Отраслевые и внутриотраслевые принципы права социального обеспечения. Классификация принципов права социального обеспечения

Третьи рассматривают принципы права в качестве .

Однако преобладающей точкой зрения является признание того, что принципы права находят свое закрепление в нормативных актах , нормах права. При этом они либо прямо закрепляются в норме права, либо, минуя прямое закрепление, принцип выводится из содержания множества норм, т. е. из содержания норм права. Принципы — нормы и принципы, выводимые из норм, — составляют, по мнению Р.З. Лившица, две разновидности принципов права.

В зависимости от своего характера принципы права подразделяются на социально-экономические, политические, идеологические, специально-юридические, этические.

К специально-юридическим принципам обычно относят: принцип общеобязательности норм права для всего населения страны и приоритет этих норм перед иными социальными нормами; принцип непротиворечивости норм и приоритет закона перед иными нормативными правовыми актами; принцип недопустимости принятия законов или иных нормативных правовых актов, отменяющих или умаляющих права и свободы граждан , и др.

Помимо указанной выше классификации, принципы права под разделяются на группы в зависимости от того, распространяются ли они на всю систему права, на несколько отраслей или только на одну отрасль, либо отражают основополагающие идеи, руководящие начала норм права, образующих самостоятельный институт отрасли (внутриотраслевые принципы).

Межотраслевые принципы не являются абсолютно обособленными от общих принципов права, наоборот, они базируются на них, конкретизируя те или иные основополагающие идеи, пронизывающие содержание права в целом, с учетом специфики отраслей права.

К межотраслевым принципам относятся такие, как: право на защиту от безработицы ; право на охрану здоровья; государственная поддержка семьи , материнства, отцовства и детства; право пожилых граждан, инвалидов на социальную защиту; право на защиту от бедности.

Указанные принципы являются общими для отраслей права, регулирующих общественные отношения, в которых граждане реализуют предоставленные им социально-экономические права. К числу таких отраслей относятся прежде всего трудовое право и право социального обеспечения.

Наряду с принципами, отражающими социально-экономическую сущность права (в данном случае таких отраслей, как трудовое право и право социального обеспечения), в литературе сформулированы принципы, на которых должна строиться социальная политика российского государства. К ним, в частности, относятся: единство экономической эффективности и социальной справедливости, органическая взаимосвязь защиты и самозащиты, субсидиарность. Реализация этих принципов в общественной практике возможна также посредством норм права, в связи с чем они могут перерасти в принципы права, общие для тех отраслей, через нормы которых проводится в жизнь социальная политика государства.

Следующий уровень принципов права — это отраслевые принципы. Каждая отрасль права, помимо общих и межотраслевых, строится на основе своих собственных, присущих лишь ей правовых принципов; вместе они образуют фундамент, на котором создаются и функционируют не только отрасли, но и все право.

Отраслевые принципы отражают сущность и пронизывают содержание норм конкретной отрасли права. На их основе создаются и реализуются нормы, в совокупности образующие и такую отрасль, как право социального обеспечения. Таким образом, отраслевые принципы — это как бы низший этаж в общей системе принципов права, это принципы, конкретизирующие основополагающие идеи более высокого порядка.

Наряду с рассмотренными выше группами принципов права, некоторые ученые убедительно обосновывают необходимость выделения также и внутриотраслевых принципов, т. е. принципов отдельных институтов отрасли. Например, в праве социального обеспечения можно раскрывать сущность пенсионного обеспечения, социального обслуживания через соответствующие основополагающие идеи, которые пронизывают содержание норм права соответствующих институтов этой отрасли.

Содержание принципов права социального обеспечения

Данный принцип пронизывает нормы каждого института права социального обеспечения, но наиболее полно он реализуется в пенсионном обеспечении, поскольку в связи с принятием в России Закона 1990 г. пенсионной системой охвачено все население страны. В настоящее время в России введено подлинное всеобщее пенсионное обеспечение. Право на социальное обеспечение в виде пенсии признано за каждым человеком. Всеобщее пенсионное обеспечение полностью соответствует общепринятым принципам и нормам международного права .

Принцип всеобщности пронизывает также нормы, регулирующие обеспечение граждан социальными пособиями, социальными услугами, медицинской помощью и лечением, бесплатной либо со скидкой лекарственной помощью по системе социального обеспечения. В то же время в отношении предоставления некоторых льгот о принципе всеобщности можно говорить лишь с определенной долей условности, поскольку само понятие льгот связано с определенным предпочтением, оказываемым некоторым категориям обеспечиваемых по сравнению со всеми остальными.

2.Предоставление социального обеспечения как работнику, бывшему работнику, их семьям и каждому как члену общества без какой-либо связи с трудовой деятельностью. Этот принцип тесно связан с принципом всеобщности социального обеспечения.

Социальное обеспечение, предоставляемое работающим, бывшим работникам и их семьям, в частности за счет средств централизованных фондов обязательного социального страхования, не исключает предоставления многих видов социального обеспечения, предусмотренных для каждого как члена общества. Так, гражданин, которому установлена трудовая пенсия по старости, может получить, как и любой другой гражданин, который вообще не трудился, протезно-ортопедическую помощь либо социальное обслуживание на дому или в стационарном учреждении, если он нуждается в этих видах помощи.

Исключение составляет социальная пенсия, установленная для каждого как члена общества. Она не может назначаться и выплачиваться наряду с трудовой пенсией.

3. Установление уровня социального обеспечения, гарантирующего достойную жизнь человека. Этот принцип конкретизирует общеправовой принцип, закрепленный во Всеобщей декларации прав человека (1948 г.) и в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.), — право каждого на достаточный жизненный уровень для него самого и его семьи, включающий достаточное питание, одежду и жилище, и на непрерывное улучшение условий жизни. Этот принцип закреплен и в Конституции РФ, ст. 7 которой провозглашает, что Россия является социальным государством и ее политика направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

На современном этапе утверждать, что этот принцип полностью реализуется, нет оснований. В то же время государство не освобождается от юридического обязательства по его претворению в жизнь в силу Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, который был ратифицирован Советским Союзом в 1973 г. и по которому Россия как правопреемница СССР несет все обязательства.

Реализация данного принципа предполагает, что достойную жизнь каждого человека может обеспечивать доход не ниже соответствующего минимума, на первом этапе хотя бы прожиточного, объективно определяемого в установленном законом порядке.

В 1990 г. была предпринята попытка определить и установить минимальный размер пенсии по старости на уровне прожиточного минимума. Однако в дальнейшем в силу известных социально-экономических причин от этого пришлось отказаться.

Указом Президента РФ от 14 ноября 1997 г. было установлено, что начиная с 1 января 1998 г. минимальный размер пенсии по старости при общем трудовом стаже , равном требуемому для назначения полной пенсии, с учетом компенсационной выплаты, не может быть ниже 80% прожиточного минимума пенсионера, установленного законодательством. Правительству предлагалось предусмотреть средства, необходимые для обеспечения с 1 января 1998 г. указанного выше соотношения минимального размера пенсий по старости с учетом компенсационной выплаты к прожиточному минимуму. Данный Указ не реализован до сих пор: минимальный размер пенсии с учетом компенсационной выплаты и к 2000 г. оказался значительно ниже прожиточного минимума.

Федеральным законом от 24 октября 1997 г. «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» предусматривается, что на основе прожиточного минимума должны определяться минимальный размер пенсии, минимальная заработная плата , иные фиксированные социальные выплаты. Закон предусмотрел поэтапное приближение указанных выплат к прожиточному минимуму. В целях его реализации принят еще один Федеральный закон от 20 ноября 1999 г. «О потребительской корзине в целом по Российской Федерации».

Постановлениями Правительства РФ от 31 мая и от 11 августа 2000 г. установлен промежуточный минимум на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по России за I и II квартал 2000 г. За II квартал 2000 г. прожиточный минимум в целом по России в расчете на душу населения составляет 1185руб., для трудоспособного населения 1290 руб., пенсионеров 894 руб., детей 1182 руб. В постановлениях указывается, что величина прожиточного минимума устанавливается для оценки уровня жизни населения РФ при разработке и реализации социальной политики и федеральных социальных программ, обоснования устанавливаемых на федеральном уровне минимального размера оплаты труда и минимального размера пенсии по старости, а также для определения размеров стипендий, пособий и других социальных выплат и формирования бюджетов всех уровней на 2001 г.

С принятием этих постановлений завершилось формирование правового механизма, обеспечивающего полную реализацию Федерального закона «О прожиточном минимуме в Российской Федерации».

