помимо обязанностей, возлагаемых на государственных служащих Конституцией России, законодательство о государственной службе возлагает на них ряд дополнительных обязанностей, обусловленных статусом государственной службы и статусом государственного служащего.
Под ограничениями для государственного служащего понимаются обусловленные Конституцией России, а также законодательством о государственной службе, условия и запреты, ставящие государственного
служащего в определенный правовой режим, выходить за пределы которого запрещено законодательством.
Обобщив вышеизложенное можно отметить, что государственный служащий гражданской государственной службы - это гражданин РФ, назначенный в установленном порядке на должность федеральной государственной гражданской службы или государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации и исполняющий за денежное содержание, выплачиваемое из средств государственного бюджета, свои служебные полномочия (права и обязанности).
Государственный служащий правоохранительной службы - это гражданин РФ, назначенный в установленном порядке на должность федеральной государственной правоохранительной службы с присвоением специального звания и классного чина в государственных органах, службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина и исполняющий за денежное содержание, выплачиваемое из средств государственного бюджета, свои служебные полномочия (права и обязанности).
Государственный служащий военной службы - это гражданин РФ или иностранный гражданин, назначенный в установленном порядке на воинскую должность федеральной государственной военной службы с присвоением воинского звания в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства и исполняющий за денежного содержание, выплачиваемое из средств федерального бюджета, свои служебные полномочия (права и обязанности).

Еще по теме 6.2. Правовой статус государственного служащего:

  1. Административно-правовой статус государственных гражданских служащих
  2. § 6. Основы административно-правового статуса государственных служащих
  3. Особенности административно-правового статуса государственного гражданского служащего
  4. Основные элементы административно-правового статуса государственных служащих
  5. Административно-правовой статус государственных служащих правоохранительной службы
  6. 6.2. Административно-правовой статус государственных служащих
  7. 6.3. Особенности административно-правового статуса гражданского государственного служащего
  8. Основы общего административно-правового статуса государственных служащих
  9. Глава 6. АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ СТАТУС ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ. ПРОХОЖДЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
  10. Особенности административно-правового статуса служащих правоохранительной службы
  11. 8.2. Административно-правое ой статус государственных служащих

- Кодексы Российской Федерации - Юридические энциклопедии - Авторское право - Адвокатура - Административное право - Административное право (рефераты) -

Понятие, права и обязанности, ограничения и запреты статуса государственного служащего как организационного средства выполнения государством своих целей. Характеристика статуса, государственные органы по вопросам государственной службы, реестр служащих.

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. Понятие и элементы статуса государственного служащего

1.1 Понятие государственного служащего

1.2 Права государственного служащего

1.3 Обязанности государственного служащего

1.4 Ограничения и запреты

Глава 2. Характеристика статуса государственного служащего

2.1 Государственные органы по вопросам государственной службы

2.2 Реестр государственных служащих

Заключение

Список использованной литературы

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования.

Государство, являясь особой организацией публичной политической власти господствующего класса (социальной группы, блока классовых сил всего народа), имеет свои задачи и функции.

Эти задачи и функции практически реализуются посредством конкретных действий личного состава, находящегося на службе у государства - государственных служащих. Государство приобретает реальность и силу именно в этих кадрах в контингенте его служащих.

Задачи и функции государства становятся, при их практической реализации, задачами и функциями набранных государством, служащих. От государственных служащих зависит работа государства.

Государственная служба продолжает и завершает организацию механизма государства, делая её готовой и пригодной к практической реализации задач и функций государства. В каждое звено государственного механизма служба вносит жизнь, комплекс мер, средств, форм и методов для реальной, практической деятельности.

В становлении государственности любого вида государственная служба выступает в качестве первейшего организационного средства выполнения государством своих целей.

В структуре государственной службы различаются чётко две стороны, две группы отношений: организация государственной службы её подготовка и служебная деятельность, осуществление каждым служащим и всеми ими вместе своих служебных практических полномочий.

