Структура и функции правовой культуры. Правовая культура

В контексте общего определения правовую культуру можно представить как совокупность норм, ценностей, юридических институтов, процессов и форм, выполняющих функцию социоправовой ориентации людей в конкретном обществе (цивилизации).

Правовая культура занимает обособленное место в социокультурном пространстве. Полностью она не совпадает ни с одним видом культуры (материальной, духовной, политической и т. д.), создавая своеобразное, уникальное сочетание как материальных, так и идеальных, духовных компонентов.

Определенные общие грани имеют правовая и политическая культуры, так как деятельность государства, субъектов политических властеотношений выходит в сферу правовых отношений, что, однако, не меняет природы этих отношений, не поглощает и не исчерпывает их полностью политическими закономерностями. Право-особая форма и вид материального и духовного творчества народа, отдельных личностей - это пласт человеческого опыта, подчиняющийся своим собственным закономерностям.

Какую роль играет правовая культура в жизни общества?

Во-первых, правовая культура - своеобразная форма гармоничного развития человека, через которую достигается общесоциальный прогресс. Этот прогресс связан как с созданием собственно правовых ценностей (способы и средства разрешения социальных конфликтов, институты обеспечения прав человека и т. д.), обогащающих личность, так и предоставлением обществу необходимых юридических условий для спокойного и упорядоченного развития.

Право, юридические инструменты организуют благоприятную деятельностную среду, исключающую насилие, произвол, разрушение материальных и духовных благ, накопленных за тысячелетия обществом. Правовая культура выступает именно той сдерживающей формой, в которой купируется, ограничивается и вытесняется антиобщественное и потому антиправовое поведение.

Во-вторых, правовая культура является средоточием, «мемориалом» накопленных человечеством юридических ценностей. Она - их хранитель, селекционер, генератор и ретранслятор на иные сферы общественных отношений. Правовая культура - живой организм, все элементы которого - нормы, юридические акты, институты, процессы, режимы, статусы - обладают качествами продуктов человеческого духа, кропотливого труда, исторического отбора, жизненной апробации.

Поэтому бережное отношение к правовой культуре есть условие социального прогресса, гарантия эффективности усилий по совершенствованию человеческой личности. Продукты правовой культуры - юридические нормы, памятники права, способы разрешения конфликтов, опыт юридической деятельности, народный правовой фольклор - нуждаются в охране и защите не менее, чем традиционные культурные ценности. Разрушение культурного слоя права чревато невосполнимыми потерями в государственно-политическом самосознании нации, способно породить хаос и произвол в общественных отношениях.

В-третьих, правовая культура - практически единственная глобальная форма, через которую воспроизводится ценность и своеобразие национальных правовых феноменов - государственности, правопорядка, правовой системы. Культура несет в себе «генетический код» отечественных юридических явлений, служит как средством их обогащения в процессе всемирного право-культурного обмена, так и особым бастионом от чуждого инокультурного влияния, разрушающего исходные предпосылки национальной правовой идентичности.

Интернациональный и одновременно национальный характер правовой культуры позволяет сочетать и саморегулировать отечественные и иностранные источники правового прогресса. Названные черты правовой культуры объясняют сложность этого явления для познания, его неоднозначный гносеологический статус, который в теории становится темой многочисленных взглядов, точек зрения, доктрин правовой культуры.

Эти концепции, представления, позиции, расходясь в конкретных интерпретациях понятия, содержания, структуры правовой культуры, как правило, едины в понимании основных функций, которые сводятся прежде всего к сохранению духовных ценностей в юридической области, передаче правового опыта последующим поколениям, поддержанию механизмов воспроизводства правового сознания народа и его влияния на жизненно важные сферы взаимоотношений (государство, политика, экономика, международные отношения и т. д.).

В зависимости от носителя правовой культуры различают:

Правовая культура общества - часть общей культуры, представляющая собой систему ценностей, накопленных человечеством в области права и относящихся к правовой реальности данного общества: уровню правосознания, режиму законности и правопорядка, состояния законодательства, юридической практики и др.

Правовая культура в каждый данный момент «присутствует» в каждой данной точке правовой реальности, не совпадет с ней полностью, но существует в ней как составная часть, которая способна выступать в виде характеристики уровня развития этой реальности.

Культура общества является результатом социально-правовой активности отдельных личностей, коллективов и других субъектов права. Она выступает отправным моментом, базой для такого рода активности и в целом для правовой культуры личности.

Правовая культура личности - это обусловленные правовой культурой общества степень и характер прогрессивно - правового развития личности, обеспечивающие ее правомерную деятельность.

В широком смысле слова правовая культура включает все правовые ценности (высший уровень развития законодательства, правовоую науку, законность, правопорядок и др.) и составляет часть культуры отдельного индивида. В узком же смысле слова правовая культура отдельного индивида означает знание им действующего законодательства, правильное понимание, соблюдение, исполнение, применение и нетерпимое отношение к любым нарушениям законности. Высокий уровень правовой культуры означает, что человек не является посторонним наблюдателем общественных процессов, а проявляет социально-правовую активность, использует свои правовые знания в целях укрепления законности.

Итак, правовая культура - это одна из форм социально-значимой творческой деятельности людей в сфере государственно-правовых отношений.

Вопрос о структуре правовй культуры в отечественной юридической литературе является дискуссионным. Некоторые, в частности В.П. Сальников (Правовая культура. С. 152) считает, что структурными элементами правовой культуры выступают компоненты юридической действительности в их роли быть эталонами поведения: «право, правосознание, правовые отношения, законность и правопорядок, правомерная деятельность субъектов». Другие авторы включают в число структурных элементов правовой культуры еще и правовые учреждения, обеспечивающие правовой контроль, регулирование и исполнение права, а также критерии политической оценки права и правового поведения, правовую науку. В уачестве элемента правовй культуры выделяют так же уровень развития всей системы юридических актов (юридических документов).

Суммируя данные компоненты, мы получим следующую структуру правовой культуры: 1) правосознание, 2) право, 3) правовые отношения, 4) законность и правопорядок, 5) правомерная деятельность субъектов, 6) государственные правовые институты, 7) юридическая наука, 8) юридические акты.

По субъектам правовую культуру подразделяют на правовую культуру личности и правовую культуру общества.

Под правовой культурой личности понимается знание, понимание, сознательное выполнение требований права человеком в процессе его жизнедеятельности.

Правовая культура общества - это вся сфера материального и духовного воспроизводства права, юридическая практика народа в конкретной исторический период. Правовая культура общества характеризуется состоянием и спецификой общественного правосознания, системой массовой правовой информации, уровнем развития законодательства, правопорядком и состоянием законности в стране.

В многонациональных государствах правовая культура общества очень сложна, т. к. включает в себя состояние общегосударственной и национальной правовых культур. Правовая культура отдельно взятого государства содержит как общие, особенные, так и единичные признаки. Правовая культура личности - частица правовой культуры нации, общества и т. д., зависящая от жизненного опыта личности, уровня ее юридического образования, правовых навыков и влияющая на ее юридически значимое поведение. Как и правосознание, правовая культура личности имеет следующие уровни: обыденный, профессиональный, теоретический, которые постоянно взаимодействуют. Они формируются в процессе правового воспитания, которым должны заниматься государство и все остальные институты политической системы общества (религиозные, профсоюзные, военные и др. организации). Процесс передачи юридических знаний и опыта осуществляет воздействие на сознание и поведение человека, формирует у него позитивные представления, взгляды, ценностные ориентации, чувства, эмоции. Все это способствует воспитанию законопослушности, влияет на соблюдение, исполнение и использование индивидом юридических норм.

В данном процессе происходит реализация трансляции юридических знаний, познавательно-преобразовательной, праворегулятивной, ценностно - нормативной, право-социализаторской, коммуникативной и прогностической функйии правовой культуры.

Праворегулятивная функция являет собой непрерывный процесс приведения реального поведения личностей, коллективов, государственных и общественных институтов в соответствие с действующими нормами права, которые утверждают справедливость, служат на благо общества и граждан.

Познавательно-преобразовательная функция направлена на приобретение юридических знаний, норм, законов, процессов, кодексов и т. д. и на правильное применение их на практике.

Правосоциализаторская функция призвана контролировать и консолидировать социально неоднородное общество, т. к. пока в определенной степенизаконы отвечают всеобщим интересам, общество воспринимает их позитивно.

Предметом ценностно-нормативной оценки являются правоотношения, нормы и т. д. На практике, прежде, чем вынести то или иное суждение и реализовать ту или иную норму необходимо взвешивать значительное количество обстоятельств, каждое из которых может побуждать нас к применению различных норм. Выбрать из множества норм одну единственно правильную можно только хорошо владея предметом, четко зная законы, имея высокий уровень нравственной и правовой культуры, что и является мехпнизмом, способным помочь найти правильный и точный ориентир, принять верное решение.

