Регистрация организаций с иностранными инвестициями. Регистрация компании с иностранным капиталом. Цели создания СП

(далее СП) – это регистрация юридического лица с иностранными инвестициями (ООО, ЗАО, ОАО), где доля иностранного участника (акционера) составляет не менее 10 % уставного капитала. Учредителями при осуществлении такого мероприятия как регистрация совместного предприятия, могут выступать иностранные физические или юридические лица.

Регистрация совместного предприятия регламентируется законом «О государственной регистрации юридических лиц» и законом «Об иностранных инвестициях». В законодательстве четко определены формы для вложения иностранных инвестиций.
Для стран, подписавших с Россией договор о правовой взаимопомощи (Белоруссия, Украина, Литва, Латвия, Чехия, Югославия, Болгария и др.), достаточно как нотариально заверенных копий документов (перечисленных ниже) с переводом на русский язык, так и всех записей, выполненных нотариусами или уполномоченными лицами. Перевод документов должен быть также заверен нотариусом, о чем может свидетельствовать соответствующая запись на русском языке.

Для стран подписавших Гаагскую конвенцию 1961 г., документы для осуществления такого мероприятия, как регистрация совместного предприятия, легализуются путем апостилизации в порядке, предусмотренном нормативными актами данного иностранного государства. В российские организации могут быть предоставлены апостилизованные копии с нотариально заверенным переводом на русский язык (перевод заверяется с записями на русском языке).

Для стран, не подписавших Гаагскую конвенцию 1961 г., документы для прохождения такой процедуры как регистрация совместного предприятия, легализуются путем подтверждающих записей консульских служб РФ в этих государствах. Это консульское заверение осуществляется после отметки уполномоченных государственных структур (министерство иностранных дел, министерство Юстиции и т.п.) на основании нотариального заверения этих документов или их копий. Для российских государственных структур необходим перевод предоставляемых документов заверенных либо консульскими службами, либо российским нотариусом.

Апостиль – это штамп компетентных органов государства происхождения документов, удостоверяющий подлинность подписи, качества, в котором выступало лицо, подписавшее документ, и, в надлежащем случае, подлинности печати или штампа, которыми скреплен предоставляемый документ. Апостиль проставляется на оригиналах документов уполномоченными органами государства происхождения этих документов (Министерство Юстиции, налоговые органы, судебные органы и т.п.).

Порядок регистрации СП схож с регистрацией ООО или регистрацией АО с Российскими учредителями, но однако всегда имеет свои особенности.

Например, особые специфические требования предъявлены к документам, представляемым иностранным инвестором:
– для нерезидентов физических лиц необходим нотариальный перевод паспорта на русском языке и также нужно указать место жительства нерезидента, так как он не указан в паспорте (можно указать регистрацию в РФ)
– для нерезидентов юридический лиц необходима выписка из торгового реестра (сертификат или свидетельство) государства, в котором зарегистрирован иностранный инвестор, либо другой документ, который подтверждает юридический статус иностранца. Все эти документы предоставляются в апостилированном или легализованном виде с обязательным нотариальным переводом, соответственно на русский язык.

В настоящий момент, отдельного определенного законодательством термина «Совместного предприятие» не существует, однако исходя из смысла и целей создания подобного юридического лица, можно сформулировать термин «Совместное предприятие», как слияние иностранного и российского капиталов для совместной деятельности и получения прибыли. При регистрации такового юридического лица следует руководствоваться действующим законодательством в зависимости от вида хозяйственного общества, в рамках которого создается СП и иным действующим законодательством. При создании совместного предприятия создается общая собственность с иностранными инвесторами на финансовые и материальные ресурсы. Совместное предприятие является самостоятельной экономической единицей, которое несет определенную законом РФ ответственность, а также обладает всеми правами и обязанностями наряду с иными хозяйственными обществами.

Совместное предприятие – относительно новая организационно -социальная форма международного предпринимательства. В международном праве, совместным предприятием принято называть такую форму хозяйственного и правового сотрудничества с иностранным партнером, при которой создается общая собственность на материальные и финансовые ресурсы, используемые для выполнения производственных, научно-технических, внешнеторговых и других функций. Характерной особенностью СП является и то, что производимые товары и услуги находятся в общей собственности отечественного и иностранного партнеров. Реализация всех видов продукции производится как в стране базирования СП, так и за рубежом. Итак, Совместное предприятие (СП) – это форма участия страны в международном разделении труда путем создания предприятия (юридического лица) на основе совместно внесённой собственности участниками из разных стран, совместного управления, совместного распределения прибыли и рисков. Является формой совместного предпринимательства в сфере международных экономических отношений.

Цели создания СП.

1. Более полное насыщение рынка страны – места нахождения СП товарами, услугами, являющимися предметом деятельности совместного предприятия.
2. Привлечение в страну передовых технологий, управленческого опыта, дополнительных материальных и финансовых ресурсов.
3. Расширение экспортной базы.
4. Сокращение импорта за счёт выпуска импортозамещающей продукции.
5. Расширение рынков сбыта.
6. Оптимизация налогообложения.
7. Другие цели и задачи участников совместного предприятия и страны – места нахождения СП.

Последовательность этапов по созданию СП.

1. Определение целей создания совместного предприятия.
2. Анализ показателей потенциального совместного предприятия: затраты, прибыль, рентабельность, окупаемость вложений и др.
3. Поиск и выбор иностранного партнёра или партнёров.
4. Подготовка и подписание протокола о намерениях.
5. Разработка технико-экономического обоснования создания СП.
6. Подготовка проектов учредительных документов.
7. Согласование предложений о создании совместного предприятия в органах государственной власти, если это необходимо по законодательству страны -местонахождения будущего СП.
8. Подписание учредительных документов о создании совместного предприятия.
9. Регистрация совместного предприятия в соответствии с законодательством страны-места нахождения СП.

Иностранный инвестор может создать юридическое лицо, как путем учреждения новой фирмы в соответствии с российским законодательством (самостоятельно или с российским партнером), так и приобрести доли (акции) в уже действующей российской фирме.

Организационно-правовые формы компаний с иностранными инвестициями (как с долевым участием иностранного капитала, так и со 100 % иностранными инвестициями) могут быть различны. В России никаких ограничений для иностранных инвесторов с точки зрения организационно-правовых форм не существует, компании могут быть зарегистрированы в любых формах, предусмотренных законодательством. При этом следует отметить, что наиболее распространенными организационно-правовыми формами предприятий с иностранными инвестициями являются хозяйственные товарищества и общества. Выбор организационно-правовой формы осуществляется в зависимости от того, какие цели преследуются при создании компании, какой вид бизнеса интересен для инвестора, от числа учредителей, размера уставного капитала и так далее.

Регистрация совместного предприятия регламентирована ФЗ-129 «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Следует уточнить, что кроме этого закона, необходимо руководствоваться нормами международного права.
На территории города Москвы регистрирующие действия осуществляет МИФНС № 46.