Организация государственной службы означает её формирование для деятельности и включает большоё круг вопросов: установление должностных наименований и определение полномочий по каждой должности, выработка правил поступления на государственную службу, подготовка кадров и повышение их квалификации, правила продвижения по службе, применения мер поощрения и мер дисциплинарной и иной ответственности, правил прохождения службы и прекращения служебных отношений и некоторые другие правила.

Это большая область отношений связанная с кадрами и имеющая подготовительные цели для практической деятельности.

Другая сторона государственной службы - это практическая деятельность государственных служащих по реализации порученных им полномочий. Каждый служащий занимает должность, определяющую объём его полномочий, которые и подлежат реализации.

Со стороны материального содержания эти полномочия весьма разнообразны (в сфере властной деятельности, исполнительной, в правосудии и т.д.), разнообразны они и по правовым формам своей реализации (составление документов, работа с ними, приём лиц, рассмотрение жалоб и т.д.).

Государственная служба представляет собой один из правовых институтов, нормы которого регулируют обе стороны государственной службы (организацию государственной службы и осуществление государственными служащими практических полномочий).

Цели и задачи работы.Цель данной работы состоит в рассмотрении статуса государственных служащих.

Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие частные задачи:

1. дать понятие государственного служащего;

2. рассмотреть права и обязанности государственного служащего;

3. рассмотреть ограничения и запреты государственного служащего;

4. дать характеристику государственных органов по вопросам государственной службы;

5. рассмотреть комплектование аппарата государства государственными служащими.

Объект исследования - статус государственных служащих.

Предметом исследования являются общественные отношения, связанные с рассмотрением статуса государственных служащих.

Глава 1. Понятие и элементы статуса государственного служащего

1.1 Понятие государственного служащего

Основным действующим лицом на поле государственной службы является должностное лицо. Государственный служащий - лицо, реализующее своей деятельностью функции государства.

Под государственной службой понимается профессиональная деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов. При этом к государственной службе относится исполнение должностных обязанностей лицами, замещающими государственные должности лишь определенных категорий, обозначенных в самом законе. То есть не все лица, занимающие должности в государственных органах, исполняют обязанности, относящиеся к государственной службе Овсянко Д. М. Государственная служба Российской Федерации. М., 2008. С. 57. .

Под этим углом зрения должности в государственных органах подразделяются на государственные и негосударственные должности, что с точки зрения сущности государства является нонсенсом Агапов А.Б. Административное право. М., 2007. С. 83. .

Основными ключевыми точками правового регулирования статуса государственного служащего являются:

а) порядок получение от государства полномочий государственного служащего на совершение властных действий от имени государства,

б) механизм реализации государственным служащим функций должности от имени государства,

в) обеспечение действий служащего, как выразителя воли государства, государственным принуждением;

г) ответственность государственного служащего, в том числе прекращение полномочий, компенсация ущерба обществу.

Обычно под государственным служащим понимается:

· физическое лицо, обычно гражданин данного государства,

· занимающее должность в государственном аппарате,

· наделенное государственно-властными полномочиями по своей должности. В отличие от других трудящихся он имеет полномочия, а не права (правами можно пользоваться или нет, а от должностных обязанностей уклоняться невозможно, полномочия сочетают в себе и права, и обязанности);

· выполняющее функции государства, поэтому действующее от имени государства;

· на возмездной основе; то есть профессионально, получающее основной источник своего существования от деятельности на государственной службе. Бесплатное выполнение государственных функций говорило бы об имущественной состоятельности, экономической независимости от бюджета субъекта управления и, таким образом, о частном распоряжении публичным интересом;

· действия государственного служащего обеспечиваются государственным принуждением. Эти признаки государственного служащего в современном законодательстве РФ имеют определенную специфику правового регулирования Демин А. А. Государственная служба. М., 2008. С. 54. .

Ряд административно-правовых отношений по законодательству Российской Федерации осуществляется с участием в качестве властной стороны специально указанных в законодательстве отдельных должностных лиц. Должностное лицо является одной из разновидностей государственных служащих Агапов А.Б. Административное право. М., 2007. С. 85. .

