Меры административного пресечения в отношении правонарушителя. Административное пресечение: понятие, виды и порядок применения. Классификация мер административного пресечения

Меры административного пресечения (прекращения) - это принудительные мероприятия, которые используются уполномоченными на это органами внутренних дел, их должностными лицами, а также другими полномочными субъектами (судьями, представителями органов местного самоуправления, специальных общественных формирований и др.) для прекращения противоправного поведения, недопущения, устранения его вредных последствий, на создание условий для возможного привлечения виновных лиц к административной ответственности .

Целью применения мер административного пресечения является:

Пресечение нарушений правовых норм (административных проступков, преступлений и объективно противоправных деяний);

Предупреждения совершения новых правонарушений;

Создание условий для дальнейшего привлечения виновных к ответственности;

Устранение вредных последствий правонарушения;

Восстановления прежнего, правомерного состояния.

При использовании мер административного пресечения органы государственного управления должны строго следовать принципу законности. Применение этих мер требует соответствующего (отдельного в каждом случае) административно-процессуального оформления в установленных законом формах и порядке. Принцип законности обеспечивается систематическим контролем со стороны вышестоящих органов и должностных лиц, прокурорским надзором, правом административного и судебного обжалования, другими установленными законодательством способами .

Меры пресечения тесно связано с мерами предупреждения и административными взысканиями, которым они часто предшествуют, поскольку обеспечивают условия для их применения.

В отличие от административно-предупредительных меры пресечения применяются в связи с совершением правонарушения и к субъектам, их совершившим. А отличие их от административных взысканий состоит в том, что меры административного пресечения не содержат элемента наказания лица, к которому они применяются. Выполняя, наряду с воспитательной, карательную функцию, административное взыскание по своему действию во времени обращено в прошлое, является ретроспективным. Меры же административного пресечения, как правило, направлены в настоящем и потому способны самостоятельно и оперативно решать конфликтную ситуацию, в частности принудительно пресекать правонарушения.

Меры административного пресечения очень неоднородны, отличаются друг от друга по многим признакам. Однако основную их классификацию целесообразно провести в соответствии с характером сферы применения. По этому критерию принуждения делятся на две группы - меры общего и специального назначения.

Меры административного пресечения общего назначения , которые применяются в повседневной практике многими правоохранительными органами, в основном подразделяются, исходя из цели их применения, на самостоятельные (оперативные) и вспомогательные (обеспечивающие) .

1. Самостоятельные (или оперативные) меры принуждения характеризуются тем, что оперативно решают конфликтную ситуацию, то есть конфликт чаще исчерпывается окончательно. В определенной степени можно утверждать, что эти меры (по крайней мере большинство из них) стоят на грани собственно меры пресечения и административных взысканий. Например, официальное предостережение о недопустимости противоправного поведения по своему характеру очень похоже на такое административное взыскание, как предупреждение.

Требование прекратить противоправное поведение. Такое требование имеют право (и обязаны) ставить работники правоохранительных органов, различные государственные инспекторы в случае обнаружения такого поведения. Основание применения данного меры пресечения может составлять любое правонарушение, в том числе преступление. Требование может быть выражено устно, а также оформлено в виде письменного предписания (распоряжения). Оно является юридически обязательным, неповиновение этому требованию является основанием для применения других мер принуждения.

Привод лиц, уклоняющихся от явки в различные государственные органы и учреждения (суд, прокуратуру, здравоохранения, внутренних дел, военных комиссариатов и др.), является реакцией на невыполнение гражданами и должностными лицами правовой обязанности появляться на их вызов, средством обеспечения выполнения этой обязанности. Привод осуществляется милицией и заключается в принудительной доставке лица в соответствующий орган или учреждение. То есть это изъятие его из места пребывания и сопровождение к месту назначения, соединенные с применением психического или физического принуждения.

Административное задержание, не связанное с осуществлением производства по делам об административных правонарушениях, милиция имеет право производить в соответствии с п. 5 ст. 11 Закона Украины «О милиции». В частности, речь идет о задержании с содержанием в специально отведенных для этого помещениях: несовершеннолетних в возрасте до 16 лет, которые остались без опеки, а также несовершеннолетних, совершивших общественно опасные деяния и не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность; лиц, изъявивших неповиновение законному требованию работника милиции; лиц, заподозренных в занятии бродяжничеством; лиц, которые уклоняются от выполнения постановления суда о направлении на принудительное лечение от хронического алкоголизма или наркомании; военнослужащих, совершивших деяния, подпадающие под признаки преступления или административного правонарушения; лиц, имеющих признаки выраженного психического расстройства и создают в связи с этим реальную опасность для себя и окружающих.

Постановка на учет и официальное предупреждение о недопустимости противоправного поведения применяется органами внутренних дел к лицам, которые систематически нарушают общественный порядок, если эти нарушения незначительны по своему характеру и не влекут за собой юридической ответственности (семейные конфликты, злостное пьянство, бытовые нарушения и т.п.). Предостережение заключается в предупреждении лица о недопустимости противоправных действий и последствия их повторения или продолжения. О вынесении лицу официального предостережения составляется протокол. Официальное предостережение не может быть применено в случаях, когда есть достаточные основания для привлечения лица к административной или даже уголовной ответственности.

Остановка транспортных средств. Эта мера может осуществлять каждый работник милиции, хотя на практике его чаще применяют работники Государственной автомобильной инспекции. Основания применения этой меры предусмотрены п. 21 ст. 11 Закона Украины «О милиции», согласно которому милиция имеет право останавливать транспортные средства в случае нарушения правил дорожного движения, имеющихся признаков, свидетельствующих о технической неисправности транспорта или загрязнении им окружающей среды, а также при наличии данных о том, что он используется с противоправной целью. Невыполнение водителем требования работника милиции об остановке транспортного средства составляет состав административного проступка, предусмотренного частью первой ст. 122 2 КУоАП.

