Тема урока Правоохранительные органы. Правоохранительные органы – специальные органы (государственные и негосударственные), создаваемые в целях охраны. Особенности судебной власти. оба суждения верны

Введение… 2

1. Органы судебной власти в РФ… 3

2. Функции прокуратуры в РФ… 4

3. Милиция, ее задачи и обязанности… 6

Заключение… 9

Список литературы… 10


Введение

Правоохранительная деятельность является одним из видов государственной деятельности. Цель (задача) правоохранительной деятельности - охрана самого права.

Государство располагает специальными органами и способно делать свои веления обязательными для всего населения. Через правотворчество, свои законодательные органы государство оснащает необходимыми полномочиями и надлежащими средствами воздействия правоохранительные учреждения, органы юрисдикции, правосудия.

Задачи правоохранительных органов нацелены на достижение конкретных результатов каждым субъектом правоохранительной деятельности: обеспечение конституционной законности путем устранения нарушений предписаний Конституции РФ и проверки конституционности законодательных и иных нормативных актов; справедливое разбирательство и разрешение гражданских, административных и уголовных дел; выявление и устранение нарушений закона с помощью средств прокурорского надзора и поддержания обвинения; раскрытие преступлений и изобличение лиц, виновных в их совершении, подготовка материалов для рассмотрения конкретных дел в суде; исполнение приговоров и иных судебных решений; предупреждение преступлений и иных правонарушений; предоставление всем, кому это необходимо, квалифицированной юридической помощи, а равно оказание других юридических услуг.

К правоохранительным органам относятся: суд, прокуратура, органы внутренних дел, органы обеспечения безопасности, налоговая служба, таможенные органы, органы юстиции и другие. Более подробно мы рассмотрим судебные органы, органы прокуратуры и органы внутренних дел.


1. Органы судебной власти в РФ

К органам судебной власти относятся Конституционный Суд, Верховный Суд, Высший Арбитражный Суд РФ, другие федеральные суды, а также суды субъектов Федерации.

Одной из разновидностей государственной власти является судебная власть, призванная осуществлять правосудие. Правосудие представляет собой вид государственной деятельности, направленной на рассмотрение и разрешение различных социальных конфликтов, связанных с действительным или предполагаемым нарушением норм права. Правосудие имеет ряд специфических признаков: оно осуществляется от имени государства специальными государственными органами - судами, посредством рассмотрения в судебных заседаниях гражданских, уголовных и других дел в установленной законом процессуальной форме.

Правосудие в Российской Федерации строится на принципах, отражающих сущность и задачи демократического правового государства и закрепленных в Конституции РФ (гл. 7) и в Федеральном конституционном законе от 31 декабря 1996 г «О судебной системе Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями).

Один из важнейших принципов - осуществление правосудия только судом (ст. 118 Конституции). Это означает, что в Российской Федерации нет и не может быть никаких, кроме судов, государственных или иных органов, которые располагали бы правом рассматривать и разрешать гражданские, уголовные и другие дела.

Принцип осуществления правосудия только судом - главная гарантия законности, охраны прав и законных интересов граждан и организаций. Этот принцип находит свое выражение и в установлении в Конституции (ч. 2 и 3 ст. 118) рамок осуществления судебной власти, которая реализуется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства, а также рамок судебной системы Российской Федерации, которая определяется Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации».

Судебная система Российской Федерации включает федеральные суды; конституционные (уставные) суды и мировых судей субъектов Федерации.

К федеральным судам относятся: Конституционный Суд РФ; Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции; Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды), арбитражные суды субъектов Федерации, составляющие систему федеральных арбитражных судов.

К судам субъектов Федерации относятся: конституционные (уставные) суды, мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов Федерации.

Органы правосудия в совокупности составляют судебную систему Российской Федерации. Основной видовой особенностью этих органов является осуществление судебной власти посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Аналогичные функции осуществляют соответствующие судьи в субъектах Федерации.

2. Функции прокуратуры в РФ

Особую группу правоохранительных органов составляют органы прокуратуры.

Прокуратура занимает особое место среди правоохранительных органов, поскольку не относится ни к законодательной, ни к исполнительной, ни к судебной власти. Прокуратура сегодня - это единая федеральная централизованная система органов (с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ), осуществляющих от имени государства надзор за исполнением действующих на его территории законов. Правовое регулирование ее деятельности, помимо Конституции РФ, закрепляется Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации».

Дополнения и изменения, внесенные в упомянутый Закон, укрепили роль прокуратуры в координации борьбы правоохранительных органов с преступностью, была сформирована специальная глава о прокурорском надзоре за соблюдением прав и свобод гражданина и человека. По существу, это новый Закон о прокуратуре, в нем определены все стороны организации и деятельности прокуратуры. На прокуратуру возложено также осуществление надзора за исполнением законов и соблюдением Конституции РФ. Деятельность прокуратуры направлена на обеспечение верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства. Прокуратура РФ выполняет и иные функции, установленные федеральным законом.

Органы прокуратуры осуществляют надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина; за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие; за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказания и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу.

Особую функцию прокуратуры образует участие прокуроров в рассмотрении дел судами. Прокуратура осуществляет также функцию расследования преступлений, является формой защиты прав потерпевшего от преступного посягательства. Прокуратура участвует в правотворческой деятельности государства. Прокуроры субъектов Федерации назначаются Генеральным прокурором по согласованию с субъектами Федерации. Иные прокуроры назначаются Генеральным прокурором РФ. Полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации определяются Федеральным законом от 17 ноября 1995 г. «О прокуратуре Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями).

3. Милиция, ее задачи и обязанности

Милиция в Российской Федерации представляет собой систему государственных органов исполнительной власти, призванных защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан, собственность, интересы общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств и наделенных правом применения мер принуждения в пределах, установленных Законом РФ «О милиции» и другими федеральными законами.

Милицейская деятельность - это разновидность деятельности исполнительной власти, проявлениями которой являются управление и охрана. Для нее как особого рода государственного управления свойственны, прежде всего, общие методы управления, характерные для исполнительной власти: убеждение, непосредственное управление, поощрение и принуждение.

Задачами милиции являются:

обеспечение безопасности личности;

предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений;

выявление и раскрытие преступлений;

охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности;

защита частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности;

оказание помощи физическим и юридическим лицам в защите их прав и законных интересов в пределах, установленных Законом «О милиции» (ст. 2).

Существенное расширение полномочий милиции по предотвращению террористических актов (проведение досмотра пассажиров, членов экипажа, груза в аэропортах; проверка мест производства, хранения, продажи, коллекционирования оружия и боеприпасов; осмотр транспорта, в том числе личного, и т. д.) произведено Федеральным законом от 21 марта 2005 г. № 20-ФЗ. Использование предоставленных милиции прав возможно только в целях исполнения обязанностей, возложенных на нее указанным законом.

К основным обязанностям милиции относятся:

предотвращение и пресечение преступлений и административных правонарушений, оказание помощи гражданам, пострадавшим от правонарушений, а также находящимся в беспомощном состоянии, опасном для их жизни и здоровья;

принятие и регистрация заявления, сообщения о преступлении и административном правонарушении, возбуждение уголовных дел, производство дознания, раскрытие преступлений;

розыск лиц, совершивших преступление, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения наказания, без вести пропавших;

обеспечение правопорядка на улицах, других общественных местах, регулирование дорожного движения, регистрация и учет автомототранспорта, прием экзаменов и выдача удостоверений на право управления автомототранспортом и т. д.;

выдача лицензий на продажу или приобретение, коллекционирование и экспонирование гражданского и служебного оружия и патронов к нему, разрешения на их ношение, хранение, ввоз на территорию РФ и вывоз за ее пределы;

охрана на основе договора с физическими или юридическими лицами принадлежащего им имущества и многие другие.


Заключение

В заключение можно сделать следующие выводы:

Важнейшее предназначение правоохранительных органов - обеспечение в демократическом обществе режима законности - неукоснительного соблюдения и исполнения всех юридических норм, прежде всего тех, которые содержатся в законах, всех правовых предписаний гражданами, их объединениями, должностными лицами, государственными органами.

Задачи судебных органов нацелены на обеспечение конституционной законности путем устранения нарушений предписаний Конституции РФ и проверки конституционности законодательных и иных нормативных актов; справедливое разбирательство и разрешение гражданских, административных и уголовных дел; раскрытие преступлений и изобличение лиц, виновных в их совершении, исполнение приговоров и иных судебных решений; предупреждение преступлений и иных правонарушений.

