Повышаем политическую грамотность: чем отличается референдум от выборов? Ориентируя субъектов политики на определенный порядок борьбы за власть, различные избирательные системы влияют на характер партийных систем и всю избирательную кампанию. Активное изб

Р Е Ф Е Р А Т

ВЫБОРЫ. РЕФЕРЕНДУМЫ

по дисциплине "Политология"

Выполнила:

________ "__"_______2010г.

Научный руководитель

_____________________

_________ "__"______2010г.

Введение……………………………………………………………………………………………3

1 Роль выборов в демократической политической системе…………………………………….4

1.1 Понятие выборов и их место в демократическом государстве……………………..4

1.2 Функции выборов в условиях демократии…………………………………………...4

2 Основные принципы свободных демократических выборов…………………………………8

2.1 Принципы избирательного права……………………………………………………..8

2.2 Общие принципы демократической организации выборов………………………...10

3 Организация и порядок избирательного процесса…………………………………………….13

3.1 Нормативные основы выборов. типы избирательных систем……………………...13

3.1.1 Мажоритарная система……………………………………………………...13

3.1.2 Пропорциональная система…………………………………………………14

3.1.3 Смешанные избирательные системы……………………………………….16

3.2 Основные стадии избирательного процесса…………………………………………17

3.2.1 Подготовка выборов…………………………………………………………17

3.2.2 Выдвижение кандидатов…………………………………………………….19

3.2.3 Агитационная кампания……………………………………………………..20

4 Референдумы …………………………………………………………………………………….22

Заключение ………………………………………………………………………………………...24

Список использованных источников……………………………………………………………..26

ВВЕДЕНИЕ

Выборы являются основополагающей формой политического участия в демократии. Без выборов демократия немыслима, ибо благодаря выборам определяется политическое руководство страны на федеральном, земельном и коммунальном уровне. Выборы представляют собой самый эффективный инструмент политического контроля: если избиратели недовольны политикой правящих сил, они могут проголосовать за их отстранение и вызвать тем самым смену власти.

Выборы являются основополагающим средством формирования органов Украины.

Органы государственной власти формируются двумя способами: путем выборов и путем назначения. Однако и назначения на высшие посты в органах исполнительной и судебной власти осуществляются выборными органами. Таким образом, выборы дают высшую избирательную легитимность всей структуре органов государственной власти.

Выборы, как и референдум, представляют собой узаконенную форму прямого народного волеизлияния, важнейшее проявление демократии. Через выборы граждане оказывают воздействие на формирование органов государственной власти и тем самым реализуют свое право на участие в управлении государственными делами. Гражданское общество, основанное на плюрализме мнений и интересов людей, не в состоянии обеспечить добровольного законопослушания граждан, избежать острых социальных взрывов, а может, и кровавых столкновений, если органы государственной власти не будут образованы на справедливой выборной основе с участием самих же граждан. Демократические выборы - это антипод гражданской войны и силового решения вопроса о власти.

Выборы непосредственно отражают политическую систему и со своей стороны влияют на неё. Вся их организация и порядок определения результатов голосования тесно связаны с политическими партиями. Различаются, например, избирательные системы и проводимые на их основе выборы при двухпартийной и многопартийной системах. Выборы позволяют гражданам уяснить подлинный смысл программ политических партий, борющихся за власть. Через них выявляется воля большинства народа, на основе которой может быть создана демократическая власть.

1 РОЛЬ ВЫБОРОВ В ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ

1.1 Понятие выборов и их место в демократическом государстве

Выборы - это важнейший инструмент легитимности государственной власти, они обеспечивают отбор политической элиты, являются одной из определяющих характеристик государственной жизни, политического режима. Порядок выборов регулируется институтом выборов - системой норм, регулирующих процесс избрания кандидатов в представительные органы и на выборные государственные должности. Эти нормы устанавливают: основные принципы избирательного права, требования, относящиеся к избирателям и кандидатам, порядок организации и деятельности органов, осуществляющих проведение выборов и т.д. Выборы всегда осуществляются в конкретной общественно-политической среде, которая во многом определяет их подлинно демократический или манипулятивный (недемократический) характер.

Эта среда включает ряд параметров, отражающих ее влияние на избирательный процесс. К ним относятся:

1) наличие в обществе ценностного консенсуса, атмосферы доверия, готовности политических партий, подавляющего большинства граждан признать результаты выборов; 2) уважение в государстве прав человека;

3) электоральная (гражданская) просвещенность избирателей;

4) демократический характер регистрации избирателей, кандидатов и взаимоотношений между ними;

5) формирование независимых, беспристрастных и компетентных органов управления избирательным процессом;

6) наличие доступных для всех механизмов подачи и рассмотрения жалоб и разрешения споров, а также эффективных и независимых органов контроля за соблюдением избирательного права.

1.2 Функции выборов в условиях демократии

В политическом процессе выборы выполняют целый ряд функций. Среди них политологи традиционно выделяют следующие:

1) Выборы представляют собой политический институт, который позволяет отдельным гражданам и социальным группам сформулировать свои требования, отвечающие их реальным либо мнимым интересам, а в ходе предвыборной кампании обеспечить поддержку действиям тех кандидатов, позиции и взгляды которых соответствуют запросам большей части избирателей.

2) Выборы выступают одним из механизмов разрешения политических конфликтов, поскольку на выборах продолжается, как правило, ненасильственная конкуренция различных, а порой и противоположных интересов, а общество в виде избирателей выступает своеобразным судьей, разрешающим данный конфликт.

3) Выборы являются надежным средством легитимации политического режима, так как способствуют вовлечению населения в избирательные объединения, отдельные политические партии и иные общественные объединения, выступают в качестве демократической основы признания и поддержки избранных лидеров и властных институтов.

4) Выборы - одна из форм политической социализации граждан, поскольку реализация их избирательных прав, создание предвыборных объединений, широкое применение СМИ для агитации и пропаганды, а также партийных программ и платформ в той или иной степени прямо или косвенно способствуют как политическому просвещению широких масс, так и создают условия для активного вовлечения граждан и их объединений в политический процесс.

