Правовое обеспечение гос управления. Правовые средства и методы обеспечения функционирования государственного и муниципального управления. Учебно-методическое обеспечение курса

СИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

АЭРОКОСМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМ. АКАДЕМИКА М.Ф. РЕШЕТНЕВА

__________________________________________________________________

Красноярск 2013

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Сибирский государственный аэрокосмический университет

имени академика М.Ф. Решетнёва

ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

Программа и методические указания по подготовке к практическим занятиям и к экзамену для магистрантов направления 080200.68 «Менеджмент» магистерской программы: «Правовое обеспечение хозяйственной деятельности»

Красноярск 2013

УДК 351/354(075.8)

Рецензент

кандидат юридических наук, доцент В. В. Сафронов

Печатается по решению Методической комиссии ГФ

Правовое обеспечение государственного и муниципального управления: программа и методические указания по подготовке к практическим занятиям и к экзамену для магистрантов направления 080200.68 «Менеджмент» магистерской программы: «Правовое обеспечение хозяйственной деятельности» / Сост.: Е.С. Щебляков; СибГАУ. – Красноярск, 2013. - 33 с.

© Сибирский государственный аэрокосмический

университет имени академика М. Ф. Решетнева, 2013

Практикум………………………….……………………….……..……………......10

Контрольная работа……………..…………….…………………………...……....19

Тематика реферативных работ по дисциплине «Правовое обеспечение государственного и муниципального управления».. ……………………….........27

Контрольные вопросы, выносимые на экзамен……………………...…….....…..28

Вопросы для проверки знаний и эрудиции…………………………………...…..30

Введение

Правовое обеспечение государственного и муниципального управления – комплексная отрасль права. Управление как основа упорядочения процессов в обществе, как сложная система требуют знаний о состоянии и процессах развития государственных и муниципальных образований и органов государственной и муниципальной власти.

Учебная программа курса включает в себя два модуля – о государственном управлении и муниципальном соответственно. Первый модуль раскрывает понятие, сущность, принципы государственного управления как сложной системы, а также особенности регулирования в некоторых сферах общества. Второй модуль: понятие, сущность и особенности местного самоуправления.


Тема 1. Государственное управление: понятие, сущность, принципы,

критерии эффективности.

Государственное управление, публичное управление, самоуправление. Государственное управление в системе социального управления. Политическое

управление. Соотношение государственного управления и исполнительно-распорядительной деятельности органов исполнительной власти. Субъект и объект государственного управления. Цели и функции государственного управления. Взаимодействие государства и гражданского общества в управленческой деятельности. Понятие принципов государственного управления.

Нормативные и организующие принципы. Иерархия принципов, их взаимодействие. Критерии эффективного управления. Этапы оценки эффективности: идентификация результата управленческого воздействия, определение связи результата с отдельными факторами, соотнесение результата с целями, учет оценки при программировании. Определение и повышение эффективности через промежуточные показатели. Специфика оценки эффективности государственного управления. Пути повышения эффективности государственного управления.

Политика и другие виды управленческой деятельности. Разделение и взаимопроникновение видов управленческой деятельности. Инициатор, субъект, оператор политики. Объект государственной политики. Цели и этапы государственной политики Отраслевые и территориальные направления политики, их взаимодействие. Стихийное и программированное формирование политики. Планирование и прогнозирование в государственном управлении. Планирование реализации политики: проблема соотношения общих и частных за

дач, учет интересов. Централизованная и децентрализованная реализация государственной политики. Управление и манипулирование. Делегирование функций и полномочий как способ реализации государственной политики. Лоббирование и государственное управление. Способы и механизмы реализации государственной политики.

Тема 3. Система государственного управления и реализация принципа разделения властей в ведущих странах мира.

Определение и классификация внешней среды государственного управления. Внешняя среда непосредственного влияния. Взаимодействие государства и общества. Роль государства в обществе. Понятие и сущность принципа разделения властей. Зарождение идеи идеального обустройства государственной власти. Особенности государственного управления в период зарождения идей правового государства. Соотношение исполнительной, законодательной и судебной ветвей власти в современных государствах. Закрепление принципа разделения властей в нормативно-правовых актах государства.

Тема 4. Высшие органы государственной власти и управления Российской Федерации в системе разделения властей.

Понятие органа государственной власти. Орган управления, организация, учреждение. Виды органов управления. Роль организующих принципов в характеристике органа государственной власти и управления. Полномочия органов управления. Органы государственной власти и органы государственного

управления. Президент и подсистема президентской власти. Полномочия Президента по отношению к органам исполнительной власти. Президент и Правительство. Функции, структура и полномочия Администрации Президента. Органы, обеспечивающие деятельность главы государства. Место президентской власти в системе разделения властей. Место и роль Правительства РФ в системе государственного управления. Система федеральных органов исполнительной власти. Территориальные органы управления федеральных министерств и ведомств. Нормативные акты органов исполнительной власти. Федеральное Собрание РФ. Структура и организация деятельности палат Федерального Собрания РФ. Законодательный процесс. Правовой статус депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации. Место Федерального Собрания в системе государственных органов России.

