Что такое права с юридической точки зрения. Понятие права: признаки, назначение, функции. Виды правовых отношений

Понятие права и его признаки

Каждое общество должно регулировать отношения между людьми, охранять и защищать эти отношения. Регулирование и охрана общественных отношений осуществляются с по­мощью социальных норм. В системе таких норм право зани­мает ведущее место. В юридической литературе право рас­сматривается как общесоциальное явление и как волеизъяв­ление государства (юридическое право).

Как общесоциальное явление право характеризуется опре­деленной свободой и обоснованностью поведения людей, то есть соответствующими возможностями субъектов общест­венной жизни, которые объективно обусловлены развитием общества, должны быть общими и равными для всех одно­именных субъектов. Исходя из этого, право подразделяют на: права человека; права объединений, групп, слоев; права на­ции, народа; права человечества.

Юридическое право - это свобода и обоснованность поведе­ ния людей, задекларированная государством в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами и другими ис­ точниками права.

Утверждение о том, что право оторвано от государства, привело к возникновению различных концепций правопонимания: естественного права, положительного права, права реалистического, психологического и т.п.

Юридическое (положительное) право в свою очередь под­разделяют на объективное и субъективное.

Юридическим объективным правом называют систему всехправовых предписаний, установленных (санкционирован­ных), охраняющихся и находящихся под защитой государ­ства, имеющих общеобязательный характер, являющихся критерием правомерного или неправомерного поведения и существующих независимо от индивидуального сознания субъекта права. Юридическое субъективное право - это определенные воз­можности, мера свободы, принадлежащая субъекту, который сам решает, пользоваться ими или нет. К основным признакам права в его положительном (нор­мативном) понимании в качестве волеизъявления государства можно отнести следующие:

а) право - это система правовых норм;

б) это правила поведения общего характера;

в) эти правила имеют общеобязательный характер;

г) они тесно связаны между собой, действуют в единстве, объединяются в правовые институты, правовые отрасли и другие части системы права;

д) формально определены и закреплены в нормативно- правовых актах и других источниках права;

е) устанавливаются, санкционируются, гарантируются (обеспечиваются) государством и его органами;

ё) в своей совокупности регулируют социальные отношения между людьми; ж) правила поведения должны устанавливаться государ­ством с учетом принципов правды, справедливости, гуманиз­ма и милосердия.

Каждое право как элемент правовой системы состоит из множества правовых норм. Чтобы правильно выбрать ту или иную норму, необходимо знать, что они объединяются не по случайным признакам, между ними имеются конкретное сходство и различия. Благодаря этой объективной обуслов­ленности и характерным признакам сходства иразличия между правовыми нормами все право можно представить как определенную систему.

Оно является системой правил общего характера. Это означает, что право имеет социальное назначение по регули­рованию поведения не только конкретного лица, но и кого-либо, кто вступает в отношения, которые им регулируются.

Право имеет общеобязательный характер . Его положения, содержащиеся в системе правовых норм, должны восприни­маться как безусловное руководство к действию, которое ис­ходит от государственных структур и не подвергается обсуж­дению или оценке с точки зрения их целесообразности, ра­циональности, желания или нежелания осуществлять.

Право характеризуется внутренней формой, то есть объ­ единением правовых норм в институты , подотрасли отрасли права и отдельные правовые комплексы.

Формальная определенность права характеризуется тем, что поведение субъектов в виде нормативной модели закреп­ляется в нормах права как права и обязанности участников общественных отношений, а также как вид и мера реакции государства (санкции), применяемые в случае Нарушения ве­лений, содержащихся в нормативных предписаниях. Эти предписания должны исполняться именно в таком объеме и в тех случаях, в которых они нашли свое формальное закреп­ление в тексте правовой нормы.

Право становится обязательным лишь тогда, когда оно представляется или санкционируется уполномоченным на то субъектом, в пределах его компетенции и в порядке, пред­усмотренном устанавливаемой процедурой, то есть с соблю­дением необходимых требований, поступающих в разработку, обсуждение, принятие, вступление в силу, изменение и отме­ну действия правовых предписаний.

Установление права означает подготовку и принятие орга­нами государства правовых норм. Санкционирование права - это утверждение, регистрация, предоставление разрешения на общеобязательность уже существующих социальных норм.

Осуществление права обеспечивается государством. Это проявляется в том, что государство создает, с одной стороны, реальные условия и способы, оказывающие содействие бес­препятственному добровольному осуществлению соответ­ствующими субъектами сформулированных в правовых нор­мах образцов поведения, а с другой - соответствующие меры поощрения, убеждения и принуждения к осуществлению же­лательного поведения, а также применяет эффективные санкции в случае невыполнения требований правовых норм.

Следовательно, право как волеизъявление государства - это система общеобязательных, формально определенных, уста­новленных или санкционированных государством, гарантиро­ванных и обеспеченных им правил поведения, тесно связанных между собой и регулирующих общественные отношения между людьми в интересах определенной части (большей или меньшей) населения в социально, неоднородном обществе.

Право имеет определенные направления влияния и стро­ится на конкретных правовых и демократических началах.

Функции права - это основные направления его влияния на общественные отношения. Назначение функций состоит в том, чтобы определить активную и многогранную роль права в гражданском обществе с позиции его влияния на общест­венные отношения между людьми.

Функции права подразделяют на общесоциальные и спе­циальные юридические.

К общесоциальным относятся функции: 1) гуманистическая - право охраняет и защищает права
человечества, народа, человека; 2) организаторско-управленческая - право субъектов на решение определенных экономических и социальных проблем; 3) информационная (коммуникативная) - право инфор­мирует людей о свободе законодателя; 4) оценочно-ориентировочная - поведение людей оцени­вается с учетом законов государства, определяет бесконф­ликтные, социально допустимые способы и средства удовлетворения потребностей человека в пределах правомерного по­
ведения; 5) идеологическо-воспитательная - право формирует у человека определенное мировоззрение, воспитывает в нем образцы правомерного поведения; 6) гносеологическая (познавательная) - право выступает источником знаний.

К специальным юридическим функциям права относят­ся регулятивная (статическая и динамическая) и охрани­тельная.

Регулятивная функция направлена на урегулирование об­щественных отношений посредством закрепления желатель­ного поведения в тех или иных отраслях и институтах права. Регулятивно-статическая функция - это влияние права на общественные отношения, что укрепляет и регулирует об­щественный порядок в социально неоднородном обществе в состоянии покоя; регулятивно-динамическая - обеспечивает динамичное развитие гражданского общества; правовое воз­действие осуществляется таким образом, что, например, Вер­ховная Рада Украины исключительно законами регулирует права коренных народов и национальных меньшинств (это регулятивно-статическая функция права). Или путем приня­тия Государственного бюджета Украины создаются предпо­сылки для каких-либо расходов государства на общественные потребности (регулятивная динамика).

Охранительная функция направлена на охрану соответ­ствующей системы общественных отношений, на обеспече­ние их неприкосновенности со стороны правонарушителей, на недопущение правонарушений, уменьшение или устране­ние их из повседневной жизни.

Издание служебным лицом нормативно-правовых или распорядительных актов, изменяющих доходы или расходы бюджета вопреки установленному законом порядку, если предметом таких действий были бюджетные средства в круп­ных размерах, наказывается лишением свободы до четырех лет (ст. 211 УК Украины). Это охранительная функция права.

Принципы права - это закрепленные в праве исходные нормативно-руководящие положения, характеризующие его содержание, основы, обозначенные в нем закономерности общественной жизни.

В современной юридической литературе признаются принципы: демократизма, законности, гуманизма, равенства всех перед законом, взаимной ответственности государства и лица и т. п. Различают также общеправовые, межотраслевые, отраслевые принципы и принципы институтов права.

Принципы права, как руководящие юридические требова­ния, отражают особенности и специфику юридического пра­ва, носят нормативный, регулятивный характер, определяют и направляют правомерное поведение людей. В теории права существуют разные классификации принципов права. На­пример, их подразделяют на общечеловеческие, типологи­ческие, конкретно-исторические, отраслевые, межотраслевые и принципы институтов права.

Общечеловеческие принципы права характеризуют как юридические основы, идеалы или основы, обусловленные определенным уровнем всемирного развития цивилизации, воплощающие лучшие, прогрессивные достижения правовой истории человечества, признанные международными норма­ми права.

