Преимущество специальной нормы над общей. Принцип приоритета специальной нормы перед общей как общеправовой принцип применения права

По предмету действия различаются законы (законоположения) общие и специаль­ные. Специальный закон детализирует общее правило, устанав­ливает исключения или особенности регулирования некоторых отношений, которые входят в предмет регулирования общего закона. Отсюда вытекает принцип: lex speciali derogat legi generali – если есть специальный закон, то общий не применя­ется.

Предполагается, что общий и специальный законы (законоположения) установлены одним и тем же законодательным органом. Например, специальный закон, принятый до вступления в силу Конституции РФ 1993 г. (закон СССР, закон РСФСР, закон РФ), не может применяться после того как вступит в силу новый общий закон (федеральный закон или федеральный конституционный закон), принятый новым законодательным органом – Федеральным Собранием РФ. Если в таком общем законе ничего не говорится о действии специальных законов, принятых прежним законодателем, то следует руководствоваться принципом “последующее отменяет предыдущее”.

Если нормативные акты, содержащие общую и специальную норму находятся в иерархической соподчиненности, то акт низшей силы может устанавливать специальные нормы лишь в том случае, если это прямо предусмотрено актом высшей силы.

При наличии общей нормы закона подзаконные норматив­ные акты применяются тогда, когда общий закон прямо предусматри­вает установление специальных норм именно в подзаконных актах – например, в постановлениях правительства.

8.2.3. Незнание за­кона не освобождает от ответственности

Это само собой разумеющееся утверждение, ибо противное невозможно. Правовое регулирование требует при­ме­не­ния ко всем одинакового масштаба. Следовательно, все, кто ссылается на незнание закона, без ис­ключения, либо не должны освобождаться, либо должны осво­бождаться от ответственности за нарушение закона. Но по­следнее, по су­ще­ству, означает невозможность привлече­ния к ответственно­сти за нарушение закона, ибо каждый бу­дет ссы­латься на не­знание закона.

Древнеримская сентенция по этому вопросу гласит: igno­rantia iuris nocet – незнание права только вредит. В частно­сти отсюда вытекает, что именно незнание закона может привести к правонарушению; но незнание не может быть причиной освобо­ж­дения от юридической ответственности.

8.2.4. Неопубликованные законы не применяются

Из предыдущего принципа с необходимостью вытекает, что лю­бой закон должен быть опубликован для всеобщего све­дения, прежде чем можно будет его применять и, в частности, привле­кать к юридической ответственности на основании этого за­кона. Нельзя привлекать к ответственности за на­ру­шение за­кона, которого не просто не знают, но и, по об­щему правилу, не могут знать.

Этот само собой разумеющийся правовой принцип вклю­чен в основы конституционного строя Российской Фе­дера­ции: “За­коны подлежат официальному опубликованию. Не­опубли­ко­ванные законы не применяются. Любые норма­тив­ные пра­во­вые акты, затрагивающие права, свободы и обя­занности че­ловека и гражданина, не могут применяться, если они не опу­б­ликованы официально для всеобщего све­дения” (ч.3 ст.15 Конституции РФ). В этом контексте сле­дует обратить внима­ние на то, что не бывает нормативных правовых актов, не опубликованных для всеобщего сведе­ния. Если норматив­ный акт, тем более – затра­гивающий права, свободы и обя­занно­сти, не опубликован, то он не яв­ляется правовым, не имеетюридической силы . Публич­ность нормативных актов – это одно из требований господства права в формальном смысле.

Опубликование закона для всеобщего сведения является за­ключительной стадией законодательного процесса в со­вре­мен­ном демократическом конституционном государ­стве. За­кон вступает в силу с момента его опубликования, если иное не ус­тановлено в самом законе.

Следует также отметить, что применение неопубликованного закона, осо­бенно если закон управомочивающий или смягчающий ответственность, давало бы преимущество тем, кто знает за­кон, в сравнении с теми, кто его не знает и не может знать. Это про­ти­воречит принципу формального равенства, спра­ведливо­сти, требованию равного обращения со всеми субъ­ектами права.

