Репрессивные санкции. Что такое. Правовые санкции имеют такие основные значения

Санкция - часть правовой нормы, указывающей на последствие наступающее в результате нарушения диспозиции.

Выделяют также положительные санкции, т.е. последствие за целесообразное либо желаемое поведение.

Виды санкций:

1. По характеру неблагоприятных последствий:

Штрафные или карательные,

Меры предупредительного воздействия (арест имущества, задержание в качестве подозреваемого, принудительное лечение),

Правовосстановительные санкции (восстановление на прежней работе, взыскание алиментов, выплата средств в качестве компенсации нанесенного ущерба).

2. По объему и размеру неблагоприятных последствий:

Абсолютно-определенные (точно указан размер последствий, например, увольнение или размер штрафа),

Относительно-определенные (указаны верхняя и нижняя граница, например наказывается сроком от 2 до 5 лет),

Альтернативные (названы или перечислены несколько видов из которых выбирается один, например, наказывается лишением свободы на срок от 8 до 20, либо пожизненным лишением свободы),

Кумулятивные (допускают или обязывают вместе с основной мерой наказания еще и дополнительную)

Интересной разновидностью санкций являются поощрительные санкции, существование которых признается не всеми авторами.

19. Структура уголовного закона . Взаимосвязь Общей и Особенной частей уголовного кодекса.

Уголовный закон – принятый высшим органом законодательной власти РФ кодифицированный акт, содержащий совокупность уголовно-правовых норм, в которых устанавливаются принципы и общие положения уголовной ответственности, определяется, какие общественно опасные деяния являются преступлениями и какие наказания подлежат применению к лицам, их совершившим, а также условия освобождения от уголовной ответственности и наказания.

УК РФ основывается на: 1)Конституции РФ;

2) общепризнанных принципах международного права – основополагающие императивные нормы международного права, принимаемые и признаваемые международным сообществом государств в целом, отклонение от которых недопустимо;

3) общепризнанных нормах международного права – правило поведения, принимаемое и признаваемое международным сообществом государств в целом в качестве юридически обязательного.

УК РФ состоит из Общей и Особенной частей. Общая часть состоит из шести разделов, которые делятся на главы:

1) Раздел I. Уголовный закон: задачи и принципы Уголовного кодекса Российской Федерации; действие уголовного закона во времени и в пространстве;

2) Раздел II. Преступление: понятие преступления и виды преступлений; лица, подлежащие уголовной ответственности; вина; неоконченное преступление; соучастие в преступлении; обстоятельства, исключающие преступность деяния;



3) Раздел III. Наказание: понятие и цели наказания. Виды наказаний; назначение наказания;

4) Раздел IV. Освобождение от уголовной ответственности и от наказания: освобождение от уголовной ответственности; освобождение от наказания; амнистия, помилование, судимость;

5) Раздел V. Уголовная ответственность несовершеннолетних:

6) Раздел VI. Иные меры уголовно-правового характера: принудительные меры медицинскогохарактера; конфискация имущества.

Особенная часть включает:

1) Раздел VII. Преступления против личности: преступления против жизни и здоровья; преступления против свободы, чести и достоинства личности; преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности; преступления против конституционных прав и свобод человека и гражданина; преступления против семьи и несовершеннолетних;

2) Раздел VIII. Преступления в сфере экономики: преступления против собственности; преступления в сфере экономической деятельности; преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях;

3) Раздел IX. Преступления против общественной безопасности и общественного порядка: преступления против общественной безопасности; преступления против здоровья населения и общественной нравственности; экологические преступления; преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта; преступления в сфере компьютерной информации;

4) Раздел X. Преступления против государственной власти: преступления против основ конституционного строя и безопасности государства; преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления; преступления против правосудия; преступления против порядка управления;

5) Раздел XI. Преступления против военной службы;

6) Раздел XII. Преступления против мира и безопасности человечества.

Нормы Общей и Особенной частей уголовного права тесно связаны между собой. Без глубокого понимания и неуклонного соблюдения норм Общей части уголовного права невозможно правильное толкование и применение норм Особенной части. Изучение уголовного права начинается с Общей части, поскольку нормы этой части УК имеют общее значение, относятся ко всем случаям (или к большинству) совершения преступлений.

Процесс правоприменения осуществляется в определенной последовательности. Как отмечается в юридической литературе, применение права - сложная, многоступенчатая деятельность, в которой могут быть выделены главные звенья - стадии, характеризующие саму логику и последовательность действий при рассмотрении и решении юридического дела. Ученые неодинаково подходят к определению стадий процесса применения норм права.

В одних случаях выделяют три стадии этого процесса, в других - девять, говоря о наличии подстадий и др.

Это связано с тем, что одни авторы объединяют ряд последовательных действий по осуществлению правоприменения в одну стадию (подразумевая под ней достижение определенного промежуточного результата), в то время как другие выделяют эти действия в качестве самостоятельных стадий (исходя из того, что стадия - это и есть одно из логически последовательных действий правоприменения).

