Представительные органы государственной власти. Общая характеристика органов государственной власти

Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации является постоянно действующим высшим и единственным органом законодательной власти субъекта РФ. Представительными (законодательными) органами республик в составе Российской Федерации являются их парламенты, которые пришли на смену Верховным Советам этих республик.

Наименование органа (Народное собрание, Государственное собрание, Верховный совет, Законодательное собрание, Государственный совет, Парламент и т.п.), его структура устанавливаются конституцией (уставом) субъекта РФ с учетом исторических, национальных и иных традиций субъекта РФ. Некоторые республики именуют свои законодательные (представительные) органы с учетом национальной терминологии, например Народный Хурал в Бурятии и Калмыкии, Верховный Хурал - парламент в Тыве, Народное Собрание - Халньа Гулам - парламент в Ингушетии и др. Законодательным (представительным) органом власти в Московской области выступает Московская государственная дума; в Тверской области - Законодательное собрание Тверской области; в Псковской области - Псковское областное собрание См.: Демидов М.В. Законодательные и исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации: особенности конституционно-правового статуса и организации деятельности // Конституционное и муниципальное право. - М.: Юрист, 2014, № 4. - С. 32-36..

Число депутатов законодательного органа также устанавливается конституцией (уставом) субъекта РФ. В настоящее время численность законодательных (представительных) органов власти в субъектах Российской Федерации составляет от 27 до 250 депутатов.

Законодательные (представительные) органы власти избираются на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании. Депутатом, как правило, может быть избран гражданин, достигший 21 года. По нормам действующего законодательства Российской Федерации, срок полномочий депутатов одного созыва не может превышать пять лет. Число депутатов, работающих на постоянной основе, устанавливается законодательным органом самостоятельно См.: Лебедев В.А. Становление системы органов законодательной и исполнительной власти в субъектах Российской Федерации // Проблемы права. - Челябинск, 2013, № 3. - С. 161..

До внесения изменения в базовый федеральный закон в 2002 году (имеется в виду Федеральный закон от 24.07.2002 г. № 107-ФЗ) депутаты в субъектах РФ избирались на срок полномочий не более 5 лет, исключительно по мажоритарной избирательной системе. После вступления в силу поправок, не менее 50 депутатов законодательного органа субъекта Российской Федерации (в двухпалатном законодательном органе - не менее 50% депутатов в каждой) стали избираться по единому округу, пропорционально числу голосов, поданных за списки кандидатов в депутаты, выдвинутые политическими партиями. Таким образом, после 2002 года введена смешанная, пропорционально-мажоритарная избирательная система при выборах депутатов законодательных органов субъектов РФ.

Существенным отличием регионального депутатского корпуса от федерального является то, что не все региональные депутаты обязаны работать на профессиональной постоянной основе. Число обязанных работать на такой основе устанавливается законом субъекта Российской Федерации.

Также после 2002 года появилась новация относительно занятости депутата законодательного (представительного) органа власти субъекта Российской Федерации. В течение срока своих полномочий депутат законодательного органа субъекта РФ не может быть не только депутатом Государственной Думы РФ, но и занимать государственные должности на федеральном и региональном уровне, а также должности на муниципальном уровне См.: Там же - С. 162..

Условия осуществления депутатской деятельности устанавливаются конституцией (уставом) и/или законом субъекта РФ. В случае если деятельность депутата осуществляется на профессиональной постоянной основе, он не может заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой. Он также не вправе использовать свой статус для деятельности, не связанной с осуществлением депутатских полномочий.

Депутаты законодательного органа субъекта РФ обладают парламентским иммунитетом, устанавливаемым федеральным законом. Они не могут быть привлечены к уголовной или административной ответственности за высказанное мнение, позицию, выраженную при голосовании, и другие действия, соответствующие статусу депутата, в том числе по истечении срока полномочий. Данное положение не распространяется на случаи, когда депутатом были допущены публичные оскорбления, клевета или иные нарушения, ответственность за которые предусмотрена федеральным законом. Депутат вправе отказаться от дачи свидетельских показаний по гражданскому или уголовному делу об обстоятельствах, ставших ему известными в связи с осуществлением своих полномочий.

Законодательный орган субъекта РФ самостоятельно решает вопросы организационного, информационного, материально-технического, финансового и правового обеспечения своей деятельности, имеет собственный регламент, устанавливающий порядок его деятельности.

Законодательный орган субъекта РФ является правомочным, если в его состав избрано не менее 2/3 от установленного числа депутатов. Правомочность заседаний этого органа определяются законом субъекта Российской Федерации. Заседания являются открытыми, за исключением случаев, установленных федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта РФ, а также регламентом или иным актом, принятым данным органом и устанавливающим порядок его деятельности.

Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ обладает следующими полномочиями:

Принимает конституцию (устав) субъекта Российской Федерации и поправки к ним;

Утверждает бюджет субъекта РФ и отчет о его исполнении; программы социально-экономического развития субъекта Российской Федерации;

Устанавливает налоги и сборы, отнесенные к ведению субъекта Российской Федерации, а также порядок их взимания; порядок управления собственностью субъекта РФ; порядок проведения референдума субъекта Российской Федерации, выборов в законодательный орган власти и руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ;

Устанавливает административно-территориальное устройство и утверждает схему управления субъектом Российской Федерации;

Регулирует иные вопросы, относящиеся к ведению и полномочиям субъекта Российской Федерации См.: Демидов М.В. Законодательные и исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации: особенности конституционно-правового статуса и организации деятельности // Конституционное и муниципальное право. - М.: Юрист, 2014, № 4. - С. 32-36..

Постановлением законодательного органа назначаются на должность и освобождаются от должности отдельные должностные лица субъекта РФ; оформляется решение о недоверии (доверии) руководителям органов исполнительной власти субъекта РФ, в назначении которых законодательный орган принимал участие. Законодательный орган осуществляет контроль за соблюдением и исполнением законов субъекта Российской Федерации, исполнением бюджета субъекта Российской Федерации.

Право законодательной инициативы в законодательном органе субъекта Российской Федерации принадлежит:

Депутатам;

Высшему должностному лицу субъекта РФ;

Представительным органам местного самоуправления.

Конституцией (уставом) субъекта РФ право законодательной инициативы может быть предоставлено иным органам, общественным объединениям, а также гражданам, проживающим на его территории.

Следует особо отметить ряд факторов, влияющих на специфику и политические аспекты законодательной деятельности на региональном уровне в связи с правом законодательной инициативы См.: Юхнова В.А. Актуальные вопросы взаимодействия законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации // Право и политика: вызовы современности: сборник статей преподавателей, аспирантов, студентов юридического факультета. - Хабаровск: РИЦ ХГАЭП, 2013. - С. 28-34..

