Судьбоносный законопроект первого чтения об устранении противоречий в государственных реестрах - Лев Московкин — LiveJournal. Минэкономразвития разъяснило порядок устранения противоречий в государственных реестрах Противоречия в сведениях государственных

Судьбоносный законопроект первого чтения об устранении противоречий в государственных реестрах – дубли лестных участков на двести млн га. Законопроект не соответствует получению президента
26. 90991-7 Госдума в итоге содержательного нервного обсуждения одобрила законопроект первого чтения «О внесении изменений в законодательные акты РФ в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров».
Документ внесло правительство 31.01.17.
Представила замминистра экономического развития РФ – руководителя Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Виктория. Абрамченко. Если мы не примем закон, у нас что прекратятся переводы земель? Двести млн га превышение площади лесных участков над данными статистического учета. Каждый день принимают решения о сносе которые ни в чем не виноваты, где нет никакой древесно-кустарниковой растительности.
Председатель комитета по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям Николай Николаев. По документам страна в полтора раза больше. Три садовых товарищества стали лесным фондом и должны снести свои дома. Люди должны снести и забрать с собой. Другие лжеприобретатели чувствуют себя спокойно.
Председатель комитета по экологии и охране окружающей среды Ольга Тимофеева.
Председатель комитета по аграрным вопросам Владимир Кашин.
Законопроект направлен на устранение взаимоисключающих сведений в государственном лесном реестре и Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН) (такие противоречия в значительной мере обусловлены тем, что границы земель лесного фонда во многих случаях не установлены и сведения о них не внесены в Единый государственный реестр недвижимости).
Предусматриваются механизмы устранения указанных противоречий и приведение сведений государственного лесного реестра в соответствие с данными ЕГРН и с законно возникшими правами граждан и юр. лиц на земельные участки, а также установление приоритета сведений, содержащихся в ЕГРН, по сравнению со сведениями, содержащимся в других государственных реестрах. При этом в случае противоречия сведений, содержащихся в ЕГРН и правоустанавливающих документах или документах, удостоверяющих права на землю (земельные участки), приоритет отдается сведениям, указанным в таких документах.
При этом устанавливается, что внесение в ЕГРН о границах земельного участка (правах на него), который в соответствии со сведениями государственного лесного реестра находится в границах лесного фонда, не лишает заинтересованное лицо права на оспаривание в судебном порядке законности возникновения прав на такой земельный участок.
Также предусматривается совершенствование порядка определения границ населенных пунктов с учетом включения в их состав военных городков и лесных поселков, ранее созданных в целях освоения лесов в границах земель лесного фонда.
Постановление о принятии в первом чтении 320 46 4 17:04

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
О проекте федерального закона № 90991-7 «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров»
Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации постановляет:
1. Принять в первом чтении проект федерального закона № 90991-7 «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров», внесенный Правительством Российской Федерации.
2. Комитету Государственной Думы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям совместно с Правительством Российской Федерации:
1) уточнить положения указанного законопроекта, предусмотрев, что вне зависимости от времени возникновения пересечения земельный участок подлежит отнесению:
к землям и территориям особо охраняемых природных территорий при пересечении земель лесного фонда с землями особо охраняемых природных территорий;
к землям водного фонда при пересечении земель лесного фонда с землями водного фонда;
к землям объектов культурного наследия народов Российской Федерации (памятников истории и культуры) при пересечении земель лесного фонда с землями объектов культурного наследия народов Российской Федерации (памятников истории и культуры);
к землям лесного фонда при пересечении земель лесного фонда с землями запаса;
2) предусмотреть дифференцированный подход к применению механизмов устранения противоречий между Единым государственным реестром недвижимости и государственным лесным реестром в зависимости от времени возникновения соответствующего пересечения границ и с учетом законодательства, действовавшею на момент возникновения такого пересечения, социальных последствий изъятия соответствующих участков у их владельцев и экологической значимости таких земельных участков;
3) предусмотреть механизмы сохранения лесных насаждений при включении в границы населенных пунктов земельных участков из земель лесного фонда до установления в отношении таких земельных участков градостроительных регламентов на основе процедуры публичных слушаний, а также механизмы защиты лесопарковых зеленых поясов.
3. Направить настоящее Постановление и указанный законопроект Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, комитеты и комиссии Государственной Думы, во фракции в Государственной Думе, в Правительство Российской Федерации, законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
Установить, что поправки к указанному законопроекту направляются в Комитет Государственной Думы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям в тридцатидневный срок со дня принятия настоящего Постановления.
4. Комитету Государственной Думы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям доработать указанный законопроект с учетом поступивших поправок и внести его на рассмотрение Государственной Думы во втором чтении.
5. Поручить Комитету Государственной Думы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям осуществлять контроль за исполнением настоящего Постановления.
6. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его принятия.

