Частные и публичные права субъектов. Что значит "публичное право"

Публичное право – это отрасль украинской правовой системы, регулирующая общественные отношения, обладающие своей спецификой.

3.1 Предмет, сущность, методология публичного права

Специфику определяет предмет публичного права – это общественные отношения, связанные с государственной управленческой деятельностью, с организацией и реализацией государственной власти, охраной правопорядка, производством по делам о правонарушениях, системой органов государства и органов местного самоуправления, использованием государственной собственности, обеспечения деятельности государства (образование, использование, распределение денежных фондов государства и т. п.). Причем государство выступает арбитром в спорах – тогда, когда уже не действуют частные соглашения.

Предмет регулирования публичного права – область «государственных дел»: сфера устройства и деятельности государства как публичной власти, всех публичных институтов, аппарата государства, административных отношений, государственной службы, уголовного преследования и ответственности, принципов, норм и институтов межгосударственных отношений и международных организаций и т.д.

Основным методом публичного права является метод государственно-властных предписаний одних участников отношений к другим; государство само устанавливает виды и меры государственной охраны общественных отношений. Наряду с этим методом иногда используется:

    императивный метод (государство может наделять государственно-властными полномочиями);

    диспозитивный метод (право сторон использовать свои права по своему усмотрению).

Принципы публичного права определяются в основном Конституцией Украины:

          принцип законности;

          справедливости;

          гуманизма;

          равенства.

Признаки публичного права:

1) регулирует отношения между государственными органами либо между частными лицами и государством;

2) обеспечивает публичный интерес - акцентирует внимание на запретах, обязанностях людей (подданных) перед государством;

3) обеспечивает одностороннее волеизъявление субъектов права;

4) предполагает широкую сферу усмотрения;

5) содержит нормы общие и безличные, имеющие нормативно ориентирующее воздействие;

6) характеризуется преобладанием директивно – обязательных норм, рассчитанных на иерархические отношения субъектов и субординацию правовых норм и актов;

7) широко использует новейшие технические приёмы.

Источники публичного права – нормативно-правовые акты (законы), иногда – правовой обычай (прецедент) исполнительной государственной власти.

Отрасли права, в которых началом является публичное право:

Конституционное,

Административное,

Уголовное,

Финансовое,

Включающее бюджетное налоговое,

Административно - процессуальное;

Уголовно-процессуальное,

Международное публичное,

Международное гуманитарное право и др.

3.2 Система публичного права

Разделение системы права на частное и публичное право выходит за отраслевые рамки. Это более крупные, чем отрасль, структурные образования. Общим для публичного и частного права является то, что каждое из них объединяет совокупность однородных по своим признакам отраслей права: частное - гражданское, семейное, трудовое право; публичное - все остальные отрасли права. Разумеется, это не исключает, а напротив, предполагает проникновение частных начал в сферу действия правовых отношений, охватываемых публичным правом. Например, появилась категория административных договоров. Вместе с тем публичные начала проникают в отрасли частноправового блока, в том числе устанавливаются пределы и границы проявления частной инициативы и ответственности в случае их нарушения.

Рассмотрим поближе каждую отрасль публичного права.

Конституционное право – ведущая отрасль национальной правовой системы, представляющая совокупность правовых норм, определяющих основы конституционного строя, правовое положение человека и гражданина и закрепляющих государственное устройство, систему государственной власти и местного самоуправления. Конституционное право характеризуется особым предметом и методом регулирования. Предметом конституционного права являются общественные отношения, возникающие в процессе реализации суверенитета украинского народа во всех его формах, обеспечения функционирования институтов представительной и непосредственной демократии. Специальная роль и назначение конституционного права заключается в обеспечении полновластия народа во всех сферах жизнедеятельности общества. Это направление правового регулирования – исключительная прерогатива конституционного права, и она не свойственна какой-либо иной отрасли права. Как отрасль публичного права конституционное право пользуется методом правового воздействия, присущим всем отраслям публичного права. Вместе с тем конституционное право имеет особый способ конституционного воздействияустановление, существенно отличающийся от иных способов правового регулирования (дозволения, предписания и запрета). Юридическая конструкция конституционного установления такова, что оно не предполагает точно определенных (персонифицированных) прав и обязанностей конкретных субъектов, участников правовых отношений – конституционные установления имеют всеобщий, универсальный характер, обращены ко всем или ко многим видам субъектов, как правило, не порождают конкретных правоотношений, реализуясь в так называемых общих конституционных отношениях.

Административное право – отрасль публичного права, предметом регулирования которой являются отношения, складывающиеся в процессе организации и деятельности органов исполнительной власти. Нормами административного права регулируются публично-правовые отношения власти – подчинения, в которых одной из сторон обязательно выступает исполнительный орган власти (должностное лицо), наделенный государственно-властными полномочиями.

Финансовое право как отрасль публичного права представлена совокупностью норм, посредством которых осуществляется регулирование отношений, возникающих в процессе образования, распределения и использования денежных фондов государства. В отличие от административно-правовых финансовые правоотношения – это имущественные (денежные) отношения, которые возникают в процессе финансовой деятельности государства по поводу денежных средств. Особенностью финансового права является наличие в его составе подотраслей права – бюджетного, налогового, банковского.

Уголовное право отрасль публичного права, регулирующая отношения, связанные с преступностью и наказуемостью деяний. Как всякая отрасль права уголовное право состоит из совокупности правовых норм. Нормы уголовного права – это нормы-запреты. Они запрещают общественно опасные действия и бездействия людей под угрозой применения особых средств государственного принуждения – уголовного наказания.

Экологическое право – относительно «молодая» ветвь права, нормы которой регулируют отношения людей, организаций в целях рационального использования природных ресурсов, защиты окружающей среды.

В систему публичного права входят и процессуальные отрасли права – уголовно-процессуальное и гражданско-процессуальное (судебное право).

Нормы уголовно-процессуального права предназначены для регулирования деятельности по расследованию, рассмотрению и разрешению уголовных дел.

Гражданско-процессуальное право имеет своим служебным назначением установление порядка и процедуры разрешения судами гражданских дел.

Международное публичное право не являющаяся составной частью национальной системы права совокупность норм и принципов, содержащихся в конвенциях, международных договорах, актах и уставах международных организаций, которые регулируют отношения между государствами и иными участниками международного общения. [Приложение]