Во-первых, круг субъектов права законодательной инициативы на региональном уровне может быть существенно расширен за счет предоставления общественным объединениям и непосредственно гражданам такого права, что не предусматривается Конституцией РФ на федеральном уровне. Кроме того, в ряде законодательных органов субъектов РФ право законодательной инициативы предоставлено депутатским объединениям и комиссиям, что также не предусматривается на федеральном уровне.

Во-вторых, право законодательной инициативы предоставляется высшему должностному лицу субъекта РФ, а не высшему исполнительному органу субъекта РФ, который таким образом исключается из законодательной процедуры как коллегиальный субъект такого права. При этом высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации предоставляются определенные преимущества перед другим субъектом права законодательной инициативы.

Так, например, законопроекты, внесенные этим субъектом права законодательной инициативы, рассматриваются по его предложению в первоочередном порядке. Кроме того, законопроекты о введении или об отмене налогов; освобождении от их уплаты; изменении финансовых обязательств субъекта Российской Федерации; другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет средств бюджета субъекта РФ, рассматриваются его законодательным органом только по представлению высшего должностного лица субъекта РФ либо при наличии его заключения.

Конституция (устав) субъекта РФ и поправки к ней принимаются большинством не менее 2/3 голосов от установленного числа депутатов, а его законы - простым большинством голосов. Постановления законодательного органа субъекта Российской Федерации принимаются большинством голосов от числа избранных депутатов.

Проект закона субъекта РФ рассматривается его законодательным органом не менее чем в двух чтениях.

В случае двухпалатной структуры законодательного органа, когда в соответствии с конституцией (уставом) субъекта РФ требуется одобрение принятого закона другой палатой, он считается одобренным, если за это проголосовало более половины от установленного числа членов этой палаты. При этом палата, одобряющая закон, наделяется правом отлагательного вето, которое может быть преодолено большинством не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов принявшей закон палаты.

Законы субъекта РФ вступают в силу только после официального опубликования. Принятые законодательным органом законы направляются высшему должностному лицу субъекта РФ для обнародования в срок, не превышающий 14 календарных дней. В случае отклонения закона он может быть одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее 2/3 голосов от установленного числа депутатов. Одобренный таким образом закон не может быть повторно отклонен высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации и подлежит опубликованию в установленный срок.

Законы и иные нормативные правовые акты по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина вступают в силу не ранее чем через 10 дней после официального опубликования.

Высшее должностное лицо субъекта РФ наделяется правом отлагательного вето на принятые законодательным органом субъекта РФ законы. В случае отклонения высшим должностным лицом субъекта РФ закон возвращается в законодательный орган с мотивированным обоснованием отклонения либо с предложением о внесении в него изменений и дополнений. Отклоненный закон может быть одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее 2/3 голосов от установленного числа депутатов законодательного органа. Одобренный в ранее принятой редакции закон не может быть повторно отклонен высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации и подлежит обнародованию в срок, установленный его конституцией (уставом) и законом См.: Лобанов И.В. Взаимодействие высших органов законодательной и исполнительной власти субъекта РФ при реализации права законодательной инициативы в региональном парламенте // Современные проблемы публичного права: Материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 10-летию кафедры конституционного и административного права ЮУрГУ (Юридический факультет Южно-Уральского государственного университета, 20 октября. - Челябинск: Полиграф-Мастер, 2011. - С. 75-80..

Полномочия законодательного органа государственной власти субъекта Российской Федерации могут быть прекращены досрочно в следующих случаях:

принятия решения о самороспуске;

роспуска высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации;

вступления в силу решения суда о неправомочности данного состава депутатов, в том числе в связи со сложением ими своих полномочий.

В случае досрочного прекращения полномочий законодательного органа субъекта РФ в соответствии с федеральным законом, конституцией (уставом) и/или законом субъекта Российской Федерации назначаются внеочередные выборы в этот орган, которые проводятся не позднее чем через 120 дней со вступления в силу решения о досрочном прекращении его полномочий.

Таким образом, рассмотрев понятие и круг полномочий законодательного (представительного) органа власти субъекта Российской Федерации, сделаем краткий вывод: законодательные (представительные) органы власти субъектов Российской Федерации олицетворяют народное представительство. Такая их сущность предопределена конституционным принципом народовластия, допускающим его представительную форму (ч. 2 ст. 3). С другой стороны, выступая органами народного представительства, законодательные органы аккумулируют определенную долю народного суверенитета, что легитимирует их законодательную функцию.

Необходимо отметить, на наш взгляд, что при всей кажущейся правовой урегулированности правового положения законодательных (представительных) органов власти субъектов Российской Федерации, некоторые существенные проблемы все-таки имеются. И, самая главная, заключается в следующем: необходимо более четко сформулировать те положения Федерального закона от 06.10.1999 г. №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», которые определяют компетенцию законодательного органа власти субъекта РФ.

В настоящее время законодательный (представительный) орган власти обладает полномочиями, перечень которых закреплен в ст. 5 данного Закона. Но в этой статье перечислены лишь основные полномочия законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Перечень же вопросов, по которым принимаются постановления законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации, гораздо шире. И только федеральные органы власти могут определять, по каким актуальным вопросам законодательному органу власти субъекта РФ следует принимать нормативно-правовые акты.

Иными словами, необходимо сделать перечень полномочий исчерпывающим. Только так, на наш взгляд, можно повысить эффективность деятельности депутатов, и как результат, всего законодательного органа власти того или иного субъекта Российской Федерации.

Российского государства обладает всеми признаками, характеризующими его как целостную систему. Он состоит из нескольких элементов (определенной совокупности органов государственной власти, иных органов государства), которые, в свою очередь, сами являются самостоятельными системами. Кроме того, государственному аппарату присущи единство, внутренняя согласованность структурных элементов (подразделений). Эти свойства придают ему стройность структуры, организованность и упорядоченность. Если система вообще есть упорядоченное определенным образом множество элементов, взаимосвязанных между собой и образующих некоторое целостное единство, то государственный аппарат представляет собой именно такую систему.

Система органов государственной власти — это обусловленная функциями государства и национальными традициями совокупность органов государственной власти и их подразделение на отдельные виды.

Принципы системы органов государственной власти

Система органов государственной власти в России базируется на определенных принципах, выражающих сущность государственной организации, ее содержание. Таковыми принципами являются:

  • единство системы;
  • разделение властей;
  • демократизм.

Эти принципы закреплены в Конституции РФ.

Единство системы органов государственной власти обусловлено государственной волей народа. Конституция РФ, принятая на референдуме, закрепляет систему органов государственной власти и их наименования (ст. 11). В ней также определено, что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ (ст. 3). Он осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Никто не может присваивать себе власть в Российской Федерации. Подчеркнем, что государственная воля народа первична по отношению к воле всех иных субъектов. Она обеспечивает и единство российского многонационального государства, и единство органов государственной власти.

