Официальное и неофициальное толкование. Виды толкования права по субъектам

Л.И. Петражицкий выделяет особый вид позитивного права -официальное право , к которому он относит нормативные акты, судебные решения. Право официальное - это право, которое действует при поддержке государства. Право официальное включает в себя также право интуитивное - аксиомы интуитивного права, которые пользуются поддержкой государства: Официальное право определяется Л.И. Петражицким как особый вид позитивного права, посредством которого государство влияет на эмоциональную сферу в прогрессивную сторону. Автор называет официальное право самым эффективным видом права среди других разновидностей позитивного права, «...официальное право, право, имеющее решающее значение в случае конфликтов и вообще обладающее разными преимуществами по сравнению с прочим правом, в частности, представляющее высшую ступень унификационной упорядоченности права, объективной определенности и т. д. Здесь предметом завершительной унификационной обработки со стороны юриспруденции сообразно ее природе и социальной функции является официальное право» (1;197).

Но есть также, по Петражицкому, и неофициальное право , появляющееся во всех сферах жизни людей, где в их сознании возникают императивно-атрибутивные переживания. Право неофициальное - право, которое не имеет поддержки государства. Это право предполагает существование социальных конфликтов и неофициальные способы их разрешения. «Граждане сами или в союзе со своими сородичами, друзьями и т. д. осуществляют репрессии по адресу преступников или их родов путем мести, кровавой и иной, сами насильственно добывают отнятое у них и т. д. Уголовное право и гражданское на этой ступени развития представляет неофициальное право» (1;487). Таким образом, под неофициальным, интуитивным правом понимается существование таких обязанностей в поведении тех или иных лиц, которые не регламентируются непосредственно нормативными актами государства.

Официальное право, по Петражицкому, представляет собой «совершенно микроскопическую величину» (1;95) по сравнению с тем необъятным множеством жизненных ситуаций, которые регулируются интуитивным правом. Л.И. Петражицкий приписывает интуитивному праву как явлению весьма подвижному, живому, гибко реагирующему на запросы времени все более возрастающую роль в жизни общества.

Очень актуальной представляется позиция автора о том, что для развития и процветания общества официальное право должно вобрать в себя прогрессивные положения интуитивного права, прежде всего, аксиомы интуитивного порядка, выраженные в понятии «справедливость».

Именно «сознание справедливости оказывает давление на разработку, толкование и применение права и является (мирно или революционно действующим) фактором создания, разрушения и изменения позитивного права» (1;407) в ходе неизбежного конфликта между позитивным правом и правом интуитивным. Отсюда следует вывод о том, что официальное право, нарушающее аксиомы интуитивного права, утрачивает справедливый и действенный характер и подлежит отмене.

Официальное и неофициальное толкование.

Официальное толкование нормативно регламентировано и его акты интерпретации имеют юридическую силу. Таким же правом обладают Президент Российской Федерации, парламент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, а также аналогичные органы и должностные лица субъектов РФ. Конституционный Суд РФ дает официальное толкование Конституции России, Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ обязаны давать разъяснения по вопросам судебной практики.

Неофициальное толкование осуществляют общественные организации, ученые, адвокаты, юрисконсульты предприятий, кооперативов, отдельные граждане. Такое толкование обогащает легальное толкование в выработке единства взглядов, подходов к процессу толкования права и квалифицированной реализации его результатов.

Официальное толкование, даваемое судебными или иными уполномоченными на то государственными органами, а также органами общественных организаций по специальному уполномочению государства, можно разделить на два вида: нормативное и казуальное толкование.

Нормативным толкованием является официальное разъяснение правовой нормы компетентным органом, обязательное для всех лиц и органов, которые прямо подпадают под юрисдикцию этого органа, производящего толкование. Оно распространяется на весь круг случаев, предусмотренных толкуемой правовой нормой, обеспечивая тем самым единообразное и правильное проведение в жизнь предписаний этой нормы.