Публичное Право - лат. jus publicum
Публичное Право - та часть системы действующего права, нормы которого направлены на защиту общего блага, связаны с полномочиями и организационно-властной деятельностью государства, с выполнением общественных целей и задач, в отличие от частного права (лат. jus privatum), которое защищает интерес личности, обеспечивает свободную самореализацию гражданин а, право частной собственности и частного предпринимательства и основано на отношениях равноправных сторон. Публичное Право регулирует отношения государства, его органов с гражданами, общественными объединениями, хозяйствующими структурами, отношения между государственными органами. При этом орган государства выступает в качестве носителя властных (публичных) полномочий, обеспечивающих интересы всего общества, отдельных его социальных слоев, групп. В сфере Публичное Право властный орган может императивно предписывать определенные варианты поведения граждан и других субъектов права, требовать от них точного соблюдения предписаний закон одательства, применять к нарушителям меры юридической ответственности. Для Публичное Право характерны регулирование с помощью императивных (категорических) норм, которые не могут быть изменены участниками право отношений. Для публично-право вых отношений характерно неравноправие сторон. Одной из таких сторон обычно выступает государство либо его орган (должностное лицо), обладающие функцией веления.Существование публичного и частного права как элемента гражданского общества - необходимая предпосылка ограничения и установления пределов вторжения государства в сферу личных имущественных и иных интересов: установления надежных способов защиты прав и закон ных интересов граждан, их объединений, частных хозяйственных структур: предотвращения подмены гражданско-право вых способов защиты субъективных прав личности административно-право выми.Публичное Право включает в себя такие отрасли права, как конституционное (государственное), административное, финансовое, уголовное, уголовно-исполнитель -ное. международное публичное, процессуальные отрасли.Деление права на Публичное Право и частное впервые было признано в Древнем Риме. Известна формула римского юриста Уль-пиана, что Публичное Право относится к положению римского государства, а частное - к пользе отдельных лиц. Не все ныне существующие системы права строятся на таком разделении. Так, англосаксонская право вая система в отличие от континентальной право вой системы его не знает. Отсутствует оно и в традиционном мусульманском праве.Советская официальная юридическая доктрина отвергла идею деления права на публичное и частное как не соответствующую природе нового строя, провозгласившего отмену частной и приоритет общественной (прежде всего государственной) собственности. Следствие м этого стали широкое вмешательство государства в хозяйственную жизнь, ограничение прав личности в имущественных отношениях, запрет проявления частной инициативы,что привело к застою хозяйственной деятельности, неэффективности развития экономики. Высказанное в начале 20-х гг. при разработке ГК положение В.И. Ленина о том, что "мы ничего "частного" не признаем, для нас все в области хозяйства есть публично-право вое, а не частное", длительное время служило методологической основой для юридической теории и практики.Ныне внедрение институтов рыночной экономики, признание права частной собственности и частного предпринимательства побуждают возродить идею о разделении права на публичное и частное, активно использовать ее в закон одательной и право применительной деятельности.Четко и абсолютно разделить публичное и частное право в принципе нельзя. В отраслях Публичное Право часто присутствуют элементы частного права, и наоборот. Так, в семейном праве, традиционно считающемся отраслью частного права, имеются такие публично-право вые институты. как порядок расторжения брак а, лишение родительских прав. В трудовом праве также тесно сочетаются публично-право вые (расторжение трудового договор а по инициативе администрации. наложение дисциплинарных взысканий) и частноправовые (заключение трудового договор а, его расторжение по инициативе работник а)элементы.В современных государствах все больше проявляет себя тенденция к взаимному проникновению норм Публичное Право и частного права, что связано в первую очередь с возрастанием воздействия государства на экономические отношения. Рост социальной деятельности государства по охране прав личности, социальному обеспечению, регулированию цен побуждает использовать административно-право вые средства в тех сферах отношений, которые традиционно относились к частному праву. Создан институт обязательного договор а, заключаемого по предписанию государственного органа. Расширяется административное регулирование предпринимательской и торговой деятельности. С другой стороны, возрастание роли государства в организации работы промышленных, торговых, строительных и иных предприятий, в первую очередь тех, которые находятся в собственности государства, расширяет использование частноправовых институтов и средств в хозяйственной деятельности такого рода предприятий.Пиголкин А.С.

Рядом со словом Публичное Право в Энциклопедии Юриста


Статья про Публичное Право была прочитана 34867 раз

Публичное право - та часть системы действующего права, нормы которого направлены на защиту общего блага, государственного интереса, связаны с полномочиями и организационно-властной деятельностью государства, с выполнением общественных целей и задач в отличие от частного права.

Публичное право регулирует отношения государства, его органов с гражданами, общественными объединениями, хозяйствующими структурами, отношения между государственными органами. При этом орган государства выступает носителем государственно-властных (публичных) полномочий, обеспечивающих интересы всего общества, отдельных его социальных слоев, групп. В сфере публичного права властный орган может императивно предписывать определенные варианты поведения граждан и других субъектов права, требовать от них точного соблюдения предписаний законодательства, применять к нарушителям меры юридической ответственности. Обязанное лицо призвано подчиняться и выполнять правовые предписания.

Для публичного права характерно регулирование с помощью императивных (категорических) норм, которые не могут быть изменены участниками правоотношений, отношения власти и подчинения, исключающие автономность воли и частную инициативу подчиненного субъекта, неравноправие сторон. Одной из таких сторон обычно выступает государство либо его орган (должностное лицо), обладающие функцией веления.

Публичное право:

1) ориентируется на удовлетворение публичных интересов;

2) характеризуется односторонним выражением воли (государства);

3) имеет широкую сферу обсуждения при строго обязательной императивной форме регулирования;

4) предусматривает иерархические (подчиненные) отношения между субъектами права;

5) содержит общие нормы и безличные, имеющих нормативно-ориентировочный влияние;

6) определяется преимуществом дарективно-обязательных норм, рассчитанных на прямое применение санкций, связанных с ограничениями в использовании ресурсов;

Публичное право включает в себя такие отрасли права, как конституционное (государственное), административное, финансовое, уголовное, международное публичное, процессуальные отрасли, уголовно-исполнительное.

Конституционное (государственное) право - совокупность правовых норм, регулирующих правовое положение лица, основы организации общественного и государственного строя, системы органов государства и местного самоуправления, механизмы осуществления государственной власти. Сквозь призму конституционного права можно воспринять правовой образ государства как целостного явления. Метод правового регулирования - преимущественно императивный и направлен на обеспечение стабильности в обществе, предсказуемости социально-политических процессов, создания надлежащих условий для реализации прав и свобод человека. Конституционное право выполняет в основном регулятивную статическую функцию. Регулятивная динамическая функция конституционного права выражается в формировании и установлении компетенции высших органов власти, осуществлении политической власти президентом и представительными органами государства, разграничении компетенции между органами государственной власти и местного самоуправления. Основной источник конституционного права в Украине: - Конституция Украины 1996 г.

Административное право - система правовых норм, регулирующих общественные отношения, которые формируются в ходе обеспечения органами исполнительной власти и органами местного самоуправления реализации, охраны и защиты прав, свобод и законных интересов физических и юридических лиц, а также в процессе осуществления ими управления социально-экономическим и административно-политическим развитием. Регулированию административного права подлежит государственная власть, которая реализуется как в форме государственного управления (собственно управленческая деятельность), так и в различных других формах государственной деятельности, т.е. регламентация административного права распространяется на государственное управление, которое осуществляется не только внутри, но и вне деятельности органов исполнительной власти, а именно: внутри аппарата других органов государственной власти (парламента, судов, органов милиции и т.п.); внутри аппарата государственных предприятий, учреждений и др. В административном праве преобладает императивный метод правового регулирования со свойственной ему субординацией субъектов управленческих отношений.

Финансовое право как отрасль публичного права представлена совокупностью норм, посредством которых осуществляется регулирование отношений, возникающих в процессе образования, распределения и использования денежных фондов государства. В отличие от административно-правовых финансовые правоотношения - это имущественные (денежные) отношения, которые возникают в процессе финансовой деятельности государства по поводу денежных средств. Особенностью финансового права является наличие в его составе подотраслей права - бюджетного, налогового, банковского.