Разделение властей — теоретическая и законодательная основа системы органов государственной власти государства. В теории конституционного права этот принцип рассматривается в широком смысле — в качестве основы конституционного строя и подлинной свободы человека, показателя демократичности государства. Советское государственное право, как известно, отрицало принцип разделение властей, рассматривало его как проявление теории буржуазной государственности. Конституция РФ закрепляет, что государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны (ст. 10).

Принцип разделения властей базируется на функциях государства, которое, осуществляя свое социальное предназначение, создает для этого специальные органы и наделяет их соответствующей компетенцией. Разделение властей проявляется и в запрете для органа осуществлять функции, принадлежащие другому органу государственной власти. Необходимы также взаимный контроль и ограничение власти. При соблюдении названных условий система органов государственной власти будет работать слаженно. Разделение властей, однако, не следует рассматривать как самоцель. Оно является условием не только организации и функционирования органов государственной власти, но и плодотворного сотрудничества всех ветвей власти. Отказ от такого сотрудничества неминуемо приведет к краху всей системы государственной власти.

Демократическая сущность Российского государства определяет целевую программу деятельности всей системы органов государственной власти. Каждый орган государства и их система в целом призваны служить интересам человека и общества. При этом общечеловеческие ценности должны иметь приоритетное значение перед ценностями региональными, этническими или групповыми. Демократизм системы органов государственной власти государства проявляется и в порядке их формирования, и в принципах деятельности. В современных условиях наиболее демократичным способом создания того или иного органа государственной власти являются свободные выборы. Так,

Президент РФ, высшие должностные лица субъектов Федерации, депутаты всех представительных (законодательных) органов государственной власти, представительных органов местного самоуправления избираются посредством свободных выборов, которые согласно Конституции РФ и действующему законодательству проводятся на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Демократизм системы органов государственной власти выражается и в отчетности должностных лиц государственных органов, депутатов перед избирателями, населением. Конституционное законодательство предусматривает правовую ответственность органов государственной власти и должностных лиц перед населением. Так, законодательно закреплена возможность отзыва избирателями депутатов, выборных должностных лиц.

Виды органов государственной власти

Органы государственной власти многообразны и могут быть разделены на виды по ряду оснований.

По месту в системе разделения власти можно выделить законодательные, исполнительные, судебные органы, органы прокуратуры, избирательные органы (комиссии), а также органы глав государства, субъектов Федерации.

По месту органов в иерархии власти выделяются: высшие (Федеральное Собрание РФ, Президент РФ, Правительство РФ, Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ); центральные (министерства, ведомства); территориальные (региональные и местные органы федеральной власти). На высшие, центральные и территориальные также делятся органы власти субъектов Федерации.

По способу формирования состава выделяются: выборные (Государственная Дума Федерального Собрания РФ, Президент РФ, законодательные (представительные) органы субъектов Федерации); назначаемые путем избрания (Счетная палата РФ, Уполномоченный по правам человека); формируемые на основании законодательства о государственной службе и трудового законодательства (министерства, ведомства); смешанные (Центральная избирательная комиссия РФ, избирательные комиссии субъектов Федерации).

По первичной нормативной основе деятельности выделяются: учреждаемые конституциями, уставами (высшие органы государственной власти); учреждаемые в силу закона (избирательные комиссии); учреждаемые актами Президента РФ, Правительства РФ, главами субъектов Федерации (министерства, ведомства).

По кадровому составу выделяются: единоличные (Президент РФ, главы субъектов Федерации); коллективные (правительство, министерства).

По способу волеизъявления существуют: единоначальные (единоличные, министерства); коллегиальные (представительные (законодательные) органы, правительство, избирательные комиссии).

В зависимости от формы государственного устройства выделяются: федеральные органы государственной власти; органы государственной власти субъектов Федерации. Система федеральных органов государственной власти Российской Федерации включает Президента РФ, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственную Думу), Правительство РФ, министерства, федеральные службы, агентства. В эту систему входят также Центральный банк РФ с его отделениями на местах, органы прокуратуры РФ, судебные органы (за исключением конституционных (уставных) судов субъектов Федерации и мировых судей). К общефедеральной системе относятся также администрации федеральных округов. Но они имеют статус не органов государственной власти, а государственных органов.

Система органов государственной власти субъектов Федерации устанавливается ими самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных (законодательных) и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом. Эту систему составляют: представительные (законодательные) органы; главы (руководители высших исполнительных органов власти) субъектов Федерации; исполнительные органы власти (администрации, министерства, комитеты, управления); конституционные (уставные) суды, мировые судьи.

По объему компетенции все органы делятся на органы обшей компетенции (представительные (законодательные) органы, глава государства, Правительство); органы специальной компетенции (министерства, ведомства, Счетная палата).

Система органов государственной власти

Несмотря на то что органы государственной власти весьма разнообразны, в своей совокупности они представляют собой единую систему , олицетворяющую государственную власть. Обеспечение согласованного функционирования и взаимодействия всех властных органов возложено на Президента РФ (ч. 2 ст. 80 Конституции РФ).

Существует несколько вариантов систематизации органов государственной власти.

1. Федеративная форма территориального устройства России обусловливает разделение всей совокупности ее органов государственной власти на две системы и существование относительно независимых друг от друга федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ.

Федеральные органы государственной власти осуществляют полномочия в рамках предметов исключительного ведения Российской Федерации (ст. 71 Конституции РФ) и предметов совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (ч. I ст. 72 Конституции РФ). Их деятельность охватывает собой всю территорию Российской Федерации, а их решения обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, граждан и их объединений в России. Осуществление полномочий федеральной государственной власти на всей территории Российской Федерации обеспечивают Президент РФ и Правительство РФ (ч. 4 ст. 78 Конституции РФ).

Федеральные органы государственной власти сгруппированы в систему, представляющую собой согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ единство взаимосвязанных федеральных органов различных ветвей государственной власти, которое, исходя из разграничения законодательных, исполнительных и судебных функций, обеспечивает баланс этих ветвей, систему взаимных сдержек и противовесов (постановление Конституционного Суда РФ от 27 января 1999 г. № 2-П). К числу федеральных органов относятся Президент РФ, Федеральное Собрание России (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство РФ, Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ и федеральные суды обшей юрисдикции, Высший Арбитражный Суд РФ и иные арбитражные суды, Центральный банк РФ, Счетная палата РФ, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, прокуратура РФ, Конституционное Собрание, ЦИК РФ. Установление их системы, порядка организации и деятельности, а также их формирование относятся к ведению Российской Федерации (п. «г» ст. 71 Конституции РФ).

