Принцип приоритета публичных интересов финансов. Основные принципы финансового права

Наряду с предметом и методом правового регулирования они имеют важное значение для объяснения самостоятельной природы финансового права. Принципы финансового права представляют собой один из элементов юридического режима регулирования общественных отношений в финансовой сфере.

Как и любая самостоятельная отрасль права, финансовое право основывается на общих и специальных принципах. К общим принципам относятся:

1) приоритет представительных органов власти перед исполнительными в сфере финансовой деятельности. Основы данного принципа были сформулированы еще до появления науки финансового права; в частности, Великой хартией вольностей (1215) королю запрещалось взимать налоги без согласия парламента: «Ни щитовые деньги, ни пособия не должны взиматься в Королевстве нашем иначе как по общему совету Королевства нашего». В Российской Федерации основу этого принципа составляют положения Конституции Российской Федерации (ст. 71), Бюджетного кодекса Российской Федерации (ст. 153), в соответствии с которыми законодательные (представительные) органы, представительные органы местного самоуправления рассматривают и утверждают бюджеты, осуществляют контроль их исполнения. Составление проектов бюджетов и их исполнение возложено на исполнительные органы, которые представляют законодательным органам соответствующие отчеты. Законодательным (представительным) органам предоставлено право вводить налоги (ст. 72 Конституции РФ), утверждать проводимую эмиссию денег, принимать законы в сфере валютного регулирования и т.д. Несмотря на рассматриваемый принцип, представительные органы непосредственно взаимодействуют с исполнительными органами: совместно решают вопросы, касающиеся проектов бюджетов, вопросы о предоставлении кредитов, погашении долговых обязательств и др.;

2) принцип федерализма. Наиболее существенные характеристики принципа федерализма закреплены Конституцией РФ: государственный суверенитет (ч. 1 ст. 4); единство системы государственной власти (ч. 3 ст. 5); равноправие субъектов РФ (ч. 1 и 4 ст. 5); единство конституционно-правовой системы (ст. 15); разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ (ч. 3 ст. 5); самостоятельность (в пределах своих полномочий) местного самоуправления (ст. 12). В основе этого принципа лежит государственное устройство Российской Федерации. Подтверждение тому - принятие в стране не одного, а целого ряда законов о федеральном бюджете, бюджетах субъектов Российской Федерации и местных бюджетах (ст. 10 Бюджетного кодекса РФ). При этом, с одной стороны, каждый из бюджетов представляет собой относительно самостоятельные денежные фонды, а с другой - напрямую зависит от вышестоящих бюджетов, так как для формирования нижестоящих необходимо перераспределение средств. Кроме того, принцип федерализма составляет основу финансовой деятельности государства. Направления финансовой деятельности определяются на всех уровнях, но главенствующая роль при этом отведена федеральной финансовой политике. Именно она устанавливает и закрепляет основы и направления финансовой деятельности других уровней;


3) принцип законности. Весь процесс по формированию, распределению и использованию фондов денежных средств осуществляется только в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами. Законодательное закрепление порядка и правил финансовой деятельности является основой для финансового законодательства. При этом принцип законности распространяет свое действие на всех участников финансовых правоотношений, в том числе и на государство. Так, ст. 71 Конституции Российской Федерации закреплены основы компетенции Российской Федерации и ее субъектов в области бюджетного, налогового, кредитного и таможенного регулирования. В основе конституционного закрепления данного принципа лежат соответствующие нормы международного права, нашедшие отражение, в п. 1 ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г, п. 1 ст. 7 Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г. Невыполнение положений законодательных и иных нормативных правовых актов может повлечь за собой нестабильность в финансовой системе государства и негативные последствия в различных сферах общественной жизни. Поэтому государство, регулируя посредством детальной регламентации все финансовые правоотношения, одновременно обеспечивает возможность применения мер государственного принуждения;