Перечень документов необходимых для регистрации коммерческой организации с иностранными инвестициями:
– заявление с просьбой о регистрации организации;
– устав организации (два экземпляра);
– учредительный договор организации (два экземпляра);
– протокол собрания учредителей (подписывается всеми учредителями).
От российского учредителя:
– нотариально заверенные копии учредительных документов (Устав, Учредительный договор, Свидетельство о регистрации);
– нотариально заверенную копию решения собственника имущества о создании (участии в) коммерческой организации с иностранными инвестициями или копию решения уполномоченного им органа;
От иностранного учредителя:
– документ о платёжеспособности иностранного инвестора, выданный обслуживающим его банком или иным кредитно – финансовым учреждением; -выписка из торгового реестра страны происхождения или иного эквивалентного доказательства юридического статуса иностранного инвестора в соответствии с законодательством страны его местонахождения, гражданства или постоянного местожительства (подлинник на иностранном языке, легализованный в Российском консульстве на территории иностранного инвестора, с заверенным нотариально переводом на русский язык);
– эскиз печати (два экземпляра). Основные требования к эскизу:
– полное юридическое наименование организации с указанием организационно-правовой формы Российская Федерация;
– город нахождения организации;
– свидетельство об уплате государственной пошлины;
– документ, подтверждающий оплату 50 % уставного капитала;

Кроме того, в случае, если основным направлением деятельности коммерческой организации с иностранными инвестициями является производственная деятельность, необходимо представить заключение соответствующих экспертиз в предусмотренных Законом случаях.

Перечень документов необходимых для регистрации филиала иностранного юридического лица:
– заявление с просьбой о регистрации;
– положение о филиале (представительстве), нотариальные копии (два экземпляра);
– решение о создании филиала;
– выписка из торгового реестра страны происхождения (головного предприятия) или иного эквивалентного доказательства юридического статуса иностранного инвестора в соответствии с законодательством страны его местонахождения, гражданства или постоянного местожительства (подлинник на иностранном языке, легализованный в Российском консульстве на территории иностранного инвестора, с заверенным нотариально переводом на русский язык);
– документ о платёжеспособности иностранного инвестора, выданный обслуживающим его банком или иным кредитно – финансовым учреждением; – эскиз печати (два экземпляра).

При подготовке документов для регистрации необходимо обращать внимание на то что:
– заявление с просьбой о регистрации организации, должно быть подписано всеми учредителями или уполномоченными ими лицами (по доверенности, в которой это должно быть указано);
– устав организации или Положение о филиале (представительстве) должно быть надлежащим образом утверждено т.е., в правом верхнем углу титульного листа Устава или Положения должен быть штамп об утверждении этого документа. В штампе указывается номер и дата протокола, которым этот документ был принят и утверждён (соответственно сам протокол также прилагается и его номер, и дата составления должна соответствовать штампу на титульном листе);
– полное наименование организации указанное внутри Устава или Положения должно соответствовать, тому что написано на титульном листе этих документов, а также на других документах представленных для регистрации;
– протокол № 1 собрания учредителей должен соответствовать требованиям федерального законодательства, т.е. в нём указывается место проведения, дата проведения, кто присутствует, повестка дня, кто выступил и с какими предложениями, как проголосовали и какие решения приняли. Протокол № 1 подписывается всеми присутствующими;
– как легализация может быть принят штамп апостиль – это тоже форма легализации, но она касается только Государств подписавших Гаагскую Конвенцию от 05 октября 1961 года;
– справка об оплате 50 % уставного капитала, должна быть от банка, с печатями и подписями должностных лиц банка. Квитанции, платёжные поручение и т.п. документы приниматься не могут.

Информация необходимая для регистрации совместного предприятия.

Для регистрации СП клиенту необходимо предоставить следующую информацию:
– полное наименование Общества, которое обязательно должно быть на русском языке (дополнительно указать сокращенное наименование на русском языке и возможно указать на иностранном языке);
– размер уставного капитала, распределение долей между учредителями и порядок оплаты;
юридический адрес общества (если помещение находится на праве собственности, то необходимо представить копию свидетельства о праве собственности, если на праве аренды, то необходимо предоставить гарантийное письмо о предоставлении помещения + копия свидетельства на право собственности);
– система налогообложения (обычная или упрощенная);
– виды деятельности СП;
– состав учредителей и их данные:
а) если учредителями являются российские физические лица, то предоставляются – паспортные данные, Свидетельство ИНН;
б) если учредители российские юридические лица, то предоставляются реквизиты организации, свидетельство о государственной регистрации, свидетельство о постановке на учет, учредительные документы, решение (протокол) о назначении исполнительного органа, письмо Госкомстата о присвоении кодов статистики, выписка ЕГРЮЛ;
в) если учредителями являются иностранные физические лица, то предоставляются – копия паспорта, переведенная на русский язык и заверенная нотариально;
г) если учредителями являются иностранные юридические лица, то предоставляется следующий пакет документов:
а) выписка из торгового реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения (переведенная на русский язык и заверенная российским нотариусом) или равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного юридического лица – учредителя;
б) документ, подтверждающий факт регистрации иностранной организации (Свидетельство о регистрации, либо сертификат об инкорпорации);
в) устав (либо иной аналогичный документ, предусмотренной страной происхождения иностранной компании);
г) свидетельство либо справка о налоговой резиденции, подтверждающая налоговый номер иностранной организации;
д) документ, подтверждающий полномочия руководителя иностранной организации либо иного лица, имеющего право действовать от имени иностранной организации без доверенности и подписывать документы об учреждении совместного предприятия;
Иностранные документы для создания совместного предприятия должны быть представлены в виде копий, переведенных на русский язык и заверенные нотариально.
– сведения о единоличном исполнительном органе:
если российское физическое лицо, то предоставляются – паспортные данные лица, осуществляющего функции исполнительного органа и свидетельство ИНН (при наличии);
если иностранное физическое лицо, то предоставляются – копия паспорта переведенная на русский язык и заверенная нотариально.
Специалисты Юридического центра «Защита» готовы разработать проекты учредительных и иных необходимых документов, которые наилучшим образом учитывают Ваши права и интересы, в полном соответствии с требованиями действующего законодательства. Обратившись к нам, Вы сможете быть уверены, что регистрация Вашей компании будет проведена грамотно и в срок. Позвоните по указанным на сайте телефонам прямо сейчас. Предварительная консультация предоставляется совершенно бесплатно.

Правовое регулирование иностранных инвестиций на территории Российской Федерации осуществляется в соответствии с Федеральным законом "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации", другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также международными договорами Российской Федерации.

Создание коммерческой организации с иностранными инвестициями осуществляется на условиях и в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами (ст.20 Федерального закона "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации"). Вопросы создания коммерческих организаций с иностранными инвестициями в форме акционерных обществ регулируются Федеральным законом "Об акционерных обществах".

В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации юридическое лицо подлежит государственной регистрации в порядке, установленном законом, и считается созданным с момента государственной регистрации (ст.51). Юридическое лицо действует на основании устава, либо учредительного договора и устава, либо только учредительного договора. Изменения указанных учредительных документов приобретают силу для третьих лиц (в том числе таможенных органов) с момента их государственной регистрации (ст.52 ГК РФ).

Для учреждения акционерного общества требуется заключение договора между учредителями общества с указанием размера уставного капитала общества, категории выпускаемых акций и порядка их размещения (ст.98 ГК РФ). В соответствии с Федеральным законом "Об акционерных обществах" единственным учредительным документом акционерного общества является Устав общества (ст.11).

Согласно Федеральному закону "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации" юридические лица, являющиеся коммерческими организациями с иностранными инвестициями (в том числе созданные в форме акционерных обществ) подлежат государственной регистрации в органах юстиции. Процедура государственной регистрации коммерческих организаций с иностранными инвестициями считается завершенной с момента внесения в Государственный реестр коммерческих организаций с иностранными инвестициями, ведение которого возложено на Государственную регистрационную палату при Министерстве юстиции Российской Федерации.

