Перечень международных договоров Российской Федерации по вопросам правовой помощи и правовых отношений по гражданским, cемейным, уголовным и иным делам

Все международное право основывается на законодательных актах, созданных государствами и их объединениями, - международных актах. Данная отрасль права является первоисточником для законов отдельных суверенных государств, которые имеются на международной арене. В частности Российской Федерацией ратифицированы (то есть, приняты) многие международные акты, которые были заключены между разными странами.

Какие из таких законов являются наиболее важными, какие их разновидности бывают и какие задачи поставлены перед такими документами? Об этом далее более детально.

Общее понятие

В юридической терминологии присутствует такое понятие как международный нормативно-правовой акт. Оно обозначает документ, который был заключен между разными государствами, присутствующими на международной арене. Они заключаются исключительно на добровольных и договорных основах.

Основные и наиболее важные международные акты имеют особенное значение для законодательств государств, так как в их содержании заложены основные понятия относительно правовых систем, человеческих прав и гарантий, а также многих других элементов, которые необходимы для ведения нормальной правовой деятельности любого государства. На основании таких документов очень часто трактуются законы суверенных государств, так как международные акты являются основными источниками права в них.

Основные задачи международных документов

Каждый нормативно-правовой документ на международной арене имеет большое значение мировой политики. Содержание каждого такого акта направлено на обеспечение мира между странами, на их основании урегулируются всевозможные межгосударственные и внутригосударственные конфликты. Многие международные нормативно-правовые акты регламентируют порядок правоприменительной деятельности различных структур, которые имеются во всех странах (например, службы безопасности). Кроме всего прочего, такие документы являются основой для всего механизма правового регулирования в странах на мировой арене.

Разные акты могут выступать во всевозможных значениях. Многие из них представляют собой роль документов, толкующих нормы права. Кроме этого, некоторые из них являются актами применения права, а также его реализации прав и обязанностей его субъектов.

Международные договоры

Такие типы международного акта заключаются в многостороннем порядке. Многие договора, которые в настоящий момент имеются в системе данной отрасли права, существуют уже на протяжении длительного периода. Примерами тому могут послужить Всеобщая декларация прав человека, а также Устав ООН.

Договоры, как правило, создаются для того, чтобы урегулировать какой-либо вопрос, возникший на международной арене. Очень часто таким образом производится сдерживание межгосударственных конфликтов.

Немалое количество документов данного характера создается на предмет коммерческого арбитража и ведения межгосударственной хозяйственной деятельности. Такие документы имеют коммерческое значение. Примерами таких договоров могут стать Конвенция о единообразном законе об арбитраже, Женевский протокол об арбитражных оговорках, а также Конвенция об учреждении многостороннего агентства по гарантиям инвестиций.

Односторонний юридический акт

Немалое значение в правовой системе имеют международные нормативно-правовые акты, заключенные в одностороннем порядке. В таких документах не предусматривается достижение какое-либо соглашения - они представляют собой акт, провозглашающий что-либо. С помощью одностороннего соглашения государство-участник на международной арене может заявить о признании чего-либо, отказе или протесте на что-то. Такие документы могут быть изданы в ответ на какое-либо событие, происходящее в мире, например, на оккупацию одной страны другим государством. Такие акты создаются органам, которые уполномочены страной на ведение внешней политики - в РФ это Министерство иностранных дел.

Международные правовые акты ООН

Данные документы имеют особенное значение для международного права, так как они являются основоположниками всех законов, закрепляющих человеческие и гражданские права и гарантии. Генеральная Ассамблея данной организации издает большое количество резолюций, в которых предписываются многие рекомендации, а также толкуются понятия из международных документов. Огромное влияние на международную политику оказала изданная в 1960 году Декларация о предоставлении независимости колониальным странам - именно в ее тексте запрещается проведение колонизации других государств.

Все резолюции ООН, как правило, преследуют вопросы разоружение и поддержания международной безопасности, в них решаются вопросы относительно культурных ценностей, а также социальные и гуманитарные вопросы. Кроме этого, документы, изданные ООН, регламентируют ведение всех бюджетных операций самой организации, а также регулируют моменты, связанные с международной политикой.

Всеобщая Декларация прав человека

Данный документ имеет огромное значение для всего существующего миропорядка и для каждой цивилизованной, суверенной страны. Он был принят в послевоенный период, когда вопросы о защите прав человека стояли ребром - в декабре 1948 года.

В тексте данного документа рассматривается полный спектр прав человека, которые должно обеспечивать каждое государств. На основании данной Декларации создаются современные конституции стран, а также пишется и трактуется законодательство.

В структуру этого акта входят 30 статей. Она носит исключительно рекомендательный характер, однако, несмотря на это, ее положения широко применяются во многих странах. В некоторых государствах статьи документа признаются частично, ввиду особенных культурных ценностей.

Конвенция против пыток и жестокого обращения с людьми

Это еще один документ, принятый ООН, который носит рекомендательный характер и закрепляет некоторые права и гарантии человека и гражданина. В таком документе отражается запрет на применение насилия в адрес людей, а также на выдачу лиц в те страны, в которых к ним могут быть применены серьезные издевательства, пытки и нанесены увечья.

По состоянию на 2016 год в такой Конвенции принимают участие 158 государств, которые запрещают на законодательном уровне расправы над людьми.

Этот документ был принят в 1984 году, но в законную силу вступил в 1987 г.

Конвенция о защите прав и основных свобод

Одним из основных международных актов является данная Конвенция ООН. Она также прописывает рекомендации относительно предоставления государствами свобод и прав человека и гражданина. Данный документ вступил в силу в сентябре 1953 года, но сам договор был подписан в 1950 г.

На основании такой Конвенции в настоящее время существует Международный суд по правам человека, куда имеет право обратиться каждый житель стран, ратифицировавших документ, но только после рассмотрения своего дела во всех возможных инстанциях. Именно с помощью данной структуры обеспечивается механизм защиты прав и свобод, которые прописаны в Конвенции (добровольное вступление в брак, жизнь, свобода, равенство и запрет дискриминации, свобода выражения мыслей и др.)

Важным фактом является то, что данный договор был подписан всеми странами, входящими в состав Совета Европы. В России данный документ был ратифицирован в 1998 году, однако, не полностью: на сегодняшний момент страна не признает такие пункты документа, как отмену смертной казни и общий запрет дискриминации.

Пакт о политических и гражданских правах

Это основной международный правовой акт, каким регулируется целый спектр прав и свобод человека и гражданина в области политики и гражданских отношений. Этот документ Россия ратифицировала, еще будучи в составе СССР - в 1978 году. Что касается даты принятия самого акта, то это произошло в 1966 году.

В настоящий момент данный документ подписан 168 странами, которые имеются на мировой арене. Комитет по правам человека, который был создан при ООН, занимается ведением надзора за выполнением данного пакта. Именно сюда подаются все доклады стран-участниц договора, а также жалобы от единичных лиц.

В тексте такого документа закреплено основное право, заключающееся в возможности народов самоопределяться. К его тексту также прилагается официальное толкование, дополнительный каталог прав, а также порядок выполнения предписанных обязательств.

Правила обращения с заключенными

Большое внимание мировой арены приковано к такому документу, который носит название Минимальные стандартные правила обращения с заключенными. Он также ратифицирован Российской Федерацией.

Данный документ носит второе название - Правила Нельсона Манделы. Оно было присвоено акту в честь имени автора. Структура документа небольшая - он состоит из вступления и 16 статей. Именно в них закреплены положения о запрете применения пыток к заключенным, пребывающим в местах отбывания наказания. К каждому из преступников следует относиться максимально гуманно и вежливо - это также одно из положений документа - данное правило создано на основании того, что человек сам по себе представляет собой ценность, а также имеет достоинство, которое нельзя ущемлять ни при каких обстоятельствах.

Большое внимание в тексте документа уделено условиям содержания заключенных, а также ведению образовательной и иной деятельности среди них. Здесь же предусмотрена система разделения заключенных по камерам, в зависимости от вида и тяжести совершенного преступления.

Устав ООН

Еще один международный акт-источник права для многих государств - Устав ООН, который существует с 1945 года. Текст данного документа имеет большое значение для международной политики, так как содержит в себе не только все юридические особенности организации, но также и регламентирует деятельность многих организаций, действующих в странах мира, подписавших его. В тексте этого международного акта говорится о том, что все государства-члены ООН, которые подписали его, обязаны в четкости соблюдать все предписанные условия. В противном случае к стороне, которая не выполняет данного требования, применяются санкции.

В структуре содержания данного нормативного акта международного права есть разделы, которые регламентируют работы Совета Безопасности, Международного Суда, Секретариата, а также систем опеки и Генеральной Ассамблеи. Кроме этого, в акте прописываются возможные действия, ведущие к разрешению конфликтных ситуаций, что могут возникнуть в странах-членах организации.

