Свободы и законные интересы личности. Права и законные интересы человека как важнейший приоритет международно-правовой политики россии

1. Ребенок имеет право на защиту своих прав и законных интересов. Защита прав и законных интересов ребенка осуществляется родителями (лицами, их заменяющими), а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органом опеки и попечительства, прокурором и судом.

Несовершеннолетний, признанный в соответствии с законом полностью дееспособным до достижения совершеннолетия, имеет право самостоятельно осуществлять свои права и обязанности, в том числе право на защиту.

2. Ребенок имеет право на защиту от злоупотреблений со стороны родителей (лиц, их заменяющих).

При нарушении прав и законных интересов ребенка, в том числе при невыполнении или при ненадлежащем выполнении родителями (одним из них) обязанностей по воспитанию, образованию ребенка либо при злоупотреблении родительскими правами, ребенок вправе самостоятельно обращаться за их защитой в орган опеки и попечительства, а по достижении возраста четырнадцати лет в суд.

3. Должностные лица организаций и иные граждане, которым станет известно об угрозе жизни или здоровью ребенка, о нарушении его прав и законных интересов, обязаны сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка. При получении таких сведений орган опеки и попечительства обязан принять необходимые меры по защите прав и законных интересов ребенка.

1. Право на защиту прав и законных интересов является одним из важнейших субъективных прав ребенка, которое может осуществляться как самостоятельно, так и с помощью других лиц. Основные направления обеспечения прав ребенка в нашей стране и конкретные меры по их защите определены Федеральным законом от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" (с изм. от 20 июля 2000 г.); особое внимание в этом законе уделяется детям, находящимся в трудной жизненной ситуации (к ним относятся дети-инвалиды, дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев, дети, проживающие в малоимущих семьях, дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи и др.).

Согласно п. 1 настоящей статьи защита прав и интересов ребенка осуществляется родителями (лицами, их заменяющими), органами опеки и попечительства, прокурором и судом. Родители названы законодателем в числе первых лиц, осуществляющих такую защиту. Родители осуществляют родительские права, в том числе и защиту прав и интересов ребенка, до достижения совершеннолетия. Родители являются законными представителями своих детей и без специальных полномочий (доверенности) выступают в защиту их прав с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе в судах. Представлять права и интересы ребенка могут как оба родителя, так и один из них по соглашению между ними. Причем родители должны защищать именно права и интересы детей, а не свои права и интересы. Такими же полномочиями по защите прав детей в соответствии с СК РФ наделены органы опеки и попечительства, прокурор, суд.

Защищая права и законные интересы ребенка, прокурор, во-первых, осуществляет надзор за тем, как они соблюдаются уполномоченными органами, а во-вторых, принимает непосредственное участие в делах, связанных с защитой прав детей.

Гарантией осуществления защиты прав несовершеннолетних является то, что ребенок управомочен на защиту этих прав лично или через своих представителей исходя из своих интересов и потребностей. Более того обеспечение этих прав ребенка – задача конституционного, а не семейного права. Семейное право призвано не допустить дискриминацию ребенка в семейных отношениях.

Отвечая нормам международного права, Семейный кодекс РФ, ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" и иные акты содержат специальные нормы, определяющие порядок защиты семейных прав ребенка. Статья 6 указанного закона закрепляет, что ребенку от рождения принадлежат и гарантируются государством права и свободы человека и гражданина в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, Семейным кодексом Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации. В свою очередь глава 11 СК РФ определяет семейно-правовой статус несовершеннолетних детей и устанавливаем механизмы защиты прав и интересов ребенка в семье.

Необходимость защиты прав ребенка возникает в любом случае, когда происходит нарушение его прав вне зависимости, осознает ли это сам потерпевший (малолетний) или нет.

В международном праве предусматривается необходимость защиты прав ребенка от следующих посягательств: а) произвольного или незаконного вмешательства в осуществление его права на личную жизнь или посягательства на честь и достоинство; б) всех форм физического или психического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения, грубого обращения или эксплуатации; в) экономической эксплуатации и выполнения любой работы, которая может представлять опасность для его здоровья или служить препятствием в получении им образования, либо наносить ущерб его здоровью и физическому, умственному, духовному, моральному и социальному развитию; г) незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ; д) всех форм сексуальной эксплуатации и сексуального совращения; е) бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения или наказания; ж) всех других форм эксплуатации, наносящих ущерб любому аспекту благосостояния ребенка (ст.ст. 16, 19, 32–34, 37 Конвенции о правах ребенка). Таким образом, ребенок должен быть защищен от всех негативных как физических, так и нравственных воздействий.

Под защитой прав ребенка понимается следующее: восстановление нарушенного права, создание условий, компенсирующих имеющую место утрату прав, устранение препятствий на пути осуществления права и др. Здесь нужно уточнить, что "права" не подразумевают только права, означенные в Семейном кодексе, но также и законные интересы ребенка, и противоречий между "правами" и "интересами" быть не должно.

Несовершеннолетний, признанный в соответствии с законом полностью дееспособным до достижения совершеннолетия (например, эмансипированный подросток или несовершеннолетний, вступивший в брак до достижения брачного возраста), вправе самостоятельно защищать свои права и интересы.

2. Пункт 2 настоящей статьи закрепляет, что несовершеннолетний может и сам (без ведома родителей или лиц их заменяющих) обращаться в уполномоченные органы о защите своих прав. Гарантия исполнения такого права необходима в целях защиты несовершеннолетнего от всякого рода злоупотреблений со стороны родителей, которые недобросовестно, а иногда и во вред ребенку исполняют свои обязанности по уходу и его содержанию. В таком случае ребенок вправе обратиться за защитой в орган опеки и попечительства. Органы опеки и попечительства обязаны выслушать несовершеннолетнего, ознакомиться с его просьбой и принять необходимые меры для помощи. С просьбой о защите своих прав ребенок может обратиться также в любое учреждение, занимающееся социальным обслуживанием несовершеннолетних: социальный приют для детей и подростков, центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, центр экстренной психологической помощи по телефону и др. Ребенок может обратиться за защитой и к прокурору.

Несовершеннолетнему дается право обращаться самостоятельно по достижении 14 лет в суд, стать участником гражданского процесса. Но даже достигшему 14 лет несовершеннолетнему нельзя выступать в роли истца по делу о лишении родительских прав, ограничении родительских прав. Исключение составляет отмена усыновления по просьбе усыновленного, достигшего возраста 14 лет. При этом дети вправе выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего их интересы, а также вправе самостоятельно обращаться за защитой своих интересов в органы опеки и попечительства, а по достижении 14 лет – в суд.

3. Зачастую дети, страдающие от злоупотреблений со стороны родителей или лиц, их заменяющих, не обращаются за защитой своих прав в компетентные органы из страха перед родителями, от незнания своих прав или из-за боязни, что их отберут у родителей и поместят в детские учреждения, скрывают факты таких злоупотреблений. Поэтому должностные лица организаций и иные граждане, которым становится известно об угрозе жизни или здоровью ребенка, о нарушении его прав и законных интересов, обязаны незамедлительно сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка. Такая норма, закрепленная в п. 3 данной статьи, предполагает высокое правовое сознание всего населения страны, внимание к ближнему, чувство справедливости и ответственности за уязвимых и нуждающихся в защите социальных групп, к которым, безусловно, относятся дети. В свою очередь органы опеки и попечительства обязаны принять меры по защите прав и законных интересов ребенка.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство образования Республики Беларусь

Белорусский Государственный Университет

Юридический факультет

Кафедра теории и истории государства и права

Реферат

на тему: "Право и интерес"

Выполнил: студент 1 курса, 2 группы,

юридического факультета БГУ

специальности "Правоведение"

очной формы обучения

Ковчик Александр Олегович

Научный руководитель:

Калинин Сергей Артурович,

кандидат юридических наук, доцент

Минск - 2012

Введение

1. Классификация интересов

2. Взаимодействие права и интереса

3. Механизм трансформации интересов в правовые нормы

Заключение

Список литературы

Введение

Категория интереса исследуется различными науками, что дает основание говорить о том, что интерес является общенаучной категорией. В философии интерес считается причиной социальных действий и событий, стоящей за побуждениями задействованных субъектов. Экономисты под интересом понимают форму необходимости реализации материальных, объективных потребностей. В социологии интересом считается объективное отношение субъектов к условиям собственной жизни и наличным потребностям. Исследователи-психологи понимают интерес как особое психическое состояние человека, основанием возникновения которого является потребность. Из данных определений видно, что в рамках каждой науки существует особое понятие интереса, ограничивающееся по сущности, содержанию, субъектам, а также по соотношению с другими научными категориями. Проблема интереса как общенаучной категории состоит в том, что ввиду различного его понимания возникли две трактовки категории интереса. В соответствии с психологической трактовкой интерес является субъективной категорией, а в соответствии с социологической трактовкой - объективной либо объективно-субъективной категорией. Таким образом, обобщая существующие точки зрения, можно определить интерес как объективную научную категорию, по форме представляющую общественное отношение, содержанием которого является потребность, имеющая социальный характер и проявляющаяся в осознании и реализации целей.

Задачами работы являются:

Рассмотреть понятие интереса как правовой категории;

Определить взаимосвязь права и интересов граждан;

Дать классификацию интересам;

Дать понятие "трансформации интересов в право".

1. Классификация интересов

Для рассмотрения роли категории интереса в правовом регулировании общественных отношений необходимо произвести их классификацию. По субъективному критерию все интересы можно подразделить на частные и общие. Общие интересы еще называют национальными.

К национальным интересам нашего государства относятся: обеспечение демократического суверенитета Республики Беларусь, социальной справедливости внутри страны, территориальной целостности, принципа единства и разделения ветвей власти, поддержания развития демократии, обеспечение стабильности в обществе, обеспечение национальной безопасности и т.д.

К частным интересам в праве относятся права и желания конкретного индивидуума: это право человека на заключение брака, образование детей, медицинское обслуживание, трудоустройство, участие в политической жизни страны. Тихомиров Ю.А. считает, что все интересы подразделяются на две категории: частные и публичные. А национальные интересы являются предметом ведения юристов-международников. На мой взгляд международно-правовой интерес является лишь составным моментом национальных интересов Беларуси.

Также следует отметить, что существование частных и национальных интересов в отрыве друг от друга невозможно. Так никто из жителей Беларуси не сможет вырастить ребенка, дать ему образование и обеспечить нормальное существование, если государство не обеспечит безопасность государственных границ и не отразит агрессию иностранных государств.

2. Взаимодействие права и интереса

При изучении роли категории интереса в системе правового регулирования необходимо также сопоставить такие близкие понятия, как законный интерес и субъективное право. В процессе развития общества были выработаны различные юридические средства обеспечения потребностей и запросов личности, среди которых особое место занимают субъективные права и законные интересы. категория интерес правовое регулирование

Одними из первых ученых-юристов, кто начал изучать субъективные права, были Фридрих Карл фон Савиньи, сформулировавший теорию воли, и Рудольф фон Иеринг, выступивший с теорией интереса. Учитывая обе данные теории, сегодня под субъективным правом обычно понимают создаваемую и гарантируемую государством через нормы объективного права юридическую возможность, позволяющую субъекту действовать в целях удовлетворения своих интересов и потребностей, не противоречащих общественным. Субъективное право всегда референтно: ему всегда противостоит обязанность, вместе с которой они образуют правоотношение.

Законный интерес, как и субъективное право, является юридической дозволенностью, то есть правовым средством, а с другой стороны, он также является и особым социальным явлением. В научной литературе выделяют группы причин, обусловливающих существование законного интереса: качественные, количественные и экономические, которые, несомненно, тесно связаны между собой. Однако представляется, что именно количественные причины лучше всего помогают объяснить сущность самой категории. В частности, существует множество сфер общественной жизни, которые невозможно урегулировать путем облечения фактического отношения в правовое. В таком случае законный интерес дает возможность использовать в качестве способа регулирования простое дозволение. Также законные интересы помогают решать такую проблему, как пробельность права. При принятии нормативных актов во всем многообразии отношений невозможно учесть все новые появляющиеся социальные возможности и интересы, дабы возвести их в ранг субъективных прав, то есть опосредовать законодательно.

Таким образом, законный интерес может выступать и как самостоятельный предмет защиты, и как особое правовое средство, способствуя тем самым расширению возможности реализации и защиты интересов отдельных лиц.

Право, по мнению Рудольфа фон Иеринга, есть проявление силы и возникает не в результате мирного развития национального духа, как это пыталась представить историческая школа права, а в результате напряжённой борьбы индивидов за обеспечение собственного существования. Иеринг движущим мотивом человеческой жизнедеятельности признавал эгоистический интерес, обеспечению и защите которого и должно служить право. По Иерингу возникновение и развитие права обусловлено борьбой людей за свои интересы, их потребностью в защите собственных интересов. Правда, Иеринг ограничился общими рассуждениями и не сказал, интересами какого класса обусловлено развитие права.

Касаясь социального назначения и функций права, Иеринг исходит из признания того, что важнейшим двигателем человеческих поступков является эгоизм, который необходимо поставить на службу обществу. Добиться этого можно двумя способами: вознаграждением и принуждением. Для осуществления принуждения и существует право. Право, по мнению Иеринга, позволяет гарантировать расчётливому эгоизму практический успех и одновременно обеспечить интересы общества.

Интерес - это то, что влияет на формирование права, но не входит в его содержание. Интерес и право, хотя и можно объединить одним родовым понятием в качестве социальной реальности, но как её виды не могут быть отождествлены ни в какой мере, так как интерес - явление объективное, возникающее и существующее независимо от воли и сознания людей, право же - явление идеологического порядка, возникающее в результате сознательной человеческой деятельности. К числу же функций права может быть отнесена защита интереса. Кроме того, право служит средством достижения и обеспечения пользования различными благами.

Иеринг полагал, что в обществе развивающегося капитализма можно обеспечить посредством права интересы всех индивидов. Ошибка здесь двоякого рода: во-первых; не может быть и речи о единстве интересов всех людей в условиях господства частной собственности; во-вторых, Иеринг, признавая конкуренцию и борьбу интересов в современном ему обществе и считая возможным посредством права поставить границы эгоизму и направить его на пользу обществу, тем самым абсолютизировал роль права в воздействии на экономическое развитие. Экономика, а не право, является главным фактором, определяющим развитие общества.

Учение Иеринга в целом отражало потребности развития германской буржуазии и вполне соответствовало её интересам и устремлениям. Оно было несостоятельной попыткой доказать, что в буржуазном обществе посредством таких социальных инструментов, как государство и право, можно обеспечить и согласовать интересы всех индивидов. В этом состоит апологетическая функция учения Иеринга, пытавшегося теоретически обосновать надклассовый характер буржуазного государства и права, якобы функционирующих в интересах всех слоёв современного ему германского общества.

3. Механизм трансформации интересов в правовые нормы

Ни частные не национальные интересы не могут трансформироваться в правовые нормы без определенного правового механизма. Право отражает вышеуказанные интересы с помощью следующих средств:

Нормативное признание частных и национальных интересов в качестве социальной ценности;

Обеспечение их юридического приоритета в жизненных ситуациях;

Правовое обеспечение;

Система защиты;

Презумпция регулирования и решения правовых задач.

После того как интересы трансформировались в нормах права, их можно подразделить на интересы в области конституционного, уголовного, гражданского, административного, уголовно-процессуального, гражданско-процессуального права. Причем, если закреплению, реализации и защиты национальных интересов посвящены Уголовный, Уголовно-исполнительный, Уголовно-процессуальный кодексы, то Трудовой кодекс посвящён закреплению, реализации и защите "смешанных интересов", т.е. охватывает как частные, так и национальные интересы. Так основными задачами трудового кодекса РБ являются:1) регулирование трудовых и связанных с ними отношений; развитие социального партнерства между нанимателями (их объединениями), работниками (их объединениями) и органами государственного управления; 3) установление и защита взаимных прав и обязанностей работников и нанимателей.