Тема 5. Региональные системы государственного управления РФ на современном этапе государственного строительства.

Генезис функциональной и организационной структуры органов государственной власти субъектов РФ. Высшие должностные лица: статус, порядок избрания, компетенция. Распорядительные и контрольные полномочия высших должностных лиц. Аппараты и управления делами высших должностных лиц субъектов РФ. Рабочие группы и комиссии при высших должностных лицах субъектов РФ. Региональные органы исполнительной власти. Отраслевые и территориальные органы управления. Варианты иерархии и делегирования функций в рамках взаимоотношений федеральных и региональных органов исполнительной власти. Развитие региональной законодательной системы. Порядок формирования и статус законодательных органов. Структура региональных законодательных органов власти и их аппаратов. Полномочия структурных подразделений, регламент и порядок их деятельности. Межрегиональные различия и специфика законодательных органов власти субъектов РФ. Организация процесса нормотворчества.

Тема 6. Федеральные округа в системе взаимодействия федерального и регионального уровней управления.

Политически, экономические и социальные предпосылки организации федеральных округов. Правовая основа деятельности Полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах. Взаимодействие Полномочных представителей с органами государственной власти субъекта РФ. Федеральные инспекторы: права и компетенция. Региональные представительства

федеральных органов государственной власти и проблемы их взаимодействия с

региональными органами власти и управления.

Тема 7. Государственное управление и регулирование финансово – экономической сферой.

Цели государства в управлении экономикой. Система органов государственного управления экономикой федерального и регионального уровней. Государственная собственность и ее роль в государственном управлении экономическими процессами. Приватизация. Повышение эффективности управления государственным имуществом. Государственное регулирование в области конкуренции и естественных монополий. Государственная поддержка малого предпринимательства. Программирование регионального развития. Региональная инвестиционная политика. Государственное регулирование агропромышленного комплекса региона, социальное развитее села. Понятие и структура финансовой системы. Финансовые институты федерального уровня управления. Государственная бюджетная система как важнейшее звено финансовой системы РФ. Федеральные и региональные внебюджетные фонды и их деятельность. Государственный кредит. Налоговая система, денежно-кредитное регулирование, государственные субсидии и дотации. Региональные бюджеты: источники и порядок формирования.

Тема 8. Государственное управление социальной и культурной сферами.

Основные задачи по управлению социальной и культурной сферой. Проблемы управления социально-культурными вопросами в современной России. Государственная и региональная политика в сфере социальной защиты населения, занятости и регулирования миграции. Региональные органы социальной защиты населения: структура и деятельность. Социальное обеспечение, жилищная политика, политика в области образования. Органы управления социально-культурной сферой. Переход к новой модели обеспечения социальных гарантий. Основные направления государственной политики в области здравоохранения. Перспективы развития системы образования: роль государственной власти. Деятельность региональных органов власти в сфере молодежной политики. Формы и методы управления наукой.

Тема 9. Государственное и региональное управление в сфере предупреждения и ликвидации чрезвычайных и конфликтных ситуаций.

Виды конфликтов в государственно-управленческой деятельности. Конфликты интересов и конфликты полномочий. Согласительные процедуры. Арбитраж. Судебное разрешение конфликтов. Регулирование конфликтов между субъектами конституционного права. Регулирование конфликтов между субъектами административного права. Воздействие личных конфликтов на систему государственного управления. Государственное урегулирование социальных конфликтов. Неформальное разрешение конфликтов в государственном управлении. Система национальной безопасности. Государственные органы по предупреждению и ликвидации последствии чрезвычайных ситуаций федерально-

го и регионального уровней. Гражданская оборона. Государственная противопожарная служба. Государственные органы по борьбе с терроризмом.

МОДУЛЬ II.

Тема 10. Местное самоуправление в РФ: содержание, сущность, методологические основы функционирования.

Муниципальное управление и местное самоуправление. Предмет и цели местного самоуправления. Частные и общие принципы местного самоуправления. Методы управления местными сообществами. Основные структурные элементы местного самоуправления. Местное общество и его признаки. Местное самоуправление как составной элемент общей системы государственного управления. Теории местного самоуправления. Функции муниципального управления. Сущность функций муниципального управления. Содержание основных функций муниципального управления. Факторы, влияющие на состав и развитие функций управления. Схема управленческого цикла. Дублирование функций управления. Две категории полномочий местного самоуправления: собственные, отдельные. Формы наделения отдельными государственными полномочиями. Основные принципы наделения отдельными государственными полномочиями. Законодательная база наделения полномочиями органов местного самоуправления.

Тема 11. Местное самоуправление в системе власти и управления РФ на современном этапе.

