Социальная государственность: понятийно-правовое осмысление. Россия как социальное государство

В.А. ЗАТОНСКИЙ,

доктор юридических наук, профессор кафедры конституционного и административного права ЮУрГУ

Социальная ориентированность - важнейшая черта сильной рациональной политической власти. Сущность этого аспекта характеристики современной правовой государственности может быть раскрыта через выяснение содержания следующих научных категорий: «социальное государство», «социальная (социально ориентированная) политика», «социальная защита населения» и др.

Эффективную государственность, развитое правовое общество можно охарактеризовать как состояние государственности, обеспечивающее величие страны. Главный же показатель этого величия - права человека. В современных условиях нельзя решить, является ли какая-то страна великой, если в показатели ее состояния («лица») не введено «человеческое измерение». Именно разработанность понятия «права человека» и его юридическое оформление во внутригосударственном и международном праве позволяет ввести такое измерение в критерии социальных оценок. Именно права человека во многом позволяют качественно обозначить и считать доступной социальной верификации гуманизацию общественной деятельности. Гуманизм содержательно конкретизировался по сравнению с абстрактно декларативной формой его репрезентации.

Страна не может считаться великой, а государство сильным, если большинству населения живется плохо. Высшими критериями развития страны, уровня ее правовой организации являются качество жизни и положение личности в обществе. С утверждением прав человека сознание и культура цивилизованного человечества поднялись на новую ступень. Стало понятно, что необоснованно наделять эпитетом «великая» страну до выявления уровня и качества жизни ее населения, ее правового состояния.

Велика та страна, где много счастливых судеб, где граждане имеют возможность использовать свои права так же легко, как и дышать воздухом, где собственные таланты «расцветают», а не стремятся оказаться за рубежом либо, оставаясь в стране лишь формально, работать по контракту на иностранные фирмы.

Цивилизованным человечеством признано все, что было и есть в России великого. Мы по праву гордимся тем, что она является страной непревзойденной духовной культуры, великих ученых и деятелей искусства, величественного героизма народа, бесстрашных и благородных поборников счастливого будущего Родины. Но России еще предстоит многого добиться, чтобы стать великой, по-настоящему цивилизованной правовой державой.

Трудно не согласиться с Л.В. Максимовым, который утверждает, что человек не только разумен, но и неразумен. Неразумность - такой же признак человеческого в человеке, как и его разумность. «Разве не является фактом, что человек с того момента, как некое животное превратилось в гомо сапиенс, всегда, опираясь на разум, знал, как правильно (разумно) устроить свою личную и общественную жизнь, и в то же время постоянно на практике поступал неразумно. Он убивал себе подобных, разрушал природу, создавал оружие, способное уничтожить вид в целом, наносил ущерб собственному здоровью (курил, пил спиртное, употреблял наркотики, лишал себя движения), знания заменял верой, сиюминутные удовольствия ставил выше надежного будущего, правде предпочитал обман, нормальным отношениям - зависть, ложь, вражду, ненависть и т. д.»

Процесс движения к правовому обществу - это процесс борьбы в каждом человеке и обществе разумного и неразумного, конструктивного и деструктивного, хаоса и организованности. Родина для каждого включает связи с соотечественниками. Мы уже не сможем обрести такую Россию, какой она могла бы быть, если бы не вмешательство тех, кто жестоко и якобы ради ее величия уничтожал ее народ. Недаром А. Солженицын национальную идею видит в сбережении народа. Движение к справедливому, правовому обществу - это процесс, основным содержанием которого является сбережение народа, обеспечение свободных и безопасных условий его жизнедеятельности.

Россия ратифицировала международные пакты по правам человека. Дело за тем, чтобы их соблюдать. Недопустимо считать великой страну, в которой не соблюдаются права человека, а значит, попирается сама личность. В современном понимании государство, общество не может стать великим, не став правовым.

Правовое общество, основанное на господстве права, - не вынужденная мера, не тактическая задача, а именно стратегическая установка, цель правовой политики государства. Только так власть может стать реальной, а не виртуальной, но произойдет это лишь тогда, когда законы будут «работать» и достигать своей цели.

Д. Локк полагал, что кроме общего блага великой и главной целью объединения людей в государства и передачи ими себя под власть правительства является сохранение их собственности, т. е. своих жизней, свобод и владений . У И. Бентама государство основано на принципе пользы, или выгоды. Эта польза понимается им как свойство или способность какого-либо предмета (в том числе государства) предохранить от какого-либо зла или доставить какое-нибудь благо.

В. фон Гумбольдт важнейшей заботой государства считал благосостояние его граждан, их безопасность, защиту от внешних врагов, гражданские свободы. Он, в частности, отмечал, что государство всемерно заботится о позитивном благосостоянии своих граждан и не делает ничего более того, что необходимо для их собственной безопасности и для защиты от внешних врагов. Никакие конечные цели государства не могут ограничивать гражданские свободы.

Для В.О. Ключевского цель государства - это внешняя безопасность и внутренний порядок или, другими словами, общее благо, в понятие о котором и входят эти два интереса7. В качестве содержания цели государства называют также счастье всех его членов или всеобщий интерес, выступающий как субстанция, объединяющая определенное множество частных интересов.

Понятие социальной государственности возникло в конце XIX - начале XX века и означало появление таких качеств, которых не было у либерального правового государства. В основе этого процесса лежал вопрос о взаимоотношениях государства и человека в условиях свободной рыночной экономики. Он затрагивал важнейшие принципы буржуазного общества - свободу и равенство, а поэтому изначально был в центре противостояния представителей различных течений экономической и политико-правовой мысли.

Сформировалось два подхода к проблеме. Первый базировался на приоритете свободы, ставя индивидуальную свободу человека выше равенства. Сторонники этого подхода (А. Смит, С. Милль, Б. Констан, Д. Локк и др.) считали, что основная обязанность государства - оградить эту свободу от чьего-либо, в том числе государственного, вмешательства. Экономическая свобода превыше всего, главная ценность, а политические права - лишь средство охраны независимости и индивидуальной свободы личности.

Второй подход, не отрицая значимости индивидуальной свободы, стремился сочетать ее с участием государства в обеспечении равенства людей. Основоположником такой концепции был Ж.-Ж. Руссо. Главным в концепции было двоякое понимание свободы: негативное (свобода от вмешательства государства) и позитивное (право гражданина рассчитывать на определенные действия государства). Свобода не может существовать без равенства.

До конца XIX - начала XX века преобладал первый подход. Однако уже в конце XIX века обнаружились отрицательные последствия реализации принципа негативной свободы (классовые противоречия, резкая поляризация между богатством и бедностью).

Все это грозило социальным взрывом. Одним из факторов социальной напряженности стала получившая широкое распространение и признание марксистская доктрина, ориентированная на свержение буржуазного строя.

Неолиберальные теоретики, уловив эти процессы, развили позитивное понимание свободы, означающее обязанность государства проводить социально ориентированную политику. По мнению П. Новгородцева, такое понимание свободы означало целый переворот понятий, который знаменует новую стадию в развитии правового государства. Перенос акцента на социально ориентированную политику означал установление новых параметров отношений между государством и человеком, связанных с обязанностью государства принимать меры, содействующие обеспечению нового поколения правами человека. Так возникла идея социального государства.

После второй мировой войны слова «социальное государство» появились в конституциях ряда западноевропейских стран (ФРГ, Франции, Италии и др.).

Современное понимание обязанностей социального государства резко отличается от первоначального. В послевоенные годы считалось, что функции такого государства сводятся к провозглашению социально-экономических прав, раздаче пенсий и пособий.

В современной отечественной юридической литературе встречаются следующие различные определения социального государства:

· «...это такое государство, в котором учитываются интересы всех социальных слоев общества, где трудоспособным людям предоставляется возможность зарабатывать на достойную жизнь себе и своим семьям, а нетрудоспособным обеспечивается гарантированный уровень жизни посредством выплат пенсий, пособий, оказания других видов социального обеспечения и социальной помощи. Это государство, в котором человеку гарантировано право свободы потребления и право свободы хозяйственной деятельности и т.д.»;

· «...это характеристика, относящаяся к конституционно-правовому статусу государства, предполагающая конституционные гарантии экономических и социальных прав человека и гражданина и соответствующие обязанности государства»;

· «...это государство, проявляющее заботу о человеке, оказывающее поддержку менее социально защищенным слоям населения»;

· в нем «главной задачей... является достижение такого общественного прогресса, который основывается на закрепленных правом принципах социального равенства, всеобщей солидарности и взаимной ответственности. Социальное государство призвано помогать слабым, стремиться влиять на распределение экономических благ в духе принципа справедливости в целях обеспечения каждому достойного человека существования»;

· это государство, «которое берет на себя ответственность заботиться о социальной справедливости, благополучии своих граждан, их социальной защищенности».