5) Артикуляция, агрегация и представительство разнообразных интересов населения. В период выборов создаются наиболее благоприятные возможности для осознания гражданами своих интересов и включения их в избирательные программы партий и отдельных депутатов. Во время выборов, стремясь получить массовую поддержку, депутаты и участвующие в избирательной кампании СМИ особенно восприимчивы к запросам и пожеланиям населения. Это активизирует процесс осознания и представления гражданами своих интересов. В избирательных платформах интересы артикулируются, получают четкую формулировку и агрегируются, освобождаются от крайностей и усредняются, приобретают непротиворечивую, пригодную для реализации форму.

6) Контроль за институтами власти. В результате выборов создается важнейший институт контроля за правительством - парламент, а также оформляется оппозиция, обычно ревностно следящая за соблюдением конституции и закона. Парламентский контроль опирается как на собственные права, судебные инстанции, так и непосредственно на мнение избирателей. Опасаясь поражения на ближайших выборах, правительство обычно вынуждено прислушиваться к критике. Кроме того, сами выборы представляют собой важнейший институт контроля, поскольку они позволяют избирателям регулярно выносить свой вердикт о правительстве и оппозиции, изменять состав органов власти, корректировать политический курс.

7) Интеграция разнообразных мнений и формирование общей политической воли. Плюрализм современного общества имеет свои границы. Чтобы не привести к анархии, хаосу и острым разрушительным конфликтам, он нуждается в государственном регулировании, отражающем общие ценности и интересы граждан: С помощью выборов обеспечивается объединение большинства граждан вокруг определенной политической платформы и представляющих ее лидеров, формируется доминирующая в государстве политическая воля. Выражение этой воли обеспечивает правительству авторитет и поддержку, что повышает его дееспособность.

8) Расширение коммуникаций, отношений представительства между институтами власти и гражданами. В ходе избирательного процесса кандидаты регулярно встречаются с гражданами, выслушивают их мнения и просьбы, вносят коррективы в свои избирательных платформы. Выборы - важнейший канал обратных связей между гражданами и властью. От их действенности очень во многом зависит характер отношений между руководителями государства и населением, возникновение доверия или недоверия, политического участия или отчуждения, поддержки или борьбы.

9) Канализация, перевод политических конфликтов в русло их институциализированного мирного урегулирования. Выборы позволяют открыто и публично представить противоречивые интересы, ценности, идеи на суд народного мнения, определить реальную поддержку позиций той или иной стороны конфликта, с помощью авторитета общественного мнения и государственных институтов убедить конфликтующих отказаться от наиболее радикальных требований и незаконных форм борьбы. Уже сама ориентация участников конфликта на его электоральное разрешение как правило побуждает их к отказу от крайностей, смягчению позиций, компромиссам, поиску приемлемых для большинства решений.

10) Мобилизация избирательного корпуса на решение актуальных общественных задач. Разъясняя гражданам собственные программы, убеждая людей в необходимости принятия и поддержки определенных политических ценностей и целей, указывая пути их реализации, партии и отдельные депутаты тем самым мобилизуют широкие слои населения и общественное мнение на важные для страны политические действия.

11) Рекрутирование политической элиты. Выборы - важнейший канал вхождения граждан в состав политической элиты, делания политической карьеры, утверждения и заката политических лидеров. В результате выборов обновляется состав правящей и оппозиционной элит, изменяется политический вес партий и их представителей.

12) Генерирование обновления общества посредством конкурентной борьбы альтернативных политических программ. Выборы - это своеобразное окно, открытое для упорядоченных, институциализированных влияний на государство и общество. Они дают возможность различным политическим силам представить собственное видение общественных проблем и выдвинуть программы их решения. Тем самым стимулируется поиск оптимальных путей развития, обеспечивается конкурентный отбор политических ценностей и альтернатив, создаются благоприятные возможности для преодоления неэффективной политики и утверждения новых, жизнеспособных идей и политических платформ.

Урок по теме «Выборы. Голосование. Референдум»

Цель урока: познакомить учащихся с понятием избирательное право, получить представление о демократических выборах и формах участия граждан в выборах.

Задачи:

1. познакомить учащихся с понятием «избирательное право»; раскрыть принципы избирательного права в демократическом обществе; научить различать активное и пассивное избирательное право; познакомить с понятиями «выборы» и «референдум», с процедурой голосования.

2. сформировать аналитические умения и навыки (применять полученные знания на практике, вести дискуссию, выражать и отстаивать собственное мнение);

3. Способствовать правовому воспитанию; воспитывать активную гражданскую позицию учащихся.

готовить к осознанному выполнению роли избирателя.

Оборудование: презентация по теме урока, фрагменты документов, текст задачи, анкета.

Основные понятия: выборы, рефе-рендум, активное избирательное право, пас-сивное избирательное право, избирательные комиссии.

План урока:

1. История выборов.

2. Избирательное право в РФ.

3. Стадии избирательного процесса. Процедура голосования.

4. Референдум.

1. Во вступительном слове учитель рас-крывает цели, знакомит с планом урока. Учитель:

С выборами человечество столкнулось еще на заре своей истории. Сегодня без выборов невозможно предста-вить политическую жизнь демократического общества.

А всегда ли выборы проходили так как проходят сегодня? И с кого времени люди начали выбирать?

Учащиеся заслушивают сообщение уча-щегося «Выборы в истории человечества» (опережающее задание):

Человеку и человечеству свойственно выби-рать. Элементы первичного родового народовла-стия принято называть «первобытной демократи-ей». В те времена предводителей родов выбирали на совете взрослых сородичей.

Достаточно развитых форм достигла родовая демократия у древних германцев, саксов и фран-ков. Зрелую форму управления представляли собой народные собрания древних греков в пери-од ахейской Греции.

Одним из ярких вождей демоса был Перикл, при котором афинская демократия достигла свое-го апогея. Народному собранию были приданы законодательные функции, оно превратилось в орган государственной власти, действенный институт прямой демократии.

Шли годы, столетия, сменялись государства и формы народовластия. Среди форм народного представительства следует обратить внимание на английский парламент, первое заседание которо-го состоялось в 1265 г. Это был сословно-представительный орган, состоящий из палаты лордов и палаты общин.

