Полиция российской федерации не предназначена. Правовая подготовка (2013 год)

Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Назначение полиции

1. Полиция предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства (далее также - граждане; лица), для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности.

2. Полиция незамедлительно приходит на помощь каждому, кто нуждается в ее защите от преступных и иных противоправных посягательств.

3. Полиция в пределах своих полномочий оказывает содействие федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, иным государственным органам (далее также - государственные органы), органам местного самоуправления, иным муниципальным органам (далее также - муниципальные органы), общественным объединениям, а также организациям независимо от форм собственности (далее - организации), должностным лицам этих органов и организаций (далее - должностные лица) в защите их прав.

Комментарий к статье 1

1. Термин "полиция" в комментируемом Законе употребляется в нескольких значениях. В данной статье под полицией понимается система (совокупность) учреждений (специфических служб), объединенных одним и тем же назначением, задачами, принципами деятельности и правовым статусом сотрудников. В других же статьях Закона (ст. ст. 12, 13 и др.) под полицией понимаются специфические структурные подразделения органов внутренних дел. Полицией именуется не подразделение органа внутренних дел (не РОВД, УВД и т.д.), а соответствующее подразделение (служба) органа внутренних дел. Согласно ч. 4 ст. 4 Федерального закона "О полиции" состав полиции, порядок создания, реорганизации и ликвидации подразделений полиции определяются Президентом РФ.
2. Подразделения (службы) полиции имеются в каждом органе внутренних дел вплоть до центрального аппарата Министерства внутренних дел РФ.
3. Начальники данных служб одновременно являются начальниками полиции. Обычно они же - заместители начальника органа внутренних дел.
4. Закрепленные в комментируемом Федеральном законе назначение, функции, права и обязанности полиции в полной мере распространимы как на каждое отдельно взятое подразделение полиции (на полицию), так и на руководителей этих подразделений в органе внутренних дел, а равно подчиненных им сотрудников полиции Российской Федерации.
5. Полиция имеется не только в нашей стране. Настоящий же нормативный правовой акт касается лишь полиции, которая является органом исполнительной власти Российской Федерации. Соответственно, ее полномочия в основном реализуются лишь на территории нашей страны. На территории других государств полиция Российской Федерации может действовать лишь в пределах полномочий, предоставленных ей (сотрудникам полиции) международными договорами, одной из сторон которых является Российская Федерация.
6. Исходя из наименования комментируемой статьи, в ней сформулированы разновидности назначения полиции:
- защита жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства;
- противодействие преступности;
- защита каждого от преступных и иных противоправных посягательств;
- охрана общественного порядка, собственности;
- обеспечение общественной безопасности;
- оказание содействия государственным, муниципальным органам, общественным объединениям, организациям и должностным лицам этих органов и организаций в защите их прав.
7. На органы внутренних дел субъекта Российской Федерации и полицию, в частности, правовым актом исполнительного органа этого субъекта не могут быть возложены функции (обязанности), не перечисленные в комментируемой статье (а равно в ст. 12 настоящего Федерального закона), к примеру, государственного контроля за качеством, объемом и оборотом алкогольной продукции. В отношении милиции подобного рода незаконные попытки ранее имели место <1>.

<1> См.: Определение Верховного Суда РФ от 17 сентября 2001 г. N 75-Г01-8 // Справочная система "КонсультантПлюс".

8. В связи с этим следует отметить, что, с одной стороны, правовой статус полиции может быть реализован только в рамках ее назначения. С другой - вышеуказанное назначение полиция может воплощать в жизнь только путем осуществления ею правомерной деятельности. Правомерной же деятельность полиции будет только тогда, когда она использует лишь предоставленные комментируемым Законом или иными нормативными правовыми актами полномочия.
9. Первым назначением полиции законодатель назвал защиту жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства. В связи с наличием такого назначения полиция должна разрабатывать и осуществлять предусмотренные законами и иными нормативными правовыми актами меры, направленные на приведение общественных отношений, связанных с жизнью, здоровьем, честью, достоинством правами и свободами людей, в состояние защищенности от общественно вредных, общественно опасных деяний и последствий таковых.
10. Второе назначение - противодействие преступности. Под противодействием преступности здесь подразумевается деятельность полиции в пределах их полномочий:
а) по предупреждению преступлений, в том числе по выявлению и последующему устранению причин преступности (профилактика преступлений и преступности в целом);
б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию правонарушений (борьба с преступностью);
в) по минимизации и (или) ликвидации последствий совершения преступлений.
11. Отдельными назначением полиции законодатель называет также охрану общественного порядка, собственности и обеспечение общественной безопасности. Это одни из важнейших функций полиции. Для того чтобы правоприменитель мог правильно уяснить содержание таковых, следует определиться с понятием "общественный порядок". Данная дефиниция в большей степени административно-правовая. Между тем ее исследованию уделяли внимание и специалисты в области других отраслей права. Причем не все их определения общественного порядка были одинаковы.
12. Специалистами в области административного права понятие общественного порядка дано в широком и в узком смыслах слова. В широком смысле слова - это совокупность всех социальных связей и отношений, складывающихся под воздействием всего круга социальных норм, в отличие от правопорядка, включающего лишь отношения, регулируемые нормами права. Соответственно, общественный порядок как более широкая категория включает в себя и правопорядок. Примерно так же, но несколько иными словами понятие "общественный порядок" интерпретируется в общей теории права. Здесь общественный порядок рассматривается как социальная категория, охватывающая систему (состояние) волевых, идеологических общественных отношений, предопределяемых экономическим базисом и характеризующихся соответствием поведения их участников господствующим в обществе социальным нормам (правовым и неправовым). Авторы данного определения обращают внимание на то, что в понятие общественного порядка входят лишь социально значимые общественные отношения <2>.
Сноски и комментарии по данному §:
<2> См.: Яценко С.С. Уголовно-правовая охрана общественного порядка. Сравнительно-правовой аспект. Киев, 1986. С. 12.

13. Еще одно определение общественного порядка было изложено в работе И.Н. Даньшина. По его мнению, общественный порядок - "это порядок волевых общественных отношений, складывающихся в процессе сознательного и добровольного соблюдения гражданами установленных в нормах права и иных нормах неюридического характера правил поведения в области общения и тем самым обеспечивающих слаженную и устойчивую совместную жизнь людей в условиях развитого общества" <3>.
Сноски и комментарии по данному §:
<3> См.: Даньшин И.Н. Уголовно-правовая охрана общественного порядка. Харьков, 1971. С. 68.

14. В узком смысле слова общественный порядок понимался ранее как обусловленная интересами всего народа, регулируемая нормами права, морали, правилами общежития и обычаями система волевых общественных отношений, складывающихся главным образом в общественных местах, а также общественных отношений, возникающих и развивающихся вне общественных мест, но по своему характеру обеспечивающих охрану жизни, здоровья, чести граждан, укрепление народного достояния, общественное спокойствие, создание нормальных условий для деятельности предприятий, учреждений и организаций <4>. А.В. Серегин характеризовал общественный порядок как "урегулированную нормами права и иными социальными нормами систему общественных отношений, установление, развитие и охрана которых обеспечивают поддержание состояния общественного и личного спокойствия граждан, уважение их чести, человеческого достоинства и общественной нравственности" <5>.
Сноски и комментарии по данному §:
<4> См.: Еропкин М.И. Управление в области охраны общественного порядка. М., 1951. С. 7.
<5> См.: Серегин А.В. Советский общественный порядок и административно-правовые средства его укрепления. М., 1975. С. 4.

15. Данные ученые по-разному расставляют акценты, определяя термин "общественный порядок". М.И. Еропкин считал порядок общественным в связи с тем местом, где возникли и развивались (общественные места) охраняемые общественные отношения. А.В. Серегин полагал, что общественный характер общественного порядка предопределен содержанием общественных отношений, а не местом их реализации.
16. Отличия в суждениях ученых по поводу понятия "общественный порядок" и его содержания на этом не завершаются.
17. Некоторые правоведы в содержание понятия "общественный порядок" включают и общественную безопасность. Так, О.Н. Горбунова пишет: "Общественные отношения, которые создают в государстве обстановку спокойствия и безопасности, составляют систему волевых общественных отношений, совокупность которых можно назвать общественным порядком в узком смысле слова" <6>. Аналогичной позиции придерживалась И.И. Веремеенко. По ее мнению, общественный порядок как определенная правовая категория представляет собой обусловленную потребностями развития общества "систему общественных отношений, возникающих и развивающихся в общественных местах в процессе общения людей, правовое и иное социальное регулирование которых обеспечивает личную и общественную безопасность граждан и тем самым обстановку спокойствия, согласованности и ритмичности общественной жизни" <7>.
Сноски и комментарии по данному §:
<6> См.: Горбунова О.Н. К вопросу об определении понятия "общественный порядок" в советской науке административного права // Труды Иркутского госуниверситета. Т. XIX. Серия юридическая. Вып. 8. Часть 2. Иркутск, 1967. С. 118.
<7> См.: Веремеенко И.И. Сущность и понятие общественного порядка // Сов. государство и право. 1982. N 3. С. 27.