До введения в действие федерального закона о государственной регистрации юридических лиц в соответствии с ГК РФ в настоящее время применяется Указ Президента Российской Федерации от 08.07.1994 N 1482 "Об упорядочении государственной регистрации предприятий и предпринимателей на территории Российской Федерации" с учетом особенностей, установленных для государственной регистрации коммерческих организаций с иностранными инвестициями (включая созданные в форме акционерных обществ) Федеральным законом "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации".

В соответствии с названным Федеральным законом и Положением о порядке государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности, утвержденным упомянутым Указом, для государственной регистрации коммерческой организации с иностранными инвестициями требуется представление устава (учредительного договора), документов, подтверждающих оплату не менее 50% уставного капитала (фонда) организации и др. документы.

В соответствии со ст.25 Федерального закона "Об акционерных обществах" уставный капитал акционерного общества (в том числе имеющего в числе учредителей иностранного участника) составляется из номинальной стоимости акций общества, приобретенных акционерами. Акции общества при его учреждении (создании) должны быть полностью оплачены в течение срока, определенного Уставом общества. При этом не менее 50 % уставного капитала общества должно быть оплачено к моменту регистрации общества в установленном порядке, а оставшаяся часть - в течение года с момента регистрации (ст.34 названного Федерального закона).

Оплата акций может осуществляться имуществом учредителя (в том числе ввозимыми товарами) или деньгами. Форма оплаты акций определяется в Уставе общества или в Договоре о создании общества.

Товары, ввозимые в качестве вклада иностранного учредителя в уставный капитал коммерческой организации с иностранными инвестициями (включая созданные в форме акционерных обществ), освобождаются от обложения таможенными пошлинами в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.1996 N 883 "О льготах по уплате ввозной таможенной пошлины и налога на добавленную стоимость в отношении товаров, ввозимых иностранными инвесторами в качестве вклада в уставный (складочный) капитал предприятий с иностранными инвестициями".

Такие товары освобождаются от обложения таможенными пошлинами при условии, что не являются подакцизными, относятся к основным производственным фондам и ввозятся в сроки, установленные учредительными документами для формирования уставного капитала.

С учетом изложенного, в случае если коммерческая организация с иностранными инвестициями, созданная в форме акционерного общества, в установленные в Уставе сроки для формирования уставного капитала общества завершило такое формирование до истечения такого срока, то последующие товары, ввозимые иностранным учредителем в указанный срок, не могут рассматриваться в качестве вклада этого лица в уставный капитал общества и соответственно подлежат обложению таможенными пошлинами.

Поскольку Уставом общества устанавливается определенный размер уставного капитала (количество акций), то формирование до указанного в Уставе размера уставного капитала производится путем оплаты соответствующего количества акций, имеющих определенный денежный эквивалент. Иностранный инвестор имеет право в сроки, установленные Уставом, оплатить акции (долю акций) в целях наполнения уставного капитала общества имуществом (товарами), стоимость которого должна соответствовать денежному эквиваленту акций (доле акций). Стоимость имущества (товаров) определяется независимым оценщиком (аудитором).

Для освобождения дополнительно ввозимых иностранным учредителем товаров необходимо увеличение уставного капитала акционерного общества. Увеличение уставного капитала акционерного общества (путем увеличения номинальной стоимости акций или выпуска дополнительных акций) допускается после его полной оплаты (ст.100 ГК РФ).

Таким образом, при наличии зарегистрированных в установленном порядке изменений Устава общества в части увеличения уставного капитала общества, ввозимые иностранным учредителем товары являются вкладом иностранного инвестора при увеличении уставного капитала и подлежат освобождению от обложения таможенными пошлинами. Ввоз таких товаров должен производиться в сроки, установленные в изменениях Устава для формирования увеличения уставного капитала общества.

Порядок освобождения от обложения НДС указанных товаров при ввозе с целью внесения в уставный капитал общества определен Налоговым кодексом Российской Федерации (часть вторая). Не подлежат обложению НДС технологическое оборудование, комплектующие и запасные части к нему, ввозимые в качестве вклада в уставный (складочный) капитал организаций (ст.150 НК РФ). При установлении статуса ввозимых товаров применяется изложенный выше порядок.