4) принцип гласности. Финансово-правовые нормы доводятся до сведения всех участников финансовой деятельности через средства массовой информации. Так, в соответствии со ст. 36 Бюджетного кодекса Российской Федерации утвержденные бюджеты и отчеты об их исполнении подлежат обязательному опубликованию. Отдельные вопросы, например информация о введении налогов и сборов, результаты проверок финансовой деятельности, освещаются в специализированных изданиях. Принцип гласности в финансовом праве имеет законодательные гарантии. Например, п. 1 ст. 5 HК РФ предусматривает вступление актов законодательства о налогах в силу не ранее чем по истечении одного месяца и не ранее первого числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей со дня их официального опубликования. В некоторых случаях органы государственной власти обязаны проводить разъяснительную работу по применению законодательства (ст. 32 Налогового кодекса РФ). Благодаря гласности можно избежать различных нарушений норм финансового права. Особое место занимает открытое информирование о ходе рассмотрения и утверждения бюджета, его основных показателях, а также о направлениях социально-экономического развития государства, результатах исполнения бюджета.

К специальным принципам финансового права можно отнести:

1) принцип плановости. Данный принцип составляет основу всех финансово-правовых норм. Государство не может развиваться, не рассчитав свои доходы и расходы, поэтому создается целая система финансового планирования, включая отдельные предприятия. Федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации, бюджеты государственных внебюджетных фондов, местные бюджеты являются основными финансово-плановыми актами на уровне государства. При этом структура, порядок составления, принятия и исполнения бюджетов закрепляются в соответствующих правовых актах. Например, федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме федеральных законов (ст. 11 Бюджетного кодекса РФ). Планирование финансовой деятельности, в том числе предприятий, осуществляется в целях обеспечения стабильного развития, носящего долговременный характер. Более того, бюджет, бизнес-план, баланс, смета и другие виды финансовых планов являются эффективными инструментами финансового контроля;

2) принцип реальности. Этот принцип требует достижения запланированных результатов в ходе финансовой деятельности. В этом заключена взаимосвязь планирования и конечных результатов финансовой деятельности, находящая отражение в процессе составления и исполнения отдельных финансовых планов. При этом планирование изначально должно устанавливать реальные показатели деятельности на будущий период, так как соблюдение принципа реальности является основой стабильного развития всего государства и предприятий. Итоги деятельности и сравнение запланированных показателей с достигнутыми отражаются в специальных финансово-плановых актах - отчетах об исполнении тех или иных финансовых планов;

3) принцип эффективности действия финансово-правовых норм. Он основывается на обеспечении стимулирования финансовой деятельности и ее постоянного совершенствования. Финансовые нормы должны эффективно влиять на все экономические и социальные процессы в государстве. В то же время эффективность может выступать не только фактором развития, но и фактором сдерживания, поскольку в определенный период времени эффективность финансово-правовых норм может быть направлена на преодоление отрицательных явлений в экономике государства. Например, увеличение целевого финансирования наиболее перспективной отрасли - атомной энергетики, направленное на получение дохода в этой сфере, выступает фактором ее развития; напротив, сокращение финансирования отраслей электроэнергетики, базирующихся на использовании первичных энергоресурсов (угля, газа и т.п.), снижает затраты государства в этих отраслях и является фактором, сдерживающим их развитие.

Совокупность перечисленных принципов финансового права представляет собой проекцию наиболее значимых аспектов аккумуляции, использования и распределения государственных и муниципальных фондов денежных средств, придает финансовой деятельности государства и местного самоуправления целенаправленность, наполняет ее конкретно определенным смыслом. Общеотраслевые принципы финансовой деятельности находят свое отражение во всех подотраслях и институтах финансового права, отражая закономерности финансово-правового регулирования.

Принципы финансового права – это основополагающие начала, ключевые идеи, выражающие сущность финансового права.

Принципы финансового права не закреплены в конкретных нормах пава, а логически выводятся из их совокупности.

К принципам финансового права относятся:

Принцип финансового федерализма;

Финансовой самостоятельности муниципальных образований;

Единства финансовой политики и финансового регулирования;

Единства денежной системы РФ;

Сбалансированности интересов субъектов финансового права;

Плановости;

Гласности.