Понятие государственного служащего выводится из функций государства. Если государство выполняет ту или иную деятельность, прямо определяемую сущностью, классовой структурой, идеологическими постулатами (например, религиозными) данного государства, значит, во вне эту деятельность от имени государства выполнят служащие государства. Признано ли это официально, возведена ли эта деятельность в ранг государственной явным признанием этой деятельности таковой - вопрос второстепенный, вопрос правовой системы в данном государстве. Страны англосаксонской системы права не закрепляют изначально перечень государственных дел, но в случае противоречий по их оценке суд признает эти действия подлежащими защите правом или не признает таковыми; в первом случае они становятся включенными в государственную сферу деятельности и защищаются государственным аппаратом, во втором - они остаются проявлениями случайностей, не возводимых государством в ранг защищаемых правом и не регулирующих общественные отношения.

Деление видов государственной службы, например, в Великобритании, на “военных слуг королевы” и “гражданских слуг королевы” не должно оказывать решающего влияния на сущность статуса государственных служащих. Обычная ассоциация государственных служащих с гражданской службой в Великобритании вызвана по преимуществу историческим происхождением термина. “Термин “гражданская служба” появился в середине Х1Х века в системе английской колониальной администрации в Индии. Разбухший колониальный аппарат Вест-Индской компании был разделен на гражданскую службу и военную службу Овсянко Д. М. Государственная служба Российской Федерации. М., 2008. С. 62. .

Важным вопросом является установление круга лиц, подпадающих под понятие государственного служащего. Включаются ли в их число только гражданские служащие исполнительного аппарата государственной власти, или сюда должны включаться и военизированные и другие службы, работающие по уставам, президент, министры, депутаты и ряд других должностей государственной службы Козбаненко В.А. Публично - правовая природа статуса гражданских и муниципальных служащих: общее и особенное // Гражданин и право. - 2003. - № 9. .

Государственным служащим является гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности федеральной государственной службы и получающий денежное содержание (вознаграждение, довольствие) за счет средств федерального бюджета.

Государственные служащие федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также иных государственных органов, образуемых в соответствии с Конституцией Российской Федерации, признаются государственными служащими Российской Федерации.

Иностранцев принимают на государственную службу и в Великобритании, и в США только на вспомогательные должности за рубежами метрополии.

Доктрина нейтральности государственного служащего распространена в странах, где существует многопартийность. Она признается для того, чтобы обеспечить несменяемость опытных государственных служащих в условиях смены правящей партии в зависимости от результатов очередных выборов. Считается, что партии приходят и уходят, а государственные служащие выполняют свои обязанности, реализуют функции государства. Противоположным принципом является принцип лояльности, когда лучшим служащим признается лицо, верное победившему на выборах лицу.

Социальная значимость государственного служащего такова, что законодательство содержит ряд мер для поддержания его авторитета.

1.2 Права государственного служащего

Государственный служащий имеет право на:

1) обеспечение надлежащих организационно-технических условий, необходимых для исполнения должностных обязанностей;

2) ознакомление с должностным регламентом и иными документами, определяющими его права и обязанности по замещаемой должности гражданской службы, критериями оценки эффективности исполнения должностных обязанностей, показателями результативности профессиональной служебной деятельности и условиями должностного роста Атаманчук Г. В. Сущность государственной службы. М., 2008. С. 37. ;

3) отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжительности служебного времени, предоставлением выходных дней и нерабочих праздничных дней, а также ежегодных оплачиваемых основного и дополнительных отпусков;

4) оплату труда и другие выплаты в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом Овсянко Д. М. Государственная служба Российской Федерации. М., 2008. С. 63. ;

5) получение в установленном порядке информации и материалов, необходимых для исполнения должностных обязанностей, а также на внесение предложений о совершенствовании деятельности государственного органа Атаманчук Г. В. Сущность государственной службы. М., 2008. С. 38. ;

6) доступ в установленном порядке к сведениям, составляющим государственную тайну, если исполнение должностных обязанностей связано с использованием таких сведений;

7) доступ в установленном порядке в связи с исполнением должностных обязанностей в государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения и иные организации;