Можно встретить и другие определения. Кто же прав? Какое из приведенных определений точнее передает суть социального государства? Кто из авторов ошибается? Ответ однозначен. Никто не ошибается. Все правы. Все приведенные определения дают ответ на вопрос о том, что такое социальное государство.

Все дело в том, что социальное государство, как и демократическое, конституционное, правовое, - понятие многоаспектное, многопризначное. Включить все его черты, характеристики в одно определение, которое должно быть достаточно четким и лаконичным, вряд ли возможно, да и не нужно. Определение должно вобрать в себя самое главное, сущностное из множества того, что мы можем сказать о социальном государстве.

Социальное государство - это демократическое правовое государство, которое берет на себя обязанность заботиться о социальной справедливости, благополучии своих граждан, их социальной защищенности, признающее социально ориентированную политику важнейшим направлением своей практической деятельности и эффективно реализующее закрепленные в конституции основные направления этой политики, благоприятствующее труду.

Принципиальным является то, что социальное государство (в прогрессивном его понимании) не стремится решать социальные проблемы путем уравниловки за счет отказа от свободы (прежде всего экономической), как это делало тоталитарное государство. Оно направляет свои усилия, использует свои возможности для защиты социально слабых слоев в рамках свободы, не ограничивая последнюю, а, напротив, развивая ее, используя свободу, которой может пользоваться для повышения своего благосостояния большая часть общества, и помогая людям непредприимчивым и бедным.

Предложив понятие «экономические, социальные и культурные права», обновленная теория естественного права приблизилась к нуждам и потребностям людей, в максимально возможной степени соединилась с ними. Экономические, социальные и культурные права - это права на социальную помощь со стороны государства.

Эта группа прав характеризует правовое государство новейшего периода, когда оно предстает как социальное правовое: права на образование, свободу любой творческой деятельности, на интеллектуальную собственность, на свободное использование своих способностей и имущества, на социальную безопасность и защиту в условиях безработицы, на благоприятную окружающую среду, на охрану здоровья и медицинскую помощь, на жизнь, достойную человека, и т. п.

Проблемы концептуального осмысления и практического осуществления социальных прав и гарантий являются характерными составляющими идеи социального государства. В качестве примера можно взять основные аспекты концепции и практики деятельности социального государства в Германии. Специалисты считают, что понятие «социальное государство» в Основном законе ФРГ не определено. Конституция оставляет за законодательной и исполнительной властью право наполнять это понятие конкретным содержанием.

В качестве основных идей социального государства признаются: условия жизни, не унижающие человеческое достоинство; социальное равенство; оказание социальной помощи нуждающимся.

Условия жизни, не унижающие человеческое достоинство, трактуются с чисто экономического подхода. Под ними понимается прежде всего не унижающий человека прожиточный минимум. В конкретной трактовке такого подхода четко прослеживается экономический рационализм, соединенный со справедливостью. Каждый взрослый гражданин обязан обеспечивать себя и содержать свою семью, руководствуясь принципом индивидуальной ответственности.

Однако бывают ситуации, когда человек не в состоянии обеспечить свое существование самостоятельно. В таких случаях социальное государство должно взять заботу о нем на себя. Оно обязано снабдить его такими жизненно необходимыми вещами, как продукты питания, жилье, поддержать в случае болезни и т. п. Гарантия прожиточного минимума в современном обществе выражается в форме оказания социальной помощи. Право на нее, с учетом того что она должна обеспечивать прожиточный минимум, гарантировано законом.

Социальное равенство подразумевает социальное равенство для определенных групп населения. Государство, если оно действительно социальное, обязано реагировать на факты социального неравенства различных групп населения (многодетные семьи, одинокие матери и отцы, дети и молодежь, инвалиды).

Оказание социальной помощи нуждающимся - следующий фундаментальный принцип социального государства. Он начинает «работать» в ситуациях, когда человек попадает в сложное социальное положение, вызванное, например, болезнью, преклонным возрастом, смертью кормильца, инвалидностью или безработицей. Такие ситуации сопровождаются чаще всего утратой источника средств существования либо внезапно, неожиданно возникшей необходимостью произвести особые затраты (например, на лечение).

Для этих граждан предусмотрено принятие специальных мер, важнейшей из которых в Германии и ряде других стран является система социального страхования. Она поддерживает уровень жизни застрахованного в случае наступления нетрудоспособности по болезни, в результате несчастного случая или смерти близких. Подобная защита выходит далеко за рамки обеспечения прожиточного минимума. Право на социальную помощь реализуется через процедуру выплаты определенных страховых взносов лицам, имеющим социальную страховку.

В современном понимании социальное государство призвано также:

· создавать условия для обеспечения граждан работой;

· перераспределять доходы через государственный бюджет в интересах социально незащищенных категорий населения;

· обеспечивать людям прожиточный минимум и содействовать увеличению числа мелких и средних собственников;

· охранять наемный труд;

· заботиться об образовании, культуре, семье и здравоохранении;

· постоянно улучшать социальное обеспечение и др.

Таким образом, наиболее характерные черты социального государства находят отражение в его социальной политике. В соответствии со ст. 7 Конституции РФ она направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Социальная (социально ориентированная правовая) политика - часть общей политики государства, которая регулирует посредством права отношения между социальными группами, между обществом и его членами, связанные с изменениями в социальной структуре общества, ростом благосостояния граждан, улучшением их жизни, удовлетворением их материальных и духовных потребностей, совершенствованием образа жизни. Социальная политика современного государства - широчайший спектр актуальной для личности и общества деятельности, направленной на решение задач, вытекающих из нормального, бесконфликтного существования общества.

Общая социальная политика может и должна распадаться на политику социально-экономическую, социально-правовую, социально-духовную, социально-экологическую и др. Эта позиция становится очевидной, когда мы начинаем перечислять государственные задачи, без решения которых невозможно создать условия, обеспечивающие достойную жизнь и свободное развитие человека, не может функционировать современное общество. На первом месте стоит признание, обеспечение и защита прав и свобод человека, создание наиболее благоприятных условий для реализации его законных интересов, безопасность, технический прогресс, здоровье нации, поддержка науки, культуры, образования.

Современное понимание предназначения социального государства не ограничивает его задачу только проведением социальной политики. Помимо собственно социальной политики, социальную ориентацию должна приобрести экономическая политика правительства, не отрицая конкуренцию и экономическую свободу, в то же время поощряя индивидуальную инициативу, усиливая стимулы к росту личного благосостояния. Девиз такого государства: «Бороться не против богатства, а против нищеты». Термин «социальная политика» для характеристики предназначения социального государства узок. Более точным является расширительный термин «социально ориентированная политика».

Закономерности развития гражданского общества таковы, что воплощается в жизнь предвидение Гегеля о взаимопроникновении этого общества и правового государства как воплощение в действительность этического императива. Во второй половине XX века стала осуществляться концепция социально ориентированной рыночной экономики, когда происходит соединение принципов рыночной свободы и социальной справедливости. Это фактически означает, что государство становится участником игры экономических сил на рынке, чтобы обеспечить социальную защиту тем, кто нуждается в помощи и желает сохранить свое человеческое достоинство.

Социальная функция государственного регулирования рыночной экономики существенна для человека, личности в демократической системе. Во-первых, осуществляется идея о необходимости заботиться о всех членах общества без исключения. Так как рынок выступает в качестве социального инструмента экономического благополучия и сам по себе не содержит экономических и правовых средств социальной защиты человека, во имя общественной справедливости должны быть выделены средства для так называемых рыночно слабых и рыночно пассивных, которые не имеют доходов или имеют их недостаточно. Именно в этом заключается суть перераспределения в форме второго распределения доходов. Если не учитывать это обстоятельство, оно может привести (и приводит) к социальному бесправию, серьезным конфликтам в обществе.

Во-вторых, демократические силы вынудили государство гуманизировать производственные отношения, смягчить последствия неограниченной конкуренции, привести в соответствие принципы всемерного развития частной инициативы и социальной ответственности. В-третьих, длительная кампания социаллибералов за справедливость в отношении социально незащищенных слоев населения снизила уровень недовольства и революционный потенциал. Не следует забывать, что социальная функция государственного регулирования экономики имеет своим истоком защиту демократии от революции.

