Кладбище зараженной техники. Влияние аварии на Чернобыльской АЭС

Отстойник зараженной радиацией техники "Рассоха", применявшийся в ликвидации последствий аварии на ЧАЭС, расположенный поблизости одноименного покинутого села в 30-километровой Зоне отчуждения - довольно известное широкой общественности место. И снимки, помещенные в данном фото отчете тоже весьма заурядные. Их уникальность состоит только лишь в одном - вероятно, это был последний репортаж с радиоактивного кладбища машин. В ноябре-декабре 2012-го года отстойник "Рассоха" прекратил своё существование, всё что удалось отмыть-дезактивировать было разрезано на куски и сдано на металлолом, а остальную "грязную" технику, например изрядно фонившие вертолеты переместили в 10-километровую зону, в пункт захоронения радиоактивных отходов "Буряковка".
Как же так вышло, что стальные верные друзья ликвидаторов, бросивших вызов смертельной опасности, были безжалостно порезаны и отправлены на переплавку? С 2011 года начались активно распространяться слухи, о сокращении Чернобыльской Зоны отчуждения по границы речки Уж. Остальная территория, признанная условно чистой должна была отойти к охотничьему хозяйству Януковича, помимо уже существующего Днепровско-Тетеревского, расположенного в 20 с лишним километрах отсюда.
В сентябре 2012 года, мне посчастливилось увидеть всё, что уцелело на тот момент. Ведь Рассоху начали потихоньку резать еще с 2006 года.

1. БРДМ - бронированная разведывательно-дозорная машина. Активно использовались при ликвидации последствий, броня уменьшала уровень гамма-излучения в несколько раз, кроме того машина была оборудована встроенным радиометром. Как правило, такие "броники" использовали для радиационной разведки - замеров уровней на местности.

2. Ряды "броников"

3. Фас. Очень маневренная и скоростная машинка, чем то похожа на катер, кстати способна плавать.

4. Транспортный многоцелевой вертолёт МИ 6. "Миша". На Рассохе таких красавцев изначально было шесть штук. К моему визиту, более-менее целым остался только один.

5. Еще несколько порезанных машин

6. А от этого остались одни лопасти. Еще, говорят, раньше стояло тут несколько маленьких МИ-2, но от них и след простыл.

7. На борту мёртвого МИ-6

8. Кузов грузовика, смотрится достаточно мрачно...

9. Кабины, ошметки железа.

10. Тяжелая инженерная машина разграждения - ИМР. Сейчас на Донбассе, у армии ДНР есть такая махина, 2-я ее модификация.
А тогда, в 1986-1987 году эти монстры были просто незаменимы - толстая броня защищала от радиации, ими валили "Рыжий лес", захоранивали целые деревни...

11. Этот экземпляр ИМРа, в отличии от многих своих сотоварищей, и сейчас разбросанных по всей ЧЗО на вечной стоянке, на момент съемки сохранился идеально. К сожалению, этот экспонат, достойный занять место в музее памяти ЛПА, разрезан на металл...

12. Остатки легендарного советского вездехода "Шишига"

13. Периметр отстойника и ряд уцелевших "ЗИЛов"

14. В прямом смысле этой фразы - перевернули с ног на голову

16. В сторону ближайшей жилой деревни, расположенной по ту сторону колючего ограждения ЧЗО, ведет тропинка, с отчетливыми следами колес ручной повозки. Годами люди занимались на "Рассохе" нелегальным промыслом, тягая металл и зарабатывая копейки на еду и водку...Сейчас этому положен конец.

17. Кран полностью зарос, видать пытался мимикрировать, но и это ему не помогло - распилили

18. Автоцистерны

19. Военный путепрокладчик БАТ. К сожалению, башню уже срезали.

20. Типичный пейзаж отстойника "Рассоха"

21. А так выглядело двадцать лет назад...От техники просто в глазах рябит. Сделать бы тут музей...Но уже поздно.

22. Так сейчас со спутника выглядит бывший отстойник "Рассоха". Технику распилил, поле перепахали. Всё как и было до аварии, когда тут располагался маленький аэродром...

