Обязанности граждан закрепленные нормами административного права. Основные права, свободы граждан во взаимоотношениях с органами исполнительной власти. Административно-правовые обязанности граждан и последствия их несоблюдения

Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства (ст. 2 Конституции).

Административно-правовой статус гражданина это юридическое закрепление положения гражданина в обществе, комплекс субъективных прав, юридических обязанностей, гарантий и ответственности граждан, закрепленных административно-правовыми нормами.

Элементы административно-правового статуса граждан:

1) принципы административно-правового статуса граждан;

2) гражданство;

3) административная правосубъектность (право-, дееспособность) граждан;

4) права и обязанности граждан в сфере государственного управления;

5) административная ответственность граждан;

6) юридические гарантии административно-правового статуса граждан.

Основные нормативные правовые акты, закрепляющие административно-правовой статус граждан:

ФКЗ от26 февраля 1997 г. № 1-ФКЗ «Обуполномоченном по правам человека в Российской Федерации»;

Закон РФ от 27 апреля 1993 г. № 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан»;

ФЗ от 19 сентября 1997 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»;

ФЗ от 26 ноября 1996 г. № 138-ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранным в органы местного самоуправления»;

ФЗ от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»;

ФЗ от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»;

Уголовный кодекс РФ, ГК, КоАП, Трудовой кодекс РФ и другие нормативные правовые акты, закрепляющие права и свободы граждан.

Виды административно-правовых статусов граждан:

1) общий административно-правовой статус граждан – общее статусное положение гражданина в сфере государственного управления, которое закрепляется основополагающими нормативными правовыми актами;

2) родовой (специальный) административно-правовой статус – отражает особенности правового положения отдельных категорий граждан в сфере государственного управления (вынужденные переселенцы, беженцы, врачи, военнослужащие и т. д.);

3) индивидуальный административно-правовой статус – конкретизирует (фиксирует) правовое положение индивидуального физического лица в сфере государственного управления с учетом пола, возраста, образования, профессии, семейного положения и других особенностей.

5.2. Принципы административно-правового статуса граждан

Социальное равенство. Все равны перед законом и судом. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации (ст. 19 Конституции).

Гуманизм. В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией (ч. 1 ст. 17). Признание и гарантирование общепризнанных прав и свобод не является умалением других прав и свобод человека и гражданина.

Народовластие (демократизм). Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления (ч. 1,2 ст. 3 Конституции).

Презумпция невиновности. Гражданин считается невиновным в совершении правонарушения независимо от степени тяжести, пока его виновность не будет доказана в установленном процессуальном порядке и закреплена во вступившем в законную силу индивидуальном правоприменительном акте.

Законность. Все субъекты государственного управления обязаны соблюдать и исполнять Конституцию, федеральные законы и иные нормативные правовые акты, принимаемые на территории Российской Федерации.

5.3. Гражданство: понятие, виды, принципы, основание приобретения и прекращения

Гражданство – устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека (преамбула ФЗ «О гражданстве Российской Федерации»).

Действующее законодательство называет такие виды гражданства, как:

Гражданство Российской Федерации – устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей;

Иное гражданство – гражданство (подданство) иностранного государства;

Двойное гражданство – наличие у гражданина Российской Федерации гражданства (подданства) иностранного государства;

Лицо без гражданства – лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательства наличия гражданства иностранного государства.

К принципам гражданства относят: равенство независимо от основания приобретения, единство гражданства, открытый и свободный характер гражданства, добровольность решения вопроса о гражданстве.

Гражданство приобретается: по рождению, в результате приема в гражданство, в результате восстановления в гражданстве Российской Федерации, по иным основаниям, предусмотренным ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» или международным договорам РФ.

Гражданство может быть прекращено вследствие выхода из гражданства или по иным основаниям, предусмотренным ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» или международным договорам РФ.

5.4. Административная правосубъектность граждан: понятие и характеристика элементов

Административная правосубъектность граждан способность гражданина (физического лица) быть субъектом административного права.

Ее элементами выступают административная правоспособность граждан и административная дееспособность граждан.

Административная правоспособность граждан способность гражданина иметь в силу норм административного права субъективные права и нести юридические обязанности, возникающие с момента рождения и прекращаемые смертью.

Обстоятельства, определяющие объем административной правоспособности граждан, – возраст, состояние здоровья, уровень образования, квалификация, семейное положение и др.

Административная дееспособность граждан способность гражданина в силу норм административного права своими действиями приобретать права и создавать (реагировать) для себя юридические обязанности в сфере государственного управления.

Виды административной дееспособности граждан:

1) полная – наступает с момента совершеннолетия (18 лет);

2) частичная – с 6 до 14 лет (малолетних); с 14 до 18 лет (несовершеннолетних);

3) ограниченная – состоит в ограничении дееспособности в силу решения суда (лица, страдающие психическими заболеваниями, хронические алкоголики, наркоманы, токсикоманы).

Административная деликтоспособность граждан способность гражданина в силу норм права нести ответственность за совершение административных правонарушений.

5.5. Основные права и обязанности граждан в сфере государственного управления

Права граждан в сфере государственного управления это мера возможного поведения граждан в сфере деятельности органов исполнительной власти.

