Какой договор регулирует хозяйственные отношения? Хозяйственное правоотношение, их признаки и виды

Под хозяйственными правоотношениями понимаются урегулированные нормами хозяйственного права отношения, возникающие в процессе осуществления предпринимательской деятельности, тесно с ней связанной деятельности некоммерческого характера, а также отношения по государственному регулированию хозяйственной деятельности.

Правоотношения каждой отрасли права имеют своих субъектов, специфические объекты и выделяющиеся по своему содержанию и конструкции субъективные права и обязанности.

В абсолютном правоотношении субъекту права противостоит неопределенное количество обязанных лиц с пассивной обязанностью не препятствовать управомоченному лицу в осуществлении права. Таково право организации на принадлежащее ей имущество, ведение бухгалтерского учета, формирование себестоимости продукции и др.

Относительныгми являются права с корреспондирующей им обязанностью у других субъектов. Такие правоотношения возникают, например, в силу заключенных предпринимательских договоров.

В хозяйственном правоотношении участвуют субъекты, ведущие предпринимательскую деятельность, а также государство и муниципальные образования.

Объектами хозяйственных правоотношений могут быть:
1) вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество;
2) действия обязанных субъектов;
3) собственная деятельность субъекта права;
4) неимущественные блага, используемые при ведении хозяйственной деятельности (фирменное наименование, товарный знак, коммерческая тайна и др.).

Основанием возникновения хозяйственных прав и обязанностей являются юридические факты. Поскольку нормами предпринимательского права регулируется прежде всего деятельность, постольку правопорождающими фактами здесь предстают преимущественно действия участников хозяйственных правоотношений. События выступают чаще всего в роли правоизменяющих и правопрекращаю-щих обстоятельств. Правопорождающими события могут быть в отношениях страхования имущества и предпринимательских рисков.

Действия участников (правопорождающие, изменяющие и прекращающие) подразделяются также на правомерные и неправомерные. Например, указания органа государства, данные с превышением компетенции, должны быть отнесены к числу неправомерных действий.

Правомерные действия классифицируются на акты-предписания, акты-соглашения (договоры), акты-разрешения и акты одностороннего характера. К числу первых относятся, например, предписания антимонопольного органа. К актам-соглашениям следует отнести предпринимательские договоры организаций. В результате одностороннего акта-заявления арбитражным судом применяется исковая давность.

Хозяйственные правоотношения по их конструкции, объектам и содержанию можно классифицировать следующим образом:
1) абсолютные вещные правоотношения (отношения собственности);
2) абсолютно-относительные вещные правоотношения (хозяйственного ведения, оперативного управления);
3) абсолютные правоотношения по ведению собственной хозяйственной деятельности;
4) неимущественные абсолютные хозяйственные правоотношения;
5) обязательственные хозяйственные правоотношения.

Абсолютные вещные правоотношения. Для вещного правоотношения характерно, что субъект в нем реализует право на имущество в соответствии с законом, определяющим ему меру возможного поведения по владению, пользованию и распоряжению. Объектом правоотношения, по поводу которого оно складывается, выступает вещь.

В предпринимательском праве регулируемые вещные отношения связаны с производством, обменом, распределением и производственным потреблением. Ввиду этого объектами вещных правоотношений здесь выступает то, что участвует в этих воспроизводственных процессах. Предметы, служащие удовлетворению личных потребностей вне производства, не являются объектами хозяйственно-правовых вещных правоотношений.

Абсолютным вещным правом, не корреспондирующим ни с одним конкретным субъектом, является право собственности. Право собственности дает его субъекту возможности владения, пользования и распоряжения имуществом по своему усмотрению в соответствии с законом. Это право используется для осуществления хозяйствования на базе собственного имущества государством, муниципальными образованиями, субъектами частной собственности.

Абсолютно-относительные вещные правоотношения. К их числу относятся право хозяйственного ведения, оперативного управления.

Они являются абсолютно-относительными, потому что субъект такого права реализует свои возможности вне взаимодействия с другими субъектами. Он владеет, пользуется и распоряжается имуществом «абсолютно», не сообразуя своих возможностей ни с кем, кроме собственника, с которым он состоит в относительном правоотношении.

Правоотношения такого рода складываются при предоставлении государственного и муниципального имущества предприятиям. Объем таких прав по владению, пользованию и распоряжению закрепленным имуществом определяется юридическим титулом.

Абсолютные правоотношения по ведению собственной хозяйственной деятельности. Для таких правоотношений характерно, что они складываются по поводу ведения собственной деятельности, которая выступает как объект правоотношения. Конструкция же правовой связи такова, что у субъекта, осуществляющего хозяйствование по установленным законом правилам, нет конкретных обязанных лиц. Все другие субъекты обязаны считаться с возможностью ведения предпринимательской деятельности данным субъектом и не препятствовать ее реализации, а в соответствующих случаях -содействовать ей. Мера возможного поведения по осуществлению такой деятельности очерчена законом. Если ее нормальное течение прерывается под влиянием третьих лиц или в результате нарушения установленного порядка ведения такой деятельности самим субъектом права, абсолютное правоотношение превращается в относительное: предприятие получает право устранить незаконное нарушение его права либо, наоборот, обязано по требованию уполномоченного субъекта прекратить нарушение закона.

