Федеральные законы по молодежной политике. России нужен закон о молодёжной политике. На парламентских слушаниях в Госдуме будущие законодатели постараются убедить в этом спикера палаты Вячеслава Володина

На парламентских слушаниях в Госдуме будущие законодатели постараются убедить в этом спикера палаты Вячеслава Володина

В 78 российских регионах есть свои законы о молодёжи, однако единого подхода к этой теме, не говоря уже про чёткие возрастные рамки - до какого возраста россиянин считается «молодым», - до сих пор нет. Как стало известно «Парламентской газете», представители Молодёжного парламента при Государственной Думе на парламентских слушаниях 22 мая предложат законодателям разработать и принять общефедеральный закон, гарантирующий подрастающему поколению социальный лифт и поддержку государства. Слушания пройдут по инициативе спикера Госдумы Вячеслава Володина, а это значит, что власть готова слышать и слушать молодёжь.

Общественные достижения абитуриента - в баллы ЕГЭ

К предстоящим слушаниям юные законодатели отнеслись со всей серьёзностью: с 26 апреля по 17 мая ребята организовали общественные обсуждения в 47 субъектах Российской Федерации. «В итоге к нам поступило 47 резолюций от активной молодёжи в регионах с предложениями по совершенствованию сферы молодёжной политики», - рассказала председатель Молодёжного парламента при Госдуме Мария Воропаева .

Инициативы разные, каждый субъект делал акцент на проблемах, связанных с региональной спецификой. Например, в Молодёжном парламенте Алтайского края предлагают обязать выпускников вузов, учившихся на бюджетном отделении, отработать по профессии в течение нескольких лет, чтобы «вернуть долг» государству. На Дальнем Востоке свои проблемы - региональная молодёжь выступает за введение квот при распределении грантов. Но с чем согласны все, так это с необходимостью принятия федерального закона «О молодёжной политике в Российской Федерации». «Закон должен закрепить приоритетные направления в этой сфере, - поясняет Воропаева. - А главный упор, как нам кажется, стоит сделать на обеспечении подрастающего поколения социальными лифтами за их активную общественную деятельность».

Было бы справедливо, если бы юные волонтёры и общественники имели определённые привилегии при устройстве на работу.

В первую очередь будущие законодатели предлагают внести изменения в Закон «Об образовании», дополнив показатели Единого госэкзамена общественными достижениями абитуриента. По сути, речь идёт о начислении дополнительных баллов по ЕГЭ за проявление активной гражданской позиции.

Также Молодёжный парламент при Госдуме выступит с предложением приравнять стаж общественной деятельности ребят к стажу государственной гражданской и муниципальной службы. «Ребята, занимающиеся активной деятельность на нашей площадке, прекрасно знают механизмы прохождения законопроектов, юридически и экономически подкованы. Было бы справедливо, если бы юные волонтёры и общественники имели определённые привилегии при устройстве на работу», - считает Мария Воропаева.

Всё это должен включить в себя профильный закон о молодёжной политике. А главное, документ даст ответ на вопрос, кого считать молодым, - сейчас в разных регионах молодёжью называют россиян в возрасте от 14, от 16, от 18 и до 30 или 35 лет. «Нам нужны единые подходы на федеральном уровне», - уверена глава Молодёжного парламента при Госдуме.

Молодёжному самоуправлению дадут зелёный свет

Влиять на принятие тех или иных решений в интересах подрастающего поколения поможет, по мысли будущих законодателей, и создание федерального координационного органа по реализации молодёжной политики при президенте или Правительстве. В этот совещательный орган должны войти не только представители «Росмолодёжи», но и всех крупных молодёжных организаций.

Кстати, у Молодёжного парламента при Госдуме уже есть предложение к Правительству о создании единой государственной программы «Молодёжь России». В ней можно было бы прописать систему развития дистанционного образования, а также бесплатных курсов дополнительного образования на базе столиц регионов и райцентров для сельской молодёжи.

У ребят есть все шансы быть услышанными: во всяком случае, предложения Молодёжного парламента при Госдуме по созданию льготного ипотечного кредитования для молодых семей уже вошли в проект Концепции демографической политики на Дальнем Востоке.

С принятием «профильного» закона, который коснётся более 33 миллионов россиян в возрасте от 14 до 30 лет, у подрастающего поколения станет больше прав и возможностей.