Механизмы и принципы взаимодействия органов местного самоуправления с органами государственной власти. Полномочия органов государственной власти в сфере местного самоуправления: общеправовые, экономические, административные. Реформа местного самоуправления и административная реформа. Полномочный представитель Президента в Федеральных округах и местное самоуправление. Специфика взаимодействия органов местного самоуправления с органами государственной власти в субъектах Федерации. Механизмы защиты интересов местного самоуправления в федеральных и региональных органах власти. Организационно – правовые формы деятельности

представительных органов местного самоуправления. Депутаты представительных органов местного самоуправления. Администрация муниципального образования. Типовая структура, полномочия, правовые основы деятельности администрации муниципального образования. Глава муниципального образовании: статус, организационные основы деятельности. Проектирование организационных структур управления на муниципальном уровне. Этапы и элементы проектирования, оценка результатов.

Тема 12. Муниципальная собственность и финансы: содержание, состав и проблемы формирования и управления.

Понятие «муниципальная собственность». Средства местного бюджета. Муниципальные внебюджетные фонды. Имущество органов местного самоуправления. Муниципальные земли и другие природные ресурсы, находящиеся в муниципальной собственности. Муниципальные предприятия и учреждения. Муниципальные банки и другие финансово-кредитные организации. Муниципальный жилищный фонд и нежилые помещения. Процесс формирования муниципальной собственности. Передача объектов государственной собственности в муниципальную собственность. Безвозмездная передача муниципальной собственности в государственную. Учет муниципальной собственности. Держатель реестра. Основанием для включения в реестр или исключения из реестра объектов муниципальной собственности. Система управления муниципальной собственностью. Стратегические цели. Процесс приватизации и национализации. Управление муниципальными унитарными предприятиями. Контроль за эффективным использованием муниципального имущества.

Тема 12. Социальная политика органов местного самоуправления.

Социальные процессы в муниципальных образованиях: общая характеристика. Муниципальное здравоохранение, основные проблемы и перспективы его развития. Муниципальные образовательные учреждения: характеристика, специфика функционирования и финансирования. Взаимодействие муниципальных органов управления и учреждений науки и культуры. Динамика жизненного уровня и проблема доходов населения в муниципальных образованиях. Социальный паспорт муниципального образования. Социальная защита населения органами местного самоуправления. Принцип адресной социальной поддержки. Безработица и проблемы занятости населения на муниципальном уровне. Технологии взаимодействия органов муниципального управления и служб занятости. Обеспечение законности и правопорядка на территории муниципального образования. Работа муниципальной милиции. Деятельность органов местного самоуправления по обеспечению экологической безопасности.

Тема 13. Инвестиционные процессы в муниципальном образовании.

Инвестиционный процесс как предмет управленческой деятельности. Инвестиционный потенциал территории муниципального образования: содержание и технологии оценки. Инвестиционные ресурсы муниципального образования. Определение предельных возможностей по использованию ограниченных ресурсов. Инвестиционная политика органов местного самоуправления. Процедуры управления инвестиционной политикой. Инструменты развития инвестиционной привлекательности и активности местного сообщества. Система взаимодействия органов местного самоуправления с органами государственной власти по формированию и реализации инвестиционных программ. Характеристика местных бюджетов как инструмента экономического регулирования и развития. Основные этапы бюджетного процесса: разработка проекта бюджета, утверждение бюджета, его исполнение, принятие отчета об исполнении бюджета. Доходные источники местных бюджетов. Закрепленные доходы. Местные налоги. Основные направления расходования средств муниципального бюджета. Типовая структура муниципального бюджета. Проблемы формирования муниципальной собственности. Критерии определения границ и размеров муниципальной собственности. Формирование системы управления муниципальной собственностью. Управление недвижимостью на муниципальном уровне: текущее состояние и основные направления совершенствования.

ПРАКТИКУМ

Цель семинарских занятий - оказание помощи магистрантам в усвоении курса «Правовое обеспечение государственного и муниципального управления», выработка навыков работы с нормативными актами, правильное применение действующего законодательства.

Подготовку к семинарским занятиям магистрант должен начинать с изучения рекомендованной литературы и нормативного материала. После этого ему целесообразно подготовить план ответа по каждому вопросу, обсуждаемому на семинаре для мотивированного ответа.

Магистрант может использовать для подготовки к семинарским занятиям материалы, опубликованные в местной прессе; результаты обобщения практики деятельности местных органов самоуправления.

Магистранты должны принимать активное участие в обсуждении темы; могут выступать с рефератами по обсуждаемым проблемам; решать задачи, рекомендованные к семинарским занятиям.

Цели семинарских занятий

Семинарские занятия преследуют несколько целей:

а) углубление и закрепление знаний о природе и роли государственного и муниципального управления;

б) изучение актов, являющихся источниками права;

в) создание четких представлений об организации работы органов государственного управления и местного самоуправления;

г) получение практических навыков для работы с документами - составление проектов решений, справок, оценка (разбор) конкретных ситуаций;

е) развитие у студентов стремления и способности к самостоятельному исследованию изучаемых реальностей, их критической оценке.