С учетом выше сказанного можно выделить, на мой взгляд, следующие основные стадии процесса реализации юридических норм:

  • 1. Установление, анализ и оценка фактических обстоятельств дела;
  • 2. Выбор (отыскание) правовой нормы, подлежащей применению;
  • 3. Проверка подлинности текста правовой нормы;
  • 4. Толкование правовой нормы, разрешение возможных коллизий между нормами;
  • 5. Принятие решения по делу и издание акта применения правовой нормы, доведение его содержания до сведения исполнителей;
  • 6. Реализация принятого акта.

Примеры видов санкций правовых норм.

Санкция - это понятие как элемент нормы права, предусматривающий последствия для субъекта, реализующего диспозицию.

По степени определенности санкции могут быть абсолютно определенными (штраф) и относительно определенными, указывающими высший и низший пределы наказания (от двух до пяти лет лишения свободы), или только высший (до 10 дет лишения свободы), или только низший пределы (не менее пяти лет лишения свободы).

Санкции правовых норм по характеру последствий подразделяются на позитивные и негативные.

Позитивные санкции предусматривают прежде всего правовые поощрения за заслуженное правомерное поведение. В гипотезе и диспозиции данных норм предлагается модель заслуженного поведения и призыв к его осуществлению.

В санкции же поощрительной нормы фиксируются благоприятные последствия, меры вознаграждения. Меры поощрения могут «расти» прямо пропорционально «росту» заслуг, точно так же, как меры наказания в уголовно-правовой норме ужесточаются пропорционально тяжести преступного деяния.

Негативными санкциями считаются правовые наказания за противоправное поведение, в результате которого субъект в чем-то обязательно ограничивается, чего-то лишается.

На примере таблицы мы видим прямую связь:

В зависимости от характера мер государственного воздействия санкции подразделяются на следующие виды. Карательные санкции предусматривают меры ответственности (лишение свободы, штраф, выговор, взыскание материального ущерба).

Карательные санкции состоят также в возложении на виновное лицо особых обязательств, например в виде уплаты пени, штрафа, а также в официально-властном осуждении и порицании (условное осуждение, выговор, предупреждение) противоправного поведения.

Правовосстановительные санкции предполагают меры защиты (восстановление на прежней работе рабочих и служащих, ранее незаконно уволенных, взыскание алиментов и др.).

Назначение указанных мер - устранение причиненного человеку вреда и восстановление его нарушенных прав. Данные меры в отличие от мер ответственности предусматривают выполнение правонарушителем лежащих на нем и не исполненных ранее обязательств.

По степени определенности (т. е., по объемам и размерам неблагоприятных для нарушителей последствий) санкции делятся на абсолютно определенные, относительно определенные, альтернативные, кумулятивные.

Абсолютно определенные санкции. В них указывается одна, и точная, мера наказания. Это может быть мера уголовно-правового воздействия (например, тюремное заключение, ссылка, высылка), гражданско-правовая мера (неустойка, возмещение убытков), административно-правовая мера (например, штраф). Относительно определенные санкции. В них указываются низший и высший пределы одной меры принуждения либо только высший предел.

Например, согласно ст. 166 УК РФ неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения, совершенное организованной группой, наказывается лишением свободы на срок от 5 до 10 лет.

Альтернативные санкции характеризуются тем, что предоставляют государственным органам и должностным лицам в процессе их правоприменительной деятельности возможность выбирать одну из названных в законе мер государственного принуждения.

Кумулятивные (смешанные, сложные) санкции.

Они предполагают применение к правонарушителям наряду с основными мерами наказания дополнительных мер. Наказывается ограничением свободы на срок до трех лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

В отечественном законодательстве четко не определен термин "санкции", поэтому разъяснить его однозначно достаточно сложно. В связи с этим следует обратиться к научным объяснениям. Далее рассмотрим понятие и виды санкций.

Мнения некоторых авторов

Термин "санкции" Поляк формулирует как "меры принуждения, выражающиеся в денежной форме и применяемые в отношении организаций вследствие нарушения ими действующих законов при осуществлении финансово-хозяйственной деятельности". Однако некоторые эксперты считают данное определение недостаточно полным. По их мнению, такая формулировка не затрагивает виды санкций, предусмотренные для участников бюджетных отношений. Кроме того, не учтены меры воздействия, которые применяются при несоблюдении условий соглашений.

С этой позиции более объемным можно считать определение, которое дано Грязновой. В частности она пишет, что санкции представляют собой меры принуждения, которые выражаются в денежной форме и применяются к субъектам процесса контроля вследствие ненадлежащего исполнения ими своих обязанностей или прав либо уклонения от этого. Так, в Бюджетном кодексе используется определение "меры ответственности за нарушения финансового законодательства". Это означает, что могут применяться такие инструменты принуждения, как штрафные санкции, пени и так далее.