Например, если организация осуществляет свою деятельность с соблюдением норм по ведению бухгалтерского учета, представлению бухгалтерской и статистической отчетности, положений технического регулирования, в соответствии с экологическими требованиями, противопожарными правилами и другими установленными нормативными актами требованиями, складывающееся при этом правоотношение имеет конструкцию абсолютного. Если субъект нарушает установленные нормы, компетентные государственные органы могут потребовать пресечения допущенных нарушений и возмещения убытков, наступивших для государства. Правоотношение при этом трансформируется в относительное.

Неимущественные абсолютные хозяйственные правоотношения складываются по поводу неимущественных благ, используемых субъектами хозяйствования в своей деятельности, таких как фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания, наименование места происхождения товара, коммерческая тайна и др. Никто, кроме субъекта - носителя этих прав, без его разрешения не может воспользоваться фирменным наименованием, товарным знаком и знаком обслуживания, менять наименование места происхождения товара, приобретать информацию, составляющую коммерческую тайну, и разглашать ее в своей деятельности. В ходе нормальной реализации неимущественных прав складывающееся правоотношение является абсолютным. При нарушении таких прав возникает конкретное обязательство по их защите от нарушения и из неимущественного правоотношение трансформируется в имущественное. Потерпевший, защищая свои неимущественные права, может требовать возмещения убытков от нарушителя.

Можно сделать вывод, что хозяйственные отношения неимущественного характера несут в себе изначально имущественный потенциал и защищаются мерами имущественного характера.

Хозяйственные обязательства. В обязательственных правоотношениях один участник вправе требовать от другого совершения соответствующих действий. Обязанный субъект обязан их исполнить, то есть передать имущество, выполнить работы, оказать услуги.

Хозяйственные обязательства, в зависимости от того, какую сферу взаимодействия субъектов предпринимательского права они обслуживают, подразделяются на четыре основных вида1:
1) хозяйственно-управленческие;
2) внутрихозяйственные;
3) территориально-хозяйственные;
4) оперативно-хозяйственные.

При рассмотрении четырех основных видов хозяйственных обязательств необходимо обратить внимание:
- на основания возникновения;
- на участников хозяйственных правоотношений;
- на их содержание;
- на источники правового регулирования.

Хозяйственно-управленческие обязательства порождаются актами государственных органов. Например, такие обязательства могут возникать в результате издания антимонопольным органом актов о разделении (выделении) хозяйствующего субъекта, издания акта налоговым органом и т.д.

Источниками правового регулирования отношений указанного характера является весь массив нормативных актов, устанавливающих меры государственного руководства и контроля за деятельностью хозяйствующих субъектов и возможность применения мер для обеспечения публичного интереса. Среди таких актов можно назвать Закон о конкуренции, Закон о техническом регулировании и др.

Хозяйственно-управленческие обязательства возникают также в соответствии с законодательством о местном самоуправлении, и в первую очередь в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Внутрихозяйственные обязательства возникают по горизонтали между подразделениями хозяйствующих субъектов, а также по вертикали между ними и самой организацией. Обязательства могут устанавливаться в силу актов хозяйственного руководства, издаваемых организацией в адрес своих подразделений, и на основе внутрихозяйственных договоров между цехами, участками, бригадами, звеньями.

Эти обязательства, как правило, не имеют товарно-денежной формы, но при взаимодействии обособленных подразделений организаций, получивших право открытия расчетных и текущих счетов, обязательства могут реализовываться и непосредственно в товарно-денежной форме.

Во внутрихозяйственных обязательствах для одной стороны характерна обязанность выполнения работ, оказания услуг, а для другой - - обеспечение условий их выполнения. Взаимодействие может быть и взаимным. Например, один цех предприятия взамен на получение услуги по ремонту оборудования обязуется оказать другому цеху иные услуги.

Источниками правового регулирования обязательственного внутрихозяйственного взаимодействия являются локальные нормативные акты.

Территориально-хозяйственные обязательства представляют собой отношения территориальных субъектов (субъектов Российской Федерации, муниципальных образований) между собой и с организациями. Это обязательственные отношения горизонтального характера на макроуровне.

Территориально-хозяйственные обязательства в подавляющем большинстве случаев имеют основанием возникновения договор, и только в случаях, прямо предусмотренных законом, - акт органа власти или местного самоуправления1. Согласно заданию или договору, хозяйствующий субъект обязуется произвести для данного публичного образования конкретное количество продукции или товаров, оказать определенный объем услуг, а соответствующее территориальное образование имеет право требовать выполнения обязательств и, в свою очередь, обязуется финансировать их выполнение.

Эти обязательства не всегда имеют товарно-денежную форму, но носят стоимостной характер, поскольку все намечаемое в ней имеет количественное и стоимостное выражение.