Подобно тому, как ГК и другие акты гражданского законодательства применяются к отношениям в сфере предпринимательства, семейным, трудовым и другим отношениям, если законодательством, регулирующим эти отношения, не предусмотрено иное, так и в самом гражданском законодательстве тот или иной вопрос применительно к конкретному отношению, с учетом его специфики, может быть урегулирован в нем особо, а не так, как он решен применительно ко всем другим или родственным отношениям. На этом основано разграничение общего и специального гражданского законодательства. Здесь следует иметь в виду два следующих правила. Во-первых, если общественное отношение регулируется специальными нормами гражданского законодательства, то общие нормы гражданского законодательства в данном случае не применяются. Так, согласно ст. 44 ГК, содержащей в себе общую норму, сделки граждан между собой на сумму свыше указанной в этой статье должны совершаться в простой письменной форме. Однако в силу специальной нормы ст. 375 ГК договор займа должен быть совершен в простой письменной форме, если сумма его является и меньшей. Во-вторых, если в специальной норме гражданского законодательства тот или иной вопрос не разрешен, следует руководствоваться общими нормами гражданского законодательства. Так, статья 76 ГК, предусмотрев сокращенные сроки исковой давности продолжительностью в шесть месяцев по требованиям о взыскании неустойки (штрафа, пени) за нарушение обязательств, ничего не говорит о том, в пределах каких сроков исковой давности по этим же обязательствам должны предъявляться иски о взыскании убытков. Это

значит, что вопрос о длительности сроков исковой давности по указанным требованиям подлежит разрешению в соответствии со статьей 71 ГК, согласно которой он должен считаться равным трем годам.

Сказанным не исчерпывается в целом проблема соотношения общего и специального гражданского законодательства, Самостоятельное значение имеет деление гражданского законодательства на общее и специальное в смысле объема охватываемых им отношений. Так, к числу общих нормативных актов относится ГК, поскольку он рассчитан на регулирование всех имущественных отношений, охватываемых гражданским законодательством; к числу специальных - нормативные акты, распространяющие свое действие лишь на определенные виды отношений, которые урегулированы в ГК неполно. Так, отношения по перевозкам всеми видами транспорта регулируются особо изданными актами. Например, условия перевозки груза, пассажиров и багажа автомобильным транспортом и ответственность сторон по этим перевозкам определяются Уставом автомобильного транспорта, утверждаемым Правительством Украины, и издаваемыми в установленном порядке правилами перевозок. Условия перевозки груза, пассажиров и багажа воздушным транспортом определяются Воздушным кодексом Украины, принятым в установленном порядке.

Специальные акты издаются в развитие ГК и не могут ему противоречить.

Выше говорилось, что нормы гражданского права, представленные в ГК, подразделяются на нормы Обитай и Особенной частей. Это деление также имеет самостоятельное значение. Нормы Общей части применяются ко всем регулируемым ими отношениям, если в нормах Особенной части нет специального на это указания. Следует при этом помнить, что нормы Общей части ГК, ввиду всеобъемлющего характера, применяются не только к отношениям, регулируемым нормами Особенной части ГК, но и к отношениям, регулируемым отдельно изданными (специальными) нормативными актами. """ Действие гражданского законодательства. Обычно принято различать действие правовых актов, в том числе

и гражданского законодательства, во времени, в пространстве и по кругу лиц. Действие их подчиняется общим правилам. Однако есть и некоторые особенности, которыми характеризуется действие гражданско-правовых норм.

Момент, которым определяется начало действия нормативного, правового акта, принято называть временем вступления его в силу.

Особенностями действия гражданско-правового акта является то, что он, как правило, всегда действует на будущее время. Он не имеет обратной силы или, иначе говоря, не применяется к тем отношениям, которые возникли до введения его в действие. Только в особых случаях, прямо указанных в нем или в акте о его введении в действие, он имеет обратную силу. Однако гражданско-правовой акт применяется к тем правоотношениям, возникшим до его вступления в силу, права и обязанности по которым в соответствии с прежним законодательством не получили еще окончательного завершения. Например, будут применяться новые сроки для принятия наследства, если сроки, установленные прежним законодательством, не истекли и наследство считается непринятым.

По общему правилу, действие любого нормативного акта не ограничено никаким сроком. Он действует до„ отмены.