Юридический аспект

В качестве мер принуждения в отношении к лиц, нарушающих правила, правовые санкции используются в Международной конвенции, регламентирующей борьбу с финансированием терроризма. ФЗ "О банкротстве" определяет способы воздействия, которые могут применяться одной организацией по отношению к другой согласно условиям соглашения, либо уполномоченным органом относительно юрлица. Эти меры включаются в статью "обязательные платежи", не входящие "в состав предприятия", которое признано несостоятельным. Ст. 64 ГК использует определение финансовых взысканий в качестве мер, применяемых при нарушении договорных условий между банком, физлицами, привлекающими средства, и непосредственно вкладчиком со стороны банковской организации. Для прочих случаев в законе приведен конкретный список санкций (неустойка, пеня и так далее). НК также использует термин "финансовые взыскания". В перечне налоговые санкции представлены в виде:

  • процентов;
  • пени;
  • птрафов.

Вместе с этим определены размеры тех или других взысканий. В положениях Таможенного и Бюджетного кодексов приведены только виды санкций. В соответствии с нормами, эти взыскания применяются при каком-либо нарушении финансового законодательства. Что же касается размеров, которые имеют те или иные виды санкций, а также порядка их наложения, то это определяется АПК.

Разъяснения

Учитывая вышесказанное, можно использовать два определения:

  • Взыскания за нарушения финансового законодательства. К ним обычно относят такие виды санкций, как блокировка счета, неустойка, процент и так далее.
  • Мера ответственности, выраженная в деньгах, за нарушения законодательных норм либо условий соглашения.

В последнем случае штрафные санкции характеризуют степень добровольности, намеренности, сознательности, с которыми человек принял решение и далее действовал согласно ему. Смысл в данном случае заключается в том, что та либо иная мера ответственности, которую несет субъект в конкретном случае, зависит от частных условий. Речь идет о реальных возможностях и обстоятельствах, способствующих формированию сознательного отношения к вероятным последствиям своего поведения, а также самоопределению в отношении своих действий. Санкции, таким образом, выступают в качестве "измерителей" ответственности, наступающей вследствие проступков.

Классификация

В отечественном законодательстве санкции делятся на категории в соответствии с отраслями права, основаниями применения, формами. В последнем случае взыскания могут быть представлены в виде:


Блокировки

По п. 1, ст. 76 НК, уполномоченные органы могут приостановить операции на счетах в случаях:

  • Наличия задолженности по отчислению штрафов, сборов, пеней.
  • Задержки сдачи декларации больше чем на 10 календарных дней.

Приостановление операций на счетах и блокировка расходов в кредитных компаниях – это меры, которые применяются к лицам, нарушающим финансовое законодательство.

Классификация по юридическим отраслям

Выбор тех или иных взысканий осуществляется в соответствии с нормативными актами, в сфере регулирования которого было совершено нарушение. По отраслям меры принуждения разделяют на валютные, бюджетные, таможенные, налоговые санкции. Соответственно, при их выборе руководствоваться следует Таможенным, Бюджетным или иным кодексом.

Основания применения

По данному признаку санкции можно разделить на взыскания, которые исходят из договора, национального нормативного акта, Мирового права. Если по международному договору РФ устанавливается иной порядок, отличный от того, который предусмотрен в законодательстве, то используются правила первого документа. В свою очередь, национальные нормативные акты считаются первичными относительно соглашений хозяйствующих субъектов.

Ответные санкции

Это определение стало активно применяться в отечественной политической сфере с прошлого года. Причиной тому послужили экономические санкции, введенные рядом стран ЕС и США против российского государства. Правительство отреагировало на данные меры запретом поставок импортных продовольственных товаров из-за рубежа. Эти ограничения коснулись исключительно тех стран, которые ввели экономические санкции. Однако принятые правительством меры вызвали неоднозначное мнение у экспертов. Так, некоторые полагают, что ответные санкции нанесут ущерб в первую очередь населению страны. Однако представители власти говорят о том, что в России достаточно ресурсов для того, чтобы обеспечить стабильность потребителю в созданных условиях. Кроме этого, согласно проведенным анализам экономического состояния России, эксперты отмечают увеличение инвестирования в страну со стороны ряда иностранных государств.

Значение мер воздействия

Его можно определить, рассматривая основные задачи этих инструментов. В частности, штрафная функция финансово-правовой ответственности реализуется в виде наказания и выступает как реакция государства на вред, причиненный общественным отношениям. Использование таких санкций должно осуществляться согласно принципу индивидуализации возникшей ответственности. Применение этих мер зависит от степени и характера опасности для социума, с учетом цели, мотива, формы вины, обстоятельств (отягчающих и смягчающих). Наиболее полно данные условия отражены в НК, гл. 15. Санкции играют и предупредительную (превентивную) роль. Главной целью в этом случае выступает недопущение нарушений установленных правил и норм, регламентирующих порядок финансовой деятельности.

Данная функция выражается в том, что вероятное осуждение виновного общественностью при совершении преступления проявится в виде лишения организационного или имущественного характера. Что, разумеется, будет выступать нежелательным последствием для нарушителя. Зачастую меры воздействия ориентированы не на фактическое наказание преступника, а на обеспечение охраны общественного интереса, восстановление ущемленных незаконным поведением субъекта прав и интересов государства и муниципальных формирований.