Уголовное право - система правовых норм, охраняющих от преступных посягательств права и свободы человека и гражданина, конституционный строй, все виды собственности, устанавливают меру уголовной ответственности за их совершение. Уголовное право выполняет охранную и защитную функции, лишь отдельные нормы имеют регулятивный (погашения судимости) или рекомендательный (необходимая оборона) характер. Критерием, что предопределяет уголовно-правовое регулирование, является общественная опасность, ее характер и степень. Соответственно, предмет регулирования уголовного права составляют общественно опасные деяния, совершенные против личности, общества, государства. Единственным источником (формой) уголовного права является Уголовный кодекс.В систему публичного права входят ипроцессуальные отрасли права - уголовно-процессуальное и гражданско-процессуальное (судебное право). Нормыуголовно-процессуального права предназначены для регулирования деятельности по расследованию, рассмотрению и разрешению уголовных дел.Гражданско-процессуальное право имеет своим служебным назначением установление порядка и процедуры разрешения судами гражданских дел.

Международное публичное право - не являющаяся составной частью национальной системы права совокупность норм и принципов, содержащихся в конвенциях, международных договорах, актах и уставах международных организаций, которые регулируют отношения между государствами и иными участниками международного общения.


Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Уголовное право – ГОС

Общая часть.. Понятие задачи функции принципы уголовного права уг пр.. Действия уголовного закона во времени в пространстве и по кругу лиц..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Понятие, задачи, функции, принципы уголовного права
Понятие «Уголовное право» (уг. пр.) употребляется в 4-х аспектах: как отрасль зак-ва, как отрасль права, как наука, как уч. дисциплина. Уг. пр. как отрасль пр. входит в си

Действия уголовного закона во времени, в пространстве и по кругу лиц
Действие уголовного закона во времени – это возможность применения уголовного закона в зависимости от времени совершения преступления. Для правильного применения норм зако

Действие уголовного закона в пространстве
В доктрине уг. пр. выдел. след принципы действия закона об уг. отв. в пространстве: территориальные, гражданства, универсальный и реальный. Понятие

Понятие преступления и его виды
Преступление явл. одним из осн. институтов уг. пр. Основная особенность преступлений закл. в том, что большинство из них наносит существенный вред физ. или юр. лицу, обществу или г

Уголовная ответственность и ее основания
Уг. ответственность (отв.) –это один из видов юр. отв., поэтому имеет все ее общие признаки. Содержание уг. отв. основано на положения философии, общей теории права. Уг. о

Состав преступления и его виды
В уг. пр. состав преступленияпонимается как совок. объективных и субъективных признаков, характеризующих общественно опасное деяние как преступление. Состав прест. содержит хар-ку

Понятие, значение и виды объекта преступления
Объект преступления– это то, на что посягает лицо, чему преступлением причиняется или может быть причинен определенный вред (ущерб). Объектом какого-либо прест. всегда выступают об


Объективная сторонапрест. предст. собой внешний осознанный и волевой акт преступного поведения, осуществляющийся в определенном месте, в определенное время и обстановке. Т.е. это в

Понятие, признаки и виды субъекта преступления
Суб. прест. в уг. пр. – это один из обязат. эл-ов состава прест. Субъектом преступления, согласно ч. 1 ст. 18 УК, "является физическое вменяемое лицо, совершив

Обязательные и факультативные признаки объективной стороны состава преступления
Субъективная стор. предст. собой внутреннюю сущность прест., псих. отношение виновного к совершенному им общественно опасному деянию и наступившим последствиям. Суб. сторона – обяз

Понятие, формы и виды вины в уголовном праве
Вина - это психическое отношение вменяемого лица к совершенному им общественно опасному деянию и к его последствиям в форме умысла или неосторожности (ст. 23 УК). В ст. 62 Конститу

Понятие и виды стадий совершения преступления
Преступление признается оконченным в одном случае с момента совершения самого действия, а во втором - при наличии от такого деяния вредных последствий. Стадии совершения преступления - это этапы, к

Понятие и значения соучастий, объективные и субъективные признаки соучастий
Соучастие в преступленииявляется умышленное совместное участие нескольких субъектов преступления в совершении умышленного преступления (ст. 26 УК). Прест. счит. соверш. в соучастии

Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних
В Общей части действ. уг. зак. впервые предусм. раздел XV «Особенности уг. ответств. и наказ несоверш.» Вопросу уг. отв. и наказ рассм-ся с учетом психофизиологических особенностей личности подрост

Понятие, правовые основания и виды освобождения от уголовной ответственности
Освобождение от уголовной ответственности определяется как отказ суда от вынесения обвинительного приговора в отношении лица, виновного в совершении преступления, и связанного с эт

Система и виды наказаний по действующему уголовному законодательству
Под системой наказанийпонимается соц. обусл. совок. устан. УКУ, обязательных для суда и взаимод-их между собой видов наказ., расположенных в определенном порядке. В УК впервые пред

Виды принудительных мер воспитательного характера. Порядок их назначения
Принудительные меры воспитательного характера, в частности, применяются: 1) в случае принятия судом решения об освобождении несовершеннолетнего от уголовной ответственност

Виды принудительных мер медицинского характера. Порядок их назначения, изменения или прекращения
Принудительными мерами медицинского х-ра явл. меры, кот. назнач. судом и применяются к невменяемым, ограниченно вменяемым, а также лицам, соверш. прест. в сост. вменяемости, но заб


Продолжение, изменение или прекращение применения принудительных мер мед. х-ра осущ. судом по заявлению представителя психиатрического учреждения (врача-психиатра), оказывающего лицу такую ​&

Понятие и значение квалификации преступлений
Квалификация прест. – это результат деят., кот. выражается в точном установлении признаков совершенного деяния и его описания в конкр. норме Особ. ч. УКУ. В завис. от правовой оцен

Понятие, значение и система Особенной части уголовного права
Особ. ч. уг. пр. хар-ся определ. совок. признаков. Прежде всего Особ. ч. – это совок. уг.-пр. норм, кот. устанавливают виды и составы прест. и определяют виды и размеры наказ., применяемые судом в

Понятие и виды убийств в уголовном праве Украины
Общее понятие убийства может быть определено как умышленное или неосторожное причинение смерти другому человеку (лишение его жизни). Объектом убийства является жизн

Понятие и виды телесных повреждений
Телесное повреждение - это противоправное причинение вреда здоровью другого человека, выражающееся в нарушении анатомической целости или физической функции органов и тканей тела че

Умышленное средней тяжести телесное повреждение (ст. 122 УК)
Законодательство определяет, что умышленное средней тяжести телесное повреждение - это умышленное повреждение, не опасное для жизни и не повлекшее последствий, предусмотренных в ст. 121 УК, но повл

Умышленное легкое телесное повреждение (ст. 125 УК)
Объектом преступления является здоровье человека. Объективная сторона характеризуется наличием: а) общественно опасного деяния б) общественно опасных посл

Понятие и виды преступлений против общественной безопасности. Бандитизм
В главу 31 «Прест. против обществ. безоп.» вкл. 16 ст. (ст.ст.255-271). Родовым объектомэтих прест. явл. обществ. отнош. по охране безоп-ых условий жизни людей, их проф. деят., исп. об., пре

Понятие и виды преступлений против половой свободы и половой неприкосновенности
Общественно опасные посяг.а на половую свободу и половую неприкосновенность личности явл. разновидностью прест. против личности. Эти посягательства причиняют существенный вред норм. половым взаимоо

Изнасилование (ст. 152 УК)
Изнасилование - это половое сношение с применением физического насилия, угрозы его применения или с использованием беспомощного состояния потерпевшего. Непосредственным объектом изнасилова

Насильственное удовлетворение половой страсти неестественным способом (ст. 153)
Удовлетворение половой страсти неестественным способом предусматривает неестественный половой акт, содержащий в себе проявления мужеложства, лесбиянства и других способов удовлетворения половой стр

Принуждение к вступлению в половую связь (ст. 154)
Принуждением является противоправное влияние на лицо мужского или женского пола с целью принудить ее к вступлению в половую связь, естественным или неестественным способом против его воли, путем ис

Развращение несовершеннолетних (ст. 156)
Развращении несовершеннолетних заключается в совершении развратных действий в отношении лица, не достигшего 16-летнего возраста. Объектом преступления является половая неприкосновенность л

Понятие и виды преступлений против собственности
Объектом преступлений против собственности явл. обществ. отношения соб-ти, охраняемых уг. законом как часть эконом.х отношений, как основа экономической системы государства.