А ещё будущие законодатели хотят «придать вес» органам молодёжного самоуправления в регионах - для этого в Молодёжном парламенте разрабатывается проект закона «О молодёжном самоуправлении в Российской Федерации». Документ призван расширить политические права юных россиян и закрепить роль органов молодёжного самоуправления в решении проблем на местах. «Речь идёт об институтах школьного и студенческого самоуправления, молодёжных советах при муниципальных органах власти, молодёжных парламентах и администрациях - так называемых правительствах-дублёрах, которые являются совещательными органами при губернаторах», - пояснила Мария Воропаева. Это позволит активнее вовлекать неравнодушных молодых людей к политическим процессам.

Впрочем, этот тренд уже задан. В восьми российских регионах (Еврейская автономная область, Самарская, Калужская, Томская, Волгоградская, Тамбовская, Магаданская области и Ставропольский край) молодёжные парламенты уже обладают правом законодательной инициативы. С принятием «профильного» закона, который коснётся более 33 миллионов россиян в возрасте от 14 до 30 лет, у подрастающего поколения станет больше прав и возможностей: в Молодёжном парламенте надеются, что 2017 год станет переломным для молодёжной политики в стране.

ОБЩЕСТВО

СОСТОЯНИЕ РОССИЙСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О МОЛОДЕЖИ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКЕ

Выдрина И.И.

Давно запланированное принятие закона о молодежи в Российской Федерации каждый раз откладывается. О причинах этого, состоянии современной нормативной базы, регулирующей молодежную политику, говорится в данной статье.

THE STATE OF THE RUSSIAN LEGISLATION ON YOUTH AND YOUTH POLICY

Long-planned adoption of law on youth in the Russian Federation every time is postponed. It is told about the reasons of it, a condition of the modern regulatory base regulating youth policy in this article.

Российская Конституция не относит регулирование прав молодежи и молодежной политики к ведению ни одного из уровней государственной власти (ст. 71-73). Ничего особенного в этом нет, таких «неопределенных» вопросов за двадцать лет применения Основного закона накопилось достаточно много. Некоторые из них действительно требуют правовой регламентации, а другие, наверное, могут обойтись и без этого: конституционные нормы не в состоянии охватить все разнообразие общественных отношений. Думается, что регулирование правового статуса молодежи, особенностей официальной молодежной политики - вопросы как раз такого сорта.

Этому обстоятельству есть объяснение: молодежная политика не имеет конституционной основы и предмета правового регулирования, поскольку Конституция РФ не упоминает даже самого термина «молодежь». Более того, имеет ли вообще смысл наделять молодежь статусом самостоятельного субъекта права, если Основной закон в основном «уходит» от упоминания социальных групп граждан, вроде пенсионеров, ветеранов, учащихся, интел-

лигенции и т.п. Конституционная концепция строится на «личностном» подходе, сфокусированном на регулировании защиты прав и свобод каждого (отдельного) человека и гражданина, что как раз относится к ведению Российской Федерации (ст. 71) и ее совместной компетенции с субъектами РФ (ст. 72).

Попытки принятия специального «молодежного» закона в нашей стране предпринимались не один раз. Первоначально это было еще в конце 1960-х гг., после того как в ряде социалистических стран (Болгария и ГДР) появились подобные законодательные акты. Специально созданная в Центральном комитете ВЛКСМ комиссия подготовила соответствующий проект, отличительная особенность которого заключалась в обобщении и актуализации разрозненных отраслевых норм о молодежи, рассредоточенных в различных нормативных актах о труде, образовании, социальном обеспечении. Проект документа был направлен в ЦК КПСС, но там поддержки не нашел .

Вторая попытка пришлась на вторую половину 1980-х гг., однако и она не удалась.

Разработанный проект Закона СССР «О молодежи», в котором данная социальная группа рассматривалась в качестве самостоятельного субъекта правоотношений с установленным набором прав и обязанностей, также был отклонен, хотя сама идея продолжала активно обсуждаться. В процессе доработки проект трансформировался в Закон СССР от 16 апреля 1991 г. № 2114-1 «Об общих началах государственной молодежной политики в СССР» , который до настоящего времени официально не отменен. Формально он продолжает действовать в части, не противоречащей Конституции РФ, хотя по факту, конечно, из современной правовой системы выбыл.

Между тем данный закон сыграл важную роль в развитии собственно российского «молодежного» законодательства. Дело в том, что все последующие попытки принятия федерального закона о молодежи велись исключительно в ключе регламентации молодежной политики, а не правового статуса молодежи как отдельной социальной группы. Определенные союзным законом подходы к социально-экономическим и правовым началам молодежной политики, правовому статусу молодежных организаций, оказанию социальных услуг молодым людям нашли отражение в российских законопроектах разных лет.