Вместе с тем основополагающие национальные и частные интересы трансформируются и как следствие этого выражаются в нормах конституционного права Беларуси, так как в конституционном праве есть нормы, признающие обеспечение прав и свобод граждан РБ высшей целю государства, граждане РБ имеют право свободно избирать и быть избранными в государственные органы на основе всеобщего, равного, прямого или косвенного избирательного права при тайном голосовании, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду и на возмещение вреда, причиненного нарушением этого права, гражданам РБ гарантируется право на охрану здоровья, включая бесплатное лечение в государственных учреждениях здравоохранения, каждый имеет право на образование и т.д.

Заключение

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

Право, призванное регулировать общественные отношения, не может не учитывать существующие интересы общества, так как право должно быть эффективным, и только тогда, когда право будет эффективным, оно обретёт всенародное признание;

Право должно выражать и поддерживать национальные и частные интересы, отвечающие смыслу Конституции, и противоборствовать неправомерным интересам;

Ни одно какое-либо общественное отношение не может возникнуть при отсутствии интереса и цели у участников этих отношений;

Интерес может быть опосредован лишь только через правовую систему. Это значит, что интерес может реализовываться только через право;

Право имеет прямое отношение к интересу и, прежде всего по причине своей предназначенности к его обеспечению.

Список литературы

1. Вишневский А.Ф., Горбаток Н.А., Кучинский В.А. Общая теория государства и права: Учебник. - М., 2004.

2. Трудовой кодекс Республики Беларусь.

3. Конституция Республики Беларусь.

4. Рудольф фон Иеринг: Борьба за право (перевод Волкова) - 1874 год.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Сущность и характерные признаки субъектного права, его исследование в юридической литературе. Понятие и содержание законного интереса. Соотношение понятий "субъективное право" и "законный интерес". Предпосылки для преобразования интереса личности.

    курсовая работа , добавлен 23.05.2010

    Сущность и понятие коллизионного права в Российской Федерации. Соотношения законного интереса и субъективного права. Понятие гражданско-правовых отношений в современной российской правовой доктрине. Принцип обеспечения верховенства конституции и закона.

    реферат , добавлен 07.01.2016

    Рассмотрение понятия и признаков реализации права; ее роль в правовом регулировании общественных отношений. Изучение существующих форм правореализации и их специфики. Основные проблемы в осуществлении государственных норм и поиск путей их решения.

    курсовая работа , добавлен 03.10.2014

    Право на защиту в структуре субъективного гражданского права, его задачи и законодательное регулирование. Характер и особенности гражданско-правовых санкций, механизм их реализации. Анализ судебного и административного порядка защиты гражданских прав.

    курсовая работа , добавлен 02.09.2014

    Право собственности. Понятие права собственности как субъективного права. Содержание правомочий собственника в российском гражданском праве. Экономическое содержание отношений собственности. Приобретение (возникновение), прекращение права собственности.

    курсовая работа , добавлен 02.11.2008

    Право как неотъемлемый инструмент любого политика. Юридическое значение понятия "право". Регулятор общественных отношений. Права на жизнь, на саморазвитие, на свободу слова. Правовые нормы и их важность. Принцип свободы действий. Вопросы права и свободы.

    эссе , добавлен 09.02.2015

    Субъективное право и юридическая обязанность как содержание правоотношения. Отрасли и институты системы субъективных прав. Юридическая возможность собственных действий как центральный элемент субъективного права. Признаки юридической обязанности.

    контрольная работа , добавлен 23.05.2014

    Административное право - отрасль правовой системы РФ, правовые нормы регулирования общественных отношений, возникающих при осуществлении государственно-управленческой деятельности: классификация норм права, структура, источники, особенности реализации.

    курсовая работа , добавлен 27.08.2012

    Вопрос о роли и содержании категории интереса. Соблюдение законных интересов обвиняемого, потерпевшего и ряда других участников процесса. Особенности законного интереса. Уголовно-процессуальный закон в отношении участников уголовного судопроизводства.

    контрольная работа , добавлен 22.05.2013

    Понятие "имущество" в конституционно-правовом смысле. Содержание, виды и гражданско-правовые формы имущественных отношений (вещные, обязательственные, исключительные, корпоративные). Роль гражданского законодательства в регулировании имущественных прав.

Поскольку несовершеннолетние дети не обладают дееспособностью в полном объеме (а несовершеннолетние в возрасте до шести лет абсолютно недееспособны), а значит и не в состоянии самостоятельно защитить свои права и законные интересы Статья 64 СК закрепляет обязанность родителей по защите прав и интересов детей и, соответственно, наделяет их статусом законных представителей своих детей. В силу прямого указания закона (п. 1 ст. 64 СК) родители как законные представители своих детей, наделены полномочиями выступать в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе в судах, без специальных полномочий то есть без доверенности). Семейный Кодекс Российской Федерации от 8.12.1995 г. (с изм. и доп.

от 24.04.2008 N 49-ФЗ, от 30.06.2008 N 106-ФЗ) Для этого им достаточно предъявить документы, подтверждающие факт происхождения детей от конкретных родителей (свидетельство о рождении ребенка).

Исходя из закрепленного законом принципа равенства прав и обязанностей родителей (ст. 61 СК), функции по защите прав и интересов детей могут осуществляться как отцом, так и матерью ребенка, а равно -- ими обоими одновременно. Предметом защиты являются права и интересы детей, предусмотренные как семейным законодательством (ст. 54--58, 60 СК), так и другими отраслями законодательства (гражданское, жилищное, трудовое и др.).

Формы и методы защиты родителями прав и интересов несовершеннолетних детей зависят от различных факторов: содержание самого права, возраст ребенка, характер совершенного правонарушения и т.д. Так, родители вправе обратиться в установленном законодательством РФ порядке в суд с иском о возмещении вреда, причиненного здоровью ребенка, имуществу, а также морального вреда. При рассмотрении в судах дел о защите прав и законных интересов ребенка не взыскивается государственная пошлина. В реальной жизни родители чаще всего осуществляют полномочия законных представителей своих детей в делах, вытекающих из гражданско-правовых отношений, семейных правоотношений, а также при рассмотрении совершенных детьми административных правонарушений и уголовных преступлений. Таким образом, содержание этих полномочий определяется нормами гражданского права, гражданского процессуального права, административного права, уголовного процесса. Звягинцева Л.М. Комментарий к Семейному кодексу. Институт частного права,2008

При злоупотреблении родителями своими родительскими правами ребенок согласно ст. 56 СК вправе самостоятельно обратиться за защитой своих прав в орган опеки и попечительства, одной из основных задач которого является защита личных и имущественных прав и интересов несовершеннолетних, а по достижении возраста четырнадцати лет -- в суд.

Впоследствии, по результатам проверки такого обращения или любого иного сообщения органом опеки и попечительства может быть, в частности, установлено, что между интересами родителей и детей имеются противоречия. В подобных случаях исполнение родителями полномочий законных представителей своих детей может нанести ущерб имущественным и личным правам ребенка. Поэтому Кодекс (п. 2 ст. 64) запрещает родителям в подобной ситуации представлять интересы своих детей. Соответственно к обязанности органа опеки и попечительства в случае разногласий между родителями и детьми отнесено назначение представителя для защиты прав и интересов детей. Не могут быть законными представителями своих детей родители, лишенные родительских прав (ст. 71 СК) или ограниченные в родительских правах (ст. 74 СК).