Методы работы на семинаре. Подготовка к семинарским занятиям включает использование лекционного материала, изучение нормативных материалов и литературы, практическое применение законодательства при решении конкретных ситуаций, возникающих в организации и деятельности органов местного самоуправления, подготовку докладов, обзоров, рефератов, проектов

решений и иных документов по заданию преподавателя.

Формами работы на семинарах являются выступления по вопросам темы, сочетающие изложение теоретических положений с анализом практики; разбор задач, обсуждение составленных магистрантами обзоров и образцов документов. В отдельных случаях по поручению преподавателя магистранты готовят доклады, в которых особое внимание должно быть уделено, прежде всего, дискуссионным вопросам государственного и муниципального управления, отражена современная практика работы органов государственной и муниципальной власти.

Проверка знаний осуществляется по выступлениям магистрантов на семинарских занятиях, при собеседовании на консультациях, а также при проведении, не реже двух раз в семестр, тестирования по пройденному материалу.

Контрольные работы проводятся в середине и в конце семестра по темам, рекомендованным кафедрой. Для написания работы отводится 30-40 минут. На

очередном занятии со студентами преподаватель анализирует выполненные работы.

При оценке выступлений и контрольных работ учитываются глубина знаний теоретических проблем правового регулирования государственного и муниципального управления, законодательства и практики, культура речи, система письменного изложения необходимого материала. Особое внимание уделяется умению самостоятельно мыслить, аргументированному обоснованию критических выводов и т. д.

Тема 1. Государственное управление: понятие, сущность, принципы, критерии эффективности.

2. Роль государства в обществе.

3. Системный подход в государственном управлении.

4. Государственное управление как система.

Литература:

Богданов А. А. Тектология: всеобщая организационная наука: В 2-х т.- М.: Экономика, 1989.-Т. 1.-С. 69-206.

Василенко И. А. Административно-государственное управление в странах Запада: США, Велико британия, Франция, Германия.- М., 1996.- С. 28- 31.

Государственное управление: Основы теории и организации / Под ред. В. А. Козбаненко.- М.: Статут, 2000.- С. 8-80.

Хиценко В. Е. Самоорганизация в социальных системах. Эволюционный менеджмент.- Новосибирск: НГТУ, 1993.

Тема 2. Государственная политика: принципы формирования и реализации.

1. Понятие политики государства.

2. Принципы формирования.

3. Реализация государственной политики (объект, субъект).

4. Ответственность в случае нарушения порядка реализации государственной политики.

Литература:

Атаманчук Г. В. Теория государственного управления: Курс лекций.- М.: Юридическая литература, 1997.-С. 21-ПО.

Гумилев Л. Н. Этногенез и биосфера земли.- М.: Танаис Ди-Дик, 1992. Государственное управление: Основы теории и организации / Под ред. В. А. Козбаненко.- М.:Статут, 2000.- С. 8-80.

Гумилев Л. Н. Конец и вновь начало.- М.: Танаис Ди-Дик, 1992.

Зеркин Д. П. Игнатов В. Г. Основы теории государственного управления.- Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2000.- С. 10-29.

Тихомиров Л. А. Единоличная власть как принцип государственного строения.- М., 1993.- 190 с. тура, 1997.-С. 21-ПО.

Тема 3. Научные школы, изучающие государственное управление.

1. Институциональный подход к государственному управлению. Американский институционализм.

2. Системно-функциональный анализ государственного управления.

3. Организационный анализ: государственное управление и теория организации.

4. Отечественные подходы к изучению государственного управления: правовой, структурно-логический, исторический, философскокультурологический.

Литература:

Атаманчук Г.В. Теория государственного управления. Курс лекций. М., 2004.

Государственное управление. Основы теории и организации / Под ред. В.А. Козбаненко. М., 2002.

Зверев А.Ф. Теория бюрократии: от М.Вебера к Л.фон Мизесу // Государство и право. 1992. № 1.

Маршалл Голдман. Теория управления в США и России: сравнительный анализ // Проблемы теории и практики управления. - 1997. - №1.

Методология изучения зарубежного опыта общественного развития и государственного управления / Под ред. Н.В.Загладина. М., 1995.

Облонский А.В. Бюрократизм и бюрократия: к теории вопроса // Государство и право. 1993. № 12.

Пастухов В.Б. От государственности к государству: Европа и Россия // Полис. 1994. № 2.

Шамхалов Ф. Теория государственного управления. М., 2002.

Тема 4. Система государственного управления и реализация принципа разделения властей в ведущих странах мира

1. США: федерализм и система агентств. Основные принципы американского публичного управления.

2. Великобритания: управление “странами” и публичные корпорации.

