Как конституционное право связано с социальными науками. Конституционное право как юридическая наука

Конституционное право как наука – это наука, изучающая отрасль конституционного права и представляющая собой совокупность возникающих в связи с этим различных теорий, взглядов, идей.

Наука конституционного права - составная часть всей правовой, юридической науки, входящей в систему общественных наук. Она относится к числу отраслевых наук, основное отличие которых состоит в том, что их предметом является изучение одноименной отрасли права.

Наука конституционного права имеет своим предметом изучение отрасли конституционного права. Она раскрывает присущие ей закономерности, формулирует основные понятия и категории.

Наука конституционного права изучает не только нормы и институты, но и процессы, связанные с их реализацией. Поэтому к ее предмету относятся и конституционно-правовые отношения. С этой целью изучается деятельность государственных органов, формы их взаимодействия.

Все конституционно-правовые институты изучаются в их историческом развитии на общем фоне развития общества.

К ним относятся такие крупные теоретические проблемы, как теория народного представительства, сущность государственного, народного и национального суверенитета, теория федерализма , форм государственного и территориального устройства.

Важное место занимает исследование проблем правового статуса личности , прав человека и гражданина , взаимной связи государства и личности; исследование проблем принципа разделения властей и других начал, лежащих в их основе.

Изучение этих проблем составляет предмет науки . Сами же выводы и теоретические положения - ее содержание.

Система науки конституционного права представляет собой упорядоченную совокупность относительно самостоятельных комплексов теоретических положений, логическую связь между ними.

Основу данной системы составляет структурность самого предмета научного познания. В связи с тем, что указанным предметом является одноименная отрасль права, каждому из элементов системы отрасли соответствует самостоятельный раздел конституционно-правовой теории. Наука должна исследовать общие черты, присущие отрасли в целом, специфику и характер ее предмета, разновидности ее норм, способы их реализации, ее источники, систему.

Совокупность теоретических выводов по всем перечисленным проблемам составляет первый раздел в системе науки, посвященной характеристике конституционного права и одноименной науки. Без уяснения этого раздела нельзя правильно понять связи, существующие между отдельными конституционно-правовыми институтами.

Второй раздел системы науки составляют положения, обосновывающие теорию Конституции, дающие анализ конституционного развития государства.


Третий раздел представляет собой комплекс теоретических проблем, вытекающих из содержания первого конституционно-правового института «Основы конституционного строя». В нем исследуется сущность Российского государства, суверенитета, народовластия, формы правления.

Относительно самостоятельной частью науки становятся теоретические разработки, связанные с анализом взаимоотношений государства и личности, статуса человека и гражданина, природы его прав, свобод и обязанностей.

Поскольку Россия является федерацией, в науке выделяется пятый раздел, охватывающий всестороннюю теоретическую разработку проблем федерации, автономии.

Шестой раздел, выделяемый в системе науки конституционного права, объединяет исследование по проблемам организации и функционирования систем государственной власти и

местного самоуправления. Наука изучает принципы их построения, сущность и формы реализации, принципы разделения властей, правовой статус различных органов государства, формы и порядок деятельности представительных органов, избирательную систему.

Наука конституционного права в современном ее понимании сложилась в XIX и XX столетиях.

Во второй половине XIX — начале XX в. господствующее направление в науке конституционного права получила «юридическая школа». Ее представители, прежде всего Г. Еллинек, А. Эсмен, А. Дайси, В. Орландо, П. Лабанд, разработали основные понятия и категории конституционного права. Трудами именно этих ученых была создана классическая теория конституционного права, обоснованы конституционные доктрины демократического правового государства, разделения властей, парламентаризма и т. д.

Предмет науки конституционного права

Как известно, имеет четыре главные функции: познавательную, прогностическую (предсказание тенденций), прагматическую (совершенствование практики), воспитательную. Эти же задачи выполняет и наука конституционного права. Она изучает действующее , его историю, теорию, раскрывает закономерности российского конституционного права, выявляет тенденции развития, анализирует содержание его , методы конституционно-правового регулирования, создает правовые концепции, понятия и категории, предлагает формулировки правовых норм для совершенствования действующего законодательства, изучает эффективность действующего законодательства и правоприменительной практики.

Предметом науки конституционного права является прежде всего сфера конституционно-правовых норм и отношений. Она изучает также фактические данные (экономические, социальные, политические, духовные), которые оказывают определяющее влияние на развитие конституционного права.

Источники науки конституционного права

Источниками знаний в данной отрасли науки служат (в них зачастую даются определения тех или иных понятий), решения судов, особенно конституционных (уставных), в которых имеются научные обоснования принимаемых решений, анализируется правоприменительная практика других органов государства, фактические и статистические данные (известно изречение: факты — это воздух ученого), официальные документы парламента, главы государства, правительства и др. Источниками науки являются труды отечественных и зарубежных конституционалистов, а также работы занимающихся этой или близкой проблематикой политологов, социологов, историков. Авторы используют различные методологические подходы, в дискуссиях нередко высказываются диаметрально противоположные оценки, но наука развивается прежде всего именно в борьбе мнений.

Методы науки конституционного права

Методология науки конституционного права охватывает понятийно-категориальный аппарат науки конституционного права. Понятия и категории конституционного права суть опорные точки научного познания, основа применения разнообразных методов исследования.

Методология науки конституционного права включает общенаучные, специальные и частнонаучные методы, которые применяются с учетом специфики предмета познания.

Каждый метод имеет собственное содержание, т. е. определенный набор принципов познания, правил, которые основываются на познанных объективных закономерностях и ориентируют исследователя на получение новых объективно-истинных знаний.

Общенаучные методы — это анализ и синтез, абстрагирование, восхождение от конкретного к абстрактному и от абстрактного к конкретному, системно-структурный и функциональный методы; специальные методы - статистические, конкретно-социологические, психологические, математические, связанные с использование данных других наук; частнонаучные методы — формально-догматический, методы толкования права, сравнительно-правовой. Все указанные методы находятся во взаимосвязи, дополняют друг друга.

Использование указанных методов зависит от общего философского подхода исследователя к предмету познания. Так, диалектико-материалистичсский подход реализуется в требованиях объективности и всесторонности познания, конкретно- исторического подходов, познания отдельного явления через выделение его противоречивых сторон.

Функции науки конституционного права

Наука конституционного права имеет важное познавательное и практическое значение. Наиболее полно это значение раскрывается в функциях науки конституционного права.

Основными функциями науки конституционного права являются: теоретико-познавательная, методологическая, духовно- идеологическая, воспитательная, практико-организационная, прогностическая.

Теоретико-познавательная функция науки конституционного права выражается в разработке понятий и категорий конституционного права, в познании объективных закономерностей и тенденций развития конституционных отношений и конституционных установлений.

Методологическая функция науки конституционного права обусловлена тем, что конституционное право в обобщенной форме выражает глубинную суть общественных отличий явлений и процессов, регулируемых всеми отраслями российского права.

Наука конституционного права осуществляет духовно-идеологическую функцию , так как в конституционном праве находят закрепление основные общественные и индивидуальные ценности, принципы функционирования свободного гражданского общества и демократического социально-правового государства.

Конституционное право осуществляет воспитательную функцию , которая обладает огромным духовно-нравственным потенциалом, оказывая воздействие на общественное массовое и индивидуальное сознание, формируя конституционно-правовое мировоззрение и конституционную культуру.

В современных условиях весьма значимой является практике--организационная функция науки конституционного права. Научные выводы и обобщения в сфере конституционных отношений определяют практику развития и совершенствования всего текущего (отраслевого) законодательства, способствует повышению эффективности судебной, исполнительной, над- зорно-контрольной деятельности.

Познание объективных закономерностей и тенденций развития предмета конституционного права обусловливает наличие прогностической функции науки конституционного права. Немаловажными для науки конституционного права являются прогнозы последствий реализации конституционных установлений, как позитивные, так и негативные, с тем чтобы была возможность предотвращать волюнтаризм и субъективизм в конституционном развитии, в воплощении в жизнь конституционных установлений.