Особенностью правовой культуры является то, что она представляет собой не право или его реализацию, а комплекс представлений той или иной общности людей о праве, его реализации, о деятельности государственных органов, должностных лиц. Правовая культура предполагает высокое качество правотворческого процесса, реализации права; достаточный уровень правового мышления и психологического восприятия правовой реальности; осознание специфических способов правовой деятельности правоохранительных органов; результатов реализации требований законности в виде устойчивого и стабильного правопорядка. Правовая культура диктует каждой личности принципы правового поведения, а обществу – систему правовых ценностей, идеалы, правовые нормы, обеспечивающие единство и взаимодействие правовых институтов и организаций. Правовая культура многозначное и более высокая и емкая форма правосознания, характеризующаяся степенью знания права, интенсивностью убеждений ценностей права и ее ролью в обществе, значимостью судебных, нотариальных, арбитражных и др.юрид. учреждений по защите прав и интересов граждан и общества, соотношением с другими системами общей культуры (научн., художеств.), а также работой законодательных органов. (тетрадь) Условием формирования правовой культуры и первой ступенькой на этом пути является правовое воспитание. Правовую культуру можно рассматривать в широком и узком смысле слова. Правовая культура (в широком смысле слова ) – это совокупность компонентов юридической надстройки в их реальном функционировании, комплекс представлений той или иной общности людей о праве, его реализации, о деятельности государственных органов, должностных лиц.

Правовая культура (в узком смысле слова ) – это совокупность материализованных идей, чувств, представлений как осознанной необходимости и внутренней потребности поведения личности в сфере права, базирующаяся на правовом сознании.

Правовая культура в реальной жизни выполняет одновременно несколько специфических функций - познавательно-преобразовательную, праворегулятивную, ценностно-нормативную, правосоциализаторскую, коммуникативную и прогностическую.

Познавательно - преобразовательная функция связана с теоретической и организаторской деятельностью по формированию правового государства и гражданского общества. Она призвана содействовать согласованию общественных, групповых и личных интересов, поставить человека в центр общественного развития, создать ему достойные условия жизни и труда, обеспечить социальную справедливость политическую свободу, возможность всестороннего развития. Эта функция связана с созданием правовых и нравственных гарантий таких общечеловеческих ценностей, как честность и порядочность, доброта и милосердие, моральный самоконтроль и совестливость, человеческое достоинство и свобода выбора.

Познавательная функция правовой культуры заключается в освоении правового наследия прошлых веков и достижений отечественного и зарубежного права.

Праворегулятивная функция направлена на обеспечение устойчивого, слаженного, динамического и эффективного функционирования всех элементов правовой системы, а стало быть, и общества в целом.

Регулятивная функция реализуется через правовые и другие социальные нормы. Благодаря этой функции правовая культура обеспечивает подчинение социальных стремлений и идеалов, взаимность прав и обязанностей граждан, вносит элемент упорядоченности в эти отношения.

Коммуникативная функция правовой культуры обеспечивает общение граждан в правовой сфере, она существует через это общение и влияет на него. Здесь имеется в виду не только непосредственное общение граждан в сфере действия права, но и косвенное «общение» с лицами, принадлежащим к прошлым поколениям, или с нашими современниками, с которыми мы лично не знакомы или которые отделены от нас расстоянием и временем.

Коммуникативная функция правовой культуры реализуется не только в сфере сегодняшнего правового регулирования. Она выступает необходимым элементом планирования и прогнозирования правовой культуры, правового культурного строительства и развития. Освоение этой функции определяет наше отношение к правовому культурному наследию, к другим типам современной правовой культуры.

Прогностическая функция охватывает правотворчество и реализацию права, обеспечение правомерного поведения граждан, их социальной активности, включает анализ тенденций, характерных для всей правовой системы. Конечно, не все в правовой сфере поддается планированию. В то же время и эта сфера подвержена целенаправленному воздействию. Наше общество нацелено в будущее. А следовательно, неизбежно связывает себя с идеей прогнозирования, в том числе и правовой культуры.Истинная функция предвидения в правовой области заключается не только в определении наиболее подходящих средств для достижения правовых культурных целей, но и в предсказании возможных последствий, объяснении необходимости возникновения новых правовых ценностей.

Ценностно-нормативная функция правовой культуры проявляется в разнообразных фактах, которые приобретают ценностное значение, отражаясь в сознании действующих индивидов и человеческих поступках, социальных институтах. Исходя их этого, правовые нрмы, другие составляющие правовой культуры общества выступают объектами оценки. Указанная функция проявляется и при изучении оценочного отношения личности к результату и цели ее действий, направленных на изменение окружающей правовой действительности, к эталонам и образцам поведения, предусмотренным нормами права. Правосоциализаторская функция направлена на формирование правовых качеств личности. Необходима целенаправленная правовоспитательная работа, важны мероприятия по организации юридического всеобуча населения, оказанию ему юридической помощи, активности процессов самовоспитания личности.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Предмет и метод теории государства и права

На сайте сайт читайте: "тема 1: предмет и метод тгп"..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Становление, развитие и современное состояние ТГиП
Более чем 2,5 тысячелетняя история становления и развития науки свидетельствует о том, что ни одна социальная теория не является исключительной и завершенной. Также это относится и к ТГиП, поскольк

Функции ТГиП
Функции науки ТГП раскрывают и показывают роль данной науки в общественной жизни. Её значение для общественной и юридической практики. К основным функциям науки ТГП относятся во 1) гносеологическая

Методология ТГиП, философские основы ТГиП как всеобщие методы
Каждая наука в процессе познания своего предмета вырабатывает свой метод. Имеет его и ТГП. Методология – это теоретическое обоснование используемых в науке методов познания окружающей нас действите

Диалектико-материалистический метод в изучении ГиП
В рамках этого метода ГиП рассматривается как развивающиеся, динамичные социальные институты, где причины их развития коренятся в материальных условиях жизни общества (противоречивый характер этого

Частнонаучные методы (конкретно-социологический, статистический, исторический, кибернетический и др.)
Знание и умелое использование общенаучных методов не исключает, а напротив, предполагает применение спе­циальных и частных методов познания государственно-пра­вовых явлений. Традиционен для юридиче

Частнонаучные способы познания государственно-правовых явлений (сравнительного правоведения, технико-юридического анализа и т.д.)
В наше время, когда закономерно усиливаются интеграционные процессы, возрастает роль метода сравнитель­ного государствоведения и правоведения, который имеет свои объектом сходные государстве

ТГиП, философия права, социология права
Философия права - состоит из методологических проблем правоведения. Социология права - вопросы эффективного действия законодательства, условия и причины правонарушений, социальная стр

ТГиП в системе юридических наук
ТГП являясь наукой юридической самым тесным образом связана с другими юр-ми науками. Всю систему юр-их наук можно представить в виде пирамиды в составе которой можно выделить три звена. Первое (ниж

Соотношение ТГП с отраслевыми юридическими дисциплинами
ТГП входит в систему юр. наук, объединенных общим понятием юриспруденция. Существует именно система, множество юр. наук. Это объясняется тем, что ГиП – явления – сложные и многогранные, имеющие неп

Категории и понятия ТГиП, их значение для подготовки специалистов в области юриспруденции
ТГиП – одна из наиболее сложных учебных дисциплин. Она насыщена обобщениями, абстрактными научными положениями, понятиями (категориями). Особое значение здесь приобретают научные определения (дефин

ТГиП как учебная дисциплина, ее структура
Следует различать ТГиП как науку и как учебную дисциплину. 1 ТГиП – учебная дисциплина полностью базируется на ТГиП – науке. Поэтому чем масштабнее научные достижения, тем содержательнее и полнее с

Характеристика экономической основы, социальной власти и норм первобытного общества
В истории человеческого общ-ва первобытное общ-во занимает довольно значительный отрезок времени – несколько тысячелетий. В своём развитии оно прошло несколько периодов: первобытное общ-во проходит

Причины и формы возникновения государства
Основные причины происхождения государства: Г это естественный процесс человеческого развития. Можно выделить несколько основных причин: 1) Необходимость единого руководства обществом

Общее и особенное в происхождении государства у различных народов
Общее: Различные Г возникали в силу самых разных причин и унифицировать их в рамках одной универсальной теории невозможно. Тем не менее, можно выделить наиболее общие закономерности их возни

Причины возникновения права
Причины и условия, вызвавшие к жизни право, во многом аналогичны причинам, породившим Г Основные причины происхождения права: Социальные нормы - правила поведения, регулирующие отно

Признаки, отличающие право от социальных норм первобытно-общинного строя (классово-волевой, общеобязательный и формально-определенный характер)
Рассмотрение П в юридич смысле позволяет выделить целый ряд признаков, по которым оно достаточно четко отличается от соц-х норм первобытно-го строя: 1) П исходит от Г, а соц-е нормы первоб-го строя

Государственная власть как особая разновидность социальной власти
Соц власть бывает двух видов – не политическая и политическая (государственная). Гос-ая власть возникает одновременно с Г и является его неотъемлемым атрибутом. Гос-ая власть – это

Соотношение политической и гос власти
Гос-ая власть – это политическое руководство общ-ом осуществляемое при помощи органов гос-ва и др. гос-ых учреждений в интересах либо народа, либо классов, либо соц-ых групп. Гос власть это политич

Легитимность и легальность гос власти
Легализация государственной власти - как юридическое понятие означает установление, признание, поддержку данной власти законом, прежде всего конституцией, опору власти на закон.

