Представители государственной власти рф. Федеральные органы государственной власти. Полномочия Государственной Думы Федерального Собрания РФ

Высшие органы государственной власти РФ:

Президент Российской Федерации;

Совет Федерации Федерального Собрания;

Государственная Дума Федерального Собрания;

Правительство Российской Федерации.

1. Особый порядок формирования (Президент избирается всенародно, Правительство формируется Президентом при участии Гос.Думы).

2. Каждый орган государства и органы местного самоуправления действуют в рамках установленных правом полномочий (Фед. Собрание - законодательные функции, Правительство - исполнительные, Верховный Суд и Высший Арбитражный - судебные).

3. Каждый орган государства имеет полномочия, закрепленные законодательно (Президент - Конституция).

4. Каждый орган государства имеет определенную структуру (Фед. Собрание - из совета федерации и гос.думы).

5. Органы гос-ва работают в особом порядке (Фед. Собрание действует в сессионном порядке).

6. Каждый гос. орган издает присущие ему нормативные правовые акты (Фед. Собрание - законы и постановления, Президент - указы и распоряжения, Правительство - постановления и распоряжения).

Единство гос. власти олицетворяет Президент РФ. Президент Российской Федерации является гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина. Он определяет основные направления внутренней и внешней политики государства и как глава государства представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.

Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации является высшим представительным и законодательным органом страны. Федеральное Собрание состоит из двух палат - Совета Федерации (верхняя палата) и Государственной Думы (нижняя палата). Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно.

Проекты федеральных законов вносятся сначала в Государственную Думу. Принятый в Государственной Думе федеральный закон передается на рассмотрение Совета Федерации. После одобрения федерального закона Советом Федерации он считается окончательно принятым.

В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации - по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти.

Государственная Дума состоит из 450 депутатов. Депутаты Государственной Думы избираются от различных политических партий, общественных движений либо как независимые кандидаты сроком на 4 года и работают на профессиональной постоянной основе.

Правительство Российской Федерации в определенных ею пределах возглавляет единую систему исполнительной власти в стране, образуемую федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ. Правительство состоит из Председателя Правительства, заместителей Председателя правительства и федеральных министров.

Порядок формирования Совета Федерации Российской Федерации. Специфика данного органа

Если Государственная Дума Федерального Собрания представляет все население РФ, то Совет Федерации, часто именуемый нижней палатой, состоит из членов, представляющих все субъекты РФ. Совет Федерации призван выражать интересы местностей, региональные мнения и чаяния. Вместе с тем Совет Федерации - государственный орган всей Федерации. Его решения и другие волеизъявления адресуются не тем или иным субъектам РФ, а государству в целом, то есть всей России. Совет Федерации - постоянно действующий орган.

Согласно части 2 статьи 95 Конституции РФ, в Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта РФ, по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти. В части 2 статьи 96 Конституции порядок формирования Совета Федерации устанавливается федеральным законом.

Федеральный закон "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации" от 05.08.2000 № 113-ФЗ (ред. От 25.07.2006) установил, что членом Совета Федерации может быть избран (назначен):

гражданин РФ;

достигший 30-летнего возраста;

обладающий правом избирать и быть избранным в федеральные органы госвласти РФ.

От каждого субъекта РФ в Совет Федерации входят по два представителя:

один - назначается высшим должностным лицом субъекта РФ;

другой - избирается представительным (законодательным) органом субъекта РФ на срок полномочий этого органа. При формировании законодательного органа субъекта РФ путем ротации - на срок полномочий однократно избранных депутатов этого органа.

Новый порядок формирования Совета Федерации опять же означает, что палата не имеет установленного срока регистратуры. Такой вывод вытекает из того факта, что избрание в субъектах РФ глав представительных и исполнительных органов государственной власти осуществляется не синхронно, вследствие чего в течение каждого года в Совете Федерации будет неоднократно проходить смена каких-то его членов.

Назначение представителя в Совет Федерации от законодательной и от исполнительной власти субъекта РФ

Кандидатуры для избрания представителя в Совете Федерации от законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ вносятся на рассмотрение этого органа его председателем. Группа депутатов численностью не менее 1/3 от общего числа депутатов законодательного органа госвласти субъекта РФ может внести на рассмотрение этого органа альтернативные кандидатуры для избрания представителя в Совет Федерации на срок полномочий данного представительного (законодательного) органа. Если законодательный орган субъекта РФ имеет двухпалатную структуру, представитель избирается поочередно от каждой палаты на половину срока полномочий данной палаты.