Во вновь принятом нормативном акте может быть прямо указано, что ранее действовавший акт отменяется. Но возможно, что об этом ничего не говорится. В таком случае следует исходить из того, что если прежний акт противоречит новому, его нужно считать отмененным. Так, например, в Законе Украины "О собственности" от 7 февраля 1991 г. было сказано, что состав, количество и стоимость имущества, которое может быть з собственности граждан, не ограничивается, кроме случаев, предусмотренных законом (п. 3 ст. 13). Вместе с тем, а ГК формально сохранялось правило о том, что в собственности гражданина может быть только один жилой дом (ст. 101). Ясно, что и до официальной отмены указанной статьи ГК она утратила силу, вступив в противоречие с законом "О собственности".

Все нормативные правовые акты, в том числе и гражданско-правовые, действуют на определенной терри-" тории.

Гражданско-правовые нормативные акты в Украине действуют на всей территории государства или на определенной ее части в зависимости от вида и характера этих актов.

Гражданско-правовой нормативный акт, как впрочем и любой другой, в пределах территории своего действия может распространяться на все лица, как физические, так и. Юридические. Но он может применяться лишь к определенным участкам соответствующих отношений. Например, Закон Украины "О хозяйственных обществах"" распространяется только на указанные в нем организации и не распространяется на государственные предприятия.

Граждане и организации одного государства могут находиться в гражданских правоотношениях с такими же лицами другого государства. Поэтому каждое государство, в том числе и Украина, допускает в определенных случаях применение иностранного закона^ Обычно форма сделки, совершенной за границей, подчиняется закону места ее совершения. Однако форма сделок по поводу недвижимого имущества, находящегося в Украине, подчиняется законам Украины. Отношения по наследованию определяются, как правило, по закону той страны, где наследодатель имел последнее постоянное место жительства.

Нормы гражданского законодательства Украины, указывающие на то, право какого государства должно быть применено к данным правоотношениям, принято называть коллизионными нормами. Указанные правовые отношения, возникающие между государствами Содружества, подпадают под действие коллизионных норм, предусмотренных в ст. 8 ГК. Так, к отношениям, вытекающим из права собственности, применяется закон места нахождения имущества, при совершении сделок

Ведомости Верховного Совета Украины. 1991. № 49.

прзвоспособность и дееспособность сторон определяется по закону места совершения сделки и т.д.

В теории уголовного права нормы, взаимодействующие по диалектике общего и особенного, целого и части называют конкурирующими. УК и практика, по крайней мере, опубликованная практика Верховного Суда РФ и других судов, не употребляют этого понятия «коллизия». Термин «коллизия» и лингвистические и логические толкования по словарям русского языка и энциклопедическим справочникам едины в понимании коллизии как «борьбы» за прибыль (закон), выживание (биол.), за успех и т.п. Между тем диалектический закон взаимодействия общего и особенного такой борьбы не знает. Общее -- родовое явление и понятие, особенное -- видовое. Последнее специфицирует, конкретизирует, сужают общие признаки. Назначение общей нормы состоит в определении в диспозициях норм основных составообразующих признаков. Они обязательно наличествуют в специальных нормах с добавлением одного или более других признаков. Это важно для квалификации преступлений по нормам, находящимся в соотношении общей и особенной норм. Если в специальной норме не предусмотрены признаки ее родового понятия в общей норме, соотношение общей и специальной нормы разрушается.

Квалификация по общей норме производится тогда, когда содеянное не подпадает под видовые специальные нормы УК. Правильно писал А.Н. Трайнин, что родовой состав «как бы сохраняется в резерве для тех случаев, которые специальными составами не охватываются». Общая и специальная нормы не могут быть основанием для квалификации при идеальной совокупности деяний; только при реальной совокупности преступлений.

Понятие конкуренции норм в УК и публикациях не бесспорны. Так, А.С. Горелик усматривает сущность конкуренции уголовно-правовых норм в том, что содеянное подпадает под несколько норм, но применению подлежит только одна из них. По Л.В. Иногамовой-Хегай, «конкуренция уголовно-правовых норм -- это регулирование одного уголовно-правового отношения одновременно двумя или более нормами, приоритетной из которых является одна норма». Для таких доктринальных толкований как будто есть законодательное основание. Действительно, ч. 3 ст. 17 УК говорит: «Если преступление предусмотрено общей и специальной нормой, совокупность преступлений отсутствует и уголовная ответственность наступает по специальной норме».

