33 финансовое право как наука. Финансовое право как наука и учебная дисциплина. Финансовое право как учебная дисциплина

  • Финансовая деятельность государства. Общая характеристика финансового права
    • Понятие «финансы». Финансовая система Российской Федерации
    • Содержание и принципы финансовой деятельности государства
    • Финансовое право: понятие, предмет, метод, источники
    • Финансово-правовые нормы и финансово-правовые отношения
  • Финансовый контроль в Российской Федерации
    • Финансовый контроль: понятие, задачи и принципы
    • Виды финансового контроля и органы, его осуществляющие
    • Правовые основы аудита в Российской Федерации
    • Методы финансового контроля
  • Бюджетные правоотношения в Российской Федерации
    • Понятие «бюджет». Предмет и источники бюджетного права
    • Бюджетная система Российской Федерации
    • Внебюджетные фонды
    • Бюджетные доходы и бюджетные расходы
    • Бюджетный процесс
  • Государственные доходы
    • Государственные доходы: понятие и основы правового регулирования
    • Классификация государственных доходов, источники и формы обращения
    • Налоговые и неналоговые доходы
  • Государственные расходы
    • Государственные расходы: понятие, виды и принципы
    • Правовые формы реализации государственных расходов
    • Расходные обязательства публично-территориальных образований
  • Налоги и налоговые правоотношения
    • Налоги и сборы: понятие и функции
    • Предмет, метод, структура, принципы и источники налогового права
    • Классификация налогов
    • Налоговые правоотношения
  • Государственный кредит и государственный долг
  • Государственное страхование
  • Правовые основы банковского дела
  • Банковский кредит и кредиты Банка России
    • Банковский кредит: понятие и финансово-правовая характеристика
    • Банковский кредитный договор
    • Кредиты Банка России
  • Денежная система и денежная политика Российской Федерации
    • Понятия «деньги» и «денежная система»
    • Денежная политика Российской Федерации: законодательное закрепление
  • Правовые основы денежного обращения
    • Понятие «денежное обращение»
    • Наличное денежное обращение (денежный оборот)
    • Безналичное денежное обращение
    • Методы регулирования денежного обращения
  • Правовые основы расчетов в Российской Федерации
  • Валютное регулирование и валютный контроль
    • Валютное регулирование и валютные правоотношения
    • Валютные операции
    • Валютный контроль: понятие и содержание

Финансовое право: понятие, предмет, метод, источники

Финансовое право - это одна из отраслей права государственно-правового цикла, имеющая функциональный характер и определяющая правовое регулирование финансовых отношений в стране, т.е. финансовое право, являясь самостоятельной отраслью, относится к сфере публичного права, поскольку регулирует отношения, в которые вступают, с одной стороны, юридические и физические лица, с другой стороны - государство и уполномоченные им органы.

В связи с тем, что финансовое право распространяется на одну из областей деятельности государства, оно тесно соприкасается с государственным (конституционным) и административным правом, которое охватывает своим воздействием организацию и деятельность государства в целом. Существует взаимосвязь между ними и по видам государственной деятельности, на которые распространяется регулирование со стороны этих отраслей права.

Предметом финансового права являются общественные отношения, возникающие в процессе осуществления государством финансовой деятельности. В предмет финансового права включаются не все отношения, связанные с оборотом денежных средств, имущества, товаров и т.д., а только те, что возникают в процессе финансовой деятельности государства.

Это касается и некоторых видов денежных отношений, регулируемых иными отраслями права. Например, денежные отношения по поводу купли-продажи имущества регулируются нормами гражданского права; взыскание административного штрафа - нормами административного права; оплата труда работников - нормами трудового права.

Общественные отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства, однородны по своему характеру, что, собственно, и дает основание выделять финансовое право как самостоятельную отрасль права.

Вместе с тем финансовые отношения многообразны и реализуются в рамках таких правоотношений, как бюджетные, налоговые, банковские, кредитные, страховые, валютные и др. Эти отношения могут рассматриваться как предмет самостоятельных отраслей права, однако применительно к финансовому праву они являются подотраслями.

Под методом правового регулирования принято понимать совокупность способов и приемов воздействия правовых норм на поведение людей в той или иной сфере социальной действительности, в нашем случае - в сфере финансовой деятельности государства.

Основные способы правового регулирования - обязывание, запрещение и дозволение. Метод нельзя сводить только к одному способу или приему регулирования, поскольку в различных отраслях названные способы проявляются по-разному, и это характеризует единый метод правового регулирования применительно к отдельной отрасли права. Так, уголовному праву присущ запретительный способ воздействия, гражданскому - дозволительный, административному - властно-предписывающий.

В финансовом праве действует весь названный набор правовых способов и средств, но со своими особенностями. В финансовом праве обязывания, запрещения и дозволения реализуются в различных пропорциях и сочетаниях.

Но функции основного регулятора выполняют обязывающие нормы (например, ст. 57 Конституции РФ), на которых основан способ властных предписаний, в то время как запретительный и дозволительный способы выполняют определенную обеспечительную роль. Например, ст. 22 ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» запрещает ему предоставлять кредиты Правительству РФ для финансирования дефицита федерального бюджета, а также для финансирования дефицитов бюджетов государственных внебюджетных фондов, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов.

Система финансового права обусловлена системой финансовых правоотношений.

Она подразделяется на две составляющие: Общую и Особенную части.

Такая конструкция вообще свойственна самостоятельным отраслям нрава. Общая часть объединяет нормы финансового нрава, которые устанавливают принципы финансовой деятельности государства, систему органов, осуществляющих финансовую деятельность, содержание формы финансового контроля.

Особенная часть объединяет нормы права, регулирующие правоотношения в рамках соответствующих финансово-правовых институтов (бюджеты, налоги, кредиты, страхование, денежное обращение, расчеты, валютное регулирование и др.).

Разделение финансового права на Общую и Особенную части является результатом исключительно доктринального (теоретического) толкования, поскольку законодательством такого разделения не предусмотрено (как, например, в уголовном праве).

Источники финансового права . Особенностью источниковой базы финансового права является то обстоятельство, что оно не имеет, в отличие от большинства других отраслей права, единого базового правового акта (в конституционном праве - Конституция России, в уголовном праве - УК РФ, в гражданском праве - ГК РФ, в муниципальном праве - ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и т.д.). Поэтому источниками финансового права является совокупность нормативных правовых актов, регулирующих финансовые правоотношения.

