Виды международно правовой ответственности подразделяются на

  • 10. Правопреемство в международных отношениях, его виды, особенности регламентации.
  • 11. Нормы международного права, понятие, особенности их создания. Виды норм. Значение норм «jus cogens». Принципы - основные и отраслевые.
  • Международный обычай
  • Акты международных конференций
  • Акты международных организаций
  • 13. Понятие принципов международного права, особенности их юридической природы, формы их закрепления.
  • 14. Суверенное равенство государств.
  • 15. Невмешательство во внутренние дела.
  • 16. Равноправие и самоопределение народов.
  • 17. Неприменение силы или угрозы силой.
  • 18. Мирное урегулирование споров.
  • 19. Нерушимость границ.
  • 20. Территориальная целостность государств.
  • 21. Уважение прав человека и основных свобод.
  • 22. Сотрудничество государств.
  • 23. Добросовестное выполнение международных обязательств.
  • 24. Понятие международно-правовой ответственности.
  • 25. Основания международно-правовой ответственности.
  • 26. Признаки международного правонарушения.
  • 27. Виды международных правонарушений.
  • 28. Отграничение правонарушений от смежных деяний.
  • 29. Обстоятельства, освобождающие от международно-правовой ответственности.
  • 30. Ответственность за правомерную деятельность.
  • 31. Виды и формы международно-правовой ответственности.
  • 33. Международное право и внутригосударственное право как взаимосогласованные и взаимодействующие правовые системы.
  • 34. Международное право как фактор совершенствования национального законодательства.
  • 35. Понятие и формы реализации норм международного права.
  • 36. Внутригосударственный организационно-правовой механизм реализации международного права.
  • 37. Международный Суд оон.
  • 38. Европейский Суд (Суд Европейского Союза).
  • 39. Европейский Суд по правам человека.
  • 47. Стороны в международном договоре.
  • 48. Заключение международных договоров.
  • 49. Опубликование и регистрация договоров.
  • 50. Действие договора во времени и пространстве.
  • 51. Договоры и третьи государства.
  • 52. Толкование договоров.
  • 53. Недействительность договоров.
  • 54. Прекращение и приостановление действия договоров.
  • 55. Органы внешних сношений.
  • 56. Дипломатические представительства: порядок создания, функции.
  • 57. Дипломатические привилегии и иммунитеты.
  • 58. Консульские учреждения: создание, состав, классы, функции, привилегии и иммунитеты.
  • 61. Виды международных организаций
  • 62. Юридическая природа международной организации
  • 63. Организация объединенных наций: Устав, цели и принципы, членство
  • 64. Система органов оон
  • 65. Специализированные учреждения оон
  • 66. Региональные международные организации (общая характеристика). Виды региональных организаций
  • 67. Совет Европы
  • 69. Понятие международного гуманитарного права
  • 71. Международные стандарты в области прав человека
  • 73. Международное гуманитарное право в условиях вооруженных конфликтов
  • 79. Правовая помощь по уголовным делам
  • 81. Международный организационно-правовой механизм сотрудничества в борьбе с преступностью
  • 85. Разоружение и ограничение вооружений
  • 86. Меры укрепления доверия, международный контроль
  • 88. Начало войны и его правовые последствия. Театр войны
  • 90. Запрещение или ограничение определенных средств и методов ведения войны
  • 91. Международно-правовая защита раненых, больных и военнопленных
  • 92. Правовой режим военной оккупации
  • 93. Защита гражданских объектов и культурных ценностей
  • 94. Окончание войны и его правовые последствия
  • 95. Классификация территорий (пространств) по их правовому режиму
  • 96. Государственная территория: понятия, правовая природа, составные части
  • 100. Правовой режим территориального моря
  • 101. Прилежащая зона
  • 102. Исключительная экономическая зона
  • 103. Правовой режим континентального шельфа
  • 105. Правовое регулирование международных полетов над территорией
  • 106. Правовое регулирование полетов в международном воздушном пространстве
  • 108. Правовой режим космического пространства и небесных тел
  • 109. Правовой режим космических объектов
  • 110. Правовой режим Арктики и Антарктики
  • 111. Охрана планетарной среды и космического пространства
  • 24. Понятие международно-правовой ответственности.

    Ответственность является необходимым юридическим средством обеспечения соблюдения норм международного пра­ва и восстановления нарушенных прав и отношений. Она вы­ступает в качестве особого инструмента регулирования между­народных отношений и гаранта функционирования междуна­родного права.

    Ответственность можно рассматривать как непременную обязанность, обусловленную неправомерным поведением. Как заявила в 1928 г. Постоянная палата международного правосу­дия (предшественница Международного Суда ООН), принци­пом международного права и, более того, общей правовой кон­цепцией является признание того, что любое нарушение взято­го на себя обязательства влечет за собой обязанность возмес­тить ущерб. Иначе говоря, это является непременным следст­вием несоблюдения договоров, в связи с чем нет необходимости оговаривать это в самом договоре.

    Из данного положения вытекает следующее: 1) обязанность нести ответственность за международные правонарушения есть общепризнанная норма обычного международного права; 2) в международном праве нет деления ответственности на дого­ворную и деликтную. Независимо от того, закреплено это в до­говоре или нет, любое его нарушение влечет за собой право требовать возмещения, с одной стороны, и обязанность отве­чать за свои действия - с другой.

    Нормы, касающиеся ответственности в международном праве, составляют особый международно-правовой институт. В основном это обычные нормы, а также нормы, рассредоточен­ные по отдельным договорам. Комиссия международного права ООН, занимающаяся подготовкой проекта статей об ответст­венности, подчеркнула, что вопрос об ответственности - один из тех, для которых кодификация может сыграть особо важную роль. При разработке проекта она разбила всю проблему на три части: "происхождение международной ответственности", "содержание, форма и степень международной ответственности", "урегулирование споров".

    Международно-правовая ответственность - обязанность субъекта международного права устранить, ликвидировать вред, причиненный им другому субъекту международного права в результате нарушения международно-правового обязатель­ства, или обязанность возместить ущерб в результате пра­вомерных действий, если это предусмотрено договором.

    Институт ответственности является общим, институтом международного права, его нормы призваны обес­печить охрану правопорядка во всех сферах межгосударствен­ных отношений.

    25. Основания международно-правовой ответственности.

    Ответственность наступает при наличии определенных ос­нований, понимаемых в двух значениях - на основе чего и за что возникает ответственность.

    Исходя из этого, различаются юридические и фактические основания ответственности. Между ними существует тесная связь. С одной стороны, если право не содержит обязанности определенных действий либо запрета, то не может идти речь о правонарушении и, следовательно, об ответственности. С дру­гой - если в поведении субъекта нет признаков правонаруше­ния, то постановка вопроса об ответственности также исключа­ется.

    Юридические основания. Это совокупность юридически обязательных международно-правовых актов, на основе кото­рых определенное поведение квалифицируется как междуна­родное правонарушение.

    Юридические основания ответственности могут содержаться в любых источниках международного права и иных актах, фик­сирующих обязательные для государства правила поведения.

    Ими являются договоры, обычаи, решения международных су­дов и арбитражей, обязательные акты международных органи­заций, некоторые акты международных конференций и сове­щаний, отдельные односторонние акты государств международ­но-правового характера.

    Договор и обычай содержат обязательные правила поведе­ния как традиционные источники международного права.

    Акты международных организаций могут являться юри­дическим основанием ответственности в виде резолюций, по­становлений, деклараций, если им придается обязательный ха­рактер. Таковы, например, правила процедуры, решения о бюд­жете и распределении взносов, о приеме в организацию и ис­ключении из нее, акты толкования общепризнанных норм ме­ждународного права, а также регламенты, правила, стандарты в рамках ряда специализированных учреждений ООН.