3. Франция: принципы децентрализации и децентрализации во французском государственном управлении.

4. ФРГ: принципы немецкого “кооперативного федерализма”. Иерархия и договор в системе государственного управления Германии.

Задание: Студенты составляют характеристику системы государственного управления одного из четырех иностранных государств по следующему плану:

исторические предпосылки создания основных государственных институтов; порядок их формирования; структура органов государственного управления; направления деятельности органов государственного управления; особенности государственной системы управления; проблемы централизации и децентрализации, возникающие при управлении государством.

Литература:

Административное право зарубежных стран: Учебное пособие. М., 1996. Ардан Ф. Франция: Государственная система. М., 1994.

Василенко И.А. Административно-государственное управление: опыт Франции // Проблемы теории и практики управления. 1997. №1.

Василенко И. А. Административно – государственное управление в странах Запада: США, Великобритания, Франция, Германия. М., 2001.

Гарнер Д. Великобритания: центральное и местное управление. М., 1984.

Государство и управление в США / Отв. ред. Л.М.Евенко. М., 1985.

Организация административной власти во Франции // Российско-французская серия. - 1993. - №21.

Парламент и президент: опыт зарубежных стран / Гл. ред. Ю.П. Орловский. - М., 1995.

Правительство, министерства и ведомства в зарубежных странах. М., 1994.

Тема 5. Высшие органы государственной власти и управления Российской Федерации в системе разделения властей.

1. Понятие органа государственной власти. Особый статус органов управления.

2. Высшие органы государственной власти и управления (Президент РФ, Правительство РФ, Федеральное Собрание РФ).

3. Организационные принципы в характеристике органов государственной власти и управления.

4. Место и роль Судов в системе разделения властей.

Литература:

Плехин А. П., Кармолицкий А. А., Козлов Ю. М. Административное право Российской Федерации.- М., 1997.

Государственное управление: Основы теории и организации / Под ред. В.А. Козбаненко.- М.: Статут, 2000.-912 с.

А. В. СИГАРЕВ

ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

Курс лекций

для студентов всех форм обучения

по направлению подготовки 38.04.04 Государственное и муниципальное управление

степень: магистр

программа: Управление государственными и муниципальными финансами; государственное и муниципальное управление в субъекте РФ

Новосибирск, 2016


Издается в соответствии с планом учебно-методической работы СИУ-филиала РАНХиГС

Рецензенты:

Осипов А.Г. - заведующий кафедрой правовых и социальных наук Сибирского университета геосистем и технологий, доктор исторических наук, профессор;

Маркеев А.И. - профессор кафедры конституционного и муниципального права СИУ - филиала РАНХиГС, к.ю.н, доцент.

Сигарев, А. В. Правовое обеспечение государственного и муниципального управления: курс лекций. / А.В.Сигарев; СИУ-филиал РАНХиГС. - Новосибирск: Изд-во СибАГС, 2016.

В курсе лекций рассматриваются основные вопросы правового регулирования государственного и муниципального управления: понятие государственной власти и государственного управления, принципы правового регулирования государственного и муниципального управления, система источников правового регулирования государственного и муниципального управления. Подробно рассматривается правовое регулирование деятельности Президента РФ, Федерального Собрания, Правительства РФ, судебной власти, органов Прокуратуры РФ, а также органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления. Предназначен для студентов магистратуры всех форм обучения по направлению подготовки 38.04.04 «Государственное и муниципальное управление».


ПРЕДИСЛОВИЕ.. 6

ВВЕДЕНИЕ В ДИСЦИПЛИНУ.. 8

РАЗДЕЛ I. 11

Введение в правовое обеспечение государственного и муниципального управления 11

ГЛАВА 1. Предмет, принципы, система и источники правового обеспечения управленческой деятельности. 11

1.1. К вопросу о понятии государственного управления 11



1.2. Государственное и муниципальное управление как предмет правового регулирования 14

1.3. Система источников правового регулирования государственного и муниципального управления 20

1.4. Принципы правового регулирования государственного и муниципального управления 31

ГЛАВА 2. Основы правового регулирования деятельности государственных органов 45

2.1. Понятие и признаки государственной власти. 45

2.2. Понятие и признаки государственного органа. 47

2.3. Правовой статус государственного органа. 50

2.4. Система государственных органов в России. 53

ГЛАВА 3. Понятие, принципы, система и формы местного самоуправления в РФ 61

3.1. Понятие и политико-правовая природа местного самоуправления 61

3.2. Источники муниципального права. 67

3.3. Правовые основы муниципальной демократии. 75

3.4. Правовой статус органов местного самоуправления 89

ГЛАВА 4. Понятие, принципы и виды государственной службы в РФ. Муниципальная служба в РФ 101