Выбирали и на Руси. Достаточно вспомнить Новгородское вече — орган прямой демокра-тии, выросший из родовых общин, которые отличались развитым самоуправлением. Для русского семейно-родового строя были харак-терны принципы, выраженные в поговорках: «Мир — великий человек», «Куда мир — туда и мы», «Мы от мира не отметчики», «На миру и смерть красна» и др.

В период Московского царства для решения важных вопросов при государе возникли Зем-ские соборы, в состав которых входили все чины Московского государства: бояре, дворя-не, дьяки, выборные от городов и т.д.

Следует упомянуть о предшественнице нынеш-ней Нижней палаты Федерального Собрания — Государственной думе. Манифест о ее создании был подписан Николаем II в августе 1905 г. Пер-воначально она являлась законосовещательным учреждением, но вскоре приобрела законода-тельные функции. Закон о выборах в Думу несколько раз изменялся.

В советский период в России выборы как тако-вые сохранялись, но были формальны, поскольку кандидаты назначались партийными комитетами на безальтернативной основе и ни у кого из рядо-вых граждан не возникало мысли выдвинуть кан-дидата по собственной воле.

С началом демократических преобразований в избирательной системе страны начались суще-ственные перемены, направленные на воплоще-ние принципов народоправства.

Учитель: В современных демократических государствах граждане имеют право на участие в управлении государством. Контроль за формированием и деятельностью законодательных, исполнительных органов власти, органов местного самоуправления гражданам позволяет осуществлять участие в выборах или голосование. Выборы - арена для политической борьбы. Для того, чтобы эта борьба не принесла вред обществу, ее ограничили определенными рамками, которые установлены законами, содержащими нормы избирательного права.

Итак, избирательное право - это совокупность правовых норм, устанавливающих принципы и порядок проведения выборов.

Участие в выборах является проявлением социальной ответственности, совести, политической зрелости каждого гражданина. Право избирать и быть избранным зафиксировано в Конституции РФ. Кроме этого к нормативной основе выборов можно отнести и следующие документы:

Всеобщая декларация прав человека 1948г

ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан»

ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ»

ФЗ «О выборах президента РФ»

Учитель: Обратимся к тексту Конституции РФ и ответим на следующие вопросы:

Кто имеет право избирать?

кто не имеет права избирать и быть избранным?

Учащиеся обращаются к статье 32 Кон-ституции РФ и работают со слайдом.

Граждане РФ имеют право участвовать в управлении делами государства как непосред-ственно, так и через своих представителей.

Граждане РФ имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.

Не имеют права избирать и быть избран-ными граждане, признанные судом недееспо-собными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

2. Избирательное право граждан

Учитель: Свое избирательное право граждане могут осуществлять в разных формах.

Избирательное право:

Активное

Пассивное

Чтобы выяснить, что такое активное и пассивное избирательное право и чем они отличаются, давайте обратимся к выдержкам из ФЗ №67 "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"

(Учащиеся работают с документом)

Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ (ред. от 25.07.2011) "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"

26) избирательное право активное (активное избирательное право) - право граждан Российской Федерации избирать в органы государственной власти и органы местного самоуправления;

27) избирательное право пассивное (пассивное избирательное право) - право граждан Российской Федерации быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления;

28) избирательные права граждан - конституционное право граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также право участвовать в выдвижении кандидатов, списков кандидатов, в предвыборной агитации, в наблюдении за проведением выборов, работой избирательных комиссий, включая установление итогов голосования и определение результатов выборов, в других избирательных действиях в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации;

Ответы учеников:

Согласно Федеральному закону № 67 "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (активное избирательное право) - право граждан Российской Федерации избирать в органы государственной власти и органы местного самоуправления;

Статья 27 Федерального закона гласит (пассивное избирательное право) - право граждан Российской Федерации быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления;

В президенты - с 35 лет

В Гос Думу - с 21года

Учитель:

Ребята, а можете ли вы назвать депутатов Государственной Думы РФ?

(ответы учеников)

Знаете ли вы местных депутатов?

(ответы учащихся)

Сегодня на уроке у нас в гостях депутат нашего посёлка Шуюпова Галина Фёдоровна. Она расскажет нам о своей депутатской деятельности.

(Выступление Шуюповой Г.Ф. о работе депутата).

Вопросы Шуюповой Г.Ф.

1. Трудно ли быть депутатом? Что вам нравится, а что не нравится в депутатской работе?

2. На заседаниях Государственной Думы РФ практически всегда отсутствует большое количество депутатов, а как с этим обстоят дела у Вас?

3. Перед кем ответственен депутат?

Учитель:

Одной из форм участия граждан в политической жизни страны являются выборы. Путём голосования мы выбираем определённую кандидатуру, т.е. осуществляем активное избирательное право.

Каким же образом происходит процедура выборов? У каждого мероприятия есть своеобразный план действий, определенный алгоритм. Есть он и у избирательного процесса. Давайте проследим за порядком проведения выборов за процедурой голосования на избирательных участках.

Итак, избирательный процесс состоит из нескольких стадий:

назначение выборов;

Выборы назначаются органами власти соответствующего уровня: выборы Президента РФ - Федеральное Собрание, Государственной Думы - Президент РФ, представительного органа субъекта РФ - глава субъекта, высшего должностного лица - представительный орган этого субъекта РФ.

В выборах принимают участие все граждане РФ, достигшие возраста 18 лет.

составление списков избирателей;

Далее проводится регистрация избирателей. Регистрации подлежат все граждане РФ, обладающие активным избирательным правом. Регистрация осуществляется по месту жительства избирателей органами регистрационного учета, которые составляют списки избирателей.

3) образование избирательных округов и избирательных участков; Территория РФ на время выборов делится на одномандатные избирательные округа, а в своей совокупности составляет единый федеральный избирательный округ. Округа делятся на избирательные участки.

4) создание избирательных комиссий;

Для организации выборов формируются избирательные комиссии - коллегиальные органы, формируемые в порядке и сроки, установленные законом, организующие и обеспечивающие подготовку и проведение выборов.

Центральная избирательная комиссия

Избирательные комиссии субъектов РФ

Окружные избирательные комиссии

Территориальные(районные, городские и т.п.)