Основной видовой особенностью органов прокуратуры является осуществление ими надзора за исполнением законов федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также соответствием законам издаваемых ими правовых актов.

Задачами милиции являются: обеспечение безопасности личности; предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений; выявление и раскрытие преступлений; охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности; защита частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности; оказание помощи физическим и юридическим лицам в защите их прав и законных интересов.

Список литературы

1. Конституция Российской Федерации. Принята Всенародным голосованием 12.12.1993. «Российская газета», № 237, 25.12.1993.

3. Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г «О судебной системе Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями)

5. Козлова Е. И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: учеб. – 4-е изд., перераб. и доп. – М: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008.

6. Никоров Г. И. Судебная власть в правовом государстве // Государство и право. 2007. № 3.

7. Органы государственной власти РФ: учебное пособие. - М: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.

8. Савюк Л. К. Правоохранительные органы: учебник / Л. К. Савюк. – 2-изд., перераб. и доп. – М.: Норма, 2007.

Правоохранительные органы — это органы, осуществляющие правоохранительную деятельность, обладающие соответствующей компетенцией и необходимыми для этого материальными ресурсами. Правоохранительная деятельность — это деятельность, осуществляемая специально уполномоченными органами с целью охраны и защиты права путем применения юридических мер воздействия.

Основные функции правоохранительных органов:

- охрана государственного и общественного строя;
- укрепление законности и правопорядка;
- защита прав и свобод человека и гражданина;
- охрана законных прав и интересов организаций, предприятий и учреждений;
- борьба с преступностью.

Виды правоохранительных органов

. Органы выявления и расследования преступлений
. Органы юридической помощи
. Органы обеспечения правопорядка и безопасности
В целом, в России к правоохранительным органам относят военизированные органы, осуществляющие оперативную или следственную деятельность на основании специальных законов.
. Суды
. Прокуратура Российской Федерации
. Министерство по чрезвычайным ситуациям
. Федеральная служба охраны
. Следственный комитет Российской Федерации
. Федеральная служба безопасности
. Министерство внутренних дел
. Полиция
. Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков
. Налоговые службы
. Федеральная таможенная служба
. Нотариат
. Адвокатура
. Министерство юстиции Российской Федерации
. Федеральная служба исполнения наказаний
. Федеральная служба судебных приставов

Полиция составная часть единой централизованной системы Министерства внутренних дел Российской Федерации. Включена в органы внутренних дел.
Полиция предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства; для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности.

Прокуратура РФ

Единая централизованная система федеральных органов, осуществляющих надзор за точным и единообразным исполнением законов, за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.
Функции:
- осуществление уголовного преследования в соответствии с полномочиями;
- координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью;
- участие прокурора в рассмотрении судами уголовных, гражданских, административных дел в качестве государственного обвинителя;
- опротестование противоречащих закону решений, приговоров, определений и постановлений суда.

Министерство внутренних дел РФ

Федеральный орган исполнительной власти, который осуществляет государственное управление в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина, охраны правопорядка, обеспечения общественной безопасности.
Функции:
- разработка и принятие в пределах своей компетенции мер по защите прав и свобод человека и гражданина, защите объектов независимо от форм собственности, обеспечению общественного порядка и общественной безопасности;
- организация и осуществление мер по предупреждению и пресечению преступлений и административных правонарушений, выявлению, раскрытию и расследованию преступлений (оперативно-розыскная и экспертно-криминалистическая деятельность);
- обеспечение исполнения уголовных наказаний.

Министерство юстиции (Минюст) РФ

Федеральный орган исполнительной власти, проводящий и осуществляющий управление в сфере судопроизводства, а также координирующий деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти.
Функции:
- правовое обеспечение нормотворческой деятельности Президента РФ и Правительства РФ (разработка проектов нормативных актов, экспертиза законов РФ и др.);
- организационная роль в деятельности судов общей юрисдикции и военных судов;
- государственная регистрация нормативных актов центральных органов федеральной исполнительной власти;
- регистрация уставов общественных и религиозных объединений;
- организация и развитие системы юридических услуг;
- осуществление международно-правовой деятельности по охране прав и законных интересов граждан;
- организация функционирования уголовно-исполнительной системы.

Пояснительная записка

Обществознание. 7 класс: учеб. для общеобразоват. организаций с приложением на электронном носителе / Н.И.Городецкая, Л.Ф.Иванова и др.; под ред. Л.Н.Боголюбова, Л.Ф.Ивановой.-М.: Просвещение, 2013.

Обществознание. 7 класс: рабочая тетрадь/ пособие для учащихся общеобразовательных организаций/ О.А.Котова, Т.Е. Лискова.- М: Просвещение, 2013.

Цель:

Задачи:

  • формирование представлений о структуре правоохранительных органов, уважительного отношения к сотрудникам правоохранительных органов.

    познакомить обучающихся с системой правоохранительных органов РФ, их функциями;

    определить, какие требования предъявляются к сотрудникам правоохранительных органов;

    развивать навыки использования правовой терминологии;

    воспитывать правовое самосознание обучающихся, активную гражданскую позицию, уважительное отношение к правоохранительным органам.

10. Планируемые результаты: Личностные :

Стремление к самоизменению – приобретению новых знаний и умений;

Установление связи между учением и будущей профессиональной деятельностью;

Ценностное отношение к умению удерживать учебную задачу;

Осознание обучающимися практической и личностной значимости результатов каждого этапа урока.

Метапредметные :

Формирование познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся;

Развитие способности к самостоятельному приобретению знаний и практических умений;

Развитие умения определять цели и задачи своей деятельности, выбирать средства реализации цели и применять их на практике;

Развитие умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, презентацию с помощью ТС и ИТ;

Формирование умения взаимодействовать с одноклассниками, работать в малых группах с выполнением различных социальных ролей, представлять себя.

Предметные:

Знание о системе правоохранительных органов, истории их возникновения, их основных функциях;

Умение работать с понятийным аппаратом по теме;

Использовать знания о своих правах и обязанностях в процессе жизни;

Извлекать необходимую информацию из нормативных документов;

Выражать сознательное неприятие антиобщественного поведения.

11. Тип урока: изучение нового материала (открытие нового знания)

12.Формы работы обучающихся: фронтальная, парная, групповая, индивидуальная .

13. Организация деятельности учащихся на уроке (приёмы и методы):

Объяснительно-иллюстративный;

Проблемный диалог;

Самооценка, взаимооценка;

Критическое мышление;

Постерная презентация;

Опережающее д/з.

14. Организация пространства: компьютер, экран, проектор, мультимедийная презентация «Правоохранительные органы», часы, кластер, рабочие листы (Приложение 1).

15.Конструкт урока

Опережающее домашнее задание :

Работа в группах. Подготовка и представление постеров (Приложение 2) (Приложение 3) (Приложение 4)

Л: формирование устойчивой мотивации к обучению.

К:Умение слушать и вступать в диалог.

Р: волевая саморегуляция.

П: осмысление информации, анализ.

Проверяет готовность детей к уроку, создаёт позитивный настрой, мотивирует обучающихся на включение в деятельность и определение темы.

Позитивный настрой - желаю, Вам, ребята, сегодня подняться на ступеньку выше в ваших знаниях.

Настраиваются на урок, включаются в деятельность, анализируют информацию, обдумывают и предлагают предположительную тему урока.

Включение и настрой на урок, осмысление и формулирование примерной темы урока.

2.Актуализация знаний

П: Анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения.

К: развитие коммуникативных навыков групповой деятельности

Р:выражение личного отношения к теме, коррекция с учётом оценки результата товарищей.

Л: развитие творческого мышления.

Организует с обучающимися диалог по вопросам: Чтобы узнать что-то новое, что надо сделать сначала? Повторить те знания, которые нам понадобятся на уроке. Что такое закон? Почему нужно соблюдать закон? В каком документе закреплены основные права граждан?

Включаются в проблемный диалог, отвечают на вопросы.

Устные ответы, дополняющие и расширяющие имеющиеся представления об ответственности за правонарушения

3. «Открытие» обучающимися новых знаний

П: Формулирование познавательной цели, сравнение, осознанное построение речевых высказываний

К: умение участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, обмениваться знаниями.

Р: умение ставить учебные задачи.

Л: мотивация учения, личная заинтересованность.