18. Специалисты в области уголовного права также пытались дать определение общественному порядку. К примеру, П.Ф. Гришаев пишет, что под общественным порядком следует понимать порядок, регулирующий отношения между членами общества, согласно которому каждый из них обязан соблюдать правила в обществе, закрепленные как в правовых нормах, так и в нормах морали. Соблюдение этих правил поведения всеми гражданами гарантирует общественную безопасность, то есть безопасные условия повседневной жизни и деятельности членов общества <8>.
Сноски и комментарии по данному §:
<8> См.: Гришаев П.Ф. Преступления против общественной безопасности. М., 1959. С. 4.

19. Ими провозглашены точки зрения, прямо противоположные тем, которые были высказаны О.Н. Горбуновой и И.И. Веремеенко. Например, А.В. Готовцев утверждает, что коль "общественный порядок - это обеспечение безопасности людей, то общественная безопасность - это и сохранность имущества, и нормальная работа источников повышенной опасности, представляющих угрозу для человека и общества. Отсюда следует вывод, что общественная безопасность несколько шире общественного порядка" <9>.
Сноски и комментарии по данному §:
<9> См.: Готовцев А.В. Организационно-правовые вопросы взаимодействия милиции и внутренних войск в охране общественного порядка: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2000. С. 13.

20. В литературе можно встретить и такие суждения, согласно которым между общественным порядком и общественной безопасностью фактически нет различий <10>.
Сноски и комментарии по данному §:
<10> См.: Куделич А.В. Уголовно-правовая охрана общественного порядка в современной России: Автореф. дис. ... докт. юрид. наук. М., 2000. С. 15.

21. Данные утверждения нельзя признать безупречными. Против них прямо высказались некоторые ученые <11>. Содержание комментируемой статьи, то, что Федеральный закон возложил на полицию, с одной стороны, охрану общественного порядка, а с другой - обеспечение общественной безопасности, также может быть одним из доказательств того, что с позиций законодателя общественный порядок и общественная безопасность - это разные, не включаемые в содержание друг друга, категории.
Сноски и комментарии по данному §:
<11>

22. С нашей точки зрения, наиболее точным является сформулированное В.И. Зарубиным определение общественного порядка. Под общественным порядком он понимает урегулированные нормами права и морали общественные отношения, в своей совокупности обеспечивающие общественное спокойствие, общепринятые нормы поведения, нормальную деятельность предприятий, учреждений и организаций, транспорта, сохранность всех видов собственности, а также уважение общественной нравственности, чести и достоинства граждан <12>.
Сноски и комментарии по данному §:
<12> См.: Зарубин В.И. Понятие общественного порядка как объекта хулиганства // Журнал российского права. 2001. N 8.

23. Как правильно отмечает С.С. Яценко, если общественный порядок воплощается в создании обстановки общественного спокойствия, благоприятных внешних условий жизнедеятельности людей, что обеспечивает нормальный ритм общественной жизни, то общественная безопасность проявляется в создании безопасных условий при обращении с источниками повышенной опасности и проведении работ повышенной опасности <13>. Существенные различия между понятиями "общественный порядок" и "общественная безопасность" связаны с нормативными средствами урегулирования данных явлений. Общественный порядок достигается в результате упорядочения общественных отношений с помощью всех форм нормативного регулирования, тогда как общественная безопасность - только с использованием правовых и технических норм <14>.
Сноски и комментарии по данному §:
<13> См.: Яценко С.С. Ответственность за преступления против общественного порядка. Киев, 1976. С. 19.
<14> См.: Гранин А.Ф. Теоретические вопросы социалистической законности в деятельности органов внутренних дел: Автореф. дис. ... докт. юрид. наук. Киев, 1975. С. 15.

24. Общественный порядок полиция охраняет, а общественную безопасность обеспечивает.
25. Юридический энциклопедический словарь понятие "общественная безопасность" трактует как систему общественных отношений и юридических норм, регулирующих эти отношения в целях обеспечения общественного спокойствия, неприкосновенности жизни и здоровья населения, нормального труда и отдыха граждан, нормальной деятельности государственных и общественных организаций, учреждений и предприятий <15>.
Сноски и комментарии по данному §:
<15> См.: Юридический энциклопедический словарь. М.: Сов. энциклопедия, 1984. С. 204.

26. Исходя из наименования данной разновидности назначения полиции и из содержания приведенного определения, функцией полиции является разработка и осуществление предусмотренных законами и иными нормативными правовыми актами мер, направленных на приведение системы существующих общественных отношений в безопасное (соответствующее нормам права) состояние.
27. С учетом содержания определения общественной безопасности буквальное толкование последнего из предусмотренных ч. 1 ст. 1 комментируемого Закона назначения полиции нацеливает последнюю на обеспечение всех форм и проявлений общественной безопасности. Значит ли это, что на полицию возложено обеспечение, к примеру, и пожарной безопасности? Или же обеспечением пожарной безопасности, безопасности людей на водных объектах, безопасности проживания населения и хозяйственной деятельности на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, промышленной безопасности опасных производственных объектов, и др. занимаются подразделения Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) <16>?
Сноски и комментарии по данному §:
<16> Такой же вопрос напрашивается и в отношении государственной, таможенной и многих других составляющих общественной безопасности, задачи обеспечения которых возложены на другие правоохранительные органы (ФСБ, таможенные органы и т.п.).

28. Разрешить данный вопрос необходимо уже в связи с тем, что в некоторых источниках общественные отношения, связанные с осуществлением пожарной безопасности, прямо указываются как составная часть общественной безопасности, даже когда последняя рассматривается в узком смысле слова <17>. Да и действительно, общество нельзя считать безопасным в тех случаях, когда ему грозит причинение вреда от пожара. Поэтому понятие "общественная безопасность", вернее, весь комплекс общественных отношений, составляющих его содержание, невозможно отделить от общественных отношений, характеризующих пожарную безопасность. Общественной безопасности без пожарной безопасности, как, впрочем, и без государственной, таможенной и других видов безопасности, быть не может.
Сноски и комментарии по данному §:
<17> См.: Тихий В.П. Проблемы уголовно-правовой безопасности (понятие и система преступлений, совершенствование законодательства): Автореф. дис. ... докт. юрид. наук. Харьков, 1987. С. 68.

29. Данное несовершенство формулировки ч. 1 комментируемой статьи приводит к неоправданному расширению назначения полиции. Подобной ситуации могло бы не возникнуть, когда бы в Федеральном законе "О полиции" был указан круг противоправных деяний, от совершения которых "защищает" полиция. Но этого законодателем не сделано. Среди основных направлений деятельности полиции указано такое, как предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений (п. 2 ч. 1 ст. 2 Федерального закона "О полиции"). Каких правонарушений - не сказано, что дает возможность правоприменителю расширительно толковать комментируемую часть ст. 1 Федерального закона "О полиции" и считать назначением полиции предупреждение нарушений правил пожарной (государственной, таможенной и т.п.) безопасности.
30. Никто не спорит с тем, что к профилактике пожаров (правонарушений, подведомственных ФСБ России, таможенным органам и т.п.) и обеспечению пожарной безопасности целесообразно привлекать не только подразделения МЧС России, ФСБ России, таможенные органы и т.п., но и полицию. В ряде случаев, лишь обеспечив четкое взаимодействие между названными ведомствами, можно добиться эффективности пожарной охраны (государственной, таможенной и т.п. безопасности) как одного из элементов общественной безопасности. Между тем взаимодействие указанных учреждений (министерств и ведомств) невозможно осуществить, пока не будут разделены функции между субъектами взаимодействия <18>.
Сноски и комментарии по данному §:
<18> См.: Белозеров Ю.Н., Гуткин И.М., Чувилев А.А., Чугунов В.Е. Органы дознания и предварительного следствия системы МВД и их взаимодействие. М., 1973. С. 70.

