Конституционный контроль в рф кратко. Органы конституционного надзора и контроля. по конституционному праву России

Обязанность органов конституционного надзора и контроля состоит в недопущении принятия и издания законов, которые противоречат конституционным предписаниям, а также предотвращении применения законов и договоров, которые нарушают основные нормы, если они уже вступили в законную силу.

Реализуют меры по правовой охране конституции, надзору и контролю за соблюдением её положений разные государственные органы : глава государства, парламент и его палаты, прокуратура.

В настоящее время во многих странах имеются судебные или специальные квазисудебные органы контроля и надзора . Их основной функцией является поддержание, обеспечение и гарантия конституционной законности. Указанные органы обычно функционируют достаточно эффективно.

В настоящее время они существуют в большинстве стран, где имеются писаные конституции . Распространение данного института расширилось после Второй мировой войны.

Судьями и членами органов конституционного контроля и надзора выступают высококвалифицированные юристы, которые получили общенациональную известность и признание. Их правовой статус, как правило, соответствует статусу депутата парламента. Они не имеют права быть депутатами и министрами, а также заниматься предпринимательской деятельностью.

Конституционный надзор и контроль реализуется:

- судами общей юрисдикции . В США, Мексике, Аргентине, Норвегии, Дании, Японии запрос о конституционности закона, на основании которого составлено судебное дело, может быть сформирован судом любой инстанции. Но окончательное решение по данному запросу принимает лишь высшая судебная инстанция. В некоторых странах конституционный контроль и надзор реализуется верховным судом, который является высшей судебной инстанцией этого государства (Канада, Австралия, ЮАР, Индия, Филиппины, Боливия, Ирландия, Швейцария). Данный подход сформирован в рамках децентрализованной (американской) системы ;

- специальными конституционными судами , для которых конституционный контроль и надзор выступает основной или даже единственной функцией. Подобные специальные судебные органы не включаются в систему судов общей юрисдикции. Они создаются как при участии, так и без участия парламента (Германия, Австрия, Италия, Испания, Кипр, Турция). Данный подход сформирован в рамках централизованной (европейской, или австрийской) системы ;

- особым органом несудебного свойства . К ним можно отнести Конституционный совет во Франции, состав которого определяется совместно Президентом и Парламентом страны. Схожая система сформировалась и в некоторых африканских странах, которые ранее были французскими колониями. Указанные органы контроля и надзора имеют ограниченные полномочия и не наделены правами на самостоятельную отмену неконституционного акта. Конституционные советы и комитеты не являются судебными органами и не включаются в судебную систему государства.

В исламских государствах конституционный контроль и надзор характеризуется своим своеобразием. Так, например, в Пакистане вместе с Верховным судом, осуществляющим конституционный контроль, имеются еще два органа: исламский совет (рассматривает соответствие правовых актов Корану) и суд шариата (рассматривает иски различных субъектов, в том числе о противоречии шариату актов, касающихся прав граждан). Схожие подходы реализуются также в Марокко, Иране, Малайзии.

Юридическое верховенство Конституции РФ предполагает контроль за ее соблюдением. Существуют следующие виды форм защиты Конституции РФ:

Гарантия защиты Конституции РФ со стороны Президента РФ (ч.2 ст.80 Конституции РФ).

Прямой конституционный надзор (ч.2 ст.85 Конституции РФ).

Косвенный конституционный надзор (ч.4 ст.125 Конституции РФ).

Конституционный контроль (ч.2 ст.125 Конституции РФ).

Особый порядок пересмотра и внесения поправок (ст.134,135,136,137 Конституции РФ).

Толкование конституционно-правовых норм (ч.5 ст.125 Конституции РФ).

Специфическим видом охраны и защиты конституции служит конституционный контроль, т.е. проверка на соответствие конституции законов и других нормативных правовых актов, решений и действий органов публичной власти и других субъектов права в целях утверждения конституционности и конституционного порядка. Для многих органов публичной власти конституционный контроль является одной из осуществляемых ими функций, для специализированных же органов публичной власти он служит основной функцией, определяющей их деятельность. Именно судебный конституционный контроль является наиболее действенным и эффективным в охране и защите конституции. Его объективность и беспристрастность обеспечивается самостоятельностью и независимостью судов от законодательной и исполнительной ветвей власти.