Оперативно-хозяйственные обязательства возникают между несоподчиненными субъектами хозяйствования в силу хозяйственных договоров, ибо основным средством сотрудничества в рыночных условиях стал договор. Плановые увязки встречаются в особых случаях, прямо указанных в нормативных актах. Например, директивное планирование применяется в отношении казенных предприятий.

Участниками оперативно-хозяйственных обязательств являются предприниматели и организации, ведущие хозяйственную деятельность. Источником правового регулирования оперативно-хозяйственных обязательств являются ГК РФ и акты специального законодательства.

Методы хозяйственного права

Метод правового регулирования хозяйственной деятельности - это совокупность приемов воздействия права и государственно? власти на регулирование хозяйственной деятельности и их субъектов и закрепления их в нормативно-правовых актах. По количеству методов правового регулирования хозяйственной деятельности ученые не имеют единого мнения. Одни считают, что есть только один единственный метод - метод равного подчинения всех участников хозяйственных отношений общественно-хозяйственном порядке . Другие, им отрицая, определяют метод предписаний, метод автономных решений, метод координации, метод рекомендации.

Принимая во внимание общие положения теории государства и права, в целом можно выделить два метода регулирования хозяйственной деятельности:

общий (автономный) - дает право всем участникам хозяйственной деятельности заниматься ею, закрепляет относительную независимость при поступлении в предпринимательские правоотношения, а с возникновением правоотношений дает возможность автономно использовать свои обязательства, если не возникает конфликтов, требующих вмешательства государственных органов;

специальный (авторитарный, государственный) - применяется в случае правовой неравенства субъектов хозяйственной деятельности. В частности, в случае юридической санкции за нарушение законодательства чаще всего одной стороной является государство, второй - предприниматели.

Хозяйственные отношения, их признаки и виды. Эффективность правового регулирования хозяйственных отношений

Сферу хозяйственных отношений составляют хозяйственно-производственные, организационно-хозяйственные и внутрихозяйственные отношения.

Хозяйственно-производственными являются имущественные и иные отношения, возникающие между субъектами хозяйствования при непосредственном осуществлении хозяйственной деятельности.

Под организационно-хозяйственными понимаются отношения между субъектами хозяйствования и субъектами организационно-хозяйственных полномочий в процессе управления хозяйственной деятельностью.

Внутрихозяйственными являются отношения между структурными подразделениями предприятия и отношения субъекта хозяйствования с его структурными подразделениями (ст. С ХКУ).

Хозяйственная деятельность это вид общественных отношений, объективно требует и подвергнется юридической регламентации, поэтому важно разграничить отношения в сфере хозяйствования и другие виды отношений.

По ст. 4 ХКУ к предмету правового регулирования хозяйственной деятельности не относятся:

Имущественные и личные неимущественные отношения, которые регулируются Гражданским кодексом Украины (далее - ГКУ). Так, гражданским законодательством (ст. 1 "Отношения, регулируемые гражданским законодательством" ГКУ) регулируются личные неимущественные и имущественные отношения (гражданские отношения), основанные на юридическом равенстве, свободном волеизъявлении, имущественной самостоятельности их участников. К имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой стороне, а также к налоговым, бюджетным отношениям гражданское законодательство не применяется, если иное не установлено законом. В ст. 9 ГКУ "Применение гражданского кодекса Украины к урегулированию отношений в сферах хозяйствования, использования природных ресурсов, охраны окружающей среды, а также к трудовым и семейным отношениям" установлено: положения ГКУ применяются для урегулирования отношений, возникающих в сфере использования природных ресурсов и охраны окружающей среды, а также к трудовым и семейным отношениям, если они не урегулированы другими актами законодательства. Законом могут быть предусмотрены только особенности регулирования имущественных отношений в сфере хозяйствования;

Земельные, горные, лесные и водные, по использованию и охране растительного и животного мира, территорий и объектов природно-заповедного фонда, атмосферного воздуха;

Трудовые отношения;

Финансовые отношения с участием субъектов хозяйствования, возникающие в процессе формирования и контроля исполнения бюджетов всех уровней;

Административные и другие отношения управления при участии субъектов хозяйствования, в которых орган государственной власти или местного самоуправления не является субъектом, наделенным хозяйственной компетенцией, и непосредственно не осуществляет организационно-хозяйственных полномочий по субъекта хозяйствования. Особенности регулирования имущественных отношений субъектов хозяйствования определяются, в частности, Хозяйственным кодексом Украины. Правила ГКУ применяются также к хозяйственным отношениям, возникающим из торгового мореплавания и не урегулированы Кодексом торгового мореплавания Украины.

Целью издания правовых предписаний является достижение необходимого общественно полезного результата. Именно поэтому общество заинтересовано, чтобы юридические нормы, регулирующие хозяйственную деятельность, достигали цели, определенной при их издании. Анализ этих вопросов и составляет проблему эффективности правового регулирования хозяйственных отношений в Украине.