В России государственной регистрации подлежат все вновь создаваемые, реорганизуемые и ликвидируемые коммерческие и некоммерческие организации. При такой регистрации осуществляется проверка соответствия процедур создания, реорганизации или ликвидации юридических лиц действующему законодательству.
За годы реформ процедура государственной регистрации предприятий с участием иностранного капитала менялась, как в калейдоскопе. Иностранным инвесторам довольно трудно было уследить за сменой полномочий российских государственных органов, контролирующих вложение иностранных капиталов в экономику страны. В самом начале 1990х годов государственным органом, осуществлявшим регистрацию предприятия с иностранными инвестициями, было Министерство финансов РСФСР или иные уполномоченные на это органы. Так, предприятия с объемом иностранных инвестиций свыше 100 млн руб. регистрировались Министерством финансов с разрешения правительства. В ноябре 1991 г. министерство разделило свою компетенцию с администрацией субъектов РФ. В мае 1992 г. функции по регистрации иностранных инвестиций были переданы Комитету по иностранным инвестициям при Минфине России. Позже этот комитет был расформирован, и было создано Российское агентство международного сотрудничества и развития, которое также было ликвидировано.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 6 июня 1994 г. № 655 при Министерстве экономики создана Государственная регистрационная палата. Ее наделили функциями регистрации предприятий с иностранными инвестициями, ведения государственного реестра таких предприятий. В этом органе должна была производиться государственная регистрация только двух типов предприятий с иностранными инвестициями: предприятий, объем иностранных инвестиций в которые превышает 100 млн руб., и предприятий топливноэнергетического комплекса (независимо от объема иностранных инвестиций). В других случаях регистрация производится уполномоченными органами республик, краев, областей. Таким образом, функции регистрации коммерческих организаций осуществляет Государственная регистрационная палата, которая была создана на основе постановления Правительства РФ от 6 июня 1994 г. па правах государственного учреждения при Министерстве экономики РФ. В сентябре 1998 г. она была передана в ведение Министерства юстиции РФ.
Сегодня круг полномочий Государственной регистрационной палаты включает следующие функции:
- государственная регистрация КОИИ, независимо от их объема и доли в уставном капитале, осуществляющих деятельность в нефтегазодобывающей, пефтегазоперерабатывающей и угледобывающей отрасли народного хозяйства;
- государственная регистрация КОИИ, у которых объем иностранных инвестиций в уставном капитале превышает 100 тыс. руб.;
- регистрация изменений в учредительных документах КОИИ, зарегистрированных в субъектах РФ, в случае, если объем иностранных инвестиций в уставном капитале превышает 100 тыс. руб.;
- ликвидация КОИИ, зарегистрированных Палатой;
- ведение Государственного реестра коммерческих организаций с иностранными инвестициями, зарегистрированных на территории РФ;
- аккредитация представительств иностранных компаний на территории РФ;
- ведение Сводного государственного реестра аккредитованных на территории РФ представительств иностранных компаний;
- регистрация филиалов иностранных юридических лиц на территории РФ;
- ведение Государственного реестра филиалов иностранных юридических лиц, зарегистрированных на территории РФ;
- регистрация российских инвестиций за рубежом;
- ведение Сводного государственного реестра российских инвестиций за рубежом;
- координация работы регистрационных органов на территории РФ по вопросам, входящим в компетенцию Палаты;
- выполнение справочноаналитической и информационной работы;
- предоставление выписок из государственных реестров;
- создание и эксплуатация информационной системы, обеспечивающей свободное предоставление информации из государственных реестров на платной основе.
При Государственной регистрационной палате на правах самостоятельных юридических лиц действуют Консалтингововизовая служба и Информационноконсультативный центр.
КОМИ, зарегистрированным и внесенным в Государственный реестр, выдаются свидетельства установленного образца. С момента регистрации КОИИ приобретает права российского юридического лица и возможность ведения хозяйственной деятельности на территории РФ в соответствии с учредительными документами. Любые изменения и допоиБеийя в учредительных докум^ягмс КОИИ вступают в силу только посте их регистрации и внесения ъ Государственный реестр
Регистрации и внесению в Государственный реестр подлежат также приобретения шгоэтраннкм» ийзе,;торак:й дся^й участи.« (паев, акций) российских коммерческих организаций, которые тем самым приобретают статус КОИИ, При ликвидации КОИИ также делается запись в Государственном реестре и выдается соответствующее свидетельство, Отказ в государственной регистрации КОИИ возможен в случае нарушения установленного законом порядка создания коммерческой организации, а также несоответствия ее учредительных документов требованиям законодательства РФ. КОИИ может быть отказано в государственной регистрации также в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. КОИИ может обжаловать этот отказ в судебном порядке.
Деятельность незарегистрированных коммерческих организаций запрещается. Доходы, полученные незарегистрированными коммерческими организациями, взыскиваются через суд и направляются в государственный бюджет.
По новому Закону об иностранных инвестициях юридические лица, являющиеся КОИИ, подлежат государственной регистрации в органах юстиции в течение одного месяца со дня представления в соответствующий орган следующих документов.
Свидетельство о регистрации компании или выписка из Торгового реестра страны происхождеиия компании или иного документа, подтверждающего юридический статус иностранного инвестора.
Устав иностранной компании или иной документ, заменяющий устав.
Справка из банка о наличии открытого расчетного счета компании и ее платежеспособности.
Решение об учреждении предприятия с иностранными инвестициями в РФ.
Справка о присвоении номера налогоплательщика.
Квитанции об уплате регистрационного сбора.
Доверенность на лицо, представляющее интересы компании по регистрации.
Представляемые документы должны быть легализованы или иметь проставленный апостиль, а также переведены на русский язык и заверены нотариусом.
Головная (иностранная) организация, создающая филиал па территории РФ, представляет в федеральный орган положение о филиале иностранного юридического лица, в котором должны быть указаны:
- наименования филиала и его головной организации;
- цели создания и виды деятельности филиала;
- состав, объем и сроки вложения капитала в основные фонде филиала;
- порядок управления филиалом.
В этот документ могут включаться и другие сведения, отражающие особенности деятельности филиала.
Оценка вложения капитала в основные фонды филиала иностранного юридического лица производится головной организацией на основе внутренних цен или мировых цен. Оценка осуществляется в валюте РФ. Величина стоимостной оценки должна быть указана в положении о филиале иностранного юридического лица.
Срок регистрации совместного предприятия составляет один месяц с момента поступления документов в соответствующий регистрирующий орган. В течение этого срока совместное предприятие должно быть зарегистрировано или же заявителю сообщается о причинах отказа. Коммерческой организации с иностранными инвестициями может быть отказано в государственной регистрации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Инвестор может обжаловать отказ в судебном порядке. Отказ в государственной регистрации КОИИ возможен также в случае нарушения установленного действующим на территории РФ законодательством порядка образования такого предприятия либо несоответствия ему представленных документов.
Если представительство интересов иностранного юридического лица в России носит постоянный характер, оно может быть аккредитовано в России с целью получения определенных льгот и преимуществ.
Аккредитация - особое разрешение государственного органа РФ (либоуполномоченной государством организации) на открытие представительства иностранной фирмы в России.
Аккредитация иностранного юридического лица:
1) дает возможность иностранной фирме получить льготы по уплате НДС при аренде служебных и жилых помещений (неаккредитованные фирмы этой льготы не получают);
2) дает право иностранной фирме на аккредитацию в РФ ее иностранных сотрудников, что легализует их присутствие и трудовую деятельность в РФ;
3) позволяет фирме беспошлинно на время ввозить в РФ офисное оборудование (мебель, оргтехнику и т.д.) и автомобили, необходимые для осуществления своей деятельности.
В Москве представительство иностранной фирмы должно быть внесено в общегородской реестр. Процедура внесения в реестр включает следующие этапы:
- подача документов в соответствии с требованиями Московской регистрационной палаты;
-- получение временного свидетельства;
- заказ печати представительства;
- получение кодов в Государственном комитете по статистике (Госкомстате);
- постановка на учет в налоговой инспекции;
- постановка на учет в Фонде обязательного медицинского страхования:
- постановка на учет в Пенсионном фонде;
- постановка на учет в Фонде социального страхования;
- постановка на учет в Фонде занятости;
- нотариальное заверение карточек с подписями главы представительства и бухгалтера, подписание договора о банковском обслуживании;
-- открытие счета в банке;
- сдача комплекта документов для обмена временного свидетельства о регистрации на постоянное.

Для целенаправленного государственного регулирования иностранных инвестиций очень важна организация их регистрации. Осуществляя такую регистрацию, государство получает возможность защитить в необходимых масштабах национальный рынок и стимулировать приток иностранных инвестиций в приоритетные отрасли и регионы страны.

В России государственной регистрации подлежат все вновь создаваемые, реорганизуемые и ликвидируемые коммерческие и некоммерческие организации. При такой регистрации осуществляется проверка соответствия процедур создания, реорганизации или ликвидации юридических лиц действующему законодательству.

До недавнего времени функции регистрации коммерческих организаций осуществляла Государственная регистрационная палата,которая была создана на основе постановления Правительства РФ от 6 июня 1994 г на правах государственного учреждения при Министерстве экономики РФ, Впоследствии в 1998 г. она была передана в ведение Министерства юстиции РФ. Круг ее полномочий включал в себя следующие функции: государственная регистрация коммерческих организаций, в том числе и с иностранными инвестициями; регистрация изменений в учредительных документах, ликвидация коммерческих организаций, зарегистрированных Палатой; ведение Государственного реестра коммерческих организаций с
иностранными инвестициями, зарегистрированных на территории РФ; аккредитация представительств иностранных компаний на территории РФ и др.

Сама государственная регистрация регулировалась Законом РСФСР «Об иностранных инвестициях в РСФСР», причем предприятия, объем иностранных инвестиций, в которые превышал 100 миллионов руб., регистрировались только с разрешения Совета Министров РСФСР, в связи, с чем возникали различные спорные ситуации. Рассмотрим, например, ситуацию с уже упоминавшимся «АООТ «Холдинговая компания «Дальморепродукт», когда несоблюдение установленного порядка государственной регистрации коммерческой организации с иностранными инвестициями привело к оспариванию ее статуса как коммерческой организации с иностранными инвестициями.



