Общие и специальные нормы гражданского права. Что означают специальные налоговые режимы и что к ним относят? Понятие и разновидности специальных налоговых режимов

1) подчиненно-специальная:

Основной непоср. объек

2) расширенно-специальная:

Основной непоср. осн. непоср. объект - иной

объект дополн. – это осн. общ. нор

3) частично-специальная:

осн. непоср. объект - иной

факультат. – это осн. общ. нор.

При конкуренции общей и специальной нормы, как было сказано, предпочтение отдается специальной норме.

Проблема применения частично-специальных норм возникает, например, когда специальный субъект (должностное лицо или лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации, о которых говорится в ст. ст. 201, 285 УК РФ) совершает с использованием своих полномочий так называемые общеуголовные преступления, т.е. такие, которые может совершить лицо, не обладающее указанными полномочиями.

Данная проблема неоднократно обсуждалась в литературе и судебной практике, причем предлагались различные решения. Задача заключается в том, чтобы проанализировать ее в плане конкуренции и совокупности.

Так, в соответствии с разъяснением Пленума Верховного Суда РФ, данным в п. 10 постановления от 5 ноября 1998 г. №14, в тех случаях, когда виновным в совершении экологического преступления признается должностное лицо или лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации, оно должно нести ответственность по соответствующей статье за совершение экологического преступления, а при наличии в действиях признаков злоупотребления должностными полномочиями или полномочиями лица, выполняющего управленческие функции в коммерческой или иной организации, несет также ответственность соответственно по статьям 285 и 201 УК РФ.

Также в соответствии с указанным постановлением, необходимо учитывать, что статьями 256, 258 и 260 УК РФ специально предусматривается ответственность за преступления, совершенные с использованием служебного положения. Исходя из этого содеянное следует квалифицировать только по указанным нормам об экологических преступлениях без совокупности со статьями, предусматривающими ответственность за должностные преступления, либо за злоупотребление полномочиями лицами, выполняющими управленческие функции в коммерческой и иной организации.

Однако, при рассмотрении конкретных уголовных дел эта линия проводится не всегда последовательно.

В некоторых случаях квалификация дается по совокупности, а некоторых – нет. Так, действия председателя общества охотников Г., который занимался незаконной охотой были квалифицированы лишь как незаконная охота (раньше не было такого квалифицирующего признака как использование своего служебного положения), а лесник А., который занимался незаконной порубкой леса и за взятки незаконно отпускал лес другим лицам, был осужден по совокупности за взяточничество, злоупотребление полномочиями и незаконную рубку леса.



Конечно, нет проблем, когда использование лицом своего служебного положения при совершении преступления указано в качестве квалифицирующего признака.

Так, в ст. ст. 256, 258, 260 УК РФ в качестве квалифицирующего признака указано использование при совершении деяний, указанных в ч. 1, своего служебного положения. Поэтому этот вопрос решен. Стоит отметить одну особенность этих норм: они одновременно являются специальными по отношению к двум общим – к злоупотреблению полномочиями (ст. ст. 285 и 201 УК РФ) и к простым видам тех же составов (то есть к ч. 1 статьи). Но в первом отношении они выглядят как расширенно-специальные (основной объект общих составов преступлений против интересов службы в специальной норме становится дополнительным), а во втором – как подчиненно-специальные (у них основным остается основной объект общей нормы).

Сложности возникают, когда другие преступления совершает лицо с использованием своего служебного положения, а такой квалифицирующий признак отсутствует, но такое деяние может совершить лицо, используя свое служебное положение, и это положение облегчает ему совершения этого преступления. Возникает вопрос: нужна ли в данном случае квалификация по совокупности со ст. ст. 201 или 285 или имеется в наличие конкуренция и применяются ее правила, т.е. при конкуренции общей и специальной норм применению подлежит специальная.

Как же все-таки квалифицировать случаи совершения должностными лицами экологических преступлений, где в качестве квалифицирующего признака не указано совершения деяния лицом с использованием своего служебного положения?

А.С. Горелик предлагает для решения поставленной проблемы, разделить интересующие составы на группы применительно к классификации специальных норм по объекту, но имея ввиду лишь расширенно-специальные и частично-специальные (применение подчиненно-специальных норм не вызывает трудностей, так как они являются разновидностью общих должностных преступлений).

Таким образом, делим интересующие нас составы на несколько групп по роли дополнительного объекта (является ли он обязательным признаком состава или же его нарушение предусмотрено в норме как один из возможных вариантов, либо в норме об этом ничего не говорится). В качестве критерия удобно использовать указание в диспозиции нормы на обязательность или возможность совершения данного деяния специальным субъектом – должностным лицом или управленцем, ибо при совершении любого деяния таким лицом с использованием своих полномочий нарушаются также и общественные отношения, участниками которых эти лица становятся в силу своего особого статуса.