Конституционное право как учебная дисциплина

Правоведение всегда и во всем мире считалось одной из фундаментальных областей гуманитарного образования. Конституционное право является одной из ведущих отраслей в . в ряду других отраслей права (соответственно юридических наук) обусловлено его значение в подготовке юристов.

Как учебная дисциплина конституционное право представляет собой определенную совокупность знаний из области науки, которые посредством различных методических приемов доводятся до обучаемых в пределах, необходимых для специалистов юридического профиля.

Наука конституционного права охватывает всю совокупность знаний, а учебная дисциплина содержит лишь ту их часть, которая необходима для подготовки юристов в области юриспруденции (судей, прокуроров, следователей, адвокатов, юрисконсультов и др.). Если при ее изучении образуются пробелы, они не смогут быть восполнены в последующем при помощи какой-либо другой юридической дисциплины. Более того, без знания конституционного права изучение этих других юридических дисциплин становится проблематичным. Нельзя стать юристом, не имея представления о правовых основах гражданского общества, конституционном статусе личности, государственном устройстве или системе государственных органов. Отмеченным и объясняется тот факт, что конституционное право изучается первым среди других юридических дисциплин.

В современных условиях конституционное право приобрело иное звучание, чем, скажем, 20 лет назад. Оно стало востребованным не только для определенной профессии. Без овладения конституционным правом невозможно реально участвовать в управлении государством, депутатской деятельности, различных демократических процессах.

Конституционное право способствует повышению общей правовой и государствоведческой культуры юристов, помогает оценивать любые явления с позиций политика, устанавливать приоритеты при решении тех или иных правовых вопросов, наделяет знаниями, без которых невозможно исполнение любых юридических обязанностей, государственных, управленческих функций.

Система конституционного права как учебной дисциплины практически идентична системе науки и выражается в соответствующей учебной программе, содержание которой распределяется по главам и разделам.

Все разделы курса конституционного права Российской Федерации по-своему важны, каждый имеет свое особое назначение. Так, учение о Конституции дает понятие о законодательных ценностях, о главном законе государства, его свойствах, механизме реализации конституционных норм. Нельзя представить юридическую деятельность без знания правовых основ гражданского общества, прав, свобод и обязанностей граждан, вопросов территориальной организации государства и т. д. Иначе говоря, данная дисциплина призвана обеспечить будущих юристов фундаментальными знаниями, которые составят основу их деятельности в любой сфере.

Структура учебной дисциплины определяется се программой и состоит из общей и особенной частей. В общей части раскрываются вопросы теории конституции и конституционного права, в особенной — институты конституционного права.

Изучение учебной дисциплины «Конституционное право Российской Федерации» имеет своей целью усвоение установлений (положений, предписаний) Конституции РФ, конституций (уставов) субъектов РФ, которые являются исходными для всех отраслей российского права, для судебной и иной правоприменительной практики.

В достижении указанной цели решаются следующие задачи:

  • получение знаний относительно конституционно-нормативных основ конституционного строя России, основных прав и свобод человека и гражданина, федеративного устройства Российского государства, системы органов публичной власти — представительных (законодательных), исполнительных и судебных на федеральном и региональном уровнях, органов местного самоуправления;
  • овладение практическими навыками применения установлений конституционного права;
  • формирование у студентов конституционно-правового мировоззрения, конституционно-правовой культуры.

Развитие современной науки конституционного права в России

Наука конституционного права в России прошла не очень длительный, но весьма сложный путь развития. В условиях царизма, как известно, конституции не было (царский Манифест 1905 г. и Основные законы 1906 г. содержали лишь некоторые положения конституционного характера). Однако, несмотря на это, российские ученые проводили исследования и создавали учебники (последние обычно под названиями «Общее государственное право», «Русское государственное право»), где излагались начала конституционализма главным образом на основе западных моделей и работ западных авторов, а также характеризовалось государственное и административное право Российской империи.

После революции 1905 г., когда в России появились отдельные элементы конституционализма (законосовещательный парламент, разрешены партии и др.), российскими учеными наряду с трудами по русскому государственному праву стали издаваться работы под названиями «Конституционное право», «Конституционное государство». Были опубликованы работы, посвященные анализу правового положения партий и основных прав граждан.

После Октябрьской революции 1917 г. и принятия первой советской Конституции 1918 г. до 1980-1990-х гг. XX в. развитие отечественной науки государственного (конституционного) права происходило в рамках советской социалистической науки, в се основу были положены принципы марксизма-ленинизма (от имен немецких коммунистов К. Маркса и Ф. Энгельса, а также первого руководителя коммунистической партии и основателя советского государства в России В. И. Ленина).

Несмотря на то что советский период был временем тоталитаризма и порабощения человека партийно-государственной машиной, нельзя не отметить, что советская наука (и ее часть — российская) внесла свою долю в развитие интернациональной науки конституционного права. Многие положения, базирующиеся на идеях социальной справедливости, регулирующей роли государства, прогнозирования и планирования экономического развития, положения о социально-экономических правах граждан, праве наций (этносов) на самоопределение, о возможности национализации частной собственности, защите прав трудящихся и некоторые другие включаются ныне в новейшие «социальные» конституции Европы, Азии, Америки, Африки (правда, в переосмысленном с гуманистических позиций значении); это делается не без влияния российской мысли и конституционных формулировок, содержавшихся в советских и зарубежных социалистических конституциях.

В условиях социалистического тоталитарного государства СССР (и его части — РСФСР) многие из этих положений хотя и провозглашались, но не действовали. Их содержание было извращено, доминировали тоталитарные нормы и методы (диктатура пролетариата, примат государства по отношению к личности, руководящая роль единственной партии и др.). Гибель миллионов людей в ходе так называемого добровольного кооперирования крестьян, высылка из родных мест целых народов («репрессированные этносы»), массовые нарушения прав граждан, ГУЛАГ, «выборы без выборов» (с единственным кандидатом, рекомендованным коммунистической партией) — такова была «конституционная» практика, противоречившая общечеловеческим ценностям.

«Перестройка», начатая по инициативе Генерального секретаря ЦК Коммунистической партии (КПСС) М. С. Горбачева в конце 1980-х гг., сохраняя сначала прежние принципиальные ориентиры («обновление социализма»), внесла некоторые коррективы в конституционное (государственное) право: из Конституции СССР 1977 г. были исключены положения о руководящей роли КПСС, возникли другие партии, была допущена, хотя и в ограниченных масштабах, частная хозяйственная инициатива и частная собственность, ликвидировано неравноправие форм собственности, введена конкуренция кандидатов на выборах представительных органов и др. Правда, в силу их кратковременности эти перемены недостаточно сказались на работах по конституционному праву того времени, они гораздо чаще находили отражение в публицистических выступлениях.

После распада в 1991 г. тоталитарного социалистического государства — Союза Советских Социалистических Республик (последствия этого события имели катастрофический характер, причинили много бед бывшим советским, в том числе российским, гражданам и в корне изменили международную обстановку, в частности, дестабилизировав ее) — Россия, являвшаяся до этого союзной республикой в составе СССР, стала самостоятельным, суверенным государством. Сначала на основе поправок к советской Конституции РСФСР 1978 г. (они, по существу, принципиально изменили ее), а затем в результате принятия Конституции РФ 1993 г., которая ввела в конституционное право современные общечеловеческие ценности (власть народа, политический и идеологический плюрализм, демократическое, социальное, правовое государство, многообразие и равноправие форм собственности, права человека, разделение властей, местное самоуправление и др.), в российском конституционном праве утвердились новые принципы. Несмотря на то что отдельные из таких формулировок несовершенны, а другие современные общечеловеческие ценности (социально ориентированная рыночная экономика, социальная функция частной собственности, социальное партнерство, социальная справедливость и т. д.) по разным причинам (отсутствие необходимых условий, недостаток знаний международного опыта, спешка при подготовке текста и др.) в Конституции 1993 г. не названы, теперь развитие российского конституционного нрава происходит в общем потоке мировой цивилизации и культуры.

Новым проблемам российского конституционного права посвящено много работ, причем оригинальные исследования опубликованы и в субъектах РФ.