Участковые избирательные комиссии

Деятельность всех избирательных комиссий (как по подготовке к выборам, так и по подсчету голосов) осуществляется гласно в присутствии наблюдателей, а их решения подлежат обязательному опубликованию в государственных или муниципальных средствах массовой информации.

В нашем посёлке во время проведения выборов работает своя Участковая избирательная комиссия. Сегодня на урок мы пригласили председателя УИК Назарову Татьяну Ивановну. Татьяна Ивановна расскажет нам о работе и полномочиях УИК нашего посёлка.

(Выступление Председателя УИК Приреченского сельского поселения Назаровой Т,И.)

Вопросы Назаровой Т.И.

5) выдвижение кандидатов и их регистрация;

Кандидаты и политические партии для участия в выборах должны пройти процедуру регистрации. Кандидаты по одномандатному округу регистрируются окружной избирательной комиссией по соответствующему избирательному округу. Политические партии и блоки регистрируются Центральной избирательной комиссией.

6) предвыборная агитация;

После регистрации кандидаты и политические партии вправе проводить мероприятия по предвыборной агитации, побуждающие избирателей голосовать за кандидата, политическую партию. Например, могут осуществляться призывы голосовать за или против кандидата, выражения предпочтения тому или иному кандидату и т. п.

Предвыборная агитация должна полностью прекратиться в 0ч.00мин. по местному времени за сутки до дня голосования

Граждане голосуют по месту регистрации в списках избирателей с 8 до 20 ч по местному времени. Если избиратель не может проголосовать по месту своего жительства, он может получить в участковой избирательной комиссии, где он состоит в списках, открепительное удостоверение.

Результаты выборов подводятся путем суммирования поданных за того или иного кандидата голосов избирателей и должны быть официально опубликованы Центральной избирательной комиссией в течение 3 недель со дня выборов.

Как вы думаете, что влияет на активность избирателей? (ответы учащихся и комментарии учителя)

Учитель: Мы убедились, что выборы - это процесс длительный, сложный, требующий больших моральных и материальных затрат. Почему же государство идёт на это? С целью сохранения свободы выбора, свободы слова и т.д. Т.е. с целью сохранения основных прав граждан страны.

Кроме выборов ещё одним проявлением активного избирательного права является участие граждан в референдуме. В чём заключается суть референдума, и в чём отличия референдума от выборов. В этом нам поможет разобраться Логинова Ю.

Сообщение учащегося о референдуме.

Нельзя не интересоваться, будучи патриотом своей страны, её политической жизнью. Пройдёт несколько лет и вы будете иметь право участвовать в выборах. Осмысленное и самостоятельное участие личности в политике предполагает наличие политических знаний, опыта и культуры. Одним из признаков правовой культуры является готовность гражданина лично участвовать в политической жизни, управлении страной в качестве избирателя или политического деятеля того ли иного уровня. Последние выборные кампании показали, что молодёжь не очень активно ходит на выборы. Одна из причин такой ситуации -низкая правовая культура. Что бы не быть заложником политических игр, следует постепенно развивать свою политическую культуру. Сегодня я предлагаю вам совершить интересное путешествие в мир избирательного права.

И так, выборы являются важнейшим демократическим институтом, обеспечивая возможность гражданам участвовать в управлении государством через систему голосования. В следующих выборах и вы сможете принять участие. Поэтому-домашнее задание будет-написать сочинение -размышление: «Я-будущий избиратель»

Понятие «референдума». Предмет и виды референдумов.

Понятие референдума дано в Федеральном Конституционном законе РФ «об основных гарантиях избирательных прав и право на участие в референдуме граждан РФ» в статье № 2 «Основные термины и понятия». Референдум – это форма прямого волеизъявления граждан РФ по наиболее важным вопросам государственного и местного значения в целях принятия решения, осуществляемого посредством голосования граждан РФ, обладающих правом на участие в референдуме.

Признаки:

1. Референдум – это форма прямого волеизъявления.

2. Референдум – это форма волеизъявления граждан.

3. Предмет референдума: наиболее важные особенности государственного и местного значения.

4. Цель: принять определенные решения.

6. Могут участвовать только граждане, обладающие активным правом на участие.

Первый референдум был проведен в республике Берн (Швейцария) в 1449 году.

Этапы развития института референдума:

1. До Первой Мировой войны.

1905 год – Норвегия: решался вопрос о пребывании в союзе со Швецией, обсуждение формы правления, государственного устройства и т.д.

2. Между двумя Мировыми войнами.

Этап демократизации избирательного законодательства и принятия конституций: Ирландия, Португалия, Румыния, Люксембург, Исландия и т.д. В Эстонии с 1923-1936 год было проведено 5 референдумов. На волне демократии данный политический инструмент смогли удачно использовать Германия и Италия: были проведен референдумы с вопросами о выходе Германии из лиги наций и о передаче президентских функций Гитлеру и другие.

3. После окончания Второй Моровой войны.

Во многих странах референдум стал основным механизмом принятия Конституции: Франция, Испания, Дания. Происходило освобождение от колониальной зависимости: Алжир, Конго и т.д. В некоторых государствах посредством референдума был возвращен монархический строй: Бельгия, Испания. В других государствах был положен конец монархии: Италия, Болгария, Греция. Президент Шарль де Голь провел всенародное голосование во Французской республике 8 раз. В 70е годы стали проводиться референдумы в парламентских странах. Референдум на данный момент является «традицией» в Швейцарии, Италии и Австралии.

Причины крайне редкого использование референдума в России как института непосредственной демократии:

1. Обширность территории государства.

2. Экономический уровень развития страны: постоянный дефицит средств.

3. Неподготовленность народа к оценке предлагаемого решения и неподготовленность власти принять это решение как должное.

История нормативного регулирования:

В 1936 году – в Конституции СССР года в качестве формы народного обсуждения референдум как консультативная форма.

В 1977 году в Конституции СССР впервые в истории страны референдум был зафиксирован как всенародное голосование.

В 1990 году был принят Закон СССР и Закон РСФСР «О всенародном голосовании».

