Ирина Гетьман-ПавловаМеждународное частное право. Учебник. Общие положения международного частного права

Практически 200 правовых систем существовало в мире к началу формирования частного права на международном уровне. Каждая из них осуществляла свои функции в отдельности посредством установления определенных норм для регулирования, по сути, одних и тех же общественных взаимосвязей. Однако зачастую стала возникать необходимость дополнительного контроля прав, что и послужило основной причиной создания системы специальных норм, учитывающих международный характер отношений.

Сущность и предмет международного частного права

МЧП является комплексом, который объединяет соответствующие нормы законодательной базы государства, а также договора и традиции международного характера, регулирующие отношения имущественного или личного плана с условием их осложнения хотя бы одним элементом законодательства другой страны.

Важно отметить, что МЧП (предмет и метод его) занимает особую позицию в общей правовой системе, так как формирует абсолютно самостоятельную отрасль правоведения. Взаимосвязи, контролируемые нормами не состоят в сфере юрисдикции определенного государства, что доказывает их абсолютную уникальность.

Определяет МЧП предмет, которым служит регулирование правовых отношений между гражданами с условием дополнения данных взаимосвязей «иностранным» оттенком. Так, представленная структура позволяет полностью контролировать частноправовое взаимодействие посредством исторически сформировавшихся институтов, которые являются специфическими продолжениями отдельных частноправовых комплексов (гражданского, трудового или семейного).

Научное знание МЧП

Современный комплекс научных идей и знаний в смысле общественных явлений с «иностранным» оттенком составляет соответствующее направление в науке, которую можно классифицировать на общую и особенную части, а также включает гражданский кодекс международного характера.

Так, общая часть содержит в себе изучение широко употребляемых специалистами соответствующего направления, терминов, активных принципов, которые подробно описаны ниже, и так далее. Кроме того, к общей части рассматриваемой науки следует отнести ознакомление с правовым положением субъектов гражданско-правового взаимодействия, осложненного иностранным оттенком, и, естественно, с государством, являющимся особым субъектом такого рода деятельности. Более того, наука рассматривает иностранных лиц как юридических, так и физических, решающих проблемы международного частного права.

Особенная часть содержит в своей структуре ряд разделов:

  • право собственности;
  • перевозки международного характера;
  • взаимодействие с целью осуществления расчетных операций;
  • отношения семейного и личного плана;
  • интеллектуальная собственность;
  • искоренение разногласий по поводу наследства;
  • трудовое взаимодействие и гражданский направленности.

Общие принципы МЧП

Общим элементом в структуре права являются определенные принципы. Важно отметить, что данная аксиома в равной степени имеет отношение к правовой системе как на национальном, так и на международном уровне. Руководящие идеи, которые характеризуют содержание МЧП (предмет и понятие термина рассмотрены выше), его сущность и назначение, формируют варианты совершенствования правовых норм, классифицируются в соответствии с двумя категориями: общие принципы и специальные.

Первая группа содержит в себе следующие элементы:

  • Принцип национальной юрисдикции отношений частноправового характера с элементом иностранного государства.
  • Принцип коллизионного регулирования данных отношений.
  • Принцип гарантированного использования законодательства иностранного государства в соответствии с коллизионной нормой.
  • Принцип диспозитивности (автономии воли каждой из сторон).
  • Принцип, предполагающий однократное использование коллизионной нормы.
  • Принцип абсолютного приоритета нормы договора международного уровня перед нормой пункта национального законодательства.

Специальные частноправовые принципы

При решении определенных задач рассматриваемой области физические лица в международном частном праве зачастую руководствуются специальными принципами, являющимися основополагающими коллизионными началами, которые полностью признаны доктриной МЧП и закреплены в законодательстве как общее правило. Кроме того, они нередко используются на практике даже в том случае, если прямое указание в законе по данному вопросу отсутствует. Так, к числу центральных коллизионных принципов следует отнести:

  • Принцип флага (отношения по поводу осуществления международных перевозок).
  • Принцип местонахождения определенной вещи (имущества определенного лица (группы лиц)).
  • Принцип места нанесения вреда.
  • Принцип места осуществления конкретной трудовой деятельности (регулирование трудовых отношений с элементом иностранного государства).
  • Принцип местонахождения центрального исполнителя по поводу определенной сделки.
  • Принцип исключения руководства иностранным правом в авторских отношениях (касательно защиты прав автора).
  • Принцип исключения применения процессуального законодательства иностранного происхождения.

Особенности нормативного аспекта МЧП

Понятие МЧП и осуществление его основных принципов предполагают наличие соответствующего законодательного руководства. Так, нормативный аспект МЧП составляют коллизионные, материально-правовые и процессуальные нормы. Первая группа актов является ведущей, так как центральной задачей МЧП служит разрешение и искоренение столкновений между правопорядками двух структур. Коллизионные нормы определяют государство, применение права которого уместно в конкретной ситуации, в соответствии со сведениями следующих источников: законодательство на национальном уровне и договоры международного характера, в структуре которых немало унифицированных коллизионных нормативов.

Ко второй части МЧП (предмет, понятие и принципы рассмотрены выше) относятся нормативы прямого воздействия, которые регулируют международные гражданско-правовые отношения. Таким образом, материально-правовые нормы как национального, так и международного характера имеют широкое применение в регулировании частноправовых взаимосвязей с элементом законодательства иностранного государства.

Источники МЧП

Сегодня в современной литературе приводится множество разнообразных классификаций по поводу форм демонстрации воли государства, которая имеет отношение к абсолютному признанию факта существования такой категории, как право, а также к его созданию или же структурному изменению (дополнению или исключению актуальности определенного элемента). В соответствии с наиболее распространенной классификацией источниками права выступают следующие компоненты:

  • Договор международного уровня, который может быть принят в виде конвекции, пакта или соглашения.
  • Законы национального характера (или же конкретный закон, сформированный на соответствующем уровне).
  • Определенный обычай (неписанное правило, отличающееся особой периодичностью повторения, с которым общество зачастую сталкивается). Существуют традиции делового оборота или торгового мореплавания, национальные или местные обычаи.
  • (является самостоятельным видом источников МЧП и определяется как решение судебного органа, обязательное при ознакомлении другими судами с ситуациями подобной природы).

Функции МЧП

Современное международное частное право существует с целью приведения отношений, выходящих за рамки юрисдикции одного государства, в абсолютный порядок. Стратегическая цель достигается путем решения определенных задач, которые, как правило, сводятся к выполнению следующих функций:

  • Координирующая функция заключается в четком отражении общепринятых для какого-либо государства стандарты поведения посредством норм МЧП.
  • Регулирующая функция позволяет сформировать систему правил поведения в самых разнообразных областях отношений в индивидуальном порядке для каждого государства.
  • Обеспечительная функция служит инструментом побуждения всех государств в ходе жизнедеятельности руководствоваться международными обязательствами посредством принятия ими соответствующих норм МЧП.
  • Охранительная функция обеспечивает гарантированную защиту прав государства и законных интересов субъектов частноправовых отношений.

Методология контроля в МЧП

Понятие, специфика и предмет международного частного права, безусловно, на глобальном уровне занимают особую позицию. Тем не менее, именно грамотно сформированная методология позволяет добиться наиболее высокого результата воздействия МЧП на итоговое решение той или иной ситуации. Важно отметить, что совершенно разные позиции специалистов в плане источников и нормативов МЧП предопределяют разногласия в отношении взглядов по поводу формирования методологии. Ученые спорят, есть ли возможность разнообразия методов. Однако большая часть специалистов принимает лишь общий метод МЧП - преодоления коллизий. Последний вариант полностью поддерживают такие деятели, как В. П. Звеков и Г. К. Дмитриева.

Существует и мнение о том, что функционирование рассматриваемой категории знаний осуществляется за счет активного руководства двумя рассматриваемыми элементами: коллизионно-правового и материально-правового. Следует отметить, что учеными разных стран было придумано множество аналогичных категорий, тем не менее немногие из них нашли широкое признание в обществе. Яркими примерами подобных методов являются автономия воли и унификация права.

Законодательная структура МЧП

Понятие МЧП предполагает соответствующее нормативное обоснование. Так, в подобный комплекс международного частного права входят разнообразные по своему происхождению, характеру и структуре нормы. Особой частью данного комплекса являются специальные элементы, куда входит и Закон о международном частном праве. Он принят практически во всех странах мира (Польша, Венгрия, Бельгия, Венесуэла, Тунис и так далее). Важно отметить, что формирование представленного документа, как правило, осуществляется на основе ряда принципов в плане структурирования содержания:

  • В первом разделе рассматриваются общие понятия (сущность, предмет международного частного права, его источники и методы).
  • Второй раздел предполагает изучение нормативного аспекта МЧП. Так, посредством ознакомления с определенными нормами возможно определить уместное право в самых различных сферах общественных отношений.
  • Последний раздел состоит из переходных и заключительных положений, служащих специфическим финишем в рассмотрении документа.

Современные проблемы МЧП

Естественно, что все виды международного частного права предполагают наличие определенных затруднений в ходе изучения и дальнейшего применения данной категории. Особое место среди них занимает вопрос кодификации МЧП. Следует выделить и проблемы унификации регулирования частноправового общественного взаимодействия ведь характера служит первым шагом в контроле отношений частного права той же направленности. В свою очередь, последнее избрало центральной формулой соотношения национального и международного публичного права признание за вторым роли «абсолютного начала».