Забываются подвиги прошлых лет, уходят из жизни герои, а с ними и немые свидетели, всего что было - железные машины...
Безжалостная поступь времени, да человеческая жадность стирают всё.
Спасибо за внимание. ЧЗО, сентябрь 2012-го года.

Возле пожарной части в городе Чернобыль есть небольшой музей под открытым небом. В нем представлена та самая техника, которая принимала участие в ликвидациях последствий чернобыльской аварии — причем, принимала участие в самых "горячих точках", где не могли работать люди — это крыша машзала и Третьего энергоблока.

Большинство устройств, работающих при столь высоких уровнях радиации, уже давно захоронены как твердые радиоактивные отходы, но часть техники удалось отчистить до более-менее приемлимого уровня — когда к ней можно подходить на 5-6 метров.

Итак, сегодняшняя прогулка — по музею техники возле пожарной части в Чернобыле.

02. Подъезжаем к пожарной части. Возле нее находится вот такой памятник всем тем, кто принимал участие в ликвидации последствий аварии.

03. Дозиметристы, пожарные, военные и врачи как бы заворачивают, закрывают разрушенный Четвертый блок огромным покрывалом. Этот памятник создали сами работники пожарной части Чернобыля.

06. А чуть в стороне от памятника находится выставка техники. Это она помогала "заворачивать покрывалом" разрушенный Четвертый энергоблок — в тех зонах, где нахождение человека было смертельно опасным. Впрочем, крышу Третьего блока в итоге все равно чистили люди — почти 4000 человек работали по 1-2 минуты в излучении от 1000 до 10000 рентен в час.

07. Для очистки кровель станции старались приспособить все, что только возможно. Вот небольшой радиоуправляемый бульдозер. Работал, скорее всего, не на кровлях, а внизу, под стенами — собирал упавший сверху радиоактивный мусор — куски графита, части активной зоны реактора и прочее.

07. Передача ковша с усиленной цепью. Бульдозер сгребал мусор в ковш, а затем опрокидывал его назад, в кузов. В месте переброски груза борта кузова нарощены дополнительными секциями.

09. Вот эта штука работала непосредственно на очистке кровель ЧАЭС. По предложению инженера Самойленко, что руководил штабом ликвидации последствий аварии, на крыше Третьего блока был разбит бетонный парапет, и вот такое устройство с ковшом, как у грейдера, проезжало по крыше и сбрасывало радиоактивный мусор вниз.

Создан этот "атомный грейдер" на базе советского лунохода. Всего их было 4 штуки, три из которых давно захоронены в ядерных могильниках. Оставшийся четвертый — более-менее чистый, но близко подходить все равно не стоит, уже в 4-5 метрах дозиметр начинает показывать приличное превышение уровня радиации.

Вот в этом видео Самойленко рассказывает про очистку кровель (фрагмент с 6-й минуты):

10. А это — остатки немецкого полицейского робота для разминирования. "Светит" от этих гусениц прилично. Робот тоже участвовал в очистке кровель, но быстро "сгорел". Советские специалисты при заказе робота в Германии указали сильно заниженные уровни радиации (из-за глупой "секретности"), в которых должен был работать робот — вот аппарат и вышел из строя.

Впрочем, "луноходы" тоже горели.

11. Еще один грейдер, собранный непонятно из чего.

12. В целом, Чернобыль показал абсолютную неготовность СССР к ядерной войне, в частности — к принятию ядерных ударов и ликвидации последствий заражения территорий. Всю технику приходилось буквально "собирать на коленке" из строительного и военного оборудования, мало приспособленного к условиям высокого радиационного фона.

13. Броневичок БРДМ-2, перевозивший людей в непосредственной близости от места аварии. Несмотря на отсутствие специальной антирадиационной защиты, обычная броня неплохо снижает уровни фоновой радиации.

14. Радиоуправляемый бульдозер с ковшом-захватом.

15. А вот это оборудование для перегрузки. Такими "лапами" радиоактивный мусор перегружался в транспорт, что отвозил его в забетонированные могильники.