Практика проведения референдумов в России:

На основе Закона СССР 17 марта 1991 года был проведен всесоюзный референдум по вопросу сохранения СССР. Был проведен в этот же день референдум об учреждении поста Президента РСФСР.

Второй всероссийский референдум проходил 25 апреля 1993 года о доверии Президенту Б.Н.Ельцину и социально-экономическому курсу и досрочных выборах Президента и Верховного Совета РСФСР.

Виды референдумов:

I. По предмету референдума (вопросы, выносимые на референдум):

· Конституционный – то, что предусмотрено Конституцией как обязательный референдум;

· Законодательный референдум – вопросы, предусмотренные законом как обязательные для обсуждения на референдуме;

· Международно-правовой – вопросы заключения международных договоров, союзов и т.д.;

· Административно-правовые референдумы –административно-территориальное деление обязательно с учетом мнения населения.

II. По территориальному признаку :

· Общегосударственный референдум, проводимый на территории государства;

· Региональный референдумы проводятся на основе ФКЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и прав на участие в референдуме» и Закона субъекта федерации о референдуме;

· Местный .

III. От времени их проведения :

· До принятия закона парламентом ;

· После принятия закона парламентом .

IV. По юридическим последствиям :

· Консультативный ;

· Императивный .

V. По способу проведения :

· Обязательные (по вопросам, указанным в законе);

· Факультативные .

VI. По субъектам инициативы (Глава государства, Парламент и т.д.).

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Понятие и предмет Конституционного права как отрасли права

Функции науки конституционного права.. функции науки конституционного права это основные направления воздействия.. функции науки конституционного права..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Понятие и предмет Конституционного права как отрасли права
Конституционное право – это ведущая отрасль национального права, представляющая систему правовых норм, закрепляющих основы конституционного строя, регулирующих отношения между госу


Нормы Конституционного права – это правило поведения, установленное или санкционированное в Конституции, а также в других Конституционных законах, определяющих статус, принципы, ответ

Виды норм Конституционного права
По содержанию нормы делятся на: · нормы, регулирующие основы Конституционного строя; · нормы, регулирующие права человека; · нормы, регулирующие устройство государства;

Конституционные правоотношения
Правоотношения – это общественные отношения, урегулированные нормами права. Они состоят из объекта, субъекта и содержания (права и обязанности субъектов, которые они приобретают).


Источники конституционного права – исходящие от государства или признаваемые им официально документальная форма выражения и закрепления норм права, придание им юридического общеобязат

Понятие и предмет науки Конституционного права
Наука Конституционного права – это система знаний об устройстве государства, положения в нем человека, закрепленных в нормах Конституционного права, и об отношениях, складываю

Методология науки Конституционного права
Методология науки – это совокупность принципов, приемов, способов научной деятельности, применяемых для получения знаний, отражающих объективную реальность. Методол


Источники Конституционного права как науки представляют собой нормативные и документальные средства, с помощью которых осуществляется познание этой науки. К ним относятся: 1. источники Кон

Проблемы, стоящие перед наукой Конституционного права
Из дореволюционных ученых, наибольший вклад в развитие науки Конституционного права внесли: · заведующий кафедрой Конституционного права Петербургского университета профессор Ильин.

Понятие и сущность Конституции
«Constitutio», лат. – «структура», «сложение», «установление». Первые конституции возникли в США в 1787 году и Конституция Франции в 1791 году, где впервые были приняты правовые акты, опре

Виды Конституции
1.По порядку установления: · октроированные (дарованные монархом); · не октроированные; 2.По порядку изменению: · гибкие (Конст

Особенности Конституции как основного закона
Особенностями Конституции являются черты, отличающие Конституцию от других законов: 1. Верховенство Конституции (ч.2 ст.4) – утверждение в стране того конституционн

Толкование Конституции
Толкование Конституции основано ч.5 ст.125 Конституции РФ. Толкование Конституции – это обязанность Конституционного Суда дать официальное разъяснение норм Конституции в случае сп


Особенности норм Конституции: 1. Конституционные нормы формулируют правила поведения для самых высших политических и юридических структур государства и общества. 2. Только Констит

Реализация Конституции
Реализация – это процесс воплощения правовых предписаний Конституции в реальную действительность. Реализация Конституции имеет несколько уровней: 1. Уровень реа

Охрана Конституции
Правовая охрана Конституции – это совокупность средств, с помощью которых достигается выполнение всех установленных Конституцией норм, строгое соблюдение режима Конституционной закон

Понятие Конституционного строя и его отличия от общественного и государственного строя
Общественный строй (устройство) – это исторически конкретная система общественных отношений, то есть организация общества, обусловленная определенным уровнем производства, распределе

Конституционная характеристика государства
В основах Конституционного строя в той или иной форме даны семь качественных характеристик Российского государства: 1. Демократическое. Признаки демократич

Народовластие в Российской Федерации
Понятие «народный суверенитет» и его основные формы. Суверенитет в Конституционном праве выражается в трех формах: 1.государственный суверенитет;

Органы государственной власти
Государственная власть осуществляется посредством принятия законов. Выражается в принятии актов либо в совершении каких-либо действий, имеющих государственно-обязательную силу. Субъекты, осуществля

Особенности представительной и непосредственной демократии
Непосредственная форма демократии – это совокупность форм и средств непосредственного осуществления народом власти путем личного участия в этих формах. П

Общие принципы проведения референдумов в Российской Федерации
1.Всеобщее избирательное право (ст.4 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав граждан»). 2.Равное избирательное право (ст.5 ФЗ «Об основных гарантиях

Стадии подготовки и проведения референдумов
1. Выдвижение инициативы о проведении референдума. 2. Этап сбора подписей. 3. Принятие решения о назначении референдума. 4. Стадия подготовки к проведению референдума.