Принято различать две формы конституционного контроля: предварительный (превентивный) и последующий, или текущий (иногда еще его именуют репрессивным). Предварительный конституционный контроль - это контроль за конституционностью законов, осуществляемый на стадии их принятия. Такая форма контроля существует в Швеции, Финляндии, Канаде, Италии, а также частично во Франции, где Конституционный совет обладает правом проверки закона до его вступления в силу. Есть страны, где применяются обе формы конституционного контроля (Франция, Ирландия, Никарагуа, Панама). В РФ федеральный Конституционный Суд правом осуществления предварительного конституционного контроля не наделен. Текущий конституционный контроль осуществляется в отношении уже принятого и вступившего в силу закона (иного правового акта). Кроме того, принято различать: конкретный конституционный контроль - определение конституционности закона при рассмотрении конкретного судебного дела; абстрактный конституционный контроль - определение конституционности закона вне зависимости от наличия конкретного судебного дела. В РФ применяется последняя форма контроля, хотя имеют место и проявления конкретного конституционного контроля.

Сущность конституционного контроля заключается в решении 2 задач:

1) в определении конституционности правовых актов органов государственной власти (конституционность - это соответствие юридических актов и действий органов государства действующей Конституции);

2) в лишении неконституционного акта юридической силы, т.е. признании такого акта недействительным.

От понятия "конституционный контроль" необходимо отличать понятие конституционного надзора. В отличие от контроля надзор сводится лишь к обнаружению неконституционных актов, он обращен к органу, принявшему неконституционный акт (или вышестоящему по отношению к нему органу), с требованием отмены данного акта. Назначение конституционного надзора заключается в том, что надзирающий орган осуществляет систематическое наблюдение за соответствием правовых актов Конституции. Такая деятельность может осуществляться как по чьей-либо собственной инициативе, так и по сообщениям об имеющих место нарушениях. В отношении актов федеральных министерств (иных ведомств), актов органов государственной власти субъектов РФ функцию государственного надзора в РФ выполняют органы прокуратуры.

Конституционный контроль выражается в проверке и оценке посредством специальной процедуры (конституционного судопроизводства) соответствия Конституции законов, других нормативных актов, которые в случае признания их неконституционными утрачивают силу. Конституционный Суд действует в целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод личности, обеспечения непосредственного действия Конституции, ее правовой охраны. Конституционное правосудие имеет ряд основных признаков:

Наличие конституционных судов, т.е. специализированных судебных органов конституционного контроля;

Автономное положение этих судов в иерархии судебных органов;

Самостоятельная процессуальная форма конституционного правосудия;

Юридическая сила решений конституционного правосудия по юридической силе равна силе норм Конституции;

Особая система законодательства, регулирующего конституционное правосудие

В Российской Федерации судебный конституционный контроль осуществляют Конституционный Суд РФ, конституционные (уставные) суды субъектов РФ, а за пределами их полномочий - суды общей юрисдикции и арбитражные суды. Конституционный Суд РФ был учрежден в 1990 г. и сформирован в конце октября 1991 г. Его появление стало своего рода символом приверженности правовому государству, уважению прав и свобод человека.

В ст.1 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" Федеральный конституционный закон от 21. 07.1994 № 1 - ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 06. 08.2014) // Собрание законодательства РФ. - 1994. - № 13. - Ст. 1447. (далее - ФКЗ "О Конституционном Суде РФ") отражены основные черты Конституционного Суда: правовой статус - судебный орган, функция - осуществление конституционного контроля, главные принципы деятельности - самостоятельное и независимое осуществление судебной власти, процессуальная форма деятельности - конституционное судопроизводство.

Конституционный Суд - высший орган в том смысле, что занимает высшее положение в механизме конституционного контроля в государстве, не поднадзорен никаким инстанциям, его решения носят обязательный характер, в том числе для всех других высших государственных структур, связан при осуществлении судопроизводства только федеральной Конституцией как вершиной правовой системы и ФКЗ "О Конституционном Суде РФ". Основными принципами деятельности Конституционного Суда являются:

Независимость;

Коллегиальность;

Гласность;

Состязательность;

Равноправие сторон.

