Международные акты источники права социального обеспечения. Международно-правовые акты. Акты международных организаций

Объект преступления — установленный процессуальный порядок задержания и применения меры пресечения в виде заключения под стражу. Дополнительным объектом выступает свобода и личная неприкосновенность граждан.

Объективная сторона преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 301, выражается в заведомо незаконном задержании.

Задержание состоит в кратковременной изоляции лица от общества, сопряженной с лишением его свободы и помещением под охрану. Различается административное и уголовно-процессуальное задержание.

Задержание (административное или уголовно-процессуальное) следует считать незаконным во всех случаях, когда оно произведено без законных оснований, с нарушением установленного процессуального порядка (например, без составления соответствующего протокола) или превышает сроки, указанные в законе.

По смыслу ч. 1 ст. 301 задержание должно быть заведомо незаконным, то есть для виновного должно быть очевидно, что он задерживает в административном или уголовно-процессуальном порядке лицо, не совершавшее административного правонарушения или преступления, либо допускает иные нарушения, делающие задержание незаконным.

Преступление считается оконченным с момента составления протокола о задержании и объявления его задержанному. Если протокол не составляется (и это делает задержание незаконным), то преступление окончено с момента доставления лица в орган дознания или орган, уполномоченный рассматривать административные правонарушения.

Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом, что следует из очевидной для виновного незаконности совершаемых им действий. Мотивы преступления могут состоять в корысти, личной заинтересованности, мести и др.

Субъект преступления — должностные лица, имеющие право производить административное задержание или задержание лица по подозрению в совершении преступления.

Часть 2 ст. 301 устанавливает ответственность за заведомо незаконное заключение под стражу или содержание под стражей.

Заключение под стражу состоит в изоляции обвиняемого (подозреваемого) от общества посредством помещения в следственный изолятор. Порядок применения заключения под стражу в качестве меры пресечения по уголовным делам установлен ст. 108 УПК РФ.

Незаконным является заключение под стражу при отсутствии установленных законом оснований, а также применяемое с нарушением процессуального порядка (например, заключение под стражу без судебного решения). Незаконным также является содержание под стражей сверх установленных ст. 109 УПК сроков при отсутствии соответствующих процессуальных решений.

Преступление, предусмотренное ч. 2 ст. 301, считается оконченным с момента незаконного помещения лица в следственный изолятор или с момента истечения установленного законом срока содержания под стражей.

Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом. Мотивы преступления могут быть любыми, в том числе корыстной заинтересованностью или ложно понятыми интересами службы. Для виновного должен быть очевиден характер совершаемых им незаконных действий.

Субъект преступления в части незаконного заключения под стражу — судья суда общей юрисдикции или военного суда, рассматривающий ходатайства о применении этой меры пресечения. Следователь, дознаватель или прокурор могут нести ответственность за фальсификацию доказательств, если ходатайство о применении меры пресечения в виде заключения под стражу содержит заведомо ложные сведения.

В части незаконного содержания под стражей субъектом преступления выступает начальник места содержания под стражей, не выполняющий обязанности освобождать арестованных, у которых истек срок содержания под стражей, а документы о его продлении не поступили в следственный изолятор.

Квалифицированным видом преступлений, предусмотренных ст. 301, являются заведомо незаконные задержание, заключение под стражу или содержание под стражей, повлекшие наступление тяжких последствий (ч. 3 ст. 301). К тяжким последствиям можно отнести смерть или тяжкий вред здоровью потерпевшего, попытку суицида, тяжелое материальное положение иждивенцев потерпевшего, чрезмерные расходы на адвоката, распад семьи и пр. Преступление считается оконченным с момента наступления тяжких последствий.

Из ст. 15 Конституции РФ следует, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Международные договоры обладают приоритетом перед нормативными актами РФ в случае их противоречия. Права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации признаются и гарантируются согласно общепризнанным принципам и нормам международного права. Поэтому общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ играют важную роль в правовом регулировании социального обеспечения в Российской Федерации.