Всем известно, что сегодня глобализация касается всех аспектов жизнедеятельности без исключения. А значит, совершенно естественно то, что нормативное регулирование подлежит постоянным дополнениям и изменениям, позволяющим постепенно приближаться к идеальной картине. Важно отметить, что именно международное право подвержено сильнейшему давлению данных процессов, что можно объяснить продуктивной деятельностью специалистов в плане решения актуальных проблем.

МЧП сегодня

Современные тенденции в развитии международного частного права формируются в соответствии с процессами мировой экономической интеграции, а также интернационализации общественных взаимосвязей, которые получили название глобализации. Так, без грамотного регулирования невозможно привести в абсолютную гармонию интересы экономического и личного характера, сформировать систему предельно выгодного для обеих сторон сотрудничества, а также существенно расширить национальные рамки прав и свобод на индивидуальном уровне. Таким образом, современное общество стремится все в большей мере совершенствовать человеческий аспект международного частного права. Данный метод МЧП позволяет организовать абсолютную безопасность и защиту прав человека в сфере семейного, трудового или гражданского права, что способствует улучшению взаимопонимания между субъектами жизнедеятельности, формированию мирных и добрых отношений. Конечно же, это является совершенным преимуществом не только в смысле рассмотренного направления, но и в плане любого аспекта современного мира.

Белорусский журнал международного права и международных отношений 2001 — № 2

международное право — международное частное право

ПРИНЦИПЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ЧАСТНОГО ПРАВА

Ольга Толочко

Толочко Ольга Николаевна — кандидат юридических наук, доцент, заведующая кафедрой международного права Гродненского государственного университета им. Я. Купалы

Нельзя не заметить, что в последние годы в республике резко возрос интерес к международному частному праву. Наверное, ни одна из других отраслей юридической науки не может сравниться с международным частным правом по темпам увеличения количества разработок и публикаций. Если учесть, что еще десять лет назад указанной проблематикой в Беларуси фактически никто всерьез не занимался, данная тенденция является весьма обнадеживающей. В то же время, к сожалению, большинство опубликованных в республике работ имеет либо сугубо прикладной, либо учебно-методический характер. Общетеоретические же исследования по международно-частноправовой проблематике в настоящее время, к сожалению, ведутся слабо.

Вместе с тем не вызывает сомнений, что эффективная законодательная база и результативная правоприменительная деятельность могут иметь место только там и тогда, где и когда совершенствуется научный подход к отраслевому регулированию. А общая концепция международного частного права, как и любой правовой системы, отражается в принципах , которые и послужили объектом настоящего исследования.

В общетеоретическом плане вопрос о сущности, месте, значении правовых принципов к настоящему времени в основном раскрыт 1 . Под принципами права в теории понимаются "основополагающие идеи, закрепленные в законе" 2 . Значение принципов в процессе правового регулирования общественных отношений невозможно переоценить. Качество законов и эффективность правового регулирования во многом зависят от того, как в них сформулированы и раскрыты принципы. Кроме того, они имеют также выраженное регулятивное значение, которое проявляется в том, что в случае пробелов в праве, несогласованности правовых норм или затруднений в применении правоприменительный орган должен руководствоваться правовыми принципами. Принципы не только определяют уровень правового регулирования тех или иных общественных отношений, но и указывают на дальнейшее развитие законодательства. Формулирование и обоснование системы принципов на основе тщательного анализа предписаний каждого закона должно стать предметом соответствующей правовой науки 3 .

Исходя из этих верных, с нашей точки зрения, общетеоретических посылок, рассмотрим основные подходы к формулированию принципов международного частного права.

В комплексных работах по международному частному праву общие принципы данной отрасли так или иначе затрагивались 4 . Следует отметить, правда, что большинство авторов, излагая данный вопрос, избегали прямого указания на то, что называются именно принципы международного частного права. Так, Л. А. Лунц говорил об "исходных началах международного частного и международного публичного права", М. М. Богуславский — об "исходных началах российской доктрины международного частного права", Г. В. Вельяминов — о значении основных международно-правовых принципов для международного частного права 5 . Таким образом, указанные авторы принципов международного частного права непосредственно не формулировали.

Как представляется, их осторожность в данном вопросе небезосновательна. "Правовые принципы формулируются... на основе достижений правовой мысли... а также с учетом специфических закономерностей развития общества. Основополагающие идеи, формулируемые учеными и предлагаемые в качестве правовых принципов, первоначально отражаются в законопроектах, после чего законодательный орган окончательно решает, признавать их таковыми или нет. Основополагающие идеи, выраженные в законах, становятся правовыми нормами, приобретают государственно-властный характер" 6 . Следовательно, учитывая регулятивные функции правовых принципов и их значение для эффективного правоприменения, они должны быть четко сформулированы, законодательно и логически обоснованы, а главное, должны выражать не просто общепринятые юридические истины, а специфические особенности правового регулирования в данной конкретной сфере, т. е. в частноправовых отношениях с иностранным элементом.

Действующее законодательство о международном частном праве не закрепило его основных принципов. Нормы международного частного права включены в Гражданский кодекс Республики Беларусь, однако это совсем не означает, что принципы этих базовых отраслей являются идентичными.

Есть и иной подход к проблеме. Так, например, В. Г. Тихиня прямо называет основные, по его мнению, принципы международного частного права, относя к ним следующие:

— принцип приоритета общечеловеческих интересов и ценностей;

— принцип недопустимости дискриминации торгово-экономических отношений с зарубежными партнерами;

— принцип невмешательства во внутренние дела друг друга;

— принцип сотрудничества;

— принцип добросовестного выполнения обязательств, вытекающих из общепризнанных норм международного права, а также заключенных договоров;

— принцип мирного урегулирования возникающих споров и др. 7

Вряд ли с этим можно полностью согласиться. Перечисленные принципы представляют собой не что иное, как принципы международного публичного права . К частному праву они, как правило, отношения не имеют. Так, например, принцип "мирного урегулирования возникающих споров" в международном публичном праве означает недопустимость применения вооруженной силы как средства разрешения споров. Как трактовать указанный принцип применительно к частному праву — совершенно непонятно. Продолжая логические рассуждения в этом направлении, можно прийти к выводу о том, что суд должен отказать в возбуждении гражданского или хозяйственного дела, если до предъявления иска стороны не провели предварительных "мирных переговоров", что, разумеется, противоречит смыслу гражданского процессуального законодательства.

Принцип "недопустимости дискриминации торгово-экономических отношений с зарубежными партнерами", помимо того, что он сформулирован стилистически неверно (нет такого понятия, как дискриминация отношений , и автор, вероятно, имел в виду дискриминацию зарубежных партнеров ), — точно так же не имеет ничего общего с частным правом. Во-первых, понятие "дискриминация" вообще неприменимо к хозяйственным связям. В частном праве такие понятия, как гражданство, этническая или половая принадлежность, раса и т. п., юридического значения не имеют. Субъектом цивильного права со времен Древнего Рима считается лицо (persona), а права и обязанности лица варьируются не в зависимости от статуса, а в зависимости от роли — продавец, наймодатель, наследник, поверенный и пр. Поэтому дискриминация здесь немыслима по определению.

Надо сказать, что принцип недискриминации в той или иной интерпретации фигурирует во многих комплексных работах по теории международного частного права 8 . Так, например, М. М. Богуславский, хотя и не включил данный принцип в разряд "исходных начал российской доктрины международного частного права", но описал его в качестве одного из "общих понятий международного частного права". Не выдвигая возражении по существу излагаемых в этой связи положений, следует, тем не менее, указать, что данный вопрос имеет весьма и весьма опосредованное отношение к международному частному праву по указанным выше основаниям.

Надо признать, что, по большому счету, общие принципы международного публичного права вовсе не имеют такого значения для международного частного права, какое им обычно приписывается. В этой связи позволим себе не согласиться с точкой зрения, увязывающей основные начала международного публичного и частного права между собой. Несмотря на то, что обе эти правовые отрасли регулируют общественные отношения международного характера, они являются принципиально отличными по субъектному составу : в первом случае это суверенные образования — государства и международные (межправительственные) организации, а во втором — частные юридические и физические лица. Международное публичное и частное право разнородны по объекту : публичное право регулирует международные (межгосударственные) отношения, а частное — имущественные и личные неимущественные отношения физических и юридических лиц. Принципиально противоположными являются также системы защиты нарушенных субъективных прав : для частного права это исковая защита исключительно в национальных (внутригосударственных) судебных учреждениях, а для публичного права — специальные институты международно-правовой ответственности. Наконец, методы правового регулирования международного публичного и международного частного права абсолютно разнородны, а что касается коллизионного метода регулирования, составляющего концептуальную основу международного частного права, — то он вообще присущ только последнему.

Таким образом, принципы права являются основополагающими, концептуальными идеями и подходами к правовому регулированию соответствующих общественных отношений. Они формулируются исходя из: 1) имеющегося на данный момент опыта законодательного регулирования; 2) осознаваемых обществом потребностей в правовом регулировании соответствующих отношений — социального правосознания; 3) состояния соответствующей правовой науки, т. е. профессионального правосознания. Будучи сформулированными юридической наукой, они находят свое воплощение в соответствующих нормативно-правовых актах и правоприменительной деятельности, а в случае пробелов — подлежат непосредственному применению в качестве аналогии права либо доктринальных положений, каковые в ряде случаев также признаются источниками права.