Глава 11 СК РФ определяет семейно-правовой статус несовершеннолетних детей и устанавливает механизмы защиты прав и интересов ребенка в семье. Под защитой прав ребенка понимается следующее: восстановление нарушенного права, создание условий, компенсирующих имеющую место утрату прав, устранение препятствий на пути осуществления права и др. Беспалов Ю.Ф. Семейное право.- М.: изд. Закон и право, 2009

Необходимость защиты прав ребенка возникает в любом случае, когда происходит нарушение его прав - вне зависимости, осознает ли это сам потерпевший (малолетний).

В международном праве предусматривается необходимость защиты прав ребенка от следующих посягательств: а) произвольного или незаконного вмешательства в осуществление его права на личную жизнь, или посягательства на честь и достоинство; б) всех форм физического или психического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения, грубого обращения или эксплуатации; в) экономической эксплуатации и выполнения любой работы, которая может представлять опасность для его здоровья или служить препятствием в получении им образования, либо наносить ущерб его здоровью и физическому, умственному, духовному, моральному и социальному развитию; г) незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ; д) всех форм сексуальной эксплуатации и сексуального совращения; е) бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения или наказания; ж) всех других форм эксплуатации, наносящих ущерб любому аспекту благосостояния ребенка (ст.ст.16, 19, 32-34, 37 Конвенции о правах ребенка). Таким образом, несовершеннолетний ребенок должен быть защищен от всех негативных как физических, так и нравственных воздействий.

Известно, что в теории и на практике права принято выделять две основные формы защиты прав: юрисдикционную и неюрисдикционную. Юрисдикционная форма защиты - это деятельность уполномоченных государством органов по защите нарушенных или оспариваемых прав (суд, прокуратура, орган опеки и попечительства, орган внутренних дел, орган загса и др.). В рамках этой формы защиты, в свою очередь, выделяют общий (судебный) и специальный (административный) порядок защиты нарушенных прав. Неюрисдикционная форма защиты - это действия граждан и негосударственных организаций по защите прав и охраняемых законом интересов, которые совершаются ими самостоятельно, без обращения за помощью к компетентным органам. Эти действия называют самозащитой прав Пчелинцева Л.М. Обеспечение безопасности несовершеннолетних граждан семейно-правовыми средствами // Журнал российского права - №6 - 2001г.. Защита семейных прав согласно ст.8 СК РФ осуществляется в судебном порядке по правилам гражданского судопроизводства, а в случаях, предусмотренных СК РФ - государственными органами или органами опеки и попечительства.

Согласно ст. 56 СК РФ защита прав и интересов ребенка осуществляется родителями (лицами, их заменяющими), органами опеки и попечительства, прокурором и судом.

Когда ребенок устроен в детское воспитательное, лечебное учреждение, учреждение социальной защиты, защита его прав и законных интересов возлагается на администрацию учреждения. Даже временное не длительное пребывание ребенка в подобных учреждениях, обязывает их администрацию выступать в защиту его прав и интересов. При отсутствии возможности вернуть ребенка в семью или незамедлительно устроить его в другую семью, либо в одно из детских воспитательных учреждений защита прав и интересов несовершеннолетнего временно возлагается на орган опеки и попечительства.

Защищает права и законные интересы ребенка и прокурор, он, защищая права детей, использует следующие способы:

Предъявление иска о лишении родительских прав (ст. 70 СК), ограничении в родительских правах (ст. 73 СК), об отмене усыновления ребенка (ст.142СК);

Предъявление в суд, орган опеки и попечительства, заявления с требованием о восстановлении (признании) нарушенного (оспоренного) права ребенка (ст. 21 Закона «О прокуратуре РФ»);

Непосредственно участвует в рассмотрении судом, дел о защите прав ребенка (ст. 35 Закона «О прокуратуре РФ»; ст.ст. 72, 73, 125, 140 СК РФ);

Внесение предостережения о недопустимости нарушения прав ребенка в дальнейшем и представления об устранении нарушений закона (ст. 24, ст. 25 Закона «О прокуратуре РФ»); Федеральный Закон "О Прокуратуре Российской Федерации от 17.01.1992 N 2202-1

Опротестование актов других административных органов, имеющих прямое отношение к защите прав детей (при наличии оснований, предусмотренных законом (ст. 23 Закона «О прокуратуре РФ»).

Органы внутренних дел МВД РФ участвуют в принудительном исполнении решений, связанных с отобранием ребенка (ст. 79 СК), а также в розыске лиц, уклоняющихся от исполнения судебных решений по спорам, связанным с воспитанием детей (пп. 14 ст. 10 Закона "О милиции" Закон «О Милиции» от 18 апреля 1991 года N 1026-1 (с изм., внесенными Постановлением Конституционного Суда РФ от 15.07.2009 N 13-П, ст. 3, 6 Указа Президента РФ "О милиции общественной безопасности (местной милиции) в РФ"). Также Органы внутренних дел проводят индивидуальную профилактическую работу с семьями, в которых нарушаются права ребенка; с родителями, не исполняющими или ненадлежаще исполняющими свои обязанности по воспитанию, обучению или содержанию несовершеннолетних детей; участвуют в выявлении фактов нарушения прав ребенка в семье; в необходимых случаях осуществляют подготовку дел по лишению и ограничению родительских прав.

Защита прав ребенка в семье входит также в компетенцию Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Согласно ст. 11 Закона "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" в обязанности этих комиссий входит:

Предъявление в суд иска о лишении и ограничении родительских прав;

Осуществление мер по защите и восстановлению прав и законных интересов ребенка, выявлению и устранению причин и условий, способствующих их безнадзорности, беспризорности;

Организация, в случае необходимости, контроля за условиями воспитания, обучения, содержания несовершеннолетних детей;

подготовка материалов, представляемых в суд по вопросам, связанным с защитой прав ребенка в семье.

Согласно ст. 121 СК РФ органы опеки и попечительства выявляют детей, оставшихся без попечения родителей, ведут учет таких детей и исходя из конкретных обстоятельств утраты попечения родителей избирают формы их устройства, а также осуществляют последующий контроль за условиями их содержания, воспитания и образования. Кроме этого, органы опеки и попечительства: предъявляют иск о лишении родительских прав, ограничении родительских прав, выступают в роли ответчика по делам о восстановлении в родительских правах, отмене ограничения родительских прав, дают заключения по делам, связанным с установлением усыновления, отменой усыновления, дают заключения по спорам, связанным с воспитанием ребенка в семье, в соответствии со ст. 79 СК участвуют в исполнении решений суда по делам, связанным с воспитанием детей.

В данное время в большинстве органов опеки и попечительства всю работу по защите прав несовершеннолетних, выполняет, как правило, один специалист (инспектор) по охране детства. Это обстоятельство приводит к тому, что удается выполнять только самую неотложную работу, как правило, связанную с представительством интересов несовершеннолетнего в суде, подготовкой заключений (зачастую непрофессиональных, в связи с отсутствием необходимых для этого навыков и знаний), по запросу суда и т.д. Таким образом, у органов опеки и попечительства нет возможности защищать права детей должным образом, в связи с чем, предлагается провести реформу этих органов. Основными элементами реформированного органа опеки и попечительства будут являться:

Расширение круга детей, защиту прав и законных интересов которых осуществляют органы опеки и попечительства;

Введение системы социального патроната над детьми (семьей), нуждающимися в государственной защите (К семье, в которой ребенок признан нуждающимся в государственной защите "прикрепляется" патронатный воспитатель, оказывающий необходимую помощь в воспитании ребенка и реабилитации семьи.);

Составление Плана по защите ребенка - акта органа опеки и попечительства, в котором устанавливается перечень мероприятий по обеспечению прав и законных интересов ребенка, нуждающегося в государственной защите, сроки их исполнения, устанавливается четкое разграничение ответственности при выполнении плана между сторонами, участвующими в процессе воспитания и содержания ребенка;

Распределение полномочий по опеке и попечительством между несколькими уполномоченными главой органа местного самоуправления службами (очевидно, что вышеуказанный объем полномочий не может осуществляться одним специалистом по охране детства);

Создание (перепрофилирование) учреждения, предоставляющего патронатное воспитание (учреждения для содержания, воспитания и подготовки ребенка, нуждающегося в государственной защите, к помещению в семью а также по поиску, отбору и обучению патронатных воспитателей, оказанию содействия в воспитании, и проведении реабилитационной работы с детьми и т.д.