Существенный вклад в развитие российского конституционного права вносят ученые других специальностей, выступая, в частности, с публицистическими материалами, отстаивающими гуманистические принципы. Некоторые из них — юристы по образованию.

Участвуют в развитии науки российского конституционного права и зарубежные ученые. Своей критикой тоталитаризма западные конституционалисты и советологи подготовили отказ от правовых норм, противоречащих гуманистическому сознанию народов, западные компаративисты предоставили необходимый правовой материал, выявили преимущества и недостатки различных систем конституционного регулирования. Их положения были использованы и в теоретических разработках ученых-конституционалистов современной России, и в практической деятельности, хотя не все выводы зарубежных конституционалистов и рекомендации западных экспертов были удачны.

Наука конституционного права – совокупность идей, теорий и взглядов о конституционно-правовых институтах и отношениях, а также о практике применения норм КП и его историческом развитии в России.

Предмет изучения науки конституционного права: 1) сущность, структура отрасли российского КП, его источники; 2) фактические отношения, регулируемые нормами конституционного права; 3) практика реал-ции норм данной отрасли; 4) история самой науки конст-го права, построение прогнозов ее развития.

Методы науки конст-го права: 1) исторический; 2) сравнительно-правовой; 3) системный; 4) статистический; 5) конкретно-социологический и др.

Ведущая роль конст-го права обусловливается, прежде всего, особой важностью и значимостью общественных отношений. Это отношения, формирующие: 1) общественный и государственный строй, 2) положение личности в общест-й и государственной жизни, 3) принципы взаимоотношений личности, государства и общества.

Система науки конституционного права

Система науки конституционного права и пред­ставляет собой упорядоченную совокупность относи­тельно самостоятельных комплексов теоретических положений, логическую связь между ними. Данная система не формируется произвольно. Ее основу составляет структурность самого предмета научного позна­ния.

Поскольку наука конституционного права является отрас­левой, поэтому ее задачей является познание сущности, юри­дических свойств, функций основного источника отрасли, ко­торый занимает особое место во всей правовой системе. Таким источником является Конституция. Второй раздел системы науки и составляют положения, обосновы­вающие теорию Конституции, дающие анализ консти­туционного развития государства.

Следующая составная часть системы науки пред­ставляет собой комплекс теоретических проблем, вытекающих из содержания первого конституцион­но-правового института «Основы конституционного строя». Она охватывает большое количество теорий, кон­цепций, связанных с исследованием проблем сущности Россий­ского государства, суверенитета, народовластия, формы правле­ния, системы общественных структур, участвующих в политической жизни общества. К этому разделу науки относятся и теоретические положения о конституционных принципах гражданского общества, экономических отношениях, принципах хо­зяйствования, роли государства в условиях рыночной экономики.

Поскольку Россия является федерацией, и в системе отрасли имеется большая совокупность правовых норм, регулирующих весь блок федеративных отношений, в науке также выделяется особый раздел, охватывающий всестороннюю теорети­ческую разработку проблем федерации, автономии.

Шестой раздел, выделяемый в системе науки конститу­ционного права, объединяет исследования по проблемам ор­ганизации и функционирования систем государствен­ной власти и местного самоуправления. Наука изучает принципы их построения, сущность и конкретные формы реали­зации принципа разделения властей, правовой статус различных органов государства, формы и порядок деятельность представи­тельных органов, избирательную систему, законодательный про­цесс и иные аспекты деятельности органов, связанных с консти­туционно-правовым регулированием. Ее предметом является и изучение конституционных основ местного самоуправления

Конституция как основной закон государства и общества

Конституция Российской Федерации - основной закон РФ; единый, имеющий высшую юридическую силу, прямое действие и верховенство на всей территории РФ политико-правовой акт, посредством которого народ учредил основные принципы устройства общества и государства, определил субъекты государственной власти, механизм её осуществления, закрепил охраняемые государством права, свободы и обязанности человека и гражданина

Структура

Действующая Конституция РФ состоит из Преамбулы и двух разделов. Непосредственно структуру Конституции России можно отобразить следующим образом:

Преамбула

· Раздел первый

o Глава 1. Основы конституционного строя (статьи 1-16)

o Глава 2. Права и свободы человека и гражданина (статьи 17-64)

o Глава 3. Федеративное устройство (статьи 65-79)

o Глава 4. Президент Российской Федерации (статьи 80-93)

o Глава 5. Федеральное Собрание (статьи 94-109)

o Глава 6. Правительство Российской Федерации (статьи 110-117)

o Глава 7. Судебная власть (статьи 118-129)

o Глава 8. Местное самоуправление (статьи 130-133)

o Глава 9. Конституционные поправки и пересмотр конституции (статьи 134-137)

· Раздел второй. Заключительные и переходные положения


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-03-24

Наука конституционного права является составной частью системы юридических наук, которая, в свою очередь, входит в систему общественных наук.

Наука конституционного права относится к отраслевым наукам, основной отличительный признак которых состоит в том, что их предметом является изучение одноименной отрасли права. Эти науки составляют наиболее многочисленную часть в системе юридических наук, равную числу отраслей права.

Наука конституционного права имеет своим предметом изучение отрасли конституционного права. Наука конституционного права раскрывает присущие данной отрасли закономерности, формулирует основные понятия и категории, которыми оперирует действующее конституционно-правовое законодательство, анализирует функции и роль соответствующих правовых институтов.

Наука конституционного права изучает не только конституционно-правовые нормы и институты, но и процессы, связанные с их реализацией. Вот почему в предмет этой науки входят и конституционно-правовые отношения. Она выявляет эффективность действия соответствующих правовых норм, вырабатывает рекомендации по ее повышению. С этой целью наука изучает деятельность государственных органов, формы их взаимодействия.

Предметом изучения науки конституционного права является вся сфера общественных отношений, связанных с предметом отрасли.

На основе анализа общественных отношений наука должна давать теоретические обоснования пределов их правового регулирования, с тем чтобы оно не было чрезмерным, не оправдываемым потребностями жизни, или слишком узким, оставляющим без правового воздействия те общественные отношения, которые требуют этого воздействия.

Все конституционно-правовые институты изучаются в их историческом развитии на общем фоне развития общества, его деформаций и противоречий.

К ним относятся такие крупные теоретические проблемы, как проблемы народного представительства, государственного, национального и народного суверенитета, федерализма, автономии, форм государственного и территориального устройства в целом.

Важное место занимают исследование проблем правового статуса личности, прав человека и гражданина, взаимной связи государства и личности, конституционных основ организации гражданского общества, а также теоретические выводы, связанные с познанием системы государственной власти и системы местного самоуправления, принципа разделения властей и других начал .

Изучение указанных выше проблем составляет предмет науки, сами же выводы и теоретические положения - ее содержание.

Наука конституционного права, как и всякая иная наука, является системой знаний. Это значит, что в ее составе имеются относительно обособленные комплексы теоретических положений, содержащих выводы, которые сделаны на основе познания сущности и закономерностей развития различных сторон регулируемых отраслью конституционного права общественных отношений. Эти теоретические комплексы не только связаны между собой в силу единства предмета отрасли, но и находятся в определенном соподчинении. Одни теоретические выводы и положения служат основой для других.

Система науки конституционного права и представляет собой упорядоченную совокупность относительно самостоятельных комплексов теоретических положений, логическую связь между ними, которые можно назвать научной подотраслью.

Эта система формируется не произвольно. В ее основе лежит структурность самого предмета научного познания. Поскольку таким предметом является одноименная отрасль права, то каждому из элементов системы отрасли соответствует самостоятельный раздел конституционно-правовой науки. Однако перед наукой стоят задачи более сложные, нежели познание каждой из составных частей отрасли в отдельности. Наука должна исследовать общие черты, присущие отрасли в целом, специфику и характер ее предмета, разновидности ее норм, способы их реализации, особенности возникающих на основе данных норм конституционно-правовых отношений, источники отрасли, ее систему. Наука должна теоретически определить и свой собственный предмет, свои систему, методы исследования, источники.