Отсутствие в литературе и законодательном материале правильно и четко сформулированных принципов международного частного права, разумеется, не означает, что таковые вообще отсутствуют как правовая реальность. Законодательное регулирование имущественных и личных неимущественных отношений с иностранным элементом подчинено строгой логике, единому духу и основополагающим идеям. Это хорошо чувствуется при анализе законодательной и правоприменительной практики в сфере международного частного права. Поэтому указанные принципы вполне могут быть выведены и сформулированы. Предлагаемая ниже система принципов международного частного права может служить отправной точкой к разрешению этой задачи.

Как представляется, нет никаких причин вводить в систему принципов международного частного права общеправовые (морально-этические) аксиомы, такие, как приоритет общечеловеческих интересов и ценностей; сотрудничество, добросовестное выполнение обязательств, вытекающих из общепризнанных норм международного права и заключенных договоров, и т. п. Принципы международного частного права должны отражать специфику регулирования именно в данной сфере .

В число общих принципов международного частного права, как представляется, следует включить следующие:

1. Принцип национальной (внутригосударственной) юрисдикции частноправовых отношений с иностранным элементом.

Данный принцип означает, что правовое регулирование указанных отношений осуществляется только территориальной суверенной властью, т. е. государством. Наднационального, международно-правового (в узком смысле) регулирования указанных отношений не существует. Международно-правовые акты (договор, обычай, а также доктрина, деловая практика и прецедент) допускаются исключительно с санкции территориальной власти.

2. Принцип коллизионного регулирования частноправовых отношений с иностранным элементом.

В соответствии с указанным принципом такие отношения регулируются либо национальным, либо иностранным общегражданским законодательством. Коллизионный принцип составляет основу международного частного права; он присущ только ему и не свойствен ни одной другой отрасли права. Возможность и необходимость применения иностранного цивильного законодательства национальным судом общей юрисдикции есть основополагающая идея международного частного права, фундамент, на котором строится все законодательство о международном частном праве.

3. Принцип безусловного применения иностранного законодательства в соответствии с коллизионной нормой. Данный принцип означает, что:

а) применение иностранного законодательства в соответствии с коллизионной нормой является обязанностью, а не правом суда;

б) применение иностранного права в соответствии с коллизионной нормой не зависит от воли сторон, т. е. является обязательным для суда и в том случае, когда стороны согласны на применение национального права страны суда;

в) применение иностранного права не обусловлено взаимностью, т. е. для его применения не требуется, чтобы соответствующее государство в аналогичных случаях применяло право страны суда;

г) неприменение либо неправильное применение иностранного права влечет те же последствия, что и неприменение либо неправильное применение нормы национального права суда;

д) отказ в применении иностранного права возможен лишь по основаниям, прямо предусмотренным законом.

4. Принцип автономии воли сторон (принцип диспозитивности).

Словосочетание "принцип автономии воли сторон" является одним из наиболее употребительных в терминологии международного частного права. В то же время — как парадокс — данный принцип никогда не включался в разряд основополагающих идей, исходных начал рассматриваемой отрасли, т. е., иными словами, не рассматривался собственно как "принцип". А между тем автономия воли сторон (прежде всего в вопросе выбора применимого права) — также является одной из главных идей международного частного права, имеющих самостоятельное регулятивное, нормообразующее значение. Под принципом автономии воли сторон понимается признанная наукой, практикой и закрепленная в законе возможность избрать применимое право непосредственно сторонами правоотношения. Такая возможность предоставляется сторонам исключительно в отношениях договорного характера.

Как представляется, принцип автономии воли сторон и принцип диспозитивности применительно к международному частному праву — явления одного порядка. Принцип диспозитивности в цивилистике можно определить как идею, согласно которой норма права считается диспозитивной, если в законе нет прямого указания на ее императивный характер. Под диспозитивной понимается такая норма права, которая применяется постольку, поскольку стороны в договоре не предусмотрели иного. В международных частноправовых отношениях речь идет прежде всего об императивных либо диапозитивных коллизионных нормах, т. е. нормах, регулирующих выбор применимого к отношениям права. Таким образом, принцип диспозитивности и принцип автономии воли сторон — это несколько отличающиеся оттенками понятия, обозначающие в международном частном праве одно и то же — законодательно предоставляемую сторонам возможность самостоятельно регулировать возникающие между ними правовые отношения.

Есть еще один аргумент в пользу того, чтобы не делать принципиальных различий между диспозитивностью и автономией воли сторон в международном частном праве. Кроме вопроса о применимом материальном праве, автономия воли сторон допускается и даже приветствуется в отношениях процессуального характера — подсудность, арбитраж, мировое соглашение и т. п. В то же время в традиционной (без иностранного элемента) цивилистике возможность свободного распоряжения процессуальными правами сторон всегда называлась принципом диспозитивности, а в литературе по международному гражданскому процессу то же явление обозначается как автономия воли сторон, хотя содержание вкладывается уже несколько иное: в материальном международном частном праве автономия воли сторон есть право избирать применимую правовую систему, а в процессуальном международном частном праве — это прежде всего возможность установить договорную подсудность. Таким образом, разными терминами обозначено одно и то же — законодательно установленная возможность регулирования определенных частноправовых отношений непосредственно сторонами указанных отношений. Следовательно, в международном частном праве принцип автономии воли сторон (диспозитивности) означает право сторон в договорном отношении самостоятельно избрать применимое к договору право, а также установить договорную подсудность, включая международный коммерческий арбитраж.

5. Принцип однократного применения коллизионной нормы.

Проблема последовательного применения коллизионной нормы права страны суда и иностранных коллизионных правил в теории международного частного права получила название "проблема обратной отсылки и отсылки к праву третьей страны". До последнего времени указанная проблема законодательно не разрешалась, что порождало массу споров и дискуссий. С принятием Гражданского кодекса 1998 г. проблема, наконец, получила законодательное разрешение (ст. 1096). В соответствии с положениями этой статьи, любая отсылка к иностранному праву должна рассматриваться как отсылка к материальному, а не коллизионному праву соответствующей страны, кроме специально предусмотренных случаев. Исключение сделано для некоторых коллизионных правил относительно личного статуса физических лиц. Таким образом, законодательство в целом пошло по пути непринятия обратной отсылки. Данное положение отражает определенный доктринальный подход к указанной проблеме. Если учесть то внимание, которое традиционно уделялось проблеме обратной отсылки в международном частном праве, вполне обоснованным будет включение рассматриваемой позиции в разряд общих принципов международного частного права.

Что касается предложенной формулировки — "принцип однократного применения коллизионной нормы", — то она, как представляется, наиболее удачна с точки зрения выражения и восприятия заложенной в ней основополагающей идеи. Таким образом, принцип однократного применения коллизионной нормы означает, что суд, как правило, применяет только коллизионную норму своего национального законодательства. В дальнейшем, применяя иностранное право, суд обращается не к его коллизионным нормам, а к материальному праву, непосредственно регулирующему соответствующее имущественное (личное неимущественное) правовое отношение. Исключения из этого правила возможны только в предусмотренных законом случаях.

6. Принцип приоритета нормы международно-правового договора перед нормой национального законодательства.

Данный принцип подразумевает, что в случае коллизии (противоречия) норм международно-правового договора и внутреннего законодательства применяется норма международно-правового договора.

Принцип приоритета международно-правового договора имеет исключительно важное значение в международном частном праве. Он основывается не на "международной вежливости" либо иных идеологических построениях, а на том очевидном для юриста факте, что норма международно-правового договора в частном праве всегда имеет характер специальной нормы по отношению к общим правилам национального законодательства. В силу этого норма международно-правового договора вовсе не обязана "соответствовать гражданскому законодательству", а наоборот, нормальным является положение, при котором такая норма не совпадает либо противоречит правилам национального нормативно-правового акта. В противном случае нет никакого смысла заключать международно-правовой договор, целью которого является обычно предоставление субъектам (физическим, юридическим лицам) соответствующего государства дополнительных льгот и привилегий либо применение к ним иных правил по сравнению с теми, которые уже прописаны национальным законодательством. Например, согласно национальному брачно-семейному законодательству при расторжении браков с иностранными гражданами в Республике Беларусь применяется белорусское право. А в соответствии с Договором о правовой помощи и правовых отношениях между Республикой Беларусь и Литовской Республикой для аналогичных случаев предусмотрены иные правила: применение закона гражданства супругов, закона страны, на территории которой супруги совместно проживают, и т. д. Совершенно очевидно, что для расторжения брака с участием литовского гражданина будет применена норма международно-правового договора Республики Беларусь с Литвой. С другой стороны, если эта и все другие нормы договора будут "соответствовать" белорусскому законодательству, — утрачивается смысл, цель его заключения: зачем дублировать уже установленные для иностранцев правила?