31. Если назначение полиции - обеспечение пожарной, государственной, таможенной и т.п. безопасности, значит, ее сотрудников можно привлечь к ответственности за необеспечение таковой, за неосуществление своего назначения. А это несколько не согласуется с тем комплексом полномочий, который им предоставлен.
32. Соответственно, напрашивается вывод: назначение полиции - обеспечение общественной безопасности - должно реализовываться сотрудниками полиции с учетом компетенции (подведомственности правонарушений) полиции и с учетом наличия других правоохранительных органов, перед которыми законодателем также поставлена задача обеспечения определенного рода общественной безопасности. Взаимодействие между полицией и другими ведомствами в рамках охраны общественного порядка, собственности и обеспечения общественной безопасности возможно. А вот дублирование ранее уже осуществленной деятельности представляется нецелесообразным.
33. Одна из приоритетных разновидностей назначения полиции - охрана собственности. Исходя из содержания ч. 1 ст. 209 ГК РФ, право собственности складывается из права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. В Российской Федерации имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (ч. 2 ст. 212 ГК РФ). Назначение полиции - в пределах ее компетенции принимать меры к защите всех существующих в Российской Федерации форм собственности, законно приобретенных прав и законных интересов всех возможных субъектов права собственности. Согласно ч. 2 ст. 8 Конституции РФ и ч. 4 ст. 212 ГК РФ в Российской Федерации признаются и охраняются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности (права всех собственников).
34. Причем государственной собственностью в Российской Федерации признается имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам Москве и Санкт-Петербургу, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).
35. Государственной собственностью также являются не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований земля и другие природные ресурсы.
36. Муниципальной собственностью, в свою очередь, признается имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям (ч. 1 ст. 215 ГК РФ).
37. В соответствии с правилами, закрепленными в ст. 301 ГК РФ, собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения. Согласно же требованиям ст. 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя эти нарушения и не были соединены с лишением владения. Приведенные здесь права принадлежат не только собственнику. Они имеются и у лица, хотя и не являющегося собственником, но владеющего имуществом на праве пожизненного наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного управления либо по иному основанию, предусмотренному законом или договором. Это лицо имеет право на защиту его владения даже против собственника (ст. 305 ГК РФ).
38. Оказание в пределах своей компетенции содействия физическим и юридическим лицам (государственным, муниципальным органам, общественным объединениям, организациям и должностным лицам этих органов и организаций) в защите указанных и иных прав, свобод и законных интересов - еще одно назначение полиции.
39. О понятии "органы местного самоуправления" см. комментарий к п. 31 ч. 1 ст. 12 настоящего Федерального закона.
40. О понятии "иностранный гражданин и лицо без гражданства" см. комментарий к п. 33 ч. 1 ст. 12 настоящего Федерального закона.
41. См. также комментарий к ст. ст. 3, 12 настоящего Федерального закона.

Сборник вводных задач

учебно-методическое пособие


Рецензенты:


ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Ответ.

Вопрос № 2. Что составляет правовую основу деятельности полиции?

Ответ. Согласно ст. 3 ФЗ «О полиции» правовую основу деятельности полиции составляют Конституция РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры РФ, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента РФ и нормативные правовые акты Правительства РФ, а также нормативные правовые акты федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.

Полиция в своей деятельности руководствуется также законами субъектов Российской Федерации по вопросам охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, изданными в пределах их компетенции.

Вопрос № 3. Назовите основные задачи строевых подразделений ППСП в соответствии с Уставом патрульно-постовой службы полиции.

Ответ. Согласно п. 6 Устава патрульно-постовой службы полиции, утвержденного приказом МВД России от 29 января 2008 года № 80 «Вопросы организации деятельности строевых подразделений патрульно-постовой службы полиции» (далее – Устав ППСП) основными задачами строевых подразделений ППСП являются:

обеспечение правопорядка на улицах, объектах транспорта и в других общественных местах;

обеспечение безопасности личности, предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений на постах и маршрутах патрулирования;

выявление на постах, маршрутах и задержание лиц, совершивших преступления и скрывающихся от следствия и суда;

оказание содействия подразделениям полиции, осуществляющим оперативно-разыскную деятельность, в исполнении возложенных на нее обязанностей.

Подготовка и инструктаж нарядов

Вопрос № 1. Когда, в соответствии с Уставом ППСП, сотрудники, назначенные в наряд для несения ППСП, должны прибыть для инструктажа в ОВД или специально назначенное место?

Ответ. Согласно п. 82 Устава ППСП лица, назначенные в наряд для несения ППСП, прибывают в ОВД или специально назначенное место за 15 мин. до начала инструктажа. О прибытии они докладывают оперативному дежурному и своему непосредственному начальнику (командиру).

Например: «Товарищ майор полиции. Сержант полиции Сидоров для несения службы прибыл».

Вопрос № 3. Что, в соответствии с Уставом ППСП, должны знать сотрудники ППСП, заступающие на службу?

Ответ. Согласно п. 65 Устава ППСП сотрудники подразделений ППСП, заступающие на службу должны знать:

оперативную обстановку и особенности маршрута (поста);

дислокацию ближайших нарядов ППСП, местонахождение представителей общественных формирований правоохранительной направленности, частных охранных организаций по охране общественного порядка и систему связи с ними;

приметы лиц, транспортных средств и иного имущества, объявленных в розыск;

места наиболее вероятного совершения преступлений;

лиц, освобожденных из мест лишения свободы, а также лиц, условно осужденных и освобожденных условно-досрочно, проживающих в районе патрулирования;

месторасположение в районе поста (маршрута) особо важных объектов и объектов жизнеобеспечения, органов государственной власти, правоохранительных органов, подразделений пожарной охраны, общежитий, предприятий, организаций и учреждений, спортивных и культурно-зрелищных объектов, предприятий общественного питания, торговли, здравоохранения и режим их работы, остановок общественного транспорта;

расположение прилегающих к маршруту (посту) улиц, переулков, площадей, проходных дворов.

Общие обязанности несения службы на маршруте сотрудников ППСП

Задача № 3. Гражданин Прохоров, находясь в состоянии опьянения возле кинотеатра «Родина», выражался нецензурными словами, оскорбительно приставал к гражданам. Граждане, будучи очевидцами происходящего, обратились к сотрудникам ППСП с просьбой принять меры к Прохорову.

Каковы в данном случае должны быть действия наряда ППСП?

Решение. В данном случае сотрудники ППСП должны пресечь нарушение общественного порядка, установить данные свидетелей, взять с них объяснение. Доставить правонарушителя в ОВД, для составления протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.1 КоАП РФ (мелкое хулиганство), составления протокола об административном задержании и дальнейшего принятия решения по делу об административном правонарушении.

Задача № 4. Наряду ППСП граждане сообщили, что в подъезде № 2 дома № 6 по ул. Кирова лежит гражданин. Прибыв на место, сотрудники ППСП обнаружили в подъезде лежащего мужчину, находящегося в состоянии сильного опьянения. Лицо и руки у него были в крови, а на голове имелась рана. Гражданка Иванова заявила патрульным, что видела, как неизвестный поскользнулся в подъезде и упал.

Каковы должны быть действия сотрудников ППСП?

Решение. Согласно п.3 ч.1 ст. 12 ФЗ «О полиции» сотрудники ППСП обязаны оказать гражданину первую помощь и в соответствии с п. 4.3. Инструкции о порядке доставления лиц, находящихся в общественных местах в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и утративших способность самостоятельно передвигаться или ориентироваться в окружающей обстановке, в медицинские организации, утвержденную приказом МВД России от 23 декабря 2011 года № 1298 вызвать медицинских работников. По возможности установить личность пострадавшего и других свидетелей происшествия, зафиксировать данные бригады медицинской помощи. Доложить в дежурную часть ОВД о происшествии.

Задача № 5. Гражданин Сорокин в магазине покупал продукты. Получив покупку, Сорокин стал требовать 400 рублей сдачи, уверяя, что дал купюру достоинством 500 рублей. Продавец утверждала, что от него получила 100 рублей. Не убедив продавца, Сорокин зашел за прилавок, взял из кассового аппарата четыре купюры по 100 рублей и ушел. Продавец об этом сообщила наряду ППСП.