«Судом первой инстанции б ыл удовлетворен иск «АООТ «Холдинговая компания «Дальморепродукт» к Государственной налоговой инспекции по городу Владивостоку, по поводу неисполнения инкассового распоряжения на бесспорное списание недоимки по налогу на прибыль

«АООТ «Холдинговая компания «Дальморепродукт» б ыло освобождено от доплат ы налога на прибыль, т.к. б ыло признано предприятием с иностранными инвестициями.

В протесте заместителя Генерального прокурора РФ предлагалось решение суда отменить, дело направить на новое рассмотрение. Суд не у чел,что в соответствии с законом РСФСР «Об иностранных инвестициях в РСФСР» государственная регистрация предприятия с иностранными инвестициями осуществляется Министерством финансов РСФСР или иным уполномоченным на то государственным органом. Такое предприятие приобретает право юридического лица с момента его регистрации.

Из свидетельства о государственной регистрации.«АООТ «Холдинговая компания «Дальморепродукт» усматривается, что акционерное обществобыло зарегистрировано решением администрации города Владивостока, учредителями являются Государственный комитет Российской Федерациипо управлению государственным имуществом и восемь иностранных фирм.

Из свидетельства не следует, что компания зарегистрирована как предприятие с иностранными инвестициями.. Арбитражным судом также невыяснено, соблюден ли порядок регистрации приобретенных иностранными инвесторами. долей участия (паев, акций) и регистрации холдинговой компании как предприятия с иностранными инвестициями, а также правомерна ли регистрация компании администрацией города Владивостока..

Таким образом, решение суда вынесено по неполно выясненным обстоятельствам, а потому подлежит отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ № 713/97 от 7 мая 1997 г. // Вестник ВАС. 1997. № 7. ».

В настоящее время государственная регистрация коммерческих организаций с иностранными инвестициями осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти - органами Федеральной налоговой службы.

Порядок создания коммерческой организации с иностранными инвестициями осуществляются на условиях и в порядке, которые предусмотрены Гражданским кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами (например, Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. «Об акционерных обществах» или Федеральным законом от 8 февраля 1998 г «Об обществах с ограниченной ответственностью).

В соответствии со ст. 20 ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» юридические лица, являющиеся коммерческими организациями с иностранными инвестициями, подлежат государственной регистрации в порядке, определяемом федеральным законом о государственной регистрации юридических лиц, т.е. Федеральным Законом № 129 - ФЗ от 8 . 09. 2001 г. «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Коммерческие организации с иностранными инвестициями подлежат государственной регистрации в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган.

Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения указанного учредителями в заявлении о государственной регистрации постоянно действующего исполнительного органа, в случае отсутствия такого исполнительного органа - по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности Ст. 8 ФЗ № 129 - ФЗ от 8 . 09. 2001 г. «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»// Собрание Законодательства Российской Федерации. 2001, № 33. Ст. 1431..

Это же правило соответственно касается и коммерческих организаций с иностранными инвестициями.

Коммерческая организация с иностранными инвестициями обязана предоставить в регистрирующий орган следующие документы:

1) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации. Данным заявлением подтверждается, что:

Представленные учредительные документы соответствуют установленным законодательством РФ требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы;

Что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах, иных представленных для государственной регистрации документах, заявлении о государственной регистрации, достоверны;

Что при создании юридического лица соблюден установленный для юридических лиц данной организационно-правовой формы порядок их учреждения, в том числе оплаты уставного капитала (уставного фонда, складочного капитала, паевых взносов) на момент государственной регистрации, и в установленных законом случаях согласованы с соответствующими государственными органами и (или) органами местного самоуправления вопросы создания юридического лица.

2) решение о создании коммерческой организации с иностранными инвестициями в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством РФ;

3) учредительные документы коммерческой организации с иностранными инвестициями (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);

4) выписка из торгового реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного юридического лица - учредителя- иностранного инвестора.

5) документ об уплате государственной пошлины.

Сведения о вновь созданной коммерческой организации с иностранными инвестициями вносятся с единый государственный реестр юридических лиц. В настоящее время в нем содержатся сведения о более 26 тыс. организаций, зарегистрированных, начиная с 1987 г., как на федеральном уровне, так и во всех регионах стран. Только за 3 года в единый государственный реестр юридических лиц было внесено более 14.5 тыс. коммерческих организаций с иностранными инвестициями, учредителями которых являлись юридические и физические лица почти из 150 стран мира.

Коммерческим организациям с иностранными инвестициями зарегистрированным и внесенным в единый государственный реестр, выдаютсясвидетельства установленного образца. С момента регистрации коммерческие организации с иностранными инвестициями приобретают права российского юридического лица и возможность ведения хозяйственной деятельности на территории РФ в соответствии с учредительными документами. Любые изменения и дополнения в учредительных документах коммерческих организаций с иностранными инвестициями вступают в силу только после их регистрации и внесения в единый государственный реестр.

Регистрации и внесению в Государственный реестр подлежат также приобретения иностранными инвесторами долей участия (паев, акций) российских коммерческих организаций, которые тем самым приобретают статус коммерческих организаций с иностранными инвестициями.

При ликвидации коммерческих организаций с иностранными инвестициями также делается запись в едином государственном реестре и выдается соответствующее свидетельство.

Отказ в государственной регистрации коммерческих организаций с иностранными инвестициями возможен в случае нарушения установленного законом порядка создания коммерческой организации, а также несоответствия ее учредительных документов требованиям законодательства РФ.

Коммерческим организаций с иностранными инвестициями может быть отказано в государственной регистрации также в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Коммерческая организация с иностранными инвестициями может обжаловать этот отказ в судебном порядке.

Деятельность незарегистрированных коммерческих организаций с иностранными инвестициями запрещается. Доходы, полученные незарегистрированными коммерческими организациями, взыскиваются через суд и направляются в государственный бюджет.

Таким образом, рассмотрев порядок регистрации коммерческой организации с иностранными инвестициями в Российской Федерации можно сказать, что он практически ничем не отличается от порядка регистрации коммерческих организаций, создаваемых без привлечения иностранных инвестиций. Этого не скажешь о регистрации КОИИ в зарубежных странах. Во многих из них существует особый порядок регистрации коммерческих организаций с иностранными инвестициями, который отвечает интересам как принимающих стран, так и иностранных инвесторов.

Страны по-разному подходят к вопросу о необходимости предварительного разрешения на осуществление прямых инвестиций на их территории. В одних странах такое разрешение требуется только в некоторых случаях, в других -- для всех инвестиций

В некоторых странах действуют национальные органы, осуществляющие контроль за созданием и функционированием предприятий с иностранным участием. Эти функции могут выполнять центральный банк страны, министерства экономики, финансов или промышленности, а также специально созданные для этой цели органы. Так, в Финляндии этим занимается Совещательная комиссия по иностранным капиталовложениям при министерстве торговли и промышленности, в Португалии -- Институт торговли, туризма и инвестиций и т. д. В большинстве стран мира существуют специальные торговые реестры (регистры), в которых регистрируются все действующие в стране фирмы и предприятия, в том числе и с иностранными инвестициями.

Срок регистрации обычно составляет 1--3 месяца. За регистрацию взимается специальный сбор.

Заключение

Совместное предпринимательство, базирующееся на инвестиционном сотрудничестве, отличается большей устойчивостью, чем другие формы совместного предпринимательства. Совместное финансирование и освоение капиталовложений формируют более широкие и разнообразные возможности для межфирменного сотрудничества в международных масштабах.