Россия - это государство, которое также имеет членство в ООН. На основании данного факта государство обязано соблюдать, в первую очередь, все пункты Устава организации, который был подписан страной в 1945 году. Россия ратифицировала практически все международные акты и договоры, принятые Ассамблеей, причем, они имеют особое преимущество перед законами страны в том случае, если между нормами права возникают некоторые коллизии. Кроме Устава ООН, страной также ратифицированы нормы международных актов, в которых прописываются права людей и граждан, заключенных, а также запреты на работорговлю, пытки над людьми и бесчеловечные наказания. В законах страны четко отражаются практически все нормы, предписанные данными договорами и конвенциями. Кроме того, за их несоблюдение полагается соразмерное наказание в виде привлечения к ответственности. В большей мере в законах государства уделяется внимание к обеспечению со стороны государства основных гарантий прав и свобод людей, пребывающих на территории страны.

Становление России как социального и правового государства, признание приоритета прав и свобод человека и гарантирование этих прав государством во многом зависят от качества и эффективности законодательства о социальном обеспечении. Вторая половина ХХ века и начало ХХI отмечены небывалым расширением социальной сферы общества и повышенным вниманием всех развитых демократических государств к обеспечению прав человека и высокого уровня жизни граждан.

Этот процесс характерен и для России, что подтверждается интенсивным развитием отраслей социального законодательства и явно выраженными приоритетами в социальной политике нашего государства. Достаточно напомнить о "запуске" в 2006 г. крупной национальной программы по системной модернизации здравоохранения, образования и жилищной сферы, главная цель которой - инвестиции в человека, повышение качества жизни. В современных условиях, как считает С.М. Миронов, эффективность и качество государственного управления необходимо оценивать по таким показателям, как продолжительность жизни, здоровье, качество питания, медицинского обслуживания и т.п. . Такое понимание роли государства в жизни общества предполагает формирование и реализацию соответствующей доктрины социального государства с четко определенными приоритетами, системой социальных гарантий для граждан и механизмом их обеспечения. Насколько российское законодательство о социальном обеспечении учитывает указанную доктрину, можно в значительной мере судить по степени отражения и развития в его содержании положений международных правовых актов.

Современное российское законодательство тесно взаимодействует с принципами и нормами международного права. Такое взаимодействие является основной чертой российской правовой системы в силу ч. 4 ст. 15 Конституции РФ и отражает общемировую тенденцию к глобализации проблем человеческого сообщества. Проявления этой тенденции - постоянное расширение сферы применения принципов и норм международного права, активное внедрение их в национальное законодательство, формирование механизмов международного судебного контроля и защиты прав и свобод личности. Российское право социального обеспечения не стоит в стороне от этих процессов, хотя степень проникновения международных норм в смысл и содержание национальных отраслевых актов пока явно недостаточна.

Известно, что Российская Федерация ратифицировала крайне мало международных актов в сфере социального обеспечения. Если рассматривать общемировой уровень, то это Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966г., Конвенция ООН о правах ребенка 1989 г., Конвенция МОТ №103 1952 г. об охране материнства. На региональном уровне - это Европейская социальная хартия (пересмотренная) от 3 мая 1996 г., которая была ратифицирована (не в полном объеме) Российской Федерацией в 2009 г. . Нормы законодательства о социальном обеспечении и иных отраслей законодательства (семейного, трудового, жилищного) в целом соответствуют положениям этих актов.

Уже много лет говорится о необходимости ратификации основополагающей в социальной сфере Конвенции МОТ №102 1952 г. о минимальных нормах социального обеспечения и не менее важного регионального акта - Европейского кодекса социального обеспечения, принятого Советом министров Совета Европы в 1964 г. и пересмотренного в 1990 г. Анализ состояния российского законодательства с учетом названных документов показывает, что многие их положения российским законодательством выполняются. Это касается степени охвата занятого населения системами социального страхования, правилами выплаты пособий, ограничениями по участию застрахованных лиц в финансированию таких систем и др.

Вместе с тем в итоге специалисты приходят к неутешительному выводу - в ближайшем будущем говорить о возможной ратификации международных актов, и в частности Конвенции №102, не представляется возможным . Основанием для такого вывода служат главным образом положения российского пенсионного законодательства о размерах пенсий. Это касается как минимальных гарантий, так и размеров, соотносимых со стажем и заработком. В действующем российском законодательстве категория "минимальный размер пенсии" вовсе отсутствует, а реальные размеры пенсий не отвечают даже самым скромным потребностям пенсионеров. В соответствии со ст. 66 Конвенции №102 после 30 лет уплаты взносов или работы по найму или же 20 лет проживания в стране минимальная пенсия (по терминологии МОТ -пособие) по старости должна составлять не менее 40% зарплаты. В Российской Федерации даже "высокие" пенсии не достигают 30% заработной платы, получаемой застрахованным лицом до назначения пенсии. Таким образом, современное российское законодательство не соответствует международно-правовым стандартам пятидесятилетней давности.

Такое положение нетерпимо. Несмотря на то, что данные базовые нормы международного права официально не являются обязательными для Российской Федерации, в национальном законодательстве они должны быть учтены в ближайшее время, в действующих пенсионных законах. Необходимо закрепить понятие минимального размера пенсии и установить этот размер, во всяком случае, не ниже величины прожиточного минимума, поскольку категория прожиточного минимума для федерального законодателя служит единственным на сегодняшний день критерием необходимости социальной поддержки нуждающихся лиц.

Указанные требования к законодателю вытекают из международных актов, признанных РФ, в частности из Всеобщей декларации прав человека, Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах. Обязательства, налагаемые участием России в этих актах, требуют не только признания, но и фактического обеспечения права каждого на достаточный жизненный уровень, необходимый для поддержания достоинства и свободного развития личности. Кстати, Конституционный суд РФ в определении №17-О от 15 февраля 2005 г. расценил исключение из законодательства о социальном обеспечении понятия "минимальный размер пенсии по старости", без закрепления иного объективного критерия, гарантирующего лицу нормальную жизнедеятельность категории, как нарушение законодателем требования, вытекающего из конституционного принципа уважения и охраны человеческого достоинства" .

Кроме законодательного закрепления минимальных стандартов, не менее важно пересмотреть нормы, регулирующие порядок определения размеров трудовых пенсий, превышающих минимальный. Ведь пенсия преследует две основные цели - предоставление минимального уровня жизни (защита от бедности) и возмещение доходов (компенсация утраченного заработка) . Указанный выше коэффициент замещения в 30% не случаен, он обусловлен действующими правилами расчета пенсии из суммы поступивших в Пенсионный фонд РФ взносов. Этот порядок неоднократно был объектом заслуженной критики . Конвенция МОТ №102 подобных правил не содержит. Согласно ст. 65-67 Конвенции размер пенсии определяется в процентном отношении к заработной плате, что позволяет гораздо более эффективно и четко гарантировать надлежащий коэффициент замещения заработка в размере пенсии.

Развивая эту мысль далее, следует поддержать позицию М.Ю. Федоровой в том, что категория "прожиточный минимум" как социальный стандарт пригодна только для сферы социальной помощи. В системе же социального страхования, которое связано с личным трудовым и (или) финансовым участием гражданина, должен действовать более высокий стандарт, например минимальный потребительский бюджет. По оценкам специалистов он выше прожиточного минимума в три-четыре раза. Если сегодня российское государство не может обеспечить соотносимость социально-страховых выплат с минимальным потребительским бюджетом, то следует закрепить это в законодательстве в качестве ориентира .

Несовершенство правового регулирования в области размеров социальных выплат отрицательно сказалось на ратификации Россией Европейской социальной хартии. Данная ратификация осуществлена частично, нормы о социальном обеспечении фактически полностью остались за ее рамками. Неготовность России ратифицировать важнейшие нормы п. 2 и 3 ст. 12 Хартии о поддержании системы социального обеспечения на удовлетворительном уровне и ее последовательном совершенствовании объясняется именно этим обстоятельством. Ведь соблюдение минимальных норм в отношении уровня пенсий и пособий, закрепленных в Конвенции № 102 1952 г. и ЕКСО 1964г., является необходимым условием для реализации указанных положений Хартии. Европейский комитет социальных прав при правовой оценке соответствия национальных систем социального страхования положениям Хартии подчеркивает, что государство, не обеспечивающее принятых минимальных стандартов, не выполняет и требования п. 3 ст. 12 Хартии (об обеспечении более высокого уровня защиты), даже если оно предприняло усилия по повышению уровня своей системы социального обеспечения .

Таким образом, достижение минимальных международных стандартов в отношении уровня пенсий и пособий является базовым параметром формирования политики в области социального обеспечения, без опоры на который осуществление эффективных, социально приемлемых реформ в этой сфере, невозможно. Это означает, что для полноценной ратификации Европейской социальной хартии необходима вначале ратификация ЕКСО и Конвенции МОТ №102, которая пока не состоялась.

Очевидно, что ратификация Хартии в полном объеме повлекла бы за собой дополнительные финансово-экономические обязательства и необходимость проведения значительной работы по приведению законодательства Российской Федерации в соответствие с нормами международного права. Положения же Хартии, обязательства по которым приняты, не содержат правил иных, чем предусмотренные законодательством Российской Федерации, и не требуют внесения изменений в действующее законодательство. Равно и их реализация не влечет за собой дополнительных расходов из федерального бюджета.