Ребенок может и сам лично (без ведома родителей или лиц их заменяющих) обращаться в уполномоченные органы о защите своих прав. Гарантия и исполнение такого права необходимо в целях защиты несовершеннолетнего от всякого рода злоупотреблений со стороны родителей, которые недобросовестно, а порой во вред ребенку исполняют свои обязанности по уходу и содержанию его. Органы опеки и попечительства обязаны выслушать несовершеннолетнего, ознакомиться с его просьбой и принять необходимые меры для помощи. С просьбой о защите своих прав ребенок может обратиться также в любое учреждение, занимающееся социальным обслуживанием несовершеннолетних: социальный приют для детей и подростков, центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, центр экстренной психологической помощи по телефону и др. Ребенок может обратиться за защитой и к прокурору.

Несовершеннолетнему дается право обращаться самостоятельно по достижении 14 лет в суд, стать участником гражданского процесса. Однако даже достигшему 14 лет несовершеннолетнему нельзя выступать в роли истца по делу о лишении родительских прав, ограничении родительских прав. Исключение составляет отмена усыновления по просьбе усыновленного, достигшего возраста 14 лет.

Кроме защиты прав ребенка на национальном, региональном, местном уровне возможна его защита с помощью международных механизмов защиты, основанных на международных нормативных актах, являющихся, в соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ частью правовой системы Российской Федерации, и имеющей преюдициальное значение

В настоящее время Российская Федерация обязана периодически представлять в Комитет по правам ребенка ООН государственные Доклады о положении с правами ребенка в России. Единственными странами, не ратифицировавшими ее, являются США и Сомали. Конвенция не только идентифицирует ребенка как лицо, наделенное конкретными правами, но также делает возможным для ребенка утверждение своих прав с помощью национальных судебных или административных процедур (ст. 12 Конвенции). Многие эксперты и ученые считают, что одним из самых значительных вкладов, сделанных Конвенцией в законодательство по правам человека, является именно внедрение принципа трансформации ребенка из пассивного объекта "защиты" в активного субъекта.

Еще одним неотъемлемым международно-правовым способом судебной защиты прав ребенка является его обращение в Европейский Суд по правам человека. В случае установления этим судом нарушения права заявителя ему может быть выплачена денежная компенсация, а рекомендации Суда являются обязательными для исполнения государством-ответчиком. Обычно интересы детей перед Европейским судом представляют их родители, но если это по каким-либо причинам невозможно, ребенок может воспользоваться помощью адвоката или общественной организации, в соответствии с национальным законодательством.

При этом в прецедентах Европейского Суда особо указывается, что несовершеннолетние могут самостоятельно или через представителей инициировать подачу жалобы. Значительное количество дел о защите прав детей в Европейском суде касаются назначения опеки над ребенком, контактов с родителями и другими родственниками, а также - права на уважение личной и семейной жизни, недопустимости применения физических наказаний и права на обучение. Дела такого характера против России также уже подаются.

Во многом проблема того, что дети, будучи ущемляемы в правах в семье, не обращаются за помощью, заключается в том, что несовершеннолетние не знают, куда и по какому вопросу они могут обращаться. Поэтому необходимо вводить в образовательных и воспитательных учреждениях курсы (уроки, ликбезы, консультации) по ознакомления детей с их правами, включая информирование детей о возможности пожаловаться на насилие в семье, освещение в средствах массовой информации прецедентов - процессов над гражданами (в том числе родителями), нарушающими права детей как в семье, так и в образовательных (дошкольных, школьных) и иных (лечебных, исправительно-трудовых) учреждениях. Кроме того, все должностные лица или граждане, которым стало известно о нарушении прав ребенка, угрозе его жизни или здоровью, обязаны незамедлительно сообщить об этом органу опеки и попечительства. Такая норма предполагает высокое правовое сознание всего населения страны, внимание к ближнему, чувство справедливости и ответственности за уязвимых и нуждающихся в защите социальных групп, к которым, безусловно, относятся дети.

В целях реального улучшения положения детей в России было принято одноименное Постановление Правительства РФ Постановление Правительства РФ от 19 сентября 1997 г. № 1207 «О федеральных целевых программах по улучшению положения детей в Российской Федерации на 1998-2000 годы» // Собрание законодательства Российской Федерации - 13 октября 1997 г., №41 - Ст. 4705., в котором утверждался целый ряд программ, направленных на поддержку семьи, материнства и детства: «Дети Севера», «Дети-сироты», «Дети Чернобыля», «Дети-инвалиды», «Планирование семьи», «Развитие индустрии детского питания», «Дети семей беженцев и вынужденных переселенцев», «Безопасное материнство», «Развитие социального обслуживания семьи и детей», «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». Подобные программы, безусловно, продолжают действовать и сейчас, но, надо признать, что усилия, осуществляемые государством, часто малоэффективны, а потому необходимо выработать и обеспечить реализацию «просемейной» государственной политики, обеспеченной должным финансированием. Наше общество должно осознать, что именно семья является оплотом в воспитании патриотизма, любви и уважения к Родине и ее истории. Оно ответственно за социальную и нравственную безопасность семьи Мамонов В.В. Обеспечение демографической безопасности - приоритетная задача Российского государства // Журнал российского права - № 6 - 2002г.

Итак, подведем итог по данной главе. Нашей задачей было рассмотреть основные механизмы реализации отдельных прав и обязанностей родителей, определенных законодательством Российской Федерации. Основной вывод из вышеизложенного таков, что государство путем юридического закрепления прав и обязанностей родителей и детей, стремится сделать их жизнь безопаснее, удобнее, спокойнее с учетом норм международного права и национальной специфики. Трудно переоценить значение родителей, семьи в образовании и воспитании человека, его становлении как личности и гражданина. Следует подчеркнуть, что для воспитания полноценного, здорового, счастливого ребенка родители должны реализовывать не только свои права, но и выполнять на сто процентов возложенные на них обязанности по воспитанию своих детей.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ИНТИТУТ ПРАВА И ЭКОНОМИКИ»

Кафедра государственно-правовых дисциплин

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по предмету Теория государства и права

на тему: «Законные интересы личности»

Выполнил: студент 1-го курса

Юридического факультета (группы ЮЗС 13-2)

Седых А.А.

Научный руководитель: к.ю.н., доцент

Никонович С.Л.

Липецк 2014

План

Введение

1. Понятие и сущность категории «законные интересы»

2. Соотношение законного интереса и субъективного права

Заключение

Введение

гражданский правовой законный субъективный

Как известно, вся деятельность людей основана на удовлетворении их интересов, однако интересы личности во многом определяются обществом, и осуществляться вне общества, как правило, не могут. Как интересы человека немыслимы без общества, так и интересы общества немыслимы без людей. В правовом государстве интересы личности, общества и государства переплетены. Государство, обладая своими интересами, играет роль арбитра правомерного удовлетворения интересов всех, в том числе и самого себя. Вместе с тем, государство не может и не должно гарантировать реализацию всех без исключения интересов.

В период интенсивного развития общества законные интересы позволяют удовлетворять и защищать в легитимном порядке многие интересы, которые прямо не закреплены как права и свободы человека и гражданина. Законные интересы обогащают правовой статус человека и гражданина. Понятие «законный интерес» не может быть чем-то случайным, данный термин имеет под собой реальную основу и используется как дополнительное обеспечение разнообразных нужд и запросов граждан.

Законные интересы в большинстве своем не гарантированы конкретно в нормах объективного права и обеспечиваются только их общим смыслом. Законодательно не определены и полномочия государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений по недопущению нарушения законных интересов личности и их защите.