В этих случаях ответственность исполняет компенсаторную (правовосстановительную) функцию. Наиболее четко она реализуется при использовании санкций, определенных в бюджетном законодательстве. При устранении правонарушений, таким образом, происходит восстановление порядка. Финансово-правовая ответственность исполняет также и сигнализационную функцию. Она проявляется при характеристике лица, которое совершило незаконное действие. Так, наличие финансового неправомерного деяния может являться сигналом, указывающим на необходимость обеспечить более пристальное внимание к конкретному субъекту со стороны уполномоченных органов, осуществляющих контрольную деятельность в финансовой сфере.

Существует три основные структуры правовой нормы: 1) юридическая; 2) логическая; 3) социологическая.

Юридическая структура состоит из трех взаимосвязанных элементов: 1) гипотезы; 2) диспозиции; 3) санкции.

Эти элементы раскрывают условия для соответствующего поведения, правило поведения и последствия, которые наступают за нарушение данного правила.

Без гипотезы норма бессмысленна, без диспозиции немыслима, без санкции бессильна.

Гипотеза является частью юридической нормы, которая указывает на фактические жизненные обстоятельства, при которых норма может быть осуществлена в конкретных правоотношениях. Она определяет время, место, субъектный состав и др., при наличии которых у лиц появляются юридические права и обязанности.

В простых гипотезах указывается какое-то одно обстоятельство, через которое осуществляется юридическая норма. В сложных гипотезах указываются два и более условий реализации нормы в конкретных отношениях. Абстрактная гипотеза концентрирует внимание на общих, родовых признаках условий действия норм, не указывая на частные конкретно-определенные жизненные обстоятельства. Казуистическая же гипотеза связывает реализацию правовой нормы со строго определенными частными случаями.

Диспозиция

Управомочивающие диспозиции



Обязывающие диспозиции

Запрещающие диспозиции

Санкцией

Существует следующая классификация санкции правовых норм: 1) уголовно-правовые санкции; 2) административно-правовые санкции; 3) дисциплинарно-правовые санкции; 4) гражданско-правовые санкции.

Логическая структура нормы права дает возможность реконструировать норму права, раскрыть недостающие элементы правовой нормы в других статьях, разделах и нормативно-правовых актах. Эта структура включает три элемента: гипотезу, диспозицию, санкцию.

Социологическая структура юридической нормы включает в себя элементы смысла, цели и назначения нормы. Социологическая структура находится в тесной взаимосвязи с юридической и логической структурой.

Санкция - часть правовой нормы, указывающей на последствие наступающее в результате нарушения диспозиции.
Выделяют также положительные санкции, т.е. последствие за целесообразное либо желаемое поведение.
Виды санкций:
1. По характеру неблагоприятных последствий:
- штрафные или карательные,
- меры предупредительного воздействия (арест имущества, задержание в качестве подозреваемого, принудительное лечение),
- правовосстановительные санкции (восстановление на прежней работе, взыскание алиментов, выплата средств в качестве компенсации нанесенного ущерба).
2. По объему и размеру неблагоприятных последствий:
- абсолютно-определенные (точно указан размер последствий, например, увольнение или размер штрафа),
- относительно-определенные (указаны верхняя и нижняя граница, например наказывается сроком от 2 до 5 лет),
- альтернативные (названы или перечислены несколько видов из которых выбирается один, например, наказывается лишением свободы на срок от 8 до 20, либо пожизненным лишением свободы),
- кумулятивные (допускают или обязывают вместе с основной мерой наказания еще и дополнительную.

68. Диспозиция правовой нормы, ее основные функции. Виды диспозиций.

Диспозиция – основная регулирующая часть правовой нормы, которая включает само правило поведения, согласно которому должны действовать субъекты правоотношений. Диспозицией нормы права называются взаимные права и обязанности участников правоотношения. Диспозиция подразумевает под собой модель правомерного поведения. Диспозиции бывают: 1) управомочивающие; 2) обязывающие; 3) запрещающие.

Управомочивающие диспозиции определяют правовое положение субъектов, в рамках которого они вправе действовать по своему усмотрению. Участники общественных отношений используют операторы волевого поведения – слова «может», «имеет право», «вправе». Управомочивающие диспозиции характерны для норм гражданского права и предоставляют гражданам, иным лицам определенные права: право на материальное обеспечение по старости, на труд, на получение заработной платы и др.

Обязывающие диспозиции обязывают субъекты совершать необходимые действия по реализации предоставленных прав в конкретных отношениях. Здесь используются операторы волевого поведения в обязывающих диспозициях: «обязан», «должен», «подлежит». Эти диспозиции характерны для норм административного и уголовного права.

Запрещающие диспозиции обязывают воздерживаться от совершения определенных противоправных действий. Для этого пользуются операторами волевого поведения: «запрещается», «не допускается», «не может», «не вправе».

Санкцией называется такая часть правовой нормы, которая указывает на неблагоприятные последствия физического, имущественного, морального, психологического характера, которые возникают в случае нарушения диспозиции данной нормы.