Классификацию международных нормативных правовых актов, регламентирующих социальное обеспечение, можно провести по различным основаниям. Первым из них может служить юридическая сила международных актов, определяемая в соответствии с постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 10 октября 2003 г. № 5 "О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации". Пункт 8 постановления Пленума закрепляет, что правила действующего международного договора РФ, согласие на обязательность которого было принято в форме федерального закона, имеют приоритет в применении в отношении законов РФ. Правила действующего международного договора, согласие на обязательность которого было принято не в форме федерального закона, имеют приоритет в применении в отношении подзаконных нормативных актов, изданных органом государственной власти, заключившим этот договор (речь идет о нормативных актах Президента РФ или Правительства РФ). То есть международные договоры могут быть классифицированы на: 1) имеющие приоритет перед федеральными законами; 2) имеющие приоритет перед подзаконными нормативными правовыми актами.

В зависимости от субъектно-территориальной сферы действия международные правовые акты можно разделить на четыре группы:

  • 1. в первую группу входят универсальные международные правовые акты, принятые ООН (Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 г., Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 16 декабря 1966 г. и др.);
  • 2. во вторую - акты специализированных организаций (Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), Международной организации труда (МОТ));
  • 3. в третью - акты регионального характера (заключенные в рамках Совета Европы (СЕ), Содружества Независимых Государств (СНГ));
  • 4. в четвертую - двусторонние международные договоры и соглашения РФ.

Говоря об актах, входящих в первую группу, необходимо отмстить, что Всеобщая декларация прав человека провозгласила право каждого человека на социальное обеспечение, закрепила принципы его предоставления. Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах также признается право на социальное обеспечение, гарантируется достаточный жизненный уровень.

Конвенция ООП о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, принятая 18 декабря 1979 г., предусмотрела права женщин на оплачиваемые отпуска по беременности и родам, на соответствующее обслуживание в период беременности, родов, в послеродовой период, на семейные и другие социальные пособия.

Конвенция ООН о правах ребенка, принятая 20 ноября 1989 г., провозгласила право каждого ребенка на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения, благами социального обеспечения.

Декларация ООН о правах инвалидов от 9 декабря 1975 г. закрепляет понятие "инвалид", права инвалидов на медицинское лечение, восстановление здоровья и положения в обществе, на удовлетворительный уровень жизни.

Конвенция ООН о правах инвалидов от 13 декабря 2006 г. нацелена на защиту и обеспечение полного и равного осуществления всеми инвалидами всех прав человека и основных свобод. Конвенция закрепляет принципы: уважения присущего человеку достоинства, его личной самостоятельности, включая свободу делать свой собственный выбор, и независимости; недискриминации; полного и эффективного вовлечения и включения в общество; уважения особенностей инвалидов и их принятия в качестве компонента людского многообразия и части человечества; равенства возможностей; доступность; равенства мужчин и женщин; уважения развивающихся способностей детей-инвалидов и уважения права детей-инвалидов сохранять свою индивидуальность. Кроме того, Конвенция налагает на государства-участники обязанность обеспечивать и поощрять полную реализацию всех прав человека и основных свобод всеми инвалидами без какой бы то ни было дискриминации по признаку инвалидности; принимать все надлежащие законодательные, административные и иные меры для осуществления инвалидами своих прав; принимать все надлежащие меры, в том числе законодательные, для изменения или отмены существующих законов, постановлений, обычаев и устоев, которые являются по отношению к инвалидам дискриминационными; учитывать во всех стратегиях и программах защиту и поощрение прав человека; проводить или поощрять исследовательскую и конструкторскую разработку, а также способствовать наличию и использованию новых технологий, включая информационно-коммуникационные технологии, средств, облегчающих мобильность, устройств и ассистивных технологий, подходящих для инвалидов, уделяя первоочередное внимание недорогим технологиям; предоставлять инвалидам доступную информацию о средствах, облегчающих мобильность, устройствах и ассистивных технологиях, в том числе новых технологиях, а также других формах помощи, вспомогательных услугах и объектах и др.

Резолюцией 46/91 Генеральной Ассамблеи ООН от 16 декабря 1991 г. приняты "Принципы в отношении пожилых людей", цель которых - сделать полнокровной жизнь лиц преклонного возраста. В их числе: независимость (включая доступ к качественному продовольствию, воде, жилью, одежде и медицинскому обслуживанию; наличие возможности работать или заниматься другой деятельностью, приносящей доход, и др.), участие (в том числе и вовлеченность в жизнь общества, активное участие в разработке и осуществлении политики, непосредственно затрагивающей их благосостояние, передачу знаний и опыта представителям молодого поколения), уход (предоставляемый со стороны семьи и общества в соответствии с системой культурных ценностей данного общества), реализация внутреннего потенциала, достоинство (включающее создание условий, позволяющих вести достойный и безопасный образ жизни и не подвергаться эксплуатации и физическому или психологическому насилию).

