Транспортная безопасность на автотранспортном предприятии. Организация обеспечения транспортной безопасности

Представленные материалы подготовлены с целью подготовки к аттестации работников подразделений транспортной безопасности автотранспротных предприятий.

Основные положения Федерального закона от 09.02.2007 г. №16-ФЗ «О транспортной безопасности»

Основные понятия

Статья 1

акт незаконного вмешательства (АНВ) противоправное действие (бездействие), в том числе теракт, угрожающее безопасной деятельности ТК, повлекшее за собой причинение вреда жизни и здоровью людей, материальный ущерб либо создавшее угрозу наступления таких последствий;

зона транспортной безопасности (ЗТБ) – ОТИ, его часть (наземная, подземная, воздушная, надводная), транспортное средство, его часть, для которых в соответствии с требованиями по ОТБ устанавливается особый режим прохода (проезда) ФЛ (ТС) и проноса (провоза) грузов, багажа, ручной клади, личных вещей либо перемещения животных;

соблюдение транспортной безопасности – выполнение ФЛ, следующими либо находящимися на ОТИ или ТС, требований, установленных Правительством;

аттестация сил ОТБ - установление соответствия знаний, умений, навыков сил ОТБ, личностных (психофизиологических) качеств, уровня физической подготовки отдельных категорий сил ОТБ требованиям законодательства о транспортной безопасности в целях принятия СТИ решения о допуске (невозможности допуска) сил ОТБ к выполнению работы, непосредственно связанной с ОТБ, либо об отстранении от выполнения такой работы;

аттестующие организации - ЮЛ, аккредитованные компетентными органами в области ОТБ в порядке, определяемом Правительством по представлению ФОИВ, осуществляющего функции по выработке госполитики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, согласованному с ФОИВ в области обеспечения безопасности РФ, ФОИВ, осуществляющим функции по выработке госполитики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, для обработки персональных данных отдельных категорий лиц, принимаемых на работу, непосредственно связанную с ОТБ, или осуществляющих такую работу, в целях проверки СТИ сведений, предусмотренных пунктами 1-7 части 1 статьи 10 16-ФЗ, а также для принятия органами аттестации решения об аттестации сил ОТБ;

компетентные органы в области ОТБ - федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные Правительством осуществлять функции по оказанию государственных услуг в области ОТБ;

обеспечение транспортной безопасности (ОТБ) – реализация определяемой государством системы правовых, экономических, организационных и иных мер в сфере ТК, соответствующих угрозам совершения АНВ;

объект транспортной инфраструктуры (ОТИ) – технологический комплекс, включающий в себя:

а) железнодорожные, автомобильные вокзалы и станции;

б) метрополитены;

в) тоннели, эстакады, мосты;

г) морские терминалы, акватории морских портов;

д) порты, которые расположены на внутренних водных путях и в которых осуществляются посадка (высадка) пассажиров и (или) перевалка грузов повышенной опасности на основании специальных разрешений, выдаваемых в порядке, устанавливаемом Правительством по представлению ФОИВ, осуществляющего функции по выработке госполитики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с ФОИВ в области обеспечения безопасности РФ, ФОИВ, осуществляющим функции по выработке госполитики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, судоходные гидротехнические сооружения;

е) расположенные во внутренних морских водах, в территориальном море, исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе РФ искусственные острова, установки, сооружения;

ж) аэродромы, аэропорты, объекты систем связи, навигации и управления движением ТС;

з) участки автомобильных дорог, железнодорожных и внутренних водных путей, вертодромы, посадочные площадки, а также иные обеспечивающие функционирование ТК здания, сооружения, устройства и оборудование, определяемые Правительством;

органы аттестации - компетентные органы в области ОТБ, их территориальные подразделения, а также организации, находящиеся в ведении компетентных органов в области ОТБ и уполномоченные ими на аттестацию сил ОТБ;

оценка уязвимости (ОУ) ОТИ и ТС - определение степени защищенности ОТИ и ТС от угроз совершения АНВ;

перевозчик - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, принявшие на себя обязанность доставить пассажира, вверенный им отправителем груз, багаж, грузобагаж из пункта отправления в пункт назначения, а также выдать груз, багаж, грузобагаж управомоченному на его получение лицу (получателю);

подразделение транспортной безопасности (ПТБ) - осуществляющие защиту ОТИ и ТС от АНВ (в том числе на основании договора с СТИ) подразделения ведомственной охраны ФОИВ в области транспорта и (или) аккредитованные для этой цели в установленном порядке юридические лица;

силы ОТБ – лица, ответственные за ОТБ в субъекте транспортной инфраструктуры, на ОТИ, ТС, включая персонал СТИ или ПТБ, непосредственно связанный с ОТБ ОТИ или ТС;

грузы повышенной опасности – опасные грузы, отнесенные Правительством РФ к грузам, представляющим повышенную опасность для жизни и здоровья людей и для окружающей среды;

специализированные организации в области ОТБ - юридические лица, аккредитованные компетентными органами в области ОТБ в порядке, устанавливаемом Правительством, для проведения ОУ ОТИ и ТС;

субъект транспортной инфраструктуры (СТИ) – юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, являющиеся собственниками ОТИ и (или) ТС или использующие их на ином законном основании;

Количество поднадзорных субъектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств представлены на Рис. 1.

Рисунок 1. Количество поднадзорных объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств


транспортная безопасность - состояние защищенности ОТИ и ТС от АНВ;

транспортные средства (ТС) - устройства, предназначенные для перевозки ФЛ, грузов, багажа, ручной клади, личных вещей, животных или оборудования, установленных на указанных ТС устройств, в значениях, определенных транспортными кодексами и уставами, и включающие в себя:

а) ТС автомобильного транспорта , используемые для регулярной перевозки пассажиров и багажа или перевозки пассажиров и багажа по заказу либо используемые для перевозки опасных грузов , на осуществление которой требуется специальное разрешение;

б) воздушные суда коммерческой гражданской авиации ;

в) воздушные суда авиации общего назначения , определяемые Правительством по представлению ФОИВ, осуществляющего функции по выработке госполитики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, согласованному с ФОИВ в области обеспечения безопасности РФ, ФОИВ, осуществляющим функции по выработке госполитики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел;

г) суда, используемые в целях торгового мореплавания (морские суда ), за исключением прогулочных судов, спортивных парусных судов, а также искусственных установок и сооружений, которые созданы на основе морских плавучих платформ и особенности защиты которых от АНВ устанавливаются в соответствии со статьей 12.3 16-ФЗ;

д) суда, используемые на внутренних водных путях для перевозки пассажиров , за исключением прогулочных судов, спортивных парусных судов, и (или) для перевозки грузов повышенной опасности

е) железнодорожный подвижной состав , осуществляющий перевозку пассажиров и (или) грузов повышенной опасности , допускаемых к перевозке по специальным разрешениям в порядке, устанавливаемом Правительством по представлению ФОИВ, осуществляющего функции по выработке госполитики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, согласованному с ФОИВ в области обеспечения безопасности РФ, ФОИВ, осуществляющим функции по выработке госполитики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел;

ж) ТС городского наземного электрического транспорта;

транспортный комплекс – объекты и СТИ, ТС;

уровень безопасности – степень защищенности ТК, соответствующая степени угрозы совершения АНВ.

Система транспортной безопасности представлена на Рис. 2.

Рисунок 2. Система транспортной безопасности

Цели и задачи обеспечения транспортной безопасности

Статья 2

1. Целями ОТБ являются устойчивое и безопасное функционирование ТК, защита интересов личности, общества и государства в сфере ТК от АНВ.