4.1. Понятие и признаки государственной службы.. 101

4.2. Служебное право: понятие, источники, система. 105

4.3. Правовое регулирование государственной гражданской службы 109

4.4. Правовое регулирование муниципальной службы.. 112

РАЗДЕЛ II. 122

Основные институты государства и права в правовом обеспечении государственного и муниципального управления. 122

Глава 5. Президент РФ и главы субъектов РФ в системе государственного управления 122

5.1. Правовой статус Президента РФ как главы государства 122

5.2. Порядок избрания Президента РФ.. 124

5.3. Полномочия Президента РФ, его взаимоотношения с иными органами государственной власти 128

5.4. Прекращение полномочий Президента РФ.. 137

5.5. Правовой статус глав субъектов РФ.. 142

Глава 6. Законодательная власть в системе управления государством. 150

6.1. Федеральное Собрание – парламент Российской Федерации 150

6.2. Правовой статус Государственной Думы.. 153

6.3. Правовой статус Совета Федерации. 157

6.4. Основы федерального законодательного процесса. 159

6.5. Законодательные органы субъектов Российской Федерации 163

ГЛАВА 7. Исполнительная власть в системе управления государством 168

7.1. Понятие и виды органов исполнительной власти. 168

7.2.. Правовое положение Правительства РФ в системе исполнительной власти 171

7.3. Федеральные органы исполнительной власти. 174

7.4. Органы исполнительной власти субъектов РФ.. 180

ГЛАВА 8. Суд и прокуратура в системе управления государством 186

8.1. Судебная власть и правосудие. 186

8.2. Верховный Суд РФ и суды общей юрисдикции. Судебный департамент при Верховном Суде РФ 189

8.3. Арбитражные суды.. 193

8.4. Конституционный Суд РФ.. 194

8.5. Правовой статус судей. 199

8.6. Прокуратура. 201


ПРЕДИСЛОВИЕ

Данный курс лекций представляет собой попытку в достаточно краткой форме раскрыть очень обширную тему правового обеспечения государственного и муниципального управления. Причем государственное управление в данном случае понимается в самом широком смысле - как деятельность всех органов и звеньев в системе публичной власти.

Государственное и муниципальное управление в России осуществляется целой системой органов, разделенных на ветви и уровни. Порядок формирования и деятельности каждого органа, его компетенция регулируется отдельным нормативным правовым актом, а нередко и несколькими такими актами. В этой связи данный курс лекций очень насыщен правовым материалом, он базируется на изучении нескольких десятков законов и подзаконных актов.

Более того, в представленном издании широко используются акты Конституционного Суда РФ, поскольку без них невозможно полное раскрытие темы. В актах Конституционного Суда РФ дается толкование многих конституционных принципов и норм, дается ответ на многочисленные спорные вопросы правотворчества и правоприменения.

С учетом того, что данный курс лекций адресован магистрантам и предполагает углубленное изучение материала, в издании затрагиваются различные проблемные вопросы. По ним автор высказывает свою точку зрения, но не навязывает ее, а предлагает читателям подумать и сформулировать свое мнение.

Данное учебное пособие не никоим образом не претендует на исчерпывающее изложение всего теоретического и юридического материала по теме, это было бы невозможно даже в рамках целой монографии. Как известно, чем шире предмет исследования, тем более поверхностно его изучение. Это пособие является скорее отправной точкой для дальнейшего изучения проблематики государственного и муниципального управления, своего рода «дорожной картой», на которой обозначены основные ориентиры.

В тексте курса лекций читатель встретит многочисленные отсылки к нормативным правовым актам. Это сделано специально для того, чтобы ориентировать обучающихся на изучение первоисточников. Для более полного и качественного изучения дисциплины необходимо обращаться непосредственно к изучению соответствующих правовых актов. Кроме того, после каждой главы содержится список основной и дополнительной литературы, к этим источникам тоже следует обращаться для более полного изучения темы.

Нужно учесть, что законодательство нашей страны постоянно меняется. Принимаются новые нормативные акты вместо ранее действовавших, вносятся многочисленные поправки. Данное пособие написано с учетом законодательства по состоянию на 1 мая 2016 года. С учетом возможных дальнейших изменений, читателю рекомендуется самостоятельно использовать компьютерные правовые базы «Гарант», «Консультант», «Кодекс», в которых нормативные правовые акты представлены в актуальной редакции.

При работе с данным курсом лекций рекомендуем придерживаться определенной последовательности действий. Прежде всего, нужно ознакомиться с изложенным в соответствующей главе лекционным материалом. Затем, для углубления знаний, следует изучить дополнительно рекомендованную литературу и нормативные правовые акты. После изучения каждой темы необходимо ответить на контрольные вопросы. Если при ответе на них возникли затруднения, следует вернуться к соответствующему разделу темы и более внимательно его изучить.