Правомерен вопрос, может ли одно единичное преступление оказаться предусмотренным двумя нормами? Полагаю, ответ может быть только отрицательный.

Аргумент -- ст. 8 УК признает основанием уголовной ответственности и, следовательно, квалификации «совершение деяния, содержащего все признаки состава преступления, предусмотренного настоящим Кодексом». Так, получение взятки (специальная норма -- ст. 290) является разновидностью злоупотребления служебными полномочиями (общая норма -- ст. 285). Однако взяткополучательство не предусмотрено в двух названных статьях. О нем говорится только в ст. 290 УК.

Обратимся к УК РФ. Существует совокупность преступлений, которая согласно ч. 2 ст. 17, означает, что деяние предусмотрено двумя или более нормами Кодекса. И есть единичное преступление, которое предусмотрено одной статьей УК. Совокупность преступлений и единичное преступление -- взаимоисключающие категории.

Единичное преступление предусмотрено соответственно в одной уголовно-правовой норме. Умышленное убийство (ст. 105), общая норма всех умышленных убийств (ч. 2 ст. 105, 106-108, 227, 295, 317), но они как все специальные нормы дополнены другими признаками, делающими данный состав привилегированным либо квалифицированным. Полностью дублирующие друг друга нормы УК неизвестны.

Составы преступлений дифференцируются по самым различным основаниям.

З.А. Незнамова, одна из первых посвятившая серьезное докторское исследование коллизиям в уголовном праве, полагает, что термины «коллизия» и «конкуренция» по сути тождественны. Представляется, что это не согласуется с пониманием коллизии в уголовном законе как разновидности уголовно-структурных дефектов и системы законодательства. Понятно, что конкуренция, т.е. соотношение общих и специальных норм УК к дефектам законодательства отнести нельзя. Более того, конструкции по типу общие и специальные нормы в УК необходимы и полезны.

Анализ публикаций о конкуренции уголовно-правовых норм позволяет усомниться в обоснованности такого понимания конкуренции. В связи с этим логичнее отказаться от неизвестного УК и практике понятия «конкуренция», а употреблять законодательную терминологию о квалификации по общей и специальной нормам. (Часть 3 ст. 17 УК РФ)

«Совокупность преступлений» регламентирует два вида квалификации преступлений: по совокупности и по общей и специальной норме. Признается, что: а) квалификация по специальной норме, при наличии общей, имеет примат и б) квалификация по соотношению общей и специальной норм не относится к квалификации по совокупности преступлений. Правда, она нуждается в ограничительном толковании, которое давно осуществляется доктринальными комменаторами. Совокупность преступлений отсутствует при идеальной, но не реальной совокупности общей и специальной нормы. Если должностное лицо сначала получило взятку, а затем злоупотребило служебными полномочиями, то квалификация содеянного будет производиться по правилам реальной совокупности преступлений (по ч. 1 ст. 290 и ч. 1 ст. 285 УК).

Во избежание квалификационных ошибок важно, чтобы общие нормы не оказывались в противоречии со специальными. Для этого им надлежит содержать те признаки, которые полностью распространяются на все специальные нормы, не входя с ними в противоречие. В этой связи возникает потребность в оценке норм-понятий, которые есть в ряде статей УК РФ и стран СНГ, например в УК Республики Беларусь.

Нормы-понятия в УК РФ представлены в примечаниях, например, понятия хищения должностного лица, представителя власти, преступлений против военной службы. Их можно отнести к разновидности общих норм, но без санкций. Они значимы и для законодателя, и для квалификации деяний. Используя их в оценке специальных норм, правоприменителю надлежит безотступно следовать их законодательной характеристике.

К общим относятся все институты и нормы Общей части УК. Однако предписание ч. 3 ст. 17 о квалификации по специальной, а не по общей норме к ним не относится. В ст. 17 регламентируется квалификация совокупных и единичных преступлений. Наиболее распространенные общие нормы в УК РФ: ст. 105 (умышленное убийство), ст. 109 (причинение смерти по неосторожности), ст. 130 (оскорбление), примечание № 1 к ст. 158 (хищение), ст. 171 (незаконное предпринимательство), ст. 201 (злоупотребление полномочиями), ст. 285 (злоупотребление должностными полномочиями), ст. 327 (подлог), ст. 331 (понятие преступлений против военной службы).