1. Понятие и сущность категории «законные интересы»

Слово «интерес» в переводе с латинского «interest» означает - «имеет значение». В словарях «интерес» употребляется в нескольких смысловых значениях. Интерес трактуется как внимание, возбудимое чем-либо или кем-либо; как польза, выгода и как потребность, нужда. Неоднозначное толкование интереса говорит о многоаспектности и, следовательно, сложности данного понятия.

В философской науке интерес представляется в виде реальной причины социальных действий, событий, свершений, стоящей за непосредственными побуждениями участвующих в этих действиях индивидов, социальных групп, классов.

Социологи видят в интересе «... свойство той или иной социальной общности - класса, нации, профессиональной или демографической группы и т.д. - которое самым существенным воздействует на социально-политическое поведение в данной общности, предопределяет ее важнейшие социально значимые акции.

В экономике под интересами понимаются объективные побудительные мотивы экономической деятельности, связанные со стремлением людей к удовлетворению возрастающих материальных и духовных потребностей, которые выступают главной движущей силой прогресса экономики. Психология изучает интерес как явление человеческого сознания, сосредоточенность на определенном предмете мыслей, вызывающая стремление быстрее познакомиться с ним, глубже в него проникнуть, не упускать его из поля зрения.

Не оставался интерес и вне поля зрения юристов. Впервые наиболее развернуто и систематизированно значения интереса как социального основания системы права было показано немецким ученым Р. Иерингом. Содержанием самого права, по мнению Иеринга, являются интересы субъектов социального взаимодействия, которые являются общими для всех субъектов (интересы общества в целом).

До революции существенный вклад в развитие теории интересов внесли российские правоведы: Ю.С. Гамбаров, А.А. Рождественский, Е.Н. Трубецкой, Г.Ф. Шершеневич. В советский период интересы и их значение в правовом регулировании общественных отношений были объектом исследования таких ученых, как С.С. Алексеев, Н.С. Малеин, А.В. Малько, Г.В. Мальцев, Н.И. Матузов, А.И. Экимов и др.

Как указывает Н.В. Витрук, законный интерес, как и юридическое право, есть возможность личности по пользованию социальными благами, которая выражается в правомочиях носителя законного интереса действовать определенным образом, требовать определенного поведения от обязанных лиц, органов и учреждений, обращаться за защитой к компетентным государственным и общественным организациям. Нетрудно заметить, что законный интерес в трактовке Н.В. Витрука полностью «сливается» с субъективным правом. Из приведенного определения невозможно установить существенные признаки законного интереса. Достаточно точно сущность законного интереса понимается А.В. Малько, который считает, что «законный интерес - это отраженная в объективном праве либо вытекающего из его общего смысла и в определенной степени гарантированная государством простое юридическое дозволение, выражающееся в стремлении субъекта пользоваться конкретным социальным благом, а также в некоторых случаях обращаться за защитой к компетентным органам в целях удовлетворения своих потребностей, не противоречащих общественным».

Приведенные определения понятия «законный интерес», в целом, указывают на признаки отражаемого социально - правового явления: дозволенность пользоваться конкретным социальным благом, обеспеченность этой дозволенности действиями компетентных органов и т.д. Вместе с тем определение законного интереса в качестве дозволенности, выражающейся в стремлении пользоваться социальным благом, либо как стремления в достижении социальных благ, представляется не совсем удачным. Стремление, то есть желание чего-либо добиться - явление субъективное. Оно характеризует процесс удовлетворения потребности с субъективной стороны, свидетельствует о сформировавшемся в результате совокупности психических процессов внутреннем отношение лица к конкретным социальным благам. Законный интерес как явление объективное по своей природе не может быть верно определен посредством понятий, отражающих психические процессы, протекающие в сознании субъекта, таких как, «стремление», «желание», «намерение» и т.п.

Содержание законного интереса состоит из двух возможностей (правомочий): пользоваться определенным социальным благом и обращаться в некоторых случаях за защитой к компетентным органам. Сущность законного интереса заключается в простой правовой дозволенности. Поэтому законный интерес - своеобразное "усеченное право", не во всех случаях обеспеченное юридической обязанностью государства и ответной стороной отношений.

Структурой законного интереса выступают внутренняя связь стремлений, их организация, тот или иной способ соединения.

Законные интерес, -- это те интересы, которые не противоречат сущности и принципам права. Требовать от правотворческих, а тем более от правоприменительных органов, чтобы они в своей деятельности «оглядывались» на сущность и принципы права, значит проявлять своего рода романтизм в отношении их возможностей.

Государственные интересы заключаются в реализации интересов общественных, в защите интересов прав и свобод личности (там же). Если бы так было всегда! На деле государственный интерес может и не совпадать с общественными и личными интересами. Именно потому, что подчас нет такого совпадения, государство вынуждено прибегать к использованию разного рода принудительных мер.

Сама по себе социально значимая потребность, лежащая в основании законного интереса, не является юридически закрепленной возможностью (дозволенностью). Она, как и любая другая потребность, представляет собой недостаток чего-либо, нуждаемость в чем-либо, которыми по объективным причинам невозможно или сложно пренебречь. О юридической возможность необходимо говорить применительно к действиям обладающего законным интересом лица, которые направлены на удовлетворение соответствующей потребности. Именно в указанных действиях находят свое выражение пути и способы удовлетворения социально значимых потребностей. Таким образом, законный интерес, выражающий закрепленную правовыми нормами возможность (дозволенность), может быть правильно определен при условии включения в его содержание действий, реализующих данный интерес.

Потребность не зависит от норм права, ими не порождается и не регулируется. Только действия носителя интереса по удовлетворению потребности, осуществляемые определенными способами с использованием известного количества средств, являются предметом правового регулирования. Именно включение в содержание законного интереса путей, форм, способов его реализации «вводит» законный интерес в сферу правовой регламентации.

Сказанное позволяет определить законный интерес как признанную за субъектом нормами позитивного права необходимость пользования определенным социальным благом, выражающуюся в юридически закрепленной дозволенности субъекта совершать действия, направленные на пользование указанным благом, а также в необходимых случаях обращаться за защитой к компетентным государственным органам и органам местного самоуправления в целях обеспечения такой возможности.

Защита законного интереса необходима тогда, когда носитель интереса не может самостоятельно воплотить в жизнь свои правомерные устремления в силу различных обстоятельств. Гарантией существования и реализации законного интереса является то, что законный интерес подлежит правовой охране. В частности, в Конституции России имеется несколько положений, касающихся защиты законных интересов граждан (часть 2 статьи 36, часть 3 статьи 55).

Будучи менее гарантированным со стороны государства по сравнению с субъективным правом, законный интерес, тем не менее, может защищаться всеми правовыми способами и механизмами, присущими субъективным правам и свободам. Однако в этой связи возникает вероятность некоторого отступления от тех способов и форм, которыми обычно обеспечивается действие конституционно-правовых норм, закрепляющих субъективные права.

Защиту законных интересов обеспечивает установление государством мер принуждения к нарушителям правопорядка, которые могут быть привлечены к конституционно-правовой, уголовной, административной, дисциплинарной, материальной ответственности.

В юридической науке предлагается также рассматривать законные интересы в широком и узком смысле слова В широком смысле - это как интересы, закрепленные в субъективных правах и обязанностях, так и интересы, выраженные в особом понятии «законные интересы». В узком же понятии - только последние.

2. Соотношение законного интереса и субъективного права

Категория законного интереса наиболее близко соприкасается с субъективным правом. Практически в любом нормативном акте, где закреплен законный интерес, всегда перед ним стоит слово «право». Случайно ли это? Каковы их общие и отличительные черты? Что может служить критерием для их разграничения?

Ясно по крайней мере одно - они тесно взаимосвязаны и должны рассматриваться в соотношении. «Поскольку законные интересы, - отмечает В.А. Кучинский, - охраняются наряду с правом соответствующих субъектов, правовая наука исследует их в сопоставлении». «Важное значение, - пишет также А.И. Экимов, - имеет проблема соотношения субъективного права и законного интереса».