Совокупность теоретических выводов, положений, касающихся всех названных выше проблем, и составляет первый раздел в системе рассматриваемой науки, посвященный общей характеристике конституционного права и одноименной науки. Этот раздел является первым в силу того, что без познания охватываемых им проблем нельзя правильно понять связи, существующие между конституционно-правовыми институтами, а значит, и в полной мере раскрыть их функциональное назначение в общей системе правового регулирования.

Поскольку наука конституционного права отраслевая, постольку ее задача заключается в познании сущности, юридических свойств, функций конституции - основного источника одноименной отрасли, который занимает особое место во всей правовой системе. Второй раздел системы науки конституционного права и составляют положения, обосновывающие теорию конституции, анализирующие конституционное развитие государства.

Следующий раздел системы науки - комплекс теоретических проблем, вытекающих из содержания конституционно-правового института, регулирующего основы конституционного строя. Данный раздел охватывает большое число теорий, связанных с исследованием сущности Российского государства, суверенитета, народовластия, формы правления, системы общественных структур, участвующих в политической жизни общества. К этому разделу науки относятся и теоретические положения о конституционных принципах гражданского общества, экономических отношений, хозяйствования, о роли государства в условиях рыночной экономики.

Относительно самостоятельным разделом науки конституционного права являются теоретические разработки, связанные с анализом взаимоотношений государства и личности, статуса человека и гражданина, природы его прав, свобод и обязанностей. Теоретические выводы по всем этим вопросам в системе науки, как и в системе отрасли, охватываются общим понятием «основы правового статуса личности».

Поскольку Россия является федерацией и в системе отрасли имеется большая совокупность правовых норм, регулирующих весь блок федеративных отношений, в одноименной науке тоже выделяется особый раздел, охватывающий всестороннюю теоретическую разработку проблем федерации.

Еще один раздел, выделяемый в системе науки конституционного права, объединяет исследования, относящиеся к проблемам организации и функционирования системы органов государственной власти и системы органов местного самоуправления. Наука изучает принципы их построения, сущность и конкретные формы реализации принципа разделения властей, правовой статус различных органов государства, формы и порядок деятельности представительных органов, избирательную систему, законодательный процесс и иные аспекты деятельности органов, связанные с конституционно-правовым регулированием. Предметом данной науки является и изучение конституционных основ местного самоуправления.

Таким образом, система науки конституционного права в своей основе соответствует системе одноименной отрасли, однако является более широкой, ибо наука не может сосредоточить свое внимание только на конкретных конституционно-правовых институтах, а изучает и общие характеристики отрасли, ее специфику, место и роль в системе права.

Конкретный перечень проблем, исследуемых в том или ином разделе науки, не является раз и навсегда данным. С развитием государства, общества, изменением общественно-социальных условий возникают новые концепции, требующие своего теоретического обоснования, перестают быть актуальными старые.

Формулируя теоретические выводы, наука конституционного права опирается на широкую систему источников, под которыми подразумеваются факторы, составляющие исходные основы научного познания.

К таким источникам относятся труды отечественных и зарубежных ученых, содержащие наиболее общие, философские суждения о проблемах, значимых для конституционно-правовой науки. Они очень разнообразны, часто противоречивы, имеют неодинаковую методологическую основу объяснения процессов общественного развития. Их критическое осмысление составляет важный этап в процессе научного познания, является предпосылкой обогащения науки достижениями всего мирового опыта развития цивилизации.

Источниками науки конституционного права являются и нормативные правовые акты, содержащие конституционно-правовые нормы, прежде всего Конституция Российской Федерации. Наука выявляет и теоретически обосновывает заложенные в нормативных правовых актах концепции, понятия, используемые в конституционно-правовых нормах, раскрывает существующие между ними взаимосвязи.

Наука не могла бы в должной мере выполнить свои задачи, если бы она не имела источником научного познания практику, те процессы, которые происходят в жизни на базе действия конституционно-правовых норм и институтов. Поэтому источником науки конституционного права является и конкретная практическая деятельность органов государственной власти, всех субъектов правовых отношений, осуществляемая на базе норм конституционного права .

Наука конституционного права России последние почти три четверти века не существовала как самостоятельная, а входила в состав единой науки «советское государственное право». Все научные разработки государствоведов дооктябрьской России были полностью отброшены как не соответствующие новой, ставшей господствующей, идеологии - марксизму-ленинизму.

В советский период сформировалась наука «социалистического типа», отправным постулатом которой стали основополагающие идеи марксистско-ленинского учения о праве, государстве, демократии. Только на их основе допускались, в частности, и конституционно-правовые исследования.

Исходные положения и выводы, которые должны были венчать любые исследования, заключались в признании социалистического характера советского государства, где якобы утвердилось подлинное народовластие, ликвидирована эксплуатация человека человеком, достигнуто морально-политическое единство народа - новой исторической общности, отсутствуют условия для многопартийности, а закономерностью общественного развития является возрастание руководящей и направляющей роли КПСС - ядра всей политической системы. Все эти и другие идеологические установки марксизма-ленинизма имели директивный характер для государственно-правовой науки, являлись ее методологической основой. В условиях тоталитарного, репрессивного государства любое отступление от названных идей жестоко пресекалось, и наука могла развиваться только на их основе. Поэтому в методологическом плане научным исследованиям была свойственна заданность выводов, и они должны были служить подтверждением социалистических идеологических постулатов.

Образование на месте бывшего Союза ССР независимых государств, формирование самостоятельных правовых систем в каждом из них знаменовали новый этап в развитии государственно-правовой науки. В России утверждается ее наименование - «наука конституционного права». Ее становление связано с отказом от названных выше социалистических приоритетов, от признания их безусловно истинными и незыблемыми .

Используя теоретический потенциал предшествующего этапа развития науки государственного права, наука конституционного права освобождается от догматического подхода к исследованию проблем отрасли. Расширяется методологическая основа науки. Узкоклассовая трактовка государственно-правовых институтов, характерная для предшествующего этапа, не соответствует новым ориентирам, положенным в основу развития общества на современном этапе.

Признание приоритета общечеловеческих ценностей, необходимость формирования гражданского общества, освобожденного от глобального огосударствления, присущего социалистическому этапу развития страны, отказ от монополии марксистско-ленинской идеологии либо любой другой, от принципа однопартийности - отправные ориентиры современных конституционно-правовых исследований.

Изменяются и подходы науки к трактовке правовых форм регулирования экономической жизни общества. Переход на рыночную форму хозяйствования, утверждение множественности форм собственности, в том числе частной собственности, требуют новых подходов к теоретическому анализу конституционных положений в этой сфере.

Важными задачами науки конституционного права Российской Федерации являются теоретическая разработка проблем федеративных отношений, обоснование концепций российской Конституции, которая в концентрированной форме закрепила основные принципы устройства государства и общества, дала общую характеристику исходных начал всех конституционно-правовых институтов.

После принятия Конституции РФ 1993 года чрезвычайно возросли масштабы монографических исследований теоретических проблем конституционного права и расширилась их проблематика. В орбиту теоретических разработок включаются новые проблемы, не имевшие места в прошлом: о парламентаризме, о конституционном судопроизводстве, о конституционно-правовой ответственности, о местном самоуправлении, о новой российской модели федерализма и др.

Конституционное право является ведущей отраслью в системе права Российской Федерации. Это определяется прежде всего тем, что ядром этой отрасли, как и всего права в целом, является высший в системе права особый нормативный правовой акт, имеющий учредительный характер, - Конституция РФ. В ней устанавливаются основополагающие принципы устройства общества и государства, определяются общие основы управления всеми общественными процессами, какой бы стороны жизни общества они ни касались, тем самым она дает ориентиры правового регулирования во всех сферах общественных отношений.

По сути дела, во всех отраслях российского права получают воплощение и конкретизацию закрепленные в нормах конституционного права незыблемые, прирожденные права и свободы человека и гражданина, конституционно-правовой принцип: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью».

Для всех отраслей права исходными являются установленные нормами конституционного права принципы федеративного устройства государства, разграничения полномочий между Федерацией и ее субъектами.