К первой группе относятся нормы, в диспозиции которых прямо говорится о совершении этого деяния специальным субъектом как непременное условия, т.е. иные лица вообще не могут быть субъектами этих составов. Про эти составы было сказано выше, это квалифицированные составы. К этой группе относятся также основные составы: ст. 140 (отказ в предоставлении гражданину информации), фальсификация избирательных документов), регистрация незаконных сделок с землей и др. Соответственно, применяются эти нормы. И проблем здесь не возникает.

Вторая группа - деяния, которые могут совершаться, как специальными субъектами, указанными в гл. 30 и 21, так и иными лицами, о чем прямо говорится в диспозиции или такой вывод однозначно вытекает из толкования этой нормы. Т.е. предусмотрено нарушение интересов службы в норме как один из возможных вариантов. Примером может служить ст. 247 УК (нарушение правил обращения опасных отходов), ст. 176 (незаконное получение кредита индивидуальным предпринимателем либо руководителем организации). Соответственно, отличие первой группы от второй заключается в том, что в последнем случае роль специальных норм выполняет не весь состав, а только та его часть, в которой прямо говорится или, исходя из особенностей объективной стороны, подразумевается совершение действий специальным субъектом с использованием своих полномочий. Это и позволяет считать их частично-специальными, тем более, что объект общих составов (201, 285) выполняет роль факультативного.

Например, ст. 247 УК РФ – нарушение правил производства опасных отходов или обращение отходов или веществ. Такие правила может нарушить как индивидуальный предприниматель, так и руководитель организации. В таком случае, как видно, конкурирует не весь состав, о только та его часть, в которой бесспорно подразумевается совершение действий должностным лицом или управленцем (руководителем предприятия) с использованием своего служебного положения. Это и позволяет считать ее частично-специальной нормой по отношению к ст.ст. 201 и 285 УК РФ, тем более, что объект общих норм преступлений против интересов службы в данном случае выполняет роль факультативного. Во всяком случае, очевидно, применяется специальная норма (ст. 247 УК РФ). И если это деяние совершает должностное лицо или управленец, используя свое служебное положение, квалификация наступает по правилам конкуренции общей и специальной норм и применению подлежит ст. 247 УК РФ. Применению в этом случае не подлежат ст. ст. 201, 285 УК.

Третья группа , которая и представляет наибольшие трудности, поскольку речь идет о деяниях, которые могут совершать субъекты с использованием своих служебных полномочий, но об этом ничего в диспозиции не говорится ни прямо, ни косвенно. К таким относятся, например, нарушение авторских и смежных прав, загрязнение вод, приобретение или сбыт имущества, добытого преступным путем. В отношении этих составов не совсем ясно, охватывается ли ими посягательство на объект общих составов преступлений против интересов службы, а отсюда достаточна ли квалификация по данным статьям, или же требуется применение норм о преступлениях против службы, либо, нужна квалификация по совокупности.

Например, ст. 250 УК РФ – загрязнение вод. В отношении таких составов не совсем понятно охватывается ли ими посягательство на объект общих составов преступлений против интересов службы, а отсюда достаточна ли при совершении должностными лицами квалификация по данным статьям, или же требуется применение норм о преступлениях против интересов службы и(ст. ст. 201, 285 УК РФ), либо, наконец, необходимо применять ту и другую по совокупности.

Поскольку в диспозициях таких статей вообще нет указаний на возможность их применения при совершении соответствующих действий должностными лицами или управленцами, напрашивается вывод, что они не охватывают такие ситуации и имеют в виду, в первую очередь, поведение иных лиц, не наделенных специальными полномочиями. Например, если загрязнение вод путем выброса сточных вод со своей скотоводческой фермы совершит гражданин, он будет нести ответственность по ст. 250 УК РФ, а если руководитель предприятия с использованием своих служебных полномочий и при наличии признаков, указанных в ст. 201 (вопреки законным интересам этой организации в целях извлечения преимуществ для других лиц с существенным нарушением охраняемых законом интересов общества), то он подлежит ответственности по ст. 201 УК РФ за злоупотребление полномочиями)

Другой вопрос достаточна ли квалификация только по статье об общем преступлении. По мнению многих авторов (А.С. Горелик, В.В. Устименко), налицо идеальная совокупность, так как вред причиняется двум основным объектам. Но в таком случае нет конкуренции, ибо в соответствии с ч. 3 ст. 17 УК РФ общая и специальная нормы не могут одновременно применяться при их идеальной совокупности.

В тоже время возможны ситуации, когда такие нормы будут применяться без совокупности с преступлениями против интересов службы. К примеру с загрязнением вод руководителем предприятия, отсутствует хотя бы один признак ст. 201, то применению подлежит лишь ст. 250 УК РФ как к любому гражданину, отвлекаясь от того, что деяние совершено должностным лицом.

Ликвидацией такой проблемы послужило бы формирование во всех составах преступлений, где их может совершить должностное лицо или управленец, используя свое служебное положение, квалифицированных видов – совершение деяния с использованием своего служебного положения.