Согласно п. 4 ст. 10 Закона Украины «О государственной контрольно-ревизионной службе в Украине» органы этой службы имеют право опечатывать кассы и кассовые помещения, склады, архивы в случае выявления нарушений законодательства по финансовым вопросам. Органы исполнительной власти общей компетенции и органы местного самоуправления могут ограничивать, временно запрещать (останавливать) или прекращать использование атмосферного воздуха как сырья основного производственного назначения в случае нарушения условий разрешений и требований нормативов (ст. 32 Закона Украины «Об охране атмосферного воздуха» ).

Подобные полномочия имеет также много других государственных органов - санитарно-эпидемиологической службы, ветеринарной медицины, охраны природы и т.д..

2. Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях составляют особую группу мер административного пресечения, специфика которых заключается в том, что это не самостоятельные, а дополнительные меры воздействия: их применением обеспечивается создание условий для привлечения нарушителя к административной ответственности (в некоторых случаях к уголовной).

Доставление нарушителя в милицию, общественный пункт охраны правопорядка, помещение в исполнительный комитет поселкового, сельского совета, служебное помещение военизированной охраны. Применяется в соответствии со ст. 259 КУоАП с целью пресечения правонарушений, установления личности нарушителя и составления протокола об административном правонарушении при невозможности составить его на месте, если составление протокола является обязательным. Доставка составляет принудительное сопровождение нарушителя в соответствующее помещение. Право на его осуществление имеют работники милиции, должностные лица органов транспорта, органов, осуществляющих контроль над охраной и использованием природных ресурсов, члены общественных формирований по охране общественного порядка и общественные инспекторы охраны природы .

Административное задержание. Как мера обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, оно заключается в принудительном кратковременном ограничении свободы действий и передвижения правонарушителя. Административное задержание может применяться не за любые административные правонарушения, а лишь за некоторые из них, перечисленные в ст. 262 КУоАП (мелкое хулиганство, злостное неповиновение, нарушение правил пограничного режима и т.д.), и только указанными в настоящей статье органами. Административное задержание, как правило, не может превышать трех часов. Более длительные сроки административного задержания могут быть установлены только законодательными актами.

Об административном задержании обязательно должен состоять протокол. О месте пребывания лица, задержанного за совершение административного правонарушения, немедленно уведомляются его родственники, а по его просьбе - также руководитель соответствующего предприятия, учреждения, организации или уполномоченный им орган.

Личный досмотр и досмотр вещей. По характеру объекта воздействия это разные меры принуждения, однако, по содержанию они не отличаются друг от друга. Личный досмотр производится должностным лицом одного пола с нарушителем и в присутствии двух понятых того же пола. Досмотр вещей может производиться, как правило, в присутствии лица, в собственности или владении которого они являются. Закон не требует при этом обязательного участия понятых. В неотложных случаях вещи могут быть подвергнуты досмотру и в отсутствие владельца или владельца, но участие понятых в таких случаях является обязательным. Производство досмотра оформляется специальным протоколом или о нем делается запись в протоколе об административном правонарушении или в протоколе об административном задержании.

Изъятие вещей и документов. Оно может иметь место после применения двух предыдущих мероприятий - административного задержания или осмотра. Оно состоит в принудительном прекращении владения (а как следствие - пользования и распоряжения) лицом, совершившим административное правонарушение, определенным предметом или документом.

Изъятию подлежат вещи, являющиеся орудием или непосредственным предметом правонарушения, могут быть вещественными доказательствами по делу. Об их изъятии составляется отдельный протокол или делается запись в протоколе об административном правонарушении, административное задержание или досмотр вещей. К лицу, совершившему административное правонарушение при исполнении служебных обязанностей, изъятие вещей (так же, как и личный досмотр и досмотр вещей) применяется только в неотложных случаях. Ст. 265 КУоАП предусмотрены особенности изъятия отдельных видов вещей и документов, изъятия их у отдельных лиц и процессуального оформления изъятия некоторых вещей.

Отстранение водителей от управления транспортными средствами и осмотр их на состояние опьянения. Согласно ст. 266 КУоАП эти меры применяются в случаях, когда есть достаточные основания полагать, что водители находятся в таком состоянии. Решение о проведении досмотра принимается должностными лицами милиции. Уклонения лица от его прохождения составляет состав административного проступка, предусмотренного ст. 131 КУоАП.

Меры пресечения специального назначения следует определить как комплекс исключительных экстраординарных мер административного воздействия. Специальный характер указанных мероприятий определяет специфику оснований их применения. Это, как правило, неотложные случаи, когда необходимо прекратить противоправные действия, опасные для жизни и здоровья людей.

Кроме того, мероприятия специального назначения применяются тогда, когда были использованы и не дали желаемых результатов все другие формы предварительного воздействия на правонарушителей. Поэтому применению силы, специальных средств и оружия должно предшествовать предупреждение о намерении их применить, если сделать это позволяет ситуация. В тех случаях, когда есть реальная опасность для жизни или здоровья людей, указанные меры могут применяться без предупреждения.

Специальными эти меры называются еще и потому, что они направлены непосредственно на личность нарушителя, способны нанести ему определенный физический вред и даже лишить его жизни. В связи с этим закон требует от работников правоохранительных органов применять силу в пределах необходимости и только тогда, когда избежать ее применения невозможно. При этом возможность причинения вреда здоровью нарушителя должно быть минимальным.