В целях реализации данного принципа в июле 1999 г. впервые в качестве самостоятельного основания для социального обеспечения была признана бедность человека, в связи с чем введена государственная социальная помощь тем, у кого доход ниже прожиточного минимума в соответствующем регионе. Размер этой помощи составляет разницу между фактическим доходом человека (семьи) и прожиточным минимумом в регионе.

Раскрывая содержание рассматриваемого принципа, нельзя его абсолютизировать для каждого отдельного вида социального обеспечения, поскольку обеспечение уровня жизни не ниже прожиточного минимума может достигаться совокупностью предоставляемых человеку видов социального обеспечения. Кроме того, необходимо также учитывать, что виды социального обеспечения имеют различные цели. Так, содержание и обслуживание нетрудоспособного человека в учреждении социального обслуживания преследует цель предоставить ему все необходимое, в чем он нуждается, по установленным нормам. Цель пособия по временной нетрудоспособности — возместить полностью либо частично утраченный вследствие болезни заработок. Пенсия по старости предназначена для того, чтобы гарантировать источник средств достойного существования. В то же время некоторые виды социального обеспечения вовсе не рассчитаны на предоставление полного обеспечения (например, пенсия по инвалидности III группы; пенсия по случаю смерти одного из родителей ; различного рода социальные пособия и компенсации, предоставляемые с целью материальной поддержки), в связи с чем их уровень не должен устанавливаться в соответствии с рассматриваемым принципом. Кроме того, специфика некоторых видов социального обеспечения такова, что они вообще не могут быть соизмеримы с прожиточным минимумом (например, медицинская, лекарственная помощь, различные льготы, предоставляемые по системе социального обеспечения).

Иногда принцип, о котором идет речь, формулируется иначе: как обязанность государства гарантировать обеспечение не ниже прожиточного минимума. Такая формулировка обедняет содержание этого принципа, поскольку прожиточный минимум еще не в полной мере обеспечивает человеку достойную жизнь и социально оправдан как промежуточная цель на пути к полному претворению в общественной практике международного принципа. Кроме того, обеспечение на уровне прожиточного минимума в ряде случаев, о которых говорилось выше, не является объективно необходимым и социально оправданным.

4. Многообразие оснований и видов социального обеспечения. На заре становления государственных систем социального обеспечения перечень оснований (социальных рисков), при наступлении которых у человека возникало право на социальное обеспечение, охватывал лишь утрату трудоспособности, старость и вдовство. По мере изменения социально-экономических условий и развития цивилизации этот перечень непрерывно расширялся. Всеобщая декларация прав человека (1948 г.), закрепившая право каждого как члена общества на социальное обеспечение, относит к таким основаниям не только старость, утрату трудоспособности (временную или постоянную), вдовство, но и безработицу , а также все иные случаи, когда человек по независящим от него причинам теряет источник средств к существованию. Кроме того, в качестве самостоятельных оснований для социального обеспечения Декларация закрепляет материнство и детство. Национальное законодательство различных стран конкретизирует круг оснований для социального обеспечения.

Право социального обеспечения России к их числу относит следующие: старость (т. е. достижение установленного законом возраста); инвалидность; временную нетрудоспособность; потерю кормильца; безработицу; рождение ребенка; смерть человека; нуждаемость в медицинской помощи и лечении, лекарственной помощи, протезно-ортопедической помощи, в транспортном средстве либо средстве передвижения; бедность; воспитание детей в семье; материнство и отцовство; вынужденное переселение и др.

В прошлом данный принцип формулировался как всесторонность социального обеспечения.

С многообразием оснований социального обеспечения неразрывно связано и многообразие его видов. Оно проявляется в установлении и фактическом предоставлении гражданам обеспечения как в денежной, так и в натуральной форме.

Денежная форма обеспечения — это различные пенсии (по старости, инвалидности, по случаю потери кормильца, а для отдельных категорий граждан также пенсии за выслугу лет), доплаты к некоторым пенсиям; социальные пособия — по временной нетрудоспособности в различных ее случаях (при болезни и травме, при уходе за больным членом семьи и т.д.), по беременности и родам, ежемесячные пособия на детей, единовременные пособия (при рождении ребенка и в случае смерти члена семьи), пособия по безработице, а также различные компенсационные выплаты (за время вынужденного отпуска без сохранения заработной платы, отпуска по уходу за ребенком, академического отпуска по медицинским показаниям, за время проживания с супругом в местности, где невозможно трудоустроиться, за период осуществления ухода за нетрудоспособным гражданином и т.д.).

Натуральная форма обеспечения охватывает целый комплекс разнообразных видов медицинской и лекарственной помощи и социального обслуживания (на дому, в стационарных учреждениях для престарелых и инвалидов, в том числе детей-инвалидов), а также различных льгот (по проезду, оплате коммунальных услуг и т.д.).

Российская система социального обеспечения имеет, таким образом, богатый арсенал различных видов обеспечения и обслуживания, в том числе основные виды, характерные для зрелых систем социального обеспечения развитых стран. Однако надо иметь в виду, что некоторые виды помощи и поддержки являются временными, они введены в связи с существенными сбоями в организации общественного производства и значительным снижением уровня жизни населения. К ним относятся, в частности, некоторые компенсационные выплаты.

5. Дифференциация (различие) условий и норм обеспечения в зависимости от ряда социально значимых обстоятельств, характеризующих, в частности, трудовую деятельность (объем трудовой деятельности и ее результаты); характер трудовой деятельности (специфика условий труда и профессии и т.д.); местность, где выполнялась работа (служба) или живет человек; субъективные особенности человека и его семьи (пол, возраст, состояние здоровья, причины нетрудоспособности, наличие детей и их число и т.п.); материальное положение.

Полный «набор» оснований для дифференциации условий и норм обеспечения содержится в правовых предписаниях массива законодательства о социальном обеспечении. Они различаются в зависимости от вида обеспечения и обслуживания. При предоставлении одних видов обеспечения преобладают трудовые критерии, других — критерии материального положения и т.д. Наиболее часто различные критерии пересекаются. В некоторых законах называются основные критерии, хотя дифференциация осуществляется фактически с учетом и многих иных обстоятельств. Так, в преамбуле Закона 1990 г. указывается, что основными критериями дифференциации норм и условий пенсионного обеспечения признаются труд и его результаты; фактически же учитываются также семейное положение пенсионера (наличие у него иждивенцев), необходимость постоянного ухода за ним, место его жительства и т.д.

Основным, подчас единственным, критерием предоставления различных видов социального обслуживания, кроме медицинской и лекарственной помощи и разных социальных льгот, являются военные, трудовые и иные заслуги человека. Следует отметить, что в последние годы трудовые критерии для дифференциации постепенно утрачивают свое значение и, наоборот, критерии материальной необеспеченности (бедности) приобретают особую значимость. Это вполне объяснимо и оправдано в условиях резкого падения уровня жизни подавляющего большинства населения, и к тому же небывалого расслоения семей по уровню доходов и ограниченных финансовых ресурсов государства, вынуждающих его сосредоточить основное внимание на оказании помощи наиболее бедным слоям населения.

6. Участие общественных объединений, представляющих интересы граждан, в разработке, принятии и осуществлении решений по вопросам социального обеспечения и защиты их прав . В данном принципе конкретизируются конституционные права граждан на объединение для защиты своих интересов, на участие в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей, а также право обращаться в государственные органы лично, направлять туда индивидуальные и коллективные обращения. Под давлением общественного мнения и по инициативе общественных объединений ветеранов, инвалидов, движения солдатских матерей принят ряд законов: «О ветеранах», «О пенсионном обеспечении родителей погибших военнослужащих , проходивших службу по призыву», «О социальной защите инвалидов» и др.

В разработке проектов законов по вопросам социального страхования и обеспечения в порядке обязательного социального страхования активное участие принимают профсоюзы , осуществляющие защитную функцию экономических интересов трудящихся.

Наряду с отраслевыми принципами права социального обеспечения выделяются и внутриотраслевые принципы. Это могут быть основополагающие идеи, отражающие сущность правовых норм ряда институтов отрасли либо ее отдельных институтов.

Так, к числу принципов комплексного института пенсионного обеспечения относятся следующие: исчисление пенсий на основе индивидуального заработка и установление их в твердых размерах, равных минимальным размерам, когда исчислить пенсию из индивидуального заработка невозможно; ограничение предельного размера трудовых пенсий (прямо либо косвенно) определенным максимальным размером; установление соответствующих компенсационных надбавок к пенсиям (кроме пенсии по инвалидности III группы), в том числе сверх их максимального размера, и т.д. Принципами пединститута пенсий по старости является сравнительно низкий общий пенсионный возраст, его дифференциация по признаку пола, дифференциация требуемого общего трудового стажа по тому же признаку; снижение в ряде случаев пенсионного возраста и стажевых требований и т.д.