Специальные налоговые режимы разрабатываются государством для регуляции отдельных отраслей бизнеса, а также упрощения уплаты налогов. Кроме того, они помогают откорректировать налоговую систему и разработать индивидуальные подходы к разным категориям граждан. Какими бывают специальные налоговые режимы, и какие функции они выполняют – посмотрим далее.

Понятие и разновидности специальных налоговых режимов

Специальный налоговый режим (СНР) – это вид налогообложения, имеющий отличительные характеристики от общеустановленных в Налоговом кодексе РФ, за исключением раздела 8.1, в котором и прописаны нормы, регулирующие СНР.

Среди специальных налоговых режимов выделяют пять режимов:

  1. . Упрощенная система уплаты налогов или так называемая “упрощенка”, которая, как правило, используется при ведении бизнеса. Она включает большое количество выплат, которые находятся в рамках медицинского и пенсионного страхования. Такая система не является принудительной, и предполагает две формы, введенные с 2014 года. По УСН, налоговые ставки на доходы составляют 6%. Однако если это доходы, выплачиваемые государству и уменьшенные на размер расходов, ставка составляет 15%.
  2. . Этот вид налогового режима также называют “вмененкой”. Единые налоги на вмененные доходы с 2016 года также стали непринудительными. Такая система, как правило, используется вместе с основной системой налогообложения. Она предназначена для специальных видов деятельности, включая ветеринарные услуги, бизнес по автотранспорту и недвижимостью, рекламу и проч.
  3. . Система налогообложения, регулирующая сельское хозяйство, которая помогает в работе товаропроизводителей сельскохозяйственного типа. Она применяется вместо налога на прибыль, имущество и НДС. С 2017 года ставка с 18% поднялась до 24%.
  4. ПСН . Это патентная система, введенная для регуляции патентной деятельности. Она может быть использована только теми индивидуальными предпринимателями, которые заняты в особых видах деятельности, указанных на сайтах налоговых служб субъектов РФ. Такая система заменяет НДС, налог на имущество физических лиц, НДФЛ. Ставка составляет 6%.
  5. СРП . Такая система применяется редко и актуальна только при уплате налогов во время выполнения соглашения о разделе товаров. Такие правовые отношения возможны, когда заграничные и национальные предприятия занимаются добычей минерального сырья. Ставка рассчитывается индивидуально.

Какими главами НК РФ регламентируются специальные налоговые режимы, кем могут применяться и на каких основаниях, предлагается узнать из таблицы, которую можно .

Знать о специальных налоговых режимах обязательно не только для экономиста или бухгалтера, но и для бизнесмена, поскольку это важно для грамотного управления своим делом и оптимизации работы с денежными средствами в рамках предприятия.

Общая характеристика СНР

Специальные налоговые режимы представляют собой особенный свод правил, установленных отдельно для определенных социальных групп, видов деятельности и т.д. Среди основных характеристик специальных режимов налогообложения выделяют следующие:

  • За исключением СПР, все виды специальных режимов могут использоваться только представителями малого бизнеса.
  • УНС, ЕНВД и ЕСХН могут быть использованы предприятиями и индивидуальными предпринимателями, а СРП – исключительно предприятиями, ПСН – исключительно ИП.
  • Все специальные режимы (кроме УСН) могут быть использованы только для определенных объектов, которые указаны в НК РФ или установлены местными органами самоуправления. УСН используется крупными представителями бизнеса по условиям, прописанным в главе 26.2 НК.
  • При всех системах (кроме СРП) единый специальный налог оплачивается вместо налога на прибыль, имущество и НДС. Что касается СРП, то в этом случае будут действовать определенная льготная системы и спецналог.

Налоговый период определяется в зависимости от конкретной системы. Так, декларация по налогам ЕСХН и УНС подается один раз в год, по ЕНВД – в квартал, по ПСН – в год или в течение действия платежа, СРП – в зависимости от периода каждого налога. С этими и другими характеристиками можно ознакомиться в таблице, .

Условия применения специальных налоговых режимов

Какие условия существуют и действуют на сегодняшний день для наиболее популярных специальных налоговых режимов, рассмотрим далее:

ЕСХН

Это – единый налог на сельское хозяйство. Здесь предъявляются особые требования к доходу предприятия:

  • Доля дохода именно от реализации сельскохозяйственной продукции должна составлять не меньше чем 70% от всей выручки. При этом каких-либо пределов в плане выручки нет – они могут быть абсолютно любыми.
  • Если предприятие занимается ловлей и добычей рыбы, тогда количество сотрудников должно составлять не больше 300 человек.

УСН

“Упрощенка” может применяться при соблюдении таких условий:

  • Компания не должна быть казенным либо бюджетным учреждением, а также страховщиком, ломбардом или фондом инвестиций.
  • В уставном капитале может содержаться не более 25% участия сторонних организаций или предприятий.
  • Компания не может заниматься игорным бизнесом или добывать полезные ископаемые.
  • Годовое число сотрудников не может превышать 100 человек.
  • За 9 месяцев года, предшествующего году установления УСН, доход предприятия не был выше 45 миллионов. Данная цифра высчитывается с учетом НДС и инфляций.