Конституция России как источник для всех отраслей права, в том числе финансового права, содержит правовые нормы, имеющие прямую финансово-правовую направленность. Так, к сфере налогообложения относится правовая норма, содержащаяся в ст. 57 Конституции РФ и обязывающая каждого платить законно установленные налоги и сборы. Статья 75 содержит правовые нормы, устанавливающие денежную систему Российской Федерации, регламентирующие денежную эмиссию, определяющие систему налогов, взимаемых в федеральный бюджет, регулирующие порядок выпуска государственных займов.

Федеральные законы составляют каркас источниковой базы финансового права, поскольку определяют финансовую деятельность государства по основным направлениям, непосредственно регулируя соответствующие финансовые отношения.

В числе важнейших федеральных законов, регулирующих финансовые правоотношения, выделяются следующие:

  • БК РФ;
  • НК РФ;
  • ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»;
  • ФЗ «О банках и банковской деятельности»;
  • ФЗ «О национальной платежной системе»;
  • ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»;
  • ГК РФ.

Указы Президента России касаются в основном организационно-управленческих вопросов в финансовой сфере. Так, в Указе Президента РФ «О мерах по совершенствованию государственного регулирования в сфере финансового рынка Российской Федерации» от 04.03.11 говорится следующее.

1. Присоединить Федеральную службу страхового надзора к Федеральной службе по финансовым рынкам (ФСФР).

2. Передать Федеральной службе по финансовым рынкам функции присоединяемой Федеральной службы страхового надзора по контролю и надзору в сфере страховой деятельности (страхового дела).

3. Установить, что Министерство финансов Российской Федерации осуществляет функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере финансовых рынков.

4. Установить, что Федеральная служба по финансовым рынкам:

а) осуществляет функции по нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере финансового рынка Российской Федерации (за исключением банковской и аудиторской деятельности);

б) является правопреемником Федеральной службы страхового надзора, в том числе по обязательствам, возникшим в результате исполнения судебных решений.

Постановления Правительства РФ - это наиболее распространенные источники финансового права, применяемые в текущей финансовой деятельности государства, так как с помощью финансово-правовых норм, содержащихся в этих актах, конкретизируются финансовые законы (например, Постановление Правительства РФ «Об использовании в 2011-2013 годах бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение создания информационной системы в здравоохранении» от 06.04.2011 г. и др.).

Ведомственные нормативные акты как источники финансового права регулируют в основном финансовую деятельность соответствующих ведомств (министерств, служб, агентств и т.д.). В качестве примера можно назвать приказ Минфина России «Об организации работы Министерства финансов Российской Федерации по реализации положений Бюджетного кодекса Российской Федерации» от 07.02.2003, приказ Минфина РФ «Об утверждении Порядка представления кредитными потребительскими кооперативами финансовой (бухгалтерской) отчетности» от 02.02.11. Специфика таких актов состоит в том, что они имеют целью разъяснение деталей, подробностей исполнения закона или иного акта государства.

Как будет показано ниже, среди этой группы источников важнейшее место занимают акты Центрального банка Российской Федерации (Банка России).

Законы субъектов РФ как правило регулируют вопросы реализации полномочий субъектов РФ в финансовой сфере, в частности, это касается утверждения бюджета, установления ставок региональных налогов, осуществления бюджетных трансфертов и др.

Равным образом можно говорить о муниципальных правовых актах.

Нормативный финансовый договор - наряду с нормативными правовыми актами (законами и подзаконными актами) источниками финансового права могут быть договоры. Нормативный финансовый договор как источник финансового права может быть определен как взаимное соглашение двух сторон или более, содержащее нормы финансового права. Например, это соглашение двух субъектов Российской Федерации о финансовой помощи при ситуациях чрезвычайного характера; соглашение органа местного самоуправления с территориальным органом Федерального казначейства об обслуживании исполнения местного бюджета и др.

Международные договоры Российской Федерации с другими странами также служат источником финансового права, если они содержат нормы финансового права. Такие соглашения часто заключаются между государствами в налоговой области по поводу избежания двойного налогообложения. Например, в 1996 г. Россия ратифицировала «Соглашение о партнерстве и сотрудничестве, учреждающее партнерство между Российской Федерацией, с одной стороны, и Европейскими сообществами и их государствами-членами, с другой стороны», в котором содержится самостоятельный раздел «Финансовое сотрудничество».

Финансовое право как наука и учебная дисциплина . Помимо того что финансовое право является отраслью российского права, оно может пониматься еще в двух аспектах: - как правовая наука и как учебная дисциплина.

Финансовое право как правовая наука изучает нормы, регулирующие общественные отношения, возникающие при осуществлении финансовой деятельности; изучает практику их применения, закономерности развития финансового права как отрасли российского права; реализует мониторинг правоприменения финансово-правовых норм. Наука «финансовое право» - это совокупность знаний, положений, категорий, выработанных учеными, изучающими систему норм финансового права, анализирующими практику применения финансово-правовых норм. На основании полученных результатов вырабатываются предложения по совершенствованию финансово-правового регулирования общественных отношений в области финансов. Наука «финансовое право» использует знания, выработанные представителями других отраслей правоведения, и в первую очередь теории права и государства.

Финансовое право как учебная дисциплина предусматривает обучение студентов финансовому праву, тем правовым нормам, которые в совокупности образуют финансовое право как отрасль права.

Главная > Документ

ФИНАНСОВОЕ ПРАВО КАК ОТРАСЛЬ ПРАВА, НАУКА И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА

Финансовое право рассматривается в юридической науке в трёх аспектах:

1) как отрасль российского права;

2) как отрасль юридической науки;

3) как учебная дисциплина

Финансовое право как отрасль российского права

Финансовое право представляет собой самостоятельную российского от-расль права, поскольку имеет свой предмет правового регулирования и обу-словленный им метод правового регулирования. Финансовое право, как от-расль российского права, по своей сущности относится к публичным отрас-лям права и регулирует общественные отношения, возникающие в процессе осуществления финансовой деятельности, т. е. деятельности, направленной на образование, перераспределение и использование определенных фондов денежных средств.

Финансовое право имеет свой предмет регулирования, не свойственный другим отраслям права. Предметом финансового права являются обществен-ные отношения, возникающие в процессе осуществления государством и ме-стным самоуправлением финансовой деятельности, то есть деятельности по образованию, перераспределению и использованию фондов денежных средств. Эти отношения отличаются большим разнообразием по своему содержанию и кругу их участников. Главная отличительная особенность общественных от-ношений, являющихся предметом финансового права, состоит в том, что они (отношения) возникают в процессе финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления. Этим обусловлена и другая особенность отношений, которые представляют собой разновидность имущественных от-ношений, так как возникают по поводу финансовых ресурсов, денежных средств. Это - финансовые отношения, в которых одной из сторон всегда вы-ступает государство или орган местного самоуправления 1 .

