Правовые основы социальной защиты населения. Правовые основы социальной защиты и гарантии в сфере социального обеспечения различных категорий граждан (108ч). Ii. мотивация учебной деятельности

Описание презентации Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения по слайдам

1. Россия- социальное государство Социальная политика государства – социальная защита населения (охрана труда и здоровья людей, государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развитие системы социальных служб, устанавливаются пенсии и пособия.)

Формы социальной защиты 1. Социальное страхование 2. Социальная помощь 3. Пенсионное обеспечение 4. Медицинское обеспечение 5. Пособия, связанные с рождением и воспитанием детей.

1. Социальное страхование – деятельность осуществляемая страховыми и пенсионными фондами, которая позволяет накапливать денежные средства работников, населения и оказывать им денежную помощь, выплаты в будущем.

2. Социальная помощь — это предоставление гражданам социальных пособий, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров. Основные формы: субсидии на коммунальные услуги, бесплатные лекарства, путёвки и т. д.

Финансирование из средств федерального бюджета Категории граждан, имеющих право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению Государственное пенсионное обеспечение Военнослужащие Участники Великой Отечественной войны Граждане, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда» Граждане, пострадавшие в результате радиационных или техногенных катастроф Граждане из числа космонавтов Граждане из числа работников летно-испытательного состава Нетрудоспособные граждане

Виды трудовой пенсии Пенсия по старости Пенсия по инвалиднос ти Пенсия по случаю потери кормильца Право на пенсию признании гражданина в установленном порядке инвалидом I, II или III группы. Правом на пенсию обладают нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца. Наличие 5 лет страхового стажа; Достижение возраста (мужчины — 60 лет, женщины — 55 лет).

Исчисление размера пенсии Фиксированный базовый размер Страховая часть Накопительная часть Зависит от суммы страховых взносов и пенсионных прав, приобретенных до 1 января 2002 г. (расчетного пенсионного капитала)Устанавливается в твердой сумме (до 1 января 2015 г.) В некоторых случаях устанавливается в повышенных размерах (наличие иждивенцев, достижение 80 -летнего возраста) Зависит от суммы страховых взносов, поступивших на финансирование данной части пенсии и инвестиционного дохода (пенсионных накоплений)

Трудовая пенсия по старости 60 лет – мужчины 55 лет – женщины При наличии 5 лет страхового стажа Социальная пенсия по старости 65 лет – мужчины 60 лет – женщины При отсутствии 5 лет страхового стажа. П е н с и я п о и н в а л и д н о с т и Д о сти ж е н и е в о зр аста. Переход на пенсию по старости

Размеры трудовых пенсий подлежат периодическому увеличению (индексации) в связи с инфляцией, ростом цен и средней заработной платы Индексация

4. Медицинское обеспечение 1. Оказывается бесплатно 2. Осуществляется в пределах предусмотренных обязательным медицинским страхованием. 3. Дополнительные услуги за счёт личных средств.

5. Пособия, связанные с рождением и воспитанием детей. 1. Пособие по беременности и родам. 2. Единовременное пособие при рождении ребёнка 3. Ежемесячное пособие на ребёнка 4. Ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребёнком. 5. Материнский капитал.

Конституция РФ (ст. 38, 39, 41) гарантирует социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потерикормильца, для воспитания детей и в иных
случаях, установленных законом.
государственные пенсии
социальные пособия
материнство и детство находятся под защитой государства.
медицинская помощь в учреждениях здравоохранения
оказывается гражданам бесплатно за счет средств
соответствующего бюджета, страховых взносов, других
поступлений.
Наличие соответствующих ФЗ является необходимой гарантией
для реализации гражданами своего конституционного права на
социальное обеспечение

Социальная защита

социальная политика государства, которое
стремится правовыми средствами
обеспечить существование определенных
групп населения, нуждающихся в
социальной поддержке.
Основной способ социальной защиты –
социальное обеспечение

Социальное обеспечение -

Социальное обеспечение совокупность мероприятий, проводимых
или поддерживаемых государством,
направленных на обеспечение и
обслуживание нуждающихся в социальной
поддержке групп населения (престарелых и
нетрудоспособных граждан, безработных,
семей с детьми...).

Социальное обеспечение
осуществляется за счет:
Обязательного социального страхования
Состоит из 6 частей:
1. Обязательное страхование на случай временной нетрудоспособности (болезни),
2. Обязательное страхование в связи с материнством,
3. Обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и
профессиональных заболеваний,
4. Обязательное медицинское страхование,
5. Обязательное пенсионное страхование,
6. Обязательное страхование на случай смерти застрахованного лица или
несовершеннолетнего члена его семьи.
Прямые ассигнования из бюджетов различных уровней
Иных источников

Право социального обеспечения:
самостоятельная отрасль российского права,
на основе норм которой устанавливаются
юридические факты, реализуется и
защищается право граждан на различные
виды социального обеспечения

Виды социальной защиты населения:
пенсии,
пособия работающим,
одиноким матерям и малообеспеченным семьям, в которых
есть дети;
пособия по безработице;
компенсационные выплаты и социальные пособия;
содержание и обслуживание лиц пожилого возраста и
инвалидов в учреждениях социального обслуживания;
протезирование;
профессиональное обучение и трудоустройство инвалидов;
медицинская помощь и лечение;
социальное пособие на погребение,
различные льготы.

Пенсии

Трудовые пенсии
(ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ»
от 17 декабря 2001 г.)
Финансирование за счет средств
обязательного пенсионного
страхования
Назначаются и выплачиваются:
трудовая пенсия по старости;
трудовая пенсия по инвалидности;
трудовая пенсия по случаю потери
кормильца.
Пенсии по государственному
пенсионному обеспечению
ФЗ «О государственном
пенсионном обеспечении в РФ»
от 15 декабря 2001 г.
Финансирование – федеральный
бюджет.
Право на пенсию имеют:
федеральные государственные служащие;
военнослужащие, проходившие военную
службу по призыву в качестве солдат,
матросов, сержантов и старшин;
участники Великой Отечественной
войны;
граждане, пострадавшие в результате
радиационных или техногенных катастроф;
нетрудоспособные граждане.

Пособия

являются социальной помощью, которая в установленных
законом случаях либо заменяет заработок, либо
дополняется к пенсии или заработку.
Предусмотрены различные виды пособий:
пособие по временной нетрудоспособности;
пособие гражданам, имеющим детей;
пособие по безработице;
пособие беженцам и вынужденным переселенцам;
пособие на погребение и др.

Компенсационные выплаты:

1. за время отпуска до достижения ребенком возраста 3 лет;
2. студентам и аспирантам за время академического отпуска;
3. женам сотрудников органов внутренних дел и
военнослужащих-контрактников, проживающих в
местностях, где отсутствует возможность их
трудоустройства;
4. гражданам, занятым уходом за инвалидом, престарелым
или ребенком-инвалидом;
5. на детей, находящихся под опекой и попечительством;
6. вынужденным переселенцам и беженцам;
7. учащимся на питание и др.

Определения:

Трудовая пенсия по инвалидности устанавливается в случае наступления
инвалидности при наличии ограничений способности к трудовой
деятельности III, II или I степени, определяемой по медицинским показаниям.
Инвалидом признается лицо, которое в связи с ограничением жизнедеятельности
вследствие наличия физических или умственных недостатков нуждается в
социальной помощи и защите.
Субсидия - имеющая целевое назначение полная или частичная оплата
предоставляемых гражданам социальных услуг.
Набор социальных услуг - перечень социальных услуг, предоставляемых
отдельным категориям граждан в соответствии с законом.

Трудовой (страховой) стаж

С введением в РФ обязательного пенсионного
страхования появилось понятие страхового стажа:
1. общий трудовой стаж;
2. страховой стаж:
а) смешанный страховой стаж;
б) специальный страховой стаж;
3. непрерывный трудовой стаж

1. Общий трудовой стаж - суммарная продолжительность трудовой и
иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 г., т. е. до
вступления в силу Закона о трудовых пенсиях.
2. Страховой стаж - суммарная продолжительность периодов работы и
(или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые
взносы в Пенсионный фонд РФ, а также иных периодов,
засчитываемых в страховой стаж.
А) В смешанный страховой стаж включаются как страховые, так и иные
периоды, во время которых не отчислялись страховые взносы в
Пенсионный фонд РФ.
Б) Специальный страховой стаж - суммарная продолжительность
трудовой деятельности в определенных профессиях, должностях,
производствах, отраслях, в определенных местностях, с которым
закон связывает определенные правовые последствия (например,
право на досрочную трудовую пенсию по старости по Закону о
трудовых пенсиях).

3. Специальный трудовой стаж - суммарная
продолжительность определенной деятельности, в период
которой лицо не подлежало обязательному социальному
страхованию (например, выслуга лет для военнослужащих
по Закону от 12 февраля 1993 г.).
4. Непрерывный трудовой стаж - продолжительность
последней непрерывной работы в одной организации или
в нескольких, если перерыв в трудовой деятельности не
превысил установленных законодательством сроков.

Приступая к рассмотрению вопроса о конкретных средствах правового регулирования, необходимо ответить на вопрос, что, же такое правовое регулирование.