    Обязательства государств могут вытекать не только из нор­мативных актов, но и из актов применения права. Такими акта­ми являются, в частности, резолюции Совета Безопасности ООН по вопросам поддержания мира и безопасности, о применении принудительных мер, решения международных судов, арбит­ражей и трибуналов-Суд устанавливает факт правонаруше­ния, определяет виды и формы ответственности государства-нарушителя. При этом он не создает новые нормы, но в его решении содержатся определенные обязанности нарушителя и права потерпевшего государства индивидуального характера - для данных государств и для конкретных ситуаций.

    В отдельных случаях юридическим основанием междуна­родно-правовой ответственности-государства могут быть его односторонние акты, посредством которых оно принимает на себя международные обязательства и которые признаются дру­гими государствами (провозглашение свободы транзита через его территорию, установление определенной ширины террито­риальных вод, разрешение иностранным судам ловли рыбы в морской экономической зоне, использование ресурсов конти­нентального шельфа и т. д.). В таких случаях государство не вправе до завершения соответствующих действий других госу­дарств либо без предварительного уведомления прекращать одностороннее обязательство.

    Фактические основания ответственности. Как уже отме­чалось, фактическое основание есть то, за что наступает ответ­ственность. В силу этого необходимо четко установить элемен­ты международного правонарушения, которое и выступает в качестве фактического основания ответственности. Государство -- это единый социальный организм, все функ­ции которого осуществляются через систему государственных органов. Поэтому, решая вопрос о вменении поведения государ­ству, надо установить круг органов, за которые оно несет ответ­ственность. Статья 5 проекта статей формулирует общее пра­вило: "Поведение любого органа государства, имеющего такой статус согласно внутреннему праву этого государства, рассмат­ривается согласно международному праву и при условии, что в данном случае указанный орган действовал в качестве таково­го, как деяние этого государства". Следовательно, какая-либо инстанция должна иметь статус органа государства, определе­ние же системы таких органов относится к внутренней компе­тенции каждого государства.

    Последующие статьи проекта конкретизируют общее пра­вило и устанавливают, что не имеет значения, к какай власти принадлежит орган государства - учредительной, законода­тельной, исполнительной, судебной или иной, а также какой - международный или внутригосударственный - характер име­ют эти функции.

    Исходя из этих общих положений, можно отметить сле­дующие наиболее характерные случаи.

    Применительно к законодательству государства Постоян­ная палата международного правосудия в одном из судебных разбирательств отметила как само собой разумеющееся, что государство, принявшее определенное международное обяза­тельство, непременно должно внести в законодательство по­правки. Это означает, что оно навлекает на себя ответствен­ность как в случае издания противоречащих обязательствам законов, так и при отсутствии необходимых актов. Согласно ст. 27 Венской конвенции о праве международных договоров государство "не может ссылаться на положения своего внут­реннего права в качестве оправдания для невыполнения им до­говора".

    В равной мере государство несет ответственность за дей­ствия своих исполнительных органов, прежде всего правитель­ства. Это могут быть неправомерные решения либо действия должностных лиц, наносящие ущерб иностранной собственно­сти либо гражданам.

    Следует четко разграничивать случаи ответственности хо­зяйственных, политических, общественных и других организа­ций, не являющихся органами государства и не действующих от его имени. Международной практике известны случаи, когда суды пытались возлагать на государство ответственность за деятельность хозяйственных организаций.

    Государство не отвечает по обязательствам хозяйственных организаций, так же как последние не отвечают по обязатель­ствам государства.

    Принимаемое какой-либо судебной инстанцией решение является решением органа государства. Государство может упол­номочить судебные органы применять договоры. Однако если суды выносят решения в нарушение международных обяза­тельств или отказываются применить договор либо не могут сделать это в силу непринятия необходимых законодательных изменений, само государство становится ответственным за на­рушение договора. Международная практика знает примеры ответственности федеративных государств за действия властей субъектов федерации. В каждой конкретной ситуации все за­висит от статуса субъектов. И если они имеют определенные права в области внешних отношений, могут принимать на себя международные обязательства, то они, следовательно, несут ответственность за них.

    Следовательно, общая концепция такова: государство не­сет ответственность за действия всех своих органов, а также за действия отдельных официальных лиц, осуществляющих пре­рогативы государственной власти, и за непринятие необходи­мых мер против правонарушений находящихся под его юрис­дикцией лиц.

    Кроме того, по некоторым договорам на государство возла­гается ответственность за всю национальную деятельность - как органов государства, так и любых физических и юридиче­ских лиц. Такое правило устанавливают, например, ст. 6-7 Договора о принципах деятельности государств по исследова­нию и использованию космического пространства и небесных тел 1967 г., в соответствии с которыми государства-участники несут ответственность за ущерб, причиненный как государст­венными, так и частными космическими объектами.

    Решение вопроса о том, является ли конкретное деяние государства нарушением международных обязательств и фак­тическим основанием ответственности, зависит от наличия в нем необходимых признаков правонарушения.

    Особенностью современного международного права является то, что за невыполнение его распоряжений субъектами международного права для них наступает ответственность. Итак, можно утверждать, что ответственность субъектов международного права является необходимым условием и элементом признания их именно в качестве таких субъектов.

    Международно-правовая ответственность - это юридическая обязанность субъекта-правонарушителя ликвидировать последствия вреда, причиненного другому субъекту международного права неисполнением или ненадлежащим исполнением распоряжений международного права.

    Невыполнение или ненадлежащее выполнение международно-правовых предписаний оказывается в том, что государство-нарушительница своими действиями нарушила сложившийся международный правопорядок либо своими действиями причинила ущерб другому государству.

    Содержание правоотношений международно-правовой ответственности заключается в осуждении правонарушителя и в обязанности правонарушителя понести неблагоприятные последствия правонарушения. Субъектами международно-правовой ответственности могут быть только государства. Физические и самостоятельные юридические лица не несут такой ответственности за обычные правонарушения, поскольку в этих случаях ответственность является гражданско-правовой.

    Следует иметь в виду, что на практике поведение субъектов международного права выражается в действиях их органов и должностных лиц, выступающих именно в этой качества. Но государство за их действия отвечает в полном объеме и, в принципе, всем национальным достоянием. Итак, в сфере международно-правовой ответственности государство понимается как единое целое, независимо от того, каков его орган, должностное или другое уполномоченное лицо совершили действия, что квалифицируется как правонарушение. Причем действия должностных лиц влекут ответственность для государства независимо от того, действовали эти лица в пределах своих полномочий или вышли за эти пределы. Но если лицо действовало как частное, государство за ее действия ответственности не несет, хотя это лицо занимает определенную государственную должность, носит определенный титул или звание. Примером здесь может служить поведение лица, имеющего дипломатический ранг, что, находясь на отдыхе в третьем государстве, допустила оскорбительные высказывания в отношении главы этой государства. В этом случае она может отвечать только как частное лицо, за поведение которой ее государство ответственности не несет.

    Основаниями международно-правовой ответственности являются предусмотренные нормами международного права объективные и субъективные признаки. Различают следующие основания между-народно-правовой ответственности:

    Юридические;

    Фактические;

    Процессуальные.

    Под юридическими основаниями понимают международно-правовые обязательства субъектов международного публичного права, согласно которым то или иное деяние считается международным правонарушением. Следует учитывать, что при международном правонарушении нарушается не сама норма международного права, а обязательства субъектов следовать ее распоряжение, содержащее международное правило поведения. Поэтому перечень

    Источников юридических оснований ответственности является более широким, чем круг источников международного права. Юридическими основаниями ответственности являются:

    Международный договор;

    Международный порядок;

    Решения международных судов и арбитражей;

    Резолюции международных организаций (например, статьи 24 и 25 Устава ООН устанавливают юридическую ответственность для всех государств-членов ООН решений Совета Безопасности ООН)

    Односторонние международно-правовые обязательства государств, устанавливающие юридически обязательные правила поведения только для государства, взяла такие обязательства, (в форме нот, заявлений, деклараций и т.д.).

    Фактическим основанием международно-правовой ответственности является само международное правонарушения, то есть деяния (действие или бездействие) субъекта международного права (Его органов или должностных лиц), нарушающих международно-правовые обязательства.