Все отрасли основываются на закрепленных в конституционном праве принципах организации системы власти, компетенции и принципах деятельности всех органов государственной власти, выступающих субъектами соответствующих отраслевых правоотношений.

Все эти общие положения можно конкретизировать на примере соотношения конституционного права и ряда других отраслей права.

Так, определяя систему органов исполнительной власти, их правовой статус, компетенцию, нормы конституционного права устанавливают основные начала для административного права. Закрепляя различные формы собственности, права собственника, принципы хозяйствования, конституционное право служит базой для гражданского и хозяйственного права. Регулируя основы бюджетной системы Российской Федерации, нормы конституционного права предопределяют основы финансового права. Устанавливая систему органов судебной власти, конституционные принципы правосудия, права граждан в сфере судопроизводства, конституционное право содержит исходные начала для уголовного права, уголовного процесса, ряда других отраслей.

Конституционное право, как все право в целом, развивается и изменяется, отражая происходящие процессы в социальной, политической, экономической жизни общества.

Стержневым направлением в формировании отрасли российского конституционного права явились разработка и принятие в 1993 г. новой Конституции РФ.

Если в целом проанализировать основные тенденции развития отрасли конституционного права России в постсоветский период, то можно выделить следующие направления:

  • 1) правовое обеспечение подлинного суверенитета Российской Федерации, становление ее как самостоятельного, независимого государства;
  • 2) деидеологизация конституционно-правового законодательства. В Конституции РФ отсутствуют идеологические характеристики сущности государства, институтов общественного строя. Изменены название государства, символы его государственного суверенитета (флаг, герб, гимн). Конституционно закреплен принцип многопартийности и признано идеологическое многообразие;
  • 3) гуманизация всех государственно-правовых институтов, перенос центра тяжести на признание прав и свобод человека и гражданина, которые утверждаются как высшая ценность. Это означает пересмотр концепции взаимоотношения государства и гражданина: вместо приоритета общественных, государственных интересов над личными в основу кладется приоритет интересов личности, взаимной ответственности государства и личности;
  • 4) реализация принципа разделения властей, что выражается в признании этого принципа в качестве одной из основ конституционного строя, в тех многочисленных положениях Конституции, которые закрепили систему и компетенцию государственных органов, принципы разграничения между ними полномочий;
  • 5) существенная реорганизация федеративного устройства России. Эта тенденция развития конституционного права связана с преодолением немалых трудностей, с согласованием многих противоречивых интересов. Новые принципы федерации призваны обеспечить целостность и суверенитет России и одновременно необходимый уровень самостоятельности ее субъектов, возможность решения на местах широкого комплекса вопросов развития территорий с учетом их национальных, экономических интересов и особенностей;
  • 6) переход к рыночной системе хозяйствования, к рыночным отношениям в экономике. Конституционно закреплены многообразие форм собственности, равная защита со стороны государства всех ее форм.

Конституционное право и на современном этапе активно развивается. Основными направлениями этого процесса являются: дальнейшее нормативное обеспечение процессов демократизации, обеспечение прав и свобод человека и гражданина, расширение их гарантий; совершенствование избирательного законодательства; углубление сущности государства как правового и социального. Серьезное внимание уделяется формированию гражданского общества; совершенствованию принципов федеративного устройства России; административной реформе, которая должна более полно обеспечить единство, вертикаль государственной власти; проведение реформы местного самоуправления; укрепление судебной системы; искоренение недостатков в реализации конституционно-правового законодательства, которые пока еще весьма существенны.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Введение

Для написания работы была выбрана данная тема так как, на мой взгляд, это одна из основополагающих тем при изучении курса «Конституционное право». В связи с этим мне бы хотелось наиболее детально рассмотреть представленную тему.

Один из важнейших постулатов современной цивилизации гласит: государство существует для человека, чтобы охранять его свободу и содействовать благополучию. Но как обеспечить баланс свободы и власти? Ведь если свобода оказывается вне прочной государственности, она легко может выродиться в анархию и вседозволенность, а если государственность строится на отказе от свободы, человек попадает в оковы тоталитарного гнета. Нахождение баланса власти и свободы составляет главнейший и деликатнейший смысл конституционного права.

Задачи работы:

1. рассмотреть понятие, методы и предмет конституционного права;

2. изучить конституционно-правовые нормы и санкции;

3. определить сущность Конституции РФ.

Понятие, предмет и метод Конституционного права

Конституционное право - одна из отраслей правовой системы России, представляющая собою совокупность общеобязательных норм, правил поведения, установленных или санкционированных государством, исполнение которых обеспечивается государством, в том числе и методами принуждения.

Правовая система подразделяется на отрасли права, каждая из которых представляет собой относительно самостоятельную часть правовой системы.

В юридической науке основными критериями деления права на отрасли являются предмет и метод правового регулирования.

Метод правового регулирования конституционного права обусловлен многообразием содержания общественных отношений.

Общественные отношения, регулируемые нормами отрасли права, в юриспруденции принято именовать ее предметом.

Уяснение вопроса о предмете отрасли права является предпосылкой правильного понимания тех общих сущностных качеств, которые свойственны ее нормам. Без учета родовой принадлежности правовых норм к определенной отрасли, к конкретному институту нельзя в полной мере раскрыть назначение и роль этих норм в правовом регулировании общественных отношений. Результат действия каждой правовой нормы должен оцениваться с учетом функционального назначения всей отрасли права.

Кроме того, без знания предмета той или иной отрасли права невозможна правоприменительная деятельность. Ведь всегда первым шагом в юридическом анализе конкретных ситуаций, подлежащих правовому разрешению, является четкое уяснение вопроса о том, нормы какой отрасли права подлежат применению. Без этого не может быть обеспечена правильная правовая оценка таких ситуаций.

Поэтому, приступая к изучению конституционного права, надо прежде всего понять, какие общественные отношения составляют его предмет.

По сравнению с другими отраслями права предмет данной отрасли имеет существенные особенности. Они выражаются в том, что конституционное право регулирует отношения, складывающиеся практически во всех сферах жизнедеятельности общества: политической, экономической, социальной, духовной и пр.

Другие же отрасли права воздействуют на общественные отношения в какой-либо одной области, или специфической сфере жизни. Так, предметом трудового права являются трудовые отношения, финансового права - финансовые отношения, гражданского права - имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения.

Другая особенность предмета конституционного права состоит в том, что конституционно-правовое регулирование общественных отношений в различных сферах жизни, охватываемых данной отраслью, неодинаково по своему объему.

В одних сферах жизни общества нормы конституционного права регулируют лишь основополагающие отношения, т.е. те, которые предопределяют содержание всех остальных отношений в соответствующей сфере. Во всем объеме их регулирование осуществляется другими отраслями права. Так, в сфере экономической жизни общества предметом конституционного права являются только те отношения, которые характеризуют основные начала и принципы экономики, формы собственности. А в полном объеме правовое регулирование экономических отношений осуществляется гражданским, хозяйственным, предпринимательским, финансовым и рядом иных отраслей права.

В других сферах жизни общества предметом конституционного права охватывается более широкий или весь комплекс общественных отношений. Это прежде всего отношения, связанные с устройством государства, организацией государственной власти, всей политической системы общества, т.е. те, посредством правового регулирования которых обеспечивается единство, целостность, управляемость общества как единой социальной системы.

2) взаимоотношений между государством и личностью, правовых основ статуса российских граждан, лиц без гражданства и иностранных граждан, находящихся на территории России, прав и свобод человека и гражданина и гарантий их реализации:

3) федеративного устройства России, состава и компетенции ее субъектов, исключительной компетенции федерации и предмета совместного ведения федерации и субъектов, верховенства федеральных законов над правовыми актами субъектов и т. д.;

4) организации и функционирования системы органов федеральной государственной власти Российской Федерации, органов судебной власти, а также местного самоуправления. Способом воздействия государства на общественные отношения, составляющие предмет конституционного права, является наделение одной из сторон государственно-властными полномочиями. Такой метод регулирования получил в юридической науке наименование "метод властеотношений". Соответственно на другую сторону (стороны) этих отношений возлагается обязанность подчиняться велениям стороны, наделенной такими полномочиями.