Создаёт условия для возникновения проблемного диалога. Показывает и поясняет слайды презентации

(Приложение 5)

Организует работу обучающихся в рабочих листах с текстом Конституции. Запись в тетрадь определения «правоохранительные органы». Работа с кластером «Правоохранительные органы».

Организует деятельность обучающихся, направленную на получение новых знаний.

Осуществляет работу с опережающим домашним заданием - работа с постерами, подготовленными обучающимися

Подводит обучающихся к пониманию смысла принципа презумпции невиновности.

Обучающиеся включаются в проблемный диалог, работают с текстом Конституции, заполняют кластер «Правоохранительные органы».

Просматривают постеры, делают записи в тетради. Отвечают на вопросы, работают над заданиями в тетради на печатной основе, осуществляют самопроверку и взаимопроверку.

Записи в тетради, кластер «Правоохранительные органы»

4.Этап первичной проверки понимания изученного.

К:Осознанное построение речевых высказываний.

Р: Оценка правильности выполненных действий

П: доказательство, установление связей.

Л:умение видеть возможность применения полученных знаний в реальной жизненной ситуации

Организует ситуацию выполнения задания на повторение и закрепление полученных знаний – рабочий лист, №4,5,6.

Выполняют задание учителя, работают с кластером «Правоохранительные органы», рабочим листом.

Умение объяснять явления и процессы с опорой на полученных знания.

5. Включение новых знаний в систему знаний и повторение

Р: Контроль, коррекция, оценка (взаимо и самооценка)

К:навыки взаимоконтроля и взаимопомощи.

П: перенос знании, умений в новую ситуацию для решения задач.

Л: мотивация на положительный учебный результат, адекватность самооценки.

Предлагает детям проверить и оценить, насколько хорошо они овладели полученными сегодня знаниями и как могут применять их в практической деятельности, выполнив см.работу – рабочий лист,задание №7

Формирование уважительного отношения к сотрудникам правоохранительных органов – просмотр ролика о курганском отряде ОМОН.

Выполняют самостоятельно задания

Оценка и самооценка.

Рефлексия

Л: Оценивание усваиваемого содержания.

Р: Оценка качества и уровня.

К:умение аргументировать, убеждать и уступать.

П:умение анализировать свою деятельность, формулировать и подводить итоги.

Организует дискуссию, позволяющую обучающимся осмыслить полученные результаты по изучению темы, способы их достижения, соотнести цели и полученный результат, личный вклад в коллективную работу

Для меня стало новым...
Меня удивило...
Я узнал...
Я научился...
Я понял, что могу...
Мне понравилось...
Меня удивило...
У меня получилось...
Я приобрёл...
Мне захотелось...
Меня воодушевило...

Высказывает свои впечатления, пожелания.

Рабочий лист – «Дорисуй смайлик»

Памятка для несовершеннолетнего

(приложение 7)

Участвуют в диалоге с учителем. Анализируют и осмысливают, проговаривают свои достижения

Удовлетворённость от проделанной работы, полученная оценка.

Домашнее задание

Л: Нравственно-эстетическое оценивание, мотивация учения, развитие творческого мышления.

П: Самостоятельное творческое решение проблемы.

Р: Планирование, саморегуляция, оценка.

Мотивирует на выполнение д/з, разъясняет, отвечает на возникшие вопросы (если появились).

Параграф 7

Задания на выбор:

Записывают д/з, обдумывают, задают (по необходимости) вопросы.

Запись д/з и желание его выполнить.

Приложение 1

Рабочий лист

Тема _________________________________________________________________________________

Фамилия, имя ____________________________________________ Дата _________________________

Конституция РФ

Статья 1

1. Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.

Статья 2

1. Кластер

Их общее назначение

____________________________________________________________________________________________________

2. Напиши определения понятий.

Адвокат - ________________________________________________________________________________

Нотариус - _______________________________________________________________________________

Лицензия - _______________________________________________________________________________

Детектив - ________________________________________________________________________________

4. Дополни предложение.

Презумпция невиновности означает, что ______________________________________________________

_________________________________________________________________________________________.

Судьей может быть только __________________________________________________________________

Согласно закону судьи в РФ _________________________________________________________________

5. Заполни схему.

6. Отметь знаком «+» те подразделения, которые работают в составе полиции общественной безопасности:

Уголовный розыск

Патрульно-постовая служба

Подразделение по борьбе с экономическими преступлениями

Дежурная часть

Подразделение по делам несовершеннолетних

ГИБДД

Подразделение по борьбе с наркотиками

Паспортно-визовая служба

7. На основе кластера « Правоохранительные органы», сделайте вывод, в какой из правоохранительных органов следует обратиться в следующей ситуации:

1.В. Иванова, ученика 8 класса постоянно избивают родители.

2.Вы обнаружили, что у вас пропал дорогой мобильный телефон.

3.Ваша семья купила в магазине холодильник, который сломался через неделю после начала эксплуатации, а магазин отказывается отремонтировать или заменит некачественный товар.

Домашнее задание:

Параграф 7

Задания на выбор:

2.Выскажи свое мнение, в чем состоит главная причина негативного отношения части граждан к сотрудникам органов внутренних дел? Что необходимо сделать для повышения авторитета сотрудников правоохранительных органов?

Приложение 2

Правила работы в группе

    Вы работаете в группе. Помните, что успех группы зависит от успеха каждого. Старайтесь оказывать помощь друг другу, делайте это тактично и терпеливо.

    Слушайте каждого члена группы внимательно, не перебивая.

    Говорите коротко, ясно, чтобы все могли высказаться.

    Поддерживайте друг друга, несмотря на возникающие разногласия.

    Отвергая предложенную идею, делайте это вежливо и не забывайте предлагать альтернативу.

    Определите координатора группы. Координатором выбирайте того, кто сможет распределить нагрузку, уладить разногласия, выбрать лучшее решение вместе со всеми.

Приложение 3

Тема: Правоохранительные органы. 7 класс. Обществознание

Ребята! Предлагаю Вам объединится в группы для того, чтобы совместно найти и представить в виде постера информацию о правоохранительных органах РФ:

    Прокуратура РФ;

    Полиция РФ;

    ФСБ РФ;

    Федеральная таможенная служба РФ

    Судебная система РФ

Обязательные содержательные элементы постера:

    наименование (полное и краткое);

    история создания;

    основные функции;

    кто может стать сотрудником данного правоохранительного органа (судьей);

    как в нашем городе можно обратиться в данную службу (экстренные телефоны, контактные телефоны, телефон доверия, адрес)

Приложение 4

Критерии оценивания постера

Оценка

Критерии

Отлично

Хорошо

Удовлетворительно

Содержание

Содержание постера полностью соответствует теме. Тема раскрыта наиболее полно

Содержание постера соответствует теме. Тема раскрыта не полностью

Тема плохо передана, содержание постера расплывчато и непонятно

Дизайн (оформление)

Эффективно использованы цвета, линии, формы, чтобы сделать постер интересным и привлекательным. Образы соответствуют теме

Рисунки и иллюстрации имеют отношение к содержанию постера и добавляют свой вклад в общий смысл

Некоторые изображения не имеют отношения к содержанию постера. Постер не привлекает внимания зрителя

Правописание

В постере нет ошибок в правописании

В постере есть несколько письменных ошибок, которые не отвлекают читателя от смысла плаката

В постере есть несколько письменных ошибок, которые отвлекают внимание от смысла плаката

Защита постера

1.Содержание раскрыто в полном объеме. Выступление логично, отражает основные аспекты работы.

2.В выступлении принимают участие все члены группы.

1.Содержание раскрыто не в полном объеме, выступление не совсем последовательно, отражает не все аспекты работы.

2. В выступлении участвуют 1-2 члена группы.

1.Содержание раскрыто слабо, выступление не последовательно.

2.В выступлении участвует один член группы.

Приложение 5

Что такое Конституция?

Давайте обратимся к тексту Конституции – Глава 1, статья 1 (рабочие листы)

Глава 1. Основы конституционного строя

Статья 1

1. Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.

2. Наименования Российская Федерация и Россия равнозначны.

Статья 2

Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Что означает выражение: «Россия - правовое государство»? Это значит, что государство в лице его органов осуществляет свою деятельность на основе норм права, обеспечивает верховенство закона, охрану законных интересов личности, взаимную ответственность государства и граждан.