    Во процессуальными основаниями международной ответственности понимают процедуру рассмотрения дел о правонарушениях и порядок привлечения виновных субъектов к ответственности. В одних случаях такой процессуальный порядок детально регламентирован и закреплен в международно-правовых актах, в других - его выбор оставлен на усмотрение органа, применяет меры ответственности.

    Международно-правовая ответственность является старейшим институтом международного права. Его нормы и принципы носят в основном характер международного порядка, хотя некоторые из них подтверждены в международных нормах.

    Несмотря на это, вопрос ответственности в международном праве еще не кодифицированы. Впервые вопрос об этом возник в 1930 году, когда под эгидой Лиги Наций была созвана международная конференция по вопросу ответственности государств, в случае причинения вреда личности или имуществу государства. Но ее итоги оказались безрезультатными, так как в ходе конференции между

    государствами возникли серьезные разногласия. В 1953 году была принята соответствующая резолюция Генеральной Ассамблеи ООН, на базе которой предполагалось разработать в рамках ООН многостороннее конвенцию об ответственности государств. Комиссия ООН по прогрессивного развития и кодификации международного права назначила по этому вопрос специального докладчика, что, однако, не выполнил своей миссии.

    Поэтому Комиссией был назначен другой специальный докладчик - итальянский профессор Р. Аго, который действовал более успешно. В течение 1969-1980 годов им было подано 8 докладов, которые позднее были положены Комиссией в основу части 1 Проекта статей об ответственности государств «Происхождение международной ответственности». С 1981 года комиссия работает над частями 2 и 3 проекта статей «Содержание, формы и объем международной ответственности »и« Осуществление международной ответственности и урегулирования споров ».

    Согласно принятым Комиссией в 1984 году в предварительном порядке статей:

    Всякое противоправное международное деяние государства влечет международно-правовую ответственность государства;

    Деяние государства может быть квалифицировано как международно-правовое только на основании международного права

    Нарушение государством международного обязательства налицо лишь в том случае, когда поведении или деяния этого государства не соответствуют тому, что вы МАГАТЭ от него указанное обязательство, вне зависимости от того, носит ли оно обычный или договорной характер.

    Кроме того, несомненным преимуществом проекта статей об ответственности государств встал установки двух видов ответственности государств:

    а) за правомерные действия - включающий долг от жалеть материальный ущерб, причиненный в результате действий, не нарушающих нормы международного права, причем только в том случае, если такое от

    возмещения предусматривается специальным международным договором (абсолютная ответственность);

    б) за неправомерные действия - включающий обязанность субъекта международного права ликвидировать ущерб, причиненный другому субъекту, в результате нарушения международно-правового обязательства. В плане кодификационных процессов в сфере международной ответственности государств представляет интерес другой важное направление в деятельности Комиссии международного права ООН - подготовка проекта Кодекса преступлений против мира и безопасности человечества, проводившейся с 1947 до 1954 лет и восстановилась в 1982 году.

    Международно-правовая ответственность признается одним из общепризнанных принципов международного права, т.е. практически выступает основой общего международного права и международного правопорядка. Упоминания о международной ответственность содержатся в ряде важнейших международных документов основного характера, в частности в Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений между государствами, от 24 октября 1970 года, где закрепляется, что агрессивная война является преступлением против мира, что влечет ответственность по международного права. Заключительный акт СБСЕ от 1 августа 1975 года также содержит положения, вспоминают о международной ответственности государств. Некоторые вопросы о ответственность государств получили свою кодификацию. Они были урегулированы соглашениями, чаще всего двусторонними или многосторонними на региональном уровне.

    Международно-правовая ответственность - это совокупность правовых отношений, возникающих в современном международном праве в связи с правонарушением, совершенным каким-либо государством или другим субъектом международного права, или в связи с ущербом, причиненным одним государством другим в результате правомерной деятельности. В одних случаях эти правоотношения могут касаться непосредственно только государства-правонарушителя и пострадавшего государства, в других - могут затрагивать права и интересы всего международного сообщества.

    В науке международного права под международно-правовой ответственностью понимают отрицательные юридические последствия, наступающие для субъекта международного права в результате нарушения им международного обязательства.

    Существует два вида международно-правовой ответственности: материальная и политическая. Виды ответственности как отражение специфики лишений, претерпеваемых государством-правонарушителем, появляются в формах, обусловленных этой спецификой.

    Материальная ответственность выражается в обязанности возместить материальный ущерб. К формам материальной ответственности - реституции, субституции и репарации.

    Реституция - вид материальной международно-правовой ответственности государства, совершившего акт агрессии или иное международно-противоправное деяние, заключающейся в обязанности данного государства устранить или уменьшить причиненный другому государству материальный ущерб путем восстановления прежнего состояния, в частности путем возврата имущества, разграбленного и незаконно вывезенного им с оккупированной его войсками территории другого государства.

    Субституция (от лат. substituo - ставлю вместо, передаю взамен) - разновидность реституции, представляющая собой замену неправомерно уничтоженного или поврежденного имущества, зданий, транспортных средств, художественных ценностей, личного имущества и т.п.

    Репарации (от лат. reparatio - восстановление) - полное или частичное возмещение материального ущерба, причиненного войной; выплачивается государству-победителю побежденной страной. выплата репарации может производиться в натуре, в виде денежной или другой материальной компенсации или одновременно реституции и компенсации убытков. Принципиально важное значение имеет материальная ответственность государства за развязывание им агрессивной войны, т.е. военные репарации.

    Политическая ответственность выражается в форме сатисфакций.

    Ординарная сатисфакция - это удовлетворение государством-правонарушителем правомерных нематериальных требований потерпевшего государства. Цель сатисфакции - восстановление нематериального ущерба, прежде всего причиненного чести и достоинству потерпевшего государства. Наиболее характерные формы - принесение извинений; выражение сожаления, сочувствия или соболезнования; дезавуирование действий официальных представителей; возложение обязанности материального возмещения на лиц, причастных к совершению международного правонарушения, или их уголовное или административное преследование; заверения в том, что подобные неправомерные акции не будут повторяться; издание специальных законов, направленных на обеспечение соблюдения международных обязательств, и т. п.


    Чрезвычайная сатисфакция представляет собой различного вида временные ограничения суверенитета и правоспособности государства, совершившего международное преступление. Ее целью является искоренение причин, породивших международное преступление, и создание гарантий от его повторения. В качестве чрезвычайных сатисфакций могут выступать: реорганизация отдельных элементов политической системы и упразднение общественных институтов, наличие которых способствовало совершению государством международного преступления; временная оккупация части или всей территории; международный контроль за использованием научного и промышленного потенциала; меры по демилитаризации промышленности, роспуску или сокращении вооруженных сил; обязанность не оснащать их в будущем определенными видами вооружений и не производить таковые.

    Также следует упомянуть такую форму политической ответственности, как ответные насильственные действия, осуществляемые пострадавшим субъектом, которые именуются репрессалиями. Репрессалии должны быть соразмерными тем действиям, которыми они вызваны.

    От индивидуальных репрессалий следует также отличать коллективные санкции, которые, согласно Уставу ООН, могут предприниматься только на основании решений Совета Безопасности в отношении государств, действия которых представляют собой угрозу миру или нарушение мира. Такие санкции могут выражаться в полном или частичном приостановлении экономических отношений, функционирования коммуникаций, в разрыве дипломатических отношений, а также в применении вооруженной силы.

    Осуществление группами государств коллективных санкций без разрешения Совета Безопасности является противоправным. Однако государства имеют право в случае агрессии на индивидуальную и коллективную самооборону, которая к понятию санкции не относится.

    ВСЕРОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ

    МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЙ ФАКУЛЬТЕТ

    КАФЕДРА ПУБЛИЧНОГО ПРАВА


    Курсовая работа по Международному праву


    Работу выполнил:

    Студент II курса МПФ д/о

    Анисимов Илья Игоревич

    Научный руководитель:


    Работа сдана на кафедру:

    2006 г.