Такими принципами являются: 1) закрепление в праве меры свободы человека и обеспе­чение его основных прав; 2) юридическое равенство одноименных субъектов во всех правоотношениях; 3) верховенство закона как акта нормативного волеизъяв­ления высшего представительного органа государства; 4) взаимосвязь юридических прав и обязанностей; 5) регулирование поведения людей и их объединений по общепринятым типам правового регулирования: "разрешено все, что прямо не запрещено законом"; 6) деятельность органов и должностных лиц должна регулироваться по принципу: "разрешено только то, что прямо предусмотрено законом"; 7) четкое закрепление правовыми нормами процедурно - процессуальных механизмов обеспечения (гарантирования) прав человека и осуществления им своих обязанностей; 8) правосудие осуществляется только судами и должно быть самой эффективной гарантией прав человека; 9) юридическую ответственность человек несет за свое ви­новное противоправное поведение; 10) в обществе должен действовать принцип презумпции невиновности лица.

Типологические принципы определяются как руководящие основы, идеи, свойственные всем правовым системам опре­деленного исторического типа, отражающие его социальную сущность.

Например, рабовладельческому типу права присущи такие принципы: тесное переплетение норм права с родоплеменными обычаями; влияние религии на формирование права; непризнание рабов субъектами права; ярко выраженный классовый характер действующего права; охрана частной собственности и тяжелое наказание за покушение на рабо­владельческую собственность; отсутствие четкой формули­ровки составов преступлений и широкий произвол судьи.

Феодальный тип права базировался на таких принципах: право привилегии, имевшее сословный характер; открытое право применения силы (кулачное право); партикуляризм, то есть раздробленность права; наличие канонического (церков­ного) права, обладавшего юридической силой; жестокость и широкая возможность судебной расправы.

Особенности современных переходных типов правовых систем состоят в постепенном воплощении общечеловече­ских ценностей, что нашло отражение в общечеловеческих принципах права.

Конкретно-исторические принципы права определяют осно­вы,отражающие специфику права определенного государства в реальных социальных условиях. К ним относятся: принцип демократизма; принцип законности; принцип гуманизма; принцип равенства всех перед законом; принцип взаимной ответственности государства и лица.

Отраслевые и межотраслевые принципы характеризуютсятем, что охватывают лишь одну или несколько отраслей права определенного государства. К ним, в частности, относятся принцип гласности судопроизводства и принцип полной ма­териальной ответственности.

Принципы институтов права - это основные идеи, лежа­щие в основе построения определенного института права: скажем, принцип неприятия двойного гражданства или принцип охраны и защиты всех форм собственности.

Социальная ценность и назначение права могут быть оха­рактеризованы как способность служить способом и целью для удовлетворения потребностей социальной справедливо­сти, прогрессивных интересов граждан и общества в целом.

Социальная ценность и социальное назначение права харак­теризуются следующими его проявлениями:

1. Право определяется как мера свободы и неприкосно­венности человека, очерчивает пределы свободы, направляет­ся на исключение из социальной жизни произвола, бесконтрольности и беззакония.

2. Оно объединяет общую свободу участников социальных отношений, влияет на поведение и деятельность людей посредством согласования их специфических интересов.

3. Ценность и назначение права состоит в том, что оно яв­ляется выразителем социальной справедливости, выступает критерием правильного распределения материальных благ,
утверждает равенство и правовой статус человека в обществе.

4. Право представляет собой источник обновления об­щества, выступает в демократическом гражданском обществе как фактор прогрессивного социального развития.

5. В качестве явления культуры и цивилизации оно имеет планетарный характер и обеспечивает решение проблем меж­ национального и международного значения.

Следовательно, право как социальный регулятор обществен­ных отношений обеспечивает регулирование наиболее важ­ных потребностей и интересов между людьми, как в пределах определенной страны, так и на земле во взаимоотношениях всего мирового сообщества.

Общая характеристика основных отраслей права Украины

Государственное (конституционное) право - ведущая от­расльправа и законодательства, включающая систему право­вых норм, институтов и нормативно-правовых актов, кото­рые закрепляют и регулируют отношения народовластия, ос­новы конституционного строя в Украине, правового статуса человека и гражданина, территориального устройства, систе­мы государственных органов и организаций местного само­управления в Украине.

Административное право - система административно-правовых норм, которые закрепляют, регулируют и охраняют общественные отношения в сфере государственного управле­ния, то есть подзаконной исполнительной и распорядитель­ной деятельности органов государства, направленной на практическое исполнение законов в процессе повседневного и непосредственного руководства хозяйственным, социаль­но-культурным и административно-политическим строитель­ством.

Финансовое право - система правовых норм, регулирую­щих и охраняющих общественные отношения в сфере сбора и использования государственных средств и средств местного самоуправления.

Трудовое право - система правовых норм, регулирующих трудовые отношения, которые возникают в процессе труда, без которого не может существовать ни одно общество.

Гражданское право - совокупность правовых норм, регу­лирующих имущественные, товарно-денежные и некоторые другие отношения, связанные или не связанные с имущест­венными, а также личные неимущественные отношения, основанные на равенстве участников этих отношений.

Брачно-семейное право - система правовых норм, регули­рующих правоотношения брака, семьи, усыновления, опеки и заботы, регистрации актов гражданского состояния.

Жилищное право в Украине регулирует специфический вид общественных отношений, возникающих в сфере удовлетво­рения человеком и гражданином естественной потребности в жилище.

Экологическое право - система правовых норм, регулирую­щих общественные отношения между людьми в сфере ис­пользования и охраны окружающей природной среды.

Предпринимательское право - система правовых норм, ре­гулирующих общественные отношения в сфере предприни­мательства, то есть самостоятельной, инициативной, систе­матической, на собственный страх и риск деятельности по производству продукции, выполнению работ, предоставле­нию услуг и торговле с целью получения прибыли.

Уголовное право - система уголовных норм, установлен­ных законодательным органом, определяющих основы и принципы уголовной ответственности, устанавливающих, ка­кие общественно опасные деяния являются преступлениями, какой вид и мера наказания могут применяться к лицу, со­вершившему преступление.

Земельное право - система правовых норм, регулирующих правоотношения в сфере владения, распоряжения и пользо­вания землей, определяют земли сельскохозяйственного на­значения, населенных пунктов, промышленности, транспор­та, связи, обороны, земли природоохранного, рекреационно­го и историко-культурного назначения, лесного и водного фондов, земли запаса.

Следовательно, отрасли украинского права следует рас­сматривать согласно различным основаниям классификации. В зависимости от места и роли в правовой системе общест­ва выделяют такие основные отрасли, как традиционные, специальные и процессуальные.

Юридический процесс - система взаимосвязанных право­вых форм деятельности уполномоченных государственных органов, должностных лиц, а также определение других субъ­ектов, что выражается в осуществлении операций по реше­нию юридических дел, которые обусловливают соответствую­щие юридические последствия (документы или решения) и регулируются процедурно-процессуальными нормами.

Конституционно-процессуальное право - система правовых норм, регулирующих порядок реализации конституцион­ных материальных норм, проведение конституционного про­цесса, принятие и исполнение решений и выводов Конститу­ционного Суда Украины.

Административное процессуальное право - система административных процессуальных норм,

регулирующих порядок реализации норм административного права.

Уголовно-процессуальное право - система уголовно-процес­суальных норм, регулирующих порядок возбуждения уголов­ных дел, ведения относительно них дознания и предваритель­ного следствия, судебного разбирательства, вынесения при­говоров и других судебных решений, организация их исполнения.

Гражданско-процессуальное право – система гражданско- процессуальных норм, регулирующих порядок судебного раз­бирательства и вынесения решений в гражданских, трудовых, брачно-семейных, жилищных, земельных и некоторых других делах и организация исполнения принятых решений.

Хозяйственное процессуальное право – система арбитражно-процессуальных норм, регулирующих порядок примене­ния норм хозяйственного права и признания субъектов хо­зяйственной деятельности банкротами.

Характеристика источников права как внешней формы его проявления

Помимо внутренней, различают также внешнюю форму права, или источники права. Это способы юридического проявления права, его организация в надлежащую юридическую оболочку.

Право всегда должно иметь определенную форму, то есть быть формализованным, а форма должна быть содержатель­ной, то есть содержать определенный текст, выраженный юридическим языком, и нести очевидную смысловую нагруз­ку. Если норме не придана определенная форма, то она оста­ется нормой поведения, но не является нормой права.

К внешней форме (источникам) права относятся: право­вой обычай; судебный или административный прецедент; нормативный договор, нормативно-правовой акт.

Правовой обычай - санкционированное государством об­щепринятое правило поведения общего характера.

Правовой (судебный или административный) прецедент - решение компетентного органа государства, которому предо­ставляется формальная обязательность во время решения всех последующих аналогичных судебных или администра­тивных дел.