Термин "эффективность" означает результат (следствие) какого-либо явления. Эффективность органически связана с результативностью, действенностью определенные меры, действий, предписаний. Критерием эффективности правовых норм (и права в целом) есть мера достижения поставленных перед ними целей. Различают цели ближайшие и конечные, прямые и косвенные и др. Общепризнанно следующие основные цели правового регулирования хозяйственных отношений:

Закрепление с помощью юридических средств отношений, которые сложились в экономике Украины и считаются "хозяйственными";

Стимулирование действующих хозяйственных отношений, соответствующих общему интересу общества и государства;

Создание условий для развития сферы хозяйственных отношений (хозяйственно-производственных, организационно-хозяйственных и внутрихозяйственных отношений);

Разграничение отношений в сфере хозяйствования из других видов отношений с целью установления четких юридических норм.

Соотношение фактических результатов действия юридических норм с целями, предусматривались при их издании, проявляет эффективность или неэффективность этих норм. Уровень достижения этих целей и определяет уровень эффективности определенной нормы права. Таким образом, определяя эффективность нормы права, учитывают такие два обстоятельства: цели, которые определялись при ее издании, и достигнутые результаты.

Рассмотрим основные факторы обеспечения эффективности правового регулирования хозяйственной деятельности.

1. Соответствие требованиям норм права уровню социально-экономического развития государства. Нормы права обусловлены экономическими факторами не автоматом. Право является продуктом сознательной деятельности людей, поэтому экономические закономерности развития общества могут или правильно определяться и отбиваться в праве, или искажаться в нем. Учитывая это появляются нормы, не соответствующие экономическим и другим социальным требованиям современного этапа развития общества. Это объясняется прежде всего объективными проблемами познания реальной действительности, а также субъективистскими подходами к правотворчества. Как показывает опыт, такие правовые акты обычно со временем дорабатываются в соответствии с реальными требованиями социально-экономического развития общества или отменяются.

2. Уровень совершенства законодательства. Что совершеннее законодательство, тем быстрее и эффективнее достигаются цели, определенные при создании конкретных юридических норм. Несогласованность отдельных норм права, наличие пробелов, отсутствие реальных санкций отдельных норм - все это негативно сказывается на уровне эффективности правового регулирования хозяйственной деятельности.

3. Уровень правовой культуры участников хозяйствования. Этот фактор довольно вместительный и охватывает режим законности при правотворчества и правоприменении, уровень правосознания и тому подобное. Сущность правовой культуры заключается в том, что все субъекты хозяйственных отношений должны быть знакомы с содержанием правовых норм, четко осознавать свои субъективные права и юридические обязанности, неукоснительно соблюдать их. Без этого правовые требования не могут быть эффективными. Субъекты правовых требований (участники хозяйствования) делятся на две группы: субъекты, для которых знание законодательства является служебной обязанностью (юристы, экономисты, финансисты и др.); все другие субъекты (потребители, граждане-предприниматели). Субъекты первой группы получают информацию о нормативных актах по служебному линией, из официальных источников, а субъекты второй группы - из других источников, прежде всего из средств массовой информации, однако только знание права субъектами хозяйственных отношений не обеспечивает его эффективности. Необходимы еще условия для его реализации.

Таким образом, реализация норм права субъектами хозяйственной деятельности является непосредственным результатом правового регулирования хозяйственной деятельности. Итогом правового регулирования хозяйственной деятельности является результат совокупного действия всех звеньев механизма правового регулирования: нормативных актов, которые состоят из норм права, правоотношений в сфере хозяйствования (субъективных прав и юридических обязанностей хозяйствующих субъектов) и индивидуальных актов (актов применения) при их совокупном воздействии как на поведение каждого субъекта хозяйствования, так и на формирование хозяйственных правоотношений в целом.

  • Хозяйственное право: учебник / Под ред. В. К. Мамутова. - М.: Юринком Интер, 2002. -С.37.
  • Винник А. Н. Хозяйственное право: учебное пособие [для студ.вищ. навч.закл.] - А. М. Винник. - 2-е изд., Изменений, и дополненное. - М.: Правовая единство, 2009. - С. 32.

Хозяйственные правоотношения – урегулированные нормами хозяйственного права общественные отношения, возникающие между субъектами в связи с осуществлением ими предпринимательской деятельности.

Структура хозяйственных правоотношений:

1) субъекты – участники правоотношений: физические лица и индивидуальные предприниматели, юридические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования (города, поселки);

2) объекты – то, по поводу чего субъекты вступают в правоотношения: вещи, работы, услуги, информация, нематериальные блага (честь, достоинство, репутация);

Основания возникновения хозяйственных правоотношений

Возникают правоотношения не сами по себе, а вследствие наступления юридических фактов, такими фактами являются: договоры, причинение вреда, неосновательное обогащение, судебные решения, события.

Виды правоотношений:

1. По объему прав:

а) имущественные – осуществляются по поводу материальных благ и их защита возможна только с помощью имущественных санкций;

б) неимущественные – честь, деловая репутация, достоинство и др., которые защищаются как с помощью компенсации морального вреда, так и материального ущерба.

2. По способу реализации прав:

а) вещные – для реализации которых собственнику достаточно его волеизъявления по отношению к его имуществу;

б) обязательственные возникают по поводу передачи вещей, выполнению работ, оказанию услуг между несколькими субъектами.

