Правовым последствием признания гражданина безвестно отсутствующим является. Порядок, условия и правовые последствия признания гражданина безвестно отсутствующим и объявления его умершим. Юридическое объявление о смерти

Законодательством Российской Федерации регулируется порядок признания человека безвестно отсутствующим, в частности это предусмотрено статьей 42 Гражданского кодекса РФ.

Гражданский кодекс РФ статья 42. Признание гражданина безвестно отсутствующим

Гражданин может быть по заявлению заинтересованных лиц признан судом безвестно отсутствующим, если в течение года в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания.

При невозможности установить день получения последних сведений об отсутствующем началом исчисления срока для признания безвестного отсутствия считается первое число месяца, следующего за тем, в котором были получены последние сведения об отсутствующем, а при невозможности установить этот месяц - первое января следующего года.

Получи ответ на свой вопрос за 15 минут

186 юристов готовы Вам помочь.

Но не во всех случаях человек признается безвестно отсутствующим, для признания человека безвестно отсутствующим, у гражданина должен отсутствовать умысел (розыск, скрылся от преступления и т.д.). так же обязательно для признания безвестно отсутствующим, подача близкими или родственниками, заявления в полицию, и полиция после проведения проверки должна подтвердить, что человек действительно безвестно отсутствующий. После этого подается заявление в суд на признание гражданина безвестно отсутствующим, и с момента вынесения решения суда, человек признается безвестно отсутствующим. С момента вынесения решения суда, имущество которое было у безвестно отсутствующего, переходит по наследству к родственникам или близким. Если наследник не совершеннолетний или находился на иждивении, то назначается органами опеки и попечительства управляющий за имуществом.

Условия признания человека безвестно отсутствующим

При условии если человек не появляется по месту регистрации или по месту пребывания, в течение года, такие условия позволяют признать его безвестно отсутствующим. Но пропажа человека, не должна содержать умысла, или он умышленно скрылся. При признании человека безвестно отсутствующим, в суд заявление может подать заинтересованное лицо, так как законодательно четко не определен круг лиц кто имеет право подавать заявление в суд. Но как показала практика, подавать заявление имеет право, ток у кого есть материально-правовая связь между подаваемым заявление и безвестно отсутствующим человеком.

В исковом заявлении указывается какие цели для признания гражданина безвестно отсутствующим, а так же обстоятельства при которых возникла уверенность, почему гражданин пропал. В судебном заседании могут быть заслушаны свидетельские показания. При признании человека безвестно отсутствующим, судом делаются запросы по всем известным местам пребывания человека, место регистрации, полиция, военкомат и т.д. Так же уведомляются органы опеки и попечительства на управление имущества пропавшего. С момента вынесения решения суда о признании человека отсутствующим, имущество человека переходит под управление лиц, кто заключает договор с органами опеки и попечительства на управление имущества. В судебном разбирательстве о признании человека безвестно отсутствующим, не должно содержаться имущественного спора, иначе суд будет проходить в общем порядке, связано это с тем, что суд о признании безвестно отсутствующим проводится в особом порядке.

Если человек, который был признан безвестно отсутствующим, возвращается

В том случае если человек, который был признан безвестно отсутствующим, вернулся, то судебное производство возобновляется по заявлению самого безвестно отсутствующего. Возобновленное судебное производство выносит новый судебный акт, данное решение суда является причиной, для отмены договора на управление имуществом безвестно отсутствующего. Если он был лишен иных прав, то эти права восстанавливаются.

Семейные отношения при признании безвестно отсутствующим гражданином

Законодательством так же урегулированы семейные правоотношения гражданина, который признан безвестно отсутствующим, в частности статья 19 Семейного кодекса РФ.

Семейный кодекс РФ статья 19. Расторжение брака в органах записи актов гражданского состояния

  1. При взаимном согласии на расторжение брака супругов, не имеющих общих несовершеннолетних детей, расторжение брака производится в органах записи актов гражданского состояния.
  2. Расторжение брака по заявлению одного из супругов независимо от наличия у супругов общих несовершеннолетних детей производится в органах записи актов гражданского состояния, если другой супруг:
  • признан судом безвестно отсутствующим;
  • признан судом недееспособным;
  • осужден за совершение преступления к лишению свободы на срок свыше трех лет.
  1. Расторжение брака и выдача свидетельства о расторжении брака производятся органом записи актов гражданского состояния по истечении месяца со дня подачи заявления о расторжении брака.
  2. Государственная регистрация расторжения брака производится органом записи актов гражданского состояния в порядке, установленном для государственной регистрации актов гражданского состояния.

При расторжении брака, когда человек был признан безвестно отсутствующим, данный брак может быть восстановлен, по заявлению двоих супругов, но если один из супругов вступил уже в брак, такое восстановление не допускается. В случае если человек был признан безвестно отсутствующим, у него были лица на иждивении, то на таких лиц оформляется пенсия по потере кормильца, с момента подачи соответствующих документов в Пенсионный Фонд.

Если безвестно отсутствующий был зарегистрирован в жилом помещении, то собственник помещения, может снять с регистрационного учета безвестно отсутствующего.

Но не всегда просто признать человека безвестно отсутствующим и не всегда получается его восстановить в потерянных правах, с момента признания его безвестно отсутствующим. В таких случаях лучше обратиться к грамотным специалистам, а так же можно позвонить по номеру 8-800-777-32-63 на бесплатную горячую юридическую линию по гражданским вопросам. На Российском Юридическом Портале зарегистрировано большое количество юристов и адвокатов которые смогут вам помочь.

Если человек пропал – нужно немедленно обращаться в специальные органы, которые займутся розыском. Но как быть в том случае, если длительные поиски завершились ничем, и пропавший человек в итоге не был найден?

Чтобы законодательно оформить статус исчезнувшего человека, требуется признание гражданина без вести отсутствующим.

Порядок признания гражданина без вести отсутствующим

Если человек пропал бесследно, отсутствует в течение шести месяцев и больше, но при этом нет причин считать его умершим, в судебном порядке его признают безвестно отсутствующим.