Виды прав граждан в сфере государственного управления:

1) на участие в управлении государством как непосредственно, так и через своих представителей;

2) на поступление на государственную службу;

3) на обращение в органы государственной власти, органы местного самоуправления и к их должностным лицам как индивидуально, так и коллективно;

4) на свободу передвижения;

5) на неприкосновенность личности;

6) на неприкосновенность жилища;

7) на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов;

8) на проведение собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований;

9) на изменение фамилии и имени;

10) на свободу передвижения;

11) на тайну переписки, телефонных переговоров и телеграфных сообщений;

12) на обжалование действий и решений органов, учреждений, организаций и их должностных лиц, нарушающих права и свободы граждан;

13) на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации любым законным способом, за исключением сведений, составляющих государственную тайну;

14) на образование;

15) на охрану здоровья;

16) вносить в государственные органы, органы местного самоуправления предложения об улучшении их деятельности, критиковать недостатки в их работе;

17) на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействиями) органов государственной власти или их должностными лицами;

18) на реализацию юридических свобод.

Обязанности граждан в сфере государственного управления – это предусмотренная административно-правовыми нормами мера необходимого, должного поведения граждан в сфере государственного управления.

В сфере государственного управления граждане обязаны: соблюдать законность и дисциплину в сфере государственного управления, соблюдать специальные запреты (заниматься определенными видами деятельности, например оказывать медицинские услуги без соответствующего образования), получать разрешение (лицензию) от органа государственного управления, местного самоуправления на совершение ряда действий (например, на осуществление грузопассажирских перевозок).

5.6. Административная ответственность граждан

Административная ответственность граждан это обязанность граждан в силу норм права претерпеть негативные правоограничения личного, материального или организационного характера за совершение административного правонарушения.

Для привлечения к административной ответственности гражданин должен обладать административной деликтоспособностью.

Административная деликтоспособность гражданина – способность гражданина в силу норм права нести ответственность за совершение административного правонарушения.

Условия административной деликтоспособности гражданина:

1) достижение установленного законом возраста (16 лет);

2) вменяемость – нормальное состояние психической сферы человека, выражающееся в способности отдавать отчет в своих действиях и руководить ими.

5.7. Юридические гарантии административно-правового статуса граждан

Гарантии административно-правового статуса граждан комплекс организационных, экономических, политических, идеологических и юридических мер, обеспечивающих реализацию прав, обязанностей и ответственности граждан в сфере государственного управления. Существуют экономические, политические, идеологические (культурно-нравственные) и специальные юридические гарантии административно-правового статуса граждан.

Экономические гарантии – состояние развития экономической сферы общества, возможность экономического (материально-финансового) обеспечения реализации прав и обязанностей граждан, характеризующиеся:

Уровнем экономического развития общества;

Признанием и защитой равным образом частной, государственной, муниципальной и иной форм собственности;

Запретами принудительного внесудебного отторжения собственности;

Обеспечением условий для свободного перемещения товаров, услуг;

Поддержкой государством добросовестной конкуренции и ограничением монополизации и др.

Политические гарантии – состояние развития политической сферы общества, состояние государственной власти, развитие институтов демократии, характеризующиеся:

Уровнем политической стабильности в обществе;

Эффективностью деятельности органов государственной власти;

Созданием условий для реализации народом власти непосредственно, а также через органы государственной власти и местного самоуправления;

Социализацией государственной власти, ее ориентированием на создание достойных условий жизни граждан;

Наличием многопартийности;

Наличием общественных объединений, в том числе профессиональных союзов и религиозных объединений;

Поддержанием (стимулированием) политической активности граждан и др.

Идеологические (культурно-нравственные) гарантии – определяются состоянием духовно-нравственной сферы общества, уровнем политической и правовой культуры, характеризуются:

Уровнем общественного, в том числе правового, сознания граждан, их убежденности следовать действующим социальным нормам;

Состоянием социальных норм в обществе, их качеством;

Уровнем общественного порядка и др.

Специальные юридические гарантии – закрепленные в законодательстве средства, а также система государственных органов, обеспечивающих реализацию прав, обязанностей и ответственность граждан в сфере государственного управления.

Виды специальных юридических гарантий:

1) нормативно-правовое закрепление прав, свобод и обязанностей граждан в сфере государственного управления;

2) ответственность органов государственного управления, местного самоуправления и их должностных лиц за нарушение прав и свобод граждан;

3) наличие юридических процедур;

4) право граждан на обжалование незаконных действий (решений) органов управления и их должностных лиц;

5) право на возмещение ущерба, причиненного незаконными действиями государственных органов, органов местного самоуправления и их должностными лицами;

6) контрольно-надзорная деятельность органов и должностных лип государственных органов и местного самоуправления;

7) прокурорский надзор;

8) обращения граждан.

Существуют следующие виды обращений граждан.

Предложение – обращение граждан в письменной или устной форме, направленное на привлечение внимания к несовершенству регулирования, организации или деятельности органов государственной власти, местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций в той или иной сфере управленческой деятельности с указанием на пути их устранения.

Заявление – обращение гражданина в письменной или устной форме по поводу реализации принадлежащих ему прав, свобод или законного интереса либо информирующее о факте нарушения законности (совершения правонарушения).