Принцип федерализма – может быть определен как взаимоотношение РФ и субъектов РФ, при котором, реализация компетенции (полномочий) этих субъектов, а также уполномоченных ими органов в сфере финансов обеспечивает сочетание интересов РФ с интересами отдельных субъектов РФ;

Принцип финансовой самостоятельности муниципальных образований – означает, что в ходе финансово – правового регулирования муниципальные образования наделяются правами и обязанностями, необходимыми для самостоятельного осуществления финансовой деятельности;

Принцип единства финансовой политики и финансового регулирования – как принцип означает, что финансово – правовое регулирование на территории РФ осуществляется в рамках единой финансовой политики;

Принцип денежной системы – означает, что финансово – правовое регулирование и правоприменение в сфере финансов осуществляется в РФ только с использованием рубля как единой для всего государства денежной единицы;

Принцип сбалансированности интересов субъектов финансового права – финансово – правовое регулирование построено на сочетании интересов различных субъектов финансового права;

Принцип плановости – финансовое правотворчество и финансовое правоприменение базируется на экономических и финансовых планах;

Принцип гласности – финансовое правотворчество должно осуществляться открыто, с Шировой информированностью населения и других заинтересованных субъектов о результатах этой деятельности.

3. Финансовое право в системе российского права: его особенности и связь с другими отраслями права.

Финансовое право на современном этапе входит в систему российского права как одна из ее основных и активно развивающихся отраслей. Являясь самостоятельной отраслью, финансовое право имеет свое предмет регулирования, не свойственный другим отраслям права. Регулируемые им отношения отличаются спецификой содержания и целенаправленности, форм проявления. Для них характерна обязательная связь с функциями по образованию, распределению или использованию государственных (и муниципальных) денежных фондов (доходов), а также контролем за этим процессом.



Такое содержание предмета финансового права обуславливает и особенности метода его регулирования, т. е., приемов, способов, средств юридического воздействия на поведение участников финансовых отношений, на характер взаимосвязей между ними. Основным, определяющим методом финансово – правового регулирования является императивный, проявляющийся во властных предписаниях со стороны органов государственной власти и местного самоуправления соответственно наделенных полномочиями. Такой метод свойственен и другим отраслям права, например административному. Но в финансовом праве он имеет специфику в своем конкретном содержании, связанном с предметом правового регулирования, а также с кругом органов уполномоченных государством на властные действия.

Особенности финансового права раскрываются полнее при его сопоставлении с другими отраслями права и отграничении от них. В связи с тем, что финансовое право распространяется на одну из областей деятельности государства, оно тесно соприкасается с конституционным и административным правом, охватывающими своим воздействием организацию и деятельность государства в целом.

Конституционное право, являясь ведущей отраслью права, закрепляет основы организации и деятельности представительных и исполнительных органов власти. А административное право регулирует общественные отношения в области государственного управления, осуществляемого органами исполнительной власти. Финансовое право распространяется на оба этих вида государственной деятельности, поскольку финансовая деятельность может осуществляться и теми и другими органами.

Конституционное право, помимо норм общего значения, содержит нормы, непосредственно относящиеся к финансовому праву, которые в нем и конкретизируются. Конституционное право закрепляет исходные начала как финансового права в целом, так и каждого финансово – правового института.

Поскольку образование, распределение и использование государственных денежных фондов (доходов) в значительной части осуществляется в процессе государственного управления как деятельности органов исполнительной власти, финансовое и административное право используют сходные методы правового регулирования, главным образом метод властных предписаний. Сходным может быть и круг субъектов финансового и административного права. Однако при этом они различаются предметом регулирования.

Связь финансового права с муниципальным обусловлена комплексным характером последнего, концентрирующим в себе нормы многих отраслей права, регулирующие отношения, которые возникают в процессе формирования и деятельности органов местного самоуправления в целом. В их круг вошли и нормы финансового права, предметом которого являются отношения органов местного самоуправления в области их финансовой деятельности.