ФКЗ " О Конституционном Суде РФ" предъявляет высокие требования к кандидатам на должность конституционного судьи. Им может быть назначен гражданин Российской Федерации, достигший ко дню назначения возраста не менее сорока лет, с безупречной репутацией, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пятнадцати лет, обладающий признанной высокой квалификацией в области права (ст.8 ФКЗ "О Конституционном Суде РФ"). Конституция определяет порядок назначения судей Конституционного Суда, который конкретизирован в ст.9 ФКЗ "О Конституционном Суде РФ". Конституционные судьи назначаются Советом Федерации в индивидуальном порядке тайным голосованием по представлению Президента Российской Федерации. Предложения о кандидатах в конституционные судьи могут вноситься Президенту различными органами, организациями и учреждениями, указанными в ч.1 ст.9 ФКЗ " О Конституционном Суде РФ".

Классическая теория разделения властей исходила из абсолютной власти парламента. Джон Локк отстаивал верховенство закона. Но в последующем появилась новая идея - идея конституционализма, когда среди всех законов признается приоритет учреждающего акта - Конституции. Но, что произойдет, если законодатель оставит без внимания предписания конституции и примет противоречащий им закон? Поскольку принимать законы может только законодатель, поскольку над парламентом как над законодательным органом никто не стоит, никто не может судить и об антиконституционности актов законодательства. В таком случае, кто же стоит на страже конституции и следит за ее соблюдением .

Для выполнения функции осуществления конституционного контроля (охраны Конституции) предназначен Конституционный Суд Российской Федерации. В ст. 125 Конституции РФ закреплены его основные полномочия, которые более детально регламентированы в Федеральном конституционном законе от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» (далее - ФКЗ о Конституционном Суде). «Конституционный контроль заключается в выявлении правовых актов государственных органов и должностных лиц, противоречащих конституционным положениям, а также в принятии мер по устранению этих отклонений. В случае признания правового акта неконституционным он утрачивает юридическую силу. Конституционный Суд осуществляет судебную власть посредством конституционного судопроизводства . В целом конституционный контроль можно определить как деятельность компетентных государственных органов по проверке, выявлению, констатации и устранению несоответствий нормативных актов конституции, законам, в ходе которой данные органы полномочны отменять обнаруженные несоответствия .

Впервые идея конституционного контроля была апробирована в Соединенных Штатах Америки в историческом решении Верховного суда США по делу Мэрбери. Суд показал себя независимым, вынес решение, которым признал верховенство Конституции и отверг претензии исполнительной власти. Это вызвало не только поддержку, но и серьезную критику. Настолько серьезную, что на протяжении долгого времени идея «власти судей» воспринималась с большой осторожностью. Только в 1927 г. впервые Конституция Греции уполномочила суды не принимать во внимание законы, нарушающие Конституцию. Собственно Конституционный суд появился в Австрии только после Второй мировой войны. В настоящее время подавляющее большинство демократических государств имеет систему конституционного контроля, которая чаще всего представлена специальным органом.

Существуют различные классификации этих систем, но наиболее удачной представляется классификация, в основе которой лежит институциональный признак .

Первая группа стран - конституционный контроль осуществляется всеми судами общей юрисдикции. Ярким примером могут служить США. Судебную охрану Конституции в этом государстве отличают следующие особенности:

  • контроль за конституционностью имеет универсальный характер. Охватывает не только законы, но и все нормативные акты и нормативные распоряжения на всех уровнях власти;
  • осуществляется деконцентрированно, т.е. время от времени, имеет сфокусированный характер и может производиться любым судом при рассмотрении любого дела, в котором затронут законный интерес гражданина;
  • контроль имеет казуальную привязку, т.е. он возможен только при рассмотрении конкретного дела, в котором фигурирует отсылка к Конституции;
  • контроль за конституционностью имеет относительный характер, так как решения суда являются обязательными только для спорящих сторон и не распространяются на всех субъектов правоприменительной деятельности .

Вторая группа стран - проверка конституционности законов осуществляется только Верховным судом, который совмещает функции высшего органа общей юстиции и орган конституционного контроля. В этом случае внутри него может создаваться специальная палата. В соответствии со ст. 188 Конституции Швейцарской Конфедерации Союзный суд является верховным органом правосудия Союза. Статья 189 определяет его конституционную юрисдикцию, а ст. 190 - гражданскую, уголовную и административную.

Третья группа стран - страны, в которых создан специальный самостоятельный орган - Конституционный суд. Таковой образован в большинстве стран посткоммунистического пространства. В качестве примера можно также привести Австрию, Германию, Италию, Испанию.