Официальное нормативное толкование можно разделить также на два вида. Аутентичное толкование - это официальное разъяснение, исходящее от органа, установившего данную правовую норму. Легальное толкование - осуществляемое не самими нормотворческими органами, а другими в силу полномочий, полученных от государства. Легальное толкование должно проводиться в рамках компетенции органа, производящего разъяснение. Его обязательная сила распространяется на тех субъектов, которые подпали под юрисдикцию органа, дающего толкование. Официальное (легальное) толкование основано на научном подходе к изучению действующего права. Для судебной деятельности особо важны разъяснения Верховного и Высшего Арбитражного Судов РФ по делам применения законодательства при рассмотрении дел. Такие руководящие разъяснения (в форме постановлений Пленумов Верховного и Высшего Арбитражного Судов РФ) даются по вопросам судебной практики на основании рассматриваемых судами дел. Они являются результатом их обобщения. В них разъясняются вопросы, вызывающие сомнения и неясности у судебных органов, порождают разобщенность в отправлении правосудия, ошибки и неправильные решения. В то же время аутентичное толкование - это раскрытие воли законодателя, сформулированной в правовой норме, ее конкретизация. В ряде случаев нормативные акты, которые на практике вызвали неясности или противоречиво применялись, официально разъясняются путем нормативного толкования самим органом, издавшим этот акт. Акт нормативного толкования имеет ту же юридическую силу и, как правило, аналогичную внешнюю форму, как и разъясняемый нормативный акт РФ, подобные разъяснения могут издаваться Президентом страны и другими правотворческими органами.

Рассмотрение видов толкования по субъектам преследует цель выявить особенности применения ими интерпретационной технологии.

В юридической науке аксиоматичным является деление толкования по субъектам на неофициальное и официальное. В данном параграфе речь будет идти о неофициальном толковании. Неофициальному толкованию «повезло» меньше, чем официальному, поскольку по причине исключительной важности и обязательности последнего внимание всегда было сосредоточено на толковании официальном. Появление работы Л. В. Соцуро исправляет указанный исследовательский перекос.

Признаки неофициального толкования

Признаки неофициального толкования весьма существенны:

  • субъектами неофициального толкования могут являться организации (коммерческие и некоммерческие), ученые, адвокаты, практикующие и неирактикуюшие юристы, отдельные граждане;
  • между указанными субъектами нет четкой координации, и, как правило, они осуществляют деятельность но толкованию автономно",
  • большинство тех, кто берется за неофициальное толкование, отличает высокий уровень подготовки в области права;
  • неофициальное толкование осуществляется субъектами права по доброму разумению и не основано на вменении им в обязанность делать это;
  • содержание неофициального толкования очень часто ограничивается уяснением нормативных актов, разъяснение отнюдь не является обязательным дополнением к нему;
  • неофициальное толкование является необязательным для субъектов права и поэтому не имеет юридической силы, однако порой отличается высокой авторитетностью, что не позволяет к нему относиться как к толкованию второсортному;
  • оно не регламентировано законом и осуществляется в свободной форме. Это касается всех его параметров: результатов (актов толкования), процедур и др.;
  • его значимость состоит в выполнении им познавательной, воспитательной роли , а также функции ориентирования субъектов в правовом пространстве.

Особенности неофициального толкования достаточно яркие и не позволяют его спутать с толкованием официальным.

Виды неофициального толкования

Положим в основу классификации уровень профессиональной подготовки в области права, который будет определять качество толкования, его авторитетность, действенность и т. д. С этой точки зрения выделяются три вида неофициального толкования:

1. обыденное толкование. Оно осуществляется субъектами, которые не являются специалистами в области права. Практически каждый гражданин может осуществлять неофициальное толкование. Нельзя сказать, что оно является прерогативой только любознательных и высокоинтеллектуальных граждан. Так, любой гражданин, принимающий участие в выборах, задумывается над тем, что они могут дать лично ему (или обществу), и принимает сложное решение, кому отдать предпочтение, предварительно разобравшись в кандидатурах (партиях).

Обыденное толкование осуществляется с привлечением политических, нравственных норм.

Отсюда следует еще одна характерная особенность обыденного толкования — оно в значительной мерс проводится не с помощью рациональных приемов, им руководят в значительной мере чувства и эмоции.

Поскольку нормы права каждый толкует исходя из личных интересов, здесь наблюдается такой плюрализм мнений о смысле закона, что привести их к единому знаменателю затруднительно. Более того, даже сама попытка сделать это порой перерастает в противоправные действия.

Внешне обыденное толкование выражается редко. В основном его результаты бывают представлены в виде мыслительных операций или в лучшем случае устно;

2. профессиональное толкование. Оно также называется компетенционным и дастся сведущими в области права людьми, но их действия по толкованию норм права не приобретают обязательного значения.