Финансовое право находится в тесной связи с гражданским правом, поскольку его предмет среди имущественных отношений входят и денежные отношения. Кроме того, государственные органы, в том числе финансово – кредитные, осуществляя государственное регулирование и управление в сфере финансов, одновременно выступают в качестве юридических лиц. Поэтому вместе с выполнением ими функций по мобилизации и распределению государственных и муниципальных денежных средств, они выступают и в отношения на основе договора (например, договор ссуды). Нормы финансового права в данном случае устанавливают порядок мобилизации денежных средств в распоряжение государства этими органами, источники финансово – кредитных ресурсов, которыми они оперируют, порядок планирования процесса образования и распределения создаваемых ими денежных фондов, способы проведения контроля за финансовой деятельностью организаций и т.п. Во всех этих случаях данные органы наделены властными полномочиями, необходимыми для выполнения их функций.

Финансовое право тесно связано и с другими отраслями российского права. Однако в рассматриваемых случаях связь между отраслями права наиболее заметна.

Муниципальных образований и государства возникают различные общественные отношения. Все они требуют четкого регулирования, закрепления обязанностей, юридических возможностей, а также ответственности субъектов, участвующих в них. Система и принципы финансового права исполняют в этом главную роль.

Особенности института

Все, что составляет финансовое право – предмет, методы, принципы, меры и прочие элементы, – касается и иных сегментов юридической отрасли. Вместе с этим внутри самого института нормы по-разному распространяются на те или иные звенья. Это обусловлено тем, что принципы российского финансового права касаются оборота муниципальных и государственных средств, обладающих публичным характером.

Определение

Финансовое право представляет собой отрасль, нормы в которой регулируют отношения, появляющиеся в ходе формирования, использования, распределения децентрализованных и централизованных средств. Эти ресурсы находятся в ведении муниципальных и государственных структур. Данные средства необходимы для реализации задач, поставленных перед указанными образованиями.

Классификация отношений

Взаимодействия, выступающие в качестве предмета финансового права, разделяются на следующие группы:

Способы регулирования

В качестве главного метода выступает властное предписание. Оно исходит от уполномоченных структур местного самоуправления и государства. Данный метод в некоторой степени используется и при применении правительством добровольных платежей для образования собственных ресурсов. В качестве таких "выплат" могут выступать лотереи, казначейские обязательства, госзаймы и так далее. Методом властного предписания, в частности, определяются условия осуществления данных платежей. Кроме этого, финансовое право предусматривает использование и иных способов регулирования. В частности, это методы договоров, согласований, рекомендаций.

Принципы и источники финансового права

Деятельность структур местного самоуправления и государства в бюджетной сфере осуществляется в соответствии с определенными критериями. Они представляют собой требования и правила, посредством которых выражены ее целенаправленность и наиболее значимые особенности. Их содержание определяют Конституционные основы. Принципы финансового права – это плановость, гласность, законность и федерализм. Рассмотрим их более подробно.

Федерализм

Данный принцип выражается в установленном Конституцией разграничении компетенции регионов и непосредственно РФ в финансовой сфере. Статья 71 устанавливает, что в ведении государства находятся:

  • Федеральные сборы и налоги.
  • Денежная эмиссия.
  • Федеральный бюджет.
  • Кредитное, валютное, финансовое регулирование.
  • Федеральные банки.

К совместному ведению регионов и государства относят установление общего порядка налогообложения и отчисления сборов.

Законность

Данный принцип выражен в том, что ход всего процесса формирования, использования и распределения финансов детально регламентирован нормами. Их соблюдение обязательно для всех сторон отношений. Обеспечение исполнения осуществляется за счет возможности применять к нарушителям мер принуждения.

Гласность и плановость

Первый принцип выражен в процедуре обнародования содержания проектов разнообразных финансово-правовых документов, результатов ревизий и проверок, принятых отчетов. Плановость предусматривает, что вся деятельность, связанная с оборотом денежных средств, базируется на комплексе плановых актов. Их структура, порядок исполнения, утверждения и составления закреплены в соответствующих положениях законодательства.