Представитель в Совете Федерации от исполнительного органа госвласти субъекта РФ назначается высшим должностным лицом субъекта РФ (руководитель высшего исполнительного органа госвласти субъекта РФ) на срок его полномочий. Данное решение направляется в представительный (законодательный) орган для утверждения в 3-дневный срок. Решение вступает в силу, если 2/3 от общего числа депутатов представительного (законодательного) органа не проголосуют против решения высшего должностного лица субъекта РФ о назначении данного кандидата.

Решение законодательного органа госвласти субъекта РФ об избрании представителя в Совете Федерации от законодательного органа госвласти субъекта РФ принимается тайным голосованием и оформляется постановлением этого органа, а двухпалатного законодательного (избирательного) органа госвласти субъекта РФ - совместным постановлением обеих палат.

Решение высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа госвласти субъекта РФ) о назначении представителя в Совете Федерации от исполнительного органа госвласти субъекта РФ оформляется указом (постановлением) высшего должностного лица субъекта РФ.

Представитель в Совете Федерации, избранный или назначенный от субъекта РФ, наделяется полномочиями члена Совета Федерации с момента вступления в силу соответствующего решения об избрании (назначении).

Представитель субъекта РФ в Совете Федерации может быть отозван досрочно органом, которым он был назначен (избран).

Конституция РФ определяет статус Президента РФ как главы государства. Президент РФ осуществляет государственную власть, «возвышаясь» над всеми тремя ветвями государственной власти: законодательной, исполнительной и судебной. Президент, выполняя важнейшие государственные функции, не входит в систему какой - либо ветви государственной власти. Президент РФ имеет законодательно установленные полномочия, вза-имодействует со всеми ветвями власти, принимает участие в организации деятельности федеральных органов государственной власти, но не является главой ни одной из трех ветвей государственной власти.

Президент РФ, не будучи главой исполнительной власти, играет тем не менее весьма значительную роль в сфере ее организации (т. е. формирования системы органов исполнительной власти) и функционирования (т. е. практического осуществле-ния функций компетенции, полномочий).

Президент РФ как глава государства имеет множество важнейших полномочий, которые связаны с организацией и деятельностью государственных органов исполнительной власти:

  • 1) гарантирует права и свободы человека и гражданина, которые реализуются чаще; всего в области организации и функ-ционирования государственного управления;
  • 2) формирует Правительство РФ;
  • 3) предлагает для одобрения Государственной Думе Федерального Собрания кандидатуру Председателя Правительства РФ. (В конечном счете Президент РФ может назначить на эту должность свою кандидатуру.);
  • 4) обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти РФ;
  • 5) вправе принимать или отклонять отставку Правительства РФ;
  • 6) определяет внутреннюю и внешнюю политику Российской Федерации (тем самым он оказывает огромное влияние на содержание деятельности высшего органа исполнительной власти в стране);
  • 7) вправе приостанавливать дёйствие актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае; противоречия этих актов Конституции РФ, федеральным законам, международным обязательствам России или нарушения прав и свобод человека и гражданина, но только до решения данного вопроса соответствующим судом. Поэтому такое право ограничивается во времени и контролируется по содержанию;
  • 8) вправе использовать согласительные процедуры для разрешения разногласии между органами исполнительной власти Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов РФ как по своей инициативе, так и по инициативе органа исполнительной власти. В случае не достижения согласо-ванного решения Президент РФ может передавать разрешение спора на рассмотрение соответствующего суда: так, ряд споров о компетенции разрешается Конституционным Судом РФ. Предметом рассмотрения в Конституционном Суде РФ может стать отказ одной из сторон вести переговоры по заключению соглашения, в то время как другая сторона выступила с иници-ативой несогласия с отдельными пунктами соглашения; отказ в подписании соглашения в целом и т. п.
  • 9) представляет Государственной Думе Федерального Собрания кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка РФ; ставит перед Государственной Думой вопрос об освобождении его от должности;
  • 10) по предложению Председателя Правительства РФ назначает: на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства РФ, федеральных министров
  • 11) представляет Совету Федерации Федерального Собрания кандидатуры для назначения на высшие судебные должности, а также кандидатуру Генерального прокурора РФ;
  • 12) формирует и возглавляет Совет Безопасности РФ;
  • 13) формирует и осуществляет руководство Администрацией Президента РФ;
  • 14) утверждает военную доктрину Российской Федерации;
  • 15) назначает и освобождает от должности полномочных представителей Президента РФ в российских регионах;
  • 16) назначает и отзывает дипломатических представителей РФ в иностранных государствах и международных организациях. По представлению Председателя Правительства РФ Президент РФ утверждает систему и структуру федеральных органов исполнительной власти, вносит в них изменения и дополнения. Он имеет право вносить изменения в состав Правительств РФ, упразднять, объединять или преобразовывать федеральные органы исполнительной власти.