Отношения, составляющие предмет финансового права, классифициру-ются в зависимости:

1) от мобилизации денежных средств в государственные и муниципаль-ные фонды;

2) перераспределения финансовых ресурсов государства;

3) использования финансовых ресурсов государства и муниципальных образований;

4) контроля за движением финансовых ресурсов государства и муници-пальных образований;

5) эмиссии денежных знаков.

В первую группу включаются отношения по взиманию в бюджеты нало-гов и сборов, возникающие в связи с размещением государственных и му-ниципальных займов и с добровольными пожертвованиями в казну государ-ства и т.д.

Во вторую группу включаются отношения, возникающие в ходе бюджет-ного регулирования, т.е. отношения по выделению дотаций/субвенций, суб-сидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ.

В третью группу включаются отношения по бюджетному финанси-рованию.

В четвертую группу входят отношения по осуществлению бюджетного и налогового контроля, контроля за соблюдением предприятиями правил ве-дения кассовых операций и т.д.

В пятую группу включаются все отношения в связи с эмиссией денежных знаков, а также в зависимости от субъектов, между которыми они возникают.

Во-первых, это отношения, с одной стороны, между органами, осуществ-ляющими финансовую деятельность государства и муниципальных образо-ваний, а с другой стороны - организациями и физическими лицами (отношения между налоговым органом и организацией по поводу проверок, на-ложения финансовых санкций и т.д.).

Во-вторых, это отношения между самими органами, осуществляющими фи-нансовую деятельность государства и муниципальных образований (отношения между федеральными органами исполнительной власти и органами испол-нительной власти субъектов РФ по поводу разработки проектов бюджетов) 2 .

Кроме того, все отношения, возникающие в процессе финансовой деятель-ности государства и муниципальных образований, подразделяются по эконо-мическому критерию на финансовые и нефинансовые. К финансовым относят-ся отношения, опосредующие движение денежных средств, имеющие рас-пределительный характер и другие признаки, характерные для финансов.

Среди них следует выделить отношения по взиманию налогов и сборов, неналоговых платежей в бюджет и государственные внебюджетные фонды; отношения по бюджетному финансированию и т.д.

Другие отношения, составляющие содержание финансовой деятельности государства и муниципальных образований, не являются с экономической точки зрения финансовыми, ибо в рамках этих отношений не осуществляет-ся движение денежных средств, что является главным признаком финансов. Однако те отношения, которые не являются с экономической точки зрения финансовыми, направлены на то, чтобы «создать» финансовые отношения, упорядочить, обеспечить их развитие. Например, без установления налогов, сборов, утверждения бюджетов, финансового контроля и т.д., что осуществ-ляется в рамках нефинансовых (с экономической точки зрения) отношений, невозможны финансовые отношения, составляющие содержание фи-нансовой деятельности государства и муниципальных образований 3 .

Своеобразие предмета регулирования обусловливает и особенности ме-тода регулирования, свойственного финансовому праву.

Основным методом правового регулирования финансового права являет-ся метод властных предписаний. Его сущность состоит в том, что решение любого вопроса осуществляется волей одной стороны, как правило, этой стороной является государство, уполномоченный им орган или муници-пальное образование. Они дают властные предписания, обязательные для другой стороны правоотношения. При этом другая сторона правоотношения не обладает властными полномочиями вообще или обладает ими, но их объём менее значителен.

Властность как суть метода финансово-правового регулирования имеет свои проявления, которые служат характеристиками этого метода. Метод властных предписаний может быть охарактеризован как императивный. Это означает, что субъекты финансового права не могут по своему усмотрению приобретать финансовые права и обязанности, определять в известных пре-делах их содержание, осуществлять их, распоряжаться ими. Они выполняют свои обязанности строго в соответствии с законами, подзаконными актами и т.д. Их права при этом вторичны, производны от обязанностей. Причем это касается как субъектов, издающих властные предписания, так и следующих им. Например, налогоплательщик не может договориться с налоговым орга-ном об уменьшении налоговой ставки, мер финансовой ответственности и т.д. 4

Характерным признаком финансово-правового метода является юридиче-ское неравенство субъектов финансового права. Юридическое неравенство имеет много моментов проявления на уровне правоспособности, содержания и структуры прав и обязанностей субъектов финансового права. Однако в це-лом указанный признак метода финансово-правового регулирования прояв-ляется в том, что одни субъекты обладают юридически-властными полномо-чиями в отношении других субъектов, а последние - нет. В частности, это имеет место в силу того, что в финансовом правоотношении стороны реали-зуют не однопорядковую, а разную правоспособность. Государство или уполномоченный орган реализуют в финансовом правоотношении свою ком-петенцию, что дает им властные способности. Другая же сторона финансово-го правоотношения реализует правоспособность иного рода: правоспособ-ность физического, юридического лица, что не дает ей властных способно-стей, либо она реализует свою компетенцию, которая по содержанию направ-лена, производна, подчинена реализации компетенции властной стороны фи-нансового правоотношения. Между тем важнейшим проявлением равенства как гражданско-правового метода регулирования общественных отношений является как раз то, что стороны имеют однотипную правоспособность.

Метод властных предписаний как метод финансово-правового регулиро-вания используется наряду с методами рекомендаций и согласования. Метод рекомендаций используется главным образом между представительными органами власти РФ и ее субъектами, Правительством РФ. Примеры исполь-зования этого метода очень часто встречаются в федеральном законе о фе-деральном бюджете на финансовый год и плановый период. Метод согласо-вания используется для решения вопросов, возникающих в сфере финансо-вой деятельности государства, между органами, осуществляющими эту дея-тельность, а иногда - между сторонами, заключившими финансово-право-вой договор. Например: «Действие договора об инвестиционном налоговом кредите может быть досрочно прекращено по соглашению сторон или по решению суда» (п. 7 ст. 68 НК РФ).

Однако метод «власти и подчинения», применяемый финансовым пра-вом, отличается от аналогичного метода, используемого другими отраслями публичного права, в частности административным правом. Отношения «власти и подчинения» при регулировании финансовых отношений, как правило, не основываются на отношениях субординации, подчинения «по вертикали». Властные предписания исходят в большинстве случаев от фи-нансовых, налоговых и кредитных органов, с которыми другие участники финансовых отношений не находятся в административной зависимости 5 .