Общеотраслевые аспекты

Выше приведены конституционные принципы финансового права. Они охватывают весь институт в целом. Общеотраслевые принципы финансового права отражают специфику отрасли более конкретно. К ним, в частности, относят:


Данные принципы финансового права закреплены не только в Главном Законе страны. Они также конкретизированы в соответствующих отраслевых нормах.

Приоритет публичных интересов

Этот принцип предусматривает применение финансово-правовых структур для обеспечения экономического регулирования в соответствии со значимыми общественными задачами. Он устанавливает необходимость в совершенствовании норм, посредством которых закрепляется механизм государственного влияния на кредитные и финансовые отношения, четком определении самого понятия властного управления как в целом, так и в различных областях.

Сочетание интересов

Оно поддерживается за счет принципа федерализма в финансовой сфере. Государственные федеральные и субъектные органы осуществляют свои функции в соответствии с определенным разграничением предметов отношений. Совершенствование исполнения принципа федерализма в финансовой сфере относится к ряду первостепенных задач в РФ.

Единство направлений

В соответствии с отраслевыми нормами самостоятельность регионов страны определяют принципы финансового права, налогообложения и сборов, а также федеральной политики в денежной сфере. В законодательстве закрепляется единство бюджетной сферы, порядка пополнения расходов и прочее. Кроме этого, принципы финансового права выступают в качестве базовых критериев для формирования перечня налогов. Единство государственной политики в сфере денежного оборота считается неотъемлемым условием гарантированной государством целостности экономического пространства, свободы перемещения средств.

Равноправие регионов

Для каждого субъекта в равной степени распространяет свое действие финансовое законодательство. За пределами ведения РФ и совместного управления с регионами, субъекты осуществляют собственное регулирование денежного оборота, соответствующую деятельность, устанавливает налоги, утверждает бюджет и так далее. Конституция гарантирует самостоятельность местных органов управления. В своей деятельности они руководствуются законодательной базой соответствующего региона страны. Они сами могут устанавливать бюджет, формировать и использовать целевые внебюджетные фонды, определять сборы и налоги согласно федеральным нормативным актам.

Социальная направленность

Она исходит их конституционных положений, которые характеризует РФ как социальное государство, в котором политика власти ориентирована на формирование условий, способствующих свободному развитию человека и обеспечивающих ему достойную жизнь. В соответствии с этим в нормативной базе закрепляются положения об охране труда, здоровья, жизни, определяется гарантированный минимум зарплаты, устанавливаются государственные пенсии, компенсации, прочие социальные гарантии.

Планирование

В современных условиях это направление деятельности в сфере финансов претерпело существенные изменения в сравнении с существовавшим ранее при административно-командном режиме. Планирование не только согласуется с принципами рыночных отношений, но и выступает как необходимый и важнейший элемент в процессе регулирования денежного оборота.

Мировой денежный оборот

Главным его компонентом выступают принципы международного финансового права. В них закрепляются обязанности и юридические возможности всех субъектов отношений, связанных с мировым оборотом средств. Кроме того, они выступают в качестве базы для формирования других норм, способствуют обеспечению единства института и пр. В российских научных изданиях отсутствует единый подход к содержанию и составу принципов МФП. Тем не менее можно выделить две их группы:

  • Имеющие процессуальное или материальное наполнение.
  • Исполняющие роль средства уравнивания и сопоставления условий, которые предоставляют субъекты друг другу.

Рисунок 2. Понятие финансового права, его предмет и метод

Финансовое право - это совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, которые возникают в процессе образования (формирования), распределения и использования централизованных и децентрализованных денежных фондов (финансовых ресурсов) государственных и муниципальных образований, необходимых для реализации их задач, включая отношения по финансовому контролю и применению норм финансово-правовой ответственности.

П редмет финансового права составляют общественные отношения, возникающие в процессе деятельности государства и муниципальных образований по планомерному образованию (формированию), распределению и использованию денежных фондов (финансовых ресурсов) в целях реализации своих задач.