Специальные налоговые режимы разрабатываются государством для регуляции отдельных отраслей бизнеса, а также упрощения уплаты налогов. Кроме того, они помогают откорректировать налоговую систему и разработать индивидуальные подходы к разным категориям граждан. Какими бывают специальные налоговые режимы, и какие функции они выполняют – посмотрим далее.

Понятие и разновидности специальных налоговых режимов

Специальный налоговый режим (СНР) – это вид налогообложения, имеющий отличительные характеристики от общеустановленных в Налоговом кодексе РФ, за исключением раздела 8.1, в котором и прописаны нормы, регулирующие СНР.

Среди специальных налоговых режимов выделяют пять режимов:

  1. . Упрощенная система уплаты налогов или так называемая “упрощенка”, которая, как правило, используется при ведении бизнеса. Она включает большое количество выплат, которые находятся в рамках медицинского и пенсионного страхования. Такая система не является принудительной, и предполагает две формы, введенные с 2014 года. По УСН, налоговые ставки на доходы составляют 6%. Однако если это доходы, выплачиваемые государству и уменьшенные на размер расходов, ставка составляет 15%.
  2. . Этот вид налогового режима также называют “вмененкой”. Единые налоги на вмененные доходы с 2016 года также стали непринудительными. Такая система, как правило, используется вместе с основной системой налогообложения. Она предназначена для специальных видов деятельности, включая ветеринарные услуги, бизнес по автотранспорту и недвижимостью, рекламу и проч.
  3. . Система налогообложения, регулирующая сельское хозяйство, которая помогает в работе товаропроизводителей сельскохозяйственного типа. Она применяется вместо налога на прибыль, имущество и НДС. С 2017 года ставка с 18% поднялась до 24%.
  4. ПСН . Это патентная система, введенная для регуляции патентной деятельности. Она может быть использована только теми индивидуальными предпринимателями, которые заняты в особых видах деятельности, указанных на сайтах налоговых служб субъектов РФ. Такая система заменяет НДС, налог на имущество физических лиц, НДФЛ. Ставка составляет 6%.
  5. СРП . Такая система применяется редко и актуальна только при уплате налогов во время выполнения соглашения о разделе товаров. Такие правовые отношения возможны, когда заграничные и национальные предприятия занимаются добычей минерального сырья. Ставка рассчитывается индивидуально.

Какими главами НК РФ регламентируются специальные налоговые режимы, кем могут применяться и на каких основаниях, предлагается узнать из таблицы, которую можно .

Знать о специальных налоговых режимах обязательно не только для экономиста или бухгалтера, но и для бизнесмена, поскольку это важно для грамотного управления своим делом и оптимизации работы с денежными средствами в рамках предприятия.

Общая характеристика СНР

Специальные налоговые режимы представляют собой особенный свод правил, установленных отдельно для определенных социальных групп, видов деятельности и т.д. Среди основных характеристик специальных режимов налогообложения выделяют следующие:

  • За исключением СПР, все виды специальных режимов могут использоваться только представителями малого бизнеса.
  • УНС, ЕНВД и ЕСХН могут быть использованы предприятиями и индивидуальными предпринимателями, а СРП – исключительно предприятиями, ПСН – исключительно ИП.
  • Все специальные режимы (кроме УСН) могут быть использованы только для определенных объектов, которые указаны в НК РФ или установлены местными органами самоуправления. УСН используется крупными представителями бизнеса по условиям, прописанным в главе 26.2 НК.
  • При всех системах (кроме СРП) единый специальный налог оплачивается вместо налога на прибыль, имущество и НДС. Что касается СРП, то в этом случае будут действовать определенная льготная системы и спецналог.

Налоговый период определяется в зависимости от конкретной системы. Так, декларация по налогам ЕСХН и УНС подается один раз в год, по ЕНВД – в квартал, по ПСН – в год или в течение действия платежа, СРП – в зависимости от периода каждого налога. С этими и другими характеристиками можно ознакомиться в таблице, .