Как определяют срок отсутствия

За основу судья берет свидетельские показания человека, который последними видел пропавшего или общался с ним. Если не удалось установить точную дату, отсчет ведут с первого числа месяца, который следует за приблизительной датой, когда последний раз видели пропавшего человека.

Признать гражданина без вести пропавшим может только судья . Если за период отсутствия истец не предпринимал попыток поиска связи с пропавшим, судья может отклонить иск.

Если же поступило заявление в полицию, проводились розыскные мероприятия, собирались свидетельские показания и другая ценная информация, однако в течение шести месяцев результатов не было, суд признает человека безвестно пропавшим.

Правовые последствия признания безвестно отсутствующим:

  • Имущество безвестно пропавшего человека передается во временное управление лицам из первой очереди наследников среди родственников. Выбирают одно доверительное лицо для управления имуществом, уходом и присмотром за домашними животными.
  • Для поддержания имущества в надлежащем состоянии потребуются расходы. Суд может вынести постановление о реализации части имущества для последующего расходования средств на содержание.
  • Если безвестно пропавший гражданин через время появляется, суд отменяет постановление. Имущество человеку возвращается.
  • Нельзя развестись с безвестно пропавшим человеком. Но закон предусматривает несколько исключений, когда развод возможен. Для этого требуется доказать, что человек в браке вел себя ненадлежащим образом – обижал второго супруга, пьянствовал, занимался расточительством бюджета. Все это плохо отражалось на детях. Суд потребует факты.

Юридические последствия больше касаются бытовых вопросов. Имущество из доверительного управления перейдет в категорию наследуемого, если о безвестно пропавшем гражданине не будет известий в течение пяти лет и больше. Тогда в судебном порядке его признают умершим.

Условия и порядок признания

Согласно статье 45 Гражданского Кодекса РФ признать гражданина умершим можно только в судебном порядке. При этом не во всех случаях человека сначала признают безвестно отсутствующим.

Порядок объявления умершим:

Правовые последствия признания человека умершим

Главными юридическими последствиями признания гражданина умершим является распоряжение его личным имуществом. Судья решает, кому останется движимое и недвижимое имущество умершего. Распоряжение осуществляется на основании завещания, которое умерший оставил при жизни или же согласно очередности наследования по Гражданскому Кодексу РФ.

Если гражданина признают умершим, его наследники получают право на имущество. В паспорт супруга проставляется печать о прекращении брака. В итоге у лица, признанного умершим, ликвидируются все гражданские права.

Если неожиданно для всех признанный умершим гражданин появляется, все его права возвращаются в полном объеме. Брачные отношения восстанавливаются, даже если второй супруг за это время успел вступить в следующий брак. Новые брачные отношения считаются недействительными до момента расторжения первого брака.

Все имущество, которое досталось родственникам в качестве наследства, возвращается владельцу. Если до этого времени часть имущества была продана – законному владельцу должен быть возвращен денежный эквивалент.

Куда обращаться за признанием

По вопросам признания гражданина безвестно пропавшим или умершим нужно обращаться в районный суд. Только он ведет дела, относящиеся к гражданско-процессуальному кодексу. Мировой суд не рассматривает такие дела.

Как составить заявление о признании умершим

Лучше по вопросу составления заявления в суд обратиться к юристу. При самостоятельном написании документа обязательно учитывайте следующие пункты:

  • Документ составляется на белом чистом листе формата А4 без помарок, записей и штрихов. Пишут заявление ручкой с синими или черными чернилами или набирают на компьютере.
  • В правом верхнем углу указывается наименование инстанции, куда подается заявление. Также здесь пишется информация о заявителе (контакты, ФИО).
  • В середине пишется слово «Заявление». В тексте ссылаются на причины, по которым просят признать человека умершим или безвестно попавшим. Для скорейшего принятия решения стоит указать даты событий и документов.
  • Если в тексте есть ссылка на документы, внизу делают их перечисление. После текста указывают дату и ставят личную подпись.

Какие документы могут стать доказательством

  • Если через полгода после исчезновения суд признал человека безвестно отсутствующим, к заявлению прикладывают копию судебного решения.
  • Если человек находился в эпицентре несчастного случая, это тоже подтверждается документально.
  • Справка о невыходе человека на работу.
  • Копии подписанных документов (договоров, контрактов) с датами.
  • Детализация звонков с сотового телефона пропавшего.
  • Видеозаписи с камер наблюдения.

Вместе с заявлением предоставляются личные документы заявителя. Они подтвердят родство с пропавшим и дадут право на признание гражданина умершим. К таким документам относятся.

Признание гражданина умершим или безвестно отсутствующим

2.1 Правовые последствия признания гражданина безвестно отсутствующим или умершим

признание гражданин умерший отсутствующий

Лицо, в случаях, предусмотренных российским законодательством, а в частности, гражданского права, признается безвестно отсутствующим или умершим. Если же гражданин, признанный безвестно отсутствующим или умершим, появляется в месте его жительства после решения суда, то в таких, соответственно ситуации, случаях наступают определенные правовые последствия, которые закрепляются в Гражданском Кодексе РФ, в частности, ст. 43, 46. Статьи, указанные ранее, содержат в себе следующий правовой смысл. Имущество, принадлежащее такому гражданину, если необходимо постоянное управление им (в случае, если имеется угроза расхищения, порчи или повреждения имущества) передается в доверительное управление. В соответствии с решением суда о передаче имущества в доверительное управление орган опеки и попечительства назначает управляющего и заключает с ним договор о доверительном управлении. Заявитель может предложить себя в качестве управляющего. Закон допускает, что таким управляющим будет назначен любой гражданин или некоммерческая организация (за исключением учреждения). Управляющий может действовать как на платной основе (получая вознаграждение за счет вверенного ему имущества), так и безвозмездно. В любом случае об этом должно быть указано в данном договоре доверительного управления, который регулируется статьями 1012-1026 ГК РФ. Однако если по ГК РСФСР опека устанавливалась над всем имуществом безвестно отсутствующего на основании судебного решения, то договор о доверительном управлении имуществом, о котором идет речь, в РФ применим далеко не всегда. Данный договор заключается органом опеки и попечительства с доверительным управляющим только в том случае, когда имеется необходимость в постоянном управлении имуществом безвестно отсутствующего гражданина. Но в тексте ст. 43 ГК РФ отсутствуют разъяснения, в каких же случаях возникает необходимость постоянного управления имуществом, что может служить критерием определения этой необходимости, и какой должен быть правовой режим имущества в том случае, когда необходимость постоянного управления отсутствует. На мой взгляд, ответы на эти вопросы важны, поскольку с ними связаны определение имущества, из которого должно быть выдано содержание гражданам, находившимся на иждивении у безвестно отсутствующего, и погашаться задолженность по другим обязательствам безвестно отсутствующего.