8) ознакомление с отзывами о его профессиональной служебной деятельности и другими документами до внесения их в его личное дело, материалами личного дела, а также на приобщение к личному делу его письменных объяснений и других документов и материалов;

9) защиту сведений о гражданском служащем;

10) должностной рост на конкурсной основе;

11) профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами;

12) членство в профессиональном союзе;

13) рассмотрение индивидуальных служебных споров в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами;

14) проведение по его заявлению служебной проверки Овсянко Д. М. Государственная служба Российской Федерации. М., 2008. С. 65. ;

15) защиту своих прав и законных интересов на гражданской службе, включая обжалование в суд их нарушения;

16) медицинское страхование в соответствии с настоящим Федеральным законом и федеральным законом о медицинском страховании государственных служащих Российской Федерации;

17) государственную защиту своих жизни и здоровья, жизни и здоровья членов своей семьи, а также принадлежащего ему имущества;

18) государственное пенсионное обеспечение в соответствии с федеральным законом Федеральный закон от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (ред. от 29.03.2008) // "Собрание законодательства РФ", 02.08.2004, № 31, ст. 3215. .

Государственный служащий вправе с предварительным уведомлением

представителя нанимателя выполнять иную оплачиваемую работу, если это не повлечет за собой конфликт интересов Агапов А.Б. Административное право. М., 2007. С. 91. .

1.3 Обязанности государственного служащего

Государственный служащий обязан:

1) соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации и обеспечивать их исполнение;

2) исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом;

3) исполнять поручения соответствующих руководителей, данные в пределах их полномочий, установленных законодательством Российской Федерации;

4) соблюдать при исполнении должностных обязанностей права и законные интересы граждан и организаций;

5) соблюдать служебный распорядок государственного органа;

6) поддерживать уровень квалификации, необходимый для надлежащего исполнения должностных обязанностей;

7) не разглашать сведения, составляющие государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, а также сведения, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей, в том числе сведения, касающиеся частной жизни и здоровья граждан или затрагивающие их честь и достоинство;

8) беречь государственное имущество, в том числе предоставленное ему для исполнения должностных обязанностей Демин А. А. Государственная служба. М., 2008. С. 61. ;

9) представлять в установленном порядке предусмотренные федеральным законом сведения о себе и членах своей семьи, а также сведения о полученных им доходах и принадлежащем ему на праве собственности имуществе, являющихся объектами налогообложения, об обязательствах имущественного характера (далее - сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера);

10) сообщать о выходе из гражданства Российской Федерации или о приобретении гражданства другого государства в день выхода из гражданства Российской Федерации или в день приобретения гражданства другого государства;

11) соблюдать ограничения, выполнять обязательства и требования к служебному поведению, не нарушать запреты, которые установлены настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами;

12) сообщать представителю нанимателя о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, принимать меры по предотвращению такого конфликта.

Государственный служащий не вправе исполнять данное ему неправомерное поручение. При получении от соответствующего руководителя поручения, являющегося, по мнению гражданского служащего, неправомерным, гражданский служащий должен представить в письменной форме обоснование неправомерности данного поручения с указанием положений законодательства Российской Федерации, которые могут быть нарушены при исполнении данного поручения, и получить от руководителя подтверждение этого поручения в письменной форме. В случае подтверждения руководителем данного поручения в письменной форме гражданский служащий обязан отказаться от его исполнения Коренев А. П. Административное право России. В 3-х частях. Часть 1. М., 2005. С. 27. .

В случае исполнения государственным служащим неправомерного поручения гражданский служащий и давший это поручение руководитель несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность в соответствии с федеральными законами.

Государственный служащий, замещающий должность гражданской службы категории "руководители" высшей группы должностей гражданской службы, в целях исключения конфликта интересов в государственном органе не может представлять интересы гражданских служащих в выборном профсоюзном органе данного государственного органа в период замещения им указанной должности Мельников В. П. Государственная служба в России: исторический опыт. М., 2005. С. 41. .