В статье 2 Конституции права и свободы человека провозглашаются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод объявляются обязанностью государства. Для этого государство создает специальные органы. Какие? Правоохранительные. Запись в тетрадь определения «правоохранительные органы». Работа с кластером «Правоохранительные органы»

Приложение 6

К правоохранительным органам традиционно относят суд, прокуратуру, полицию, ФСБ, таможенные органы.

Некоторые относят к правоохранительным органам и такие негосударственные организации как адвокатура и нотариат, частные охранные предприятия и детективные службы. Эти органы оказывают населению юридическую помощь.

Адвокатура не является правоохранительным органом в полном смысле этого слова.

Адвокат- это защитник. Его обязанность в судебном разбирательстве обеспечить права подсудимого, помочь ему продемонстрировать все обстоятельства дела, которые могут быть учтены судом.

Нотариусы помогают составить различного рода правовые документы, удостоверяют завещания и сделки с недвижимостью, свидетельствуют верность подписей и копий документов, выписок из них. Рассмотрим ситуацию из учебника, страница 56.

Закон предусматривает также частную детективную и охранную деятельность. Ею может заниматься один человек или организация. Для этого нужно получить лицензию - специальное разрешение. Частная охрана и частные детективы оказывают платные услуги, направленные на защиту жизни и здоровья, охрану имущества, обеспечение порядка, поиск пропавших без вести лиц.

Сейчас, мы более детально рассмотрим, что представляют собой организации, осуществляющие нашу защиту (работа с презентациями обучающихся).

    Работа с кластером «Правоохранительные органы» - давайте с вами попробуем составить кластер (схему), в который запишем какие организации и структуры обеспечивают защиту прав и свобод граждан (рабочий лист).

    Обратите внимание на визуальный ряд (презентация « Правоохранительные органы», слайд 5)

    Прокуратура – Термин « прокуратура » происходит от латинского procure - что означает - забочусь, обеспечиваю, предотвращаю.

Групповое представление постера «Прокуратура РФ»

    Работа с визуальным рядом (презентация « Правоохранительные органы», слайд 8)

    Полиция - термин «Полиция» происходит от греческого P oliteia – что значит - управление делами государства.

Групповое представление постера «Полиция РФ»

    Работа с визуальным рядом (презентация « Правоохранительные органы», слайд 11)

    Таможня- Федеральная таможенная служба- Слово «Таможня» произошло от тюркского слова «тамга», означавшего у кочевых народов Средней Азии клеймо, которое обычно ставилось на различные предметы в качестве знака собственности. В Древней Руси в период Золотой Орды тамгой именовалась торговая пошлина. \

Групповое представление постера « Федеральная таможенная служба РФ»

    Работа с визуальным рядом (презентация « Правоохранительные органы», слайд 14)

    Федеральная служба безопасности - Генерал-лейтенант, Директор ФСБ России Бортников Александр Васильевич

    Работа с визуальным рядом (презентация « Правоохранительные органы», слайд 16)

Групповое представление постера « ФСБ РФ»

    Судебная система РФ

Групповое представление постера о судебной системе РФ

Правоохранительные органы– это органы, основной целью деятельности которых является защита прав и свобод граждан, прав и законных интересов юридических лиц (организаций, предприятий).

Как выглядит богиня Правосудия? 3.А как бы Вы изобразили Богиню Правосудия?

Все государства в различные исторические эпохи стремились по-своему решить вопрос о справедливой организации правосудия. Один из них – презумпция невиновности – пока вина человека не доказана судом, обвиняемый считается невиновным.

Выполнение заданий – рабочий лист №4,5,6

Приложение 7

Памятка для несовершеннолетнего.

Полиция задерживает на улице подростка. Как ему следует вести себя, чтобы избежать ещё больших неприятностей.

1. Ни в коем случае нельзя сопротивляться (грубить, угрожать и т.д.) сотруднику полиции.

2. Необходимо запомнить фамилию и звание сотрудника.

3. Важно сразу заявить о том, что задержанный является несовершеннолетним.

4. После того как несовершеннолетнего доставили в отделение полиции, он вправе потребовать, чтобы об этом сообщили родителям.

5 . Никто не имеет права проводить допрос несовершеннолетнего в отсутствие педагога или родителей.

Тема урока: «Кто стоит на страже закона».

7 класс

Учитель истории и обществознания Тарасова В.И.

Цель урока:

Способствовать формированию правового сознания. сформировать у учащихся общее представление о правопорядке, о правоохранительных органах государства.

Задачи урока:

Учебная:

Осмысление, обобщение и закрепление полученных знаний; развитие умения критически мыслить, выделять главное, решать проблемные задания, доказывать свою точку зрения; работать с документами, участвовать в дискуссиях, формирование умений и навыков цивилизованной защиты своих прав.

Развивающая:

научить выделять главное, существенное в изучаемом материале, применять эти знание на практике (формирование компетенции)

Воспитательная:

формирование правовой культуры у детей, уважительного отношения к закону, к правам других людей, развитие коммуникативных компетенций учащихся через работу в группах.

Основные понятия: право, правопорядок, закон, правоохранительные органы.

Планируемые результаты

Предметные

Научатся: различать виды правовой ответственности;

определять понятия: «правоохранительные органы, правонарушение, полиция, адвокатура, прокуратура, таможня, ФСБ, суды.»

Получат возможность научиться: решать правовые задачи, высказывать собственное мнение, суждения.

Метапредметные УУД

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цели; анализируют вопросы, формулируют ответы.

Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; обмениваются мнениями, понимают позицию партнера.

Регулятивные: ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно.

Личностные УУД

Оценивают собственную учебную деятельность, свои достижения; проявляют заинтересованность в решении проблемных заданий всей группой; анализируют и характеризуют эмоциональное состояние и чувства окружающих, строят свои взаимоотношения с их учетом; адекватно понимают причины успешности/ не успешности учебной деятельности.

Ход урока.

Ситуация неожиданности

Дети рассаживают по группам: суд, адвокаты, прокуратура, таможня, полиция.

Здравствуйте ребята, уважаемые гости. Ребята вы любите месяц декабрь? За что? Да скоро самый любимый праздник Новый год. Это единственный праздник на земле, когда всем и все дарят подарки. Мне тоже захотелось подарить вам гостинцы. Можете угощаться.

Что, не хватило гостинцев? Я предлагаю вам поделить их между вашей группой, чтобы хватило всем.

Вам сейчас пришлось решить простенькую задачу.

Как часто вам приходится решать задачи в вашей жизни?

Посмотрите на презентацию, перед вами колесо жизни. Предлагаю вам решить некоторые жизненные задачи. например Задача «Иметь»- иметь хорошее здоровье, Задачи «быть», Задачи «делать», Задачи «знать».– продолжите.

Что такое задача?

Обратимся к словарю.

Слайд 2

Большой психологический словарь. Задача- вопрос, ответ на который представляет практический или теоретический интерес.

ЗАДАЧА - стоящая перед человеком цель, которую надлежит ему выполнить в определенных условиях.

Словарь Ожигова. Задача - это то, что требует исполнения, разрешения.

Современный толковый словарь русского языка. Задача - обстоятельства, затруднения, которые надо преодолеть.

Человечеству во все времена приходится решать самые разные задачи.

Послушайте пожалуйста притчу.

« Один молодой воин пришел к мудрому пожилому человеку и спросил его:

О, мудрец, раскрой мне тайну жизни. В чем разница между небесами и адом?» Мудрец на мгновение задумался и ответил:

«Ты глупый молодой дурак. Как человек, подобный тебе, может понять такое? Ты слишком невежествен». Услышав такое, молодой воин рассвирепел. « Да за такие слова я готов убить тебя!» - закричал он и выхватил меч из ножен, чтобы покарать мудреца. В это же мгновение мудрец сказал:

«Вот это и есть ад». После этих слов молодой воин вложил меч в ножны. « А вот это и есть небеса», заметил старец.

О чем эта притча?

Правильно о нас с вами. Давным-давно, тысячи лет назад на Земле появились люди… Одновременно с ними появились главные вопросы:

Что люди могут делать и чего не могут;

Что люди обязаны делать и чего не обязаны;

На что люди имеют право и на что не имеют.

Каждый из нас проживая среди людей совершает поступки с целью доказать свою правоту или занять свое место в обществе. Часто это приводит к разногласиям. И поэтому важным для человечества является способность регулировать свое поведение.

Что придумали люди для урегулирования общественных отношений?

(Правила, определённый порядок)

Что такое право? (Право- это регулятор общественных отношений, система правил поведения гарантированных государством).