Президент РФ может вводить на территории РФ или в ее отдельных местностях военное положение в случае агрессии против России или непосредственной угрозы такой агрессии. При обстоятельствах я в порядке, предусмотренных федераль-ным конституционным законом. Президент РФ вводит повсеместно либо в отдельных местностях России чрезвычайное по-ложение:

Реализуя свои полномочия. Президент РФ издает указы и распоряжения, обязательные для исполнения на всей территории РФ. Акты Президента РФ не должны противоречить Конституции РФ, федеральным конституционным законам и федеральным законам. В сфере организации и функционирования государственных органов исполнительной власти действует множество указов я распоряжений Президента РФ.

Высшие должностные лица субъектов РФ -- краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов -- подчиняются Президенту РФ по предметам ведения Российской Федерации и осуществления полномочий российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ.

Важные функции исполнительной власти и государственного управления выполняет Администрация Президента РФ, которая является государственным органом, координирующим деятельность всех органов и структурных образований, подчи-ненных Президенту РФ.

Начиная административную реформу, Президент РФ своим Указом от 13 мая 2000 г. № 849 утвердил Положение о полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе. В России образовано семь федеральных округов:

Центральный, Северо-Западный, Северо-Кавказский, Приволжский, Уральский, Сибирский и Дальневосточный. Образование округов даст возможность более эффективно осуществлять федеральный контроль на уровне нескольких субъектов РФ, позволит своевременно разрешать возникающие споры и конфликты между органами региональной государственной власти и территориальными органами федеральной исполнительной власти.

Указом Президента РФ от 1 сентября 2000 г. №1602 было утверждено Положение о Государственном совете Российской Федерации, который является совещательным органом, содействующим реализации полномочий главы государства по вопросам обеспечения согласованного функционирования не взаимодействия органов государственной власти. Одними из основных задач Государственного совета РФ, возглавляемого Президентом РФ, являются: обсуждение имеющих особое государственное значение проблем, касающихся взаимоотношении Российской Федерации и субъектов РФ, важнейших вопросов государственного строительства и укрепления основ федерализма, внесение необходимых предложений Президенту РФ; Обсуждение вопросов, касающихся исполнения (соблюдения) органами государственной власти и местного самоуправления, их должностными лицами Конституции РФ, федеральных законов, указов и распоряжений Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ; обсуждение основных вопросов кадровой политики в стране.

Государственную власть в России осуществляют Президент, Федеральное Собрание (парламент России), Правительство и суды. Это высшие органы государственной власти в РФ (Российской Федерации).

Президент

Президент - глава государства, он не принадлежит ни к одной из ветвей власти.

Президент является гарантом Конституции, определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, представляет Россию внутри страны и в международных отношениях. Президентом может быть избран гражданин России не моложе 35 лет, постоянно проживающий на территории России не менее 10 лет. Президентский срок - 6 (шесть) лет, одно и то же лицо не может быть президентом более двух сроков подряд. Президент, обычно в торжественной обстановке, обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране и об основных направлениях внутренней и внешней политики. Президент является верховным главнокомандующим вооруженными силами страны. Он издает указы и распоряжения и обладает неприкосновенностью (его нельзя просто так взять под стражу, арестовать и т.п.).