1.4 Ограничения и запреты

Гражданин не может быть принят на государственную службу, а гражданский служащий не может находиться на государственной службе в случае:

1) признания его недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу;

2) осуждения его к наказанию, исключающему возможность исполнения должностных обязанностей по должности государственной службы, по приговору суда, вступившему в законную силу, а также в случае наличия не снятой или не погашенной судимости;

3) отказа от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну;

4) наличия заболевания, препятствующего поступлению на государственную службу или ее прохождению и подтвержденного заключением медицинского учреждения;

5) близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители и дети супругов) с государственным служащим, если замещение должности государственной службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;

6) выхода из гражданства Российской Федерации или приобретения гражданства другого государства Федеральный закон от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (ред. от 29.03.2008) // "Собрание законодательства РФ", 02.08.2004, № 31, ст. 3215. ;

7) наличия гражданства другого государства (других государств), если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;

8) представления подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на государственную службу;

9) непредставления сведений или представления заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

В связи с прохождением государственной службы государственному служащему запрещается:

1) участвовать на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организацией, за исключением некоторых случаев;

2) осуществлять предпринимательскую деятельность;

3) приобретать в случаях, установленных федеральным законом, ценные бумаги, по которым может быть получен доход;

4) быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в государственном органе, в котором он замещает должность, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами;

5) получать в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения).;

6) выезжать в связи с исполнением должностных обязанностей за пределы территории Российской Федерации за счет средств физических и юридических лиц, за исключением служебных командировок, осуществляемых в соответствии с международными договорами Российской Федерации или на взаимной основе по договоренности между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и государственными органами других государств, международными и иностранными организациями Комментарий к Федеральному Закону «О государственной гражданской службе Российской Федерации» / Под редакцией В. А. Козбаненко. М., 2008. С. 78. ;

7) использовать в целях, не связанных с исполнением должностных обязанностей, средства материально-технического и иного обеспечения, другое государственное имущество, а также передавать их другим лицам;

8) разглашать или использовать в целях, не связанных с государственной службой, сведения, отнесенные в соответствии с федеральным законом к сведениям конфиденциального характера, или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей;

9) допускать публичные высказывания, суждения и оценки, в том числе в средствах массовой информации, в отношении деятельности государственных органов, их руководителей, включая решения вышестоящего государственного органа либо государственного органа, в котором гражданский служащий замещает должность гражданской службы, если это не входит в его должностные обязанности;

10) принимать без письменного разрешения представителя нанимателя награды, почетные и специальные звания (за исключением научных) иностранных государств, международных организаций, а также политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, если в его должностные обязанности входит взаимодействие с указанными организациями и объединениями;

11) использовать преимущества должностного положения для предвыборной агитации, а также для агитации по вопросам референдума;

12) использовать должностные полномочия в интересах политических партий, других общественных объединений, религиозных объединений и иных организаций, а также публично выражать отношение к указанным объединениям и организациям в качестве государственного служащего, если это не входит в его должностные обязанности Комментарий к Федеральному Закону «О государственной гражданской службе Российской Федерации» / Под редакцией В. А. Козбаненко. М., 2008. С. 63. ;

13) создавать в государственных органах структуры политических партий, других общественных объединений (за исключением профессиональных союзов, ветеранских и иных органов общественной самодеятельности) и религиозных объединений или способствовать созданию указанных структур;

14) прекращать исполнение должностных обязанностей в целях урегулирования служебного спора;

15) входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации;

16) заниматься без письменного разрешения представителя нанимателя оплачиваемой деятельностью, финансируемой исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации Агапов А.Б. Административное право. М., 2007. С. 94. .

Глава 2 . Характеристика статуса государственного служащего

2.1 Государственные органы по вопросам государственной службы

На федеральном уровне кадровую политику формируют Президент и Правительство Российской Федерации, имеющие в своем подчинении специализированные органы. Так, при Президенте Российской Федерации действует Совет по вопросам государственной службы, состоящий из равного числа представителей Президента, палат Федерального собрания, Правительства, высших органов судебной власти Российской Федерации. При Президенте образован и Совет по кадровой политике. В составе Администрации Президента РФ в качестве самостоятельного подразделения действует Главное управление Президента Российской Федерации по вопросам государственной службы и кадров Комментарий к Федеральному Закону «О государственной гражданской службе Российской Федерации» / Под редакцией В. А. Козбаненко. М., 2008. С. 85. .