    Работа проверена:

    2006 г.


    2006 год, Москва -


    Введение

    Глава 1. История возникновения института международно-правовой ответственности

    Глава 2.


    Заключение

    Список использованной литературы


    Введение

    Ответственность – это ключевое понятие международного права(МП) и права вообще. Для поддержания порядка и обеспечения справедливого правомерного разрешения споров в МП существует институт ответственности. Причем он обладает особой спецификой по сравнению с институтов ответственности внутригосударственного права.

    На протяжении всей истории развития права человечество постоянно сталкивалось с проблемами, которые первоначально разрешались грубыми насильственными способами с использования силы и оружия. Развитие МП привело в конечном итоге к тому, что появился специальный механизм, с помощью которого представлялось возможным восстанавливать справедливость без использования вооруженных методов. По мере того, как столкновение интересов между государствами стало проявиться в наибольшей степени, в МП начал формироваться особый институт, предназначение которого состоит в правомерном привлечении к принуждению субъекта МП, которым был причинен вред.

    Рассматриваемая мною тема является весьма актуальной на сегодняшний день, так как именно этот институт является средством, сдерживающим войну, хаос и восстанавливающим справедливость в международных отношениях.

    Целью исследования является анализ института международно-правовой ответственности с исторической и теоретической точек зрения. В соответствии с вышеизложенными целями рассмотрению подлежат следующие вопросы: эволюция института международно-правовой ответственности и причины его возникновения, отношение к нему субъектов МП и его значение в современных международных отношениях, историческое развитие источников и проблемы кодификации норм об ответственности, споры в отношении терминологии и характеристика института, состав международного правонарушения как основание применения, различия материальных и нематериальных видом ответственности, а также формы ответственности.

    Глава I. История возникновения института международно-правовой ответственности


    Первая попытка разработать института международной ответственности была сделана во второй половине 19 века немецким юристом А.Г. Геффтером, который перенес гражданско-правовую ответственность из деликта и договора в международно-правовую сферу.

    На рубеже 19-20 веков начинают появляться первые конвенции, закрепляющие ответственность государств за неправомерные действия.

    Согласно конвенции 1907 года «О соблюдении законов и обычаев сухопутной войны», государство, нарушившее нормы данной конвенции, привлекается к материальной ответственности и обязано выплатить компенсацию.

    На межамериканских конференциях 1889-1890 и 1902 годов был принята конвенция, касающихся прав иностранных граждан. В этой конвенции закреплялись два важных принципа:

    Государство несет ответственность за ущерб, причиненный личности или имуществу иностранца, если ущерб явился результатом нарушения обязательства органом государства;

    Дипломатическая защита со стороны отечественного государства пострадавшего лица может иметь место лишь после исчерпания местных средств правовой защиты заинтересованным лицом.

    В начале 20 века человечество достигает высокого уровня развития, что проявилось, в частности, в интернационализации жизни общества. Возникли широкие общественный движения, требовавшие коренных изменений в механизм управления международными отношениями. Они сыграли большие значение в создании Лиги Наций после окончания Первой мировой войны в 1919 году. Так была создана первая политическая организация, призванная следить за порядком в мире. В статуте – документе, принятом на заседании Лиги Наций – говорилось об установлении господства справедливости и добросовестности соблюдения всех налагаемых договорами обязательств во взаимных отношениях организованных народов. Кроме того, была учреждена постоянная Палата международного правосудия, которая являлась первым постоянно действующим международным судом. Но все же у Статута Лиги Наций был очень весомый недостаток, так как не было запрещено применение силы. Отсутствие этого пункта в документе подверглось большой критике. В результате чего в 1924 году Лига Наций принимает протокол «О мирном разрешении споров», в котором агрессивная война признавалась международным преступлением, и давалось определение агрессии. Но этот протокол так и не вступил в силу.

    Лига Наций обладала значительными возможностями для координации усилий государств по обеспечению мира и порядка. Но вскоре националистические отношения дали о себе знать, когда Германия и Япония начали совершать акты агрессии. При этом бездействие Англии, Франции и США привело к оккупации Чехословакии. СССР вообще был исключен из Лиги Наций из-за войны с Финляндией.

    На московской конференции министров иностранных дел СССР, США и Великобритания в 1943 году была принята Декларация «Об ответственность гитлеровцев за совершенные зверства». Этот документ считается одними из первых значимых международно-правовых актов, касающийся ответственности.

    В 1946 году был вынесен Приговор международного военного Нюрнбергского трибунала, который впоследствии получил признание в ООН. Так в Уставе ООН был создан прецедент привлечения государства, совершившего международное преступление, к международно-правовой ответственности. В Уставе ООН был заложен принцип сотрудничества. Устав предписывал отказ от доминирующей на протяжении веков концепции господства силы и замену ее концепцией мирного разрешения споров.

    В 1949 году на первой же сессии Комиссия международного права начала заниматься рассмотрением вопросов, связанным с международной ответственностью. Тем самым было положено начало нового этапа в формировании норм об ответственности.

    В 1953 году Генеральная Ассамблея ООН поручила Комиссии международного права приступить к кодификации документов, регулирующих ответственность государств. На протяжении почти 48 лет комиссия работала над проектом статей об ответственности государств. В 2001 году Международная комиссия ООН завершила обсуждение проекта статей. В основе обсуждения лежали два важных вопроса: серьезные нарушения обязательств перед международным сообществом в целом и урегулирование споров. Механизм урегулирования споров включил в себя такие традиционные средства, как переговоры, добрые услуги и посредничество, примирение. После замечаний и предложений ряда государств, Проект Статей «Об ответственности государств» был одобрен ГА ООН. В настоящее время этом документ является единственным актом об ответственности государств, положения которого являются кодифицированными и систематизированными. Сразу после вступления в силу документа об ответственности государств ГА ООН поручила Комиссии международного права заняться разработкой аналогичного документа для международных организаций.

    Несмотря на то, что ст. 57 текста Статей запрещает применение его положений к международным организациям, существует ряд общих норм, которые распространяют свое действие на всех субъектов МП.

    Подытоживая вышесказанное, можно сделать вывод, что институт международно-правовой ответственности начал формироваться в конце 19 века, что главным толчком в его развитии стала деятельность таких международных организации, как Лига Наций и ООН и что этот институт нашел свое отражение только в одном источнике, положения которого подвергались систематизации на протяжении почти 48 лет, «Текст статей об ответственности государств за международно-противоправные деяния 2001 года».


    Глава 2. Теоретические аспекты института международно-правовой ответственности

    § 1. Понятие и общая характеристика института международно-правовой ответственности


    Разные правовые школы по-разному понимают институт международно-правовой ответственности. Например, немецкая правовая школа в 18 веке считала, что ответственность связана с суверенитетом государства. При этом государство выступает единственный судьей своего суверенитета и поэтому обязанность возместить причиненный вред другому государству зависит только от воли государства. Однако, в действительности, эта теория была несправедливой, так как нарушение норм МП нельзя оправдывать ссылкой на суверенитет государств, поэтому эта теория не получила мирового признания и была вынуждена уступить место другими теориям.

    В 1880 году Гефтер А.Г. занимался разработкой международного процессуального права, выделяя мирные процедуры разрешения споров, противопоставляя им право войны.

    В 1909 году Казанский П.Е. рассматривал войну как вид международного процесса, но не исключал при этом мирное разрешение споров.

    Существует множество определений ответственности. Рассмотрим некоторые из них.

    Международно-правовая ответственность это совокупность правовых отношений, возникающих в современном МП в связи с правонарушением, совершенным государством либо другим субъектом МП или связи с ущербом, причиненным одним государством другому в результате неправомерных деяний.

    Международно-правовая ответственность – отрицательные юридические последствия, наступающие для субъектов МП в результате нарушения ими международного обязательства.

    Международно-правовая ответственность включает в себя следующие признаки :

    а)наступает за совершенные международные правонарушения;

    б)направлена на обеспечение и поддержание международного правопорядка;

    в)связана с определением отрицательных последствий для правонарушителя;

    г) реализуется в особой процедуре.