Полномочия президента РФ :

1) назначает с одобрения Госдумы Председателя Правительства

2) принимает решение об отставке Правительства

3) формирует и возглавляет Совет Безопасности

4) утверждает военную доктрину РФ

5) формирует Администрацию Президента

6) назначает:

а) полномочных представителей Президента

б) высшее командование Вооруженных Сил РФ

в) дипломатических представителей РФ

7) назначает выборы Государственной Думы

8) распускает Государственную Думу

9) назначает референдум

10) подписывает и обнародует федеральные законы

11) обращается к Федеральному Собранию с ежегодным посланием о положении в стране

12) осуществляет руководство внешней политикой РФ

13) вводит в стране военное положение

14) решает вопросы гражданства и предоставления политического убежища

15) осуществляет помилование

Законодательная власть

Законодательную власть в России осуществляет Федеральное Собрание — парламент Российской Федерации. Здесь принимаются российские законы. Сначала их пишут в Государственной Думе, а потом отправляют на обсуждение в Совет Федерации. После одобрения Советом Федерации закон направляется на подпись Президенту.

Федеральное Собрание состоит из двух палат: верхней и нижней. Верхняя палата парламента - это Совет Федерации (его членов зовут сенаторами), нижняя - Государственная Дума (ее члены называются депутатами).

Совет Федерации формируется из представителей законодательных и исполнительных органов власти субъектов федерации, что позволяет учитывать интересы регионов. В Государственной Думе через депутатов представлены все граждане Российской Федерации, Государственная Дума состоит из 450 человек.

Государственная Дума избирается сроком на 5 (пять) лет. Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин РФ, достигший 21 года. Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно. Заседания Совета Федерации и Государственной Думы являются открытыми.

1) Утверждение изменения границ между субъектами РФ

2) Утверждение указа президента о введении военного и чрезвычайного положения

3) Решение вопроса о возможности использования вооруженных сил за пределами территории РФ

4) Назначение выборов президента

5) Отрешение президента от должности

6) Назначение на должность:

а) Конституционного суда Верховного суда

б) Генерального прокурора

в) заместителя Председателя Счетной палаты

Полномочия Государственной Думы Федерального Собрания РФ :

1) Дача согласия президенту на назначение Председателя Правительства РФ

2) Решение вопроса о доверии Правительству РФ

3) Заслушивание ежегодных отчетов Правительства РФ о результатах его деятельности

4) Назначение на должности:

а) Председателя Центрального банка

б) Председателя Счетной палаты

в) Уполномоченного по правам человека

5) объявление амнистии

6) выдвижение обвинений против президента для отрешения его от должности

Исполнительная власть

Исполнительную власть в России осуществляет Правительство. Возглавляет Правительство Председатель Правительства (международное слово - премьер-министр). Сегодня премьер-министром России является Дмитрий Медведев. Кандидатуру Председателя Правительства Государственная Дума рассматривает в течение недели. Если кандидатуру Председателя Правительства отклоняют три раза, то президент назначает Председателя Правительства, распускает Государственную думу и назначает новые выборы. Премьер-министр определяет основные направления деятельности Правительства и организует его работу. Отставку правительства принимает или отклоняет Президент. Вопрос о доверии правительству ставит Совет Федерации.

Полномочия Правительства РФ :

1) Разрабатывает и передает на рассмотрение Государственной Думы федеральный бюджет

2) Обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики, а также единой политики в области культуры, науки, образования, здравоохранение, социального обеспечения, экологии

3) осуществляет управление федеральной собственностью

4) осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности

5) осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью

Судебная власть

Судьями в РФ могут быть граждане, достигшие 25 лет и имеющие стаж работы не менее 5 лет. Судьи независимы и подчиняются только Конституции. Судьи несменяемы и неприкосновенны. Разбирательство дел в судах открытое. Конституционный суд состоит из 19 судей. Конституционный суд разрешает дела о соответствии Конституции РФ федеральных законов и нормативных актов. Верховный суд является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции.

Полномочия Конституционного Суда РФ :

1) разрешает дела о соответствии Конституции РФ:

а) федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ;

б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти РФ и совместному ведению органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ;

в) договоров между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, договоров между органами государственной власти субъектов РФ;

г) не вступивших в силу международных договоров РФ;

2) разрешает споры о компетенции:

а) между федеральными органами государственной власти;

б) между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ;

в)между высшими государственными органами субъектов РФ;

3) по жалобам на нарушения конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле;

4) дает толкование Конституции РФ;

5) дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления;

6) выступает с законодательной инициативой по вопросам своего ведения.