Применение силы к пожилым людям, беременным женщинам, инвалидам и малолетним разрешается только в случаях совершения ими группового или вооруженного нападения или вооруженного сопротивления сотрудникам правоохранительных органов. Если применением мер пресечения специального назначения нанесен ущерб гражданам, должно быть обеспечено предоставление необходимой помощи в кратчайший срок.

Меры физического воздействия. Они применяются для пресечения правонарушений или преодоления противодействия законным требованиям милиции или других правоохранительных органов.

«Специальные средства» - разнообразные технические средства воздействия на правонарушителя, а в некоторых случаях - также на транспортные средства и другие вещи с целью устранения противоправной ситуации. Основания, порядок применения, а также виды специальных средств установлено, кроме Закона Украины «О милиции», Правилами применения специальных средств при охране общественного порядка в Украине и Правилами применения специальных средств военнослужащими Военной службы правопорядка в Вооруженных Силах Украины во время осуществления служебных обязанностей .

Огнестрельное оружие. Оно может применяться работниками правоохранительных органов как крайняя мера в четко определенных случаях. В частности, Закон Украины «О милиции» (ст. 15) установил шесть таких оснований:

1) для защиты граждан от нападения, угрожающего их жизни и здоровью, а также для освобождения заложников;

2) для отражения группового или вооруженного нападения на работника милиции или членов его семьи либо иного нападения, если их жизни или здоровью угрожает опасность;

3) для отражения нападения на объекты охраны, конвои, жилые помещения граждан, помещения государственных и общественных предприятий, учреждений и организаций, а также освобождение их в случае захвата;

4) для задержания лица, которое застали при совершении тяжкого преступления и пытающегося скрыться;

5) для задержания лица, оказывающего вооруженное сопротивление, пытается сбежать из-под стражи, а также вооруженного лица, угрожает применением оружия и других предметов, угрожающих жизни и здоровью работника милиции;

6) для остановки транспортного средства путем его повреждения, если водитель своими действиями создает угрозу для жизни и здоровья граждан или работника милиции.

На этих же основаниях могут применять огнестрельное оружие и работники других правоохранительных органов.

Рассмотренный нами перечень мер административного пресечения не является исчерпывающим, поскольку ни на законодательном, ни на доктринальном уровне он четко не определен. Однако, в научных кругах активно обсуждается перспектива решения этой задачи в ходе дальнейшей кодификации административного законодательства Украины.

Среди других мер административно-правового принуждения меры пресечения наиболее многочисленны и разнообразны. Это обусловлено тем, что в различных условиях, в отношении различных субъектов, различные государственные органы должны применять наиболее эффективные средства для прекращения антиобщественных действий. Большое разнообразие мер пресечения свидетельствует о том, что большое внимание уделяется своевременному прекращению правонарушений, предотвращению вреда.

Система мер пресечения чрезвычайно разнообразна. Вследствие этого многими авторами не раз проводилась попытка классификации и систематизации различных мер пресечения в родовые группы.

Д.Н. Бахрах, исходя из цели и образа воздействия, различает общие, специальные и процессуальные меры пресечения . К общим мерам относятся: превентивное задержание, принудительное лечение, административный надзор за лицами, прибывшими из мест лишения свободы, предписание (предостережение), запрещение эксплуатации, приостановление работ и др. Некоторые из них применяются только к гражданам, другие только к коллективным субъектам, а третьи – и к тем, и к другим.

Специальные меры пресечения применяются только к гражданам, они нарушают их физическую неприкосновенность для того, чтобы быстро прекратить противоправное поведение. В их числе средства простого физического воздействия (приемы боевой борьбы, использование служебных собак); воздействие с помощью технических средств (дубинок, наручников и т.д.); использование огнестрельного оружия, боевой техники.

Процессуальные меры пресечения названы в 238-247 и др. статьях КоАП РСФСР. Особая цель их применения – обеспечить нормальный ход производства по делам об административных правонарушениях: не позволить виновному уклониться от ответственности, собрать необходимые доказательства, обеспечить исполнение постановления. К процессуальным мерам относятся: доставление, задержание, привод, личный досмотр вещей, изъятие вещей и документов, отстранение от управления транспортными средствами, его задержание, замена исправительных работ арестом. Недостаток данной классификации, по нашему мнению, заключается в том, что Д.Н. Бахрах при делении на виды административно-правового принуждения отрицает такие его виды, как меры предупреждения (административно-предупредительные меры), а также меры административно-процессуального обеспечения. В силу этого данные меры автоматически вливаются в меры административного пресечения, хотя многие авторы считают, что данные виды административно-правового принуждения должны обособляться в самостоятельные группы.

Многообразные меры административного пресечения в своей интерпретации сгруппировали в несколько видов Ю.М. Козлов и Л.Л. Попов. В частности, к ним относятся:

  • 1) меры, применяемые непосредственно к личности правонарушителя (требование прекратить противоправное поведение, непосредственное физическое воздействие, административное задержание и доставление в милицию и др.);
  • 2) меры имущественного характера (изъятие огнестрельного охотничьего ружья, снос самовольно возведенных строений и др.);
  • 3) меры технического характера (запрещение эксплуатации неисправного транспорта, приостановление работы предприятий в виду нарушения правил техники безопасности, правил пожарной безопасности, запрещение или ограничение ремонтно-строительных работ на улицах и дорогах, если не соблюдаются требования по обеспечению общественной безопасности и др.);
  • 4) меры финансового характера (прекращение кредитования, сокращение бюджетного финансирования, отзыв лицензии, дающей право осуществлять финансовые операции, изъятие (взимание) в доход бюджета сумм, полученных предприятиями, учреждениями и организациями в результате нарушения финансовой дисциплины, законодательства о ценах, о реализации нестандартной продукции и др.);
  • 5) меры медико-санитарного характера (отстранение от работы инфекционных больных, запрещение эксплуатации предприятий торговли или общественного питания из-за их антисанитарного состояния и др.);
  • 6) меры, связанные с осуществлением лицензионно-разрешительной системы (отказ в выдаче лицензии на тот или иной подлежащий лицензированию вид деятельности, приостановление или аннулирование лицензии и др.);
  • 7) меры специального и исключительного назначения (применение огнестрельного оружия, химических слезоточивых веществ, водометов, резиновых палок, наручников и др.) .