ВВЕДЕНИЕ В ДИСЦИПЛИНУ

Цель дисциплины «Правовое обеспечение государственного и муниципального управления» состоит в формировании компетенций конструктивного взаимодействия с гражданами и институтами гражданского общества, другими организациями, способности и готовности к диалогу на основе ценностей гражданского демократического общества, владения технологиями управления персоналом и кадрового аудита, умения вырабатывать решения, учитывающие правовую и нормативную базу.

Для этого решаются следующие задачи:

Изучение государственного и муниципального управления как правового феномена, своеобразия форм организации власти народа, содержания государственных и муниципальных правовых отношений;

Представление важнейших принципов, сущности, содержания и форм основ правового обеспечения административной деятельности (менеджмента) в Российской Федерации;

Раскрытие сущности и своеобразия местного самоуправления как формы организации власти народа, соотношения власти местного самоуправления (муниципальной власти) и государственной власти;

Развитие студентами навыков толкования и применения законодательства в деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц;

Приобретение навыков применения судебной, административной и хозяйственной практики в области менеджмента, принятия на их основе правовых решений и совершения иных юридических действий в точном соответствии с законом, а также установления фактов правонарушений, определения меры ответственности, наказания виновных и восстановления нарушенных прав.

Дисциплина «Правовое обеспечение государственного и муниципального управления» относится к базовой части профессионального цикла (М2.Б), предназначенной для магистрантов, обучающихся по направлению подготовки 38.04.04 «Государственное и муниципальное управление».

Изучение данной учебной дисциплины осуществляется после изучения «Правоведения» («Право») и призвана закрепить у студентов уже полученные навыки логического мышления, умения выявлять закономерности и особенности государственно-правового и экономико-правового процесса, государственного воздействия на экономику, правовое обеспечение управленческой деятельности и процессов администрирования, причинно-следственные связи, закладывает основы мировоззрения, формирует профессиональное правосознание и гражданскую позицию.

«Правовое обеспечение государственного и муниципального управления» также логически связано с другой дисциплиной - «Правовые основы Российского государства», изученной на первой ступени высшего профессионального образования по различным направлениям бакалавриата, и в процессе изучения которой формировались основные общекультурные компетенции, направленные на овладение культурой мышления, способностью к анализу и синтезу.

Входные знания являются базой для дальнейшего углубленного изучения права, понимания закономерностей и причинно-следственных связей, выработки умения анализировать факты и прогнозировать последующее развитие отечественного законодательства. Необходимость и значимость изучения данной учебной дисциплины обусловлена как теоретическими, так и практическими факторами. Для решения тех сложных и масштабных задач, которые стоят в настоящее время, и буду стоять в течение всего обозримого будущего перед отечественными управленцами, требуются не только глубокие знания и умение профессионально работать на основе позитивного права, но и способность ориентироваться в многообразии институтов публичной власти в современном мире, с реализацией деятельности которых руководители неизбежно вступают в различного рода взаимосвязи.

Изучение правового обеспечения государственного и муниципального управления помогает глубже познать свою национальную правовую систему, способствует не только расширению общего кругозора выпускника соответствующего профиля магистратуры, но и выработке критического подхода к различным явлениям правовой жизни, умение видеть тенденции правового развития в рамках не только собственной правовой системы РФ, но и основных правовых систем современности.


РАЗДЕЛ I.

Введение в правовое обеспечение государственного и муниципального управления

Понятие правового регулирования общественных отношений.

Правовое регулирование – это осуществляемое при помощи норм позитивного права и других правовых средств воздействие на общественные отношения с целью их упорядочения. Признаки: - один из видов социального регулирования, т.е. кроме права есть и другие социальные регуляторы; - исходит со стороны государства; - воздействует на общественные отношения и имеет целью их упорядочить; - воздействие, которое осуществляет при помощи норм позитивного права и других правовых норм (механизм правового регулирования). Механизм правового регулирования: - норма права; - правоотношения; - акты реализации и применения права; - акты толкования права; - юридические факты; - правосознание; - правовая культура. Правовое воздействие – это все направления и формы влияния права на общественную жизнь, сознание и поведение людей. Оно шире правового регулирования и осуществляется в трех формах: 1. Информационное воздействие (право сообщает, какие отношения, каким образом им урегулированы). 2. Ценностно-ориентированное воздействие. 3. Правовое регулирование. В зависимости от конкретных правовых средств, при помощи которых осуществляется правовое регулирование: - Нормативное правовое регулирование – регулирование, осуществляемое нормами позитивного права. – индивидуальное правовое регулирование – регулирование, которое осуществляется различными индивидуальными правовыми средствами. Не носит общего характера, т.к. конкретным субъектам, как правило, следует за нормативными, дополняя и корректируя его, применительно к конкретному случаю: - координационное – происходит между равными субъектами. – субординационное – осуществляется не равными субъектами, находится в отношения власти подчинения, например, прием на работу, приказ об увольнении.

Сущность, предмет правового обеспечения государственного и муниципального управления.