Правовыми принципами обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности и по беременности и родам являются предоставление права на эти пособия лишь работающим и исчисление размера пособия из полного заработка. В то же время принципом обеспечения пособием по беременности и родам является выплата пособия всем работающим женщинам в размере полного заработка независимо от каких-либо обстоятельств, а пособиями по временной нетрудоспособности в размере полного заработка лишь при наступлении временной нетрудоспособности вследствие трудового увечья или профзаболевания, а в остальных случаях — с учетом иных обстоятельств: длительности непрерывного трудового стажа, семейного положения, некоторых других причин наступления временной нетрудоспособности.

Правовые принципы отдельных институтов наиболее динамичны и могут изменяться при пересмотре соответствующих концепций, на которых они основаны. Последний пример — принципиальное изменение основания для назначения ежемесячного пособия на ребенка: ранее оно устанавливалось на каждого ребенка вне зависимости от среднедушевого дохода в семье, теперь оно устанавливается с учетом определенного уровня такого дохода.

  • § 2. Содержание принципов права социального обеспечения
  • Глава 5. Правоотношения по социальному обеспечению
  • § 1. Понятие и виды правоотношений по социальному обеспечению
  • § 2. Субъекты, объект и содержание правоотношений по социальному обеспечению
  • § 3. Пенсионные правоотношения
  • § 4. Правоотношения по поводу пособий и компенсаций
  • § 5. Правоотношения по обеспечению застрахованных, пострадавших на производстве, и их семей
  • § 6. Правоотношения по поводу медицинской, лекарственной помощи, социальных услуг и льгот по системе социального обеспечения
  • § 7. Процедурные и процессуальные правоотношения, возникающие в связи с социальным обеспечением граждан
  • Особенная часть
  • Раздел I. Трудовой стаж
  • Глава 6. Понятие трудового стажа, его виды
  • § 1. Понятие трудового стажа, его значение и классификация
  • § 2. Общий трудовой стаж
  • § 3. Специальный трудовой стаж
  • § 4. Страховой трудовой стаж
  • § 5. Непрерывный трудовой стаж
  • Глава 7. Исчисление и подтверждение трудового стажа
  • § 1. Исчисление трудового стажа
  • § 2. Подтверждение трудового стажа
  • Раздел п. Пенсионное обеспечение Глава 8. Общая характеристика пенсионной системы России
  • § 1. Пенсионная система России, ее современное состояние
  • § 2. Понятие пенсий и их классификация. Право выбора пенсии
  • Глава 9. Пенсия по старости
  • § 1. Понятие пенсии по старости
  • § 2. Пенсия по старости на общих основаниях
  • § 3. Пенсия по старости на льготных основаниях
  • § 4. Пенсии по старости в связи с особыми условиями труда
  • § 5. Пенсия по старости в связи с работой на Крайнем Севере
  • § 6. Досрочная пенсия по старости и пенсия по старости при неполном общем трудовом стаже
  • § 7. Размер пенсии по старости. Надбавки к пенсии
  • Глава 10. Пенсия по инвалидности
  • § 1. Понятие пенсии по инвалидности. Инвалидность, ее группы, причины, время наступления и их юридическое значение
  • § 2. Пенсия по инвалидности на общих основаниях
  • § 3. Пенсия но инвалидности на основаниях, предусмотренных для военнослужащих
  • § 4. Размер пенсии по инвалидности. Надбавки к пенсии
  • Глава 11. Пенсия по случаю потери кормильца
  • § 1. Понятие пенсии по случаю потери кормильца. Члены семьи, имеющие право на пенсию по случаю потери кормильца. Иждивенчество
  • § 2. Пенсия по случаю потери кормильца на общих основаниях
  • § 3. Пенсия по случаю потери кормильца на основаниях, предусмотренных для семей военнослужащих
  • § 4. Размер пенсии по случаю потери кормильца. Надбавки к пенсии
  • Глава 12. Пенсия за выслугу лет
  • § 1. Понятие пенсии за выслугу лет
  • § 2. Круг граждан, имеющих право на пенсию за выслугу лет, и условия ее назначения
  • § 3. Размер пенсии за выслугу лет. Надбавки к пенсии
  • Глава 13. Социальная пенсия
  • § 1. Понятие социальной пенсии и основания для ее установления
  • § 2. Размеры социальных пенсий
  • Глава 14. Исчисление пенсий. Адаптация пенсионных выплат к изменениям в уровне цен и оплате труда
  • § 1. Механизм исчисления пенсий и заработка, из которого они исчисляются
  • § 2. Правила исчисления надбавок к пенсии и ее повышения
  • § 3. Два метода исчисления пенсий. Компенсационные выплаты и определение общей суммы пенсий
  • § 4. Перерасчет ранее назначенной пенсии
  • § 5. Адаптация пенсионных выплат
  • Глава 15. Обращение за пенсией, ее назначение и перерасчет
  • § 1. Органы, осуществляющие пенсионное обеспечение
  • § 2. Обращение за пенсией, документы, необходимые для ее назначения
  • § 3. Назначение пенсии. Сроки, с которых назначается и пересчитывается пенсия
  • Глава 16. Выплата пенсии
  • § 1. Общие правила выплаты государственной пенсии
  • 1. Выплата пенсии по случаю потери кормильца за период нахождения детей на полном государственном обеспечении.
  • 2. Выплата пенсий за время пребывания пенсионера в государственных или муниципальных стационарных учреждениях социального обслуживания.
  • 3. Выплата пенсии, не полученной пенсионером своевременно.
  • 4. Приостановление выплаты пенсии за время лишения свободы по приговору суда.
  • 5. Выплата пенсии гражданам, выезжающим на постоянное жительство за пределы Российской Федерации.
  • § 2. Выплата пенсий работающим пенсионерам
  • § 3. Удержания из пенсии
  • Глава 17. Пенсии, иные пенсионные выплаты для отдельных категорий граждан
  • § 1. Формирование привилегированной пенсионной системы
  • § 2. Пенсии для граждан, занимающих государственные должности и должности государственных служащих
  • § 3. Пенсионное обеспечение отдельных категорий государственных служащих, занятых в определенных структурах власти, и их семей
  • Основной нормативный материал к разделу II Особенной части
  • Раздел III. Социальные пособия,
  • § 2. Классификация пособий и методы определения их размеров
  • Глава 19. Пособие по временной нетрудоспособности
  • § 1. Круг граждан, имеющих право на пособие по временной нетрудоспособности
  • § 2. Основания для выплаты пособия по временной нетрудоспособности
  • § 3. Размеры пособий по временной нетрудоспособности. Заработок, из которого исчисляется пособие, и определение общей суммы пособия
  • § 4. Документы, удостоверяющие временную нетрудоспособность, и ответственность за правильную выплату пособий по временной нетрудоспособности
  • Глава 20. Пособие по безработице
  • § 1. Круг граждан, имеющих право на пособие по безработице
  • § 2. Сроки выплаты пособия по безработице, его размеры и порядок исчисления
  • Глава 21. Денежные выплаты (пособия) в связи с материнством, отцовством и детством
  • § 1. Материнство, отцовство, детство и система социального обеспечения
  • § 2. Пособие по беременности и родам, пособие женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности
  • § 3. Единовременное пособие при рождении ребенка
  • § 4. Ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет
  • § 5. Ежемесячное пособие на ребенка
  • Глава 22. Иные социальные пособия
  • § 1. Ежемесячные пособия супругам военнослужащих, проходящих военную службу по контракту
  • § 2. Единовременные пособия и ежемесячные денежные компенсации при возникновении поствакциональных осложнений
  • § 3. Единовременные пособия при заражении вирусом иммунодефицита человека
  • § 4. Единовременные пособия вынужденным переселенцам
  • § 5. Единовременные пособия беженцам
  • § 6. Единовременные и ежемесячные пособия гражданам, проходившим военную службу, при увольнении с военной службы
  • § 7. Единовременные денежные пособия гражданам, привлекаемым к борьбе с терроризмом
  • § 8. Единовременные пособия для граждан из числа детей-сирот
  • § 9. Пособие на погребение
  • Глава 23. Компенсационные выплаты
  • § 1. Понятие и виды компенсационных выплат
  • § 2. Ежемесячные компенсационные выплаты за время академического отпуска, отпуска по уходу за ребенком до трех лет и женам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел
  • § 3. Ежемесячные компенсационные выплаты неработающим трудоспособным гражданам, осуществляющим уход
  • § 4. Компенсационные выплаты работникам, находящимся в вынужденном отпуске без сохранения заработка, и учащимся на питание
  • Глава 24. Государственная социальная помощь
  • § 1. Государственная социальная помощь в связи с бедностью
  • § 2. Виды (формы) государственной социальной помощи
  • Глава 25. Обеспечение пострадавших на производстве и их семей
  • § 1. Введение в Российской Федерации обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний
  • § 2. Основные виды обеспечения по страхованию
  • 1. Пособие по временной нетрудоспособности.
  • 2. Единовременные страховые выплаты.
  • 3. Ежемесячные страховые выплаты.
  • 4. Обеспечение в виде оплаты дополнительных расходов, связанных с повреждением здоровья застрахованного.
  • § 3. Назначение, выплата и адаптация страхового обеспечения
  • Раздел IV. Охрана здоровья граждан. Медицинская и лекарственная помощь Глава 26. Медицинская помощь и лечение
  • § 1. Медицинская помощь в системе охраны здоровья граждан и ее виды
  • § 2. Санаторно-курортное лечение
  • Глава 27. Лекарственная помощь
  • § 1. Правила обеспечения населения лекарственной помощью
  • § 2. Бесплатная лекарственная помощь
  • § 3. Лекарственная помощь со скидкой
  • Раздел V. Социальное обслуживание и льготы по системе социального обеспечения
  • Глава 28. Социальное обслуживание
  • § 1. Понятие социального обслуживания
  • § 2. Реабилитация, образование и обеспечение занятости инвалидов
  • § 3. Протезно-ортопедическая помощь и обеспечение инвалидов транспортными средствами
  • § 4. Социальное обслуживание на дому и в стационарных учреждениях
  • § 5. Социальное обслуживание детей
  • Глава 29. Льготы по системе социального обеспечения
  • § 1. Понятие социальных льгот и их отличие от социального обслуживания
  • § 2. Дифференциация социальных льгот, их виды
  • Раздел VI. Нормы международных актов о социальном обеспечении
  • Глава 30. Международное правовое регулирование социального обеспечения
  • § 1. Понятие общепризнанных принципов и норм международного права. Международный опыт
  • § 2. Содержание принципов права социального обеспечения