Не было бы никакой необходимости приводить изложенные выше аргументы в пользу принципа приоритета международно-правового договора, если бы в новом белорусском законодательстве 9 , а также в литературе не проявилась тенденция избегать его прямых и недвусмысленных формулировок. В последнее время в научной периодике активно дискутировался вопрос о месте международно-правовых норм, а также общепризнанных принципов международного права в национальной правовой системе 10 . Как представляется, применительно к частному праву возможно и необходимо четко установить и законодательно закрепить рассматриваемый принцип, поскольку все те возражения, которые высказывались по поводу взаимоотношений международно-правового договора и национального законодательства, относятся сугубо к публично-правовой сфере. Что касается международного частного права, то здесь, во-первых, отсутствуют политические, экономические, финансовые и прочие "противопоказания" к непосредственному применению международно-правового договора, а во-вторых, исполнение международно-правового договора в сфере частного права возможно исключительно путем установления его приоритета перед внутренним законодательством.

Как представляется, кроме общих принципов международного частного права, перечисленных выше, каждому специальному разделу (институту) международного частного права присущи свои специальные принципы. Специальные принципы представляют собой основные начала, основополагающие идеи, лежащие в основе правового регулирования соответствующей группы отношении. Таким образом, в основе регулирования личного статуса субъектов, права собственности, договорных отношений, внедоговорных обязательств, наследственного, авторского, трудового, брачно-семейного, а также процессуального права лежат специальные принципы международного частного права, пронизывающие единой нитью всю соответствующую систему регулирования.

Принципы национальных отраслей и подотраслей могут отражать политические, морально-этические, экономические категории, конституционные основы регулирования соответствующих отношений (например, в брачно-семейном праве говорят о принципах добровольности брака, взаимного уважения супругов, равноправия мужа и жены и т. д.). Для международного частного права данные принципы основополагающего значения не имеют. Это связано не с тем, что в отношениях с иностранным элементом добровольность, равноправие, взаимное уважение и т.п. вовсе не имеют правового значения. Дело в том, что международное частное право регулирует, прежде всего, вопросы выбора правовой системы — национальная или иностранная, и если иностранная, то какая именно. Разрешение вопроса о применимом праве осуществляется на иных принципах, нежели последующее материально-правовое регулирование. Иных не в смысле противоположных или отличных, а в смысле находящихся в ином логическом ряду.

С нашей точки зрения, к числу специальных принципов международного частного права следует отнести основополагающие коллизионные начала, признанные доктриной международного частного права, закрепленные в виде общего правила в законодательстве и применяемые на практике, в том числе и при отсутствии прямого указания в законе. Кстати, в литературе основные коллизионные привязки очень часто спонтанно называются коллизионными принципами 11 . В числе множества коллизионных норм, регулирующих тот или иной институт международного частного права, ярко выделяются основные коллизионные правила (принципы), а остальные предусмотренные законом привязки являются не чем иным, как исключением из общего правила. В число основных коллизионных принципов возможно отнести следующие:

1. Принцип места нахождения вещи — в отношениях собственности. Данный принцип подразумевает, что вещные отношения регулируются законом страны, где находится соответствующее имущество.

2. Принцип местонахождения основного исполнителя по сделке — в договорных отношениях. Этот принцип означает, что в случае отсутствия иного указания в законе или договоре к договорным отношениям применяется право страны, где находится (проживает, расположена) сторона, являющаяся основным исполнителем по сделке: даритель в договоре дарения, подрядчик в договоре подряда и т. д.

3. Принцип флага — в отношениях по международной перевозке. К отношениям международной перевозки, как правило, применяется закон страны, где зарегистрирован международный перевозчик (под чьим флагом ходит судно и т. п.).

4. Принцип места причинения вреда — в деликтных отношениях. Ответственность по обязательствам из причинения вреда устанавливается по праву страны, где было совершено гражданско-правовое нарушение (деликт).

5. Принцип места осуществления основной трудовой деятельности. Трудовые отношения с иностранным элементом в принципе регулируются правом страны, на территории которой осуществляется основная трудовая деятельность.

6. Принцип неприменения иностранного права к авторским отношениям: защита авторских прав осуществляется только по законодательству страны, где эта защита испрашивается.

7. Принцип неприменения иностранного процессуального законодательства: судебная процедура по гражданским делам с иностранным элементом ведется исключительно по праву страны суда.

Разумеется, изложенный перечень не является исчерпывающим. При необходимости можно вывести и иные специальные принципы, причем не только коллизионные. Исчерпывающий перечень принципов, по всей вероятности, составить нельзя по определению: поскольку принципы есть основополагающие идеи отрасли права, то закрытого ряда "идей" вообще быть не может. В данной работе ставилась цель определить общую методологию формулировки принципов международного частного права. Думается, что изложенные выше положения в значительной мере разрешают указанную задачу. Вместе с тем в дальнейшем изучению подлежат следующие не менее значимые вопросы:

— Следует ли закреплять принципы международного частного права в законодательных актах, если да, то в каких (специальный закон о международном частном праве, ГК, ГПК, ХПК...)?

— Каковы пределы регулирующего воздействия принципов международного частного права?

— Как соотносятся принципы международного частного права Республики Беларусь с общими (международными) принципами, нормами и обычаями торгового оборота, культурного обмена, регулирования миграционных процессов?

— Какие из действующих принципов международного частного права Республики Беларусь подлежат реформированию в соответствии с новейшими достижениями науки международного частного права?

Эти и некоторые другие вопросы являются предметом самостоятельного исследования и будут рассмотрены отдельно.

1 См.: Алексеев С. С. Общая теория права. Т. 1. M., 1981. С. 261—263.
2 См.: Зажицкий В. И. Правовые принципы в законодательстве Российской Федерации // Государство и право. 1996. № 11. С. 92.
3 См.: Там же. С. 93, 98.
4 См.: Лунц Л. А. Международное частное право. Общая часть. М., 1959. С. 32—34; Богуславский М. М. Международное частное право. М., 1994. С. 28—31; Международное частное право / Под ред. В. Г. Тихини. Мн., 1995. С. 9 и др.
5 См.: Лунц Л. А. Указ. соч. С. 32; Богуславский М. М. Указ соч. С. 28; Международное частное право. Современные проблемы. М., 1994. С. 197—209.
6 Зажицкий В.И. Указ. соч. С. 93.
7 Международное частное право / Под ред. В. Г. Тихини. С. 9.
8 См., напр.: Богуславский М. М. Указ соч. С. 97; Международное частное право / Под ред. В. Г. Тихини. С. 51.
9 Например, статья 6 Гражданского кодекса Республики Беларусь. Мн., 1998.
10 См., напр.: Лукашук И. И. Международное право в судах государств. СПб., 1993. С. 103—133; Зимненко Б. Л. Соотношение общепризнанных принципов и норм международного права и российского права // Международное право. 2/2000/8. С. 53—60.
11 Так, например, М. М. Богуславский пишет: "В отношении недвижимости законодательство, судебная практика и доктрина... государств придерживаются принципа, согласно которому право собственности на недвижимость регулируется законом места нахождения недвижимости" (см.: Богуславский М. М. Указ. соч. С. 166).

Специальные принципы МЧП – «это безусловные формально-определенные правила поведения, представляющие собой наиболее общие нормы международного частного права, способствующие выделению всех его нормативных предписаний в особую подсистему национального права… основополагающие нормы прямого действия национального права» (Л. П. Ануфриева).

Принципы МЧП по сравнению с принципами других подсистем национального права обладают серьезной спецификой. Основная функция МЧП – «способствовать совместной жизни различных юридических систем» (А. Батиффоль, П. Лягард). Принципы МЧП, с одной стороны, связывают национальные правовые системы между собой, а с другой – юридически связывают международное и национальное право.

Автономия воли участников правоотношения – главный специальный принцип МЧП. Автономия воли лежит в основе всех имущественных и связанных с ними неимущественных правоотношений между частными лицами (принцип свободы договоров; свобода иметь субъективные права или отказаться от них; свобода обращаться в государственные органы за их защитой или терпеть нарушения своих прав). Современная тенденция МЧП – максимально широкое применение автономии воли сторон (трудовые договоры, потребительские сделки): «Исходным принципом российского законодательства при определении права, подлежащего применению к правам и обязанностям сторон по внешнеэкономической сделке, является принцип автономии воли сторон» (М. М. Богуславский).

Принцип наиболее тесной связи – специальный принцип МЧП, определяющий основополагающие начала правового регулирования частных отношений, связанных с иностранным правопорядком. Правом, объективно свойственным такому отношению, является право, имеющее с ним наиболее тесную связь. Принцип тесной связи имеет фундаментальное значение для регулирования международных частных отношений в целом, определяет соотношение коллизионного и материального регулирования.

Коллизионные привязки отражают принцип наиболее тесной связи правоотношения, отягощенного иностранным элементом, с конкретной правовой системой. Например, отношения, связанные с оборотом вещей, наиболее объективным образом связаны с правом места нахождения вещи. Эта объективная связь отражена в коллизионном принципе lex rei sitae (П. Каленский).

Принцип предоставления определенных режимов – национального, специального (преференциального или негативного), режима наибольшего благоприятствования. Национальный и специальный режимы в основном предоставляются иностранным физическим лицам; режим наибольшего благоприятствования – иностранным юридическим лицам. Преференциальный (особо льготный режим) предоставляется физическим (жители приграничных областей) и юридическим (наиболее крупные иностранные инвесторы) лицам.