Что такое обязанность?

Обязанность – это то что мы должны беспрекословно выполнять.

Где закреплены наши основные права и обязанности?
(зафиксированы в Конституции РФ, в Декларации прав человека, Конвенции о правах ребёнка).

Всегда ли эти права соблюдаются. (ответы детей)

На столах у каждой группы есть карточки.

Задание называется «В шутку о серьёзном» (по два задания у каждого)

Цель задания: определить, какое право сказочного героя нарушено, и закончить фразу. (время выполнения задания – 30 сек.)

Лягушка из сказки В.Гаршина «Лягушка-путешественница», отправившись в путешествие, воспользовалась своим правом на… (свободное передвижение)

Буратино, схватив крысу Шушеру за хвост, нарушил её право на ….(личную неприкосновенность)

Полицейские из сказки А.Толстого «Золотой ключик», силой ворвавшись в каморку папы Карло, нарушил его право на… (неприкосновенность жилища)

Балда из сказки А.Пушкина «Сказание о попе и о его работнике Балде», нанявшись на работу к попу, воспользовался своим правом на…(труд)

Царевич Иван из сказки «Иван Царевич и серый волк», украв Жар-птицу у царя Берендея, нарушил его право на… (владение имуществом)

В сказке «Иван Царевич и серый волк» братья убили Ивана, нарушив его право на…(жизнь и личную неприкосновенность)

Давайте сделаем вывод: для чего нам необходимы правила, законы?

Вывод: законы необходимы, чтобы был порядок! Законы важны для любого государства и необходимы гражданам.

Все государственные организации призваны заботиться о соблюдении законов в стране.

Всегда ли люди соблюдают законы?

О случаях нарушения правопорядка постоянно пишут в газетах, говорят по радио и в передачах телевидения. А если случилось ЧП или просто сложная жизненная ситуация с вами или вашими близкими? Что тогда делать?

Я предлагаю вам послушать куплет одной песни и попытаться задать тему урока.

Звучит песня «Наша служба и опасна и трудна»

Ученики выдвигают версии темы урока…

Записываем в тетрадь тему урока: « Кто стоит на страже закона? »

« Кто же стоит на страже закона? » - Как бы вы ответили на этот вопрос?

Как вы думаете, какое общее понятие мы можем дать всем тем государственным структурам, что вы назвали?

Правильно, правоохранительные органы.

Какую цель нашего урока вы поставите? - познакомиться с правоохранительными органами РФ и функциями, которые они выполняют.

Я предлагаю составить кластер- высказать и зафиксировать свои предположения и ассоциации по теме урока.

Вопросы от групп заносятся на схему.

Что такое? Кто защищает закон и порядок?

Как добиться порядка?

Правоохранительные органы Какие задачи решают

Как защищают?

Кого можно назвать стражами закона?

Суд, прокурор, адвокат, ФСБ, таможня, полиция. Это – правоохранительные органы. Именно они охраняют закон.

Какие задачи имеют все правоохранительные органы? -найдите ответ на стр 56 - защита правопорядка, пресечение противоправной деятельности.

Сегодня я предлагаю вам работать в группах : суд, адвокаты, прокуратура, таможня, полиция.

Попытайтесь создать свои правила для работы в группе на уроке.

Слушать и слышать друг друга;

Не перебивать, работать всем активно;

Не обижать и не обижаться;

Замолкать по знаку поднятой рук

У вас на столах карточки с заданиями. В течение 5 минут

Внимательно прочтите задания, изучите необходимый материал в учебнике., информацию о правоохранительных органах, обратитесь к статьям Конституции РФ. Решите практические задачи и ответите на вопросы:

Как и чем могут помочь нам с вами правоохранительные органы.

Вы будете представлять правоохранительные органы. Все сотрудники которых выглядят подтянуто и физически крепкие. В этих структурах должны служить здоровые, физически выносливые люди и в этом им помогают физические нагрузки и минуты отдыха.

Предлагаю провести минутку для здоровья.

Физминутка музыка «Утренняя зарядка»

Мы подзарядились и есть силы работать дальше? Тогда начинайте выполнять практическую работу.

1 группа. Суд.

Внимательно прочитайте (стр. учебника 57-59,

прочтите и обсудите статьи Конституции 46, 47, 118, 119, 120.

Расскажите как осуществлялся суд в Афинах. Что вам понравилось в Афинском суде?

Ответьте на вопросы:

Кто и как осуществляет правосудие в нашей стране?

Кто такой судья, кто работает в суде?

Кому подчиняются судьи?

Кто имеет право заставить выполнять решение суда?

Что такое презумпция невиновности?

Задача. Иванова после окончания юридического института назначили на должность судьи. Ему было 22 года. Законно ли данное назначение?

Попытайтесь сформулировать определение: СУД – это……

Учитель: - если дети сказали, то не говорить……….

Все государства в разные исторические эпохи стремились по-своему решить вопрос о справедливой организации правосудия.
Со временем был выработан принцип правосудия – презумпция невиновности:
« …обвиняемый считается невиновным до тех пор, пока его вина не будет доказана в установленном законом порядке».

Именно от суда ждут принятия законного и обоснованного решения по делу. Это налагает особую ответственность – от решения суда всегда зависит человеческая судьба.

Согласно российским законам судьей может быть только человек, имеющий юридическое образование. Он должен быть честным, смелым, принципиальным, с твёрдым характером и развитым чувством справедливости. Но даже тому, кто соответствует перечисленным качествам, не удастся стать судьёй, если он совершил «порочащие его поступки».

(Вспомним слова одного литературного героя: «Береги платье с нову, а честь с молоду»).

Ст. 120 Конст. РФ гласит: «Судьи независимы и подчиняются только

Конституции РФ и закону». Это означает, что при рассмотрении конкретного дела никто и ничто не может заставить судью принять решение, которое противоречит закону и принципам справедливости. Вмешательство в деятельность суда, даже с добрыми намерениями ведет к нарушению законности.

Учитель

В настоящее время в нашей стране по Конституции РФ в судебную систему возвращен суд присяжных. (Вводился по реформе 1864г. имп. Александром II; стремление водворить на земле «суд скорый, правый, милостивый и равный для всех подданных»).

Суд присяжных состоит из профессионального судьи и 12 представителей народа, которых называют присяжными заседателями.

Суды присяжных рассматривают уголовные дела по тяжким и особо тяжким преступлениям. Выносят вердикт «виновен», «не виновен», «виновен, но заслуживает смягчения наказания». И только после этого судья определяет меру наказания. Особенность суда присяжных состоит в том, что решение по делу присяжные выносят, опираясь прежде всего на здравый смысл и жизненный опыт.

2 группа. Адвокаты, нотариусы

Внимательно прочитайте (стр. 56 учебника, статью Конституции 48, документ и ответьте на вопросы:

Кто и как осуществляет юридическую помощь в нашей стране?

Кто такой адвокат, кто может стать адвокатом?

Кто такой нотариус? Какие вопросы он решает?

Попытайтесь сформулировать определение: адвокат – это…

Задача. Несовершеннолетний Носов угнал машину. Это уголовное дело в суде рассматривалось без адвоката. Правильно ли поступил суд?

3 группа. Прокуратура.

Внимательно прочитайте (стр. 56 учебника, документ и ответьте на вопросы:

Каковы главные задачи прокуратур

Каковы функции прокуратуры?

Попытайтесь сформулировать определение: прокуратура – это…

Задача. Полицейский в квартире Иванова произвёл обыск, не предъявив никаких документов. Законны ли действия полицейского?

Документ

Надзор за исполнением законов – главная функция прокуратуры.

Прокуратуры осуществляют надзор за исполнением Конституции РФ, уставов субъектов РФ, а также за исполнением законов субъектов РФ. Общим для всех надзорных функций является то, что органы прокуратуры осуществляют надзор за исполнением действующих на ее территории законов; уголовное преследование за совершение преступлений.

Прокурор вправе принять поручить подчиненному ему прокурору или следователю расследование любого преступления.

Генеральный прокурор РФ вправе обратиться с предложениями об изменении, дополнении, отмене или принятии законов к любому органу или должностному лицу, правомочному вносить такие акты.

Координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью преследует цель наиболее успешно осуществлять меры по выявлению, раскрытию, расследованию преступлений, принимать или рекомендовать компетентным органам меры по устранению обстоятельств, способствовавших их совершению

Учитель:

Прокуратура осуществляет надзор за соблюдением законов. Органы прокуратуры возбуждают уголовные дела, поддерживают обвинение в суде и представляют государственные интересы в судебном процессе.