Надо отметить, что в Российской Федерации предпринимались шаги по регламентации системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти в едином законодательном акте. В 1994 г. был разработан проект федерального закона «О концепции кодекса законов о федеральных органах государственной власти». Им предусматривалось принятие 48 федеральных конституционных законов и федеральных законов, закрепляющих конституционные полномочия, осуществляемые Президентом РФ, Федеральным Собранием РФ, Правительством РФ, всеми органами исполнительной власти Российской Федерации, судами. Однако идея разработки данного кодекса не получила поддержки в Государственной Думе.

Органы государственной власти субъектов РФ функционируют в каждом из входящих в состав России субъектов. Их полномочия касаются предметов ведения субъектов РФ и той части предметов совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, которые отнесены федеральным законом к компетенции субъекта РФ. Вне предметов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ они обладают всей полнотой государственной власти (ст. 73 Конституции РФ).

В отличие от федеральных органов государственной власти органы государственной власти субъектов РФ принимают решения, которые обязательны для государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, граждан и их объединений в рамках соответствующего субъекта.

Закон об общих принципах организации органов власти субъектов РФ определяет, что систему органов государственной власти субъекта РФ составляют законодательный (представительный) орган, высший исполнительный орган, иные органы государственной власти субъекта РФ, образуемые в соответствии с конституцией (уставом) субъекта РФ (ст. 2 указанного Закона). К последним могут быть отнесены конституционные (уставные) суды, мировые судьи, уполномоченные по правам человека, контрольно-счетные палаты и иные специализированные органы. Кроме того, в соответствии с Законом об основных гарантиях избирательных прав формируются и функционируют избирательные комиссии субъектов РФ (ст. 23 указанного Закона).

Как указал Конституционный Суд РФ, закрепляя в законе общие принципы организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ и конкретизируя их, федеральный законодатель ограничен в своем усмотрении конституционными положениями об организации власти в Российской Федерации как демократическом, федеративном и правовом государстве; субъекты РФ, в свою очередь, самостоятельно устанавливая систему органов государственной власти, действуют в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и указанными общими принципами; они не вправе осуществлять данное правомочие в ущерб единству системы государственной власти в Российской Федерации и должны реализовывать его в тех правовых границах, которые определены Конституцией РФ и принятыми на ее основе федеральными законами (постановление от 21 декабря 2005 г. № 13-П).

2. В демократических государствах органы государственной власти строятся на основе принципа разделения власти. В соответствии со ст. 10 Конституции РФ государственная власть в России осуществляется на основе ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Сообразно этому на федеральном уровне и на уровне субъектов РФ выделяются законодательные, исполнительные и судебные органы.

Федеральным законодательным органом является Федеральное Собрание — парламент Российской Федерации, состоящее из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы. Субъекты РФ формируют собственные законодательные органы, различные но наименованию и структуре, исходя из исторических, национальных и иных традиций (Государственное Собрание — Курултай Республики Башкортостан, Народный Хурал Республики Бурятия, Государственный Совет — Хасэ Республики Адыгея и т. д.).

Система федеральных исполнительных органов включает в себя Правительство РФ и иные органы исполнительной власти, состав и структура которых определяются Президентом РФ по предложению Председателя Правительства РФ (ч. 1 сг. 112 Конституции РФ). К числу последних относятся федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства 1 . В систему исполнительных органов субъектов РФ входят высшие должностные лица субъектов РФ (президенты республик; губернаторы, главы администраций других субъектов), а также правительства (кабинеты министров, администрации).

Судебные органы (суды) объединяются в судебную систему. Согласно Закону «О судебной системе Российской Федерации» ее составляют федеральные суды и суды субъектов РФ. К федеральным судам относятся Конституционный Суд РФ; Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции; Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды), арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов РФ, составляющие систему федеральных арбитражных судов. Судами субъектов РФ являются их конституционные (уставные) суды и мировые судьи (ч. 3, 4 ст. 4 указанного Закона).

В отечественной системе государственной власти есть органы, которые не вписываются в рамки традиционной триады ветвей власти. М. В. Баглай именует их «федеральные органы государственной власти с особым статусом». В юридической литературе высказываются мнения о существовании президентской, прокурорской, контрольной (надзорно-контрольной) и других ветвей власти, функционирующих одновременно с законодательной, исполнительной и судебной.

3. Организационно-правовая связь между органами государственной власти, относящимися к различным государственно- территориальным уровням и ветвям власти, неодинакова. Она может строиться на децентрализованных или централизованных началах. Децентрализованной системой , объединенной не субординационными узами, а лишь функциональной взаимосвязью органов, ее составляющих, является система законодательных органов России и ее субъектов.

Аналогичным образом конструируются взаимоотношения между Конституционным Судом РФ и конституционными (уставными) судами субъектов РФ. Они не являются друг для друга вышестоящей или нижестоящей инстанциями и в своей совокупности представляют собой децентрализованную систему конституционного правосудия.

Не имеют субординационной взаимосвязи друг с другом Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации и уполномоченные по правам человека в субъектах РФ, Счетная палата РФ и контрольно-счетные палаты субъектов РФ.

Отдельные виды органов государственной власти организуются как централизованные системы. В них выделяются звенья (инстанции), выстроенные по иерархическому принципу. Органы, возглавляющие такие системы, характеризуются как высшие.

Непосредственно в Конституции РФ высшими органами названы Верховный Суд РФ (ст. 126) и Высший Арбитражный Суд РФ (ст. 127). Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ рассматриваются как судебные органы, высшие по отношению к другим судебным инстанциям, осуществляющим судопроизводство соответственно по гражданским, уголовным, административным и иным делам, а также по разрешению экономических споров (определение от 12 марта 1998 г. № 32-0). В системах этих судебных органов, помимо первой, имеются апелляционная, кассационная и надзорная инстанции, которые по основаниям, указанным в ГПК РФ, АПК РФ и УПК РФ, могут пересматривать принятые судебные акты в целях исправления судебных ошибок. Надо заметить, что мировые судьи, являющиеся органами власти субъектов РФ, включены в иерархически выстроенную систему судов общей юрисдикции и рассматривают гражданские, административные и уголовные дела по первой инстанции в рамках своей компетенции.

Среди федеральных исполнительных органов высшим звеном является Правительство РФ. Центральное звено составляют министерства, службы и агентства. Последние, в свою очередь, могут создавать территориальные (местные) органы в субъектах РФ, их административно-территориальных единицах. Как констатировал Конституционный Суд РФ, исходя из специфики конкретных управленческих задач, целесообразности и экономической эффективности, территориальную сферу деятельности этих органов (территория субъекта РФ, регион) и их наименование (территориальные, региональные, межрегиональные, бассейновые и т. п.) самостоятельно определяет Правительство РФ, что не меняет их предназначения как звеньев (подразделений на местах) соответствующих федеральных органов исполнительной власти (определение от 13 января 2000 г. № 10-0).