Жалоба – обращение гражданина в письменной или устной форме по поводу нарушения принадлежащих ему прав и свобод действиями или решениями органов государственной власти, местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, общественными объединениями и их должностными лицами.

Ходатайство – письменное обращение гражданина в орган государственной власти, местного самоуправления, учреждения и предприятия о признании за ним определенного статуса, прав, гарантий, льгот с предоставлением соответствующего документа.

  • 1) комплекс их прав и обязанностей, закрепленных нормами административного права;
  • 2) гарантии реализации этих прав и обязанностей, включая их охрану законом и механизм защиты органами государства и местного самоуправления.

Права и обязанности граждан в сфере административного права в основном производны от конституционных и конкретизируются во многих законах и подзаконных актах. Алехин А.П., Кармолицкий А.А. Административное право России - М.: Зерцало, 2009 г., 64 С.

Административно-правовой статус гражданина является составной частью общего правового статуса личности. Многие права и обязанности граждан РФ в административно-правовых отношениях производны от их конституционных прав и обязанностей и находят свое конкретное выражение в законах и подзаконных административно-правовых актах, в актах органов местного самоуправления. Другие права и обязанности, соответствуя общей конституционной концепции положения личности в России, устанавливаются иными правовыми актами.

Среди основных прав граждан РФ, являющихся составной частью их административно-правового статуса и имеющих существенное значение с точки зрения взаимоотношений граждан с органами государственной власти, местного самоуправления, общественными объединениями, администрацией предприятий, учреждений, а также организации системы управления государством, в первую очередь следует назвать следующие:

  • 1) Право на свободу и личную неприкосновенность. Арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов (ст. 22 Конституции РФ);
  • 2) Право частной собственности. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда (ст. 35 Конституции РФ);
  • 3) Право на неприкосновенность жилища. Никто не вправе проникнуть в жилище против воли проживающих там граждан иначе как в случаях, установленных федеральным законом или на основании решения суда (ст. 25 Конституции РФ);
  • 4) Право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени. Ограничение права на тайну переписки, телефонных переговоров и иных сообщений допускается только на основании судебного решения. Сбор, хранение и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускается (ст. 23, 24 Конституции РФ);
  • 5) Право на передвижение. Каждый, кто законно находится на территории РФ, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства. Каждый может свободно выезжать за пределы страны, причем граждане РФ могут беспрепятственно возвращаться в Россию (ст. 27 Конституции РФ);
  • 6) Право участвовать в управлении государством, в том числе избирать и быть избранным в органы государственной власти местного самоуправления, а также участвовать в референдуме. Граждане РФ имеет равный доступ к государственной службе (ст. 32 Конституции РФ);
  • 7) Право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33 Конституции РФ);
  • 8) Право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем (ст. 30 Конституции РФ);
  • 9) Право проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования (ст. 31 Конституции РФ);
  • 10) Право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями или бездействием органов государственной власти и их должностных лиц (ст. 53 Конституции РФ).

Эти и некоторые другие права граждан РФ имеют основополагающее значение при осуществлении государственного управления, во многом определяют характер административно-правовых отношений между гражданами и другими субъектами административного права. Указанные права нашли свое развитие и детализацию в ряде законов и подзаконных актов, регулирующих административно-правовую сферу и устанавливающих административно-правовой статус органов государственной власти и местного самоуправления. Бахрах Д.Н., Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право - М.: Норма, 2008 г., 136 С.

Административные права и обязанности граждан чрезвычайно разнообразны. Они возникают в самых различных сферах общественных отношений: в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, в области образования, здравоохранения и социальной защиты, на государственной и муниципальной службе, при подаче любых обращений в органы публичной администрации, при проведении контрольных и надзорных мероприятий, в случаях привлечения к административной ответственности и т.д. Неисчислимое множество административных прав и обязанностей сложно поддается систематизации. Дать их исчерпывающую классификацию и тем более полный перечень не представляется возможным. Приведем следующую классификацию, в соответствии с которой административные права граждан можно с определенной долей условности распределить по трем большим группам.

Первую группу образуют права граждан на участие в государственном управлении. В ст. 32 Конституции РФ закреплено, что граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей, т. е. опосредованно. Этот комплекс прав граждан обеспечивает их правовое воздействие на органы публичной администрации.

Гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, имеет право по достижении возраста, установленного Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов РФ, быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления. Гражданин Российской Федерации имеет право быть избранным независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Не имеют права быть избранными граждане, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда, а также лица, имеющие гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание на территории иностранного государства. Ограничения пассивного избирательного права, связанные с нахождением места жительства гражданина на определенной территории Российской Федерации, включая требования к продолжительности и сроку проживания гражданина на данной территории, устанавливаются только Конституцией РФ. Федеральным законом, конституцией (уставом) и законом субъекта РФ могут устанавливаться дополнительные условия реализации гражданином Российской Федерации пассивного избирательного права, не позволяющие одному и тому же лицу занимать одну и ту же выборную должность более установленного количества сроков подряд. Федеральный закон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"