    Специфика принципов права социального обеспечения обусловлена тем, что ее нормы регулируют общественные отношения, являющиеся по своему характеру распределительными. Право социального обеспечения закрепляет определенную меру потребления в процессе распределения тех ресурсов, которые общество выделяет на нужды старых, больных людей, инвалидов, семей с детьми, безработных, бедных. Ресурсы эти ограничены, в связи с чем как в советское время, так и сейчас они выделяются по так называемому остаточному принципу. В силу этой реальности многие основополагающие идеи, закрепленные в праве социального обеспечения еще до начала экономических реформ в стране, так и остались нереализованными, а некоторые уже в постсоветский период перестали быть даже ориентирами в нормотворческой и правоприменительной деятельности.

    Так, в прошлом к числу принципов права социального обеспечения относился такой принцип, как предоставление социального обеспечения в высоких размерах, соответствующих сложившемуся уровню удовлетворения потребностей граждан на данном этапе развития государства 89 . Этот принцип не был реализован ни в советский период, ни тем более сейчас, когда уровень жизни тех, кто находится в орбите права социального обеспечения, снизился за последние несколько лет в гораздо большей степени, чем занятого населения, и продолжает неуклонно снижаться.

    Проблеме принципов права социального обеспечения уделено много внимания как в специальной, так и в учебной литературе 90 . Анализ высказанных точек зрения по данному вопросу свидетельствует об отсутствии единого подхода к формулировке принципов данной отрасли и к количественному их определению. Это, очевидно, объясняется различным подходом к выявлению сущностных свойств норм права социального обеспечения. Кроме того, в некоторых случаях к принципам отрасли относят принципы организации и финансирования социального обеспечения, т. е. принципы иных отраслей права (административного, финансового), которые хотя и тесно связаны с принципами права социального обеспечения, но отражают основополагающие идеи отраслей, предметом которых являются совсем иные общественные отношения. К числу таких принципов можно отнести, например, принципы осуществления обязательного социального страхования, закрепленные в Федеральном законе от 16 июля 1999 г. «Об основах обязательного социального страхования» 91 .

    Зачастую до сих пор к принципам права социального обеспечения относят те принципы, которые характерны лишь для отдельных правовых институтов этой отрасли. Так, В. Ш. Шайхатдинов отраслевым принципом считает связь, как правило, обеспечения с трудом. Между тем этот принцип не охватывает всю систему социального обеспечения (он не касается пособий в связи с наступлением некоторых обстоятельств, пособий на детей, социальных пенсий, многих видов социального обслуживания и ряда социальных льгот).

    К отраслевым принципам права социального обеспечения, конкретизирующим общеправовые и межотраслевые принципы, относятся следующие.

    1. Всеобщность социального обеспечения. Реализация данного принципа предполагает равную для каждого возможность получить определенные виды социального обеспечения при наступлении указанных в законе юридических фактов независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и других обстоятельств, т. е. реализовать право на социальное обеспечение, закрепленное во Всеобщей декларации прав человека (1948 г.), в Международном пакте о социальных, экономических и культурных правах, Декларации прав и свобод человека и гражданина, принятой Верховным Советом РСФСР 22 ноября 1991 г., в Конституции Российской Федерации. В силу данного принципа социальное обеспечение предоставляется как гражданам страны, так и иностранным гражданам, а равно и лицам без гражданства.

    Данный принцип пронизывает нормы каждого института права социального обеспечения, но наиболее полно он реализуется в пенсионном обеспечении, поскольку в связи с принятием в России Закона 1990 г. пенсионной системой охвачено все население страны. В настоящее время в России введено подлинное всеобщее пенсионное обеспечение. Право на социальное обеспечение в виде пенсии признано за каждым человеком. Всеобщее пенсионное обеспечение полностью соответствует общепринятым принципам и нормам международного права.

    Принцип всеобщности пронизывает также нормы, регулирующие обеспечение граждан социальными пособиями, социальными услугами, медицинской помощью и лечением, бесплатной либо со скидкой лекарственной помощью по системе социального обеспечения. В то же время в отношении предоставления некоторых льгот о принципе всеобщности можно говорить лишь с определенной долей условности, поскольку само понятие льгот связано с определенным предпочтением, оказываемым некоторым категориям обеспечиваемых по сравнению со всеми остальными.

    2.Предоставление социального обеспечения как работнику, бывшему работнику, их семьям и каждому как члену общества без какой-либо связи с трудовой деятельностью. Этот принцип тесно связан с принципом всеобщности социального обеспечения.

    Социальное обеспечение, предоставляемое работающим, бывшим работникам и их семьям, в частности за счет средств централизованных фондов обязательного социального страхования, не исключает предоставления многих видов социального обеспечения, предусмотренных для каждого как члена общества. Так, гражданин, которому установлена трудовая пенсия по старости, может получить, как и любой другой гражданин, который вообще не трудился, протезно-ортопедическую помощь либо социальное обслуживание на дому или в стационарном учреждении, если он нуждается в этих видах помощи.

    Исключение составляет социальная пенсия, установленная для каждого как члена общества. Она не может назначаться и выплачиваться наряду с трудовой пенсией.

    3. Установление уровня социального обеспечения, гарантирующего достойную жизнь человека. Этот принцип конкретизирует общеправовой принцип, закрепленный во Всеобщей декларации прав человека (1948 г.) и в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.), - право каждого на достаточный жизненный уровень для него самого и его семьи, включающий достаточное питание, одежду и жилище, и на непрерывное улучшение условий жизни. Этот принцип закреплен и в Конституции РФ, ст. 7 которой провозглашает, что Россия является социальным государством и ее политика направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

    На современном этапе утверждать, что этот принцип полностью реализуется, нет оснований. В то же время государство не освобождается от юридического обязательства по его претворению в жизнь в силу Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, который был ратифицирован Советским Союзом в 1973 г. и по которому Россия как правопреемница СССР несет все обязательства.

    Реализация данного принципа предполагает, что достойную жизнь каждого человека может обеспечивать доход не ниже соответствующего минимума, на первом этапе хотя бы прожиточного, объективно определяемого в установленном законом порядке.

    В 1990 г. была предпринята попытка определить и установить минимальный размер пенсии по старости на уровне прожиточного минимума. Однако в дальнейшем в силу известных социально-экономических причин от этого пришлось отказаться.