Стенограмма обсуждения
(После перерыва.)
Председательствующий. Коллеги, приготовьтесь к регистрации, пожалуйста. Включите режим регистрации. Покажите результаты.
Результаты регистрации (16 час. 00 мин. 25 сек.)
Присутствует 425 чел 94,4 %
Отсутствует 25 чел 5,6 %
Всего депутатов 450 чел.
Не зарегистрировано 25 чел 5,6 %
Результат: кворум есть Кворум есть.
Продолжаем заседание. У нас фиксированное время, 26 вопрос. Проект федерального закона "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров". Первое чтение.
Доклад официального представителя правительства, заместителя Министра экономического развития Виктории Валериевны Абрамченко. Пожалуйста.
Абрамченко В.В., официальный представитель Правительства Российской Федерации заместитель Министра экономического развития Российской Федерации - руководитель Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии.
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые депутаты Государственной Думы!
Вашему вниманию представлен проект федерального закона "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров". Законопроект подготовлен во исполнение перечня поручений президента по итогам заседания Государственного Совета от 17 мая 2016 года, согласно которому необходимо обеспечить устранение противоречий между сведениями, содержащимися в Государственном лесном реестре и в Едином государственном реестре недвижимости, обратив особое внимание на защиту прав граждан и юридических лиц, являющихся добросовестными приобретателями объектов недвижимости.
Необходимость подготовки такого законопроекта назрела давно. Напомню, что из-за огромной площади земель лесного фонда, это 1,1 миллиарда гектаров, в законодательных актах 2001 года последовательно соблюдался принцип упрощённого порядка учёта лесных участков для различных целей, в том числе и для целей гражданского оборота недвижимости.
Упрощенный порядок предусматривал возможность вносить в кадастр сведения о лесных участках без определения их точных границ. Это привело в настоящее время к огромному количеству пересечений лесных участков как между собой, так и с другими земельными участками. Общее количество пересечений оценивается нами в более чем в 1,5 миллиона случаев.
Кроме того, из-за такого избирательного упрощенного порядка в Едином государственном реестре недвижимости накоплено большое количество дублей лесных участков. Это приводит к искажению учетных данных и превышению площади как отдельных субъектов Российской Федерации, так и Российской Федерации.
В целом по стране площадь лесных участков, по данным Единого государственного реестра недвижимости, больше площади лесного фонда, по данным статистического учета и данным ведомственного учета, - почти на 200 миллионов гектаров.
В 12 субъектах Российской Федерации площадь одних только лесных участков, по данным Единого государственного реестра, недвижимости больше площади всего субъекта Российской Федерации...
Председательствующий. Простите.
Коллеги, присядьте, пожалуйста, на свои места.
Абрамченко В. В. К чему приводит такое положение дел с противоречиями в сведениях Единого государственного реестра недвижимости и данными государственного учета лесов?
Во-первых, одна и та же территория не может быть отнесена одновременно к землям разных категорий. Это порождает и споры о праве, и невозможность определить дальнейшее использование земель, подготовить генеральные планы и схему территориального планирования.
Во-вторых, возникают противоречия при расчете платы за землю, недополучение платежей соответствующими бюджетами.
В-третьих, создаются препятствия для строительства новых промышленных, административных и жилых зданий, так как их размещение должно быть основано на документах территориального планирования, которые не согласовываются органом в области лесного хозяйства в случаях пересечения границ и наложения участков.
В-четвертых, не защищены права граждан, проживающих в лесных поселках и военных городках, размещенных на землях лесного фонда.
В-пятых, пересечение границ в Едином государственном реестре недвижимости не позволяет ни Российской Федерации, ни гражданину -собственнику участка совершать сделки.
Исправление ошибок при учете лесных участков по действующим правилам возможно только на основании судебного решения. Учитывая масштабы проблемы, накопленные ошибки возможно устранить только путём принятия специального закона.
Что предлагается законопроектом? В законопроекте выделены три блока. Первый о том, как не допустить появление вышеуказанных ошибок в дальнейшем. Предложено для лесных участков использовать общий подход. Не вносить в Единый реестр недвижимости сведения о лесных участках, если границы таких участков пересекают границы иных участков, учтённых в кадастре. Дубли лесных участков исключать только после получения позиции органа управления лесным фондом.
Второй блок, как поступать с лесными посёлками и военными городками. Либо расселять граждан, либо создавать из земель лесного фонда населённый пункт в границах лесного посёлка или военного городка. Предложено решать указанный вопрос с учётом мнения населения в рамках созданной на уровне органа местного самоуправления комиссии, в состав которой включаются, в том числе, представители субъекта, орган управления лесным фондом и Росреесгра.
Третий блок. Как исправлять накопленные в государственных реестрах ошибки? Предложен следующий принцип: признание приоритета за сведениями Единого государственного реестра недвижимости, как единственного признанного государством источника сведений о недвижимости и зарегистрированных правах граждан и юридических лиц.
За время подготовки указанный законопроект успели назвать законом о лесной амнистии. Уважаемые депутаты Государственной Думы, это закон не об амнистии, это закон о восстановлении доверия, гарантированной государством защите права собственности, о восстановлении доверия к государственным реестрам. Прошу поддержать указанный законопроект.
У нас будет три содоклада, от профильного комитета и от комитетов соисполнителей.
Пожалуйста, председатель комитета по природным ресурсам Николай Петрович Николаев.
Николаев Н. П., председатель Комитета ГД по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".