Личное участие граждан в государственном управлении обеспечивается также их правом на равный доступ к государственной службе. В частности, на гражданскую службу вправе поступать граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет (но не старше 65 лет), владеющие государственным языком Российской Федерации и соответствующие квалификационным требованиям, установленным федеральным законом. Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации"

Личное участие в государственном управлении может осуществляться путем публичного выражения своего мнения. В соответствии со статьей 31 Конституции граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование. Федеральный закон от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" устанавливает, что публичное мероприятие - это открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, а также выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики. Федеральный закон от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях"

Граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33 Конституции РФ). Граждане реализуют свое право на обращение свободно и добровольно. Рассмотрение обращений граждан осуществляется бесплатно. При рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право:

  • а) представлять дополнительные документы и материалы либо обращаться с просьбой об их истребовании;
  • б) знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну;
  • в) получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов;
  • г) обращаться с жалобой на принятое по обращению решение или на действие (бездействие) в связи с рассмотрением обращения в административном и (или) судебном порядке;
  • д) обращаться с заявлением о прекращении рассмотрения обращения.

Непосредственное управление граждан делами государства может осуществляться в форме референдума. Согласно Федеральному конституционному закону от 28 июня 2004 г. N 5-ФКЗ "О референдуме Российской Федерации" референдум Российской Федерации - это всенародное голосование граждан Российской Федерации, обладающих правом на участие в референдуме, по вопросам государственного значения. Референдум проводится на основе всеобщего равного прямого и свободного волеизъявления граждан Российской Федерации при тайном голосовании. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в референдуме независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств. Граждане Российской Федерации участвуют в референдуме на равных основаниях. Каждый участник референдума обладает равным числом голосов. Гражданин Российской Федерации голосует за вынесенный (вынесенные) на референдум вопрос (вопросы) или против него (них) непосредственно. Участие гражданина в референдуме является свободным и добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина с целью принудить его к участию или неучастию в референдуме, в выдвижении инициативы проведения референдума, в подготовке и проведении референдума, а также препятствовать его свободному волеизъявлению. Голосование на референдуме является тайным, исключающим возможность какого-либо контроля за волеизъявлением гражданина Российской Федерации, в том числе наблюдения за заполнением участником референдума бюллетеня для голосования на референдуме в месте для тайного голосования.

Опосредованное участие в государственном управлении осуществляется посредством выборов. В соответствии с Федеральным законом от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, имеет право избирать в органы государственной власти и органы местного самоуправления. Гражданин Российской Федерации, который достигнет на день голосования возраста 18 лет, вправе участвовать в предусмотренных законом и проводимых законными методами других избирательных действиях, других действиях по подготовке и проведению референдума. Граждане Российской Федерации участвуют в выборах на равных основаниях. Активным избирательным правом обладает гражданин, место жительства которого расположено в пределах избирательного округа. Пребывание гражданина Российской Федерации вне его места жительства во время проведения в округе, в котором расположено данное место жительства, выборов не может служить основанием для лишения его права на участие в выборах в органы государственной власти соответствующего субъекта РФ, органы местного самоуправления. Законом активное избирательное право может быть предоставлено гражданину, место жительства которого расположено за пределами избирательного округа. Федеральный закон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"

Второй блок прав составляют права граждан при получении гарантированной государством помощи и содействия от органов и учреждений. Данный блок прав граждан обеспечивает благополучие граждан за счет активных действий и решений органов публичной администрации.

Граждане имеют право своевременно и полностью получать пенсионное обеспечение за счет средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации. В соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" обязательное пенсионное страхование - это система создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию гражданам заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица), получаемого ими до установления обязательного страхового обеспечения. Пенсионное обеспечение осуществляется путем выплаты гражданам трудовых пенсий или пенсии по государственному пенсионному обеспечению.

Граждане имеют право на выбор места работы, в частности, путем бесплатного посредничества органов службы занятости. Граждане имеют право на бесплатную консультацию, бесплатное получение информации и услуг, которые связаны с профессиональной ориентацией, в органах службы занятости в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, возможности профессионального обучения. Безработные граждане имеют также право на бесплатное получение услуг по психологической поддержке, профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации по направлению органов службы занятости. В соответствии со ст. 12 Закона РФ от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" гражданам Российской Федерации гарантируются: свобода выбора рода деятельности, профессии (специальности), вида и характера труда; защита от безработицы; бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве при посредничестве органов службы занятости; информирование о положении на рынке труда. Безработным гражданам гарантируются: социальная поддержка; осуществление мер активной политики занятости населения, включая бесплатное получение услуг по профессиональной ориентации и психологической поддержке, профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации по направлению органов службы занятости; бесплатное медицинское освидетельствование при направлении органами службы занятости на профессиональное обучение; финансирование материальных затрат в связи с направлением на работу (обучение) в другую местность по предложению органов государственной службы занятости населения. Дмитриев Ю.А., Полянский И.А., Трофимов Е.В. Административное право Российской Федерации - М.: Феникс, 2008 г., 58 С.