Иллюстрацией того, что перенимает наше законодательство, могут стать следующие примеры. Закон 1991 г. зафиксировал обязанность государства в части установления системы социальных услуг по обучению, воспитанию, профессиональной подготовке молодых людей, необходимых для «восполнения обусловленных возрастом недостатков социального статуса молодежи». Закон гарантировал социально-экономическую и правовую поддержку предпринимательской деятельности молодых людей, льготы при выделении земельных участков для индивидуального жилищного строительства, долгосрочные кредиты на приобретение жилых домов и

квартир, обзаведение домашним хозяйством, внесение платы за обучение и т.д. Были обещаны потребительские кредиты под пониженные проценты, льготный режим для проезда молодых людей на различных видах транспорта. В качестве финансовых гарантий по реализации предлагаемых законом мер предусматривались денежные ассигнования, закладываемые в бюджетах различных уровней.

Собственно российское законодательство о молодежной политике (на попытках принятия закона о молодежи был поставлен крест), развивавшееся примерно в том же направлении, что и союзное, началось с Постановления Верховного Совета РФ от 3 июня 1993 г. № 5090-1 «Об основных направлениях государственной молодежной политики в Российской Федерации» . Формально оно продолжает действовать до сих пор, а потому анализ его основных положений представляет интерес.

Для начала, что такое государственная молодежная политика? Это деятельность государства, направленная на создание правовых, экономических и организационных условий и гарантий для самореализации молодого человека и развития молодежных объединений, движений и инициатив. Адресатами молодежной политики, согласно постановлению, являются граждане в возрасте от 14 до 30 лет; молодые семьи в первые три года после заключения брака; молодежные объединения.

Основными направлениями молодежной политики считаются: обеспечение соблюдения прав, гарантий в сфере труда и занятости молодежи; содействие предпринимательской деятельности молодых; государственная поддержка семьи; предоставление социальных услуг; поддержка деятельности молодежных и детских объединений, талантливой молодежи. Каждое направление получило в постановлении 1993 г. разную степень конкретики.

Так, соблюдение прав молодежи гарантируется через недопущение каких-либо

возрастных ограничений прав и свобод молодых граждан, а равно возложение на них каких-либо дополнительных обязанностей в сравнении с обязанностями граждан иного возраста. Звучит многообещающе, но при этом очень неопределенно. Что до системы мер, содействующих предпринимательской деятельности молодежи, то она в отдельных своих положениях просто разошлась с реальностью. Например, в части установления правового статуса молодежного, студенческого или ученического предприятия, предоставления индивидуальным, семейным и коллективным предприятиям молодых граждан льгот по налогообложению и кредитованию и т.п. Современное российское законодательство «не знает» предприятий с таким статусом.

Интересны мероприятия по предоставлению социальных услуг молодежи. В их числе создание учреждений социальной службы, специально предназначенной для работы с несовершеннолетними (социальная служба молодежи), деятельность которой направлена на оказание психологической, юридической, педагогической помощи, проведение реабилитации молодых инвалидов, демобилизованных военнослужащих и т.д. Реализация этого направления в большей степени связана с созданием и функционированием типовых социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних. Во всем остальном, что содержит на этот счет постановление 1993 г., остается непочатый край работы.

Данный документ, хотя и действующ ий, но практически не упоминается в качестве нормативного источника. Единственное, что объясняет его формальное существование, так это отсутствие федерального закона о молодежной политике. Его хотели принять дважды, но оба раза неудачно. Президент Ельцин 25 ноября 1999 г. отклонил принятый Государственной Думой и одобренный Советом Федерации Закон «Об основах государственной молодежной политики в Рос-

сийской Федерации». Отказ мотивировался главой государства тем, что некоторые положения документа носят характер не законодательного акта, а политической программы. Часть норм показались ему декларативными либо не имеющими механизма реализации. Президент в письмах руководителям обеих палат парламента подчеркнул, что «ряд положений закона представляет собой цитирование конституционных норм, что является недопустимым, а положения, касающиеся региональных и местных целевых программ, не относятся к предметам ведения федеральных органов власти» . Интересно, что Федеральное Собрание не нашло в себе сил преодолеть президентское вето.