Таким образом, в международных актах первой группы не только закрепляется право каждого человека на социальное обеспечение, включая социальное страхование, но и определяется тот уровень жизни, который ему должен гарантироваться. По существу, это тот социально-минимальный уровень, который включает в себя все необходимое для обеспечения здоровья и благосостояния человека и его семьи. Вместе с тем эти акты содержат перечни всех социальных рисков, защиту от наступления которых призвано гарантировать государство.

Многие нормы, содержащиеся в Пакте и Всеобщей декларации прав человека, воспроизводятся и развиваются в Декларации прав и свобод человека и гражданина, принятой Верховным Советом РСФСР 22 ноября 1991 г. Декларация не является нормативным правовым актом в буквальном смысле этого слова, но в ней отмечается необходимость приведения законодательства РСФСР в соответствие с общепризнанными международным сообществом стандартами прав и свобод человека. Подчеркивая право каждого на социальное обеспечение по возрасту, в случае утраты трудоспособности, потери кормильца и в иных установленных законом случаях, российская Декларация предусматривает, что пенсии, пособия, другие виды социальной помощи должны обеспечивать уровень жизни не ниже установленного законом прожиточного минимума.

Сфера социального обеспечения - особая, в ней практически отсутствуют ратифицированные конвенции по затронутым вопросам, в отличие от регулирования на международном уровне трудовых отношений.

Пакт об экономических, социальных и культурных правах, основанный на Всеобщей декларации прав человека, лишь в общем виде определяет обязанности государств, его ратифицировавших. Можно сделать общий вывод, что Россия выполняет взятые на себя обязательства, закрепленные в Пакте. Исключение составляет лишь уровень обеспечения, прежде всего пенсионного. Кроме того, Россия, вопреки Декларации прав и свобод человека 1991 г. и Конституции, действовавшей до 12 декабря 1993 г., отказалась гарантировать уровень жизни старым и нетрудоспособным гражданам не ниже установленного законом прожиточного минимума. Гарантия предоставления пенсии не ниже прожиточного минимума исключена из Конституции РФ 1993 г. и Закона 1990 г.

Международные правовые акты по социальным вопросам являются источниками ПСО, поскольку в них содержатся основополагающие идеи о праве каждого человека на различные виды социального обеспечения. Так, Всеобщая Декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций 10 декабря 1948 года, провозгласила право каждого человека на социальное обеспечение и закрепила принципы его предоставления. Право каждого человека на социальное обеспечение признается Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах.

Декларация о правах инвалидов, принятая Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций 9 декабря 1975 года, содержит определение понятия «инвалид», а также провозглашает права инвалидов на медицинское лечение, восстановление здоровья и положения в обществе, на удовлетворительный уровень жизни и др. Конвенция «О пособиях по инвалидности, по старости, по случаю потери кормильца» № 128 (1989 г.) содержит условия назначения пенсий по инвалидности, по старости и по случаю потери кормильца.

Особое место занимают акты такой международной организации, членом которой является Россия, как Совета Европы. Европейская социальная хартия является одним из наиболее важных документов Совета Европы в сфере обеспечения прав человека, составляющих наряду с Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод (ратифицирована РФ в 1998 году) единый механизм защиты прав человека в Европе.

Следующим уровнем международного сотрудничества в данной сфере можно назвать нормотворчество СНГ:

Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников СНГ в области пенсионного обеспечения от 13.03.92 года;

Соглашение о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств - участников СНГ от 15 мая 1992 года и т.д.

У России имеется и некоторое количество двусторонних международных договоров в сфере социального обеспечения:

Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Казахстан о гарантиях пенсионных прав жителей г.Байконур Республики Казахстан от 27.03.1996,

Соглашение между Правительством РФ и Правительством Грузии о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения, подписанное в городе Москве 16.05.1997;

Договор между РФ и Королевством Испания о социальном обеспечении (Мадрид, 11.04.1994)

Конституция Российской Федерации – основной источник права социального обеспечения.