Финансовое право как отрасль юридической науки

Существование и развитие финансового права, как отрасли российского права, обусловило возникновение и развитие науки финансового права, представляющей собой учение о финансовом праве, т.е. систему знаний, имеющую достаточную степень единства и обобщенности.

Наука финансового права существует и развивается главным образом за счет научных исследований ученых юристов-финансоведов. Определенный вклад в эту науку вносят представители конституционного, административ-ного и других отраслей права.

Финансовое право как отрасль юридической науки является обществен-ной наукой. Она изучает реальные общественные процессы, связанные с формированием, перераспределением и использованием государством и му-ниципальными образованиями денежных средств. Этим наука финансового права отличается от естественных наук, а также от других юридических наук.

В последние годы наука финансового права стала активно развиваться. Это обусловлено тем, что только в условиях движения страны по пути ры-ночной экономики может быть в полной мере раскрыт потенциал финансо-во-правового регулирования. В результате возникает потребность в позна-нии механизмов финансово-правового регулирования, а именно в разработке юридической техники применительно к налогообложению, в определении принципиально новых финансово-правовых категорий и т.д. Наука финан-сового права, будучи социально обусловленной, стремится не только отве-чать на текущие запросы юридической практики, но и разрабатывать фун-даментальные проблемы финансового права, имеющие долгосрочное значе-ние для решения многих практических задач 6 .

Наука финансового права имеет свой предмет, т.е. тот круг явлений, процессов и т.д., которые она исследует. Предметом науки финансового права является финансовое право как отрасль российского права.

Предметом науки финансового права являются общественные отноше-ния, которые возникают в процессе финансовой деятельности, в том числе в процессе функционирования и развития финансовой системы России. Таким образом, наука финансового права исследует закономерности и тенден-ции развития этого права как составной части российского права.

В предмете науки финансового права можно выделить следующие со-ставляющие (части):

Финансово-правовые категории;

Нормы финансового права (причем как действующие, так и отменённые);

Принципы финансового права и финансовой системы;

Методы финансового права;

Источники финансового права;

Анализ правоприменительной и правотворческой (законодательная) практики;

Историю развития финансовой деятельности в России и ее нормативно-правового регулирования;

Вопросы унификации, например финансового и гражданского, финан-сового и таможенного, финансового и административного законодательства;

Наука финансового права является публично-правовой. Публично-прав-овой характер науки финансового права проявляется в том, что она исследу-ет явления и процессы, затрагивающие не индивидуальные, а общественные, коллективные интересы, т.е. интересы высокой социальной значимости.

Финансово-правовые концепции - это выработанные наукой финансового права абстрактные, обобщенные идеи по проблемам финансового права. Финансово-правовые концепции в науке российского финансового права сейчас только формируются, это связано с осмыслением регулятивного по-тенциала финансового права как отрасли права, обслуживающей экономиче-ские отношения рыночного типа. Основные из них - концепция бюджетно-го, налогового федерализма, вырабатываемая сегодня науками финансового, конституционного права и политологией; концепция налогового обязатель-ства как обязательственного правоотношения, концепция финансово-правовой ответственности и др.

Финансово-правовые категории - это выработанные наукой финансового права понятия, выражающие наиболее существенные свойства юридической деятельности в области государственных финансов. К ним относятся: фи-нансовая деятельность государства и муниципальных образований, финан-совое правоотношение, метод финансово-правового регулирования, бюджетно-процессуальное производство и т.д. В настоящее время (2008) идет активный процесс разработки новых финансово-правовых категорий, это связано с усложнением механизма финансовой деятельности государства и муниципальных образований 8 .

Финансово-правовые принципы - это выработанные наукой финансового права (с опорой на экономическую науку) начала, на которых должна стро-иться юридическая деятельность в сфере государственных и муниципальных финансов. В частности, к ним относятся принципы налоговой справедливо-сти, антидискриминационного характера налогов и сборов, экономического обоснования налогов и сборов и т.д. (ст. 3 НК РФ).

Таким образом, наука финансового права - это отраслевая, обществен-ная, публично-правовая наука, имеющая своим предметом изучение финан-сового права как отрасли права и представляющая собой систему знаний в виде финансово-правовых концепций, категорий, принципов; правил юриди-ческой техники в сфере государственных финансов; научных прогнозов и предложений по совершенствованию правотворческой и правопримени-тельной деятельности.

Методология науки финансового права - это те принципы, а также мето-ды исследования, которые используются в науке для познания ее предмета и получения научного результата.

Методологическими являются следующие принципы науки финансового права: объективность, познаваемость, детерминизм, развитие, историзм, единство теории и практики.

Принцип объективности означает, что сведения, полученные наукой фи-нансового права, отражают действительные связи, свойства и т.д., сущест-вующие в данной отрасли права.

Принцип познаваемости свидетельствует, что финансово-правовые нор-мы, финансово-правовые отношения, закономерности развития финансового права как отрасли права поддаются исследованию. Безусловно, по мере уг-лубления научных разработок возникают все новые и новые научные про-блемы. Однако на каждом относительно коротком этапе своего развития наука финансового права обеспечивает достижение объективной истины, гарантирующей решение практических задач на данном этапе.

Принцип детерминизма проявляется во всеобщей взаимосвязи и взаимо-обусловленности финансово-правовых норм и финансово-правовых инсти-тутов. А поэтому изменение тех или иных финансово-правовых норм под влиянием общественных потребностей, естественно, приводит к изменению других финансово-правовых норм, а также к развитию старых и появлению новых финансово-правовых институтов, что в итоге обусловлено общест-венными потребностями на определенном этапе развития.

Принцип развития означает, что в науке финансового права все находит-ся в постоянном движении. Появляются новые финансово-правовые кон-цепции, категории, меняется содержание прежних и т.д. У науки финансово-го права появляются новые задачи, расширяется набор научных методов ис-следования и пр. Вместе с тем принцип развития означает, что исследование наукой финансового права тех или иных проблем финансово-правового ре-гулирования должно осуществляться динамично, т.е. с позиций становления и движения изучаемого объекта, вскрытия его противоречивых сторон и др.

Принцип историзма означает, что наука финансового права должна изу-чать те или иные проблемы в тесной связи с конкретной исторической об-становкой, т.е. с учетом истории развития каждой проблемы, путей ее раз-решения на различных исторических этапах и т.д.

Принцип единства теории и практики означает, что проблемы, исследуе-мые наукой финансового права в тот или иной период, - социально заказаны, т.е. эти исследования не могут носить характер схоластического теоретизиро-вания, а должны быть обусловлены потребностями практики. Выводы тео-рии, полученные при исследовании, проверяются практикой. Те теории, ко-торые отвечают социальным потребностям, используются практикой.