4 Группа таможня, ФСБ

Изучите документы, ответьте на вопросы:

Каковы главные задачи таможни?

Каковы функции ФСБ?

Документ № 1

Таможня осуществляет проверку документов и сведений, необходимых для таможенных целей;

Проводит таможенный досмотр, учет товаров и транспортных средств; осматривает территории, помещения и места, где могут находиться товары и транспортные средства, подлежащие таможенному контролю,

Осуществляет контроль за достоверностью сведений, представляемых для таможенных целей, за доставкой товаров и транспортных средств, находящихся под таможенным контролем, и документов на них в места, определенные таможенными органами.

Документ № 2

Основными задачами ФСБ России являются:

Организация выявления, предупреждения и пресечения разведывательной и иной деятельности специальных служб и организаций иностранных государств, отдельных лиц, направленной на нанесение ущерба безопасности Российской Федерации.

Организация во взаимодействии с федеральными органами государственной власти борьбы с организованной преступностью, коррупцией, контрабандой, легализацией преступных доходов, незаконной миграцией, незаконным оборотом оружия, боеприпасов, взрывчатых и отравляющих веществ, наркотических средств и психотропных веществ, специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, а также противодействия экстремистской деятельности, в том числе деятельности незаконных вооруженных формирований, преступных сообществ и групп, отдельных лиц и общественных объединений, ставящих своей целью организацию вооруженного мятежа, насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации, насильственный захват или насильственное удержание власти.

Обеспечение борьбы с террористической и диверсионной деятельностью.

5 группа. Полиция.

Внимательно прочитайте (стр. 60,61 учебника, документ и ответьте на вопросы:

Что вы узнали из истории создания полиции и милиции?

Каковы главные задачи полиции?

Что такое криминальная полиция, полиция общественной безопасности, паспортно-визовая служба?

На что имеют право работники полиции для обеспечения общественного порядка?

Почему для полиции важна помощь граждан?

Полиция РФ подразделяется на криминальную и общественной безопасности.

Какие задачи выполняют эти подразделения?

Попытайтесь сформулировать определение: полиция – это……..

Документ

Криминальная полиция

Полиция общественного порядка

Задачи криминальной полиции:

Предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений;

Розыск лиц, скрывающихся от правоохранительных органов.

Задачи полиции общественной безопасности:

Обеспечение личной и общественной безопасности;

Охрана общественного порядка;

Предупреждение и пресечение правонарушений.

В состав криминальной милиции входят следующие подразделения:

Уголовный розыск;

Подразделение по борьбе с экономическими преступлениями;

Подразделение по борьбе с незаконным оборотом наркотиков;

Криминалистические лаборатории и др.

В состав милиции общественной безопасности входят:

Подразделения патрульно-постовой службы;

Дежурные части;

ГАИ;

Паспортно-визовые службы;

Участковые инспектора;

Подразделения по делам несовершеннолетних и др.

Задача. Когда Николаю исполнилось 14 лет, он заявил. Не буду получать паспорт! Столько проблем: фотографии, документы, очереди… Это моё право, захочу – не буду получать. Прав ли подросток?

Учитель : группы готовы представить отчёты о проделанной работе. Отвечают дети

Учитель. Только что мы с вами познакомились с информацией о правоохранительных органах. Давайте обратимся к схеме функции правоохранительных органов стр 57

Вернёмся к кластеру. На какие вопросы мы с вами получили ответы?

Давайте ещё раз попытаемся кратко повторить эту информацию

и запишем её в тетради.

Правоохранительные органы – это государственные организации, призванные заботиться о соблюдении законов и охране людей, общества и государства .

Какие же органы относятся к правоохранительным?

К правоохранительным органам Российской Федерации относятся: суд, прокуратура, полиция, Федеральная служба безопасности (ФСБ), таможня.

Какую задачу выполняют все правоохранительные органы?

Все правоохранительные органы имеют общие задачи по охране общественного порядка, обеспечению законности, защите прав и интересов граждан.

Учитель:

Что такое правосудие?- это защита законных прав и интересов граждан в таком суде, где невозможно нарушить справедливость и закон.

Почему древние греки изображали богиню правосудия Фемиду с весами и повязкой на глазах?

Ученик:

Повязка- символ беспристрастия

Весы- символ меры и справедливости, взвесить все за и против

Меч-символ возмездия, наказание за преступление. Он обоюдоострый, поскольку закон не только карает, но и предупреждает.

Учитель:

Предлагаю провести деловую игру "Судебное разбирательство"

Напоминаю о правилах ведения судебного процесса. Задачи участников судебного разбирательства: вникнуть во все обстоятельства дела; определить степень вины или невиновности подсудимого; вынести справедливый обвинительный или оправдательный приговор.

Пусть основным правилом для судебного разбирательства станут слова афинского архонта Солона: “Не выноси приговора, не выслушав обеих сторон”.

И богиня Фемида пусть напоминает вам о правосудии.

Секретарь . – Суд идёт! Прошу всех встать!

Судья. – Объявляю заседание открытым. В суд поступил иск от родителей, законных представителей несовершеннолетнего, 13-летнего Николая Иванова, пострадавшего во время дорожно-транспортного происшествия.

Следствием установлено, что обвиняемый является молодой водитель-таксист Петров Виктор Андреевич, сбивший мальчика-велосипедиста, 13 летнего Николая Иванова. Пострадавший уже поправился и находится в первом ряду. Вместе со своими родителями он требует наказать шофёра “по всей строгости закона”. Подсудимый Петров, встаньте. Ваша настоящая фамилия, имя, отчество, дата рождения, род занятий.

Петров. – Петров Виктор Андреевич, родился 5 февраля 1975 года, водитель-таксист.

Судья. – Прошу садиться. Подсудимый, согласно ст. 46 УК РФ, вы имеете право заявлять отводы, приносить жалобы на действия и решения прокурора и суда, защищать свои права и законные интересы любыми другими средствами и способами, не противоречащими закону. Помимо этого, вы имеете право на последнее слово.

Секретарь. – Начинаем судебное следствие. Оглашается обвинительное заключение прокурором.

Прокурор. – В результате дорожно-транспортного происшествия здоровью Николая был причинён средней тяжести вред. Это произошло “вследствие ненадлежащего исполнения водителем своих профессиональных обязанностей”, ст. 118 УК РФ. Неумелое управление автомобилем представляет большую опасность для жизни и здоровья граждан.

Водитель только недавно получил водительское удостоверение. Менее года назад он был принят на работу в таксопарк.

Секретарь. – Слово предоставляется пострадавшему.

Адвокат. – С какого возраста вы управляете велосипедом? Где вы катаетесь на велосипеде? Знаете ли вы правила дорожного движения?

Пострадавший. – Велосипед мне подарили родители, когда мне исполнилось 12 лет. Сначала я ездил в своём микрорайоне, а когда научился хорошо водить велосипед, то стал ездить по дороге в другие микрорайоны.
Управляю велосипедом хорошо, даже могу ездить держась одной рукой.
А о правилах дорожного движения нам рассказывали на классных часах.

Секретарь . – Вызывается свидетель со стороны обвинения.

Свидетель (со стороны обвинения). Я друг Николая, Владимир, мне 14 лет. Я его учил ездить на велосипеде. Мы с ним везде катались. Летом на речку, в лес отдыхать ездили. И всё было нормально. Но сейчас много такси ездит у нас в городе, что даже велосипедистам опасно стало кататься. Ведь водители должны уступать дорогу велосипедистам.

Секретарь. – Вызывается свидетель со стороны защиты.

Свидетель . – Я водитель машины, ехал сзади водителя-таксиста и заметил следующее. Велосипедист двигался по середине дороги, когда стал поворачивать налево, одной рукой он махнул своему товарищу, стоявшему на другой стороне дороги. В это время и произошло столкновение.

Секретарь. – У прокурора, адвоката, судей есть ли ещё вопросы к свидетелям? Заключительное слово прокурора.

Прокурор. – Водитель не проявил бдительность. Не имеет хороших профессиональных навыков. И совершил преступление по ст. УК №118. Требую наказания.

Секретарь. Слушается защитная речь адвоката.

Адвокат. – Водитель не виновен. Это я могу доказать.