17. Ликвидация последствий аварии в той или иной форме продолжается до сегодняшнего дня и будет идти еще 70 лет.

Кладбище техники в Чернобыле - одна из самых масштабных техногенных свалок, оставшихся на территории бывшего Советского Союза, которая заставляет о многом задуматься. Стоит признать, что она не единственная. После распада СССР осталось достаточно много военной техники в небольших республиках. Новым властям содержать ее стало слишком дорого, поэтому ее попросту списывали, оставляли ржаветь на улице. Но с этим кладбищем совсем другая история. В этом случае технику специально бросили в опасной зоне, чтобы уберечь людей от которой эти машины были загрязнены.

Авария в Чернобыле

Кладбище техники в Чернобыле - одно из последствий аварии на Чернобыльской АЭС, которое мы можем наблюдать и сегодня.

Пожалуй, дату года запомнил весь мир. Именно в этот день произошла самая крупная техногенная катастрофа в мире. Авария на Чернобыльской АЭС сразу унесла немало жизней, однако последствия ее в долгосрочной перспективе оказались куда разрушительней. Многие годы те, кто так или иначе был связан с этой аварией или ее ликвидацией, боролись с болезнями и недугами, вызванными радиацией. Вред здоровью людей, который нанесла эта авария, по мнению ученых, в полной мере отразится еще на нескольких следующих поколениях.

Ликвидация аварии

Для ликвидации последствий аварии было задействовано более полумиллиона человек и огромное количество техники, которая сейчас даже не поддается учету. В кратчайшие сроки с территории в 30 километров, окружавшей АЭС, эвакуировали более 100 тысяч жителей. Эти места навсегда стали непригодны для проживания.

Власти оперативно приняли решение строить саркофаг, который должен был захоронить остатки радиоактивных веществ, а также руины взорвавшегося атомного реактора. Для этого задействовали большое количество строительной техники, которая также оказалась загрязнена.

Техника в Чернобыле

В Чернобыле - одно из самых крупных на территории бывшего Советского Союза. Конечно, до аварии такого количества машин здесь просто не было. Их стали активно свозить сюда со всей территории СССР, чтобы оперативно эвакуировать жителей и ликвидировать последствия аварии. Техника, получившая наибольшую дозу радиации, была сразу утилизирована в могильнике. Ее попросту закопали. А некоторые инженерные машины, которые непосредственно работали в эпицентре аварии, были замурованы в саркофаге. Они буквально стали опорами для него.

Оперативно закопали и все автобусы, которые доставляли бригады ликвидаторов к АЭС. Они также получили огромную дозу облучения и были опасны для человека. Основу кладбища техники в Чернобыле составляли машины, принимавшие участие в строительных работах. В данном случае проводить деактивацию оказалось либо невозможно, либо слишком дорого. Технику бросили в запретной зоне вдалеке от людей.

Какая техника попала на кладбище?

Сегодня доступно большое количество фотографий, на которых изображено кладбище техники в Чернобыле. Это автобусы, грузовики, военные бронетранспортеры и даже самолеты. Брошенными оказались и личные автомобили местных жителей, так как при эвакуации пришлось забирать только самые необходимые вещи. К тому же большинство людей верили, что совсем скоро смогут снова вернуться домой.

Кладбище в Чернобыле ярко демонстрирует, что в ликвидации аварии принимали участие все, кого только можно было задействовать в кратчайшие сроки. В первую очередь это относится к военным и силовым структурам, например, к пожарным службам. Было и много добровольцев, которые приезжали на своем транспорте. Сегодня на кладбище радиоактивной техники в Чернобыле особенно жутко выглядят разобранные машины. Выходит, что люди, рискуя жизнью, разбирали их на запчасти, чтобы перепродать, не задумываясь о том, что и отдельные детали скорее всего радиоактивны.