Понятие и виды преступлений в сфере хозяйственной деятельности
Преступления в сфере хозяйственной деятельности -это предусмотренные нормами УК общественно опасные, виновные деяния, посягающие на общественные отношения, складывающиеся в процесс

Хулиганство (ст.296)
Объект– обществ. отношения, связ. с обеспеч. обществ. порядка, нарушенные конкр. общественно опасным действием. Дополнит. об. может выступать здор. чела, обществ. опасность.

Преступление против безопастности движения и эксплуатации транспорта. Общая характеристика и виды
Объект– обществ. отнош., обеспечивающие безоп. движения, эксплуатацию транспорта, явл-ся неотъемлемой составной частью всего комплекса отношений, кот. реализуют и охраняют безоп. в

Понятие и признаки государства. Сильная и слабая государство. Современное государство
Государство– организация политической власти, обладающая суверенитетом, распространяющая свою власть через аппарат управления и принуждения на определенную территорию путем установ

Определение права. Виды правопонимания
Право - это система общеобязательных, формально определенных правил поведения, которые устанавливаются или санкционируются государством, ею охраняются, выражают волю доминирующей ч

Правовое государство. Либеральная и социальное правовое государство
Правовое государство – такое государство, в котором наиболее полно обеспечены права и свободы личности, а государственная власть основана на праве, связана правом и осуществляется

Механизм государства и государственный аппарат
Механизм государства – целостная сист. гос. органов, осущ-их гос. власть, а также учреждений и предприятий, посредством кот. выполн. задачи и функции гос. Механизм гос. им

Законодательная власть, ее функции
Законодательная власть - это одна из ветвей государственной власти, которая наделена полномочиями в отношении принятия, изменения или отмены законов. Органами законодатель

Исполнительная власть. Центральная и местная исполнительная власть
Исполнительная власть - это одна из ветвей государственной власти, единая система виконавчорозпорядчих органов, которые осуществляют непосредственное управление государственными де


Великий историк древности Тит Ливий назвал Законы 12 таблиц источником всего римского права. С тех пор источн.права наз. то, что содержит правов. нормы, то, откуда мы черпаем пр. нормы. В

Понятие и признаки нормативно-правового акта. Закон и подзаконные акты
Нормативно-правовой акт - официальный письм. документ, выданный компетентным, спец. уполномоч. на то органом или должностным лицом, в кот. закр. общеобязат. правила поведения.

Субъекты правоотношений. Юридические лица
Субъекты правоотношений - это индивидуальные или коллективные субъекты права, которые принимают участие в конкретных правоотношениях, реализуют свои субъективные права и юридически

Юридические факты и фактический состав. Юридические факты-состояния
Юридический факт - предусмотренная нормами права конкретная жизненная обстоятельство (событие, действие, состояние), которая является основанием для наступления определенных юридич

Понятие и формы реализации права
Реализация норм права - воплощение правовых норм и принципов в правомерной поведении субъектов права, в их практической деятельности. Её можно рассматривать как процесс и как конеч

Понятие и признаки применения права. Идеология применения права
Применение норм права - это реализация норм права компетентными организациями с разрешения конкретного дела, которая имеет государственно-властный, творчески-организующий характер,

Стадии процесса применения права. Право применимы акты
Применения юридических норм - это единый процесс разрешения конкретного дела, который условно делится на несколько этапов: 1) установление и анализ фактических обстоятельс

Понятие и виды толкования права. Средства (приемы) толкования права
Толкование норм права (интерпретация норм права) - интеллектуально-волевой познавательная деятельность, которая заключается в установлении точного содержания (смысла) норм права и

Пробелы в праве и их преодоления. Устранение и преодоление пробелов в праве
Пробел в праве - это полное или частичное отсутствие в действующих н\п актах необх. юр. норм. Пробел в законе - это полное или частичное отсутствие необхо

Интерпретационные акты. Интерпретац. акты Конституционного Суда Укр. (КСУ)
Акты официального толкования норм права (интерпретационно - правовые акты) - правовые акты-документы, принятые уполномоченными органами, содержащих разъяснения содержания норм прав

Понятие и специфика правосознания. Правовая идеология и правовая психология
Правосознание - это система чувственных и мысленным образам коммуникативно-волевой направленности, через которые происходит непосредственное и опосредованное восприятия правовой ре

Правовая культура личности и общества. Особенности правовой культуры Украины
Правовая культура -это система правовых ценностей, кот.е соответствуют уровню достигнутого обществом правового прогресса и отражают в правовой форме состояние свободы, др. соц ценн

Правовая система и система права как категории юриспруденции
При рассмотрении понятия "система права" необходимо от­личать его от, казалось бы созвучного, понятия "правовая систе­ма". Под правовой системой понима

Отрасли права. Иерархия отраслей права Украины
Отрасль права - относительно самостоятельная совокупность юридических норм, которая регулирует качественно однородную сферу (род) общественных отношений специфическим методом право

Частное право. Отрасли частного права Украины
Частное право -защищает частный интерес отдельной личности, коллективов людей, регулирует отношения граждан, их объединений, предприятий, фирм, кооперативов и др. хоз-ых подразделе

Материальное право. Отрасли материального права Украины
Материальное право – совокупность отраслей, которые содержат нормы права, прямо регулирующих общественные отношения (конституционное, гражданское, административное, уголовное и др.

Процессуальное право. Отрасли процессуального права Украины
Процессуальное право –совокупность отраслей, которыеОтрасли процессуального права - содержат нормы права, определяющие процедуру осуществления материального права и производные от

Правовая система. Правовая семья. Виды правовых семей
Правовая система - это комплекс взаимосвязанных и согласованных юридических средств, предназначенных для регулирования общественных отношений и юридических явлений, возникающих в р

Понятие и особенности правового статуса. Правовой статус и правовое положение личности
Правовой статус лица - это система закрепленных в нормативно-правовых актах и гарантированных государством прав, свобод, обязанностей, ответственности, в соответствии с которым инд

Понятие гражданского права. Предмет, метод, функции и принципы гражданского права
Термин "Гражданское право"(гп) употребляется в научном и учебной литературе, а также в юр. практике в нескольких значениях: 1)субъективное право особого рода; 2)область н

Понятие и виды юридических фактов
Юридические факты - это обстоятельства, с которыми нормы права связывают наступление правовых последствий - установление, изменение, прекращение или другие трансформации правоотношений.