Создание специального государственного органа, занимающегося вопросами организационного обеспечения нормального функционирования государственного аппарата, является элементарной задачей государства. В реальности эту функцию государства выполняют совершенно различные государственные структуры в зависимости от формы государства, формы власти и исторического момента Атаманчук Г. В. Сущность государственной службы. М., 2008. С. 50. .

Органы по вопросам государственной службы субъектов Российской Федерации создаются в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.

На органы государственного управления в области государственной службы возлагаются задачи:

1) составления расписания должностей, необходимых для функционирования государственного аппарата,

2) формирование четких требований к каждой должности в виде должностных инструкций,

3) проведение конкурса или иных мероприятий для замещения государственных должностей с тем, чтобы ни одна функция государства не осталась без охвата,

4)контроль правильного выполнения полномочий лицами, замещающими государственные должности,

5) разрешение вопросов наград и ответственности лиц, занимающих государственные должности, и, наконец,

6) разрешение споров, связанных с выполнением обязанностей государственной должности Овсянко Д. М. Государственная служба Российской Федерации. М., 2008. С. 68. .

2.2 Комплектование аппарата государства государственными служащими

При всей важности государственной службы, отмеченной выше, привлекательности для гражданина быть таким государственным служащим, порядок комплектования государственного аппарата государственными служащими является во многом определяющим качество государственного управления в целом.

Ввиду непосредственной связи правосознания граждан, выполняющих обязанности по должностям государственной службы, с качеством осуществляемой ими властной деятельности, государственная служба носит классовый характер, и в ответственные моменты истории подвергается особенно резко выраженному правовому регулированию.

Общепризнанными являются два способа комплектования государственного аппарата - система добычи и система заслуг.

Система добычи заключается в том, что победивший на выборах президент страны, или лицо, совершившее государственный переворот и захватившее власть, считает вполне заслуженным поставить на все государственные должности своих сторонников. Это оперативная и эффективная система захвата власти и ее удержания, но она недолговечна ввиду неспособности такого аппарата создать условия нормального функционирования экономики в государстве. Система заслуг предполагает, что на государственные должности приходят лица, победившие на организованных государством открытых и независимых конкурсах по выбору специалистов Агапов А.Б. Административное право. М., 2007. С. 102. .

Основным отличием системы заслуг от системы добычи является специальные требования качества государственного служащего, его квалификация в области государственного управления. При системе добычи квалификация государственного служащего тоже является привлекающим фактором для руководителя государства, однако не она является определяющим критерием; более важным в этом случае критерием является возможность руководителя осуществлять реальный контроль за таким лицом Овсянко Д. М. Государственная служба Российской Федерации. М., 2008. С. 72. .

Заключение

Итак, мы дали понятие государственного служащего, рассмотрели права и обязанности государственного служащего, ограничения и запреты государственного служащего, дали характеристику государственных органов по вопросам государственной службы, а также рассмотрели комплектование аппарата государства государственными служащими.

Из всего вышеизложенного можно сделать следующие выводы.

Эффективная деятельность государства в экономической, политической и социальной областях во многом зависит от личного состава государственных органов. Одной из задач законодательства о государственной службе является четкое определение прав и обязанностей государственных служащих, создание надлежащих условий для их плодотворной деятельности, правовой и социальной защищенности.

Статус государственного служащего нуждается в некоторой корректировке, связанной в первую очередь к повышению прозрачности его деятельности со стороны общества, к повышению ответственности чиновников за свои действия.

Государственная служба как современный государственно-правовой институт должна быть эффективной, правовой, четко организованной, социально-ориентированной, прочно связывающей государство с обществом.