Методы науки финансового права - это определенные приемы (способы), с помощью которых обеспечивается исследование предмета финансового права. Среди них - формально-догматический; сравнительного правоведе-ния; конкретно-социологического исследования; сравнительно-историчес-кий; метод обращения к другим наукам; метод живого познания.

Формально-догматический - это основной метод, используемый как нау-кой финансового права, так и другими юридическими науками. Суть его со-стоит в логическом осмыслении всех тех явлений, которые составляют предмет науки финансового права. В частности, проявлениями этого метода является описание, классификация, толкование и т.д. финансово-правовых норм и отношений.

Метод сравнительного правоведения заключается в осмысление многих финансово-правовых категорий, а также создание моделей нового финансо-вого законодательства на основе сравнений с практикой законотворчества и теоретическими конструкциями, выработанными зарубежной финансово-правовой наукой.

Метод обращения к другим наукам всегда весьма широко использовался наукой финансового права. Метод обращения к другим наукам проявляется, во-первых, в том, что наука финансового права в свой категориальный аппа-рат включает не только финансово-правовые категории, но и категории, вы-работанные другими науками. Среди них такие категории, как «финансы», «финансовая система», которые хотя и выработаны финансовой наукой, од-нако используются и наукой финансового права при исследовании её пред-мета. Во-вторых, наука финансового права обращается к другим наукам в целях поиска аналогий решения тех или иных научных задач.

Сущность сравнительно-исторического метода состоит в анализе истори-ческого развития того или иного финансово-правового института финансо-во-правовой теории и т.д. Он дает возможность глубже понять причины со-временного содержания того или иного финансово-правового явления, по-зволяет заимствовать из прошлого механизмы решения финансово-правовых проблем, предупреждает неэффективность решения и т.д. 9

Финансовое право как учебная дисциплина

Финансовое право как учебная дисциплина представляет собой учебный курс (учебный предмет), изучаемый в высших образовательных учреждени-ях юридического профиля. «Учебный предмет (учебная дисциплина) - это система знаний, умений и навыков, отобранных из определенной отрасли науки... для изучения в учебном заведении» 10 . С помощью этой учебной дис-циплины будущие специалисты (студенты соответствующих образователь-ных учреждений) получают необходимые знания о закономерностях функ-ционирования финансового механизма в государстве и порядке его правово-го регулирования.

Наука финансового права, помимо всего, включает в себя соответствую-щие, еще не доказанные теоретические гипотезы, предположения, многие из которых могут оказаться ошибочными. Естественно, в учебном процессе они либо не используются, или только упоминаются. Кроме того, в учебном курсе не освещаются устаревшие и оказавшиеся за пределами законодатель-ства и правоприменительной практики положения.

Финансовое право изучается студентами юридических, финансовых (экономических), государственно-управленческих специальностей. В по-следние годы в юридических образовательных учреждениях в качестве са-мостоятельных курсов и других дисциплин финансово-правового цикла на-чалось изучение валютного, банковского, бюджетного и налогового права 11 .

1 Рябцев А.В. Финансовое право: учеб. пособие. – Хабаровск: изд-во ДВГУПС, 2008. – С.17.

2 Рябцев А.В. Финансовое право: учеб. пособие. – Хабаровск: изд-во ДВГУПС, 2008. – С.18.

3 Карасёва М.В. Финансовое право: учебник - М.: Юрист, 2002. - С. 36-40.

4 Рябцев А.В. Финансовое право: учеб. пособие. – Хабаровск: изд-во ДВГУПС, 2008. – С.19.

5Рябцев А.В. Финансовое право: учеб. пособие. – Хабаровск: изд-во ДВГУПС, 2008. – С.20.

6 Карасёва М.В. Финансовое право: учебник - М.: Юрист, 2002. - С. 60-66.

7 Парыгина В.А., Тедеев А.А. Финансовое право: учебник - М. : Изд-во Эксмо, 2006. - С. 28-29.

8 Рябцев А.В. Финансовое право: учеб. пособие. – Хабаровск: изд-во ДВГУПС, 2008. – С.22.

9 Карасёва М.В. Финансовое право: учебник - М: Юрист, 2002. - С. 64-68.

10 Большой энциклопедический словарь / под ред. A.M. Прохорова. - М. - СПб. : БРЭ; Норинт, 1998.-С. 1259.

11 Парыгина В.А. Тедеев А.А. Финансовое право: учебник - М. : Изд-во Эксмо, 2006. - С. 29.

Наука финансового права представляет собой систему специфических знаний, которые группируются вокруг понятий: бюджет, государственные финансы, налоговая система, банковская система и некоторые другие.

Наука финансового права имеет свои особенности, состоящие в следующем: она является общей наукой, предмет которой составляет социальные категории. Этой особенностью, наука финансового права отличается как от естественных, так и от юридических наук. Во-вторых, наука финансового права является юридической наукой, изучающей такие финансово-правовые категории и явления, которые представляют собой соединение правовой и экономической материи. Так денежные средства являются и продуктом экономического закона стоимости и творением государственной власти, т.е. наука финансового права не может обходиться без экономических понятий составляющих обязательный фундамент финансово - правовых явлений. В-третьих, наука финансового права призвана не только объединять финансово-правовые нормы, но и служить базой для решения практических вопросов финансовых органов.

Наука финансового права возникла в середине 19 века, отпочковавшись от науки государственного и административного права. Вместе с тем она находится в тесной связи с политэкономией и финансовой наукой. Впервые разработку науки финансового права начал английский политэконом Адам Смит, обосновавший пропорцию налога. Это является главным толчком развития данной науки.

1. Общетеоретические проблемы, на базе которых возможно понимание и функционирование всех других (государственные финансы; финансовая деятельность государства);

2. Специальные проблемы относят к бюджетному праву (бюджетное устройство, бюджетный процесс, налоговое право) причем проблемы бюджетного права выходят в науке финансового права на первый план в связи с политической ролью бюджета в жизни государства и общества, его место финансовой системе государства;

3. Те проблемы, которые относятся к банковскому праву в этой части изучают вопросы эмиссионного права, валютного законодательства, вопросы, связанные с освещением роли Национального банка, как центрального банка страны, т.е. кассового кредитного и расчетного органа страны;

4. Проблемы сберегательного дела.



Финансовое право - совокупность экономических норм регулирующие общественные отношения, возникшие в процессе образования и использования денежных фондов государства и органов МС.