    В правовой литературе в целом преобладает понимание международной ответственности государства как правоотношение, возникающее в связи с совершением международного правонарушения.

    Некоторые ученые считают право международной ответственности отраслью права, которая тесно связана с такими отраслями, как гуманитарное право, право международной безопасности, право международных договоров. Лукашук И.И. считает Право международной ответственности – это отрасль международного права принципы и нормы, которой определяют для субъектов МП юридические последствия международно-противоправного деяния, а также причинения ущерба в результате деятельности, не запрещенной МП .

    Можно выделить два вида ответственности. Ответственность за противоправные деяния, то есть когда нарушается конкретная норма МП и ответственность за правомерное деяние, которое привело в причинению вреда.

    Следовательно, всякое международно-противоправное деяние субъекта МП влечет за собой международно-правовую ответственность об этом сказано в статье 1:

    «Каждое международно-противоправное деяние государства влечет за собой международную ответственность этого государства» , причем это деяние может включать одно или несколько действии или бездействий. Кроме того, субъект МП может нести ответственность не только за совершенное им противоправное деяние, но и за деяние другого субъекта МП, например, в случае, если деяние было совершено под его руководством или контролем .

    Противоправное поведение субъектов может выражаться как в действии, так и бездействии. Например, в деле о проливе Корфу Международный суд ООН усмотрел достаточные основания для ответственности Албании, поскольку она знала или должна была знать о наличии мин в ее территориальных водах, но не уведомила об этом Великобританию . В результате чего два английских миноносца получили повреждения.

    В настоящее время принцип ответственности субъекта за международные правонарушения является общепризнанным и носит императивный характер. Как полагает Лукашук И.И., этот принцип составляет основу самостоятельной отрасли – права международной ответственности . По мнению профессора Бекяшева, эта отрасль международного публичного права находится пока на стадии формирования, так как «Проект статей ответственности государств за международно-противоправные деяния» не получил статуса международного договора. Нормы об ответственности других субъектов МП еще не кодифицированы.

    На основании вышеизложенного по мнению автора международно-правовую ответственность можно определить как реализацию в рамках международных охранительных правоотношений, порожденных международным правонарушением или нарушением чьего-либо права, обязательства государства-правонарушителя восстановить международный правопорядок и понести определенные ограничения материального и нематериального характера, связанные прямо или косвенно с принуждением, а также права потерпевшего субъекта других публичных образовании применять эти ограничения с целью обеспечения соблюдения норм МП.

    С точки зрения последствии эти правоотношения могут выражаться в восстановлении нарушенного права, в возмещении материального вреда, в принятии каких-либо санкции и других мер коллективного или индивидуального характера к государству, нарушившему международные обязательства, а в случае наступления неблагоприятных последствии при правомерной деятельности - в обязанности произвести соответствующую компенсацию.


    § 2. Основания ответственности в международном праве


    Ответственность в МП наступает при наличии определенных оснований, закрепленных правом. Основаниями её наступления являются совершение международного правонарушения либо приучение ущерба в результате незапрещенной международно-правовой деятельности.

    Глава 3 Статей об ответственности государств посвящена нарушению международных обязательств.


    «Наличие нарушения международного обязательства .

    Нарушение государством международно-правового обязательства имеет место в том случае, когда деяние данного государства не соответствует тому, что требовало от него указанное обязательство, от его происхождения или характера» .


    Кроме этого, обязательство может возникать на основании обычных или договорных норм, из решении международной организации, международного суда или одностороннего акта субъекта МП.

    Последствия правонарушении зависят от уровня общественной опасности и причиненного вреда, то есть чем серьезней правонарушение, тем тяжелее последствия.

    В теории МП выделяется два вида правонарушения на основании временного критерия: преступления, которые не носят длящийся характер , то есть нарушение МП имеет место в момент совершения противоправного деяния; и преступления длящиеся , которые постоянно находятся в процессе совершения, то есть не являются оконченными . Примером длящегося преступления является, например, противоправная оккупация государства без получения на это санкции ООН.

    Для определения того, имело ли место преступление, необходимо учитывать наличие состава преступления, под которым понимается совокупность характеризующих его признаков. Состав включает в себя как объективные, так и субъективные признаки. Элементами состава правонарушения являются : деяние; субъект, объект, вред и причинно-следственная связь.

    Рассмотрим первый элемент состава правонарушения в МП. Правонарушения может быть совершено как активными действиями, так и пассивными , заключающимися в воздержании от должного поведения, то есть в виде бездействия. При этом основание того, чтобы этот элемент состава был учтен, является то, чтобы деяние (действие или бездействие) было противоправным, то есть было запрещено нормами МП под угрозой наказания. Этому вопросу посвящена следующая статья резолюции об ответственности:

    Наличие нарушения международно-противоправного обязательства.

    Нарушение государством международно-правового обязательства имеет место, когда деяние данного государства не соответствует тому, что требует от него данное обязательство, независимо от его происхождения или характера.

    Второй элемент состава правонарушения – субъект . Субъектами, которые несут ответственность за совершенные международно-правовые правонарушения, могут выступать только субъекты международного публичного права, то есть, прежде всего, государства и международные организации. При этом следует отметить, что Статьи об ответственности государств не регулируют порядок привлечения к ответственности международные организации, а также государства за действия международных организациях .

    Третьим элементом состава выступает объект , то есть то благо, на которое осуществляется противоправное посягательство. Объектом в МП могут выступать как материальные, например, имущество, так и нематериальные блага, например, мир и безопасность, честь, достоинство, неприкосновенность дипломатических и консульских представительств.

    Вред является следующим необходимым признаком состава. Вред- ущерб причиненный законным интересам потерпевших от правонарушения государств, который является весовым основанием наложения санкции. Ущерб бывает двух видов: материальный ущерб, который заключается в имущественных потерях, включая упущенную выгоду; и нематериальный ущерб, например, ограничении государственно суверенитета или падение престижа государства. При этом материальный ущерб делится на положительный ущерб, то есть вред, причиненный имуществу, и упущенную выгоду, то есть вред, причиненный вследствие невозможности извлечения дохода.

    Последним элементом состава является причинно-следственная связь между совещенным противоправным деянием и теми неблагоприятными последствиями, которые понесла потерпевшая сторона. Согласно п. 2 статьи 31 «Статей об ответственности государств» обязанность предоставить полное возмещение возникает лишь в случае вреда, «причиненного международно-противоправным деянием». Это значит, что подлежит возмещению лишь вред, являвшийся результатом противоправного деяния и относящийся к нему, а не иные другие последствия, связанные с противоправным деянием. Иногда причинно-следственную связь трудно определить, что обуславливается наличием различных факторов. Например, вред двум английским кораблям в проливе Корфу был причинен не только из-за того, что Албания не уведомила о наличии подводным мин, но также вследствие того, что они были там раннее установлены третьим государством, следовательно, к ответственности привлекается не только Албания, но и третье государство, установившее подводные мины.

    Подытоживая вышесказанное, отметим, что основанием привлечения к международно-правой ответственности является нарушение обязательств, закрепленных нормами МП, и наличие состав правонарушения, который включает в себя деяние, субъект, объект, вред и причинно-следственная связь между совершенным общественно-опасным противоправным деянием и неблагоприятными последствиями.


    § 3. Виды и формы международно-правовой ответственности

    Международно-правовая ответственность выражается в определенных видах и формах. Говоря об ответственности стоит отметить, что международно-правовая ответственность отличается от ответственности национальной. В национальном праве не выделяется политической ответственности , кроме того, отсутствуют таких форм ответственности, как сатисфакция, репарация и т.д.