В соответствии с гражданским законодательством доверительный управляющий вправе, совершать любые действия в интересах безвестно отсутствующего лица, в том числе сделки. Последнее он заключает от своего имени, указывая, что действует в качестве управляющего. Доверительный управляющий имеет право на вознаграждение, предусмотренное договором, и на возмещение необходимых расходов за счет доходов от использования имущества. Из этого имущества выдается содержание гражданам, которых безвестно отсутствующий обязан содержать, и погашается задолженность по иным обязательствам безвестно отсутствующего, т.е. гражданским законодательством РФ предусмотрены специальные правовые процедуры, в случае если безвестно отсутствующий гражданин имел обязательства или долги перед кредиторами.

Обязанности управляющего состоят в том, чтобы охранять имущество, заботиться о его надлежащем состоянии. В договоре с управляющим может быть прямо указано, какие действия он не вправе совершать (например, продавать тот или иной предмет). В то же время, если иное не предусмотрено договором, лицо, назначенное управляющим, вправе совершать с имуществом любые действия - продавать, сдавать в аренду и т.д. И только для недвижимого имущества закон устанавливает специальное требование - о возможности управляющего распорядиться недвижимостью должно быть прямо указано в договоре. Управляющий не может дарить вверенное ему имущество или предоставлять его в безвозмездное пользование (за исключением случаев, когда соответствующие лица имеют право пользоваться таким имуществом на основании закона).

Главной обязанностью управляющего следует считать погашение задолженности по обязательствам безвестно отсутствующего лица. Однако делать это необходимо в строго определенном порядке. Так, например, нельзя выплатить деньги по расписке, выданной пропавшим гражданином. Управляющий имеет право передавать деньги или иное имущество только судебному приставу-исполнителю, который производит исполнение в установленном законом порядке (ст. 37 Федерального закона «Об исполнительном производстве»).

Иными словами, если кредитор отсутствующего гражданина желает получить долг, он должен в общем порядке обратиться в суд с иском. После того как судебное решение вступило в законную силу, открывается исполнительное производство. Судебный пристав, выполняя свои полномочия, предъявляет требования управляющему имуществом отсутствующего гражданина (как своеобразному «заместителю» должника) и проводит изъятие денег или арест и реализацию иного имущества. Такая же процедура должна быть соблюдена и в отношении иждивенцев пропавшего гражданина. Чтобы содержать его детей, необходимо обратиться в суд с иском о взыскании алиментов. Право подачи искового заявления имеет родитель ребенка, его опекун или попечитель, усыновитель, а также, в соответствии со ст. 80 Семейного кодекса РФ, орган опеки и попечительства.

Сложнее всего осуществлять все указанные процедуры в том случае, когда пропавший человек состоял в браке. Ведь основное его имущество, как правило, является общей совместной собственностью супругов. Здесь следует иметь в виду два основных момента. Во-первых, после вынесения решения о признании гражданина безвестно отсутствующим его брак не прекращается автоматически. С этим лицом можно развестись в упрощенном порядке в органах загса (ст. 19 СК РФ). Однако орган загса, приняв заявление от супруга такого гражданина, обязан известить о предстоящем разводе управляющего имуществом или местную администрацию (ст. 34 Федерального закона «Об актах гражданского состояния»). Во-вторых, если безвестно отсутствующему гражданину принадлежит имущество, входящее в состав общей собственности, то управляющему следует предъявить в суд иск о выделе доли. В противном случае у него не будет определенности, чем конкретно он должен управлять и за счет чего погашать долги пропавшего гражданина.

На практике нередки ситуации, когда члены семьи исчезнувшего гражданина по разным причинам предпочитают не инициировать возбуждение процедуры о признании его безвестно отсутствующим и на протяжении пяти лет, истечение которых дает им право требовать в судебном порядке объявления гражданина умершим, фактически бесконтрольно владеют, пользуются и распоряжаются его движимым имуществом, что, в свою очередь, может повлечь нарушение имущественных прав не только исчезнувшего гражданина, но и его кредиторов или потенциальных наследников.

Для предотвращения нарушений такого рода необходима некоторая корректировка процессуального законодательства. Учитывая, что в признании гражданина безвестно отсутствующим могут быть заинтересованы не только члены его семьи, но и различные юридические лица, с которыми гражданин состоял в гражданских обязательствах, законодатель закрепил в ст. 277 ГПК РФ положение о том, что заявление о признании гражданина безвестно отсутствующим подается в суд по месту жительства или месту нахождения заинтересованного лица, косвенно признав возможность инициирования судебного разбирательства юридическими лицами. Учитывая, что суды по-разному толкуют понятие «заинтересованные лица», следует дополнить данную норму указанием на кредиторов пропавшего гражданина как лиц, обладающих правом требовать признания его безвестно отсутствующим или объявления умершим, с тем, чтобы в дальнейшем, если суд удовлетворит заявленное требование, они, как это предлагается в литературе, могли предложить свою кандидатуру в качестве доверительного управляющего имуществом пропавшего гражданина.

Гражданским законодательством допускается назначение управляющего имуществом безвестно отсутствующего гражданина и до истечения года со дня получения сведений о месте его пребывания (п. 2 ст. 43 ГК). Управляющего в таком случае назначает орган опеки и попечительства своим решением, без обращения в суд. Управляющий выделяет средства гражданам, которых безвестно отсутствующий по закону обязан содержать (несовершеннолетние дети, нетрудоспособные родители и др.), а также погашает его задолженность по другим обязательствам.