Плюрализм в понимании государства
Многие ученые характеризовали Г как организацию правопорядка, усматривали в том его суть и главное назначение. Это один из признаков данного феномена. Знаменитый государствовед Л Дюги выделяет 4 эл

Классовое, общесоциальное, религиозное, национальное, расовое в сущности государства
Общесоциальная и классовая сущность государства. Сущность Г состоит в том, чтобы обеспечивать с помощью аппарата политической власти целостность общества и его надлежащее функционирование в

Понятие типа государства
В многовековой истории человечества существовало, сменяя друг друга, большое количество Г. Исторический тип гос-ва – это совокупность общих признаков, характеризующих гос-во на определенном этапе е

Факторы, определяющие тип государства
Вопрос 9 12 Формационный подход: его достоинства и слабые стороны см. вопрос 9 Суть форм-го подхода в том, что выяснение типа Г основываетс

Особенности государства в рамках одного исторического типа
Такие разновидности Г в рамках одного и того же историч типа обычно носят промежуточный (переходный) характер). Этот вид Г потому не укладывается в рамки понятия «историч тип Г», что сочетает в себ

Переходные типы государства
Классификация Г на типы не является всеохватывающей. В прошлом существовали и ныне есть немало переходных Г. Они возникли в результате распада колониальной системы и двигались в своем развитии к од

Характеристика отдельных типов государства
С точки зрения догматизированной формационной теории: 1) рабовладельческое Г – это первый исторический тип Г, возникший в результате разложения первобытнообщинного строя и представлявший соб

Диалектика соотношения формационного и цивилизационного подходов в типологии государства
Классово-формационный подход к типологии Г до последнего времени был единственным в нашей научной и учебной литературе. Типом Г называлась «совокупность Г-в, развивающихся в рамках одной и т

Понятие, значение и объективный характер функций государства
Функции государства - особый механизм государственного воздействия на общественные отношения и процессы, охватывающий основные направления деятельности государства по управлению обществом. Ф

Соотношение функций с целями и задачами государства
Термин «функции государства» применяется для обозначения основных, наиболее важных направлений деятельности Г, в которых проявляется его социальное назначение. Основные направления деятельности зак

Функции государства и функции отдельных его органов
ФГ никогда следует смешивать с функциями государственных органов. В отличие от функций многочисленных гос орга­нов (финансовых, народного образования, прокуратуры), специально предназначенных для о

Обусловленность функций государства его сущностью и социальным значением
Назначение Г-ва, его роль в жизни общ-ва выражается в его функциях. ФГ это определенные направления и стороны деятельности Г в которых выражается его сущность и соц-ое назначение. Исходя из

Характеристика основных внутренних и внешних функций современного Российского государства
По сфере политической направленности: внутренние и внешние. Система Ф Российского Г принципиальным образом трансформируется. Некоторые Ф у Г отпадают вообще, другие существен

Функции государства и своеобразие исторических периодов развития государства и общества
Функциональный подход позволяет более глубоко изучать длительный историч процесс возникновения, развития, смены, разрушения, появления Г различных типов, видов, форм у разных народов, т.е. процесс

Соотношение типа и функций государства
Функции Г тесно связаны с характеристиками Г, его типом Вопрос 9 ?? 11 Границы деятельности Г? 12 Формы и методы осуществления функций Г:

Понятие и элементы формы государства
Форма Г - сложное общественное явление, и раскрывается через характеристику структурных элементов формы государства. Вопрос о структурных элементах формы государства носит дискуссионный характер. Н

Соотношение сущности, содержания и формы государства
Любое Г есть единство его сущности, содержания и формы. Чтобы оно активно функционировало, чтобы качественно и слаженно действовал его механизм, требуется четко организованная гос власть; Форма Г о

Форма правления России и ее развитие в современных условиях
По форме правления современное Росс Г представляет президентско – парламентскую республику, основанную на разделении властей. В этой области процессы имеют переходный период. Формирование си

Соотношение типа и формы государства
Типология Г-в тесно связана с понятием формы государства. Особенности каждого конкретного типа Г устанавливаются на основе анализа его организационного устройства, методов осуществления гос власти.

Многообразие форм правления в пределах одного и того же типа государства
Всё чаще создаются смешанные формы правления: в парламентскую республику включат некоторые элементы президенцианизма, в президентскую - парламентаризма. Возникают полупрезидентские, полуп

Нетрадиционные республики
Существуют и иные, нетипичные, виды республик. Например, теократическая республика (Иран, Афганистан). Для некоторых стран Африки харак­терна своеобразная форма президентской монократической респуб

Унитарное государство и федерация
Унитарное Г- это единое, цельное государственное образование, состоящее из административно-территориальных единиц, которые подчиняются центральным органам власти и признаками государс

Конфедерация
Конфедерация - это временный юридический союз суверенных Г, созданный для обеспечения их общих интересов. При конфедеративном устройстве государства - члены конфедерации - сохраняют с

Демократические и антидемократические режимы
А также, Вопрос 12 Формы государственного режима - представляют собой совокупность способов и методов осуществления власти государством. Государственный режим - важнейшая составная

Политический (государственный) режим современной России
Политич режим современного Рос Г – это либерально – демократический режим, который, конечно же, еще несет на себе груз тоталитарного режима (элементы всеобщего контроля гос органов за жизнью

Понятие механизма государства
Мех Г – это система специальных органов, с помощью которых Г осуществляет свои функции. Структурными элементами мех Г являются: гос аппарат (гос аппарат – это часть механизма Г, представляющ

Соотношение механизма государства и его аппарата
Вопрос 2 Государственный аппарат – это часть механизма Г, представляющая собой совокупность гос. органов, наделенных властными полномочиями для реализации гос. власти. В структуру м

Структура государственного аппарата
Государственный аппарат - это целостная иерархическая система государственных органов и учреждений, практически осуществляющих государственную власть, задачи и функции государства. Государст

Понятие и признаки государственных органов
Государственный орган- это часть гос аппарата, наделённая государственно-властными полномочиями. Гос орган, это первичный и важный структурный элемент государственного аппарата. Каждый гос о

Классификация государственных органов
Классификация органов Г:По способу возникновения: 1) Первичные органы - никакими другими органами не создаются, такие органы получают властные полномочия непосредственно от избирателе

Система государственных органов и проблема разделения властей (законодательная, исполнительная, судебная)
Система – см. Вопрос 5 Классификации органов публичной власти систематизируют теоретические знания о них, но не позволяют на практике образовать систему этих органов. Это позволяет

Органы государства и органы местного самоуправления
Органы Г - см. Вопрос 5 и 6 Самоуправление. Кроме гос-го управления существует самоуправление. Самоупр-ие связано с осуществлением власти непосредственно народом. Обычно само

Принципы организации и деятельности государственного аппарата
Принципы организации и деятельности государственного аппарата: демократизм, разделение властей, законность, федерализм, профессионализм, централизм, гласность, самостоятельность, сочетание коллегиа

Понятие и сущность бюрократии
Бюрократия и бюрократизм неотрывны от Г и во многом характеризуют его механизм (аппарат). Бюрократия (М Вебер) – рациональная организация гос управления, деятельности гос аппарата на основе господс

Понятие, структура, методологические основы анализа политической системы общества
Политическая система- это совокупность взаимодействующих между собой норм, идей и основанных на них политических институтов и действий, организующих политическую власть, взаимодействие граждан и го

Критерии отбора элементов политической системы
Вопрос 1. 3 Понятие субъектов политической системы: Г, политич партии, движения, общественные организации и объединения и т.д. Субъекты политич системы - Г,

Виды политических систем
В зависимости от политического режима выделяют следующие виды политических систем: 1) Демократические. 2) Тоталитарные.В зависимости от общественно-экономической формации: 1) П

Признаки государства, отличающие его от других организаций и учреждений общества
Государство как субъект политической системы - в историческом плане Г можно считать первой политической организацией. Г занимает центральное место в политической системе. Особенности: 1)

Государство и церковь
В период распада первобытно-общинного общества и возникновения Г присходит разделение социальных норм на религию и правовую мораль. Огромное влияние религия оказала на рабовладельческое общество. В

Светские и теократические государства
Светские Г: в светских Г все виды религиозных организаций отделены от Г, не вправе выполнять ни политич ни юридич функций, не могут вмешиваться в дела Г. Г охраняет законную деятельность рел

