Действующая редакция закона о полиции. Закон РФ «О полиции» – полный текст Диапазон действия первоначальной редакции закона о полиции
Глава 3 Обязанности и права полиции
Глава 4 Применение полицией отдельных мер государственного принуждения
Глава 5 Применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия
Глава 6 Правовое положение сотрудника полиции
Глава 7 Служба в полиции
Глава 8 Гарантии социальной защиты сотрудника полиции
Глава 9 Финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности полиции
Глава 10 Контроль и надзор за деятельностью полиции
Глава 11 Заключительные положения
Краткая предыстория закона
Федеральный закон о полиции заменил собой действующий до этого Закон РСФСР от 18 апреля 1991 года № 1026-I «О милиции». До этого в обществе и во власти велись активные дебаты о необходимости реформы в органах правопорядка. В результате победили сторонники реформирования, которое стало новым отсчётом в истории этой государственной структуры.
Переименование «милиции» в «полицию» сопровождалась переаттестацией всех сотрудников МВД. Лица, отказавшиеся проходить переаттестацию или не сдавшие экзамены, были уволены со службы. В результате после широких обсуждений в Государственной Думе и обществе был принят новый законодательный акт, учитывающий общественное мнение, положения действующего права и оценки экспертов.
Правовая суть закона
Федеральный Закон о полиции регулирует деятельность правоохранительных органов, включая в себя основные положения о работе и контроле над деятельностью полицейских. Этот документ также определяет основные функции, цели и задачи органов правопорядка. Принцип данного закона основан на положениях Конституции РФ и других законодательных актах, касающихся прав граждан. Полиция определяется как основной федеральный орган исполнительной власти, выполняющий защитные функции в области внутренних государственных дел.
Основные положения закона о полиции
Принятый новый закон включил в себя подробные описания принципов работы сотрудников правоохранительных органов. Одновременно в этом законодательном акте регламентируются следующие аспекты:
- основное предназначение, цели, задачи и полномочия;
- базовые направления деятельности полиции;
- организационные принципы работы этой системы;
- обязанности и права полицейских;
- перечисление мер принуждения;
- возможность и порядок использования специальных средств и физической силы;
- инструменты социальной и правовой защиты полицейских;
- организация и источники финансового и материально-технического обеспечения правоохранительных органов
В качестве основных принципов работы называются соблюдение законности и прав граждан, дополняемое объективностью и открытостью. Отдельной главой выделен контроль над полицией, включающий судебный, прокурорский и общественный надзор.
Новый ФЗ о полиции 2018 – запланированные изменения
Внесённый в Государственную Думу законопроект о необходимости изменений действующего ФЗ о полиции вызвал большой резонанс в обществе. В этом документе предлагалось значительно расширить полномочия полицейских в следующих направлениях:
- осмотр личных вещей и транспортных средств;
- проведение обысков;
- применение оружия;
- получение от общества презумпции доверия
В случае принятия обозначенных в новом законе изменений права простых граждан могут пострадать, а сами полицейские получить широкие полномочия для применения спецсредств и физической силы. Поэтому, по мнению правозащитников, такие положения станут признаком отхода законодательной системы от принципов правового государства.
Заключение
Сегодня действующий закон о полиции с изменениями полностью выполняет свои основные функции, которые могут быть перечислены следующим списком:
- защита правопорядка, интересов граждан, общественных организаций и общества в целом;
- применение мер принуждения в рамках действующего законодательства;
- взаимодействие с государственными и общественными структурами в целях раскрытия и предотвращения преступлений;
В настоящий момент большинство экспертов уверены в том, что в этой редакции на данном этапе этот законодательный акт полностью соответствует требованиям времени. Федеральный закон о полиции с изменениями не является окончательным документом и будет дорабатываться и в дальнейшем с учётом интересов общества и ситуации в стране.
Закон о полиции 2018
Закон о полиции, принятый российскими законодателями в 2011 году, как и предполагалось, с течением времени потребовал введения некоторых изменений. Это связано сразу с несколькими факторами, каждый из которых может считаться первостепенным. К ним можно отнести и определенную «недоработку» в некоторых статьях принятого закона, и изменения в экономической ситуации внутри страны, и еще многое другое.