Руководство отдельными органами исполнительной власти (МВД России, МИД России, Минобороны России и др.) осуществляет Президент РФ, являющийся высшим органом для них.

В пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации (ч. 2 ст. 77 Конституции РФ).

Во главе единой централизованной системы органов прокуратуры РФ находится Генеральная прокуратура РФ, возглавляемая Генеральным прокурором РФ (ст. 11 Закона «О прокуратуре Российской Федерации»).

Как вышестоящие и нижестоящие органы соотносятся друг с другом избирательные комиссии различного уровня. Жалобы на решения и действия (бездействие) избирательных комиссий субъектов РФ и других нижестоящих комиссий вправе рассматривать ЦИК РФ (ст. 21 Закона об основных гарантиях избирательных прав).

Единую централизованную систему с вертикальной структурой управления представляет собой и Центральный банк РФ, в систему которого входят центральный аппарат, территориальные учреждения, расчетно-кассовые центры и другие организации (ст. 83 Закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»).

Судебная система РФ.

Правительство РФ.

Федеральное Собрание РФ.

Президент РФ.

Общая характеристика органов государственной власти.

Деятельность любого государства реализуется прежде всего через систему его государственных органов. Орган государства - это обособленное звено механизма государства, которое имеет собственную структуру, строго определенные функции и необходимые для этого государственно-властные полномочия.

Структура государственных органов может быть различна. Чем выше место органа в вертикальной иерархии, тем, как правило, сложнее его структура. Каждый орган государственной власти создается в соответствии с конституцией, законами или другими нормативно-правовыми актами.

Орган государственной власти наделен властными полномочиями. Его решения обязательны для исполнения всеми гражданами, должностными лицами и организациями, на которых распространяется компетенция данного органа государства.

Согласно Конституции РФ государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Эти ветви власти самостоятельны и не вмешиваются в оперативную деятельность друг друга. Реализация принципа разделения их взаимоотношений гарантирует общество от опасной концентрации власти в руках какого-либо одного органа или должностного лица, способного привести к диктатуре и установлению тоталитарного режима.

Органы законодательной власти России включают Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственную Думу) и законодательные (представительные) органы субъектов РФ. Главная задача этих органов состоит в принятии законов, регулирующих наиболее важные общественные отношения. Все органы законодательной власти являются выборными, т. е. избираются непосредственно населением на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Органы исполнительной власти России осуществляют государственную власть в форме организации исполнения законов. К ним относятся Правительство РФ, федеральные министерства, государственные комитеты, федеральные службы, федеральные комиссий, российские агентства, главы администраций субъектов РФ.

Органы судебной власти России - это Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ и суды в субъектах РФ. Судебная власть является независимой и самостоятельной ветвью и действует посредством конституционного, уголовного, гражданского и административного судопроизводства.

Существуют еще и органы государственной власти, которые не входят ни в одну из трех ветвей власти. К ним следует отнести Прокуратуру РФ, Центральный банк РФ, Счетную палату РФ, Центральную избирательную комиссию РФ.



2 . Президент Российской Федерации

Пост Президента в Российской Федерации был учрежден общенародным референдумом 17 марта 1991 г. 12 июня 1991 г. состоялись первые всеобщие президентские выборы, на которых Президентом РФ сроком на пять лет был избран Б. Н. Ельцин. Избрание первого Президента России осуществлялось на основе Закона РСФСР от 24 апреля 1991 г. «О выборах Президента РСФСР». После принятия Конституции 1993 г. действие данного Закона было прекращено.

В настоящее время порядок избрания Президента РФ закреплен в Федеральном законе от 10 января 2003 г. «О выборах Президента Российской Федерации.

Президент РФ избирается на четыре года гражданами РФ на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Участие гражданина РФ в выборах Президента РФ является добровольным.

Президентом РФ может быть избран гражданин РФ не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет. Не имеет права избирать Президента РФ и быть избранным Президентом гражданин РФ, признанный судом недееспособным или содержащийся в местах лишения свободы по приговору суда.

Выборы Президента РФ проводятся по единому федеральному избирательному округу, включающему в себя всю территорию Российской Федерации. Избиратели, проживающие за пределами территории Российской Федерации, считаются приписанными к федеральному избирательному округу.

Выборы Президента РФ назначаются Советом Федерации Федерального Собрания. Решение о назначении выборов должно быть принято не ранее чем за 100 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования. Днем голосования на выборах является второе воскресенье месяца, в котором проводилось голосование на предыдущих выборах Президента РФ.

В случае если Совет Федерации не назначает выборы Президента, то выборы назначаются и проводятся Центральной избирательной комиссией.

При прекращении Президентом РФ исполнения своих полномочий до истечения сроков Совет Федерации не позднее чем через 14 дней назначает досрочные выборы. Днем голосования в этом случае является последнее воскресенье перед днем, когда истекают три месяца со дня досрочного прекращения Президентом РФ исполнения своих полномочий.

Одно и то же лицо не может занимать пост Президента РФ более двух сроков подряд.

Подготовку и проведение выборов осуществляют избирательные комиссии, которые независимы от органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Государственные органы, их должностные лица обязаны оказывать избирательным комиссиям содействие в реализации их полномочий.

Для проведения голосования и подсчета голосов избирателей образуются избирательные участки на основании данных о числе избирателей, зарегистрированных на территории муниципальных образований (не более 3000 избирателей на избирательный участок).

Выдвигать кандидата на пост Президента России могут политические партии, избирательные блоки, а также граждане в порядке самовыдвижения. Для поддержки самовыдвижения кандидата необходимо создать группу избирателей в количестве не менее 500 граждан РФ, обладающих активным избирательным правом. В поддержку выдвинутой кандидатуры инициаторы должны собрать не менее 2 млн подписей избирателей, при этом на один субъект РФ должно приходиться не более 50 тыс. подписей избирателей.

В случае проведения досрочных или повторных выборов Президента РФ количество подписей сокращается на половину.

Определение результатов выборов производится по мажоритарной системе абсолютного большинства. Избранным считается тот кандидат на должность Президента РФ, который получил более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании.

Выборы Президента РФ признаются состоявшимися, если в них приняло участие более половины избирателей.

В случае если в избирательный бюллетень было внесено более двух кандидатов на должность Президента РФ и ни один из них не был избран, Центральная избирательная комиссия РФ через 21 день назначает повторное голосование по выборам Президента РФ по двум зарегистрированным кандидатам, получившим наибольшее число голосов избирателей.

Избранный Президент РФ вступает в должность на 30-й день со дня официального объявления Центральной избирательной комиссией результатов выборов. При вступлении в должность Президент приносит присягу, текст которой содержится в ст. 82 Конституции РФ. С момента принесения присяги Президент РФ приступает к исполнению своих обязанностей.