Основания, порядок и правовые последствия признания лица ограниченно дееспособным
При наличии достаточных оснований по заявлению родителей (усыновителей), опекуна, органа опеки и попечительства в соответствии с частью 5 ст. 32 ГК Украины суд может ограничить пр

Основания, порядок и правовые последствия признания лица недееспособным
Физическое лицо может быть признано судом недееспособным, если оно вследствие хронического, стойкого психического разлада неспособно осознавать значение своих действий и (

Основания, порядок и последствия признания физ. лица безвестно отсутствующим
Признание физического лица безвестно отсутствующим служит, прежде всего, для защиты имущ. интересов отсутствующего лица и интересов лиц, с кот. оно находится в гражд. отношениях.

Основания порядок и последствия объявления физического лица умершим
Поскольку объявление физического лица умершим базируется на презумпции, а не на факте смерти,ГК предусматривает меры, направленные на обеспечение интересов физического лица, объявл

Основания, порядок и способы возникновения юридических лиц
Традиционно в советском и постсоветском гражданском праве различали три способа возникновения юридических лиц: распорядительный, нормативно-явочный и разрешительныиM

Основания, порядок и способы прекращения юридических лиц
Юридические лица не только возникают, но и прекращают свою деятельность в установленном законом порядке. При этом необходимо различать предусмотренные законом основания, способы и формы прекращения

Понятие, причиныан и виды сделок
Сделка– это юр. значимое действие субъектов гражданского права, кот. влечет возникновение, изменение и прекращение гражд. прав и обяз. Все сделки являются юридическими фактами,

Форма сделки. Правовые последствия несоблюдения формы сделки
Форма сделки - это способ выражения воли лиц, принимающих в ней участие. Достаточно распространенными формами сделок являются такие формы заключения сделок: 1) конклюдентными

Понятие и виды недействительных сделок. Правовые последствия признания сделки недействительной
Недействит. сделки– это сделки в кот. наруш. хотя бы одно условие из действит., в результате чего наступают не те правов. последствия кот. хотели стороны, а те, кот. прямо предусм.

Понятие и виды представительства. Основания возникновения и прекращения представительства
В наиболее общем виде, представительство может быть охарактеризовано как использование правосубъектности одних лиц для реализации прав и обязанностей и защиты прав других лиц. С помощью предс

Понятие и форма доверенности. Основания прекращения доверенности
Доверенность - это письменный документ, который выдается представителю представляемым для представительства перед третьими лицами (ст. 244 ГК Украины). Из этог

Прекращение доверенности
Доверенность прекращается вследствие истечения ее срока, а относительно разовой доверенности - осуществлением представителем действий, на которые он уполномочен. Доверенн

Понятие и виды вещных прав по законодательству Украины
Разделение гражданских прав на вещные и обязательственные достаточно четко сформировалось еще в классическом римском праве.
Собственно говоря, древнеримские правоведы различали не вещные и об

Общие положения о праве собственности. Собственность и право собственности. Виды права собственности
Термин «собственность» (соб-ть) и «право соб-ти» не тождественны. Вообще соб-ть можно определить как отношение индивида или коллектива к принадлежащей ему вещи как к своей. Т.е. термин «соб-ть» упо

Основания приобретения права собственности
Правоотношения соб-ти, как и любые гражд. правоотн., всегда имеют в своей основе юр. факты. К юр. фактам, на основании кот. возник. право соб-ти на определ. имущ-во у конкр. лица, могут быть отнесе

Основания прекращения права собственности
Основаниями прекращения права собственностиявляются юридические факты (определенные обстоятельства), с которыми закон связывает ликвидацию права собственности вообще или переход ег

Понятие, виды и особенности осуществления права общей собственности
Согл. ст. 355 ГК, имущество, находящееся в соб-ти 2-х или более лиц, принадлежит им на праве общей соб-ти. Право общей соб-ти – это право двух и более лиц на один и тот же объект соб-ти. И

Понятие и способы защиты права собственности и других вещных прав
При определении соотношения этих понятий, очевидно, целесообразно исходить из того, что «охрана права собственности» является понятием более широким и охватывает всю совокупность норм права,

Понятие и виды вещных прав на чужое имущество. Особенности их осуществления и защиты
Важным вещным правом является право на чужие вещи. В этом случае право собственности принадлежит одному лицу, в то время как другое лицо имеет то же имущество такое же (непосредственное) вещное пра

Понятие и виды гражданско-правовых договоров
Гражданско-правовой договор - соглашение двух или более сторон, направленная на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей. Наиболее важным зн

Понятие, виды и признаки гражданско-правовых обязательств
Термин "обязательства" имеет несколько значений. В частности, он используется для обозначения: 1) документа, выдаваемого должником кредитору 2) отдельного обязанности 3) обязанности, отве

Порядок заключения гражданско-правовых договоров
Поскольку договор является общим юридическим актом двух или нескольких лиц, согласование условий договора между ними проходит, как минимум, две стадии: 1) предложение одной стороноиM

§ 1. Отрасли публичного права

Выявление природы и общих институтов публичного права как родового понятия открывает возможность дать характеристику прежде всего тех отраслей права, которые полностью входят в его орбиту. Эти отрасли отличаются однородной нормативной структурой и методами регулирования. Для них свойственны в ярко выраженной форме правовое обеспечение публичного интереса, деятельность субъектов, обладающих властными полномочиями, принятие общерегулирующих актов и дача обязательных предписаний, использование правоохранительных процедур. Соответствующие отрасли права изучаются в юридических высших учебных заведениях, что позволяет автору ограничиться их краткой характеристикой.

Теория государства и теория права

Длительное время в учебных заведениях преподавалась учебная дисциплина «Теория государства и права», а в юридической науке развивалась теория государства и права. Их слитность, «соединенность» объяснялись концепцией того времени, когда эти явления рассматривались в строгой зависимости друг от друга. В настоящее время предпринимаются попытки разделить – в научном и учебном планах – исследование и изучение государства и права. И в этом есть свой резон, поскольку названные явления предстают перед нами как более самостоятельные явления в широком контексте развития общества. Сказанное не означает нигилистического отношения к традиционной «парной» концепции и учебной программе.

В любом случае для публичного права развитие теории государства, изучающей общие понятия государства, его институты и закономерности развития, и развитие теории права, исследующей понятие и признаки права, его систему и отрасли, тенденции развития, механизм правотворчества и правоприменения, служат исходной теоретико-методологической основой.

Конституционное право

Эта отрасль права предназначена для регулирования общественных отношений, которые лежат в основе стабильности об-

Тихомиров Ю.А. Публичное право. Учебник. – М.: БЕК, 1995. С. 331

В сжатом виде можно выделить следующие институты конституционного права, составляющие его содержание.

1. Конституционное право – отрасль права

Предмет, метод, конституционные нормы, конституционные отношения, источники конституционного права, конституционные понятия и термины.

2. Теория конституции.

Природа конституции, ее принятие, изменение и отмена, структура конституции, действие конституции и ее охрана

3. Конституция в правовой системе.

Высшая юридическая сила конституции, прямое действие конституции, правообразующее значение конституции, критерии конституционности правовых актов и их обеспечение, толкование конституции, конституционные основы соотношения национального и международного права

4. Конституционный строй.