    Указом Президента РФ от 14 ноября 1997 г. было установлено, что начиная с 1 января 1998 г. минимальный размер пенсии по старости при общем трудовом стаже, равном требуемому для назначения полной пенсии, с учетом компенсационной выплаты, не может быть ниже 80% прожиточного минимума пенсионера, установленного законодательством. Правительству предлагалось предусмотреть средства, необходимые для обеспечения с 1 января 1998 г. указанного выше соотношения минимального размера пенсий по старости с учетом компенсационной выплаты к прожиточному минимуму. Данный Указ не реализован до сих пор: минимальный размер пенсии с учетом компенсационной выплаты и к 2000 г. оказался значительно ниже прожиточного минимума.

    Федеральным законом от 24 октября 1997 г. «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» предусматривается, что на основе прожиточного минимума должны определяться минимальный размер пенсии, минимальная заработная плата, иные фиксированные социальные выплаты. Закон предусмотрел поэтапное приближение указанных выплат к прожиточному минимуму. В целях его реализации принят еще один Федеральный закон от 20 ноября 1999 г. «О потребительской корзине в целом по Российской Федерации».

    Постановлениями Правительства РФ от 31 мая и от 11 августа 2000 г. установлен промежуточный минимум на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по России за I и II квартал 2000 г. За II квартал 2000 г. прожиточный минимум в целом по России в расчете на душу населения составляет 1185руб., для трудоспособного населения 1290 руб., пенсионеров 894 руб., детей 1182 руб. В постановлениях указывается, что величина прожиточного минимума устанавливается для оценки уровня жизни населения РФ при разработке и реализации социальной политики и федеральных социальных программ, обоснования устанавливаемых на федеральном уровне минимального размера оплаты труда и минимального размера пенсии по старости, а также для определения размеров стипендий, пособий и других социальных выплат и формирования бюджетов всех уровней на 2001 г.

    С принятием этих постановлений завершилось формирование правового механизма, обеспечивающего полную реализацию Федерального закона «О прожиточном минимуме в Российской Федерации».

    В целях реализации данного принципа в июле 1999 г. впервые в качестве самостоятельного основания для социального обеспечения была признана бедность человека, в связи с чем введена государственная социальная помощь тем, у кого доход ниже прожиточного минимума в соответствующем регионе. Размер этой помощи составляет разницу между фактическим доходом человека (семьи) и прожиточным минимумом в регионе.

    Раскрывая содержание рассматриваемого принципа, нельзя его абсолютизировать для каждого отдельного вида социального обеспечения, поскольку обеспечение уровня жизни не ниже прожиточного минимума может достигаться совокупностью предоставляемых человеку видов социального обеспечения. Кроме того, необходимо также учитывать, что виды социального обеспечения имеют различные цели. Так, содержание и обслуживание нетрудоспособного человека в учреждении социального обслуживания преследует цель предоставить ему все необходимое, в чем он нуждается, по установленным нормам. Цель пособия по временной нетрудоспособности - возместить полностью либо частично утраченный вследствие болезни заработок. Пенсия по старости предназначена для того, чтобы гарантировать источник средств достойного существования. В то же время некоторые виды социального обеспечения вовсе не рассчитаны на предоставление полного обеспечения (например, пенсия по инвалидности III группы; пенсия по случаю смерти одного из родителей; различного рода социальные пособия и компенсации, предоставляемые с целью материальной поддержки), в связи с чем их уровень не должен устанавливаться в соответствии с рассматриваемым принципом. Кроме того, специфика некоторых видов социального обеспечения такова, что они вообще не могут быть соизмеримы с прожиточным минимумом (например, медицинская, лекарственная помощь, различные льготы, предоставляемые по системе социального обеспечения).

    Иногда принцип, о котором идет речь, формулируется иначе: как обязанность государства гарантировать обеспечение не ниже прожиточного минимума. Такая формулировка обедняет содержание этого принципа, поскольку прожиточный минимум еще не в полной мере обеспечивает человеку достойную жизнь и социально оправдан как промежуточная цель на пути к полному претворению в общественной практике международного принципа. Кроме того, обеспечение на уровне прожиточного минимума в ряде случаев, о которых говорилось выше, не является объективно необходимым и социально оправданным.

    4. Многообразие оснований и видов социального обеспечения. На заре становления государственных систем социального обеспечения перечень оснований (социальных рисков), при наступлении которых у человека возникало право на социальное обеспечение, охватывал лишь утрату трудоспособности, старость и вдовство. По мере изменения социально-экономических условий и развития цивилизации этот перечень непрерывно расширялся. Всеобщая декларация прав человека (1948 г.), закрепившая право каждого как члена общества на социальное обеспечение, относит к таким основаниям не только старость, утрату трудоспособности (временную или постоянную), вдовство, но и безработицу, а также все иные случаи, когда человек по независящим от него причинам теряет источник средств к существованию. Кроме того, в качестве самостоятельных оснований для социального обеспечения Декларация закрепляет материнство и детство. Национальное законодательство различных стран конкретизирует круг оснований для социального обеспечения.

    Право социального обеспечения России к их числу относит следующие: старость (т. е. достижение установленного законом возраста); инвалидность; временную нетрудоспособность; потерю кормильца; безработицу; рождение ребенка; смерть человека; нуждаемость в медицинской помощи и лечении, лекарственной помощи, протезно-ортопедической помощи, в транспортном средстве либо средстве передвижения; бедность; воспитание детей в семье; материнство и отцовство; вынужденное переселение и др.

    В прошлом данный принцип формулировался как всесторонность социального обеспечения.

    С многообразием оснований социального обеспечения неразрывно связано и многообразие его видов. Оно проявляется в установлении и фактическом предоставлении гражданам обеспечения как в денежной, так и в натуральной форме.

    Денежная форма обеспечения - это различные пенсии (по старости, инвалидности, по случаю потери кормильца, а для отдельных категорий граждан также пенсии за выслугу лет), доплаты к некоторым пенсиям; социальные пособия - по временной нетрудоспособности в различных ее случаях (при болезни и травме, при уходе за больным членом семьи и т.д.), по беременности и родам, ежемесячные пособия на детей, единовременные пособия (при рождении ребенка и в случае смерти члена семьи), пособия по безработице, а также различные компенсационные выплаты (за время вынужденного отпуска без сохранения заработной платы, отпуска по уходу за ребенком, академического отпуска по медицинским показаниям, за время проживания с супругом в местности, где невозможно трудоустроиться, за период осуществления ухода за нетрудоспособным гражданином и т.д.).

    Натуральная форма обеспечения охватывает целый комплекс разнообразных видов медицинской и лекарственной помощи и социального обслуживания (на дому, в стационарных учреждениях для престарелых и инвалидов, в том числе детей-инвалидов), а также различных льгот (по проезду, оплате коммунальных услуг и т.д.).

    Российская система социального обеспечения имеет, таким образом, богатый арсенал различных видов обеспечения и обслуживания, в том числе основные виды, характерные для зрелых систем социального обеспечения развитых стран. Однако надо иметь в виду, что некоторые виды помощи и поддержки являются временными, они введены в связи с существенными сбоями в организации общественного производства и значительным снижением уровня жизни населения. К ним относятся, в частности, некоторые компенсационные выплаты.

    5. Дифференциация (различие) условий и норм обеспечения в зависимости от ряда социально значимых обстоятельств, характеризующих, в частности, трудовую деятельность (объем трудовой деятельности и ее результаты); характер трудовой деятельности (специфика условий труда и профессии и т.д.); местность, где выполнялась работа (служба) или живет человек; субъективные особенности человека и его семьи (пол, возраст, состояние здоровья, причины нетрудоспособности, наличие детей и их число и т.п.); материальное положение.

    Полный «набор» оснований для дифференциации условий и норм обеспечения содержится в правовых предписаниях массива законодательства о социальном обеспечении. Они различаются в зависимости от вида обеспечения и обслуживания. При предоставлении одних видов обеспечения преобладают трудовые критерии, других - критерии материального положения и т.д. Наиболее часто различные критерии пересекаются. В некоторых законах называются основные критерии, хотя дифференциация осуществляется фактически с учетом и многих иных обстоятельств. Так, в преамбуле Закона 1990 г. указывается, что основными критериями дифференциации норм и условий пенсионного обеспечения признаются труд и его результаты; фактически же учитываются также семейное положение пенсионера (наличие у него иждивенцев), необходимость постоянного ухода за ним, место его жительства и т.д.