Основной метод финансово-правового регулирования императивный, проявляющийся во властных предписаниях одним участникам финансовых отношений со стороны других, выступавших от имени государства или муниципальных образований и наделенных в связи с этим соответствующими полномочиями .

Большая часть этих предписаний исходит от финансово-кредитных органов государства, созданных специально для осуществления финансовой деятельности. По своему содержанию эти предписания касаются порядка и размеров платежей в государственную или муниципальную казну, целей использования государственных и муниципальных денежных средств и т.п.

Однако финансово-правовому регулированию свойственны и иные методы: рекомендации, согласования и т.п., которые в настоящее время получают все большее применение.

Финансовая деятельность государства и органов местного самоуправления основана на определенных принципах , т.е. на основополагающих правилах и требованиях, выражающих ее наиболее существенные особенности и целенаправленность.

Рисунок 3. Принципы финансового права

В силу своего содержания и закрепления в нормах финансового права они являются принципами финансового права.

1. Принцип приоритета публичных интересов, согласно которому в правовом регулировании отношений в области финансовой деятельности государства и муниципальных образований, предполагается использование финансово-правовых институтов в целях государственного регулирования экономики исходя из общезначимых задач общества.

2. Принцип федерализма, согласно которому в финансовой деятельности должны сочетаться федеральные интересы с интересами субъектов РФ, обеспечиваться необходимыми финансовыми ресурсами для выполнения функций, имеющих общее значение для Российской Федерации в целом, а также жизнедеятельности и самостоятельности субъектов РФ (в рамках Конституции РФ).

3. Принцип единства финансовой политики и денежной системы, согласно которому гарантируется единство экономического пространства в Российской Федерации, свободного перемещения финансовых средств и единство финансовой политики, которая требует единой денежной системы в стране (единая валюта, единый центр эмиссии и т.п.) .

4. Принцип равноправия субъектов РФ в области финансовой деятельности (определяется ст. 5 Конституции РФ), согласно которому в равной мере распространяется федеральное финансовое законодательство на каждый из субъектов РФ.

5. Принцип самостоятельности финансовой деятельности органов местного самоуправления (определяется Конституцией РФ ст. 12, 130-133), согласно которому эти органы самостоятельно утверждают и исполняют местный бюджет и используют внебюджетные целевые фонды, устанавливают местные налоги и сборы в соответствии с федеральным законодательством и законодательством субъекта РФ.

6. Принцип социальной направленности финансовой деятельности в РФ, согласно которому РФ характеризуется как социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Это положение должно учитываться при формировании и исполнении бюджетов всех уровней, и общей финансовой политике государства.

7. Принцип разделения законодательной (представительной) и исполнительной власти, согласно которому определяются полномочия законодательных (представительных) и исполнительных органов власти. Так, Государственная Дума РФ принимает федеральные законы, по вопросам федерального бюджета, федеральных налогов и сборов, финансового, валютного, кредитного регулирования, денежной эмиссии. К полномочиям Правительства РФ относятся разработка и представление Государственной Думе проекта федерального бюджета и обеспечение его исполнения, проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики. Аналогично распределяются функции на других уровнях органов законодательной (представительной) и исполнительной властей.

8. Принцип участия граждан Российской Федерации в финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления, согласно которой граждане РФ праве участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.

9. Принцип гласности, согласно которому любые нормативные акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

10. Принцип плановости, согласно которому деятельность государства и муниципальных образований по формированию, распределению и использованию финансовых ресурсов осуществляется на основе финансовых планов, разрабатываемых в соответствии с государственными и местными планами и программами, а также планами предприятий, организаций и учреждений.

11. Принцип законности означает необходимость строгого соблюдения требований финансово-правовых норм всеми участниками отношений, возникающих в процессе финансовой деятельности, включая государственные органы власти, органы местного самоуправления, предприятия, организации, учреждения и граждан.


Похожая информация.




 

Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!