Конституционные принципы организации общества и государства, статус гражданина, гарантии стабильности конституционного строя, факторы, влияющие на изменения конституционного строя.

5. Конституционный статус человека и гражданина.

Конституционный приоритет прав человека и гражданина, гражданство, классификация прав, свобод и обязанностей, конституционное обеспечение статуса гражданина

6. Конституционное закрепление суверенитета народа.

Принципы выражения народного волеизъявления и самоуправления, гарантирование свободной и легальной самоорганизации социальных, национальных и иных общностей, недопустимость узурпации власти народа. Первичность института народовластия

Тихомиров Ю.А. Публичное право. Учебник. – М.: БЕК, 1995. С. 332

7. Конституционное регулирование федеративного устройства.

Устройство Российской Федерации, статус субъектов Федерации, разграничение предметов ведения и полномочий между органами Федерации и ее субъектов, согласительные и коллизионные процедуры, режимы территории, территориальное деление.

8. Конституционный статус государственных и общественных институтов.

Конституционные характеристики государства (демократического федеративного правового с республиканской формой правления), статуса политических партий, объединений граждан, средств массовой информации, политического многообразия.

9. Конституционное регулирование государственной власти.

Конституционные основы государственной целостности и взаимодействия органов государственной власти, разделения властей, конституционный статус законодательных, исполнительных и судебных органов, президента, выборы органов государства и должностных лиц.

10. Конституционные основы местного самоуправления .

Конституционная самоорганизация населения, порядок образования местного самоуправления, компетенция местного самоуправления, гарантии самостоятельности и охраны прав местного самоуправления.

11. Избирательная система.

12. Конституционные основы развития сфер общественной жизни.

Конституционная ориентация на «общее благо», регулирование собственности, предпринимательства, труда, социальных отношений, экологии, обороны, международных отношений.

Административное право

Эта отрасль права – одна из самых объемных по своему содержанию, поскольку регулирует вопросы организации и деятельности разветвленного аппарата управления, т.е. всех звеньев системы органов исполнительной власти, а также «управленческий разрез» всех сфер экономического и социального развития.

Тихомиров Ю.А. Публичное право. Учебник. – М.: БЕК, 1995. С. 333

Административно-властные полномочия используются здесь в наиболее широких масштабах. В то же время по-новому предстоит осмыслить содержание и соотношение общей и особенной частей, поскольку рассматривать названные выше сферы государственной и общественной жизни только через призму государственного управления нельзя. В них усиливаются начала самоорганизации и саморегулирования.

Ниже рассматриваются основные проблемы административного права .

1. Административное право – отрасль российского права. Предмет, метод, система, административно-правовые отношения, источники, нормы административного права.

2. Исполнительная власть.

Признаки исполнительной власти, понятие органа исполнительной власти, классификация органов исполнительной власти, задачи, функции, полномочия, взаимоотношения органов федеральной исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов федерации, исполнительных органов местного самоуправления, администрации предприятий, учреждений и организаций.

3. Государственная служба.

Понятие службы, принципы государственной службы, прохождение службы, классификация служащих, права, обязанности, ответственность и поощрение служащих.

4. Правовые акты управления.

Понятие и признаки акта органа исполнительной власти, классификация актов, подзаконный характер актов управления, процесс подготовки и принятия осуществления актов управления.

5. Управленческие договоры.

Особенности договоров в сфере управления, виды договоров, субъекты договорных отношений, предмет договора, ответственность сторон.

6. Обеспечение законности в управлении.

7. Административная ответственность.

Понятие и признаки административных правонарушений, виды административных правонарушений, основания приме-

Тихомиров Ю.А. Публичное право. Учебник. – М.: БЕК, 1995. С. 334

нения мер ответственности, виды ответственности, процедуры применения мер ответственности.

8. Методы управления.

Понятие и виды методов управления, убеждения, организация, регистрация и разрешения, регулирование, пресечение, контроль, надзор, принуждение.

9. Административный процесс.

Административно-процессуальные отношения и нормы, регламенты и процедуры, стадии административного процесса.

10. Государственное управление в сфере экономики.

Предметы ведения и полномочия Российской Федерации и ее субъектов в сфере управления, полномочия органов исполнительной власти в сфере экономики, их взаимоотношения, программы, государственный заказ, управление федеральной собственностью, методы регистрации, разрешений, регулирования, статус предприятий и иных хозяйствующих субъектов законодательства в сфере управления экономикой.

11. Государственное управление в социально-культурной сфере.

Разграничение предметов ведения и полномочий Российской Федерации и ее субъектов, система органов исполнительной власти в социально-культурной сфере, их полномочия и взаимоотношения, виды управленческих действий, государственная поддержка, стимулирование, правовое положение социально-культурных учреждений, отраслевое законодательство,

12. Государственное управление в политической сфере.

Полномочия Российской Федерации и ее субъектов в политической сфере, компетенция федеральных органов исполнительной власти в области международных отношений, обороны, охраны государственных и таможенных границ, компетенция органов субъектов Федерации в области охраны правопорядка, статус специальных структур и должностных лиц, отраслевое законодательство.

13. Таможенное регулирование.

Финансовое право

Это отрасль права, регулирующая отношения в области планомерного образования, распределения и использования денежных фондов. Денежные средства необходимы для обеспечения важнейших сторон деятельности государства (пенсий, расходов на оборону, охраны природной среды и др.), финансирования его программ, для самообеспечения хозяйственной,

Тихомиров Ю.А. Публичное право. Учебник. – М.: БЕК, 1995. С. 335

торговой и иной деятельности предприятий, учреждений и организаций. Субъектами финансовых отношений являются Российское государство и его органы, субъекты Российской Федерации, органы местного самоуправления и юридические лица – хозяйствующие субъекты и др. Всегда одной из сторон финансовых отношений является орган, обладающий властными полномочиями .

Рассмотрим кратко некоторые институты финансового права.

Бюджетное законодательство

Установление бюджетной системы, правовое регулирование государственных доходов и расходов федерации и ее субъектов, местного самоуправления, нормативы формирования бюджета, бюджетный процесс, права и обязанности субъектов бюджетно-правовых отношений, ответственность за невыполнение бюджетных обязательств, гарантии бюджетного самообеспечения, дотации, механизм регулирования бюджетного дефицита, субвенции и бюджетные кредиты.

Налоговое законодательство

Одна из важнейших отраслей законодательства, пока еще слабо развитых в России. Способствует финансовому обеспечению и постоянному пополнению государственного и местных бюджетов, стимулированию инвестиционной, производственной, торговой и иной деятельности.

Долгие годы налоговые нормы содержались в подзаконных актах – постановлениях Правительства, инструкциях Министерства финансов, иных органов. Теперь формируется налоговое законодательство, включающее общие и специальные законодательные акты . Базовым является Закон «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», готовятся Налоговый кодекс и пакет новых законов в данной сфере. Меняются методы правового регулирования, когда стимулирование налогоплательщиков сочетается с усилением их ответственности. В перспективе на базе массива законодательных и подзаконных актов сложится налоговое право как самостоятельная отрасль.

Тихомиров Ю.А. Публичное право. Учебник. – М.: БЕК, 1995. С. 336

Можно выделить следующие составные элементы налогового законодательства и права. Это прежде всего понятие и виды налогов, распределение налогов по уровням – федеральные, налоги субъектов федерации, местные налоги, принципы налогообложения.