Исходя из сказанного можно сделать вывод, что конституционное право как отрасль российского права, представляет собой совокупность правовых норм, установленных (санкционированных) государством, в которых закреплены основы конституционного строя Российской Федерации, взаимоотношений между государством и личностью, федеративного устройства России, организации и деятельности системы органов государственной власти, местного самоуправления.

2. Конституционно-правовые нормы и отношения

Нормы конституционного права - это правовые нормы, которые регулируют общественные отношения, составляющие предмет конституционного права.

Для осуществления норм конституционного права характерен особый механизм реализации через конкретные нормы других отраслей права.

Нормы конституционного права имеют свои характерные особенности. В отличие от правовых норм других отраслей, которые, как правило, имеют гипотезу, диспозицию и санкцию в нормах конституционного права формулируется, как правило, лишь диспозиция и гипотеза, а санкции содержатся в актах иных правовых отраслей (уголовного, административного и т. д.).

Таким образом, предметом конституционного права являются такие отношения, которые можно назвать базовыми, основополагающими. Они образуют как бы фундамент всего здания сложной системы социальных связей, подлежащих правовому воздействию. Эти базовые отношения - системообразующие, оформляющие целостность общества, его единство как организованной и функционирующей структуры, основанной на общих началах политического, экономического и социального устройства. В силу такого всеобъемлющего характера общественных отношений, являющихся предметом конституционного права, они отличаются большим многообразием, представляют сложную систему.

Предметом конституционного права как отрасли российского права являются общественные отношения, возникающие в связи с закреплением и регулированием:

1) основ конституционного строя Российской Федерации, суверенитета народа и форм его осуществления, принципов государственного устройства и разделения властей, социального и светского характера государства, идеологического многообразия, верховенства конституции в государстве;

2) взаимоотношений между государством и личностью, правовых основ статуса российских граждан, лиц без гражданства и иностранных граждан, находящихся на территории России, прав и свобод человека и гражданина и гарантий их реализации;

3) федеративного устройства России, состава и компетенции ее субъектов, исключительной компетенции Федерации и предмета совместного ведения Федерации и субъектов, верховенства федеральных законов над правовыми актами субъектов и т,д.;

4) организации и функционирования системы высших органов Российской Федерации: Президента, Федерального Собрания, Правительства, органов судебной власти, а также местного самоуправления.

Следует отличать понятие конституционного права как науки от понятия конституционного права как ведущей отрасли национальной правовой системы.

Наука конституционного права - это отрасль правоведения (государствоведения), которая изучает конституционно-правовые нормы и институты, а также общественные отношения, регулируемые ими, то есть конституционно-правовые отношения, и практику реализации норм и институтов конституционного права, анализирует закономерности их развития. На этой основе вырабатываются рекомендации по совершенствованию законодательной базы, а соответствующим государственным органам,- рекомендации в области правопримени-тельной деятельности.

Наука конституционного права тесно связана с одноименной отраслью права и исследует закономерности развития отрасли права в целом и ее отдельных институтов.

В предмет науки конституционного права входит также изучение государственных, социально-экономических, политических, этнических и других институтов в той мере, в какой они находят свое отражение в нормах конституционного права.

На основе изучения практики реализации конституционно-правовых норм и институтов наука призвана осуществлять теоретическое прогнозирование и обоснование рекомендаций по совершенствованию конституционного законодательства.

Наука конституционного права представляет собой единую систему знаний и включает следующие разделы.

1. Исследование понятийного аппарата, определение понятий конституционного права как отрасли права, как науки и учебной дисциплины.

2. Учение о конституции в ее историческом развитии. Сущность и структура, принципы и юридические свойства действующей Конституции Российской Федерации.

3. Системный анализ норм, закрепляющих основы конституционного строя государства, суверенитет народа и фбрмы его осуществления.

4. Изучение проблем конституционного регулирования взаимоотношений государства и личности, основ правового статуса иностранцев и лиц без гражданства, проблем закрепления и реализации прав и свобод человека и гражданина.

5. Исследование вопросов национально-государственного устройства Российской Федерации, правового статуса Федерации и ее субъектов, разработка предложений по учету национального вопроса в государственном строительстве.

6. Комплексный анализ регулирования формирования и деятельности системы государственных органов Российской Федерации, органов власти ее субъектов, местного самоуправления.

7. Анализ основ организации и осуществления судебной власти в Российской Федерации, а также органов прокуратуры.

Ведущее место конституционного права как отрасли права определяет значимость и науки конституционного права. Однако нельзя согласиться с высказываемой некоторыми учеными точкой зрения о ведущей роли этой науки в системе юридических наук. По нашему мнению, это место принадлежит общей теории государства и права, являющейся методологической базой для всей юридической науки.

Конституционно-правовые нормы . Конституционно-правовые санкции

Конституционно-правовые нормы - это общеобязательные, абстрактные, формально-определенные в конституционно-правовых актах правила, установленные и охраняемые государством и направленные на регулирование общественных отношений, составляющих предмет конституционного права, путем установления прав и обязанностей их участников.

Нормы конституционного права содержат в себе свойства, характерные для любой правовой нормы, и специфические качества, определяемые принадлежностью к конституционному праву.

К общим свойствам относится прежде всего нормативность, то есть норма представляет собой правило, образец поведения лиц, выступающий в качестве социального регулятора общественных отношений через определение прав и обязанностей участников этих отношений.

Обобщенность (абстрактность) нормы означает, что она рассчитана на неоднократное применение к возникающим общественным отношениям и устанавливает правило поведения, которому должны следовать субъекты этих отношений.

Общеобязательность правовой нормы проявляется в необходимости подчинения ей всех субъектов, на которых распространяется действие этой нормы.

Формальная определенность правовой нормы означает, что нормы содержатся в определенных актах - источниках права, письменных актах-документах, имеющих юридическую силу.

Своеобразие конституционно-правовых норм также выражается в нескольких признаках, характеризующих их особую юридическую природу:

1) круг общественных отношений - предмет регулирования конституционно-правовых норм;

2) источники, в которых содержатся конституционно-правовые нормы, из которых особо необходимо выделить Конституцию - основной закон государства;

3) учредительный характер предписаний. Это специфический признак конституционно-правовых норм, выражающийся в том, что они закрепляют и оформляют основные общественно-политические институты и, прежде всего, регулируют собственно процесс создания правовых норм. Этот признак наиболее характерен для норм, содержащихся в Конституции;

4) разнообразие норм конституционного права. Конституционно-правовые нормы отличаются многообразием своих видов, среди которых большое место занимают так называемые «специализированные» нормы - общие, дефинитивные и декларативные нормы.

Классификация конституционно-правовых норм имеет значение для выявления специфических свойств и особенностей норм и, следовательно, для повышения эффективности их применения. Классификация конституционно-правовых норм строится на нескольких основаниях.

1. По содержанию, то есть объекту конституционно-правового регулирования нормы делятся в соответствии с выделяемыми блоками общественных отношений, составляющих предмет конституционного права. Выделяются нормы, закрепляющие основы конституционного строя; нормы, регулирующие права и свободы человека и гражданина; нормы, определяющие федеративное устройство Российской Федерации; нормы, определяющие порядок осуществления форм непосредственного народовластия; нормы, устанавливающие основы организации государственной власти; нормы, закрепляющие систему местного самоуправления; нормы, определяющие статус Конституции.

2. По функциям, которые выполняют правовые нормы, их подразделяют на регулятивные, охранительные и специализированные. Регулятивные (их еще называют правоустановительными, правонаделительными нормами) конституционно-правовые нормы непосредственно регулируют общественные отношения, определяя права и обязанности их участников. Охранительные нормы закрепляют меры юридической ответственности и меры защиты субъективных прав (например, ст. 53 Конституции РФ: «Каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц»). К охранительным нормам относятся многочисленные нормы, устанавливающие гарантии субъективных прав (например, ч. 1 ст. 46 Конституции РФ: «Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод»).