Между тем в большинстве случаев цели, закрепленные в международных актах, могут быть достигнуты лишь постепенно. Так, согласно Хартии все обязанности, которые берет на себя государство, выполняются в зависимости от состояния экономики страны. Следовательно, положения, перечисленные в Хартии, определяют не столько текущие обязательства государства, сколько ориентиры и цели на будущее. Поэтому отказ Российской Федерации от ратификации указанных выше важнейших норм Хартии, к сожалению, свидетельствует о том, что наше государство и в перспективе не готово к обеспечению достойных условий жизни для россиян.

Таким образом, международные нормативные правовые акты, регламентирующие социальное обеспечение, выполняют две основные функции: во-первых, они устанавливают универсальные стандарты социального обеспечения, а во-вторых, закрепляют систему сохранения прав граждан на социальное обеспечение в случае их миграции в рамках договаривающихся государств.

МНОГОСТОРОННИЕ ДОГОВОРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

2.3 Четвертый дополнительный протокол к Европейской конвенции о выдаче от 20 сентября 2012 г.;

3. Конвенция о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений от 10 июня 1958 г.;

4.1. Дополнительный протокол к Европейской конвенции о взаимной правовой помощи по уголовным делам от 17 марта 1978 г.;

7. Конвенция, отменяющая требование легализации иностранных официальных документов, от 5 октября 1961 г.;

8. Конвенция о вручении за границей судебных и внесудебных документов по гражданским или торговым делам от 15 ноября 1965 г.;

7. Конвенция о получении за границей доказательств по гражданским или торговым делам от 18 марта 1970 г.;

10. Протокол о внесении изменений в Европейскую конвенцию о пресечении терроризма от 27 января 1977 г. от 15 мая 2003 г.;

11. Конвенция о передаче лиц, осужденных к лишению свободы, для отбывания наказания в государстве, гражданами которого они являются, от 19 мая 1978 г.;

12. Соглашение о порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности, от 20 марта 1992 г.;

13. Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 г.;

13.1. Протокол к Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 г.;

14. Конвенция о передаче осужденных к лишению свободы для дальнейшего отбывания наказания от 6 марта 1998 г.;

15. Конвенция о передаче лиц, страдающих психическими расстройствами, для проведения принудительного лечения от 28 марта 1997 г.;

16. Соглашение об образовании Совета руководителей пенитенциарных служб государств – участников Содружества Независимых Государств от 16 октября 2015 г.;

17. Конвенция Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности от 15 ноября 2000 г.;

17.1 Протокол против незаконного ввоза мигрантов по суше, морю и воздуху от 15 ноября 2000 г.;

17.2 Протокол о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказании за нее от 15 ноября 2000 г.;

19. Конвенция по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок от 17 декабря 1997 г.;

20. Соглашение об образовании Межгосударственного совета по противодействию коррупции от 25 октября 2013 г.

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ДВУСТОРОННИЕ ДОГОВОРЫ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1. Договор между Российской Федерацией и Республикой Абхазия о взаимной правовой помощи по уголовным делам от 28 мая 2015 г.;

2. Договор между Российской Федерацией и Республикой Абхазия о передаче для отбывания наказания лиц, осужденных к лишению свободы, от 28 мая 2015 г.;

3. Соглашение между Союзом Советских Социалистических Республик и Австрийской Республикой по вопросам гражданского процесса от 11 марта 1970 г.;

4. Договор между Российской Федерацией и Азербайджанской Республикой о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 декабря 1992 г.;

5. Договор между Российской Федерацией и Азербайджанской Республикой о передаче осужденных для отбывания наказания от 26 мая 1994 г.;

6. Договор между Союзом Советских Социалистических Республик и Народной Республикой Албанией об оказании правовой помощи по гражданским, семейно-брачным и уголовным делам от 30 июня 1958 г.;

7. Договор между Союзом Советских Социалистических Республик и Алжирской Народной Демократической Республикой о взаимном оказании правовой помощи от 23 февраля 1982 г.;

8. Договор между Российской Федерацией и Республикой Ангола о передаче для отбывания наказания лиц, осужденных к лишению свободы от 31 октября 2006 г.;

10. Договор между Российской Федерацией и Аргентинской Республикой о сотрудничестве и правовой помощи по гражданским, торговым, трудовым и административным делам от 20 ноября 2000 г.;

11. Договор между Российской Федерацией и Аргентинской Республикой о выдаче от 12 июля 2014 г.;

12. Договор между Российской Федерацией и Аргентинской Республикой о взаимной правовой помощи по уголовным делам от 12 июля 2014 г.;

13. Договор между Российской Федерацией и Аргентинской Республикой о передаче лиц, осужденных к лишению свободы от 12 июля 2014 г.;

14. Соглашение между Российской Федерацией и Королевством Бахрейн о передаче лиц, осужденных к лишению свободы, от 15 декабря 2015 г.;

15. Соглашение между Российской Федерацией и Королевством Бахрейн о выдаче от 27 мая 2016 г.;

16. Договор между Российской Федерацией и Социалистической Республикой Вьетнам о передаче лиц, осужденных к лишению свободы от 12 ноября 2013 г.;

17. Договор между Российской Федерацией и Исламской Республикой Афганистан о передаче для отбывания наказания лиц, осужденных к лишению свободы от 23 марта 2005 г.;

18. Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о порядке взаимного исполнения судебных актов арбитражных судов Российской Федерации и хозяйственных судов Республики Беларусь от 17 января 2001 г.;

19. Договор между Союзом Советских Социалистических Республик и Народной Республикой Болгарией о правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам от 19 февраля 1975 г.;

20. Договор между Российской Федерацией и Федеративной Республикой Бразилией о выдаче от 14 января 2002 г.;

21. Договор между Союзом Советских Социалистических Республик и Венгерской Народной Республикой об оказании правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам от 15 июля 1958 г. с Протоколом об изменениях и дополнениях к Договору между Союзом Советских Социалистических Республик и Венгерской Народной Республикой об оказании правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам, подписанному в Москве 15 июля1958 года, от 19 октября 1971 г.;

22. Договор между Российской Федерацией и Социалистической Республикой Вьетнам о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским и уголовным делам от 25 августа 1998 г.;

23. Договор между Союзом Советских Социалистических Республик и Греческой Республикой о правовой помощи по гражданским и уголовным делам от 21 мая 1981 г.;

24. Договор между Российской Федерацией и Арабской Республикой Египет о взаимной правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, коммерческим и семейным делам от 23 сентября 1997 г.;

25. Договор между Российской Федерацией и Арабской Республикой Египет о передаче для отбывания наказания лиц, осужденных к лишению свободы, от 23 июня 2009 г.;

27. Договор между Российской Федерацией и Республикой Индией о взаимной правовой помощи по уголовным делам от 21 декабря 1998 г.;

28. Договор между Российской Федерацией и Республикой Индией о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским и торговым делам от 3 октября 2000 г.;

29. Договор между Российской Федерацией и Республикой Индией о передаче лиц, осужденных к лишению свободы от 21 октября 2013 г.;

30. Договор о взаимном оказании правовой помощи между Союзом Советских Социалистических Республик и Иракской Республикой от 22 июня 1973 г.;

31. Договор между Российской Федерацией и Исламской Республикой Иран о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским и уголовным делам от 5 марта 1996 г.;

32. Договор между Союзом Советских Социалистических Республик и Королевством Испания о правовой помощи по гражданским делам от 26 октября 1990 г.;

33. Договор между Российской Федерацией и Королевством Испания о передаче для отбывания наказания лиц, осужденных к лишению свободы, от 16 января 1998 г.;

34. Конвенция между Союзом Советских Социалистических Республик и Итальянской Республикой о правовой помощи по гражданским делам от 25 января 1979 г.;

35. Договор между Союзом Советских Социалистических Республик и Народной Демократической Республикой Йемен о правовой помощи по гражданским и уголовным делам от 6 декабря 1985 г.;

36. Договор между Российской Федерацией и Канадой о взаимной правовой помощи по уголовным делам от 20 октября 1997 г.;

37. Договор между Союзом Советских Социалистических Республик и Республикой Кипр о правовой помощи по гражданским и уголовным делам от 19 января 1984 г.;

38. Конвенция между Российской Федерацией и Республикой Камерун о передаче для отбывания наказания лиц, осужденных к лишению свободы, от 28 мая 2015 г.;

40. Договор между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой о правовой помощи по гражданским и уголовным делам от 19 июня 1992 г.;

41. Договор между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой о выдаче от 26 июня 1995 г.;

42. Договор между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой о передаче осужденных от 2 декабря 2002 г.;

43. Договор между Российской Федерацией и Республикой Кипр о передаче для отбывания наказания лиц, осужденных к лишению свободы, от 8 ноября 1996 г.;

44. Договор между Российской Федерацией и Республикой Колумбией о взаимной правовой помощи по уголовным делам от 6 апреля 2010 г.;