ЕНВД

Он может использоваться как самостоятельный налоговый режим, так и как дополнительный, например, в сочетании с УСН. Для перехода на ЕНВД компании не нужно как-то ограничивать себя в плане выручки, однако стоит принять следующие правила:

  • Если компания занимается продажами на специально имеющейся для этого площади, то эта площадь не должна превышать 150 квадратных метров.
  • Количество сотрудников предприятия за текущий и прошлый год не может быть более 100 человек.
  • Виды деятельности, для которых применим ЕНВД, четко отражены в 2 пункте 346.26 статьи Налогового кодекса РФ.

При переходе на определенный налоговый режим необходимо учесть как федеральные, также и региональные особенности перехода. Для уточнения данных особенностей потребуется обращение в местную Налоговую службу.

СНР среди субъектов малого предпринимательства

Особые возможности предоставляет для представителей малого бизнеса Налоговый кодекс. В данном случае, отмечается один важнейший налоговый режим – упрощенная система налогообложения либо “упрощенка”. Использовать её смогут как организации, также и индивидуальные предприятия. Преимущества такой системы заключаются в следующем:

  • Для организаций . Налогообложение на прибыль организации становится единым и уже не исчисляется соответственно главе 25 Налогового кодекса РФ. В случае с НДС, налог не будет рассчитываться по главе 30 Налогового кодекса РФ. Эти налоги заменяются единственным, то есть бухгалтеру придется производить расчеты только по единому налогу, регулируемому “упрощенкой”.
  • Для индивидуальных предпринимателей . В таком случае налог на доходы физического лица не будет рассчитываться согласно главе 23 Налогового кодекса, также не будет исчисляться и налог на имущества. Оба они заменяются единым налоговым сбором, вводимым упрощенным налогообложением.

Отметим, что единый налог, вводимый упрощенной системой, – это еще не все сборы, которые потребуется делать в пользу государства. Также нужно будет выплачивать страховые взносы в ПФ; водные налоги; государственные пошлины; налоги на доходы физических лиц; транспортные и земельные налоги; налоги на полезные ископаемые.

Обратите внимание, что воспользоваться упрощенным налоговым режимом могут не все предприятия и ИП – для этого необходимо соответствовать определенным критериям. Данные критерии закреплены в главе 26.2 Налогового кодекса РФ.

Видео: СНР для субъектов малого налогообложения

При общем изучении налогов и налогообложения тщательное внимание уделяют специальным налоговым режимам. Подробная информация о них с яркими примерами – в следующем видеоролике:

Любой специальный налоговый режим лицо может выбирать полностью самостоятельно. Конечно, важно обращать внимание, какие типы налоговых режимов подходят именно вам, то есть, каким типам вы соответствуете, а каким – нет. В любом случае, это прекрасная возможность, чтобы не уплачивать все или некоторые федеральные налоги.

По предмету действия различаются законы (законоположения) общие и специаль­ные. Специальный закон детализирует общее правило, устанав­ливает исключения или особенности регулирования некоторых отношений, которые входят в предмет регулирования общего закона. Отсюда вытекает принцип: lex speciali derogat legi generali – если есть специальный закон, то общий не применя­ется.

Предполагается, что общий и специальный законы (законоположения) установлены одним и тем же законодательным органом. Например, специальный закон, принятый до вступления в силу Конституции РФ 1993 г. (закон СССР, закон РСФСР, закон РФ), не может применяться после того как вступит в силу новый общий закон (федеральный закон или федеральный конституционный закон), принятый новым законодательным органом – Федеральным Собранием РФ. Если в таком общем законе ничего не говорится о действии специальных законов, принятых прежним законодателем, то следует руководствоваться принципом “последующее отменяет предыдущее”.

Если нормативные акты, содержащие общую и специальную норму находятся в иерархической соподчиненности, то акт низшей силы может устанавливать специальные нормы лишь в том случае, если это прямо предусмотрено актом высшей силы.

При наличии общей нормы закона подзаконные норматив­ные акты применяются тогда, когда общий закон прямо предусматри­вает установление специальных норм именно в подзаконных актах – например, в постановлениях правительства.

8.2.3. Незнание за­кона не освобождает от ответственности

Это само собой разумеющееся утверждение, ибо противное невозможно. Правовое регулирование требует при­ме­не­ния ко всем одинакового масштаба. Следовательно, все, кто ссылается на незнание закона, без ис­ключения, либо не должны освобождаться, либо должны осво­бождаться от ответственности за нарушение закона. Но по­следнее, по су­ще­ству, означает невозможность привлече­ния к ответственно­сти за нарушение закона, ибо каждый бу­дет ссы­латься на не­знание закона.

Древнеримская сентенция по этому вопросу гласит: igno­rantia iuris nocet – незнание права только вредит. В частно­сти отсюда вытекает, что именно незнание закона может привести к правонарушению; но незнание не может быть причиной освобо­ж­дения от юридической ответственности.