Нормативный договор - объективно формально-обяза­тельные правила поведения общего характера, установленные по договоренности и с согласия двух или более субъектов и обеспечивающиеся государством (например, договор об об­разовании федерации, коллективный договор).

Нормативно-правовой акт - решение компетентных субъ­ектов, которое выносится в установленном законом порядке, имеет общий характер, внешний вид официального докумен­та в письменной форме, обеспечивается государством и по­рождает юридические последствия.

Нормативно-правовые акты подразделяются на законы и подзаконные нормативно-правовые акты.

Законы - нормативно-правовые акты, утверждаемые законодательными органами, имеющие высшую юридическую силу и регулирующие наиболее важные общественные от­ношения в стране. Кроме конституции страны, существуют еще такие виды законов: конституционные, органичные, обычные.

Все законы имеют высшую юридическую силу, которая проявляется в том, что:

1) никто, кроме органов законодательной власти, парла­мента и народа в процессе законодательного референдума, не может принимать законы, изменять или отменять их;

2) Конституционный Суд Украины может признать закон Украины или его отдельное положение неконституционным;

3) все другие нормативно-правовые акты должны быть подготовлены в соответствии с законом;

4) в случае коллизий между нормами закона и подзакон­ного нормативно-правового акта действуют нормы закона;

5) только законодательный орган может подтвердить или не подтвердить принятие закона в случае возвращения его Президентом по причине наложения вето. Подзаконные нормативно-правовые акты – результат нормотворческой деятельности компетентных органов государства (их должностных лиц), уполномоченных на то госу­дарством общественных объединений по установлению, вступлению в силу, изменению и отмене нормативных письменных документов, развивающих или детализирующих отдельные положения законов.

Различают такие виды подзаконных нормативно-правовых актов в зависимости от субъектов, которые их издали:

· нормативные акты Президента Украины;

· акты Конституционного Суда Украины, Верховного Су­да Украины, высших судов Украины, Генерального прокуро­ра Украины, Верховного Суда Автономной Республики Крым;

· акты Кабинета Министров Украины, Верховной Рады и Совета министров Автономной Республики Крым;

Акты министерств, государственных комитетов, других органов центральной исполнительной власти со специаль­ным статусом;

Нормативные акты государственных администраций в регионах, городах Киеве и Севастополе, районах в этих городах;

Нормативные акты органов регионального и местного самоуправления;

Нормативные акты отделов и управлений соответствую­щих центральных органов на местах;

Нормативные акты руководителей государственных предприятий, учреждений, организаций на местах;

Другие подзаконные нормативные акты. Нормативные акты действуют во времени, пространстве и

относительно круга лиц. Характеризуя действие нормативно-правовых актов во времени, следует различать: вступление в силу; прекращение действия; обратную силу действия.

В теории права рассматриваются следующие варианты вступления в силу нормативно-правовых актов: по истечении 10 дней с момента его опубликования; срок устанавливается в самом нормативном или в специально принятом акте; если нормативный акт не публикуется, то с момента его получе­ния исполнителем.

Нормативно-правовые акты утрачивают силу вследствие: окончания срока давности, на который издавался акт; пря­мой отмены конкретного акта; фактической отмены акта дру­гим актом, принятым по одному и тому же вопросу.

Обратное действие - это такое действие на правоотноше­ние, которое подразумевает, что новый нормативный акт су­ществовал в момент возникновения правоотношения. Общее правило таково: "норма права обратной силы не имеет". Но бывают исключения, скажем, в уголовном, административ­ном законодательстве. Если нормативный акт, принятый по­сле совершения правонарушения, смягчает или освобождает от юридической ответственности, то акт имеет обратную си­лу, а если устанавливает или отягчает, то такая норма (или акт) обратной силы не имеет.

Действие нормативных актов в пространстве характеризу­ется определенной территорией: государства в целом, соот­ветствующего региона, административно-территориальной единицы, отдельного предприятия, организации.

Относительно круга лиц нормативно-правовые акты рас­пространяются на граждан Украины, лиц без гражданства, иностранных граждан.

Исключением признаются отдельные иностранные граж­дане, имеющие иммунитет от юрисдикции государства пре­бывания. Это отдельные дипломатические и консульские ра­ботники, вопрос о юридической ответственности которых ре­шается на основании международных соглашений.

Систематизация нормативных актов - деятельность по приведению в порядок и совершенствованию нормативных ак­тов, приведение их к определенной внутренней согласованности с помощью создания новых нормативных актов или сборников.

Систематизация осуществляется государством, его органа­ми и должностными лицами и негосударственными органи­зациями и их служащими.

В систематизации различают инкорпорацию и кодифи­кацию.

Инкорпорация - вид систематизации нормативных актов, состоящий в сведении их в сборники в определенном поряд­ке без изменения содержания. Критерии систематизации: хронологический или алфавитный порядок, направление дея­тельности, сфера общественных отношений, тематика науч­ного исследования и т. п.

Виды инкорпорации: по юридическому значению (официальная, неофициальная); по объему (общая, отраслевая, международная, специальная); по критерию объединения (предметная, криологическая, субъективная).

Разновидностью инкорпорации является консолидация, вследствие которой создаются новые нормативные акты. Нормативные предписания размещаются в логическом по­рядке после редакционной обработки (или без таковой), из­менения не вносятся.

Кодификация - вид систематизации нормативных актов, имеющих общий предмет регулирования, состоящий в их со­держательной переработке (устранение разночтений и проти­воречий, отмена устаревших норм) и создании сводного нор­мативного акта.

Разновидностями кодификации являются кодекс, устав, положение.

Кодекс - кодификационный акт, который обеспечивает детальное правовое регулирование определенной сферы об­щественных отношений и структурно разделен на части, раз­делы, подразделы, статьи, в определенной мере отражающие содержание той или иной отрасли законодательства. В совре­менном законодательстве Украины имеются: Уголовный кодекс, Кодекс об административных правонарушениях, Семейный кодекс, Уголовно-процессуальный кодекс, Земельный кодекс, Водный кодекс, Кодекс законов о труде и т. п.

Устав, положение - кодификационные акты, в которых определяется статус определенного вида государственных ор­ганизаций и органов. К ним не относятся положения об ин­дивидуально-определенных органах, не имеющие общего ха­рактера.

Правовые отношения

Нормативно-правовые акты регулируют (охраняют) пра­вовые отношения, которые постоянно возникают, изменяют­ся или прекращаются. Правоотношения - это урегулирован­ ные нормами права общественные отношения, участники кото­рых выступают как носители взаимных субъективных прав и юридических обязанностей, обеспечиваемых государством.

Основные признаки правоотношений: а) возникают на ос­нове норм права; б) характеризуются наличием сторон, имеющих субъективные права и юридические обязанности; в) являются видом общественных отношений физических или юридических лиц, организаций и общностей; г) осущест­вление субъективных прав или соблюдение юридических обязанностей в правоотношениях контролируется и обеспе­чивается государством.

Правоотношения имеют сложное строение иохватывают: субъекты; объекты; содержание правоотношений.

Основаниями возникновения, изменения или прекраще­ния правоотношений являются юридические факты.

Субъектами правоотношений признаются те участники, ко­торые являются носителями субъективных прав и юридиче­ских обязанностей. Субъекты правоотношений можно разде­лить на: физических и юридических лиц; государственные и общественные организации; различные общности (трудовой коллектив, нация, народ, население соответствующего регио­на и т. д.); гражданское общество.

Субъекты правоотношений должны обладать право­субъектностью, то есть способностью быть носителями прав и обязанностей, осуществлять их от своего имени и нести юридическую ответственность за свои действия.

Правоспособность - способность субъекта быть носителем субъективных прав и юридических обязанностей.

Дееспособность - способность субъектов своими дей­ствиями приобретать и самостоятельно осуществлять субъек­тивные права и выполнять юридические обязанности. Ее раз­деляют на договоро- и деликтоспособность

Договороспособность - способность субъекта прав…

Право принадлежит к числу не только наиболее важных, но и наиболее сложных общественных явлений. Еще римские юристы обращали внимание на то, что оно не исчерпывается каким-либо одним признаком или значением. Чтобы составить общее пред­ставление, рассмотрим право в основных его проявлениях, т. е. основные его определения.

1. Право - это совокупность общеобязательных правил поведе­ния, установленных или санкционированных государством. За их на­рушение применяются различные меры государственного воздей­ствия. Таким образом, особенности правил поведения, которые образуют право, состоят в следующем:

Они устанавливаются или санкционируются государством;

Защищаются от нарушения государством;

Должны выражать интересы большинства населения, неза­висимо от их политических, экономических и других взглядов, имущественного положения и т. д.;

Они обязательны для всех.