45. Договор между Союзом Советских Социалистических Республик и Корейской Народно-Демократической Республикой об оказании правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам от 16 декабря 1957 г.;

46. Договор между Российской Федерацией и Республикой Корея о взаимной правовой помощи по уголовным делам от 28 мая 1999 г.;

47. Договор между Российской Федерацией и Корейской Народно-Демократической Республикой о взаимной правовой помощи по уголовным делам от 17 ноября 2015 г.;

48. Договор между Российской Федерацией и Корейской Народно-Демократической Республикой о выдаче от 17 ноября 2015 г.;

49. Договор между Союзом Советских Социалистических Республик и Республикой Куба о правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам от 28 ноября 1984 г.;

50. Договор между Российской Федерацией и Республикой Куба о передаче для отбывания наказания лиц, осужденных к лишению свободы, от 13 декабря 2016 г.;

51. Договор между Российской Федерацией и Республикой Кыргызстан о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 14 сентября 1992 г.;

52. Договор между Российской Федерацией и Латвийской Республикой о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 3 февраля 1993 г.;

53. Договор между Российской Федерацией и Латвийской Республикой о передаче осужденных для отбывания наказания от 4 марта 1993 г.;

54. Договор между Российской Федерацией и Лаосской Народно-Демократической Республикой о выдаче от 28 мая 2015 г.;

55. Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Ливан о передаче лиц, осужденных к лишению свободы, от 16 декабря 2014 г.;

56. Договор между Российской Федерацией и Литовской Республикой о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 21 июля 1992 г.;

57. Договор между Российской Федерацией и Литовской Республикой о передаче для отбывания наказания лиц, осужденных к лишению свободы, от 25 июня 2001 г.;

58. Конвенция между Российской Федерацией и Королевством Марокко передаче лиц, осужденных к лишению свободы от 7 сентября 2006 г.;

59. Договор между Российской Федерацией и Мексиканскими Соединенными Штатами о передаче для отбывания наказания лиц, осужденных к лишению свободы от 7 июня 2004 г.;

60. Договор между Российской Федерацией и Мексиканскими Соединенными Штатами о взаимной правовой помощи по уголовным делам, от 21 июня 2005 г.;

61. Договор между Российской Федерацией и Республикой Молдова о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 25 февраля 1993 г.;

62. Договор между Союзом Советских Социалистических Республик и Монгольской Народной Республикой о взаимном оказании правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам от 23 сентября 1988 г.;

63. Договор между Российской Федерацией и Монголией о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским и уголовным делам от 20 апреля 1999 г.;

64. Протокол от 12 сентября 2002 г. к Договору между Российской Федерацией и Монголией о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским и уголовным делам от 20 апреля 1999 г.;

65. Договор между Российской Федерацией и Объединенными Арабскими Эмиратами о взаимной правовой помощи по уголовным делам от 25 ноября 2014 г.;

66. Договор между Российской Федерацией и Объединенными Арабскими Эмиратами о выдаче от 25 ноября 2014 г.;

67. Договор между Российской Федерацией и Республикой Панама о взаимной правовой помощи по уголовным делам от 30 апреля 2009 г.;

69. Договор между Российской Федерацией и Республикой Польша о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским и уголовным делам от 16 сентября 1996 г.;

70. Соглашение между Министерством юстиции Российской Федерации и Министерством юстиции Республики Польша о порядке сношений по гражданским делам от 17 мая 2012 г. в рамках Договора между Российской Федерацией и Республикой Польша о правовой помощи и правовых сношениях по гражданским и уголовным делам от 16 сентября 1996 г.;

71. Договор между Союзом Советских Социалистических Республик и Румынской Народной Республикой об оказании правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам от 3 апреля 1958 г.;

72. Соглашение между Союзом Советских Социалистических Республик и Соединенными Штатами Америки о порядке исполнения судебных поручений от 22 ноября 1935 г.;

73. Договор между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки о взаимной правовой помощи по уголовным делам от 17 июня 1999 г.;

74. Договор между Российской Федерацией и Турецкой Республикой о взаимной правовой помощи по уголовным делам и о выдаче от 1 декабря 2014 г.;

75. Договор между Союзом Советских Социалистических Республик и Тунисской Республикой о правовой помощи по гражданским и уголовным делам от 26 июня 1984 г.;

76. Договор между Российской Федерацией и Туркменистаном о передаче для отбывания наказания лиц, осужденных к лишению свободы, от 18 мая 1995 г.;

77. Договор между Союзом Советских Социалистических Республик и Финляндской Республикой о правовой защите и правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам от 11 августа 1978 г. с Протоколом от 11 августа 1978 г.;

78. Договор между Союзом Советских Социалистических Республик и Финляндской Республикой о взаимной передаче для отбывания наказания лиц, осужденных к лишению свободы, от 8 ноября 1990 г.;

79. Соглашение между Союзом Советских Социалистических Республик и Францией о передаче судебных и нотариальных документов и выполнении судебных поручений по гражданским и торговым делам от 11 августа 1936 г.;

80. Конвенция между Российской Федерацией и Французской Республикой о передаче лиц, осужденных к лишению свободы, от 11 февраля 2003 г.;

81. Договор между Союзом Советских Социалистических Республик и Чехословацкой Социалистической Республикой о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 12 августа 1982 г.;

82. Договор между Российской Федерацией и Демократической Социалистической Республикой Шри-Ланка о взаимной правовой помощи по уголовным делам от 28 мая 2015 г.;

83. Договор между Российской Федерацией и Демократической Социалистической Республикой Шри-Ланка о передаче лиц, осужденных к лишению свободы, от 28 мая 2015 г.;

84. Договор между Российской Федерацией и Демократической Социалистической Республикой Шри-Ланка о выдаче от 28 мая 2015 г.;

84. Договор между Российской Федерацией и Эстонской Республикой о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 26 января 1993 г.;

85. Договор между Союзом Советских Социалистических Республик и Федеративной Народной Республикой Югославией о правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам от 24 февраля 1962 г.;

86. Договор между Российской Федерацией и Республикой Южная Осетия о передаче лиц, осужденных к лишению свободы от 14 октября 2014 г.;

87. Договор между Российской Федерацией и Республикой Южная Осетия о взаимной правовой помощи по уголовным делам от 14 октября 2014 г.;

88. Договор между Российской Федерацией и Японией о взаимной правовой помощи по уголовным делам от 12 мая 2009 г.

ДВУСТОРОННИЕ ДОГОВОРЫ,

НЕ ВСТУПИВШИЕ В СИЛУ ДЛЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1. Договор между Российской Федерацией и Республикой Албания о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским и уголовным делам от 30 октября 1995 г. (Договор подписан Российской Федерацией 30 октября 1995 г., не ратифицирован, не вступил в силу).

2. Конвенция между Российской Федерацией и Алжирской Народной Демократической Республикой о взаимной правовой помощи по уголовным делам от 10 октября 2017 г. (Конвенция подписана Российской Федерацией
10 октября 2017 г., ратифицирована Федеральным законом от 2 октября 2018 г. № 343-ФЗ «О ратификации Конвенции между Российской Федерацией и Алжирской Народной Демократической Республикой о взаимной правовой помощи по уголовным делам», не вступила в силу);

3. Договор между Российской Федерацией и Республикой Ангола о взаимной правовой помощи по уголовным делам от 31 октября 2006 г. (Договор подписан Российской Федерацией 31 октября 2006 г., ратифицирован Федеральным законом от 17 июля 2009 г. № 158-ФЗ «О ратификации Договора между Российской Федерацией и Республикой Ангола о взаимной правовой помощи по уголовным делам», не вступил в силу);

4. Договор между Российской Федерацией и Республикой Зимбабве о выдаче от 15 января 2019 г. (Договор подписан Российской Федерацией 15 января 2018 г., не ратифицирован, не вступил в силу);

5. Соглашение между Российской Федерацией и Исламской Республикой Иран о передаче лиц, осужденных к лишению свободы от 28 марта 2017 г. (Соглашение подписано Российской Федерацией 28 марта 2017 г., ратифицировано Федеральным законом от 5 февраля 2018 г. № 7-ФЗ «О ратификации Соглашения между Российской Федерацией и Исламской Республикой Иран о передаче лиц, осужденных к лишению свободы», не вступило в силу);

6. Протокол о внесении изменений в Договор между Российской Федерацией и Исламской Республикой Иран о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским и уголовным делам от 5 марта 1996 г. (Протокол подписан Российской Федерацией 28 марта 2017 г., ратифицирован Федеральным законом от 5 февраля 2018 г. № 4-ФЗ «О ратификации Протокола о внесении изменений в Договор между Российской Федерацией и Исламской Республикой Иран о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским и уголовным делам
от 5 марта 1996 г.», не вступил в силу);

7. Договор между Российской Федерацией и Королевством Испания об оказании правовой помощи по уголовным делам от 25 марта 1996 г.(Договор подписан Российской Федерацией 25 марта 1996 г., ратифицирован Федеральным законом Российской Федерации от 8 октября 2000 г. №127-ФЗ «О ратификации Договора между Российской Федерацией и Королевством Испания об оказании правовой помощи по уголовным делам», не вступил в силу);