8.2.4. Неопубликованные законы не применяются

Из предыдущего принципа с необходимостью вытекает, что лю­бой закон должен быть опубликован для всеобщего све­дения, прежде чем можно будет его применять и, в частности, привле­кать к юридической ответственности на основании этого за­кона. Нельзя привлекать к ответственности за на­ру­шение за­кона, которого не просто не знают, но и, по об­щему правилу, не могут знать.

Этот само собой разумеющийся правовой принцип вклю­чен в основы конституционного строя Российской Фе­дера­ции: “За­коны подлежат официальному опубликованию. Не­опубли­ко­ванные законы не применяются. Любые норма­тив­ные пра­во­вые акты, затрагивающие права, свободы и обя­занности че­ловека и гражданина, не могут применяться, если они не опу­б­ликованы официально для всеобщего све­дения” (ч.3 ст.15 Конституции РФ). В этом контексте сле­дует обратить внима­ние на то, что не бывает нормативных правовых актов, не опубликованных для всеобщего сведе­ния. Если норматив­ный акт, тем более – затра­гивающий права, свободы и обя­занно­сти, не опубликован, то он не яв­ляется правовым, не имеетюридической силы . Публич­ность нормативных актов – это одно из требований господства права в формальном смысле.

Опубликование закона для всеобщего сведения является за­ключительной стадией законодательного процесса в со­вре­мен­ном демократическом конституционном государ­стве. За­кон вступает в силу с момента его опубликования, если иное не ус­тановлено в самом законе.

Следует также отметить, что применение неопубликованного закона, осо­бенно если закон управомочивающий или смягчающий ответственность, давало бы преимущество тем, кто знает за­кон, в сравнении с теми, кто его не знает и не может знать. Это про­ти­воречит принципу формального равенства, спра­ведливо­сти, требованию равного обращения со всеми субъ­ектами права.

Общие и специальные нормы гражданского процессуального права могут находиться в различном соотношении. Например, нормы, содержащиеся в разделе I «Общие положения» ГПК РФ, можно рассматривать в качестве общих относительно норм, закрепленных во II, III, IV, V, V1, VII разделах ГПК.

В подразделе II «Исковое производство» раздела II тоже много общих процессуальных норм. Но они являются общими лишь относительно норм, специфических для искового производства, производства по делам, возникающим из публичных правоотношений, и особого производства, т.е. только для норм раздела II ГПК. Указанная классификация норм на общие и специальные по сфере их действия непосредственно не связана с исследованием процессуальных особенностей гражданских дел.

Вместе с тем такое деление норм на общие и специальные не исчерпывает проблемы соотношения этих норм. В процессуальной литературе отмечается, что большое количество процессуальных норм находится в кодифицированных и некодифицированных актах материального права (трудового, семейного, жилищного и

229 Чечот Д.М. Неисковые производства. М., 1973. С. 4.

230 См.: Гукасян Р.Е., Ченцов Н.В. Некоторые проблемы науки советского гражданского процессуального

права на современном этапе // Материально-правовые и процессуальные средства охраны и защиты прав и

интересов хозяйствующих субъектов. Калинин, 1987. С. 114.

др.)231. Интересные мысли по этому вопросу были высказаны в свое время К.С. Юдельсоном. Он считал, что «общие нормы, регулирующие все виды судопроизводства, сосредоточены в гражданских процессуальных кодексах, а специальные нормы, относящиеся к рассмотрению отдельных категорий дел, содержатся в кодексах материального права - гражданском, семейном, трудовом и др.»232.

Нормы ГПК действуют при рассмотрении и разрешении всех гражданских дел, сфера же действия процессуальных норм, расположенных в нормативных актах материального права, совсем иная. Их применение ограничено целями рассмотрения и разрешения дел той или иной категории. «Этими нормами регламентируется более узкий круг общественных отношений по сравнению с общими»233. Специализация процессуальных норм по конкретной категории дел позволяет законодателю значительно полнее использовать возможности правового регулирования и с помощью их детально, с учетом специфики материальных отношений дел той или иной категории, регламентировать процессуальные отношения.

Специальные нормы, содержащиеся в материально-правовых и иных актах, могут быть исключительными, детализирующими. Они могут дополнять общие правила. Отсюда и значимость этих норм для правильного рассмотрения дел. Знание только общих норм, закрепленных в ГПК, далеко не всегда обеспечивает точное разрешение того или иного процессуального вопроса. Специальная процессуальная норма, содержащаяся в нормативных актах материального права, может совсем по-иному регулировать процессуальное отношение по сравнению с общей нормой.

Такое специальное правило подведомственности закреплено, например в ст. 17 СК РФ. Специальные процессуальные нормы, помещенные в материально-правовых актах, могут не только

исключать действие общих норм, но и конкретизировать их. Так, согласно ст. 4 ГПК суд возбуждает гражданское дело по заявлению лица, обратившегося за защитой своих прав, свобод и законных интересов.