Конституция является основным источником права социального обеспечения. Устанавливая основы конституционного строя в России, Конституция определяет права и свободы человека и гражданина, в том числе и в области социального обеспечения. Она предусматривает следующие принципиальные положения для всего социального обеспечения в стране.

1. Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека

2. В Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты

3. Материнство и детство, семья находятся под защитой государства. Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях

4. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом

5. Поощряется добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность

6. Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений

Перечисленные выше положения о правах и свободах граждан в сфере социального обеспечения, урегулированные Конституцией, являются основой законодательной и иной нормотворческой деятельности всех государственных и других уполномоченных органов.

Важное значение для правового регулирования отношений по социальному обеспечению имеют конституционные положения, касающиеся разграничения компетенции Федерации и субъектов РФ. Согласно ст. 76 Конституции по предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ. При этом последние не могут противоречить федеральным законам, а в случае противоречия действует федеральный закон.

Международное право охраны окружающей среды

Источники ЭП.

Источники:

1. Формальные (Конституции)

2. Материальные

В системе правовых источников важную роль играют международные акты ратифицированные РФей.

В ЭП нет единого кодифицированного акта. Вопроса 2: нужно или не нужен возможно или невозможно его вообще создать.

Сомнения во возможности возникают из-за большого количества норм и т.п.

Кроме того мы получим огромный акт.

Предметы ЭП представляют собой большую группу общественных отношений, кроме того они постоянно изменяются.

При всём при этом есть сторонники создания ЭК. Есть модель ЭК. И сторонники принятия ЭК говорят что он нужен для стабильного регулирования отношений входящих в предмет ЭП.

ФЗ «об охране атмосферного воздуха»

Кроме ФЗ к источника ЭП относятся указы президента РФ, н/п акты правительств, н/п акт федеральных министерств и ведомств

Следующий вид источников – локальные н/п акты.

При решении вопросов о привлечении субъекта за нарушении норм ЭП. Будут применяться локальные акты

Есть вопрос об использовании обычаев как источника ЭП.

Проблемы сохранения окружающей среды относится к глобальным проблемам. Многие объекты окружающей среды находят в пределах международного пространства, либо перемещаются по территории различных государств (мигрирующие группы). Эти объекты не входя в юрисдикцию национальных государств и не являются чьим либо национальным достоянием

Режим их использования и охраны устанавливается на основании различных договоров, конвенций, протоколов, отражающие совместные усилия государств в рамках международного сотрудничества.

Кроме того хозяйственная деятельность на территории 1ого государства может приводить к негативным изменениям окружающей среды на территории другого.

О создании необходимости в сфере охраны окружающей среды произошло во 2ой ½ 20ого века и обусловило динамичное формирование международного права окружающей среды.

2 проблемы:

1. Правовое обеспечение

2. Проблема обеспечения исполнительской дисциплины (технологические дисциплины)

Факторы сказывающиеся на состоянию окруж среды привели к началу серьёзного сотрудничества.

В 1972 году состоялась конференция о окруж среде в Стокгольме. В первой принцип стокгольмской декларации провозглашает связь меду правами человека и окружающей средой. Нет закрепления понятия окруж среды.

В этой декларации определялись стратегические цели и направления действия мирового сообщества в области охраны окружающей среды.

5 июня был провозглашён всемирным днём окруж среды, также был образован постоянно действующий орган ООН по окруж среде. Находится в Кении.



В 1982 году ассамблеей ООН была принята всемирная хартия природы.

Самым крупной экологическим форумом стала конференцией ООН в 20ом веке «по окружающей среде и развитию» в 1992 году в Рио-де-Жанейро.

В настоящее время международное право окруж среды рассматривается учёными как вполне сформированная правовая общность.

В основе этой общности лежат следующие принципы:

1. Окруж среда общая забота человечества. – международное сообщество на всех уровнях может и должно совместно и по отдельности охранять окружающую среду

2. Окруж природная среда вне гос границ является общим достоянием человечества – речь идёт в большей степени о природных ресурсах. Не подлежат национальному освоению. Этот принцип нашёл закрепления в: договоре «О космосе», в конвенции «По Морскому праву», соглашению «о деятельности государств на луне и других небесных телах» 1979 года, а также на конференции ООН 1992 года нашёл своё подтверждение.