Субъективное право определяется в литературе кратко как вид и мера возможного поведенияили более широко - как создаваемая и гарантируемая государством через нормы объективного права особая юридическая возможность действовать, позволяющая субъекту (как носителю этой возможности) вести себя определенным образом, требовать соответствующего поведения от других лиц, пользоваться определенным социальным благом, обращаться в случае необходимости к компетентным органам государства за защитой в целях удовлетворения личных интересов и потребностей, не противоречащих общественным.

Общие черты субъективных прав и законных интересов:

1) и те и другие обусловлены материальными и духовными условиями жизни общества;

2) содействуют развитию и совершенствованию социальных связей, фиксируя в себе определенное сочетание личных и общественных интересов;

3) несут определенную регулятивную нагрузку, выступая своеобразными подспособами правового регулирования;

4) предполагают удовлетворение собственных интересов личности, выступая своеобразными юридическими средствами (инструментами) реализации данных интересов, способами их правового опосредствования;

5) имеют диспозитивный характер;

6) выступают в качестве самостоятельных элементов правового статуса личности;

7) представляют собой юридические дозволения;

8) их осуществление связывается в основном с такой формой реализации права, как использование;

9) являются объектами правовой охраны и защиты, гарантируются государством;

10) определяют собой своего рода меру поведения, специфический критерий законных деяний (так, в ч. 2 ст. 36 Конституции РФ прямо установлено, что «владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляется их собственниками свободно; если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц». Точно такие же требования содержатся и в ч. 3 ст. 55 Конституции, а также в целом ряде нормативных актов. Например, в ст. 12 Водного кодекса РФ от 16 ноября 1995 г. закреплено, что «собственники, владельцы и пользователи земельных участков, примыкающих к поверхностным водным объектам, могут использовать водные объекты только для своих нужд в той мере, в какой это не нарушает права и законные интересы других лиц».

Вышеназванные черты сближают данные правовые категории, делают их «родственными». Но наряду с общими чертами между субъективными правами и законными интересами имеются и различия, которые важны как для теории, так и для юридической практики.

Субъективные права и законные интересы не совпадают по своей сущности и структуре. Нетождественность их определяется тем, что субъективные права и законные интересы - различные правовые дозволенности. Первая представляет собой особую дозволенность, обеспеченную конкретной юридической необходимостью других лиц. Если же правовая дозволенность не имеет либо не нуждается в юридически необходимом поведении других лиц как средстве своего обеспечения, то она и не возводится законодателем в ранг субъективного права.

Законный интерес - юридическая дозволенность, имеющая в отличие от субъективного права характер правового стремления. Однако и законный интерес можно считать известной возможностью, но возможностью в большинстве своем социальной, фактической, а не правовой. Он отражает лишь разрешенность действий и не более того.

Если сущность субъективного Права заключается в юридически гарантированной и обеспеченной обязанностями других лиц возможности, то сущность законного интереса - в простой дозволенности определенного поведения. Это своеобразное «усеченное право», «усеченная правовая возможность». Ему противостоит лишь общая юридическая обязанность - уважать его, не нарушать его, поскольку и сам он представляет собой правовую возможность общего характера. Субъективное право и законный интерес не совпадают и по содержанию, которое у первого состоит из четырех элементов (возможностей), а у второго - только из двух. Субъективное право - это возможность, позволяющая субъекту пользоваться благом в границах, строго установленных законом. Законный интерес - тоже известная «возможность», позволяющая субъекту пользоваться благом, но уже без таких четких границ дозволенного поведения (вида и меры) и возможности требования определенных действий от других лиц.

Отсутствие такой конкретизации у законного интереса объясняется тем, что ему не соответствует четкая юридическая обязанность контрагентов в отличие от субъективных прав, которые не могут существовать без корреспондирующих им обязанностей. Последние помогают устранять препятствия, стоящие на пути удовлетворения интересов, отраженных в субъективных правах.

Законный интерес - это простая дозволенность, незапрещенность. Поэтому у него «правомочие» выражается чаще всего в просьбе. Элементы содержания законного интереса носят характер стремлений, а не твердо гарантированных возможностей.

Заключение

Как свидетельствует практика, нередко борьба вокруг законопроектов порождается не столько стремлением найти и выбрать наилучший вариант, сколько интересами фракций и узких групп депутатов, региональных элит. Сказывается негативное лоббистское давление ведомств и финансовых структур. В итоге подобного дисбаланса интересов вовремя не решаются актуальные государственные задачи, а законодательство развивается неритмично и противоречиво, с принятием неконституционных нормативных актов и нормативных актов, противоречащих положениям, имеющим высшую юридическую силу, что часто создает препятствия реализации законных интересов значительного числа лиц.

Несмотря на широкое употребление термина «законные интересы» в нормативно-правовых актах, законодатель не разъясняет его. Отсутствуют и пояснения высших судебных инстанций по этому вопросу. Более того, в правовой науке нет единого подхода к определению данной категории. В значительной степени этот термин используется интуитивно и понимается произвольно, на основании сложившейся в обыденном языке традиции, что, безусловно, не способствует эффективному и справедливому осуществлению законных интересов.

Несмотря на то, что законные интересы напрямую законодательно не закреплены, все же, основой их обеспечения и эффективной реализации является закон, формирующий, во-первых, сам объект обеспечения, во-вторых, правовое пространство, в пределах которого осуществляется деятельность государственных и негосударственных структур по обеспечению законных интересов, в-третьих, направления, институлизации этой деятельности, формы, методы и правовые средства ее реализации

Спис ок использованной литературы

1. Л.Ф. Ильичев, Философский энциклопедический словарь / Гл. редакция П.Н. Федосеев, С.М. Ковалев, В.Г. Панов:. М., 1983. С. 405.

2. Кучинский В.А. Законные интересы личности: от конституции к правореализующей деятельности // Теоретические вопросы реализации Конституции СССР. М., 1982. С. 184.

3. Малько А.В., Субочев В.В. Законные интересы как правовая категория, СПб.: Издательство Р.Асланова «Юридический центр Пресс», 2004. - 481 с.

4. Малько А.В. Проблемы законных интересов // Проблемы теории государства и права / Под ред. М.Н. Марченко. М., 2002. С. 392.

5. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. М., 1999. С. 858

6. Экимов А.И. Интересы и право в социалистическом обществе. СССР 1985 г. С. 158

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Понятие и специфические признаки законных интересов как элемента правового статуса личности; экономические, политические, идеологические и конституционные гарантии их реализации. Регулирование вопросов ответственности за нарушение законных интересов.

    реферат , добавлен 31.03.2014

    Принципы института прав человека: всеобщности, неотчуждаемости, непосредственного действия, равноправия и государственной защиты. Юридический статус личности, понятие гражданства, их права, свободы и законные интересы. Механизмы защиты прав человека.

    контрольная работа , добавлен 10.11.2010

    Юристы защищают интересы личности, ее права, свободы, собственность, интересы общества, государства от преступных посягательств. Юрист должен обладать глубокими юридическими знаниями, высокой правовой культурой, профессиональной этикой и эстетикой.

    контрольная работа , добавлен 16.01.2009

    Основные права и законные интересы ребенка. Анализ законодательство в области несовершеннолетних детей и их права самостоятельно обратиться в суд за защитой своих интересов. Сущность работы органов опеки и попечительства, их основные обязанности.

    контрольная работа , добавлен 08.12.2008

    Характеристика правовых актов, закрепляющих права человека в условиях пенитенциарной системы. Правовой статус лиц, отбывающих наказание на территории Российской Федерации. Основные права, законные интересы и обязанности осужденных, отбывающих наказание.

    курсовая работа , добавлен 12.03.2015

    Сущность и понятие коллизионного права в Российской Федерации. Соотношения законного интереса и субъективного права. Понятие гражданско-правовых отношений в современной российской правовой доктрине. Принцип обеспечения верховенства конституции и закона.