Виктория Валериевна сказала очень, мне кажется, важную ключевую вещь в окончании своего доклада, то, что, да, этот законопроект прозвали амнистией, но на самом деле мы никаких преступников прощать этим законопроектом ни в коем случае не собираемся.
Дело в том, что, действительно, у нас сейчас по документам, по данным реестра, у нас практически в полтора раза страна больше, чем она есть на самом деле. К чему это приводит? Это приводит, с точки зрения развития посёлков, городов к тому, что они не могут утвердить градостроительные планы.
Это приводит к тому, что, например, уже сейчас, только на сегодняшний день в Иркутской, например, области 29 тысяч исков подготовлено против людей, которые абсолютно законно приобрели или получили в наследство свои дома и свои садовые участки, уже почти тысяча решений суда, они уже подлежат исполнению. Вот против этого и за наведение порядка направлен вот этот законопроект.
Я хотел обратить ваше внимание на несколько моментов. Действительно, притом, что безусловный приоритет сведений Единого государственного реестра недвижимости предполагается, мы понимаем, что этим механизмом могут воспользоваться также и те люди, которые планируют, а может быть, уже воспользовались таким вот случаем, и через коррупционные схемы, через мошеннические схемы получили лесные участки бесплатно, незаконно и перевели их в какие-то иные категории.
Да, такое есть. Но я хочу обратить ваше внимание на презентацию. Вот смотрите, справа (это реальный случай) три участка на садовом товариществе вдруг в один прекрасный момент стали лесным фондом, все остальные живут спокойно, эти три, они должны освободить свою территорию и снести свои дома.
Как мы можем противодействовать мошенническим вопросам? Понятно, что концептуально мы для этих людей должны поддержать приоритет сведений Единого государственного реестра недвижимости. Но мы очень подробно обсуждали на комитете те риски, которые существуют и уже сейчас проговорили и разработали те меры, которые мы можем принять ко второму чтению, чтобы эти риски убрать.
Вот посмотрите, есть уже целый ряд типовых таких вот моментов, которые мы видим слева, за год, который обсуждается уже "лесная амнистия" так называемая, да, есть случаи, когда люди уже готовятся к тому, чтобы всё это амнистировать.
У нас появились в лесах заборы, у нас появились огороженные участки, которые ожидают того, что вот сейчас всё будет хорошо. Но это важно предусмотреть и мы предполагаем, что будет определенная дата отсечения для того, чтобы эти участки и эти люди не попали в этот закон.
Есть, конечно же, легализация незаконного и недобросовестного приобретения, есть такое желание. Но мы предполагаем, что под этот закон должны попадать, прежде всего, это линейные сооружения, это земли населенных пунктов, это земли садоводства, огородничества. Но если мы говорим о сельхозземлях, если мы говорим о землях промышленности, которая чаще всего это десятки, а иногда и сотни гектар, то, конечно, здесь должен поработать, в том числе, и суд и только через суд мы должны получить точное заключение, насколько законны были эти действия.
То же самое, еще один пример. Это вы прекрасно знаете, это тема, например, Байкала, когда на берегу Байкала на землях водного фонда строятся дома какие-то и поселки, и коттеджные участки. Но это означает ровно одно, мы с вами должны определить ко второму чтению безусловный приоритет особо охраняемых природных территорий и земель водного фонда.
Есть еще очень важная вещь. В законопроекте есть, что те лесные участки, которые огорожены, попадают в центр населенных пунктов, они становятся тоже населенными пунктами. Мы можем противодействовать застройке? Да, достаточно только прописать, что мы должны обеспечить сохранение лесов при включении этих участков в земли населенных пунктов.
И, наконец, последнее. Есть очень большой раздел, посвященный лесным городкам и военным городкам. На сегодняшний день они в принципе не могут развиваться, но мы знаем и другие случаи, когда вместо этих городков мы видим гольф-клубы. Что мы можем сделать? Мы, прежде всего, можем представить, что через комиссии это будут исключительно персональные решения... (Микрофон отключён.)
Председательствующий. Спасибо.
Председатель Комитета по экологии и охране окружающей среды, Ольга Викторовна Тимофеева, пожалуйста.
Тимофеева О. В., председатель Комитета ГЦ по экологии и охране окружающей среды, фракция "ЕЦИНАЯ РОССИЯ".
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги!
Как видите, законопроект крайне резонансный, и, как видите, требует очень серьёзной доработки. Люди ждут от нас взвешенных, а главное, прозрачных решений. Но, увидев сырой документ, в котором много рисков и много противоречий, мы посчитали неправильным перекладывать эти риски на нас, как российский парламент.
О каких рисках я сейчас говорю и почему их сознательно фиксирую? Чтобы не допустить при принятии ко второму чтению.
Во-первых, сроки. Точки отсечения в законопроекте нет вообще. Нет даты, до которой, как мы предполагаем, граждане легально получили свои участки на законном основании. Без неё любые нарушения сегодня могут быть амнистированы: их 6 соток, эти самые пресловутые гольф-поля.
Приоритетность. В законопроекте предложен приоритет реестра недвижимости над лесным реестром.
"Это положение может быть использовано недобросовестными лицами для легализации лесных участков, полученных в собственность по подложным документам или иным противоправным способам, способов много". Это цитата из заключения к законопроекту Федеральной службы безопасности России.
Многие пользовались несовершенством законодательства и заранее шли на нарушения, и в законе, в законопроекте, который нам предложен, нет максимального размера. Не определяется площадь допустимого для амнистии пересечения, наложения площадей, сколько это: 2 метра, 10 соток, 15 гектаров, 150 гектаров?