2. Основными задачами ОТБ являются :

1) нормативное правовое регулирование в области ОТБ;

2) определение угроз совершения АНВ;

3) ОУ ОТИ и ТС;

5) разработка и реализация требований по ОТБ;

6) разработка и реализация мер по ОТБ;

7) подготовка и аттестация сил ОТБ;

8) осуществление федерального государственного контроля (надзора) в области ОТБ;

9) информационное, материально-техническое и научно-техническое ОТБ;

10) сертификация технических средств ОТБ.

Принципы обеспечения транспортной безопасности

Статья 3

1) законность;

2) соблюдение баланса интересов личности, общества и государства;

3) взаимная ответственность личности, общества и государства в области ОТБ;

4) непрерывность;

5) интеграция в международные системы безопасности;

6) взаимодействие СТИ, органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Обеспечение транспортной безопасности

Статья 4

1. ОТБ ОТИ и ТС возлагается на СТИ, перевозчиков, если иное не установлено 16-ФЗ и иными федеральными законами.

2. Федеральные органы исполнительной власти (ФОИВ ) обеспечивают транспортную безопасность в соответствии с компетенцией, установленной 16-ФЗ, другими ФЗ и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами РФ. Органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления участвуют в ОТБ в соответствии с компетенцией, установленной 16-ФЗ, другими ФЗ и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами РФ.

4. СТИ, перевозчик вправе возлагать на персонал (экипаж) ТС обязанности по ОТБ ТС в объеме, не препятствующем исполнению служебных обязанностей персонала, связанных с обеспечением безопасности перевозки.

5. ОТИ и ТС, ОТБ которых осуществляется исключительно ФОИВ, определяются федеральными законами, нормативными правовыми актами Правительства.

6. Обеспечение защиты от АНВ, в том числе террористических актов, зданий, строений, сооружений, не отнесенных в соответствии с 16-ФЗ к ОТИ, и объектов, строительство которых не завершено и которые расположены в границах (на территории) ОТИ, осуществляется в соответствии с 16-ФЗ с учетом категории соответствующего ОТИ. Порядок обеспечения защиты таких объектов от АНВ, в том числе террористических актов, определяется планом ОТБ соответствующего ОТИ.

Функции организаций по обеспечению транспортной безопасности представлены на Рис. 3.

Рисунок 3. Функции организаций по обеспечению транспортной безопасности

Оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства

статья 5

1. Порядок проведения ОУ ОТИ и ТС устанавливается ФОИВ, осуществляющим функции по выработке госполитики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с ФОИВ в области обеспечения безопасности РФ и ФОИВ, осуществляющим функции по выработке госполитики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.

2. ОУ ОТИ проводится специализированными организациями в области ОТБ с учетом требований по ОТБ на основе публичного договора.

2.1. ОУ ТС проводится СТИ либо специализированными организациями в области ОТБ с учетом требований по ОТБ на основе публичного договора.

3. Результаты проведенной ОУ ОТИ и ТС утверждаются компетентными органами в области ОТБ.

4. Сведения о результатах проведенной ОУ ОТИ и ТС являются информацией ограниченного доступа . Сведения о результатах проведенной ОУ ОТИ и ТС, указанных в 16-ФЗ, являются сведениями, составляющими государственную тайну.

Статья 6

1. ОТИ и ТС подлежат обязательному категорированию с учетом степени угрозы совершения АНВ и его возможных последствий, за исключением случаев, предусмотренных 16-ФЗ.

2. Количество категорий и критерии категорирования ОТИ и ТС устанавливаются в порядке, определяемом ФОИВ, осуществляющим функции по выработке госполитики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с ФОИВ в области обеспечения безопасности РФ, ФОИВ, осуществляющим функции по выработке госполитики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, и ФОИВ, осуществляющим функции по выработке госполитики и нормативно-правовому регулированию в сфере экономического развития.

4. Категорированные объекты включаются в реестр ОТИ и ТС, ведение которого осуществляют компетентные органы в области ОТБ в порядке, устанавливаемом ФОИВ, осуществляющим функции по выработке госполитики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта.

5. ОТИ и ТС, не подлежащие категорированию по видам транспорта, определяет ФОИВ, осуществляющий функции по выработке госполитики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с ФОИВ в области обеспечения безопасности РФ и ФОИВ, осуществляющим функции по выработке госполитики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.

Уровни безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств

Статья 7

1. В целях принятия мер по ОТБ устанавливаются различные уровни безопасности в транспортном комплексе.

2. Перечень уровней безопасности и порядок их объявления при изменении степени угрозы совершения АНВ в деятельность ТК устанавливаются Правительством РФ.

Требования по обеспечению транспортной безопасности

Статья 8

1. Требования по ОТБ по видам транспорта, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности, предусмотренные статьей 7 16-ФЗ, для различных категорий ОТИ и ТС, устанавливаются Правительством РФ по представлению ФОИВ, осуществляющего функции по выработке госполитики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с ФОИВ в области обеспечения безопасности РФ и ФОИВ, осуществляющим функции по выработке госполитики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. Требования являются обязательными для исполнения СТИ и перевозчиками.

2. Требования по ОТБ ОТИ по видам транспорта на этапе их проектирования и строительства устанавливаются Правительством РФ по представлению ФОИВ, осуществляющего функции по выработке госполитики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, согласованному с ФОИВ, осуществляющим функции по выработке госполитики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства, ФОИВ в области обеспечения безопасности РФ и ФОИВ, осуществляющим функции по выработке госполитики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. Указанные требования являются обязательными для исполнения застройщиками ОТИ.

3. Требования по ОТБ объектов (зданий, строений, сооружений), не являющихся ОТИ и расположенных на земельных участках, прилегающих к ОТИ и отнесенных в соответствии с земельным законодательством РФ к охранным зонам земель транспорта, учитывающие уровни безопасности, предусмотренные статьей 7 16-ФЗ, устанавливаются Правительством РФ по представлению ФОИВ, осуществляющего функции по выработке госполитики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, согласованному с ФОИВ в области обеспечения безопасности РФ и ФОИВ, осуществляющим функции по выработке госполитики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. Указанные требования являются обязательными для исполнения ЮЛ, ИП и ФЛ, являющимися собственниками либо владеющими указанными объектами (зданиями, строениями, сооружениями) на ином законном основании.

4. Требования по соблюдению транспортной безопасности для ФЛ, следующих либо находящихся на ОТИ или ТС, по видам транспорта устанавливаются Правительством РФ по представлению ФОИВ, осуществляющего функции по выработке госполитики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, согласованному с ФОИВ в области обеспечения безопасности РФ и ФОИВ, осуществляющим функции по выработке госполитики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. Указанные требования являются обязательными для исполнения ФЛ, прибывающими на ОТИ или ТС либо находящимися на них.

Планирование и реализация мер по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств

Статья 9

1. На основании результатов проведенной ОУ ОТИ и (или) ТС СТИ разрабатывают планы ОТБ ОТИ и (или) ТС и не позднее трех месяцев со дня утверждения результатов ОУ направляют их на утверждение в компетентные органы в области ОТБ. Порядок разработки указанных планов устанавливается ФОИВ, осуществляющим функции по выработке госполитики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с ФОИВ в области обеспечения безопасности РФ и ФОИВ, осуществляющим функции по выработке госполитики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.

Порядок разработки планов обеспечения транспортной безопасности ОТИ и ТС определен приказом Минтранса РФ от 11.02.2010 г. №34 (Рис. 4).