Как должен поступить наряд?

Решение. Наряд ППСП должен доложить о случившемся оперативному дежурному и принять меры к задержанию гражданина Сорокина. До приезда следственно-оперативной группы обеспечить охрану места происшествия. Выявить свидетелей происшествия. По прибытию следственно-оперативной группы доложить старшему следственно-оперативной группы о выполненных нарядом мероприятиях.

Задача № 6. Наряд ППСП нес службу по охране общественного порядка у водоема. Проходя недалеко от пляжа, сотрудники ППСП услышали крик о помощи. Подбежав к пляжу, они увидели, что мужчина выносит из водоема девушку, не подающую признаков жизни.

Как должны в данном случае поступить сотрудники ППС?

Решение. Согласно п.3 ч.1 ст. 12 ФЗ «О полиции» сотрудники ППСП обязаны немедленно оказать первую помощь потерпевшей и вызвать скорую медицинскую помощь, доложить об этом оперативному дежурному. Выявить очевидцев происшествия и по возможности установить фамилию потерпевшей. Установить где находятся вещи потерпевшей, и обеспечить их сохранность. Попросить мужчину задержаться или установить его личность и записать в служебную книжку.

В чрезвычайных ситуациях

Задача № 1. В 23 часа 45 минут, наряд ППСП увидел что, горит квартира на втором этаже двухэтажного деревянного дома.

Как должен поступить наряд ППСП?

Решение. Сотрудники ППСП обязаны:

немедленно сообщить о пожаре оперативному дежурному;

немедленно сообщить о пожаре в МЧС;

прибыть на место пожара;

организовать спасение людей, тушение пожара, спасение имущества и его охрану;

принять меры к установлению обстоятельств, происшедшего;

установить свидетелей (очевидцев);

при наличии подозреваемых в совершении поджога, принять меры к их задержанию;

при наличии пострадавших оказать им первую помощь, вызвать скорую медицинскую помощь или направить их в лечебное учреждение;

не допускать в горящее здание никого, кроме лиц, участвующих в ликвидации пожара.

Задача № 2. Гражданин сообщил наряду ППСП, что на улице произошел обрыв проводов высокого напряжения.

Каковы должны быть действия наряда ППСП?

Решение. Сотрудники ППСП обязаны записать в служебную книжку данные сообщившего и прибыть на место происшествия.

При обнаружении обрыва проводов высокого напряжения сотрудники ППСП должны доложить о случившемся оперативному дежурному и вызвать на место происшествия аварийную бригаду.

Необходимо помнить, что любой оборванный провод, лежащий на земле, может находиться под напряжением. Если такой провод обнаружен в местах движения транспорта и пешеходов, нужно установить пути его объезда и обхода, никого не допускать к месту обрыва.

При наличии пострадавших принять меры к эвакуации их из зоны поражения электрическим током и организовать оказание им первой помощи. Вызвать скорую помощь.

По прибытии аварийной бригады оказать ей помощь в охране зоны обрыва.

Задача № 3. К наряду ППСП обратился гражданин и сообщил, что при выемке грунта в районе вновь строящегося дома им обнаружен ящик с минами.

Решение. Сотрудники ППСП обязаны записать в служебную книжку данные сообщившего и сообщить об этом оперативному дежурному, прибыть на место происшествия, организовать оцепление, организовать эвакуацию людей из зоны возможного поражения, не производить самостоятельно никаких действий с обнаруженными минами. До прибытия лиц, ответственных за производство работ по обезвреживанию мин, к месту их обнаружения никого не допускать.

Задача № 4. Наряд ППСП, следуя по маршруту, обратил внимание, что от одной из стоящих у подъезда коммерческого банка легковых машин тянется тонкая проволочка, которая уходит в картонную коробку, стоящую под автомобилем. Как должен действовать наряд ППСП?

Решение. Сотрудники ППСП обязанынемедленно доложить об этом оперативному дежурному, отойдя на безопасное расстояние, и действовать по его указаниям. Не допускать приближения к машине людей, организовать эвакуацию людей из зоны возможного поражения. Не прикасаться ни к машине, ни к проволоке. До прибытия лиц, ответственных за производство работ по обезвреживанию взрывных устройств, к месту их обнаружения никого не допускать.

Задача № 5. К наряду ППСП обратилась заведующая детским садом и заявила, что по телефону ей позвонил незнакомый гражданин и сообщил, что помещение детского сада заминировано.

Как должны поступить сотрудники ППСП?

Решение. Сотрудники ППСП обязанынемедленно проинформировать дежурного по ОВД о сообщении и действовать по его указанию, сообщить в МЧС, вызвать скорую медицинскую помощь, уточнить у заявителя подробности телефонного разговора, которые могут способствовать в дальнейшем установлению личности звонившего, а также сведения, касающиеся местонахождения взрывного заряда и возможного времени срабатывания. Организовать совместно с персоналом детского сада эвакуацию детей из помещения в безопасное место, ограничить доступ посторонних лиц на территорию и в помещение детского сада. По прибытии оперативной группы действовать по указанию старшего оперативной группы или указанию дежурного по ОВД.

Нормативные акты

1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 // СПС «Консультант-Плюс»

2. Уголовный кодекс РФ от 13.06.1996 № 63-ФЗ // СПС «Консультант-Плюс».

3. Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ // СПС «Консультант-Плюс».

4. Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18.12.2001 № 174-ФЗ // СПС «Консультант-Плюс».

5. О полиции: Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ // СПС «Консультант-Плюс».

6. О противодействии терроризму: Федеральный закон от 06.03.2006 г. № 35-ФЗ // СПС «Консультант-Плюс».

7. Федеральный закон от 13.12.1996 № 150-ФЗ «Об оружии» // СПС «Консультант-Плюс».

8. Об оперативно-розыскной деятельности: Федеральный закон от 12.08.1995 № 144-ФЗ «« // СПС «Консультант-Плюс».

9. О безопасности: Федеральный закон от 28.12.2010 № 390-ФЗ // СПС «Консультант-Плюс».

10. О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ: Закон РФ от 25.06.1993 № 5242-1 // СПС «Консультант-Плюс».

11. Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: Федеральный закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ // СПС «Консультант-Плюс».

12. О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции: Федеральный закон от 22.11.1995 № 171-ФЗ // СПС «Консультант-Плюс».

13. Об участии граждан в охране общественного порядка: Федеральный закон от 02.04.2014 № 44-ФЗ // СПС «Консультант-Плюс».

14. Об участии граждан в охране общественного порядка: Закон Удмуртской Республики от 23.10.2014 № 59-РЗ // СПС «Консультант-Плюс».

15. Об установлении административной ответственности за отдельные виды правонарушений: Закон Удмуртской Республики от 13.10.2011 № 57-РЗ // СПС «Консультант-Плюс».

16. Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина РФ на территории РФ: Указ Президента РФ от 13.03.1997 № 232 // СПС «Консультант-Плюс».

17. Указ Президента РФ от 01.03.2011 № 248 «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации»// СПС «Консультант-Плюс».

18. О мерах по защите здоровья и развития детей в Удмуртской Республике: Закон Удмуртской Республики от 18.10.2011 № 59-РЗ // СПС «Консультант-Плюс».

19. Правила регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ Постановление Правительства РФ от 17.07.1995 № 713 // СПС «Консультант-Плюс».

20. Об утверждении Положения о паспорте гражданина РФ, образца бланка и описания паспорта гражданина РФ: Постановление Правительства РФ от 08.07.1997 № 828 // СПС «Консультант-Плюс».

21. Постановление Правительства РФ от 30.12.2003 № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации ЧС» // СПС «Консультант-Плюс».

22. Приказ МВД России от 29.01.2008 № 80 «Вопросы организации деятельности строевых подразделений патрульно-постовой службы полиции» // СПС «Консультант-Плюс».

23. О мерах по совершенствованию деятельности дежурных частей территориальных органов МВД России: Приказ МВД России от 12.04.2013 № 200 дсп.

24. О совершенствовании подготовки сил и средств ОВД РФ и внутренних войск МВД России к действиям при чрезвычайных обстоятельствах Приказ МВД России от 06.02.2012 № 88 дсп.

25. Об утверждении Наставления по служебной деятельности изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых ОВД, подразделений охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых: Приказ МВД России от 07.03.2006 № 140 дсп.