Именно эти признаки отличают право от морали, традиций, обычаев.

2. Право - это совокупность нормативных правовых актов. Нормативный правовой акт - общее название всех конкретных норматив­ных правовых актов (таких, как закон, указ, постановление и т.д.).

Нормативный правовой акт - документ органа власти или уп­ равления, содержащий нормы права или общеобязательные правила поведения. Он направлен на установление, изменение или отмену правовых норм. Норма права - общеобязательное правило постоян­ ного или временного характера, рассчитанное на многократное при­ менение.

По юридической силе, т. е. сфере действия акта и степени его обязательности, различают следующие нормативные правовые акты:

а) федеральные нормативные правовые акты:

- законы. Они регулируют наиболее важные вопросы государ­ственной жизни. Существуют следующие виды законов:

Конституция, которая имеет высшую юридическую силу, прямое действие, она закрепляет основополагающие принципы правового регулирования, является основой законо­дательства;

Закон о поправках к конституции;

Федеральный конституционный закон;

Федеральный закон;

- указы Президента Российской Федерации. Они издаются на основе и во исполнение Конституции России и законов;

- постановления Правительства РФ. Издаются на основе и во исполнение Конституции, законов, указов Президента РФ;

- приказы и инструкции федеральных органов исполнительной власти, министерств. Эти нормативные правовые акты издаются на основе и во исполнение Конституции, законов, указов Прези­дента РФ, постановлений Правительства России;

Постановление - нормативный правовой акт распорядительного характера, принимаемый организацией, действующей на основании коллегиальности.

Приказ - это нормативный правовой акт распорядительного характера, издаваемый единолично руководителем организации. Инструкция - норматив­ный правовой акт органа управления, которым регулируется какая-либо дея­тельность.

б) нормативные правовые акты субъектов Российской Федера­ции:

- Конституция - основной закон республики, определяю­щий ее статус;

- уставы края, области, автономной области, автономного округа, города федерального значения;

- закон субъекта РФ - региональный закон;

- постановления представительного органа субъекта РФ;

- указы Президента Республики. Издаются на основе и во ис­полнение Конституции РФ, Конституции республики и законов;

- постановления Правительства субъекта РФ;

- постановления главы администрации края, области, автоном­ной области, автономного округа, города федерального значения; " - приказы, инструкции, постановления министерств, ведомств субъектов РФ;

в) нормативные правовые акты органов местного самоуправле­ ния: постановления, распоряжения, приказы;

г) нормативные правовые акты организаций. Администрация организаций издает приказы, инструкции, положения, распоря­жения в соответствии со своей компетенцией.

Указом Президента РФ от 15 марта 2000 г. № 511 (СЗ РФ, 2000, № 12, ст. 1260) одобрен Классификатор правовых актов, включающий следую­щие разделы:

Конституционный строй

Основы государственного управления

Гражданское право

Труд и занятость населения

Социальное обеспечение и социальное страхование

Финансы

Хозяйственная деятельность

Внешнеэкономическая деятельность. Таможенное дело

Природные ресурсы и охрана окружающей природной среды

Информация и информатизация

Образование. Наука. Культура

Здравоохранение. Физическая культура и спорт. Туризм

Оборона

Безопасность и охрана правопорядка

Уголовное право. Исполнение наказаний

Правосудие

Прокуратура. Органы юстиции. Адвокатура. Нотариат

Международные отношения. Международное право

Индивидуальные правовые акты по кадровым вопросам, вопросам награждения, помилования, гражданства, присвоения почет­ных и иных званий

3. Право как наука. Как и всякая наука, право изучает определен­ную часть действительности: нормы права, нормативные правовые акты, правосознание, правоотношения и т.д. Современная наука права имеет 39 специальностей, которые составляют 13 групп:

I 1. Теория права и государства. VII 19. Уголовное право и крими-

2. История права и государства. нология.

3. История политических и 20. Уголовно-исполнительское

правовых учений. право.

II 4. Конституционное право. VIII 21. (Исключена ВАК РФ.)

5. Государственное IX 22. Уголовный процесс,

управление. 23. Криминалистика.

6. Административное право. 24. Теория оперативно-

7. Муниципальное право. розыскной деятельности.

III 8. Гражданское право. X 25. Международное право.

9. Семейное право. XI 26. Судопроизводство.

IV 10. Предпринимательское 27. Прокуратура,

право. 28. Адвокатура.

11. Арбитражный процесс. 29. Нотариат.

12. Гражданский процесс. XII 30. Финансовое право.

13. Международное частное 31. Бюджетное право,

право. 32. Налоговое право.

V 14. Трудовое право. 33. Банковское право.

15. Право социального обеспе- 34. Валютно-правовое

чения. регулирование.

16. Природоресурсное право 35. Правовое регулирование

17. Аграрное право. выпуска и обращения

18. Экологическое право. ценных бумаг.

36. Правовые основы аудиторской

Деятельности.

XIII 37. Управление в социальных

и экономических системах

(юридические аспекты).

38. Правовая информатика.

39. Применение математиче-

ских методов и вычисли-

тельной техники в юриди-

ческой деятельности.

Право изменяется, возникают новые специальности, напри­мер, образовательное право, международное образовательное пра­во, педагогическое право.

4. Право как система правоотношений. Правовые отношения - это общественные отношения между лицами, урегулированные нормами права. Это связь людей, которая состоит в том, что сто­роны, вступившие в отношения, наделяются правами, обязанно­стями, ответственностью за исполнение обязанностей. Право ре­гулирует не все общественные отношения, а только самые суще­ственные. После того как для урегулирования отношений принята норма права, они становятся правоотношениями.

Субъектами (участниками, сторонами) правоотношений яв­ляются физические и юридические лица. Физические лица - это граждане как участники правоотношений. Их положение в право­отношении характеризуется двумя свойствами, которые называ­ются правоспособностью и дееспособностью. Юридические лица - это организации: предприятия, учреждения, акционерные общества и т. д. Они имеют право выступать от своего имени во всех отно­шениях и нести самостоятельно ответственность по своим обяза­тельствам.

Поведение человека в правовых отношениях может быть двух видов:

Правомерное поведение, при котором человек не превыша­ет своих прав, исполняет обязанности, установленные в законе;

Правонарушение - неисполнение обязанности, установлен­ной в законе, или превышение прав, причинившее ущерб друго­му человеку.

Правоспособность человека - способность иметь гражданские права и выполнять обязанности. Она признается в равной мереза всеми гражданами.

Какие права имеют граждане? Например, они могут иметь иму­щество на правах собственности; наследовать и завещать имуще­ство; заниматься предпринимательской деятельностью, а также любой иной, не запрещенной законом деятельностью; создавать юридические лица или совместно с другими гражданами и юри­дическими лицами совершать любые не противоречащие закону сделки и участвовать в обязательствах; избирать место жительства; иметь авторские права на научные труды, произведения литера­туры и искусства, изобретений и иных охраняемых законом результатов интеллектуальной деятельности; иметь иные имуществен­ные и личные неимущественные права.

Дееспособность - это способность гражданина своими действи­ ями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их. Например, в имуще­ственных отношениях гражданская дееспособность возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия, т. е. по дости­жении 18 лет.

Возникновение, изменение или прекращение правоотноше­ний связано с определенной причиной, которой являются юри­дические факты. В зависимости от правовых последствий они де­лятся на:

Правообразующие, которые влекут возникновение правоот­ношений;

Правоизменяющие, например приказ о переводе на другую работу;

Правопрекращающие, которые прекращают правоотноше­ния, например приказ об увольнении.

5. Право как правосознание - одна из форм общественного сознания. Это и представления каждого человека о праве, о его реализации. Индивидуальное правосознание делится на научное и обыденное. Обыденное правосознание возникает на основе опыта человека, из средств массовой информации, под влиянием дру­гих людей. Каждый человек обязан обладать знанием права, так как право регулирует его поведение. Научное правосознание - бо­лее точное представление о праве в отличие от обыденного пра­восознания.

Ученые считают, что главным критерием, по которому можно оценивать разные этапы исторического развития, является свобо­да личности. Право является формой выражения свободы челове­ка. Люди свободны тогда, когда они признаются равными.