Рисунок 4. Порядок разработки планов обеспечения транспортной безопасности ОТИ и ТС


2. Планы ОТБ ОТИ и ТС утверждаются компетентными органами в области ОТБ. Реализация планов ОТБ ОТИ и (или) ТС осуществляется поэтапно. Количество этапов реализации планов и сроки их реализации определяются соответствующим планом ОТБ.

3. Сведения, содержащиеся в планах ОТБ ОТИ и ТС, являются информацией ограниченного доступа. Сведения, содержащиеся в планах ОТБ ОТИ и ТС, указанных в части 2 статьи 4 16-ФЗ, являются сведениями, составляющими государственную тайну.

4. Реализация планов ОТБ ОТИ или ТС осуществляется СТИ и (или) перевозчиками, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, СТИ совместно с органами государственной власти или органами местного самоуправления либо исключительно органами государственной власти.

Утверждение результатов ОУ и планов ОТБ ОТИ и ТС являются государственными услугами. Структурные схемы предоставления данных государственных услуг представлены на Рис. 5.

Рисунок 5. Структурные схемы предоставления государственной услуги по утверждению результатов ОУ и планов ОТБ ОТИ и ТС

Ограничения при выполнении работ, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности

Статья 10

1. Работы, непосредственно связанные с ОТБ, не вправе выполнять лица:

1) имеющие непогашенную или неснятую судимость за совершение умышленного преступления;

2) страдающие психическими заболеваниями, алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией, до прекращения в отношении этих лиц диспансерного наблюдения в связи с выздоровлением или стойкой ремиссией;

3) досрочно прекратившие полномочия по государственной должности или уволенные с государственной службы, в том числе из правоохранительных органов, органов прокуратуры или судебных органов, по основаниям, которые в соответствии с законодательством РФ связаны с совершением дисциплинарного проступка, грубым или систематическим нарушением дисциплины, совершением проступка, порочащего честь государственного служащего, утратой доверия к нему, если после такого досрочного прекращения полномочий или такого увольнения прошло менее чем три года;

4) в отношении которых по результатам проверки, проведенной в соответствии с ФЗ от 7 февраля 2011 года №3-ФЗ «О полиции», имеется заключение органов внутренних дел о невозможности допуска к выполнению работ, непосредственно связанных с ОТБ;

5) внесенные в перечень организаций и ФЛ, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, в соответствии с ФЗ от 7 августа 2001 года №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»;

6) сообщившие заведомо ложные сведения о себе при приеме на работу, непосредственно связанную с ОТБ;

7) имеющие медицинские противопоказания к выполнению работ, непосредственно связанных с ОТБ, в соответствии с медицинским заключением, выданным в установленном порядке;

8) не прошедшие в порядке, установленном 16-ФЗ, подготовку и аттестацию сил ОТБ;

9) подвергнутые административному наказанию за потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ, до окончания срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию.

1.1. Проверка сведений, указанных в части 1 статьи, в отношении лиц, принимаемых на работу, непосредственно связанную с ОТБ, или выполняющих такую работу, проводится СТИ в порядке, устанавливаемом Правительством РФ.

1.2. Обработка персональных данных отдельных категорий лиц, принимаемых на работу, непосредственно связанную с ОТБ, или выполняющих такую работу, в целях проверки СТИ сведений, указанных в пунктах 1-7 части 1 статьи, осуществляется органами аттестации, аттестующими организациями с учетом особенностей, предусмотренных порядком аттестации сил ОТБ.

Информационное обеспечение в области транспортной безопасности

Статья 11

1. В целях осуществления мер по ОТБ уполномоченным Правительством РФ ФОИВ создается единая государственная информационная система ОТБ, являющаяся собственностью РФ.

2. Информационная система состоит, в том числе из автоматизированных централизованных баз персональных данных о пассажирах и персонале ТС (Рис. 7) .

3. Автоматизированные централизованные базы персональных данных о пассажирах и персонале (экипаже) ТС формируются на основании информации, предоставленной:

1) СТИ и перевозчиками;

2) федеральными органами исполнительной власти;

3) иностранными государствами и организациями в рамках международного сотрудничества по вопросам ОТБ.

4. Информационные ресурсы единой государственной информационной системы ОТБ являются информацией ограниченного доступа.

Рисунок 7. Автоматизированная централизованная база персональных данных о пассажирах и персонале ТС


5. При оформлении проездных документов (билетов) и формировании персонала (экипажей) ТС передаче в автоматизированные централизованные базы персональных данных о пассажирах и персонале (экипаже) ТС подлежат следующие данные :

1) фамилия, имя, отчество;

2) дата рождения;

3) вид и номер документа, удостоверяющего личность, по которому приобретается проездной документ (билет);

4) пункт отправления, пункт назначения, вид маршрута следования (беспересадочный, транзитный);

5) дата поездки;

7) гражданство.

5.1. При бронировании проездных документов (билетов) в автоматизированные централизованные базы персональных данных о пассажирах и персонале (экипаже) ТС подлежат передаче данные, предусмотренные пунктами 1-5 части 5 статьи.

5.2. При формировании списков пассажиров при осуществлении перевозки пассажиров по заказу в автоматизированные централизованные базы персональных данных о пассажирах и персонале (экипаже) ТС подлежат передаче данные, предусмотренные частью 5 статьи.

5.3. Для персонала ТС (экипажа) в дополнение к сведениям, предусмотренным частью 5 статьи, обязательной передаче в автоматизированные централизованные базы персональных данных о пассажирах и персонале (экипаже) ТС подлежит информация о занимаемой должности в экипаже ТС.

5.4. Информация о персонале (экипаже) ТС, указанная в части 5.3 статьи, передается в автоматизированные централизованные базы персональных данных о пассажирах и персонале (экипаже) ТС по завершении формирования экипажей ТС, но не позднее чем за 24 часа до момента отправления ТС.

5.5. В случае изменения (дополнения) состава экипажа ТС сведения о включенных в состав экипажа ТС лицах передаются в автоматизированные централизованные базы персональных данных о пассажирах и персонале (экипаже) ТС незамедлительно, но не позднее момента отправления ТС.

6. Порядок формирования и ведения автоматизированных централизованных баз персональных данных о пассажирах и персонале (экипаже) ТС, а также предоставления содержащихся в них данных устанавливается уполномоченным Правительством РФ ФОИВ.

6.1. Передача сведений в автоматизированные централизованные базы персональных данных о пассажирах и персонале (экипаже) ТС осуществляется на русском языке и (или) языке, на котором составлен документ, удостоверяющий личность и предъявляемый при оформлении, бронировании проездного документа (билета), формировании списка пассажиров, формировании персонала (экипажа) ТС. Особенности передачи сведений в автоматизированные централизованные базы персональных данных о пассажирах и персонале (экипаже) ТС с использованием русского языка и (или) языка, на котором составлен такой документ, устанавливаются порядком формирования и ведения автоматизированных централизованных баз персональных данных о пассажирах и персонале (экипаже) ТС, а также предоставления содержащихся в них данных.

6.2. Уполномоченным ФОИВ, осуществляющим функции по выработке госполитики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с ФОИВ в области обеспечения безопасности РФ и ФОИВ, осуществляющим функции по выработке госполитики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, могут быть установлены дополнительные сведения, передаваемые в автоматизированные централизованные базы персональных данных о пассажирах и персонале (экипаже) ТС, применительно к отдельным видам транспорта.