Скачать закон о полиции с изменениями 2016 бесплатно можно
Существенное расширение прав полицейских.
Еще в начале лета прошлого года ряд депутатов, представляющих в Думе партию Единая Россия, внесла документ, предусматривающий ряд изменений в существующем законе о полиции. Поправки в закон были разработаны группой депутатов во главе с Александром Хинштейном, курирующим в Госдуме комитет по безопасности и противодействию коррупции. По его мнению, в процессе разработки поправок в закон были учтены не только предложения органов власти различных регионов страны и российских ветеранов МВД, но и пожелания всевозможных общественных организаций, а также рядовых россиян.
Следует отметить, что в большинстве статей закона, которых коснулись изменения, в которых описаны действия сотрудников полиции при ограничении прав и свобод российских граждан, слово «обязан» заменено на слово «должен», что говорит о значительном расширении прав представителей органов правопорядка. При этом нельзя не учесть, что у полицейских появятся и новые обязанности, среди которых можно выделить такие, как обязательное сообщение родственникам пострадавшего о том, куда именно он отправлен. Также серьезно расширен и круг лиц, которым имеет право позвонить гражданин в случае его задержания.
Закон о полиции с изменениями на 2016 год.
Значительно расширены права сотрудников полиции и в отношении применения оружия. Согласно поправкам в новом законе, полицейские имеют право открывать огонь на поражение без каких-либо предупреждений в случае необходимости предотвращения террористического акта, отражения вооруженного нападения на важные объекты и объекты органов государственной власти, а также освобождения заложников. Помимо этого, сотрудники полиции имеют возможность стрелять в женщин, чего раньше не допускалось.
Серьезно расширены права полицейских в части вторжения в частную жизнь граждан. Теперь представители органов правопорядка вправе досматривать самих граждан и их вещи не только при наличии проверенной информации о том, что у них наличествуют оружие или наркотики, но и в том случае, если у них есть основание это предполагать. Конечно, гарантировать, что все действия полицейских в подобных ситуациях будут правомерны, нельзя, но в условиях существующей ситуации, законодатели посчитали необходимым пойти на этот достаточно спорный шаг.
В случаях, когда жизни и здоровью граждан угрожает опасность, в целях спасения полицейские получили право на проникновение в жилые помещения и на территорию земельных участков в отсутствии их собственников.
Стоит заметить, что изменения в закон о полиции планировалось внести еще в 2014 году, по крайней мере, так утверждают законодатели, писавшие в него поправки. Заминка с их принятием произошла по причине того, что перед их утверждением на законодательном уровне потребовалось согласование с правительством страны, которое произошло годом позже.
Полиция представляет собой орган государственного управления. В прямые задачи данного госоргана входит:
- Обеспечение безопасности населения;
- Пресечение противоправных действий;
- Обезвреживание и содержание до суда лиц, подозреваемых в совершении преступлений;
- Защита государства от противозаконных действий недобросовестных граждан.
Как и работа любого другого органа госуправления, деятельность полиции требует строгой регламентации со стороны действительного законодательства Российской Федерации. Данную функцию выполняет Федеральный закон № 3. Но что представляет собой представленный нормативно-правовой документ? Каковы его основные положения? Что входит в регламент Федерального закона № 3? Когда в рассматриваемый документ были внесены последние существенные поправки? Поговорим об этом в статье. Также будет не лишним ознакомиться с последними правками
Читайте последние изменения в статье 23 закона о полиции в РФ
Общие сведения о законе
Был принят Государственной Думой на основании третьего чтения 28 января 2011 года. 2 февраля того же года состоялось собрание Совета Федерации, на основании которого рассматриваемый документ был одобрен. Президент Российской Федерации подписал ФЗ 3 о полиции 7 февраля 2011 года. С указанного выше момента новый закон о полиции в РФ вступил в официальную юридическую силу.