Сегодня мы должны понимать, где рамки разумности и допустимости амнистии. Когда мы не видим этого, очень сложно оценить законопроект.
Теперь о людях. Законопроект только для них. Но в предложенной редакции нет гарантии, что бесконечных судов граждан с органами государственной власти станет меньше. Тогда, что изменится?
"Зелёный щит". Я - один из авторов законопроекта, инициаторами которого стал Общероссийский народный фронт. На сегодня идёт создание "зелёных поясов" вокруг крупных городов-мегаполисов, вокруг просто городов. Но сегодня, когда участки начнут выпадать, мы будем передавать их в собственность муниципалитетов, в частные руки. Бесконечен станет процесс создания "зелёных щитов и поясов", мы не сможем сделать это физически.
Есть особо охраняемые природные территории, у них особо охраняемая территория. Из них, вообще, нельзя выделять никакие земельные участки и передавать их, но на них тоже есть сегодня, существуют и населённые пункты, и дачные товарищества. В предложенном правительственном законопроекте это не учтено вообще.
Ну и ещё. Почему в законе появилась норма об автоматическом присоединении к населённым пунктам лесных территорий? То есть, мы будем увеличивать площади за счёт федеральной собственности, это тоже вопрос.
Перевод из одной категории в другую сегодня уже действует. Закон ведь не про увеличение площади городов, а о том, как защитить людей и дать им право собственности.
Ну, и самое главное. Мы все с вами должны понимать, закон повлечёт за собой сокращение площади лесов. Слова "компенсация", ни как высадка, ни как финансы, в законе нет вообще. Мы вместе с профильным комитетом доработали постановление и будем настаивать ко второму чтению, что мы должны все эти риски, о которых я сегодня говорю, просто убрать из этого закона.
Спасибо за внимание.
Председательствующий. Спасибо.
Председатель Комитета по аграрным вопросам Владимир Иванович Кашин, пожалуйста.
Кашин В. П., председатель Комитета ГД по аграрным вопросам, фракция КПРФ.
Спасибо, уважаемый Александр Дмитриевич.
Уважаемые коллеги, комитет в первую очередь почему сегодня говорит о тех больших рисках, о которых по существу знает каждый сегодня депутат? Вот наложение, вот неправильные сегодня подходы, связанные с уточнением границ, вот плохой лесной реестр. А давайте посмотрим на реестр единый государственный недвижимости. А если мы сложим там участки, мы получим не 1 и 2 плюс, а мы получим там в разы больше всего. Почему это происходит? Потому что не определены границы ни сельхозземель, ни лесных земель и гак далее, и так далее. И в этой суматохе мы сегодня решаем сделать соответствующие амнистии.
Правильный третий пункт, говорит докладчик, главное ещё открыть одну форточку, которая поглотит от 1,5 до 7,5 миллионов гектар государственных земель. Как мы открыли форточку для Москвы и, посмотрите, на эти 160 тысячах чего происходит. Где осталось хоть одно поле? Где осталась хоть одна ферма? И что происходит с лесами? И в данном случае мы сегодня настаиваем, давайте определимся с границами. Что такое 1,5 миллиона, официальная статистика, эти наложения? Уберите оттуда 600 тысяч - Якутии, 200 тысяч -Ямало-Ненецкий. Но не убирайте оттуда 184 тысячи подмосковного леса и лесных земель и других центров. Ведь весь сыр-бор идёт вокруг этого.
Именно поэтому сегодня идёт такой принципиальный разговор.
В Год экологии сделать экологический ресурс разбазариваемым и беспрецедентно-унижаемым. Мы снижаем все элементы защиты ресурсосбережения, экологического ресурса, а дальше уже можно приводить все, что необходимо делать. Ещё раз повторяю, это граница наша.
Второе. 2007 год. Лесной кодекс принял решение, ни садово-огородных, ни дачных, никаких других кооперативов не должно быть. Запрещено. Давайте мы эту точку отчета возьмем и до этого запрещения, до этого вводного закона, Лесного кодекса, мы согласны. Давайте как раз поможем тем гражданам, которые имеют свои пять-шесть соток. Но почему мы должны олигархам идти навстречу, которые прихватили леса, десятки гектаров, огородили гольф-клубы, гостиницы и всякого другого рода постройки. Давайте все это сделаем, поможем истинным людям, которые хотят заниматься на земле, оберегать наши лесные ресурсы.
Мы, посмотрите, что сделали по Подмосковью. (Микрофон отключен). Председательствующий. Добавьте время. Минуту.
Кашин В. И. Смотрите, у нас с вами сегодня в среднем по России на человека зеленых насаждений 204 метра. Московский конгломерат в 10 раз меньше. Куда идти дальше со снижением этим? Это просто преступно.
Конечно, все сегодня согласны, и профильный комитет, и другие наши депутаты и фракции, с тем, чтобы решить все вопросы, которые отсекли бы все, о чем здесь уже говорилось. Поручение президента выполнить. Он говорит о добросовестных пользователях. Но что же, мы этим законопроектом всех определили в добросовестные, кто срубил, спилил, уничтожил, захватил, огородил. Давайте эти все вопросы решать так, как государственные люди, это земля государства. Ее надо беречь. (Аплодисменты.)
Председательствующий. Спасибо.
Коллеги, с учетом того, что у нас ещё сегодня с вами три законопроекта на фиксированное время, плюс мы включили проект постановления в повестку, и с учётом того, что выступили три председателя комитетов, предлагается по два вопроса от фракций и по одному выступлению. Нет возражений? Хорошо.
Пожалуйста, есть ли вопросы? Есть. Включите запись на вопросы. Покажите список.
Шилков Данил Евгеньевич, пожалуйста. Шилков Д. Е., фракция ЛДПР. Спасибо.
Уважаемая Виктория Валериевна, не приведёт ли реализация данного законопроекта к изменению границ особо охраняемых природных территорий и зелёных зон? И какие механизмы представляются для защиты лесного фонда? Спасибо.