Во-первых: следствие установило, что велосипедист двигался по середине дороги. А в пункте 24.2 Правил дорожного движения сказано (адвокат открывает текст правил) “Велосипедисты... должны двигаться только по правой полосе... возможно правее”. Пострадавший во время следствия не мог объяснить, почему он двигался так далеко от тротуара.

Во-вторых, велосипедист до столкновения ехал, держа руль одной рукой, а в момент столкновения уже совершал поворот налево. Всё это подтвердили свидетели. А в пункте 24.3 ПДД сказано: “Водителям велосипеда и мопеда запрещается: ездить, не держась за руль хотя бы одной рукой..., поворачивать налево... на дорогах, имеющих более одной полосы для движения в данном направлении...”

В-третьих, пострадавшему исполнилось 13 лет. А в пункте 24.1 ПДД говориться: “Управлять велосипедом... при движении по дорогам разрешается лицам не моложе 14 лет, а мопедом – не моложе 16 лет”. Я прошу вынести водителю оправдательный приговор.

Секретарь. – Предоставляется последнее слово обвиняемому.

Обвиняемый. – Граждане судьи. Прошу Вас оправдать меня. Я сожалею, что причинил вред здоровью Николая Иванова. Я очень переживаю за его состояние здоровья. Но моей вины в том, что произошло дорожно-транспортное происшествие нет. Да и в результате аварии моя машина получила повреждения, т.к. я попытался уйти от столкновения и врезался в дерево.

Секретарь. – Суд удаляется на тайное совещание. Он должен принять решение.

Секретарь . – Встать, суд идёт!

Судья: Суд выносит решение – оправдать водителя такси Петрова Виктора Андреевича из-за отсутствия состава преступления. По ходатайству адвоката, суд принял решение обязать родителей велосипедиста возместить водителю ущерб, причинённый аварией. Петров Виктор Андреевич освобождается в зале суда.

Секретарь. – Заседание суда закончено .

Учитель: Спасибо вам за разыгранный судебный процесс, в судебном заседании были учтены основные этапы, вы поняли что такое презумпция невиновности, в чем заключается работа суда, прокурора, адвоката.

Закрепление изученного

выявить уровень понимания и усвоения изученного

Учитель: Ребята, на нашем уроке вы побывали в роли представителей правоохранительных органов. И думаю сможете дать совет к кому обратиться, если

1. Гражданин Н. решил поменять квартиру и хочет получить разъяснения о его правах на наследство, ему необходима защита в суде. (адвокат, юрист)

2. Человеку угрожают расправой, или украли телефон, его вещи. (полиция)

3. Соседи затопили квартиру гражданки М. и не желают выплатить деньги за причинённый ущерб. (Суд);

4. Гражданина незаконно задержали, доставили в милицию, грубо с ним обращались (прокурор).

Рефлексия

Наш урок закончен мне хочется, чтобы вы поделились впечатлением

У вас у каждого по три кружочка: красный- Не удалось разобраться в теме, Зелёный - всё понятно, желтый- остались вопросы.

Я попрошу выбрать ваш ответ и закрепить около Фемиды.

Дополнительно

60. 14-летняя Зоя Лыкова неоднократно присматривала за соседскими детьми, за что получала денежное вознаграждение. Накопив необходимую сумму, она с одобрения матери купила себе золотое кольцо, а через некоторое время подарила кольцо своему другу Петрову. Родители девушки были возмущены и настаивали на возврате кольца.

Правомерны ли требования родителей? Ответ обоснуйте.

59. Автомобиль гражданина К. заглох на железнодорожном переезде, гражданин К. из него выйти не смог. Об этих обстоятельствах никому известно не было. Машинист скоростного поезда, гражданин Н., проявлял должную внимательность, однако вовремя не мог заметить стоящий на переезде автомобиль К. Когда он его заметил, он принял решение не тормозить, так как экстренное торможение на такой скорости могло бы вызвать значительные человеческие жертвы. Гражданин К. погиб в результате столкновение поезда с автомобилем.

Будет ли Н. привлечен к уголовной ответственности за убийство К.? Ответ поясните.

58. Работник завода Анисимов опоздал на работу на 4 часа, то есть совершил дисциплинарный проступок.

Директор завода был вынужден применить к Анисимову меры дисциплинарного взыскания. Директор объявил Анисимову замечание и выговор.

56. После окончания школы 17-летние Наташа, Петя и Катя решили устроиться на работу: Катя - танцовщицей в ночной клуб, Петя - грузчиком на вокзал, Наташа - продавцом в табачный киоск.

Кого из них работодатель вправе принять на работу? Ответ обоснуйте?

55. Гражданин Петров был вызван к следователю для дачи свидетельских показаний по уголовному делу, возбужденному в отношении его сына.

Может ли гр. Петров отказаться от дачи свидетельских показаний или нет. Ответ обоснуйте.

54. Тамара С. вышла замуж в 16 лет. Брак был зарегистрирован в органе ЗАГС. Через год супруги разошлись. Тамара решила продать дом, доставшийся ей по наследству от бабушки. Нотариус отказался зарегистрировать сделку купли- продажи дома, ссылаясь на то, что Тамара не достигла возраста 18 лет и не находится в зарегистрированном браке, а потому она не обладает достаточным объемом дееспособности для совершения такой сделки.

Прав ли нотариус? Ответ обоснуйте.

53. Лебедева, работая на заводе, ушла в отпуск по уходу за ребенком на два года. Вернувшись, она обнаружила, что на ее рабочее место уже приняли другого работника. Работодатель мотивировал это тем, что она слишком долго пробыла в отпуске по уходу за ребенком.

Прав ли работодатель? Ответ обоснуйте.

Нет, не прав.

На период отпуска по уходу за ребенком за работником сохраняется место работы.

(Ст.256 ТК)

Нет. Лицо вступившее в брак до достижения возраста 18 лет признается полностью дееспособным, независимо от дальнейшего прекращения брака

Да может. Статья 51 Конституции РФ предусматривает право гражданина отказаться от дачи свидетельских показаний в отношении себя и своих близких родственников.

Никого. На всех этих работах запрещается применение пруда лиц в возрасте до 18 лет (ст. 265 ТК РФ)

Нет, неправомерны. В соответствии со ст. 80 ТК РФ если по истечении срока предупреждения об увольнении трудовой договор расторгнут не был и работник не настаивает на увольнении, то действие трудового договора продолжается

Нет. Согласно ст. 193 ТК РФ за каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание.

Нет, не будет. Он совершил данное деяние в состоянии крайней необходимости, что, которое, в соответствии со ст.39 Уголовного кодекса РФ является обстоятельством, исключающим преступность деяния.

Да, правомерны.

В соответствии со ст.26 Гражданского кодекса РФ, несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет совершают сделки (было совершено дарение) с письменного согласия родителей, за исключением сделок по распоряжению своим заработком, стипендией, иными доходами, мелких бытовых и иных сделок.

Конституция РФ

Статья 46

1. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

2. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

3. Каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.

Статья 47.

1. Никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.

2. Обвиняемый в совершении преступления имеет право на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей в случаях, предусмотренных федеральным законом.

Статья 49.

1. Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда.

2. Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность.

3. Неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого.

Статья 118
1. Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом.

2. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.


Статья 119
Судьями могут быть граждане Российской Федерации, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет. Федеральным законом могут быть установлены дополнительные требования к судьям судов Российской Федерации.

Статья 120
1. Судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону.

Конституция РФ

Статья 48.

1. Каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно.

2. Каждый задержанный, заключенный под стражу, обвиняемый в совершении преступления имеет право пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента соответственно задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения.

Конституция РФ

Статья 129


1. Прокуратура Российской Федерации составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации.


2. Генеральный прокурор Российской Федерации назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации.


3. Прокуроры субъектов Российской Федерации назначаются Генеральным прокурором Российской Федерации по согласованию с ее субъектами.
4. Иные прокуроры назначаются Генеральным прокурором Российской Федерации.


5. Полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации определяются федеральным законом.