В зависимости от числа вариантов законного поведения субъектов правоотношения :

простая – четко указывает один вариант поведения субъектов правоотношения. Например, в случае избрания нового Президента РФ Правительство РФ имеет один вариант поведения, а именно, должно сложить свои полномочия (ст.16 Конституции РФ);

·
сложная – устанавливает несколько вариантов поведения субъектов правоотношения. Например, согласно ч.4 ст. 111 Конституции РФ Президент РФ, в случаях трехкратного отклонения Государственной Думой представленных им на должность Председателя Правительства кандидатур, обязан совершить следующие действия: назначить Председателя Правительства, распустить Государственную Думу и назначить новые выборы.;

·
альтернативная – указывает несколько взаимоисключающих вариантов поведения. Например, ст.503 ГК РФ указывает несколько вариантов поведения покупателя в случае продажи ему товара ненадлежащего качества (заменить товар, уменьшить цену, исправить недостатки, требовать возмещения расходов на исправление недостатков).

2.По способу выражения в нормативно-правовом акте :

описательная – описывает признаки правомерного либо неправомерного поведения. Например, УК РФ характеризует кражу как: а) незаконное, б) безвозмездное, в) изъятие, г) чужого имущества, д) совершенное тайным способом;

отсылочная – вместо описания признаков деяния содержит ссылку на другую норму того же нормативного акта . Например, при характеристике квалифицированного преступления законодатель ссылается на признаки, указанные в ч.1 уголовно-правовой нормы; ст.664 ГК РФ возврат арендованного предприятия и т.п.;

бланкетная – такая диспозиция прямо отсылает к нормам другого нормативного акта (в том числе договорам, соглашениям, инструкциям, правилам и т.д.). Например, диспозиция нормы ст. 12.5 КоАП РФ, определяющая, что управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий при которых в соответствии с Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации

Правовые санкции (Legal sanction; Sanction, От лат. Sanctio - строжайшее постановление) - меры, применяемые к правонарушителю и влекущие для него определенные неблагоприятные последствия.

Например, О. Э. Лейст характеризует санкции как нормативное определение мер государственного принуждения, применяемых в случаях правонарушения и содержащих его итоговую оценку; основная цель санкций, по его мнению, предупреждение правонарушений, а если правонарушение совершено, то применение и реализация санкций направлены на осуществление задач общей и частной превенции.

В праве термин "Санкции" имеет четыре основных значения.1) Меры, применяемые к правонарушителю и влекущие для него определенные неблагоприятные последствия.

В зависимости от характера мер и применяющих их органов санкции делятся на:а) уголовно-правовые

б) административно-правовые

в) дисциплинарно-правовые

г) имущественные

дисциплинарно-правовые (понижение в должности, увольнение) - должностными лицами и администрацией; имущественные санкции (например, возмещение нарушителем потерпевшему лицу ущерба или взыскание в его пользу имущества, признание сделки недействительной, уплата неустойки и т.п.) назначаются судом, арбитражным судом как самостоятельная мера или в сочетании с другими мерами

2) Структурная часть правовой нормы, где указаны возможные меры воздействия на нарушителя данной нормы. Санкция как часть нормы в английских текстах именуется не "sanctions", а "vindicatory part"

3) Акт прокурора, разрешающий принудительные меры к лицу, подозреваемому в преступлении (заключение под стражу, обыск и др.)

4) В международном праве - меры воздействия на государство, нарушившее нормы этого права или свои международные обязательстваЕсли же действия государства квалифицируются как преступные (наносящие ущерб всему международному сообществу), то к нему применяются принудительные меры вплоть до военных!!!

Санкция - предусматривает последствия нарушения правовой нормы, определяет вид и меру юр. ответственности для нарушителя. В санкциях особенно заметна связь государства и права. Различают след. санкции:

1. по отраслевой принадлежности - уголовные, административные, гражданские, дисциплинарно-правовые;

2. по характеру последствий - правовосстановительные (возместительные) и штрафные (карательные);

3. по степени определенности санкции - абсолютно-определенные, относительно-определенные, альтернативные. Самая распространенная классификация юридической ответственности- в зависимости от того, нормы какой отрасли права нарушаются, какой вид правонарушения совершен.По этому критерию рассмотрим поподробнее каждый вид юридической ответственности. Лазарев В.В., Липень С.В. Теория государства и права-см ст.408

Рассмотрим и раскроем сущности правовых санкций: См. приложение 2.1

1. Уголовно- правовая санкция. В УК России (1996 г.) все санкции норм, предусматривающих наказание за совершение преступлений, являются либо относительно-определенными либо альтернативными. Но в теории уголовного права продолжается дискуссия по вопросу о целесообразности включения в Уголовный кодекс абсолютно-определенных санкций. Так, например, С.А. Поляков делает вывод о необоснованном сокращении случаев применения абсолютно-определенных санкций в уголовно-правовых нормах и даже предлагает варианты решения данной проблемы. Л.Л. Кругликов также писал о необходимости введения в УК абсолютно-определенных санкций, правда, не единичных, а альтернативных. А.А. Нечепуренко предлагает пересмотреть санкции за преступления и свести до минимума разрыв между минимальными и максимальными размерами наказания в пределах одной санкции, указать в каждой санкции лишь один вид наказания, а в последующем вообще перейти к абсолютно-определенным санкциям. Это предложение, однако, он делает с оговоркой, что вводить абсолютно-определенные санкции не имеет смысла без концептуального переосмысления роли всех уголовно-правовых институтов См.: Поляков С.А. Санкции в уголовном законодательстве. Автореф. дисс. … канд. юрид. наук. - Спб.,1996. - С.19; Кругликов Л.Л. Правовые средства обеспечения справедливости наказания в процессе его индивидуализации. Автореф. дисс. … д-ра юрид. наук. - М.,1985. - С.13; Нечепуренко А.А. Неотвратимость наказания как принцип уголовного права. - Омск,1996. - С.77..