В случае признания гражданина безвестно отсутствующим у нетрудоспособных членов семьи, состоящих на его иждивении, возникает право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца, поскольку семья безвестно отсутствующего приравнивается к семье умершего кормильца согласно правилам пенсионного законодательства.

Прекращаются обязательства, тесно связанные с личностью безвестно отсутствующего, например, прекращается договор поручения, участником которого он был (ст. 977 ГК), а также действие доверенности, выданной им или ему (ст. 188 ГК); комиссии (ст. 1002 ГК), агентского договора (ст. 1010 ГК), договора доверительного управления (ст. 1024 ГК), договора простого товарищества (ст. 1050 ГК).

Также немаловажными последствиями признания гражданина безвестно отсутствующим являются снятие гражданина с регистрационного учета по месту его жительства и представление в некоторых случаях субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг членам семьи отсутствующего.

Все выше сказанное позволяет сделать вывод о том, что безвестно отсутствующий гражданин утрачивает свои субъективные личные и имущественные права настолько, насколько в этом будут заинтересованы другие субъекты правоотношений, которым известно о вынесенном судебном решении и которые реализуют это решение.

Я считаю, что приведенные аргументы не позволяют признать удачным суждение о том, что при признании лица безвестно отсутствующим действие правоотношения приостанавливается. Оно может быть изменено, прекращено в зависимости от характера этого правоотношения, намерения заинтересованного лица и соответствующих положений закона.

Итак, из анализа законодательства вытекает, что материально-правовые последствия судебного решения о признании гражданина безвестно отсутствующим наступают не только для безвестно отсутствующего, но и для других участников данных правоотношений и позволяют им распоряжаться своими как имущественными, так и личными неимущественными правами.

Объявление же умершим предполагает не только безвестное отсутствие лица, но и наличие обстоятельств, которые дают основание предполагать, что гражданина уже нет в живых (несчастный случай, авария, стихийное бедствие, военные действия).

Необходимость судебного объявления гражданина умершим, как и признание безвестно отсутствующим, возникает в тех случаях, когда длительная неизвестность места нахождения одного из субъектов правоотношения является препятствием для других субъектов этого правоотношения в реализации ими субъективных прав и исполнении ими своих юридических обязанностей.

Дела о признании гражданина безвестно отсутствующим и об объявлении гражданина умершим имеют много общего в своем фактическом составе, однако последние более сложны по своей правовой характеристике.

Тесная взаимосвязь признания безвестно отсутствующим гражданина и объявления его умершим обнаруживается в том, что в обоих случаях суду необходимо установить дату (день, месяц, год), когда о гражданине были получены последние сведения. Правила исчисления начала безвестного отсутствия изложены в ч. 2 ст. 42 ГК РФ, однако суды руководствуются ими и при решении дел об объявлении гражданина умершим в соответствии со ст. 45 ГК. РФ.

Несмотря на сходство правового состава этих дел, они имеют и известное различие. Если безвестное отсутствие означает неполучение сведений о гражданине живом или мертвом в течение года, то объявление гражданина умершим, поглощая безвестное отсутствие, является вместе с тем самостоятельным сложным правовым явлением, включающим несколько фактических составов. В литературе общепризнано, что объявление умершим в отличие от признания безвестно отсутствующим основано на презумпции смерти гражданина.

Кроме того, объявление гражданина умершим имеет специфическую характеристику, которая заключается в следующем. Статья 45 ГК РФ называет несколько сроков, по истечении которых безвестно отсутствующий гражданин может быть в судебном порядке объявлен умершим. В литературе эти сроки называют общими и сокращенными.

Суд может объявить гражданина умершим, если в месте его постоянного жительства нет сведений о месте его пребывания в течение пяти лет (ст. 45 ГК). Предварительное признание такого лица безвестно отсутствующим необязательно. Поэтому по истечении пяти лет со дня получения последних сведений о месте пребывания данного гражданина и наличии оснований предполагать его смерть, он может быть объявлен умершим.

Гражданский кодекс предусматривает два исключения из общего пятилетнего срока, необходимого для объявления гражданина умершим: сокращенный шестимесячный срок, если гражданин пропал без вести при обстоятельствах, угрожавших смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая (например, при исчезновении геологической группы, работавшей в непосредственной близости к кратеру вулкана, после начала его извержения). Срок исчисляется со дня несчастного случая; двухгодичный срок, если лицо пропало без вести в связи с военными действиями, что объясняется необходимостью, в ряде случаев, принятия длительных мер по возвращению военнослужащих и других граждан к постоянному месту жительства или установления их гибели. Срок в этом случае исчисляется со дня окончания военных действий.

Особенность объявления умершим в связи с военными действиями заключается прежде всего в том, что здесь конкретизируется субъектный состав, а также дается конкретная характеристика объективных обстоятельств. Специфика обнаруживается в том, что указанными объективными обстоятельствами являются военные действия, их начало, продолжительность и окончание, а также нахождение в районе этих военных действий военнослужащих и иных граждан.

Однако, в связи с отсутствием разъяснений в ст. 45 ГК РФ, не понятно, что следует понимать под «окончанием военных действий» особенно в условиях военных конфликтов в стране. Это может быть день подписания мирного договора или договора о разделении полномочий с автономией, либо вывода войск или момент проведения свободных всеобщих выборов, либо издание Президентом РФ указа об окончании контртеррористической операции. Как, например, применять закон, если гражданин пропал без вести в Ираке, где военные действия то приостанавливаются, то вновь разгораются с необычайной яростью в течение ряда лет?