Правовое регулирование - это целенаправленное воздействие на поведение людей и общественные отношения с помощью правовых средств.

Правовое регулирование является частью регулирования социального.

В узком смысле под правовым регулированием понимается воздействие норм права и других специально-юридических средств на поведение людей и общественные отношения в целях их упорядочения и прогрессивного развития. Это разностороннее воздействие на общественные отношения всех правовых явлений, в том числе правовых идей, принципов правовой жизни общества, не воплощенных в юридические формы (законы, нормативно-правовые акты, решения судебных органов, и т.д.)

Из вышеуказанного определения вытекает, что правовое регулирование это такое воздействие, при котором ставятся достаточно ясно обозначенные цели. Например, в целях предотвращения дискриминации в области образования, издается закон, воздействующий на субъектов образовательной деятельности. И воздействие норм данного закона, в результате которого реализуются поставленные цели, можно назвать правовым регулированием. Если же под воздействием норм права возникают последствия, не предусмотренные законодательством, либо противоречащие ему, то такое воздействие нельзя называть правовым регулированием. Беляев В.П., Мануковская А.Н., Фарберова О.Е. - Право социального обеспечения: Учебное пособие. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: 2013 г.

Нельзя считать правовым регулированием воздействие, осуществляемое неюридическими средствами. Так, воздействие на сознание и поведение людей через средства массовой информации, путем пропаганды, агитации, нравственного и правового просвещения и обучения не может быть отнесено к правовому регулированию как социально-юридически организующей деятельности.

Безусловно, в реальной жизни духовное, идеологическое, психологическое воздействие права взаимосвязано, сочетается со специально правовым регулированием. Воздействие на общественные отношения, поведения людей специально-юридическими средствами и способами, в свою очередь оказывает влияние на духовно-нравственную, идеологическую сторону жизни человека.

В сферу правового регулирования входят отношения, имеющие следующие признаки:

  • - в данных отношениях проявляются интересы индивида и общества;
  • - реализация взаимных интересов, при которой каждый идет на ущемление каких-либо своих интересов;
  • - отношения эти строятся на согласии соблюдать какие-либо установленные правила;
  • - эти отношения требуют соблюдения правил, обязательность которых подкреплена действенной силой.

В сферу правового регулирования входят три группы общественных отношений:

  • - отношения по обмену ценностями;
  • - отношения по властному управлению обществом;
  • - отношения по обеспечению правопорядка.

Социальное обеспечение всегда занимало и занимает одно из ключевых, определяющих мест в жизни государства и общества. Оно непосредственно зависит от развития экономики и теснейшим образом связано с политикой и социальным благополучием людей труда и неработающих слоев населения.

В экономической и юридической науке понятие социального обеспечения трактуется неоднозначно и до сих пор не является общепринятым. В семантическом понимании социальное обеспечение означает «предоставление достаточных материальных средств к жизни кому-либо со стороны общества». Иными словами, различные формы помощи общества своим членам в этом определении трактуются как социальное обеспечение. Между тем формы и виды такой помощи могут быть самыми разнообразными. Исходя из этого, в науке сложились две основные концепции содержания этого понятия - экономическая и правовая. Сторонники экономической концепции включали в социальное обеспечение все виды помощи членам общества за счет общественных фондов потребления (в том числе бесплатное среднее, среднее специальное и высшее образование, бесплатное предоставление жилья (либо жилищных субсидий), бесплатные физкультура и спорт, обслуживание учреждениями культуры, псе виды пенсий, пособий, социальное обслуживание, медицинская помощь и лечение, а также различного рода льготы для отдельных категорий граждан). Основу данной концепции составлял способ распределения благ через общественные фонды потребления.

Представители правовой концепции изначально базировали свою позицию одновременно па нескольких порой мало совместимых критериях, в частности па экономическом и субъектном. Они считали, что обеспечение должно касаться не всех членов общества, а лишь определенных граждан, пользующихся особой защитой со стороны государства. К числу субъектов, которые пользовались особой заботой общества на отдельных этапах его развития, относились различные категории граждан (в царской России - сначала лишь чиновники и военнослужащие, затем - наемные работники тяжелой промышленности и члены их семей). Беляев В.П., Мануковская А.Н., Фарберова О.Е. - Право социального обеспечения: Учебное пособие. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: 2013 г.

Принципы социального обеспечения:

  • 1. Всеобщность социального обеспечения. Конституция Российской Федерации, Декларация прав и свобод человека и гражданина, принятая Верховным Советом РСФСР 22 ноября 1991 г., устанавливают равную и одинаковую для каждого возможность при наступлении конкретных социально значимых обстоятельств получить определенные виды социального обеспечения независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и других обстоятельств.
  • 2. Осуществление социального обеспечения за счет как страховых платежей, так и средств бюджета. Конституционное право граждан на социальное обеспечение гарантируется системой обязательного социального страхования. Как показывает опыт стран с рыночной экономикой, практика Российской Федерации, социальное страхование является наиболее рациональной, проверенной временем формой социального обеспечения работников при наступлении страховых рисков.
  • 3. Дифференциация видов, условий и уровня обеспечения в зависимости от трудового вклада, причин нуждаемости и иных социально значимых обстоятельств. Данный принцип раскрывается через правовые нормы, которые устанавливают виды социального обеспечения, условия выплаты, размеры.
  • 4. Обязанность государства гарантировать уровень социального обеспечения не ниже прожиточного минимума. Принцип зависимости уровня обеспечения от прожиточного минимума означает, что пенсии, пособия, компенсационные выплаты, различные виды социального обслуживания должны поддерживать уровень жизни нуждающихся в социальной помощи не ниже установленного законом прожиточного минимума.
  • 5. Гарантированное получение социальной помощи в случаях, когда человек нуждается в ней в силу обстоятельств, признаваемых социально значимыми. Содержание данного принципа выражается в том, что к числу оснований, признаваемых государством социально значимыми и влекущими его обязанность предоставить социальную помощь, относятся различные события, которые могут сопровождать человека в течение всей его жизни. Это - достижение определенного возраста; потеря трудоспособности временно либо постоянно, полностью или частично; утрата кормильца семьей; длительная профессиональная деятельность в определенных сферах; беременность и роды; наличие детей в семье; нуждаемость в медицинской помощи и лечении, в постороннем уходе, средствах передвижения; протезирование; вынужденное переселение; смерть близких и т. д.
  • 6. Многообразие видов социального обеспечения. Данный принцип находит свое выражение в том, что в случае наступления того или иного социального риска государство оказывает социальную поддержку, помощь различными способами (денежные выплаты, социальные услуги и др.).
  • 7. Участие общественных объединений, представляющих интересы граждан, в разработке, принятии и осуществлении решений по вопросам социального обеспечения и защиты их прав. Общеправовой принцип о праве каждого на объединение для защиты своих интересов и гарантированности свободы деятельности общественных объединений находит свое преломление в названном выше отраслевом принципе. Укреплению правового статуса лиц, охватываемых сферой социального обеспечения, способствует их активная позиция в отстаивании своих интересов. Объединения ветеранов, инвалидов, солдатских матерей стали инициаторами ряда законов: Федеральный закон от 12.01.1995 N 5-ФЗ (ред. от 28.11.2015, с изм. от 14.12.2015) "О ветеранах", Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 28.11.2015, с изм. от 14.12.2015) "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". К вопросу об определении понятия «социальная защита» (правовой аспект) Т.К. Миронова [Текст] //"Трудовое право", 2013, N 3

Сущность социального обеспечения наиболее рельефно проявляется в его функциях: экономической, политической, демографической, реабилитационной и других.

Экономическая функция социального обеспечения заключается в замещении заработка (дохода и содержания), утраченного в связи с возрастом, нетрудоспособностью или потерей кормильца; частичном возмещении дополнительных расходов при наступлении определенных жизненных обстоятельств; оказании минимальной денежной или натуральной помощи малоимущим гражданам.

Источником финансирования для ее осуществления служат государственные (централизованные) внебюджетные фонды социального назначения, которые образуются по территориальному принципу. К внебюджетным фондам социального назначения относятся: пенсионный, фонд занятости, фонд обязательного медицинского страхования, социального страхования, социальной поддержки.

Политическая функция социального обеспечения способствует поддержанию стабильности в обществе, в котором имеются значительные различия в уровне жизни различных слоев населения.

Демографическая функция призвана регулировать и стимулировать воспроизводство народонаселения, необходимое для нормального развития страны.

Социально-реабилитационная функция направлена на восстановление общественного статуса нетрудоспособных граждан и других социально слабых групп населения, позволяющего ощущать им себя полноценными членами общества.

Таким образом, социальное обеспечение представляет собой совокупность общественных отношений по распределению централизованных внебюджетных фондов социального назначения и перераспределение части государственного бюджета в целях удовлетворения потребностей граждан (и членов их семей) в случае утраты источника средств к существованию, несения дополнительных расходов или отсутствия необходимого прожиточного минимума по объективным социально значимым причинам, а так же оказания медицинской помощи, содействия семье в содержании и воспитании детей, предоставления других социальных льгот и услуг.