8. Договор между Российской Федерацией и Королевством Камбоджа о выдаче от 1 февраля 2017 г. (Договор подписан Российской Федерацией 28 марта 2017 г., ратифицирован Федеральным законом от 4 июня 2018 г. № 125-ФЗ «О ратификации Договора между Российской Федерацией и Королевством Камбоджа о выдаче», не вступил в силу);

9. Договор между Российской Федерацией и Корейской Народно- Демократической Республикой о передаче для отбывания наказания лиц, осужденных к лишению свободы от 5 декабря 2017 г. (Договор подписан
Российской Федерацией 5 декабря 2017 г., ратифицирован Федеральным законом от 6 марта 2019 г. № 15-ФЗ «О ратификации Договора между Российской Федерацией и Корейской Народно - Демократической Республикой о передаче для отбывания наказания лиц, осужденных к лишению свободы», не вступил в силу);

10. Договор между Российской Федерацией и Республикой Куба о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским и уголовным делам от 14 декабря 2000 г. (Договор подписан Российской Федерацией 14 декабря 2000 г., не ратифицирован, не вступил в силу);

11. Договор между Российской Федерацией и Лаосской Народной Демократической Республикой о передаче лиц, осужденных к лишению свободы, от 26 сентября 2017 г. (Договор подписан Российской Федерацией 26 сентября 2017 г., ратифицирован Федеральным законом от 2 октября 2018 г. № 344-ФЗ «О ратификации Договора между Российской Федерацией и Лаосской Народно-Демократической Республикой о передаче лиц, осужденных к лишению свободы», не вступил в силу);

12. Договор между Российской Федерацией и Республикой Мали о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 31 августа 2000 г. (Договор подписан Российской Федерацией 31 августа 2000 г., не ратифицирован, не вступил в силу.);

13. Конвенция между Российской Федерацией и Королевством Марокко о выдаче от 15 марта 2016 г. (Конвенция подписана Российской Федерацией 15 марта 2016 г., ратифицирована Федеральным законом от 26 июля 2017 г. № 180-ФЗ «О ратификации Конвенции между Российской Федерацией и Королевством Марокко о выдаче», не вступила в силу);

14. Договор между Российской Федерацией и Республикой Намибией о взаимной правовой помощи по уголовным делам от 8 октября 2018 г. (Договор подписан в г. Виндхуке 8 октября 2018 г., не ратифицирован, не вступил в силу);

15. Договор между Российской Федерацией и Федеративной Республикой Нигерией о взаимной правовой помощи по уголовным делам от 26 ноября 2018 г. (Договор подписан в г. Москве 26 ноября 2018 г., не ратифицирован, не вступил в силу).

16. Договор между Российской Федерацией и Федеративной Республикой Нигерией о передаче для отбывания наказания лиц, осужденных к лишению свободы, от 24 июня 2009 г. (Договор подписан Российской Федерацией 24 июня 2009 г., ратифицирован Федеральным законом от 3 августа 2018 г. № 277 «О ратификации Договора между Российской Федерацией и Федеративной Республикой Нигерией о передаче для отбывания наказания лиц, осужденных к лишению свободы», не вступил в силу);

17. Договор между СССР и Сирийской Арабской Республикой о правовой помощи по гражданским и уголовным делам от 15 ноября 1984 г. Договор подписан СССР 15 ноября 1984 г., не ратифицирован, не вступил
в силу);

18. Договор между Российской Федерацией и Республикой Филиппины о взаимной правовой помощи по уголовным делам от 13 ноября 2017 г. (Договор подписан Российской Федерацией 13 ноября 2017 г. в г. Маниле, ратифицирован Федеральным законом от 3 августа 2018 г. № 276-ФЗ «О ратификации Договора между Российской Федерацией и Республикой Филиппины о взаимной правовой помощи по уголовным делам», не вступил в силу);

19. Договор Российской Федерацией и Республикой Филиппины о выдаче от 13 ноября 2017 г. (Договор подписан Российской Федерацией 13 ноября 2017 г. в г. Маниле, ратифицирован Федеральным законом от 3 августа 2018 г. № 274-ФЗ «О ратификации Договора между Российской Федерацией и Республикой Филиппины о выдаче», не вступил в силу).

Международные нормативные правовые акты

  1. Всеобщая Декларация прав человека от 10 декабря 1948 г. // Сборник международных документов. - М.: Норма, 2004. - С. 39-44.
  2. Конвенция ООН против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (Нью-Йорк, 10 декабря 1984 г.) // Ведомости Верховного Совета СССР. 1987. N 45. Ст. 747.
  3. Конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г. // СЗ РФ. 08.01.2001. N 2. Ст. 163.
  4. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 19 декабря 1966 г.) // Ведомости Верховного Совета СССР. 1976. N 17. Ст. 1831.
  5. Международный пакт от 16 декабря 1966 г. "О гражданских и политических правах" // Бюллетень Верховного Суда РФ. 1994. N 12. Ст. 127.
  6. Минимальные стандартные правила обращения с заключенными (утверждены ООН 30 августа 1955 г., одобрены Экономическим и Социальным Советом на 994-ом пленарном заседании 31 июля 1957 г.) // Советская юстиция. 1992. N 2. - С. 19.
  7. Основные положения о роли адвокатов (приняты восьмым Конгрессом ООН по предупреждению преступлений в августе 1990 г. в Нью-Йорке) // Советская юстиция. 1991. N 20. - С. 19.
  8. Основные принципы, касающиеся роли юристов (приняты восьмым Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, Гавана, 27 августа - 7 сентября 1990 г.) // Собрание международных документов "Права человека и судопроизводство". - М., 2002.
  9. Устав Организации Объединенных Наций (Сан-Франциско, 26 июня 1945 г.). // Текст устава официально опубликован не был.
  10. Устав Совета Европы (Лондон, 5 мая 1949 г.) // СЗ РФ. 1997. N 12. Ст. 1390.
  11. Резолюция Комитета министров Совета Европы от 18 февраля 1996 г. N 5(76) "О юридической помощи по гражданским, торговым и административным делам" // Российская юстиция. 1997. N 6.
  12. Резолюция Комитета министров Совета Европы от 2 марта 1978 г. N 8(78) "О юридической помощи и консультациях" // Российская юстиция. 1997 г. N 6.
  13. Резолюция Экономического и Социального Совета ООН 1989/65 от 24 мая 1989 г. "Эффективное предупреждение и расследование внезаконных, произвольных и суммарных казней" // Советская юстиция. 1992. N 7-8. С. 36.
  14. Рекомендация Комитета министров Совета Европы о свободе осуществления профессии адвоката (принята Комитетом министров Совета Европы 25 октября 2000 г.) // Собрание международных документов "Права человека и судопроизводство". - М., 2002.
  15. Рекомендация Комитета министров Совета Европы от 14 мая 1981 г. N R (81) 7 "Комитет министров - государствам-членам относительно путей облегчения доступа к правосудию" // Российская юстиция. 1997. N 6.
  16. Рекомендация Комитета министров Совета Европы от 8 января 1993 г. N R (93) 1 "Об эффективном доступе к праву и правосудию малообеспеченных" // Текст рекомендации официально опубликован не был.
  17. Документ Копенгагенского совещания Конференции по человеческому измерению СБСЕ (Копенгаген, 29 июня 1990 г.). Международные избирательные стандарты: Сборник документов / Отв. ред. А.А. Вешняков; Научный ред. доктор юридических наук В.И. Лысенко. - М.: Весь Мир, 2004 г. - С. 335.
  18. Документ Московского совещания Конференции по человеческому измерению СБСЕ (Москва, 3 октября 1991 г.). Международные избирательные стандарты: Сборник документов / Отв. ред. А.А. Вешняков; Научный ред. В.И. Лысенко. - М.: Весь Мир, 2004 г. - С. 355.
  19. Свод принципов защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению в какой бы то ни было форме (утвержден на 76-м пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН 9 декабря 1988 г.) // Советская юстиция. 1992 г. N 6.

Нормативные правовые акты Российской Федерации

20. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // Российская газета, 25 декабря 1993 г.

21. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая. Принят 21 октября 1994 года // СЗ РФ. 1994. N 32. Ст. 3301.

22. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть вторая. Принят 22 декабря 1995 года // СЗ РФ. 1996. N 5. Ст. 410.

23. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ // СЗ РФ. 1996. N 25. Ст. 2954.

24. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ // СЗ РФ. 2002. N 1 (ч. 1). Ст. 1.

25. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000. N 117-ФЗ // СЗ РФ. 2000. N 32. Ст. 3340.

26. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998. N 146-ФЗ // СЗ РФ. 1998. N 31. Ст. 3824.

27. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 N 138-ФЗ // СЗ РФ. 2002. N 46. Ст. 5432.

28. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 31.10.2002) // СЗ РФ. 2001. N 52 (1 ч.). Ст. 4921.