Особенность специализированных норм состоит в том, что непосредственно на основе них правоотношения не возникают. Они имеют дополнительный характер, который выражается в том, что при регулировании общественных отношений они присоединяются к регулятивным и охранительным нормам, образуя в сочетании с ними единый регулятор. К специализированным нормам относятся, с одной стороны, обобщающие нормы: общие, дефинитивные и декларативные нормы, а, с другой стороны, нормы, регулирующие действие и применение других норм («нормы о нормах»): оперативные и коллизионные нормы.

Общие нормы направлены на фиксирование в обобщенном виде определенных элементов регулируемых отношений (например, ч. 2 ст. 3 Конституции РФ: «Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления»). Дефинитивные нормы в обобщенном виде закрепляют признаки определенной правовой категории (например, преамбула Закона Российской федерации «О гражданстве Российской Федерации»: «Гражданство есть устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека»). Декларативные нормы отражают принципы регулирования общественных отношений нормами данной отрасли (института) права, закрепляют задачи данной совокупности правовых норм (например, ст. 2 Конституции РФ: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства»).

Оперативные нормы изменяют или отменяют действие иных норм, выполняя, таким образом, служебные функции (например, ч. 4 ст. 35 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации»: «Часть 2 ст. 33 настоящего Федерального конституционного закона в части финансирования судов на основе нормативов вводится в действие со дня вступления в силу соответствующего федерального закона»). Коллизионные нормы определяют. какие нормы из совокупности возможных применяются к данному отношению (например, ч. 5 ст. 76 Конституции РФ: «В случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, изданным в соответствии с частью четвертой настоящей статьи, действует нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации»).

3. По характеру прав и обязанностей конституционно-правовые нормы подразделяются на управомочивающие, обязывающие и запрещающие. Управомочмающие нормы устанавливают право субъекта совершать действия, предусмотренные нормой. К ним относится большое количество норм, определяющих права человека и гражданина (например, ч. 5 ст. 32 Конституции РФ: «Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в отправлении правосудия»). Обязывающие нормы устанавливают обязанность субъекта совершать определенные действия (например, ч. 3 ст. 44 Конституции РФ: «Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры»). Запрещающие нормы устанавливают обязанность субъекта воздерживаться от определенных действий, не совершать их (например, ч. 2 ст. 123 Конституции РФ: «Заочное разбирательство уголовных дел в судах не допускается, кроме случаев, предусмотренных специальным законом»).

4. По степени определенности предписаний конституционно-правовые нормы подразделяются на императивные и диспозитивные. В императивных нормах содержатся категорические предписания, которые не могут быть заменены другими по усмотрению субъекта (например, ч. 3 ст. 76 Конституции РФ: «Федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам»). Диспозитивные нормы определяют возможность совершения или несовершения какого-либо действия, выбора варианта поведения (например, ч. 1 ст. 68 Конституции РФ определяет: «Республики вправе устанавливать свои государственные языки», а это означает, что республики могут устанавливать свои государственные языки, но могут и не делать этого).

5. По роли в механизме правового регулирования различают материальные и процессуальные конституционно-правовые нормы. Материальные нормы определяют содержание правового регулирования, права и обязанности субъектов права (например, ч. 2 ст. 92 Конституции РФ: «Президент Российской Федерации прекращает исполнение полномочий досрочно в случае его отставки, стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия или отрешения от должности»). Процессуальные нормы закрепляют порядок реализации предписаний материальных норм, форму их воплощения в действительность (например, ст. 93 Конституции РФ устанавливает порядок отрешения от должности Президента РФ).

6. По юридической силе конституционно-правовые нормы различаются в зависимости от того, какой акт является источником нормы, а также от разграничения предметов ведения между Федерацией и ее субъектами. Наивысшей юридической силой обладают нормы Конституции РФ как основного закона государства, а также нормы, содержащиеся в международных договорах, санкционированные государством.

7. По территории действия конституционно-правовые нормы подразделяются на нормы, которые действуют на всей территории Российской Федерации, и нормы, которые распространяются на часть ее территории (субъект Российской Федерации, муниципальное образование).В данной классификации приведены основные критерии разделения конституционно-правовых норм на виды. Возможны и дополнительные основания классификации и виды норм в зависимости от задач, стоящих перед исследователем.

Характерной чертой конституционно-правовой ответственности, отличающей ее от других видов юридической ответственности, является своеобразие ее санкций.

Санкция является обязательным атрибутом юридической ответственности в конституционном праве. Юридическая ответственность - это и есть реализация санкции, указанной в юридической норме. Именно санкция указывает на те неблагоприятные последствия, которые применяются к нарушителю конституционно-правовой нормы. Таким образом, ответственность выступает в качестве формы реализации соответствующих санкций, а санкция - мерой этой ответственности.

В настоящее время государством используется широкий круг мер конституционно-правовой ответственности. В их число входят прежде всего отмена или приостановление действия актов государственных органов или их отдельных положений.

Значение этой формы государственного воздействия состоит в том, что посредством ее применения осуществляется принудительная ликвидация незаконно возникших правоотношений и восстановление нарушенного правопорядка. Решение об отмене или приостановлении акта содержит в себе отрицательную оценку противоправных действий, приведших к изданию противоречащего закону акта, и служит предупреждению подобных правонарушений. Отмена содержит жесткий, категоричный императив и лишает акт всех его юридических потенций, в том числе ретроспективно. Она может устранять все правовые последствия действия такого акта с момента его принятия. Отмена и приостановление - близкие, но не совпадающие меры ответственности. Приостановление - это та же отмена, но под условием, ограниченная во времени, не решающая окончательную судьбу акта и не аннулирующая его действия в предшествующий период.

Таким образом, отмена или приостановление акта - это санкция, применяемая при нарушении нормы права и содержащая в себе меру юридической ответственности.

В конституционно-правовом законодательстве, действующем на территории Российской Федерации, эта мера конституционно-правовой ответственности используется достаточно широко.

Так, согласно Конституции РФ (ч. 3 ст. 115) постановления и распоряжения Правительства РФ в случае их противоречия Конституции РФ могут быть отменены Президентом РФ. Президент РФ также вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае противоречия этих актов Конституции РФ и федеральным законам, международным обязательствам РФ или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом (ч. 2 ст. 85).

В Федеральном конституционном законе от 17 декабря 1997 г. "О Правительстве Российской Федерации" указывается (ст. 12), что Правительство РФ вправе отменять акты федеральных органов исполнительной власти или приостанавливать действие этих актов.

Следует подчеркнуть, что отмена или приостановление акта может рассматриваться в качестве конституционно-правовой санкции только в тех случаях, когда речь идет о нарушении норм конституционного права.

Одной из разновидностей рассматриваемой санкции является признание неконституционными актов различных государственных органов или их отдельных положений. Так, согласно Конституции РФ (ст. 125) Конституционный Суд РФ по запросам Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительства РФ, Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ, органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации разрешает дела о соответствии Конституции РФ:

а) федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ;

б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ;

в) договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

г) не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации.

Конституционный Суд РФ по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле, в порядке, установленном федеральным законом.

Сущность К онституции РФ

Если понятие конституции определяет те общие черты, которые выделяют ее как особое правовое явление, то раскрытие сущности конституции связано с познанием ее глубинной природы, с решением вопроса о том, чью волю конституция выражает.

Сущность конституции, как и любого явления, во многом проясняется, если проанализировать, как, когда и для чего она возникла, какие социальные потребности вызвали ее к жизни. По общепризнанному мнению, появление конституции в современном ее понимании относится к XVIII веку и связано с эпохой буржуазно-демократических революций, с распадом феодального общества под натиском нарождающегося капиталистического строя.

Требовалась правовая форма защиты и охраны новых экономических структур. Такую роль мог выполнить только правовой акт, в общей форме определяющий основы устройства государства и общества, объективно поставленный выше власти короля, феодалов, олицетворяющий волю как бы всего общества, всей нации. Появились теоретические концепции о народе как единственном носителе верховной власти, его суверенитете, о юридическом равенстве всех членов общества, их праве самим определять основы устройства общества. На базе этих теорий первоначально и происходило создание конституции.