Общества
Демократическим Г называется такое Г, устройство и деятельность которого соответствуют воле народа, общепризнанным правам и свободам человека и гражданина. Демократическое государство - важн

Понятие и определение права
В современной юридической науке термин «право» используется в нескольких значениях (многоаспектное понятие): 1. правом называют социально-правовые притязания людей, например, право человека на жизн

Право в объективном и субъективном смысле
Позитивное право подразделяется на объективное (право в объективном смысле) и субъективное (право в субъективном смысле). Объективное право это установленные или санкционированные гос

Нормативность, обязательность, формальная определенность, системность, волевой характер права
Объективные свойства, которые объективно присущи П: 1. Нормативность: П обладает нормативностью поскольку состоит из норм правил общего характера, благодаря этому св-ву П способно охватить и

Экономика, политика, права
Право и политика. Право и экономика.Г непосредственно связано с П и проводит через него свои установления. П не существует без Г, оно является его непосредственным продуктом; хотя оно и обус

Справедливость как один из принципов права
Принцип справедливости имеет особую значимость. Он в наибольшей степени выражает общесоциальную сущность права, стремление к поиску компромисса между участниками правовых связей, между лично

Статистика и динамика права
Регулятивная ф-ия (из группы специально-юридических Ф П) характеризует П как позитивный регулятор общ-ых отношений т.е. П осуществляет прежде всего так называемое положительное регулирование т.е. о

Социальное назначение права
Социальная ценность права. Ценность – это определенно благо, это то, что полезно для человека. Отсюда ценность права выр-ся в его полезности для отдельного человека, для общ-ва в целом и для

Понятие права
В современной юридической науке термин «право» используется в нескольких значениях (многоаспектное понятие): 1. правом называют социально-правовые притязания людей, например, право человек

Различные взгляды на типологию права
Типология права. Характеристика основных исторических типов права. Типология права -это его специфическая классификация, производимая в основном с позиции следующих подходов. В рамках первог

Мусульманская правовая система
Мусульманская правовая система принадлежит к семье так называемого религиозно-традиционного права,свойственного странам Азии и Африки. Мусульманское право - это система норм, выраженных в религиозн

Государство и личность
Человек как личность оказывается включенным в разные социальные группы и в общ-во в целом, находится в неизбежной связи с Г. Взаимодействие отдельной личности и Г характеризуется их взаимными мног

Соотношение и взаимосвязь право и государства
вопрос о соотношении права и гос-ва и наоборот. Они тесно связаны между собой, существуют и функционируют в неразрывном единстве. В вопросе о взаимодействии П и Г в мировой науке сложились д

Возникновение идеи правового государства и современное ее понимание
До образования Г сложились нормы естественного права, которые гармонично регулировали отношения между индивидом и обществом. Но Г разорвало эту гармоничную связь, став посредником между индивидом и

Проблемы становления правового государства в России
Проблемы формирования правового государства в РФ (экономические, политические, социальные и духовные) Процесс возвращения в Россию идей правовой государственности начался в 60-е гг. и инте

Соотношение общества и государства
Понятия Г и общества не тождественны. Их следует различать. Но все же существует тесная взаимосвязь общества и Г. Она проявляется в том, что без Г гражданское общество существовать не может, а Г бе

Идея формирования правового государства в России
В Росс Г делается попытка не только возродить идею правового Г, но и претворить ее в жизнь. Безусловно, этот путь будет долгим, сложным и противоречивым. Возникновение и эволюция идеи правового Г –

Индивидуальное регулирование
Индивидуальное правовое регулирование- это деятельность субъектов по разрешению вопросов, относящихся к сфере правового регулирования на основе свободного усмотрения, но в пределах очерченных закон

Норма как мера сущего и должного
Пр норма – это первичная клеточка П. Н П является образцом (моделью) типового общ-го отношения, которое устанавливается Г-м. Она определяет границы возможного или должного поведения людей, меру их

Технико-юридические нормы

Роль и место технико-юридич норм в правовом регулировании
Существует некоторая группа технич норм, которая в силу своей значимости находит закрепление в законодательстве (т.е. в системе соц-х норм), получая при этом название технико-юридическая норма

Единство и классификация социальных норм
Виды социальных норм. Общее и особенное в социальных нормах. Социальные нормы обусловлены уровнем развития социально-экономического строя и регулируют поведение людей в общес

Нормы права, морали, обычаи, традиции, религиозные, политические, эстетические, корпоративные и иные нормы
По способам установления и обеспечения нормы классифицируются на нормы права, нормы морали, обычаи, корпоративные нормы (общественных организаций). Однако некоторые авторы предлагают выделить следу

Общее и особенное в праве и иных социальных нормах
Являясь важнейшим элементом нормативного регулирования общественных отношений, право занимает особое место в системе соц-х норм. Во-первых, это нормы всегда формально определенные, т.е. изложенные

Значение морали в повышении правовой культуры и формировании уважения к праву
Нормы морали оказывают активное влияние на создание и реализ пр норм. Требования общ-й нравственности всемерно учитываются нормотворческими гос органами при создании пр. норм. Моральные установлени

Понятие правосознания
Правосознание-это совокупность представлений и чувств, выражающих отношение людей к праву и правовым явлениям в общественной жизни. У людей всегда присутствует какое-то отношение к

Место и роль правосознания в системе форм общественного сознания
Правосознание обычно не существует в "чистом" виде, а взаимосвязано с другими видами и формами осознания реальности и действительности и вступает во взаимодействие с другими формами общес

Структура правосознания
Структура правосознания: 1 Правовая идеология - это отражение правовой действительности в форме систематизированных взглядов, идей, принципов, понятий и т.п., осуществляемое на рацион

Правовая психология и правовая идеология
1 Правовая идеология - это отражение правовой действительности в форме систематизированных взглядов, идей, принципов, понятий, требований общества, классов, различных социальных групп и слое

Виды и уровни правосознания
Для понимания того, что есть правосознание имеет смысл рассмотреть его разновидности. Основаниями разделения правосознания на виды можно взять уровень осознания необходимости права, глубину проникн

Обыденное, профессиональное, научное
По уровню отражения правовой действительности: 1 Обыденное - присуще основной массе людей, формируется на базе повседневной жизни граждан в сфере правового регулирования. Для людей с

Взаимодействие права и правосознания
Правосознание – это отношение людей к праву. Позитивное право как критерий правомерности поведения действует всегда в определенной среде – экономической, политической, нравственной. Существенное зн

Функции правосознания в правотворческом и правореализационном процессах
Функции правосознания - это основные направления его взаимодействия с правовой действительностью. Выделяют три функции правосознания: 1 Познавательная функция правосознания состоит в

Структура правовой культуры общества
Ученые не могут найти единый подход к трактовке как самой категории «правовая культура», так и ее структурных компонентов, содержания, функций, в силу того, что понятие правовой культуры многоаспек

Уровень развития правосознания общества
-уровень развития правового сознания общества говорит о том, насколько глубоко освоены им такие правовые феномены, как ценность прав и свобод человека, ценность правовой про

Знание, понимание, уважение к праву, активность в правовой сфере
Пр культ это также правосознание всего населения страны, выражающее уровень развития права и правосознания, их места в жизни общества, усвоением правовых ценностей, их реализацию на прак

Правовой нигилизм и правовой идеализм
Правовой нигилизм- это отрицательное отношение к праву, закону и правовым формам организации общественных отношений. Причины: 1 Законы не соответствуют интересам граждан. 2 Историческ

Правовое воспитание как одно из средств правовой социализации личности, как целенаправленное формирование правовой культуры граждан
Правовая культура общества нуждается в систематическом рационально формировании, стимулировании, позитивном социальном развитии. Система мер, направленных на формирование политико-правовых идей, но

Понятие, формы и методы правового воспитания
Правовое воспитание- это целенаправленная деятельность по трансляции (передаче) правовой культуры, правового опыта, правовых идеалов и механизмов разрешения конфликтов в обществе о

Правовая культура и ее роль в становлении нового типа юриста, гос служащего
Профессионализм и справедливость торжествуют в юридической практике лишь тогда, когда юрист как служитель закона честно, исполняет свой морально-правовой долг, постоянно повышает мастерство и наход

Понятие нормы права
Нормы права– общеобязательное правило установленное или признанное Г, обеспеченное возможностью гос.принуждения и регулирующее общественное отношение. Признаки нормы прав

Предоставительно-обязывающий характер юридич норм
Практически во всех учебниках указывается на то, что нормы – правила носящие представительно обязывающий характер. Это форма определения и закрепления прав и обязанностей. Права и обязанности высту

Проблема элементного состава структуры правовой нормы
Нормы права хотя и являются первичными элементами сис-мы права, сами состоят из определенных элементов. В качестве структурных элементов правовых норм обычно выделяют гипотезу, диспозицию и санкцию

Позитивные обязывания, дозволения и запреты в содержании правовых норм
Позитивные обязывания, дозволения и запреты содержатся в регулятивных нормах. Регулятивные нормы это нормы осущ-ие позитивное регулирование т.е. эти нормы устанавливают для участников общественных

Нормы права и статьи нормативного акта, их соотношение
Реальное действие правовых норм непосредственно свя­зано с их внешним выражением, закреплением в официаль­ных документах. Важнейшим и наиболее распространенным из них является нормативный правовой

Виды правовых норм
Виды правовых норм: 1 По назначению: основные, первичные, производные, вторичные. 2 По отраслям: гражданско-правовые, уголовно-правовые, административно-правовые. 3 По спосо

Научно-практическая значимость классификации норм права
Классификация норм права по их гипотезам По содержанию: 1 Простая гипотеза - описывает одно обстоятельство, с наличием которого правовая норма связывает возникновение отношения, преду

Основные виды форм российского права
Вопросы 2 и 5 В Российском Г, в сущности, единственным источником (формой) права является нормативно-правовой акт. Судебного прецедента нет (но роль юридической практики велика), об

Система нормативных актов России
В Российском Г, в сущности, единственным источником права является нормативно-правовой акт. Судебного прецедента нет (но роль юридической практики велика), обычая тоже нет, хотя исключения имеются.