Федеральный государственный контроль (надзор) в области транспортной безопасности

Статья 11.1

1. Федеральный госконтроль (надзор) в области транспортной безопасности осуществляется уполномоченными ФОИВ (органы госконтроля (надзора) ) согласно их компетенции в соответствии с законодательством в порядке, установленном Правительством.

2. К отношениям, связанным с осуществлением федерального госконтроля (надзора) в области транспортной безопасности, организацией и проведением проверок ЮЛ, ИП, применяются положения ФЗ от 26 декабря 2008 года №294-ФЗ «О защите прав ЮЛ и ИП при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных частями 3-6 статьи.

3. Основанием для проведения плановой проверки является истечение одного года со дня:

1) госрегистрации СТИ, перевозчика, застройщика ОТИ;

2) окончания проведения последней плановой проверки.

4. Основанием для проведения внеплановой проверки является:

1) истечение срока исполнения СТИ, перевозчиком, застройщиком ОТИ выданного органом госконтроля (надзора) предписания об устранении выявленного нарушения требований по ОТБ;

2) поступление в органы госконтроля (надзора) обращений и заявлений граждан, в том числе ИП, ЮЛ, информации от органов госвласти (должностных лиц органов госконтроля (надзора), органов местного самоуправления, из СМИ о фактах возникновения угрозы совершения АНВ в деятельность ТК или нарушений СТИ, перевозчиками, застройщиками ОТИ требований по ОТБ;

3) совершение АНВ в деятельность ТК, повлекшего за собой причинение вреда жизни, здоровью людей, вреда безопасности государства, государственному или муниципальному имуществу, имуществу ФЛ и ЮЛ;

4) наличие приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) органа госконтроля (надзора) о проведении внеплановой проверки, изданного в соответствии с поручением Президента или Правительства либо на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

5. Внеплановая выездная проверка деятельности СТИ, перевозчика, застройщика ОТИ может быть проведена органом госконтроля (надзора) по основанию, указанному в пункте 2 части 4 статьи, после согласования с органом прокуратуры, а по основанию, указанному в пункте 3 части 4 статьи, незамедлительно с извещением органа прокуратуры в порядке, установленном частью 12 статьи 10 ФЗ от 26 декабря 2008 года №294-ФЗ «О защите прав ЮЛ и ИП при осуществлении госконтроля (надзора) и муниципального контроля», без согласования с органом прокуратуры.

6. Предварительное уведомление СТИ, перевозчика, застройщика ОТИ о проведении внеплановой выездной проверки по основанию, указанному в пункте 2 или 3 части 4 статьи, не допускается.

7. При проведении проверок СТИ, перевозчиков, застройщиков ОТИ, в том числе плановых и внеплановых выездных проверок, допускается использование тест-предметов (предметов, имитирующих оружие, взрывчатые вещества или другие устройства, предметы и вещества, в отношении которых установлены запрет или ограничение на перемещение в ЗТБ или ее часть) и тест-объектов (лиц, имитирующих нарушителей требований по ОТБ).

8. Проверки СТИ, перевозчиков, застройщиков ОТИ с использованием тест-предметов и тест-объектов проводятся органами госконтроля (надзора) во взаимодействии с уполномоченными представителями органов ФСБ и (или) органов внутренних дел РФ или уполномоченных подразделений указанных органов в порядке, установленном ФОИВ, осуществляющим функции по выработке госполитики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с ФОИВ в области обеспечения безопасности РФ и ФОИВ, осуществляющим функции по выработке госполитики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.

Права и обязанности субъекта транспортной инфраструктуры и перевозчиков в области обеспечения транспортной безопасности

Статья 12

1. СТИ и перевозчики имеют право :

1) в установленном порядке получать от уполномоченных ФОИВ информацию по вопросам ОТБ;

2) вносить в ФОИВ, осуществляющий функции по выработке госполитики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, ФОИВ в области обеспечения безопасности РФ и ФОИВ, осуществляющий функции по выработке госполитики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, предложения по ОТБ.

2. СТИ и перевозчики обязаны :

1) незамедлительно информировать в порядке, установленном ФОИВ, осуществляющим функции по выработке госполитики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, об угрозах совершения и о совершении АНВ на ОТИ и ТС;

2) выполнять предписания, постановления должностных лиц уполномоченных ФОИВ об устранении нарушений требований по ОТБ;

3) оказывать содействие в выявлении, предупреждении и пресечении АНВ, установлении причин и условий, способствующих их совершению.

4) предоставлять в компетентные органы в области ОТБ полную и достоверную информацию для проведения категорирования.

3. СТИ и перевозчики несут ответственность за неисполнение требований в области ОТБ в соответствии с законодательством.

Подготовка и аттестация сил обеспечения транспортной безопасности, аккредитация подразделений транспортной безопасности

Статья 12.1

1. Подготовка сил ОТБ осуществляется в порядке, устанавливаемом ФОИВ, осуществляющим функции по выработке госполитики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с ФОИВ в области обеспечения безопасности РФ, ФОИВ, осуществляющим функции по выработке и реализации госполитики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, и ФОИВ, осуществляющим функции по выработке госполитики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

2. Силы ОТБ подлежат обязательной аттестации , проводимой органами аттестации в порядке, установленном Правительством по представлению ФОИВ, осуществляющего функции по выработке госполитики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, согласованному с ФОИВ в области обеспечения безопасности РФ и ФОИВ, осуществляющим функции по выработке и реализации госполитики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. Для целей аттестации сил ОТБ компетентные органы в области ОТБ имеют право привлекать аттестующие организации в порядке, установленном Правительством.

3. В целях принятия решения об аттестации сил ОТБ органы аттестации, аттестующие организации осуществляют проверку соответствия знаний, умений, навыков сил ОТБ, личностных (психофизиологических) качеств, уровня физподготовки отдельных категорий сил ОТБ требованиям законодательства о транспортной безопасности.

Порядок аттестации приведен на Рис. 8.

Рисунок 8. Порядок аттестации


4. Перечень отдельных категорий сил ОТБ устанавливается порядком аттестации сил ОТБ.

5. Требования к знаниям, умениям, навыкам сил ОТБ, личностным (психофизиологическим) качествам, уровню физподготовки отдельных категорий сил ОТБ устанавливаются ФОИВ, осуществляющим функции по выработке госполитики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта.

6. ФОИВ, осуществляющим функции по выработке госполитики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по представлению компетентных органов в области ОТБ могут устанавливаться в части, не противоречащей 16-ФЗ, особенности проверки соответствия знаний, умений, навыков сил ОТБ, личностных (психофизиологических) качеств, уровня физподготовки отдельных категорий сил ОТБ применительно к отдельным видам транспорта.

7. К аттестации сил ОТБ не допускаются лица, имеющие ограничения на выполнение работ, непосредственно связанных с ОТБ, установленные пунктами 1-7 части 1 статьи 10 16-ФЗ.

8. Функции, предусмотренные частью 3 статьи, осуществляются органами аттестации, аттестующими организациями на основании публичного договора, заключенного с СТИ, ПТБ, иной организацией, ИП, выполняющими работы (оказывающими услуги) в целях исполнения СТИ требований по ОТБ, или с аттестуемым лицом.

9. Аккредитация ЮЛ в качестве ПТБ осуществляется ФОИВ, осуществляющими функции по оказанию государственных услуг в области ОТБ, в установленной сфере деятельности. Порядок аккредитации ЮЛ в качестве ПТБ и требования к ним устанавливаются ФОИВ, осуществляющим функции по выработке госполитики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с ФОИВ в области обеспечения безопасности РФ и ФОИВ, осуществляющим функции по выработке и реализации госполитики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.