Для иностранных инвестиций в России характерен высокий удельный вес ведущих стран - экспортеров капитала - США, Германии, Турции, Франции. Еще одной особенностью иностранных инвестиций является их концентрация в отдельных регионах России.

Процесс создания коммерческих организаций с иностранными инвестициями состоит из ряда этапов, главными из которых являются выбор организационно-правовой формы предприятия и государственная регистрация коммерческой организации с иностранными инвестициями.

Коммерческие организации с иностранными инвестициями создаются в России в следующих формах:

· полное товарищество;

· товарищество на вере (коммандитное);

· общество с ограниченной ответственностью;

· общество с дополнительной ответственностью;

· акционерные общества: (закрытое акционерное общество и открытое акционерное общество).

Рассмотрев каждую из этих правовых форм организаций можно отметить, что для России наиболее приемлемой формой коммерческой организации с иностранными инвестициями оказалось акционерное общество.

Проведя анализ Федерального закона «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» можно сказать, что он содержит наиболее важные положения, регулирующие деятельность иностранных инвесторов на территории Российской Федерации. В частности, он определяет:

1) кто может выступать в качестве иностранного инвестора (это иностранное юридическое лицо, иностранный гражданин, лицо без гражданства, постоянно проживающее за пределами Российской Федерации, международные организации);

2) каков правовой режим деятельности коммерческих организаций с иностранными инвестициями (режим их деятельности не может быть менее благоприятным, чем для российских инвесторов);

3) правовые гарантии деятельности коммерческих организаций с иностранными инвестициями (гарантии правовой защиты, гарантия использования иностранным инвестором различных форм осуществления инвестиций на территории Российской Федерации, гарантии перехода прав и обязанностей коммерческих организаций с иностранными инвестициями другому лицу, гарантии компенсации при национализации и реквизиции имущества коммерческих организаций с иностранными инвестициями и др.

Государственная регистрация коммерческих организаций с иностранными инвестициями осуществляется на основании Федерального Закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». В соответствии с ним коммерческие организации с иностранными инвестициями подлежат государственной регистрации в органах Федеральной налоговой службы Российской Федерации в таком же порядке, как и российские юридические лица.

При регистрации в органы ФСН подается тот же пакет документов, что и российскими юридическими лицами (заявление о государственной регистрации, решение о создании коммерческой организации с иностранными инвестициями, учредительные документы, выписку из реестра иностранного юридического лица, документ об уплате государственной пошлины). Помимо общих оснований отказа в государственной регистрации КОИИ, им может быть отказано в ней также в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. иностранный инвестиция коммерческий


Литература

Нормативные акты

1. Гражданский кодекс Российской Федерации. - СПб.: Виктория плюс, 2001. - 480 с.

2. Федеральный Закон № 129 - ФЗ от 8 . 09. 2001 г. «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»// Собрание Законодательства Российской Федерации. 2001, № 33. Ст. 1431.

3. Федеральный закон № 208-Ф3 от 24 ноября 1995 г. «Об акционерных обществах» // Собрание Законодательства Российской Федерации. 1996. № 1. Ст. 1; 2002. № 12. Ст. 1093.

4. Федеральный Закон № 160 - ФЗ от 09. 07. 99 «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» // Собрание Законодательства РФ 1999. № 29.

5. Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ № 713/97 от 7 мая 1997 г. // Вестник ВАС. 1997. № 7.

Специальная литература

1. Бочарников А.П. Основы инвестиционной деятельности: Учебное пособие. - М.: Омега - Л., 2007. - 287с.

2. Вахрин П.И. Инвестиции: Учебник для вузов. - М.: Дашков и К, 2005. - 379с.

3. Гражданское право: Учебник. Т.2. / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. - М.: ТК Велби, Изд-во проспект, 2005. - 776 с.

4. Деева А.И. Инвестиции. Учебное пособие. - М.: Экзамен, 2004. - 318с.

5. Иностранные инвестиции: Учебное пособие/ Автор- составитель Л.А. Зубченко, М.: ИСЭ, 2004.- 144с.