Данная внутривидовая классификация четко распределяет в зависимости от целей, характера и объекта воздействия предметную принадлежность каждой меры административного пресечения. Но в силу своей громоздкости она не позволяет в объеме данной дипломной работы взять ее за основу и рассмотреть каждый из видов мер административного пресечения в отдельности.

Более точной и практичной, а значит и более подходящей к исследованию в данной дипломной работе является классификация мер административного пресечения, приведенная А.П. Кореневым. Исходя из целей, характера и объекта воздействия, их можно подразделить на меры пресечения:

  • - применяемые к нарушителю;
  • - имущественного характера;
  • - технического характера;
  • - санитарно-эпидемиологического характера;
  • - финансово-кредитного характера

Меры административного пресечения используются как средство принудительного прекращения правонарушений и предотвращения их вредных последствий. Эти меры направлены на принудительное прекращение противоправного поведения, недопущение, устранение вредных его последствий, на создание условий для возможного привлечения виновных лиц к административной ответственности. «По своей цели меры административного пресечения отличаются от административных взысканий и административно - предупредительных мер. Главная их цель состоит в прекращении противоправного поведения, устранении противоправной ситуации, принуждении правонарушителя вести себя правомерно, в рамках установленных правил».

«В отличие от административно - предупредительных мер меры пресечения применяются в связи с совершенными правонарушениями к субъектам, их совершившим». Эту точку зрения разделяет Севрюгин В.Е., который утверждает, что «меры пресечения применяются только при наличии правонарушений, и как все принудительные средства являются предусмотренной законом реакцией на неправомерные действия. В одних случаях пресекается конкретное неправомерное действие поведение, образ действий. В других случаях основанием для применения меры пресечения служит конкретный административный поступок (например, мелкое хулиганство), в-третьих систематические нарушения, антиобщественный образ жизни (например, занятие проституцией или появление в общественных местах в нетрезвом виде)». Отдельные авторы считают, что меры административного пресечения могут применяться как при наличии, так и при отсутствии правонарушений. Во всех случаях они являются средством охраны общественных отношений от наличных или возможных на них посягательств. Основное назначение пресекательных мер в системе правоохранительных средств состоит в принудительном прекращении противоправных действий. Превенция их пресекательными мерами сближает последние с мерами административно-предупредительными. Л.Л. Попов и АЛ. Шергин резонно замечают: «Разумеется, мерами пресечения... общественные отношения охраняются от правонарушений, более того, осуществление этой задачи является основным назначением некоторых из них: задержание нарушителей и т.п. Однако отдельные меры административного пресечения могут применяться при отсутствии виновного противоправного деяния. Таковы принудительные действия, пресекающие общественно-опасную деятельность душевнобольных и малолетних» (см. Попов Л.Л., Шергин А.П. Управление, гражданин, ответственность, с.31). Но в отличие от последних, основанием применения мер пресечения является не возможная, а непосредственная опасность, угрожающая охраняемым административным правом отношениям».

Меры административного пресечения могут применяться как самостоятельно (закрытие в связи с антисанитарным состоянием предприятия общественного питания), так и в совокупности с административными взысканиями, при этом они обеспечивают возможность взыскания и, как правило, им предшествуют (задержание нарушителя общественного порядка с последующим наложением на него административного штрафа).

Исходя из вышеизложенного, можно выделить следующие особенности мер административного пресечения:

применяются для немедленного пресечения нарушения закона;

носят волевой и достаточно жесткий характер;

носят, как правило, кратковременный характер;

применяются различными исполнительными органами.

Меры административного пресечения многообразны. Это, по мнению Севрюгина В.Е., обусловлено тем, что «в различных условиях, в отношении различных субъектов различные государственные органы должны применять наиболее эффективные средства для прекращения антиобщественных действий. Меры административного пресечения используются не только для защиты интересов общества, но и для защиты интересов, здоровья, жизни самого правонарушителя (например, управление транспортным средством в нетрезвом состоянии и т.п.)».

В административно-правовой литературе существуют различные виды мер административного пресечения.

Так, Пикотин М.И. относит к административно-пресекательным мерам следующие:

«Задержание применяется как средство прекращения правонарушения (например, поведение, оскорбляющее общественную нравственность) для доставления нарушителя в милицию, установления личности и составления протокола (акта) о правонарушении.

Арест и изъятие имущества применяются в отношении предметов, находящихся в неправомерном владении (например, незаконных средств охоты, рыбной ловли). Приостановление работ может быть применено в отношении предприятий, допускающих такие нарушения установленного порядка деятельности, которые угрожают здоровью и жизни людей (например, правил техники безопасности, противопожарных и санитарных правил). Особым случаем такого приостановления является прекращение эксплуатации автомобилей, техническое состояние которых создает угрозу безопасности движения.

Временное отстранение от работы используется как средство административного пресечения в отношении лиц, состояние здоровья которых угрожает окружающим, а также в отношении водителей средств транспорта, находящихся в состоянии опьянения.

Требование прекратить неправомерное поведение может применяться управомоченными на то органами управления в случае обнаружения такого поведения (нарушений общественного порядка и др.). Такого рода требование носит юридически обязательный характер, его невыполнение влечет за собой надлежащую ответственность.