Конституция как основной закон Г
Конституция- основной закон Г (является основой всего законодательства России). Все остальные законы принимаются в строгом соответствии с К. В ней сформулированы правовые принципы

Верховенство законов как важнейшее требование правового Г
Верховенство закона как один из признаков правового Г означает, что главные общественные отношения в экономике, политике, социально-культурной сфере регулируются законом не вообще юридически, а име

Особенности соотношения нормативных актов в федеративном Г
В федеративных Г НА подразделяются на: общие или федеральные, НА субъектов федерации, местные. Общие НА – это НА действующие на территории страны. НА субъектов действуют на тер

Правообразование и правотворчество, понятие и соотношение
Правотворчество это деятельность направленная на установление, изменение или отмену норм права. Правотворчество - госуд-ая деятельность, поскольку установление норм позитивного права является преро

Виды и принципы правотворчества
В зависимости от субъектов правотворчество подразделяется на такие виды, как: 1) непосредственное правотворчество народа в процессе проведения референдума (всенародного голосования по наибол

Правотворчество и законотворчество
Правотворчество - это создание, изменение, отмена, приостановка действия, лишение юридической силы правовых норм. Правотворчество является той стадией, которая предшествует правовому регулир

Понятие, этапы и основные стадии законотворческого процесса
Законотворчество - это процесс создания, изменения и отмены нормативно-правовых актов высшей юридической силы. Как особая форма правотворчества, законотворчество отличается: особым ограничен

Законодательная инициатива, обсуждение законопроекта, принятие и опубликование закона
Законодательная инициатива это особая форма правотворческой инициативы (она принадлежит любому гражданину, каждый может обратиться в любой орган в любой правотворческий орган с предложением

Инкорпорация, консолидация, кодификация
Вопрос 9 Инкорпорация есть упорядочение нормативных актов без переработки содержания норм права, т.е. систематизация вне пределов правотворчес­кого процесса. Главное назначен

Юридическая техника и ее значение для правотворчества и систематизации НА
В теории правотворчества понятие юридической техники трактуется неоднозначно, например, под юридической техникой можно понимать: приёмы конструирования правовых норм; порядок построения текста норм

Язык и стиль закона
Законы, иные нормативные акты имеют особый, юридический стиль изложения: они должны быть официально и терминологически строги, в них не должно быть художественной красивости, текст нормативн

Компьютеризация законотворчества
Электронно-вычислительная техника используется в правотворчестве для подготовки законопроектов (учет правовой информации), для хранения, выдачи. Использование ЭВМ изучается в рамках науки правовой

Понятие системы права, ее отличие от правовой системы

Основные элементы системы права
Система права показывает, из каких частей, элементов состоит право и как они соотносятся между собой. Структурными элементами системы права являются:а) норма права; б) отрасль права; в) подотрас

Предмет и метод правового регулирования как основания выделения отраслей в системе права
Критерием деления права на отрасли, подотрасли и институты выступает предмет правового регулирования (был обозначен в ходе дискуссии отечественных учёных-правоведов в 1938-41г) и метод пр

Общая характеристика отраслей права
Вопрос 4 Отрасль права – это главное подразделение системы права, отличающееся специфическим режимом юридического регулирования и охватывающее целые участки, комплексы однородных об

Частное и публичное право
Публичное право есть то, которое относится к положению римского государства; частное - которое {относится} к пользе отдельных лиц. Публичное право составляют нормы, регулирующие отношения, одним из

Материальное и процессуальное право
В системе права различают материальные и процессуальные отрасли права. Материальное право – это совокупность отраслей непосредственно регулирующих общественные отношения, это юридич

Виды юридических процессов
Юридич процесс – это сложная, длящаяся во времени деятельность, состоящая из процессуальных стадий, которые имеют строго определенную последовательность. По характеру принимаемых решений юр

Соотношение национального и международного права
см. Тема 9 Вопрос 8 Нормы международного права складывались(ются) на основе соглашений между странами и выражают их общую волю. Различают международное публичное и международное час

Система права и система законодательства, их соотношение и взаимосвязь
Система объективного (позитивного) права- это внутренне строение права, деление его на отрасли, подотрасли и правовые институты в соответствии с предметом и методом правового регулирования.

Понятие, признаки и виды правовых отношений
Правоотношение - это возникающая на основе норм права общественная связь, участники которой выступают как носители субъективных прав и юридических обязанностей, обеспеченных государством. В

Взаимосвязь норм права и правоотношений
Правовые отношения – это часть общественных отношений, урегулируемых нормами права, субъекты которых являются носителями субъективных прав и субъективных юридических обязанностей. Норма пр

Правосубъектность
Для того, что бы быть субъектом правоотношений индивиды и орг-ии должны обладать таким качеством как правосубъектность – это способность быть субъектом права отсюда и субъектом правоотношений.Пр

Физические и юридические лица
Субъекты правоотношений - это обладатели прав и носители обязанностей в правоотношении. Субъектами правоотношений могут выступать физические и юридические лица. Физические лица - это

Ограничение дееспособности
Дееспособоность индивида имеет значение только в области гр. права. Правоспособность с рождения, а дееспособоность с 18ти лет. На дееспособоность влияет возраст, психическое здоровье индивида т.к.

Особенности основных объектов в различных видах правоотношений
Вопрос 13 15 Фактическое и юридическое содержание правоотношенийВопрос 19 Юридическое содержание правоотношений составляют субъективные пра

Понятие и классификация юридических фактов как оснований возникновения, изменения и прекращения правоотношений
Юридические факты - это такие жизненные факты, с которыми норма права связывает возникновение, изменение либо прекращение юридических отношений. Юридические факты предусматриваются в гипотез

Простые и сложные юридич факты
С учетом элементарного состава (сложности) юр-ие факты делятся на: простые и сложные. Простые – одноэлементные факты (договор займа). Сложные – многоэлементные элементы (правонарушени

Фактический (юридический) состав
Нередко для возникновения, изменения или прекращения правоотношений требуется не один юр-ий факт, а определенная совокупность. Такая совокупность юр-их фактов в юриспруденции именуется фактическим

Презумпции в праве
В ряде случаев роль юридич фактов играют презумпции (лат. – предположение, основанное на вероятности). Юридич презумпции – это предположения о наличии обстоятельств, имеющих силу юридич факт

Юридические фикции
В некоторых случаях роль юридич фактов играют юридич фикции – заведомо неистинные положения, которые вносят определенность в правовое положение лица и тем самым способствуют реализации норм

Понятие реализации права
Реализация права - это осуществление юридически закреплённых и гарантированных Г возможностей, проведение их в жизнь в деятельности людей и их организаций. Реализация права – это претворение

Характерные черты форм и способов реализации права
Реализация права - это осуществление юридически закреплённых и гарантированных Г возможностей, проведение их в жизнь в деятельности людей и их организаций. По характеру правореализующих д

Применение правовых норм как особая форма реализации права
Реализация норм права: понятие и формы Нормы права имеют смысл лишь когда реализуются. Реализация права - это осуществление юридически закреплённых и гарантированных Г возможностей, п

Необходимость правоприменения
Обычно необходимость в применении права возникает в следующих случаях: Права позитивного характера не могут возникнуть без властного решения (когда субъекты (адресаты правовых норм) не могут

Стадии процесса применения норм права
Выделяют две модели правоприменения: Процессуальная модель. На основе процессуальных норм может быть построена процессуальная модель правоприменения, которая в схематичном виде отража

Анализ фактических обстоятельств дела, выбор и толкование нормы права, квалификация, принятие решения
Основные. функциональные стадии применения права: Стадию установления (анализа) фактических обстоятельств дела (фактические обстоятельства устанавливаются либо непосредственно правопр