3. По распределению прав и обязанностей:

а) простые у одного участника только права, а у другого только обязанность (например, договор займа);

б) сложные у обеих сторон и права, и обязанности (большинство гражданско-правовых договоров).

Основная:

1. Хозяйственное (предпринимательское) право: учебник для студентов высших учебных заведений / отв. ред. Ю. Е. Булатецкий, Н. А. Машкин / – М.: Норма, 2008 . – 752 с.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации в четырех частях – М.: Ось-89, 2011. – 572 с.

3. Макаров, Н. Д. Предпринимательское право: учеб. пособие для студентов СПО / Н. Д. Макаров, Е. А. Рябов. – М.: ИД «ФОРУМ» – ИНФРА-М, 2008. – 256 с.

4. Тимошенко, И. В. Хозяйственное право: конспект лекций / И. В. Тимошенко, А. В. Мелькумянц. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 343 с.

Дополнительная:

1. Евтушенко, И. И. Хозяйственное право: методические указания к практическим (семинарским) занятиям / Сост. И. И. Евтушенко. – Волгоград: ВолгГТУ, 2009. – 43 с.

2. Постановление Пленума Верховного суда РФ и Пленума Высшего арбитражного суда РФ «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» от 1 июля 1996 г. // БВС РФ. 1996. № 9. – С. 1.

3. Постановление Пленума Верховного суда Российской Федерации «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия» от 31 октября 1995. // БВС РФ. 1996. № 1.

Контрольные вопросы

1. Что является предметом и методом хозяйственного права?

2. Какие принципы, система и источники хозяйственного права?

3. Назовите понятия, элементы и виды хозяйственных правоотношений.

1. Согласно указанию XXV съезда КПСС <Новый пятилетний период, в

который вступает советское общество, будет характеризоваться еще более

крупными масштабами хозяйственного и культурного строительства>. (*1).

Хозяйственные отношения чаще всего определяются как отношения в области

хозяйства(*2) или в области социалистического хозяйства(*3).

Термин <хозяйство> многозначен. Наиболее часто он употребляется в

трудах основоположников марксизма- ленинизма, в решениях съездов партии

и в постановлениях Пленумов ЦК КПСС как синоним производства.

Именно в таком смысле он употреблен, например, в известном указании

В.И.Ленина, что <для нас все в области хозяйства есть публично-

правовое, а не частное>(*4).

Вместе с тем термину <хозяйство> придаются и другие значения. Наряду с

народным хозяйством как совокупностью отраслей производства и труда

упоминается мировое хозяйство; хозяйством называются отрасли

производства или труда (например, коммунальное хозяйство, жилищное

хозяйство); отдельные предприятия и организации (колхоз, совхоз);

противопоставляются друг другу натуральное и товарное хозяйство.

Как известно, производство имеет две стороны - производительные силы и

производственные отношения. При определении хозяйственных отношений как

отношений в области хозяйства имеется в виду сфера производственных

отношений. Последняя трактуется нами также широко, как область

производства в

(**1) <Материалы XXV съезда КПСС>, Политиздат, 1976, стр. 236-237.

(**2) См., например, <Научно-практический комментарий к Основам

гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик>,

Госюриздат, 1962, стр. 8.

(**3) И. В. Федоров, Хозяйственный договор - особый вид гражданско-

правового договора (<Сборник статей Барнаульского юридического

факультета>, изд-во Томского университета Томск, 1971, стр. 56).

(**4) В. И. Ленин, Полн. собр. соч., т. 44, стр. 398.

собственном смысле распределения, обмена и потребления(*5). Эта точка

зрения издавна утвердилась в нашей литературе(*6).

Имеется и иная точка зрения, соотносящая рассматриваемую категорию

общественных связей только со сферой обращения, экономического оборота.

Однако слабость данной позиции обнаруживается всякий раз, как только

общие положения, обращаясь к существующим в действительности

хозяйственным связям. При этом они оказываются вынужденными причислять

к хозяйственным отношениям связи, явно выходящие за рамки

экономического оборота.

2. Многие хозяйственные отношения представляют собой общественную форму

хозяйственной деятельности(*7). Эта деятельность может выражаться в

производстве товаров либо в продвижении их от производителей к

потребителям, в оказании услуг за вознаграждение, в совершении

действий, направленных на удовлетворение собственных потребностей(*8).

Таковы, например, действия исполкома местного Совета народных

депутатов, совершаемые им для удовлетворения своих потребностей в

благоустроенных служебных помещениях, транспортных средствах, предметах

оргтехники, оборудования, мебели и инвентаря(*9).

Представление о различии хозяйственной и нехозяйственной деятельности

может быть получено, например, путем сравнения так называемого

охранного договора на передачу состоящего на государственной охране

памятника архитектуры во временное безвозмездное пользование с охранно-

арендным договором на передачу аналогичного объекта в возмездное

пользование государственной, кооперативной или общественной

организации(*10).