26. Наставление о порядке исполнения обязанностей и реализации прав полиции в дежурной части территориального органа МВД России после доставления граждан: Приказ МВД России от 30.04.2012 № 389 // СПС «Консультант-Плюс».

27. О некоторых мерах по совершенствованию деятельности ОВД РФ по профилактике правонарушений: Приказ МВД России от 29.01.2009 № 60 // СПС «Консультант-Плюс».

28. Об утверждении Инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в территориальных органах МВД России заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях: Приказ МВД России от 29.08.2014 N 736 // СПС «Консультант-Плюс».

29. О полномочиях должностных лиц системы МВД России по составлению протоколов об административных правонарушениях и административному задержанию: Приказ МВД России от 05.05.2012 № 403 // СПС «Консультант-Плюс».

30. О деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений: Приказ МВД России от 17.01.2006 № 19 // СПС «Консультант-Плюс».

31. Об утверждении Инструкции по организации работы нарядов полиции линейных управлений (отделов) МВД России на железнодорожном, водном и воздушном транспорте и работников локомотивных и поездных бригад по обеспечению правопорядка в поездах дальнего следования и пригородного сообщения: Приказ МВД России № 1022, Минтранса России № 487 от 27.12.2013// СПС «Консультант-Плюс».

32. Об утверждении Инструкции о порядке доставления лиц, находящихся в общественных местах в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и утративших способность самостоятельно передвигаться или ориентироваться в окружающей обстановке, в медицинские организации: Приказ МВД России от 23.12.2011 № 1298 // СПС «Консультант+».

33. Об организации первоначальных мероприятий по раскрытию преступлений по «горячим следам»: Приказ МВД по Удмуртской Республике от 28.02.2013 № 127 // СПС «Консультант-Плюс».

34. О порядке представления оперативной информации: приказ МВД по Удмуртской Республике от 12.11.2013 № 822 // СПС «Консультант-Плюс».

Сборник вводных задач

для подготовки нарядов полиции к несению патрульно-постовой службы

учебно-методическое пособие


Егоров Ф.А., Идрисова С.Ф. Сборник вводных задач для подготовки нарядов полиции к несению патрульно-постовой службы: учебно-методическое пособие / [Текст] - Ижевск: МВД по Удмуртской Республике, 2014. – 44 с.

Рецензенты:

полковник полиции Опарин О.Б. – начальник УОООП МВД по Удмуртской Республике;

подполковник полиции Якимов С.В. – заместитель командира ОБППСП УМВД России по г. Ижевску.

В учебно-методическом пособии рассматриваются широкий спектр задач по организации охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности с предлагаемыми решениями. Авторами освещается специфика работы ОВД, направленная на охрану общественного порядка и обеспечение общественной безопасности, особенности тактических действий сотрудников полиции при различных служебных ситуациях, а так же при пресечении административных правонарушений и др.

Учебно-методическое пособие «Сборник вводных задач для подготовки нарядов полиции к несению патрульно-постовой службы» поможет изучить и закрепить определенные, основополагающие нормативно правовые акты по состоянию на 20 августа 2014 года, определяющие правовое положение, права и обязанности полиции, основные типовые тактические действия сотрудников полиции в различных ситуациях.

Данное пособие предназначено для проведения инструктажей нарядов полиции и проведения занятий по служебной подготовке в строевых подразделениях полиции, а также для слушателей учебных заведений системы МВД России и центров профессиональной подготовки территориальных органов внутренних дел при прохождении профессиональной подготовки (профессионального обучения), а так же для самостоятельной подготовки сотрудниками органов внутренних дел, осуществляющих охрану общественного порядка.

Рассмотрено на заседании цикла специальных дисциплин, криминалистики и специальной техники Центра профессиональной подготовки МВД по Удмуртской Республике, протокол № 5 от 20 августа 2014 года. Рекомендовано для использования в учебном процессе.

Учебно-методическое пособие одобрено решением научно-практической секции МВД по Удмуртской Республике (протокол № от ___________ 2014 года). Рекомендовано для применения в практической деятельности подразделений ППСП.


ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ…………………………………………………….........................4

Подготовка и инструктаж нарядов ……………………..................................5

общие обязанности несения службы на маршруте сотрудников ППСП ………………………………………………………………………………………..6

действия патрульно-постовых нарядов по охранЕ общественного порядка и обеспечению общественной безопасности ………………………………………………………………………….9

ДЕЙСТВИЯ нарядов ППСП ПРИ выявлении ПРЕСТуПЛЕНИЯ, при получении сообщения о преступлении И НА МЕСТЕ ПРОИСШЕСТВИЯ………………………………………………………………………...14

тактика Осмотра мест возможного укрытия лиц, совершивших преступление или иное правонарушение...................................................21

Действия патрульно-постовых нарядов ПРИ ВЫЯВЛЕНИИ аДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ..........................................................24

действия патрульно-постовых нарядов при чрезвычайных ситуациях……………………………………………………………………………...29

обращение сотрудников ППСП с гражданами. ОСНОВАНИЯ и Порядок проверки документов. ………………………………………………31

Применение патрульно-постовыми нарядами физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия………………….......34

НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ.....................................................................................................43


ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Вопрос № 1. Для чего предназначена полиция?

Ответ. Согласно ст. 1 Федерального закона от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции» (далее – ФЗ «О полиции»):

полиция предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности;

полиция незамедлительно приходит на помощь каждому, кто нуждается в ее защите от преступных и иных противоправных посягательств;

полиция в пределах своих полномочий оказывает содействие федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, иным государственным органам, органам местного самоуправления, иным муниципальным органам, общественным объединениям, а также организациям независимо от форм собственности, должностным лицам этих органов и организаций в защите их прав.

Алло, полиция слушает…

Сроки и последовательность действий полицейских при рассмотрении обращений граждан регулируются Законом «О полиции» и рядом подзаконных актов. Под обращениями понимаются:

Заявления (просьба о содействии в реализации прав и свобод, сообщение о нарушении законов, критика деятельности госорганов и должностных лиц);

Жалобы (просьба гражданина о восстановлении или защите нарушенных прав, свобод или законных интересов).

Обращение, в том числе устное (по телефону), содержащее информацию о преступлении или об административном правонарушении, передается в дежурную часть для регистрации в Книге учета заявлений и сообщений о преступлениях (КУСП) незамедлительно!

Сотрудники, уполномоченные на прием обращений от граждан, несут персональную ответственность за их сохранность, соблюдение порядка и сроков регистрации. Поэтому гражданину при обращении в полицию необходимо уточнить фамилию сотрудника, принявшего вызов, и на всякий случай запомнить точное время. Это пригодится, если потребуется выяснить, не потерялось ли обращение и какие действия предприняли полицейские.

При письменном обращении на заявлении проставляется штамп, вносится регистрационный номер, дата и наименование органа внутренних дел, инициалы, фамилия и подпись дежурного сотрудника полиции. Также оформляется талон, вторая часть которого (талон-уведомление) отдается заявителю. Он является подтверждением, что заявление принято.

По коням!

После регистрации заявлений и сообщений в КУСП оперативный дежурный принимает меры неотложного реагирования. Полицейские обязаны незамедлительно:

Прибывать на место совершения преступления, административного правонарушения, место происшествия;

Пресекать противоправные деяния;

Устранять угрозы безопасности граждан и общественной безопасности;

Документировать обстоятельства совершения преступления, административного правонарушения, обстоятельства происшествия;

Обеспечивать сохранность следов преступления, административного правонарушения, происшествия;

Предпринимать другие меры, предписанные законом.

О принятых мерах и их результатах оперативный дежурный в течение дежурной смены докладывает руководителю территориального органа ВД. Проверку зарегистрированного заявления (сообщения) осуществляет сотрудник полиции по соответствующему поручению руководителя территориального органа МВД России (его заместителя, руководителя органа предварительного следствия). Передача заявления (сообщения) исполнителю для разрешения осуществляется оперативным дежурным незамедлительно под роспись в КУСП с фиксацией времени, даты передачи и фамилии исполнителя.


Представьтесь, пожалуйста!

Если лицо, которое вызывает полицию, является очевидцем правонарушения или преступления, то его могут опросить по обстоятельствам его совершения. Опрашивают не обязательно в момент вызова, могут и позднее, в рамках проводимой проверки. Исходя из обстоятельств совершенного правонарушения, преступления, прибывший на место сотрудник полиции самостоятельно решает, опрашивать или нет соседей и других возможных свидетелей.