Организационные действия
Этапы: · Составление списков избирателей. Новизна составления списков избирателей по новому закону: регистрация участников референдума осуществляетс

Избирательная система в российской федерации
Понятия «Избирательная система» и «Избирательное право». Избирательная система имеет два смысла: · В широком смысле это совокупность общественных отнош

Общие принципы проведения выборов
Принципы проведения выборов закреплены в статье 3 ФКЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ»: 1.Всеобщее избирательное прав

Субъекты избирательного процесса
К субъектам, которые участвуют в избирательном процессе, относятся избиратели, избирательные объединения и блоки, избирательные комиссии, кандидаты в депутаты, органы государственной власти, должно

Финансирование выборов
Порядок создания избирательных фондов (ст.58). Кандидат уведомляет избирательную комиссию о создании своего фонда. Источники избирательных фондов: · собственные средства кандидата (избират

Избирательные комиссии
Избирательная комиссия – это коллегиальный орган, который формируется в порядке и в сроки, установленные законом, и организует и обеспечивает подготовку и проведение выборов

Выдвижение и регистрация кандидатов в депутаты. Статус зарегистрированных кандидатов
Статус кандидата закреплен в главе 6 ФКЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и право на участие в референдуме». В п.5 ст.40 дано понятие использование преимущества служебного и должностного п

Их организационно-правовые формы и конституционные основы
Общественное объединение – это важнейший элемент гражданского общества, созданный с целью удовлетворения интересов граждан и реализации целей общественного объединения. Статья 3 федерально

Взаимоотношения государства и общественных объединений
Основными принципами являются: 1. добровольность предполагает, что в общественные объединения вступают только по желанию участников; 2. равнопра

Ответственность за нарушение закона об общественных объединениях
Определяется равенство оснований ответственности субъектов, действующих в сфере этого закона. Все общественные объединения, чьи права нарушаются, имеют право обращаться в судебные органы или с жало

Иные формы непосредственной демократии
1. Манифестации – это открытые проявления свободы мысли и слова, имеющие целью воздействовать на государственные органы для решения вопросов жизнедеятельности общества путем согла

Конституционные гарантии развития в России рыночной экономики
Экономический строй – это хозяйства и собственности, который признаются господствующими в данном государстве. Конституционный институт основ экономич


Право – это мера возможного поведения лица, установленная и охраняемая государством. Свобода – это возможность лица поступить в соответствии со с

Декларация прав человека 1991 года. Принципы взаимоотношения личности и государства
Принципы пронизывают все права человека. Ими являются: 1.Провозглашение человека, его прав и свобод в качестве высшей ценности (ст.2). 2.Равнопра

Принципы гражданства РФ
1.Единство российского гражданства. Означает, что гражданство РФ является единым и равным по отношению ко всем гражданам независимо от субъекта РФ. 2.

Основания и порядок приобретения гражданства
1.По рождению (ст.12). В мире существуют два принципа: крови и почвы. Россия придерживается принципа крови. 2.В результате приема в гражданство (

Основания и порядок прекращения гражданства
1.Выход из гражданства (по собственному волеизъявлению, ст.19). Отказ в выходе из гражданства: невыполнение обязательств, установленных федеральным законом; привлечение к

Гражданские (личные) права и свободы человека и гражданина
Гражданские (личные) права – это права, которые понимаются, как свобода человека принимать решения независимо от государства. Особенности: 1.

Политические права в России
Политические права – свободы граждан, предоставляющие им право участвовать в управлении делами государства и общества, в т.ч. формировать органы государственной власти и органы местн

Социально-экономические и культурные права человека и гражданина
Социально-экономические права в своей основе связаны с правом собственности. Они охватывают свободу человеческой деятельности в сфере производства, обмена, распределения и потреблени

Понятие конституционных гарантий прав человека и их виды
Гарантия прав и свобод человека и гражданина – это средства, обеспечивающие возможность реализации указанных прав и свобод. Выделяются две группы гарантий: обща

Конституционные гарантии прав и свобод человека и гражданина
1.Обязанность государства защищать права и свободы (ст.71, 72 Конституции РФ). Она выражается в том, что в компетенции любого органа выступает как обязательная его функция.

Конституционные обязанности граждан
Конституционная обязанность – это мера должного поведения человека в обществе, входящая в правовой статус личности, в целях поддержания жизнеспособности государства и обеспечения дру

Конституционная обязанность граждан защищать Отечество
Статья 59 Конституции состоит из двух частей: обязанность защищать Отечество и обязанность несения военной службы. К воинской обязанности в соответствии со ст.1 ФЗ «О воинской обязанности и военной

Понятие и формы государственного устройства
Федерализм – это система общественных отношений, политических отношений, политических процессов в государстве, обеспечивающих единство страны, децентрализацию государственной власти,

Принципы федеративного устройства России
Принципы построения РФ (ч.3 ст.5): 1. государственная целостность; 2. единство системы государственной власти; 3.

Конспект открытого урока в рамках аттестации учителя истории и обществознания Чебановой Л.А. по обществознанию в 9 классе на тему:

Цели урока:

1.Добиться усвоения учащимися понятий темы, урока; выяснить, что такое избирательное право, процесс; каковы основные избирательные системы;

2.Развивать навыки коммуникативной речи, умение работать с документами, поддерживать эвристическую беседу;

3. Воспитывать активную гражданскую позицию.

План урока:

  1. Избирательное право;
  2. Избирательный процесс;
  3. Референдум;

Оборудование : проектор, Конституция, печатные рабочие тетради по обществознанию, учебник, рабочий лист №1,2.

Тип урока : комбинированный

Используемые методы : словесный, эвристическая беседа.

Технологии : дифференцированные задания, проблемные задания.

Формы работы: индивидуальная, парная.

Ход урока

Эпиграф к уроку:

«Свобода возможна только при демократии, то есть при доступном для всех участии в волеизъявлении» К. Ясперс

№ этапа урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Организационный момент.

2 мин.

Прежде чем мы начнем сегодняшний урок, я хотела бы вам показать несколько кадров……..

В 2006 – 2007 году вы уже приняли участие в выборах, несмотря на то, что вам нет еще и 18 лет, то есть опыт участия в выборах у вас уже есть. Наша сегодняшняя тема - «Голосование, выборы, референдум». Мы узнаем, что такое избирательное право, и каковы его виды, механизмом проведения избирательного процесса и разновидности избирательных систем. Эпиграфом к нашему уроку я взяла слова К. Ясперса: «Свобода возможна только при демократии, то есть при доступном для всех участии в волеизъявлении».

Запись темы в тетрадь.

Актуализация знаний.