Условия применения специальных налоговых режимов

Какие условия существуют и действуют на сегодняшний день для наиболее популярных специальных налоговых режимов, рассмотрим далее:

ЕСХН

Это – единый налог на сельское хозяйство. Здесь предъявляются особые требования к доходу предприятия:

  • Доля дохода именно от реализации сельскохозяйственной продукции должна составлять не меньше чем 70% от всей выручки. При этом каких-либо пределов в плане выручки нет – они могут быть абсолютно любыми.
  • Если предприятие занимается ловлей и добычей рыбы, тогда количество сотрудников должно составлять не больше 300 человек.

УСН

“Упрощенка” может применяться при соблюдении таких условий:

  • Компания не должна быть казенным либо бюджетным учреждением, а также страховщиком, ломбардом или фондом инвестиций.
  • В уставном капитале может содержаться не более 25% участия сторонних организаций или предприятий.
  • Компания не может заниматься игорным бизнесом или добывать полезные ископаемые.
  • Годовое число сотрудников не может превышать 100 человек.
  • За 9 месяцев года, предшествующего году установления УСН, доход предприятия не был выше 45 миллионов. Данная цифра высчитывается с учетом НДС и инфляций.

ЕНВД

Он может использоваться как самостоятельный налоговый режим, так и как дополнительный, например, в сочетании с УСН. Для перехода на ЕНВД компании не нужно как-то ограничивать себя в плане выручки, однако стоит принять следующие правила:

  • Если компания занимается продажами на специально имеющейся для этого площади, то эта площадь не должна превышать 150 квадратных метров.
  • Количество сотрудников предприятия за текущий и прошлый год не может быть более 100 человек.
  • Виды деятельности, для которых применим ЕНВД, четко отражены в 2 пункте 346.26 статьи Налогового кодекса РФ.

При переходе на определенный налоговый режим необходимо учесть как федеральные, также и региональные особенности перехода. Для уточнения данных особенностей потребуется обращение в местную Налоговую службу.

СНР среди субъектов малого предпринимательства

Особые возможности предоставляет для представителей малого бизнеса Налоговый кодекс. В данном случае, отмечается один важнейший налоговый режим – упрощенная система налогообложения либо “упрощенка”. Использовать её смогут как организации, также и индивидуальные предприятия. Преимущества такой системы заключаются в следующем:

  • Для организаций . Налогообложение на прибыль организации становится единым и уже не исчисляется соответственно главе 25 Налогового кодекса РФ. В случае с НДС, налог не будет рассчитываться по главе 30 Налогового кодекса РФ. Эти налоги заменяются единственным, то есть бухгалтеру придется производить расчеты только по единому налогу, регулируемому “упрощенкой”.
  • Для индивидуальных предпринимателей . В таком случае налог на доходы физического лица не будет рассчитываться согласно главе 23 Налогового кодекса, также не будет исчисляться и налог на имущества. Оба они заменяются единым налоговым сбором, вводимым упрощенным налогообложением.

Отметим, что единый налог, вводимый упрощенной системой, – это еще не все сборы, которые потребуется делать в пользу государства. Также нужно будет выплачивать страховые взносы в ПФ; водные налоги; государственные пошлины; налоги на доходы физических лиц; транспортные и земельные налоги; налоги на полезные ископаемые.

Обратите внимание, что воспользоваться упрощенным налоговым режимом могут не все предприятия и ИП – для этого необходимо соответствовать определенным критериям. Данные критерии закреплены в главе 26.2 Налогового кодекса РФ.

Видео: СНР для субъектов малого налогообложения

При общем изучении налогов и налогообложения тщательное внимание уделяют специальным налоговым режимам. Подробная информация о них с яркими примерами – в следующем видеоролике:

Любой специальный налоговый режим лицо может выбирать полностью самостоятельно. Конечно, важно обращать внимание, какие типы налоговых режимов подходят именно вам, то есть, каким типам вы соответствуете, а каким – нет. В любом случае, это прекрасная возможность, чтобы не уплачивать все или некоторые федеральные налоги.

Для разрешения вопроса об особенностях регулирования правоотношений по поводу медицинских отходов, обратимся к проблеме коллизий в праве и способам их разрешения.