Осуществление социальной функции государством в демократической системе дало основание назвать его государством всеобщего благосостояния. Социально ориентированная политика должна препятствовать резкой дифференциации общества, чтобы не допускать острых социальных конфликтов. Кроме того, современное государство как субъект легализованного принуждения должно воздействовать на те слои населения, отдельных граждан, действия которых являются общественно вредными либо опасными. Его компетентные органы обязаны сдерживать отклоняющееся, общественно вредное и опасное поведение людей. Они призваны осуществлять определенный социальный контроль над соблюдением законов, принципов и правил человеческого общежития.

Положения о социальном государстве закреплены в ст. 7 Конституции РФ. В ч. 1 закреплено, что Россия - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В ч. 2 перечислены основные направления социальной политики государства. В их число входят:

· охрана труда и здоровья людей;

· установление гарантированного минимального размера оплаты труда;

· обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан;

· развитие системы социальных служб;

· установление государственных пенсий, пособий;

· иные гарантии социальной защиты.

В теоретических трудах понятие «социальная защита», его содержание оценивается неоднозначно. Многие юристы, экономисты, социологи под социальной защитой понимают совокупность различных мер государства, мероприятий, направлений его деятельности.

В действительности же социальная защита не обязательно связана только с государственными мерами.

Наряду с понятием социальной защиты употребляется термин «социальная защищенность» как результат реализации социально-экономических прав человека, проявляющийся в высоком уровне его благосостояния. Разнообразно истолкование социальной защиты в различных нормативных актах. Так, Федеральный закон от 10.12.1995 № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» под социальной защитой понимает деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации (ст. 1). Таким образом, социальная защита связывается с трудной жизненной ситуацией, что не совсем верно. Социальная защита нужна и тем, кто не оказался в такой ситуации. Иное дело, какой объем социальной защиты получает и требует тот или иной человек.

Социальная защита населения - это законодательно закрепляемый и реализуемый государственными и муниципальными органами комплекс мер в сфере денежного и натурального обеспечения, услуг и льгот, направленных на социальную поддержку нуждающихся граждан, создание условий для их самореализации и самообеспечения и осуществляемых за счет федерального, регионального, местного бюджета, а также за счет фондов социальной поддержки населения, других источников сверх традиционно реализуемых системой социального обеспечения.

Социально-правовая защита - это законодательно закрепленный упорядоченный комплекс мер, определяющих порядок совершения юридических действий, которые направлены на оказание помощи в восстановлении социальной справедливости и нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан.

Перечень направлений социальной политики России в ч. 2 ст. 7 Конституции РФ не соответствует задачам, которые закрепляют за государством конституции развитых стран. Термин «социальная защита» и формулировка «иные гарантии» предполагают возможность расширения социальных обязанностей государства в будущем законодательстве.

Социальность - важнейшая черта сильной, рациональной политической власти. Демократическое правовое социальное государство, активно действующие граждане, свободно объединяющиеся в группы, ассоциации и т. п., взаимодействующие между собой и с государством на основе права, - это и есть сильное общество (нормальное, эффективное, активное, результативное и т. п.).

Сильное государство как средство должно послужить прежде всего идеям становления правового и социального государства. Непроницаемые для государственной власти стороны общественной жизни должны вводиться в круг забот государственного аппарата. Последний должен проявить себя как источник действенной, реальной силы, способной нести преобразования. Необходимо снести «китайско-берлинскую стену» отчуждения государства и общества.

Государство - система жизнеобеспечения, кровеносная система общества. Общество и государство не могут и не должны противопоставляться. Следует постепенно выработать концепцию взаимодействия государственной власти и общества, преодолеть конституционный схематизм конструкций, мало согласованных между собой: формальных, пустых с точки зрения юридической применимости.

Российское государство сегодня - модернизируемая система, ищущая свой путь развития (однако не строгих и объемных целей) для построения правового, социального и демократического государства. Рассуждая о национальной самобытности государственной власти, мы должны признать относительную универсальность общепризнанного эталона правового и социального государства. Однако этот универсализм должен корректироваться; схематичное отношение к построению отдельно взятого государства неприемлемо. Реформируемая система российской государственной власти, по мнению А.Ю. Мамычева, основывается на синтезе национальных и общечеловеческих традиций, сильной верховной власти, социальной справедливости, свободе личности и политическом плюрализме в рамках традиционной преемственности. Стратегия должна ориентироваться на евразийский проект гарантийного государства, который наиболее органичен отечественной правокультурной традиции. Положения Конституции РФ должны быть скорректированы и дополнены духовно-нравственными и идеократическими основаниями государственной власти, традиционным для отечественного социума принципом взаимного социально-правового и политического «служения».

Исторический опыт развития социального типа современного государства позволяет предвидеть определенную тенденцию его становления и в российских условиях. Государство стремится быть представителем социальных интересов всех членов общества, стараясь максимально проводить социально ориентированную политику, гарантировать права, установленные в отношении граждан. Формирующееся на основе четких требований правовых норм, направленных на максимальную реализацию правовых предписаний, современное государство является правовым по содержанию деятельности. По направленности этого содержания его можно расценивать как социальное.

Под социальным государством понимается «такая модель построения системы власти, которая обеспечивает осуществление равновесия (гармонии) между личными и общественными интересами, существующими в различных формах, при различных социально-экономических условиях и в разные исторические эпохи, и которая выражена во взаимосвязи двух моментов: внутреннего (правосознание граждан) и внешнего (политические формы). ...Социальное государство - это государство, целью которого является осознание каждым человеком публичного интереса в тех сферах жизни, где это необходимо, и выработка компромисса частных интересов, где это возможно. Вся форма государства и его установления обусловлены достижением такой цели».

Социальное государство - наивысшая ступень развития демократического правового государства, его неотъемлемый, генетически сформировавшийся признак, определяющий общую содержательно-функциональную ориентацию.

В идее социального государства лежат постулаты о сокращении роли излишнего государственного регулирования, развитии в обществе начал самоуправления, использовании государственной власти для обеспечения прав каждого конкретного человека, т. е. определяется общечеловеческий характер государства. В характеристике социального государства акцент делается на качественных признаках государства, содержании и смысле государственного управления. В основу идеи социального государства положен принцип максимального учета частных интересов. Но такая цель может ставиться только при наличии определенных экономических, правовых и политических предпосылок. Одной из них безусловно является действенность реальной государственной власти как силы, способной открыто и эффективно использовать все государственные ресурсы, имеющиеся в наличии, при поддержке и сотрудничестве всех структур общества.

Возникает естественный вопрос: не идеальна, не утопична ли данная картина общенародной инициативы по поддержанию публичных функций, не фантом ли государство, способствующее социальным компромиссам?

Российская государственность стоит на грани дезорганизации; институты власти во многом девальвированы субъективным отношением правящих элит; правовые ценности и само право систематически игнорируются. В этих условиях преждевременно констатировать реальность социального государства. Для него необходимы стабильность государственной власти, достаточность ее управленческих ресурсов, решение проблем организации аппарата, способствующего реальному политическому сотрудничеству и учету в своей деятельности мнения представителей большей части населения, а также решение основных проблем суверенизации государственной власти в области международной и внутренней экономической, идеологической, военной, криминальной, экологической и иной безопасности.

Государство должно дозреть до уровня социального, а выстраивание политики социального государства в не сложившихся для этого условиях является по меньшей мере «подножкой», утопией, попыткой увести страну в сторону от общенациональных интересов развития, политическим обманом.

О каком социальном государстве в России можно говорить, если отсутствует непосредственно обусловливающий его появление качественный признак, выраженный в идее правового государства? Государство не может быть действительно социальным, не став в полном смысле этого слова правовым.

Библиография

1 См.: Вестник Российского философского общества. 2002. № 1. С. 67-69.

2 Вестник Российского философского общества. 2002. № 1. С. 135-136.

3 Радько Т.Н. О понятии и социальном назначении государства //Вопросы теории государства и права: Межвуз. сб. науч. тр. /Под ред. И.Н. Сенякина. - Саратов, 2001. Вып. 3 (12). С. 27.

4 Гомеров И.Н. Государство и государственная власть: предпосылки, особенности, структура. - М., 2002. С. 397.