В конституциях многих государств закреплена формулировка, что при определении общего правового статуса иностранных граждан им предоставляется национальный режим, – иностранные лица пользуются теми же правами и несут такие же обязанности, что собственные лица государства пребывания (ст. 62 Конституции РФ). Однако общие конституционные нормы о предоставлении иностранцам национального режима на практике сопровождаются многочисленными изъятиями, закрепленными в законах и подзаконных актах. Фактически правовой статус иностранцев основан на принципе режима наибольшего благоприятствования.

Основной режим в МЧП – режим наибольшего благоприятствования . Юридическое содержание принципа наибольшего благоприятствования – предоставление на территории данного государства равных прав всем иностранным лицам в определенной сфере деятельности на основе международного договора.

Принцип взаимности . Сущность взаимности – предоставление лицам иностранного государства определенных прав или определенного правового режима при условии, что лица страны, их предоставляющей, будут пользоваться аналогичными правами или правовым режимом в данном иностранном государстве.

Основной источник взаимности – национальное законодательство. Нормы национального права о взаимности представляют собой односторонние акты государства, т. е. это заявление государства, адресованное неограниченному кругу субъектов международных отношений, выраженное в нормативном акте и влекущее правовые последствия (Л. Н. Галенская).

В американской доктрине подчеркивается, что между Российской Федерацией и США нет двустороннего международного договора по гражданским делам и США, в отличие от России, не участвуют в Гаагской конвенции по вопросам международного гражданского процесса (1954 г.). Однако судья Федерального суда США по международной торговле Э. Уоллок в 1999 г. подчеркнул, что американские суды склонны помогать российским коллегам на основе взаимности и не будут апеллировать к отсутствию международного договора при наличии ясно выраженной просьбы о правовой помощи.

Наличие взаимности в деятельности правоприменительных органов двух государств устанавливается следующими способами:

– правоприменительные органы одного государства констатируют, что в дружественной стране не производилось действий, свидетельствующих об отказе от взаимности;

– в постановлении национального правоприменительного органа перечисляются действия иностранного государства, подтверждающие взаимность в отношении сотрудничающих сторон.

ИЗ СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ
В 1998 г. высшая инстанция уругвайского суда общей юрисдикции вынесла судебный акт о признании и принудительном исполнении решения суда РФ. В постановлении суда подчеркивалось, что хотя между Россией и Уругваем отсутствует договор о правовой помощи, уругвайским официальным органам неизвестны случаи отказа со стороны России в оказании помощи уругвайским лицам. Суд Уругвая считает себя обязанным на основе взаимности рассмотреть вопрос о признании и принудительном исполнении решения российского суда.

В доктрине высказывается мнение о существовании абсолютной и относительной взаимности. Абсолютная взаимность означает, что действия различных государств в отношении сходных вопросов являются зеркальным отражением друг друга. На практике примеров абсолютной (идеальной) взаимности привести невозможно. В действительности всегда имеет место относительная взаимность, которая реализуется в конкретном правоотношении конкретными действиями правоприменительных органов определенных государств (Т. Н. Нешатаева).

Для МЧП наибольшее значение имеет деление взаимности на материальную и коллизионную. Проблемы коллизионной взаимности относятся к коллизионному праву. Материальная взаимность делится на собственно материальную (материальную в узком смысле) и формальную взаимность. Материальная взаимность выражается в предоставлении иностранным лицам той же суммы конкретных прав и правомочий, которыми национальные лица пользуются в соответствующем иностранном государстве. Формальная взаимность – в предоставлении иностранным лицам всех прав и правомочий, вытекающих из местного законодательства. Особенность формальной взаимности – иностранным лицам в другом государстве предоставляются и такие права, которыми они не пользуются в своей стране. В то же время иностранные лица не могут требовать предоставления прав, которыми они обладают в своей стране, если предоставление таких прав не предусмотрено законодательством соответствующего иностранного государства.

Материальная взаимность предоставляется в отдельных сферах – авторское право, право промышленной собственности, двойное налогообложение. Пример материальной взаимности: право инвестора на получение компенсации в случае принудительного изъятия его капиталовложений.

По общему правилу предоставляется формальная взаимность. Пример формальной взаимности – предоставление иностранным физическим лицам национального режима в сфере гражданской и гражданско-процессуальной правоспособности (ст. 1196 ГК РФ, ст. 398 ГПК РФ).

Принцип международной вежливости - один из старейших институтов МЧП; в XVII в. международная вежливость (comitas gentium) являлась предпосылкой применения иностранного права. Международная вежливость – это «акты добрососедства, дружелюбия, гостеприимства… предоставление льгот, привилегий и услуг иностранным государствам и их гражданам не в силу требований международно-правовых норм, а по доброй воле государства». Международная вежливость представляет собой международное обыкновение, т. е. правило поведения, которому государства следуют, не признавая его юридически обязательным (Л. П. Ануфриева).

Проявление международной вежливости не презюмирует аналогичных ответных действий и не сопровождается требованием взаимности. Отказ от соблюдения международной вежливости не может расцениваться как недружественный акт, служить основанием для реторсий или репрессалий.

ИЗ СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ
Понятие международной вежливости не используется в национальном законодательстве и международных договорах, но широко применяется в правоприменительной практике. В хрестоматийном решении английского суда по делу Лютера – Сегора (1921 г.) отмечено: «Заявить, что законодательство государства, признанного суверенным со стороны нашего государства, противоречит основным принципам справедливости и морали, – значит серьезно нарушить международную вежливость». В постановлении Пленума ВАС РФ от 11 июня 1999 г. № 8 «О действии международных договоров Российской Федерации применительно к вопросам арбитражного процесса» предусматривается, что «направление судебного поручения в порядке правовой помощи возможно и на условиях международной вежливости в отсутствие международного договора об оказании правовой помощи».

Наиболее распространенное применение принципа международной вежливости – «внедоговорная правовая помощь». При отсутствии специального международного соглашения о предоставлении правовой помощи государство вправе рассчитывать на оказание помощи на основе взаимности в порядке международной вежливости. Если государство без достаточных оснований отказывает другому государству в правовой помощи, такой отказ представляет собой нарушение принципа международной вежливости.

Понятие международной вежливости связано с понятием взаимности, но это не тождественные категории. Взаимность представляет собой норму международно-правового обычая и одновременно – норму национального закона. Принцип международной вежливости – это международно-правовое обыкновение, не являющееся правовой нормой. В национальном праве международная вежливость представляет собой обычай правоприменительной практики. Международную вежливость можно определить как взаимность, не закрепленную в договоре или законе.

Принцип недискриминации . Дискриминация – это нарушение или ограничение законных прав и интересов иностранных лиц на территории какого-либо государства. Принцип недискриминации означает, что лица какого-либо государства не могут быть поставлены в худшие условия, чем лица других государств. Каждое государство имеет право требовать от другого государства создания для его национальных лиц таких же условий, которыми пользуются лица других государств, т. е. общих и одинаковых для всех.

В доктрине высказывается точка зрения, что принцип недискриминации – это общепризнанный принцип международного права: «Недискриминационный режим распространяется на все государства без исключения, и если дискриминация имеет место, то это необходимо рассматривать как нарушение международного права» (Л. П. Ануфриева). Принцип недискриминации не нуждается в договорном закреплении, он непосредственно вытекает из суверенного равенства государств. Однако принцип недискриминации не входит в систему принципов международного публичного права; это общепризнанная норма МЧП всех государств – недопустимость дискриминации в частно-правовых отношениях.

Принцип недискриминации – «обратная сторона» принципа предоставления определенных режимов. Если в национальном законодательстве содержится общая норма о предоставлении иностранцам национального режима в области гражданской правоспособности, то необоснованное исключение из сферы действия данной нормы граждан какого-либо конкретного государства расценивается как дискриминация.

Право на реторсии . Реторсии – правомерные ответные ограничительные действия одного государства против другого, если на его территории нарушаются законные права и интересы физических и юридических лиц первого государства. Это принудительные меры, совершаемые в ответ на недружественный акт (дискриминация физических или юридических лиц) и направленные не против государства в целом, а против его частных лиц в конкретной сфере международного общения. Цель реторсий – добиться отмены дискриминационной политики, восстановить применение принципа взаимности в отношениях между соответствующими государствами. Меры, вводимые в качестве реторсий, должны быть пропорциональны (не обязательно тождественны) спровоцировавшему их деянию и прекращаться с момента восстановления первоначального состояния. Обоснованное применение реторсий не может рассматриваться как нарушение принципа недискриминации.

Реторсии иногда именуют «обратной взаимностью» (Л. П. Ануфриева).

В российском законодательстве нормы о реторсиях закреплены в ст. 1194 ГК РФ, п. 4 ст. 398 ГПК РФ, п. 4 ст. 254 АПК РФ. Полномочиями по установлению реторсий наделено Правительство РФ. Специальные предписания установлены в отраслевом законодательстве. Федеральный закон от 8 декабря 20003 г. № 164ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» предусматривает, что Правительство РФ может вводить меры ограничения внешней торговли (ответные меры), которые реализуются «в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации и в пределах, необходимых для эффективной защиты экономических интересов Российской Федерации».

§ 1. Международная вежливость (comitas gentium, comity)

Литература: Перетерский И.С., Крылов С.Б.Международное частное право, М., 1959; Лунц Л.А.

Международное частное право. М., 1970; Лунц Л.А., Марышева Н.И., Садиков О.Н.