В правовой литературе понятие социального государства справедливо увязывается с понятием социальной защиты, а также его соотношение с социальным обеспечением.

В широком смысле слова под социальной защитой понимается система социальных отношений, при которых индивид способен самостоятельно позаботиться о себе, создать условия для жизнедеятельности и духовного развития. Он как бы социально «самообслуживается». В данном значении социальная защита практически совпадает с разветвленной системой гарантий прав человека. Что касается социальной защиты в узком смысле слова, то имеется в виду конкретная социальная политика государства, стремящегося правовыми мерами обеспечить удовлетворительное или хотя бы безбедное существование тем группам населения, которые находятся в особо сложном материальном положении и не способны без внешней поддержки улучшить его.

480 руб. | 150 грн. | 7,5 долл. ", MOUSEOFF, FGCOLOR, "#FFFFCC",BGCOLOR, "#393939");" onMouseOut="return nd();"> Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

Ибраева Бактыгуль Саметовна. Конституционно-правовые основы организации и функционирования системы социальной защиты населения в Российской Федерации: диссертация... кандидата юридических наук: 12.00.02 Москва, 2007 197 с. РГБ ОД, 61:07-12/1310

Введение

Глава 1. Теоретико-методологические аспекты организации и функционирования системы социальной защиты населения : Z0

1 Социальная защита населения как функция социального государства. 20

2 Конституционно-правовые институты системы социальной зашиты населения 34

3 Общая характеристика функций и полномочий органов исполнительной власти и местного самоуправления в сфере социальной защиты населения 45

Глава 2. Организация и функционирование органов исполнительной власти и органов местного самоуправления в сфере социальной защиты населения :

1 Полномочия Президента Российской Федерации в сфере социальной защиты населения 61

2 Полномочия Правительства Российской Федерации и других федеральных органов исполнительной власти в сфере социальной защиты населения 71

3- Функции и полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере социальной защиты населения 123

4 Организация и функционирование органов местного самоуправления в сфере социальной защиты населения 149

Заключение 163

Перечень литературы 179.

Введение к работе

Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью теоретического анализа пока еще мало изученной юридической наукой проблемы становления и развития в России системы управления социальной защитой населения, совершенствования этой системы, укрепления государственных гарантий социальной защищенности граждан в условиях осуществляемых в стране экономических и административных реформ.

За последние 15 лет политическая, экономическая и социальная ситуация в России кардинально изменилась. В президентском Послании 2007 года подчеркивается, что за период с 2000 года больше чем в два раза увеличились реальные доходы населения. При этом вдвое сократились масштабы бедности. 1

Вместе с тем жизненный уровень большинства населения России

остается низким, а значительная его часть также нуждается в социальной

защите государства Социальная защита малообеспеченных слоев населения

в этих условиях становится одной из важных задач органов федерального,

регионального и муниципального управления. Назрела необходимость в

качественном улучшении их работы.

Однако решение этой задачи осуществляется сложно, противоречиво и болезненно. Связано это, в частности, с попыткой принизить активную роль социального государства, подменить ее моделью либеральной, демократической, сводящей его роль к функции «ночного сторожа». В этой связи в своем Послании Президент В.В. Путин отметил, что «какие бы задачи

1 Послание Федеральному Собранию Российской Федерации Президента РФ В,В, Путина// Российская газета. 2007 год, 27 апреля.

мы не решали в культуре, экономике или социальной сфере, мы обязаны искать самые эффективные пути методы их реализации». 2

Большое внимание уделено увеличению финансирования процессов,

позволяющих повысить уровень и качество жизни населения.

Роль социальной защиты населения возрастает в условиях появления

новых источников его незащищенности; безработица, инфляция,

несправедливое распределение собственности в процессе приватизации,

снижение объема и качества основных социальных услуг, повышение

стоимости жилья и др. Реформы 2000-2005 г.г. хотя и обеспечили

некоторый статистически фиксируемый рост экономики и благосостояния

населения, не смогли приостановить процессы дифференциации доходов

населения, переломить тенденцию несоответствия социальных

обязательств государства его финансовым возможностям. Не всегда

оправданное увеличение числа льгот и льготников, сопровождаемое

множеством нарушений и злоупотреблений, неэффективным

организационно-правовым механизмом распределения денежных средств,

чаще всего не решают, а углубляют противоречия в сфере социальной

защиты населения,

В результате в Российской Федерации возникло отставание развития государственных институтов социальной защиты населения как в территориальном разрезе (федеральном, региональном и местном), так и в социальном - дифференциация населения на социальные группы в зависимости от доходов и жизненного уровня. Это повлекло за собой

нарушение единых конституционных основ социальной защиты населения. Декларирование и простое перечисление конституционных прав и свобод человека и гражданина становится в практическом плане малопродуктивным занятием. Необходим принципиально новый уровень организации и деятельности всей государственной системы власти и управления, действующей в социальной сфере, включая систему специализированных органов власти и управления социальной защитой населения, направление деятельности государственного механизма на обеспечение достойного уровня жизни всех слоев населения и, прежде всего, на реализацию конституционных принципов социальной защиты населения.

Актуальность темы обусловлена и тем, что в настоящее время

отсутствуют развитые управленческие механизмы социальной защиты тех

Отсутствие ясных представлений о реальном уровне жизни людей нередко

приводит к разработке управленческими аппаратами заформализованных,

оторванных от практики правовых процедур оказания гражданам социальной

Системное исследование правовых механизмов становления и развития органов государственной власти и местного самоуправления, действующих в сфере социальной защиты населения, настоятельно требует изучения богатого практического опыта организации и деятельности этих органов. Однако накопленный в этой сфере практический опыт носит фрагментарный характер, плохо обобщается и распространяется, что замедляет разработку рациональных систем управления социальной защитой населения,

В юридической литературе проблематике управления социальной защитой населения уделяется внимание главным образом в связи с анализом

закрепленных Конституцией Российской Федерации социальных прав и свобод человека и гражданина. В то же время государственно-правовые механизмы реализации этих прав, функционирование и развитие системы органов управления социальной защитой населения остаются в тени.

Разработка проблематики управления социальной защитой населения диктуется также необходимостью теоретического осмысления во многом малоуправляемых процессов, происходящих в социальной сфере общества, без чего трудноразрешимой задачей становится определение наиболее рациональных шагов по развитию эффективной системы управления социальной защитой населения.

Цели и задачи исследования . Целью настоящей диссертационной работы является комплексный системный анализ действующей конституционно-правовой основы развития системы управления социальной защитой населения и на его основе определение путей совершенствования этой системы во взаимосвязи с организационным, финансовым, материальным обеспечением.

Для достижения цели исследования ставится задача изучить и проанализировать следующие проблемы:

Провести комплексный анализ сущности конституционных понятий
«социальное государство», «социальная защита», «социальное обеспечение»
и других, уточнить их правовое содержание; проанализировать соотношение
конституционных понятий «социальная политика», «социальное
государство», «социальная защита»;

определить конституционно-правовые основы формирования и развития системы управления социальной защитой населения в современной России;

определить сущность и роль системы управления социальной защитой населения в системе институтов социального государства;

исследовать конституционно-правовые основы системы органов исполнительной власти и местного самоуправления в сфере социальной

защиты населения, определить направления ее дальнейшего совершенствования;

Исследовать проблемы развития системы органов исполнительной
власти и местного самоуправления в сфере социальной защитой населения на
федеральном, региональном уровнях и на уровне муниципальных
образований;

разработать и обосновать предложения по повышению эффективности функционирования органов социальной защиты населения;

разработать концептуальные основы управления социальной защитой населения, и на этой основе подготовить научно-практические рекомендации и предложения.

выявить общие тенденции развития систем управления социальной защитой населения на федеральном, региональном и муниципальном уровнях в направлении формирования единых государственных систем управления социальной защитой населения.

Объект исследования Объектом диссертационного исследования

являются общественные отношения, складывающиеся в процессе формирования и развития системы социальной защиты населения на современном этапе развития Российской Федерации.

Предмет исследования составляют международные правовые акты, нормативно-правовые акты Российской Федерации и ее субъектов, акты органов местного самоуправления содержащие цели, принципы и правовые институты взаимодействия органов исполнительной власти и местного самоуправления в сфере социальной защиты населения на федеральном, региональном и местном уровнях.

Степень разработанности темы . Выбор темы диссертационного исследования определяется не только актуальностью темы исследования, ее теоретической и практической значимостью, но и недостаточной разработанностью поставленных в работе проблем. Вместе с тем, большую помощь в процессе написания диссертационного исследования оказали труды ЕЛ. Астрахана, JLH, Анисимова, Х.А. Андриашина, К,С.Батыгина, Н.С. Бондаря, БЛ\ Безлепкина, И.В. Большакова, Л.И. Вильгинской, ГШ. Глущенко, Н.Н. Гриценко, Л.А.Гордона, Л.И. Глухаревой, КЛ. Гусева, Б.А, Деготь, А.Д. Зайкина, М.Л.Захарова, Р.И. Ивановой, М.И. Лепихова, Е.Е. Мачульской, Л.А. Морозовой, Н.В. Путило, МЛ, Полупанова, ЛЛ, Рассказова, В.Д. Ройка, А.С. Прудникова, В.К., В.А. Тарасовой, Э.Г, Тучковой, Я.М. Фогель, В.Ш. Шайхатдинова и других юристов.

