Что дает государственная служба. Государственная гражданская служба Российской Федерации. Закон о государственной гражданской службе. Понятие "государственная служба"

Обусловлены специализацией, которую определяют цели, уровень и функции соответствующих органов. Под этим понятием понимается особая профессиональная работа, направленная на обеспечение предоставленных законом полномочий аппарату власти.

Различные виды государственной службы возникли в связи с устройством РФ, имеющим федеративный характер. На эти разграничения повлияло также разделение властей и особенности различных секторов и сфер, относящихся к исполнительному аппарату.

Служба субъектов государства, которые находятся в его ведении;

Федеральная.

Совместным ведением государства и его субъектов являются только кадры, относящиеся к правоохранительным и судебным органам.

Также подразделяют виды государственной службы на:

Гражданскую;

Общеадминистративную;

Специализированную;

Правоохранительную;

Военную;

Войсковую;

Военизированную.

Госслужба обладает многоцелевым функциональным характером. Ее основной задачей является обеспечение исполнения всех полномочий, которые возложены на аппарат управления обществом. Именно это многообразие функций диктует специализацию и дифференциацию профессиональной служебной деятельности государственных органов. Глубокое понимание структуры этого механизма способствует решению проблемы модернизации и совершенствования работы всех его подразделений с целью повышения эффективности их функционирования.

Виды государственной службы, которые классифицируются в зависимости от можно разделить на несколько категорий. К ним относят:

Парламентскую службу;

Работу исполнительных органов (правительственную);

Судебную деятельность.

Различные элементы структуры государственной службы обладают специфическими особенностями и функциональными возможностями, которые зависят от предмета деятельности и компетенции соответствующего аппарата власти.

К управленческим или общеадминистративным органам относят:

Службу Президента и его Администрации;

Парламентские органы;

Правительственную службу;

Исполнительные органы.

Вид государственной службы, являющийся специализированным, решает задачи по реализации особых полномочий. Они предоставляются служащим со специфической профессиональной подготовкой. Как правило, их целью является регулирование определенной однородной деятельности. Служба в специализированных государственных подразделениях относится к гражданскому виду. Деятельность таких госорганов основана на правовых актах, которые издаются для их функционирования. К ним можно отнести:

Дипломатическую службу;

Налоговые органы;

Правозащитный аппарат;

Службу контроля и надзора;

Финансово-кредитные госорганы;

Являющуюся альтернативной;

Избирательные комиссии.

Понятие и виды государственной службы со специальными компетенциями и функциями включают в себя также органы, которые решают правоохранительные задачи. Их деятельность основана на применении мер воздействия юридического характера, которые соответствуют действующему законодательству. Такая служба осуществляется в органах:

Прокуратуры;

Налоговой полиции;

Внутренних дел;

Таможни;

Юстиции;

Нотариальной службы.

По своей специфике к правоохранительной службе тесно примыкает военная. Это особый вид, отличающийся от гражданской рядом особенностей:

Условиями труда, сопряженными с риском;

Специфическими профессиональными особенностями;

Должностными обязанностями, в основе которых - защита здоровья и жизни граждан, а также обеспечение их безопасности;

Наличие дисциплинарного устава;

Особыми условиями приема на службу и порядком ее прохождения.

Вопрос 5. Какие виды государственной службы включает в себя система государственной службы РФ?

Ответ: Система государственной службы включает в себя следующие виды государственной службы: государственная гражданская службы, военная служба, правоохранительная служба.

Государственная гражданская службы подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъекта РФ.

Военная служба и правоохранительная служба являются видами федеральной государственной службы

Вопрос 6. Расскажите о структуре Правительства РФ и его функциях.

Ответ: Правительство - это коллегиальный орган общей компетенции, издающий от своего имени административно-правовые акты и являющийся одним из основных институтов управления государственными делами. Правовой статус Правительства РФ определяется Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом "О Правительстве Российской Федерации" 1997 г. №2 - ФКЗ. Правительство РФ представляет собой орган государственной власти, осуществляющий исполнительную власть. Оно является коллегиальным органом, возглавляющим единую систему исполнительной власти в РФ. По общему правилу, Правительство РФ руководит деятельностью всех федеральных органов исполнительной власти, за исключением тех, руководство которыми осуществляет Президент РФ. Руководство Правительства распространяется на федеральные органы, действующие в экономической и социально-культурной сферах, руководство Президента - на федеральные ведомства, управляющие главным образом административно-политической сферой, и на само Правительство. Президент РФ не является главой Правительства РФ, но вправе председательствовать на его заседаниях, осуществлять контроль за его действиями и решениями, в том числе за выполнением своих указов. Он назначает (с согласия Государственной думы) Председателя Правительства РФ, назначает (по предложению Председателя Правительства РФ) и освобождает от должности министров - членов Правительства. Таким образом, состав Правительства РФ не может быть определен без решающего участия Президента РФ. В состав Правительства РФ входят: Председатель Правительства, его заместители и федеральные министры.