    Основным, подчас единственным, критерием предоставления различных видов социального обслуживания, кроме медицинской и лекарственной помощи и разных социальных льгот, являются военные, трудовые и иные заслуги человека. Следует отметить, что в последние годы трудовые критерии для дифференциации постепенно утрачивают свое значение и, наоборот, критерии материальной необеспеченности (бедности) приобретают особую значимость. Это вполне объяснимо и оправдано в условиях резкого падения уровня жизни подавляющего большинства населения, и к тому же небывалого расслоения семей по уровню доходов и ограниченных финансовых ресурсов государства, вынуждающих его сосредоточить основное внимание на оказании помощи наиболее бедным слоям населения.

    6. Участие общественных объединений, представляющих интересы граждан, в разработке, принятии и осуществлении решений по вопросам социального обеспечения и защиты их прав. В данном принципе конкретизируются конституционные права граждан на объединение для защиты своих интересов, на участие в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей, а также право обращаться в государственные органы лично, направлять туда индивидуальные и коллективные обращения. Под давлением общественного мнения и по инициативе общественных объединений ветеранов, инвалидов, движения солдатских матерей принят ряд законов: «О ветеранах», «О пенсионном обеспечении родителей погибших военнослужащих, проходивших службу по призыву», «О социальной защите инвалидов» и др.

    В разработке проектов законов по вопросам социального страхования и обеспечения в порядке обязательного социального страхования активное участие принимают профсоюзы, осуществляющие защитную функцию экономических интересов трудящихся.

    Наряду с отраслевыми принципами права социального обеспечения выделяются и внутриотраслевые принципы. Это могут быть основополагающие идеи, отражающие сущность правовых норм ряда институтов отрасли либо ее отдельных институтов.

    Так, к числу принципов комплексного института пенсионного обеспечения относятся следующие: исчисление пенсий на основе индивидуального заработка и установление их в твердых размерах, равных минимальным размерам, когда исчислить пенсию из индивидуального заработка невозможно; ограничение предельного размера трудовых пенсий (прямо либо косвенно) определенным максимальным размером; установление соответствующих компенсационных надбавок к пенсиям (кроме пенсии по инвалидности III группы), в том числе сверх их максимального размера, и т.д. Принципами пединститута пенсий по старости является сравнительно низкий общий пенсионный возраст, его дифференциация по признаку пола, дифференциация требуемого общего трудового стажа по тому же признаку; снижение в ряде случаев пенсионного возраста и стажевых требований и т.д.

    Правовыми принципами обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности и по беременности и родам являются предоставление права на эти пособия лишь работающим и исчисление размера пособия из полного заработка. В то же время принципом обеспечения пособием по беременности и родам является выплата пособия всем работающим женщинам в размере полного заработка независимо от каких-либо обстоятельств, а пособиями по временной нетрудоспособности в размере полного заработка лишь при наступлении временной нетрудоспособности вследствие трудового увечья или профзаболевания, а в остальных случаях - с учетом иных обстоятельств: длительности непрерывного трудового стажа, семейного положения, некоторых других причин наступления временной нетрудоспособности.

    Правовые принципы отдельных институтов наиболее динамичны и могут изменяться при пересмотре соответствующих концепций, на которых они основаны. Последний пример - принципиальное изменение основания для назначения ежемесячного пособия на ребенка: ранее оно устанавливалось на каждого ребенка вне зависимости от среднедушевого дохода в семье, теперь оно устанавливается с учетом определенного уровня такого дохода.

    Контрольные вопросы:

      Что понимается под правовым принципом?

      Какова система правовых принципов и как они классифицируются?

      Расскажите об общеправовых и межотраслевых принципах, проявляющихся в правовом регулировании общественных отношений по социальному обеспечению.

    4. Что понимается под отраслевым принципом права социального обеспечения?

      Какова сущность принципа всеобщности социального обеспечения?

      Определите круг субъектов, социальное обеспечение которых осуществляется за счет средств бюджета.

      Сопоставьте многообразие оснований для социального обеспечения с многообразием его видов.

      Каковы основные критерии дифференциации в социальном обеспечении граждан?

      Назовите внутриотраслевые принципы комплексного института пенсионного обеспечения.

      Перечислите принципы институтов, нормы которых регулируют обеспечение граждан пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам.


    Явл. руководящие начала, определяющие сущность, направления развития данной системы права, кот. должны быть закреплены в правовых нормах или же прямо следовать из их содержания.
    Принципы могут быть выведены из анализа общих, наиболее существенных черт фактического содержания совокупностей норм права соц. защиты:
    1. Всеобщность – право на соц. обеспечение имеют все категории трудящихся, рабочие и служащие, учащиеся, военнослужащие, беженцы, безработные, независимо от пола, расы, вероисповедания и т.д.
    2. Всесторонность – необходимые услуги предоставляются во всех случаях, когда возникает признаваемая обществом потребность (пр: рождение ребенка, наступление пенсионного возраста).
    3. Доступность – этот принцип реализуется в двух аспектах:
     Условия обеспечения реально достижимы (пенсия по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца);
     Законодательство возлагает на соответствующие государственные органы, а в ряде случаев и на работодателей, обязанность оказывать гражданам содействие в сборе и оформлении необходимых документов (например, представлять в Пенсионный фонд индивидуальные сведения о стаже и заработке застрахованных лиц для осуществления персонифицированного учета в системе государственного пенсионного страхования).
    4. Принцип различия условий и уровня социального обеспечения в зависимости от трудового стажа и некоторых других обстоятельств (например, размер пенсии по инвалидности зависит от степени инвалидности);
    5. Многообразие видов социального обеспечения:

    материальная помощь социальное обслуживание
    оказывается в форме денежных (оказание материальной поддержки
    выплат (пенсии, пособия, компенсации) в натуральной форме или в виде положительных действий со стороны гос органов или общ организаций в пользу обеспечиваемых)
    Пенсия – это регулярная денежная выплата (в расчете на месяц), которая производится в установленном законом порядке определенным категориям лиц из социальных фондов и других источников, предназначенных для этих целей.
    Пособия – это денежные выплаты, назначаемые гражданам ежемесячно, периодически либо единовременно в установленных законодательством случаях с целью возмещения утраченного заработка либо оказания дополнительной материальной помощи.
    Социальное обслуживание включает в себя:
    Протезирование; Предоставление средств передвижения инвалидам; Содержание в домах-интернатах престарелых и инвалидов; Бесплатное профессиональное обучение инвалидов;
    Санаторно-курортное лечение и т.д.


    • Правоотношения по соц.обеспечению представляют собой возникающие на основании юр. фактов отношения п. Принципы ПСО . Понятие , классификация , характеристика .


    • Принципы ПСО . Понятие , классификация , характеристика .
      СИСТЕМА ПСО - это научно обоснованная, объективно существующая последовательность связи правовых институтов и норм права соц. обеспечения, составляющих в целом единую отрасль права.


    • Принципы ПСО . Понятие , классификация , характеристика .
      Общая характеристика правоотношений по соц. обеспечению. Субъекты и объекты правоотношений.


    • Принципы ПСО . Понятие , классификация , характеристика .
      Источники ПСО


    • Принципы ПСО . Понятие , классификация , характеристика .
      Источники ПСО – акты, содержащие нормы права, касающиеся регулирования вопросов социального обеспече... подробнее ».


    • Источники ПСО – акты, содержащие нормы права, касающиеся регулирования вопросов социального обеспечения.Си�.
      Общая характеристика правоотношений по соц. обеспечению.
      Понятие , виды и юридическое значение трудового стажа. Трудовой стаж – учитываемая при...


    • Классификация методов управления по их мотивацион-ным характеристикам включает три группы методов.
      Осуществляются данные методы в форме приказов, распоряжений, норм, правил, принципов , команд, регламентирующих и административных актов.


    • Понятие и классификация принципов МП и их международно-правовое значение. 7 принципов (по декларации 1970 года) - принцип суверенного равенства государств - предполагает, что суверенным признается государство, отвечающее признакам...


    • Понятие об эмоциях. Классификация и функции эмоций и эмоциональных состояний, их характеристика .
      Характеристики эмоций и чувств: 1. Носят личностный (субъективный) характер .


    • Признаки преступления – основные черты, которые в совокупности формируют понятие преступления.
      Степень общественной опасности – количественная характеристика , которая определяется значимостью
      Критерием классификации выступает общественная опасность.

    Найдено похожих страниц:10


    План лекции:

    Целью изучения данной темы является рассмотрение основополагающие начала, которые выражают сущность, основные свойства и общую направленность развития правовых норм в пределах всей системы права либо ее отдельных отраслей или институтов.

    Исходя из этого, основными задачами являются:

    Раскрыть понятие принципов социального обеспечения.

    Определить общие принципы социального обеспечения.