Подписи к слайдам:

Задача «Иметь» Задача «Быть» Задача «Знать»Задача «Делать»
Колесо жизни
Задача - вопрос, ответ на который представляет практический или теоретический интерес. (Большой психологический словарь). Задача - это то, что требует исполнения, разрешения. (Словарь Ожигова)Задача - обстоятельства, затруднения, которые надо преодолеть. (Современный толковый словарь русского языка)
Цель: сформировать представление о правоохранительных органах
ЗадачиЧто такое правоохранительные органы?Каковы их функции?Составление кластера – назначение правоохранительных органовПроведение судебного заседания

Правоохранительные органы РФ
Прокуратура
Полиция
ФСБ
Суды
Таможня
Суды осуществляют правосудие и обеспечивают законность в обществе

Презумпция невиновности:
«…обвиняемый считается невиновным до тех пор, пока его вина не будет доказана в установленном законом порядке».
Адвокаты, нотариусы
Прокуратуранадзирает за соблюдением законов,представляет интересы государства в судебном процессе
Таможня следит за законностью перемещений товаров через границу

Федеральная служба безопасности (ФСБ)борется с терроризмом, шпионажем и др. преступлениями против государства
Органы внутренних дел(полиция)следят за общественным порядком,борются с правонарушениями

Полиция
криминальная
общественной безопасности

Подразделения криминальной полиции
уголовный розыскподразделение по борьбе с экономическими преступлениямиподразделение по борьбе с незаконным оборотом наркотиковкриминалистические лаборатории и др.
Подразделения полиции общественной безопасности
спецподразделения (ОМОН, СОБР)подразделения патрульно-постовой службы ГИБДДподразделения вневедомственной охраныпаспортно-визовые службыучастковые уполномоченныеподразделения по делам несовершеннолетних
Подразделение по делам несовершеннолетних
Фемида
повязка на глазах – символ беспристрастиявесы – символ меры и справедливости меч – символ возмездия

Задача адвокатуры:1)охрана общественного порядка2) защита интересов граждан в суде3) надзор за соблюдением законности4) освидетельствование верности копий документов
2. Президент Российской Федерации1) решает вопрос о доверии Правительству РФ2) осуществляет управление федеральной собственностью3) разрабатывает федеральный бюджет4) определяет основные направления внутренней политики РФ
3. Верны ли следующие суждения о правоохранительных органах государства?А. Надзор за исполнением законов органами государственной властиосуществляет адвокатура.Б. К задачам полиции относится обеспечение безопасности личности.1) верно только А2) верно только Б3) верны оба суждения4) оба суждения неверны
4. В РФ суды подчиняются1) закону2) главе правительства3)местным органам власти4)ФСБ
Что я узнал, чему научился
Хочу похвалить
Выявление недостатков и их объяснение
Выражение своих чувств, без объяснения причин их возникновения
Что было хорошим и почему
Где и как можно применить изученный материал


Государственный аппарат

Правоохранительные органы

Правоохранительные органы также образуют систему, и эффективность их работы зачастую зависит от слаженного взаимодействия между ними.

Правоохранительная система - это система государственных органов, обеспечивающих защищенность граждан и организаций от противоправных действий.

Особую группу органов в этой системе составляют судебные органы (судебная власть), К ним относятся Конституционный Суд, суды общей юрисдикции, арбитражные суды. Суды выполняют правоохранительные функции только в той части, когда они защищают права человека от противоправных посягательств. Вообще же их задачи куда более широкие. Суды рассматривают любые споры о праве и выступают органами правосудия. Суды контролируют исполнительные органы, когда рассматривают жалобы на их незаконные действия, а Конституционный Суд - высшую законодательную и исполнительную власть.

В отличие от законодательных органов суды новых правил не создают. Они также не управляют обществом, как исполнительные органы. Судебная власть осуществляет правосудие, т. е. занимается разрешением споров на основе действующего законодательства, рассматривает уголовные, административные, гражданские дела. В том случае, когда конкретная ситуация законодательством не урегулирована и к спорной ситуации не может быть применена другая, сходная по содержанию норма, суд разрешает спор исходя из общего смысла и принципов законодательства, главным из которых является принцип справедливости. Суд и справедливость - понятия неразделимые, потому что справедливость является главным принципом его деятельности.

Судебная власть принадлежит не суду как учреждению, а конкретным судьям (одному судье или судебной коллегии). Судебные органы не находятся в отношении прямой подчиненности друг другу. Если таковая и имеется, то проявляется она в виде отмены вышестоящими судами решений судов нижестоящих.

Таким образом, судебная власть - это специфическая независимая власть.

Существует множество и других правоохранительных органов.

Прокуратура - орган, который осуществляет надзор за соблюдением прав и свобод граждан, исполнением законов всеми государственными органами, юридическими и должностными лицами, общественными объединениями. Не остаются без присмотра на этот счет органы власти субъектов Федерации, органы местного самоуправления. Органы милиции, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, уголовно-исполнительные учреждения также находятся под надзором прокуратуры. Помимо этого прокуратура - это орган, представляющий и отстаивающий государственные интересы в суде. Осуществляя уголовное преследование в суде, прокурор выступает в качестве государственного обвинителя. Прокуратура ведет также расследование тяжких преступлений.

Милиция - это орган, который призван охранять законность и правопорядок. На нее возлагаются также обязанность по пресечению и предупреждению преступлений, розыск скрывшихся лиц, производство дознания и расследование преступлений, не относящихся, согласно Уголовно-процессуальному кодексу РФ, к категории тяжких.

Уголовно-исполнительные учреждения могут быть выделены в особую группу правоохранительных органов. К ним относятся различные виды колоний, тюрьмы, следственные изоляторы и т. п. Все эти учреждения выполняют специфические задачи: организуют работу по исправлению и перевоспитанию осужденных, содержанию лиц, находящихся под следствием.

Органы государственной безопасности, объединяемые в Федеральную службу безопасности, стоят на страже национальной безопасности страны. Они выявляют посягательства на конституционный строй, защищают экономическую безопасность России. Одной из сторон их деятельности является защита кон-ституционных прав и свобод граждан. Их особенностью следует считать то, что они используют в основном негласные методы работы, поскольку гласные методы выявления правонарушений не всегда дают нужный эффект.

Внешняя разведка - государственный орган, ставший самостоятельным совсем недавно, имеет своей задачей выявление информации, показывающей действительную роль и значение страны за рубежом, а также информации, способствующей упрочению безопасности России.

Нотариат - это система органов, в функции которых входят удостоверение имущественных сделок, оформление наследственных прав, засвидетельствование документов для придания им достоверности и др. Нотариальная деятельность придает законную форму различным фактическим обстоятельствам и тем самым содействует утверждению правового порядка в общественной жизни.

Финансовая полиция осуществляет контроль за соблюдением финансового, в частности налогового, законодательства, а в случае выявления серьезных его нарушений осуществляет расследование и сбор необходимых доказательств для применения санкции.

Таможенные органы - это, с одной стороны, органы, которые ответственны в определенной мере за экономическую безопасность страны, а с другой - органы, способствующие пополнению государственной казны. Эффективная их работа способна принести стране ощутимую пользу.

Адвокатура - это не государственная организация, а добровольное объединение лиц, профессионально занимающихся адвокатской деятельностью, осуществляемой за вознаграждение. Задача адвокатуры - оказание юридической помощи гражданам и организациям. Эта помощь необходима не только в судебном разбирательстве, но и в тех случаях, когда граждане и организации вступают в какие-либо отношения с другими правоохранительными органами, а также между собой.

Адвокаты, оказывая юридическую помощь:

  • дают консультации и разъяснения по юридическим вопросам, устные и письменные справки по законодательству;
  • составляют заявления, жалобы и другие документы правового характера;
  • осуществляют представительство в суде и других государственных органах по гражданским делам и делам об административных правонарушениях;
  • участвуют в предварительном следствии и в суде по уголовным делам в качестве защитников, представителей потерпевших, гражданских истцов, гражданских ответчиков.

Адвокаты оказывают и иную юридическую помощь, причем законодательство предусматривает, что в определенных случаях такая помощь оказывается гражданам бесплатно.

Должностные лица и работники государственного аппарата хотя непосредственно и не заняты в производстве материальных благ, однако выполняют весьма важные социально полезные функции. Вместе с тем на содержание государственных служащих, осуществляющих управленческую деятельность, требуется немало финансовых средств. Неоправданное расширение бюрократического слоя создает для общества опасность «самопоедания». Но есть и худшая опасность: бюрократия мо жет существенно ограничить участие масс в политической жизни. Бюрократия справедливо рассматривается как «необходимое зло». Да, без нее невозможно сколько-нибудь эффективно управлять повседневными делами общества, однако при ее содействии народ отдаляется от принятия решений, которые существенно затрагивают его положение. Мера нужна во всем, и в деле определения объема государственного аппарата в том числе.



 

Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!