Следующая попытка (пока последняя) пришлась на 2009 г., когда проект закона о молодежной политике отвергла уже Государственная Дума, поддержанная президентом Медведевым: «Я, естественно, не против этого закона, наоборот, считаю, что если мы сможем все-таки подготовить насыщенный реальными, конкретными нормами документ, его нужно будет принять и считать базовой конструкцией для развития законодательства о молодежи». Кроме того, он подчеркнул, что готов внести проект данного закона в случае, если в нем будет нормативная составляющая, а не только набор принципов, которыми должно руководствоваться государство в этой сфере .

В данном случае мотивы отклонения закона ровно те же самые, что и в 1999 г.: декларативность его положений, не обеспеченная реальными нормативными установками. Итак, первая точка зрения отражает мнение тех, кто полагает, что закон о молодежи нужен, но не всякий, а конкретный, содержащий механизмы реализации предусмотренных им норм. Собственно таким должен быть любой законодательный акт, в том числе и о молодежной политике. А вот этого пока не случилось. Тот же Д. Мед-

ведев признавал, что причина непринятия союзного закона о молодежи в конце 1980-х гг. заключалась в том, что он был «бессмысленный и сырой».

Таким образом, мнения сторонников закона о том, каким он должен быть, разошлись. Одни уверены в том, что он должен быть максимально полным и конкретным. Данной позиции последовательно придерживаются российские президенты все последние годы. Другие предпочитают видеть «рамочный» закон, дающий жизнь целой серии законодательных и подзаконных актов молодежного профиля. Речь идет о формировании самостоятельной отрасли правового регулирования, объектом которой является молодежь и государственная политика по отношению к ней.

Расходятся мнения и относительно содержания будущего закона. Одни считают, что главным его компонентом должны стать полномочия различных органов власти в сфере молодежной политики. Другие предпочитают, чтобы законодательство развивалось в направлении совершенствования правового обеспечения конституционных прав и свобод молодых граждан. Что объединяет приверженцев идеи принятия закона, так это опыт разных стран мира, в которых подобные законы существуют (Австрия, Германия, Китай, Турция, Франция). Считается, что на этом фоне Российская Федерация выглядит не лучшим образом.

Однако есть и принципиальные противники законодательного регулирования молодежной политики вообще. Они исходят из того, что у молодых граждан России и без закона есть все права, которые просто нуждаются в лучшей реализации, и не более того. Вот почему не стоит плодить пустые законы о молодежи, засорять ими правовое поле, а попытки подготовки закона, который бы решил все проблемы какой-либо социальной группы, есть не что иное, как правовой идеализм .

Думается, что истоки спора берут начало не в собственно юридических пробле-

мах о том, каким быть закону и быть ли ему вообще. Его существо касается того, нужна ли государственная молодежная политика как таковая. Одни считают, что молодежь как наиболее сильная и активная часть общества способна обойтись без государственной помощи. Другие полагают, что государство обязано ответственно относиться к молодому поколению за счет его обязательной поддержки. Соперничество обоих подходов сказалось на спорах вокруг закона о молодежной политике и связанных с ним вопросах.

Примерно такие же дискуссии велись до недавнего времени вокруг правительственной целевой программы «Молодежь России» на 2011-2015 годы. Вовлеченная в нее Государственная Дума специальным Постановлением от 7 апреля 2010 г. № 3444-5 ГД утвердила обращение к Председателю Правительства РФ В.В. Путину о целесообразности принятия такой программы . На встрече с представителями студенческих организаций в феврале 2011 г. Путин так прокомментировал ситуацию: «Принятие программы полезно. Вопрос, как строить эту программу, что там определять в качестве приоритетов. Имею в виду, что многие проблемы, связанные с молодежью, погружены в другие программы. Например, программа демографического развития рассчитана на молодых людей, там и материнский капитал, и жилье отдельно. В программе «Жилище» сказано про молодые семьи. Но в целом ориентиры молодежной политики должны быть где-то изложены, и такая отдельная программа востребована». Но она так и не появилась, хотя прежде такие программы принимались (постановления Правительства РФ от 18 июня 1997 г. № 746 «О федеральной целевой программе «Молодежь России (1998-2000 годы)», от 27 декабря 2000 г. № 1015 «О федеральной целевой программе «Молодежь России (20012005 годы)») .