Основные группы отношений входящие в финансовое право:

1. Отношения по мобилизации денежных средств в различные фонды.

2. Распределительные отношения.

3. Отношения по контролю движения финансовых ресурсов.

4. Отношения по использованию.

5. Эмиссионные.

По экономическому критерию отрасль финансового права можно разделить:

1. Финансовая (движение денежных средств).

2. Не финансовая - отношения направленные на создание, упорядоченье и развитие.

Квалификация по правовым финансовым институтам:

1. Бюджетные отношения. Внебюджетные отношения.

2. Отношения, возникшие по поводу децентрализованных финансов.

3. Налоговые и не налоговые отношения.

4. Отношения по государственному внутреннему и внешнему долгу.

5. Валютные отношения.

Финансовое право как правовая наука изучает нормы, регулирующие общественные отношения, возникающие при осуществлении финансовой деятельности; изучает практику их применения, закономерности развития финансового права как отрасли российского права. Наука финансового права - это совокупность знаний, положений, категорий, выработанных учеными, изучающими систему норм финансового права, анализирующими полученных результатов ученые вырабатывают предложения по практику применения финансово-правовых норм. На основании совершенствованию правового регулирования общественных отношений в области финансов. Наука финансового права развивается в тесном контакте не только с другими юридическими (правовыми) науками, финансовой наукой, изучающей сущность общественных отношений - финансовых отношений, являющихся предметом регулирования финансового права. Принципы науки финансового права: объективность, детерминизм, историзм, единство норм и практики.

Методы науки: формально-догматический, метод сравнительного правоведения, метод конкретно-социологического исследования, сравнительно-исторический метод, метод живого познания.

Результатом самостоятельной работы студентов должны быть: Знания:

В области предмета и методов науки финансового права;
- теоретических проблем, изучаемых этой наукой;

Источников науки финансового права;

Виднейших зарубежных и отечественных ученых по финансовому
праву.

Отличать предмет и метод науки финансового права от предмета и
метода финансового права;

Проводить сравнительный анализ отечественного и зарубежного
финансового законодательства;

При написании курсовых и дипломных работ использовать инстру­
ментарий, выработанный наукой финансового права.

Тематический план:

1.Предмет, содержание и методы науки финансового права.

2. Из истории становления науки финансового права.

§ 1. Предмет, содержание и методы науки финансового права

Наука финансового права является одной из отраслей юридической на­уки. Она относительно молодая по сравнению с другими юридическими на­уками и представляет собой, по общему определению, систему знаний в об­ласти финансового права. Более широкое определение этой науки заключает в себе еще и знания в области управления государственными финансами.

Как и любая другая наука, наука финансового права состоит из пред­мета науки; методов, используемых этой наукой; категориального аппа­рата и литературы.

Под предметом науки финансового права понимается система знаний в этой области и познавательная деятельность специалис­тов по финансовому праву. Эта наука воплощается в исследованиях теоретических проблем с целью выработки практических рекомендаций для законотворчества, а также анализе действующих норм права на пред­мет их соответствия экономической действительности, тенденциям, за­кономерностям развития экономики. Наука финансового права призвана не только объяснять финансово-правовые явления, но и направлять их.

В середине XIX века наука финансового права выделилась из науки о государственном и административном праве. Однако связь между этими науками осталась, и сегодня исследования в области финансового права


обязательно соприкасаются с исследованиями по государственному и ад­министративному праву. Происходит взаимообогащение наук, и на этой основе разрабатываются фундаментальные положения и принципы, ле­жащие в основе финансовой политики современных государств.

Государственное право тесно соприкасается с финансовым правом. Аналогично и науки, объясняющие закономерности развития этих от­раслей права, имеют много общего в предмете, источниках, методах ис­следования. Много общего у науки-финансового права с наукой админи­стративного права, поскольку обе изучают государственное управление.

Наука финансового права развивается на базе знаний в области эконо­мики и финансов. Отсюда ее тесная связь с экономической теорией и наукой о финансах, или финансовой наукой. Известный французский исследова­тель финансового права П. Годме по этому поводу писал: «Наука финансо­вого права представляет собой точку пересечения различных наук, она явля­ется своеобразной стыковой наукой». Исследования финансов, финансового механизма, бюджета, налогов и т.д. обогащают науку финансового права тем, что они вскрывают закономерности в развитии этих экономических категорий, их взаимосвязь и обусловленность субъективным фактором, т.е. - деятельностью государства по управлению экономическими, в том числе финансовыми процессами. Юридическая наука и практика основываются на этих закономерностях, так как юридические законы есть отражение и закрепление в правовых нормах объективно существующих экономических законов. Невозможно провести по-настоящему серьезное исследование в области финансов, не прибегая одновременно к изучению финансов как эко­номической категории и финансовых норм как юридической категории.

Теоретические проблемы, представляющие собой содержание науки финансового права, заключают в себе проблемы в области бюджета, на­логов, кредита, денежного обращения. Все они имеют публично-право­вой характер. Современный этап развития науки финансового права ха­рактеризуется расширением круга проблем, относящихся к функциони­рованию финансового механизма. Это проблемы в области государствен­ного кредита, привлечения иностранных инвестиций и кредитов, страхо­вания, специальных внебюджетных фондов и некоторые другие.

В республике накоплен определенный опыт исследований в области финансов и финансового права. Работы, написанные в предыдущие годы, не способны раскрыть специфику нынешнего этапа экономических пре­образований. Ученые-экономисты ушли несколько дальше правоведов в объяснении происходящих в области финансов процессов. Но и правове­ды постепенно начинают все больше уделять внимания исследованиям отдельных финансово-правовых институтов. Интересные мысли, выво­ды и рекомендации содержатся в материалах, публикуемых в белорус­ских периодических экономических изданиях.

Однако уровень изученности вопросов, относящихся к предмету науки финансового права, оставляет желать лучшего. Можно утверждать, что прак-


тика здесь ушла гораздо дальше науки. Однако такое положение вещей не может продолжаться бесконечно. Мировой опыт учит, что без серьезной те­ории невозможно сформулировать солидную» цивилизованную финансовую политику, а последняя представляет собой прежде всего правовой феномен.

Предмет и содержание науки финансового права неразрывно связаны с методом познания. Предмет науки указывает на объект изучения, со­держание - круг проблем, метод - способы и приемы изучения. В этом отношении система методов, используемых в финансово-правовых ис­следованиях, не отличается от методов, применяемых в других юриди­ческих и общественных науках. Вместе с тем методология финансово-правовой науки имеет свои особенности.