Мы в рамках реализации 353-го федерального закона в реестр недвижимости включили сведения о восьми зелёных зонах, вот о зелёных щитах, о которых говорила сегодня Ольга Викторовна. И провели специально перед сегодняшним заседанием, включаются или не включаются в эти зелёные щиты другие какие-нибудь земельные участки для того, чтобы не пришлось потом опять исправлять ошибки в записях. Так вот, докладываю вам, что по всем восьми зелёным щитам ни одного земельного участка постороннего не попало. И, соответственно, соблюдены полностью требования 353-го федерального закона.
То, что касается земель особо охраняемых природных территорий, этот законопроект не распространяет своё действие на указанную категорию земель. Спасибо.
Председательствующий. Смолин Олег Николаевич, пожалуйста. Смолин О. Н., фракция КПРФ.
Уважаемая Викторович Валериевна, как известно, в России довольно часто бывают преступники поневоле. Вот в Омской области Омский район селение Ближняя Роща, в селе живёт, соответственно, Владимир Михайлович Новиков - человек с инвалидностью. По ошибке его земельный участок был включён в лесной фонд. Несколько лет не можем ничего сделать, потому что одни органы отправляют в другие, и исправить положение сложно.
Скажите, пожалуйста, поможет ли этот законопроект таким, как Владимир Михайлович Новиков, чьи земли по ошибке включены в земли лесного фонда?
Абрамченко В. В. Однозначно могу сказать, что в таком случае, вот в приведенном примере, это устранит проблему заявителя без дополнительного представления пакета документов в органы по регистрации.
Дается право самому органу по регистрации на основании документов о правах на земельный участок устранить ошибку в записи о категории. Спасибо.
Председательствующий. Черкасов Кирилл Игоревич, пожалуйста.
Черкасов К. И., фракция ЛДПР.
Спасибо. Вопрос к Николаю Петровичу.
Николай Петрович, если изначально законопроект направлен на решение вопросов, возникших у добросовестных пользователей, Вы сказали, что ко второму чтению он будет доработан.
Комитет рассматривает размер этих участков - 6, 12, максимально 15 соток, или речь будет идти о том, что еще какая-то категория добровольных пользователей появится, и соответственно, эти участки расширятся до гектаров? Спасибо.
Николаев Н. П. Спасибо большое.
Вы знаете, здесь речь идет вот о чем. Мы же говорим о добросовестных пользователях, добросовестных собственниках. И у нас есть ситуации, когда и это 15 соток, это может быть 40 соток, но чаще всего, если мы установим четко, что вот именно такое количество соток, это означает ровно одно, что у нас найдется скорее всего добросовестный собственник, у которого будет, там, грубо говоря, на одну сотку больше. Что мы будем делать с ним? Мы будем делить его участок или еще что-то?
Именно для этого мы, когда, у нас, действительно, первая реакция в комитете была такая - ну сколько, соответственно, дачник? Это 6 соток. Ну давайте оставим 6 соток, и всё.
Потом, когда мы начали анализировать, мы понимаем, что мы на самом деле таким образом можем нарушить права большого количества действительно добросовестных собственников.
Но, чтобы это избежать, мы говорим о другом, что самые большие как раз вот эти злоупотребления - это сельхозземли, земли промышленности. Поэтому мы, скорее всего, склонны к тому, чтобы предусмотреть, что если это земли населенных пунктов, если это земли садоводческие, огороднические, тогда они должны действительно автоматически приобретать вот статус, который написан, который зафиксирован в едином государственном реестре недвижимости. Если речь идет о других видах земель, то тогда это нужно смотреть через суд.
Вот это наша позиция, я думаю, что она справедлива по той простой причине, что, вы поймите, мы же говорим с вами о всех тех людях, у которых на руках есть государственное свидетельство о собственности. Это бумага, которая выписана государством.
И если мы с вами допустим, что свидетельство о собственности, выписанное государством, это ничто, то представляете, как мы подорвём доверие к самому государству? Мы должны действительно найти тех, кто злоупотребил. Мы, может быть, должны иметь возможность найти тех, кто когда-то через коррупционные схемы соответственно допустил расхищение леса. Но мы ни в коем случае не должны допустить, чтобы хотя бы один добросовестный собственник у нас пострадал.
Но именно поэтому в законопроекте уже сейчас прописано положение, согласно которому, что вне зависимости от действия этого закона всё равно остаётся право оспаривать законность или незаконность приобретения собственности на определённый участок. Это остаётся, это написано на сегодняшний день в законопроекте. Спасибо.
Председательствующий. Водолацкий Виктор Петрович.
Водолацкий В. П., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
Виктория Валериевна, все три председателя комитета выступили с чёткой формулировкой, что закон несёт определённые риски. И сегодня, принимая его в первом чтении, мы соглашаемся с тем, что закон резонансный, что будут риски. Не проще ли согласительной комиссии доработать этот закон, чтобы у наших избирателей не было никаких вопросов? Потому что при определении земельных участков и лесных участков при кадастрировании на полмиллиметра сдвигалась вся карта и целые гектары, то, что говорит Николай Петрович, были украдены.
И к Ольге Викторовне вопрос. Кто сегодня приводит в порядок лесные массивы на границе муниципальных образований, если мы говорим о сохранении лесных массивов? Пожалуйста.