Под правовыми коллизиями, как правило, понимаются нарушения системы норм права, влекущие ситуации неопределенности относительно того, какая норма подлежит применению в том или ином случае.

Занина М.А. М.А. Занина Коллизии норм права равной юридической силы (понятие, причины, виды) : монография. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: РАП; Волтерс Клувер, 2010 выделяет среди прочих следующие признаки коллизий:

  • · это нормы, которые регулируют один и тот же круг общественных отношений;
  • · коллизии представляют собой технико-юридический дефект - деформацию в построении и выражении правовых норм в системе права. Другими словами, коллизия означает несоответствие целей законодателя, заложенных в норму права целям, закрепленным в ранее изданных правовых актах;
  • · коллизии закреплены в нормативных актах и являются результатом правотворческой деятельности, возникают в результате нарушения требований, определяющих законность правовых актов. Ряд авторов, например, Лукашева А.В. Лукашева А.В. Законотворческие ошибки // Гражданин и право. 2000. N 3 - 4, полагает коллизии норм права видом правотворческих ошибок.

Правила (принципы) разрешения правовых коллизий были выработаны еще древнеримскими юристами, это темпоральный принцип, согласно которому приоритетом обладает норма, принятая позднее, иерархический - принцип приоритета нормы, имеющей более высокую юридическую силу и принцип приоритета специальной нормы над общей («Lex specialis derogat lege generali»).

Последовательность применения вышеуказанных принципов осуществляется следующим образом:

Во-первых, применяется принцип приоритета нормы, имеющей более высокую юридическую силу, в данном случае следует обращаться к источнику, содержащему ту или иную норму права и сравнивать его по юридической силе с коллизирующим актом (его нормой). Классификация источников права по юридической силе в Российской Федерации представляет собой иерархию, во главе которой находится Конституция РФ "Российская газета", N 7, 21.01.2009.

Если коллизирующие нормы содержатся в источниках равной юридической силы, применению подлежит принцип приоритета специальной нормы перед общей.

Классификацию норм права на общие и специальные признает большинство современных ученых, однако не все сходятся во мнениях относительно объёмов понятий «общая норма» и «специальная норма». Некоторые учёные, например, А.С. Пиголкин "Теория государства и права: Учебник для юридических вузов" (под ред. А.С. Пиголкина) "Городец", 2003, предлагают классифицировать нормы на общие и специальные по лицам (субъектам), соответственно, специальными считать такие нормы, которые распространяют свое действие на конкретных субъектов, а общими - относящихся ко всем субъектам. В.К. Бабаев Теория государства и права: Учебник / Под ред. В.К. Бабаева. М.: Юристъ, 2004, а равно Н.И. Матузов, А.В. Малько Матузов Н.И., Малько А.В.)"Теория государства и права: Учебник" "Юристъ", 2004 полагают, что предписания, охватывающие своим действием все правовые институты той или иной отрасли следует считать общими нормами, а специальными - относящиеся к отдельным видам родовых общественных отношений предписания, которые детализируют положения общих норм. По мнению проф. Алексеева С.С., под общими следует понимать нормы, которые распространяются на род данных отношений в целом, а специальными - нормы, действующие только в пределах конкретного вида отношений. Полагаем, следует согласиться с такой позицией, поскольку нормы соотносятся не по одному, а по ряду элементов. А.Я. Курбатов Курбатов А.Я. Порядок разрешения коллизий в российском праве // СПС Консультант Плюс уточняет: сферы действия общей и специальной норм должны либо совпадать по объектам правового регулирования, но соотноситься как общее и частное по субъектам регулируемых отношений, либо совпадать по субъектам регулируемых отношений, но соотносится как общее и частное, либо по объектам. правовой регулирование медицинский отход

Из характеристики общих и специальных норм следует сделать еще один вывод: в части, не урегулированной специальными нормами, отношения должны регулироваться нормами общими.

Темпоральный принцип разрешения коллизий применим лишь в том случае, если два предыдущие не могут быть применены. Например, при коллизии норм, содержащихся в одном и том же источнике, следует применить ту, которая была принята позднее, как отражающая актуальную позицию законодателя.