  • · Председатель Правительства РФ возглавляет Правительство. В соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами и указами Президента РФ он определяет основные направления деятельности Правительства и организует его работу. Определение основных направлений правительственной деятельности происходит путем выбора Председателем Правительства главных участков работы, на которых должны быть сосредоточены усилия Правительства в рамках целей и приоритетов внутренней и внешней политики, определяемой Президентом РФ. Председатель Правительства РФ представляет Правительство Российской Федерации в России и за ее пределами, ведет заседание Правительства, обладая правом решающего голоса. Он подписывает правовые акты Правительства, представляет Президенту РФ предложения о поощрении министров и наложении на них взысканий.
  • · Заместители Председателя Правительства РФ в соответствии с распределением обязанностей между ними координируют работу федеральных органов исполнительной власти, дают им поручения, контролируют их деятельность, участвуют при необходимости в заседаниях коллегий этих органов.
  • · Федеральные министры как члены Правительства участвуют в подготовке его решений и обеспечивают их исполнение. Они не могут действовать вопреки официальной позиции Правительства. В состав Правительства входит также руководитель Аппарата Правительства, имеющий ранг министра РФ. Понятие "федеральный министр" распространяется как на руководителей министерств, так и на руководителей других федеральных ведомств, если этот ранг был им присвоен Президентом. Однако в этом случае руководитель ведомства не становится автоматически членом Правительства с правом решающего голоса на его заседании. Президентом может быть введена должность федерального министра, не являющегося руководителем федерального министерства, т.е. министра без портфеля. Таким образом, практическое количество членов Правительства РФ определяется Президентом РФ. При осуществлении своих полномочий министры подотчетны Правительству, а по вопросам, отнесенным Конституцией РФ и федеральными законами к полномочиям Президента, и Президенту РФ.
  • · Президиум. Для решения оперативных вопросов Правительство РФ по предложению его Председателя может образовывать Президиум. Состав Президиума Правительства определяется не законом или указом Президента, а самим Правительством. В соответствии с Постановлением Правительства от 1 октября 1998 г. № 1145 в него входят 12 членов Правительства: Председатель Правительства, 5 его заместителей, 6 федеральных министров: финансов, обороны, иностранных дел, государственного имущества, внутренних дел, экономики и торговли. Заседания этого внутреннего рабочего органа Правительства проводятся по мере необходимости (обычно раз в неделю). Его решения принимаются большинством голосов и не должны противоречить актам, принятым на заседаниях Правительства. Любое решение Президиума может быть отменено Правительством.

На членов Правительства в связи с их пребыванием в его составе распространяются ограничения, предусмотренные Законом "Об основах государственной службы Российской Федерации" 1997 г.

Полномочия Правительства РФ

Общие и основные полномочия Правительства РФ определены в ст. 114 Конституции РФ и в ст. 13 Закона "О Правительстве Российской Федерации" 1997 г. В соответствии с этими нормативно-правовыми актами Правительство РФ:

  • · осуществляет реализацию внутренней и внешней политики Российской Федерации;
  • · осуществляет регулирование в социально-экономической сфере;
  • · разрабатывает федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение;
  • · обеспечивает в России единую финансовую кредитную, денежную политику;
  • · осуществляет управление федеральной собственностью;
  • · обеспечивает проведение единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии;
  • · осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью, обороны и государственной безопасности;
  • · обеспечивает единство системы исполнительной власти в РФ, направляет и контролирует деятельность ее органов;
  • · формирует федеральные целевые программы и обеспечивает их реализацию;
  • · реализует предоставленное ему право законодательной инициативы.