Условия и юридич гарантии законного и обоснованного применения права
Несмотря на свою значимость, требования законности не претворяются в жизнь автоматически, стихийно. Чтобы правовые предписания не остались на бумаге (и тем более не нарушались), необходимы соответс

Отличие правоприменительных актов от нормативных
Акт применения нормы права – это официальный правовой документ, содержащий индивидуальные государственно-властные предписания компетентного органа, которое выносится им в результате разрешен

Механизм правоприменения
Применение права всегда протекает как определенный процесс, который в своем развитии проходит несколько стадий. В научной лит-ре принято выделять процедурные и функциональные стадии применения прав

Пробелы в праве и пути их устранения и преодоления
Пробел в праве – это отсутствие конкретного нормативного предписания в отношении фактических обстоятельств,находящихся в сфере правового регулирования, отсутствие нормы права для урегулирования как

Аналогия закона и аналогия права
Для временного устранения пробелов в праве предусмотрено два способа: аналогия закона – решение конкретного дела на основе правовой нормы, которая рассчитана на регулирование похожих общественных о

Юридические коллизии и способы их разрешения
Коллизии - нормы с разным противоречивым содержанием регулирующие одни и те же общественные отношения. Это противоречие между существующими пр актами и правопорядком и притязаниями, действиями по и

Понятие и необходимость толкования норм права
Понятие толкования норм права Толкование норм права - это деятельность, направленная на установление содержания юридических норм. В процессе толкования уясняются смысл нормативного предписан

Уяснение и разъяснение содержания правовых норм
Вопрос 1 Толкование норм права – это деятельность по выявлению воли законодателя, выраженной в правовой норме. Термин «толкование» употребляется в трех различных смыслах: 1

Виды толкования по субъектам
Нормы права толкуются всеми субъектами их реализующими. Однако юр-ое значение результатов толкования различаются в зависимости от того кто толкует нормы права. А потому важно классифицировать

Официальное и неофициальное толкование
Вопрос 4 и 8 Виды толкования норм права по объёму и юридической силе результатов толкования. В зависимости от юридической силы результатов толкования выделяют: 1 Официальное

Доктринальное толкование
Компетентное (доктринальное) толкование - когда толкование дают субъекты, обладающие профессиональной юридической подготовкой. Доктринальное толкование производится учеными-юристами,

Нормативное и казуальное, легальное и авторское
(Это все официальное толкование) Нормативное толкование-это официальное разъяснение, которое как и норма права обладает общим действием. К нормативному толкованию относятся:

Право и поведение
Правомерное поведение – это поведение, которое соответствует требованиям права. Относительно права поведение может быть юридически нейтральным (безразличным) и юридически значимым. Юри­дически нейт

Понятие правомерного поведения
Общая характеристика правомерного поведения Итогом реализации правовых норм является правомерное поведение. Правомерное поведение - единственный социально полезный вид правового поведения. П

Виды правомерного поведения
По объективной стороне правомерного поведения (по внешней форме проявления правомерного поведения):1 Действия - активное правомерное поведение. 2 Бездействия - пассивное правом

Социально-правовая активность личности
Социально-правовая активность личности определяется развитым правосознанием, правовой убежденностью, сознательно принятой на себя готовностью использовать предоставленные правом возможности, творче

Конформистское и маргинальное поведение
Конформистское правомерное поведение - такое правомерное поведение, которое основано не на глубоком внутреннем убеждении субъекта, а на том, что так поступают все окружающие. Это пассивное с

Уважение к праву и правовая привычка
Правовая привычка играет существенную роль в процессе становления правомерного поведения, т.к. освобождает личность от многократного обращения к своему сознанию, от построения новой модели своего п

Стимулирование правомерных деяний
Существует немало средств, стимулирующих правомерные деяния. Напр, действующее трудовое зак-во предусматривает меры поощрения за высокопроизводительную и качественную работу, улучшения качества про

Понятие и признаки правонарушения
Правонарушение - это противоправное, виновное, общественно опасное деяние, влекущее за собой государственное принуждение. Признаки:1 Общественная опасность (материальный признак)

Юридический состав правонарушения
Вопрос 12 Юр-ий состав правонарушений – это система элементов правоотношения. В единстве с его объективной и субъективной стороной он включает 4 элемента: Объект, субъект, объективн

Субъект и объект, субъективная и объективная стороны правонарушений
Состав правонарушения - система признаков правонарушения в единстве его объективной и субъективной стороны, необходимых и достаточных для возложения юридической ответственности. Он включает в себя

Виды правонарушений
По характеру и степени общественной опасности:1 Преступления - это наиболее тяжкий вид правонарушения, зафиксированный только в уголовном законодательстве и влекущий самую суровую отв

Преступления и проступки
По характеру и степени общественной опасности:1 Преступления - это наиболее тяжкий вид правонарушения, зафиксированный только в уголовном законодательстве и влекущий самую суровую ответствен

Социальные корни (причины) правонарушений
Правонарушения совершались на всём протяжении человеческого существования. Проблема причин и условий деликтов (правонарушений) представляет собой острейший вопрос современности. Существует специаль

Цели, функции и принципы юридич ответственности
Цели юридической ответственности - конкретное проявление общих целей права. В качестве таковых выступают закрепление, регулирование и охрана общественных отношений. Эти цели и обусловливают

Обстоятельства, исключающие противоправность деяния и юридич ответственность
К обстоятельствам, исключающим юридич ответственность относятся: 1 Такие социальные явления, как непреодолтмая сила, необходимая оборона и крайняя необходимость. Непреодолимая сила: это обст

Юридич ответственность и иные меры государственного принуждения
Соотношение юридической ответственности и государственного принуждения Юридическая ответственность осуществляется от имени Г, государственными органами. Другая особенность этого принуждения

Понятие механизма правового регулирования
Механизм правового регулирования - система юридических средств, при помощи которых осуществляется правовое регулирование. Механизм правового регулирования - это взятые в единстве и вз

Стадии и основные элементы механизма правового регулирования
Процесс правового регулирования состоит из следующих основных стадий:1 Юридическая регламентация общественных отношений - обозначаются направления деятельности участников, устанавлива

Методы, способы, типы правового регулирования
Способы и отраслевые методы правового регулирования Разнообразие общественных отношений порождает разнообразие в способах и методах правового регулирования. Принято выделять два метода пр

Злоупотребление правом
15 Эффективность правового регулирования, ее критерии и факторы обеспечения? Эффективность механизма прав регул-я общественных отношений зависит от правильного толкования

Понятие и принципы законности
Законность - фундаментальная категория всей юридической науки и практики, а её уровень и состояние служат главными критериями оценки правовой жизни общества, его граждан. Законность выражает общий

Законы и законность
Появление законности вплетается в процессы происхождения права и Г, ее природа напрямую связана с законотворческой деятельностью, но под законностью следует понимать не законы, не их совокупность и

Презумпция невиновности
Презумция невиновности – важное демократическое завоевание. Для того, чтобы застраховать граждан от необоснованных обвинений в преступлениях, демократические общества выработали так называемую п

Законность и целесообразность
Целесообразность законности - законность всегда целесообразна, всегда надо следователь предписаниям закона, в любой ситуации целесообразно следовать предписаниям закона, отступление от них в

Общие и специально-юридические меры и средства, обеспечивающие беспрепятственное осуществление прав и свобод человека и гражданина
Гарантии законности и правопорядка - это объективные условия и субъективные факторы, а также специальные средства, обеспечивающие режим законности и правопорядка.Гарантии можно разделить на

Правопорядок и общественный порядок
Общ-ый порядок – это более широкое понятие чем правопорядок, правопорядок – это элемент общ-ых отношений. Общ-ые отношеия – это отношения урегулированные соц-ми нормами. П

Соотношение законности, правопорядка и демократии
Законность в теории права определяется в разных дефинициях, но в основном как требование неуклонного соблюдения (в широком смысле) правовых норм всеми гражданами, должностными лицами, гос органами,

Понятие и виды дисциплины
Понятие законности охватывает и такую специфическую сферу, как соблюдение дисциплины, т.е. исполнения правовых требований в организационной сфере общественной жизни – на производстве, в учреждениях

Понятие, основные черты и функции правовой культуры

Особенностью правовой культуры является то, что она представляет собой не право или его реализацию, а комплекс представлений какой-либо общности людей о праве, его реализации, о деятельности государственных органов, должностных лиц. Правовая культура предполагает высокое качество правотворческого процесса, реализации права; достаточный уровень правового мышления и психологического восприятия правовой реальности; осознание специфических способов правовой деятельности правоохранительных органов; результатов реализации требований законности в виде устойчивого и стабильного правопорядка. Правовая культура диктует каждой личности принципы правового поведения, а обществу – систему правовых ценностей, идеалы, правовые нормы, обеспечивающие единство и взаимодействие правовых институтов и организаций. Правовая культура многозначное и более высокая и емкая форма правосознания, характеризующаяся степенью знания права, интенсивностью убеждений ценностей права и ее ролью в обществе, значимостью судебных, нотариальных, арбитражных и др.юрид. учреждений по защите прав и интересов граждан и общества, соотношением с другими системами общей культуры (научн., художеств.), а также работой законодательных органов. (тетрадь) Условием формирования правовой культуры и первой ступенькой на этом пути является правовое воспитание. Правовую культуру можно рассматривать в широком и узком смысле слова. Правовая культура (в широком смысле слова ) - ϶ᴛᴏ совокупность компонентов юридической надстройки в их реальном функционировании, комплекс представлений какой-либо общности людей о праве, его реализации, о деятельности государственных органов, должностных лиц.