Город-призрак

Сегодня кладбище техники в Чернобыле, фото которого есть в этой статье, сконцентрировано в районе города-призрака - Припяти. Тут повсюду настоящие апокалиптические пейзажи, которые будоражат сознание каждого. От многих машин остались только скелеты. Все остальное разошлось на запчасти. Внутренности разворованы и распроданы мародерами. Эти места, как и все загадочное и таинственное, сегодня манят к себе многих туристов. Одни мечтают увидеть в зоне отчуждения мутантов, другие - сделать фотографии безжизненного мира. Экскурсии в Припять проводят, но только по тем местам, где были проведены работы по деактивации грунта, а также окружающих зданий.

Все, приезжающие в Чернобыль, обязательно посещают Припять, а также окрестности электростанции, на которой произошел взрыв. Еще один важный пункт программы - кладбище заброшенной техники.

Влияние аварии на Чернобыльской АЭС

Как повлияла Чернобыльская катастрофа на людей и окружающую природу? Ответить на этот вопрос сложно даже через 30 лет после трагедии. Очевидно, что сегодня помолодели многие заболевания - все чаще инфаркты происходят с совсем молодыми людьми. Не исключено, что это одно из последствий аварии на электростанции. Еще более очевидное последствие - всплеск онкологических заболеваний. Ведь радиация серьезно влияет на онкологию. К тому же она оказала негативное влияние на животный мир. В запретной зоне сегодня значительно сократилась популяция особей.

Кладбище, которому посвящена эта статья, пожалуй, лучше всего иллюстрирует беспомощность, которую человек испытывает против атомной энергии. Оценив количество техники, которое сейчас остается в Чернобыле, можно осознать, какие усилия были направлены на эвакуацию людей и ликвидацию последствий аварии. Вокруг же сегодня остается только пустота и устрашающие разрушения.

Не так давно в Сети появилась новость о том, что кладбище техники исчезло из Чернобыля. В доказательство даже приводили снимки, сделанные с современных космических спутников, высказывались различные теории. Некоторые даже утверждали, что зараженная техника используется в конфликте на юго-востоке Украины. В действительности же данные сообщения оказались фейком. Техника и сейчас остается на территории Чернобыля.

В Чернобыльской Зоне Отчуждения находится немало объектов, интересных для посещения. Отсутствие человека и стадия необратимой деградации зданий сформировали уникальный постапокалиптический мир, не предполагающий наличия в нем людей. В ЧЗО много различных элементов, которые формируют этот мир. Это и , заросли, и . Вместе с тем, есть еще один важный элемент в культуре Зоны Отчуждения, который оказал влияние на возникновение нынешней постапокалиптической реальности. Речь идет о брошенной технике в этих местах.
1)


В Чернобыльской Зоне Отчуждения в свое время функционировали ПЗРО - Пункт захоронения радиоактивных отходов. Представляли собой они обыкновенные могильники и отстойники техники, которая принимала участие в ликвидации последствий аварии на ЧАЭС. Ввиду высоких уровней радиации в 1986-1987 гг. техника (а именно - вертолеты, ИМР, БМП, грузовики, тягачи и т.д.) была загрязнена радионуклидами и, соответственно, являлась непригодной для дальнейшей эксплуатации. Загрязненную технику отправляли в ПЗРО, где она и стояла до наших дней, представляя собой настоящее техническое кладбище различных машин. На территории Зоны Отчуждения находятся два таких ПЗРО - "Буряковка" и "Рассоха". Особенно интересна в этом плане "Рассоха" - долгое время там находились вертолеты, которые принимали участие в ликвидации последствий аварии, а также бесчисленное количество бронетранспортеров. Но вот тут как раз беда. Начиная с 2006 года доступ на объект был ограничен, а в конце 2012 года "Рассоха" прекратила свое существование. Что-то распилили на металлолом, что-то ликвидировали. Поскольку активно ездить в Чернобыльскую Зону я начал в 2012 году, я просто физически не мог на "Рассоху". Чтобы оценить всю эстетику этого ПЗРО рекомендую посмотреть это фото:
2)