По отдельным аспектам данной проблемы имеются исследования Е1\ Азаровой, М.В. Антокольской, А.А. Бовы, Н.Е. Борисовой А.Ф. Герасименко, B.C. Иваненко, Л.Н.Сенных, Н.С. Слепцова, А.В, Стремоухова и др.

Общетеоретическую основу диссертационного исследования составили труды С.ААвакьяна, Г.В.Атаманчука, В,Г.Вишнякова, БЛХабричидзе, С.А.Глотова, А.А.Гришковца, Ю.А.Дмитриева, Б.ПЕлисеева, В.И Жукова, Д.В. Ильякова, О.ЕЛСутафина, В.В.Лазарева, ИЛ. Лукащука, В.О.Лучина, А.В.Малько ГЛ.Мальцева, М.Н.Марченко Н.И. Матузова, 0.0. Миронова, А.МЛиколаева, В А Прокошина, Т.МЛряхиной, В Л.Сергеева, ЮЛ.Скуратова, Н.А.Сахарова, Ю.А.Тихомирова, В.Е.Чиркина, Б.С.Эбзеева, М.Л.Энтина и др.

Диссертационная работа построена на основе изучения и обобщения широкого круга нормативно-правовых актов Российской Федерации и

международных правовых актов. Российская нормативно-правовая база исследования включает Конституцию Российской Федерации (1993 г.), федеральные законы, Указы Президента, постановления Правительства Российской Федерации, правовые акты других федеральных, региональных и местных органов исполнительной власти субъектов Федерации и местного самоуправления, в области социального обслуживания, социального, медицинского и пенсионного страхования; в сфере охраны труда, социальной защиты отдельных категорий граждан.

Источниковедческую базу также составили Устав ООН (1945г), Всеобщая декларация прав человека (1948г), Международный Пакт об экономических, социальных и кулыурных правах (1966г), Европейская Социальная Хартия (1961 г), Конвенция о запрещении и немедленных мерах по искоренению наихудших форм детского труда. Конвенция о защите прав человека и основных свобод (1950г), ряд Конвенций Международной организации труда, Конвенция СНГ о правах и основных свободах человека (1995г.) и другие.

Методологические основы исследования. Исследование такой комплексной проблемы как система управления социальной защитой населения потребовало выявления особенностей реализации концептуальных положений о социальном правовом государстве и формирования правового механизма конституционно-правового регулирования социально-правовых отношений в современный период. Для достижения целей исследования использовались общенаучные и частные методы научного познания, такие как методы индукции, дедукции, синтеза, аналогий, системного подхода и системного анализа, а также формально-логический, сравнительно-правовой, исторический, социологический и другие. Теоретические выводы и практические рекомендации основываются на положениях Конституции Российской Федерации, федеральных законов, на общепризнанных принципах и нормах международного права и иных нормативно-правовых актов.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в том, что на основе Конституции Российской Федерации, действующего федерального законодательства, законодательства субъектов Российской Федерации, правовых актов органов местного самоуправления в области управления социальной защитой населения, изучения специальной юридической и иной научной литературы автором впервые исследованы теоретико-правовые основы становления и развития системы управления социальной защитой населения, формирующейся с учетом конкретных социально-экономических условий, выявлены сущностные и концептуальные компоненты социального государства, место социальной защиты в механизме социального государства, особенности реализации правовых норм, регламентирующих социальную защиту как на федеральном, региональном, так и на местном уровнях- Сформулированы конкретные предложения по совершенствованию управленческого механизма социальной защитой населения.

Исследование является одной из первых попыток комплексного

конституционно-правового анализа организации и деятельности органов исполнительной власти и местного самоуправления в социальной сфере, и, прежде всего, в сфере социальной защиты населения.

Изучение государственных механизмов в органической взаимосвязи с правовыми институтами социальной защиты населения позволило диссертанту сделать вывод о том, что на первый план в современных условиях выдвигается проблема совершенствования системы органов исполнительной власти и местного самоуправления как определяющих элементов конституционно-правового регулирования социальной защиты населения. Эффективность этой системы зависит в первую очередь от

механизмов организации и согласования в работе разветвленной системы

исполнительных органов власти и местного самоуправления на различных

уровнях (федеральном, региональном и местном).

В диссертационном исследовании уточняются понятия «социальная политика», «управления социальной защитой населения», «система социальной защиты населения» как «конституционно-правовые основы социального государства»;

выявлены закономерности развития социального государства, формирования государственной системы управления социальной защиты населения;

проанализированы организационно-правовые формы и виды органов исполнительной власти и местного самоуправления в социальной сфере; раскрыты особенности системы управления социальной защитой населения;

исследованы политико-правовые, экономические, структурные, компетенционные связи в системе управления социальной защитой населения;

на основе теоретических обобщений даны научно-практические рекомендации, ориентированные на решение задач дальнейшего совершенствования механизма управления социальной защитой населения;

раскрыты проблемы в реализации законодательства в сфере социальной защиты населения на федеральном, региональном уровнях и на уровне муниципальных образований, обусловленные в значительной степени несовершенством системы управления социальной защитой населения, нечетким распределением полномочий между органами исполнительной власти, недостаточностью ресурсного обеспечения социальной защиты населения и предложены пути их разрешения.

На защиту выносятся следующие положения:

І. В диссертации излагаются обладающие определенными элементами новизны методологические подходы к выяснению сущности управления социальной защитой населения, его места и функций в системе социальной защиты населения,

    Обосновывается вывод о том, что в Конституции Российской Федерации приоритетным является не перечень социальных прав человека и гражданина, а принципы формирования и функционирования государственного механизма по ихреализации. Направления деятельности социального государства, сформулированные в статье 7 Конституции Российской Федерации, требуют создания соответствующих систем органов исполнительной власти и местного самоуправления или изменения функций и полномочий действующих органов. При этом в Конституции определяются не только направления, функции и сферы деятельности системы управления социальной защитой населения, но и принципы ее построения и деятельности: функциональный, территориальный, функционально-отраслевой, программно-целевой, а также конкретные цели и объекты социального управления.

    Важнейшим методологическим выводом является утверждение диссертанта о том, что перечисленные выше принципы лежат в основе системы управления социальной защитой. Системы управления социальной защитой населения рассматриваются в диссертации не сами по себе, а во взаимодействии с объектами управления. Более того, эти объекты входят в данную систему управления, во многом определяя направление ее развития и построения. Соответственно объекты управления социальной защитой населения (предприятия, организации, учреждения, центры и др.) классифицируются в диссертации по содержанию их деятельности, что лежит в основе группировки соответствующих органов управления.

    В зависимости от содержания и характера деятельности объекты управления социальной защитой населения подразделяются на следующие

основные виды: 1) обеспечивающие, защитные, консультационные; 2) оказывающие государственную социальную поддержку и помощь; 3) осуществляющие обязательное государственное социальное страхование; 4) внебюджетные государственные социальные фонды; 5) предприятия, учреждения и организации, действующие в сфере социального обслуживания и др.

4, Обосновывается вывод о том, что социальная защита населения
выступает важнейшей функцией социального государства, непосредственно
осуществляемой им в форме властной государственной деятельности.
Система управления социальной защитой населения складывается как
государственный институт, характеризующийся совокупностью органов
исполнительной власти и местного самоуправления, учреждений и
организаций, образующих сложную и разнообразную систему социальной
защиты населения, в которой указанные органы исполнительной власти и
местного самоуправления объединяют и координируют меры социальной
защиты и помощи населению. Саморегулирующиеся рыночные отношения
не способны выполнять эти функции, более того, порождают нередко
социальное неравенство и конфликты. В этих условиях государственные
системы социальной защиты населения способствуют нейтрализации
тенденций к коммерциализации социальной сферы,

5. Аргументируется вывод о том, что встречающиеся в юридической
литературе высказывания, что положения статьи 7 Конституции Российской
Федерации не порождают юридических обязательств государства и носят
характер прогноза и рассчитаны на перспективу, являются
несостоятельными. Подобные взгляды стали одной из причин того, что
работа по созданию действенных организационно-властных государственных
механизмов по социальной защите населения ведется непоследовательно и
противоречиво, создание таких механизмов отстает в своем развитии от
реальных потребностей, а возникающие противоречия между
усложняющимися социальными проблемами и слабыми организационными

возможностями системы управления социальной защитой населения своевременно не разрешаются. Отмечается в этой связи, что в международных актах - Конвенции МОТ № 117 «Об основных целях и нормах социальной политики» (1962 год), Международном пакте «О гражданских и политических правах» (1966 год) и других говорится о конкретных субъектах - органах управления, которые несут юридические обязательства по реализации содержащихся в этих актах социальных прав, указывается, например, что «государство обязуется реализовать», «определенные нормы подлежат рассмотрению компетентными органами» и др. В Конституции же Российской Федерации только в отдельных случаях упоминается в общей форме «субъект Российской Федерации», к ведению которого относится осуществление социальных прав граждан.