Международное частное право. М., 1984; Mádl F. Vékás L. The Law of Conflicts and Foreign Trade. Bud., 1987;Иссад М. Международное частное право. М., 1989; Международное частное право: современные проблемы. М., 1994;Ушаков Н.А. Режим наибольшего благоприятствования в межгосударственных отношениях. М., 1995;Богуславский М.М. Международное частное право: Учебник. М., 2000;Зевков В.П. Международное частное право. Курс лекций. М., 1999.

Основные начала МЧП, к которым прежде всего следует отнести национальный режим, взаимность, режим наибольшего благоприятствования, реторсии, а также публичный порядок, обход закона и обратную отсылку, в отечественной науке принято рассматривать в разделе, посвященном действию коллизионных норм. Так подходят к данной проблеме И.С. Перетерский, Л.А. Лунц, М.М. Богуславский, другие авторы, в комплексе исследовавшие МЧП, как это происходит в рамках учебных курсов и пособий.

Вместе с тем представляется, что если явления обратной отсылки, обхода закона, даже публичного порядка правомерно связывать с функционированием коллизионного метода регулирования, а следовательно, и с действием коллизионной нормы, то понятия национального режима, международной вежливости, наибольшего благоприятствования и реторсии имеют более общий характер в аспекте регулирования с помощью норм международного частного права. Не секрет, что, например, основополагающие нормы прямого действия национального права - это предписания, устанавливающие национальный режим или предоставление соответствующих прав на основе взаимности или, наоборот, предусматривающие возможность ответных ограничений в случаях, когда необоснованно ущемляются права граждан и юридических лиц какой-либо страны на территории другого государства. Таким образом, не всегда в МЧП идет речь о коллизионной норме, когда приводится в движение механизм его общих понятий. Кроме того, принцип национального режима или иное ведущее положение, определяющее основы правового регулирования соответствующих отношений (правового статуса субъектов иностранных государств вообще, их прав и обязанностей в конкретных сферах и т.д.) в той или иной области МЧП, направлены на «сквозное» регулирование, т.е. пронизывают все или многие разновидности общественных отношений. Наибольшее значение такие нормы об установлении определенных режимов имеют при регулировании международных торговых, торгово-экономических связей, а также отношений по мореплаванию и др. В результате, думается, целесообразно вынести рассмотрение данных вопросов за рамки коллизионного права.

Международная вежливость - старейший институт МЧП, известный праву государств самых разных правовых систем. Во времена голландских юристов XVII в. международная вежливость (comitas gentium) являлась предпосылкой применения иностранного права на территории каждого государства.79 Причем последнее в силу этого принципа обязывалось аналогичным образом допускать на своей территории применение права первого государства. Международная вежливость, как видно, достаточно неопределенное понятие. С его помощью при желании весьма просто исключить на практике применение иностранного права. Однако в современном мире оно фактически не используется. В английском праве международная вежливость (comity), по свидетельству Кана, толкуется как «взаимная обходительность»80 В одном из известных судебных решений Великобритании 1921 г. по делу Лютера-Сегора судья, в частности, отметил: «Заявить, что законодательство государства, признанного суверенным со стороны нашего государства,

79 Подробнее о comitas голландской доктрине см.: Корецкий В.М. Избранные труды. Киев. 1989.

Т. 1. С. 225 и сл.

80 Kohn F. Comparative Commentaries on Private International Law. 1937. P. 32-33.

противоречит основным принципам справедливости и морали, - это значит серьезно нарушить международную вежливость».81

§ 2. Национальный режим

Принцип национального режима, т.е. юридически обязательное положение, закрепляемое нормативно, выступает одним из основных начал международного частного права. Распространение на иностранцев общих правил и норм, действующих в данной стране в отношении собственных субъектов права, - хорошо известный в практике международных отношений юридический прием установления соответствующих прав, предоставляемых лицам другого государства, именуемый национальным режимом. Таким образом, юридическое содержание национального режима состоит в уравнивании отечественных физических и юридических лиц и таковых иностранных в том, что касается прав и обязанностей, за исключениями, определяемыми национальным законодательством.

Принцип национального режима может быть зафиксирован национальным правом или устанавливаться международным договором, причем и тот и другой могут определять изъятия из его действия и, следовательно, сужать или расширять его сферу. Так, в ст. 6 Торгового кодекса Португалии закрепляется: «Все предписания настоящего кодекса применяются к торговым отношениям с иностранцами, за исключением случаев, когда закон ясно устанавливает иное, либо имеется международный договор или специальная конвенция, иным образом регулирующие подобные отношения».

Будучи сформулирован в национальном праве, принцип национального режима может быть закреплен в основном законе (как, например, в Российской Федерации, Конституция 1993 г. которой в ст. 62 четко выражает данное положение: «Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются на территории Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации...») или в каком-либо ином документе. В российском праве нормы, закрепляющие национальный режим в отношении иностранных физических и юридических лиц, достаточно многочисленны и присутствуют в самых различных по своей правовой природе актах82 . В соответствии с указанным принципом иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанностинаравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором. Согласно вышеуказанным статьям законодательства России об иностранных инвестициях в Российской Федерации и ГК РФ правила, установленные гражданским законодательством, применяются также к отношениям с участиеминостранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Следовательно, равным с национальными субъектами права образом иностранные юридические лица и организации должны выполнять и свои обязательства. В частности, отношения, возникающие из возмездных гражданско-правовых договоров на приобретение товаров, выполнение работ, оказание услуг (договоров купли- продажи, продажи недвижимости, найма жилого помещения и др.), направленные на удовлетворение личных (бытовых) потребностей граждан, регулируются специальным порядком - законодательством о защите прав потребителей. В свете этого подобного рода правила, установленные гражданским

81 Цит. по: Перетерский И.С., Крылов С.Б.. Международное частное право. М., 1959. С. 60.

82 В частности, см. п. 1 ст. 2 Гражданского кодекса Российской Федерации 1994 г.; ст. 3 Закона

СССР от 24 июня 1981 г. «О правовом положении иностранных граждан в СССР»; ст. 160 Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик 1991 г.; п. 2, 3 ст. 2 Закона РСФСР от 26 июня 1991 г. «Об инвестиционной деятельности в РСФСР»; ст. 5 Федерального закона «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений»; ст. 4 Федерального закона от 9 июля 1999 г. «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации», вступившего в силу с 14 июля 1999г., а также ст. 6 ранее действовавшего Закона РСФСР от 4 июля 1991 г. «Об иностранных инвестициях в РСФСР».

законодательством, применяются также и к отношениям с участием иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом. Таким образом, иностранные юридические лица, открывшие в установленном законодательством Российской Федерации порядке свои представительства на территории Российской Федерации и осуществляющие свою координационную деятельность как агенты изготовителей, продавцов, исполнителей на территории Российской Федерации, должны соблюдать правила гражданского законодательства Российской Федерации, в т.ч. и законодательства о защите прав потребителей.

Кроме того, национальный режим может быть закреплен в двусторонних и многосторонних международно-правовых соглашениях. Так, в Конвенции о правовой помощи по гражданским делам, заключенной между СССР и Итальянской Республикой 25 января 1979 г. (ратифицирована

СССР 6 мая 1986 г., Италией - 29 января 1986 г. и вступила в силу 9 августа 1986 г.) устанавливается, что граждане одной договаривающейся стороны в отношении своих личных и имущественных прав пользуются на территории другой договаривающейся стороны такой же правовой защитой, как и ее граждане. Они также имеют право свободно и беспрепятственно обращаться в суды, прокуратуру и иные учреждения другой стороны, к компетенции которых в соответствии с ее законодательством относятся гражданские (в том числе семейные дела), могут выступать в них, возбуждать ходатайства и предъявлять иски на тех же условиях, что и граждане другой договаривающейся стороны (ст. 1). Данные положения применяются аналогично и в отношении юридических лиц, учрежденных на территории одной из договаривающихся сторон в соответствии с законами, действующими на ее территории.

В многосторонних документах самого различного спектра действия принцип национального режима в ряде случаев является ключевым. Например, существующее в Парижской конвенции по охране промышленной собственности 1883 г., насчитывающей сегодня более 140 государствучастников, правило об уравнивании в правах иностранных и собственных граждан и юридических лиц (ст. 2 и 3) составляет «несущую конструкцию» содержащегося в ней правового регулирования и обеспечило ей наряду с прочим неоспоримую жизнеспособность. Сходным образом на основе использования национального режима решен вопрос о предоставлении соответствующих прав иностранцам в международно-правовых актах, посвященных охране авторского права. Еще один пример широких международных договоров, зафиксировавших принцип национального режима как главный параметр регламентации соответствующих отношений, - это Минская Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 г., заключенная странами СНГ.