5 См.: Локк Д. Сочинения: В 3 т. - М., 1988. Т. 3. С. 334.

6 См.: Мухаев Р.Т. Хрестоматия по теории государства и права, политологии, истории политических и правовых учений. - М., 2000. С. 162.

7 См.: Гумбольдт В. О пределах государственной деятельности. - М., 2003. С. 40.

8 См.: Ключевский В.О. Сочинения: В 9 т. - М., 1989. Т. VI. С. 13.

9 См.: Руссо Ж.-Ж. Об общественном договоре. - М., 1938. С. 44.

10 См.: Новгородцев П. Кризис современного правосознания. - М., 1909. С. 340.

11 Безлепкина Л.Ф. Социальное государство - это социальное развитие для всех //Социальное обеспечение. 1995. № 11. С. 16-17.

12 Румянцев О.Г., Додонов В.Н. Юридический энциклопедический словарь. - М., 1996.

13 Конституция Российской Федерации: Комментарий /Под ред. Б.Н. Топорнина. - М., 1994. С. 85.

14 Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. - М., 1995. С. 131.

15 Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. - М., 1999. С. 119.

16 См.: Матюхин А. Государство в сфере права: институциональный подход. - Алматы, 2000. С. 244-245; Конституции зарубежных государств: Учеб. пособие. - М., 1996; Иностранное конституционное право /Под ред. В.В. Маклакова. - М., 1996.

17 См.: Государственное и административное устройство Германии: Сб. междунар. терминов из области права и управления. - Мюнхен-Бонн, 1993. Сер. Р. Т. 1. С. 69-73.

18 См.: Игнатьева С.В. Государственное регулирование предпринимательской деятельности в России: Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. - СПб., 1996. С. 19.

19 См.: Власов В.И. Социальная защита в условиях банкротства предприятия //Государство и право. 1995. № 4. С. 48-52; Коробов Г.А. Государственная система социальной защиты личности при переходе к рыночной экономике: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - М., 1996.

20 См.: Мамычев А.Ю. Государственная власть и национальный политико-правовой порядок в институциональном измерении: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - Ростов н/Д, 2005. С. 9.

21 Евстратов А.Э. Генезис идеи социального государства: историко-теоретические проблемы: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - Омск. 2005. С. 6, 8.

22 См.: Любашиц В.Я. Эволюция государства как политического института общества. - Ростов н/Д, 2004. С. 246.

ТЕОРИЯ ПРАВА

СОЦИАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО

Д.А. Керимов, член-корреспондент РАН, доктор юридических наук, профессор

В теории и практике термину «социальное» придаются два смысла: во-первых, широкий - общественное/ социальное, гражданское общество, социальное государство, социальная структура общества и т. п; во-вторых, узкий - наличие соответствующих благ, предоставляемых человеку, закрепление, охрана и обеспечение прав и свобод человека и гражданина, система социальных услуг и т. п. Оба смысла этого термина, естественно, взаимосвязаны, второй предполагает первый, первый дополняет и конкретизируется вторым. Иначе говоря, они взаимопроникают друг в друга.

Из сказанного следует, что государственная власть по природе своей социальна и в силу этого ее целями и задачами является не только устроение жизни социума, но и удовлетворение материальных и духовных потребностей и интересов людей.

В данной статье мы уделим основное внимание рассмотрению вопроса о том, как государство реализует миссию по обеспечению свобод, равнопра-

вия граждан, их социальной и правовой защищенности, как оно воплощает социальную справедливость в общественную практику.

В конституциях многих стран фиксируется социальность политики, проводимой их государствами. В частности, в ст. 7 Конституции Российской Федерации 1993 г. провозглашается: «Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». Соответственно главными задачами этого государства объявляются:

Государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства;

Охрана труда и здоровья людей;

Назначение пенсий и пособий нетрудоспособным;

Установление гарантированного минимального размера заработной платы;

Достижение достойного жизненного уровня каждым гражданином.

К числу социальных прав граждан Конституция Российской Федерации

относит также право на труд и свободный выбор профессий; на жилище; на социальное обеспечение; на защиту от безработицы; на отдых и досуг; на образование; на участие в политической, экономической и культурной жизни страны; на медицинскую помощь; на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской, творческой и иной деятельности, не запрещенной законом; на охрану частной собственности и многие другие социальные права.

Конституция Российской Федерации, как и конституции других цивилизованных стран, признает, что основные социальные права и свободы человека неотчуждаемы и присущи ему от рождения.

Создание в России основ рыночной экономики, проведение приватизации и денационализации обусловили появление предложений о возложении на частный сектор обязанности обеспечения социальных (и экономических) прав граждан. Иногда высказываются соображения об отстранении государства от регулирования социальных отношений вообще, от освобождения его от ответственности за охрану и обеспечение этих прав. Однако подобные предложения не могут быть приняты хотя бы по той простой причине, что международное право предписывает всем государствам гарантировать реальное осуществление социальных прав и свобод граждан.

Другое дело, что выполнение этой миссии российским государством (как, впрочем, и многими другими государствами) осуществляется нерегулярно, является недостаточно эффективным.

Основная причина подобных отступлений в том, что государство пе-

реживает переходный период. Оно не свободно от кризисных явлений. Ему свойственны поиски и внедрение в практику адекватных новому времени подлинно демократических форм отношений со своими гражданами.

Из изложенного очевидно, что понятие социальной государственности непосредственно и органически связано с представлениями о социальной свободе и справедливости, равенстве и равноправии граждан, наконец, о правосознании, законности и правопорядке, о правовом государстве и гражданском обществе.

Говоря о свободе, мы сталкиваемся с неимоверным богатством содержания этого понятия. В научной литературе при выделении познавательного аспекта подчеркивается зависимость от осознания и знания необходимости, т. е. мира, общества и самого человека. Чем полнее и глубже наши представления о них, тем мы свободнее в своих суждениях и размышлениях о происходящем. Однако же одних знаний недостаточно для того, чтобы быть свободным. Необходимы еще действия, которые соответствовали бы познанной необходимости. Дополнение познавательного аспекта практически действенным приближает нас к пониманию свободы, но не исключает учета и других ее граней.

Всем хорошо известно изречение «Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя». На самом деле индивид не может не сообразовывать свои поступки и действия с поведением и деятельностью членов семьи, к которой принадлежит, не подчиняться коллективу, в котором работает, государству, представителем которого является. Всякое анархическое своеволие, прояв-

ление эгоизма, идущего вразрез с общественным благом, не имеет ничего общего со свободой, нуждается в пресечении, ибо приводит к ограничению свободы других членов общества.

Следовательно, свобода предполагает или включает в себя определенные ограничения. Именно поэтому государство является той общественной организацией, которая не только предоставляет своим гражданам права и свободы, не только гарантирует их реализацию, но и возлагает на них обязанность следовать конституционным установлениям, в которых фиксируется их ответственность перед обществом и его членами.

Представление о свободе и ответственности как взаимодополняющих друг друга характеристиках статуса человека в обществе открывает возможность выработки адекватного представления о социальной роли государства.

Такой подход тем более необходим, что в отечественной марксистской литературе длительное время первостепенное значение придавалось насильственно-принудительной функции, а не социальной. При этом не учитывалось, что сами основатели марксизма к числу причин, обусловивших возникновение государства, относили достижения определенной согласованности между людьми различных сословий и классов. Для того чтобы классы не пожрали друг друга в бесплодной борьбе, появляется государство - так формулирует свою мысль Ф. Энгельс. Иначе говоря, государство изначально было призвано обеспечить жизненность организуемого им сообщества, что предопределяло необходимость выполнения им

социальных функций. При этом важно отметить, что по мере усложнения общественных процессов, углубления их противоречивости значение социальной политики неуклонно возрастает, наблюдается усиление ее регулирующего воздействия на материальную и духовную сферы жизнедеятельности людей. Заметим к тому же, что государство оказывается орудием, которое в состоянии сдерживать мощный натиск механизма рыночной конкуренции, который наряду с позитивным эффектом обладает и негативным, ведет к расколу населения на группы приобщенных к благам цивилизации и отстраненных от ее достижений, увеличивает пропасть между богатыми и бедными.

Понятие социальности государства сопряжено не только с понятием свободы, но и с такими феноменами, как справедливость и равенство.

Будучи организацией, представляющей и защищающей интересы своих граждан, государство должно в своей политике исходить из принципа справедливости, предполагающего равноправное к ним отношение, не отдавая предпочтение тем или иным слоям, сословиям, группам населения.