    Делается ввод о том, что в юридической литературе, посвященной проблемам социальной защиты населения, наблюдается явный отрыв государства от права. В различных публикациях даются подробные классификации соответствующих социальных прав, их группировки без связи с конкретным государственным механизмом их реализации, с реальными общественными отношениями. Господствует, с точки зрения диссертанта, правовой фетишизм, в результате проблема социальной защиты населения лишается нередко своей организационной, бюджетной, финансовой, кадровой основы, становится во многом декларативной. Предлагается принципиально иная классификация социальных норм, в основе которой лежит тесная связь с государственным механизмом.

    Соответственно, социальные права делятся на две основные группы. К первой группе норм относятся:

Нормы, определяющие основы правового положения человека и
гражданина; положение о том, что человек, его права и свободы являются
высшей ценностью; признание, соблюдение и защита прав и свобод человека
и гражданина - обязанность государства;

Нормы, устанавливающие основы социальной политики государства;

Нормы, признающие права и свободы человека и гражданина
согласно общепризнанным принципам и нормам международного права;

нормы о правах и свободах человека и гражданина, имеющие прямое действие и определяющие смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваемые правосудием;

нормы, устанавливающие равенство всех граждан перед законом и судом, государственные гарантии равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

Ко второй группе норм относятся положения, учреждающие систему управления социальной защитой населения: «государство принимает меры» (ст.41); «государство поощряет» (ст.ст. 39, 40, 41); «государство предоставляет» (ст.40); «государство защищает» (ст.38); «государство признает» (ст.37); «государство создает условия» (ст.40) и др.

ІІ. На основе теоретико-методологических выводов в диссертации обосновываются особенности системы управления социальной защитой населения и пути ее дальнейшего развития:

1. Система управления социальной защитой населения должна быть частью общей политики государства, опираться на конституционные принципы социального государства. Только тогда социальная защита населения не будет превращаться во второстепенную, побочную, благотворительную функцию государства.

С развитием гражданского общества система социальной защиты

населения укрепляется за счет включения в нее широкой сети общественных и других негосударственных организаций, в тл. коммерческих организаций,

осуществляющих благотворительную деятельность; тем самым усиливается

целенаправленность и устойчивость функционирования системы управления социальной защитой населения в целом; вносятся предложения по совершенствованию механизма координации и согласования деятельности государственных, коммерческих и общественных структур в разработке программ социальной поддержки малообеспеченных слоев населении и обеспечения достойного уровня жизни людей-

3, Обосновывается вывод о том, что система управления социальной
защитой граждан находится в настоящее время в стадии постоянной
реорганизации и страдает неустойчивостью в своем развитии. Это связано,
прежде всего, с различного рода реформами, влекущими за собой изменение
способов осуществления социальной защиты населения. Не всегда эти
реформы сопровождаются укреплением юридических гарантий в социальной
сфере.

4. В работе выделены три группы юридических гарантий в социальной
сфере:

Во-первых, это формирование эффективно действующей системы
управления социальной защитой населения и решение этой системой
вопросов, связанных с реализацией конституционных механизмов
социальной защиты различных групп населения;

Во-вторых, установление ответственности должностных лиц и
органов за нарушения законодательства в социальной сфере;

В-третьих, совершенствование процессуального порядка социальной
защиты и восстановления ущемленных и нарушенных социальных прав
граждан.

Каждое из этих положений имеет свой порядок реализации, который конкретизируется в законах в зависимости от объективных и субъективных факторов. В диссертации предлагается закрепить процедуры реализации названных гарантий в административных регламентах.

5. Вносятся предложения по рационализации управленческого механизма непосредственно направленного на сохранение и развитие территориальной социальной инфраструктуры. Это обусловливает необходимость объединения ресурсов всех региональных и муниципальных образований для достижения общих социальных целей на соответствующих территориях.

Практическая значимость исследования. Диссертационное исследование позволит разработать предложения по совершенствованию законодательства в области правового регулировшіия деятельности органов государственной власти и местного самоуправления в сфере социальной защиты населения. Основные положения и выводы исследования могут быть использованы в научно-исследовательской работе при дальнейшем изучении конституционных основ деятельности органов государственной власти по социальному обеспечению и социальному страхованию %

Кроме того, материалы диссертации представляют значительный интерес в рамках преподавания дисциплин онституционное право, административное право, право социального обеспечения в юридических вузах. Также они могут быть использованы при подготовке лекций, учебных пособий, практикумов и другой учебно-методической литературы по конституционному, административному праву, трудовому праву, праьу социального обеспечения.

Положения и выводы диссертации могут быть использованы в нормотворческой работе по совершенствованию социальной защиты населения.

Апробация результатов исследования. Основные выводы и положения диссертационного исследования нашли свое отражение в научных публикациях автора и докладывались на университетских научных чтениях, на вузовских и международных научных конференциях. Так, основные положения научной работы были изложены на международных Социальных конгрессах (2004 г, 2005 г, 2006 г., Москва), на II

международном Конгрессе (апрель 2005 г,Москва) «Российская семья», а также использованы в процессе преподавания конституционного и административного права в Российском государственном социальном университете и его филиалах.

Диссертация обсуждена на совместном заседании кафедры Конституционного и международного права и кафедры Административного и муниципального права Российского Государственного социального университета.

Структура диссертации определяется целью и задачами научного исследования, Работа состоит из введения, двух глав, семи параграфов, заключения, перечня использованных нормативно-правовых актов и литературы.

Социальная защита населения как функция социального государства

Согласно Конституции Российской Федерации, политика социального государства направлена, на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Применительно к теме данного диссертационного исследования исходным понятием, конкретизирующим данное конституционное положение, может служить понимание социального государства как организационно-правового механизма реализации политики, регулятора социальных отношений менаду группами и социальными слоями общества.

С началом проведения реформ 90-х годов и во многом до настоящего времени политика социального государства в России ограничивалась в основном малоимущими слоями общества (нетрудоспособными и малообеспеченными), неспособных поддерживать свое материальное положение собственными силами (инвалиды, дети, безработные, вынужденные мигранты и пр.) Законодательство в социальной сфере подтверждает данный вывод, что связано с недостаточностью бюджетных средств для полноценной реализации всех функций социального государства (в широком смысле). Развитие системы управления социальной защитой населения отражало эту тенденцию.

Развитие социально-ориентированной экономики в России невозможно без укрепления роли государства. Эволюция рыночных и социальных отношений неизбежно требует повышения регулирующей и защитной функций государства, что является условием и предпосылкой создания стабильного общества.

Соответственно выделяются два направления деятельности государства, тесно переплетающиеся между собой. На первом направлении государство регулирует развитие экономики; содействует экономической и трудовой активности населения, осуществляет государственную антимонопольную и ценовую политику; регулирует рынок труда и занятость населения, контролирует условия труда и заработную плату в сфере наемного труда; участвует в трудовых соглашениях, содействует развитию социального партнерства.

Второе направление деятельности Российского государства состоит в охране труда и здоровья людей, установлении гарантированного минимального размера оплаты труда, оказании помощи и поддержке малоимущих слоев населения. Эта деятельность направлена, в частности, на развитие и функционирование системы социального обслуживания и социального обеспечения, на реализацию семейной и демографической политики государства, охрану и защиту семьи, материнства, отцовства и детства.

Оба указанных направления деятельности Российского государства и их органическая взаимосвязь нашли свое отражение в Конституции Российской Федерации. Так, в статье 8 Конституции говорится, что в Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности. Признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Напомним» что одновременно 4.2 ст.7 Конституции гласит, что в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Тесное взаимодействие экономических и социальных отношений прослеживается и в п, «е» ст. 71 Конституции Российской Федерации, в которой к ведению Российской Федерации отнесено установление основ федеральной политики и федеральных программ в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития Российской Федерации, В соответствии с п. «ж» ст. 72 Конституции в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов находятся координация вопросов здравоохранения, защита семьи, материнства, отцовства и детства, социальная защита, включая социальное обеспечение.

Из этих общих конституционных положений применительно к теме исследования вытекают несколько теоретико-методологических выводов.

Устранение социальной напряженности в обществе требует разработки и реализации такой социальной политики, которая должна остановить углубление социальной дифференциации в обществе, способствовать его социальной консолидации и социальной направленности развития экономики, усилению социальной роли собственности. Политическая, экономическая, правовая, идеологическая и иные формы деятельности государства по решению этих задач составляют суть социального государства и его важнейшей функции - социальной защиты населения.

Для целей диссертационного исследования важно выяснить, прежде всего, понятие «социальная защита населения».

Конституционно-правовые институты системы социальной зашиты населения

Социальное государство стремится к созданию условий для обеспечения достойной жизни и свободного развития человека. Вместе с тем, во второй части ст. 7 Конституции Российской Федерации определяются, как уже говорилось, конкретные цели, направления и объекты социальной политики государства. Перечислим их еще раз: охрана труда и здоровья людей, установление гарантированного минимального размера оплаты труда, обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развитие системы социальных служб, установление государственных пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты.