Нет ясности и с органами управления молодежной политикой на федеральном

уровне. До 2008 г. это был Государственный комитет по делам молодежи, созданный Постановлением Правительства РФ от 27 октября 2007 г. № 706 «О Государственном комитете РФ по делам молодежи» . Постановлением Правительства РФ от 29 мая 2008 г. № 409 он был преобразован в Федеральное агентство по делам молодежи (Росмолодежь) . До мая 2012 г. агентство подчинялось Министерству спорта, туризма и молодежной политики РФ, в настоящее время - Министерству образования и науки РФ.

Официально Росмолодежь - федеральный орган исполнительной власти, хотя на своем официальном сайте, мягко сказать, ошибочно позиционирует себя профильным общенациональным органом государственной власти, деятельность которого сосредоточена на развитии молодых граждан России. Любопытны характеристики Рос-молодежи, называющей себя оператором важнейшего стратегического ресурса, наиболее ценной части человеческого капитала страны (молодежи), «сервисной площадкой», оказывающей содействие в развитии молодежи, навигатором молодежных возможностей, надежным государственным партнером.

Пока судьба федерального «молодежного закона» не решена, почти все субъекты Российской Федерации приняли их. Это не единственный, но встречающийся в современной России пример, когда опережающими темпами развивается региональное, а не федеральное законодательство. Утверждается, что 85% российских регионов (72 субъекта) уже имеют собственные законы о молодежной политике, а потому нынешнее состояние, когда отсутствует федеральный закон, нельзя считать нормальной правовой конструкцией .

Год назад (29 октября 2013 г.) был принят Закон «О молодежи в Свердловской области», который, по нашему мнению, не стал лучшим образцом законодательства на данную тему. Он, как и отклоненные про-

екты федеральных законов о молодежной политике, представляет собой набор самых общих полномочий органов государственной и муниципальной власти в данной сфере. Но что это за полномочия? Областное Законодательное Собрание принимает законы, регулирующие отношения в сфере реализации прав молодежи и осуществляет контроль за их исполнением. Губернатор организует исполнение законов, а Правительство области обеспечивает их исполнение, ежегодно заслушивает доклад о положении молодежи. Закон предусматривает возможность создания молодежного парламента, правительства и молодежной избирательной комиссии, но можно ли всерьез воспринимать эту норму в качестве укрепления прав молодежи? И так по всем десяти статьям закона, главной особенностью которых является полное отсутствие необходимой конкретики.

А ведь свердловскому законодателю было, у кого поучиться. Во всех субъектах РФ в составе Уральского федерального округа соответствующие законы давно приняты (в Тюменской области еще - в 1997 г., в Челябинской области - в 2006 г.). В Ханты-Мансийском автономном округе «молодежный закон» принимался дважды: в 1998 г. и 30 апреля 2011 г. «О реализации государственной молодежной политики в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре». Он классифицирует молодежь на молодые семьи, молодых граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, молодых предпринимателей, талантливую молодежь, молодых специалистов и молодых ученых. Закон регулирует статус молодежных и детских объединений, студенческого самоуправления, молодежных центров, молодежного совещательно-консультативного органа.

Это примеры законов-антиподов. Одни из них декларативны, другие нормативно насыщены. Хочется, чтобы и федеральный закон о молодежной политике (если он все-таки будет принят) оказался содержательным и полезным.

ЛИТЕРАТУРА

1. Чупров В.И. История законов о молодежи // http//nasha-molodezh.ru.

2. Ведомости СНД и ВС СССР. 1991. № 19. Ст. 533.

3. Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. № 25. Ст. 721.

4. Президент РФ отклонил Федеральный закон «Об основах государственной молодежной политики в Российской Федерации» // Российская газета. 1999. 25 июня.

5. Выступление на заседании Государственного совета РФ 17 июля 2009 г. «О молодежной политике в Российской Федерации» // http// archive.kremlin.ru.

6. Пухкалова О.М. Анализ проекта Федерального закона «О государственной молодежной политике в Российской Федерации» // Представительная власть. 2008. № 8. С. 12-18.

7. СЗ РФ. 2010. № 15. Ст. 1766.

8. СЗ РФ. 1997. № 26. Ст. 3050; 2001. № 2. Ст. 172. В 2006 г. была утверждена Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации на период до 2016 г. (распоряжение Правительства РФ от 18 декабря 2006 г. № 1760-р) // СЗ РФ. 2006. № 52. Ст. 5622.

10. 2008. № 22. Ст. 2586.

11. Кочетков А.В. Федеральный закон о молодежи и молодежной политике: аргументы «за» // Наша молодежь. 2011. № 2. С. 10-12.

УДК 349.3+321

Лесовских Н.П.