Медицинское страхование является формой социальной защиты интересов населения в охране здоровья. Согласно Закону РФ от 28 июня 1991 г. N 1499-1 "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" цель медицинского страхования - гарантировать гражданам при возникновении страхового случая получение медицинской помощи за счет накопленных средств и финансировать профилактические мероприятия. Обязательное медицинское страхование является составной частью государственного социального страхования и обеспечивает всем гражданам Российской Федерации равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой за счет средств обязательного медицинского страхования в объеме и на условиях, соответствующих программам обязательного медицинского страхования. Граждане Российской Федерации имеют право на обязательное и добровольное медицинское страхование; выбор медицинской страховой организации; выбор медицинского учреждения и врача в соответствии с договорами обязательного и добровольного медицинского страхования; получение медицинской помощи на всей территории Российской Федерации, в том числе за пределами постоянного места жительства; получение медицинских услуг, соответствующих по объему и качеству условиям договора, независимо от размера фактически выплаченного страхового взноса.

Гражданин имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы. В соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" не может быть ограничен доступ к: нормативным правовым актам, затрагивающим права, свободы и обязанности человека и гражданина, а также устанавливающим правовое положение организаций и полномочия государственных органов, органов местного самоуправления; информации о состоянии окружающей среды; информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, а также об использовании бюджетных средств (за исключением сведений, составляющих государственную или служебную тайну); информации, накапливаемой в открытых фондах библиотек, музеев и архивов, а также в государственных, муниципальных и иных информационных системах, созданных или предназначенных для обеспечения граждан (физических лиц) и организаций такой информацией; иной информации, недопустимость ограничения доступа к которой установлена федеральными законами. Государственные органы и органы местного самоуправления обязаны обеспечивать доступ к информации о своей деятельности на русском языке и государственном языке соответствующей республики в составе Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Лицо, желающее получить доступ к такой информации, не обязано обосновывать необходимость ее получения. Информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, размещенная такими органами в информационно-телекоммуникационных сетях, предоставляется бесплатно. Установление платы за предоставление государственным органом или органом местного самоуправления информации о своей деятельности возможно только в случаях и на условиях, которые установлены федеральными законами.

И наконец, третью группу составляют права граждан на защиту. Комплекс прав граждан на защиту обеспечивает правомерные активные действия граждан по сохранению и защите своих прав интересов в отношениях с органами публичной администрации и их должностными лицами.

В числе прав граждан на защиту следует указать:

  • а) право на административную жалобу;
  • б) право на обращение в суд с заявлением об оспаривании действий (бездействия) и решений государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц;
  • в) право на необходимую оборону;
  • г) право на защиту в производстве по делам об административных правонарушениях.

Граждане РФ, имея права, должны также выполнять возложенные на них Конституцией РФ и законами обязанности. Среди конституционных, имеющих существенное значение для организации процесса государственного управления, следует указать такие обязанности, как: защищать Отечество, платить законно установленные налоги и сборы, сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам и др. Бахрах Д.Н., Россинский Б.В., Старилов Ю. Н. Административное право - М.: Норма, 2008г., 136 С. Административные обязанности граждан не менее многочисленны, чем права. Все граждане обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, санитарные правила и нормы, правила благоустройства населенных пунктов, сохранять природу и окружающую среду, регистрироваться по месту жительства и месту пребывания.

Законодательство о воинской обязанности и военной службе обязывает отдельные категории граждан Российской Федерации состоять на воинском учете, проходить военную службу по призыву и военные сборы, участвовать в мобилизационных мероприятиях. На владельцев транспортных средств распространяется военно-транспортная обязанность.

Разнообразные административные обязанности возникают у граждан в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности. При осуществлении предпринимательской деятельности граждане обязаны зарегистрироваться в качестве индивидуальных предпринимателей в органах Федеральной налоговой службы, в установленных законом случаях - получить лицензию (разрешение) на осуществление отдельных видов деятельности, обеспечить сертификацию продукции, безопасность товаров, работ и услуг. Граждане-предприниматели обязаны в установленных законом случаях и объеме предоставлять информацию и документы о своей деятельности органам государственной власти и органам местного самоуправления, допускать должностных лиц для осуществления государственного контроля (надзора) и т.д.

Введение

2. Основные права, свободы граждан во взаимоотношениях с органами исполнительной власти. Административно-правовые обязанности граждан и последствия их несоблюдения

3. Административно-правовые гарантии и способы защиты прав граждан

4. Особенности административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства

Заключение

Список литературы

Введение

Административное право – важнейшая отрасль правовой системы любой страны. Особенно велика его роль в России, где такие факторы, как огромная территория, многонациональный состав населения, традиционно большой объем государственной собственности, исторические державные традиции, обусловили значение административной власти, государственной администрации в жизни общества. Эта отрасль публичного права закрепляет права и обязанности граждан и иных невластных субъектов в отношениях с представителями исполнительной власти, организационные основы, систему государственной администрации, полномочия ее структурных единиц, принципы, методы, формы их деятельности.

Прежде всего, административно-правовой статус граждан РФ устанавливается Конституцией, актами органов представительной власти. В формировании и, особенно в реализации составляющих данный статус прав и обязанностей значительна также роль органов исполнительной власти. Правительство, министерства, губернаторы издают немало нормативных актов, которые предоставляют определенным категориям лиц, льготы, закрепляют процедуры деятельности различных инспекций, устанавливают общеобязательные правила поведения.