    В международно-правовой литературе различно трактуются формы международной ответственности и соответствующая терминология. Так, профессор Броунли подчеркнул, что "терминология, связанная с данным вопросом, находится в хаотическом состоянии – факт, который частично отражает различия во взглядах по существу вопроса" . Однако при обобщении мнений обнаруживается, что большинство авторов традиционно относят к формам нематериальной ответственности ресторации, сатисфакции и санкции , а к формам материальной ответственности – реституции, субституции и репарации;

    По характеру международная ответственность бывает двух видов :

    -Материальная ответственность . Наступает в случае нарушения государством своих международных обязательств, связанных с применением материального ущерба. Она может быть выражена в форме репарации, реституции и субституции

    -Нематериальная ответственность . Как правило, сопровождается применением принудительных мер в отношении государства-правонарушителя и сочетается с материальной ответственностью. Наиболее распространенной формой политической ответственности являются реторсии, репрессалии, сатисфакция, ресторация, приостановление членства или исключение из международной организации, подавление агрессора силой, которые реализуются посредством применения санкции

    В теории МП нематериальная ответственность бывает трех видов : моральная, политическая, морально-политическая . Существует такая точка зрения, что моральной ответственности не бывает, а нематериальная ответственность представлена только политической ответственность, так как термин «моральный» подразумевает под собой неправовое основание, а ответственность в МП может наступает только на основании права, а не морали.

    Этому вопросу посвящена статья 31 «Статей об ответственности государств»:

    « Статья 31. Возмещение.

    1. Несущее ответственность государство обязано предоставить полное возмещение за вред, причиненный международно-противоправным деянием. 2. Вред включает любой ущерб как материальный, так и моральный, причиненный международно-противоправным деянием государства».

    Деление ответственности на материальную и нематериальную в принципе условно, но необходимо для практического осуществления.

    Формам возмещения посвящена следующая статья:

    «Статья 34. Формы возмещения.

    Полное возмещение за вред, причиненный международно-противоправным деянием, осуществляется в форме реституции, компенсации, либо отдельно либо в сочетании, в соответствии с положениями настоящей главы».


    Поддерживая точку зрения тех ученых, которые относят санкцию к форме нематериальной ответственности, перейдем к рассмотрению форм нематериальной ответственности.

    Санкция - мера принуждения, которая применяется к государству, нарушившему международные обязательства. Эта форма ответственности может быть применена как государствами, так и международными организациями. Объем и вид санкции зависит от степени общественной опасности и объёма причиненного вреда.

    Например, к государству-агрессору могут быть применены следующие меры:

    Временное ограничение суверенитета;

    Отторжение части территории;

    Послевоенная оккупация;

    Полная или частичная демилитаризация всей или части территории;

    Запрет иметь то или иное вооружение

    Экономическая блокада;

    Приостановление экономических, дипломатических, транспортных и иных отношений;

    Санкции за посягательство на международный мир и безопасность предусмотрены статьями 39, 41 и 42 Устава ООН, а также уставами некоторых региональных политических организации. Почти все виды вышеперечисленных санкции были применены к Германии, Италии и Японии после окончания Второй мировой войны. В 1945 года союзные державы взяли на себя функции верховной власти, осуществляли разоружение и демилитаризацию Германии, ликвидировали нацистские организации. При этом следует отметить, что санкция как форма ответственности может быть применена за наиболее тяжкие международно-правовые преступления. Например, в 90-х года 20 века были введены санкции в отношении Ирака после разгрома его вооруженных сил: Ирак был обязан отвести свои войска с территории Кувейта; ему запрещалось иметь ракетное или химическое оружие .

    Реторсия – принудительные действия одного государства в отношении другого. Цель этой формы ответственности состоит в восстановлении нарушенного права. Виды реторсий :

    Отзыв посла из государства;

    Выдворение из страны такого же числе дипломатов, которое было выдворено ранее из другой страны;

    Запрещение въезда в страну;

    Например, в 1995 году Литва отозвала своего посла из Латвии в знак протеста против соглашения о разведке нефтяных месторождений, подписанного Латвией с рядом западных компаний. Однако, по мнению Литвы, территория, на которой будет производиться разведка, является спорной и намеченные работы могут нанести ущерб суверенитету и интересам этого государства.

    Репрессалии – это принудительные действия одного государства в отношении другого. Репрессалии применяются в ответ на неправоверные действия другого государства с целью восстановления нарушенного права. При этом восстановление должно быть равным тому объему вреда, который был причинен. Виды репрессалий :

    Разрыв дипломатических отношений;

    Запрет на вывоз товаров и услуг с территории государства-нарушителя;

    Например, в 1994 году президент США подписал билль «Об ужесточении санкции против Кубы» в ответ на атаку кубинскими военными истребителями гражданских самолетов эмиграционной организации, в результате которой погибли 4 летчика. Кроме этого, были приостановленные чартерные авиарейсы между США и Кубой, введены новые барьеры для кубинских дипломатов, отказ иметь дело с иностранными компаниями, занимающимися бизнесом на Кубе. При этом репрессалии должны быть прекращены в случае получения удовлетворения от противоположной стороны. В настоящее время МП запрещает применять вооруженные репрессалии в качестве средства разрешения споров, но, тем не менее, это не исключает на основании статьи 51 Устава ООН на самооборону от агрессии.

    Сатисфакция - предоставление государством, нарушившим международные обязательства, удовлетворения государству, за ущерб который был причинен его чести и достоинству. Виды сатисфакций :

    Официальное принесение извинений;

    Выражение сожаления или сочувствия;

    Заверение в том, что подобные неправомерные действия не будут иметь место в будущем;

    Например, в октябре 1994 года на восточном вокзале Варшавы российские граждане подверглись ограблению рэкетирами, а полиция в ответ на жалобы избила ограбленных и травила их газом. Во время визита в Москву министр внутренних дел Польши принес официальное извинение.

    Но сатисфакция может иметь место только в том случае, если реституцией или компенсацией невозможно обеспечить полного возмещения.

    Сатисфакция является средством возмещения вреда, не подающегося финансовой оценке. Сатисфакция не должна носить карательный характер и предусматривать штрафные санкции, причем формы сатисфакции не должны принимать унизительный характер.

    Ресторация – восстановление первоначального состояниями какого-либо материального объекта. Например, восстановление качества и чистоты воды, загрязненной по его вине.

    Особые формы ответственности приостановление прав и привилегий в международной организации, лишение права голоса, права представительства вплоть до исключения из международной организации. Например, за агрессию против Финляндии вопреки существовавшему международному договору между СССР и Финляндией «О ненападении» от 21 января 1932 года СССР был исключен из Лиги Наций в 1940 году.


    К материальному виду ответственности относятся следующие формы:

    Репарация это возмещение материального ущерба в денежном выражении, товарами или услугами. Сумма репарации как правило значительно меньше объема ущерба, причиненного войной. Например, по решению Крымской конференции 1945 года репарация с Германии составила всего 20 млрд. долларов, что даже несопоставимо с нанесенном Советскому Союзу ущербу в целом. По решению Международного суда ООН правительство США в 1996 году выплатило Ирану компенсацию в размере 131 млн. долларов за сбитый американскими войсками пассажирский самолет.

    Реституция – восстановление положения, которое существовало до противоправного деяния. Одной из форм реституции является возврат в натуре имущества, неправомерно изъятого и вывезенного воюющим государством с территории противника. Объектом реституции может быть также неправомерно изъятое имущество в мирное время или же отмена какого-либо правового акта. В судебной практике распространен термин «юридическая реституция». Этот вид реституции предполагает изменение юридической ситуации. Такие случаи включают в себя:

    Отзыв, отмену или изменение законодательного положения, принятого при нарушении норм МП;

    Пересмотр судебной неправомерной меры, принятой в отношении какого-либо лица или имущества;

    В некоторых случаях может применяться как материальная, так и юридическая реституция. Например, постоянная палата Третейского суда ООН в 1993 году постановила, что Чехословакия обязана Венгерскому университету требуемое им недвижимое имущество без какой либо переуступки, принудительного управления и в том состоянии, в котором оно было до принятия данных мер.

    Субституция – разновидность реституции, она представляет собой замену неправомерно уничтоженного или поврежденного имущества.