Л. В. Соцуро к «сведущим в области права лицам» причисляет и тех, кто не получил юридического образования, а также любых лиц, грамотно разбирающихся в праве и имеющих общественный авторитет (писатели, журналисты, историки, филологи и др.) 1 . Вряд ли это правильно, поскольку профессионально толковать — это значит знать систему правовых категорий и норм права и распознать в этой системе толкуемую статью закона. В настоящее время многие имеют диплом юриста, но при этом не обладают хорошими профессиональными знаниями. Поэтому данный термин можно трактовать следующим образом: сведущие в области права лица — это лица, имеющие диплом юриста и профессиональные знания. Обычно при толковании применение находят сразу многие способы. Привлечение грамотного филолога — это только часть дела. Необходимо также непременно осуществить толкование специально-юридическое, и здесь без юриста, причем высококлассного, не обойтись.

Профессиональное сознание отличается следующими особенностями:

  • толкователи обладают правовой культурой, которая имеет в основном рациональный, а не иррациональный (эмоциональный) характер;
  • оно отражает личную правовую позицию интерпретатора;
  • в основе правовой позиции профессионального юриста лежит обостренное чувство справедливости;
  • результаты профессионального толкования в отличие от обыденного могут быть выражены не только в устной, но и в письменной форме: лекции, беседы, ответы на вопросы, речи, статьи, комментарии в печатных изданиях, видео- и кинофильмы, радиопередачи и др.;

3. доктринальное толкование. Для его наименования используется и другой термин: «научное толкование».

Понятие доктринального толкования трактуется исследователями по-разному. Так, В. М. Сырых считает, что оно подразумевает только глубокое разъяснение смысла закона учеными. По его мнению, работы, не отвечающие этому требованию, следует рассматривать как разновидность профессионального толкования. В. В. Лазарев под доктринальным толкованием понимает научное разъяснение правовых актов, смысла и целей правовых норм, которое дается в результате творческих поисков, научного анализа права. А. С. Пиголкин расширяет это понятие и включает в него любое разъяснение учеными смысла норм права (сюда относится и творческое, и нетворческое разъяснение права). Однако ученым иногда приходится толковать нормы права, не находясь в состоянии творческого вдохновения. Понятие же глубины толкования, которое в качестве критерия предлагает использовать В. М. Сырых, является оценочным.

Особенности доктринального толкования таковы:

  • оно отличается глубиной;
  • ему присуща системность;
  • оно имеет высокий авторитет;
  • оно неоднократно используется широким кругом практических работников и других лиц;
  • его результаты находят отражение в монографиях, статьях, учебниках, комментариях, докладных записках, экспертных заключениях, предложениях по совершенствованию законодательства и иных письменных документах. Возможны и публичные выступления ученых по разъяснению норм права.

Неофициальное толкование обогащает юридическую науку и практику новыми знаниями, придает импульс реформированию правовой системы и юридической практики.

Обращает на се­бя внимание тот факт, что исследованию подвергалась в основном та часть проблемы, которая связана с официальным толкованием и вла­стной деятельностью субъектов праворазъяснительной работы. Меж­ду тем, неофициальное толкование , неоправданно час­то выпадало из поля зрения исследователей. О нем писалось и говори­лось чаще всего вскользь, да и то при рассмотрении официальной праворазъяснительной деятельности. Думается, что такое положение отражает годами складывающуюся атмосферу неверия в творческую свободу и принижения возможностей личности вне сферы власти и упраления, отсутствие в России развитого гражданского общества. Поэтому, в настоящее время имеются все основания полагать, что исследование закономерностей неофициального толкования, являюще­гося своеобразным “белым пятном” в науке, даст не только приращивание знаний в правовой науке, но и может оказать существенное влияние на юридическую практику . К тому же в научной литературе справедливо отмечается, что наряду с основными (доминантными) формами существуют и играют важную роль также вспомогательные (неосновные) формы правовой деятельности, назначение которых со­стоит в обслуживании (обеспечении) правотворчества, оперативно-ис­полнительной и правоохранительной работы с целью повышения их эффективности. Это подтверждает дополнительные возможности не­официального толкования права, так как последнее относится именно к вспо­могательной форме правовой деятельности, что и определяет его мес­то и роль в системе средств и способов познания и использования пра­вовых явлений. Кроме того, роль и место неофициального толкования в системе средств и способов познавательной и разъяснительной дея­тельности определяются следующими факторами:

Во-первых, политической значимостью глубинных преобразований в обществе и государстве, повышением правовой активности субъек­тов на всех уровнях правоприменительной деятельности;

Во-вторых, учитывая дальнейшую демократизацию правовой по­литики, когда практически все законодательные акты стали доступны­ми каждому субъекту правоотношений, неофициальное толкование открывает новые возможности для повышения качества правового со­знания с выходом на практику реализации правовых норм.