Размещено на http://www.allbest.ru/

  • Глава 5. Коллизионные нормы 135
  • 9. Установления содержания иностранного права
  • 10. Обратная отсылка.
  • 15. Гибкие коллизионные привязки и автономия воли сторон в мчп.
  • 16. Квалификация юридических понятий коллизионной нормы. Установление норм иностранного права.
  • Установление содержания иностранного права
  • 17. Проблема обратной отсылки и её преодоление.
  • 18. Взаимность. Реторсии.
  • 19. Национальный режим и режим наибольшего благоприятствования: понятие, сфера применения.
  • 20. Оговорка о публичном порядке.
  • 21. Императивные (сверхимперативные) нормы в мчп
  • 22. Личный закон физического лица: понятие, критерии его определения, сфера применения.
  • Личный закон физического лица
  • Личный закон юридического лица
  • 23. Правовое положение иностранных лиц и лиц без гражданства в рф.
  • 3 Основных режима пребывания иностранных граждан
  • 24. Коллизионное регулирование трудовых отношений в мчп.
  • 25. Порядок осуществления иностранными гражданами трудовой деятельности в рф.
  • 26. Личный закон юридического лица: понятие, критерии определения, сфера применения. Национальность юридических лиц в мчп. Личный закон юридического лица
  • Личный Закон и Национальность Юридических Лиц
  • 27. Правовое положение иностранных юридических лиц в рф.
  • Классификация юридических лиц с точки зрения международного частного права
  • 28. Филиалы и представительства иностранных юридических лиц на территории Российской федерации: правовое положение и порядок аккредитации.
  • 29. Особенности правового положения государства как субъекта мчп. Виды иммунитета.
  • Государства и международные межправительственные организации
  • Концепции абсолютного и ограниченного иммунитета государства
  • 30. Концепции абсолютного и функционального иммунитета государств в мчп.
  • Иммунитет государства и гражданско-правовые отношения
  • Теория абсолютного иммунитета
  • Теория функционального (ограниченного) иммунитета
  • 1. Национальное законодательство.
  • 2. Международные договоры.
  • Особенности правового регулирования иностранных инвестиции. Инвестиционный режим
  • Понятие и классификация иностранных инвестиции
  • Правовое регулирование инвестиции в снг. Бишкекское и ашгабатское соглашения
  • 33. Понятие иностранного инвестора. Предприятия с иностранными инвестициями.
  • Понятие и классификация иностранных инвесторов
  • Правовое регулирование инвестиции в снг. Бишкекское и ашгабатское соглашения
  • Конвенция снг о защите прав инвестора 1997 г
  • Многосторонние договоры по вопросам инвестиций
  • Порядок регистрации предприятий с иностранными инвестициями
  • 34. Основные гарантии, предоставляемые иностранным инвесторам в рф.
  • 35. Международный механизм гарантирования иностранных инвестиций.
  • 36. Порядок разрешения инвестиционных споров.
  • 37. Национализация: понятие, правовое регулирование, принципы проведения; экстерриториальное действие актов о национализации.
  • Применение законов о национализации
  • 38. Коллизионное регулирование сделок в мчп. Роль принципа автономии воли сторон и принципа наиболее тесной связи.
  • Коллизионные вопросы внешнеэкономических сделок
  • Тема 1. Федеральный закон «Об экспортном контроле» как базовый документ государственного регулирования внешнеторговой деятельности товарами и технологиями двойного примененения.
  • Форма внешнеэкономической сделки
  • 41. Правила оформления внешнеэкономических сделок.
  • Внешнеэкономическая сделка – этапы и способы ее оформления
  • Порядок оформления
  • Способы совершения сделки
  • Соблюдение валютного законодательства
  • Способы обеспечения обязательств
  • 42. Венская конвенция о договорах международной купли-продажи товаров 1980 г.
  • История
  • Страны-участницы Конвенции оон о договорах международной купли-продажи товаров
  • Часть II регламентирует вопросы заключения договора, определяет понятия оферты и акцепта.
  • Часть III разделена на следующие главы:
  • 43. Договоры с участием потребителей в международном частном праве.
  • 44. Представительство и доверенность в международном частном праве.
  • Представительство и доверенность
  • 45. Принципы международных коммерческих договоров унидруа.
  • 46. Инкотермс 2010 г. Безисы поставки exw, cif, fob.
  • 47. Теория lex mercatoria.
  • 48. Международные автомобильные перевозки.
  • Международные автомобильные перевозки
  • 49. Международные железнодорожные перевозки.
  • Международные железнодорожные перевозки
  • 50. Международные воздушные перевозки.
  • Международные воздушные перевозки
  • 51. Международные морские перевозки.
  • Международные морские перевозки
  • 52. Расчёты в международном торговом обороте. Аккредитивная форма платежа.
  • Международные расчеты, валютные и кредитные отношения
  • Формы международных расчетов
  • Международные расчеты с использованием векселя
  • Международные расчеты с использованием чека
  • 54. Коллизионное регулирование обязательств из неосновательного обогащения и обязательства вследствие недобросовестной конкуренции.
  • Национально-правовое регулирование обязательств из причинения вреда
  • 55. Коллизионное регулирование наследственных отношений в мчп.
  • Проблемы наследования в международном частном праве
  • 56. Коллизионное регулирование брачно-семейных отношений: личные неимущественные и имущественные отношения супругов; права и обязанности родителей и детей и других членов семьи.
  • Коллизионное регулирование брачно-семейных отношений по российскому праву
  • Основные проблемы брачносемейных отношений с иностранным элементом
  • Заключение браков
  • Расторжение браков
  • Правоотношения между супругами
  • Правоотношения между родителями и детьми
  • Усыновление (удочерение) в международном частном праве
  • Международный гражданский процесс
  • 14.3. Общие начала процессуального положения иностранных лиц в гражданском судопроизводстве
  • 59. Определение международной подсудности. Конфликт юрисдикций.
  • 60. Процессуальный статус иностранных лиц в рф.
  • 61. Порядок исполнения иностранных судебных поручений и оказание правовой помощи в Российской федерации.
  • Судебные поручения
  • 62. Порядок признания и исполнения решений иностранных судов в Российской Федерации.
  • Признание, приведение в исполнение иностранных судебных решений
  • Легализация документа
  • Легализация иностранных документов
  • Форма апостиля
  • Проставление апостилей в России Органы, проставляющие апостиль
  • Госпошлина
  • Взаимное признание документов
  • Этапы легализации
  • Случаи, когда не требуется легализация документа
  • Международный коммерческий арбитраж: понятие, виды
  • Правовая природа международного коммерческого арбитража
  • Виды международного коммерческого арбитража
  • 66. Компетенция международного коммерческого арбитража. Арбитражное соглашение. Процедура арбитражного разбирательства
  • Арбитражное соглашение
  • Форма и содержание арбитражного соглашения
  • 67. Порядок признания и приведения в исполнение решений международных коммерческих арбитражей на территории рф.
  • Признание и исполнение иностранных арбитражных решений
  • 15.7. Международный коммерческий арбитраж в Российской Федерации
  • 68. Порядок рассмотрения споров в мкас при тпп рф.
  • Порядок регистрации предприятий с иностранными инвестициями

    Для предприятий, в которых имеется доля участия российского лица требуются:

      Письменное заявления учредителей с просьбой произвести регистрацию создаваемого предприятия;

      Нотариально заверенные копии учредительных документов в двух экземплярах;

      Заключения соответствующих экспертиз, если это предусмотрено законодательством для данного случая;

      Для российских юридических лиц - нотариально заверенная копия решения собственника имущества о создании предприятия или копия решения уполномоченного им органа, а также нотариально заверенных копий учредительных документов для каждого участвующего в создании совместного предприятия российского юридического лица;

      Документ о платёжеспособности иностранного инвестора, выданного обслуживающим его банком или иным кредитно-финансовым учреждением (с заверенным переводом на русский язык);

      Выписки из торгового реестра страны происхождения или иного эквивалентного доказательства юридического статуса иностранного инвестора в соответствии с законодательством страны его местонахождения, гражданства или постоянного местожительства (с заверенным переводом на русский язык).

    Для предприятий, полностью принадлежащих иностранным инвесторам требуются:

      Письменное заявление на регистрацию от иностранного инвестора;

      Нотариально заверенная копия учредительных документов (в двух экземплярах);

      Документ о платёжеспособности иностранного инвестора, выданного обслуживающим его банком или иным кредитно-финансовым учреждением (с заверенным переводом на русский язык);

    Для филиалов предприятий с иностранными инвестициями и филиалов иностранных юридических лиц требуется:

      Заявление, подписанное руководителем предприятия, создающего филиал, с просьбой произвести его регистрацию;

      Нотариально заверенные копии выписки из решений компетентного органа управления предприятия о создании филиала;

      Нотариально заверенные копии положения о филиале (в двух экземплярах);

      Нотариально заверенная копия учредительных документов предприятия, создающего филиал;

      Для иностранного юридического лица - выписка из торгового реестра страны происхождения или иное эквивалентное доказательство его юридического статуса в соответствии с законодательством страны его местонахождения (с заверенным переводом на русский язык);

      Заключения соответствующих экспертиз в предусмотренных законом случаях.

    34. Основные гарантии, предоставляемые иностранным инвесторам в рф.

    Под гарантиями защиты иностранных инвестиций обычно понимаются закрепленные в национальном законодательстве или международных соглашениях обязательства государства - реципиента капитала перед иностранными инвесторами по созданию безопасного режима инвестирования.

    Прежде чем деятельность иностранного инвестор получит защиту, предусмотренную законом или договором, соответствующее физическое или юридическое лицо должно доказать, что отношения с его участием являются инвестиционными, а само оно действительно имеет статус иностранного инвестора в данном государстве.

    Анализ национального законодательства различных государств и международных договоров позволяет сделать вывод о том, что к настоящему времени в практике международного движения капиталов и его нормативно-правовом регулировании сформировались следующие основные группы гарантий защиты иностранных инвестиций:

    Гарантии, обеспечивающие неприкосновенность имущества, составляющего иностранную инвестицию на территории государства - реципиента капитала;

    Гарантии недискриминации;

    Гарантии стабильности условий инвестирования;

    Гарантии, обеспечивающие право иностранного инвестора воспользоваться результатами своей деятельности;

    Гарантии, касающиеся порядка разрешения споров, возникающих в связи с осуществлением инвестиций.