    Компенсация как форма материальной ответственности назначается за ущерб причиненный государством, так как такой ущерб не возмещается реституцией. Такой ущерб включает в себя любой исчисляемый в финансовом отношении ущерб, включая упущенную выгоду. Это наиболее распространенный вид санкции. Компенсация, как правило, предполагает денежную выплату. Например, в деле о судне «Сайга» Сент-Винсент и Гренадины потребовали компенсацию от Гвинея после противоправного ареста и задержания зарегистрированного на Сент-Винсенте и Гренадинах судна «Сайга» и его команды. Международный трибунал ООН по морскому праву присудил компенсацию в размере 2 123 357 долларов США с учетом процентов .

    Резюмируя изложенное, следует отметить, что существует два вида ответственности: материальная и нематериальная. К материальной ответственности относятся репарация, реституция, субституция и компенсация. К нематериальной ответственности относятся санкция, реторсия, репрессалия, сатисфакция, ресторация и такие особые формы ответственности, как приостановление прав и привилегий в международной организации, лишение права голоса, права представительства вплоть до исключения из международной организации.

    Заключение

    Институт международно-правовой правовой ответственности начал формироваться еще до нашей эры, когда появились первые государства, которые заключали различные договоры и соглашения, закрепляя права и обязанности, невыполнение которых приводило к наложению санкции на правонарушителя. Но, тем не менее, единого механизма поддержания порядка и восстановления нарушенного права не было. Такой механизм начинает формироваться в 20 веке, когда государства начали задуматься о необходимости создания специальных органов и соответствующей нормативно-правовой базы, устанавливающей ответственность для субъектов МП. Когда сформировался институт ответственности в МП сказать однозначно нельзя. По мнению автора, наиболее существенные шаги к его формированию начались после окончания Первой мировой войны и создания Лиги Наций. Но говорить о том, что до Лиги Наций не было никаких документов, устанавливающих ответственность, тоже нельзя. Таких документов было множество, но они заключались, как правило, между двумя или несколькими государствами, поэтому их действие не могло распространяться на все мировое сообщество. Вероятно, можно было бы говорить об окончательном формировании этого института в 1924 году, когда Лига Наций приняла протокол «О мирном разрешении споров», но этот документ так и не вступил в силу. Поэтому Вторая мировая война с юридической точки зрения была неизбежна и неминуема, так как не было сдерживающей нормативной базы и силы международной организации. Лишь в 1945 году после создания ООН и принятия Устава ООН, закрепляющего принцип мирного разрешения споров, можно говорить от завершении формирования института ответственности. С момента создания ООН началась активная нормотворческая и кодификационная деятельность, которая привела к тому, что в 2001 году был принят «Акт статей об ответственности государств за международно-противоправные деяния», кроме того, началась кодификация норм от ответственности международных организации.

    Проблемы международно-правовой ответственности специфичны, многогранны и довольно сложны. Развитие и кодификация норм и принципов ответственности в международном праве требуют анализа и согласованности многих вопросов, каждый из которых должен быть рассмотрен и учтен с тем, чтобы правильно отразить те изменения, которые произошли до настоящего времени в области международного права.

    В задачу международного права входит не только установление правил поведения государств в той или иной области их международной деятельности, но и выработка норм и принципов, гарантирующих соблюдение этих правил. На практике одним из важнейших международно-правовых инструментов является принцип международной ответственности государств и других субъектов международного права за нарушение их международных обязательств, а также за вредные последствия при правомерной деятельности в отдельных сферах

    межгосударственного сотрудничества.

    Развитие международного права представляет собой взаимосвязанный

    процесс установления и усовершенствования как правил поведения государств, так и норм и принципов, обеспечивающих их соблюдение, в том числе и правил международной ответственности. Однако в данный момент в разработке норм и принципов международной ответственности в международном праве существует пробел. Несмотря на возрастающую необходимость нормы и принципы международно-правовой ответственности международных организации так и не кодифицированы, хотя работа над этим ведется Комиссией международного права ООН.

    Таким образом, задачей современного международного права является заполнение данного пробела в праве. Кодификация и развитие норм и принципов международно-правовой ответственности может послужить важным условием в дальнейшем развитии международного права в целом, поскольку от правильного решения вопросов кодификации норм и принципов международно-правовой ответственности зависит, какое влияние эти нормы и принципы будут оказывать на мировое сообщество.


    Список использованной литературы:

    Нормативно-правовые акты:


    -Резолюция ГА ОН 56/83 «Ответственность государств за международно-противоправные деяния»/

    www.daccessdds.un.org/doc/UNDOC/GEN/N01/477/99/PDF/N0147799.pdf?OpenElement /


    Научная и учебная литература, научные статьи и периодическая печать:

    -Броунли Я. Международное право. М., 1977.

    -Лукашук И.И. Право международной ответственности, М., 2004.

    -Бекяшев К.А. Международное право М., 2005.

    -Колосов Ю.М. Международное право, М., 2000.

    -Ежедневник Комиссии международного права, 1984, том 2, часть 2.

    -Ушаков Н.А. Основания международной ответственности государств. М., Международные отношения, 1983.


    Официальные сайты в сети Интернет:

    Www.daccessdds.un.org


    Колосов Ю.М. Международное право, М., 2000., С. 290

    Указанный документ статья 57

    Бекяшев К.А. Международное публичное право, М., 2005 С. 196

    Броунли Я. Международное право, М., 1977 С. 144

    Бекяшев К.А. Международное публичное право, М., 2005 С. 195

    Указанное сочинение С. 196

    Указанное сочинение С. 197

    Указанное сочинение С. 198

    Указанное сочинение С. 198

    Указанное сочинение С. 199

    и мирное урегулирование международных споров

    То и другое можно рассматривать в качестве институтов международного права, но мы выделяем их как особо значимые в учебных целях.

    В системе международного права для обеспечения соблюдения субъектами его норм в принципе отсутствуют аппарат принуждения и правоприменительные органы по аналогии с системами внутригосударственного права. Вместе с тем ответственность за несоблюдение международного права возникает, но она имеет свои особенности.

    Институт международно-правовой ответственности в основном функционирует на базе норм обычного права с учетом прецеден­тов. Кодификацией норм международно-правовой ответственнос­ти с 1956 г. занимается Комиссия международного права ООН, подготавливающая соответствующий проект статей.

    Известно два вида ответственности - политическая и матери альная.

    Политическая ответственность возникает в результате нару­шения субъектом нормы международного права. Правонарушение именуется деликтом. Особо опасные деликты (например, агрессия) считаются международными преступлениями. Если в результате деликта или преступления нанесен и имущественный ущерб, то возникает в дополнение к политической материальная ответствен­ность.

    Материальная ответственность может возникать безотноси­тельно к правонарушению, т.е. как результат правомерной деятель­ности по использованию источников повышенной опасности (ядер­ная энергия, космическая техника и др.). Такая ответственность именуется абсолютной, или объективной, т.е. не связанной с виной причинителя ущерба. Этот вид материальной ответственности воз­никает только на основании соответствующих конвенций.

    Политическая ответственность реализуется в форме сатисфак­ ции, репрессалии и санкции.

    Сатисфакция - это принесение извинений, заверение в отно­шении пострадавшей стороны в недопущении повторения правона­рушения, выражение сожаления в связи со случившимся, наказа­ние конкретных виновников деликта, иные формы морального удовлетворения.

    Репрессалии - это ответные насильственные действия в связи с умышленным деликтом. Репрессалии должны быть соразмерными тем действиям, которыми они вызваны. Они не должны осущест­вляться коллективно.

    От репрессалий следует отличать реторсии, которые формой ответственности не являются. Реторсии - это ответные акции в связи с недружественными действиями, не составляющими право­нарушения (например, отзыв посла в ответ на недружественное политическое заявление).