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СФЕРЕ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ

В рамках данной статьи предпринята попытка обосновать концептуальные основы государственной молодежной политики и установить характер взаимовлияния социально-политических институтов на государственную молодежную политику.

Также в статье изложены и подробно охарактеризованы приоритетные направления государственной политики в отношении молодого поколения, дана характеристика деятельности государственных органов власти РФ и регионов в целях совершенствования государственной молодежной политики.

Ключевые слова: молодежная политика, управление, государственная молодежная политика.

LAW OF THE RUSSIAN FEDERATION IN THE FIELD OF YOUTH POLICY

Annotation. The author of the article is given special attention and carried out a qualitative analysis of the implementation of youth policy in modern Russia, by examining the legal acts adopted in this area.

In this article an attempt to justify the conceptual bases of the state youth policy and to establish the nature of the mutual influence of social and political institutions on the state youth policy.

The article also described and characterized in detail the priority directions of the state policy in relation to the younger generation, the characteristic of the activities of state authorities of the Russian Federation and the regions in order to improve the state youth policy.

Keywords: youth policy, management, state youth policy.

Принимая во внимание тот факт, что молодежь является своего рода «стратегическим ресурсом» нации и носителем прогрессивных перемен, молодежная политика представляется приоритетным вектором развития государства, имеющим перед собой цели создания подходящих условий эффективной самореализации групп молодых людей и развития их потенциала.

Однако в настоящее время наблюдается явная недостаточность законов и других нормативных правовых актов, обосновывающих участие социально-демографи-

ческих групп молодежи в осуществлении государственной молодежной политики и управлении делами государства.

В действующем законодательстве РФ имеются все виды конституционно-правовых источников в сфере государственной молодежной политики: международные, федеральные, федерально-региональные, региональные, регионально-местные, муниципальные . Если Конституция РФ содержит в себе всеобъемлющие, основополагающие положения, находящие применение в решении вопросов создания и проведения

государственной молодежной политики, то законотворческая деятельность субъектов РФ осуществляется главным образом по направлениям, отмеченным федеральным законодателем. Так, на федеральном уровне приняты такие правовые акты, как: Федеральный закон Российской Федерации №98-ФЗ от 28.06.1995 «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» , определяющий общие принципы, содержание, а также меры государственной поддержки молодежных и детских общественных объединений; Распоряжение Правительства РФ от 29 ноября 2014 г. №2403-р «Об утверждении Основ государственной молодежной политики РФ на период до 2025 г.» , обусловливающий систему принципов, приоритетных задач и механизмов, обеспечивающих реализацию государственной молодежной политики.

Если говорить о региональных видах конституционно-правовых источников, представленных нормативно-правовыми актами субъектов РФ в сфере государственной молодежной политики, то следует отметить, что их системный анализ позволяет сделать вывод об отсутствии единства как в самом содержании, так и в определении их названия. Их главный недостаток состоит в правовой узконаправленности, поскольку ими урегулированы не все сферы региональной молодежной политики .

В целом все нормативно-правовые акты субъектов РФ можно разделить на три группы, среди которых:

1. Законы о молодежи (в законах о молодежи субъектов РФ, как правило, отмечается, что они направлены непосредственно на регулирование отношений, связанных с реализацией молодыми гражданами своих конституционных прав, в целях полной самореализации и дальнейшей интеграции в систему всего общества). Примером может служить Закон Свердловской области №113-03 "О молодежи в Свердловской области" от 29 октября 2013 года . Стоит отметить, что в каждом подобном законодательном акте законодатель подчеркивает

его конституционную основу, а также посредством данного закона функцию реализации государственной молодежной политики.

2. Законы о молодежи и государственной молодежной политике. В нормативно-правовых актах данной группы выделяются такие приоритетные направления ее развития, как: государственная поддержка молодых граждан в сфере труда и занятости, в сфере образования. Сделан акцент на оказании помощи молодым семьям и развитии молодежных общественных объединений. Данные направления соответствуют направлениям развития государственной молодежной политики, утвержденным федеральными законами, и описываются в законах о молодежи субъектах РФ. Примером подобного рода нормативно-правовых актов является закон о международном сотрудничестве в области государственной молодежной политики (Калининградская область) " Закон Калининградской области "О государственной молодежной политике в Калининградской области" №169 от 28.01.2000, в ред. от 01.08.2012 г. .