В двусторонних соглашениях национальный режим предусматривается большей частью в торговых соглашениях, договорах о правовой помощи и о поощрении и взаимной защите капиталовложений. Принцип национального режима может быть выражен по-разному. Наиболее часто используются формулировки, приведенные выше. Тем не менее в практике договорных отношений встречаются и иные формулы. Причем иногда они могут с внешней точки зрения вводить в заблуждение относительно содержащегося в них юридического смысла. Например, в Конвенции стран СНГ О защите прав инвестора от 28 марта 1997 г. говорится: «Условия осуществления инвестиций, а также правовой режим деятельности инвесторов в связи с осуществленными инвестициями не могут быть менее благоприятными, чем условия осуществления инвестиций и режим деятельности, связанных с ними, для юридических и физических лиц страны-реципиента, за исключением изъятий, которые могут устанавливаться национальным законодательством страны-реципиента» (ст. 5). Та же фразеология применяется и в Федеральном законе РФ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» 1999 г. (п. 1 ст. 4): «Правовой режим деятельности иностранных инвесторов и использования полученной от инвестиций прибыли не может быть менее благоприятным, чем правовой режим деятельности и использования полученной от инвестиций прибыли, предоставленный российским инвесторам...»

Как видно, слова «не менее благоприятный» производят впечатление сходства с другим режимом - таковым наиболее благоприятствуемой нации. Тем не менее в данном случае речь идет именно об установлении национального режима в области защиты инвестиций, поскольку в результате его действия должно быть достигнуто такое положение, что инвесторы из стран СНГ

будут иметь такие же права по инвестированию средств и осуществлению деятельности, что и национальные инвесторы принимающей страны. При анализе принципа национального режима важно подчеркнуть, что декларирование его в национально-правовых или международноправовых актах должно стабильно проводиться в жизнь и поддерживаться правоприменительной и развивающей действующие нормативные акты законодательной практикой соответствующих государств.

Так, в ст. 13 Конституции Беларуси записано, что государство предоставляет всем инвесторам равные права на осуществление хозяйственной и иной деятельности, а также гарантирует защиту всех форм собственности. Наряду с этим ст. 9 Закона «Об иностранных инвестициях на территории Республики Беларусь» (в ред. от 16 июня 1993 г.) устанавливала, что предприятие с иностранными инвестициями может быть ликвидировано по решению регистрирующего органа в случае, если оно в установленный срок не внесло уставный капитал или не представило документального подтверждения его внесения. 50 % уставного капитала должно быть внесено по истечении года, а все 100 % - по истечении двух лет со дня регистрации. Документом, подтверждающим факт внесения уставного капитала, признается аудиторское заключение, которое должно быть представлено в течение 1 месяца со дня окончания соответствующего периода. Эти положения находились в противоречии с конституционно закрепленным принципом национального режима, поскольку для отечественных инвесторов подобные правила о ликвидации не предусматривались. Решением от 3 октября 1994 г. Конституционный Суд Беларуси признал приведенные предписания Закона об иностранных инвестициях не соответствующими Конституции. Отметим попутно, что рассматриваемые нормы противоречат также и положениям белорусского Гражданского кодекса, согласно которому решение о ликвидации юридических лиц принимается собственником либо уполномоченным им органом, а в случаях, предусмотренных законодательством, - Хозяйственным судом Республики (ст. 39).

§ 3. Режим наибольшего благоприятствования

Согласно принципу наибольшего благоприятствования иностранные лица - граждане и организации - данного государства при осуществлении торговых связей с партнерами другого государства пользуются на его территории и вообще в ходе реализации взаимного сотрудничества такими же правами, преимуществами и льготами, которые были установлены последним для субъектов, принадлежащих к третьему государству. Принцип наибольшего благоприятствования в отличие от принципа национального режима, устанавливаемого как в национальном акте, так и в международном договоре, может быть закреплен только международными соглашениями. Юридическое содержание данного принципа сводится к уравниванию условий и прав для всех иностранцев, действующих на территории конкретной страны в силу заключенных международно-правовых соглашений с рассматриваемым государством. Он означает, что если одно государство предоставляет другому режим наибольшего благоприятствования, то граждане и юридические лица и организации последнего пользуются столь же благоприятными условиями, которые уже предоставлены или будут предоставлены любому третьему государству.

В частности, предоставление США в 1990 г. на основании заключенного договора режима наибольшего благоприятствования Российской Федерации обеспечило российским физическим и юридическим лицам в торговых отношениях пользование таким же режимом, как, скажем, для физических и юридических лиц Уругвая или любого иного государства, не входящего в зоны свободной торговли, таможенные союзы с США, т.е. уравнивание в правах со всеми третьими государствами и их национальными субъектами.

Комиссия международного права ООН разработала проект статей о клаузулах о наиболее благоприятствуемой нации. В случае включения в международное соглашение рассматриваемого положения о предоставлении другому договаривающемуся государству (либо взаимном предоставлении) режима наиболее благоприятствуемой нации в определенной сфере отношений является юридическим обязательством государства. Так, согласно Протоколу, заключенному между Правительством РФ и Правительством Республики Болгария о торгово-экономических

отношениях в 1992 г., стороны взаимно предоставляют друг другу режим наибольшего благоприятствования в отношении пошлин, налогов и иных сборов, а также таможенных и административных правил, касающихся осуществления экспортных и импортных операций. В развитие предоставленного режима договаривающиеся государства устанавливают конкретные правила, способствующие реализации принятых шагов в правовой сфере. Так, приказом Государственного таможенного комитета РФ 24 марта 1999 г. на основании постановления Правительства РФ «О внесении дополнения в перечень стран-пользователей схемой преференций Российской Федерации» от 25 января 1999 г., Болгария была включена в список стран-пользователей указанной схемой, что обеспечило снижение взимаемых ставок таможенных пошлин в отношении товаров, происходящих и ввозимых с территории Болгарии.

Наряду с этим следует подчеркнуть, что данный режим не есть императивная норма международного права. Государства не имеют обязанности по предоставлению такого режима, это договорное условие. В силу этого в международном общении какое-либо государство не вправепотребовать от другого государства установления для себя режима наиболее благоприятствуемой нации. Этим данное начало отличается от принципа недискриминации как принципа международного публичного права. На основании последнего нельзя создавать худшие условия для сотрудничества с каким-либо государством, нежели те, которые базируются на принципах суверенного равенства и уважения равноправия государств, действующих в качестве общепризнанных норм международного права. Будучи таковым, принцип недискриминации не нуждается в договорном закреплении в конкретном соглашении между данными государствами. Недискриминационный режим распространяется на все государства без исключения, и если обратное имеет место, оно необходимо должно рассматриваться как нарушение международного права.

Режим же наибольшего благоприятствования характеризует особый уровень и характер отношений между странами. Чаще всего это либо отношения в рамках интеграционного сотрудничества, либо связи между пограничными государствами, либо внутрирегиональные отношения, обладающие обоими признаками (СНГ, ЕС). Так, Договором между Россией и Украиной, заключенным 19 ноября 1990 г., подтверждалось, что экономические отношения между ними на всех уровнях их реализации - органов государственного управления, предприятий, объединений, учреждений, индивидуальных предпринимателей, совместных российскоукраинских и украинско-российских предприятий и организаций - «регламентируются соглашениями с предоставлением режима наибольшего благоприятствования» (ст. 10). Соглашением о партнерстве и сотрудничестве, подписанным в Корфу 24 июня 1994 г., а также Протоколом к нему от 21 мая 1997 г. между Европейскими сообществами и государствамичленами, с одной стороны, и Россией, с другой стороны, предусматривается взаимный доступ на рынки на основе принципа наибольшего благоприятствования в общем плане, а также в конкретных областях - поощрении иностранных инвестиций, условиях открытия представительств обществ одной стороны на территории другой и т.д.

Режим наибольшего благоприятствования установлен в рамках Североамериканской зоны свободной торговли (НАФТА) - на основании трехстороннего Договора о создании зоны свободной торговли (САДСТ), подписанного 17 декабря 1992 г. между США, Мексикой и Канадой (вступившего в силу с 1 января 1994 г.), в результате чего он действует в непроизводственной сфере в отношениях между странами. Отменено положение о необходимости проживать в регионе для того, чтобы иметь право на оказание тех или иных услуг. Облегчается взаимное признание лицензий в области профессиональной деятельности.

Вне зависимости от сказанного режим наибольшего благоприятствования необходимо, кроме того, отличать от преференциального режима, который может устанавливаться для определенной группы стран в тех или иных сферах сотрудничества (например, в рамках Общей системы тарифных преференций в международной торговле, предоставленных развивающимся странам, установление им льгот в области защиты авторских прав и т.д.). Наряду с этим могут иметь местоособые режимы в том, что касается условий осуществления деятельности иностранных организаций и лиц на территории конкретного государства.


Введение

Понятие и содержание международного частного права

Место международного частного права в системе права

Принципы международного частного права

Заключение

Список литературы

Введение

Международное частное право неразрывно связано с расширением международного торгово-экономического, научно-технического и культурного сотрудничества. Важ­ную роль в правовом регулировании этого сотрудничества призваны играть нормы международного частного права, значение которого возрастает по мере углубления между­народных хозяйственных связей, развития новых орга­низационных форм в различных областях международно­го делового сотрудничества.

На развитие международного частного права оказыва­ют влияние основные факторы современной действи­тельности.

Во-первых, это интернационализация хозяйственной жизни. Объективный процесс интернационализации сов­ременного мирового хозяйства требует и нового уровня многосторонних экономических отношений. Характер­ный пример в этом плане дает развитие Европейского континента. Непосредственным проявлением интерна­ционализации хозяйственной жизни является широкое развитие разностороннего экономического и научно-технического сотрудничества. Если на рубеже XIX и XX веков оно ограничивалось исключительно торговлей, то на рубеже XX и XXI веков - это не только обмен товара­ми и услугами, это промышленное сотрудничество, включающее в себя совместные предприятия, совмест­ное производство, специализацию и лицензирование, это - широкая гамма научно-технического сотрудни­чества, проведение совместных исследований и разработок.