Как известно, равенства между людьми в действительности не существует. Государство просто не в состоянии учесть различия их склонностей, способностей и пристрастий к тому или иному роду деятельности. Оно вынуждено отвлекаться, не принимать во внимание особенности характеров, темперамента и всех других характеристик их индивидуального своеобразия.

«Люди равны между собой единственно в отношении метафизической

своей сущности: во всем остальном они не равны, - писал Б. Н. Чичерин. - Все естественные определения ведут к неравенству, а так как эти определения дают содержание человеческой деятельности, то право рядом с формальным равенством признает материальное неравенство» .

Уравнивание различных людей, осуществляемое государством в целях распределения общественных благ в соответствии с универсальным законодательным стандартом, игнорирует их индивидуальные способности и тем самым утверждает неравенство. Не без основания Н.А. Бердяев замечал: «Существует трагическая диалектика свободы и равенства» .

В том же ключе рассуждает С.Л. Франк: «По существу начала свободы и равенства, как известно, скорее антагонистичны, что не раз и обнаруживалось на историческом опыте; начало свободы личности предполагает, правда, всеобщность самодеятельности и в этом смысле формальное равноправие всех, но, с другой стороны, стоит в резком антагонизме к началу реального равенства: в силу фактического неравенства способностей, условий жизни, удачи между людьми свобода должна вести к неравенству социальных положений, и, наоборот, реальное равенство осуществимо только через принуждение, через государственное регулирование и ограничение самодеятельности личности, свободного выбора жизненных возможностей» .

Однако «реальное равенство» (точнее, равноправие) осуществимо отнюдь не только через государственное принуждение и «ограничение свободной самодеятельности личности». Социальное

государство обеспечивает это равноправие, предоставляя личности в соответствии со справедливостью максимальные возможности для самореализации.

Итак, все имеют (или должны иметь) равные субъективные права (назовем их первичным равноправием) и равные отправные, стартовые начала для их реализации (назовем их равноправием возможностей). Однако реальная государственная практика свидетельствует об отступлениях от равенства прав и возможностей. Уравнивание людей в распределении социальных благ несправедливо и, следовательно, отрицает равноправие. Когда, к примеру, работа человека, формально выполняющего свои функции без особого рвения и напряжения ума, оценивается законом (или указом, постановлением) значител

ЖИНКИН С.А. - 2008 г.

  • РАЗВИТИЕ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ В УСЛОВИЯХ ПРОЦЕССА ГЛОБАЛИЗАЦИИ

    ДАРКОВ АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ - 2009 г.

  • Развитие факторов правотворчества в современных условиях трансформации общественных отношений

    1. Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

    2. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

    Комментарий к Статье 7 Конституции РФ

    1. Российская Федерация является социальным государством. Главная задача социального государства - достижение такого общественного развития, которое основывается на закрепленных правом принципах социальной справедливости, всеобщей солидарности и взаимной ответственности. Социальное государство призвано помогать слабым, влиять на распределение экономических благ, чтобы обеспечить каждому достойное человека существование.

    Следует отметить, что объявление России социальным государством не означает возвращение страны к тоталитарному государству, обещавшему своим гражданам всеобщее благосостояние за счет создания экономической системы, полностью управляемой и организуемой им. Социальное государство в том понимании, которое вкладывает в него Конституция, должно стремиться лишь к максимально возможному в условиях демократической страны равномерному содействию благу всех граждан и к максимально возможному равномерному распределению жизненных тягот.

    Социальное государство стремится обеспечить каждому своему гражданину достойный человека прожиточный минимум. При этом оно исходит из того, что каждый взрослый должен иметь возможность зарабатывать на себя и на содержание своей семьи. Вмешательство государства осуществляется лишь тогда, когда такая возможность по разным причинам не может быть реализована и потребности человека не могут быть удовлетворены надлежащим образом.

    Возможность человека зарабатывать, естественно, предполагает прежде всего наличие работы. В социальном государстве, как правило, закрепляется в связи с этим право на труд. В Конституции содержится лишь право (ст. 37) " ". Разумеется, такое положение в полной мере обеспечивает свободу труда, однако оно ставит под сомнение важнейшее требование социального государства, согласно которому каждый человек должен заботиться о получении трудового дохода для удовлетворения своих потребностей. Правда, ситуация несколько облегчается наличием в Конституции права на защиту от безработицы (ст. 37).

    Личная ответственность каждого за его собственное благополучие неразрывно связана с семьей. Семья является одним из устоев общества. Она важнейший компонент общества, связывающий его с государством. Семья всегда была и остается одним из главных факторов совершенствования общества, полноценного воспитания новых поколений граждан. Повышение социального потенциала семьи, ее активности во всех сферах жизни общества, укрепление брачно-семейных отношений - все это имеет непосредственное отношение к социальному развитию страны, к полному использованию ее возможностей.

    Провозглашенные в Конституции цели политики Российской Федерации как социального государства (ч. 1 ст. 7 КРФ) предопределяет обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности, и если в силу возраста, состояния здоровья, по другим не зависящим от него причинам человек трудиться не может и не имеет дохода для обеспечения прожиточного минимума себе и своей семье, он вправе рассчитывать на получение соответствующей помощи, материальной поддержки со стороны государства и общества. Поэтому Конституция связывает обязанности социального государства не только с охраной труда и здоровья людей, установлением государственного минимального размера оплаты труда, но и с обеспечением государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развитием системы социальных служб, установлением государственных пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты. Следовательно, развитие системы социального обеспечения как составной части социальной защиты населения является необходимым условием осуществления социального государства (см. Постановление КС РФ от 16.12.1997 N 20-П*(20)).

    Социальный потенциал семьи - это ее возможный вклад в жизнедеятельность и развитие общества, ее роль в решении стоящих перед ним задач. Социальный потенциал выражается в хозяйственно-экономических и духовно-психологических функциях семьи.

    Семья одинаково важна и для общества, и для государства. Значит, семья, материнство, отцовство, детство должны находиться под охраной и общества, и государства как в правовом, так и в социальном плане. Именно поэтому социальное государство в тех случаях, когда работающие в семье не могут заработать для удовлетворения ее определенных потребностей, несет особую ответственность за доступность для таких семей жизненно важных благ, включающих продовольствие, жилье и т.д.

    Во исполнение обеспечения государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства законодатель вправе, в том числе посредством закрепления соответствующих мер социальной защиты, предусмотреть определенные гарантии и льготы для работников, которые вследствие необходимости особого ухода за детьми-инвалидами или инвалидами с детства не могут в полном объеме наравне с другими выполнять предписанные общими нормами обязанности в трудовых отношениях (см. Постановление КС РФ от 24.01.2002 N 3-П*(21)).

    Следует отметить, что в условиях демократии социальное государство предоставляет широкий простор любым общественным силам, которые желают оказывать помощь социально необеспеченным. Например, в Конституции (ст. 39) указывается, что в стране поощряются "создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность" (см., например, Федеральный закон от 07.05.1998 N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах" (в ред. от 30.04.2008)).

    Одной из важнейших целей социального государства является сглаживание социального неравенства, преодоление его крайних форм. Способы, применяемые государством для достижения этой цели, различны. Ими могут быть социальные коррективы, вносимые в правовые отношения (например, с помощью трудового права); государственное вмешательство в общественные отношения (охрана труда, надзор за воспитанием и т.п.); обеспечение общедоступности наиболее важных благ и услуг (регулирование цен, развитие систем государственного здравоохранения, образования и т.д.); улучшение социального положения путем государственных выплат (например, социальные пособия); сглаживание имущественного неравенства за счет средств, мобилизуемых государством (налоги, пошлины и т.д.); смягчение экономического неравенства путем обобществления некоторых экономических ценностей или их перераспределения (например, путем земельной реформы); устранение социального неравенства методами правового характера (например, уравнивание женщин и мужчин в оплате труда) и др.

    Одна из разновидностей социального неравенства - неравенство, связанное с утратой дохода или средств к существованию из-за болезни, инвалидности, старости, потери кормильца, безработицы и т.п., а также с особого рода расходами (похороны, утрата имущества в результате пожара и других стихийных бедствий). Средством, которое использует социальное государство, чтобы противостоять этим превратностям судьбы, является социальное обеспечение.