В случаях, предусмотренных Кодексом, другими федеральными законами, гражданское дело может быть возбуждено по заявлению лица, выступающего от своего имени в защиту прав, свобод и законных интересов другого лица, неопределенного круга лиц или в защиту интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Это общие процессуальные нормы, устанавливающие круг лиц, имеющих право возбудить в суде гражданское дело.

В ст. 70 СК РФ говорится, что дела о лишении родительских прав рассматриваются по заявлению одного из родителей (лиц, их заменяющих), прокурора, а также по заявлениям органов или учреждений, на которые возложены обязанности по охране прав несовершеннолетних детей (органов опеки и попечительства, комиссий по делам несовершеннолетних, учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и др.).

Данная процессуальная правовая норма конкретизирует правила, содержащиеся в ст. 4 ГПК, при рассмотрении судом дел о лишении родительских прав. Поскольку существует специальная правовая норма, устанавливающая круг лиц, по заявлению которых суд может рассматривать дела этой категории, то применяться должна указанная норма, а не общая.

Специальные процессуальные нормы, содержащиеся в материально-правовых актах, могут устанавливать не только особые правила подведомственности гражданских дел и субъектный состав, уполномоченный на возбуждение дел определенной категории.

При рассмотрении же гражданских дел, возникающих из обязательств вследствие причинения вреда, действует закрепленное в п. 2 ст. 1064 ГК РФ специальное процессуальное правило, возлагающее обязанность лица, причинившего вред, доказать, что вред причинен не по его вине.

231 См.: Юдельсон К.С. Соотношение гражданских процессуальных норм, сосредоточенных в

гражданских процессуальных кодексах и кодексах материального права // Проблемы применения Гражданского

процессуального кодекса РСФСР. Калинин, 1974. С. 18–19; Чечина Н.А. Основные направления науки

гражданского процессуального права. Л., 1987. С. 94–101.

232 Юдельсон К.С. Указ. соч. С. 21.

233 Баулин О.В. Специальные нормы в гражданском процессуальном праве. Воронеж, С. 6.

234 См.: Кострова Н.М. Теория и практика взаимодействия гражданского процессуального и семейного

права. Ростов-н/Д., 1988. С. 73–83.

В п. 3 ст. 401 ГК РФ говорится, что если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, т.е. чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

Специальные процессуальные нормы, закрепленные в материально-правовых нормативных актах, могут устанавливать и особые правила допустимости доказательств (ст. 162 ГК РФ).

Специальные нормы иногда регламентируют различные аспекты порядка производства по гражданским делам. Статья 1 ГПК устанавливает, что порядок гражданского судопроизводства в федеральных судах общей юрисдикции определяется Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации», процессуальным Кодексом и принимаемыми в соответствии с ними другими федеральными законами, порядок гражданского судопроизводства у мирового судьи - также Федеральным законом «О мировых судьях в Российской Федерации».

Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила гражданского судопроизводства, чем те, которые предусмотрены законом, применяются правила международного договора.

В ст. 383 Трудового кодекса РФ говорится, что порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров регулируется настоящим Кодексом и иными федеральными законами, а порядок рассмотрения дел по трудовым спорам в судах определяется кроме того гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации. Особенности рассмотрения индивидуальных трудовых споров отдельных категорий работников устанавливаются федеральными законами.

Таким образом, законодатель вводит специальные правовые нормы, устанавливающие порядок рассмотрения в судах трудовых дел. Эти правовые нормы имеют важное практическое значение для правильного и быстрого рассмотрения дел данной категории. Они нацеливают практических работников, занимающихся рассмотрением и разрешением трудовых споров, на необходимость старательного изучения и правильного применения специальных процессуальных норм, содержащихся в ТК РФ и в иных законодательных актах.

В отдельных случаях специальные процессуальные нормы, устанавливающие особое правила рассмотрения и разрешения тех или иных категорий гражданских дел, закреплены непосредственно в ГПК. Например, в ст. 211 ГПК закреплены специальные процессуальные правила, действующие только при рассмотрении некоторых категорий трудовых дел и дел о взыскании алиментов.

Специальные процессуальные нормы могут быть закреплены не только в ГПК, но в АПК РФ. Так, по общему правилу суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений (п. 1 ч. 1 ст. 22 ГПК).

В ст. 33 АПК РФ говорится, что арбитражные суды рассматривают дела: 1) о несостоятельности (банкротстве); 2) по спорам о создании, реорганизации и ликвидации организаций; 3) по спорам об отказе в государственной регистрации, уклонении от государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей;

4) по спорам между акционером и акционерным обществом, участниками иных хозяйственных товариществ и обществ, вытекающим из деятельности хозяйственных товариществ и обществ, за исключением трудовых споров;

5) о защите деловой репутации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности; 6) другие дела, возникающие при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности, в случаях, предусмотренных федеральным законом.