    Рассмотреть содержания принципов права социального обеспечения

    Раскрыть сущность отраслевых принципов права социального обеспечения

    Изучать принципы международного права в области социального обеспечения

    1. Понятие принципов права социального обеспечения

    Показателем самостоятельности отрасли права является наличие не только предмета и метода правового регулирования общественных отношений, но и специфических отраслевых принципов, объединяющих отдельные нормы в систему отрасли, выражающих сущность норм данной отрасли, определяющих положение субъектов права, их права и обязанности.

    Изучение вопроса о принципах права социального обеспечения требует знания общих теоретических положений о понятии правового принципа.

    Под принципами права социального обеспечения понимаются основополагающие идеи, руководящие начала, которые, с одной стороны, характеризуют внутреннее единство данной отрасли права, а с другой - указывают основные тенденции ее развития.

    Ученные, занимающиеся исследованиями в области социального обеспечения, по разному формулируют отраслевые принципы, не совпадает их количество и у различных авторов.

    Так, например, В.Ш. Шайхатдинов к отраслевым принципам относит:

    Связь обеспечения, как правило, с трудом;

    Обеспечение не только граждан, но и их семей;

    Свободу приобретения гражданами своих прав и распоряжения ими;

    Приоритет в обеспечении некоторых категории граждан;

    Зависимость уровня обеспечения от прожиточного минимума.

    Е.Е. Мачульская выделяет следующие принципы:

    Всеобщность;

    Финансирование социального обеспечения за счет обязательных страховых взносов, а также за счет государственного бюджета;

    Дифференциация социального обеспечения в зависимости от условий труда (вредные, тяжелые и пр.), природно-климатической зоны, продолжительности трудового (страхового) стажа, причин нуждаемости и других факторов;

    Универсальность и комплектность, т.е. гарантированность социального обеспечения при наступлении всех социально значимых обстоятельств, установленных законом.

    Конечно, можно оспаривать формулировки отдельных принципов, их полноту, но нельзя отрицать объективность их существования и определяющее воздействие на развитие права социального обеспечения.

    Нам представляется наиболее удачными формулировка и разработка принципов права социального обеспечения, предложение Э.Г. Тучковой. В частности, она выделяет следующие принципы:

    Осуществление социального обеспечения за счет как страховых платежей, так и средств бюджета;

    Дифференциация видов, условий и уровня обеспечения в зависимости от трудового вклада, причин нуждаемости и иных социально значимых обстоятельств;

    Обязанность государство гарантировать уровень социального обеспечения не ниже прожиточного минимума;

    Гарантированность социальной помощи в случаях, когда человек нуждается в ней в силу обстоятельств, признаваемых социально значимыми;

    Многообразие видов социального обеспечения;

    Участие общественных объединений, представляющие интересы граждан, в разработке, принятии и осуществлении решений по вопросам социального обеспечения и зашиты их прав.

    На наш взгляд, перечисленные выше принципы следует дополнить принципом всеобщности социального обеспечения.

    Всеобщность социального обеспечения. Конституция КР, Декларация прав и свобод человека и гражданина, принятая, см. Законодательство, устанавливают равную и одинаковую для каждого возможность при наступлении конкретных социально значимых обстоятельств получить определенные виды социального обеспечения независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношение к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и других обстоятельств.

    В целом право на социального обеспечения по своей сущности является всеобщим, так как распространяется на всех. Законодательство не предусматривает ограничений в праве на получение тех или иных видов обеспечения, однако устанавливает условия, при которых они представляются. Этому не противоречит то обстоятельство, что право на отдельные виды обеспечения поставлено в зависимость от участия гражданина в прошлом или настоящем в трудовой или общественно полезной деятельности, уплаты страховых взносов, уровня индивидуального дохода, среднедушевого дохода семьи и т.д.

    Осуществление социального обеспечения за счет как страховых платежей, так и средств бюджета. Конституционное право граждан на социальное обеспечение гарантируется системой государственного социального страхования. Как показывает опыт стран с рыночной экономикой, практика КР, социальное страхование является наиболее рациональной, проверенной временем формой социального обеспечения работников при наступлении страховых рисков. По мере развития рыночных отношений все большее место в источниках финансирования социального обеспечения занимают страховые платежи работодателей и работников.

    Дифференциация видов, условий и уровня обеспечения в зависимости от трудового вклада, причин нуждаемости и иных социально значимых обстоятельств. Данный принцип раскрывается через правовые нормы, которые устанавливают виды социального обеспечения, условия выплаты, размеры.

    Критерии дифференциации могут носить объективный характер - это природно-климатические условия, вредные, тяжелые и особо вредные условия труда, либо зависеть от субъективных свойств участников правоотношений, например, физиологических особенностей, состояние здоровья (женщины, несовершеннолетние, инвалиды).

    Дифференциация в социальном обеспечении предусмотрена в зависимости от целевого ряда социально значимых обстоятельств. Наибольшее значение придается такому критерию дифференциации, как трудовая деятельность. В преамбуле Закона КР «О государственном пенсионном социальном страховании», см. Законодательство , закреплено, что основными критериями дифференциации условий и норм пенсионного обеспечения признаются труд и его результаты.

    С определенной продолжительностью трудового стажа связано право на трудовую пенсию по старости, по инвалидности от общего заболевания, по случаю потери кормильца от общего заболевания. Работа в неблагоприятных условиях дает право на льготное условие получение пенсионного обеспечения и в более высоком размере, определенная длительная профессиональная деятельность является основанием для получения особого вида пенсии - пенсии за выслугу лет, продолжительность трудовой деятельности влияет на размер пенсионного обеспечения.

    Связь социального обеспечения с трудом прослеживается в нормах по обеспечению отдельными видами пособий (по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и т.д.).

    К социально значимым факторам дифференциации относятся причины утраты трудоспособности (трудовое увечье, военная травма, общее или профессиональное заболевание). На содержание права гражданина в сфере социального обеспечения влияют многочисленные социально значимые обстоятельства: возраст, состояние здоровья, семейное положение, наличие иждивенцев, многодетность, воспитание детей в неполной семье, проживание на определенных территориях и в регионах, приобретение статуса безработного, пребывание в отпуске по беременности и родам, по уходу за ребенком и т.д.

    Обязанность государства гарантировать уровень социального обеспечения не ниже прожиточного минимума. Принцип зависимости уровня обеспечения от прожиточного минимума означает, что пенсии, пособия, компенсационные выплаты, различные виды социального обеспечения должны поддерживать уровень жизни нуждающихся в социальной помощи не ниже установленного законом прожиточного минимума.

    В настоящее время данный принцип не реализуется, поскольку не одна из выплат по системе социального обеспечения, назначаемая в фиксированном размере либо соизмеряемая с минимальной оплатой труда, такого уровня не достигает (например, минимальная пенсия оп старости, пособия на детей, компенсационные выплаты и др.). Однако это не означает, что государство освобождается от обязанности гарантировать человеку достойный уровень жизни. Такая обязанность вытекает как из международных актов в области социального обеспечения, так и из Конституции КР, Декларации прав и свобод человека и гражданина, где закреплено, что пенсии, пособия и другие виды социальной помощи должны обеспечивать уровень жизни не ниже установленного законом прожиточного минимума.

    Принятый Государственный закон «О прожиточном минимуме в КР», см. Законодательство, которым установлена правовая основа для определения прожиточного минимума в КР и его учета при установлении гражданам государственных гарантий получения минимальных денежных доходов и при осуществлении других мер социальной защиты граждан.

    Прожиточный минимум определяется в Законе как стоимостная оценка потребительской корзины плюс обязательные платежи и сборы. Потребительская корзина должна включать минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и поддержание его жизнедеятельности.

    Согласно Закону прожиточный минимум в целом по Кыргызстану предназначен для обоснования устанавливаемых на государственном уровне минимальных размеров оплаты труда, пенсий, стипендий, пособий и других социальных выплат. При этом предусматривается поэтапное повышение минимальных размеров оплаты труда и пенсии до величины прожиточного минимума. К сожалению, данный Закон принят при отсутствии средств для его реализации.

    Поскольку правовые принципы не только пронизывают содержание норм, но и определяет направление развития права, рассматриваемый принцип не снимается с повестки дня, и по мере укрепления экономики государство юридически обязано гарантировать гражданину прожиточный минимум.

    Гарантированность социальной помощи в случаях, когда человек нуждается в ней в силу обстоятельств, признаваемых социально значимыми. Содержание данного принципа выражается в том, что к числу оснований, признаваемых государством социально значимыми и влекущими его обязанность предоставить социальную помощь, относятся различные события, которые могут сопровождать человека в течение всего его жизни. Это - достижение определенного возраста; потеря трудоспособности временно или постоянно, полностью или частично; утрата кормильца семьей; длительная профессиональная деятельность в определенных сферах; беременность ироды; наличие детей в семье; нуждаемость в медицинской помощи и лечении, в постороннем уходе, средствах передвижения; протезирование; вынужденное переселение; смерть близких и т.д.