Право должно регулировать деятельность государства, чтобы оно не могло ограничивать права людей сверх меры, т. е. ограни­чивать их свободу. Этот принцип последовательно проводится в законодательстве - как международном, так и национальном. Например, в 1930 г. была принята Конвенция ООН относительно принудительного или обязательного труда. В 1955 г. ООН приняла дополнительную Конвенцию об упразднении рабства, работор­говли и институтов и обычаев, сходных с рабством. Считается, что свобода есть прирожденное, естественное право каждого че­ловека, что никто не должен содержаться в рабстве или подне­вольном состоянии. Государства, участвующие в Конвенции, от­мечали, что рабство и обычаи, сходные с рабством, ликвидиро­ваны еще не во всем мире, не во всех частях света.

6. Право как справедливость. Право нередко понимают как спра­ведливость. По определению Аристотеля, справедливость есть ра­венство для равных людей. Справедливым считается и пропорци­ональное равенство: если человек трудится больше, то он может и больше получать; не трудившийся, в свою очередь, ничего не получает, и это справедливо.

Справедливость нередко разделяют на природную и установ­ленную законом. Закон может быть двух видов: справедливый, несправедливый. На этом основано различие права и закона. Пра­во - это справедливый закон. Закон в этом отношении отличает­ся от права тем, что он отражает интересы не всего общества или его большинства, а лишь его меньшинства. Тем самым закон ока­зывается формой произвола какой-то группы населения и стано­вится несправедливым. Кроме того, несправедливый закон нару­шает равенство граждан. Важнейшим инструментом обеспечения равенства является договор.

7. Право как свобода. Свобода неотделима от равенства. Право­вое равенство - это равенство свободных людей. Равенство отли­чается от уравнительности. Равенство - установление одинакового положения людей, наделение их одинаковыми правами и обязаннос­тями, невзирая на естественные различия.

Право признает людей формально равными, поэтому они име­ют одинаковые права приобретать те или иные блага, получать доход, приобретать жилье и т. д. Но в силу того, что люди не равны по своим возможностям (физическим, интеллектуальным и т.д.), они по-разному используют свои права, достигают разных резуль­татов и, следовательно, живут по-разному.

Социальное государство предполагает обеспечение каждого че­ловека минимальным набором благ, позволяющим человеку вес­ти достойную жизнь независимо от его особенностей: способнос­тей, возраста, состояния здоровья и т. д.

Введение. 3

Глава I. Понятие права: признаки, назначение, функции. 4

1.1. Понятие права в объективном и субъективном смысле. 5

1.2. Право как регулятор общественных отношений. 6

1.3. Сущность права. 8

1.4. Признаки права. 9

1.5. Назначение права. 11

1.6. Функции права. 12

Заключение. 14

Список литературы. 15

Введение.

Уже в первобытном обществе существовали определенные правила поведения людей, которые обеспечивали выживание членов родовой общины в природной среде и их воспроизводство. Эти правила сложились в обычаи, которые фиксировались в памяти людей и в силу целесообразности, рациональности и полезности выполнялись добровольно, по привычке, из уважения к памяти предков.

Регулировались обычаями следующие виды отношений в общине: во-первых, брачно-семейные отношения, в частности, существовал запрет кровосмешения; во-вторых, половозрастное распределение обязанностей; в-третьих, правила организации совместной деятельности при охоте, добывании пищи, ее распределении; в-четвертых, процедуры разрешения споров между членами общины; в-пятых, правила ведения войн и столкновений с другими племенами.

Таким образом, право появляется не на пустом месте и не вдруг, а возникает объективно на определенном этапе развития человеческого общества. В своем развитии право проходит длительный путь, имеющий у разных народов свои особенности.

Право – сложное социальное явление, поэтому люди с древних времен пытались осмыслить его происхождение, выяснить причины возникновения права. На данном этапе развития общества право представляет собой сформированную науку. Ее изучение является необходимым, и изучение это начинается с азов, в этом и видится актуальность выбранной темы.

Целью данной работы является теоретическое изучение вопроса. Для реализации цели необходимо решение следующих задач:

· раскрыть существующую в обществе систему правовых отношений;

· определить сущность и содержание права.

1. Понятие права: признаки, назначение, функции.

Право не исчерпывается формальными характеристиками, хотя в специально юридическом смысле право определяется этими характеристиками; это юридические тексты, сформулированные властью и содержащие правовые нормы.

Право имеет глубокие корни в культуре, как мировой, так и национальной духовной истории народа.

Право имеет закономерные связи с такими институтами, как гуманизм, права человека, социальная справедливость, которые выступают объектами научных и социально-политических дискуссий. Поэтому представление о праве, его сущности, ценности, способах реализации могут быть как общими, так и конкретно-историческими; данные правовые отношения задаются направленностью и смыслом каждого этапа жизни общества.

Право является государственным регулятором. Оно регулирует отношения между людьми с соответственно воплощенной волей общества. Поэтому в отличие от других социальных регуляторов, право данного общества может быть только одно, оно едино и однотипно с государством. Право – единственный нормативный, регулирующее воздействие которого, на отношения между людьми, влечет для их участников определенные юридические последствия.

Право есть система общеобязательных, формально-определенных норм, которые выражают обусловленную экономическими, духовными и другими условиями жизни государственную волю общества, ее общечеловеческий и классовый характер; издаются и санкционируются государством в определенных формах и охраняются от нарушений, наряду с мерами воспитания и принуждения; являются регулятором общественных отношений.

Право – это обусловленная природой человека и общества и выражающая свободу личности система регулирования общественных отношений, которой присущи нормативность, формальная определенность в официальных источниках и обеспеченность возможностью государственного принуждения.

1.1. Понятие права в объективном и субъективном смысле.

В современной юридической науке термин «право» используется в нескольких значениях. Во-первых, правом называют правовые притязания людей, например, «право человека на жизнь», «право народов на самоопределение». Эти притязания обусловлены природой человека и общества и считаются естественными правами.

Во-вторых, под правом понимается система юридически норм. Это право в объективном смысле, ибо нормы права создаются и действуют независимо от воли отдельных лиц.

В-третьих, названным термином обозначают официально признанные возможности, которыми располагает физическое или юридическое лицо, организация. «Граждане имеют право на труд, отдых, охрану здоровья, имущество» и т.д., организации располагают правами на имущество, на деятельность в определенной сфере государственной и общественной жизни. Во всех этих случаях речь идет о субъективном смысле права, т.е. о праве, принадлежащем отдельному лицу – субъекту права.

В-четвертых, термин «право» используется для обозначения системы всех правовых явлений, включая естественное право, право в объективном и субъективном смысле. Здесь его синонимом выступает «система права». Например, англосаксонское право, романо-германское право, национально-правовые системы.

Термин «право» употребляется и в не юридическом смысле. Существуют моральные права, право членов общественных объединений, партий, союзов, права возникающие на основании обычаев. Поэтому особенно важно дать точное определение понятия права, установить признаки и свойства отличающих его от других социальных регуляторов. В юридической науке выработано множество определений права, которые различаются в зависимости оттого, что именно в правовых явлениях принимается за главное, самое существенное. В таких случаях речь идет об определении сущности права. Право имеет закономерные связи с экономикой, политикой, нравственностью и особенно глубоки связи с государством. Все эти связи, так или иначе выражаются в его признаках. Следует различать признаки и свойства. Признаки характеризуют право как понятие, свойства – как реальное явление. Признаки и свойства находятся в соответствии, т.е. свойства отражаются и выражаются в понятии права в качестве его признаков. Философы не без оснований утверждают, что «любое явление действительности обладает бесчисленным множеством свойств» . Поэтому в понятие включаются признаки, отражающие наиболее существенные его свойства. Принципиально иным является подход, когда признаются общесоциальные сущность и назначение права, когда оно рассматривается как выражение компромисса между классами, различными социальными слоями общества. В наиболее развитых правовых системах (англосаксонское, романо-германское право) приоритет отдан человеку, его свободе, интересам, потребностям.

1.2. Право как регулятор общественных отношений.

Право – особый, официальный, государственный регулятор общественных отношений. В этом его главное назначение. Регулируя те или иные отношения, оно тем самым предает им правовую форму, в результате чего эти отношения приобретают новое качество и особый вид – становятся правовыми. По сравнению с другими общественными регуляторами, право – наиболее эффективный, властно-принудительный и в месте с тем цивилизованный регулятор. Это неотъемлемый атрибут всякой государственности. Правовые отношения можно определить в самом общем смысле как общественные отношения, урегулированные правом.

Право не творец, а лишь регулятор и стабилизатор общественных отношений. «Право само по себе ничего не создает, а только санкционирует общественные отношения… Законодательство всего лишь протоколирует, выражает экономические потребности». Есть правоотношения, которые существуют только, как правовые и в другом качестве существовать не могут.

