Значение парламентского контроля. Курсовая работа: Парламентский контроль в Российской Федерации. Приглашать для дачи объяснений по расследуемым комиссией фактам и обстоятельствам должностных лиц, а также граждан, обладающих специальными знаниями либо инф

Порядок опубликования и вступления в законную силу федеральных конституционных законов , федеральных законов и актов палат Федерального Собрания установлен ФЗ от 14 июня 1994 г. № 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» (с изменениями от 22 октября 1999 г.).

Юридическая сила законов и актов Федерального Собрания в РФ связывается с их официальным опубликованием, т. е. применяться могут только те федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания, которые официально опубликованы.

Общее правило вступления в юридическую силу нормативных актов независимо от их формы – по истечении 10 дней со дня их официального опубликования.

Официальному опубликованию подлежат не только вновь принятые федеральные конституционные законы, федеральные законы и акты палат Федерального Собрания, а также все внесенные в них изменения или дополнения, при этом весь измененный нормативный акт может быть повторно официально опубликован в полном объеме.

Официальное опубликование законов и актов палат Федерального Собрания – их первая публикация (в редакции, принятой Федеральным Собранием РФ, без каких-либо изменений и поправок) в «Российской газете» или «Собрании законодательства Российской Федерации». Допускается публикация федеральных конституционных и федеральных законов и актов палат Федерального Собрания в иных печатных изданиях, информирование правоприменителей посредством компьютерных систем «Гарант» и «Консультант Плюс», а также их обнародование по телевидению и радио, направление их государственным органам , должностным лицам, предприятиям , учреждениям, организациям, издание их в виде отдельного книжного издания.

Срок официального опубликования федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Федерального Собрания и международных договоров РФ различен: 1) все законы подлежат обязательному официальному опубликованию в течение 7 дней со дня их подписания Президентом РФ , именно он направляет федеральные конституционные законы и федеральные законы для официального опубликования; 2) акты палат Федерального Собрания публикуются в течение 10 дней после дня их принятия, они направляются для официального опубликования председателем соответствующей палаты или его заместителем; 3) международные договоры , ратифицированные Федеральным Собранием, публикуются одновременно с федеральными законами об их ратификации. Законы и акты палат Федерального Собрания вступают в силу по истечении 10 дней со дня их официального опубликования в вышеперечисленных печатных изданиях одновременно на всей территории РФ, если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу (вступление закона или акта с момента опубликования, при наступлении определенных событий или по истечении более длительного

Федеральный закон от 14 июня 1994 г. N 5-ФЗ "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания"

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования

Часть 3 ст. 15 Конституции Российской Федерации гласит: «Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения».

Федеральный закон Российской Федерации «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных за­конов, актов палат Федерального Собрания» (принят 25 мая 1994 г.) устанавливает следующие моменты:

1. Федеральные конституционные законы, федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение 7 дней после дня их подписания Президентом Российской Федерации. Акты палат Федерального Собрания публикуются не позднее 10 дней после дня их принятия.

2. Официальньм опубликованием федерального конституционного закона, федерального закона, акта палаты Федерального Собрания считается первая публикация его полного текста в «Российской газете» или Собрании законодательства Российской Федерации.

3. Федеральные конституционные законы, федеральные законы направляются для официального опубликования Президентом Российской Федерации. Акты палат Федерального Собрания направляются для официального опубликования председателем соответствующей палаты или его заместителем.

4. Федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты па­лат Федерального Собрания вступают в силу одновременно на всей террито­рии Российской Федерации по истечении 10 дней после дня их официального опубликования, если самими законами или актами палат не установлен дру­гой порядок вступления их в силу.

5. Федеральный конституционный закон, федеральный закон, акт палаты Федерального Собрания, в который были внесены изменения или дополнения, может быть повторно официально опубликован в полном объеме.

Указом Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» установлены следующие моменты:

1. Акты Президента Российской Федерации (указы и распоряжения) и акты Правительства Российской Федерации (постановления и распоряжения) подлежат обязательному официальному опубликованию в «Российской газете» и Собрании законодательства Российской Федерации в течение 10 дней после дня их подписания.


2. Акты Президента Российской Федерации, имеющие нормативный характер, вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении 7 дней после дня их первого официального опубликования.

3. Акты Президента РФ, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, вступают в силу со дня их подписания.

8. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации во истечении 10 дней после дня их официального опубликования, если самими актами не установлен другой порядок вступления их в силу.

В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (принят 12 августа 1995 г.) нормативные правовые акты органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования.

С момента наступления какого события закон вступает в силу

Вступлению в силу федеральных законов предшествует наступление определенных условий:

  • принятие их Госдумой;
  • подписание главой государства;
  • официальная публикация.

Чтобы понять, с какого момента можно применять нормативный правовой акт (НПА), необходимо проверить, когда закон вступает в силу и в каком порядке ее приобретает:

  • по общим правилам;
  • в специальном порядке.

В первом случае федеральный закон будет иметь силу по истечении 10 дней со дня опубликования в изданиях, признанных официальными источниками. Их перечень дан в ст. 4 закона «О порядке опубликования…» от 14.06.1994 № 5-ФЗ (далее — закон № 5). Это:

  • Собрание законодательства РФ;
  • «Российская газета»;
  • «Парламентская газета».

Другой источник, где может быть размещен новый закон, — специальный интернет-ресурс «Официальный интернет-портал правовой информации» .

Опубликование и вступление в силу НПА

Требование об обязательной публикации нового принятого Госдумой федерального закона обусловлено ч. 3 ст. 15 Конституции РФ, которая прямо запрещает применять законы, официально не опубликованные для всеобщего сведения. Об этом же гласит ст. 1 закона № 5.

ВАЖНО! Федеральные законы вступают в силу с момента публикации их текста, который должен быть размещен на официальных ресурсах только в полном объеме. Усеченная или сокращенная публикация нового НПА не будет основанием для его вступления в силу.

Специальный порядок вступления в силу, как правило, довольно прост для определения времени, с которого начинает действовать нормативный акт. Так, если в тексте нового закона указана конкретная дата, с которой закон подлежит применению, то с этой даты он и обретет силу. Также будет несложно определить начало применения закона, если в нем расписан порядок его вступления в силу. Но и при установлении специального порядка могут возникнуть затруднения с определением даты отсчета, как и в общем порядке.

Сложности в определении даты публикации

Одним из оснований противоречий в определении даты, когда федеральный закон вступил в силу, может быть публикация нового НПА сразу в нескольких источниках.

Учитывая то, что «Российская газета» издается ежедневно, а журнал «Собрание законодательства РФ» — только раз в неделю, может возникнуть следующий вопрос. Дата выхода газеты соответствует дате ее поступления в продажу, а дата, проставленная на журнале, не соответствует, так как является датой поступления в печать, в продажу он попадает значительно позже. По какому источнику определять вступление в силу нового закона, если раньше он напечатан в журнале?

Однозначный ответ на этот вопрос был дан в постановлении Конституционного суда РФ от 24.10.1996 № 17-П, смысл которого в том, что дата, указанная на журнале «Собрание законодательства РФ», не может быть принята для отсчета срока на вступление закона в силу ввиду того, что эта дата не является днем обнародования документа и адресаты в этот день реально не могут ознакомиться с текстом нового НПА.

Дни публикации закона в «Российской газете» и «Парламентской газете» обычно совпадают.

***

Опубликование и вступление в силу федеральных законов тесно взаимосвязано: при отсутствии первого второе невозможно. Однако даже публикация не всегда является гарантией вступления в силу закона, если для этого предусмотрены какие-либо специальные условия.

Источник: ПС «Консультант+»

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

(в ред. Федерального закона от 22.10.1999 N 185-ФЗ)

Статья 1. На территории Российской Федерации применяются только те федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания, которые официально опубликованы.

Статья 2. Датой принятия федерального закона считается день принятия его Государственной Думой в окончательной редакции.
Датой принятия федерального конституционного закона считается день, когда он одобрен палатами Федерального Собрания в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации.

Статья 3. Федеральные конституционные законы, федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение семи дней после дня их подписания Президентом Российской Федерации.
Акты палат Федерального Собрания публикуются не позднее десяти дней после дня их принятия.
Международные договоры, ратифицированные Федеральным Собранием, публикуются одновременно с федеральными законами об их ратификации.