Требуется установить права, обязанности и ответственность налогоплательщиков, основания возникновения, изменения и прекращения налоговых правоотношений, права, обязанности и ответственность налоговых органов, порядок взимания налогов, производство по делам о налоговых правонарушениях, налоговые взыскания, судебный порядок рассмотрения налоговых дел.

Бесспорным путеводителем здесь может быть «Базовый мировой налоговый кодекс и Комментарии», подготовленный в 1992 г. специалистами Гарвардского университета в рамках международной налоговой программы. В нем особенно привлекают типовые дефиниции и процедуры налогообложения.

Порядок платежей и денежных расчетов в государстве признан обеспечить устойчивый порядок взаимных расчетов, денежного обращения, внесения обязательных платежей и использования их в публичных интересах. С этим связаны эмиссия денег, выпуск и погашение займов, долговых обязательств, механизм регулирования инфляции, столь же важным являются валютное регулирование и валютный контроль государства.

Важное значение имеют принципы и процедуры кредитования, сберегательного дела.

К финансовому праву можно отнести, те части страхового законодательства и таможенного законодательства, которые определяют финансовые обязанности одной из сторон и возможности обеспечения их принудительной реализации другой стороной.

Уголовное право

Уголовное право является такой отраслью публичного Права, для которой характерны нормы запретительно-наказательного характера. Оно регулирует деятельность государства, его органов и должностных лиц, общественных объединений, а также поведение граждан в той части, которая из неправомерной должна становиться правомерной. Охранительные функции уголовного права определяют содержание уголовного ко-

Тихомиров Ю.А. Публичное право. Учебник. – М.: БЕК, 1995. С. 337

декса и других законов в данной сфере и способствуют борьбе с преступлениями. Действующий долгие годы Уголовной кодекс дополнен множеством поправок и изменений . Подготовлен новый Уголовный кодекс Российской Федерации .

Для уголовного права первостепенное значение имеет определение задач и принципов уголовного законодательства, пределов действия Уголовного кодекса, понятия и видов преступлений как запрещенного уголовным законом деяния (действия или бездействия), причиняющего вред или создающего угрозу причинения вреда личности, обществу или государству. Устанавливаются категории преступлений. Подробно регулируются виды наказаний, которые меняются в новых условиях. Обеспечение эффективности наказаний как кары за совершенное преступление, как меры государственного принуждения, заключающейся в ограничении или лишении прав и свобод виновного лица, способствует успешной борьбе с преступностью.

Среди преступлений, караемых по закону, назовем государственные, хозяйственные, должностные преступления, преступления против правосудия, порядка управления, а также против политических и иных прав и свобод граждан, против собственности, против общественной безопасности, общественного порядка и здоровья населения. Строгая и неумолимая реакция государства на них означает твердую защиту публичных интересов.

Судоустройство

Публичное право охватывает и такую область государственной деятельности, как правосудие и судоустройство. Речь идет о законах двух видов. Первая группа охватывает законы об устройстве судебной системы в целом и ее ветвей – Верховного Суда, Конституционного Суда и Высшего Арбитражного Суда и их звеньев. Собственно федеральные суды действуют вместе с судами субъектов федерации и мировыми судьями. Введение суда присяжных расширяет гарантии демократического судопроизводства. Регулируются также вопросы деятельности прокуратуры и судебного управления.

Тихомиров Ю.А. Публичное право. Учебник. – М.: БЕК, 1995. С. 338

Другая группа законов посвящена статусу судей, гарантиям их деятельности, неприкосновенности, а также порядку их назначения на должность и освобождения от должности.

Процессуальное право

Как известно, наряду с материальными, содержательными нормами права есть процессуальные нормы. Их назначение заключается в создании процедур реализации материальных норм. Включение процессуальных норм в тексты статутных и тематических законов не исключает необходимости постепенного формирования общей отрасли – процессуального права, которой присущи свой объект и методы регулирования, специфические нормы, «стадийные» правоотношения, возникающие на последовательно сменяющих друг друга фазах процесса.

В рамках процессуального права можно выделить четыре разновидности процессуального законодательства: конституционное, административное, уголовное и гражданское. Преимущественно эти отрасли служат осуществлению судебной власти в соответствии со статьей 118 Конституции Российской Федерации , но они могут включать и процедуры, свойственные деятельности других органов. Не все названные отрасли развиты равномерно, особенно это касается административно-процессуального законодательства. Сейчас управленческие коллизии и споры попадают в орбиту и конституционных, и арбитражных судов, хотя формирование системы административной юстиции могло бы изменить разграничительные линии.

Международное публичное право

Среди комплекса отраслей международного права можно особо выделить международное публичное право. Его субъектами являются государство, нации, борющиеся за свою независимость, международные организации, неправительственные организации, межгосударственные объединения. К предмету регулирования относятся те базовые международно-правовые отношения, которые делают мировое сообщество устойчивым, оберегают его ценности, и прежде всего мир, права и свободы человека, и позволяют развивать связи и сотрудничество во многих сферах жизни. Международное частное право, морское, воздушное, космическое право служат достижению этих целей .

Тихомиров Ю.А. Публичное право. Учебник. – М.: БЕК, 1995. С. 339

Изучающим международное публичное право следует иметь в виду три основных нормативных блока, которые его составляют. Первый – вопросы, связанные с определением предмета, источников и методов регулирования в системе международного публичного права, его соотношения с национальным (внутригосударственным) правом. Второй блок охватывает такие общие институты, как субъекты, основные принципы международного права, право международных договоров, международные организации и конференции, ответственность.

К третьему блоку относятся вопросы международно-правовой защиты прав и свобод человека, международной безопасности, территории, дипломатических и консульских отношений, процедур предотвращения и разрешения международных конфликтов. Упомянем и о механизмах сотрудничества государств в сфере экономики, экологии, культуры и др.

Информационное право

Бурное развитие информационных отношений и процессов обусловливает становление такой отрасли права, как информационное. Законодательные и иные правовые акты в данной сфере только появляются, но уже сейчас можно вести речь о комплексе специфических правовых вопросов в рамках названной отрасли. Имеются в виду информационные отношения как предмет правового регулирования, субъекты информационно-правовых отношений, правовой механизм получения, передачи, хранения и использования информации, юридические режимы информации разного содержания, пользования банками и базами данных, информационные правонарушения, ответственность. Думается, в таком виде формирующееся информационное законодательство и право в полной мере охватят нормативный массив, который некоторые специалисты относят к компьютерному праву или к кодексу информатики.

Таковы в общих чертах наиболее типичные и устойчивые отрасли права, относящиеся к большому роду публичного права. Их перечень не является закрытым, напротив, прогресс общества будет открывать новые правовые горизонты.

Советская официальная юридическая доктрина отрицательно относилась к идее деления права на частное и публичное, считая его искусственным и призванным замаскировать сущность буржуазного строя. Положение, высказанное в 20-е гг. при разработке Гражданского кодекса РСФСР В.И. Лениным о том, что «мы ничего «частного» не признаем, для нас все в области хозяйства есть публично-правовое, а не частное», длительное время служило методологической установкой для юридической теории и практики.

Что касается внутриотраслевой дифференциации, то уже сейчас создались предпосылки для выделения муниципального права из состава конституционного. По опыту зарубежных стран можно предположить, что произойдет отпочкование налогового права из состава финансового (в США, к примеру, это наиболее крупная отрасль).