Народовластие

Статья 3 гласит, что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является её многонациональный народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления . Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону.

Федерализм

Однако ни демократия, ни федерализм в таком понимании духа Конституции не присутствуют. Суверенитет, целостность, единая система государственной власти и централизация управления, как известно, характерны для унитарного государства. Федерацию же отличают, как минимум , возможность её субъектов самостоятельно, без какого-либо вмешательства центральной власти образовывать (формировать) собственные органы государственной власти и наличие взаимного разграничения предметов ведения и полномочий . Все это есть в российской Конституции и даже в аргументации Постановления Конституционного Суда, но ровно никакого влияния не оказывает на его выводы, абсолютно им противоречат. Да и трудно представить, чтобы рассматриваемый механизм назначения губернаторов хоть сколько-нибудь соответствовал принципам федерализма.

Если те же самые нормы Конституции, на которые ссылается Конституционный Суд, читать по-другому, то никакой единой, в смысле унитарной, системы государственной власти там не обнаружится. На самом деле речь идет о двух системах государственной власти - системе федеральных органов и системе органов государственной власти субъектов Российской Федерации, каждая из которых имеет собственные полномочия .

Социальное государство

Согласно ст. 7 Конституции Российская Федерация - социальное государство , политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Светское государство

В ст. 14 Россия обозначена как светское государство , то есть никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной, а религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

Политическое и идеологическое многообразие

Статьёй 13 Конституции установлено, что в России признаются политическое и идеологическое многообразие, многопартийность , равенство общественных объединений перед законом. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Запрещается создание и деятельность общественных объединений , цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооружённых формирований , разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни .

Форма правления

Согласно части первой статьи первой Конституции Российской Федерации 1993 года :

Государственная власть

Статья 10 Конституции устанавливает, что государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную , исполнительную и судебную . Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. Тем самым конституционно закреплено признание принципа разделения властей .

В статье 11 Конституции России в качестве субъектов осуществления государственной власти указаны:

  • Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума),

Отдельно подчёркивается, что государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти. Причём разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации де-юре осуществляется Конституцией России, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.

Глава государства

Законодательная власть

Федеральное Собрание

Законодательным и представительным органом государственной власти (парламентом) Российской Федерации является Федеральное Собрание Российской Федерации (ст. 94 Конституции Российской Федерации). Оно является постоянно действующим органом (ст. 99 Конституции Российской Федерации).

Федеральное Собрание состоит из двух палат: верхняя палата - Совет Федерации (полное именование - Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации) и нижняя палата - Государственная Дума (полное именование - Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации). Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно, но могут собираться совместно для заслушивания посланий президента Российской Федерации , посланий Конституционного Суда Российской Федерации , выступлений руководителей иностранных государств.

Полномочия палат российского парламента описаны в ст. 94-109 Конституции Российской Федерации 1993 года .

Порядок формирования Совета Федерации и порядок выборов депутатов Государственной Думы устанавливаются федеральными законами. С момента принятия конституции они неоднократно менялись.

В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации : по одному от исполнительного и законодательного органа власти субъекта. Поскольку состав Российской Федерации из-за объединения субъектов федерации менялся, то соответственно менялось и количество членов Совета Федерации.

Судебная власть

Высшими судебными органами в России являются Конституционный Суд , Верховный Суд . Судьи высших судов назначаются Советом Федерации по представлению президента Российской Федерации. Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским делам, разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам, образованным в соответствии с федеральным конституционным законом, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью этих судов и дает разъяснения по вопросам судебной практики . Высшие и подведомственные им суды составляют систему федеральных судов. В субъектах Федерации имеются свои конституционные или уставные суды, не входящие в федеральную систему. Недавно [когда? ] введенные мировые судьи также не считаются федеральными судьями.

В главе Конституции о судебной власти упоминается также Прокуратура Российской Федерации . Однако Прокуратура не входит в судебную систему и является независимой от всех ветвей власти. Систему Прокуратуры возглавляет Генеральная прокуратура Российской Федерации во главе с



 

Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!