Как представляется, специфика объявления военнослужащего или иного гражданина умершим в связи с военными действиями заключается в том, что суд должен установить причинную связь между военными действиями и безвестной пропажей гражданина, по поводу которого в суд поступило заявление с просьбой об объявлении его умершим. Если этой причинно-правовой связи нет, то возможно следующее решение данной ситуации. Так, если военнослужащий или иной гражданин хотя и находился в районе военных действий, но суд установил, что безвестное отсутствие не связано с ними, а связано, например, с иными обстоятельствами (несчастный случай, стихийное бедствие и др.), угрожавшими его жизни, суд объявляет умершим гражданина по истечении шести месяцев, а не по истечении двух лет со дня окончания военных действий.

Определенные особенности присущи делам об объявлении гражданина умершим при сокращенных сроках безвестного отсутствия. Так, гражданин может быть объявлен умершим по истечении шести месяцев его безвестного отсутствия, но при этом решающим признаком является установление обстоятельств, угрожающих смертью или дающих основание предполагать гибель гражданина от определенного несчастного случая. Если в первом случае (пятилетнее безвестное отсутствие) обстоятельства предположительной гибели в ст. 45 ГК РФ не конкретизируются, то при сокращенных сроках безвестного отсутствия они указываются.

Следовательно, сложная характеристика такого правового явления, как объявление гражданина умершим, должна иметь следующий фактический состав: отсутствие сведений о гражданине в течение сроков, указанных в законе; невозможность для суда и лиц, участвующих в деле, устранить эту неизвестность; отсутствие у суда предположения о преднамеренном сокрытии сведений безвестно отсутствующим гражданином о месте своего пребывания; наличие у заявителя правовой цели судебного объявления гражданина умершим; установление судом обстоятельств, дающих основание презумировать смерть безвестно отсутствующего.

В фактический состав объявления умершим входит, помимо отмеченных обстоятельств, установление даты предполагаемой смерти. Днем смерти гражданина, объявленного умершим считается день вступления в законную силу соответствующего решения суда, а если существовали обстоятельства, угрожавшие смертью, суд может признать днем смерти день предполагаемой гибели гражданина.

Объявления граждан умершими следует отличать от аналогичных юридических категорий в делах по установлению юридического факта смерти лица в определенное время и при определенных обстоятельствах, а также от установления юридического факта регистрации смерти. Я считаю, что четкое разграничение этих различных правовых явлений имеет существенное значение для правильного рассмотрения и разрешения этих дел в судебной практике.

Случаи объявления лица умершим следует отграничивать от установления факта смерти (п. 8 ст. 264 ГПК РФ). В первом случае смерть гражданина предполагается, и датой его смерти считается либо день вступления решения суда в законную силу, либо день предполагаемой гибели гражданина. Во втором случае смерть гражданина определенно имела место, но по каким-либо причинам не была зарегистрирована органом записи актов гражданского состояния, и датой смерти гражданина считается день фактической смерти, установленный судом.

Такая необходимость возникает, когда имеются доказательства смерти лица в определенное время и при определенных обстоятельствах, а органы записи актов гражданского состояния отказывают в регистрации смерти. В этом случае не требуется истечения сроков, предусмотренных для объявления лица умершим. Заинтересованные лица могут в любое время обратиться в суд с соответствующим заявлением. Решение суда об установлении факта смерти служит основанием для регистрации этого факта в органах записи актов гражданского состояния.

В соответствии со ст. 64 Федерального закона «Об актах гражданского состояния» основанием для государственной регистрации смерти является решение суда об установлении факта смерти или об объявлении лица умершим, вступившее в законную силу. В случае если государственная регистрация смерти производится на основании решения суда об объявлении лица умершим, днем его смерти в записи акта о смерти указывается день вступления решения суда в законную силу или установленный решением суда день смерти. Военнослужащий, в установленном законом порядке признанный безвестно отсутствующим или объявленный умершим, исключается из списков личного состава воинской части со следующего дня после дня вступления в законную силу соответствующего решения суда.

Установление факта регистрация смерти может иметь место в том случае, когда утрачено свидетельство о смерти, а органы загса отказывают в выдаче дубликата. Суд в таком случае обязан с достоверностью установить, что факт регистрации смерти имел место в данном загсе.

Несмотря на отмеченные различия, в целом эти институты весьма близки, так как они предусмотрены для документального подтверждения факта смерти лица, сомнения в которой у заявителя не имеется. Но если в первом случае необходимо и достаточно проверить архивы ЗАГС, то во втором заявитель должен обосновать свою просьбу ссылкой на доказательства, с достоверностью свидетельствующие о смерти лица в определенном месте и при определенных обстоятельствах, должен доказать, что гибель гражданина не вызывает сомнений.

Итак, я считаю, что отграничение рассмотренных фактических составов состоит главным образом в том, что в судебных решениях по делам об объявлении умершими закрепляется предположение о смерти, в делах об установлении факта смерти - фактические обстоятельства смерти, в делах об установлении факта регистрации смерти суд устанавливает не предположение о смерти и не саму смерть гражданина, а факт ее регистрации в органах загса.

Делись добром;)

Основные положения института признания гражданина безвестно отсутствующим и объявления умершим

признание гражданин отсутствующий умерший В системе гражданского права особое место занимает институт безвестного отсутствия и объявления умершим...

Понятие и значение юридических фикций в гражданском праве (на примере правового регулирования безвестного отсутствия и объявления гражданина умершим)

Имущество, принадлежащее такому гражданину, если необходимо постоянное управление им, передается в доверительное управление. В Германии, Фрaнции...

Практические проблемы признания гражданина безвестно отсутствующим или объявления гражданина умершим

Конституция РФ Конституция Российской Федерации // Российская газета. - 2009. - №7. закрепила право граждан на судебную защиту их нарушенных прав и охраняемых законом интересов. Государство, осуществляя заботу о своих гражданах...

Практические проблемы признания гражданина безвестно отсутствующим или объявления гражданина умершим

Среди множества сложных социальных и правовых проблем одной из наиболее острых является получившее широкое распространение безвестное отсутствие, а точнее - бесследное исчезновение российских граждан и других физических лиц...

Практические проблемы признания гражданина безвестно отсутствующим или объявления гражданина умершим

Признание гражданина умершим или безвестно отсутствующим

Признание гражданина безвестно отсутствующим влечет за собой ряд правовых последствий, имеющих целью временно ликвидировать неопределенность в гражданских правоотношениях, участником которых он является...