В последнее время статус государственного служащего пополнился новыми установлениями, ранее являвшимися предметом изучения и регулирования других отраслей права и отраслевого законодательства, например трудового или финансового. Теперь законы предусматривают для государственных служащих пенсионное обеспечение, государственное страхования, денежное содержание (должностной оклад, надбавки к должностному окладу за особые условия службы, выслугу лет, классный чин и денежное поощрение по итогам службы за определенный период времени), различные льготы по налогообложению некоторым категориям государственных служащих, общую продолжительность рабочего времени, очередной и дополнительный оплачиваемый отпуск, совместительство по службе.

Список использованной литературы

Нормативные правовые акты:

1. Конституция РФ от 12.12.1993 г. Российская газета, № 237, 25.12.1993.

2. Федеральный закон от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (ред. от 29.03.2008) // "Собрание законодательства РФ", 02.08.2004, № 31, ст. 3215.

3. Федеральный закон от 27.05.2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» (ред. от 01.12.2007) // "Собрание законодательства РФ", 02.06.2003, № 22, ст. 2063.

4. «Трудовой кодекс Российской Федерации» от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 28.02.2008) // "Собрание законодательства РФ", 07.01.2002, № 1 (ч. 1), ст. 3.

Литература:

1. Агапов А.Б. Административное право. М., 2007. С. 928.

2. Алехин А. П., Кармалицкий А. А., Козлов Ю. М. Административное право Российской Федерации. М., 2006. С. 672.

3. Атаманчук Г. В. Сущность государственной службы. М., 2008. С. 312.

4. Воробьев В. В. Государственная служба: Проблемы становления и развития / Автореф. М., 2000.

5. Гришковец А.А. Государственная служба и гражданское общество: правовые проблемы взаимодействия (практика России) // Государство и право.- 2004.- № 1.- С. 24-36.

6. Гришковец А. А. Правовое регулирование государственной службы // Государство и право. - 2003. - № 4. С. 16-18.

7. Гришковец А. А. Проблемы правового регулирования и организации государственной гражданской службы в Российской Федерации: Автореф. дис. ... докт. юрид. наук. М., 2004.

8. Демин А. А. Государственная служба. М., 2008. С. 792.

9. Иванов В.П. Реформирование государственной службы: Вопросы и перспективы // Журнал российского права. - 2003. - № 5. - С. 5.

10. Куракин А.В. Государственным служащим необходим кодекс поведения, или Концепции реформирования государственной службы - антикоррупционную направленность // Закон и право.-2003. -№ 8. С. 27.

11. Козбаненко В.А. Публично - правовая природа статуса гражданских и муниципальных служащих: общее и особенное // Гражданин и право. - 2003. - № 9.

12. Комментарий к Федеральному Закону «О государственной гражданской службе Российской Федерации» / Под редакцией В. А. Козбаненко. М., 2008. С. 578.

13. Конин Н.М. Административное право России. Общая и Особенная части. М., 2004. С. 559.

14. Коренев А. П. Административное право России. В 3-х частях. Часть 1. М., 2005. С. 280.

15. Мельников В. П. Государственная служба в России: исторический опыт. М., 2005. С. 284.

16. Овсянко Д. М. Государственная служба Российской Федерации. М., 2008. С. 448.

17. Черепанов В. В. Основы государственной службы и кадровой политики. М., 2008. С. 576.



Чтобы скачать работу бесплатно нужно вступить в нашу группу ВКонтакте . Просто кликните по кнопке ниже. Кстати, в нашей группе мы бесплатно помогаем с написанием учебных работ.


Через несколько секунд после проверки подписки появится ссылка на продолжение загрузки работы.
Повысить оригинальность данной работы. Обход Антиплагиата.

РЕФ-Мастер - уникальная программа для самостоятельного написания рефератов, курсовых, контрольных и дипломных работ. При помощи РЕФ-Мастера можно легко и быстро сделать оригинальный реферат, контрольную или курсовую на базе готовой работы - Статус государственного служащего.
Основные инструменты, используемые профессиональными рефератными агентствами, теперь в распоряжении пользователей реф.рф абсолютно бесплатно!



 

Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!