10. Порядок формирования и ведения реестра органов аттестации, порядок формирования и ведения реестра аттестующих организаций, порядок формирования и ведения реестра аккредитованных ПТБ, порядок формирования и ведения реестра выданных свидетельств об аттестации сил ОТБ, а также предоставления содержащихся в нем данных устанавливаются Правительством по представлению ФОИВ, осуществляющего функции по выработке госполитики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, согласованному с ФОИВ в области обеспечения безопасности РФ и ФОИВ, осуществляющим функции по выработке и реализации госполитики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.

Досмотр, дополнительный досмотр и повторный досмотр в целях обеспечения транспортной безопасности

Статья 12.2

1. В случаях, предусмотренных требованиями по ОТБ, установленными в соответствии со статьей 8 16-ФЗ, проводятся досмотр, дополнительный досмотр, повторный досмотр, наблюдение и (или) собеседование в целях ОТБ.

2. Организация досмотра, дополнительного досмотра, повторного досмотра, наблюдения и (или) собеседования в целях ОТБ возлагается на СТИ и (или) перевозчиков .

3. В ходе досмотра, дополнительного досмотра и повторного досмотра в целях ОТБ осуществляются мероприятия по обследованию ФЛ, ТС, грузов, багажа, ручной клади и личных вещей, находящихся у ФЛ, направленные на обнаружение оружия, взрывчатых веществ или других устройств, предметов и веществ, в отношении которых в соответствии с правилами проведения досмотра, дополнительного досмотра и повторного досмотра установлены запрет или ограничение на перемещение в ЗТБ или ее часть, а также на выявление лиц, не имеющих правовых оснований для прохода (проезда) в ЗТБ или ее часть.

4. В ходе досмотра в случаях, предусмотренных требованиями по ОТБ, проводятся наблюдение и (или) собеседование в целях ОТБ, направленные на выявление ФЛ, в действиях которых усматриваются признаки подготовки к совершению АНВ. По результатам наблюдения и (или) собеседования в целях ОТБ принимается решение о проведении дополнительного досмотра .

5. В ходе дополнительного досмотра в целях ОТБ осуществляются мероприятия по обследованию ФЛ, ТС, грузов, багажа, ручной клади и личных вещей, находящихся у ФЛ, в целях распознавания и идентификации предметов и веществ, выявленных в ходе досмотра, а также по обследованию материально-технических объектов, которые могут быть использованы для совершения АНВ.

6. При получении СТИ или перевозчиком информации об угрозе совершения АНВ в целях выявления ФЛ, в действиях которых усматриваются признаки подготовки к совершению АНВ, либо материально-технических объектов, которые могут быть использованы для совершения АНВ, проводится повторный досмотр в целях ОТБ.

7. При проведении досмотра, дополнительного досмотра и повторного досмотра в целях ОТБ используются рентгенотелевизионные, радиоскопические установки, стационарные, переносные и ручные металлодетекторы, газоаналитическая и химическая аппаратура, а также другие устройства, обеспечивающие обнаружение оружия, взрывчатых веществ или других устройств , предметов и веществ, в отношении которых установлены запрет или ограничение на перемещение в ЗТБ или ее часть.

8. Технические средства ОТБ (системы и средства сигнализации, контроля доступа, досмотра, видеонаблюдения, аудио- и видеозаписи, связи, оповещения, сбора, обработки, приема и передачи информации, предназначенные для использования на ОТИ и ТС в целях ОТБ ) подлежат обязательной сертификации. Требования к функциональным свойствам технических средств ОТБ и порядок их сертификации определяются Правительством.

9. Досмотр, дополнительный досмотр, повторный досмотр, наблюдение и (или) собеседование в целях ОТБ проводятся уполномоченными лицами из числа работников ПТБ .

10. В случае идентификации в ходе досмотра в целях ОТБ оружия, боеприпасов, патронов к оружию, взрывчатых веществ или взрывных устройств, ядовитых или радиоактивных веществ при условии отсутствия законных оснований для их ношения или хранения либо в случае выявления лиц, не имеющих правовых оснований для прохода (проезда) в ЗТБ или ее часть, силы транспортной безопасности в соответствии с планом ОТБ ОТИ или ТС незамедлительно информируют об этом уполномоченные подразделения ФОИВ, осуществляющего функции по выработке и реализации госполитики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, и ФОИВ в области обеспечения безопасности РФ для принятия мер реагирования в соответствии с их компетенцией. Полиция на ОТИ и ТС, в том числе в ЗТБ, осуществляет свою деятельность в соответствии с ФЗ от 7 февраля 2011 года №3-ФЗ «О полиции».

11. Лица, отказавшиеся от досмотра, в ЗТБ не допускаются .

12. Отказ пассажира от досмотра, дополнительного досмотра и повторного досмотра в целях ОТБ является основанием для расторжения договора перевозки в одностороннем порядке.

13. Правила проведения досмотра, дополнительного досмотра и повторного досмотра в целях ОТБ устанавливаются ФОИВ, осуществляющим функции по выработке госполитики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с ФОИВ в области обеспечения безопасности РФ и ФОИВ, осуществляющим функции по выработке и реализации госполитики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.

14. Правила проведения досмотра, дополнительного досмотра и повторного досмотра в целях ОТБ включают в себя в том числе перечни оружия, взрывчатых веществ или других устройств, предметов и веществ, в отношении которых установлены запрет или ограничение на перемещение в ЗТБ или ее часть, а также порядок проведения наблюдения и (или) собеседования в целях ОТБ.

Особенности защиты объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства

Статья 12.3

1. ПТБ для защиты ОТИ и ТС первой и второй категорий от АНВ, а также в случаях, установленных законодательством РФ, имеют право на приобретение, хранение и ношение спецсредств и служебного огнестрельного оружия.

2. Работники ПТБ обязаны ежегодно проходить профилактические медосмотры, включающие в себя химико-токсикологические исследования наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов, а также периодические проверки на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия и специальных средств. Порядок прохождения указанного профилактического медосмотра и форма заключения, выдаваемого по его результатам, устанавливаются ФОИВ, осуществляющим функции по выработке и реализации госполитики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения. Порядок прохождения периодических проверок на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия и спецсредств, устанавливается ФОИВ, осуществляющим функции по выработке и реализации госполитики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.

3. Работники ПТБ после прохождения профподготовки и медосмотра при исполнении должностных обязанностей имеют право на применение физической силы, спецсредств и служебного огнестрельного оружия в порядке, предусмотренном ФЗ от 14 апреля 1999 года №77-ФЗ «О ведомственной охране».

4. Работники ПТБ при исполнении должностных обязанностей имеют право на использование спецсредств и служебного огнестрельного оружия.

5. Спецсредства, виды, типы и модели служебного огнестрельного оружия, патроны к нему, а также нормы обеспечения ими работников ПТБ определяются Правительством по представлению ФОИВ, осуществляющего функции по выработке госполитики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, согласованному с ФОИВ в области обеспечения безопасности РФ и ФОИВ, осуществляющим функции по выработке и реализации госполитики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.

6. Правила приобретения, хранения, учета, ремонта и уничтожения специальных средств определяются Правительством по представлению ФОИВ, осуществляющего функции по выработке госполитики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, согласованному с ФОИВ в области обеспечения безопасности РФ и ФОИВ, осуществляющим функции по выработке и реализации госполитики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.