Реализация этих целей и направлений деятельности государства требует создания соответствующей системы органов, управления или изменения функций и полномочий действующих органов. На первый план выдвигается при этом проблема формирования государственно-правовых механизмов, адекватных поставленным целям. Эти механизмы трансформируются затем в Положения об органах и другие нормативные акты, в которых определяются полномочия органов власти и управления, должностные лица, ответственные за реализацию конкретных целей социальной политики государства.

В результате формируется система управления, а также нормативно-правовая основа для осуществления функций по социальной защите населения. Различные органы и структурные звенья системы управления организуют выполнение законов, сбор налогов, функционирование управленческих систем, обеспечивающих защиту прав граждан в установленном законом порядке- Государство взаимодействует с некоммерческими и негосударственными организациями, осуществляющими решение соответствующих социальных задач.

Развивается также система специализированных органов управления социальной защитой, в частности, системы налогообложения, формирующей бюджет и размеры бюджетных отчислений на социальную защиту населения;

При толковании ст. 7 Конституции Российской Федерации либеральные демократы полагают, что в условиях социального государства гарантии защищенности должны распространяться на всех членов общества. Но такой поверхностный подход искажает суть ст. 7 Конституции России.

Социальный характер государства реализуется в отношениях «государство - гражданин» тогда, когда имеет место конституционное установление обязательств государства перед его гражданами. Социальному государству присущи в этой связи многие трудноразрешимые проблемы и конфликты. В частности, между федеральными органами и органами субъектов Федерации - в связи различиями в условиях и качестве жизни на разных территориях одного государства; между государством и негосударственными организациями, - носителями и исполнителями социальных услуг, сопровождающиеся трудностями согласования интересов, координации работы, определения соотношения гарантированности социальной защиты и возможности свободы выбора для населения; между налогоплательщиками и получателями пособий и др.

Необходимо отметить, вместе с тем, что в Конституции Российской Федерации, на наш взгляд, нет должного закрепления социальных гарантий гражданина, устанавливающих определенный уровень удовлетворения социальных потребностей различных категорий граждан. Отсутствуют, в частности, такие гарантии как создание и совершенствование эффективной системы управления социальной защитой населения, установление достойного размера заработной платы и прожиточного минимума, введение необходимых материальных гарантий с целью повышения благосостояния, прежде всего, бедных слоев населения, обеспечения их работой и др.

Создание эффективных механизмов управления социальной защитой населения предполагает расширение связей государства с гражданским обществом, с его движущими силами и интересами.

Неуправляемость многих сфер социальной защиты населения в современной России - результат не только недостаточного профессионализма, ресурсов, экономических трудностей, но и непонимания важности формирования и развития системы и структуры государственного управления в сфере социальной защиты населения.

Полномочия Президента Российской Федерации в сфере социальной защиты населения

В большинстве научных исследований Президента Российской Федерации относят к органам исполнительной власти, при этом выделяют, в первую очередь, его полномочия по формированию этих органов. Во вторую очередь отмечают полномочия по обеспечению суверенитета и обороноспособности, осуществления внешнеполитической деятельности. В третью очередь говорят о полномочиях по обеспечению согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти. Полномочия Президента Российской Федерации в сфере социальной защиты населения не упоминаются. Но это не означает, что деятельность Президента не связана с реализацией функций в социальной сфере. Обширные и многогранные функции главы государства в данной области определяются тем, что он является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина (п.2 ст.80).

В юридической литературе высказано мнение, что практически вся деятельность Президента связана с социальным назначением президентской власти. Говорится, например, что «... под функциональным содержанием понятия «Президент» понимается совокупность основных направлений его деятельности, выражающих социальное назначение президентской власти». Такое толкование содержания понятия «Президент» не позволяет, с нашей точки зрения, выявить специфику основных направлений его деятельности.

В диссертационном исследовании В.И. Каинова указывается, что функции Президента говорят о его предназначении, полномочия - о его правовых возможностях в их реализации.

Функции и полномочия Президента определяются целями и задачами социального государства.2 Социальные функции Президента Российской Федерации - это основные направления его деятельности. Они установлены в статьях 80, 83-90 четвертой главы Конституции Российской Федерации, в ряде статей других ее глав, а также в федеральных законах и других нормативно-правовых актах.3

Для осуществления своих функций Президент Российской Федерации наделяется соответствующими полномочиями - правами и обязанностями по осуществлению государственно-властных, управленческих действий в определенной сфере общественных отношений. Сфера общественных отношений, на которые распространяются полномочия Президента - это предметы его ведения. Совокупность полномочий вместе с предметами ведения составляют компетенцию Президента Российской Федерации.

Полномочия Президента Российской Федерации в сфере социальной защиты населения определяются также его положением в структуре государственных органов. Президент осуществляет руководство внутренней и внешней политикой (ст. 86 «а»), обращается к Федеральному Собранию Российской Федерации с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства (ст. 86 «е»); он вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае противоречия этих актов Конституции, федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации или нарушениям прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом (ст. 85 ч. 2), отменять постановления и решения Правительства Российской Федерации (ст. 115 ч. 3). Конституция Российской Федерации не закрепляет за Президентом Российской Федерации определенный круг полномочий в социальной сфере. Вместе с тем при реализации перечисленных выше конституционных полномочий Президент рассматривает и решает вопросы, относящиеся к социальной сфере. Статус Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами Российской Федерации и принадлежащие ему полномочия позволяют Президенту осуществлять, в частотности, защиту социальных прав военнослужащих.

Широкий круг социальных проблем ставится в ежегодных президентских посланиях. Так, в своем Послании Федеральному Собранию Российской Федерации 2004 года Президент В,В. Путин подчеркнул, что для обеспечения высокого уровня жизни в стране необходимо активно модернизировать государство, «добиваясь соответствия его функций современному этапу развития России»

В предыдущих посланиях, отметил далее Президент, внимание, как правило, уделялось крупным социально-экономическим задачам в обобщенном виде. Сегодня надо «сконцентрироваться на задачах, затрагивающих практически каждого гражданина, каждую российскую семью»2. Необходимо, говорится в Послании, улучшить состояние здоровья российской нации, остановить рост наркомании, избавиться от детской беспризорности, снизить уровень смертности, увеличить продолжительность жизни людей, преодолеть демографический спад. Следует в этой связи «четко установить и разграничить ответственность уровней власти в сфере социальной поддержки населения»4.

Полномочия Правительства Российской Федерации и других федеральных органов исполнительной власти в сфере социальной защиты населения

Полномочия Правительства Российской Федерации в социальной сфере определены в статье 16 федерального конституционного закона о «Правительстве Российской Федерации», Правительство Российской Федерации обеспечивает проведение единой государственной социальной политики, реализацию конституционных прав гражданина в области социального обеспечения, способствует развитию социального обеспечения и благотворительности; содействует решению проблем семьи, материнства, отцовства и детства, принимает меры по реализации молодежной политики.

В пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации в пределах своих полномочий в целях обеспечения сочетания интересов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской федерации и субъектов Российской Федерации в сфере осуществления исполнительной власти координирует деятельность органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации в срок не более одного месяца рассматривает внесенные в установленном порядке в Правительство Российской Федерации предложения законодательных (представительных) или исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской

Федерации и сообщает указанным органам о результатах рассмотрения внесенных предложений.

Правительство Российской Федерации направляет в законодательные (представительные) и исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации проекты своих решений по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Предложения законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации по таким проектам подлежат обязательному рассмотрению в Правительстве Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации как высший орган исполнительной власти обладает наиболее развернутой системой разнообразных государственных органов с многочисленным кадровым составом государственных служащих в центре и на местах. Органы федеральной исполнительной власти, действующие в социальной сфере, находятся под руководством Председателя Правительства. К ним относятся министерство здравоохранения и социального развития, ряд федеральных служб и агентств1.

Полномочия Правительства и других федеральных органов исполнительной власти в сфере социальной защиты населения урегулированы в многочисленных законодательных актах всех уровней- К ним относятся практически все Кодексы, ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации»; ФКЗ РФ «О Конституционном Суде Российской Федерации»; ФКЗ РФ «О судебной системе Российской Федерации»; ФКЗ РФ «Об арбитражных судах в Российской Федерации»; ФКЗ РФ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации»; ФЗ РФ «О прокуратуре Российской Федерации»; ФЗ РФ «О Милиции»; ФЗ РФ «Об основах местного самоуправления»; ФКЗ «О чрезвычайном положении»;

ФКЗ «О военном положении»; ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»; ФЗ РФ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»; ФЗ РФ «О порядке обжалования неправомерных действий должностных лиц, ущемляющих права граждан»; ФЗ РФ «О гражданстве Российской Федерации»; ФЗ РФ «О правовом положении иностранных граждан в РФ»; Закон РФ «О праве граждан на свободу передвижения, выбора места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации»;ФЗ «О некоммерческих организациях»; ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»; ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»; ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации»; Закон РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании»; ФЗ «О базовой стоимости необходимого социального набора»; ФЗ «О порядке разрешения коллективных трудовых споров»; ФЗ «Об образовании»; и другими законами. Деятельность органов исполнительной власти в социальной сфере, их конкретные полномочия регламентируются указами Президента, постановлениями Правительства.