Признание безвестно отсутствующим - это весьма сложный и длительный юридический процесс, но его прохождение имеет зачастую принципиальное значение. Кроме того, данная процедура влечет за собой наступление определенных правовых последствий. Что же необходимо сделать для получения статуса отсутствующего безвестно?

Признание гражданина таковым является крайне важным моментом для иных лиц, с которыми этот человек вступал в определенные правоотношения. Отсутствие лица и любых вестей о нем на протяжении длительного времени приводит к юридической неопределенности, последствия которой нередко нарушают права и интересы других людей.

В каких случаях лицо могут назвать «безвестно отсутствующим»?

Порядок признания гражданина безвестно отсутствующим и основания для этого прописаны на законодательном уровне. Принципиально важным моментом здесь является отсутствие каких-либо сведений о месте временного пребывания или постоянного жительства лица на протяжении конкретного периода.

В соответствии со ст. 42 ГК РФ, один календарный год - это тот самый предельный срок, по истечении которого заинтересованные лица, не владеющие сведениями о местонахождения гражданина, могут ходатайствовать об объявлении последнего отсутствующим безвестно.

Получение статуса пропавшего без вести: кому это необходимо?

Когда же пора обращаться в суд? Иск о признании гражданина безвестно отсутствующим и решение по данному делу могут стать в юридическом смысле отправной точкой. Вот лишь несколько примеров ситуаций, в которых может возникнуть острая необходимость объявления лица пропавшим без информации о его местонахождении:

  • Кредитор не имеет возможности получить от должника причитающееся ему имущество или денежные средства.
  • В случае пропажи кормильца нетрудоспособные иждивенцы автоматически лишаются ухода и источников к существованию.
  • Несовершеннолетний ребенок, проживающий с одним из родителей, не сможет выехать за территорию государства без нотариального разрешения второго родителя, если о его местонахождении ничего неизвестно.
  • У оставшегося законного супруга отсутствует законная возможность расторгнуть официальный брак с пропавшим без вести лицом.
  • Интересы и права самого безвестно отсутствующего лица остаются без защиты на протяжении длительного времени. Без должного присмотра находится и имущество, что может привести к его окончательной утрате или противозаконному посягательству иных лиц.

Исковое заявление о признании лица без вести отсутствующим

С целью преодолеть подобную юридическую неопределенность и был разработан правовой механизм признания безвестно отсутствующим лица, связь с которым оборвалась. По сути, это единственный способ защитить или восстановить нарушенные права и интересы третьих лиц. Следующим шагом на пути разрешения неординарных ситуаций станет признание безвестно отсутствующего умершим. Для обеих процедур установлен отдельный судебный порядок, характеризующийся особым процессуальным производством.

Заявление о признании гражданина безвестно отсутствующим проходит несколько этапов рассмотрения по существу. Первое, на что судебная инстанция обращает внимание, - это наличие оснований для подачи иска. Заявителю необходимо собрать доказательства отсутствия человека. К тому же, иск будет рассматриваться только в случае годичной пропажи гражданина. Все аргументы, представленные заявителем, подлежат тщательной проверке. Положительное решение по делу возможно только в том случае, если суду не удастся найти никакой значимой информации о местонахождении отсутствующего. Также перед истцом стоит еще одна задача - подтвердить, что получение подобных сведений абсолютно невозможно в настоящий момент.

Отказ: почему суд не всегда признает факт пропажи человека?

Как уже было отмечено, моменту обращения с заявлением должен предшествовать конкретный прописанный ст. 42 ГК РФ срок, который предполагает вероятность появления информации о пропавшем лице. Однако соблюдение данного требования еще не говорит о том, что суд примет иск к рассмотрению.

В частности, объявление гражданина безвестно отсутствующим будет под вопросом, поскольку практике известны случаи, когда отдельные лица из корыстных мотивов намеренно скрывают свое место жительства, временного пребывания. Причиной такого поведения может служить желание избежать долговых обязательств перед кредитором, уклониться от уплаты алиментов.

Нередко граждане скрываются от уголовной или административной ответственности за совершенное ими противоправное деяние. При возможности применения к пропавшему лицу любого из вышеперечисленных обстоятельств признание его без вести отсутствующим становится маловероятным.

Как определить дату, с которой лицо будет считаться отсутствующим безвестно?

Таким образом, поиск людей, от которых нет известий, является первостепенной задачей для заинтересованного лица. Бесспорно, сам факт признания человека пропавшим влечет за собой наступление некоторых юридически значимых последствий, а потому подойти к его утверждению судья должен ответственно. Течение периода, на протяжении которого ни малейших сведений об отсутствующем не было получено, исчисляется с момента получения последних вестей о местонахождении разыскиваемого лица.

В противном случае, если определить ту самую дату затруднительно, за начало срока берется первый день следующего месяца после получения какой-либо информации о месте пребывания или жительства отсутствующего, а если не удается установить последний месяц, период отсчитывают с первого января следующего года.

В чем разница между признанием отсутствующим и объявлением умершим?

Заинтересованные лица редко прекращают поиск людей, признанных безвестно отсутствующими. Согласно ГК РФ, лицо может быть объявлено умершим спустя три года после постановления решения суда о признании последнего пропавшим. Стоит отметить, юридические последствия признания гражданина безвестно отсутствующим и обстоятельства, открывающиеся после признания его же умершим, имеют существенные различия.

Так, в первом случае кардинальных и необратимых правовых изменений не наступает. Вследствие признания человека пропавшим без вести по решению суда назначается смотритель, на которого возлагаются обязательства поддерживать собственность и имущество отсутствующего хозяина. В соответствии со ст. 43 ГК РФ, данное лицо наделяется рядом полномочий по усмотрению органов опеки и попечительства.

Фактически, гражданин, пропавший без вести, не лишается дееспособности, ведь официального подтверждения его гибели нет, а значит, в случае его возвращения решение суда о признании его безвестно отсутствующим может быть аннулировано.