Тот факт, что наука финансового права находится на стыке наук госу­дарственного и административного права, с одной стороны, экономичес­кой теории и финансовой науки, с другой стороны, обусловливает разно-аспектность, т.е. исследования в различных областях экономической и социальной действительности. Это первая особенность методологии на­уки финансового права.

Формальный метод, присущий и другим юридическим наукам, в науке финансового права отличается специфичностью предмета познания и осо­бым категориальным аппаратом. Этот метод включает описание, анализ финансово-правовых норм и правоотношений, их систематизацию, коди­фикацию, объяснение и толкование. С помощью этого метода нормы фи­нансового права изучаются в трех аспектах: зафиксированной в законе, со­ответствующей экономическим реальностям, идеальной нормы. Такой ком­плексный подход позволяет сформулировать и обосновать необходимость прекращения одних норм, совершенствования других, создания третьих.

При анализе финансово-правовых отношений наука финансового пра­ва обращается к другим наукам, используя их положения и выводы. Это прежде всего знания, накопленные финансовой наукой. В той и другой на­уке используется практически один и тот же категориальный аппарат, на­пример, финансы, бюджет, налоги, расчеты, доходы, расходы. Такое заим­ствование можно определить, как метод обращения к другим наукам.

Наука финансового права развивается не только за счет других наук, но и на своей собственной базе, т.е. знаниях, полученных в прошлом. Отфильт­ровывая все положительное, что было сделано раньше при исследованиях финансово-правовых проблем, и отмытая закостеневшие догмы и устарев­шие представления, она обогащается новым опытом сама и делится им с другими науками. Исторический метод исследования, таким образом, при­сущ науке финансового права, как и другим обществоведческим наукам.

Для всех юридических наук характерно сравнение национального за­конодательства с аналогичным законодательством других стран. Наука финансового права проводит исследования на предмет выявления обще­го и различного в бюджетном, налоговом, валютном, страховом и дру­гом законодательстве Республики Беларусь с законодательством других


стран, и прежде всего промышленно развитых. Такой способ исследова­ния определяется как сравнительный метод. Сравнительный метод мо­жет применяться и при исследовании эволюции отдельных национальных финансово-правовых институтов. Анализ использования этого метода в финансово-правовых исследованиях показывает, что при социализме он выполнял социальную установку на доказательство преимуществ социа­листических финансов перед капиталистическими. Для современного этапа характерен взвешенный подход при сравнении достоинств и недо­статков белорусского финансового законодательства с аналогичным за­конодательством других стран. Наибольший интерес здесь представляет сравнительный анализ бюджетного, налогового и валютного законода­тельства Республики Беларусь и Российской Федерации. Экономическая интеграция между двумя странами предполагает унификацию финансо­вого законодательства Беларуси и России, поэтому исследования в этой области имеют не только теоретическое, но и практическое значение.

Непосредственными проводниками в жизнь финансовой политики го­сударства выступают органы финансовой системы. В силу этого обстоя­тельства они всего объективнее могут «замерить», насколько действую­щее законодательство совершенно во всех отношениях. Исследователи, как правило, прибегают к опросам, анкетированию специалистов этих органов на предмет выяснения их мнения по данному поводу. Такой ме­тод в науке финансового права называется конкретно-социологическим.

Все перечисленные методы в основном используются наукой финан­сового права одновременно. Именно комплексный подход в исследова­ниях позволяет подготавливать рекомендации законоразработчикам по совершенствованию финансового законодательства. Предпочтения, от­даваемые учеными одному методу, как правило, оборачиваются резуль­татами, искаженно описывающими и объясняющими действенность пра­вовых регуляторов финансовых отношений.

Наука финансового права выработала определенную систему катего­рий. Финансово-правовые категории - это общие понятия, отража­ющие самые существенные характеристики финансово-правовых отношений. Все категории, присущие науке финансового права, можно подразделить на фундаментальные и частные. К фундаментальным ка­тегориям относятся, например, «государственные денежные фонды», «бюджет», «налоги», «финансовая деятельность государства», «бюджет­ные права Республики Беларусь» и некоторые другие. К частным катего­риям можно отнести «бюджетное регулирование», «платежное поруче­ние», «инкассо», «индоссамент» и т.д. Категории науки финансового права получают закрепление в финансово-правовых актах. Анализ структуры действующего в республике финансового законодательства свидетельству­ет о том, что в ряде случаев разработчики законов в общей части дают определения понятиям, используемым в финансово-правовых актах. Эти понятия основываются на дефинициях фундаментальных и частных ка-


тегорий, даваемых наукой финансового права. Категории науки финан­сового права и финансовой науки общие. Тем не менее дефиниции, ис­пользуемые в научной, учебной литературе и законодательстве, могут отличаться. Но эти отличия не искажают их главного содержания.

Наука финансового права и исследуемое ею финансовое право находятся в состоянии постоянного развития, отражая характерный для настоящего времени динамизм финансовых отношений, обусловленный реформирова­нием экономики, изменениями отношений собственности и некоторыми дру­гими факторами. Финансовое право реагирует на эти изменения посред­ством создания финансово-правовых норм, регулирующих усложнившиеся финансовые отношения. Следовательно, и перед наукой финансового права встают новые задачи по описанию и объяснению происходящих в финансо­во-правовой сфере процессов. Однако при всех обстоятельствах категори­альный аппарат должен быть стабильным, неизменным - это фундамент, на котором строится здание науки финансового права и финансового права как самостоятельной отрасли права Республики Беларусь.

Знания, относящиеся к науке финансового права, концентрируются в книгах и других современных носителях информации. Литература по фи­нансовому праву может быть подразделена на научную и учебную. К на­учной литературе относятся монографии, статьи, кандидатские и доктор­ские диссертации. Учебная литература представлена учебниками, учеб­ными пособиями, методическими материалами и другими формами, ис­пользуемыми в учебном процессе при изучении курса «Финансовое пра­во» и других курсов финансовой правовой направленности.

Научная и учебная литература, в свою очередь, подразделяется на оте­чественную и зарубежную. Пока можно однозначно утверждать, что ино­странная литература в наших библиотеках представлена значительно большим количеством изданий, чем национальная Посгепенное обога­щение знаниями дает основание надеяться, что и отечественная библио­графия по финансовому праву будет постоянно расширяться.

Состав науки финансового права. Финансовое право в общественной жизни выступает в нескольких ролях: как отрасль права, отрасль юридической науки и одна из учебных дисциплин.

Под финансовым правом обычно понимается совокупность юри-дических норм, определяющих поведение субъектов (граждан, пред-приятий, учреждений, общественных объединений, органов испол-нительной власти) в области финансовой деятельности государства.