Как в том, так и в другом случае распоряжается ими управление (отдел)

культуры исполкома местного (областного, районного) Совета народных

депутатов. Однако безвозмездное пользование памятником архитектуры

исключает, как правило, возможность использования его, а также

прилегающего земельного участка и охранной зоны для каких-либо

хозяйственных целей, например,

(**5) Иногда отмечают, что <собственно хозяйствование не выходит за

рамки сферы производства и сферы обращения> (см. <Систематизация

хозяйственного законодательства>, изд-во <Юридическая литература, 1971,

(**6) См., например, С. С. Алексеев, Гражданское право в период

развернутого строительства коммунизма, Госюриздат, 1962, стр. 56.

(**7) Различие понятий <хозяйственные отношения> и <хозяйственная

деятельность> отмечено, в частности, в работе О. С. Иоффе, Развитие

цивилистической мысли в СССР, изд-во ЛГУ, 1975, стр. 100-102. а их

взаимосвязь - в статье В.В.Лаптева <Понятие хозяйственного

законодательства и пути его совершенствования> (<Советское государство

и право> 1976 г. № 7, стр. 74).

(**8) Ранее мы не усматривали в этих действиях осуществление

хозяйственной деятельности (см. В. Г. Вердников, А. Ю. Кабалкин,

Гражданско- правовые формы товарно-денежных отношений, изд-во

<Юридическая литература>, 1970, стр. 109). (**9) См. п. 1 постановления

материально-финансовой базы исполкомов районных и городских Советов

депутатов трудящихся> (СП СССР 1971 г. № 5, ст. 37).

(**10) См. В. С. Мартемьянов, Местные Советы и их исполнительные

органы как юридические лица, изд-во <Юридическая литература>, 1975,

стр. 81 и сл.

для выращивания сельскохозяйственных культур. Сданный же в аренду

объект может быть использован как для культурных, научных, так и для

хозяйственных нужд. Равным образом, и деятельность самого управления

(отдела) культуры в первом случае не является хозяйственной, а во

втором - носит характер хозяйственной деятельности.

Ф. Энгельс писал: <По отношению к товарам с длительным периодом

изнашивания представляется, стало быть, возможность продавать их

потребительную стоимость по частям, каждый раз на определенный срок, то

есть отдавать ее внаем>(*11).

Хозяйственной деятельностью наряду с отчуждением товаров и сдачей их

внаем является также оказание услуг за вознаграждение. К. Маркс

отметил, что <рабочий сам может покупать труд, т.е. товары,

доставляемые в форме услуг...>(*12).

Приведенные положения были сформулированы на основе анализа товарного

производства при капитализме, однако они не утратили своего значения и

в условиях социалистического хозяйства.

Следует признать хозяйственной и деятельность местных Советов народных

депутатов, а также их управлений и отделов по удовлетворению своих

потребностей в помещениях, инвентаре, иных вещах и услугах.

3. Хозяйственную деятельность на современном этапе осуществляют как

социалистические организации, так и граждане, вследствие чего

хозяйственные отношения не могут рассматриваться по своему субъектному

составу только как отношения между организациями. Этот взгляд

общепризнанным, ни преобладающим. В обоснова- ние его нередко ссылаются

на хозяйственные мероприятия Советского государства по обслуживанию

потребностей граждан, которые осуществляются социалистическими

организациями по договорам розничной купли-продажи, найма жилого

помещения и др(*14). Услуги, оказываемые в таких случаях гражданам, в

некоторых нормативных актах прямо названы хозяйственными услугами(*15).

Следует отметить также, что ведение социалистического хозяйства

немыслимо без применения труда рабочих, служащих, колхозников, то есть

вне социалистических трудовых и внутриколхозных отношений, которые в

(**11)К.Маркс и Ф.Энгельс. Соч., т. 18, стр. 266.

(**12) К. Маркс и Ф.Энгельс, Соч., т. 26. ч. 1, стр. 413.

(**13) См., например, <Государство. Право. Экономика>, изд-во

<Юридическая литература>, 1970, стр. 382.

(**14) См., например, С. Н. Братусь, Предмет и система советского

гражданского права, Госюриздат, 1963, стр. 153.

(**15) См. подп. <а> п. 1 постановления Совета Министров СССР от 19

декабря 1969 г. <О мерах по дальнейшему развитию материально-

технической базы и улучшению бытового обслуживания населения> (СП СССР

1970 г. № 1, ст. 5).

Из числа советских юристов, обосновавших это положение, можно назвать

С. Н. Братуся и И. А. Танчука(*16).

В рамках социалистической экономики находят определенное место

общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением

хозяйственной деятельности отдельными гражданами, как таковыми(*17).

Так, наряду с государством, потребительской кооперацией и колхозами

торговлю (которая представляет собой одну из отраслей хозяйства)

осуществляют и отдельные граждане, прежде всего колхозники. Личное

подсобное хозяйство играет еще заметную роль в производстве мяса и

Хозяйственной деятельностью занимаются граждане и в качестве членов

семьи. Указанная деятельность представляет собой одну из сторон

семейной жизни при социализме, социалистических семейных отношений.

Имеется точка зрения, согласно которой хозяйственными отношениями

должны быть признаны отношения между одними лишь государственными

организациями(*18). Несколько шире определяют круг возможных участников

государственными и другие хозяйственные организации(*19).