Народ волнуется…

Для проверки предпринятых полицией мер гражданин может обратиться в отдел полиции с заявлением и потребовать информацию о том, регистрировалось ли его обращение в КУСП, какие меры были приняты, кто исполнитель. Заявление можно написать в произвольной форме.

Важно! Обязанность проведения проверки по обращению, содержащему информацию о преступлении или правонарушении, закреплена п. 49, 58 Приказа МВД России от 29 августа 2014 г. N 736. Сообщения о преступлениях и административных правонарушениях подлежат проверке в порядке, предусмотренном статьями 144, 145 УПК РФ и положениями КоАП РФ соответственно.

Срок рассмотрения таких обращений исчисляется с момента их регистрации в КУСП, определяется руководителем (начальником) территориального органа МВД России с учетом требований ч. 3 ст. 8 и ст. 12 Федерального закона от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ, а также сроков давности привлечения к административной ответственности, установленных ст. 4.5 КоАП РФ.


О правах обратившегося в полицию

Гражданин, чье обращение рассматривается, имеет возможность:

Представлять дополнительные документы и материалы либо обращаться с просьбой об их истребовании;

Знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения;

Получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов;

Обращаться с жалобой на принятое по обращению решение или на действия (бездействие) в связи с рассмотрением обращения в административном и (или) судебном порядке;

Обращаться с заявлением о прекращении рассмотрения обращения;

Гражданин вправе потребовать возмещения убытков и компенсации морального вреда, причиненных незаконными действиями (бездействием) органа внутренних дел или его должностными лицами при рассмотрении обращения, по решению суда.


Игнорируют обращение?

Отказ оперативного дежурного полиции принять заявления о преступлении или об административном правонарушении - распространенная ситуация, с которой многие сталкиваются. Часто в полиции пытаются объяснить, что, например, украденный у него мобильный телефон найти будет невозможно, или что у следователей есть дела поважнее, чем разбитые стекла и сгоревшая дверь. Такие действия можно обжаловать, так как все заявления о преступлении или административном правонарушении подлежат обязательному приему в отделах полиции.

Жалоба на сотрудников полиции может быть подана в порядке подчиненности руководителю отдела полиции, в отдел собственной безопасности (ОСБ), в Следственный комитет России и в прокуратуру.

Что вам надо, полиция?

В ходе проверки сообщения от гражданина, естественно, через какое то время в чью-то дверь постучится полицейский. Однако не забывайте, что Конституция РФ, Жилищный кодекс РФ и другие законы гарантируют неприкосновенность жилища. И сотрудник полиции, не считая исключительных случаев, может войти в жилое помещение только с согласия проживающих там лиц или на основании судебного решения. Основания, позволяющие сотрудникам полиции проникать в жилые помещения, на земельные участки без согласия хозяев, подробно описаны в ст. 15 Федерального закона «О полиции», ст.12 УПК РФ и ст. 3 ЖК РФ. Если этих оснований у сотрудника полиции нет, нет и судебного решения, то гражданин имеет право его не пускать и разговаривать с ним через дверь.

Если же полицейский будет настаивать, можно ссылаться на уже упомянутые Конституцию РФ (ст. 25) и ЖК РФ (ст. 3), а также на ст. 6 ФЗ «О полиции», где говорится, что сотрудник полиции не может в оправдание своих действий при выполнении служебных обязанностей ссылаться на интересы службы, экономическую целесообразность, незаконные требования, приказы и распоряжения вышестоящих должностных лиц или какие-либо иные обстоятельства.

Откройте, полиция!

Без чьего-либо согласия сотрудник полиции имеет право проникать в жилище для спасения жизни граждан и их имущества, для обеспечения безопасности при массовых беспорядках и чрезвычайных ситуациях, для задержания лиц, подозреваемых в совершении преступления, для пресечения преступления и для установления обстоятельств несчастного случая.

Кроме того, на основании постановления следователя или дознавателя без получения судебного решения (ч. 5 ст. 165 УПК РФ) могут быть произведены следственные действия, связанные с проникновением в жилище (осмотр, обыск, выемка вещей и документов, наложение ареста на имущество и т.д.). Судья в таких случаях уведомляется постфактум, в течение 24 часов, получая постановление и протокол. Если судья признает произведенное следственное действие незаконным, все доказательства, полученные в ходе него, признаются недопустимыми (в соответствии со статьей 75 УПК РФ).

Важно! Если у полиции есть основания для проникновения в жилище без согласия собственников, то могут быть законно использованы и силовые методы, например, полицейские могут взломать дверь. Учтите, что неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции, как и воспрепятствование исполнению им служебных обязанностей, влечет ответственность по ст. 19.3 КоАП РФ (штраф – от 500 до 1 000 рублей или административный арест до 15 суток).

Перед тем как войти в жилое помещение, сотрудник обязан уведомить об основаниях вхождения, за исключением случаев, если промедление создает непосредственную угрозу жизни и здоровью граждан и сотрудников полиции или может повлечь иные тяжкие последствия. Если проникновение произошло без ведома собственника, то полиция обязана уведомить его в как можно короткий срок (не позднее 24 часов с момента проникновения). Столько же времени у полиции на письменное уведомление прокурора. Если проникновение сопровождалось взломом двери, уничтожением забора и т. д., то полицейские должны принять меры для сохранения помещения и имущества от третьих лиц.

Статья 1. Назначение полиции
[Закон РФ «О полиции»] [Глава 1] [Статья 1]

1. Полиция предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства (далее также — граждане; лица), для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности.

2. Полиция незамедлительно приходит на помощь каждому, кто нуждается в ее защите от преступных и иных противоправных посягательств.

3. Полиция в пределах своих полномочий оказывает содействие федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, иным государственным органам (далее также — государственные органы), органам местного самоуправления, иным муниципальным органам (далее также — муниципальные органы), общественным объединениям, а также организациям независимо от форм собственности (далее — организации), должностным лицам этих органов и организаций (далее — должностные лица) в защите их прав.


1 комментарий к записи “Статья 1 Закон о Полиции. Назначение полиции”

    Статья 1. Назначение полиции

    Комментарий к статье 1

    1. Термин «полиция» в комментируемом Законе употребляется в нескольких значениях. В данной статье под полицией понимается система (совокупность) учреждений (специфических служб), объединенных одним и тем же назначением, задачами, принципами деятельности и правовым статусом сотрудников. В других же статьях Закона (ст. ст. 12, 13 и др.) под полицией понимаются специфические структурные подразделения органов внутренних дел. Полицией именуется не подразделение органа внутренних дел (не РОВД, УВД и т.д.), а соответствующее подразделение (служба) органа внутренних дел. Согласно ч. 4 ст. 4 Федерального закона «О полиции» состав полиции, порядок создания, реорганизации и ликвидации подразделений полиции определяются Президентом РФ.
    2. Подразделения (службы) полиции имеются в каждом органе внутренних дел вплоть до центрального аппарата Министерства внутренних дел РФ.
    3. Начальники данных служб одновременно являются начальниками полиции. Обычно они же — заместители начальника органа внутренних дел.
    4. Закрепленные в комментируемом Федеральном законе назначение, функции, права и обязанности полиции в полной мере распространимы как на каждое отдельно взятое подразделение полиции (на полицию), так и на руководителей этих подразделений в органе внутренних дел, а равно подчиненных им сотрудников полиции Российской Федерации.
    5. Полиция имеется не только в нашей стране. Настоящий же нормативный правовой акт касается лишь полиции, которая является органом исполнительной власти Российской Федерации. Соответственно, ее полномочия в основном реализуются лишь на территории нашей страны. На территории других государств полиция Российской Федерации может действовать лишь в пределах полномочий, предоставленных ей (сотрудникам полиции) международными договорами, одной из сторон которых является Российская Федерация.
    6. Исходя из наименования комментируемой статьи, в ней сформулированы разновидности назначения полиции:
    — защита жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства;
    — противодействие преступности;
    — защита каждого от преступных и иных противоправных посягательств;
    — охрана общественного порядка, собственности;
    — обеспечение общественной безопасности;
    — оказание содействия государственным, муниципальным органам, общественным объединениям, организациям и должностным лицам этих органов и организаций в защите их прав.
    7. На органы внутренних дел субъекта Российской Федерации и полицию, в частности, правовым актом исполнительного органа этого субъекта не могут быть возложены функции (обязанности), не перечисленные в комментируемой статье (а равно в ст. 12 настоящего Федерального закона), к примеру, государственного контроля за качеством, объемом и оборотом алкогольной продукции. В отношении милиции подобного рода незаконные попытки ранее имели место <1>.
    ———————————
    <1> См.: Определение Верховного Суда РФ от 17 сентября 2001 г. N 75-Г01-8 // Справочная система «КонсультантПлюс».