Ликвидация результатов неправомерных действий является средством восстановления положения, существовавшего до таких действий. Примером может служить снос самовольно возведенных строений.

Принудительное лечение может применяться в отношении лиц, больных венерическими болезнями, СПИДом, психически больных, совершивших общественно-опасные деяния».

Севрюгин В.Е. к мерам административного пресечения предлагает относить следующие: административное задержание граждан; изъятие вещей и документов; личный досмотр и досмотр вещей; временное отстранение от работы; отстранение от управления транспортным средством.

Ряд авторов (Еропкин М.И.) одной из мер административного пресечения считает применение оружия. Севрюгин В.Е. полагает, что это не так, утверждая, что «Огнестрельное оружие может применяться только к лицам, совершившим преступление и, причем, тяжкое преступление. Поэтому применение оружия является мерой уголовного, а не административного принуждения. Другое дело, что организационные вопросы применения табельного огнестрельного оружия регулируются ведомственными административными актами: приказами, Уставами о службе. Но от того, где записаны правила применения оружия, фактические и юридические основания его не меняются, а поэтому применение последнего против совершающих административные проступки, незаконно и является грубейшим нарушением законности».

Остановимся более подробно на административном задержании граждан.

Общим основанием административного задержания служит

административный проступок. Помимо общей предпосылки совершения проступка для задержания необходимо одно из следующих условий (дополнительных):

наличие серьезных оснований предполагать, что активные противоправные действия будут продолжаться, что правонарушитель может причинить ущерб общественным интересам, другим гражданам, себе;

отсутствие возможности составить протокол о проступке и иные документы непосредственно на месте (личность виновного не установлена, нужно провести медицинское обследование и т.д.);

отказ уплатить штраф на месте или расписаться в квитанционной книжке и указать свой адрес, если отсутствуют свидетели, которые могут сообщить необходимые данные о нарушителе.

Административное задержание является мерой административно-процессуального характера, применяемой в связи с совершением правонарушения и состоящей в кратковременном ограничении свободы правонарушителя. В законе «О милиции» сказано, что милиции предоставлено право задерживать лиц, допустивших, нарушения, влекущие административную ответственность.

Задержание лица допускается при административном нарушении (проступке), посягающем на государственный или общественный порядок, собственность, права и свободы граждан, на установленный порядок управления, противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие либо бездействие, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность.

Административному задержанию не подлежат иностранные граждане, пользующиеся дипломатической неприкосновенностью. Как правило, административное задержание не применяется к военнослужащим и сотрудникам органов внутренних дел, а также к депутатам, судьям и прокурорам.

Следует отличать административное задержание от личного задержания лиц, подозреваемых в совершении преступных действий.

Последнее производится в случаях, прямо предусмотренных уголовным законом:

«Орган дознания вправе задерживать лицо, подозреваемое в совершении преступления, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы, только при наличии одного из следующих оснований:

когда это лицо застигнуто непосредственно после его совершения;

когда очевидцы, в том числе и потерпевшие, прямо укажут на данное лицо, как на совершившее преступление;

когда на подозреваемом или его одежде, при нем или в его жилище будут обнаружены явные следы преступления».

«Задержание производится, если совершено правонарушение и имеется хотя бы одно из названных выше дополнительных условий, необходимых для:

составления протоколов;

обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела;

обеспечения исполнения постановления по делу об административном правонарушении».

Административное задержание по основаниям, целям и срокам разделяют на две группы: задержание на общих основаниях я специальные виды задержания.

«Специальное задержание продолжается более длительный срок, чем общее, поэтому оно может производиться только в случае совершения лицом определенного, прямо указанного в законе проступка (например, мелкого хулиганства).

К задержанию на общих основаниях обычно относят такое задержание, «которое производится работниками милиции на срок не более трех часов, а задержанных содержат в дежурной комнате или ином служебном помещении».

Законодательство закрепляет несколько специальных видов административного задержания, среди них такие, как:

задержание лиц, находящихся в состоянии опьянения;

задержание лиц, совершивших мелкое хулиганство;

задержание лиц, уклоняющихся от явки в суд, рассматривающий дело о совершенных ими проступках;

задержание нарушителей пограничного режима. В целом административно-пресекательные меры направлены на принудительное прекращение противоправного поведения, при наличии правонарушения.

Нарушитель в процессе задержания может оказывать сопротивление для чего законодатель в определенных случаях разрешает применение специальных средств, вплоть до оружия. Поэтому более подробно остановимся на такой пресекательной мере, как непосредственное воздействие с применением специальных средств. Милиционер имеет право применять следующие специальные средства:

резиновые палки;

наручники;

слезоточивый газ;

светозвуковые средства отвлекающего действия;

средства нарушения преград;

средства принудительной остановки транспорта;

специальные окрашивающие средства.

Запрещено применять специальные средства в отношении женщин, а также лиц с явными признаками инвалидности и несовершеннолетних при условии, если эти лица не оказывают сопротивление.

Применение к использованию огнестрельного оружия как меры пресечения. Применение огнестрельного оружия самая серьезная мера пресечения, которая может повлечь причинение телесных повреждений, смерть, поэтому установлены дополнительные гарантии законности: сотрудник милиции обязан в каждом случае применения оружия в течении 24 часов с момента его применения предоставить рапорт начальнику ОВД по месту службы. Каждый раз в результате служебных проверок проверяется правомерность применения оружия. Служебная проверка назначается, когда кому-либо причинен физический или имущественный вред, либо поступила жалоба на соответствующие действия сотрудника милиции, либо по факту применения огнестрельного оружия возбуждено уголовное дело. О всех случаях смерти или ранения должен быть * уведомлен прокурор.