29. Арбитражный процессуальный кодекс РФ от 24 июля 2002 г. N 95-ФЗ (с изменениями от 28 июля 2004 г.) // СЗ РФ. 2002. N 30 Ст. 3012

30. Кодекс профессиональной этики адвоката (принят Первым Всероссийским съездом адвокатов 31 января 2003 г.) // Бюллетень Министерства юстиции РФ. 2004. N 3 (75).

31. Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" // СЗ РФ. 1997. N 1. Ст. 1.

32. Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" // СЗ РФ. 2001. N 33 (часть I). Ст. 3431.

33. Федеральный закон от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" // СЗ РФ. 2002. N 23. Ст. 2102.

34. Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" // СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 145.

35. Федеральный закон от 12.08.1995 N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" // СЗ РФ. 1995. N 33. Ст. 3349.

36. Федеральный закон от 14.03.2002 N 30-ФЗ "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации" // СЗ РФ. 2002. N 11. Ст. 1022.

37. Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" // СЗ РФ. 1995. N 47. Ст. 4472.

38. Федеральный закон от 20.12.2004 N 163-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" // Российская газета. 2004. 23 декабря.

39. Федеральный закон от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" // СЗ РФ. 1996. N 48. Ст. 5369.

40. Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" // СЗ РФ. 2004. N 35. Ст. 3607.

41. Федеральный закон от 23.02.1996 N 19-ФЗ "О присоединении Российской Федерации к Уставу Совета Европы" // СЗ РФ. 1996. N 9. Ст. 774.

42. Федеральный закон от 24.06.1999 N 119-ФЗ "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации" // СЗ РФ. 1999. N 26. Ст. 3176.

43. Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" // СЗ РФ. 2002. N 30. Ст. 3032.

44. Федеральный закон от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" // СЗ РФ. N 22. 1998. Ст. 2331.

45. Федеральный закон от 28.10.2003 N 134-ФЗ "О внесении изменений в статью 26 Федерального закона "Об адвокатской деятельности и об адвокатуре в Российской Федерации" // СЗ РФ. 2003. N 44. Ст. 4262.

46. Федеральный закон от 31 июля 1995 г. N 119-ФЗ "Об основах государственной службы Российской Федерации" // СЗ РФ. 1995. N 31. Ст. 2990

47. Федеральный закон от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" // СЗ РФ. 2002. N 23. Ст. 2102.

48. Закон РФ от 02.07.1992 N 3185-1 "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" // Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. N 33. Ст. 1913.

49. Закон г. Москвы от 04.10.2006 N 49 "Об оказании адвокатами бесплатной юридической помощи гражданам Российской Федерации в городе Москве" // Ведомости Московской городской Думы. 2006. N 10. Ст. 240.

50. Указ Президента РФ от 13.06.1996 N 864 "О некоторых мерах государственной поддержки правозащитного движения в Российской Федерации" // СЗ РФ. 1996. N 25. Ст. 2998

51. Указ Президента РФ от 25.09.2004 N 1237 "О дополнительных мерах государственной поддержки правозащитного движения в Российской Федерации" // СЗ РФ. 2004. N 40. Ст. 3941

52. Постановление Правительства РФ от 04.07.2003 N 400 "О размере оплаты труда адвоката, участвующего в качестве защитника в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия, прокурора или суда" // СЗ РФ. 2003. N 28. Ст. 2925.

53. Постановление Правительства РФ от 19.09.2003 N 584 "Об утверждении Положения о ведении реестра адвокатов, осуществляющих адвокатскую деятельность на территории Российской Федерации" // СЗ РФ. 2003. N 39. Ст. 3768.

54. Постановление Правительства РФ от 22 августа 1998 г. N 1003 "Об утверждении Положения о порядке допуска лиц, имеющих двойное гражданство, лиц без гражданства, а также лиц из числа иностранных граждан, эмигрантов и реэмигрантов к государственной тайне" // СЗ РФ. 1998. N 35. Ст. 4407.

55. Постановление Правительства Российской Федерации от 17.05.2002 г. N 319 "Об уполномоченном федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей" // СЗ РФ. 2002. N 20. Ст. 1872.

56. Федеральный закон от 28 октября 2003 года N 134-ФЗ "О внесении изменения в статью 26 Федерального закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации".

57. Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ (ред. от 22 июля 2008 г.) "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" // СЗ РФ. 2004. N 35. Ст. 3607.

58. Федеральный закон от 20 декабря 2004 г. N 163-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" // СЗ РФ. 2004. N 52 (часть 1). Ст. 5267.

59. Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 214-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации" // СЗ РФ. 2007. N 31. Ст. 4011.

60. Федеральный закон от 3 декабря 2007 г. N 320-ФЗ "О внесении изменения в статью 7 Федерального закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" // СЗ РФ. 2007. N 50. Ст. 6233.

61. Закон РСФСР от 20 ноября 1980 года "Об утверждении Положения об адвокатуре РСФСР" // Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1980. N 48. Ст. 1596.

62. Закон РФ от 21 июля 1993 года "О государственной тайне" // Собрание законодательства РФ. 1997. N 41. Ст. 4673.

63. Закон РФ от 26 июня 1992 года "О статусе судей в Российской Федерации" // Вестник Верховного Суда РФ. 1992. N 30. Ст. 1792.

Международное право – это особая система права, совокупность международно-правовых норм, создаваемых субъектами МП и регулирующих отношения между государствами, нациями, борющимися за независимость, государственно-подобными образованиями, отношения с участием физических и юридических лиц, иных образований.

Не путать систему права и правовую систему. В мире есть два типа права – типа международное и типа национальное.

Общие черты международного и национального права:

1. И то, и то – система права . То есть внутри каждого права есть какая-то структура, иерархия, структура и взаимоотношения между нормами и т.д. 2. Используются одинаковые понятия, определения, категории, к примеру, «норма права», «источник права», «субъект права», «правоотношение» и так далее. Но внутреннее содержание у них разное. 3. И то, и то право состоит из норм . Только национальное право – из национальных, а международное – из международных.

Различия:

1. По предмету регулирования . Что регулирует международное право – прежде всего оно регулирует отношения между государствами, отношения международных организаций, то есть внешние отношения. А право национальное регулирует отношения внутри государства, внутренние отношения.

Однако есть области отношений, которые подпадают под двойное регулирование. Выдача преступника из одного государства в другой, действует: международный договор о выдаче, действует национальное УК по которому это преступление и национальное УПК по которому и пришёл запрос по выдаче. То есть УК и УПК другого государства, которое выдаёт, и УК и УПК того, кто принимает – то есть и запрашивающего, и выдающего.

Или к примеру, вместо национального таможенного кодекса у нас действует Таможенный Кодекс Таможенного Союза.

Чаще всего международные нормы сильнее, чем национальные нормы.

2) Второе отличие – по источникам права . Национальные – нормативные правовые акты, правовые обычаи, прецедент (судебный и административный) и нормативный договор. Источников международного права – четыре .

а) Международный договор. Конвенция – это международный договор. Таможенный Кодекс Таможенного союза международный договор.

б) Международно-правовой обычай.

в) Акты органов международных организаций. Визовый кодекс ЕС.

г) Акты международных конференций.

Никогда источники одного права не станут источниками другого. Если бы они могли стать, то тогда бы мы сказали, что это одно и то же право. Источники могут быть похожи по форме, но вещи эти разные.

3) Третье различие. По субъектам. Если бы субъекты были одни и те же, то и системы права были бы одинаковыми. Субъекты внутреннего права – физические, юридические лица, должностные лица, муниципальные образования, государство. Субъекты международного права: 1. Государства. 2. Народы и нации, борющиеся за независимость. 3. Международные организации. 4. Государствоподобные образования. Когда субъекты международного руководствуется нормами международного права – это субъект международного права. Когда своими – национального права.

4) Основное направление регулирования в национальном праве вертикальное – сверху вниз. В международном праве основное направление горизонтальное – государство договаривается с другими государствами, напрямую или в рамках международных организаций.

Международное право регулирует две большие группы отношений:

Первая группа – международные межгосударственные отношения . То есть там, где есть государства и с той стороны, и с другой стороны. Скажем, выдача преступника – одно государство договаривается с другим о выдаче преступником.

Второе, подгруппа первой большой группы – где государства и народы, борющиеся за независимость. Это межгосударственные отношения (Израиль и Палестина).

Вторая большая группа – это отношения не межгосударственные . Там, где государство только с одной стороны или государства вообще нет. Скажем, обращение в Европейский суд по правам человека. Международная организация здесь, государство и лицо, право которого нарушено. Или те же отношения по выдаче – преступник может жаловаться, что выдача была незаконной. Или поставка – одна организация поставила в другую, иностранную организацию товар. Здесь государств вообще нет.

    Процедура заключения международного договора

Право заключать международные договоры (договорная правоспо­собность) - важнейший элемент международной правосубъектности, необходимый атрибут основных субъектов международного права, прежде всего государств. Каждое государство обладает правоспособнос­тью заключать международные договоры. Правоспособность междуна­родных организаций заключать договоры регулируется правилами соот­ветствующей организации.