7

мин

Но, прежде чем начнем рассматривать вопросы урока, мы должны вспомнить предыдущую тему: «Гражданское общество и правовое государство», которая напрямую будет связана с материалом сегодняшнего урока.

Что такое гражданское общество?

Что такое гражданство и как оно выражается на практике?

В чем отличие правового государства от неправового?

Печатная тетрадь стр. 25 задание №3

Ответы учащихся.

Новый материал.

Запишите план нашего урока

  1. Избирательное право;
  2. Избирательный процесс;
  3. Референдум;

Не так давно, 10 октября, во многих субъектах РФ прошли выборы, в том числе и выборы в Чистопольском муниципальном районе.

Вопрос: элементом какого политического режима являются выборы - демократического или тоталитарного? Является ли, на ваш взгляд, Россия правовым государством?

Да, действительно, РФ является правовым государством. И одной из отраслей прав, которыми обладает гражданин РФ – политические права (просмотр диска «Основы правоведения» урок №12, тема 03).

Запись плана в тетради.

Ответ учащихся (демократического гос - ва).

а)

б)

в)

1.Избирательное право.

Словарная работа : учебник стр. 199: избирательное право – совокупность правовых норм, устанавливающих порядок выборов главы государства, представительных органов и т. д.

Избирательное право

Активное Пассивное

«право выбирать» «право быть избранным»

В демократическом государстве избирательное право включает в себя четыре принципа: печатная тетрадь стр. 28 задание № 4 (вторая часть задания):

1. всеобщее избирательное право (право на участие в выборах граждан, достигших определенного возраста, независимо от пола, возраста, национальности и др.);

2. равное избирательное право (один избиратель – один голос);

3. прямое избирательное право (каждый избиратель голосует непосредственно за избираемого кандидата);

Вывод: политическими правами обладают все граждане государства, которые не признаны судом недееспособными, независимо от национальности, вероисповедания, социального и материального положения в обществе.

2. Избирательный процесс.

Избирательное право непосредственно реализуется в избирательном процессе – выборы, референдум.

Словарная работа : избирательный процесс - это порядок и основные стадии в организации выборов. Основные положения избирательного процесса зафиксированы в документе Федеральный закон «О выборах».

Физминутка.

Этапы избирательного процесса – рабочий лист №1, задание: расставьте в определенном порядке этапы избирательного процесса, чтобы в результате у вас получилось слово, имеющее прямое отношение к выборам.

10 октября в Чистопольском муниципальном районе прошли выборы депутатов в Городской совет. В каждом избирательном участке было представлено около трех кандидатов в депутаты от различных партий.1.Определите, по какой системе проходили выборы?

2.Кто из граждан может стать депутатом и что ему для этого нужно сделать?

Дифференцированное задание в печатной рабочей тетради: I вариант стр. 27 задание №3

II вариант стр. 28 задание №5

3.Референдум.

Третий вопрос плана урока рассмотрите самостоятельно.

Запись в тетрадь определение термина.

Запись схемы в тетрадь.

Учащиеся делают записи в рабочие тетради стр. 28

Запись определения в тетрадь.

Рабочий лист №1

Работа в парах

Запись избирательных систем и их определения.

Ответы учащихся (по мажоритарной системе).

Выполнение заданий по вариантам в рабочих тетрадях.

Закрепление/тест для самоконтроля

7 мин

I вариант - депутат

II вариант – свобода

Итак, сегодня вы узнали механизм проведения политических выборов и правовые возможности граждан государства выбирать и быть избранными.

Ответы учащихся.

Домашнее задание.

Запись задания в дневник.

I вариант

Г. Конвенция

Д. Конституция

Е. Декларация

Ж. Богослужение;

З. Солидарность;

П. Право избирать

Р. Право быть избранным

С. Право не участвовать в выборах

4. Гражданство - ……

Т. Зависимость лица от государства;

У. Правовая связь государства с лицом, выражающаяся во взаимных правах и обязанностях;

Ф. Зависимость государства от лица;

5. Что не является избирательной системой:

Р. Мажоритарная;

С. Смешанная;

Т. Республиканская;

6. Кто не является участником политического процесса:

А. Гражданин, признанный судом недееспособным;

Б. Кандидат;

В. Избиратель;

Т. Право быть избранным;

У. Право избирать;

Ф. Право не участвовать в выборах;

II вариант

1.В каком документе зафиксированы права и свободы гражданина РФ:

Р. Конвенция

С. Конституция

Т. Декларация

2. Какие способы участия граждан в политической жизни государства вы знаете?

А. Солидарность

Б. Богослужение

3. Активное избирательное право-

О. Право избирать

П. Право быть избранным

4. Электорат - ……

Б. Круг избирателей

Г. Избирательная комиссия

М. Мажоритарная

Н. Смешанная

О. Парламентская

Б. Социальным

В. Экономическим

Д. Политическим

7. Пассивное избирательное право –

А Право быть избранным

Б. Право избирать

Рабочий лист №1

«Основные этапы избирательного процесса»

Б . Назначение выборов (как правило, главой государства);

Ь. Установление результатов и распределение мест в выборных органах по итогам голосования;

Ю . Создание избирательных комиссий, обеспечивающих подготовку и проведение выборов;

Е. Выдвижение кандидатов на выборные должности и их регистрация;

Ю . Организация избирательных округов с приблизительно равным числом избирателей;

Н . Подведение итогов голосования;

Л. Регистрация избирателей в установленном законом порядке, составление списков избирателей;

Т . Предвыборная борьба (прекращение за день до голосования);

Задание: определите порядок этапов избирательного процесса, выписав буквы этапов в правильном порядке. Прочитайте слово!

Перечислите признаки демократического государства.

Для чего жителю государства необходимо обладать гражданством данного государства?

При каком политическом режиме существует гражданское общество?

Приведите, из истории, пример тоталитарного государства.

Перечислите признаки тоталитарного государства.

II вариант

1.В каком документе зафиксированы права и свободы гражданина РФ:

Р. Конвенция

С. Конституция

Т. Декларация

2. Какие способы участия граждан в политической жизни государства вы знаете?