Новый импульс неофициальное толкование российского права по­лучило в связи с принятием на всенародном референдуме 12 декабря 1993 г. новой Конституции Российской Федерации: “Россия есть демо­кратическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления”;

В-третьих, происходит возрастание роли права как средства обще­ственного прогресса и повышение ценности прав человека в частнос­ти. Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. При­знание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - “обязанность государства”.

Названные факторы придают актуальность теории и юридической практики как продолжению научного познания.

Процесс толкования норм права носит объективный характер, под­чиняясь законам формальной логики. Акт толкования всегда субъективен как отраже­ние нашим сознанием существующих и интерпретирован­ных норм права. Он носит творческий, созидательный характер в тео­рии познания. Из логических правил вытекает, что неофициальное и официаль­ное толкование имеет общие гносеологические и методологические

Отличительным признаком неофициального.толкования является произвольность его формы и в правовом плане - необязательность для юридической практики. “Неофициальным толкованием называется разъяснение смысла права, осуществляемое не уполномоченным специально на это органом, лицом и не имеющее обязательного характера”. Официальное толкование нормативно регламентировано и его акты интерпретации имеют юридическую силу, в то же время акты интерпретации неофициального толкования юридической силы не имеют.

Как показывает практика, в последнее время в связи с принятием Конституции Российской Федерации активизировалась работа средств массовой информации, ученых-юристов, практиков по неофи­циальному толкованию ее основных положений, вновь принимаемых законов, указов, постановлений, дополнений и изменений к ним.

В целом, в рамках теории права неофициальное толкование подразделяется на обыденное , профессиональное и доктринальное или научное.

Обыденное толкование может осуществляться любым гражданином. В нем выражается уровень правосознания различных субъектов в виде правовых переживаний, чувств, эмоций, стереотипов и т.д. Особенно это проявляется в ходе референдумов, а также и в “обыденной” правовой жизни: имеет большое значение для соблюдения гражданами запретов, исполнения юридических обязанностей, весьма “чувствительно” и при осуществлении ими субъективных прав.

Профессиональное толкование осуществляется субъектами, сведущими в правовых вопросах (например, юристами-практиками, судьями, прокурорами, адвокатами и др.).

Особое место занимает доктринальное толкование. Оно дается как отдельными учеными, так и специальными научно-исследовательскими учреждениями в издаваемых ими монографиях, научных статьях, докладах, комментариях, лекциях и т.д.

По форме выражения неофициальное толкование может быть устным и письменным .

Воспитание правовой культуры у граждан посредством неофици­ального толкования действующего законодательства осуществляется путем объяснения целей правового регулирования и формирования ориентиров поведения в социально-правовой среде. Правовой мысли­тельный процесс направлен на объяснение важности и полезности оп­ределенных юридических ценностей: свободы, частного права, закон­ности, справедливости и т.д. Отсюда у неофициального толкования, кроме всего прочего, существует ценностно-ориентировочная или регулятивная функция. Это может быть: развенчание “романтики” криминального поведения в художественной и публицистической литературе, пропаганда образ­цов принципиальности и гражданского мужества юристов-профессио­налов, акцентирование внимания граждан на гуманные и демократи­ческие идеи правового регулирования и даже разъяснение вновь при­нятого законодательства с целью его правильной реализации. Конеч­но, регулятивность неофициального толкования относительна , ибо правовая.информация становится непосредственно работающей, ког­да она понятна, пережита и усвоена личностью в качестве внутренней установки. Но нельзя забывать, что большинство граждан ведут себя правомерно не потому, что они детально и глубоко знают законода­тельство, а в связи с тем, что в процессе жизни усвоили главные прин­ципы, основные идеи правового регулирования, позволяющие им не вступать в конфликт с законом. А это достигается в ходе саморазвития общества, посредством куль­тивирования ценностных ориентиров, обладающих привлекательнос­тью в сознании людей, “призывающих” к законопослушному поведению.