Например, конституционные, административные, процессуальные, уголовные и др. Именно подобные правоотношения по форме и содержанию, т.е. в «чистом виде», представляют собой действительно самостоятельный вид и тип общественных отношений. Лишь в этом смысле можно сказать, что право создает, «творит» общественные отношения, порождая новые связи.

Право регулирует далеко не все, и лишь наиболее принципиальные отношения, имеющие существенное значение для интересов государства, общества, нормальной жизнедеятельности людей, это прежде всего отношения собственности, власти, социально-экономического устройства, прав и обязанностей граждан, обеспечение порядка, трудовые, имущественные, семейно-брачные отношения и т.п. Остальные либо не регулируются правом вовсе (сферы морали, дружбы, товарищества, обычаев, традиций), либо регулируются от части (например, помимо материальных прав, в семье есть и сугубо личные).

Все общественные отношения можно подразделить на три группы: 1) регулируемые правом, выступающие в качестве правовых; 2) не регулируемые правом, не имеющие юридической формы; 3) частично регулируемые. В последнем случае надо иметь в виду, что не любое отношение может быть подвергнуто правовому регулированию, да и необходимость во многих случаях не возникает.

1.3. Сущность права.

Сущность – это главное, основное в рассматриваемом объекте, а потому ее уяснение представляет особую ценность в процессе познания.

Право имеет общесоциальную сущность, служит интересам всех без исключения людей, обеспечивает организованность, упорядоченность, стабильность и развитие социальных связей. Когда люди вступают в отношения между собой как субъекты права, это значит, что за ними стоит авторитет общества и государства, и они могут действовать свободно, не опасаясь неблагоприятных последствий в социальном плане.

Общесоциальная сущность права конкретизируется в его понимании как мера свободы. В пределах своих прав человек свободен в своих действиях, общество в лице государства стоит на страже этой свободы. Таким образом, право не просто свобода, а свобода, гарантированная от посягательств, защищенная свобода. Благодаря праву добро становится нормой жизни, зло – нарушением этой нормы.

1.4. Признаки права.

Признаки права, характеризуют его как специфическую систему общественных отношений.

1) нормативность. Право имеет нормативный характер, что роднит его с другими формами социального регулирования – нормативностью, обычаями. Право, которым располагает каждый человек или юридическое лицо, не произвольно отмерено и определено в соответствии с действующими нормами. В некоторых учениях о праве признак нормативности признается доминирующим и право определяется как система юридических норм. При таком подходе право физического или юридического лица оказываются всего лишь результатом действия норм и как бы навязываются им из вне. В действительности имеет место противоположная зависимость: в результате многократного повторения каких-либо вариантов поведения формируются соответствующие правила. Знание сложившихся правил облегчает человеку выбор верного решения относительно того, как ему следует поступать в той или иной жизненной ситуации. Ценность рассматриваемого свойства состоит в том, что «в нормативности выражается потребность утверждения в общественных отношениях нормативных начал, связанных с обеспечением упорядоченности общественной жизни, защищенного статуса автономной личности, ее прав и свободы поведения» . Нормы права следует рассматривать как «рабочий инструмент», с помощью которого обеспечивается свобода человека и преодолевается социальный антипод права – произвол и беззаконие.

2) формальная определенность. Предполагает закрепление правовых норм в каких-либо источниках. Нормы права официально закрепляются в законах, иных нормативных актах, которые подлежат единообразному толкованию. В праве формальная определенность достигается официальной публикацией судебных решений, признаваемых в качестве образцов, обязательных при рассмотрении аналогичных юридических дел. В обычном праве она обеспечивается формулой закона, который санкционирует применение обычая, либо текстом судебного решения принятого на основании обычая.

На основе норм права и индивидуальных юридических решений четко и однозначно определяются субъективные права, обязанности, ответственность граждан и организаций.

3) иерархичность норм права, их соподчиненность: нормы права имеют разную юридическую силу, например, конституционные нормы обладают высшей юридической силой, им не могут противоречить нормы другого уровня.

4) интеллектуально-волевой характер права. Право проявление воли и сознания людей. Интеллектуальная сторона права состоит в том, что оно есть форма отражения социальных закономерностей и общественных отношений – предмета правового регулирования. В праве отражаются и выражаются потребности, цели и интересы общества, отдельных лиц и организаций. Формирование и функционирования права как выражение свободы, справедливости и разума возможны только в обществе, в котором все индивиды имеют экономическую, политическую и духовную свободу.

Волевое начало права нужно рассматривать в нескольких аспектах. Во-первых, в основе содержания права лежат социально-правовые притязания отдельных лиц, их организаций и социальных групп, и в этих притязаниях выражается их воля. Во-вторых, государственное признание данных притязаний осуществляется через волю компетентных государственных органов. В-третьих, регулирующее действие права, возможно, лишь при «участии» сознания и воли лиц, которые реализуют юридические нормы.

5) обеспеченность возможностью государственного принуждения. Государственное принуждение – фактор, позволивший четко разграничить право и обязанность, т.е. сферу личной свободы и ее границы. Государственное принуждение – специфический признак права, отличающий его от иных форм социального регулирования: нравственности, обычаев, корпоративных норм. Государство, имеющее монополию на осуществление принуждения представляет собой необходимый внешний фактор существования и функционирования права. Исторически право возникло и развивалось во взаимодействии с государством, первоначально выполняя охранительную функцию. Именно государство придает праву в высшей степени ценные свойства: стабильность, строгую определенность и обеспеченность «будущего», которые по своим характеристикам как бы становятся частью существующего.

Суммируя указанные выше признаки, право можно определить как систему общеобязательных, формально определенных нормативных установок, регулирующих общественные отношения и исходящих от государства, обеспеченных к выполнению принуждением со стороны государства.

1.5. Назначение права.

Назначение права формулируются в юридической науке в двух аспектах. Согласно первому аспекту назначение права – выражать интересы господствующего класса (слоя, групп), воплощать волю экономически господствующего класса, служить средством подавления, насилия по отношению к другим классам.

В соответствии со вторым аспектом назначение права состоит в том, чтобы служить средством компромисса, снятия противоречий в обществе, быть инструментом управления делами общества. Отсюда право трактуется как средство согласия, уступок. Это не означает, что право не связано с принуждением, но на первый план в правовом разрешении проблем выдвигаются не принуждение, а достижение согласия и компромисса.

В реальной жизни право выполняет задачи двойственного характера: с одной стороны, оно выступает инструментом политического господства, а с другой стороны – инструментом общесоциального регулирования, средством установления порядка в обществе. Следовательно, можно сделать вывод о том, что главным назначение права является обеспечение порядка в обществе с учетом интересов разных слоев и групп путем достижения согласия и компромисса.

1.6. Функции права.

Под функциями права понимают вытекающие из его содержания и назначения основные направления правового воздействия на общественные отношения.

Выделяют две главные функции права – регулятивную и охранительную.

· регулятивная - упорядочение общественных отношений путём закрепления соответствующих общественных связей и порядков (статическая регулятивная функция; например, фиксирование правомочий собственника по владению, пользованию и распоряжению вещами) и обеспечения активного поведения тех или иных субъектов (динамическая регулятивная функция; например, возложение обязанности уплачивать налоги);

· охранительная - установление мер юридической защиты и юридической ответственности, порядка их возложения и исполнения.

Помимо названных право выполняет некоторые дополнительные функции. К ним можно отнести воспитательную, идеологическую, информационную и др.

· воспитательная функция заключается в воздействии права на волю, сознание людей, воспитывая у них уважение к праву;

· информационная функция позволяет информировать людей о требованиях, которые предъявляются государством к поведению личности, сообщать о тех объектах, которые охраняются государством, о том, какие поступки и действия признаются общественно полезными или, напротив, противоречат интересам общества.

Заключение.

Подводя итоги вышеизложенного, можно сказать, что в определении права заключены в «свернутом» виде многие характерные черты данного института. Право – совокупность правил поведения, установленных государственной властью как властью господствующего в обществе класса, а также обычаев и правил общежития, санкционированных государственной властью и осуществляемых в принудительном порядке при помощи государственного аппарата в целях охраны, закрепления и развития общественных отношений и порядков, выгодных и угодных господствующему классу.

Итак, основное назначение права заключается в том, чтобы быть мощным социально-нормативным регулятором, определителем возможного и обязательного поведения индивидов и их коллективных образований. Причем обязательность права, в отличие от других социальных регуляторов, обеспечивается возможностью государственного принуждения, правовые положения становятся для тех, к кому относятся, общеобязательным правилом (нормой) поведения.