В четвертой группе стран созданы специальные, но внесудебные органы конституционного контроля. Примером может служить Конституционный совет Франции (ст. 56 Конституции Французской Республики), состоящий из 9 членов, полномочия которых - 9 лет и не подлежат возобновлению. Трое назначаются Президентом, трое - председателем Национального собрания, трое - председателем Сената. Кроме 9 членов, в Конституционный совет входят бывшие президенты Республики.

Конституционный Суд в России был создан в мае 1991 г., когда был принят первый закон, устанавливающий его статус и порядок деятельности. В соответствии с ним Суд состоял из 15 судей, избираемых на неограниченный срок Съездом народных депутатов РСФСР по представлению Председателя Верховного Совета РСФСР. В то же время существует точка зрения, согласно которой история конституционного правосудия в СССР ведется с 1924 г.

С принятием новой российской Конституции был принят новый закон о Конституционном Суде. В соответствии со ст. 125 Конституции РФ и ст. 3 ФКЗ о Конституционном Суде в целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции РФ на всей территории Российской Федерации Конституционный Суд России:

  • 1) разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации:

Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства

  • б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти РФ и совместному ведению органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ;
  • в) договоров между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, договоров между органами государственной власти субъектов РФ;
  • г) не вступивших в силу международных договоров РФ;
  • 2) разрешает споры о компетенции:
    • а) между федеральными органами государственной власти;
    • б) между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ;
    • в) между высшими государственными органами субъектов РФ;
  • 3) по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан проверяет конституционность закона, примененного в конкретном деле;
  • 4) по запросам судов проверяет конституционность закона, подлежащего применению соответствующим судом в конкретном деле;
  • 5) дает толкование Конституции РФ;
  • 6) дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления;
  • 7) выступает с законодательной инициативой по вопросам своего ведения;
  • 8) осуществляет иные полномочия, предоставляемые ему Конституцией РФ, Федеративным договором и федеральными конституционными законами.
  • 9) по запросам федерального органа исполнительной власти, наделенного компетенцией в сфере обеспечения деятельности по защите интересов Российской Федерации при рассмотрении в межгосударственном органе по защите прав и свобод человека жалоб, поданных против Российской Федерации на основании международного договора Российской Федерации, разрешает вопрос о возможности исполнения решения межгосударственного органа по защите прав и свобод человека;
  • 10) проверяет на соответствие Конституции РФ вопрос, выносимый на референдум Российской Федерации в соответствии с федеральным конституционным законом, регулирующим проведение референдума Российской Федерации.

В ФКЗ о Конституционном Суде содержится важный посыл: Конституционный Суд РФ решает исключительно вопросы права . Хотя очевидно, что данная формулировка отнюдь не исключает политическую составляющую из целого ряда решений.

Не вдаваясь в глубокий анализ статуса Конституционного Суда РФ (что является предметом изучения конституционного права - самостоятельной отрасли и учебной дисциплины), укажем ряд основных особенностей его правового положения:

  • Конституционный Суд - единственный орган, уполномоченный на официальное толкование Конституции России;
  • наряду с основной функцией нормоконтроля Конституционный Суд выступает активным участником в вопросе конституционной ответственности (применительно к Президенту России);
  • Конституционный Суд не уполномочен на дачу предварительных заключений (т.е. предметом рассмотрения может быть только «свершившийся» правовой акт);
  • субъектом обращения в Конституционный Суд России может быть и гражданин;
  • Конституционный Суд - самостоятельный орган, не входящий в систему судов общей юрисдикции.

Официальный сайт Конституционного Суда РФ - www.ksrf.ru.

ФКЗ о Конституционном Суде не характеризует его как высший орган. Это означает, что в стране не создана вертикальная система органов конституционной юстиции. Несмотря на то что ФКЗ о судебной системе допускает создание в субъектах РФ конституционных (уставных) судов, они не находятся в административной или процессуальной соподчиненности по отношению к Конституционному Суду России. Также последний не выступает по отношению к первым в качестве какой-либо вышестоящей инстанции (кассационной, апелляционной или надзорной). В юридической литературе высказывается мнение, что органы конституционного контроля не входят ни в одну из ветвей власти, их можно отнести к особой, четвертой, ветви - контрольной .