А. Солидарность

Б. Богослужение

3. Активное избирательное право-

О. Право избирать

П. Право быть избранным

Р. Право не участвовать в выборах

4. Электорат - ……

Б. Круг избирателей

В. Наблюдатели кандидата в депутаты

Г. Избирательная комиссия

5. Какая система не является избирательной системой

М. Мажоритарная

Н. Смешанная

О. Парламентская

6. Каким правом является право участвовать в выборах:

Б. Социальным

В. Экономическим

Д. Политическим

7. Пассивное избирательное право –

А Право быть избранным

Б. Право избирать

В. Право не участвовать в выборах

II вариант

1.В каком документе зафиксированы права и свободы гражданина РФ:

Р. Конвенция

С. Конституция

Т. Декларация

2. Какие способы участия граждан в политической жизни государства вы знаете?

А. Солидарность

Б. Богослужение

3. Активное избирательное право-

О. Право избирать

П. Право быть избранным

Р. Право не участвовать в выборах

4. Электорат - ……

Б. Круг избирателей

В. Наблюдатели кандидата в депутаты

Г. Избирательная комиссия

5. Какая система не является избирательной системой

М. Мажоритарная

Н. Смешанная

О. Парламентская

6. Каким правом является право участвовать в выборах:

Б. Социальным

В. Экономическим

Д. Политическим

7. Пассивное избирательное право –

А Право быть избранным

Б. Право избирать

В. Право не участвовать в выборах


Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

3 слайд

Описание слайда:

пассивное (быть избранным) активное (избирать) Избирательные права граждан Голосование – одна из форм участия граждан в политической жизни страны.

4 слайд

Описание слайда:

Избирательные системы Избирательная система представляет собой основной демократический механизм формирования власти, который создавался в течение длительного времени Избирательная система - особый политический институт, связанный с организацией выборов политических деятелей, способом проведения голосования и определения его результатов, а также с распределением мандатов между партиями. Периодическая выборность основных органов государства Признак демократического режима

5 слайд

Описание слайда:

Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме. Конституция РФ, статья 32, п. 2. Активное избирательное право Пассивное избирательное право Право гражданина лично участвовать в выборах в качестве избирателя Право гражданина быть избранным в органы государственной власти Все граждане РФ, достигшие 18 лет (за исключением недееспособных и находящихся в местах лишения свободы по приговору суда). Условия: Гражданство РФ; Возраст; Срок проживания; Срок занятия должности. (Президент РФ – с 35 лет)

6 слайд

Описание слайда:

Типы избирательных систем Избирательные системы Мажоритарная избирательная система Пропорциональная избирательная система Смешанная избирательная система

7 слайд

Описание слайда:

Мажоритарная (от фр. majoritaire -большинство) система – система определения результатов выборов, согласно которой избранным считается кандидат, набравший установленное законом большинство голосов Относительного большинства Абсолютного большинства Победившим считается кандидат, набравший простое большинство голосов. Для победы на таких выборах число набранных голосов может быть менее 50% Применяется в Индии, США Избранным считается кандидат, который набрал абсолютное большинство голосов, т. е. 50% + 1 голос. Применяется при выборах Президента в России и во Франции Для мажоритарной избирательной системы характерны выборы по одномандатным округам (территория, от которой избирателями выбирается депутат (депутаты)

8 слайд

Описание слайда:

Мажоритарная избирательная система Достоинства Недостатки Устанавливается прямая ответственность избранного депутата перед своими избирателями и населением округа 2. Обеспечивает партии- победителю значительное большинство в парламенте, позволяющее при парламентарных и смешанных формах правления формировать устойчивое Правительство 3. Позволяет попасть в парламент мелким партиям и самовыдвиженцам, популярным в том или ином месте. 1. Получившие незначительное меньшинство могут быть вообще не представлены во властных структурах 2. Частая не результативность выборов, которая приводит либо к повторному, либо к альтернативному голосованию 3. Практически исключает возможность победы на выборах маленькой партии 4. Чревато такими нарушениями, как подкуп избирателей

9 слайд

Описание слайда:

Пропорциональная система - система представительства партий и движений, основанная на том, что каждая партия получает в представительном органе власти (парламенте) число мандатов пропорционально количеству голосов, поданных за ее кандидатов на выборах. Для пропорциональной избирательной системы характерны выборы по партийным спискам (списки кандидатов, выдвигаемые партиями политическими и избирательными объединениями (блоками) на выборах) Применяется при выборах депутатов Государственной Думы РФ, а также при выборах в Израиле, Италии и др. Избирательный порог (барьер) – наименьшее количество голосов избирателей, необходимое для избрания одного депутата при пропорциональной системе голосования Выборы в Государственную Думу РФ избирательный барьер – 7%

10 слайд

Описание слайда:

Пропорциональная избирательная система Достоинства Недостатки 1. Представляет широкий спектр политических партий, тем самым отражая волю меньшинства; 2. Является гарантом представительства в парламенте мелких и средних партий. 1. Избранные по партийным спискам депутаты не столько ответственны перед избирателем, сколько перед самой партией; 2. Избиратель выбирает не отдельных персон, а список кандидатов, которые в большинстве своем ему не известны; 3. Появление в парламенте множества мелких фракций, которые могут препятствовать принятию нужных решений.

11 слайд

Описание слайда:

Смешанная система – система, при которой часть мест распределяется в соответствии с мажоритарной системой, а другая часть в соответствии с пропорциональной избирательной системой Формируется действительно представительный парламент В большей степени благоприятна для столичных партий, чем для местных политических объединений и независимых кандидатов

12 слайд

Описание слайда:

3. Принципы демократического избирательного права Принцип равенства - кандидаты имеют в процессе выборов равные права, голоса избирателей равны (1 человек – 1 голос). 2. Принцип всеобщности - любой дееспособный гражданин имеет право быть как избирающим, так и избираемым. Ограничения, накладываемые на действие данного принципа, называют цензами. В РФ действуют два основных ценза - возрастной ценз и ценз гражданства. 3. Принцип тайного голосования - все выборы проводятся тайно, а избиратель имеет право не сообщать о сделанном им выборе. 4. Принцип непосредственности - избиратель голосует непосредственно за депутата, а не за выборщика, который впоследствии будет голосовать за кандидата.



 

Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!