Сотрудники милиции имеют право применять огнестрельное оружие в следующих случаях:

для защиты граждан от нападения, опасного для жизни и здоровья;

для отражения нападения на сотрудника милиции, а также Для отражения попытки завладеть его оружием;

для освобождения заложников;

для задержания лица, застигнутого на месте совершения преступления;

для пресечения побега из-под стражи;

для остановки транспортного средства путем его повреждения, если водитель создает реальную опасность жизни и здоровью людей и отказывается остановиться;

для защиты граждан от угрозы нападения опасных животных,

для предупреждения о намерениях применить оружие.

Меры административного пресечения. Суть подобных мер, несмотря на их многообразие, состоит в принудительном прекращении противоправных действий (деятельности) граждан, должностных лиц, организаций, нарушающих установленный порядок.

Значение этих мер в системе правоохранительных средств особенно велико, поскольку в ходе их применения пресекаются наиболее распространенные правонарушения - административные правонарушения, обеспечивается возможность привлечения нарушителей к ответственности. Они могут применяться также и для прекращения преступных действий. Меры административного пресечения являются одним из эффективных средств борьбы с правонарушениями.

Меры административного пресечения являются средством защиты общественных отношений от опасности независимо от того, возникла она вследствие правонарушения или иного деяния или события.

Применение мер пресечения обусловливается необходимостью быстрого и эффективного прекращения различного рода посягательств на личную безопасность, права и свободы граждан, интересы государственных, общественных организаций.

Многообразные меры административного пресечения можно сгруппировать в несколько видов. В частности, к ним относятся меры:

1) применяемые непосредственно к личности правонарушителя (требование прекратить неправомерное поведение, непосредственное физическое воздействие, административное задержание и доставление в милицию и др.);

2) имущественного характера (изъятие огнестрельного охотничьего оружия, снос самовольно возведенных строений и др.);

3) технического характера (запрещение эксплуатации неисправного транспорта, приостановление работы предприятий ввиду нарушения правил техники безопасности, правил пожарной безопасности, запрещение или ограничение ремонтно-строительных работ на улицах и дорогах, если не соблюдаются требования по обеспечению общественной безопасности, и др.);

4) финансового характера (прекращение кредитования, сокращение бюджетного финансирования, отзыв лицензии, дающей право осуществлять финансовые операции, изъятие (взимание) в доход бюджета сумм, полученных предприятиями, учреждениями и организациями в результате нарушения финансовой дисциплины, законодательства о ценах, о реализации нестандартной продукции и др.);

5) медико-санитарного характера (отстранение от работы инфекционных больных, запрещение эксплуатации предприятий торговли или общественного питания из-за их антисанитарного состояния и др.);

6) связанные с осуществлением лицензионно-разрешительной системы (аннулирование разрешения, например, вида на жительство иностранного гражданина, приостановление действия лицензии);

7) специального или исключительного назначения (применение огнестрельного оружия, химических слезоточивых веществ, водометов, резиновых палок, наручников и др.).

Меры административного пресечения тесно связаны с мерами административной ответственности и нередко предшествуют им, обеспечивая возможность ее фактической реализации. Административное задержание, личный досмотр, изъятие вещей и документов позволяют установить личность правонарушителя, составить документы, необходимые для привлечения его к ответственности, сохранить вещественные доказательства по делу, обеспечить исполнение постановления о назначении административного наказания.

Наиболее часто применяемых мер административного пресечения:

Доставление. Эта мера, предусмотренная ст. 27.2 КоАП, представляет собой принудительное препровождение физического лица в целях составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, если составление протокола является обязательным.

Доставление нарушителя - это правовая принудительная мера, состоящая в кратковременном ограничении свободы действий и передвижения лица и перемещении его с места совершения административного правонарушения в орган внутренних дел (милицию), в служебное помещение внутренних войск, штаб народной дружины, общественный пункт охраны правопорядка, орган местного самоуправления, служебное помещение государственных органов, осуществляющих контрольно-надзорные функции в пределах предоставленной им компетенции. Общая цель доставления - составление протокола об административном правонарушении.

Административное задержание. Под административным задержанием понимается принудительное, как правило, кратковременное ограничение свободы физического лица, совершившего административное правонарушение (ст.

27.3 КоАП). Административное задержание применяется с целью пресечения, прекращения административного правонарушения, когда исчерпаны другие меры воздействия в отношении нарушителя.

Личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице (ст. 27.7 КоАП). Сущность административного досмотра состоит в принудительном обследовании гражданина либо его имущества с целью обнаружения и изъятия документов, вещей и других предметов, явившихся орудием совершения или непосредственным объектом правонарушения. Личный досмотр и досмотр вещей производится также в целях выявления и пресечения административных нарушений, когда исчерпаны другие меры воздействия, составления протокола об административном правонарушении, установления личности, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения административных дел.

Изъятие вещей и документов. Изъятие вещей и документов, явившихся орудиями совершения или непосредственными объектами административного правонарушения, имеющих значение доказательств по делу и обнаруженных на месте совершения административного правонарушения либо при осуществлении личного досмотра, досмотра вещей, находящихся при физическом лице, и досмотра транспортного средства, представляет собой административно-правовую меру воздействия, состоящую в принудительном лишении правонарушителя возможности владеть, пользоваться и распоряжаться противоправно добытым имуществом или поддельными (недействительными) документами.

Отстранение от управления транспортным средством, медицинское освидетельствование на состояние опьянения, задержание транспортного средства, запрещение его эксплуатации. Под отстранением от управления транспортным средством следует понимать запрещение лицу осуществлять действия, которыми транспортное средство может быть приведено в движение.