Конституционный Суд РФ независим в организационном, финансовом и материально-техническом отношениях от любых других органов. Его финансирование производится за счет федерального бюджета и обеспечивает возможность независимого осуществления конституционного судопроизводства в полном объеме. Конституционный Суд России самостоятельно и независимо осуществляет информационное и кадровое обеспечение своей деятельности. По вопросам своей внутренней деятельности Конституционный Суд РФ принимает Регламент Конституционного Суда РФ, в котором устанавливаются: общие вопросы внутренней деятельности Конституционного Суда РФ; вопросы, касающиеся гарантий неприкосновенности судей, приостановления и прекращения полномочий судей, неприкосновенности судей, награждения судей государственными наградами и иными знаками отличия; вопросы, касающиеся предварительного рассмотрения обращений, поступивших в Конституционный Суд; вопросы, касающиеся принятия обращений к рассмотрению, подготовки и назначения дел к слушанию и подготовки дел к разрешению без проведения слушания; вопросы, касающиеся слушания дел в заседаниях Конституционного Суда, а также касающиеся особенностей разрешения дел без проведения слушания в заседании Конституционного Суда; иные вопросы внутренней деятельности Конституционного Суда РФ.

С. 224-225.

  • Кроме того, при осуществлении конституционного судопроизводства Конституционный Суд РФ воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов.
  • См.: Чиркин В. Е. Контрольная власть//Государство и право. 1993. N24. С. 12-13; Шульженко Ю.Л. Конституционный контроль в России. М., 1995. С. 10.
  • Конституционный контроль - контроль соответствующих органов за конституционностью нормативных актов - соответствие НА Конституции, соответствие подзаконных актов закону и непротиворечивость законов.

    Формы осуществления конституционного контроля˸ судебный контроль, парламентский контроль, контроль, осуществляемый главой государства; контроль, осуществляемый другими гос. органами, уполномоченными на то Конституцией и др.
    Размещено на реф.рф
    Существуют две основные модели конституционного контроля - ʼʼамериканскаяʼʼ и ʼʼевропейскаяʼʼ. В нашем государстве конституционный контроль, в современном ᴇᴦο понимании, начал вводиться с начала 90-х.. В СССР был образован Комитет Конституционного надзора, просуществовавший до 1991 г., а затем - в РФ был образован Конституционный Суд РФ, деятельность ~ была приостановлена осенью 1993 г и вновь возобновилась, но уже в соответствии с новой Конституцией РФ, в первой половине 1995 г. В S-х в составе РФ, также создаются конституционные и уставные суды, осуществляющие контроль за соответствием конституция или уставу принимаемых в S-х РФ законов и других нормативно-правовых актов.

    КОНСТИТУЦИОННЫЙ КОНТРОЛЬ - осуществляемая государственными органами деятельность, направленная на обеспечение соответствия конституции государства законов и иных нормативных правовых актов. К. к. осуществляют специальные органы - конституционные суды или комитеты конституционного контроля (надзора), а также иные государственные органы в рамках возложенных на них полномочий (президент, парламент и др.). Иногда К. к. совмещается с конституционным надзором в руках одного государственного органа. К.к. дает этому органу право отмены или признания недействующим акта, признанного противоречащим конституции. Конституционный надзор такого права не дает и выражается в том, что орган предлагает тому, кто принял неконституционный акт, или органу, стоящему над ним, отменить этот акт.

    КОНСТИТУЦИОННЫЙ НАДЗОР - осуществляемая государственными органами деятельность, направленная на обеспечение соответствия конституции государства законов и иных нормативных правовых актов. Суть К. н. состоит в том, что надзирающий орган осуществляет наблюдение за соответствием правовых актов конституции, по сигналам или по своей инициативе находит противоконституционные акты и предлагает соответствующим органам их отменить. Сам он отменить такие акты не может, в случае если выполняет в чистом виде функции К. н. Однако если одновременно он является органом конституционного контроля, то может и сам отменять, признавать недействующими подобные акты (см.˸ Конституционный контроль).

    К. н. могут осуществлять различные государственные органы, для которых К. н. - одна из функциональных задач (например, президент, прокуратура). Однако как правило К. н. поручается специально уполномоченному на то органу - комитету конституционного надзора (ККН).

    Конституционный контроль и надзор в Российской Федерации

    контрольная работа

    1. Конституционный контроль и надзор в РФ

    Юридическое верховенство Конституции РФ предполагает контроль за ее соблюдением. Существуют следующие виды форм защиты Конституции РФ:

    Гарантия защиты Конституции РФ со стороны Президента РФ (ч.2 ст.80 Конституции РФ).