Важной функцией неофициального толкования является мотиви­ровочная , или функция юридического аргументирования . В ней выражаются своеобразный поиск и обоснование юридических мо­тивов для аргументации своего отношения к правовой ситуации или объяснения правовой позиции. Особенно наглядно это прослеживает­ся в деятельности адвокатов, выступающих в суде, готовящих жалобы, заявления и другие документы. Такое же значение имеет юридическая аргументация в научных лекциях, статьях, монографиях по юриспру­денции. Научность, образность мышления, авторский стиль и автори­тет являются существенными чертами подобного толкования, показы­вающими его компетентность и убедительность.

В современной юридической литературе кроме ценностно-ориентировочной и мотивировочной выделяют также познавательную и воспитательную функции толкования права. Безусловно, что наряду с ними и внутри каждой можно выделить и отдельные стороны и направления той ро­ли, которую играет невластная уяснительная и разъяснительная дея­тельность. Например, охрана правопорядка, сигнальная и т. д. Это еще раз подчеркивает значение и потенциальные возможности неофи­циального толкования в целях формируемого правового государства.

Структура неофициального толкования . Выяснить структуру неофициального толкования возможно при установлении основных звеньев и приемов, с помощью которых они вступают во взаимодействие. Известно, что понятие “структура”, в основном, используется в на­уке для выражения взаимосвязи частей и целого, элементов и системы, количественных и качественных изменений, содержания и нормы объ­екта исследования.

Структура неофициального толкования - это строение и диалектичес­кое единство основных элементов связей, которые обеспечивают эф­фективную интерпретационную деятельность.

В структуру неофици­ального толкования входят следующие элементы :

- участники : индивидуальные - граждане РФ и иностранцы;

коллективные - Союз юристов РФ, Союз журналистов РФ, колле­гии адвокатов субъектов РФ; коллегия адвокатов РФ, ученые советы, учреждения, организации различной формы собствен­ности и организационно-правовой формы, кооперативы и т.д.

- объект : нормы права и регулируемые ими общественные отно­шения;

Правовые действия и операции;

Приемы и способы;

Результат;

Применительно к официальному толкованию права обычно используется тер­мин “субъект”, олицетворяющий органы или организации, имеющие государственновластные полномочия со строго определенными зада­чами и функциями. Их действия носят обязательный характер, а так­же могут обеспечиваться мерами государственного убеждения и при­нуждения.

В структуре неофициального толкования применяется термин “участники”. Участниками неофициального толкования являются ин­дивидуальные лица, их коллективы и организации. Действия участников неофициального толкования не носят власт­но распорядительного начала, и результаты толкования необязатель­ны в правоотношениях.

Основными чертами участников неофициального толкования и их результатов являются:

а) высокий профессиональный уровень в области права при доктринальном толковании;

б) неодинаковая правовая подготовка при обыденном толковании;

в) второстепенный, необязательный и в то же время вспомогатель­ный характер результатов неофициального толкования;

г) отсутствие четкой системы координации усилий участников нео­фициального толкования и др.


Акты толкования права

Чтобы получить обязательный характер, результаты официального толкования должны быть формально закреплены. Для этого существуют акты толкования или интерпретационные акты . Вопрос о юридической природе этих актов тесно связан с проблемой сущности толкования.

Интерпретационные акты – это правовые акты, компетентных государственных органов, содержащие результат официального толкования .

Следует заметить, что акт толкования – это один из видов правовых актов. Они издаются компетентными государственными органами, имеют обязательный характер, формально закреплены, их реализация обеспечивается государством.

Тем не менее, в отечественной правовой литературе существуют различные мнения. Некоторые авторы считают акты толкования одной из форм права, другие утверждают, что таким актом не устанавливаются, не изменяются и не отменяются нормы права. Названными выше признаками определяется несомненное сходство актов толкования права с иными правовыми актами (нормативными и правоприменительными). Однако по другим признакам интерпретационные акты все таки достаточно сильно отличаются как от нормативных, так и от правоприменительных. Так, нормативный акт содержит нормы права, а интерпретационный лишь токует, объясняет эти нормы. Таким образом, интерпретатор никогда не сможет заменить законодателя. С другой стороны, многие акты толкования исходят от субъектов, которым вообще не предоставлено право нормотворчества (Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ и т.д.). От правоприменительного акта интерпретационный отличается тем, что первый связан с решением конкретного дела, а последний имеет общий характер.

Акт толкования необходимо рассматривать и как действие, и как юридический документ, акт уяснения и разъяснения.