Задержание транспортного средства - это запрещение эксплуатации с помещением его на специально охраняемую стоянку, определенную органами местного самоуправления, а маломерных судов - на базу (сооружение) для их стоянок.

Арест товаров, транспортных средств и иных вещей. Арест товаров, транспортных средств и иных вещей, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, заключается в составлении описи названных предметов с объявлением лицу, в отношении которого предусмотрена данная мера, либо его законному представителю о запрете распоряжаться, а если необходимо, то и пользоваться ими. Эта мера применяется, если указанные товары, транспортные средства и иные вещи изъять невозможно или их сохранность может быть обеспечена без изъятия. Предметы, на которые наложен арест, могут быть также переданы на ответственное хранение иным лицам, назначенным должностным лицом, наложившим арест.

Привод. В соответствии со ст. 27.15 КоАП, Законом РФ "О милиции" и рядом других нормативных актов в необходимых случаях подвергаются приводу в органы внутренних дел (милицию) и другие государственные органы физические лица либо законные представители юридического лица, уклоняющиеся без уважительных причин от явки по вызову, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении. Приводу могут быть подвергнуты законные представители несовершеннолетнего, а также свидетели.

По своей правовой природе привод - самостоятельная мера административного принуждения, обеспечивающая пресечение уклонения лица от явки по вызову в соответствующий государственный орган или учреждение. Поэтому привод следует отличать от доставления как составной части административного или уголовно-процессуального задержания правонарушителей. Привод, характеризующийся специфическими правовыми основаниями и порядком осуществления, исчерпывается доставлением лица в соответствующий орган с целью обеспечения его участия в производстве тех или иных административных или уголовно-процессуальных действий.

Рассмотренные выше и некоторые другие меры административного пресечения нередко одновременно выполняют функции процессуальных мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях. Это меры двойного назначения: и административного пресечения, и административно-процессуального обеспечения. В то же время и те и другие меры предшествуют и подготавливают применение основного классификационного вида административного принуждения - административного наказания.

Меры административного пресечения используются как средство принудительного прекращения правонарушений и предотвращения их вредных последствий. Эти меры направлены на принудительное прекращение противоправного поведения, недопущение, устранение вредных его последствий, на создание условий для возможного привлечения виновных лиц к административной ответственности. “По своей цели меры административного пресечения отличаются от административных взысканий и административно-предупредительных мер. Главная их цель состоит в прекращении противоправного поведения, устранении противоправной ситуации, принуждении правонарушителя вести себя правомерно, в рамках, установленных правил общежития.

В отличие от административно-предупредительных мер меры пресечения применяются в связи с совершенными правонарушениями и к субъектам, их совершившим. Эту точку зрения разделяет Севрюгин В.Е. который утверждает, что «меры пресечения применяются только при наличии правонарушений, и как все принудительные средства являются предусмотренной законом реакцией на неправомерные действия. В одних случаях пресекается конкретное действие, - неправомерная линия поведения, образ действий. В других случаях основанием для применения меры пресечения служит конкретный административный поступок (например, мелкое хулиганство, в-третьих - систематические нарушения, антиобщественный образ жизни (например, занятие бродяжничеством, тунеядством и т.п.)» Севрюгин В.Е. Административное право России. Особенная часть. Учебное пособие. Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2006. - 632 с. . Отдельные авторы считают, что меры административного пресечения могут применяться как при наличии, так и при отсутствии правонарушений. Во всех случаях они являются средством охраны общественных отношений от наличных или возможных на них посягательств основное назначение административно-пресекательных мер в системе правоохранительных средств состоит в принудительном прекращении противоправных действий. Л.Л. Попов и А.П. Шергин резонно замечают: “Разумеется, мерами пресечения… общественные отношения охраняются от правонарушений, более того, осуществление этой задачи является основным назначением некоторых из них задержание нарушителей и т.п.». Однако отдельные меры административного пресечения могут применяться при отсутствии виновного противоправного деяния. Таковы принудительные действия, пресекающие общественно-опасную деятельность душевнобольных и малолетних Попов Л.Л., Шергин А.П. Управление, гражданин, ответственность, 2002, с. 31. Но в отличие от последних, основанием применения мер пресечения является не возможная, а непосредственная опасность, угрожающая охраняемым административным правом отношениям.

Меры административного пресечения могут применяться как самостоятельно (закрытие в связи с антисанитарным состоянием предприятия общественного питания), так и в совокупности с административными взысканиями, при этом они обеспечивают возможность взыскания и как правило им предшествуют (задержание нарушителя общественного порядка с последующим наложением на него административного штрафа).

Меры административного пресечения многообразны. Это по мнению Севрюгина В.Е., обусловлено тем, что «в различных условиях, в отношении различных субъектов различные государственные органы должны применять наиболее эффективные средства для прекращения антиобщественных действий. Большое разнообразие мер пресечения свидетельствует о том, что основное внимание в нашей стране уделяется профилактике правонарушений, своевременному предотвращению дальнейших противоправных действий» Севрюгин В.Е. Административное право России. Особенная часть. Учебное пособие. Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2006. - 632 с..

В административно-правовой литературе существуют различные перечни мер административного пресечения.