Эти основные характеристики права и составляют сущность права, его устойчивое ядро, какими бы ни были эти правила у тех или иных народов, в те или иные времена.

Итогом определения многообразного содержания права на теоретическом уровне являются его понимание как объективного и субъективного в праве. Объективного тогда, когда это содержание детерминировано социально-экономическими, политическими и иными потребностями. И субъективного тогда, когда это содержание не является обоснованным, а, наоборот, произвольно, опровергается всей социальной практикой.

Список литературы.

1. Венгеров А. Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. – М.: Юриспруденция, 2000.

2. Морозова Л. А. Основы государства и права: Пособие для поступающих в юридические вузы. – М.: Юристъ, 2000.

3. Теория государства и права. Курс лекций /Под ред. М. Н. Марченко. - М., 1996.

Конституция РФ. М., Проспект. 1996.

Теория государства и права. Учебник для юридических Вузов и факультетов. М., НОРМА-ИНФРА М, 1996.

Алексеев С.С. Теория права. М., 1995.

Определенная законом мера возможного поведения участника данного (конкретного) правоотношения - носителя этого права. Синоним - субъективное право.


Смотреть значение Юридическое Право в других словарях

Право — нареч. уверенье в истине чего-либо, сокращенно пра, истинно, воистину, ей-ей, справедливо, уверяю. , меня там не было! -слово не бывал я там. ж ну не был! кур. | сущ. ср. данная........
Толковый словарь Даля

Право...1 — 1. Начальная часть сложных слов, вносящая значение сл.: право (1*) (правомочный, правоотношение, правопреемство, правоспособный и т.п.).
Толковый словарь Ефремовой

Право...2 — 1. Начальная часть сложных слов, вносящая значение сл.: правильный (правописание, правопроизношение и т.п.).
Толковый словарь Ефремовой

Право...3 — 1. Начальная часть сложных слов, вносящая значение сл.: правый (2*) (правосторонний, правофланговый и т.п.).
Толковый словарь Ефремовой

Активное Избирательное Право — - право избирать выборные государственные органы и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдумах. В абсолютном большинстве стран мира принадлежит........
Политический словарь

естественное Право — - концепция принадлежности человеку от его природы и природы общества совокупности всеобщих, универсальных, неотъемлемых и неизменных прав и свобод, не зависящих........
Политический словарь

Избирательное Право — 1) Совокупность норм, определяющих принципы и условия участия граждан в выборах представительных органов власти. 1) Право граждан избирать эти органы власти (активное........
Политический словарь

Международное Право — - правовая система договорных и обычных норм и принципов, выражающих согласованную волю государств. Источниками международного права являются международные договоры........
Политический словарь

Пассивное Избирательное Право — - право избираться в выборные государственные органы и органы местного самоуправления (т.е. право быть зарегистрированным в качестве кандидата, проводить наравне с........
Политический словарь

Право — - совокупность общеобязательных правил, регулирующих общественное поведение, либо установленных, либо санкционированных государством. Термин «право» используется........
Политический словарь

Право Выбора — - декларируемое в демократических государствах естественное право каждого человека осуществлять свободный выбор представителей в органы государственной власти.........
Политический словарь

Право И Политика — - понятия, раскрывающие содержание двух взаимосвязанных сфер общественной жизни. Право - система социальных норм, регулирующих общественные отношения, поведение людей........
Политический словарь

Право Избирательное — - совокупность юридических норм, регулирующих участие граждан в выборах, организацию и проведение последних, взаимоотношения между избирателями и выборными органами........
Политический словарь

Право На Доступ К Информации — – право каждого свободно искать информацию и получать ее от органов государственной власти, иных государственных органов и организаций, органов местного самоуправления,........
Политический словарь

Абсолютное Право — См.
Право абсолютное
Экономический словарь

Авторское Право — особые законодательно определенные права авторов произведений науки, литературы, искусства на распоряжение и использование созданных ими творений. Согласно авторскому........
Экономический словарь

Авторское Право (право На Воспроизведение) — В юридической практике и в страховании профессиональной ответственности: исключительное
право по
закону, которое предоставляется уполномоченным государственным........
Экономический словарь

Авторское Право - Copyright — Доступная авторами и создателям правовая
форма защиты их произведений от незаконного использования или притязаний на
владение (имущественных исков) со стороны........
Экономический словарь

Административное Право — См. Право административное
Экономический словарь

Аккредитация На Право Поверки Средств Измерений — регистрация уполномоченной государственной организацией права компании на выполнение поверочных работ.
Экономический словарь

Активное Избирательное Право — - в конституционном праве -
право избирать в выборные государственные
органы и
органы местного самоуправления, а т.ж. участвовать в референдумах. В настоящее........
Экономический словарь

Акции Привилегированные, Дающие Право На Участие В Прибылях — PARTICIPATING PREFERRED STOCKSСм. АКЦИЯ ПРИВИЛЕГИРОВАННАЯ
Экономический словарь

Акции, Дающие Право На Доход В Виде Дивиденда Или Процента — акции, дающие право акционеру на получение дивиденда и процента от прибыли АО, полученной от всех инвестиций компании.
Экономический словарь

Англо-американское Право — - см.
АНГЛОСАКСОНСКОЕ ПРАВО.
Экономический словарь

Англосаксонское Право — -
система английского частного
права, действующая в Англии, а т.ж. (в более или менее чистом виде) в бывших английских
колониях: США, Австралии, Ирландии, Канаде........
Экономический словарь

Арбитражное Процессуальное Право — - в ряде государств (в т.ч. и в РФ) - самостоятельная
отрасль
права,
совокупность юридических норм, регулирующих отношения, возникающие в
процессе рассмотрения........
Экономический словарь

Арендованное Безусловное Право Собственности — Интерес собственности, который
лендлорд или
арендодатель сохраняет в имуществе при условии его аренды, при которой
права пользования и занятия передаются........
Экономический словарь

Банковское Право — - межотраслевой
комплекс правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в связи с деятельностью коммерческих
банков и Центрального
банка.........
Экономический словарь

Право — (3) (книжн.). Первая часть составных имен сущ. и прил., обозначающая: правильный, правый (см. правый 2), напр., правоверный, правосудный, правописание и т. п.
Толковый словарь Ушакова

Безотзывное Право Распоряжения Акциями — IRREVOCABLE STOCK POWERСм. РАСПОРЯЖЕНИЕ О ПЕРЕДАЧЕ АКЦИЙ
Экономический словарь

Значение ЮРИДИЧЕСКОЕ ПРАВО в Большом юридическом словаре

ЮРИДИЧЕСКОЕ ПРАВО

Определенная законом мера возможного поведения участника данного (конкретного) правоотношения - носителя этого права. Синоним - субъективное право.