Объявление умершим: открытие наследства и другие последствия

Признание гражданина умершим при положительном рассмотрении ходатайства в большей степени связаны с дальнейшей судьбой имущества пропавшего человека. Наиболее распространенными можно назвать следующие правовые ситуации:

  • Открывается наследство, вступить в которое могут лица в соответствии с порядком и очередностью наследования.
  • Часть нажитых материальных ценностей идет на погашение кредитных задолженностей и обязательств, взятых на себя отсутствующим лицом до момента пропажи.
  • Другая часть средств направляется на содержание иждивенцам (например, малолетним детям или опекаемым, нетрудоспособным родителям).
  • У иждивенцев, содержащихся за счет пропавшего лица, с признанием его таковым возникает право обратиться к государству за правом на получение пособия (пенсии по утрате кормильца).
  • Третьи лица автоматически теряют права и обязательства, выходящие из договоров поручения, в которых отсутствующий гражданин являлся одной из сторон при жизни.
  • С момента признания лица без вести отсутствующим, теряет свою легитимность доверенность. Причем это касается и того документа, который был выписан на имя пропавшего, и того, который был выдан им самим.

Возможно ли сокращение сроков для признания лица умершим?

При этом для получения акта гражданского состояния о смерти человека, как уже было отмечено, должно пройти три года со дня принятия решения о наделении лица статусом безвестно отсутствующего. Умершим лицо объявляется и в том случае, если имели место обстоятельства, способные повлечь за собой смерть, т. е. заведомо опасные ситуации (стихийные бедствия, катаклизмы, крушения, авиакатастрофы и т. д.).

В этом случае лицо будет признано умершим, даже если его тело так и не было обнаружено к моменту подачи искового заявления в суд.

Процедура вынесения судебного решения

Таким образом, признание безвестно отсутствующим - первый этап на пути к освидетельствованию смерти пропавшего лица, который подразумевает выполнение ряда последовательных действий от заинтересованных граждан:

  • составление заявления в письменном виде;
  • подача иска в судебную инстанцию;
  • рассмотрение ходатайства в суде;
  • ознакомление с доказательствами отсутствия сведений о местонахождении пропавшего;
  • принятие решения по делу.

Кто такие «заинтересованные лица»?

Кстати, в гражданско-процессуальном законодательстве нет четкого определения термина «заинтересованное лицо». Однако на практике с заявлением в суд о признании лица пропавшим без вести чаще всего обращаются граждане:

  • законный супруг (супруга);
  • нетрудоспособные родители;
  • несовершеннолетние дети;
  • опекаемые иждивенцы;
  • лица, интересы и права которых были нарушены пропавшим гражданином;
  • представители местной администрации;
  • прокурор.

Случается и так, что пропавшие люди находятся. При появлении лица, в отношении которого было вынесено решение о признании его безвестно отсутствующим, все связанные с этим правовые последствия, касающиеся имущественных прав, нивелируются. Но отмена судебного вердикта не позволяет, например, признать незаконным расторжение брака, если второй супруг за период отсутствия уже успел оформить новые семейные отношения.

Сегодня предстоит понять, чем может обернуться признание гражданина безвестно отсутствующим. Данная процедура требует отдельного внимания. Последствия, которые она влечет за собой, весьма серьезные. И о них должен знать каждый гражданин. На что обратить внимание при осуществлении задачи? Какие условия должны соблюдаться для правильного проведения процедуры? Чем операция оборачивается для населения? В действительности разобраться в изучаемой теме проще, чем кажется.

Отсутствующий без вести - это...

Изначально придется понять, что значит "безвестно отсутствующий гражданин". Данный термин применяется далеко не ко всем пропащим людям. Только в исключительных случаях можно использовать подобную фразу.

Безвестно отсутствующий гражданин - человек, который пропал долгое время назад. О таком лице никто ничего не слышал и не знал на протяжении установленного законодательством РФ срока. Признание гражданина безвестно отсутствующим - процесс, проводимый в судебном порядке. До этого момента не получится признать человека пропавшим без вестей.

Признание умершим - это...

Также следует обратить внимание, что нередко граждане интересуются такой операцией, как признание умершим. Данный термин применяется приблизительно так же, как и предыдущий. Последствия признания носят более серьезный характер.

Признание умершим - процесс, в ходе которого тело гражданина не было найдено, но при этом пропаже предшествовали опасные обстоятельства. Можно сказать, что это в какой-то степени продолжение процедуры, упомянутой несколько раньше. Фактически в подобных обстоятельствах лицо будет признано умершим по суду.

Основания для признания

Важно понимать, каков порядок признания гражданина безвестно отсутствующим. Ведь, как уже было сказано, не всегда данная процедура возможна.

На сегодняшний день законодательно закреплены следующие условия, позволяющие предпринять попытки в признании гражданина пропавшим без вестей:

  1. Человека нет в месте постоянного жительства больше 12 месяцев. При этом важно, что, если лицо выходило на связь или как-то давало о себе знать, признать его пропавшим нельзя.
  2. О предположительном или реальном месте проживания/нахождения гражданина никто ничего не может сказать.
  3. Человек долгое время (год и более) не выходил на связь. При этом важно соблюдение всех иных перечисленных ранее условий.
  4. Попытки отыскать гражданина предпринимались, но они не принесли никакого результата.

Только при соблюдении данных условий можно обратиться в суд для признания человека пропавшим без каких-либо вестей.

Словно мертвый

А вот для признания умершим требуется соблюдение иных пунктов. Каких именно? О них желательно тоже знать. Ведь последствия признания гражданина безвестно отсутствующим и умершим имеют отличия. Во втором случае, как уже было сказано, изменения будут более серьезными.

Умершим признают:

  1. Спустя 3 года с момента получения гражданином статуса отсутствующего без вести.
  2. Если на момент исчезновения человека были какие-либо основания, влекущие смерть.
  3. Когда человек пропал без вести в заведомо опасных условиях (крушениях, стихийных бедствиях и так далее).
  4. Если можно предположить смерть лица, но его тело не было обнаружено на момент обращения в суд.