Общие полномочия Правительства РФ применительно к отдельным сферам и областям жизнедеятельности государства и общества конкретизируются в восьми статьях (ст.ст. 14-21) Закона "О Правительстве РФ" 1997 г. Однако полномочия Правительства не ограничиваются их перечнем, приведенным в данных статьях. При определении компетенции Правительства РФ используется принцип общего нормирования его полномочий: Правительство осуществляет также иные полномочия, возложенные на него Конституцией РФ, федеральными законами и указами Президента РФ. Правовыми формами реализации Правительством своих полномочий являются постановления и распоряжения, которые обязательны к исполнению в Российской Федерации. Постановления носят нормативный характер, а распоряжения издаются по оперативным и текущим вопросам и не являются нормативными актами. Все правовые акты Правительства - как распоряжения, так и постановления - могут быть обжалованы в суд. Правительство вправе также принимать обращения, заявления и иные акты, не имеющие правового характера. В своей деятельности Правительство руководствуется принципами верховенства Конституции РФ, федеральных конституционных законов и федеральных законов, а также принципами народовластия, федерализма, разделения властей, ответственности, профессионализма, гласности и обеспечения прав и свобод человека и гражданина.

В соответствии с федеральным законом Российской Федерации «О системе государственной службы» различают следующие виды государственной службы:

1. Гражданская.
2. Военная.
3. Правоохранительная.

Они носят функциональный характер, обеспечивают выполнение всего объема государственно-важных задач и полномочий. Данные виды государственной службы позволяют комплексно и эффективно решать многочисленные и разные задачи и функции, повышать уровень профессиональной государственной деятельности, которая обеспечивает реализацию основных управленческих задач государственного масштаба.

Первый вид госслужбы включает в себя федеральную службу и государственную гражданскую службу субъекта Российской Федерации.

Федеральная служба – это профессиональная деятельность граждан, которая призвана обеспечить исполнение полномочий РФ и полномочий федеральных органов и лиц, занимающих государственные должности. К ней относят военную и правоохранительную службы. Государственная федеральная служба регулируется соответствующей нормативной базой РФ.

Гражданская служба РФ – вид госслужбы, которая подразумевает профессиональную деятельность лиц, которые заняты в этой сфере и обеспечивают исполнение полномочий и задач государственных органов РФ.
Военная и правоохранительная служба представляет собой определенный вид госслужбы, который непосредственно связан с охранно-представительской деятельностью государства, обеспечивает полную безопасность граждан, внутреннюю и внешнюю безопасность государства в целом и правопорядок в нем.

К основным признакам этих служб относят:

1. Содержание данных служб. Они обеспечивают общественную безопасность, защищают права и свободы граждан, обеспечивают сохранность материальных ценностей и соблюдают общественный порядок.
2. Выполнение своих должностных обязанностей в различных условиях и ситуациях, при повышенном уровне риска.
3. Подчинение определенным правовым документам, осуществления деятельности согласно законодательной базы, которая регулирует организация службы и ее правовое положение.
4. Функционирование системы специальных званий и атрибутики.
5. Необходимость служащего принимать участие в массовых сборах, учениях и других мероприятиях.
6. Соответственные правила привлечения к ответственности.

Военная служба предусматривает выполнение основной цели, связанной с защитой государства от посягательств других стран на устоявшийся строй, его независимости, территориальной целостности, потенциала страны.
Правоохранительная служба обязана выполнят защитную функцию, то есть она защищает права и свободы граждан и структур РФ, обеспечивает общественный порядок и безопасность, борется с преступностью и административными нарушениями.

Понятие ГС определяется ФЗ-58 «О системе госслужбы РФ»:

Государственная служба РФ – профессиональная служебная деятельность граждан РФ по обеспечению исполнения полномочий:

Российской Федерации,

Федеральных органов государственной власти,

Субъектов РФ,

Органов государственной власти субъектов РФ,

Лиц, замещающих государственные должности РФ, а также государственные должности субъектов РФ.

Сформулированное законом определение гос службы указывает, прежде всего, на ее сущность.

Сущностные признаки государственной службы:

1. Государственная служба - это государственная деятельность , т.е. сущность и назначение государственной службы определяются сущностью и назначением государства. Госслужба не только отражает задачи, функции и основные черты государства, но должна обеспечивать их практическое осуществление. Государственный служащий всегда действует от имени и по поручению государства.

2. Важный признак государственной службы - профессиональная служебная деятельность , т.е. деятельность профессионального характера, отвечающая специальным квалификационным требованиям и обеспечивающая решение задач государственного управления. Государственный служащий не просто профессионально работает в этой сфере, он служит. Гражданская служба состоит, прежде всего, в управлении обществом в различных сферах, в реализации функций государственных органов.