Большой юридический словарь. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ЮРИДИЧЕСКОЕ ПРАВО в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • ЮРИДИЧЕСКОЕ ПРАВО
    - определенная законом мера возможного поведения участника данного (конкретного) правоотношения - носителя этого права. синоним - субъективное …
  • ПРАВО в Однотомном большом юридическом словаре:
    1) в объективном смысле система общеобязательных социальных норм (правил поведения), установленных государством и обеспечиваемых силой его принуждения (позитивное право) либо …
  • ПРАВО в Большом юридическом словаре:
    - 1> в объективном смысле система общеобязательных социальных норм (правил поведения), установленных государством и обеспечиваемых силой его принуждения (позитивное право) …
  • ЮРИДИЧЕСКОЕ
    ПРАВО - субъективное право, определенная законом мера возможного поведения участника конкретного правоотношения - носителя этого …
  • ЮРИДИЧЕСКОЕ в Словаре экономических терминов:
    ЛИЦО - один из субъектов гражданского права, по гражданскому законодательству РФ - организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или …
  • ПРАВО в Словаре экономических терминов:
    ТРАНЗИТА - право следования лиц, транспортных средств и грузов одного государства через территорию (сухопутную, водную, воздушную) другого государства. П.т. предоставляется, …
  • ПРАВО в Словаре экономических терминов:
    СОБСТВЕННОСТИ- 1) в объективном смысле - совокупность правовых норм, регулирующих отношения по поводу ограниченных благ; 2) в субъективном смысле - …
  • ПРАВО в Словаре экономических терминов:
    ПОСТОЯННОГО (БЕССРОЧНОГО) ПОЛЬЗОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫМ УЧАСТКОМ - в гражданском законодательстве РФ (ст. ст. 268-269 ПС РФ) - ограниченное вещное право в …
  • ПРАВО в Словаре экономических терминов:
    ПЕТИЦИИ - одно из конституционных политических прав граждан, представляющее собой право обращения к властям с письменным требованием, предложением, жалобой, на …
  • ПРАВО в Словаре экономических терминов:
    ОБЩЕЙ СОБСТВЕННОСТИ - совокупность правовых норм, регламентирующих отношения между двумя или более лицами по поводу имущества, которым она владеют пользуются …
  • ПРАВО в Словаре экономических терминов:
    НА УЧАСТИЕ В УПРАВЛЕНИИ ДЕЛАМИ ГОСУДАРСТВА - в ряде конституций (например, Испании, РФ, Монголии, Словакии, Узбекистана) - обобщенное название комплекса …
  • ПРАВО в Словаре экономических терминов:
    НА СОПРОТИВЛЕНИЕ УГНЕТЕНИЮ - особое конституционное политическое право граждан, в настоящее время встречающееся в конституционных актах крайне редко. Такое право …
  • ПРАВО в Словаре экономических терминов:
    НА САМООПРЕДЕЛЕНИЕ НАРОДОВ (НАЦИИ) - в науке конституционного права - право народов (наций) самостоятельно определять форму своего государственного существования, будь …
  • ПРАВО в Словаре экономических терминов:
    НА ПРАВОСУДИЕ - комплекс конституционно закрепляемых процессуальных прав, призванных гарантировать защиту основных материальных прав и свобод человека. Включает обычно право …
  • ПРАВО в Словаре экономических терминов:
    НА ОПРОВЕРЖЕНИЕ - право гражданина или организации потребовать от редакции опровержения не соответствующих действительности и порочащих их честь и достоинство …
  • ПРАВО в Словаре экономических терминов:
    НА ОБРАЗОВАНИЕ - одно из наиболее существенных конституционных социальных прав человека, создающее предпосылку для развития как его личности, так и …
  • ПРАВО в Словаре экономических терминов:
    ЗАЛОГОВОЕ - см. ЗАЛОГОВОЕ ПРАВО. ПРАВО ЗЕМЕЛЬНОЕ - см. ЗЕМЕЛЬНОЕ ПРАВО. ПРАВО ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ - см ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО …
  • ПРАВО в Словаре экономических терминов:
    ГОЛОСА - право акционеров участвовал" в обсуждении дел компании с учетом своей доли в ее капитале. Большинство обычных акций дают …
  • ПРАВО в Словаре экономических терминов:
    ВНУТРИКОНТИНЕНТАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВ НА ДОСТУП К МОРЮ - в современном международном праве - принцип, в соответствии с которым не имеющие выхода …
  • ПРАВО в Словаре экономических терминов:
    В ПЕРИОД ВООРУЖЕННЫХ КОНФЛИКТОВ (МЕЖДУНАРОДНОЕ ГУМАНИТАРНОЕ ПРАВО) - совокупность международных конвенционных и обычных норм, составляющих т.н. правила ведения войны, или …
  • ПРАВО в Словаре экономических терминов:
    - 1) система общеобязательных социальных норм, охраняемых силой государственного принуждения, обеспечивающего юридическую регламентацию общественных отношений в масштабе всего общества. П. …
  • ПРАВО в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    совокупность установленных или санкционированных государством общеобязательных правил поведения (норм), соблюдение которых обеспечивается мерами государственного воздействия. С помощью П. класс или …
  • ПРАВО в Современном энциклопедическом словаре:
  • ПРАВО в Энциклопедическом словарике:
    в узком значении - система общеобязательных социальных норм, установленных или санкционированных государством в более широком понимании охватывает также правовые отношения …
  • ПРАВО в Энциклопедическом словаре:
    , -а, мн. права, прав, правам, ср. 1. ед. Совокупность устанавливаемых и охраняемых государственной властью норм и правил, регулирующих отношения …
  • ЮРИДИЧЕСКОЕ
    ЮРИД́ИЧЕСКОЕ ЛИЦО, см. Лицо юридическое …
  • ПРАВО в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ПР́АВО ХОЗЯЙСТВЕННОГО ВЕДЕНИЯ, см. Хозяйственного ведения право …
  • ПРАВО в Популярном толково-энциклопедическом словаре русского языка:
    -а, мн. прав"а, прав, с. 1) только ед. Совокупность устанавливаемых и охраняемых государством норм и правил поведения, регулирующих отношения людей …
  • ПРАВО в Словаре синонимов Абрамова:
    привилегия, льгота, преимущество, прерогатива, монополия. Имею полное право на что-нибудь (сделать что-нибудь). Лишен прав и преимуществ. Он имел - если …
  • ПРАВО в Словаре русского языка Ожегова:
    1 охраняемая государством, узаконенная возможность что-нибудь делать, осуществлять Права и обязанности граждан. Восстановить в правах кого-н. П. голоса. Права человека …
  • ПРАВО в Словаре Даля:
    нареч. уверенье в истине чего-либо, сокращенно пра, истинно, воистину, ей-ей, справедливо, уверяю. Право, меня там не было! Право-слово не бывал …
  • ПРАВО в Современном толковом словаре, БСЭ:
    в узком значении - система общеобязательных социальных норм, установленных или санкционированных государством; в более широком смысле охватывает также правовые отношения …
  • ПРАВО
  • ПРАВО в Толковом словаре русского языка Ушакова:
    права, мн. права, ср. 1. только ед. Совокупность правил человеческого поведения, установленных государственной властью, а также санкционированных государством обычаев и …
  • ПРАВО в Толковом словаре русского языка Ушакова:
    вводное слово (разг.). Действительно, в самом деле. Не буду, маменька, Право, вперед не буду. Гоголь. гора хоть не гора, а, …
  • ЛИЦО ЮРИДИЧЕСКОЕ в Словаре финансовых терминов:
    субъект гражданского права, организация, которая располагает обособленным имуществом, может от своего имени приобретать имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, …
  • УЧРЕДИТЕЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ в Однотомном большом юридическом словаре:
    юридического лица - документы, определяющие индивидуальные особенности статуса конкретного юридического лица в рамках действующего законодательства. в соответствии со ст. 52 …
  • УСТАНОВЛЕНИЕ ФАКТОВ в Однотомном большом юридическом словаре:
    , имеющих юридическое значение, - в гражданском процессе одна из категорий дел особого производства. согласно ст. 247 гпк РСФСР суд …
  • РЕОРГАНИЗАЦИЯ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА в Однотомном большом юридическом словаре:
    - прекращение или иное изменение правового положения юридического лица, влекущее отношения правопреемства. статья 57 ГК РФ различает пять видов р.ю.л.: …
  • ЛИКВИДАЦИЯ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА в Однотомном большом юридическом словаре:
    - прекращение юридического лица без перехода прав и обязанностей (в порядке правопреемства) к другим лицам. юридическое лицо может быть ликвидировано: …
  • РЕОРГАНИЗАЦИЯ в Словаре экономических терминов:
    ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА - прекращение или иное изменение правового положения юридического лица, влекущее отношения правопреемства юридических лиц. В соответствии со ст. …
  • ЛИКВИДАЦИЯ в Словаре экономических терминов:
    ИЛИ РЕОРГАНИЗАЦИЯ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА - в ходе деятельности юридических лиц их правовой статус может меняться в связи либо с проведением …
  • ДЕСНИЦКИЙ СЕМЕН ЕФИМОВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Десницкий (Семен Ефимович) - профессор Московского университета. Первоначальное образование получил в Троицкой лавре; потом был студентом Московского университета, откуда отправлен …
  • ЮРИДИЧЕСКАЯ АЛЕКСАНДРОВСКАЯ ВОЕННАЯ АКАДЕМИЯ
    является единственным, едва ли не во всем мире, высшим учебным заведением, специально назначенным для подготовки военных юристов. В XVIII и …
  • ЧИЧЕРИН, БОРИС НИКОЛАЕВИЧ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    I известный юрист и философ. Род. в Тамбове в 1828 г.; до 1868 г. был профессором государственного права в московском …
  • ТРЕТЕЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ СУД в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    Большинство писателей международного права (Кальво, Паскаль, Фиоре, гр. Камаровский, Бульмеринк и др.) определяют международный Т. суд, как юридическое средство для …
  • ПРИБАЛТИЙСКОЕ ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (остзейское)представляет собой цельную и самостоятельную систему норм, состоящую в ближайшем родстве с группой германских партикулярных прав. Оно и само проникнуто …
  • ОТКАЗ В ЮРИСПРУДЕНЦИИ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    юридический термин, имеющий два различные значения. I. Распоряжение завещателя о передаче определенному лицу той или другой части, тех или других …


 

Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!