3. Свобода исследовать и использовать окруж среды и её компонентов . – все государства и международные межправительственные организации вправе без какой-либо дискриминации осуществлять правомерную, мирную научную деятельность в окруж среде.

4. Принцип рационального использования окруж среды

5. Содействие международному сотрудничеству в исследовании и использовании окруж среды международные проблемы связанные с охраной окруж среды следует решать в духе сотрудничества всех стран на основе равноправия и взаимовыгоды. В целях предотвращения, уменьшения и устранения отрицательного воздействия окруж среду и воспроизводства природных ресурсов. Этот принцип нашёл своё закрепление в большинстве актов

6. Принцип взаимозависимости охраны ОС, мира, развития, обеспечения права прав человека и фундаментальных свобод – это общечеловеческие ценности, на осуществления которых должны быть брошены силы всех государств

7. Принцип преосторожного подхода к окружающей ср еде – закреплён в декларации Рио-де-Жанейро в 1992 году и других актах.

8. Право на развитие – оно должно соблюдаться таким образом. Чтобы адекватно удовлетворялись потребности нынешних и будущих поколений в области развития и окруж среды.

9. Принцип предотвращения вреда – в соответствии с этим принципом все государства должны идентифицировать и оценивать вещества, технологии, производства и категории активности, которые влияют или могут влиять существенным образом на окруж среду. Они обязаны систематически исследовать, регулировать или управлять ими в целях предотвращения нанесения вреда окруж среде или его существенному уменьшению. Этот принцип получил своё закрепление во «Всемирной хартии природы» 1982 год.

10. Предотвращения загрязнения окруж среды – каждое государство должно принять индивидуально или коллективно все меры необходимы для предотвращения, уменьшения и контроля за загрязнением любых компонентов окруж среды. Он нашёл закрепление в значительном количестве актов: международной конвенции о предотвращении загрязнения судов и т.д.

11. Принцип ответственности государств – любое государство несёт политическую или материальную ответственность предусмотренную нормами международного права в области охраны окруж среды.

12. Отказ от иммунитета от юрисдикции международных или иностранных судебных органов – этот принцип требует частных волеизъявлений.

Источники МП охраны окруж среды:

1. Международные акты

2. Обычаи – имеют небольшой вес. Они применяются на глобальном уровне.

Охраной ОС занимаются специализированные

1. учреждения и органы ООН,

2. межправительственные организации

3. Региональные и субрегиональные органы

4. Международные и неправительственные организации (Гринпис, Всемирный фонд дикой природы)

Ведущую роль в организации международного сотрудничества в деле охраны ОС играет ООН.

Он располагает целой системой органов, деятельность которых направлена на развитие международной природоохранной деятельности государств.

1. Генеральная ассамблея ООН:

а. определяет основные направления экологической политики государств,

б. разрабатывает принципы взаимоотношений государств по охране ОС,

в. принимает решения о проведения международных конференций ООН, по важнейшим проблемам ОС,

г. Разрабатывает проекты международных конвенций

д. Создаёт новые природоохранные органы.

2. При Генеральной Ассамблеи ООН существует научный комитеты.

3. Следующим органом при ООН – Экономической социальный совет при ООН:

a. Координация государств в области охраны ОС

b. Организует исследования

c. Составляет доклады по международным вопросам охраны ООН

4. Региональные экологические комиссии и специализированные учреждения ООН.

a. Всемирная организация Здравоохранения

b. Международная морская организация

c. Сельскохозяйственная и продовольственная организация международных наций (ФАО)

5. ООН по вопросам образования науки и культуры (ЮНЕСКО) – разработали:

a. международную программу «человек и биосфера», в рамках этой программы были созданы:

v конвенция «Об охране всемирного культурного и природного наследия». - 1972

v Конвенция «О водно-болотных угодьях имеющих международное значения, главным образом местом обитания водоплавающих птиц», - 1971.

b. программа ООН по окруж среде (ЮНЭП)

v Охрана отдельных природных объектов

v Борьба с различными видами природного воздействия

v Рациональное использование природных ресурсов

v Мониторинг – наблюдение за состоянием ОС

v Разработка международно-правовой основы природоохранной деятельности

6. Международный союз охраны природы - сохранение естественных экосистем, пород животных, создание заповедников

7. Международное агентство по атомной энергии (МАГОТЭ) – создано в 1952 году для программы обеспечения ядерной безопасности и охраны ОС от радиоактивного загрязенния.