    8. В связи с этим следует отметить, что, с одной стороны, правовой статус полиции может быть реализован только в рамках ее назначения. С другой — вышеуказанное назначение полиция может воплощать в жизнь только путем осуществления ею правомерной деятельности. Правомерной же деятельность полиции будет только тогда, когда она использует лишь предоставленные комментируемым Законом или иными нормативными правовыми актами полномочия.
    9. Первым назначением полиции законодатель назвал защиту жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства. В связи с наличием такого назначения полиция должна разрабатывать и осуществлять предусмотренные законами и иными нормативными правовыми актами меры, направленные на приведение общественных отношений, связанных с жизнью, здоровьем, честью, достоинством правами и свободами людей, в состояние защищенности от общественно вредных, общественно опасных деяний и последствий таковых.
    10. Второе назначение — противодействие преступности. Под противодействием преступности здесь подразумевается деятельность полиции в пределах их полномочий:
    а) по предупреждению преступлений, в том числе по выявлению и последующему устранению причин преступности (профилактика преступлений и преступности в целом);
    б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию правонарушений (борьба с преступностью);
    в) по минимизации и (или) ликвидации последствий совершения преступлений.
    11. Отдельными назначением полиции законодатель называет также охрану общественного порядка, собственности и обеспечение общественной безопасности. Это одни из важнейших функций полиции. Для того чтобы правоприменитель мог правильно уяснить содержание таковых, следует определиться с понятием «общественный порядок». Данная дефиниция в большей степени административно-правовая. Между тем ее исследованию уделяли внимание и специалисты в области других отраслей права. Причем не все их определения общественного порядка были одинаковы.
    12. Специалистами в области административного права понятие общественного порядка дано в широком и в узком смыслах слова. В широком смысле слова — это совокупность всех социальных связей и отношений, складывающихся под воздействием всего круга социальных норм, в отличие от правопорядка, включающего лишь отношения, регулируемые нормами права. Соответственно, общественный порядок как более широкая категория включает в себя и правопорядок. Примерно так же, но несколько иными словами понятие «общественный порядок» интерпретируется в общей теории права. Здесь общественный порядок рассматривается как социальная категория, охватывающая систему (состояние) волевых, идеологических общественных отношений, предопределяемых экономическим базисом и характеризующихся соответствием поведения их участников господствующим в обществе социальным нормам (правовым и неправовым). Авторы данного определения обращают внимание на то, что в понятие общественного порядка входят лишь социально значимые общественные отношения <2>.
    ———————————
    <2> См.: Яценко С.С. Уголовно-правовая охрана общественного порядка. Сравнительно-правовой аспект. Киев, 1986. С. 12.

    13. Еще одно определение общественного порядка было изложено в работе И.Н. Даньшина. По его мнению, общественный порядок — «это порядок волевых общественных отношений, складывающихся в процессе сознательного и добровольного соблюдения гражданами установленных в нормах права и иных нормах неюридического характера правил поведения в области общения и тем самым обеспечивающих слаженную и устойчивую совместную жизнь людей в условиях развитого общества» <3>.
    ———————————
    <3> См.: Даньшин И.Н. Уголовно-правовая охрана общественного порядка. Харьков, 1971. С. 68.

    14. В узком смысле слова общественный порядок понимался ранее как обусловленная интересами всего народа, регулируемая нормами права, морали, правилами общежития и обычаями система волевых общественных отношений, складывающихся главным образом в общественных местах, а также общественных отношений, возникающих и развивающихся вне общественных мест, но по своему характеру обеспечивающих охрану жизни, здоровья, чести граждан, укрепление народного достояния, общественное спокойствие, создание нормальных условий для деятельности предприятий, учреждений и организаций <4>. А.В. Серегин характеризовал общественный порядок как «урегулированную нормами права и иными социальными нормами систему общественных отношений, установление, развитие и охрана которых обеспечивают поддержание состояния общественного и личного спокойствия граждан, уважение их чести, человеческого достоинства и общественной нравственности» <5>.
    ———————————
    <4> См.: Еропкин М.И. Управление в области охраны общественного порядка. М., 1951. С. 7.
    <5> См.: Серегин А.В. Советский общественный порядок и административно-правовые средства его укрепления. М., 1975. С. 4.

    15. Данные ученые по-разному расставляют акценты, определяя термин «общественный порядок». М.И. Еропкин считал порядок общественным в связи с тем местом, где возникли и развивались (общественные места) охраняемые общественные отношения. А.В. Серегин полагал, что общественный характер общественного порядка предопределен содержанием общественных отношений, а не местом их реализации.
    16. Отличия в суждениях ученых по поводу понятия «общественный порядок» и его содержания на этом не завершаются.
    17. Некоторые правоведы в содержание понятия «общественный порядок» включают и общественную безопасность. Так, О.Н. Горбунова пишет: «Общественные отношения, которые создают в государстве обстановку спокойствия и безопасности, составляют систему волевых общественных отношений, совокупность которых можно назвать общественным порядком в узком смысле слова» <6>. Аналогичной позиции придерживалась И.И. Веремеенко. По ее мнению, общественный порядок как определенная правовая категория представляет собой обусловленную потребностями развития общества «систему общественных отношений, возникающих и развивающихся в общественных местах в процессе общения людей, правовое и иное социальное регулирование которых обеспечивает личную и общественную безопасность граждан и тем самым обстановку спокойствия, согласованности и ритмичности общественной жизни» <7>.
    ———————————
    <6> См.: Горбунова О.Н. К вопросу об определении понятия «общественный порядок» в советской науке административного права // Труды Иркутского госуниверситета. Т. XIX. Серия юридическая. Вып. 8. Часть 2. Иркутск, 1967. С. 118.
    <7> См.: Веремеенко И.И. Сущность и понятие общественного порядка // Сов. государство и право. 1982. N 3. С. 27.

    18. Специалисты в области уголовного права также пытались дать определение общественному порядку. К примеру, П.Ф. Гришаев пишет, что под общественным порядком следует понимать порядок, регулирующий отношения между членами общества, согласно которому каждый из них обязан соблюдать правила в обществе, закрепленные как в правовых нормах, так и в нормах морали. Соблюдение этих правил поведения всеми гражданами гарантирует общественную безопасность, то есть безопасные условия повседневной жизни и деятельности членов общества <8>.
    ———————————
    <8> См.: Гришаев П.Ф. Преступления против общественной безопасности. М., 1959. С. 4.

    19. Ими провозглашены точки зрения, прямо противоположные тем, которые были высказаны О.Н. Горбуновой и И.И. Веремеенко. Например, А.В. Готовцев утверждает, что коль «общественный порядок — это обеспечение безопасности людей, то общественная безопасность — это и сохранность имущества, и нормальная работа источников повышенной опасности, представляющих угрозу для человека и общества. Отсюда следует вывод, что общественная безопасность несколько шире общественного порядка» <9>.
    ———————————
    <9> См.: Готовцев А.В. Организационно-правовые вопросы взаимодействия милиции и внутренних войск в охране общественного порядка: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2000. С. 13.

    20. В литературе можно встретить и такие суждения, согласно которым между общественным порядком и общественной безопасностью фактически нет различий <10>.
    ———————————
    <10> См.: Куделич А.В. Уголовно-правовая охрана общественного порядка в современной России: Автореф. дис. … докт. юрид. наук. М., 2000. С. 15.

    21. Данные утверждения нельзя признать безупречными. Против них прямо высказались некоторые ученые <11>. Содержание комментируемой статьи, то, что Федеральный закон возложил на полицию, с одной стороны, охрану общественного порядка, а с другой — обеспечение общественной безопасности, также может быть одним из доказательств того, что с позиций законодателя общественный порядок и общественная безопасность — это разные, не включаемые в содержание друг друга, категории.
    ———————————
    <11>

    22. С нашей точки зрения, наиболее точным является сформулированное В.И. Зарубиным определение общественного порядка. Под общественным порядком он понимает урегулированные нормами права и морали общественные отношения, в своей совокупности обеспечивающие общественное спокойствие, общепринятые нормы поведения, нормальную деятельность предприятий, учреждений и организаций, транспорта, сохранность всех видов собственности, а также уважение общественной нравственности, чести и достоинства граждан <12>.
    ———————————
    <12> См.: Зарубин В.И. Понятие общественного порядка как объекта хулиганства // Журнал российского права. 2001. N 8.