Заключение международного договора представляет собой процесс, состоящий из ряда последовательных стадий, главные из которых - со­гласование текста договора и различные способы выражения согласия сторон на обязательность договора. Они в свою очередь состоят из ряда подстадий, таких, как подписание, ратификация, утверждение, присо­единение, и др. Не обязательно, чтобы каждый договор проходил все подстадии, но любой договор проходит стадию согласования текста и ту или иную форму, в которой выражается согласие государства или меж­дународной организации на обязательность договора. Особенности по­рядка и стадий заключения международных договоров определяются как содержанием договора, так и составом его участников. Например, международные организации не применяют ратификацию.

Государства заключают международные договоры в лице своих выс­ших государственных органов, установленных в конституциях и других внутригосударственных нормативных актах. Международные организа­ции заключают договоры через свои компетентные органы, указанные в их уставах или других нормативных актах этих организаций.

Присутствуют 2 основные стадии:

1. Выработка согласованного текста договора (Тункин - «согласование воль государств»).

Обычно, международные договоры проходят обсуждения по дипломатическим каналам перед заключением. Может быть учреждена специальная комиссия для ведения переговоров (состоит из представителей государств, получивших мандат на ведение переговоров или иные действия). Без предоставления разрешений может быть: Президент, Премьер-Министр, Министр Иностранных Дел: только они могут быть участниками без предоставления полномочий. Далее вырабатывается текст договора (до этого – это лишь проект) путём уступок, взаимного компромисса. Вот почему эта стадия ещё называется аутентификация: это т.н. черта, после которой уже нельзя изменять текст. Это закрепляется ещё в парафировании: это проставление инициалов уполномоченных лиц, оно постраничное (в особых случаях – постатейное). Парафирование запрещает дальнейшие изменения.

Вторая форма аутентификации – ad referendum. –: условное подписание, которое нуждается в утверждении (обычно – в правительственном утверждении).

Третья форма – подписание текста договора, который нуждается в ратификации (это голосование, принятие резолюции, приложением к которой является текст договора (это в отношении международных организаций)). Может быть принятие путём голосования:

· абсолютное большинство (больше 50%),

· квалифицированное большинство (2/3, 3/4...),

· на принципах консенсуса (отсутствие возражений, даже если есть воздержавшиеся),

· единогласное (все – ЗА, без воздержавшихся),

· «в пакете» - единогласность – в наиболее важных вопросах, а по остальным можно поступиться.

· окломация (эмоции),

· «ногами» (несогласные выходят).

2). выражение согласия на обязательность данного договора для данного государства.

Формы (подстадии):

¾ подписание,

¾ ратификация,

¾ присоединения,

¾ утверждение,

¾ обмен ратификационными грамотами,

¾ заключения.

1) Подписание – вступает в силу после подписи, если не предусмотрена ратификация. Если же она предусмотрена, то подписание – лишь аутентификация.

2) Ратификация – после неё государства должны будут воздержаться от действий, которые лишают договор объекта и цели.

Принцип альтерната: последовательность подписания (если слева подпись РФ, а справа Франции, то это Русский договор (т.е. на Русском языке)).

Если многосторонний договор, то государства располагаются в алфавитном порядке (может быть в первой строке подпись наиболее заинтересованного государства).

Ратификация – утверждение договора уполномоченным на то органом.

В РФ – через принятие ФЗ (в СССР – президиум ВС), утверждённого Советом Федерации (срок – 14 дней для обязательного рассмотрения, а не по принципу обычного ФЗ, если в 14 дней не рассмотрен, то автоматически на подпись Президенту).

Закон о международных договорах РФ (1995) – перечень договоров с обязательной ратификацией, с ненужной ратификацией.

Должны быть обязательно ратифицированы договоры:

Об основных правах/свободах,

По вопросам, требующим внесения изменений в федеральное законодательство (силу выше законов, чем закон, имеют только ратифицированные договоры (в случае их коллизии)),

О территориальном разграничении (например: вопрос о Курилах. Президент может заключить соответствующий договор лишь при условии его ратификации),

Об участии РФ в международных образованиях по которым передаются полномочия РФ.

По вопросам обороноспособности и сокращения вооружений.

Ратификация имеет 2 стороны:

а) внутреннюю – принятие внутригосударственного акта о ратификации.

б) внешнюю – подписание Президентом ратификационной грамоты, и обмен ими между участниками.

4) Обмен ратификационными грамотами.

Если государство в чём-то несогласно – то оговорка: это официальное заявление государства, в котором оно отменяет или изменяет отдельные положения договора. Оговорка может быть только в письменной форме на любой подстадии выражения согласия на обязательность. Оговорки возможны только к многосторонним договорам.

Режим оговорок:

Если государство А сделало оговорку, то государство Б– возражение на нее, а В – молчит, то:

· между А и Б недействителен весь договор,

· между А и Б недействительна только это положение.

Оговорку можно снять в любое время, при чем согласие возражающих гос-в не требуется.

Оговорки недопустимы:

1. если это предусмотрено в самом договоре

2. оговорки м.б. лишь к статьям №….

3. оговорки м.б. ко всем, кроме …. статей»

4. оговорки недопустимы к объекту и цели договора.

5 .«Заключение» - окончательное выражение согласия в любой его форме. После заключения они регистрируются в Секретариате ООН(СТ.102 Устава ООН), т.е. это доведение договора до мировой общественности, а иначе –на него нельзя ссылаться.,

6 . Присоединение .: государство не участвовало в разработке договора, он был создан еще до присоединения этого государства.

    Ратификация международных договоров РФ.

Ратификация – это утверждение договора высшим органом государственной власти, в результате чего он приобретает обязательную для этого государства силу. В РФ ратификация международных договоров осуществляется в форме федерального закона. Согласно ст. 106 Конституции РФ Государственная Дума России принимает федеральные законы о ратификации международных договоров. После этого закон рассматривается Советом Федерации и им одобряется. Федеральный закон подписывается Президентом России, после чего вступает в силу. Такой закон подлежит опубликованию.

Ратификации подлежат международные договоры РФ:

1. исполнение которых требует изменения действующих или принятия новых федеральных законов, а также устанавливающие иные правила, чем предусмотренные законом;

2. предметом которых являются основные права и свободы человека и гражданина;

3. о территориальном разграничении РФ с другими государствами, включая договоры о прохождении Государственной границы РФ, а также о разграничении исключительной экономической зоны и континентального шельфа РФ;

4. об основах межгосударственных отношений по вопросам, затрагивающим обороноспособность РФ, по вопросам разоружения или международного контроля над вооружениями, по вопросам обеспечения международного мира и безопасности, а также мирные договоры и договоры о коллективной безопасности;

5. об участии РФ в межгосударственных союзах, международных организациях и иных межгосударственных объединениях, если такие договоры предусматривают передачу им осуществления части полномочий РФ или устанавливают юридическую обязательность решений их органов для РФ (ст. 15 Федерального закона «О международных договорах Российской Федерации»).

Равным образом подлежат ратификации международные договоры РФ, при заключении которых стороны условились о последующей ратификации.

Участники двустороннего договора обмениваются ратификационными грамотами, грамоты многостороннего договора сдаются на хранение государству-депозитарию.

    Исполнение и прекращение международного договора.

Международные договоры РФ подлежат добросовестному вы­полнению в соответствии с условиями самих международных догово­ров, нормами международного права, КонституциейРФ, Федераль­ным законом «О международных договорах Российской Федерации», иными законодательными актами РФ.

Президент и Правительство РФ принимают меры, направленные на обеспечение выполнения международных договоров.

Федеральные органы исполнительной власти, в компетенцию ко­торых входят вопросы, регулируемые международными договорами, обеспечивают полное исполнение обязательств и осуществление прав российской стороны, вытекающих из этих договоров, а также наблю­дают за выполнением другими участниками договоров их обяза­тельств. Органы власти субъектов Федерации обеспечивают (в преде­лах своих полномочий) выполнение международных договоров РФ.

В случае нарушения обязательств по международному договору другими его участниками МИД РФ (либо другие федеральные органы исполнительной власти совместно с МИД) представляет (в зависи­мости от того, в чьей компетенции находятся вопросы, регулируемые договором) Президенту РФ или в Правительство РФ предложения о принятии необходимых мер в соответствии с нормами международ­ного права и условиями самого договора.

Прекращение и приостановление действия международных договоров РФ

Рекомендации о прекращении или приостановлении действия международных договоров РФ могут представляться в зависимости от того, в чьей компетенции находятся вопросы, регулируемые дого­вором, на рассмотрение Президента или Правительства РФ каждой из палат Федерального Собрания. Такие рекомендации могут пред­ставляться также Конституционным Судом РФ, Верховным Судом РФ, Высшим Арбитражным Судом РФ, Генеральной прокуратурой РФ, Центральным банком РФ и Уполномоченным по правам челове­ка (по вопросам их ведения).