В сфере социальной защиты населения деятельность федеральных органов исполнительной власти сосредоточена на следующих функциях: обеспечение развития и функционирования обязательного государственного социального страхования граждан; - регулирование рынка труда, защита от безработицы; - развитие и поддержка функционирования социальной инфраструктуры; - участие в социальном партнерстве, разработке, принятии и контроле выполнения Генеральных, тарифных и коллективных договоров; - осуществление контроля за охраной труда, обеспечением безопасности на производстве; - создание, развитие и обеспечение функционирования системы служб социального обслуживания;

ЦЕЛИ: рассмотреть причины реформирования системы социальной защиты и помощи в РФ, изучить основные положения пенсионной реформы и нормативно-правовою базу обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации; совершенствовать навыки работы в группе, аргументации, критического и творческого мышления; формирование пенсионной культуры и развитие собственных компетенций, воспитывать ответственное отношение к выбору своей жизненной стратегии, чувство взаимной ответственности личности и общества.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: медиапроектор, компьютер, карточки задания, презентация учащихся, презентация учителя, цветные карточки идентификаторы групп (зеленые, красные), раздаточный материал.

Проблема. «Зачем и кому нужна пенсия? Или почему мы так боимся приближения пенсионного возраста»?

Личностно значимая проблема.

План урока:

  1. История развития социальной защиты и социального обеспечения.
  2. Причины изменения системы социальной защиты и социального обеспечения в РФ.
  3. Основные положения пенсионной реформы в РФ.
  4. Нормативно-правовая база пенсионного обеспечения в РФ.
  5. Возможные личные стратегии поведения с целью увеличения пенсии.

Ход занятия

I. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ЧАСТЬ УРОКА

Уважаемые будущие пенсионеры!

Тема нашего занятия «Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения в Российской Федерации».

II. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Я, не ошибся, обращаясь к вам. Старение - естественный процесс любого живого организма. Мечта человечества найти «эликсир молодости», до сих пор остаётся мечтой. С приближением пенсионного возраста у человека возникают противоречивые чувства с одной стороны, чувство тревоги с другой стороны чувство некого удовлетворенья и ожидания нового позитивного этапа в своей жизни.

Сейчас вы выскажете свои мнения, какие негативные и позитивные ожидания возникают у человека с приближением старости. Запишем их на доске в две колонки (метод «мозговой штурм»).

негативные позитивные
  • скорее всего, в материальном положении я проиграю;
  • потеряю связи с нужными людьми;
  • уступлю место на работе более молодым, а может быть, и вообще уволят, с наступлением пенсионного возраста;
  • дети уже взрослые им уже не до меня;
  • обострятся проблемы со здоровьем, которое и сейчас желает быть лучшим;
  • чувствуется усталость, хочется отдохнуть;
  • не нужно ходить на работу;
  • появится много свободного времени, которое может быть потрачено для занятия любимым делом;
  • не нужно ни перед кем юлить, подстраиваться;
  • можно совершить путешествие по стране и миру, посмотреть интересные места;
  • уделять больше внимания своему здоровью.

Проблема: «Зачем и кому нужна пенсия? Или почему мы так боимся приближения пенсионного возраста»?

Во все времена, старшее поколение являлось источником мудрости и опыта. Отношение к старикам носили особый характер, их берегли, уважали, лелеяли.

Но всё в мире движется и изменяется, изменения происходят и в обществе. Современное общество находит другие источники для ответов на вопросы, которые ставит перед нами жизнь. Мы все чаще за ответами обращаемся к СМИ, книгам, прорицателям, гороскопам и, конечно же, к его Величеству ИНТЕРНЕТ – вселенскому разуму. Строки известной песни «Мои года – моё богатство» становятся всё менее актуальны.

Старшее поколение утрачивает свою ценность для общества и зачастую становится обузой. Пожилые люди один на один остаются со своими проблемами, которых с годами не становится меньше. Всё это не минуемо коснётся каждого из нас. Из проблемы общей, абстрактной она становится личностной.

«Наступление пенсионного возраста приговор… или как минимизировать риски связанные с наступлением пенсионного возраста».

Исходя из темы нашего урока, проблем которые мы обозначили, сформулируем цели нашего занятия.

После этого урока мы сможем:

Объяснять причины изменения системы социальной защиты и социального обеспечения в РФ; основные положения пенсионной реформы в РФ; нормативно – правовую базу пенсионного обеспечения в РФ.

Сравнивать различные виды пенсионных систем.

Формулировать и высказывать собственные мысли о значимости пенсионного обеспечения для людей, о неразрывности личного интереса и общественного.

Определять возможные личные стратегии поведения с целью увеличения пенсии.

III. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.

1. История развития социальной защиты и социального обеспечения.

Первый пункт плана представят нам ребята, которые выполняли опережающее задание и подготовили презентацию на тему «Историческое развитие отечественной системы социальной помощи». (приложение 6)

2. Причины изменения системы социальной защиты и социального обеспечения в РФ.

Глобальный процесс старения населения принципиально меняет демографическую структуру населения планеты и социально-экономический баланс между поколениями. Этот процесс ставит вопрос о формах социальной поддержки пожилого населения и предъявляет новые требования к пенсионным системам. Поиски эффективных пенсионных систем идут во всем мире.

У нас в стране этот вопрос во всей остроте встал в середине 1990-х гг. Российская Федерация вступила в период экономических реформ с развитой пенсионной системой, которая формировалась на протяжении десятилетий и базировалась на так называемом принципе солидарности поколений, означающим перераспределение экономических ресурсов от работающего поколения в пользу населения пожилых возрастов, покинувших трудовую сферу и вышедших на пенсию.

Наряду с серьезными социальными достижениями, к которым, прежде всего, относится создание всеобщей системы пенсионного обеспечения, охватывающей подавляющую часть населения, система характеризовалась целым рядом недостатков. К числу наиболее существенных относятся следующие.

  1. Низкий уровень пенсионных выплат, которые не индексировались в случае повышения стоимости жизни или опережающего роста заработной платы. Поэтому работники, вышедшие на пенсию 20–30 лет назад, получали меньше «новых» пенсионеров, имеющих такие же стаж и квалификацию, да и работавших в тех же производственных условиях. По данным исследований уровня жизни, проведенных в 1980-е годы, до 80% бедных в СССР были пенсионерами, причем старших возрастов.
  2. Низкая дифференциация пенсий как продолжение и естественное следствие уравнительной политики в сфере доходов населения. Это означало крайне слабую зависимость размера пенсии от трудового вклада работника во время его трудовой жизни.
  3. Относительно ранний возраст выхода на пенсию (60 лет для мужчин и 55 лет для женщин), что по мере старения населения увеличивало нагрузку на пенсионную систему.
  4. Широко распространенная практика досрочного выхода на пенсию для различных категорий работников, что на практике служило фактором снижения реального пенсионного возраста.

Проблема накопления средств, для обеспечения людей в старости и при потере трудоспособности является общенациональной. Ее решение достигается различными путями, совокупность которых именуется социальным обеспечением, или социальной защитой населения. Пенсионное обеспечение, является ключевым компонентом в системе социальной защиты.

Пенсионная система – совокупность различных методов финансирования пенсий, а также моделей, на основании которых определяется размер пенсионных выплат с их последующим перераспределением среди страхователей.

Самостоятельная работа с раздаточным материалом (Метод «SWOT -анализ») SWOT-анализ - это определение сильных и слабых сторон объекта, а также возможностей и угроз, исходящих из его ближайшего окружения (внешней среды):

Выделают две основные группы пенсионных систем по источникам финансирования, которые условно можно назвать нефондируемые (распределительные) и фондируемые (накопительные). Нефондируемые (распределительные) системы аккумулируют средства из бюджетов государства, профсоюзов, иных источников и затем распределяют их для текущих выплат пенсий. Они не инвестируют свободные средства, чтобы получить дополнительные денежные поступления. Следовательно, финансовые результаты пенсионного обеспечения в таких системах весьма неопределенны и полностью зависят от того, удастся ли накопить необходимые средства. К этой группе относятся некоторые государственные пенсионные системы, и до начала пенсионной реформы относилась пенсионная система России. Распределительные системы в целом отражают принципы солидарности поколений, в соответствии с которыми работающие граждане финансируют тех, кто уже вышел на пенсию. В нефондируемых пенсионных системах финансирование пенсионного фонда осуществляется за счет налогов (обычно на фонд оплаты труда работодателя). Эти отчисления производится в централизованный пенсионный фонд, средства которого используются для содержания пенсионеров безотносительно их индивидуального трудового вклада. При начислении пенсии работнику учитываются только такие общие показатели, как трудовой стаж, размеры заработка за определенный период времени, льготы. Для того чтобы размер нефондируемых пенсий не уменьшался в силу инфляции, их размер ежегодно индексируется в соответствии с утвержденным законодательством.

Большая часть существующих в мире пенсионных систем принадлежит ко второй группе – фондируемых (накопительных) пенсионных систем. Для систем этой группы характерно систематическое долгосрочное накопление средств, для обеспечения выплат пенсий. Поэтому такие системы носят название фондируемых, т. е. финансируемых из средств, заранее аккумулированных в специальных фондах. Пенсии в таких системах следует рассматривать как страховой результат. Баланс взносов и выплат пенсий определяется в соответствии со страховыми принципами. В накопительных системах работающее поколение платит взносы, которые не расходуются на выплаты пожилым людям. Средства в этих системах накапливаются, инвестируются и вместе с доходами, полученными от инвестирования, в дальнейшем используются для пенсионного обеспечения именно тех, кто осуществлял накопление.