7. Работники ПТБ, исполняющие обязанности, связанные с учетом, хранением, ношением и использованием служебного огнестрельного оружия, подлежат обязательной государственной дактилоскопической регистрации.

8. Превышение полномочий при применении физической силы, спецсредств или служебного огнестрельного оружия влечет ответственность в соответствии с законодательством.

9. Категории работников ПТБ, которые выполняют возложенные на них обязанности по защите ОТИ и ТС от АНВ и имеют право на приобретение, хранение и ношение спецсредств и служебного огнестрельного оружия, определяются планами ОТБ по согласованию с уполномоченными территориальными подразделениями ФОИВ, осуществляющего функции по выработке и реализации госполитики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.

  • Порядок получения субъектами транспортной инфраструктуры и перевозчиками информации по вопросам обеспечения транспортной безопасности (Приказ Минтранса РФ от 6 сентября 2010 г. №194)
  • Порядок информирования субъектами транспортной инфраструктуры и перевозчиками об угрозах совершения и о совершении актов незаконного вмешательства на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах (Приказ Минтранса России от 16 февраля 2011 г. №56 (в ред. Приказа Минтранса РФ от 20.02.2012 №43)
  • * * *

    Приведённый ознакомительный фрагмент книги Транспортная безопасность. Материалы для подготовки к аттестации (В. И. Ушаков) предоставлен нашим книжным партнёром -

    БИЛЕТ №1

    1.Раскройте понятие « акт незаконного вмешательства».
    - противоправное действие (бездействие), в том числе террористический акт, угрожающее безопасной деятельности транспортного комплекса, повлекшее за собой причинение вреда жизни и здоровью людей, материальный ущерб либо создавшее угрозу наступления таких последствий;

    2. Перечень ограничений при приеме на работу, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности.
    -Работы, непосредственно связанные с обеспечением транспортной безопасности, не вправе выполнять лица:
    1) имеющие непогашенную или неснятую судимость за совершение умышленного преступления;

    2) страдающие психическими заболеваниями, алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией, до прекращения в отношении этих лиц диспансерного наблюдения в связи с выздоровлением или стойкой ремиссией;
    3) досрочно прекратившие полномочия по государственной должности или уволенные с государственной службы, в том числе из правоохранительных органов, органов прокуратуры или судебных органов, по основаниям, которые в соответствии с законодательством РФ связаны с совершением дисциплинарного проступка, грубым или систематическим нарушением дисциплины, совершением проступка, порочащего честь государственного служащего, утратой доверия к нему, если после такого досрочного прекращения полномочий или такого увольнения прошло менее чем три года;

    4) в отношении которых по результатам проверки, проведенной в соответствии с ФЗ от 7 февраля 2011 года N 3-ФЗ "О полиции", имеется заключение органов внутренних дел о невозможности допуска к выполнению работ, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности;

    5) внесенные в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, в соответствии с ФЗ от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма";

    6) сообщившие заведомо ложные сведения о себе при приеме на работу, непосредственно связанную с обеспечением транспортной безопасности;

    7) имеющие медицинские противопоказания к выполнению работ, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности, в соответствии с медицинским заключением, выданным в установленном порядке;

    8) не прошедшие в порядке, установленном настоящим ФЗ, подготовку и аттестацию сил обеспечения транспортной безопасности;

    9) подвергнутые административному наказанию за потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ, до окончания срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию.


    3. Основные средства личной безопасности на водном транспорте и правила их применения.

    Индивидуальные средства спасения предназначены для создания дополнительной плавучести человеку, находящемуся в воде. (спасательные нагрудники; спасательные жилеты; спасательные бушлаты.)

    Спасательные бушлаты и жилеты является индивидуальным средством спасения на воде; предназначен для обязательного снабжения судов всех назначений и морских сооружений; обладает достаточной плавучестью и остойчивостью.
    изготовляются из плотной хлопчатобумажной ткани. Вес спасательных бушлата и жилета 2-3,5 кг, сила поддержания 15-30 кг.
    У спасательных бушлата и жилета пять потайных пуговиц на груди и поясной ремень; на рукавах бушлата имеются стяжные ремешки. В бушлате или жилете можно прыгать в воду со значительной высоты.

    Круги спасательные являются индивидуальным средством спасения на воде с целью поддержания человека на плаву до оказания помощи. Круги спасательные, как и спасательные жилеты, применяются для снабжения судов, плавучих средств и береговых постов всех типов и назначений. С наполнителем из пластинчатой пробки сшиваются из восьми кусков льняной ткани. Круг окрашивается в красный и белый цвета. На белой половине круга красной краской делается надпись (бортовой номер корабля).
    Периодически круги проверяют на прочность, плавучесть и качество пробки. Спасательные круги на корабле крепятся с помощью обойм, обеспечивающих их быструю отдачу. Для лучшего обнаружения спасательных кругов в ночное время на воде не менее 30% их общего количества снабжается светящимися буйками, которые загораются, попав в воду (время свечения буйка 8 ч).
    В связи с тем, что пробковым спасательным кругам присущ ряд недостатков (значительный вес, подвержены плесневению и повреждению грызунами), а сама пробка является дефицитным материалом, в последние годы ведутся работы по созданию спасательных кругов из синтетических материалов.

    Спасательный нагрудник является современным индивидуальным спасательным средством надувного типа. изготовляются из пластинчатой или измельченной пробки (ГОСТ 2147-54) и обшиваются льняной тканью. Создаваемая им сила поддержания около 7 кг. Надевается нагрудник через шейную лямку на грудь. Поясные лямки, перекрещиваясь на спине, завязываются на груди рифовым узлом. Со значительной высоты прыгать в воду с надетым нагрудником опасно, так как можно получить травму головы. Спасательные нагрудники размещаются во внутренних помещениях корабля и корабельных плав средствах.

    БИЛЕТ №2

    1. Раскройте понятие «категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств».
    1. Категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств – это отнесение их к определенным категориям с учетом степени угрозы совершения акта незаконного вмешательства и его возможных последствий.

    2. Количество категорий и критерии категорирования объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств устанавливаются в порядке, определяемом федеральными органами исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации.

    3. Объекты транспортной инфраструктуры и транспортные средства, не подлежащие категорированию по видам транспорта, определяет федеральный орган исполнительной власти.

    2. Единая государственная информационная система обеспечения транспортной безопасности.

    Единая государственная информационная система обеспечения транспортной безопасности (ЕГИС ОТБ) предназначена для информационного обеспечения деятельности федеральных органов исполнительной власти по реализации установленных государством правовых, экономических, организационных и иных мер в сфере транспортного комплекса, соответствующих угрозам совершения актов незаконного вмешательства.
    Единая государственная информационная система обеспечения транспортной безопасности разработана Министерством транспорта Российской Федерации.
    Основными задачами ЕГИС ОТБ являются информационное обеспечение деятельности уполномоченных федеральных органов в сфере транспортной безопасности.

    Условия и порядок доступа к ЕГИС ОТБ определяется статьей 11 Федерального закона от 9 февраля 2007 г. № 16-ФЗ «О транспортной безопасности».

    Основные требования на железнодорожном транспорте по обеспечению транспортной безопасности

    Правительство России устанавливает требования по обеспечению транспортной безопасности по видам транспорта, в том числе требования к антитеррористической защищённости объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.