    Социальное обеспечение зависит не только от того, насколько оно необходимо, но и от того, может ли государство осуществлять такое обеспечение. Переход социального общества от первичной цели - предоставление человеку минимума средств к существованию - к более высоким целям - избавлению человека от нужды или поддержанию его обычного жизненного стандарта - во многом зависит и от того, в какой мере само общество может производить средства для социального обеспечения, которые могли бы дополнить средства, выделенные для этого государством.

    В отличие от тоталитарного государства, которое полностью управляет экономикой и организует ее и которое способно предложить своим гражданам лишь равенство в бедности, демократическое социальное государство стремится к сглаживанию неравенства на основе роста благосостояния. Оптимальная стратегия подъема благосостояния обеспечивается социальным рыночным хозяйством в сочетании с производством и распределением благ самим социальным государством в некоторых сферах (например, в сфере воспитания и образования, в сфере транспортных услуг и других благ, обеспечиваемых инфраструктурой, в сфере социальной помощи). Кроме того, поскольку производство и распределение благ организуются по принципам рыночной экономики, государство в различных формах несет ответственность за их эффективность.

    Наиболее характерные черты социального государства отражаются в его социальной политике, которая в соответствии с Конституцией направлена "на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека" (ст. 7 Конституции России).

    Социальная политика представляет собой часть общей политики государства, которая касается отношений между социальными группами, между обществом в целом и его членами, связанных с изменениями в социальной структуре, ростом благосостояния граждан, улучшением их жизни, удовлетворением материальных и духовных потребностей, совершенствованием образа жизни.

    Выделение социальной сферы не означает, что она полностью отграничена от других сфер общественной жизни. Все они так переплетены, что во многих случаях можно с полным основанием говорить не столько о социальных, сколько о социально-экономических, социально-политических и иных подобных явлениях и процессах.

    Демократическое преобразование российского общества заключается в переустройстве условий и образа жизни людей и в коренном изменении социальной структуры, в ходе которых должно быть преодолено резкое имущественное расслоение общества. Этим и определяется содержание социальной политики Российской Федерации на всех этапах ее осуществления.

    Разумеется, в ходе демократических преобразований в России содержание социальной политики претерпевает существенные изменения. Те или иные конкретные задачи решаются или утрачивают свое значение, появляются новые задачи, новые направления социальной политики, обогащающие ее содержание. Однако главные задачи, главные цели социальной политики всегда неизменны.

    Ряд важных вопросов, связанных содержанием и осуществлением социальной политики России, решается Конституцией, которая создала правовую основу для проведения этой политики.

    2. Согласно статье 7 Конституции Российской Федерации главной задачей социальной политики Российской Федерации является достижение благосостояния человека и общества, обеспечение равных и справедливых возможностей для развития личности. Эта задача социальной политики Российского государства должна решаться в тесном единстве с его экономической политикой.

    Главная задача социального развития российского общества определяет основные направления социальной политики, реализация которых на практике приведет к созданию важнейших элементов социального государства в Российской Федерации. В их число входят: охрана труда и здоровья людей; установление гарантированного минимального размера оплаты труда (см.

    Социальное государство является высшим достижением эволюции государственной системы, но его традиционный механизм не способен адаптироваться к новым вызовам, адекватно справляться с проблемами, что порождает ряд социальных проблем. Это, прежде всего, относится к принципу социальной солидарности, который отлично содействовал решению социального вопроса в условиях существенной имущественной дифференциации, но мало дееспособен и вызывает все большее отторжение у значительной части общества в условиях высокой степени социальной однородности и доминирования среднего класса.

    Времена меняются, меняются и потребности общества, а значит, социальное государство должно трансформироваться вместе с ними. В настоящее время по многим показателям модели социального государства, считавшиеся ранее образцовыми, приходят в негодность.

    Идеи и понятия «социального государства» начинают формироваться во второй половине XIX в. Нужно отметить, что идее «социального государства» предшествовали идеи «правового государства», введенные в научный оборот немецким ученым Р. фон Молем (1832 г.). Появление идей и практики правового государства было реакцией общества на всесилие авторитарной власти правителя, произвол и жестокость государственных чиновников, бесправное положение населения. Законодательное закрепление гражданских и политических прав послужило юридическим и фактическим ограничением власти государства. Поскольку государство отстранилось от регулирования общественно-экономических отношений, в обществе сформировалось резкое социальное расслоение: с одной стороны сосредоточение социальных и экономических ресурсов в руках власть имущих и с другой стороны – нищета большинства. Недостатки индивидуалистической концепции правового государства вызвали необходимость их компенсации посредством новой теории – «социального государства». В этих условиях и зародилась концепция социального государства, как государства, сочетающего в себе идеи гуманности и социальной справедливости и торжества социального равенства и государственно-гарантированной защиты социально-экономических прав.

    Впервые понятие «социальное государство» ввел в конце XIX в. немецкий ученый Л. фон Штайн. Он писал, что социальное государство «обязано поддерживать абсолютное равенство в правах для всех общественных классов, для отдельной самоопределяющейся личности благодаря своей власти. Оно обязано … способствовать экономическому и общественному прогрессу всех своих граждан».

    Широкое распространение и закрепление во многих конституциях западных стран термин «социальное государство» получил после второй мировой войны. Однако «пальма первенства» принадлежит Германии. В 1949 г. в Основной закон Федеративной Республики Германия был включен термин, который дословно переводится с немецкого как «социальное правовое государство».

    Таким образом, исходным критерием выделения социального государства в особый тип стал государственный патернализм, обращенный на всех членов общества независимо от их социальной принадлежности. Появление термина “социальное государство” фактически ознаменовало признание изменившейся природы государственности. Данное понятие отразило свершившийся переход от “полицейского” государства, “государства общественного договора”, “государства как высшей формы власти” к государству, осуществляющему социальные функции. А значит, оно берет на себя ответственность за благосостояние граждан, обеспечивает доступность социальной поддержки всем членам общества, создает государственные системы социального обеспечения и социальной защиты, вводит бюджетное финансирование социальных программ и новые механизмы социальной политики в виде государственного социального страхования, становится доминирующим субъектом социальных функций в обществе.

    Однако социальное государство не является абсолютным благом. Одной из опасностей, таящихся в социальном государстве, является чрезмерно активный и всеобъемлющий государственный патернализм, который резко снижает склонность к риску и принятию самостоятельных решений, требующих собственных инвестиций. Одним из ярких примеров такой ситуации является Германия конца ХХ века. Немцы не желают менять работу и место жительства (чтобы получить лучшую работу) и даже в безвыходной ситуации не соглашаются на плохо оплачиваемые рабочие места, предпочитая не работать вообще.

    Среди безработных Германии особенно велика доля лиц с низким уровнем образования (14,2%) или вообще без образования (около 20%), тогда как среди закончивших университеты безработных всего 2,6%. Но это происходит не потому, что для лиц с низким уровнем образованием вообще нет работы, а потому, что они не согласны получать адекватную этой работе низкую зарплату и предпочитают жить лишь за счет пособия по безработице. Стремясь помочь безработным и создать для них достойные условия жизни, социальное государство отбило желание искать работу. Программы обучения и повышения квалификации, повышение эффективности служб занятости и т. п. ничего не дадут, если пособие по безработице составляет две трети прежней зарплаты и выплачивается до трех лет.

    Таким образом, всё более актуальным становится вопрос о том, является ли современная социально-экономическая система Германии – социальное рыночное хозяйство – образцом для подражания или же она загоняет страну в ненужные рамки, мешающие ее дальнейшему развитию, что можно назвать кризисом социального государства в Германии. Учитывая, что Германия первой стала реализовывать принципы социального государства и долгое время считалась одним из его эталонов, можно смело говорить о кризисе социального государства в странах Западной Европы в целом.

    Еще одним проявлением кризиса социального государства в Западной Европе стали студенческие волнения во Франции весной 2006 года, вызванные принятием с подачи Доминика де Вильпена правительственного закона «о молодежном контракте». Он позволяет предпринимателю без объяснения причин увольнять молодых людей в возрасте до 26 лет, если они проработали в компании менее двух лет. Премьер де Вильпен своим законом хотел заставить работодателей нанимать молодёжь. Но студенты заявляют, что хозяева предприятий будут их нанимать, чтобы тут же уволить. Отметим, что безработица среди молодёжи, во Франции, по некоторым данным, достигает сорока процентов. Результатом принятия такого закона стал митинг, в котором участвовало до 120 тысяч человек. При этом большинство французов понимают, что молодежь протестовала не столько против принятого закона, сколько против обстоятельств, которые в ближайшее время приведут к краху социального государства во Франции.