Административно-правовой статус граждан в значительной мере зависит от состояния законодательства, закрепляющего их права и обязанности в сфере управления. Это достаточно очевидное обстоятельство означает, что совершенствование юридической регламентации положения граждан в качестве субъектов российского административного права объективно претендует на роль магистрального направления развития административного законодательства. При этом задача адекватного современным социально-экономическим потребностям обеспечения силами административно-правовых норм прав, свобод, законных интересов и обязанностей граждан, а также механизма их реализации предполагает необходимость многоуровневого и многоаспектного подхода к конструированию административно-правового статуса граждан. Данный подход должен базироваться на концептуальной установке ст. 18 Конституции Российской Федерации, согласно которой права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Существенное значение для оптимизации правового регулирования "управленческого" статуса граждан, проявляющегося вовне в их многообразных юридических связях с различными органами и должностными лицами публичной администрации, имеет четкое разграничение предметов ведения Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований в вопросах юридического регулирования прав и обязанностей граждан в сфере государственного и муниципального управления. Как известно, в соответствии со ст. 72 Конституции РФ административное и административно-процессуальное законодательство находится в совместном ведении российской Федерации и ее субъектов. Но из этого факта вовсе не следует, что в формировании административно-правового статуса вправе участвовать только федеральный и региональный уровни публичной власти, да еще и обладая при этом идентичными с юридической точки зрения возможностями.

Таким образом, целью данной работы является рассмотрение граждан как субъектов административного права.

Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

Раскрыть конституционные основы административно-правового статуса граждан;

Рассмотреть основные права, свободы граждан во взаимоотношениях с органами исполнительной власти, а также административно-правовые обязанности граждан и последствия их несоблюдения;

Раскрыть административно-правовые гарантии и способы защиты прав граждан;

Описать особенности административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства.

1. Конституционные основы административно-правового статуса граждан

Правовой статус гражданина – одна из важнейших политико-юридических категорий, неразрывно связанных с социальной структурой общества, уровнем демократии и состоянием законности в нем. Юридический статус человека и гражданина в обществе, государстве представляет собой сложный и многосторонний конституционно-правовой механизм.

Те контакты, которые возникают между государством и индивидом, а ток же взаимоотношения людей друг с другом фиксируются государством в юридической форме прав, свобод и обязанностей, образующих в своем единстве правовой статус индивида. Построение правового гражданского общества немыслимо, если частное лицо не занимает в его правовой системе одну из ведущих позиций, если интересы рядового гражданина стоят ниже государственных. Три юридических кита составляют основу цивилизованной человеческой системы – права и свободы человека, приоритет частного права, независимое и сильное правосудие.

Гражданин как субъект административного права - это участник общественных отношений, в которых он выступает в качестве носителя конкретных прав и обязанностей, содержащихся в нормативных актах. Права и обязанности гражданина образуют в своей совокупности его правовой статус. При этом административно-правовой статус гражданина обладает рядом особенностей.

Во-первых, он носит сложный комплексный характер и "пропитан" нормами конституционного, гражданского, финансового и других отраслей права, отражающих взаимоотношения личности и общества, гражданина и государства, индивида и коллектива.

Во-вторых, по обязательности предписаний он содержит в себе либо только права (например, право гражданина на обращение в те или иные инстанции с предложениями, заявлениями и жалобами), либо только обязанности (например, соблюдать правила дорожного движения), либо права и обязанности (например, при рассмотрении дел об административных правонарушениях гражданин имеет право обжаловать постановление по делу и несет обязанность уплатить в установленный срок наложенный на него штраф).

В-третьих, содержание административно-правового статуса гражданина в одних случаях зависит от желания того или иного лица (например, гражданин обращается в органы внутренних дел за разрешением на приобретение охотничьего ружья), а в других случаях он формируется вопреки его желанию (например, гражданин, совершивший мелкое хулиганство, подвергается административному задержанию и доставлению в милицию).

В-четвертых, правовой статус гражданина как субъекта административного права включает права и обязанности, общие для всех граждан (например, обязанность соблюдать правила пожарной безопасности), права и обязанности, принадлежащие только какой-либо категории граждан (например, водителям автомобильного транспорта, предпринимателям, охотникам), а также права и обязанности конкретных индивидов (например, лиц, являющихся беженцами или вынужденными переселенцами).

Взаимосвязи государства и личности нуждаются в четкой упорядоченности и урегулированности. Правовой статус индивида законодательно закрепляется государством в конституции и других нормативно правовых актах.

Правовой статус гражданина, природа прав и обязанностей привлекают пристальное внимание специалистов различных отраслей права. Это обусловлено тем, что правовой статус гражданина представляет собой комплексный правовой институт. Вместе с тем каждый человек является субъектом правового общения как в целом так и отдельных областях. Поэтому его статус в той или иной области регулируются нормами той или иной отрасли права.

Согласно Конституции человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Каждый гражданин России обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией.

Эти конституционные положения являются исходными для административно-правового статуса граждан, который определяется нормами конституционного, административного и других отраслей права путем предоставления гражданам прав, свобод и возложения на них обязанностей в сфере управления, а также установления ответственности граждан перед государством.