Рекомендации и предложения в отношении договоров, решения о согласии на обязательность которых принимались в форме феде­рального закона, вносятся в Государственную Думу РФ Президентом или Правительством (в зависимости от того, каким органом было представлено предложение, на основании которого Федеральное Со­брание давало согласие на заключение этого договора). Предложе­ние о прекращении или приостановлении действия договора должно содержать обоснование целесообразности прекращения или приос­тановления его действия, оценку последствий этого для законода­тельства РФ и финансов.

Прекращение (в том числе денонсация) и приостановление дей­ствия договоров осуществляются в соответствии с условиями самого договора и нормами международного права органами, принявшими решение о согласии на обязательность договора. Президент РФ также может принимать, если это вызывается необходимостью, реше­ния о прекращении или приостановлении действия договоров, согла­сие на обязательность которых давалось Правительством РФ.

Государственная Дума РФ рассматривает предложения о прекра­щении или приостановлении действия договоров и после предвари­тельного обсуждения в комитетах и комиссиях Думы принимает со­ответствующие решения. Принятые Государственной Думой феде­ральные законы о прекращении (в том числе и денонсации) или приостановлении действия договоров подлежат обязательному рас­смотрению в Совете Федерации. Закон о прекращении или приоста­новлении действия международного договораРФ, принятый Феде­ральным Собранием, направляется Президенту для подписания и обнародования и в случае подписания вступает в силу.

Действие международного договораРФ, решение о согласии на обязательность которого принималось в форме федерального закона, может быть приостановлено Президентом РФ в случаях, требующих принятия безотлагательных мер, с обязательным незамедлительным информированием об этом Совета Федерации и Государственной Думы и внесением в Государственную Думу проекта соответствую­щего федерального закона. В случае отклонения Думой проекта за­кона о приостановлении действия договора действие договора под­лежит незамедлительному возобновлению.

Прекращение и приостановление действия межведомственных договоров РФ производятся федеральными органами исполнитель­ной власти, от имени которых заключены такие договоры. Правитель­ство РФ принимает решение о прекращении или приостановлении действия межведомственных договоров, если соответствующие во­просы имеют важное значение для России.

Прекращение международного договораРФ, если договором не предусматривается иное или не имеется иной договоренности с дру­гими его участниками, освобождает РФ от обязательства выполнять договор и не влияет на права и обязательства или юридическое поло­жение участников, возникшие в результате выполнения договора до его прекращения.

Приостановление действия договора освобождает РФ от обяза­тельства выполнять договор в течение периода, на который приоста­новлено его действие. В этот период органы государственной власти РФ и субъектов Федерации воздерживаются от действий, которые могли бы помешать возобновлению действия договора. Сообщения МИД о прекращении или приостановлении действия межгосударст­венных и межведомственных договоров публикуются.

    Обязательные документы международных организаций как источники МП.

Юридическая сила актов органов межд. организаций определяется их учредительными документами. Согласно уставам большинства международных организаций решения их органов носят рекомендательный характер. Однако можно выделить две группы актов, содержащих нормы МП:

а) резолюции, устанавливающие обязательные для органов данной организации правила. Эти межд. нормы составляют часть внутреннего права данной организации. б) акты, приобретающие юридическую обязательность в силу норм межд. договоров и (или) внутригосударственного законодательства.

Есть два вида: межправительственные и неправительственные международные акты. Только межправительственные акты являются источником.

Межправительственные акты. В уставе организаций, которые являются источником МП (международным договором, ибо организацию создают государства), закрепляется какие органы имеют право создавать юридически обязательные нормы. Организаций около 2,5 тысяч и многие организации принимают юридически обязательные документы.

Организации издают два вида документов:

1) Внутреннее право организаций. Устав не резиновый, в нём всё не напишешь. В нём можно написать только какие органы есть и как они взаимодействуют. А как работают – это в отдельных актах, которые сама для себя организация и издаёт. Скажем, Европейские Суд по правам человека написал и принял для себя правила, по которым разрешает дела.

2) Внешнее право организаций. Внешнее право рассчитано на применение государствами-участниками их физическими и юридическими лицами.

Самолёты летают по правилам ИКАО (международная организация), корабли по правилам ИНКОТЕРМС атомные станции по правилам АКОТЭ. Есть Совет по железнодорожному транспорту – он утверждает правила по международной железнодорожной перевозке. Есть международная организация по контейнерам, какой контейнер нужен для чего, что для них (специализированных, крупнотоннажных…) нужно. Есть целая куча документов международных организаций. Тот же Визовый Кодекс – это акт Евросоюза. Или ТК ТС. ТК ТС – это международный договор, содержащийся в документе международной организации (межгоссовет ЕврАзЭС).

Многие международные организации издают документы, которые по юридической силе выше (они сильнее, чем) национального законодательства государств-участников.

    Правовая система Российской Федерации в свете ч. 4 ст. 15 Конституции РФ.

Поскольку ст. 15 Конституции РФ закрепляет основы механизма взаимодействия международного и национального права, необходимо определить: что следует включать в правовую систему РФ? Федеральное законодательство содержания данного понятия не раскрывает.

В отечественной юридической науке проблематика правовой системы активно начала разрабатывается с середины 70-х гг. XX в.: при этом исследования велись и ведутся преимущественно в рамках общей теории права. Сам термин "правовая система" используется в отечественной науке в нескольких значениях. В зависимости от контекста оно может означать:

1) систему права с точки зрения ее организационного строения (совокупность принципов права, отраслей, подотраслей, правовых институтов и т.д.);

2) совокупность правовых норм какого-либо государства (национальная правовая система или семья правовых систем) или МП;

3) социально-правовой феномен, образуемый различными элементами, в числе которых называют: правовые нормы; результат их реализации (правоотношения); правовые учреждения; правосознание и т.д. По вопросу о содержании понимаемой таким образом правовой системы сложилось несколько основных подходов.

Конституционное положение (ч. 4 ст. 15), по мнению представителей отраслевых наук, позволяет рассматривать "международные нормы как национальные". Более того, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры России признаются источниками отраслевого права (конституционного, гражданского, процессуального и др.). С этим нельзя согласиться. Во-первых, Конституция объявляет международные договоры не частью российского права, а частью российской "правовой системы". Во-вторых, международные нормы в принципе не могут быть частью российского права. МП и право внутригосударственное представляют собой различные системы права. МП и национальное право отличаются друг от друга по кругу субъектов, источникам, способу образования и обеспечения МП и другим характеристикам. В-третьих, формы права одной системы права не могут быть одновременно формами права другой системы (Г. В. Игнатенко).

В МП отсутствует общепринятое определение "правовой системы государства", да и само это понятие стало встречаться в документах лишь в самое последнее время Европейская конвенция о гражданстве (Страсбург, 6 ноября 1997 г.) (ст. 2), но и в ней дается простое перечисление входящих в правовую систему элементов - конституция, законы, постановления, указы, прецедентное право, обычные нормы и практика, а также нормы, вытекающие из обязательных международных документов.

Гораздо больше внимания проблемам российской правовой системы уделяется в науке МП. Общим для ученых является включение в правовую систему РФ на той или иной основе норм МП.

Можно высказать следующее:

1. В федеральных нормативных актах содержание термина "правовая система" не раскрывается; в них лишь повторяется (с некоторыми вариациями) конституционная норма. Акты федерального права исходят из того, что в правовую систему РФ необходимо включать нормы не только национального, но и международного права, однако других ее элементов не называют.

2. В региональном законодательстве в оборот вводится новое понятие - "правовая система субъекта федерации", в определении которой выделяются несколько подходов:

а) в правовую систему субъекта РФ включают федеральные правовые акты, региональные законодательство и соглашения, а также международные договоры РФ (Уставы Свердловской области и Ставропольского края);

б) в правовую систему субъекта РФ включаются лишь акты его органов власти и актов органов местного самоуправления, находящихся на территории данного региона (Устав Иркутской области);

в) в некоторых регионах понятие "правовая система субъекта федерации" используется без раскрытия его содержания, однако оговаривается, что ее частью являются и международные нормы (Устав Воронежской области, закон Тюменской области "О международных соглашениях Тюменской области и договорах Тюменской области с субъектами Российской Федерации" и др.).

Таким образом, в региональном законодательстве "правовая система субъекта" рассматривается в качестве составной части российской правовой системы и понимается как совокупность действующих на данной территории правовых норм.

3. Что касается включения в правовую систему правосознания, правоотношений, правоприменительного процесса и т.д. Термин "система" предполагает объединение в едином феномене однопорядковых явлений. Применительно к термину "правовая система" речь должна идти об однотипных составляющих - норм объективного права, действующих в конкретном государстве.

Таким образом, более правильно понимать "правовую систему РФ" как совокупность применяемых в Российской Федерации правовых норм. В этом случае отпадают какие-либо сомнения в точном толковании конституционной нормы.

Формулировку ч. 4 ст. 15 Конституции необходимо также рассматривать как общую санкцию Российского государства на включение норм МП в систему действующих в России норм, на непосредственное применение МП в сфере реализации российского законодательства. Однако прямое применение в Российской Федерации международных норм вовсе не означает их включение в состав норм российского права: нормы МП не "трансформируются" в право РФ, а действуют от своего собственного имени.



 

Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!