Так, Пикотин М.И. относит к админитративно-пресекательным мерам следующие:

  • 1) задержание - применяется как средство прекращения правонарушения (например, поведение, оскорбляющее общественную нравственность) для доставления нарушителя в милицию, установления личности и составления протокола (акта) о правонарушении;
  • 2) арест и изъятие имущества - применяются в отношении предметов, находящихся в неправомерном владении (например, незаконных средств охоты, рыбной ловли);
  • 3) приостановление работ - может быть применено в отношении предприятий, допускающих такие нарушения установленного порядка деятельности, которые угрожают здоровью и жизни людей (например, правил техники безопасности, противопожарных и санитарных правил.) Особым случаем такого приостановления является прекращение эксплуатации автомобилей, техническое состояние которых создает угрозу безопасности движения;
  • 4) временное отстранение от работы - используется как средство административного пресечения в отношении лиц, состояние здоровья которых угрожает окружающим, а также в отношении водителей средств транспорта, находящихся в состоянии опьянения;
  • 5) требования прекратить неправомерное поведение - может применяться управомоченными на то органами управления в случае обнаружения такого поведения (нарушений общественного порядка и др.) Такого рода требование носит юридически обязательный характер, его невыполнение влечет за собой надлежащую ответственность;
  • 6) ликвидация результатов неправомерных действий - является средством восстановления положения, существовавшего до таких действий. Примером может служить снос самовольно возведенных строений;
  • 7) принудительное лечение - может применяться в отношении лиц, больных венерическими болезнями, СПИДом, психически больных, совершивших общественно - опасные деяния.

Севрюгин В.Е. к мерам административного пресечения предлагает относить следующие: административное задержание граждан (ст. 240-242 КоАП РСФСР); изъятие вещей и документов (ст. 244 КоАП РСФСР); личный досмотр и досмотр вещей (ст. 243 КоАП РСФСР); временное отстранение от работы; отстранение от управления транспортным средством (ст. КоАП РСФСР).

Ряд авторов (Еропкин М.И., Попов Л.Л.) «одной из мер административного пресечения считает применение оружия» Европкин М.И., Попов Л.Л. Административно - правовая охрана общественного порядка. Ленинград: Лениздат, 1973.. Севрюгин В.Е. полагает, что это не так, утверждая, что «огнестрельное оружие может применяться только к лицам, совершившим преступление, и, причем тяжкое преступление. Поэтому применение оружия является мерой уголовного, а не административного принуждения. Другое дело, что организационные вопросы применения табельного огнестрельного оружия регулируются ведомственными административными актами: приказами, Уставами о службе. Но от того, где записаны правила применения оружия, фактические и юридические основания его не меняются, а поэтому применение последнего против лиц, совершающих административные проступки, незаконно и является грубейшим нарушением законности» Севрюгин В.Е. Административное право России. Особенная часть. Учебное пособие. Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2006. - 632 с..

Остановимся более подробно на административном задержании граждан (ст. 240-242 КоАП РСФСР).

Общим основанием административного задержания служит административный проступок. Помимо общей предпосылки-совршения проступка - для задержания необходимо одно из следующих условий (дополнительных): наличие серьезных оснований предполагать, что активные противоправные действия будут продолжатся, что правонарушитель может причинить ущерб общественным интересам, другим гражданам, себе; отсутствие возможности составить протокол о проступке и иные документы непосредственно на месте (личность виновного не установлена, нужно провести медицинское обследование и т.д.); отказ уплатить штраф на месте или расписаться в квитанционной книжке и указать свой адрес, если отсутствуют свидетели, которые могут сообщить необходимые данные о нарушителе.

Административное задержание является мерой административно-процессуального характера, применяемой в связи с совершением правонарушения и состоящей в кратковременном ограничении свободы правонарушителя.

В главе 19 КоАП РСФСР указываются случаи, при которых допускается административное задержание лица в целях пресечения административных правонарушений - административным правонарушением (проступком) признается посягающее на государственный или общественный порядок…, собственность, права и свободы граждан, на установленный порядок управления, противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие либо бездействие, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность (ст. 10 КоАП РСФСР).

Административному задержанию не подлежат иностранные граждане, пользующиеся дипломатической неприкосновенностью. Как правило, административное задержание не применяется к военнослужащим и сотрудникам органов внутренних дел, а также к депутатам всех звеньев Советов, судьям и прокурорам.

Следует отличать административное задержание от личного задержания лиц, подозреваемых в совершении преступных действий.

Последнее производится в случаях прямо предусмотренных уголовным законом. Орган дознания вправе задерживать лицо, подозреваемое в совершении преступления, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы, только при наличии одного из следующих оснований:

  • - когда это лицо застигнуто непосредственно после его совершения;
  • - когда очевидцы, в том числе и потерпевшие, прямо укажут на данное лицо, как на совершившее преступление;
  • - когда на подозреваемом или его одежде, при нем или в его жилище будут обнаружены явные следы преступления (ст. 122 УПК).

Задержание производится, если совершено правонарушение и имеется хотя бы одно из названных выше дополнительных условий необходимых для:

  • - составления протоколов;
  • - обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела;
  • - обеспечения исполнения постановления по делу об административном правонарушении.

Административное задержание по основаниям, целям и срокам разделяют на две группы: задержание на общих основаниях и специальные виды задержания.

Специальное задержание продолжается более длительный срок, чем общее, поэтому оно может производится только в случае совершения лицом определенного, прямо указанного в законе проступка (например, мелкого хулиганства.

К задержанию на общих основаниях обычно относят такое задержание, которое производится работниками милиции на срок не более трех часов, а задержанных содержат в дежурной комнате или ином служебном помещении.

Законодательство закрепляет пять специальных видов административного задержания:

  • - задержание лиц, находящихся в состоянии опьянения;
  • - задержание лиц, совершивших мелкое хулиганство;
  • - задержание лиц, занимающихся бродяжничеством и попрошайничеством;
  • - задержание лиц, уклоняющихся от явки в суд, рассматривающий дело о совершенных ими проступках;
  • - задержание нарушителей пограничного режима.

В целом административно-пресекательные меры направлены на принудительное прекращение противоправного поведения, при наличии правонарушения.

вид административное принуждение



 

Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!