Абрамченко В.В. Спасибо за вопрос. Объём доработки законопроекта ко второму чтению нам понятен. И действительно, направления по доработке сейчас зафиксированы в постановлении Государственной Думы.
Если говорить о том, нужно принимать его в этой редакции или нужно его дорабатывать, мы согласны, что исключения, о которых сегодня говорили, это действительно территории, которые находятся под особой охраной, и которые точно также могут пересекаться с землями лесного фонда. Вот в отношении этих территорий, это национальные парки, особо охраняемые природные территории, земли, которые относятся к водному фонду, береговые полосы, вот в отношении этих территорий действительно необходимы исключения, но принимать законопроект необходимо, потому что без специального закона, я ещё раз повторю, исправить ошибки невозможно, поскольку мы говорим о том, что имеет место фактически спор о праве - праве частной собственности и праве Российской Федерации, которое установлено в силу закона, на земли лесного фонда. Спасибо.
Председательствующий. Боева Наталья Дмитриевна. Боева Н. Д., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Спасибо, Александр Дмитриевич.
Уважаемая Виктория Валериевна, скажите, пожалуйста, лесополосы входят в общее количество лесов? И как они учитываются? И почему нет никакого ухода за ними?
Спасибо.
Абрамченко В. В. Спасибо за вопрос.
Лесополосы в каждом субъекте Российской Федерации по-разному учитываются. Где-то эти лесополосы, действительно, включены в земли лесного фонда, где-то лесополосы включены как неотъемлемая часть, как улучшение земель сельскохозяйственного назначения. И в советском землеустройстве лесополосы включались, действительно, в состав земель сельхозназначения, поскольку были необходимы для того, чтобы задерживать, в том числе, влагу на полях и бороться с ветровой эрозией, с дефляцией.
К сожалению, потом, когда случилась приватизация земель бывших колхозов, не было четкого ответа на вопрос, куда эти лесополосы должны быть отнесены, и спор точно так же, как по землям мелиорируемым, занятым гидротехническими сооружениями, идет до сих пор.
И повторю ещё раз: в каждом субъекте по-разному.
Спасибо.
Председательствующий. Нилов Олег Анатольевич. Нилов О. А. У меня вопрос к обоим докладчикам.
Вот вы утверждаете, что есть спор, значит, частного права и права, определенного Лесным кодексом и лесным кадастром, а я утверждаю, что нет. Я вам сейчас прочитаю цитату из Конституции - статья 36 пункт 2: "Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляется их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и (самое главное) не нарушает прав и законных интересов иных лиц".
Все, нет никакого спора. Если в данном случае нарушается право граждан на свободное посещение лесов, то никакого права, определенного вот этой синей печатью о частной собственности, нет на основании этого пункта статьи Конституции.
Прокомментируйте.
Абрамченко В. В. С удовольствием прокомментирую.
Действительно, это базовые постулаты, это вопросы, которые не вызывают ни у кого сомнения. Но вы говорите о случаях, когда нарушаются законные интересы неограниченного круга лица на доступ к лесам. Николай Петрович в своей презентации показал чётко, что лесов-то нет уже, что идёт на самом деле подмена понятий, что когда-то по материалам лесоустройства указанная территория относилась к лесу, а может быть и не относилась, потому что границ нет, и Владимир Иванович Кашин об этом сказал, ну, нет точных границ. По экспертным оценкам, 20 процентов земель лесного фонда имеют точные границы, которые описаны так же как все остальные участки по данным Единого реестра недвижимости. И как, скажите на милость, определить, если, действительно, уже застроенные территории, деревьев нет, как определить, что нарушаются чьи-то права на доступ к лесу? Спасибо.
Николаев Н. П. Я тогда добавлю.
Вы знаете, ведь у нас в Конституции написано ещё тоже очень важная позиция, что у нас есть равное уважительное отношение к различным видам собственности, так вот ситуации, которые мы сейчас разбираем, это когда государство, в одном лице государство одновременно выписало и подтвердило право собственности гражданина на этот участок, а другой рукой в лесном реестре обозначило, что на этот же участок у государства есть право тоже собственности. И получается, что здесь равные права - у государства и у гражданина. И здесь нам, конечно, именно почему потребовался закон? Потому что мы должны вот в такой ситуации, в равном праве на собственность, мы должны определить, кто прав, а кто виноват, что называется. И очень важно то, что... почему вот сейчас нужно его принимать, почему нельзя его доработать, а потом опять через согласование, ещё через несколько месяцев внести. А потому что у нас каждую неделю, каждый месяц, а то, может быть, и каждый день принимаются судебные решения, по которым у нас добросовестные собственники, граждане, должны, соответственно, освобождать свою землю, потому что суды по понятным причинам, они становятся, прежде всего, на сторону государства, на сторону государственной собственности. Вот именно для этого нужен этот закон.
Председательствующий. Кашин Владимир Иванович. Кашин В. И. Спасибо.
Виктория Валериевна, ну что ещё раз хотелось бы вот сказать, вы мой вопрос как-то почти опередили, но действительно, каким надо быть фокусником, мы вас, как высочайшего профессионала уважаем, можно вот эти наложения, вот эти пересечения, вот эти спорные вопросы решить, если нет этих границ ни в землях сельхозназначения, ни в лесных землях?