Заполненная матрица таблицы №1.

Характеристика Распределительная Накопительная
Источники выплат Бюджет Специальные фонды
Кто финансирует(принцип финансирования) Работающие финансируют тех, кто вышел на пенсию («принцип солидарности поколений). Работающее поколение платит взносы, которые не расходуются на выплаты пожилым людям («страховой принцип»)
Учитывается лиличный вклад каждого Нет Да
Отчего зависит размер пенсии От количества работающих, от ситуации в экономике. От взносов конкретного человека и успешного инвестирования.
Риски Снижение трудоспособного населения. Экономические кризисы. Инвестиционные риски. Экономические кризисы.

Мини – дебаты «Дуэль» рисуется мелом на полу разметка в виде весов (привести пять аргументов в пользу своей позиции) по теме: «Какая из рассмотренных систем наиболее подходило для нашей страны с учетом социально-экономического развития накануне реформы»?

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Новое пенсионное законодательство, которое начало действовать в 1992 г., представляло собой логическое продолжение ранее действовавшей пенсионной парадигмы и имело ярко выраженную социальную направленность: унификация норм пенсионного обеспечения для всех категорий занятых; введение социальных пенсий для лиц, не имеющих трудового стажа; установление размера пенсии, в равной степени зависящего от предыдущего заработка и трудового стажа, некоторые другие нормы, связанные с порядком расчетов пенсионных выплат, а также расширение списка льготных категорий для более раннего выхода на пенсию. В результате новый Закон привел к существенному увеличению числа пенсионеров в возрастах до официального пенсионного возраста.

Уже в самые первые годы реформ события в пенсионной сфере начали приобретать драматические черты. Либерализация цен 1992 г. вызвала падение реальных доходов всех социальных групп, в том числе и пенсионеров. Реальный размер пенсионных выплат уже в первые месяцы 1992 г. упал более чем в 2 раза. Резкое ухудшение макроэкономической ситуации и рост инфляции на рубеже 1994–1995 гг. привели к стремительному обесценению реальной покупательной способности пенсий, когда впервые с начала радикальной экономической реформы средний размер пенсии опустился ниже прожиточного уровня пенсионера.

Это означало, что задача поддержания достойного уровня жизни российских пенсионеров не втискивалась в прокрустово ложе действовавшей пенсионной системы и что, сохранение status quo не сулило ничего, кроме поддержания нищенского образа жизни для российских пенсионеров.

Работа с таблицей №6 «Факторы диктующие необходимость пенсионной реформы в России в 1990-2002 гг.» (приложение 2)

Фронтальный опрос. Изучите внимательно таблицу и ответьте на следующие вопросы:

  1. Назовите долгосрочные факторы стимулирующие принятие решений в пенсионной сфере? Сохранились ли эти факторы 2000-2002 годах? Почему?
  2. Какой новый фактор появился 1988 году? Какие негативные последствия за ним последовали?
  3. За счет чего удалось преодолеть дефицит ПФ?
  4. Почему потребовалось прямое участие Президента РФ? Что стало результатом этого вмешательства?

3. Основные положения пенсионной реформы в РФ.

С 1 января 2002 года в Российской Федерации началась реализация крупномасштабной пенсионной реформы.

Реформа является составной частью структурных преобразований в экономике и социальной политике государства, ее цель – создание многоуровневой пенсионной системы, позволяющей обеспечить гражданам возможность получения достойной пенсии после окончания трудовой деятельности.

Новая схема реформирования пенсионной системы, которая позволит решить следующие задачи.

Стратегические задачи :

  • снижение зависимости пенсионной системы от демографических факторов;
  • усиление связи размера пенсий с реальным трудовым вкладом гражданина в течение его трудовой жизни;
  • повышение ответственности работника за финансирование будущей пенсии;
  • обеспечение достойного уровня пенсии в реальном исчислении;
  • обеспечение финансовой устойчивости пенсионной сферы.

Специфические задачи , которые следуют из текущей экономической и политической ситуации в постреформенной России:

  • легализация трудовых доходов;
  • снижение налогового бремени на работодателя;
  • устранение государственного монополизма в пенсионной сфере;
  • снижение зависимости пенсионной системы от политических факторов.

Современное состояние пенсионной системы в РФ.

Россия выбрала смешанный, накопительно – распределительный вариант, с последующим усилением накопительной части.

Пенсионная система России имеет следующую трехуровневую структуру: обязательное пенсионное обеспечение, обязательное пенсионное страхование, негосударственное (дополнительное) пенсионное страхование.

Государственное пенсионное обеспечение предназначено для отдельных категорий граждан, которые не приобрели права на пенсию по государственному пенсионному страхованию, финансируется за счет обязательных страховых взносов. С 1 января 2010 года в РФ вводится фиксированный базовый размер пенсии, который включается в состав страховой части трудовой пенсии. Фиксированный размер соответствует размерам базовых частей трудовой пенсии, установленных на 31.12.2009 г. в зависимости от категории пенсионера и вида пенсии.

Государственное пенсионное страхование - ведущий элемент системы, в рамках которого пенсии выплачиваются всем, за исключением категорий, попавших в первый уровень. Пенсии выплачиваются в зависимости от страхового (трудового) стажа, суммы уплаченных взносов в бюджет государственного пенсионного страхования, величины дохода, полученного от инвестирования части обязательных страховых взносов, направленных на накопление. Источники финансирования - текущие поступления в Пенсионный фонд РФ; средства, полученных от направления части обязательных страховых взносов на накопление; инвестиционный доход от размещения накапливаемых активов.

Дополнительное пенсионное страхование (обеспечение) предусмотрено сверх государственного пенсионного страхования и будет доступно не всем гражданам России, а только тем, кто самостоятельно или за счет добровольных отчислений работодателей производил дополнительные взносы в негосударственные пенсионные фонды. В соответствии с новым законодательством работодатели обязаны делать определенные страховые отчисления в профессиональные пенсионные системы.

Эта система отличается от ранее действовавшей радикальными изменениями в блоке обязательного пенсионного страхования, а также укреплением роли дополнительного пенсионного обеспечения и роли негосударственных пенсионных фондов в системе пенсионного обеспечения. страховую – дифференцированную часть, зависящую от результатов труда конкретного человека (стажа, заработной платы) в течение всей трудовой деятельности. В состав страховой части также входит фиксированный базовый размер, устанавливаемый Законом и единый для всех пенсионеров;

накопительную часть , выплачиваемую в пределах сумм, отраженных на индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц в Пенсионном фонде РФ.

4. Нормативно-правовая база пенсионного обеспечения в РФ.

На сегодняшний день создана нормативно-правовая база, регламентирующая источники формирования средств пенсионного обеспечения, принципы и методы аккумулирования, сохранения и распределения накопленных ресурсов.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации (Статья 39) конфигурацию реформированной пенсионной системы в целом определяют следующие Федеральные законы: 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ», 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении», 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах», 56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений».

Значительные изменения были внесены в законодательство Федеральным законом от 24.07.2009 № 213-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования».

Работа фрагментами нормативных документов по пенсионному законодательству. Заполнить матрицу №2. (приложение 3) (приложение 4)

Задание группам. Расшифруйте и напишите связанный текст на тему «Пенсионная система РФ» используя следующие сокращения: ОПС; ОСО; ИЛСЗЛ; СНИЛС; ДСФ; ГПФПН; ССОПС.

5. Возможные личные стратегии поведения с целью увеличения пенсии.

Сейчас Вы молоды и еще не думаете о том, как будете жить в старости. Но ведь пенсионерами не рождаются, а становятся.
С 2002 года в России действует пенсионная модель, основанная на страховых принципах. Это значит, что размер Вашей пенсии теперь напрямую зависит от размера пенсионных взносов, сформированных за всю трудовую деятельность на Вашем лицевом счете. Задуматься о своем благополучии на склоне лет надо уже сейчас, ведь пенсия – это не социальное пособие, а компенсация утраченного заработка.
Современное российское законодательство предоставляет множество возможностей увеличить свою будущую пенсию, сделать ее достойной. Уже сейчас Вы можете грамотно управлять своими пенсионными накоплениями, выбрать негосударственный пенсионный фонд или управляющую компанию для приумножения этих средств, вступить в Программу государственного софинансирования пенсий, которая поможет существенно увеличить будущую пенсию.

IV. СИСТЕМАТИЗАЦИЯ И ОБОБЩЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА

Заполнение памятки.

Как увеличить свою будущую пенсию? (основные правила) (приложение 5)

V. ИТОГИ УРОКА

Оценивание учеников.

VI. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Провести социологическое исследование.

Подготовится к дебатам.

VII. РЕФЛЕКСИЯ

Ответьте на поставленные проблемы, начиная словами:

Я знаю …..Я могу …..Я готов…..



 

Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!