Правовое регулирование государственного управления имеет особый предмет, поскольку связано главным образом с юридическим определением средств, способов и процедур реализации государственной власти в управленческих процессах. Можно выделить несколько аспектов государственной и общественной реальности, выступающих предметом правого обеспечения государственного управления: - отношения между государственным аппаратом и обществом, гражданами, благодаря и посредством которых формируются государственно-управляющие воздействия (управление обществом со стороны государственного аппарата); - отношения внутри государственного аппарата, между его органами по поводу распределения предметов их ведения и государственной власти, необходимой для управления ими (полномочий); - волевые отношения между людьми, вовлеченными в государственно-управленческие процессы, причем по причине как профессионального несения государственной службы (кадровый состав государственных органов), так и обращения в государственные органы при решении каких-либо своих проблем.



Правовые средства и методы обеспечения функционирования государственного и муниципального управления.

Метод правового регулирования характеризуют два явления: субъект (источник) правового регулирования, т.е. орган, уполномоченный на издание соответствующих правовых норм; смысл и содержание самих правовых норм. Субъект (источник) правового регулирования государственного управления указывает на возможности, характер и пределы деятельности определенных государственных органов по изданию правовых норм в области управления. Различают: - централизованное (метод субординации), при котором сверху донизу осуществляется на властно-императивных началах органами государственной власти государства в целом либо его субъектов в рамках их компетенции и объектов юрисдикции; - децентрализованное (метод координации), при котором правовое регулирование осуществляется посредством согласования, договоров, принятия совместных актов, поддержки инициативы снизу несколькими органами государственной власти. Среди способов правового регулирования различают: - позитивное обязывание – возложение на лиц прямой обязанности совершать определенные положительные действия; - запрещение – возложение на лиц обязанности воздерживаться от совершения действий определенного рода; - дозволение – предоставление лицам права на свои собственные активные действия. Юридические нормы: - регулятивные нормы, состоящие из предписаний, непосредственно направленных на регулирование общественных отношений путем предоставления участникам прав и возложение на них обязанностей (обязывающие, запрещающие и управомочивающие); - охранительные нормы, которые направлены на регламентацию мер юридической ответственности и порядка применения санкций (государственно-принудительных мер); - специализированные нормы, имеющие свойства дополнения и развертывания регулятивных и охранительных норм. Среди них: общие – фиксирующие в обобщенном виде определенные элементы общественных отношений; дефинитивные – закрепляющие в обобщенном виде признаки данной правовой категории; - декларативные, содержащие формулировки правовых принципов, а также задач данной совокупности юридических норм; - оперативные – предписание по отмене действующих нормативных положений или распространению данных норм на новый круг общественных отношений, по продолжению норм на новый срок и др.; коллизионные – регулирующие выбор между нормами.

Учебник предназначен для формирования у студентов целостного представления о современном состоянии системы правового обеспечения государственного и муниципального управления, знаний действующего законодательства в указанной сфере, а также навыков его анализа и применения.
Содержание учебника соответствует актуальным требованиям Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования.
Для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлениям «Государственное и муниципальное управление «Юриспруденция», «Политология» слушателей курсов повышения квалификацию государственных и муниципальных служащих, а также широкого круга граждан, интересующихся путями совершенствования системы правового обеспечения государственного и муниципального управления.

Объект, предмет, методы, цели и задачи учебной дисциплины «Правовое обеспечение государственного и муниципального управления».

Предмет любой дисциплины определяется кругом тех основных вопросов и проблем, которые изучаются в ее рамках. Предметом изучения учебной дисциплины «Правовое обеспечение государственного и муниципального управления» являются действующее российское законодательство, регулирующее общественные отношения в сфере государственного и муниципального управления, правоприменительная практика в изучаемой сфере, а также доктринальные положения о правовом обеспечении государственного и муниципального управления. В связи с этим мы разделяем научную позицию Р. А. Ромашова, отмечающего, что «при помощи норм права регулируются наиболее важные общественные отношения. Поэтому правила, закрепляемые при помощи норм, являются общезначимыми». Как видим, автор четко поясняет свое понимание того, что наиболее важные общественные отношения являются предметом правового регулирования. Объект, предмет, методы, цели и задачи учебной дисциплины «Правовое обеспечение государственного и муниципального управления».

Любая учебная дисциплина имеет свой объект и предмет изучения. Объект показывает, что изучает данная дисциплина. Объектом изучения рассматриваемой учебной дисциплины являются общественные отношения, связанные с формированием системы правового обеспечения государственного и муниципального управления, ее состояние и тенденции развития.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Правовое обеспечение государственного и муниципального управления, Осейчук В.И., 2016 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

  • Гражданское право, Методические указания, Асташкин Р.С., 2019
  • Налоговые споры, Проблемы, анализ, решение, Караханян С.Г., Баталова И.С., 2008
  • Введение в систему математического образования России, Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», Лебедева С.В., 2014


 

Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!