    23. Как правильно отмечает С.С. Яценко, если общественный порядок воплощается в создании обстановки общественного спокойствия, благоприятных внешних условий жизнедеятельности людей, что обеспечивает нормальный ритм общественной жизни, то общественная безопасность проявляется в создании безопасных условий при обращении с источниками повышенной опасности и проведении работ повышенной опасности <13>. Существенные различия между понятиями «общественный порядок» и «общественная безопасность» связаны с нормативными средствами урегулирования данных явлений. Общественный порядок достигается в результате упорядочения общественных отношений с помощью всех форм нормативного регулирования, тогда как общественная безопасность — только с использованием правовых и технических норм <14>.
    ———————————
    <13> См.: Яценко С.С. Ответственность за преступления против общественного порядка. Киев, 1976. С. 19.
    <14> См.: Гранин А.Ф. Теоретические вопросы социалистической законности в деятельности органов внутренних дел: Автореф. дис. … докт. юрид. наук. Киев, 1975. С. 15.

    24. Общественный порядок полиция охраняет, а общественную безопасность обеспечивает.
    25. Юридический энциклопедический словарь понятие «общественная безопасность» трактует как систему общественных отношений и юридических норм, регулирующих эти отношения в целях обеспечения общественного спокойствия, неприкосновенности жизни и здоровья населения, нормального труда и отдыха граждан, нормальной деятельности государственных и общественных организаций, учреждений и предприятий <15>.
    ———————————
    <15> См.: Юридический энциклопедический словарь. М.: Сов. энциклопедия, 1984. С. 204.

    26. Исходя из наименования данной разновидности назначения полиции и из содержания приведенного определения, функцией полиции является разработка и осуществление предусмотренных законами и иными нормативными правовыми актами мер, направленных на приведение системы существующих общественных отношений в безопасное (соответствующее нормам права) состояние.
    27. С учетом содержания определения общественной безопасности буквальное толкование последнего из предусмотренных ч. 1 ст. 1 комментируемого Закона назначения полиции нацеливает последнюю на обеспечение всех форм и проявлений общественной безопасности. Значит ли это, что на полицию возложено обеспечение, к примеру, и пожарной безопасности? Или же обеспечением пожарной безопасности, безопасности людей на водных объектах, безопасности проживания населения и хозяйственной деятельности на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, промышленной безопасности опасных производственных объектов, и др. занимаются подразделения Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) <16>?
    ———————————
    <16> Такой же вопрос напрашивается и в отношении государственной, таможенной и многих других составляющих общественной безопасности, задачи обеспечения которых возложены на другие правоохранительные органы (ФСБ, таможенные органы и т.п.).

    28. Разрешить данный вопрос необходимо уже в связи с тем, что в некоторых источниках общественные отношения, связанные с осуществлением пожарной безопасности, прямо указываются как составная часть общественной безопасности, даже когда последняя рассматривается в узком смысле слова <17>. Да и действительно, общество нельзя считать безопасным в тех случаях, когда ему грозит причинение вреда от пожара. Поэтому понятие «общественная безопасность», вернее, весь комплекс общественных отношений, составляющих его содержание, невозможно отделить от общественных отношений, характеризующих пожарную безопасность. Общественной безопасности без пожарной безопасности, как, впрочем, и без государственной, таможенной и других видов безопасности, быть не может.
    ———————————
    <17> См.: Тихий В.П. Проблемы уголовно-правовой безопасности (понятие и система преступлений, совершенствование законодательства): Автореф. дис. … докт. юрид. наук. Харьков, 1987. С. 68.

    29. Данное несовершенство формулировки ч. 1 комментируемой статьи приводит к неоправданному расширению назначения полиции. Подобной ситуации могло бы не возникнуть, когда бы в Федеральном законе «О полиции» был указан круг противоправных деяний, от совершения которых «защищает» полиция. Но этого законодателем не сделано. Среди основных направлений деятельности полиции указано такое, как предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений (п. 2 ч. 1 ст. 2 Федерального закона «О полиции»). Каких правонарушений — не сказано, что дает возможность правоприменителю расширительно толковать комментируемую часть ст. 1 Федерального закона «О полиции» и считать назначением полиции предупреждение нарушений правил пожарной (государственной, таможенной и т.п.) безопасности.
    30. Никто не спорит с тем, что к профилактике пожаров (правонарушений, подведомственных ФСБ России, таможенным органам и т.п.) и обеспечению пожарной безопасности целесообразно привлекать не только подразделения МЧС России, ФСБ России, таможенные органы и т.п., но и полицию. В ряде случаев, лишь обеспечив четкое взаимодействие между названными ведомствами, можно добиться эффективности пожарной охраны (государственной, таможенной и т.п. безопасности) как одного из элементов общественной безопасности. Между тем взаимодействие указанных учреждений (министерств и ведомств) невозможно осуществить, пока не будут разделены функции между субъектами взаимодействия <18>.
    ———————————
    <18> См.: Белозеров Ю.Н., Гуткин И.М., Чувилев А.А., Чугунов В.Е. Органы дознания и предварительного следствия системы МВД и их взаимодействие. М., 1973. С. 70.

    31. Если назначение полиции — обеспечение пожарной, государственной, таможенной и т.п. безопасности, значит, ее сотрудников можно привлечь к ответственности за необеспечение таковой, за неосуществление своего назначения. А это несколько не согласуется с тем комплексом полномочий, который им предоставлен.
    32. Соответственно, напрашивается вывод: назначение полиции — обеспечение общественной безопасности — должно реализовываться сотрудниками полиции с учетом компетенции (подведомственности правонарушений) полиции и с учетом наличия других правоохранительных органов, перед которыми законодателем также поставлена задача обеспечения определенного рода общественной безопасности. Взаимодействие между полицией и другими ведомствами в рамках охраны общественного порядка, собственности и обеспечения общественной безопасности возможно. А вот дублирование ранее уже осуществленной деятельности представляется нецелесообразным.
    33. Одна из приоритетных разновидностей назначения полиции — охрана собственности. Исходя из содержания ч. 1 ст. 209 ГК РФ, право собственности складывается из права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. В Российской Федерации имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (ч. 2 ст. 212 ГК РФ). Назначение полиции — в пределах ее компетенции принимать меры к защите всех существующих в Российской Федерации форм собственности, законно приобретенных прав и законных интересов всех возможных субъектов права собственности. Согласно ч. 2 ст. 8 Конституции РФ и ч. 4 ст. 212 ГК РФ в Российской Федерации признаются и охраняются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности (права всех собственников).
    34. Причем государственной собственностью в Российской Федерации признается имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации — республикам, краям, областям, городам Москве и Санкт-Петербургу, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).
    35. Государственной собственностью также являются не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований земля и другие природные ресурсы.
    36. Муниципальной собственностью, в свою очередь, признается имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям (ч. 1 ст. 215 ГК РФ).
    37. В соответствии с правилами, закрепленными в ст. 301 ГК РФ, собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения. Согласно же требованиям ст. 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя эти нарушения и не были соединены с лишением владения. Приведенные здесь права принадлежат не только собственнику. Они имеются и у лица, хотя и не являющегося собственником, но владеющего имуществом на праве пожизненного наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного управления либо по иному основанию, предусмотренному законом или договором. Это лицо имеет право на защиту его владения даже против собственника (ст. 305 ГК РФ).
    38. Оказание в пределах своей компетенции содействия физическим и юридическим лицам (государственным, муниципальным органам, общественным объединениям, организациям и должностным лицам этих органов и организаций) в защите указанных и иных прав, свобод и законных интересов — еще одно назначение полиции.
    39. О понятии «органы местного самоуправления» см. комментарий к п. 31 ч. 1 ст. 12 настоящего Федерального закона.
    40. О понятии «иностранный гражданин и лицо без гражданства» см. комментарий к п. 33 ч. 1 ст. 12 настоящего Федерального закона.
    41. См. также комментарий к ст. ст. 3, 12 настоящего Федерального закона.



 

Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!