Позиция ученых о необходимости закрепления в уголовном законодательстве абсолютно-определенных санкций исходит из теории возмездия, видный представитель которой - И. Кант. Сторонником таких санкций был и основоположник одной из относительных теорий уголовного наказания - теории психологического принуждения - А. Фейербах.

На наш взгляд, переход к абсолютно-определенным санкциям противоречит важнейшим принципам назначения уголовного наказания - справедливости, индивидуализации, дифференциации уголовной ответственности и наказания. Такие санкции не позволяют назначить наказание с учетом личности преступника, характера и степени общественной опасности совершенного преступления, смягчающих и отягчающих наказание обстоятельств. Поэтому если уголовное законодательство не преследует цели кары, возмездия за совершенное преступление, а напротив, ставит своей целью исправление преступников, общее и специальное предупреждение преступлений, Уголовный

кодекс должен содержать только относительно-определенные и альтернативные санкции.

В связи с этим возникает очень серьезная и сложная проблема - вопрос о возможных границах или пределах относительно-определенных санкций. В УК России границы между минимальными и максимальными размерами наказания в виде лишения свободы достигают 10, 12, а в отдельном случае даже 19,5 лет.

По мнению Л.А. Прохорова, существующие в уголовном законодательстве сравнительно широкие рамки санкций создают правовую основу индивидуализации наказания, позволяя суду учитывать специфические обстоятельства преступления, социальные и психологические особенности личности виновного Прохоров Л.А. Общие начала назначения наказания и предупреждение рецидивной преступности. - Омск, 1980. - С.20.

Но есть и другая точка зрения. Как отмечает А.Н. Игнатов, слишком большой разрыв между нижним и верхним пределами санкций создает излишний простор для проявления субъективизма и не способствует обеспечению единства судебной практики в борьбе с преступностью. Аналогичного мнения придерживается Г.Т. Ткешелиадзе, который пишет о том, что при широких рамках наказания "затрудняется проведение единой карательной политики" Игнатов А.Н. Совершенствование уголовных санкций как средство повышения эффективности исполнения наказания в виде лишения свободы // Комплексная разработка проблем исполнения наказания. - М., 1979. - С.55; Ткешелиадзе Г.Т. Судебная практика и уголовный закон. Автореф. дисс. … д-ра юрид. наук. - М., 1981. - С. 42.. Такую же точку зрения высказывает К.Р. Самвелян и др.

Представляется, что позиция названных ученых должна быть поддержана. Их аргументы весомы и убедительны - границы между нижними и верхними пределами наказания в виде лишения свободы в санкциях норм не должны быть слишком широкими. Но при этом возникает другая проблема - какими именно могут и должны быть такие границы или пределы санкций?

В УК невозможно проследить каких либо закономерностей в установлении нижних и верхних пределов санкций норм. Так, например, вряд ли можно признать обоснованным разрыв в 19,5 лет лишения свободы в санкции ч.2 ст.356, 12 лет - ч.2 ст.105, 10 лет - ч.3 ст.126, ст.276 и некоторых других санкциях статей УК. Создается впечатление, что пределы такого наказания закреплены произвольно, не подчиняясь каким-либо закономерностям.

Была предпринята попытка проанализировать санкции одной из глав УК главы 16 "Преступления против жизни и здоровья", которые предусматривают в качестве одного из видов наказания лишение свободы и на основе данного анализа сделать предложения по усовершенствованию конструкции санкций в плане установления пределов между нижними и верхними границами наказания. На данной таблице показан разрыв между минимальным и максимальным наказанием в виде лишения свободы (в годах) и количество санкций, в которых он встречается:

Разрыв между минимальным и максимальным наказанием в виде лишения свободы (лет)

Количество санкций норм

Проведенное изучение санкций позволяет сделать следующие выводы:

Статьи 107 и 108 УК предусматривают ответственность за умышленное убийство при смягчающих обстоятельствах. Однако санкция ст.107 устанавливает за совершение этого преступления до 5 лет лишения свободы, а ст.108 - до 2 (ч.1) и 3 лет (ч.2). Вряд ли целесообразен такой разброс в санкциях за один вид преступления.

В то же время, получается, что умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью (при наличии отягчающих обстоятельств) (ч.2 ст.112) наказывается строже, чем умышленное убийство (при смягчающих обстоятельствах). Но ведь в первом случае причинен лишь средней тяжести вред здоровью, а во втором случае потерпевший погиб.

В частях 2 и 3 ст.111 предусмотрен разрыв между минимальными и максимальными пределами наказания в виде лишения свободы в 7 лет. Однако первое преступление - тяжкое, а второе - особо тяжкое.