Основные функции Президента РФ как главы государства определены в ст. 80 Конституции РФ. Президент РФ:

Является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина;

В установленном Конституцией РФ порядке принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти;

В соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства;

Представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.

Президент РФ обладает неприкосновенностью.

Полномочия Президента РФ очень обширны, особенно они проявляются во взаимодействии главы государства со всеми ветвями власти и субъектами РФ.

Президент и Федеральное Собрание. Президент РФ:

Выступает как непременный участник законодательного процесса;

Имеет право назначать выборы Государственной Думы;

Обладает правом вето на законопроекты, принятые Федеральным Собранием, кроме федеральных конституционных законов;

Назначает референдум в порядке, установленном федеральным конституционным законом;

Распускает Государственную Думу, но не имеет права распустить Совет Федерации.

Роспуск Государственной Думы возможен в случаях:

Трехкратного отклонения Государственной Думой представленных Президентом РФ кандидатур Председателя Правительства;

Двукратного выражения недоверия Правительству в течение трех месяцев;

Отказа Государственной Думы в доверии Правительству. В случае роспуска Государственной Думы Президент назначает новые выборы с тем, чтобы вновь избранная Государственная Дума собралась не позднее чем через четыре месяца с момента роспуска.

Государственная Дума не может быть распущена Президентом:

В течение года после ее избрания;

С момента выдвижения ею обвинения против Президента до принятия соответствующего решения Советом Федерации;

В период действия на всей территории Российской Федерации военного или чрезвычайного положения;

В течение шести месяцев до окончания срока полномочий Президента РФ.

Президент и Правительство. Президент РФ:

Имеет право председательствовать на заседаниях Правительства;

Принимает решение об отставке Правительства;

По предложению Председателя Правительства назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства и федеральных министерств;

Назначает Председателя Центрального банка и ставит вопрос перед Государственной Думой о его освобождении;

Имеет право отменить постановление Правительства.

Президент и судебная власть. Президент РФ:

Представляет Совету Федерации для назначения на должности судей: Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда РФ;

Самостоятельно назначает судей других федеральных судов;

Вправе обращаться с запросом в Конституционный Суд РФ;

Не вправе вмешиваться в деятельность судебных органов.

Отношения с субъектами РФ. Президент РФ назначает полномочных представителей в федеральных округах. Указом Президента РФ от 13 мая 2000 г. Российская Федерация поделена на семь федеральных округов:

Центральный федеральный округ (центр - г. Москва) объединил 18 субъектов РФ;

Северо-Западный (г. Санкт-Петербург) - 11; Южный (г. Ростов-на-Дону) - 13; Приволжский (г. Нижний Новгород) - 15; Уральский (г. Екатеринбург) - 6;

Сибирский (г. Новосибирск) - 16;

Дальневосточный (г, Хабаровск) - 10.

Полномочные представители не входят в органы государственной власти субъектов РФ, а являются должностными лицами Администрации Президента РФ.

Президент РФ имеет право приостановить действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае противоречия этих актов Конституции РФ и федеральным законам.

Конституция РФ относит к компетенции главы государства и ряд других полномочий.

В области кадровой политики:

Формирует и возглавляет Совет Безопасности РФ;

Формирует Администрацию Президента;

Назначает и освобождает полномочных представителей Президента.

В области обороны:

Утверждает военную доктрину Российской Федерации;

Является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ;

Вводит на территории Российской Федерации или в отдельных местностях военное или чрезвычайное положение снезамедлительным сообщением об этом Совету Федерации Государственной Думе;

Назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил РФ.

В области внешней политики:

Ведет переговоры и подписывает международные договоры

Назначает и отзывает после консультации с соответствующими комитетами и комиссиями палат Федерального Собрания дипломатических представителей Российской Федерации иностранных государствах и международных организациях;

Осуществляет руководство внешней политикой Российской Федерации;

Подписывает ратификационные грамоты;

Принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей.

Президент влияет на назначение Генерального прокурора РФ. В соответствии с федеральным законом Президент предлагает Совету Федерации кандидатуру на эту должность и он же вносит предложение об освобождении от должности Генерального прокурора РФ. В случае отклонения Советом Федерации кандидатуры, предложенной Президентом, он в течение 30 дней представляет новую кандидатуру.

К компетенции Президента относится решение вопросов гражданства, предоставление политического убежища, осуществление помилования.

Президент выносит свои решения в форме указов и распоряжений. Они обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации.

Указ - это нормативный правовой акт, предусматривающий правила поведения и относящийся к определенному кругу физических и юридических лиц, органов государства, организа­ций.

Распоряжение - это акт индивидуального организационного характера.

Акты Президента издаются им самостоятельно, без уведомления или согласия Федерального Собрания или Правительства. Указы и распоряжения относятся к подзаконным актам и не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам.

Президент прекращает исполнение полномочий досрочно в случае:

Его отставки;

Стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия;

Отрешения от должности.

Отставка предполагает наличие заявления Президента. По состоянию здоровья в Конституции РФ не предусмотрено никаких процедур отставки.

Процедура отрешения Президента от должности носит сложный характер.

Во-первых, Президент может быть отрешен при совершении тяжкого преступления. При этом Государственная Дума выдвигает обвинение против Президента, подтвержденное заключением Верховного Суда РФ о наличии в действиях Президента признаков преступления и заключением Конституционного Суда РФ о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения. При этом инициатива должна быть проявлена не менее чем 1/3 депутатов Государственной Думы (150 депутатов), и должно быть вынесено заключение специальной комиссии, образованной Государственной Думой (большинством голосов, т. е. 226 депутатами). Решение Государственной Думы овыдвижении обвинения должно быть принято 2/3 голосов от общего числа депутатов палаты (300 депутатов).

Во-вторых, решение об отрешении Президента от должности выносит другая палата парламента - Совет Федерации 2/3 голосов от общего числа членов (119 голосов).

В-третьих, если решение Совета Федерации об отрешении Президента от должности не будет принято в течение трех месяцев после выдвижения Государственной Думой обвинения против Президента, то обвинение против Президента считаете отклоненным.

Таким образом, в отрешении от должности Президента участвуют обе палаты Федерального Собрания, Верховный Суд РФ и Конституционный Суд РФ.

Представительные органы государственной власти – это законодательные учреждения и местные органы власти. Они формируются путем избрания их населением страны, действуют от его имени и ответственны перед ним. Функции законодательной власти осуществляют высшие представительные органы государства (федеральное собрание). Таковыми являются парламенты (сейм, конгресс). Парламенты могут иметь двухпалатную и однопалатную структуру. Двухпалатная структура устанавливается для поддержания равновесия между законодательной и исполнительной властью.