ГЛАВА 4. ИСТОЧНИКИ ПРАВА СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

План занятия

1. Понятие и виды источников права социального обеспечения.

2. Международно-правовые акты.

3. Классификация нормативно-правовых актов.

Понятие и виды источников права социального обеспечения

Понятие «источник права» является многозначным. В юридическом смысле этим понятием обозначают «способ выражения государственной воли», способ, с помощью которого правилу поведения государственной властью придается общеобязательная сила. В данном аспекте оно практически совпадает по содержанию с термином «внешняя форма права» и рассматривается в настоящей главе.

В теории права выделяют следующие виды источников: правовой обычай, нормативный договор, нормативно-правовой акт, прецедент (судебный или административный). Состав источников конкретной отрасли права определяется природой регулируемых ею отношений (Приложение. Рис.8.).

Рисунок 8. Источники права социального обеспечения

Важнейшей функцией современного государства является функция социальной защиты населения. В целях сохранения социальной стабильности государство выделяет на социальное обеспечение средства с учетом своих экономических возможностей и создает соответствующие государственные структуры. Именно поэтому веления государственных органов относительно видов социального обеспечения, условий их предоставления и размеров облекаются в форму нормативно-правовых актов , которые служат основным источником права социального обеспечения. В советский период они были не только основным, но и единственным источником права социального обеспечения. Изменение социально-экономической и политической ситуации в стране привело к расширению состава источников.

Правовая база для этого заложена Конституцией РФ, в соответствии с которой общепризнанные нормы и принципы международного права и международные договоры РФ являются составной частью правовой системы страны (часть 4 ст. 15).

Понятие общепризнанных принципов и норм международного права раскрыто в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 10.10.2003 г. «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации». Общепризнанные принципы – это основополагающие императивные нормы, т.е. юридически обязательные правила поведения, принимаемые и признаваемые всем международным сообществом государств, отклонение от которых недопустимо. Основным источником таких норм и принципов считается Устав ООН.

Положения официально опубликованных международных договоров могут действовать в Российской Федерации непосредственно, если для их применения не требуется издания внутригосударственных актов, либо после совершения компетентными органами власти установленных законом действий. К таким действиям относятся: подписание, обмен документами, ратификация, утверждение, принятие, присоединение и другие, о которых условились договаривающиеся стороны (ст.6 ФЗ от 15.07.1995 г. «О международных договорах Российской Федерации»).



Нормы международных договоров имеют преимущественную силу перед российскими законами, если они содержат иные правила поведения. Они обязательны для судов при рассмотрении гражданских, уголовных и административных и других дел.

В последние годы в научной и учебной литературе в качестве источника права социального обеспечения указываются локальные акты , принимаемые непосредственно в организации, в том числе, локальные нормы, включаемые в коллективные договоры (Захаров М.Л., Тучкова Э. г. Право социального обеспечения России. Учебник. М., 2004. С.141; Гусов К.Н. (отв.ред.). Право социального обеспечения России. Учебник. М., 2004. С.93.).

В теории права коллективные договоры признаются нормативными договорами , содержащими общеобязательные правила поведения. Коллективный договор – это правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей (ст.40 Трудового кодекса РФ 2001г.). Следовательно, сторонами этого договора и возникающих на его основе правоотношений являются работники и работодатель, а источником финансирования дополнительных выплат (например, единовременные пособия в связи с рождением ребенка, вступлением в брак и др.) – средства работодателя. Определить отраслевую принадлежность указанных отношений с помощью устоявшихся теоретических концепций не представляется возможным. Но очевидно, что они имеют частную, а не публичную природу. Решение вопроса о включении локальных актов в круг источников права социального обеспечения прямо зависит от концептуального подхода к предмету данной отрасли права.

Что касается судебного прецедента, тоонофициально не включается в число источников российского права. Классическое определение судебного прецедента как правила, сформулированного при разрешении конкретного дела и обязательного для применения при последующем рассмотрении аналогичных дел, действительно не дает для этого оснований.

Однако следует согласиться с большинством отечественных авторов в том, что судебная власть в лице Конституционного Суда РФ уже фактически осуществляет правотворческие функции. Решения Конституционного Суда (в форме постановлений и определений) принимаются по вопросам о соответствии Конституции РФ законов и других правовых актов, по спорам о разграничении компетенции между органами государственной власти, по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и другим. Они являются обязательными для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений.