Все это позволило нам прийти к мысли о необходимости установления определенных закономерностей при определении пределов (границ) наказания в виде лишения свободы:

1. Такие пределы не должны быть одинаковыми в санкциях, предусматривающих наказание за совершение преступлений различных категорий.

2. Чем менее тяжким является преступление, тем меньшим должен быть разрыв между минимальным и максимальным наказанием. И, наоборот, чем тяжелее преступление, тем большим должен быть такой разрыв, так как это позволит максимально индивидуализировать наказание лицу, совершившему преступление.

3. Такой разрыв не может быть равен 6 месяцам, так как санкция в этом случае практически утрачивает свой относительно-определенный характер.

4. Нам представляется, что в санкциях статей, предусматривающих наказания за преступления небольшой тяжести разрыв между минимальным и максимальным наказанием в виде лишения свободы должен быть установлен от 1 года до 1,5 лет, за преступления средней тяжести - от 3 до 4, за тяжкие преступления - от 5 до 7, за особо тяжкие преступления - от 8 до 10 лет.

Например, ч.1 ст.114 УК (преступление небольшой тяжести) должна предусматривать лишение свободы на срок от 1 года до 2 лет.

Санкция части 4 ст.122 УК должна предусматривать наказание в виде лишения свободы на срок от 1 года до 5 лет.

Можно подчеркнуть, что если установить такую четкую закономерность между категорией преступления и пределами наказания, то уже не получится огромного разрыва между пределами наказания, такого, как например, в санкции ч.2 ст. 356 УК - 19,5 лет.

2. административно- правовые санкции. Санкция - это часть административно-правовой нормы, указывающей на меры административного воздействия, применяемые к правонарушителю, т.е. это наказание за совершенное правонарушение. (Например, за мелкое хищение чужого имущества предусмотрена ответственность в виде наложения штрафа в размере до 5 кратной стоимости похищенного, но не менее одного минимального размера оплаты труда).

Многие административно-правовые нормы по своей структуре санкций не имеют. За нарушение таких норм административная ответственность предусмотрена в другом акте, например, за нарушение правил дорожного движения административная ответственность предусмотрена в Административном кодексе.

В административно-правовой литературе высказываются различные точки зрения о классификации мер административного принуждения. Так Бахрах Д.Н. различает среди них: “меры пресечения, аминистративно-восстановительные меры и наказания.” Он отмечает, что “меры пресечения направлены на прекращение противоправных действий и состояний, они используются для того, чтобы не допустить новых правонарушений, вредных последствий”, “восстановительные меры - применяются с целью возмещения причиненного ущерба, восстановления прежнего положения вещей. Поэтому вид и размер этих мер зависит от характера и размера вреда, причиненного правонарушителем.”

И.И. Веремеенко считает, что предложенная Бахрах Д.Н. классификация “не проводит достаточно четкой границы между различными правовыми мерами. В группе мер административного пресечения объединены и административно-процессуальные меры (административное задержание, задержание и арест имущества) и административно-правовые санкции, которые автор именует самостоятельными мерами административного пресечения (например приостановление работы предприятия).”

Он также утверждает, что критерием классификации мер административного принуждения, применяемых в связи с правонарушением, может служить “непосредственная цель применения тех или иных мер, по указанному критерию они делятся на две подгруппы: административно-процессуальные меры и административно-правовые санкции.” Из изложенного И.И. Веремеенко делает вывод о том, что система мер административного принуждения состоит из трех самостоятельных подразделений

1. административно-процессуальные меры;

2. административно-предупредительные меры;

3. административно-правовые санкции.

При этом он отмечает, что “административно-правовые санкции осуществляют охрану правопорядка и с помощью кары, восстановления и принудительного исполнения правовой обязанности, обеспечивающей реальное исполнение. Соответственно они могут носить карательный, восстановительный и пресекательный характер” Под административно-правовой санкцией Веремеенко И.И. предлагает понимать “элемент нормы административного права, установленный в целях ее охраны, содержащей указание на те меры государственного принуждения, которые применяются к нарушителям данной нормы, выполняющей свою роль либо кары, либо восстановления, либо реального исполнения и применяемый, как правило, в административном порядке.”

В целом по вопросу о классификации мер административного принуждения в науке административного права выделяют две основные точки зрения (другие - это модификация этих двух точек зрения).

“Первая сводится к двухчленной классификации административного принуждения: административные взыскания; иные меры административного принуждения. Выдвинута в конце 40-х годов Студеникиным С.С., Ямпольской Ц.А. и др. В основу данной классификации положен формальный признак-наличие административных санкций.

Вторая предложена М.И. Еропкиным в конце 50-х годов и получила наибольшее распространение. В ней говорится о существовании трех видов мер административного принуждения:

1. меры пресечения,

2. меры взыскания,

3. меры предупреждения.