    Таким образом, в странах Западной Европы подорваны основы функционирования социального государства, поскольку сложившаяся социально-экономическая ситуация противоречит основным принципам социального государства которое, в общем смысле, выделяет в качестве главных приоритетов социальную защиту граждан, нейтрализацию конфликтов, которые могут возникнуть на социально-экономической почве и создание достойных условий для жизни и развития посредством справедливого распределения ВВП в обществе.

    Сложившуюся в Западной Европе ситуацию можно описать с точки зрения концепции А. Тойнби «Вызов-ответ». «Вызовом» Тойнби называл резкое изменение условий жизни цивилизации. Автор считал, что если цивилизация будет развиваться статично, ориентируясь на устойчивость отношений, делая упор на опыт предшествующих поколений, то при резко изменившихся обстоятельствах, такое общество не сможет изменить образ жизни и адаптироваться в новых условиях. Продолжая жить и действовать так, будто «вызова» нет, ничего не изменилось, общество движется к пропасти и гибнет. Важно отметить, что идея социального государства возникла и начала успешно реализовываться в странах Западной Европы, когда экономическое развитие этих стран достигло максимальных темпов развития. Это было связано с преодолением последствий Второй мировой войны, усилением международного экономического сотрудничества и государственным регулированием экономики. Сегодня ситуация коренным образом изменилась: в мировой экономике на первые роли выдвигаются страны Азии и “третьего мира”, демографическая ситуация в Европе может быть названа неблагоприятной – увеличивается возраст выхода европейцев на пенсию, число пенсионеров приближается к числу работающих, что ставит социальную систему государства под большие сомнения, поэтому проверенные временем модели социального государства становятся недееспособными и требуют немедленной модернизации. Итак, перед современным обществом стоит определенный «вызов», требующий адекватного «ответа».

    Пути выхода из кризиса для каждой страны индивидуальны, но в целом можно отметить, что государство должно поощрять у своих граждан инициативность и способность к автономному существованию, а не создавать посредством пособий и компенсаций «тепличные условия», функционирование в которых в конечном итоге приводит к неспособности страны выживать в сложные периоды. Социальная помощь необходима, но поощряющая активность и поиск работы (особенно у молодежи), а не прозябание за счет пособий. Помощь должна не заменять заработок, а дополнять его, если он слишком низкий. При любой зарплате работать должно быть существенно выгоднее, чем просто получать социальные пособия. В противном случае социальное государство будет и далее разрушительным образом воздействовать на экономику и предпринимательскую среду.

  • 8. Понятие формы государства
  • 9. Монархия как форма правления: понятие и виды
  • 10. Республика как форма правления: понятие и виды
  • 11. Советская республика как форма правления
  • 12. Унитарное государство
  • 13. Федеративное государство
  • 14. Конфедерация
  • 15. Государственно-политический режим: понятие и виды
  • 16. Прямая и представительная демократия
  • 17. Функции государства: понятие, классификация
  • 18. Государственный орган: понятие, признаки, виды.
  • 19. Механизм государства: понятие, структура, функции
  • 20. Механизм разделения властей как принцип функционирования механизма государства. Система сдержек и противовесов.
  • 21. Политическая система общества: понятие, структура, функции
  • 22. Политическая система современной России
  • 23. Форма правления современной России
  • 24. Федеративное устройство современной России
  • 25. Проблемы формирования гражданского общества в России
  • 26. Соотношение государства и права
  • 27. Правовое государство
  • 28. Социальное государство
  • 29. Право и иные социальные регуляторы
  • 30. Принципы права.
  • 31. Правовые системы традиционного типа (обычно-правовые и религиозные)
  • 32. Основные правовые системы современности
  • 33. Классификация отраслей права
  • 34. Права человека: понятие и классификации. Поколения прав человека.
  • 35. Международные и внутригосударственные механизмы защиты прав человека
  • 36. Правовая культура: понятие и структура
  • 37. Правосознание: понятие, структура, виды
  • 39. Правовой обычай
  • 41. Нормативно-правовой акт: понятие и виды
  • Глава 1. Основы конституционного строя (статьи 1-16)
  • 43. Закон: понятие, признаки, виды
  • 45. Правотворчество: понятие, виды, стадии
  • 46. Законодательный процесс в Российской Федерации
  • 47. Систематизация нормативно-правовых актов. Учет. Инкорпорация. Консолидация. Кодификация.
  • 48. Действие нормативных правовых актов во времени, пространстве и по кругу лиц
  • 49. Норма права: понятие и виды
  • 50. Структура нормы права
  • 51. Способы изложения нормы права в нормативном правовом акте
  • 53. Отраслевая структура права в Российской Федерации
  • 54. Реализация права: понятие и формы
  • 55. Предмет и метод правового регулирования
  • 56. Правоотношение: понятие, признаки
  • 57. Содержание правоотношения: субъективные права и юридические обязанности
  • 58. Юридические факты и их виды
  • 59. Объект правоотношения. Субъекты правоотношения, их виды
  • 60. Правоспособность, дееспособность, правосубъектность, деликтоспособность.
  • 61. Правовой статус человека и гражданина
  • 62. Применение права: понятие, признаки
  • 63. Основные стадии правоприменения
  • 64. Нормативный правовой акт и акт применения права, их соотношение
  • 65. Пробелы в праве: способы восполнения и устранения
  • 66. Толкование права: понятие и способы
  • 67. Виды толкования права
  • 68. Юридическая техника
  • 69. Правомерное поведение: понятие и виды
  • 70. Правонарушение: понятие и виды
  • 71. Состав правонарушения
  • 72. Юридическая ответственность: понятие, виды, основания
  • 73. Понятие законности. Гарантии законности. Понятие правопорядка.
  • 28. Социальное государство

    Социа́льное госуда́рство - политическая система, перераспределяющая материальные блага в соответствии с принципом социальной справедливости ради достижения каждым гражданином достойного уровня жизни, сглаживания социальных различий и помощи нуждающимся.

    Стремление к социальному государству является одним из ключевых положений политических программ социал-демократов. Упоминание о социальном государстве содержится в конституциях и других высших законодательных актах многих стран. Теория государства всеобщего благоденствия предполагает, что социальные гарантии обеспечиваются путём государственного регулирования экономики (прежде всего, крупного бизнеса) и налоговой политикой.

    Признаки социального государства

    Высокий уровень экономического развития страны, что позволяет перераспределять доходы населения, не ущемляя крупных собственников;

    Социально ориентированная структура экономики;

    Формирование гражданского общества;

    Разработка государством разнообразных социальных программ;

    Развитое социальное законодательство;

    Утверждение целей государства, обеспечивающих каждому достойные условия жизни, социальную защищенность и равные стартовые условия для самореализации личности;

    Социальная ответственность перед гражданами.

    Функции социального государства

    Поддержка социально незащищенных слоев населения (безработных, пенсионеров, инвалидов);

    Охрана труда и здоровья людей;

    Поддержка семьи, материнства, детства;

    Устранение социального неравенства путем перераспределения доходов;

    Поощрение благотворительной деятельности;

    Финансовая поддержка образовательных и культурных программ;

    Борьба с безработицей.

    С 1993 года Россия официально провозглашена социальным государством (Конституция Российской Федерации, глава 1, статья 7).

    Задача социального государства - обеспечить своим гражданам следующие условия:

    Каждый гражданин должен иметь достойный человека прожиточный минимум;

    Каждый трудоспособный человек должен иметь возможность зарабатывать на себя и на содержание всей семьи;

    Нетрудоспособные или граждане, не имеющие по каким либо причинам возможности трудиться (дети, больные, инвалиды, пенсионеры, безработные, беженцы и переселенцы), должны иметь возможность поддерживать обычный жизненный стандарт за счет перераспределения государством средств, накопленных субъектами, участвующими в экономической жизни страны.

    29. Право и иные социальные регуляторы

    Право отличается от иных социальных норм в основном теми же признаками, что и от моральных. Соотношению права и морали было уделено сравнительно большее внимание потому, что это – два наиболее важных и распространенных регулятора общественных отношений, с которыми люди постоянно сталкиваются в повседневной жизни. С указанными регуляторами непосредственно и прежде всего связана юридическая наука. Однако необходимо кратко остановиться и на взаимодействии права с другими социальными нормами, выяснить специфику и роль последних.