В деятельности Конституционного Суда РФ рассмотрение обращений, касающихся социального обеспечения, занимает значительное место. В качестве примера можно привести Постановление от 10.07.2007 № 9-П « По делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 10 и пункта 2 статьи 13 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и абзаца третьего пункта 7 Правил учета страховых взносов, включаемых в расчетный пенсионный капитал» и др.

Правовые позиции Конституционного Суда представляют собой обобщенные выводы, содержащие толкование конституционного смысла положений отраслевых законов и иных нормативно-правовых актов. Они обогащают конституционную основу для отраслевого правотворчества, что в полной мере касается и социального обеспечения.

Нельзя не отметить и особое значение для правоприменительной практики постановлений Пленума Верховного Суда РФ, решений Верховного Суда РФ по отдельным делам принципиального характера и решений нижестоящих судов, одобренных Верховным Судом РФ при кассационном рассмотрении дел и составлении обзоров судебной практики, опубликованных в официальных изданиях.

Довольно часто постановления Пленума Верховного Суда РФ содержат положения, фактически восполняющие пробелы действующего законодательства. В качестве иллюстрации можно привести постановление Пленума Верховного Суда РФ от 14.12.2000 г. «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел, связанных с реализацией инвалидами прав, гарантированных Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». В соответствии с ним суд вправе удовлетворить требование истца об индексации сумм возмещения вреда, нанесенного здоровью вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, с учетом индекса роста потребительских цен, рассчитанного государственными органами статистики РФ.

Студентам следует хорошо усвоить разницу между материальными и формально-юридическими источниками права, понимать сущность современных теоретических взглядов на систему источников российского права.

Международно-правовые акты

Международно-правовое регулирование выражается в разработке международных стандартов в области социального обеспечения. Его задачами являются также гармонизация и координация законодательства разных стран по вопросам сохранения приобретаемых прав при переезде гражданина из одного государства в другое в процессе трудовой деятельности, а также сохранения приобретенных прав на конкретный вид пенсии или пособия в случаях изменения страны постоянного местожительства.

Международные акты, содержащие нормы социального обеспечения, принято классифицировать по различным признакам: географической сфере действия, по кругу лиц, по юридической силе и др.

По географической сфере действия международные нормы о социальном обеспечении можно объединить в следующие группы: универсальные, которые должны выполняться во всех государствах мира; региональные, действующие только в пределах конкретного региона; двухсторонние, обязательные только для стран-участников.

В основе разделения международных актов по кругу лиц лежат особенности субъектов. Субъектная дифференциация наглядно проявляется в Конвенциях МОТ (№ 156 (1981 г.) о трудящихся с семейными обязанностями; № 143 (1975 г.) о трудящихся-мигрантах; № 169 (1989 г.) о коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни) и актах других международных организаций.

По юридической силе международные источники права социального обеспечения можно классифицировать на: 1) акты, обязательные для исполнения государствами-участниками международной организаций, без ратификации; 2) акты, обязательные для исполнения после совершения компетентным государственным органом установленных национальным законодательством действий (подписания, ратификации и т.п.); 3) акты, не подлежащие ратификации и не обязательные для исполнения.

К первой группе относятся учредительные документы международных организаций. Нормы, содержащиеся в учредительных договорах, имеют прямое действие, т.е. не нуждаются в ратификации. Они имеют приоритет по отношению к внутригосударственному праву и порождают юридические обязательства для государств-членов международной организации, приводят в действие средства международного контроля и предусматривают ответственность за неисполнение.

Ко второй группе относятся документы ООН, МОТ, акты региональных международных организаций, включая международные договоры, обязательные для соблюдения только после ратификации компетентным государственным органом. Ратификация международного документа – это юридический акт, совершая который государство заявляет о его полном признании и берет на себя обязательство привести в соответствие с ним внутреннее законодательство страны и практику. Международные договоры РФ, предметом которых являются основные права и свободы человека и гражданина, а также требующие изменения действующего законодательства, подлежат обязательной ратификации.

С момента вступления в силу договора у государства, как субъекта международного права, возникает юридическая обязанность исполнения договора.