Наиболее широко распространено мнение, что участниками хозяйственных

отношений могут быть все социалистические организации, но только они, а

отнюдь не граждане(*20). Последние, хотя и пользуются хозяйственными

услугами социалистических организаций, но сами никакой хозяйственной

деятельности не ведут. Однако никто из сторонников того взгляда, что

хозяйственные связи возникают только между социалистическими

организациями, не выдвигают требования, чтобы обе стороны

хозяйственного отношения осуществляли при этом хозяйственную

деятельность. И это понятно, ибо выдвижение такого требования повлекло

бы за собою необоснованное исключение из числа хозяйственных связей

ряда отношений по поставке, по капитальному строительству, по

перевозкам и др.

Отношения являются хозяйственными и тогда, когда одна социалистическая

организация осуществляет хозяйственную деятельность в интересах другой

организации на началах возмездности. Такое положение имеет место, как

правило, в случаях участия в хозяйственных отношениях управлений

(отделов) исполкомов

(**16) См. С. Н. Братусь, Правовое регулирование социалистическою

производства (<Советская юстиция> 1966 г. № 1, стр. 4-5), И.А.Танчук,

В.П.Ефимочкин, Т.Е.Абова, Хозяйственные обязательства, изд-во <Юри

дическая литература>, 1970, стр. 25.

(**17) См. В. П. Грибанов, О. С. Иоффе, Пути развития советского

хозяйственного законодательства. (<Правоведение> 1975 г. № 6, стр. 47,

(**18) См. И. Е. Красько, Понятие и признаки хозяйственных

отношения в СССР, Харьков. 1974, стр. 29.

(**19) <Систематизация хозяйственного законодательства>, изд-во

<Юридическая литература>, 1971, стр. 67.

(**20) См., например, И. В. Федоров, Природа и характерные черты

отношений, регулируемых хозяйственным договором (<Вопросы советского

государства и права>, <Труды>, т. 224, серия юридическая, изд-во

Томского университета, Томск, 1974, стр. 248).

местных Советов народных депутатов, которые, даже при переводе их на

так называемый хозяйственный расчет, выступают в качестве

услугополучателей, лишь немногие из них, например отделы капитального

строительства, сами оказывают услуги другим организациям за

вознаграждение.

В хозяйственных отношениях могут участвовать не только социалистические

организации, но и производственно- хозяйственные комплексы,

представляющие совокупность организаций вместе со своим органом

управления, например, производственное управление исполкома местного

Совета народных депутатов(*21).

4. В области социалистического хозяйства складываются отношения и по

осуществлению хозяйственной деятельности и по руководству ею(*22). Эти

два вида общественных отношений существенно отличаются друг от друга.

Отношения по осуществлению хозяйственной деятельности являются

имущественными отношениями, участники которых находятся в равном

положении. К числу таких отношений принадлежат, например, подрядные

отношения по капитальному строительству, по проектированию, по

выполнению научно- исследовательских, опытно- конструкторских и

технологических работ, отношения по энерго- или водоснабжению.

Отношения по руководству хозяйством являются организационными. В них

может наличествовать или отсутствовать имущественный элемент. Он

имеется, например, в отношениях по созданию местных централизованных

фондов и распоряжению ими(*23), а отсутствует, например, при

установлении плановых заданий по поставке продукции и товаров,

распределение которых планируется местными Советами народных депутатов,

их исполкомами, управлениями и отделами.

Высказаны и иные точки зрения, отличающиеся от приведенной тем, что они

базируются на признании хозяйственными отношениями только одного вида

являются лишь имущественные отношения(*24).

В социалистическом хозяйстве, как в каждом функционирующем организме,

складываются не только отношения координации, но и отношения

субординации, которые, как нам представляется, нельзя исключить из

числа хозяйственных связей, хотя они складываются не а базисе, а а

(**21) См. В. В, Лаптев, Субъекты хозяйственного права (<Советское

государство и право> 1975 г. № 4, стр. 80-81).

(**22) См. <Хозяйственное право>, учебник, под ред. проф. В. В.

Лаптева, изд-во <Юридическая литература>, 1970, стр. 18, И. И. Конник,

Социалистическая экономика и механизм ее функционирования, изд-во

<Мысль>, 1974, стр. 114.

(**23) Подробно об этом см. В. С. Мартемьянов, Вопросы гражданского

права в деятельности местных Советов депутатов трудящихся, изд. ВЮЗИ,

М., 1971, стр. 38 и сл.

(**24) См. И. В. Федоров, Хозяйственный договор - особый вид

гражданскоправового договора (<Сборник статей Барнаульского

юридического факультета>, изд-во Томского университета, Томск, 1971.

стр. 45); В. А. Язев, Хозяйственные связи торговли с промышленостью,

изд-во <Экономика>, 1974, стр. 31.

что отношения по осуществлению хозяйственой деятельности и по руко

водству ею образуют единый вид общественных отношений(*25).