    Требования:

    · назначить лицо (лиц), ответственное за обеспечение транспортной безопасности в отношении субъекта транспортной инфраструктуры;

    · реализовать план обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства) поэтапно в предусмотренные этим планом сроки для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств;

    · незамедлительно объявить (установить) или отменить уровень безопасности объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства) на основании решения об изменении степени угрозы совершения акта незаконного вмешательства;

    · обеспечить в соответствии с утвержденными планами обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры предоставление отдельных помещений и (или) участков помещений на объектах транспортной инфраструктуры для проведения досмотра физических лиц;

    · обеспечить видеонаблюдение, аудио- и видеозапись с целью документирования действий сил обеспечения транспортной безопасности на контрольно-пропускных пунктах и постах, а также пунктах управления обеспечением транспортной безопасности.

    Требованиями определяется система реализуемых субъектами транспортной инфраструктуры и перевозчиками мер, которые направлены на защиту объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта от потенциальных, непосредственных и прямых угроз совершения актов незаконного вмешательства.

    Эти требования являются обязательными для исполнения всеми субъектами транспортной инфраструктуры (перевозчиками) и распространяются на всех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность на объектах транспортной инфраструктуры и/или транспортных средствах железнодорожного транспорта.

    БИЛЕТ №3

    1. Раскройте понятие «компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности».
    обеспечение транспортной безопасности - реализация определяемой государством системы правовых, экономических, организационных и иных мер в сфере транспортного комплекса, соответствующих угрозам совершения актов незаконного вмешательства;
    компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности - федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные Правительством Российской Федерации осуществлять функции по оказанию государственных услуг в области обеспечения транспортной безопасности;
    Организации:
    аттестующие организации- компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности, их территориальные подразделения, а также организации, находящиеся в ведении компетентных органов в области обеспечения транспортной безопасности и уполномоченные ими на аттестацию сил обеспечения транспортной безопасности;

    Росавтодор - Федеральное дорожное агентство.,
    Росжелдор - Федеральное агентство железнодорожного транспорта.

    Росавиация - Федеральное агентство воздушного транспорта.

    Росморречфлот - Федеральное агентство морского и речного транспорта.

    Порядок информирования субъектами транспортной инфраструктуры и перевозчиками об угрозах совершения и о совершении актов незаконного вмешательства на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах.

    Разработан в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 12 Федерального закона от 9 февраля 2007 г. N 16-ФЗ "О транспортной безопасности"

    · Субъекты транспортной инфраструктуры и перевозчики обязаны незамедлительно предоставлять информацию об угрозах совершения и о совершении актов незаконного вмешательства на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах в компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности

    · Информирование об угрозах совершения и о совершении актов незаконного вмешательства на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах субъектами транспортной инфраструктуры и перевозчиками осуществляется по месту фактического нахождения объектов транспортной инфраструктуры, месту регистрации и фактического нахождения транспортных средств.

    · Объекты транспортной инфраструктуры и перевозчики при информировании об угрозах совершения и о совершении актов незаконного вмешательства на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах государственных органов, используют телефонные и радиосредства связи, в случае их отсутствия используют электронные и/или факсимильные средства связи.

    · При получении анонимной информации об угрозах совершения и о совершении актов незаконного вмешательства на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах субъекты транспортной инфраструктуры и перевозчики представляют информацию в государственные органы

    · При представлении информации об угрозах совершения, по средствам телефонной или радиосвязи, в первую очередь называется фамилия, имя и отчество лица, передающего сообщение об угрозах совершения и о

    совершении актов незаконного вмешательства, занимаемая им должность, их наименование. Далее сообщается информация согласно соответствующему приложению к настоящему Порядку.

    · Субъекты транспортной инфраструктуры и перевозчики фиксируют факт передачи, дату и время передачи информации об угрозах совершения и о совершении актов незаконного вмешательства

    · Срок хранения носителей информации об угрозах совершения и о совершении актов незаконного вмешательства, подтверждающих факт передачи информации, дату и время, а также заполненное соответствующее приложение составляет не менее одного месяца.

    (см. текст в предыдущей редакции)

    1. Обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, перевозчиков, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

    2. Федеральные органы исполнительной власти обеспечивают транспортную безопасность в соответствии с компетенцией, установленной настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления участвуют в обеспечении транспортной безопасности в соответствии с компетенцией, установленной настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

    3. Обеспечение транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры или транспортных средствах воздушного транспорта включает в себя обеспечение авиационной безопасности.

    4. Субъект транспортной инфраструктуры, перевозчик вправе возлагать на персонал (экипаж) транспортных средств обязанности по обеспечению транспортной безопасности транспортного средства в объеме, не препятствующем исполнению служебных обязанностей персонала, связанных с обеспечением безопасности перевозки.

    5. Объекты транспортной инфраструктуры и транспортные средства, обеспечение транспортной безопасности которых осуществляется исключительно федеральными органами исполнительной власти, определяются федеральными законами, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.

    6. Обеспечение защиты от актов незаконного вмешательства, в том числе террористических актов, зданий, строений, сооружений, не отнесенных в соответствии с настоящим Федеральным законом к объектам транспортной инфраструктуры, и объектов, строительство которых не завершено и которые расположены в границах (на территории) объектов транспортной инфраструктуры, осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом с учетом категории соответствующего объекта транспортной инфраструктуры. Порядок обеспечения защиты таких объектов от актов незаконного вмешательства, в том числе террористических актов, определяется планом обеспечения транспортной безопасности соответствующего объекта транспортной инфраструктуры.

    7. Порядок взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, субъектов транспортной инфраструктуры и перевозчиков при проверке информации об угрозе совершения акта незаконного вмешательства на объекте транспортной инфраструктуры и (или) транспортном средстве устанавливается Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, согласованному с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.

    Политика обеспечения транспортной безопасности Российской Федерации основывается на соблюдении Конституции и законодательства Российской Федерации, общепризнанных принципов и норм международного права. Решение и меры, принимаемые органами государственной власти в области укрепления транспортной безопасности должны быть понятны каждому гражданину, носить упреждающий характер, обеспечивать равенство всех перед законом и неотвратимость ответственности, должны опираться на широкую поддержку общества.

    Обеспечение транспортной безопасности России включает:

    Своевременное прогнозирование и выявление внешних и внутренних угроз транспортной безопасности Российской Федерации;

    Реализацию оперативных и долгосрочных мер по предупреждению и нейтрализации внутренних и внешних угроз транспортной безопасности;

    Осуществление мер направленных на недопущение либо минимизацию материального и морального ущерба от преступлений и чрезвычайных происшествий на транспорте;

    Инвентаризацию международных требований к обеспечению транспортной безопасности, разработку и реализацию, с учетом этих требований, комплекса мер направленных на качественное повышение уровня транспортной безопасности Российской Федерации, приведение его в соответствие с международными стандартами безопасности на транспорте. Очень важной составной частью этого комплекса мер является развитие возможностей разведки и контрразведки в целях своевременного обнаружения и нейтрализации угроз, и определения их источников.

    Основные пути кардинального повышения состояния транспортной безопасности Российской Федерации с учетом современных требований и стандартов.