Но если финансовое право как совокупность юридических норм предписывает соответствующее поведение (чаще говорят «регулирует общественные отношения»), то наука финансового права исследует нормы финансового права, классифицирует и систематизирует их, объединяет в правовые институты и представляет в определенной системе.

Нормы финансового права появились давно. Они встречаются в Законах Хаммурапи, Русской Правде, Великой хартии вольностей. В частности, Великая хартия вольностей (1215) следующим образом сформулировала одну из наиболее фундаментальных финансовых н°рм, запрещая королю взимать налоги без согласия парламента: «Ни щитовые деньги, ни пособия не должны взиматься в Королевстве нашем иначе как по общему совету Королевства нашего».

Наука финансового права возникла сравнительно недавно. Ее «родословная» в России началась в первой половине XIX в., когда появились первые работы по финансовому праву русских ученых- юристов и возникла в Петербургском университете кафедра государ-ственных податей.

Исследования в области финансового права материализуются в монографиях, статьях, учебниках и учебных пособиях, а в теоретическом плане получают выражение в различных научных построениях, концепциях, определениях. Так, лицам, получившим юридическое образование, известно определение государственного бюджета как бюджета-акта и бюджета-фонда. Известно, что конструкция любого налогового закона складывается из таких элементов, как нормативное основание, субъект цалога, объект налога, размеры налога, сроки уплаты и т.д. Тем не менее эти научные по-ложения необходимо научно обосновать, чтобы придать им автори-тетный характер.

В процессе накопления и обработки знаний о финансовом праве используются определенные методологические средства, которые помогают обработке этих знаний, превращению их в систему продуманно и понятно изложенной информации. К таким средствам, образующим состав науки финансового права, относятся предмет науки, методология науки, система науки, научная терминология, история науки и отраслевая библиография. Названные средства - постоянные элементы науки, без которых она не может обходиться. Отмечая многоэлементный характер состава науки финансового права, нужно подчеркнуть, что основу этого состава образуют такие элементы, как предмет, методология и система науки.

Предмет науки финансового права. Что же следует понимать под предметом науки финансового права? В самом понятии «наука фи-нансового права» заключен ответ на данный вопрос. Во всяком знании мы находим направленность на нечто, что в силу этой направленности является для знания его предметом. Предметом науки финансового права является действующее финансовое право, знания об этом праве.

Однако предмет финансово-правовой науки нельзя понять только через систему знаний о действующем финансовом праве. Нормативный подход не дает полного представления о предмете науки, не может показать широты науки финансового права, обосновать ее методологию, систему.

Признавая предмет науки единым, следует сказать, что в целом он складывается из трех основных частей, причем каждая из них означает часть содержания предмета. К ним относятся знания:

о финансово-правовых нормах;

практике применения финансово-правовых норм.

Первой частью предмета науки финансового права, на которую направлено научное познание, является действующее финансовое право как совокупность юридических норм. Действующие нормы систематизируются, объединяются в правовые институты и подотрасли: бюджетное право, налоговое право, банковское (публичное) право, финансово-контрольное право и т.д.

При этом финансово- правовые нормы и их правовые институты изучаются как явления одного порядка, составляющие самостоятельную и единую отрасль в праве, имеющие свою область правового регулирования.

Наряду с нормами финансового права изучаются также порождаемые ими финансовые правоотношения, их субъекты и объекты, юридические факты, виды правоотношений. Достоянием науки и практики стало подразделение финансовых правоотношений на бюджетные, налоговые, банковские, финансово-контрольные. Однако как нормы финансового права, так и финансовые правоотношения показывают не весь объект познания и не дают полного представления о предмете науки финансового права.

Не везде, где есть знание финансового законодательства и по-нимание финансового права как отрасли права, можно говорить о науке финансового права. Для науки имеют значение прежде всего те знания, которые были приобретены в целях образования ее постоянного капитала. В финансовом праве к таким знаниям относятся финансово-правовые категории.

Вторая часть предмета, на которую направлено научное познание, - финансово-правовые категории типа «государственные финансы», «федеральный бюджет», «бюджетный процесс», «финансовая деятельность государства». В этих понятиях выражено то главное, сущностное, что характеризует финансовое право в его постоянном развитии и отражает наука финансового права.

Именно финансово-правовые категории создают устойчивость данной науки, сохраняют ее целостность, цементируют знания, которые образуют понимание финансового права как отрасли права. На основе такой системы связанных и скоординированных между собой узловых категорий студенты могут не только изучать, но и понимать финансовое право; преподаватели - читать лекции и вести семинарские занятия; ученые-специалисты по финансовому праву - формулировать научные определения, систематизировать материал, писать учебники и монографии.

Третьей частью предмета науки финансового права являются «опытные знания», т.е. знания, связанные с практикой применения норм финансового права, правоприменительной деятельностью финансовых органов: Минфина России и его органов на местах, федеральных служб, находящихся в его ведении, ЦБ РФ и его звеньев в субъектах Российской Федерации, аудиторских фирм и т.д.

Наука финансового права изучает действующее финансовое за-конодательство, но не абстрактно - только по книгам и кодексам - а в тесной связи с жизнью граждан-налогоплательщиков, с работой финансовых органов государства. Посредством такого сличения дей-ствующего финансового законодательства с жизнью, бытом народа, с финансовой деятельностью органов государства всех трех ветвей власти специалисты по финансовому праву могут выявить ненадобность тех или иных норм финансового права и тем содействовать их отмене или изменению, заметить пробелы в законодательстве и указать на необходимость новых, дополнительных норм.

Все охарактеризованные части предмета науки финансового права взаимосвязаны, а поэтому система накопляемых данной наукой знаний отличается высокой степенью единства. При этом важно подчеркнуть познавательную первичность финансово-правовых категорий и вторичность действующего финансового права.

Финансово-правовые нормы составляют непосредственный, се-годняшний материал науки финансового права, но свой настоящий смысл эти нормы получают благодаря тому, что вырастают, подобно листьям на ветвях дерева, из общих категорий, на которых держатся и исчезают. Нельзя понять и подвергнуть толкованию финансово- правовые нормы без помощи финансово-правовых категорий. Поэтому наука финансового права в общей части учебного материала изучает основные финансово-правовые категории, чтобы на базе этого постоянного капитала науки познавать действующее финансовое право.

Еще по теме § 1. Предмет науки финансового права:

  1. Понятие финансового права, его предмет и метод. Соотношение финансового права с другими отраслями российского права


 

Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!