На самом деле все не так трудно, как кажется. Важнее понимать, чем может обернуться признание гражданина безвестно отсутствующим и объявление умершим. На какие особенности обратить внимание?

Порядок обращения

Как можно кратко описать изучаемые процедуры? Что протребуется гражданам для того, чтобы признать кого-нибудь умершим или пропавшим без вести? Краткая инструкция поможет населению не растеряться и не запутаться в изучаемых процессах.

На сегодняшний день признать человека умершим или без вести пропавшим предлагается при помощи следующей инструкции:

  1. Собрать документы и доказательства, указывающие на отсутствие гражданина и на отсутствие всякой связи с ним. Пожалуй, данный пункт является наиболее трудным.
  2. Выждать указанные сроки. Если человек так и не объявился, взять с собой доказательства и собрать дополнительно небольшой пакет документов. О нем будет рассказано позже.
  3. Подать заявление установленного образца на признание гражданина безвестно отсутствующим. Либо на объявление умершим. Все зависит от обстоятельств. Подается документ в суд. К нему необходимо приложить все ранее собранные бумаги.
  4. Дождаться решения суда. Если гражданина признают умершим, можно пойти в ЗАГС за свидетельством о смерти. В противном случае придется довольствоваться судебным решением, указывающим на то, что лицо пропало без вести.

В целом процедуры не слишком трудные. Но лишь при правильной подготовке. Это необходимо принять во внимание.

Документы для суда

Как проводится признание гражданина умершим и безвестно отсутствующим, уже понятно. Огромное количество вопросов вызывает список документов, который необходимо приложить к заявлению установленного образца.

Человек, который решил обратиться в суд, должен принести с собой:

  1. Любые доказательства-основания для признания умершим или пропавшим без вести. Это может быть что угодно. Сюда же рекомендуется прикладывать все бумаги, свидетельствующие о том, что были попытки поиска пропавшего.
  2. Удостоверение личности заявителя. Лучше всего, чтобы это был паспорт.
  3. Заявление о признании гражданина безвестно отсутствующим. Составляется либо в суде, либо заранее. Заполнить документ установленного образца не так уж и трудно.
  4. Справки, указывающие на степень родства с пропавшим. Актуально для случаев, когда признание умершим или пропавшим проводится родственниками.

Больше никаких бумаг не требуется. Желательно, чтобы в процессе участвовали свидетели. О них в судебный орган сообщается заранее. Все документы подаются не только в виде оригиналов, но и копиями.

О последствиях (для без вести пропавших)

Правовые последствия признания гражданина безвестно отсутствующим - это то, что должен знать каждый. Дело в том, что население имеет свои права, обязанности и ответственность. У граждан также есть дееспособность и имущество. Что со всем этим становится, если гражданин пропал без вестей?

На самом деле все не так однозначно. Фактически гражданин может быть живым и заключать сделки от своего имени. Дееспособность тоже не прекращается. Это значит, что никаких серьезных последствий признание гражданина безвестно отсутствующим не несет. Если человек жив, он способен аннулировать ранее выданное решение суда и вернуть себе свои права.

Об имуществе пропавших

Зачастую граждан интересуют вопросы, связанные с наследством и имуществом пропавшего населения. Некоторые полагают, что им можно вступить в наследство и получить часть собственности. Так ли это на самом деле?

Нет. Подобная возможность не предоставляется, если имело место признание гражданина безвестно отсутствующим. Объявление человека пропавшим без вестей, как уже было сказано, не несет никаких существенных правовых последствий. Но с имуществом происходят некоторые изменения.

А именно, назначается смотритель, который будет поддерживать ту или иную собственность пропавшего в должном состоянии. На основании статьи 43 ГК РФ лицо будет наделено полномочиями в суде на усмотрение органов опеки.

Необязательно сразу назначать смотрителя. У органов опеки и попечительства есть всего 12 месяцев для осуществления данной процедуры. О наследстве речи быть не может.

Последствия при признании умершим

А вот объявление умершим влечет за собой более серьезные последствия. По закону именно подобная процедура предусматривает определенные правовые изменения.

Если гражданина признали умершим, то фактически суд и ЗАГС подтверждают, что человек погиб. Отсюда следует, что дееспособность гражданина утрачивается, все его права тоже теряют законное основание.

Если точнее, то можно отметить следующие последствия:

  • прекращение брака;
  • расторжение трудового договора;
  • прекращаются все личные обязательства;
  • открывается наследство.

Получается, что признание гражданина безвестно отсутствующим - это шаг, который предшествует объявлению умершим. В правовом смысле никаких серьезных последствий у первой процедуры нет.

Тонкости и нюансы

Следует обратить внимание на некоторые особенности изучаемых поцедур. Понятны последствия признания гражданина безвестно отсутствующим и умершим. Тем не менее на практике все труднее, чем кажется.

Например, следует учесть, что брак с гражданином, которого официально признали пропавшим без вести, прекращается. Но одновременно с этим можно восстановить его. Такое возможно по заявлению гражданина, который внезапно объявился.

Иными словами, пропавший человек способен вернуть себе все права и имущество. Об этом факте необходимо помнить всем наследникам и близким людям.

Решение суда о признании гражданина без вести пропавшим отменяется и теряет законные основания с тех пор, как о местонахождении лица стало что-либо известно. Либо если человек сам сообщил о том, где он находится.

Итоги

Отныне понятно, как проводится признание гражданина безвестно отсутствующим, а также последствия подобной процедуры. Иногда на практике встречается объявление умершим. Об этом процессе тоже все известно.

На самом деле нет ничего особенного в понимании изучаемых процедур. Рекомендуется изначально признавать пропавших отсутствующими без вестей, а затем уже задумываться над судебным признанием умершими. Подобное решение поможет избежать многих проблем.

На практике обычно признание безвестно отсутствующим - это действие, которое предпринимается наследниками и близкими людьми гражданина перед тем, как признать его смерть. Вероятность того, что человек после 3 лет отсутствия решит объявиться, крайне мала.



 

Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!