3. Государственная служба - это обеспечение исполнения полномочий госорганов, а не само исполнение таковых. Имеется в виду интеллектуальное, аналитическое, организационное, информационное, прогностическое, контрольное и иное профессиональное обеспечение исполнения полномочий государственных органов и лиц, замещающих государственные должности.

4. Государственная служба по определению - публичная служба , т.е. служба в органах публичной государственной власти. Она имеет официальный, открытый характер и обеспечивает общий, совокупный интерес государства и общества. Проще говоря, государственная служба - служба государству, а через него - стране, народу.

5. Государственная служба осуществляется только в государственном органе лицом, которое находится на должности государственной службы, включенной в реестр. Не все должности, включенные в штатное расписание тех или иных государственных органов, являются должностями государственной гражданской службы. Так, не является государственной гражданской службой работа в штате государственного органа на должностях обслуживающего персонала (водители, вахтеры, уборщицы, повара и т.д.).

6. Государственные служащие получают денежное содержание только из госбюджета .

2. Принципы государственной службы.

ФЗ-58 «О системе госслужбы РФ» Статья 3 .

1) Федерализм, обеспечивающий единство системы госслужбы и соблюдение конституционного разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами гос власти и органами госвласти субъектов РФ

2) Законность

3) Приоритет прав и свобод человека и гражданина. Данный принцип вытекает из ст. 2 и 18 Конституции РФ, в которых человек, его права и свободы определены как высшая ценность. Обязанностью государства и всех госслужащих является признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина.

4) Равный доступ граждан, владеющих государственным языком РФ, к гражданской службе и равные условия ее прохождения независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, а также от др обстоятельств, не связанных с проф и деловыми качествами гражд служащего.

5) Единство правовых и организационных основ госслужбы, предполагающ единый подход к организации госслужбы. Принцип вытекает из федеративного устройства РФ, основанного на государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами власти РФ и ее субъектов, что закреплено в ст. 5 Конституции РФ.

6) Взаимосвязь государственной службы и муниципальной службы

7) Открытость. Данный принцип вытекает из ст. 24 Конституции РФ, согласно которой органы государственного управления и органы местного самоуправления обязаны обеспечить каждому гражданину возможность ознакомление с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы. Одновременно на государственной гражданской службе действуют определенные ограничения, связанные с сохранением государственной тайны и неразглашением служебной информации. Поэтому на практике гражданской службы действует сочетание гласности и конфиденциальности, что не всегда способствует необходимой осведомленности граждан.

8) Профессионализм и компетентность гражданских служащих. На реализацию данного принципа направлена не только система отбора кандидатов на госслужбу, но и система подготовки, переподготовки и повышения квалификации госслужащих, а также стимулирование их стремления к достижению максимально высокого уровня своей профессиональной деятельности.

9) Защищенность гражданских служащих от неправомерного вмешательства в их проф служебную деятельность. В соответствии со ст. 14 ФЗ № 79 закрепляет защиту сведений о гражданском служащем, а также государственную защиту его жизни и здоровья, жизни и здоровья членов его семьи, а также принадлежащего ему имущества.

Государственная служба - профессиональная деятельность государственных служащих по обеспечению исполнения полномочий государственных органов.

Государственная служба осуществляется на профессиональной основе и является для служащего основной деятельностью, требующей специальной профессиональной подготовки и квалификации. В рамках осуществления государственной службы происходит реализация компетенции государственных органов.

Законодательством предусматривается государственная служба в аппаратах законодательных, исполнительных и судебных органов. Государственная служба осуществляется также и в иных государственных органах: в аппаратах избирательных комиссий, в органах прокуратуры, других контрольных, ревизионных государственных органах.

Государственная служба включает в себя федеральную государственную службу (в аппаратах Президента Российской Федерации, Государственной Думы и Совета Федерации Федерального Собрания, Правительства и иных федеральных органах исполнительной власти, в аппаратах судов, Центральной избирательной комиссии и иных федеральных государственных органов) и государственную службу субъектов Российской Федерации (в аппаратах законодательных и исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации, избирательных комиссий и иных государственных органах субъектов Федерации).

Государственная служба основана на принципах верховенства Конституции Российской Федерации и федеральных законов над иными нормативными актами при исполнении служащими должностных обязанностей; приоритета прав и свобод человека и гражданина, их непосредственного действия - обязанности служащих признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина; равного доступа граждан к государственной службе; единства основных требований, предъявляемых к государственной службе; гласности в осуществлении государственной службы; внепартийности и светском характере.