3. Законы и постановления правительств субъектов РФ узконаправленного характера. К данной категории можно отнести законы "О государственной поддержке талантливой молодежи", "О трудоустройстве молодежи", "Об организации оздоровления, труда и отдыха", Закон "О государственной поддержке организаций, осуществляющих работу с детьми и молодежью" (Волгоградская область) " Закон Волгоградской области "О государственной поддержке специализированных организаций, осуществляющих работу с детьми, подростками и молодежью" №787-ОД от 18.02.2003 года, в ред. от 21.01.2015 г. .

Все названные категории нормативно-правовых актов субъектов РФ, регламентирующих и утверждающих базовые вопросы становления и реализации государственной молодежной политики, содержат в себе все основные понятия, а также принципы, цели и приоритетные направления развития мо-

ВСЕРОССИЙСКИЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ

лодежной политики, определенные в законодательстве РФ.

Как следует из вышеизложенного, количество базовых нормативных актов в субъектах РФ, обусловливающих основные направления региональной молодежной политики, не одинаково. Все же в подавляющей массе направление ее развития определяют подзаконные акты, которые, в свою очередь, дают толкование лишь отдельным ее направлениям: о проведении мониторинга среди наркозависимых, об организации работы с работающей молодежью и прочие .

Таким образом, на сегодняшний день нормативно-правовыми актами охвачен лишь небольшой сегмент работы с молодежью. Преобладающее большинство региональных законов и вовсе страдает излишней декларативностью и неопределенностью, носит установочный характер, не содержит в себе опи-

сания конкретных мероприятий, а лишь описательные категории, в которых зачастую никак не определены права и обязанности.

Следует предположить, что объективными критериями состояния законодательства в рассматриваемой сфере на всех уровнях могут служить:

1) соответствие регионального законодательства государственной молодежной политики федеральному законодательству;

2) выработка, а также последующая конкретизация положений федерального законодательства в нормативно-правовых актах и концептуальных программных документах субъектов РФ;

3) толкование прежде всего в региональном законодательстве механизма практического осуществления государственной поддержки молодежи и описание мер по его реализации.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Аничкин Е.С., Коваленко К.Е. Законодательство субъектов РФ в области молодежной политики: состояние и пути совершенствования // Известия Алтайского государственного университета. №2 (82). Т. 2. С. 93. Режим доступа: http://сайт/article

2. Федеральный закон Российской Федерации «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» №98-ФЗ от 28.06.1995 г. // СЗ РФ. 2006. №53. Ч. III. Ст. 5622.

3. Распоряжение Правительства РФ «Об утверждении Основ государственной молодежной политики РФ на период до 2025 г.» от 29 ноября 2014 г. // Российская газета. 2014. №2403-р.

4. Зайцева И.А. Государственная молодежная политика РФ (исторический и правовой аспекты) // Юриспруденция. 2013. №22. С. 11.

5. Закон Свердловской области «О молодежи в Свердловской области» №113-ОЗ от 29 октября 2013 г. // СЗ РФ. 2013. №61. Ч. I.

6. Закон Калининградской области «О государственной молодежной политике в Калининградской области» №169 от 28 января 2000 г., в ред. от 01 августа 2012 г.

7. Закон Волгоградской области «О государственной поддержке специализированных организаций, осуществляющих работу с детьми, подростками и молодежью» №787-ОД от 18 февраля 2003 года, в ред. от 21 января 2015 г.

8. Тихомиров Ю.А. Последствия правовых актов: оценка и коррекция // Вопросы государственного и муниципального управления. 2010. №3. С. 23.

ЛЕСОВСКИХ Наталья Павловна, заведующая отделом по работе с детьми и молодежью Администрации Артемовского городского округа.

e-mail: lesovskih. n. p@artemovsky66. ru

Недавно на суд общественности был представлен проект федерального закона «О молодежи и государственной молодежной политике в Российской +

Федерации», где четко (на 44 страницах) прописаны требования к осуществлению государственной молодежной политики и что немало важно, к самой молодежи и ее деятельности в нашей стране. Мы решили остановиться на нескольких, важных, на наш взгляд, пунктах в данном проекте и понять, кто в результате принятия данного ФЗ может остаться вне закона. +

1. Внимание к тексту привлекает статья 5, в которой говориться про цели ГМП – она выражает в отношении к молодому поколению стратегическую линию государства на расширение возможностей для эффективной самореализации молодежи и повышение уровня ее потенциала, формирование у молодых граждан патриотизма и уважения к истории и культуре отечества, к другим народам, на соблюдение прав человека, защиту нравственности, обеспечение устойчивого политического, социально-экономического и культурного развития России, ее национальной безопасности и конкурентоспособности, упрочения лидерских позиций страны на мировой арене. +