Интерпретационные акты можно классифицировать по различным основаниям:

1. по форме они могут быть письменными и устными. Письменные акты толкования всегда имеют определенную структуру, т.е. в них должны присутствовать реквизиты: кто издал этот акт, когда, к каким нормам права относится, когда вступил в действие. Они могут облекаться в ту же форму, что и нормативно-правовые акты, издаваемые соответствующими органами (указы, инструкции и т.д.);

2. по юридической значимости различают акты нормативного толкования и каузального. Как ранее уже отмечалось, акты нормативного толкования распространят свое действие на неопределенный круг субъектов и рассчитаны на многократное применение, в этом смысле они носят общеобязательный характер. Каузальные акты относятся к конкретному случаю и касаются конкретных лиц (индивидуализированы);

3. юридическая сила акта толкования и сфера его действия определяются местом органа его издавшего;

4. акты толкования могут быть аутентичными или легальными. Если акт принимает и толкует один и тот же субъект – это аутентичное толкование. Если норму права толкует субъект, который на это управомочен, то это легальные акты;

5. возможно рассматривать акты толкования и по отраслям права. Например, уголовно-правовые, гражданско-правовые, административно-правовые и др.

Поскольку интепретационные акты – это акты правовые, они публикуются в официальных источниках. Например, интерпретационные акты Верховного Суда РФ издаются в форме постановлений Пленума Верховного Суда и публикуются в «Бюллетене Верховного Суда РФ». Конституционный Суд издает свои акты в форме постановлений, которые публикуются в «Собрании законодательства РФ» и в «Вестнике Конституционного Суда РФ». Центризбирком свои интепретационные акты издает в форме разъяснений, которые публикуются в «Вестнике Центральной избирательной комиссии» и в «Российской газете».



©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12

В зависимости от юридических последствий, которые наступают в ре­зультате толкования-разъяснения, его подразделяют на два вида: офици­альную и неофициальную.

Особенность официального толкования-разъяснения заключается в том, что оно осуществляется компетентными в этой области государственными органами или уполномоченными на то общественными организациями. Официальное толкование облекается в специальную юридическую форму (постановление, инструкция и пр.) и имеет обязательный характер. Для ис­полнителей толкуемой нормы и правоприменителей оно является обяза­тельным даже тогда, когда они выражают несогласие с толкованием. Ос­новная цель официального толкования-разъяснения - обеспечить единообразное понимание содержания норм права и достижение их одина­кового применения.

В зависимости от субъектов, толкующих норму права или же в целом нормативно-правовой акт, официальное толкование подразделяется на ау­тентичное и легальное толкование. Эти виды толкования различаются не только особенностями государственных органов, производящих толкова­ние, их местом и ролью в структуре государственного аппарата, но и раз­личной силой принимаемых при этом актов толкования.

Аутентичное толкование осуществляется теми же органами, которые издают данный нормативно-правовой акт. Аутентичное толкование дается не в правоприменительном, а в законодательном порядке. Однако акт тол­кования издается с целью разъяснения уже существующих норм права, а не для создания новых норм.

Особенность официального легального толкования заключается в том, что оно осуществляется не самим органом, издавшим толкуемый акт, а другими государственными органами в рамках предоставленных им пол­номочий. Последние могут иметь либо постоянный, либо разовый харак­тер. Акты легального толкования имеют обязательную силу лишь для тех лиц и объединений, которые подпадают под юрисдикцию органа, осущест­вляющего толкование. Это могут быть судебные, финансовые, налоговые и иные органы.

Неофициальное толкование-разъяснение осуществляется негосударст­венными органами и организациями, различными научными и учебными заведениями, группами специалистов-юристов, отдельными гражданами. Оно выражается в форме устных или письменных советов, пояснений, ре­комендаций. Такого рода акты не имеют обязательного характера и не вле­кут за собой каких бы то ни было юридических последствий. Их моральная сила и влияние основываются на профессиональном авторитете граждан, учреждений и организаций, разъясняющих содержание тех или иных норм или отдельных нормативно-правовых актов.

Среди различных видов неофициального толкования следует выделить обыденное толкование, осуществляемое гражданами в их повседневной жизни, в быту, а также профессиональное (компетентное) толкование, осуществляемое специалистами в области государства и права (судьями, адвокатами и др.) в процессе их повседневной деятельности.

Особо выделяется доктринальное (научное) толкование. Оно выража­ется в подготовленных учеными-юристами комментариях к действующему законодательству, книгах, лекциях, брошюрах, научных статьях.



 

Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!