Правовая культура (в узком смысле слова ) - ϶ᴛᴏ совокупность материализованных идей, чувств, представлений как осознанной крайне важно сти и внутренней потребности поведения личности в сфере права, базирующаяся на правовом сознании.

Правовая культура в реальной жизни выполняет одновременно несколько специфических функций - познавательно-преобразовательную, праворегулятивную, ценностно-нормативную, правосоциализаторскую, коммуникативную и прогностическую.

Познавательно - преобразовательная функция связана с теоретической и организаторской деятельностью по формированию правового государства и гражданского общества. Она призвана содействовать согласованию общественных, групповых и личных интересов, поставить человека в центр общественного развития, создать ему достойные условия жизни и труда, обеспечить социальную справедливость политическую свободу, возможность всœестороннего развития. Эта функция связана с созданием правовых и нравственных гарантий таких общечеловеческих ценностей, как честность и порядочность, доброта и милосœердие, моральный самоконтроль и совестливость, человеческое достоинство и свобода выбора.

Познавательная функция правовой культуры состоит в освоении правового наследия прошлых веков и достижений отечественного и зарубежного права.

Праворегулятивная функция направлена на обеспечение устойчивого, слаженного, динамического и эффективного функционирования всœех элементов правовой системы, а стало быть, и общества в целом.

Регулятивная функция реализуется через правовые и другие социальные нормы. Благодаря этой функции правовая культура обеспечивает подчинœение социальных стремлений и идеалов, взаимность прав и обязанностей граждан, вносит элемент упорядоченности в эти отношения.

Коммуникативная функция правовой культуры обеспечивает общение граждан в правовой сфере, она существует через это общение и влияет на него. Здесь имеется в виду не только непосредственное общение граждан в сфере действия права, но и косвенное ʼʼобщениеʼʼ с лицами, принадлежащим к прошлым поколениям, или с нашими современниками, с которыми мы лично не знакомы или которые отделœены от нас расстоянием и временем.

Коммуникативная функция правовой культуры реализуется не только в сфере сегодняшнего правового регулирования. Она выступает необходимым элементом планирования и прогнозирования правовой культуры, правового культурного строительства и развития. Освоение этой функции определяет наше отношение к правовому культурному наследию, к другим типам современной правовой культуры.

Прогностическая функция охватывает правотворчество и реализацию права, обеспечение правомерного поведения граждан, их социальной активности, включает анализ тенденций, характерных для всœей правовой системы. Конечно, не всœе в правовой сфере поддается планированию. В то же время и эта сфера подвержена целœенаправленному воздействию. Наше общество нацелœено в будущее. А следовательно, неизбежно связывает себя с идеей прогнозирования, в т.ч. и правовой культуры.Истинная функция предвидения в правовой области заключается не только в определœении наиболее подходящих средств для достижения правовых культурных целœей, но и в предсказании возможных последствий, объяснении крайне важно сти возникновения новых правовых ценностей.

Ценностно-нормативная функция правовой культуры проявляется в разнообразных фактах, которые приобретают ценностное значение, отражаясь в сознании действующих индивидов и человеческих поступках, социальных институтах. Исходя их этого, правовые нрмы, другие составляющие правовой культуры общества выступают объектами оценки. Указанная функция проявляется и при изучении оценочного отношения личности к результату и цели ее действий, направленных на изменение окружающей правовой действительности, к эталонам и образцам поведения, предусмотренным нормами права. Правосоциализаторская функция направлена на формирование правовых качеств личности. Необходима целœенаправленная правовоспитательная работа͵ важны мероприятия по организации юридического всœеобуча населœения, оказанию ему юридической помощи, активности процессов самовоспитания личности.

Понятие, основные черты и функции правовой культуры - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Понятие, основные черты и функции правовой культуры" 2017, 2018.

Прежде всего, обратимся к самому значению слова "функция". В толковом словаре даётся такое определение: функция (от лат. function - осуществление, исполнение) - обязанность, круг деятельности; назначение, роль; внешнее проявление свойств какого-либо объекта в данной системе отношений.

Правовая культура выполняет одновременно несколько функций:

Познавательно-преобразовательная функция связана с созданием гарантий (как правовых, так и нравственных) человеческого достоинства, свободы выбора, морального самоконтроля, порядочности, честности и др. общечеловеческих ценностей. Она призвана содействовать согласованию общественных, групповых и личных интересов, поставить человека в центр общественного развития, создать ему достойные условия жизни и труда, обеспечить социальную справедливость, политическую свободу, возможность всестороннего развития индивида. Эта функция связана с созданием правовых и нравственных гарантий таких общечеловеческих ценностей, как честность и порядочность, доброта и милосердие, моральный самоконтроль и совестливость, человеческое достоинство и свобода выбора.

Праворегулятивная функция направлена на то, чтобы все элементы правовой системы функционировали максимально эффективно, динамично и слаженно. Этой функцией правовая культура обеспечивает подчинение социальных стремлений и идеалов, взаимность прав и обязанностей граждан, вносит элемент упорядоченности в эти отношения. Реализация этой функции осуществляется через социальные нормы (в том числе конечно и через правовые). Правовая культура, выступая компонентом правового сознания и бытия в их органическом единстве, сопряжена не только с отражением всего общественного бытия, но и с активным обратным воздействием на него. Присущие ей идеалы, правовые нормы, принципы, традиции и образцы поведения могут способствовать консолидации классов, иных социальных групп и слоев, граждан, концентрации их усилий на формировании правового государства. Правовая культура может обеспечивать социальное сплочение людей. Она позволяет не только осуществлять правовое общение между гражданами, но и регулировать их взаимоотношения в правовой сфере. Регулятивная функция правовой культуры реализуется через правовые и другие социальные нормы. Благодаря этой функции правовая культура обеспечивает подчинение людей в их деятельности определенным правилам, реализацию их потребностей, интересов, социальных стремлений и идеалов, взаимность прав и обязанностей в правовых отношениях.

Ценностно-нормативная функция правовой культуры выражается с помощью системы аксиологических характеристик. Она проявляется в разнообразных явлениях и фактах, которые приобретают ценностное значение, отражаясь в сознании действующих индивидов и человеческих поступках, в социальных институтах и т.д. Исходя из этого правовые нормы, другие составляющие правовой культуры общества выступают объектами оценки. Здесь идет речь о ценностях в праве и самом праве как ценности.

Анализируемая функция проявляется и тогда, когда изучается оценочное отношение личности к результату, цели ее действий, направленных на изменение окружающей правовой действительности, к эталонам, образцам поведения, предусмотренным нормами права, к поведению и деятельности других лиц. Оценочная деятельность в правовой культуре состоит в "измерении" индивидом, общностью людей права, законности, правопорядка, правоотношений, механизма правового регулирования путем сопоставления с соответствующими правовыми ценностями. Оценивается правовая реальность в самом широком диапазоне - от конкретной юридической ситуации до правовой системы в целом. Это - оценка всей совокупности законодательства, конкретных правовых норм, поведения граждан, деятельности правоохранительных органов в борьбе с правонарушениями.

Встречаясь с каждой новой ценностью правовой культуры, мы даем ей оценку с позиций уже сложившихся у нас ценностных ориентации в этой сфере, одобряя одни компоненты правовой действительности и отвергая другие. Эта устойчивая система оценок в свою очередь зависит от нашего мировоззрения и уровня политико-правовой культуры.

Правосоциализаторская функция правовой культуры может быть Изучена через призму формирования правовых качеств личности. Безусловно, на этот процесс существенное влияние оказывает правовая действительность. Вместе с тем, необходима целенаправленная правовоспитательная работа, важны мероприятия по организации юридического обучения населения, оказанию ему юридической помощи, активизации процессов самовоспитания личности .