    реферат , добавлен 07.01.2016

    Понятие основных прав и свобод человека. Историко-правовые предпосылки развития правового статуса человека и гражданина. Правовой статус и фактическое положение человека и личности. Отражение прав личности в нормативно-правовых государственных актах.

    курсовая работа , добавлен 13.07.2014

    Права, законные интересы и обязанности осужденных, их понятие и социально-правовая характеристика. Исполнение наказания в тюрьмах и его правовое регулирование, принцип дифференциации и индивидуализации. Режим особых условий в исправительных учреждениях.

    контрольная работа , добавлен 02.03.2010

    Правовые основы положения лиц, отбывающих наказание, используемые на современном этапе. Содержание правового положения лиц, отбывающих наказание. Основные права, законные интересы и обязанности осужденных, особенности их регулирования законодательством.

1. Защита прав и интересов детей возлагается на их родителей.


Родители являются законными представителями своих детей и выступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе в судах, без специальных полномочий.


2. Родители не вправе представлять интересы своих детей, если органом опеки и попечительства установлено, что между интересами родителей и детей имеются противоречия. В случае разногласий между родителями и детьми орган опеки и попечительства обязан назначить представителя для защиты прав и интересов детей.




Комментарии к ст. 64 СК РФ


1. Обязанность родителей защищать права и интересы детей, предусмотренная п. 1 комментируемой статьи, согласуется с правом, предоставленным самому ребенку на защиту своих прав и законных интересов (см. комментарий к ст. 56 СК РФ). В этой связи родители являются законными представителями своих детей. Они выступают без каких-либо специальных полномочий в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе с органами местного самоуправления, внутренних дел, судом и прокуратурой. Причем родители могут совершать действия, направленные на предотвращение возможного правонарушения, а не только представлять интересы своих детей в случае нарушения их прав. Для этого родителям достаточно предъявить: а) свидетельство о рождении ребенка; б) документ, удостоверяющий личность законного представителя. Не могут быть законными представителями своих детей родители, лишенные родительских прав (см. комментарий к ст. 71 СК РФ) или ограниченные в родительских правах (см. комментарий к ст. 74 СК РФ).

Соответственно, можно сделать вывод о том, что нормы п. 1 комментируемой статьи выходят за рамки семейных правоотношений и предоставляют родителям возможность защищать интересы своих детей во всех сферах общественной жизни, причем независимо от того, на территории какого государства требуется такая защита. Причем следует отметить, что конкретные полномочия законных представителей определяются той отраслью права, в рамках которой возникает определенное правоотношение, требующее участия таких лиц.

Так, в частности, в гражданских правоотношениях несовершеннолетний является частично дееспособным гражданином. Его возможность самостоятельно совершать гражданско-правовые сделки достаточно ограничена и целиком зависит от возраста ребенка: от 6 до 14 лет или от 14 до 18 лет (ст. ст. 26, 28 ГК РФ, см. комментарий к ст. 60 СК РФ). В этой связи родители выступают в гражданских правоотношениях как законные представители своих детей, если последние не достигли возраста 14 лет, т.е. совершают от их имени и в их интересах те сделки, которые дети не вправе заключать в этом возрасте самостоятельно. Если несовершеннолетние достигли возраста 14 лет, то родители не заключают сделок от их имени, а дают письменное согласие на совершение детьми тех сделок, которые они не могут совершать самостоятельно. При совершении несовершеннолетним в возрасте от 14 до 18 лет сделки без согласия родителей, когда это согласие в силу закона необходимо (п. 1 ст. 26 ГК РФ), родители вправе в судебном порядке оспорить такую сделку и требовать признания ее недействительной (ст. 175 ГК РФ). Предъявляя иск о признании сделки недействительной, родители исполняют свою обязанность по защите прав и интересов своих несовершеннолетних детей. Статья 1167 ГК РФ определяет особенности защиты наследственных прав несовершеннолетних детей. При наличии среди наследников несовершеннолетних раздел наследства осуществляется с соблюдением правил ст. 37 ГК РФ.

Институт защиты прав несовершеннолетних детей включает в себя не только нормы материального, но и процессуального права. Согласно ч. 3 ст. 37 ГПК РФ, права, свободы и законные интересы несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет защищают в процессе их законные представители. Однако суд обязан привлекать к участию в таких делах самих несовершеннолетних. В случаях, предусмотренных федеральным законом, по делам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, публичных и иных правоотношений, несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет вправе лично защищать в суде свои права, свободы и законные интересы, но и в указанных случаях суд также вправе привлечь к участию в таких делах законных представителей несовершеннолетних (ч. 4 ст. 37 ГПК РФ). Права, свободы и законные интересы несовершеннолетних, не достигших возраста 14 лет, защищают в процессе их законные представители - родители, усыновители, опекуны, попечители или иные лица, которым это право предоставлено федеральным законом (ч. 5 ст. 37 ГПК РФ).

Родители представляют интересы своих детей и в случаях, предусмотренных административным законодательством. Так, в соответствии со ст. 25.3 КоАП РФ полномочия законного представителя осуществляются родителями при защите прав и законных интересов своих детей, как привлекаемых к административной ответственности, так и являющихся потерпевшими по делам об административных правонарушениях. Присутствие родителей при рассмотрении дела об административном правонарушении, совершенном их несовершеннолетним ребенком, может быть признано обязательным судьей, органом, должностным лицом, рассматривающим данное дело (п. 5 ст. 25.3 КоАП РФ).

В соответствии со ст. 48 УПК РФ по уголовным делам о преступлениях, совершенных несовершеннолетними, к обязательному участию в уголовном деле привлекаются их законные представители в порядке, установленном ст. ст. 426 и 428 УПК РФ. Статья 426 УПК РФ посвящена правам законного представителя подозреваемого, обвиняемого в ходе досудебного производства по уголовному делу, а ст. 428 УПК РФ - правам законного представителя подсудимого в судебном заседании. Законные представители могут также участвовать при допросе своих несовершеннолетних детей в качестве свидетелей или потерпевших (ст. 191 УПК РФ).

Законные представители несовершеннолетних представляют законные интересы детей и в исполнительном производстве. Статья 51 Закона об исполнительном производстве определяет особенности участия несовершеннолетних в исполнительном производстве. Так, согласно ч. 1 ст. 51 Закона об исполнительном производстве, права и обязанности несовершеннолетнего в возрасте до 14 лет осуществляет в исполнительном производстве его законный представитель. Несовершеннолетний в возрасте от 14 до 16 лет, являющийся по исполнительному документу взыскателем или должником, осуществляет свои права и исполняет обязанности в исполнительном производстве в присутствии или с согласия в письменной форме своего законного представителя или представителя органа опеки и попечительства (п. 2 ст. 51 Закона об исполнительном производстве). Несовершеннолетний в возрасте от 16 до 18 лет, являющийся по исполнительному документу взыскателем или должником, осуществляет свои права и исполняет обязанности в исполнительном производстве самостоятельно. Однако судебный пристав-исполнитель вправе в этом случае привлечь для участия в исполнительном производстве законного представителя несовершеннолетнего или представителя органа опеки и попечительства (п. 3 ст. 51 Закона об исполнительном производстве). И только несовершеннолетний, имеющий полную дееспособность, осуществляет свои права и исполняет обязанности в исполнительном производстве самостоятельно.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что институт защиты прав и интересов детей носит комплексный, межотраслевой характер.

2. Пункт 2 комментируемой статьи запрещает родителям выступать от имени детей, если орган опеки и попечительства установит конфликт интересов родителя и ребенка. В этом случае орган опеки и попечительства обязан назначить другого представителя для защиты прав и интересов ребенка, например для защиты прав ребенка в суде. Таким представителем может быть назначен как родственник ребенка, другой родитель, так и работник органов опеки и попечительства.



 

Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!