Федеральный закон номер 3 о полиции содержит 11 глав (56 статей):
- Начальные (общие положения) настоящего Федерального закона (ст. 1-4);
- Принципы работы и внутреннего устройства органов полиции (ст. 5-11);
- Определение обязанностей и полномочий работников полицейских подразделений (ст. 12-13);
- Особенности принудительных мер, применяемых полицией при исполнении обязанностей (ст. 14-17);
- Определение порядка применения оружия, специализированных средств или физической силы (ст. 18-24);
- Правовое положение полицейского сотрудника вне зависимости от звания (ст. 25-33);
- Понятие и особенности служебной дисциплины (ст. 34-41);
- Предоставление гарантированной социальной защиты сотрудникам полиции и их семьям (ст. 42-46);
- Вопросы финансирования (ст. 47-48);
- Надзор за деятельностью полиции и подконтрольных органов (ст. 49-53);
- Итоговые положения изучаемого Федерального закона (ст. 54-56).
Рассматриваемый нормативный акт регламентирует правовые и социальные отношения, возникающие в процессе службы в органах внутренних дел. Когда в России вступил в силу закон о полиции, появилась нормативная база для правового урегулирования внутренних процессов, происходящих в указанных органах. Последние изменения в изучаемый Федеральный закон вносились 29 июля 2017 года.
Правовое урегулирование по ФЗ 3
В соответствии с регламентом статьи 3 изучаемого нормативно-правового акта, правовую основу для Федерального закона о деятельности полиции составляют следующие документы:
- Конституция Российской Федерации;
- Международные законы о правах человека и гражданина;
- Международные соглашения и договоры, заключенные на территории Российской Федерации;
- Федеральный закон «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» № 342-ФЗ от 30.11.2011;
- Иные нормативно-правовые акты, предусмотренные текущим Федеральным законом о полиции.
При этом деятельность каждого из отдельных полицейских органов должна опираться на законодательные акты соответствующего субъекта Российской Федерации.
Последние поправки
Любой Федеральный закон, вступивший в официальную юридическую силу на территории современной Российской Федерации, регулярно претерпевает процесс обновления собственного регламента. В действующий нормативно-правовой акт вносится ряд актуализирующих поправок, что необходимо для поддержания легитимности данного документа в постоянно меняющейся экономической и социально-политической обстановке современной Российской Федерации.
Последние поправки в принятый в России закон о полиции внесены 29 июля 2017 года. В качестве изменяющего документа выступил Федеральный закон N 272-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» и статьи 12 и 13 Федерального закона «О полиции». Нормативами, указанными в статье 2 представленного выше правового акта, вносятся следующие изменения в ФЗ-3:
- Предоставляется новая редакция пункта 34 части 1 статьи 12, текст которого гласит, что полицейские сотрудники в числе прочего уполномочены направлять заявления в территориальные налоговые органы в рамках выяснения обстоятельств расследуемого дела;
- Пункт 28 части 1 статьи 13 дополняется следующими словами: «а также в проверках плательщиков и непосредственных страхователей по запросам налоговых органов, либо территориальных органов Фонда социального страхования, на территории Российской Федерации».
Указанные выше изменения актуальны на период ноября 2017 года.
Важные положения Федерального закона о полиции
При детальном изучении регламента Федерального закона № 3 особое внимание следует уделить представленным ниже статьям:
- Статья 11 - определяет нормативы использования научно-технических достижений в сфере полицейских расследований. В частности указывается, что использование новейших технических средств является прямой обязанностью рассматриваемых органов;
- Статья 18 - определяет полномочия полицейских сотрудников в отношении применения физической силы, а также оружия и спецсредств. Указывается, что полицейский обязан пройти соответствующую подготовку перед тем, как ему передадут табельное оружие. Сотрудник, применивший силу или оружие, но не имевший на это конституционного права, призывается к административной или уголовной ответственности - в зависимости от тяжести нанесённого им урона;
- Статья 19
- устанавливает порядок использования оружия, специальной техники и применения физической силы. В том числе устанавливается, что перед агрессивным действием против нарушителя, полицейский сотрудник обязан предупредить данного гражданина о собственных намерениях. Однако страж порядка уполномочен не выносить предупреждение, если:
- промедление грозит гибелью полицейского;
- могут пострадать граждане.
Если нарушитель в результате действий полицейского получил телесные повреждения средней или высокой тяжести, страж порядка обязан позаботиться о предоставлении ему квалифицированной медицинской помощи и о доставке раненного в медучреждение. В случае, если нарушитель скончался в результате действий полицейского, информация об этом должна быть направлена руководителю отделения в течение 24 часов.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О полиции
Глава 1. Общие положения
Статья 1 Полиция и ее назначение
1. Полиция является составной частью единой централизованной системы федерального
органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации
государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних
предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской
Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства (далее - граждане; лица), для
противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и
обеспечения общественной безопасности.