Указанные в ч. 1 этой статьи дела рассматриваются арбитражным судом независимо от того, являются ли участниками правоотношений, из которых возникли спор или требование, юридические лица, индивидуальные предприниматели или иные организации и граждане.

Как видим, в ст. 33 АПК РФ закреплены специальные процессуальные правовые нормы, которые отнесли к ведению арбитражного суда рассматриваемые в порядке искового производства дела, возникающие из гражданских правоотношений, участниками которых являются граждане-физических лица.

Итак, помимо закрепленных в ГПК общих процессуальных норм, регулирующих процессуальные отношения, связанные с рассмотрением и разрешением судом первой инстанции дел искового производства, существует значительное количество специальных процессуальных норм, размещенных в материальноправовых нормативных актах (ГК, СК, ТК РФ и др.). Эти нормы устанавливают изъятия и дополнения к закрепленным в ГПК общим нормам. В своей совокупности с общими гражданскими процессуальными нормами они придают рассмотрению и разрешению конкретной категории гражданских дел черты, о которых в теории и судебной практике принято говорить как о процессуальных особенностях рассмотрения и разрешения той или иной группы гражданских дел.

При рассмотрении и разрешении определенной категории гражданских дел искового производства таких норм может быть больше или меньше, по некоторым категориям гражданских дел их вообще может и не быть. Так, если по делам о расторжении брака, о лишении родительских прав специальных процессуальных норм достаточно много, то по делам о взыскании долга их значительно меньше, а по некоторым исковым делам они могут совсем отсутствовать.

Для правильного рассмотрения и разрешения конкретного гражданского дела искового производства участники процесса должны хорошо знать не только общие нормы, закрепленные в ГПК, но и помещенные в материально-правовых нормативных актах специальные процессуальные нормы, устанавливающие исключение либо дополнения в отношении порядка судопроизводства по делам определенной категории235.

К.С. Юдельсон в свое время считал, что, во всяком случае, относящиеся к рассмотрению дел о расторжении брака специальные нормы, размещенные в КоБС РСФСР, должны содержаться в Гражданском процессуальном кодексе РСФСР в целях повышения эффективности судебного процесса и его воздействия на брачные и семейные отношения236.

Н.А. Чечина полагает, что закрепление процессуальных норм непроцессуальными нормативными актами целесообразно тогда, когда их содержание может быть лучше понято при двойном изложении, например правила, фиксирующие процессуальные особенности определенной категории дел237.

Точка зрения Н.А. Чечиной о целесообразности размещения процессуальных норм в материально-правовых актах представляется правильной. Эти нормы являются специальными по отношению к нормам, закрепленным в ГПК, они фиксируют процессуальные особенности рассмотрения и разрешения определенной категории гражданских дел. Данная группа процессуальных норм весьма многочисленна, поэтому их невозможно разместить в ГПК, не нарушая его системы и компактности.

Включение в ГПК РФ специальных процессуальных норм в определенной мере подорвет его стабильность. Нельзя не учитывать, что нормы ГПК устанавливают порядок судопроизводства по делам, возникающим из большого количества материально-правовых отраслей. Естественно, что материальное право постоянно обновляется, а с ним вместе такому процессу подвержены и специальные процессуальные нормы, устанавливающие специфику судебной защиты того или иного субъективного права и охраняемого законом интереса.

Все специальные процессуальные нормы нецелесообразно размещать в ГПК еще и потому, что многие из них неразрывно связаны с нормами материального права по своему содержанию. Эти правила могут быть поняты, а потому могут существовать только совместно, так как и применяются они вместе или как одно правило для регулирования и материального, и процессуального отношения239.

В теории уголовного права нормы, взаимодействующие по диалектике общего и особенного, целого и части называют конкурирующими. УК и практика, по крайней мере, опубликованная практика Верховного Суда РФ и других судов, не употребляют этого понятия «коллизия». Термин «коллизия» и лингвистические и логические толкования по словарям русского языка и энциклопедическим справочникам едины в понимании коллизии как «борьбы» за прибыль (закон), выживание (биол.), за успех и т.п. Между тем диалектический закон взаимодействия общего и особенного такой борьбы не знает. Общее -- родовое явление и понятие, особенное -- видовое. Последнее специфицирует, конкретизирует, сужают общие признаки. Назначение общей нормы состоит в определении в диспозициях норм основных составообразующих признаков. Они обязательно наличествуют в специальных нормах с добавлением одного или более других признаков. Это важно для квалификации преступлений по нормам, находящимся в соотношении общей и особенной норм. Если в специальной норме не предусмотрены признаки ее родового понятия в общей норме, соотношение общей и специальной нормы разрушается.

Квалификация по общей норме производится тогда, когда содеянное не подпадает под видовые специальные нормы УК. Правильно писал А.Н. Трайнин, что родовой состав «как бы сохраняется в резерве для тех случаев, которые специальными составами не охватываются». Общая и специальная нормы не могут быть основанием для квалификации при идеальной совокупности деяний; только при реальной совокупности преступлений.