Наиболее дегально разработавший эту точку зрения проф. В. В. Лаптев

признает, что в ходе социалистического хозяйствования складываются

разнообразные отношения по руководству и осуществлению хозяйственной

деятельности, удовлетворению материальных потребностей людей как

участников процесса воспроизводства.

Вместе с тем он считает хозяйственными не все указанные отношения, а

только отношения по руководству и осуществлению хозяйственной

деятельности(*26). Тем самым термину <хозяйственные отношения>

придается условное значение. Однако непременным условием правильного

формирования соответствующего понятия должна служить подлинная

однородность охватываемых им отношений.

Между тем еще никем не доказано, что отношения по осуществлению

хозяйственной деятельности однородны с отношениями по управлению ею.

Попытка установить данное обстоятельство выражается в утверждении, что

как в тех, так и в других отношениях имеются (правда, в различном

количественном соотношении) и имущественный и плановоорганизационные

элементы, и в приведении примера, с целью показать справедливость этого

положения.

Так, имущественный элемент хозяйственного отношения между органом

хозяйственного руководства и предприятием, возникающий при установлении

плана, проявляется, по мнению проф. В. В. Лаптева, в имущественном

показатели хозяйственной деятельности, которая представляет собой

использование в хозяйственных целях определенного имущества.

Нетрудно заметить, что в приведенных рассуждениях однородность двух

видов хозяйственных отношений доказывается путем подмены одного из них

Ведь использование имущества в хозяйственных целях имеет место не при

установлении плановых заданий и не в рамках отношений между планово-

регулирующим органом и предприятием, производственным объединением или

иной хозяйственной организацией, а позднее - в процессе выполнения

плановых заданий и в других отношениях - в тех, которые складываются

между самими исполнителями указанных заданий(*27).

Поэтому солидаризирующийся в основном с В. В. Лаптевым И. А. Танчук

должен был стать на путь отграничения всех хозяйственных отношений

между социалистическими организациями от отношений с участием

граждан(*28). При этом хозяйственные отношения, в узком смысле,

выделяются им из всех отношений в области социалистического хозяйства

уже не по признаку сочетания в них имущественною элемента с

властно-организационным, что можно рассматривать как косвенное

признание непригодности данного признака в качестве основания деления.

1.Отношения предприятия с другими предприятиями, организациями, пражанами во всех сферах хозяйственной деятельности осуществляются на основании договоров.
2.Предприятия свободны в выборе предмета договора, определении обязательств, других условий хозяйственных взаимоотношений, которые не противоречат законодательству Украины.
3.Предприятие имеет право реализовывать самостоятельно всю продукцию к территории Украины и за ее пределами, если иное не предусмотрено законом.
1. Часть 1 комментируемой статьи закрепляет кроме договорного принципа построения взаимоотношений предприятий и других субъектов хозяйствования в их хозяйственной деятельности, определяет признаки хозяйственных отношений в соответствии с хозяйственно-правовой концепцией. То есть хозяйственными являются отношен. и между хозяйствующими субъектами (предприятиями, предпринимателями) и органа управления, которые возникают в процессе организации и непосредственного осуществления хозяйственной деятельности. Хозяйственные отношения как предмет регулирования состоят из двух элементов - организационного (организация производства, обращения) и имущественного. Совокупность хозяйственных отношений в таком узком понимании и является предметом хозяйственного права. Правовым основанием возникновения хозяйственных правоотношений является решение их субъектов заключить соответствующий договор.
2. Переход к рыночной экономике и именно функционированию рыночного механизма возможны лишь при условии, что основная масса товаропроизводителей - субъект л хозяйствования - имеет свободу хозяйственной деятельности и предпринимательства. Результаты этой деятельности реализовываются на рынке товаров и услуг на договорных принципах. Переход к рынку сопровождается сужением планово-административного влияния государства на имущественные отношения и, следовательно, расширяется свобода выбора партнеров в хозяйственных связях и определения содержания договорных обязательств. Частью 2 этой статьи конкретизируется общий принцип свободы в осуществлении хозяйственной деятельности.
3. В связи с установлением правовых и экономических принципов осуществления процедуры закупки товаров, работ и услуг за счет государственных средств Постановлением КМУ от 28 марта в 2008 г. № 274 об утверждении Временного Положения о закупке товаров, работ и услуг за государственные средства с целью создания конкурентной среды в сфере государственных закупок, а также предотвращения проявления коррупции в этой сфере, обеспечения прозрачности процедур закупок товаров, работ и услуг за государственные средства и достижения оптимального и рационального их использования, упрощен механизм осуществления процедуры закупок, уменьшен уровень дополнительной нагрузки на субъектов рынка государственных закупок.

Еще по теме Статья 67. Хозяйственные отношения предприятия с другими предприятиями, организациями, гражданами:

  1. Статья 82. Предоставление земель сельскохозяйственного назначения хозяйственным обществам и товариществам, производственным кооперативам, государственным и муниципальным унитарным предприятиям, иным коммерческим организациям, религиозным организациям, казачьим обществам, научно-исследовательским организациям, образовательным учреждениям сельскохозяйственного профиля, общинам коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации


 

Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!