В соответствии с принятой в законодательстве классификацией к должностям государственной службы относятся государственные должности категорий "Б" и "В". Государственные должности категории "Б" учреждаются в установленном законодательством порядке для непосредственного обеспечения исполнения полномочий лиц, замещающих должности категории "А" - государственных должностей, устанавливаемых Конституцией Российской Федерации и федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов (Президент Российской Федерации, Председатель Правительства Российской Федерации, председатели палат Федерального Собрания Российской Федерации, главы законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, депутаты, министры, судьи). Государственная служба на государственных должностях категории "Б" ограничивается сроком, на который назначаются или избираются соответствующие лица, замещающие государственные должности категории "А". Государственные должности категории "В" учреждаются государственными органами для исполнения и обеспечения их полномочий.

Должности государственной службы включаются в Реестр государственных должностей государственной службы Российской Федерации, утверждаемый Президентом Российской Федерации.

Должности государственной службы замещаются по результатам квалификационного отбора и конкурса на замещение вакантной должности. См. .

Законодательство о государственной службе состоит из Конституции Российской Федерации, Федерального закона от 31 июля 1995 г. "Об основах государственной службы Российской Федерации", иных принимаемых в соответствии с ним федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации.

Законодательством о выборах и референдумах устанавливаются определенные ограничения, связанные с нахождением лица на государственной службе. В частности, в соответствии с положениями ст. 24 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" член избирательной комиссии с правом решающего голоса, работающий на постоянной (штатной) основе, наряду с другими ограничениями, не может находиться на государственной службе. Нормы ст. 36 названного закона обязывают зарегистрированного кандидата, находящегося на государственной службе, на время их участия в выборах приостановить выполнение их служебных обязанностей и представить в комиссию, их зарегистрировавшую в качестве кандидата, заверенную копию соответствующего приказа (распоряжения) не позднее трех дней со дня регистрации. , находящийся на государственной службе, не вправе использовать преимущества своего должностного или служебного положения.

Российское избирательное право: словарь-справочник . 2013 .

Смотреть что такое "Государственная служба" в других словарях:

    Государственная служба - в РФ институт административного права; профессиональная деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов. Государственная служба включает: федеральную государственную службу и государственную службу субъектов РФ.… … Финансовый словарь

    Государственная служба - Государственная служба профессиональная служебная деятельность граждан на должностях государственной службы. == Росс Основная статья: Государственная служба Российской Федерации Государственная служба Российской Федерации России … … Википедия

    Государственная служба - институт административного права, профессиональная деятельность лиц, замещающих государственные должности, по исполнению полномочий государственных органов. В Российской Федерации в соответствии с ФЗ № 58 ФЗ от 27.05.2003 г. О системе… … Политология. Словарь.

    государственная служба - гражданская служба Словарь русских синонимов … Словарь синонимов

    ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА - один из центральных институтов административного права; профессиональная деятельность по реализации полномочий государственных органов. Включает: федеральную Г.с., находящуюся в ведении РФ; Г.с. субъектов РФ, находящуюся в их ведении … Юридический словарь

    ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА - ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА, институт административного права (см. АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО), профессиональная деятельность по исполнению полномочий государственных органов лицами, занимающими государственные должности. В Российской Федерации… … Энциклопедический словарь

    Государственная служба - (англ. public service) в РФ профессиональная деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов. К Г.с. относится исполнение должностных обязанностей лицами, замещающими государственные должности категорий «Б» и «В». Г.с.… … Энциклопедия права

    ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА - (State Service; по общепринятому названию в мировой практике государственная/ Civil Service, иногда именуется правительственная служба Government Service) работа в пользу государства в системе его органов, служба в государственных учреждениях.… … Власть. Политика. Государственная служба. Словарь

    Государственная служба - профессиональная деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов. К государственной службе относится исполнение должностных обязанностей лицами, замещающими государственные должности категорий Б и В. Государственная… … Административное право. Словарь-справочник

    Государственная служба РФ - 1. Государственная служба Российской Федерации (далее государственная служба) профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации (далее граждане) по обеспечению исполнения полномочий: Российской Федерации; федеральных органов… … Официальная терминология

Книги

  • Государственная служба. Учебник и практикум , Г. А. Борщевский. Учебник позволяет: - подготовиться к сдаче зачетов и экзаменов по дисциплинам, связанным с государственной службой, а также по административному праву и политологии, менеджменту и управлению…


 

Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!