    Первоочередной, неотложной задачей является достижение адекватного понимания институтами государственной власти и общественностью роли и места транспортной безопасности в обеспечении национальных интересов России О недопонимании в настоящее время этой проблемы и со стороны государственных органов и со стороны общественности говорят следующие факты:

    В утвержденной Правительством РФ Федеральной целевой Программе модернизации транспортной системы страны, реализация которой рассчитана на 10 лет и предполагает вложения около 150 млрд. долларов, отсутствует специальный раздел, касающийся транспортной безопасности;

    В Реестр опасных производственных объектов, который приводится в Федеральном Законе "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (1997 г.), не включены соответствующие объекты транспортного комплекса (подземные сооружения, гидротехнические системы, мосты и д.р.);

    Ограничены полномочия специального подразделения (Департамента) по транспортной безопасности, недавно созданного в структуре Минтранса России. Вряд ли в таком формате Департамент сможет обеспечить решение тех масштабных задач, которые по обеспечению безопасности на транспорте выдвинуты сегодня самой жизнью;

    Удручает состояние нормативной правовой базы, призванной в системном и непротиворечивом виде регламентировать все стороны и аспекты процесса обеспечения транспортной безопасности. Отсутствует базовый Федеральный Закон "О транспортной безопасности", не выработана Концепция транспортной безопасности, существующие же по данной проблематике законодательные и иные нормативно-правовые документы изобилуют противоречиями, нестыковками, зияющими пробелами;

    Неудовлетворительно финансовое покрытие расходов, связанных с транспортной безопасностью. В условиях, когда теракты и диверсии на транспорте и с помощью транспортных средств приняли угрожающий для общества характер, а аварии в транспортном комплексе из-за износа основных фондов, стали по сути обычным явлением, на потребности и нужды обеспечения транспортной безопасности из госбюджета выделяются явно недостаточные суммы, которые в десятки, а порой и в сотни раз меньше средств, выделяемых на эти цели развитыми государствами, например, США, Канадой, рядом европейских стран.

    Практически не привлечены к укреплению транспортной безопасности активные участники рынка коммерческих перевозок, лицензируемые субъекты транспортной деятельности в стране;

    Не проявляют серьезной озабоченности по поводу состояния транспортной безопасности и общественные институты. Интерес к этой проблеме спорадически актуализируется преимущественно в связи с очередным террористическим актом или иным чрезвычайным происшествием на транспорте. При этом, как правило, активность проявляется все чаще в форме попыток лиц, непосредственно пострадавших в результате диверсии, предъявить государству иск на предмет возмещения понесенного ими материального и морального ущерба. Между тем, опыт США, Канады и ряда европейских стран говорит о том, что забота об укреплении транспортной безопасности находится в центре внимания не только государства. Этой проблемой крайне озабочены и активно участвуют в ее разрешении общественные организации. Так, например, в США сотни частных компаний и фирм, под эгидой соответствующих общественных фондов, систематически выделяют в рамках своих годовых бюджетов огромные средства на исследования и разработки проблем транспортной безопасности. Отмеченное выше свидетельствует в пользу того, что забота о кардинальном и неотложном повышении уровня безопасности на транспорте не может быть лишь уделом государства, равно как и не должны только государством изыскиваться необходимые для решения этой задачи финансовые, организационные и кадровые ресурсы. Кроме того, даже самая хорошо отлаженная система транспортной безопасности не может эффективно функционировать без широкой опоры на понимание и поддержку всех структур гражданского общества. Насущная необходимость широкого позиционирования проблемы транспортной безопасности в государстве и обществе очевидна. Без достижения адекватного представления органами государственной власти и общественностью изменившихся роли и места транспортной безопасности в обеспечении национальных интересов России невозможно достичь и ее качественно нового состояния! Решение этой задачи требует, в том числе, широкой разъяснительной работы в отечественных и зарубежных средствах массовой информации (включая Интернет). К этой работе, должны быть привлечены и научная общественность, и представители всех ветвей государственной власти, и руководители транспортных компаний, все активные участники рынка коммерческих перевозок. Решение этой проблемы должно быть, встроено в более широкий контекст задач формирования внешнеполитического имиджа России, активно участвующей в борьбе мирового сообщества против международного терроризма. Решение обозначенной выше задачи и есть то звено в общей цепи укрепления транспортной безопасности, ухватившись за которую, возможно вытащить всю цепь на должный уровень. Существенное увеличение целевого финансирования решения проблем транспортной безопасности - необходимое условие качественного повышения уровня транспортной безопасности РФ и приведение его в соответствие с международными стандартами. Особую роль в решении этой задачи, ее финансовом обеспечении должны сыграть общественные организации, коммерческие структуры из числа заметных участников рынка транспортных услуг, страховые компании и другие коммерческие предприятия - потребители транспортных услуг, в том числе, зарубежные, имеющие тесные экспортно-импортные отношения с Россией. Поиск и аккумулирование внебюджетных средств на нужды транспортной безопасности - одно из необходимых условий решения искомой проблемы. Незамедлительная разработка и совершенствование нормативно-равовых основ транспортной безопасности, приведение ее в соответствие с международными требованиями обусловлено тем обстоятельством, что существующий разрыв между ними может стать серьезным сдерживающим фактором для развития России как участника международных транспортных перевозок.

    Помимо уже отмеченных проблем (разработка и принятие концепции и закона о транспортной безопасности, устранение существующих пробелов в нормативно-правовой базе транспортной безопасности), достаточно остро стоит вопрос о национальной Программе обеспечения авиационной безопасности, которую необходимо разработать и ввести в действие в соответствии с международными требованиями.

    В сфере морского транспорта ждут принятия разработанные проекты Положения о координационном Совете по морской безопасности и Требований по защите морского судоходства от актов незаконного вмешательства.

    Необходимо на законодательном уровне определить место транспорта в совокупности объектов, представляющих повышенную опасность и нуждающихся в особой системе антитеррористической защиты, а также решить вопрос о правовой и нормативной регламентации обеспечения безопасности подземных сооружений.

    Статус России как активного участника международного сотрудничества в сфере обеспечения безопасности на транспорте требует от нее наращивания усилий не только в реализации одобренных международным сообществом мер по противодействию терроризму и повышению безопасности на транспорте, но и более четкому позиционированию своих интересов и инициатив в международных организациях - по авиационной безопасности (ИКАО), морской безопасности (Конвенция СОЛАС-74) и др.

    Нуждается в совершенствовании взаимодействие всех органов исполнительной власти отвечающих за транспортную безопасность. В соответствии с задачами и функциональными обязанностями правоохранительных органов, спецслужб и контролирующих служб должны быть более четко определены на законодательном уровне их роль, место и ответственность как участников процесса обеспечения транспортной безопасности.

    В конечном итоге требуется создать новую единую нормативно-правовую базу эффективного обеспечения безопасности на объектах транспортного комплекса с учетом происшедших изменений в форме собственности, а также подходов в области управления. Принципиально важно, чтобы к участию в этой работе привлекались не только ученые и эксперты, но и представители общественности. Важным направлением повышения уровня безопасности на транспорте является обустройство автомобильных, железнодорожных, воздушных, морских, речных и смешанных автомобильно-речных пунктов пропуска на государственной границе Российской Федерации и на внешних границах государств-участников Таможенного союза. Эта работа должна выполняться совместными усилиями государств - участников этого союза. Речь идет о необходимости оснастить эти пункты пропусков новейшими техническими средствами системы безопасности. Необходима разработка общенациональной программы повышения экологической устойчивости транспортной системы страны. Требуется ужесточить контроль за исполнением нормативных требований по технической и экологической безопасности при перевозках. Следует разработать и внедрить экологические механизмы, стимулирующие приобретение транспортной техники, которая обеспечивает необходимый уровень безопасности перевозок и охрану окружающей среды. Требуется создать (в том числе с участием заинтересованных иностранных организаций и представителей) систему подготовки и повышения квалификации специалистов в области транспортной безопасности. Ее составной частью могут стать негосударственные специализированные учебные заведения (курсы), получившие соответствующие лицензии и сертификаты.



     

    Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!