Если с первой частью можно согласиться (оно человекоцентрично), то вторая часть вызывает сразу же несколько вопросов. Во-первых, на наш взгляд, целью ГМП не может являться поддержание устойчивого политического развития страны. Ведь чаще всего теория отличается от практики. И на деле данный пункт может в рамках реализации закона легко интерпретироваться чиновниками как формирование лояльного отношения к действующей власти и режиму, что может резко повысить уровень поляризации молодежи и будет способствовать формированию критически настроенной массы в ее среде. Во-вторых, довольно странно сводить цель ГМП к упрочению лидерских позиций на мировой арене. Как говорил известный русский философ Николай Бердяев «»Идея» России всегда обосновывалась пророчеством о будущем, а не тем, что есть, – да и не может быть иным мессианское сознание». Действительно, мы народ, с мессианским типом мышления, но пора прекратить быть государство центристами. Все законы должны быть направлены лишь на одно – на улучшение жизни человека или отдельной социальной группы. Данный пункт, конечно, сформирован по обратному принципу. Мы должны будем сделать все для величия страны. +

2. Примерно схожие формулировки мы встречаем и в статье о принципах молодежной политики: «совершенствование правовых, социально-экономических и организационных условий для успешной самореализации молодых граждан, направленной на раскрытие их потенциала в интересах Российской Федерации, общественного развития и развития самой молодежи». Опять же здесь разговор в первую очередь об интересе Российской федерации, а не об интересах самой социальной группы. +

3. Один из принципов ГПМ – «противодействие распространению в молодежной среде противозаконных действий и негативных явлений». Ведь закон для того и закон, чтобы регламентировать понятные и точные правила жизни. Здесь же мы видим только абстрактные фразы, и транслировать их может в дальнейшем каждый по-своему. Для одного негативное явление – это употребление наркотиков, для другого – участие молодежи в акциях протеста. Здесь надо дать более четкую формулировку данному понятию. +

4. Один из принципов ГМП звучит так: «Направленности государственной молодежной политики на благо общества и государства, воспитание у молодежи любви к Родине, преданности Отечеству и народу, стремления своими действиями служить их интересам». Про человекоцентризм мы уже сказали ранее. Здесь возникает еще одна, не менее больная тема – любовь к Родине. Патриотизм – это, несомненно, один из важнейших элементов общественного «здоровья». Но что такое любовь к Родине? И как это можно воспитать? Если мы будем говорить об этом через призму определения понятия «любовь», то по Шопенгауэру любовь – это не что иное, как «половое влечение, основанное на желании создания нового существа». Это, конечно же, ирония. Суть в том, что любовь к родине невозможно воспитать.. Это либо есть, либо этого нет. К тому же, любовь, как и патриотизм у каждого имеет свою специфику и свой оттенок, унифицировать это, да еще и в рамках закона, просто невозможно! +

5. В проекте закона делается ставка на развитие молодежного парламентаризма: молодежные парламенты и Думы. Мы знаем, что в большинстве случаев данные органы являются формой деловой игры и полностью копируют деятельность органов, при которых они созданы, что нивелирует их самостоятельность. При этом, если мы делаем ставку на молодежное самоуправление, то почему именно на парламентаризм? Какое место будут занимать в этом случае молодежные правительства и мэрии? И будут ли молодежные суды? – что по логике данного закона должно быть. +

6. У нас существует ФЗ №131 «О местном самоуправлении», по которому органы местной власти независимы от государственной. Однако некоторая свобода МСУ иногда не дает возможности реализации полноценных стратегий и программ государства. В частности, по данному закону, органы молодежной политики МСУ могу самостоятельно определять стратегии молодежной политики, главное, чтобы они не противоречили закону. +

Можно останавливаться еще на многих статьях и пунктах, но вывод можно сделать уже сейчас – принятие данного закон резко сузит направления молодежной политики, а регламентирование обязательных целей и задач может поставить многих представителей молодежной среды попросту вне закона. К тому же органам власти придется подстраивать свою деятельность и реализуемые программы под данные закон. По нашему мнению, логичнее все же стоило бы улучшить стратегию государственной молодежной политики и создать несколько программ в сфере ГМП, подкрепленных реальным финансированием, а не заниматься пустым делом.



 

Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!