КонсультантПлюс: примечание.
По вопросу, касающемуся официального опубликования международных договоров Российской Федерации, см. Федеральный закон от 15.07.1995 N 101-ФЗ.
Статья 4. Официальным опубликованием федерального конституционного закона, федерального закона, акта палаты Федерального Собрания считается первая публикация его полного текста в "Парламентской газете", "Российской газете" или "Собрании законодательства Российской Федерации".
Федеральные конституционные законы, федеральные законы направляются для официального опубликования Президентом Российской Федерации. Акты палат Федерального Собрания направляются для официального опубликования председателем соответствующей палаты или его заместителем.
(статья 4 в ред. Федерального закона от 22.10.1999 N 185-ФЗ)

Статья 5. "Парламентская газета" является официальным периодическим изданием Федерального Собрания. Федеральные конституционные законы, федеральные законы подлежат обязательному опубликованию в "Парламентской газете". Обязательному опубликованию в "Парламентской газете" подлежат те акты палат Федерального Собрания, по которым имеются решения палаты, принявшей эти акты, об обязательном их опубликовании.
(часть первая введена Федеральным законом от 22.10.1999 N 185-ФЗ)
Федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания могут быть опубликованы в иных печатных изданиях, а также доведены до всеобщего сведения (обнародованы) по телевидению и радио, разосланы государственным органам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям, организациям, переданы по каналам связи, распространены в машиночитаемой форме.
Законы, акты палат Федерального Собрания и иные документы могут быть опубликованы также в виде отдельного издания.

Статья 6. Федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу.

Статья 7. "Собрание законодательства Российской Федерации" является официальным периодическим изданием, в котором публикуются федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания, указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, решения Конституционного Суда Российской Федерации о толковании Конституции Российской Федерации и о соответствии Конституции Российской Федерации законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации или отдельных положений перечисленных актов.

Статья 8. "Собрание законодательства Российской Федерации" состоит из пяти разделов:
в первом разделе публикуются федеральные конституционные законы, федеральные законы;
во втором разделе публикуются акты палат Федерального Собрания;
в третьем разделе публикуются указы и распоряжения Президента Российской Федерации;
в четвертом разделе публикуются постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации;
в пятом разделе публикуются решения Конституционного Суда Российской Федерации о толковании Конституции Российской Федерации и о соответствии Конституции Российской Федерации законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации или отдельных положений перечисленных актов.
Второй раздел подразделяется на две части: в первой части публикуются постановления палат Федерального Собрания, принятые по вопросам, отнесенным к ведению палат статьями 102 и 103 Конституции Российской Федерации; во второй части - иные акты палат Федерального Собрания. Третий и четвертый разделы также подразделяются на две части: в первой части помещаются нормативные акты, во вторую часть включаются акты ненормативного характера.

Статья 9. Публикуемые в "Собрании законодательства Российской Федерации" акты помещаются в статьях, имеющих соответствующие порядковые номера. Приложения к актам помещаются в тех же статьях, что и сами акты.
При публикации федерального конституционного закона и федерального закона указываются наименование закона, даты его принятия (одобрения) Государственной Думой и Советом Федерации, должностное лицо, его подписавшее, место и дата его подписания, регистрационный номер.
При публикации постановления палаты Федерального Собрания указываются его наименование, должностное лицо, его подписавшее, место и дата его принятия, регистрационный номер. При публикации иного акта палаты Федерального Собрания указываются его наименование, место и дата его принятия, регистрационный номер.
Федеральный конституционный закон, федеральный закон, акт палаты Федерального Собрания, в который были внесены изменения или дополнения, может быть повторно официально опубликован в полном объеме.

Статья 10. Признать утратившими силу:
Закон РСФСР от 13 июля 1990 года "О порядке опубликования и вступления в силу законов РСФСР и других актов, принятых Съездом народных депутатов РСФСР, Верховным Советом РСФСР и их органами" (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1990, N 6, ст. 93);
Закон РСФСР от 27 декабря 1990 года "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О порядке опубликования и вступления в силу законов РСФСР и других актов, принятых Съездом народных депутатов РСФСР, Верховным Советом РСФСР и их органами" (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1991, N 1, ст. 8).

Статья 11. Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации привести свои правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.