Во-вторых, это резкое усиление миграции населения вследствие войн, всякого рода конфликтов, политиче­ских и национальных причин, а также с целью трудо­устройства, получения образования.

В-третьих, научно-технический прогресс, с одной сто­роны, благодаря достижениям в области коммуникаций, транспорта и связи приблизил континенты и страны и тем самым облегчил общечеловеческое общение; разви­тие радио, телевидения, видеотехники, использование спутников для вещания сделали возможным транснацио­нальное использование информационных данных, дости­жений науки, техники и культуры, а успехи в освоении космоса - коммерциализацию космоса; с другой сторо­ны, отрицательные последствия научно-технического прогресса, как показали трагедии в Чернобыле, загрязнение окружающей среды не могут быть ограничены пределами территории какого-либо одного государ­ства.

Для международного частного права большую роль играет гуманизация международных отношений. В цент­ре внимания всех государств - участников междуна­родного общения должны быть человек, его заботы, пра­ва и свободы.

Взаимозависимость государств находит свое выраже­ние в расширении сотрудничества в самых различных сферах, в резко увеличившемся объеме общения, кон­тактов между людьми независимо от их гражданства и места проживания.

В решении задач развития сотрудничества с различ­ными странами важная роль принадлежит праву, право­вым методам и средствам.

Специфика международного частного права состоит в том, что при сохранении различия в правовых системах государств именно международное частное право с по­мощью так называемых коллизионных норм призвано определить, право какого государства подле­жит применению в соответствующих случаях.

1. Понятие и содержание международного частного права

Начнем с термина "международное частное право". Ну, во-первых, что это право - понятно. Не экономика, не политика, а именно право - то есть система норм, регулирующих поведение субъектов права, физических и юридических лиц. Данная сфера регулирования имеет дело с частноправовыми отношениями, сущность которых заключается в том, что их субъекты обладают по отношению друг к другу правовым статусом. В отличие от публично-правовой сферы, где присутствует элемент подчинения одного субъекта другому.

Кроме того, для данной сферы регулирования характерен диспозитивный метод регулирования, в то время как в публично-правовой сфере используется императивный метод регулирования. И, наконец, в контексте понятия "международное частное право" слово "международное" имеет специфическое значение. Это значение нужно отличать от значения термина "международное" в понятии "международное право".

Когда мы говорим о международном праве, мы, прежде всего, имеем в виду совокупность общеобязательных принципов, либо закрепленных в международных договорах или других международно-правовых документах, либо не закрепленных. Эти принципы в международном публичном праве являются общими для всех государств, обязательными. Образно говоря, они находятся как бы вне государства.

Когда же мы говорим о международном частном праве, то слово "международное" используется в следующем значении: не замыкающееся в границах одного государства, имеющее в себе иностранный элемент. В виду этого международное частное право не следует понимать как совокупность норм, принципов, общеобязательных для всех государств в частноправовой сфере. Нет, это не так. На самом деле под международным частным правом всегда понимают конкретную национальную отрасль права. Сколько государств на земле существует, столько имеется и систем международного частного права. В России - своя система международного частного права. В Англии, Германии, Франции - своя и т. д.

Естественно, на международном уровне заключены договоры, соглашения. Нормы, которые в них закреплены, в случае, если государства присоединяются к этим договорам, становятся обязательными. Таких договоров, на самом деле, весьма немного. Общемировых наберется не более двух десятков. Поэтому сегодня международное частное право остается преимущественно национальной отраслью права. В каждом государстве своя собственная система международного частного права. И в правоотношениях, которые регулируются международным частным правом, присутствует иностранный элемент.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что международное частное право - эта та отрасль права, которая регулирует частноправовые отношения с иностранным элементом.

Иностранный элемент бывает трех видов. Первый вид - иностранный субъект, иностранный гражданин. Второй вид иностранного элемента - это юридический факт, имеющий место за границей. И, наконец, третий вид иностранного элемента - это имущество, находящееся за границей. В том случае, когда в правоотношениях присутствует один из таких видов иностранного элемента, говорят, что в правоотношениях присутствует иностранный элемент, и данные правоотношения представляют сферу международного частного права.

Международное частное право регулирует частные правоотношения. За его рамками всегда остаются публично - правовые отношения. Такие, например, как таможенные, налоговые, валютные правоотношения. Во всех этих отношениях также присутствует иностранный элемент. Но все они не подпадают под сферу международного частного права. Они регулируются особыми нормами: международным налоговым правом, международным уголовным правом, таможенном правом и т. д.

Международное частное право состоит из трех главных частей, которые называются, соответственно, международный гражданский процесс или право коллизии юрисдикции, коллизионное или конфликтное право (право коллизии законов, право конфликтов законов) и материальное право, непосредственно определяющее права и обязанности сторон в правоотношениях с иностранным элементом.

В чем особенность каждой из трех частей?

Первая часть - международный гражданский процесс или право коллизии юрисдикции. Данная часть отвечает на следующие вопросы:

В каких случаях суд того или иного государства компетентен рассматривать правоотношения с иностранным элементом, компетентен регулировать частноправовой спор?

Каковы правила обращения иностранцев в иностранный по отношению к ним суд?

Каков правовой статус иностранцев в иностранном для них процессе?

Каким образом исполняются иностранные арбитражные судебные решения на территории государства, иностранного по отношению к решению судебному или арбитражному, которое заинтересованное лицо пытается исполнить на территории данного государства?

Вторая часть - право коллизии законов, коллизионное право, отвечает на вопросы:

Какая из разновидностей правовых систем подлежит применению для урегулирования правоотношений?

В соответствии с каким правом (российским, английским, французским, американским) следует определять права, обязанности сторон в правоотношении?

И, наконец, материальное право, которое для каждого государства свое, определяет, каким образом непосредственно определяются права и обязанности сторон в правоотношениях.

Каждая правовая отрасль становится отраслью после того, как определяются два элемента. Первый элемент - это предмет регулирования. Второй элемент - метод регулирования. Предмет регулирования в нашем случае, в случае с международным частным правом, - правоотношения с иностранным элементом.

Международное частное право использует два метода регулирования. Первый - это коллизионный метод регулирования. Второй называется материально-правовым методом регулирования. Разница между ними состоит в том, что при помощи коллизионного метода определяется применимое право конкретной национальной системы права, подлежащее применению для определения конкретных обязанностей сторон в правоотношениях. На этом задача коллизионного метода исчерпывается. Материально-правовой метод состоит в том, что в законодательстве каждого государства определяется непосредственно и конкретно, какими правами обладают стороны в правоотношении с иностранным элементом. Например, могут ли иностранцы владеть недвижимостью на территории страны? Каким образом, например, регулируется договор аренды недвижимого имущества на территории государства? Каковы особенности ответственности лиц? И т. д. и т. п.

Коллизионный метод регулирования всегда реализуется при помощи так называемых коллизионных норм. Нормы в сфере права разделяют на процессуальные, коллизионные и материально-правовые. Нормы, которые, например, содержатся в Гражданском кодексе, в Конституции - материально-правовые. Они непосредственно и окончательно определяют права и обязанности сторон. Может быть, не всегда полно, но, тем не менее, определяют. Коллизионные нормы преследуют несколько иную цель. Их задача не в том, чтобы определить права и обязанности сторон в правоотношениях, а в том, чтобы определить, какое национальное право применимо для определения таких прав и обязанностей. Поэтому коллизионные нормы еще иногда называют отсылочными.

Коллизионная норма состоит из двух частей. Первая часть называется объемом. Вторая называется привязкой. Объем - это та часть коллизионной нормы, которая указывает на конкретное правоотношение, применительно к которому необходимо определить применимое право. Привязка указывает на то право, которое подлежит применению к данному правоотношению. После того, как это право определено, правоприменительный орган должен выбрать в применимом праве соответствующие нормы, регулирующие правоотношения, и их применить. Например, коллизионная норма может звучать следующим образом: "Права и обязанности сторон по договору определяются по праву места его заключения". В данном случае слова "права и обязанности сторон по договору" будут являться объемом коллизионной нормы, а слова "определяются по праву места его заключения" - привязкой коллизионной нормы.международном частном праве . Особенности применения принципа автономии воли. В отличие...

  • Международное частное право (10)

    Реферат >> Государство и право

    Можно сделать несколько выводов: принцип (норма) права государства на иммунитет от юрисдикции... не только в международном частном праве , но и в праве вообще. Международное частное право тесно связано с международным публичным правом , поскольку отношения между...

  • Международное частное право в системе гражданского законодательств

    Курсовая работа >> Государство и право

    Сферу международного публичного права , вторая является предметом регулирования Международного Частного права (МЧП). 1.1 Международное частное право . ... 8 Конституции признается приоритет общепризнанных принципов международного права , государство берет на себя...

  • Курс лекций по Международному частному праву

    Реферат >> Государство и право

    Регулируются нормами международного частного права . Государство, являясь субъектом международного частного права , остается... при отсутствии таких принципов - в соответствии с правом , применимым в силу норм международного частного права . Статья 8 1) ...



  •  

    Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!