Система права находится под значительным влиянием субъективного фактора - нормотворческой деятельности государства. Соответственно этот фактор также будет оказывать значительное влияние на соотношение между частным и публичным правом. Очевидно, можно предположить, что если возобладает идея сильного государства, то это одновременно будет означать усиление публичноправовых начал в общественной жизни. Если же принцип связанности государства правом окажется реальным фактом, то частноправовые начала будут расширять сферы своего влияния.

Конституционное право

Конституционное право - ведущая отрасль национальной правовой системы, представляющая совокупность правовых норм , определяющих основы конституционного строя , правовое положение человека и гражданина и закрепляющих государственное устройство, систему государственной власти и местного самоуправления . Конституционное право характеризуется особым предметом и методом регулирования. Предметом конституционного права являются общественные отношения, возникающие в процессе реализации суверенитета российского народа во всех его формах, обеспечения функционирования институтов представительной и непосредственной демократии . Специальная роль и назначение конституционного права заключается в обеспечении полновластия народа во всех сферах жизнедеятельности общества. Это направление правового регулирования - исключительная прерогатива конституционного права, и она не свойственна какой-либо иной отрасли права. Как отрасль публичного права конституционное право пользуется методом правового воздействия, присущим всем отраслям публичного права. Вместе с тем конституционное право имеет особый способ конституционного воздействия - установление, существенно отличающийся от иных способов правового регулирования (дозволения, предписания и запрета). Юридическая конструкция конституционного установления такова, что оно не предполагает точно определенных (персонифицированных) прав и обязанностей конкретных субъектов, участников правовых отношений - конституционные установления имеют всеобщий, универсальный характер, обращены ко всем или ко многим видам субъектов, как правило, не порождают конкретных правоотношений , реализуясь в так называемых общих конституционных отношениях (к примеру, ст. 10 Конституции РФ).

Административное право

Административное право - отрасль публичного права, предметом регулирования которой являются отношения, складывающиеся в процессе организации и деятельности органов исполнительной власти . Нормами административного права регулируются публичноправовые отношения власти - подчинения, в которых одной из сторон обязательно выступает исполнительный орган власти (должностное лицо), наделенный государственно-властными полномочиями.

Финансовое право

Финансовое право как отрасль публичного права представлена совокупностью норм, посредством которых осуществляется регулирование отношений, возникающих в процессе образования, распределения и использования денежных фондов государства. В отличие от административно-правовых финансовые правоотношения - это имущественные (денежные) отношения, которые возникают в процессе финансовой деятельности государства по поводу денежных средств . Особенностью финансового права является наличие в его составе подотраслей права - бюджетного, налогового, банковского.

Уголовное право

Уголовное право - отрасль публичного права, регулирующая отношения, связанные с преступностью и наказуемостью деяний. Как всякая отрасль права уголовное право состоит из совокупности правовых норм. Нормы уголовного права - это нормы-запреты. Они запрещают общественно опасные действия и бездействия людей под угрозой применения особых средств государственного принуждения - уголовного наказания . Уголовное право как совокупность правовых норм подразделяется на Общую и Особенную части. В Общей части содержатся общие положения об уголовной ответственности , понятие преступления , формы и виды вины, обстоятельства, исключающие преступность и наказуемость деяния, порядок и условия уголовной ответственности при различных формах неоконченного преступления, ответственность за соучастие в преступлении, понятие и виды уголовного наказания , порядок и основания назначения наказания и освобождения от уголовной ответственности. В Общей части также определяются условия условного осуждения, понятия судимости и способов ее прекращения, понятие амнистии, помилования и др. Если Общая часть закрепляет общие положения, принципы и институты уголовного права, то Особенная часть предусматривает конкретные виды преступлений и указывает наказания, которые могут быть применены за их совершение. Общая и Особенная части тесно взаимосвязаны, характеризуются единством. Это единство проявляется в том, что они выполняют одни и те же задачи - защиту от преступлений личности, общества, государства; нормы Общей части являются базой для норм Особенной части. В нормах Особенной части конкретизируются общие понятия о преступлении, содержащиеся в Общей части. Особенная часть определяет и описывает те виды деяний, которые уголовный закон считает преступлениями.

Экологическое право. Гражданско-процессуальное право

Экологическое право - относительно «молодая» ветвь права, нормы которой регулируют отношения людей, организаций в целях рационального использования природных ресурсов , защиты окружающей среды.

В систему публичного права входят и процессуальные отрасли права - уголовно-процессуальное и гражданско-процессуальное (судебное право). Нормы уголовно-процессуального права предназначены для регулирования деятельности по расследованию, рассмотрению и разрешению уголовных дел. Гражданско-процессуальное право имеет своим служебным назначением установление порядка и процедуры разрешения судами гражданских дел.

Международное публичное право

Международное публичное право - не являющаяся составной частью национальной системы права совокупность норм и принципов, содержащихся в конвенциях, международных договорах, актах и уставах международных организаций , которые регулируют отношения между государствами и иными участниками международного общения.

Гражданское право

Гражданское право - ведущая, базовая отрасль частного права, предметом регулирования которой являются имущественные и связанные с ним неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников. Гражданское право - многосоставная отрасль права, ее содержанием охватываются такие подотрасли, как авторское, наследственное, изобретательское и др.

Семейное право

Предметом регулирования семейного права являются личные и связанные с ними имущественные отношения, возникающие из брака и принадлежности к семье. Семейный кодекс Российской Федерации, которым регулируются эти отношения, равно как и ч. 2 ГК РФ, вступили в действие с 1 марта 1996 г.

Трудовое право

Трудовым правом как частью системы частного права регулируются отношения по применению труда на государственных, общественных и частных предприятиях , в учреждениях и организациях на основе сочетания интересов их участников. Предметом регулирования в трудовом праве являются отношения работника с работодателем по поводу его труда. Субъектами (сторонами) трудовых правоотношений выступают работники (трудоспособные граждане, достигшие шестнадцатилетнего возраста), работодатели или предприятия любых форм собственности в лице их администрации, трудовой коллектив, в некоторых случаях административные управляющие (должностные лица, назначенные при санации предприятия-банкрота с целью оздоровления производства) и некоторые другие субъекты.

Земельное право

Земельное право - это отрасль частного права, регулирующая отношения, связанные с владением, пользованием и эксплуатацией земли.

Предметом регулирования земельного права являются отношения, складывающиеся между гражданами, юридическими лицами , а также государством и его органами в процессе реализации права собственности на землю, обеспечения ее охраны и повышения почвенного плодородия. Субъектами земельного права выступают граждане РФ и иностранных государств, лица без гражданства , юридические лица, государство и субъекты, которые могут являться участниками земельно-правовых отношений.

Международное частное право

Международное частное право - совокупность норм права , регулирующая гражданские, семейно-брачные и трудовые отношения, имеющие международный характер. Предметом международного частного права выступают отношения, которые в Российской Федерации регулируются нормами гражданского, семейного и трудового права, осложненные иностранным элементом, т.е. те, которые имеют международный характер. Особенностью правоотношений в международном частном праве является то, что в них участвуют иностранные граждане и иностранные юридические лица, их объектом является вещь , находящаяся за границей, они связаны с территорией двух или нескольких государств, Международное частное право - это, таким образом, специфическая отрасль национального права.



 

Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!