Обратимся к норме ст. 49 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» о медицинских отходах, согласно которой медицинские отходы делятся на классы по степени эпидемиологической, токсикологической, радиационной опасности, негативного воздействия на среду обитания. Указанная норма коллизирует с положениями ФЗ «Об отходах производства и потребления», классифицирующими отходы на классы опасности в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду. Применим принципы разрешения коллизий: обе нормы закреплены в федеральных законах, следовательно, иерархический принцип не применим. Далее применяем принцип «Lex specialis derogat lege generali», для этого определим объекты и субъекты коллизирующих норм:

ФЗ «Об отходах производства и потребления»

ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ»

Объект правового регулирования

Остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных видов изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары, утратившие свои потребительские свойства

Все виды отходов, (…) образующиеся в процессе осуществления медицинской и фармацевтической деятельности, деятельности по производству лекарственных средств и медицинских изделий

Субъекты правового регулирования

Лица, в процессе осуществления деятельности которых образуются отходы производства и потребления

Медицинские и фармацевтические организации, производители лекарственных средств и медицинских изделий

Как следует из представленной таблицы, и по объектам, и по субъектам нормы ФЗ «Об отходах производства и потребления» и ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан» соотносятся как общее и частное. Следовательно, приоритетом в части регулирования отношений по поводу медицинских отходов обладают нормы ст. 49 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ».

Однако обратимся к проблеме правового регулирования обращения с медицинскими отходами.

А.Я. Курбатов отмечает Курбатов А.Я. Порядок разрешения коллизий в российском праве. 2006. СПС Консультант Плюс, что от общеправовых принципов разрешения коллизий в праве следует отличать приемы нормотворческой техники, например, отнесение определенного круга вопросов к предмету регулирования одного конкретного нормативного акта и другие.

Федеральным законом от 30.12.2008 N 309-ФЗ внесены изменения в ч. 2 ст. 2 ФЗ 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», согласно ч. 2 ст. 2 ФЗ «Об отходах производства и потребления» в новой редакции, отношения в области обращения с отходами лечебно-профилактических учреждений регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации. Нормы ФЗ «Об отходах производства и потребления» об обращении с отходами производства и потребления, таким образом, не могут быть признаны общими по отношению к обращению с медицинскими отходами в силу прямого толкования ч. 2 ст. 2 ФЗ «Об отходах производства и потребления», согласно которой, в настоящее время предполагается существование самостоятельного комплекса правовых норм, регулирующих обращение с медицинскими отходами отдельно от норм ФЗ «Об отходах производства и потребления». Следовательно, в части, не урегулированной нормами ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» и иными нормативными актами, к обращению с медицинскими отходами не может быть применено регулирование ФЗ «Об отходах производства и потребления». В данном случае коллизия норм отсутствует, напротив, имеет место недостаточность правовых норм, регулирующих отношения по поводу обращения с медицинскими отходами.

С вступлением в силу ч. 2 ст. 2 ФЗ «Об отходах производства и потребления», огромный пласт норм об обращении отходов производства и потребления отрезан от применения к обращению с медицинскими отходами. Это связано с тем, что комплекс отношений по обращению с отходами в целом привязан к нормам ФЗ «Об отходах производства и потребления». Согласно преамбуле к ФЗ «Об отходах производства и потребления», этот федеральный закон определяет правовые основы:

  • - обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду
  • - вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.

Таким образом, сфера регулирования ФЗ «Об отходах производства и потребления» достаточно определенная: в той части, в которой этот закон не регулирует правовые основы вовлечения отходов производства и потребления в хозяйственный оборот, он регулирует обращение с отходами производства и потребления. А поскольку норм, касающихся хозяйственного оборота отходов производства и потребления немного (отходы как объект права собственности - ст. 4; принцип вовлечения отходов в хозяйственный оборот ст. 21), следовательно, основной объем положений ФЗ «Об отходах производства и потребления» регулирует вопросы обращения с отходами производства и потребления.

Далее мы рассмотрим наиболее значимые последствия, которые повлекло внесение изменений в ч. 2 ст. 2 ФЗ «Об отходах производства и потребления», а также исследуем особенности правового регулирования обращения с медицинскими отходами.



 

Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!