5 августа 2019 , Финансовый мониторинг. Регулирование трансграничного движения финансов Правительство направило в Госдуму поправки к законопроекту об использовании переводных аккредитивов во внешней торговле

17 июля 2019 Правительство направило в Госдуму поправки к законопроекту об изменении в порядке установления ежемесячной выплаты в связи с рождением или усыновлением первого или второго ребёнка

15 июля 2019 Комиссия по законопроектной деятельности одобрила проект поправок Правительства к законопроекту о совершенствовании правового регулирования отношений в сфере государственных заимствований, управления государственным долгом и государственными финансовыми активами Законопроектом предлагается в бюджетном законодательстве закрепить подходы к определению долговой устойчивости публично-правовых образований, уточнить порядок исполнения государственных и муниципальных заимствований, предоставления государственных и муниципальных гарантий, государственных финансовых и государственных экспортных кредитов. Поправками к законопроекту предусматривается, в частности, создание правовых оснований для предоставления государственных экспортных кредитов за счёт средств Фонда национального благосостояния после достижения ликвидной частью фонда 7% ВВП. В целях снижения валютных рисков предлагается установить возможность привлечения субъектами Федерации кредитов от иностранных банков в российской валюте.

15 июля 2019 Комиссия по законопроектной деятельности одобрила проект поправок Правительства к законопроекту о тиражировании инновационной экосистемы «Сколково» Цель законопроекта – создание условий для снятия существующих территориальных ограничений деятельности по созданию и развитию инновационного центра «Сколково» за счёт тиражирования модели инновационной экосистемы «Сколково» с опорой на успешные региональные инновационные центры и инновационные научно-технические центры. Поправками к законопроекту, в частности, предлагается снять запрет на передачу в субаренду земельных участков, переданных фондом «Сколково» в аренду в целях создания и функционирования международного медицинского кластера. Полномочия по определению юридического лица, на которое возлагается реализация проекта «Сколково», предлагается закрепить за Правительством России.

15 июля 2019 Комиссия по законопроектной деятельности одобрила проект поправок Правительства к законопроекту об использовании переводных аккредитивов во внешней торговле Законопроект направлен на обеспечение возможности использования резидентами при осуществлении валютных операций с нерезидентами в рамках внешнеторговой деятельности такой формы расчётов, как переводные аккредитивы. Это позволит защитить интересы российских производителей экспортных товаров, гарантируя поступление в их пользу экспортной валютной выручки, обеспечит сближение условий ведения бизнеса в России с международной практикой. Поправками к законопроекту предусматривается, в частности, включение в виды договоров, по которым резидент не нарушает условия репатриации в случае, если банками-корреспондентами из сумм платежей удерживается комиссионное вознаграждение, договора займа о предоставлении нерезиденту иностранной или российской валюты.

8 июля 2019 Комиссия по законопроектной деятельности одобрила проект поправок Правительства к законопроекту об изменении в порядке установления ежемесячной выплаты в связи с рождением или усыновлением первого или второго ребёнка Законопроектом предлагается изменить критерий установления нуждаемости семей с полуторакратной на двукратную величину прожиточного минимума трудоспособного населения, установленную в соответствующем субъекте Федерации. Поправками к законопроекту предусмотрено введение с 1 января 2020 года ежемесячной выплаты на первого и второго ребёнка от полутора до трёх лет в размере прожиточного минимума ребёнка в субъекте Федерации.

8 июля 2019 Комиссия по законопроектной деятельности одобрила проект поправок Правительства к законопроекту о либерализации административной ответственности за нарушение валютного законодательства Законопроект направлен на смягчение административной нагрузки на российских экспортёров и импортёров при внешнеторговой деятельности. Поправками предусматривается, в частности, дополнение законопроекта нормой о возможности освобождения резидента от административной ответственности на 30-дневный период со дня истечения срока, установленного внешнеторговым контрактом, дифференциация размеров штрафов в случае нерепатриации денежных средств в российской и иностранной валюте.

1

Департамент лесного хозяйства по Центральному федеральному округу (далее – Департамент) открыл цикл совещаний по вопросу реализации Федерального закона от 29 июля 2017 года № 280–ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель», которое прошло 22 ноября в г. Пушкино Московской области.

В мероприятии приняли участие представители Аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе, Федерального агентства лесного хозяйства, МВД России, Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, ФГБУ «ФКП Росреестра», ФГБУ «Рослесинфорг» и лесных ведомств округа.

Начальник Департамента по вопросам экономической и социальной политики Аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в ЦФО М. В. Баранов поприветствовал участников совещания, выразив пожелание построения сегодняшней беседы на озвучивании проблем, возникающих при реализации данной законодательной нормы, исполнение которой стоит на особом контроле Аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации.

Открывала совещание заместитель руководителя Федерального агентства лесного хозяйства А.О. Винокурова. Анастасия Олеговна отметила, что Федеральный закон № 280–ФЗ был разработан в связи с необходимостью устранения противоречий в деятельности двух реестров: государственного лесного реестра и государственного реестра недвижимости. На момент внесения законопроекта в Государственную Думу, по данным Рослесхоза существовало около 1 тыс. случаев пересечения земель лесного фонда с землями иных категорий на площади 1,7 млн. га. И это данные по 26% земель лесного фонда, по отношению к которым были проведены работы по постановке на федеральный кадастровый учет. В связи с этим принято решение постановки на Парламентский контроль вопросов реализации данного закона.