Понятие конкуренции норм в УК и публикациях не бесспорны. Так, А.С. Горелик усматривает сущность конкуренции уголовно-правовых норм в том, что содеянное подпадает под несколько норм, но применению подлежит только одна из них. По Л.В. Иногамовой-Хегай, «конкуренция уголовно-правовых норм -- это регулирование одного уголовно-правового отношения одновременно двумя или более нормами, приоритетной из которых является одна норма». Для таких доктринальных толкований как будто есть законодательное основание. Действительно, ч. 3 ст. 17 УК говорит: «Если преступление предусмотрено общей и специальной нормой, совокупность преступлений отсутствует и уголовная ответственность наступает по специальной норме».

Правомерен вопрос, может ли одно единичное преступление оказаться предусмотренным двумя нормами? Полагаю, ответ может быть только отрицательный.

Аргумент -- ст. 8 УК признает основанием уголовной ответственности и, следовательно, квалификации «совершение деяния, содержащего все признаки состава преступления, предусмотренного настоящим Кодексом». Так, получение взятки (специальная норма -- ст. 290) является разновидностью злоупотребления служебными полномочиями (общая норма -- ст. 285). Однако взяткополучательство не предусмотрено в двух названных статьях. О нем говорится только в ст. 290 УК.

Обратимся к УК РФ. Существует совокупность преступлений, которая согласно ч. 2 ст. 17, означает, что деяние предусмотрено двумя или более нормами Кодекса. И есть единичное преступление, которое предусмотрено одной статьей УК. Совокупность преступлений и единичное преступление -- взаимоисключающие категории.

Единичное преступление предусмотрено соответственно в одной уголовно-правовой норме. Умышленное убийство (ст. 105), общая норма всех умышленных убийств (ч. 2 ст. 105, 106-108, 227, 295, 317), но они как все специальные нормы дополнены другими признаками, делающими данный состав привилегированным либо квалифицированным. Полностью дублирующие друг друга нормы УК неизвестны.

Составы преступлений дифференцируются по самым различным основаниям.

З.А. Незнамова, одна из первых посвятившая серьезное докторское исследование коллизиям в уголовном праве, полагает, что термины «коллизия» и «конкуренция» по сути тождественны. Представляется, что это не согласуется с пониманием коллизии в уголовном законе как разновидности уголовно-структурных дефектов и системы законодательства. Понятно, что конкуренция, т.е. соотношение общих и специальных норм УК к дефектам законодательства отнести нельзя. Более того, конструкции по типу общие и специальные нормы в УК необходимы и полезны.

Анализ публикаций о конкуренции уголовно-правовых норм позволяет усомниться в обоснованности такого понимания конкуренции. В связи с этим логичнее отказаться от неизвестного УК и практике понятия «конкуренция», а употреблять законодательную терминологию о квалификации по общей и специальной нормам. (Часть 3 ст. 17 УК РФ)

«Совокупность преступлений» регламентирует два вида квалификации преступлений: по совокупности и по общей и специальной норме. Признается, что: а) квалификация по специальной норме, при наличии общей, имеет примат и б) квалификация по соотношению общей и специальной норм не относится к квалификации по совокупности преступлений. Правда, она нуждается в ограничительном толковании, которое давно осуществляется доктринальными комменаторами. Совокупность преступлений отсутствует при идеальной, но не реальной совокупности общей и специальной нормы. Если должностное лицо сначала получило взятку, а затем злоупотребило служебными полномочиями, то квалификация содеянного будет производиться по правилам реальной совокупности преступлений (по ч. 1 ст. 290 и ч. 1 ст. 285 УК).

Во избежание квалификационных ошибок важно, чтобы общие нормы не оказывались в противоречии со специальными. Для этого им надлежит содержать те признаки, которые полностью распространяются на все специальные нормы, не входя с ними в противоречие. В этой связи возникает потребность в оценке норм-понятий, которые есть в ряде статей УК РФ и стран СНГ, например в УК Республики Беларусь.

Нормы-понятия в УК РФ представлены в примечаниях, например, понятия хищения должностного лица, представителя власти, преступлений против военной службы. Их можно отнести к разновидности общих норм, но без санкций. Они значимы и для законодателя, и для квалификации деяний. Используя их в оценке специальных норм, правоприменителю надлежит безотступно следовать их законодательной характеристике.

К общим относятся все институты и нормы Общей части УК. Однако предписание ч. 3 ст. 17 о квалификации по специальной, а не по общей норме к ним не относится. В ст. 17 регламентируется квалификация совокупных и единичных преступлений. Наиболее распространенные общие нормы в УК РФ: ст. 105 (умышленное убийство), ст. 109 (причинение смерти по неосторожности), ст. 130 (оскорбление), примечание № 1 к ст. 158 (хищение), ст. 171 (незаконное предпринимательство), ст. 201 (злоупотребление полномочиями), ст. 285 (злоупотребление должностными полномочиями), ст. 327 (подлог), ст. 331 (понятие преступлений против военной службы).



 

Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!