В эту группу входит Международный пакт ООН об экономических, социальных и культурных правах 1966 г., в котором правам в области социального обеспечения посвящено несколько статей. Участвующие в нем государства признают право каждого человека на социальное обеспечение, включая социальное страхование (ст.9); право на достаточный жизненный уровень, включая право на свободу от голода (ст.11); на наивысший достижимый уровень физического и психического здоровья (ст.12).

Среди важнейших актов ООН следует выделить Конвенцию ООН о правах ребенка 1989 г., ратифицированную СССР 13.06.1990 г. Конвенция касается широкого круга гражданских и социально-экономических прав ребенка. В частности, государства-участники признают право ребенка на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения и средствами лечения болезней и восстановления здоровья (ст.24),право на социальное обеспечение, включая социальное страхование (ст.26), право на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития ребенка (ст.27) и т.п.

В качестве примера двусторонних договоров можно привести Договор между Российской Федерацией и Королевством Испания о социальном обеспечении от 11.04.1994 г. Этот Договор распространяется на пособия по временной нетрудоспособности, семейные пособия, пособия в связи с несчастным случаем на производстве и профессиональным заболеванием, пенсии по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца.

Третью группу составляют документы, не являющиеся международными договорами. Они содержат в основном нормы рекомендательного характера. Наиболее важными из них являются декларации ООН и рекомендации МОТ по вопросам социального обеспечения, например, Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Декларация социального прогресса и развития 1969 г. и др.

Интегрируясь в мировую экономическую систему, Россия ведет активную работу по ратификации и подготовке к ратификации международных договоров в области труда и социального обеспечения. Начиная с 1998 г., Российская Федерация уже ратифицировала 6 конвенций МОТ. Перечень конвенций, ратификации которых придается первостепенное значение, является приложением к Генеральному Соглашению между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством РФ на 2008-2010г г. В нем указаны такие основополагающие конвенции МОТ по вопросам социального обеспечения как: Конвенция № 102 «О минимальных нормах социального обеспечения» (1952 г.); Конвенция № 117 «Об основных целях и нормах социальной политики» (1962); Конвенция № 157 «Об установлении международной системы сохранения прав в области социального обеспечения» (1982); Конвенция № 168 «О содействии занятости и защите от безработицы» (1988).

Характеризуя международные акты, содержащие нормы социального обеспечения, нельзя не отметить Европейскую социальную хартию (Пересмотренную) 1996 г., подписанную Россией 14.09.2000 г. В Хартии проводится четкое разграничение между правом на социальное обеспечение (ст.12) и правом на социальную помощь (ст.13). Кроме того, ст.30 закрепляет право на защиту от нищеты и социального отторжения.

Особое место среди международных источников права социального обеспечения занимают акты стран-участников СНГ. Правам человека в области социального обеспечения посвящена Конвенция Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека от 26.05.1995 г.

Договор об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях от 29.03.1996 г. между Беларусью, Казахстаном, Кыргызстаном и Россией закрепляет в качестве главной перспективной цели – создание Сообщества интегрированных государств.

Реализация указанной цели невозможна без расширения процесса миграции рабочей силы. Правовое регулирование миграции трудоспособного населения в рамках СНГ, обеспечение социальной защиты мигрантов и членов их семей осуществляется на основе Соглашения о сотрудничестве в области трудовой миграции и социальной защиты трудящихся-мигрантов от 15.04.1994 г.

Первым шагом на пути гармонизации национального законодательства в области социального обеспечения стало Соглашение о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения от 13.03.1992г., которое подписали Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Российская Федерация, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан и Украина. Соглашение распространяется на все виды пенсионного обеспечения, предусмотренные действующим, а также будущим законодательством.

Государства СНГ подписали уже целый ряд Соглашений по вопросам социального обеспечения: Соглашение о порядке пенсионного обеспечения и государственного страхования сотрудников органов внутренних дел государств-участников Содружества Независимых государств от 24.12.93г., Соглашение об оказании медицинской помощи гражданам государств-участников Содружества Независимых государств 1996 г. и др.

Большой круг вопросов социального обеспечения регулируется межправительственными соглашениями государств-участников СНГ: Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о гарантиях пенсионных прав жителей города Байконур от 27.04.1996 г., Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Молдова о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения от 10.02.1995 г. и др.



 

Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!