Функции парламента:

1. Рассмотрение проекта государственного бюджета и его утверждение или отклонение.

2. Контролирует органы исполнительной власти, в парламентарных республиках парламент избирает президента, а также главу правительства и членов кабинета министров.

3. Высшие органы исполнительной власти несут ответственность перед парламентом за свою деятельность.

Местные органы государственной власти имеют представительный характер, действуют в пределах соответствующих административно-территориальных единиц. Избираются непосредственно населением, им подчинены местные предприятия, местный бюджет, местное благоустройство, транспорт, коммунальное хозяйство, здравоохранение, поддержание правопорядка.

Исполнительные органы государственной власти

Исполнительные органы государственной власти:

Глава государства (принимает иностранных дипломатических представителей, назначает послов, ратифицирует международные договоры и соглашения, является главнокомандующим вооруженными силами страны, может распустить парламент, отказать в одобрении законопроекта, передать его на вторичное рассмотрение парламентом, имеет право смещать министров, чиновников, издает указы, регулирующие государственную жизнь в стране).

Правительство – это высший исполнительный и распорядительный орган государственной власти, который непосредственно осуществляет управление страной.

В различных странах правительство имеет разные названия – совет министров, кабинет министров. Возглавляется главой правительства – премьер-министром; в состав правительства входят министры, возглавляющие министерства, ведомства, а также заместители главы правительства и помощники министров. В федерациях образуются правительства:

1. Федеральное.

2. Членов федерации.

Правительства бывают коалиционными и однопартийными. Министерства и ведомства призваны обеспечивать безопасность страны, поддерживать порядок, осуществлять эффективное, оптимальное управление наиболее важными сторонами жизни. При правительстве могут быть сформированы и специальные комитеты, например, комитет по внешнеэкономическим связям. Исполнительная власть на местах осуществляется либо местными органами, либо должностными лицами, назначаемыми центральной властью, либо совместно теми и другими при строгом разграничении их компетенций.

Судебные (правоохранительные) органы государственной власти

Суд – это орган государства, осуществляющий правосудие в форме разрешения уголовных, гражданских и административных дел в установленном законом государства процессуальном порядке. Деятельность судов направлена на обеспечение конституционных устоев, охрану прав и интересов граждан и организаций. Суд опирается только на закон и только ему подчиняется. Система судебных органов возглавляется верховными судебными органами, которые во многих странах одновременно выполняют функции конституционного суда. В некоторых странах конституционные суды не входят в систему судов общей юрисдикции, а их состав избирается парламентом. В России члены Конституционного суда утверждаются двухпалатным парламентом. Прокуратура занимается расследованием преступлений; принятием мер к нарушителям порядка, поддержанием в суде обвинения, осуществлением надзора за законностью. Нотариат – удостоверением имущественных сделок; оформлением имущественных прав; засвидетельствованием документов для придания им юридической достоверности.

Вооруженные силы

Основная задача Вооруженных сил – оборона страны от внешней агрессии. Руководство ими осуществляют глава государства или глава правительства. Как правило, верховным главнокомандующим является глава государства, при котором функционируют специальные органы: Комитет обороны, совет национальной безопасности и др. Непосредственное руководство Вооруженными силами осуществляет Министерство обороны. В состав Министерства обороны, как правило, входят: Генеральный штаб, управление главнокомандующих видами Вооруженных сил, управление тыла, главные и центральные управления. Министерству обороны, генеральному штабу подчиняются командующие округами и флотами, которые занимаются повседневным управлением военными соединениями и частями. Комплектование Вооруженных сил осуществляется путем всеобщей воинской обязанности, по контракту или по смешанному принципу. Разновидностью воинской обязанности является альтернативная служба.

Механизм государства


Контрольные вопросы

1. Основные признаки механизма государства, в чем его отличие от аппарата политической партии, профсоюзной организации?

2. Какова динамика развития государственного аппарата у различных народов?

3. Какие существенные изменения претерпел механизм государства в процессе исторического развития?

4. Основные принципы построения и деятельности современного государства. Как они проявляются в государственной жизни РФ?

5. Что такое орган государства? Какие критерии лежат в основе классификации органов государства?

6. Краткая характеристика представительных органов государственной власти. Какое место они занимают в механизме государства?

7. Исполнительные органы государственной власти: их функции и структура.

8. Судебные органы государственной власти, их соотношение с представительными и исполнительными органами современного государства.

9. Место Вооруженных сил в механизме государства.

Темы рефератов

1. Механизм государства: понятие, признаки, структура.

2. Борьба с бюрократизмом в современной России: опыт и перспективы.

3. Законодательные, исполнительные и правоохранительные государственные органы: особенности и порядок взаимодействия.

Литература

1. Конституция РФ // Российская газета. – № 257, 25.12.1993.

2. Козлов Ю.М. Исполнительная власть: центральные органы федеральной исполнительной власти / Ю.М. Козлов. – М.: МГУ, 1993.

3. Кряжков В.П. Местное самоуправления: правовое регулирование и структура / В.П. Кряжков // Государство и право. – 1992. – № 1.

4. Лушинский В. Президент: власть по праву мандата / В. Лушинский // Российская Федерация. – 1993. – № 1.

5. Мальцев Г. Новый Российский парламент / Г. Мальцев, В. Ефимов // Российская Федерация. – 1993. – № 1.

6. Матузов / Н.И. Теория государства и права: курс лекций / Н.И. Матузов, А.В. Малько. – М., 1997. – С. 95-111.

7. Скуратов Ю.И. Президентская власть в России: конституционные нормы и практика / Ю.И. Скуратов // Право и жизнь. – 1992. – № 4.

8. Чиркин В.Е. Политическая и государственная власть / В.Е. Чиркин // Государство и право. – 1988. – № 1.

Органы представительной (законодательной) власти

Органы законодательной власти обладают верховенством, поскольку именно они устанавливают правовые начала государственной и общественной жизни, основные направления внутренней и внешней политики страны, а, следовательно, определяет, в конечном счёте, правовую организацию и формы деятельности исполнительной и судебной властей.

Главенствующее положение органов законодательной власти в механизме государства обуславливает высшую юридическую силу принимаемых ими законов, придаёт общеобязательный характер нормам права, выраженным в них. Однако верховенство их власти не носит абсолютного характера. Пределы её действия ограничены принципами права, естественными правами человека, идеями свободы и справедливости. Она находится под контролем народа и специальных конституционных органов, с помощью которых обеспечивается соответствие законов действующей конституции.

В России, в силу ее федеративного устройства, следует различать федеральные органы государственной власти (двухпалатное Федеральное Собрание), а также органы государственной власти субъектов федерации. Причем система органов государственной власти республик, краев, областей устанавливается ими самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя РФ и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленных федеральными законами. Эти органы избираются гражданами РФ и имеют исключительное право на принятие законов.