Меры взыскания меры административного взыскания применяется за совершение определенных правонарушений. "Административное взыскание является мерой ответственности и применяется в целях воспитания лица, совершившего административное правонарушение, в духе... общежития, а также предупреждения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами."*

Административное взыскание занимает особое место в системе мер административного принуждения. Их особенность состоит в следующем:

"- они носят ярко выраженный санкционный характер, чем отличаются от других видов мер административного принуждения, которые этим качеством не обладают;

Воспитательное воздействие от их применения наиболее высоко, поскольку достигается простым, быстрым и наглядным способом;

Взыскания могут применять не только органы государственного управления, но и другие субъекты правоприменения;

Все административные взыскания налагаются на основе специального индивидуального акта управления - постановления или решения;

Наложение административных взысканий осуществляется уполномоченными на то органами милиции в определенном процессуальном порядке, при котором учитывается характер совершенного правонарушения, личность нарушителя, степень его вины, имущественное положение, обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность;

Являются эффективным средством реализации института ответственность (под которой понимается обязанность гражданина или должностного лица дать отчет о своем неправомерном поведении в сфере государственного управления и понести наказание в виде административного взыскания."

"Под системой административных взысканий понимается перечень различных по степени тяжести и правовым последствиям видов наказаний."

В настоящее время применяются следующие административно-наказательные средства:

1. Меры морального воздействия. Они связаны с малозначительными проступками, совершенными обычно людьми случайно и не имеющими каких-либо стойких антиобщественных установок. К ним относятся предупреждение и общественное порицание.

2. Меры личностного воздействия. Они состоят в ограничении субъективных прав и вложении на нарушителя определенных претерпеваний."

В соответствии со ст. 24 Кодекса Административных Правонарушений (КоАП) Российской Федерации (РФ) выделяют следующие виды административных взысканий:

Предупреждение (ст. 26);

Штраф (ст. 27);

Возмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения (ст. 28);

Конфискация предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения (ст. 29);

Лишение специального права, предоставленному данному гражданину (права управления транспортными средствами, права охоты (ст. 30);

Исправительные работы (ст. 31);

Административный арест (ст. 32);

Выдворение из пределов РФ иностранных граждан и лиц без гражданства за совершение административных правонарушений (ст.).

Итак административное взыскание - это "мера наказания, применяемая уполномоченными на-то государственными органами (должностными лицами), а предусмотренных законом случаях - народными судами (народными судьями), а также общественными организациями и их законными представителями к лицам, виновным в совершении административного проступка."

3. Дисциплинарно-правовые санкции. Дисциплинарными санкциями могут быть замечание, выговор, строгий выговор, временный перевод на нижеоплачиваемую работу или смещение на низшую должность, увольнение с работы и т. д. Осуществляется дисциплинарная ответственность через должностных лиц, обладающих дисциплинарной властью.Дисциплинарные санкции - это наложение дисциплинарных взысканий субъектами дисциплинарной власти на основе административно - правовых норм на подчиненных ему членов устойчивых коллективов за дисциплинарные проступки. Поскольку такие санкции осуществляются в рамках устойчивых коллективов, они могут иметь моральное, воспитательное значение (замечание, выговор) и силу принуждения (исключение, прекращение связей нарушителя с коллективом). К примеру, мера дисциплинарных взысканий для студентов включает: замечание, выговор, строгий выговор, исключение из вуза (общежития, библиотеки).Процедура применения дисциплинарных взысканий включает ряд обязательных требований. До наложения дисциплинарного взыскания должно быть проведено расследование обстоятельств дела и члену коллектива обязательно должна быть предоставлена возможность дать письменное объяснение. По срокам дисциплинарное взыскание применяется не позднее чем через один месяц со дня обнаружения проступка и не позднее чем через шесть месяцев со дня его совершения (не считая времени болезни студента или нахождения его на каникулах). Налагается дисциплинарное взыскание приказом компетентного должностного лица или решением коллегиальных органов. Приказ о наложении дисциплинарного взыскания с указанием мотивов его применения объявляется виновному под расписку. Как акт управления он вступает в силу немедленно. Не допускается отчисление студентов во время их болезни, каникул, академического отпуска или отпуска по беременности и родам. Дисциплинарное взыскание морального плана (замечание, выговор) считается снятым в тех случаях, когда истек годичный срок давности, и лицо не было повторно привлечено к дисциплинарной ответственности.

4. Имущественно-правовые санкции. Гражданское право регулирует отношения равноправных и независи-мых товаровладельцев. Гражданские правоотношения строятся как отно-шения между равноправными партнерами, где нарушение обязанностей одним всегда влечет за собой нарушение прав другого. Эта взаимная связанность участников гражданского оборота имеет следствием тот факт, что ответственность по гражданскому праву есть ответственность одного контрагента перед другим, ответственность правонарушителя перед потерпевшим.

Имущественные санкции, возлагаемые на правонарушителя, взыски-ваются в пользу потерпевшей стороны. И только в отдельных исключи-тельных случаях, прямо предусмотренных законом, когда правонаруше-ние носит особо злостный характер и когда оно не только нарушает права и интересы контрагента, но и интересы государства и общества, допуска-ется обращение имущественных санкций полностью или в определенной части в доход государства.

Из сказанного можно сделать вывод, что гражданско-правовая ответ-ственность есть одна из форм государственного принуждения, связан-ная с применением санкций имущественного характера, направленных на восстановление нарушенных прав и стимулирование нормальных экономических отношений юридически равноправных участников гражданского оборота.



 

Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!