2. Полиция имеет право применять меры государственного принуждения, в том числе
физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие, в пределах, установленных федеральным законом.
3. Состав и структура полиции определяются Президентом Российской Федерации.
Статья 2. Основные направления деятельности полиции
1. Деятельность полиции осуществляется по следующим основным направлениям: 1) предупреждение преступлений и административных правонарушений; 2) выявление, пресечение и раскрытие преступлений, производство дознания по
уголовным делам;
3) розыск лиц и похищенного имущества;
4) пресечение административных правонарушений и производство по делам об
административных правонарушениях;
5) охрана общественного порядка;
6) обеспечение безопасности дорожного движения;
7) контроль за оборотом оружия;
8) контроль за частной детективной и охранной деятельностью; 9) охрана имущества и объектов по договорам;
10) государственная защита участников уголовного судопроизводства, судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов; 11) оказание помощи гражданам, федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, иным
самоуправления, общественным объединениям, а также организациям независимо от
2. Иные направления деятельности полиции определяются федеральными
конституционными законами и федеральными законами.
Статья 3 Правовая основа деятельности полиции
Правовую основу деятельности полиции составляют Конституция Российской
Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные
договоры Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий
Федеральный закон, другие федеральные законы, нормативные правовые акты
Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также
нормативные правовые акты федерального органа исполнительной власти в сфере
внутренних дел.
Статья 4 Организация деятельности полиции
1. Руководство деятельностью полиции осуществляют руководитель федерального
органа исполнительной власти в сфере внутренних дел и руководители территориальных
органов федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, которые
несут ответственность за надлежащее выполнение полицией возложенных на нее
обязанностей.
2. Полномочия руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере
внутренних дел по руководству деятельностью полиции определяются федеральными
конституционными законами, федеральными законами, положением о федеральном
органе исполнительной власти в сфере внутренних дел, утверждаемым Президентом
Российской Федерации, и иными нормативными правовыми актами Российской
Федерации.
3. Полномочия руководителей территориальных органов федерального органа
исполнительной власти в сфере внутренних дел по руководству деятельностью полиции
определяются законодательством Российской Федерации, типовыми положениями
(положениями) об этих органах и иными нормативными правовыми актами, издаваемыми
федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.
4. Состав территориальных органов федерального органа исполнительной власти в
сфере внутренних дел, а также порядок их создания, деятельности, реорганизации и
ликвидации определяются Президентом Российской Федерации по предложению
Удобный справочник «» станет прекрасным помощником для тех, кому по какой-либо причине требуется знать федеральный закон о полиции РФ, ведь теперь он всегда будет с собой на любимом гаджете с платформой Андроид.
Назначение
Приложение «» представлено виртуальной версией законодательного акта в полном объеме со всеми изображениями, схемами и таблицами.
Причем, в информации учтены все изменения и дополнения, которые были введены в действие на момент скачивания бесплатного приложения.
База приложения загружается при первом скачивании на мобильное устройство и остается в неизменном виде до обновления, так как программа не требует подключения к интернету и идеально работает в офлайн режиме.
Для скачивания и установки требуется интернет-соединение wi-fi.
Функционал
Среди привлекательных функций виртуального законодательства следует выделить следующие моменты:
1. Возможность настроить страницы под свои нужды, например, изменить цвет фона или шрифта, размер отображения текста.
2. Удобный виджет «Статья дня». Чтобы его установить на экран приложение необходимо загрузить именно в память телефона. А вот справочник (база) может находиться где угодно.
3. Удобная функция «История», благодаря которой в форме списка сохраняются все статьи, что просматривал пользователь. В последствие их очень легко открыть и прочитать снова.
4. Наиболее понравившиеся или часто необходимые тексты можно сохранить в разделе «Избранные». Они помечаются звездочкой и в последствии к ним открывается мгновенный доступ.
5. Списками «История» и «Избранное» очень легко управлять: их можно корректировать, очищать или частично удалять статьи.
Для Android – удобное приложение для тех, кто работает с законодательством полиции, следит за всеми изменениями.