Положение Федерального Собрания в системе органов государственной власти определено Конституцией РФ в гл.2 "Основы конституционного строя". Т.о. положение его обеспечено наивысшей конституционно-правовой гарантией настолько сильной, что само Федеральное Собрание не вправе пересмотреть свое положение (ч. 1 ст. 135 Конституции РФ). Здесь же закреплена самостоятельность Федерального Собрания по отношению к другим органам государственной власти, неподконтрольность исполнительной власти.

Согласно Конституции РФ (ст. 94) Федеральное Собрание является парламентом РФ.

Парламент и парламентаризм - понятия взаимосвязанные, но не равнозначные. Парламентаризм не может существовать без парламента. В то же время парламент может существовать без важнейших элементов парламентаризма, которые могут быть утрачены. К числу этих элементов прежде всего относятся разделение властей, представительность и законность.

В Конституции РФ ст. 94 указывается, что Федеральное Собрание является представительным органом РФ. Тем самым Конституция устанавливает, что формой государства РФ является представительная, т.е. опосредованная выборами парламентская демократия, в условиях которой формирование политической воли народа возлагается на народное представительство, самостоятельно принимающее наиболее ответственные решения.

Также Конституция РФ характеризует Федеральное Собрание как законодательный орган РФ В предоставлении парламенту законодательной власти реализуется принцип народного суверенитета как основы легитимации правопорядка. В результате парламент законодательно регулирует жизнь страны и содействует формированию правового государства. Ни один закон РФ не может быть принят, если он не рассмотрен и не одобрен парламентом, а сам парламент обладает полной и ничем не ограниченной, в рамках полномочий РФ, компетенцией в сфере законодательства. Федеральное Собрание осуществляет контроль посредством утверждения федерального бюджета Государственной Думой, а также использования права отказывать в доверии Правительству, которое в этом случае может быть отправлено Президентом Российской Федерации в отставку.

Федеральное Собрание состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы. Государственная Дума представляет всё население РФ, а Совет Федерации, часто именуемый «верхней палатой», состоит из депутатов, представляющих субъекты РФ. Совет Федерации призван выражать интересы отдельных местностей, региональные мнения и чаяния. Вместе с тем Совет Федерации - государственный орган всей Федерации и его решения, волеизъявления адресуются не отдельным субъектам РФ, а государству в целом, т.е. всей РФ. Дмитрук В.Н. Теория государства и права: учебное пособие. - Мн.: Амалфея.1998.

В Федеральном Собрании палаты самостоятельно решают вопросы, относящиеся к их ведению, в соответствии с Конституцией РФ. Она предусматривает, что палаты могут собираться совместно лишь для заслушивания посланий Президента РФ и выступлений руководителей иностранных государств.

Конституция предусматривает совершенно различную компетенцию для каждой из палат, обеспечивая тем самым систему «сдержек и противовесов» в деятельности Федерального Собрания, в которой Совету Федерации отводится роль своего рода тормоза по отношению у Государственно Думе, призванного предотвратить возможность установления в РФ «тирании большинства», завоёванного на выборах в Государственную Думу тем или иными политическими силами.

Согласно ст. 103 Конституции РФ к ведению Государственной Думы относятся: дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ; решение вопроса о доверии Правительству РФ; назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального Банка РФ; назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счётной палаты и половины состава аудиторов; назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом; объявление амнистии; выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности.

В соответствии со ст. 105 Конституции РФ Государственной Думой принимаются федеральные законы РФ. Теория государства и права / Под ред. Корельского В.Н. и проф. Перевалова В.Д. -М.: 2000.

Дума может быть распущена Президентом РФ. В случае роспуска Государственной Думы Президент назначает дату выборов с тем, чтобы вновь избранная Государственная Дума собралась не позднее чем через месяц с момента её роспуска.

Деятельность Государственной Думы основывается на принципах политического многообразия и многопартийности, свободного, коллективного обсуждения и решения вопросов.

Согласно Конституции РФ ст. 95 в Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта РФ: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти.

Согласно ст. 102 Конституции РФ к ведению Совета Федерации относятся: утверждения изменения границ между субъектами РФ, утверждение указов Президента РФ о введении военного и чрезвычайного положения; решение вопросов о возможности использования Вооружённых Сил РФ за пределами территории РФ; назначение выборов Президента РФ; отстранение Президента РФ от должности; назначение на должность судей Конституционного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда, Верховного Суда РФ, назначение на должность и освобождение от неё Генерального прокурора РФ.

Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счётную палату, состав и порядок деятельности которой определяется федеральным законом. Совет Федерации назначает на должность и освобождает от неё заместителя Председателя Счётной палаты и половину состава её аудиторов.

Деятельность Совета Федерации основывается на принципах коллективного, свободного обсуждения и решения вопросов. Основной формой работы являются её заседания, проводимые открыто.

Президент РФ, Председатель Правительства, Председатель Верховного Суда, Председатель Высшего Арбитражного Суда, Генеральный прокурор вправе присутствовать на любом открытом или закрытом заседание палаты. Другие лица могут присутствовать на закрытых заседаниях палаты только по специальному приглашению, выдаваемому за подписью Председателя Совета Федерации или по его поручению другого должностного лица Совета Федерации.

Заседания проводятся в период с 1 октября по 31 июля не реже одного раза в любые три следующие друг за другом недели.

Внеочередные заседания Совета Федерации могут созываться по предложению Президента РФ, Председателя Совета Федерации, Правительства РФ, субъекта РФ в лице его законодательного (представительного) органа государственной власти, комитетов Совета Федерации либо по требованию, поддержанному не менее чем 1/5 от общего числа депутатов Совета Федерации.

Заседание Совета Федерации считается правомочным если на нём присутствует не менее 2/3 от общего числа депутатов палаты. Депутаты Совета Федерации обязаны присутствовать на заседаниях палаты.

Первоочередному рассмотрению на заседании Совета Федерации подлежат послания и обращения Президента РФ, законы, принятые Государственной Думой и подлежащие обязательному рассмотрению Советом Федерации, проекты постановлений Совета Федерации по вопросам, отнесённым к ведению Совета Федерации Конституцией РФ (ст. 102), предложения о пересмотре положений глав 1, 2 и 9 Конституции РФ, предложения по направлению запросов Совета Федерации в Конституционный Суд РФ.

Решения Совета Федерации принимаются на его заседаниях открытым или тайным голосованием. Открытое голосование может быть поимённым. Решение считается принятым, если за него проголосовало более половины от общего числа депутатов Совета Федерации, если иное не предусмотрено Регламентом Совета Федерации.

Общее число депутатов Совета Федерации - 178 человек. Теория государства и права / Под ред. Корельского В.Н. и проф. Перевалова В.Д. -М.: 2000.



 

Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!