    Соотношение права и обычаев. Обычаи играют существенную роль в регуляции различных сторон общественной жизни. Они тесно связаны с правом, моралью, культурой, политикой, религией, другими социальными нормами. Исторически право как система норм в значительной степени вырастало из обычаев, которые санкционировались публичной властью по мере практической необходимости. Уже в этом заключается их генетическое родство. Данный процесс в принципе является постоянным, он продолжается и сейчас, ибо право формируется не только «сверху», но и «снизу», из народных глубин, корней, традиций.

    Обычаи принято определять как устойчивые и достаточно распространенные в определенной сфере правила поведения, которые в результате многократного, длительного повторения становятся привычкой, обыкновением, соблюдаемыми добровольно. Привычки – мощное средство формирования менталитета личности. Не зря говорят: привычка – вторая натура.

    Обычаи передаются из поколения в поколение, многие из них живут веками и тысячелетиями, освящены заветами предков. Немало из них носят религиозный или полурелигиозный характер (например, соблюдение поста, рамадана). Подобные социальные стереотипы имеются у всех народов, они могут быть разными в разных слоях одного и того же общества, у разных этносов, национальных групп. Это древнейшая форма социальной регуляции.

    Соблюдение некоторых обычаев (обрядов, ритуалов, церемоний) является для индивида не менее императивным требованием, чем исполнение законодательных предписаний, ибо здесь, как правило, ощущается жесткое давление общественного мнения, пересудов и молвы окружающих; боязнь подвергнуться осуждению со стороны знакомых, друзей, коллег; нежелание оказаться в положении человека, не уважающсго общепринятые нормы поведения (гостеприимство, добрососедство, уважение старших; присутствие на похоронах, выражение сочувствия родным и близким покойного, традиция отмечать различные радостные события, неофициальные праздники, дни рождения, устройство свадьбы, новоселий и т.д.). Традиции обязывают...

    Поэтому каждый стремится к тому, чтобы не ронять своего достоинства в глазах других людей, не выбиваться из общего ряда, следовать сложившемуся порядку вещей, поступать как все, как принято, как завещано. Те, кто не придерживается этих канонов, могут оказаться в положении бойкота со стороны окружающих, прослыть «белой вороной», эгоистом и т.д.

    В юридической науке обычаи подразделяются на правовые (обычное право) инеправовые, или общегражданские. Правовые обычаи потому и называются правовыми, что они получают отражение в праве, им охраняются, защищаются, приобретая тем самым юридическую силу. Одни из них прямо закрепляются в законе, другие лишь подразумеваются, третьи логически вытекают из тех или иных правовых норм. Чаще всего они просто упоминаются, что означает, что ими можно руководствоваться. Например, в п. 1 ст. 19 ГК РФ говорится: «Гражданин приобретает и осуществляет права и обязанности под своим именем, включающим фамилию и собственно имя, а также отчество, если иное не вытекает из закона или национального обычая».

    Но во всех случаях правовые обычаи должны находится в пределах правового поля, в сфере правового регулирования, а не за их границами. И, конечно, они не могут противоречить действующему законодательству. Правовые обычаи призваны способствовать правореализационному процессу, дополнять и обогащать механизм юридического опосредования разнообразных общественных отношений. Правовой обычай является одним из источников (форм) права.

    Что касается неправовых (общегражданских) обычаев, то их великое множество, и те из них, которые носят прогрессивный характер, право поддерживает; к другим относится безразлично (нейтрально), поскольку они не причиняют никакого вреда, с третьими (вредными) ведет борьбу, стремится вытеснить их (пьянство, некоторые местные традиции горских народов – калым, выкуп невесты, кровная месть, феодально-байские пережитки в семье, разного рода предрассудки, отдельные нормы шариата, публичные казни и т.д.). Есть обычаи, которое связаны с религиозной или расовой нетерпимостью, неравенством полов и т.д.

    Но, например, ношение холодного оружия (кинжала) как атрибута национального костюма допускается. Снисходительно относится право и к умыканию невесты (чаще всего – с согласия «похищаемой») при условии, что жених ее не обесчестил. Хотя по закону такое деяние наказуемо. Право, государство подходят к тем или иным обычаям дифференцировано – старые, неугодные отсекаются; новые, полезные поощряются. Следует иметь в виду, что в обычаях есть немало консервативного, застывшего, неприемлемого. Это – наслоение ушедших времен.

    В связи с развитием в России рыночных отношений и переходом от запретительных методов правового регулирования к дозволительным роль юридических обычаев возрастает. К этому ведет расширение экономической свободы личности, действие принципа «не запрещенное законом разрешено», стимулирование предпринимательства, частной инициативы.

    Право и религия . Как известно, церковь отделена от государства, но она не отделена от общества, с которым связана общей духовной, нравственной, культурной жизнью. Она оказывает мощное воздействие на сознание и поведение людей, выступает важным стабилизирующим фактором.

    Последним основным правовым актом, регулирующим деятельность всех видов религий в России (христианство, иудаизм, ислам, буддизм), является Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26 сентября 1997 г.

    Данный закон определяет также взаимоотношения между церковью и официальной властью, в нем переплетаются правовые и некоторые религиозные нормы. Церковь уважает право, законы, установленный в государстве порядок, а государство гарантирует возможность свободной религиозной деятельности, не противоречащей принципам общественной морали и гуманизма. Свобода вероисповедания – важнейшая черта гражданского демократического общества. Возрождение религиозной жизни, уважение чувств верующих, восстановление порушенных в свое время храмов – несомненное духовное достижение новой России.

    О тесной взаимосвязи права и религии говорит то г факт, что многие христианские заповеди, такие, например, как «не убий», «не укради», «не лжесвидетельствуй» и другие закреплены в законе и рассматриваются им как преступления. В мусульманских странах право вообще основывается в значительной мере на религиозных догматах (нормах адата, шариата), за нарушение которых предусмотрены весьма суровые наказания. Шариат – это исламское (мусульманское) право, а адат – система обычаев и традиций.

    Право и корпоративные нормы . Корпоративные нормы – это правила поведения, по которым живут и действуют различные общественные организации, движения, объединения, ассоциации, фонды, центры, союзы и другие образованиянегосударственного характера (профессиональные, творческие, научные, женские, молодежные, ветеранские, просветительские, спортивные, культурные, экологические, оборонные, технические и т. д.).

    Эти правила содержатся в соответствующих уставах, решениях, положениях, программах, других документах указанных структур. Корпоративные нормы тесно связаны с правовыми, особенно теми, которые определяют порядок образования, регистрации и деятельности общественных организаций и объединений. Специфика корпоративных форм во многом зависит от специфики той или иной организации, а многообразие форм – от разнообразия норм общественной самодеятельности граждан.

    Конституция РФ провозглашает: «Каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных организаций гарантируется» (ст. 30). «Общественные объединения равны перед законом» (ст. 13).

    Однако существуют и определенные ограничения. Так, в упомянутой статье 13 (п. 5) говорится: «Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели которых или действия которых направлены па насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни».

    При этом признается политическое многообразие, многопартийность, фиксируется, что никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Хотя само собой разумеется, что у Российского государства есть определенные жизненные идеалы и ориентиры.

    Корпоративные нормы – один из видов социальных норм, они входят в общую нормативно-регулятивную систему общества. Нормы общественных организаций регламентируют в основном их внутренние вопросы и отношения (цели, задачи, функции, права и обязанности членов, условия вступления и выхода или отчисления, формирование руководящих органов, меры ответственности, взыскания, членские взносы и т.д.).

    Правовые и политические нормы . Право и политика традиционно рассматриваются как явления тесно взаимосвязанные и взаимообусловленные. Достаточно сказать, что преобладающая часть всей внутренней и внешней политики любого государства реализуется через право, законы, а последние, в свою очередь, выступают выразителями и проводниками этой политики. Если же иметь в виду такой ведущий правовой акт, как Конституция, то она, как известно, закрепляет основы, принципы, цели, направления государственной политики, фиксирует и гарантирует политические права и свободы граждан, их участие в государственной, и общественно-политической жизни страны. Конституция представляет собойполитико-юридический документ.

    В политической области имеются свои традиции, общепринятые правила, требования, принципы, эталоны. Существует политическая этика, т.е. свод устоявшихся канонов, которых обычно придерживаются честные, добросовестные политики. Главные из них – это соблюдение законов, морали, установленного порядка, уважение оппонентов, правдивость, служение общественному долгу, благу.



     

    Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!