Правовая культура выполняет и коммуникативную функцию. Обеспечивая общение граждан в правовой сфере, она существует через это общение и влияет на него. Здесь имеется в виду не только непосредственное общение граждан в сфере действия права, но и косвенное "общение" с лицами, принадлежащими к прошлым поколениям, или с нашими современниками, с которыми мы не знакомы, или которые отделены от нас расстоянием и временем. Такое общение опосредуется юридическими произведениями, и сегодня значительно расширяется в связи с совершенствованием средств массовой информации. Правовое общение выступает в качестве формы межсубъектных взаимодействий свободных и уникальных существ в сфере права. Освоение этой функции определит наше отношение к правовому культурному наследию, к другим типам современной правовой культуры, позволит овладеть социокодом правовой культуры различных эпох. Правовая культура конкретного общества не может успешно развиваться без приобщения к другим правовым культурам. Опыт даже недавнего исторического прошлого нашей страны показал, какие печальные последствия имеют попытки ограничить культуру, в том числе и правовой ее срез, лишь собственными рамками, сбросив со счета культурное наследие прошлого и прекратив связь с культурной жизнью других современных государств. Правовая культура должна аккумулировать в себе прогрессивные достижения всех типов правовых культур как нынешних, так и прошлых эпох.

Прогностическая функция правовой культуры охватывает правотворчество и реализацию права, проблемы укрепления законности и правопорядка, обеспечения правомерного поведения граждан, их гражданской активности и т.д., включает анализ тенденций, характерных для всей правовой системы.

Коммуникативная функция, т.е. правовая культура, обеспечивает общение граждан в юридической сфере; передает сложившуюся в обществе правовую культуру через средства массовой информации новым поколениям, формирует в массах уважительное отношение к политическим учениям прошлого и др.

Коммуникативная функция правовой культуры реализуется не только в сфере "сегодняшнего" правового регулирования. Она выступает необходимым элементом планирования и прогнозирования правовой культуры, правового культурного строительства и развития. В конечном счете, коммуникативная функция правовой культуры обеспечивает идейно-правовые связи граждан, преемственность правового опыта и совершенствование общества, формирование и повышение правовой культуры индивидов.

Интегративная функция правовой культуры заключается в объединении всех слоев, классов и наций общества на основе общегражданских норм, принципов, идей и традиций.

Сегодня противоречия объясняются глубиной и тяжестью деформаций минувших лет, запущенностью дел в различных сферах экономики и социальной жизни, в том числе и правовой сфере. Все это, конечно, влияет и на нашу правовую культуру. Вот почему исходной предпосылкой прогнозирования развития правовой культуры выступает исследование не только наличного состояния правовых ценностей, но и поиск путей, устраняющих противоречия в законодательстве и правовой системе, обеспечивающих всестороннее правовое развитие личности. Правовая культура не только впитывает в себя достижения цивилизации, но и способствует развитию и упорядочению самой цивилизации. Правовая культура - динамическое явление. Исключительно важное место занимают в ней нравственные ценности. Правовая культура, как личности, так и общества немыслима вне и помимо нравственности. Возрождение нравственности, общечеловеческих ценностей в нашем обществе представляет, собой непременный элемент высокой общей культуры, а потому и правовой культуры страны . Для нас правовая культура ценна не только тем, что она служит идеалам нашего государства, но и тем, что в ней заключены, прежде всего, общечеловеческие идеалы гуманизма и справедливости. Если правовая культура порывает с этими идеалами, то она перестает служить и праву, и цивилизации.

Прежде всего, обратимся к самому значению слова “функция”. В толковом словаре русского языка даётся такое определение: функция (от лат. function - осуществление, исполнение) - обязанность, круг деятельности; назначение, роль; внешнее проявление свойств какого-либо объекта в данной системе отношений. Алексеев С.С. «Теория права». М.: БЕК, 2004; - с.56

Правовая культура выполняет одновременно несколько функций:

Познавательно-преобразовательная функция связана с созданием гарантий (как правовых, так и нравственных) человеческого достоинства, свободы выбора, морального самоконтроля, порядочности, честности и др. общечеловеческих ценностей. Призвана помочь согласованию личных, групповых и общественных интересов; призвана поставить человека в центр общественного развития. Эта функции связана с теоретической и организаторской деятельностью по формированию гражданского общества и правового государства;

Праворегулятивная функция направлена на то, чтобы все элементы правовой системы функционировали максимально эффективно, динамично и слаженно. Этой функцией правовая культура обеспечивает подчинение социальных стремлений и идеалов, взаимность прав и обязанностей граждан, вносит элемент упорядоченности в эти отношения. Реализация этой функции осуществляется через социальные нормы (в том числе конечно и через правовые);

Ценностно-нормативная функция проявляется в различных фактах, приобретающих ценностное значение, отражаясь в сознании, поступках, социальных институтах;

Правосоциализаторская функция заключается во влиянии на формирование правовых качеств личности;

Прогностическая функция заключается не только в определении наиболее подходящих средств для достижения правовых культурных целей, но и в предсказании возможных последствий, объяснении необходимости возникновения новых правовых ценностей;

Коммуникативная функция, т.е. правовая культура, обеспечивает общение граждан в юридической сфере; передает сложившуюся в обществе правовую культуру через средства массовой информации новым поколениям, формирует в массах уважительное отношение к политическим учениям прошлого и др.;

Интегративная функция правовой культуры заключается в объединении всех слоев, классов и наций общества на основе общегражданских норм, принципов, идей и традиций. Матузов Н.И., Малько А.В. «Теория государства и права». М.: Юристъ, 2000; - с. 54

Необходимо помнить о невозможности существования всех составных частей правовой культуры без своего носителя-субъекта, а именно: отдельного человека, группы людей, населения в целом. На основании этого принято выделять соответственно правовую культуру личности, групповую правовую культуру и правовую культуру населения. Рассмотрим каждый вид более подробно:

Правовая культура личности - это то, как личность осознаёт, понимает, оценивает, осуществляет права, свободы и выполняет обязанности. А сама реализация прав, свобод и обязанностей и особенно степень активности при реализации находятся в существенной зависимости от того, насколько правильно они осознаются и оцениваются личностью. Правовая активность является высшим уровнем правовой культуры личности. Она проявляется в готовности личности к активным сознательным, творческим действиям, как в сфере правового регулирования, так и в сфере реализации права, а также в законности поведения. Согласно концепции Д. Б. Богоявленского существует 3 уровня правовой активности (если рассматривать её как интеллектуальную активность личности):

  • а) если субъект права при самой добросовестной и энергичной работе остаётся в рамках заданного или первоначально найденного способа действия, его интеллектуальная активность относится к пассивному уровню, что подчёркивает не отсутствием умственной деятельности вообще, а то, что эта деятельность каждый раз определяется действием какого-то внешнего стимула;
  • б) если субъект права, имея достаточно надёжный способ решения своей задачи, продолжает анализировать состав, структуру своей деятельности, сопоставляет между собой цели и задачи, что приводит его к открытию новых, внешне более остроумных способов решения к формулированию закономерности, то такой уровень интеллектуальной активности называется эвристическим (более характерен для следователей и пр. подобных профессий);
  • в) самый высокий уровень интеллектуальной активности носит название творческого; отличается самостоятельной постановкой проблемы.

Не следует путать правовую активность с правомерным поведением. Критериями разграничения здесь могут выступать цель, средства достижения такой активности и общественно значимый результат деятельности в правовой сфере. Также следует отличать от правовой активности просто инициативное исполнение своих обязанностей должностным лицом, т.к. оно (исполнение) является профессиональным долгом. Бабаев В.К. «Теория государства и права» М.: Юрист, 2007; - с. 44

  • 2) В научной литературе нередко встречается указание на групповую правовою культуру. Групповая правовая культура - это уровень и степень правовой образованности, правового воспитания того или иного класса, общественного слоя, особых социальных групп; а также уровнем реального осуществления ею требований действующего права. Однако, выделять правовую культуру соу
  • 3)Правовая культура населения - это уровень правосознания и правовой активности всего населения, степень прогрессивности юридических норм и юридической деятельности.

Оценивая правовую культуру важно обращать внимание на уровень познания правовых явлений, овладение ими. На основании этого можно выделить следующие уровни правовой культуры:

Обыденный уровень - для него не характерны глубокие обобщения, т.е. для него характерна поверхностность. Проявляется в повседневной жизни людей при использовании субъективных прав, соблюдении юридических обязанностей. Но важно понимать, что он отнюдь не является второстепенным;

Профессиональный уровень - присущ лицам, специально занимающимся правовой деятельностью. Для данного вида характерна более высокая степень знания и понимания правовых проблем, целей, задач, а также профессионального поведения, которая складывается ввиду постоянного и непосредственного соприкосновения с правовыми понятиями и явлениями;

Теоретический (научный) уровень - представляет собой научные знания о сущности, характере и взаимодействии правовых явлений, механизма правового регулирования в целом, а не просто отдельно взятых направлений. Вырабатывается она общими усилиями ученых-философов, юристов, социологов, общественным опытом практических работников.

Эти уровни правовой культуры очень тесно взаимосвязаны между собой. Бабаев В.К. «Теория государства и права» М.: Юрист, 2007; - с.67 правовой нигилизм идеализм демагогия



 

Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!