По своей юридической природе права, свободы, обязанности и ответственность граждан в сфере управления ничем не отличаются от иных прав, свобод, обязанностей и ответственности, которыми граждане обладают во всех областях экономической, политической, социальной и культурной жизни. Все граждане России равны перед законом независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, убеждений, отношения к религии, принадлежности к общественным объединениям, рода и характера занятий, места жительства и других обстоятельств.

Основные права, свободы и обязанности граждан определены Конституцией, конституциями республик в составе России, российским законом о гражданстве, законами о гражданстве республик в составе Российской Федерации. Их конкретизация содержится в административном и ином законодательстве.

Общий административно-правовой статус индивида принято называть статусом гражданина. До 1992 г. все ученые вслед за законодателем различали три разновидности граждан: граждане СССР (РСФСР), иностранцы и лица без гражданства. Но после распада СССР, образования СНГ, принятия российского Закона "О гражданстве" всех лиц по признаку гражданства необходимо поделить на шесть групп: граждане Российской Федерации, лица с двойным гражданством, почетные граждане, граждане "ближнего зарубежья" (республик СНГ, кроме России), иностранцы и лица без гражданства. Конечно, внутри каждой из названных родовых общностей есть различия. Так, административно-правовые статусы постоянно проживающих и временно прибывших иностранцев не идентичны. Но это уже внутриродовые особенности.

В любом правовом обществе гражданин является приоритетным субъектом права и имеет административные права и обязанности . Смысл деятельности органов власти и управления состоит в том, чтобы обеспечить права и свободы человека и гражданина. Принцип, указанный в основном законе страны, положен в основу всего смысла государственной службы.

Правовое положение физического лица определено рядом законодательных актов, представляет собой набор прав и обязанностей. Они утверждены нормами , а также возможностью их реализации. Административно-правовое положение гражданина определяется характером правосубъектности.

Что же такое правосубъектность гражданина?

Это совокупность правоспособности и дееспособности. Правоспособность со стороны административного права -это способность физического лица иметь правомочия в определенных сферах, которые предусмотрены нормами права и выполнять свои обязанности. Правоспособность с точки зрения административного права автоматически возникает с мгновения рождения физического лица. Соответственно, прекращается в связи с летальным исходом. Конкретный перечень прав в сфере государственного управления, а также набор обязанностей определяется теми ил иными категориями, в которые входят возраст гражданина, его здоровье или наличие у него того или иного образования.

Основной закон нашей страны объявляет равноправие прав и свобод человека вне зависимости от многих факторов, которые могут повлиять на его жизнедеятельность. В реальной жизни равноправие всех перед законом вовсе не исключает наличие определенного административного статуса у конкретного лица. Известно, что на территории России, многие граждане имеют узаконенные отличия друг от друга. Например, одним разрешен бесплатный проезд в общественном транспорте, а другим нет. Административная дееспособность — это правомочие физического лица своими действиями осуществлять права и исполнять обязанности. Они возникает с 18 лет. Может быть ограничена по состоянию здоровья физического лица.

Физические лица, которые реализуют свою компетенцию, вступают в юридические отношения с органами управления и власти, работниками и иными участниками правоотношений.

Все административные права граждан можно разделить на две группы.

  • абсолютные права
  • относительные права

Абсолютные правомочия представляют собой права, которыми пользуется человек в безусловном порядке, а государственные органы и должностные лица обязаны сделать со своей стороны все, чтобы помочь реализовать гражданина. Что касается относительных прав, то для их реализации необходим акт уполномоченного органа.

Кроме названной группы прав, имеет место и иная классификация. В теории административного права принято делить гражданские права на общие и специальные. Общие права распространяются на управленческие отрасли.

  1. Общие права – это правомочие на участие в государственном управлении или в иных отраслях управления.
  2. Специальные права — это правомочия граждан в той или иной области отраслей управления.

В структуре исполнительной власти физические лица выступают как частные субъекты, реализующие свои административные права граждан. Конституция РФ устанавливает равноправие физических лиц …


Экологические права и обязанности граждан закрепляются в Конституции и представляют собой необходимые потребности при взаимодействии гражданина с окружающей средой. Каждый гражданин …

Правовой статус физического лица – гражданина РФ складывается из ряда взаимосвязанных специфических составных частей: конституционно-правовой части; административно-правовой части; гражданско-правовой части и др.

Административно-правовое положение личности хар-ся прежде всего объемом и характером административной правосубъектности, которую образуют административные правоспособность и дееспособность. В административно-правовом статусе в обобщенном виде конкретизируются разнообразные права, обязанности, гарантии с учетом отраслевой праводееспособности. Административно-правовой статус гражданина устанавливается прежде всего КРФ, актами органов представительной власти, указами Президента РФ, актами органов исполнительной власти.

Основные права и обязанности граждан в сфере исполнительной власти являются частью комплекса прав, свобод и обязанностей, закрепленных в главе 2 КРФ и конкретизированных в законах и других нормативно-правовых актах. Из конституционных прав и обязанностей важное значение для административно-правового статуса имеют положения ст.ст. 25, 27, 31, 32, 33, 42, 45, 46, 57, 58, 59 Конституции РФ и ряд других.