    Прямой конституционный надзор (ч.2 ст.85 Конституции РФ).

    Косвенный конституционный надзор (ч.4 ст.125 Конституции РФ).

    Конституционный контроль (ч.2 ст.125 Конституции РФ).

    Особый порядок пересмотра и внесения поправок (ст.134,135,136,137 Конституции РФ).

    Толкование конституционно-правовых норм (ч.5 ст.125 Конституции РФ).

    Специфическим видом охраны и защиты конституции служит конституционный контроль, т.е. проверка на соответствие конституции законов и других нормативных правовых актов, решений и действий органов публичной власти и других субъектов права в целях утверждения конституционности и конституционного порядка. Для многих органов публичной власти конституционный контроль является одной из осуществляемых ими функций, для специализированных же органов публичной власти он служит основной функцией, определяющей их деятельность. Именно судебный конституционный контроль является наиболее действенным и эффективным в охране и защите конституции. Его объективность и беспристрастность обеспечивается самостоятельностью и независимостью судов от законодательной и исполнительной ветвей власти.

    Принято различать две формы конституционного контроля: предварительный (превентивный) и последующий, или текущий (иногда еще его именуют репрессивным). Предварительный конституционный контроль - это контроль за конституционностью законов, осуществляемый на стадии их принятия. Такая форма контроля существует в Швеции, Финляндии, Канаде, Италии, а также частично во Франции, где Конституционный совет обладает правом проверки закона до его вступления в силу. Есть страны, где применяются обе формы конституционного контроля (Франция, Ирландия, Никарагуа, Панама). В РФ федеральный Конституционный Суд правом осуществления предварительного конституционного контроля не наделен. Текущий конституционный контроль осуществляется в отношении уже принятого и вступившего в силу закона (иного правового акта). Кроме того, принято различать: конкретный конституционный контроль - определение конституционности закона при рассмотрении конкретного судебного дела; абстрактный конституционный контроль - определение конституционности закона вне зависимости от наличия конкретного судебного дела. В РФ применяется последняя форма контроля, хотя имеют место и проявления конкретного конституционного контроля.

    Сущность конституционного контроля заключается в решении 2 задач:

    1) в определении конституционности правовых актов органов государственной власти (конституционность - это соответствие юридических актов и действий органов государства действующей Конституции);

    2) в лишении неконституционного акта юридической силы, т.е. признании такого акта недействительным.

    От понятия "конституционный контроль" необходимо отличать понятие конституционного надзора. В отличие от контроля надзор сводится лишь к обнаружению неконституционных актов, он обращен к органу, принявшему неконституционный акт (или вышестоящему по отношению к нему органу), с требованием отмены данного акта. Назначение конституционного надзора заключается в том, что надзирающий орган осуществляет систематическое наблюдение за соответствием правовых актов Конституции. Такая деятельность может осуществляться как по чьей-либо собственной инициативе, так и по сообщениям об имеющих место нарушениях. В отношении актов федеральных министерств (иных ведомств), актов органов государственной власти субъектов РФ функцию государственного надзора в РФ выполняют органы прокуратуры.

    Конституционный контроль выражается в проверке и оценке посредством специальной процедуры (конституционного судопроизводства) соответствия Конституции законов, других нормативных актов, которые в случае признания их неконституционными утрачивают силу. Конституционный Суд действует в целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод личности, обеспечения непосредственного действия Конституции, ее правовой охраны. Конституционное правосудие имеет ряд основных признаков:

    Наличие конституционных судов, т.е. специализированных судебных органов конституционного контроля;

    Автономное положение этих судов в иерархии судебных органов;

    Самостоятельная процессуальная форма конституционного правосудия;

    Юридическая сила решений конституционного правосудия по юридической силе равна силе норм Конституции;

    Особая система законодательства, регулирующего конституционное правосудие

    В Российской Федерации судебный конституционный контроль осуществляют Конституционный Суд РФ, конституционные (уставные) суды субъектов РФ, а за пределами их полномочий - суды общей юрисдикции и арбитражные суды. Конституционный Суд РФ был учрежден в 1990 г. и сформирован в конце октября 1991 г. Его появление стало своего рода символом приверженности правовому государству, уважению прав и свобод человека.