    Санкции - это коллективные репрессалии, которые осущест­вляются по решениям Совета Безопасности ООН в отношении го­сударств, совершивших международные преступления (агрессия, политика геноцида или апартеида и т.п.). В соответствии с Уставом ООН санкции могут осуществляться без использования вооружен­ной силы (приостановление экономических связей, разрыв дипло­матических отношений и др.) и с использованием вооруженной силы (военная демонстрация, блокада и собственно военные опера­ции от имени ООН). Принцип соразмерности репрессалий на сан­кции не распространяется; они могут носить и характер наказания. Например, государства-победители во второй мировой войне огра­ничили суверенитет побежденных агрессоров - Германии и Япо­нии, запретив им иметь свои вооруженные силы.

    Материальная ответственность реализуется в форме реститу­ ции, репарации и субституции.

    Реституция - это восстановление материального положения, существовавшего до правонарушения или причинения ущерба в процессе правомерной деятельности, если это предусмотрено дого­вором.

    Репарация - это денежная или иная компенсация убытков потерпевшей стороне.

    Субституция - это передача пострадавшей стороне предме­тов, равных по стоимости и значению тем, которые были повреж­дены или уничтожены.

    На практике ответственность реализуется в виде предъявления претензии, которая обычно направляется по дипломатическим ка­налам. В претензии обосновываются факт правонарушения, нали­чие вреда или ущерба и прямая причинная связь между правонару­шением и ущербом.

    Сторона-правонарушитель может доказывать, что имели место обстоятельства, которые освобождают ее от ответственности. К ним относятся: форс-мажор, или непреодолимая сила, т.е. не под­дающиеся контролю непредвиденные внешние события чрезвы­чайного характера (стихийные явления, эпидемии, эпизоотии, гражданские беспорядки и т.п., которые не позволили выполнить международное обязательство); согласие потерпевшей стороны на совершение действия, повлекшего ущерб; вина самой потерпевшей стороны.

    В случае совершения государством международного преступ­ления конкретные исполнители деликтных действий (физические лица) могут нести международную уголовную ответственность. В 1946 и 1948 гг. Нюрнбергский и Токийский военные трибуналы осудили ряд нацистских и милитаристских лидеров Германии и Японии за преступления против мира и человечества. В 1998 г. в Риме состоится конференция по созданию международного уго­ловного суда для совершения правосудия в отношении лиц, со­вершивших преступления против мира и безопасности челове­чества.

    Мирное урегулирование международных споров

    Международный спор означает разногласие между субъектами международного права по какому-либо вопросу их взаимоотноше­ний. Выше уже говорилось о существовании принципа мирного урегулирования споров. Институт мирного урегулирования споров охватывает средства и процедуру мирного урегулирования споров.

    Во многих международных договорах содержатся статьи, устанавливающие порядок разрешения споров, которые могут возни­кать в связи с применением или толкованием договора.

    Основные средства мирного урегулирования споров перечисле­ны в ст. 33 Устава ООН. Ниже мы рассмотрим некоторые из них.

    Переговоры - наиболее гибкое и эффективное средство, по­скольку все вопросы существа и процедуры согласовываются сами­ми спорящими. Переговоры должны вестись на равноправной основе, без ультимативных предварительных условий и давления. Разновидностью переговоров являются консультации.

    Обследование - оценка фактических обстоятельств спора международной следственной комиссией, создаваемой на паритетных началах спорящими сторонами. Иногда такую комиссию возглавля­ют представители третьего государства или международной орга­низации.

    Примирение (согласительная процедура) - оценка фактичес­ких обстоятельств и выработка рекомендаций по урегулированию спора. Выводы согласительной комиссии и рекомендации носят факультативный характер.

    Добрые услуги - действия третьей стороны, не участвующей в споре (государство, международная организация, авторитетная личность), направленные на установление контактов между споря­щими. Оказывающий добрые услуги не является участником пере­говоров.

    Посредничество - участие третьей стороны в мирном разреше­нии спора. Посредник является равноправным участником перего­воров.

    Международный арбитраж - третейское разбирательство, осуществляемое третьей стороной с вынесением обязательного для спорящих решения. Передача спора в международный арбитраж осуществляется по соглашению между спорящими. Для этого может создаваться временный арбитражный орган по конкретно­му делу или постоянный арбитражный орган (например, Постоян­ная палата третейского суда в Гааге).

    В ряде договоров содержатся обязательства сторон рассматри­вать свои споры в арбитраже по требованию одной из стороны (принудительный, или обязательный, арбитраж).

    Судебное разбирательство - передача спора на рассмотрение международного судебного органа, решение которого, как и в слу­чае арбитража, является для спорящих сторон обязательным. Если в случае арбитража спорящие стороны назначают арбитров, а те избирают суперарбитра, то состав судебных органов от спорящих сторон в принципе не зависит.

    В настоящее время основным судебным органом является Международный суд ООН, функционирующий на основе Статута, кото­рый составляет неотъемлемую часть Устава ООН. Спор передается на рассмотрение Международного суда ООН с согласия спорящих сторон. Если же спорящие стороны сделали особое заявление о признании обязательной юрисдикции Международного суда ООН, то Суд может рассмотреть спор по требованию одной из сторон в споре.

    Особые механизмы для мирного урегулирования споров образованы рядом региональных организаций, в их числе Механизм ОБСЕ, Суд Европейских Сообществ, Европейский суд по правам человека, Экономический суд СНГ и др.

    Международные организации и конференции

    Международные организации и конференции - это формы многостороннего сотрудничества и многосторонней дипломатии. В настоящее время имеется более 300 международных межправительственных организаций. Их следует отличать от международ­ных неправительственных организаций, которые объединяют фи­зических и юридических лиц разных стран и субъектами междуна­родного права не являются.

    Международные организации создаются в соответствии с международными договорами и осуществляют компетенцию в рамках своего устава.

    Международные организации делятся на универсальные (открытые для участия всех государств) и региональные. Известны открытые организации, членом которых может стать любое госу­дарство по своему усмотрению, и закрытые, членом которых можно стать по решению первоначальных членов.

    Ознакомиться с компетенцией, структурой органов и функция­ми международной организации можно изучая ее Устав, а с поряд­ком работы ее органов - изучая правила процедуры.

    Важнейшей международной организацией современности яв­ляется Организация Объединенных Наций (ООН), созданная в 1945 г. и насчитывающая 185 членов.

    Главными органами ООН являются Генеральная Ассамблея, Совет Безопасности, Экономический и социальный совет (ЭКОСОС), Совет по опеке, Международный суд и Секретариат.

    В систему ООН входят так называемые специализированные учреждения ООН - Международная организация труда (МОТ), Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), ЮНЕСКО, Все­мирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС), Международная морская организация (ИМО), Всемирный почто­вый союз (ВПС), Международный союз электросвязи (МСЭ) и др.

    Всего таких организаций 16. Они представляют собой самостоятельные межправительственные организации (субъекты междуна­родного права), действующие на основе своих уставов. Однако ими заключены соглашения с ЭКОСОС об их постановке в связь с ООН в качестве специализированных учреждений ООН. ООН коорди­нирует деятельность этих организаций, получает от них регулярные доклады, обеспечивает взаимное представительство на сессиях ор­ганов.

    Международная межправительственная конференция - это временный коллективный орган государств, собирающийся для ре­шения определенной задачи (чаще всего для разработки и принятия многостороннего договора). Конференции (они могут именоваться конгрессами, съездами, совещаниями и т.п.) работают в соответст­вии с правилами процедуры, которые сами принимают.

    Конференции могут быть универсальными (например, Всемир­ная конференция по правам человека в Вене 1993 г.) и региональны­ми (например, Совещание по безопасности и сотрудничеству в Ев­ропе, проходившее с 1973 г. вплоть до преобразования в ОБСЕ в 1994г.).

    Некоторые конференции проводятся в виде серии совещаний и длятся долгие годы. Например, Конференция ООН по морскому праву длилась с 1973 по 1982 г.

    Решения на конференциях и на сессиях органов международ­ных организаций принимаются голосованием или консенсусом (считаются принятыми при отсутствии возражений кого-либо из участников).



     

    Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!