    В Российской Федерации признаются и законодательно регулируются все перечисленные выше виды гарантий. В числе важнейших нормативно-правовых документов, определяющих их виды и содержание, следует назвать Федеральные законы "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации" от 9 июля 1999 г. и "Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений" от 25 февраля 1999 г., который предусматривает также, что иностранный инвестор имеет право на возмещение убытков, причиненных ему в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации (п. 2 ст. 5).

    ФЗ "Об ИИ" предусм.ряд гарантий д/ин.инвесторов на S РФ: 1) ин.инвестору на S РФ предост-ся полная и безусл.защита прав и интересов, кот.обесп-ся зак-вом РФ; 2) ин.инвестор имеет право осущ-ть инв-и на S РФ в любых формах, не запрещ-х зак-вом РФ; 3) ин.инвестор в силу д-ра вправе передать свои права (уступить треб-я) и обяз-ти (перевести долг), а на осн.з-на или реш-я суда обязан передать свои права (уступить требования) и обяз-ти (перевести долг) др.лицу в соотв. с гр.зак-вом РФ; 4) им-во ин.инвестора или коммерч.орг-и с ИИ не подлежит принудит.изъятию, в т.ч. нац-ции, реквизиции, за искл.случаев и по осн-ям, кот. установлены ФЗ или м/н д-ром РФ; 5) гарантию обесп-я надлеж.разреш-я спора; 6) гарантию испол-я на S РФ и перевода за пределы РФ доходов, прибыли и др.правомерно получ-х ден.сумм; 7) ин.инвестор вправе приобрести акции и иные ЦБ рос.коммерч.орг-й и гос.ЦБ в соотв.с зак-вом РФ о ЦБ; 8) гарантию участия ин.инвестора в приватизации; 9) льготы, предост-е ин.инвестору и коммерч.орг-и с ИИ, по уплате тамож.платежей; 10) Sты РФ и ОМСУ в пределах своей компетенции м.предост-ть ин.инвестору льготы и гарантии, осущ-ть фин-ние и оказывать иные формы поддержки инв-го проекта, осущ-го ин.инвестором, за счет ср-в бюджетов Sтов РФ и местных бюджетов, а + внебюдж.ср-в.

    Закон об иностранных инвестициях определяет основные гарантии прав иностранных инвесторов на территории РФ. Значительная их часть распространяется и на коммерческие организации с иностранными инвестициями. К основным гарантиям, предоставляемым иностранным инвесторам, относятся:

    - гарантии правовой защиты деятельности, прав и интересов иностранных инвесторов на территории Российской Федерации;

    Предоставление иностранному инвестору права на возмещение убытков, причиненных ему в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов;

    - гарантии использования иностранным инвестором различных форм осуществления инвестиций на территории Российской Федерации, не запрещенных законодательством Российской Федерации;

    - гарантии перехода прав (уступки требования) и обязанностей (перевода долга) иностранного инвестора другому лицу;

    - гарантии компенсации при национализации и реквизиции имущества иностранного инвестора иностранными инвестициями в случаях и по основаниям, которые установлены федеральным законом или международным договором Российской Федерации (при реквизиции иностранному инвестору ил иностранными инвестициями выплачивается стоимость реквизируемого имущества; при национализации иностранному инвестору или коммерческой организации с иностранными инвестициями возмещаются стоимость национализируемого имущества и другие убытки);

    - гарантии иностранного инвестора и коммерческой организации с иностранными инвестициями законодательства Российской Федерации (в случае, если вступают в силу новые федеральные законы и иные нормативные правовые акты РФ, изменяющие размеры ввозных таможенных пошлин, федеральных налогов и взносов в государственные внебюджетные фонды, либо вносятся в действующие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации изменения и дополнения, которые приводят к увеличению совокупной налоговой нагрузки на деятельность иностранного инвестора и коммерческой организации с иностранными инвестициями); стабильность условий и режима для иностранного инвестора, осуществляющего инвестиционный проект, гарантируется в течение срока окупаемости инвестиционного проекта, но не более семи лет со дня начала финансирования указанного проекта за счет иностранных инвестиций;

    - гарантия обеспечения надлежащего разрешения спора, возникшего в связи с осуществлением иностранным инвестором инвестиций и предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации - в соответствии с международными договорами Российской Федерации и федеральными законами в суде или арбитражном суде либо в международном арбитраже (третейском суде);

    - гарантии использования на территории Российской Федерации и перевода за пределы Российской Федерации доходов, прибыли и других правомерно полученных денежных сумм (иностранный инвестор после уплаты налогов и сборов имеет право на свободное использование доходов и прибыли на территории Российской Федерации для реинвестирования или для иных целей и на беспрепятственный перевод за пределы РФ доходов, прибыли и других правомерно полученных денежных сумм в иностранной валюте в связи с ранее осуществленными им инвестициями, в том числе: 1) доходов от инвестиций, полученных в виде прибыли, дивидендов, процентов и других доходов; 2) денежных сумм во исполнение обязательств коммерческой организации с иностранными инвестициями или иностранного юридического лица, открывшего свой филиал на территории РФ; 3) денежных сумм, полученных иностранным инвестором в связи с ликвидацией коммерческой организации с иностранными инвестициями или филиалаиностранного юридического лица либо отчуждением инвестированного имущества, имущественных прав и исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности; 4) компенсаций, предусмотренных законом);

    - гарантии права иностранного инвестора на беспрепятственный (без квотирования, лицензирования и применения к нему других мер нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности) вывоз за пределы РФ имущества и информации в документальной форме или на электронных носителях, которые были первоначально ввезены на территорию РФ в качестве иностранной инвестиций;

    - гарантии права иностранного инвестора на приобретение акций и иных ценных бумаг российских коммерческих организаций и государственных ценных бумаг в соответствии с законодательством РФ о ценных бумагах;

    - гарантии участия иностранного инвестора в приватизации объектов государственной и муниципальной собственности путем приобретения прав собственности на государственное и муниципальное имущество или доли, долей (вклада) в уставном (складочном) капитале приватизируемой организации на условиях и в порядке, которые установлены законодательством РФ о приватизации государственного и муниципального имущества;

    - гарантии предоставления иностранному инвестору права на земельные участки, другие природные ресурсы, здания, сооружения и иное недвижимое имущество в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ; право аренды земельного участка может быть приобретено коммерческой организацией с иностранными инвестициями на торгах (аукционе, конкурсе).

    Необходимо отметить, что гарантии от неблагоприятного изменения для иностранного инвестора и коммерческой организации с иностранными инвестициями законодательства РФ не распространяются на изменения и дополнения, которые вносятся в законодательные акты РФ или принимаемые новые федеральные законы и иные нормативные правовые акты с целью защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

    Государственные гарантии, предусмотренные в законе об иностранных инвестициях, распространяются лишь на реальный сектор экономики - инвестиции в производственную сферу. Это прежде всего гарантии, распространяющиеся на инвестиционные проекты и коммерческие организации синостранными инвестициями, которые действуют в промышленности, торговле (за исключением кредитных и страховых организаций) и сельском хозяйстве.

    Применительно к отношениям, связанным с осуществлением инвестиций (в том числе и к отношениям, вытекающим из договоров концессии и соглашений о разделе продукции), принято различать договорные и государственные гарантии. Договоры концессии и соглашения о разделе продукции связаны с гражданско-правовыми отношениями, в которых участвует государство. Участие государства в договоре представляет собой форму договорной гарантии инвестиций.



     

    Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!