    В ст.1 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" Федеральный конституционный закон от 21. 07.1994 № 1 - ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 06. 08.2014) // Собрание законодательства РФ. - 1994. - № 13. - Ст. 1447. (далее - ФКЗ "О Конституционном Суде РФ") отражены основные черты Конституционного Суда: правовой статус - судебный орган, функция - осуществление конституционного контроля, главные принципы деятельности - самостоятельное и независимое осуществление судебной власти, процессуальная форма деятельности - конституционное судопроизводство.

    Конституционный Суд - высший орган в том смысле, что занимает высшее положение в механизме конституционного контроля в государстве, не поднадзорен никаким инстанциям, его решения носят обязательный характер, в том числе для всех других высших государственных структур, связан при осуществлении судопроизводства только федеральной Конституцией как вершиной правовой системы и ФКЗ "О Конституционном Суде РФ". Основными принципами деятельности Конституционного Суда являются:

    Независимость;

    Коллегиальность;

    Гласность;

    Состязательность;

    Равноправие сторон.

    ФКЗ " О Конституционном Суде РФ" предъявляет высокие требования к кандидатам на должность конституционного судьи. Им может быть назначен гражданин Российской Федерации, достигший ко дню назначения возраста не менее сорока лет, с безупречной репутацией, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пятнадцати лет, обладающий признанной высокой квалификацией в области права (ст.8 ФКЗ "О Конституционном Суде РФ"). Конституция определяет порядок назначения судей Конституционного Суда, который конкретизирован в ст.9 ФКЗ "О Конституционном Суде РФ". Конституционные судьи назначаются Советом Федерации в индивидуальном порядке тайным голосованием по представлению Президента Российской Федерации. Предложения о кандидатах в конституционные судьи могут вноситься Президенту различными органами, организациями и учреждениями, указанными в ч.1 ст.9 ФКЗ " О Конституционном Суде РФ".

    Государственная система управления образованием Российской Федерации

    Государственный контроль (надзор) в сфере образования включает в себя: 1.Федеральный государственный контроль качества образования; 2.Федеральный государственный надзор в сфере образования...

    Государство как участник жилищных правоотношений

    Государственный контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда независимо от его формы собственности...

    Законность и порядок в юридической науке

    Законность и правопорядок

    1. Понятия правового порядка и правовой законности 1.1 Правовой порядок Правовой порядок (правопорядок) - это порядок взаимоотношений субъектов права в сфере правовой регуляции...

    Законность и правопорядок

    Конституционная законность (конституционность) есть система реально действующего права, предполагающая наличие правовой конституции, ее полное действие, верховенство, прямое действие на всей территории государства...

    Институт конституционного правосудия в современном мире. Анализ функций правосудия и функционирование конституционной юстиции в России

    правосудие конституционный суд законодательный В федеративных государствах, как и в большинстве современных государств, сложились и действуют две основные модели института конституционного правосудия: американская и европейская...

    Исследование методов государственного регулирования торговой деятельности

    Пунктом 4 части 1 статьи 4 Закона муниципальный контроль в области торговой деятельности ошибочно отнесен к методам государственного регулирования. Являясь деятельностью органов местного самоуправления...

    Конституционно-правовая ответственность и конституционный контроль

    Существуют специально учреждаемые государством органы, призванные обеспечить конституционную законность (правовую охрану конституции)...

    Конституционное и государственное право Франции

    Конституционный контроль во Франции осуществляется двумя различными органами -- Конституционным советом и Государственным советом. Первый рассматривает конституционность актов парламента, второй -- акты органов исполнительной власти...

    Конституционный контроль. Получение и утрата гражданства

    Юридическое верховенство конституции предполагает контроль над ее соблюдением. Под правовой охраной конституции следует понимать совокупность средств и способов...

    Конституция США 1787 года

    После принятия Конституции выяснилось, что Конгресс не в состоянии обеспечить принятие законов, которые бы при всех условиях и во всем соответствовали Конституции. Сама Конституция прямо не предусматривала создание механизма...

    Конституция Франции 1958 г.: исторические условия и порядок принятия, структура и основные черты

    конституция франция реформа Еще одна особенность Конституции 1958 г.- учреждение Конституционного совета, органа, ранее не известного французской истории. В Четвертой республике юридически существовал Конституционный комитет...



     

    Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!