Идея писаной конституции впервые возникла в Англии, которую Маркс метко охарактеризовал как "демиурга буржуазного космоса". Однако данная идея не была воплощена в жизнь, и эта страна до сих пор не имеет писаной конституции как единого акта.

Практически первыми конституциями считаются Конституция США 1787 г., а также принятые в 1791 г. Конституции Франции и Польши.

Происхождение самого термина "конституция" (что означает - учреждение, установление) научно не определено. Высказывается мнение, что он взят из технического оборота "rem publicam constituire", которым начинались акты римских императоров.

Наряду с термином "конституция" применялось на первоначальных этапах ее становления и наименование "основной закон" (lex fundamentales).

Советские конституции воспроизводили оба эти термина и имели следующие наименования: Конституция (Основной Закон) РСФСР (1918 г.), Основной Закон (Конституция) СССР (1924 г.), Конституция (Основной Закон) СССР (1936 г.), Конституция (Основной Закон) СССР (1977 г.).

Учитывая длительный период наличия конституции в нашей стране, действующая Конституция РФ 1993 г. устранила двойное наименование, сняв даваемые в скобках слова "Основной Закон" как ставшие излишними.

По вопросу о том, в чем состоит сущность конституции, различные теории придерживаются неодинаковых выводов.

Одним из распространенных представлений является трактовка сущности конституции как общественного договора. Предполагается, что все члены общества заключили договор, воплощенный в конституции, о том, на каких основах учреждается данное общество, по каким правилам оно живет. Согласно таким концепциям конституция есть выражение суверенитета народа, проявление его единой воли.

Теологические теории видят сущность конституции в воплощении в ней божественных предписаний человеческому обществу о правилах жизни и считают, что в конституции выражаются идеи высшей справедливости, разума.

Некоторые представители школы естественного права полагают, что сущность конституции заключается в воплощении в ней многовекового опыта, постепенно складывающихся традиций данного народа. Только такие конституции обладают, по этой концепции, прочностью, устойчивостью, в отличие от "революционных" конституций, которые составляют в кабинетах, исходя из чисто умственных представлений и заимствования чужого опыта.

Имеются и теории, отрицающие народный характер конституции и связывающие ее сущность с государственной волей. Конституция при этом рассматривается как самоограничение государственной власти: поскольку возможности государственной власти безбрежны, то чтобы не допустить произвола, деспотизма, она сама себя ограничивает и закрепляет пределы этого ограничения в конституции.

Марксистско-ленинская теория, которая являлась теоретической основой советской государственно-правовой науки, усматривала сущность конституции в том, что она выражает волю не всего общества, не всего народа, а только волю господствующего класса, т.е. является классовой по своей сущности. Такое представление о сущности конституции доказало свою историческую несостоятельность. Из него с необходимостью вытекала правомерность насилия, подавления, репрессий, массового уничтожения людей, неограниченного нарушения прав человека и гражданина, полного огосударствления общества. Все советские конституции были классовыми по своей сущности, открытая и обнаженная форма которой отражалась в каждой из них в большей или меньшей степени.

Действующая Конституция РФ не восприняла постулата о классовой сущности конституции. В сущности Конституции 1993 г. заложены другие начала - не классовые, а общедемократические. По своему источнику она является народной конституцией, поскольку принята народом на референдуме, а не установлена государством.

Неприменима к Конституции РФ 1993 г. и трактовка конституции как общественного договора, который требовал поголовного, единого, всеобщего согласия всех для принятия конституции, а несогласным даже предписывалось покинуть государство или считать себя иностранцами.

Общедемократическая сущность конституции предполагает, что полноправными гражданами являются все члены общества, как согласные с конституцией, так и не согласные с ней. Всем предоставляется право в легальных формах проповедовать свои взгляды, отстаивать их, признается идеологическое и политическое многообразие.

Общедемократическая сущность конституции предполагает, что она принимается при участии большинства избирателей и поддерживается этим большинством. Однако демократия несовместима и с диктатурой большинства. Демократическим признается тот строй, в котором обеспечиваются права меньшинства.

Таким образом, действующая Конституция РФ по своей сущности является конституцией демократического правового государства, воплощением воли многонационального российского народа, выраженной путем всенародного голосования, направленной на учреждение таких основ жизни государства и общества, которые утверждают общедемократические принципы, исходят из признания высшей ценностью человека, его прав и свобод.

Заключение

Конституционное право - одна из отраслей системы права Российской Федерации. Как и любая отрасль права, конституционное право представляет собой совокупность правовых норм, т.е. общеобязательных правил поведения людей, правил, соблюдение которых в необходимых случаях обеспечивается применением государственного принуждения в различных формах. Правовые нормы, образующие отрасль, характеризуются внутренним единством, определенными общими признаками, тесно связаны между собой и отличаются от норм других отраслей права. Эти признаки обусловлены особенностями общественных отношений, на регулирование которых направлены правовые нормы, образующие отрасль.

Некоторые институты конституционного права как бы непосредственно выражают народовластие, и тогда даже употребляются термины «представительная демократия», «парламентская демократия», «политическая демократия». Демократической сущностью проникнуты и другие институты - институт основных прав и свобод граждан, принципы судопроизводства, основы федерализма и т.д. В демократическом государстве конституционное право создает специальные гарантии против опасности сползания к тоталитаризму; определенные нормы и институты, регулирующие, например, правовое положение средств массовой информации, прямо направлены против использования СМИ в антидемократических целях.

Связь между конституционным правом и другими отраслями нельзя сводить только к его ведущему положению в правовой системе России. В свою очередь, нормы других отраслей конкретизируют правила поведения, установленные нормами конституционного права.

Подобные документы

    Конституционно-правовые нормы, их особенности и виды. Основные принципы устройства государства. Конституционно-правовые отношения и их субъекты. Источники и система отрасли конституционного права. Особенности конституционного права Российской Федерации.

    курсовая работа , добавлен 21.07.2011

    Понятие конституционного права. Конституционно-правовые нормы и отношения, их особенности. Источники конституционного права. Роль конституции как основного закона в утверждении правового государства, реализации норм демократии и устройстве общества.

    реферат , добавлен 12.09.2012

    Понятие, предмет и метод конституционного права, его нормы и институты. Источники и система права в Республике Беларусь. Конституционно-правовые отношения, их субъекты, объекты, основания возникновения и прекращения, юридическая ответственность.

    реферат , добавлен 11.03.2011

    Понятие, предмет и характеристика конституционного права как ведущей отрасли правовой системы. Конституционно-правовые нормы и институты Российской Федерации. Основания для отклонения заявлений о приеме в гражданство РФ и о восстановлении в гражданстве.

    контрольная работа , добавлен 04.01.2015

    Виды источников конституционного права. Понятие конституции. Основные черты конституции. Функции конституции. Юридические свойства конституции - это правовые признаки конституции как основного закона государства.

    курсовая работа , добавлен 10.05.2004

    Понятие и предмет конституционного права Российской Федерации. Юридический состав основных форм конституционно-правовых отношений в России. Определение методов и источников государственного права. Общая система конституционного права России как науки.

    курсовая работа , добавлен 10.10.2014

    Понятие, предмет, система, задачи и виды науки конституционного права. Правовые нормы, их свойства, признаки, источники отрасли основного закона. Особенности и сущность развития науки конституционного права в Российской Федерации на современном этапе.

    курсовая работа , добавлен 12.12.2008

    Понятие конституционного права России как отрасли права, его предмет. Характеристика конституционно-правовых норм и институтов. Место конституционного права в системе права России. Конституционное право как наука, его место в системе общественных наук.

    курсовая работа , добавлен 22.09.2011

    Понятие и виды Конституции как основного закона государства, её политические и юридические свойства. Особенности конституционно-правового статуса субъектов Российской Федерации. Формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления.

    контрольная работа , добавлен 26.03.2017

    Понятие и сущность Конституции Российской Федерации. Правовые признаки конституции как основного закона государства. Легитимный характер Конституции РФ 1993 года. Права и свободы человека и гражданина. Конституционные поправки и пересмотр конституции.



 

Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!