Нормы Конституции РФ являются нормами прямого действия, но для того, чтобы реализовать принадлежащие гражданину права и выполнить возложенные на него обязанности, необходимо дальнейшее развитие конституционных норм в текущем законодательстве, регламентирующем возможность и режим осуществления прав, свобод и обязанностей гражданина. Так, положения ст. 27 КРФ конкретизированы в законе РФ от 25 июня 1993 года «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ», в Федеральном законе от 15 августа 1996 года «О порядке выезда из РФ и въезда в РФ», а также в ряде подзаконных актов, например, в постановлении Правительства РФ от 17 июля 1995 года «Об утверждении правил регистрации и снятии граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию» и т.д.

2.Органы исполнительной власти как субъекты административного права.

Орган исполнительной власти - это организационно-правовой институт, представляющий собой структурно обособленную единицу государственной администрации, посредством которого реализуются управленческие функции исполнительной власти и совершаются юридически значимые действия от имени государства. Этот институт имеет свою структуру, компетенцию, наделен оперативной самостоятельностью для осуществления исполнительно-распорядительной деятельности. Основная задача органов исполнительной власти - осуществление управленческих полномочий в отношении иных субъектов административного права. Специфику административно-правового статуса любого органа исполнительной власти определяют его функции и задачи, которые он реализует в процессе управления от имени государства в объеме и пределах своей компетенции.

Административная правосубъектность (право- и дееспособность) органов исполнительной власти возникает с момента их образовани.

Основными чертами, характеризующими административно-правовой статус органов исполнительной власти, являются:

наличие установленных правовыми нормами задач, функций и компетенции, содержание и объем которых определяет место органа в системе исполнительной власти;

организационная, функциональная и юридическая обособленность;

подчиненность по линейному или функциональному принципу в иерархическом порядке, подотчетность и подконтрольность нижестоящих органов вышестоящим, обязательность исполнения распоряжений вышестоящих органов, изданных в пределах их компетенции и предмета ведения;

оперативная самостоятельность в пределах компетенции;

подзаконный характер деятельности, т.е. на основе и во исполнение закона;

подконтрольность (в пределах и порядке определенном законом) законодательным и судебным органам и поднадзорность прокуратуре по вопросам законности действий и решений;

право издания правовых актов определенного вида и юридической силы;

способ образования, реорганизации и упразднения;

финансирование из государственного бюджета (федерального или местного);

оформление правового статуса этого органа положением, утверждаемым вышестоящим органом, или законом.

Орган исполнительной власти как субъект административного права имеет свою организационную структуру и штаты. Штатным элементом структуры органа является должность. Структура состоит из руководства (руководителя и его заместителей) и аппарата управления. Компетенция руководства определяется соответствующими правовыми актами. Аппарат органа исполнительной власти включает его структурные подразделения (управления, департаменты, отделы и т.д.) и их должностных лиц. Штаты органа определяются штатным расписанием, которое утверждается его руководителем. Штатное расписание - это правовой документ, в котором закреплено, кто, какие функции осуществляет и за что отвечает. Оно определяет перечень структурных подразделений, их наименование, должности, оклады.

Служащий - это лицо, связанное с аппаратом (органом) управления отношениями службы, т.е. лицо, предоставляющее за вознаграждение (жалование) свои личные профессиональные или технические услуги для осуществления управленческим аппаратом возложенных на него функций. Отношения службы связаны с определенным видом социальной деятельности - управленческой деятельностью, которая осуществляется как в государственной, так и негосударственной сфере (муниципальная служба, служба в платном аппарате коммерческих и некоммерческих организаций).

Государственная служба - это профессиональная деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов. Она включает федеральную государственную службу, находящуюся в ведении РФ, и государственную службу субъектов Федерации, находящуюся в их ведении. Административная правосубъектность государственного служащего возникает с момента замещения (занятия) им определенной должности. Статус должности определяет объем правосубъектности служащего, его социально-правовое положение. Должность - первичная социально-организационная структурная единица государственного органа или учреждения, определяющая служебное место и роль замещающего ее лица, комплекс его прав и обязанностей, а также требования к профессиональной подготовке.

Должность - это пост государственного служащего, которому соответствует его определенный квалификационный разряд (классный чин или ранг). Квалификационный разряд (чин или класс) отличается от должности "титулом", дающим его обладателю право занимать одну из должностей, соответствующую этому рангу. В свою очередь, квалификационный разряд (чин) государственному служащему присваивается при замещении им должности определенной группы.

Федерации государственным служащим могут быть присвоены следующие квалификационные разряды (классные чины):

действительный государственный советник РФ 1, 2 и 3-го класса - государственным служащим, замещающим высшие государственные должности государственной службы;

государственный советник РФ 1, 2 и 3-го класса - государственным служащим, замещающим главные государственные должности государственной службы;

советник Российской Федерации 1, 2 и 3-го класса - государственным служащим, замещающим ведущие государственные должности государственной службы;

советник государственной службы 1, 2 и 3-го класса - государственным служащим, замещающим старшие государственные должности государственной службы;

референт государственной службы 1, 2 и 3-го класса - государственным служащим, замещающим младшие государственные должности государственной службы.



 

Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!