Потрясающее великолепие винтокрылых машин и колесно-гусеничной техники! Какое-то время время интерес любителей техники Зоны Отчуждения удовлетворяла ПЗРО "Буряковка". С вертолетами там, конечно было туго, но вот всей остальной техники хватало в изрядном количестве. В 2012 году у меня было два варианта поездки в Зону - в сентябре или в августе. Я поехал в августе и.. не попал на "Буряковку". С 2013 года на этот объект введен ограниченный доступ. В принципе, техника не является первоочередным пунктом моих интересов в Зоне Отчуждения, поэтому я к этому отношусь достаточно спокойно. Если хотите посмотреть "Буряковку", anzee (кликабельно) 2010 года, а также снимки проекта "Припять-Сити" (смотреть и ). Я же, в свою очередь, покажу немного фотографий брошенной техники, которую можно встретить в самых разных уголках Зоны Отчуждения. Все еще хранящие следы радиоактивного загрязнения, пораженные ржавчиной и с облупившейся краской, но вместе с тем, настоящие атрибуты радиоактивного технического индастриала постапокалиптического мира Зоны...
3)


Окрестности станции Янов, кладбище ИМР - инженерные машины разграждения. ИМР использовались для снятия радиоактивного грунта.
4)


Фирменным знаком ИМР является его фееричный ковш.
5)


Для некоторых опытных ходоков в Зону Отчуждения ИМР посещение ИМР сродни религии. Есть у меня такой знакомый Александр Артюховский из Петербурга, для которого техника в Зоне гораздо важнее посещения Припяти. Лично я отношусь равнодушно к этим железным уродцам, но, тем не менее, согласен с тем, что они тоже играют роль в формировании постапокалиптической культуры Зоны.
6)


Любители дозиметрии всегда замеряют эти колесики. Здесь определенно фонит, правда, я не знаю, какие именно здесь значения, но фон повышен. Повышенный фон вполне логичен - ведь техника передвигалась по радиоактивному грунту.
7)


Такой вот уродец на Янове.
8)


9)


Есть здесь своя эстетика, но лично мне достаточно одного посещения, чтобы удовлетворить свое любопытство относительно техники в Зоне.
10)


Помимо "Буряковки" техника в Зоне кучкуется на станции Янов. Туда, кстати, тоже сейчас проблематично попасть ибо технику начинают пилить.
11)


12)


Время, индастриал, постапокалиптика... Машины в мире без людей.
13)


Сел Копачи. Рядом стоит МТС, поэтому в окрестностях села можно встретить различную технику, в том числе и сельскохозяйственного назначения.
14)


"Троллейбус, который идет на восток". Уникальный чернобыльский троллейбус в одном экземпляре, село Копачи. Самих "траликов" в Зоне не было (и не могло быть), надпись на нем говорит о том, каких целях он использовался.
15)


Зимний чернобыльский троллейбус.
16)


ИМР в Копачах. Само село Копачи было полностью захоронено техникой. Видимо, ИМР остался как раз после самой ликвидации села.
17)


Зерноуборочный комбайн СК -5 "Нива"
18)


В Зоне есть еще одно скопление сельскохозяйственной техники в селе Зимовище, однако я там еще не был.
19)


20)


Задний дворик в Припяти.
21)


Там же.
22)


Чернобыльский "запорожец", село Куповатое. Надо будет порекомендовать в коллекцию известного корчеведа всея ЖЖ yozas_gubka .
23)

Знаменитый припятский ковш. Или ковш имени Руслана Мурадова, известного в чернобыльских кругах любителя именно этого предмета.
24)


Ковш в зимнее время. Сам ковш использовался для очистки крыши от графита 4-го энергоблока ЧАЭС. Внутри ковша повышенный радиационный фон, 8-9 миллирентген можно поймать дозиметром там.
25)


Остатки техники в лесу, дорога на Что она делает в глухом лесу - непонятно.
26)


С другого ракурса.
27)


28)


29)


Ну а напоследок - кладбище кораблей, чернобыльский затон.
30)


Фото сделаны рано утром, поэтому получились таким красочными.
Хоть я и не побывал в "Рассохе" и "Буряковке", но представление о находящейся технике в Зоне Отчуждения получить все же можно. К сожалению, техника принадлежит к исчезающим объектам Зоны, так как ее распиливают на металлолом и с каждым годом ее становится все меньше в этих местах. Но кое-что еще пока можно увидеть...



 

Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!