О выявленных пересечениях земельных участков иных категорий с землями лесного фонда в разрезе субъектов Российской Федерации ЦФО доложил и.о. начальника Департамента А. Я. Чернышов.


«Исходя из сведений, содержащихся в альбомах картографических материалов ФГБУ «Рослесинфорг», общая площадь выявленных пересечений земельных участков всех иных категорий земель с землями лесного фонда 44856,5 га, что составляет 0,2 % от общей площади земель лесного фонда (22870,0 тыс. га) Центрального федерального округа, — констатировал Алексей Янисович. – Из 20916 выявленных пересечений более половины (11196 шт.) зафиксировано в Московской области». В основном пересечения относятся к землям населенных пунктов и сельскохозяйственного назначения. Наиболее значительные площади пересечений образуются в результате незаконного включения в земли населенных пунктов земель лесного фонда путем утверждения и принятия соответствующими органами решений об утверждении генеральных планов населенных пунктов без согласования с Федеральным агентством лесного хозяйства и, как правило, последующее распоряжение ими. По результатам проведенной Департаментом работы в данном направлении судами приняты решения об отмене 10 генеральных планов.

Департаментом и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации ЦФО, уполномоченными в области лесных отношений, проводится работа по обеспечению защиты прав собственности Российской Федерации на земли лесного фонда при выявленных пересечениях земельных участков в границах лесничеств (участковых лесничеств) субъектов округа. Так, в целях приведения в соответствие сведений Единого государственного реестра недвижимости и государственного лесного реестра о лесных участках, на территории большинства регионов ЦФО созданы межведомственные рабочие группы с включением в их состав работников лесного хозяйства. Об их деятельности рассказал в своем докладе и.о. начальника Департамента.

Проблемными вопросами, возникающими в субъектах округа при реализации Федерального закона от 29 июля 2017 года №280-ФЗ, поделились с участниками совещания представители лесных ведомств Белгородской, Ивановской, Липецкой и Московской областей.

Заместитель директора филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» Т. Н. Акаева вынесла на обсуждение собравшихся вопрос — как узаконить ранее учтенные земельные участки, которые пересекаются с земельными участками лесного фонда, в отношении которых не осуществлялось межевание.

Завершая совещание, А. О. Винокурова выразила благодарность представителям Аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в ЦФО, Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, ФГБУ «ФКП Росреестра», ФГБУ «Рослесинфорг» за готовность к обсуждению вопросов правоприменения Федерального закона № 280–ФЗ.


Проект федерального закона об устранении противоречий в данных государственного кадастра недвижимости и государственного лесного реестра подготовлен в Московской области и находится на заключительной стадии согласований

Об этом на пресс-конференции в областном Доме правительства рассказали начальник Главного управления архитектуры и градостроительства Московской области Владислав Гордиенко и председатель областного комитета лесного хозяйства Александр Мигунов.

При разработке генеральных планов поселений и округов области выяснилось, что сведения, содержащиеся в этих двух реестрах, порой носят взаимоисключающий характер. Например, земли государственного Лесного фонда накладываются на земли иных категорий, в том числе на застроенные территории. Таких наложений у нас порядка 200 тысяч. То есть, 200 тысяч собственников земельных участков - жителей региона и представителей малого и среднего бизнеса - оказались перед опасностью лишиться прав на объекты недвижимости, на которые имеются выданные в установленном порядке свидетельства о праве собственности, - обрисовал ситуацию Владислав Гордиенко.

То есть, с одной стороны, у нас есть свидетельство о собственности и мы обязаны учитывать права гражданина. С другой - есть свидетельство о собственности Российской Федерации, которое мы тоже не вправе игнорировать. В результате возникает спор о праве собственности. Ещё одна проблема: как учитывать это в генеральных планах? Что говорить жителям на публичных слушаниях и что делать с инвесторами, которые приходят к нам за разрешениями на строительство, а мы не можем их выдать? Сегодня механизма решения этой проблемы нет, и все вопросы решаются исключительно в судебном порядке. Однако мы понимаем, что в перспективе мы можем получить 200 тысяч судов. При этом на защиту прав у собственников уходят годы, - пояснил Гордиенко.

Для решения этой проблемы правительство Московской области предложило разработать законопроект, устраняющий указанные противоречия. Идея получила поддержку российского правительства.

По словам Владислава Гордиенко и Александра Мигунова, проект федерального закона, получивший название «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров», находится на заключительном этапе согласований.

Этим законопроектом регулируются земельные, лесные и иные отношения, касающиеся порядка определения местоположения границ и иных характеристик лесных участков.

Законопроект подготовлен с целью введения механизма по устранению противоречий в части принадлежности земельных участков к определенной категории и призван решить проблему перевода земель лесного фонда, на которых расположены лесные поселки, в земли населенных пунктов.

Его основной принцип - в случае выявления противоречий приоритет отдается сведениям государственного кадастра недвижимости и сведениям Единого государственного реестра прав, который ведет Росреестр. Целью законопроекта является не изменение порядка образования лесных участков, а гармонизация сведений об уже существующих земельных участках и землях лесного фонда, сведения об учёте которых разнятся.

Сергей ОЛЕКСЮК,



 

Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!