    Данные обстоятельства выполняют роль юридических фактов, влекущих определенные правовые последствия, связанные с возникновением права на тот или иной вид обеспечения. Государственная помощь оказывается, когда лицо объективно уже или еще не способно трудится, зарабатывать средства к существованию, нуждается в дополнительных расходах, удовлетворении специфических потребностей, вызванных болезнью, инвалидностью, старостью и т.д.

    Представление о нуждаемости в социальном обеспечении не остается не неизменным, оно со временем трансформируется. Законодательство последних лет расширило перечень социальных рисков, при наступлении которых гражданин подлежит защите (например, заражение вирусом иммунодефицита человека медицинским работником при исполнении своих служебных обязанностей, утрата трудоспособности в связи с участием в борьбе с терроризмом, возникновение поствакционных осложнений и др.). Чем полнее проводится в законодательстве всесторонность материального обеспечения и социального обслуживания граждан, попавших в затруднительную жизненную ситуацию по независящим от них причинам, тем ближе стоит государство к выполнению своей социальной функции, закрепленной в Конституции КР.

    Многообразие видов социального обеспечения. Данный принцип находит свое выражение в том, что в случае наступления того или иного социального риска государство оказывает социальную поддержку, помощь различными способами (денежные выплаты, социальные услуги и др.).

    Многообразие видов социального обеспечения позволяет полнее осуществлять заботу о тех, кто в ней нуждается. Гиперссылка 6

    В соответствии с Законом от 26 мая 2009 года №170 "О гарантированных государственных минимальных социальных стандартах" см. Законодательство , предусматривается оказание государственной социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного соответствующим субъекте КР, в виде денежных выплат (социальные пособия, субсидии, компенсации и другие выплаты); натуральной помощи (топливо, продукты питания, одежда, обувь, медикаменты и другие виды натуральной помощи).

    Участие общественных объединений, представляющих интересы граждан, в разработке, принятии и осуществлении решений оп вопросам социального обеспечения и защиты их прав. Общеправовой принцип о праве каждого на объединение для защиты своих интересов и гарантированности свободы деятельности общественных объединений находит свое преломление в названном выше отраслевом принципе. Укреплению правового статуса лиц, охватываемых сферой социального обеспечения, способствует их активная позиция в отстаивании своих интересов. Объединение ветеранов, инвалидов, солдатских матерей стали инициаторами ряда законов: «О ветеранах», «О пенсионном обеспечении родителей погибших военнослужащих», «О социальной защите инвалидов».

    Для усиления общественной инициативы в сфере социального обеспечения появляется законодательная база. Так, например, см. Законодательство, Закона КР «О социальной защите инвалидов» предусматривает, что государственные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов КР привлекают полномочных представителей общественных объединений инвалидов для подготовки и принятия решений, затрагивающих интересы инвалидов. Решения, принятые с нарушением этой нормы, могут быть признаны недействительными в судебном порядке.

    Контрольные вопросы

    1. Что такое принципы права?

    2. По каким признакам можно классифицировать принципы права?

    З. Какие принципы права социального обеспечения вы можете назвать?

    4. Как можно раскрыть содержание принципа всеобщности права на социальное обеспечение?

    5. Что означает дифференциация условий, определяющих право на социальное обеспечение?

    6. Как Вы понимаете гарантированность социального обеспечения при наступлении социального риска?

    7. Что означает ориентация социального обеспечения на достойный уровень жизни?

    Принципы ПСО – основополагающие и руководящие начала, господствующие идеи, выраженные в форме правовой нормы, определяющие содержание отрасли в целом. Следует заметить, что принципы ПСО содержаться в различных НПА, поскольку ПСО не кодифицировано.

    В рамках ПСО (как и других отраслей права) выделяют 3 группы принципов :

    1)Общие. К ним относятся:

    а) принцип законности;

    б ) принцип равенства каждого перед законом и судом;

    в) принцип признания прав и свобод человека и гарантии их соблюдения;

    г )принцип неотчуждаемости основных прав и свобод человека и принадлежность их каждому от рождения;

    д) принцип гуманизма и справедливости;

    е) принцип презумпции невиновности;

    ж) принцип гарантированности государственной защиты прав и свобод.

    Общие принципы являются основой (несущими конструкциями) для эффективного функционирования и дальнейшего развития всей национально – правовой системы России.

    2)межотраслевые (т.е. отражают общие черты ряда отраслей права). К примеру – государственная защита материнства и детства и др;

    3)Отраслевые (т.е. характеризуют отрасль ПСО в целом). К ним, в частности, относятся:

    а)принцип всеобщности соцобеспечения , реализация которого предполагает равную для каждого возможность получать (при определённых условиях) соответствующие виды социальной помощи, независимо от расовой, половой, национальной и т.п. принадлежности.

    б)принцип общедоступности соцобеспечения , который наглядно проявляется в нормах, устанавливающих процедуру назначения, предоставления, исполнения отдельных видов обеспечения;

    в)принцип осуществления соцобеспечения за счёт как страховых платежей, так и средств бюджета. В настоящее время введена система обязательного социального страхования, представляющая «основной организационно – правовой и финансовый механизм, посредством которого происходит перераспределение общественных доходов в пользу нетрудоспособной части населения». Данная система включает такие виды обязательного страхования, как: пенсионное , медицинское , социальное . Страховые средства, накопленные в специальных (внебюджетных государственных) фондах (ПФР, ФСС, ФОМС) предназначены для социального обеспечения граждан (пенсионное обеспечение, медицинская помощь, выплата пособий и т.д.). Кроме того, определённые виды соцобеспечения финансируются за счёт средств бюджетов всех уровней (к примеру, социальные пенсии).

    г)принцип многообразия оснований, форм, видов соцобеспечения, который наглядно проявляется в том, что государство (в соответствующих случаях) оказывает социальную помощь различными способами: социальные услуги, денежные выплаты и т.п. Среди важнейших современных социальных услуг:

    Медицинская помощь и лечение;

    Лекарственная помощь;

    Санаторно – курортное лечение;

    Социальная помощь на дому;

    Обеспечение инвалидов средствами реабилитации;

    Профобучение и трудоустройство инвалидов и др.

    д)принцип дифференциации условий и порядка предоставления соцобеспечения. Так, данные различия могут зависеть от: вида трудовой деятельности, места выполнения работ, места проживания, материального и семейного положения, трудоспособности и т.д.;

    е)принцип целевого использования средств , предполагающий финансирование соответствующих социальных программ, мероприятий и т.п. исключительно за счёт денежных средств, предусмотренных на эти цели.

    ж)принцип установления минимальных социальных гарантий (МРОТ, минимальный набор товаров, услуг, льгот при наступлении определённых обстоятельств), удовлетворяющих потребности не только самого гражданина, но и некоторых членов его семьи (нетрудоспособных, несовершеннолетних, иждивенцев). Так, ФЗ «О прожиточном минимуме» (от 24.10.1997 г.) определяет данный минимум как стоимостную оценку потребительской корзины плюс обязательные платежи и сборы. Данная корзина должна включать минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для человека (для поддержания его здоровья и жизнедеятельности).

    Отраслевые принципы являются «своеобразным преломлением общеправовых принципов через предмет и метод регулирования данной отрасли права».

    3)внутриотраслевые (институционные), т.е. характеризуют отдельные институты ПСО . Это, к примеру, принципы пенсионного обеспечения; соцобслуживания; обязательного медицинского страхования и др. Так, в основе такого института ПСО, как пенсионное обеспечение, лежат следующие принципы:

    а) каждый гражданин имеет право на пенсию в случае утраты трудоспособности (по старости, инвалидности и в др. случаях);

    б) каждый (т.е. гражданин РФ, иностранец, апатрид) работающий по трудовому договору подлежит обязательному государственному пенсионному страхованию;

    в) каждый застрахованный имеет право на трудовую пенсию в зависимости от продолжительности страхового стажа и заработка;

    г) средства обязательного пенсионного страхования используются строго по целевому назначению (т.е. на финансирование пенсии).

    Социальное обслуживание характеризуется следующими принципами:

    Адресность;

    Доступность;

    Добровольность;

    Гуманность.

    Обязательное мед. страхование (как институт ПСО) характеризуется такими принципами, как:

    Доступность медико – социальной помощи;

    Соц. защищённость лиц в случае утраты здоровья;

    Приоритет профилактических мер.



     

    Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!