Статья 12. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Президент
Российской Федерации
Б.ЕЛЬЦИН
Москва, Кремль
14 июня 1994 года
N 5-ФЗ

Еще по теме Федеральный закон «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, актов палат Федерального собрания»:

  1. 78. ПОРЯДОК ОПУБЛИКОВАНИЯ И ВСТУПЛЕНИЯ В СИЛУ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ЗАКОНОВ И АКТОВ ПАЛАТ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ
  2. 79. Порядок принятия, опубликования и вступление в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат парламента РФ.
  3. Указ президента РФ «о порядке опубликования и вступления в силу актов президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти»

Парламентский контроль – самостоятельная гарантия правового статуса личности. Парламент, являясь самостоятельной ветвью власти, имеет три основные функции: представительную, законодательную и контрольную. Необходимость осуществления контрольной функции парламентом обусловлена двумя основными моментами: во-первых – это стандартный элемент системы сдержек и противовесов; во-вторых, необходимость парламентского контроля обусловлена стремлением преодолеть возможную политическую предвзятость, а также узковедомственные интересы в осуществлении правоохранительной деятельности.

Парламентский контроль в Российской Федерации – это вид политического контроля, сочетающий в себе черты государственного контроля и элемента народовластия, который заключается в осуществлении Федеральным Собранием РФ и законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов РФ как органами представительной демократии деятельности, урегулированной Конституцией и иными федеральными законами, направленной на защиту прав и свобод граждан, их законных интересов, а также обеспечение законности и правопорядка и состоящей в проверке соблюдения иными органами государственной власти этих прав, свобод и законных интересов, исполнения законов, а также выявления и устранения причин, препятствующих их исполнению .

Необходимо отметить, что ст. 94 Конституции называет лишь правотворческую и представительную функцию парламента России. Поэтому контрольные полномочия нередко оспариваются, и главным аргументом здесь является неотнесенность парламента к специализированным контролирующим органам. Так, по мнению М. В. Баглая, парламент – "только представительный и законодательный орган, не обладающий функцией прямого контроля за исполнительной властью", по крайней мере в президентских и полупрезидентских республиках парламенты контрольными полномочиями "не обладают или обладают в урезанном виде" .

В целом мы не согласны с указанной точкой зрения и считаем, что контролирующие функции объективно присущи любому парламенту в какой-то мере независимо от упоминания о них в законодательстве.

Следует заметить, что после принятия Федерального закона от 07.05.2013 № 77-ФЗ "О парламентском контроле" спорность вопроса о контрольных полномочиях парламента в значительной степени отошла в прошлое. Указанный Закон выделяет несколько форм парламентского контроля.

Во-первых, это контроль над Правительством, а именно, финансовый контроль за исполнением бюджета, реализуемый через Счетную палату, а также наличие возможности, выражения вотума недоверия Правительству в рамках системы сдержек и противовесов.

Во-вторых, это возможность осуществления парламентского расследования. Это наиболее эффективная форма (средство) парламентского контроля, главным образом за исполнительной властью, представляющая собой реализацию права парламента создавать специальные комиссии для расследования преступлений, имеющих особую общественную значимость. Парламентское расследование можно рассматривать как специфическую разновидность конституционных юридических производств, хотя парламентское расследование принципиально отлично от расследования по уголовному или административному делу, осуществляемому специализированными правоохранительными структурами, в присущих ему формах и с использованием специфических средств (задержание, обыск, опознание и т.п.).

Однако наиболее распространенной формой реализации контрольных полномочий парламента является парламентский запрос.

Парламентский запрос – право Государственной Думы или Совета Федерации в установленном регламентом палаты порядке направить запрос Председателю Правительства РФ, членам Правительства РФ, Генеральному прокурору РФ, Председателю Центрального банка РФ, руководителям иных федеральных государственных органов, государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, органов государственной власти субъектов РФ или органов местного самоуправления по вопросам, входящим в компетенцию указанных органов и должностных лиц. Согласно установленным правилам решение о направлении парламентского запроса принимается большинством голосов от общего числа членов палаты Федерального Собрания РФ. Должностное лицо, которому направлен парламентский запрос, обязано дать на него ответ в срок, не превышающий 15 дней со дня получения парламентского запроса (либо в иной установленный палатой парламента срок).

Чтобы ответить на вопрос: насколько данная форма парламентского контроля эффективна, необходимо проанализировать практику подготовки парламентских запросов палатами парламента, а также практику реагирования на них должностных лиц, получивших соответствующие парламентские запросы.

Прежде всего, обращает на себя внимание невысокая активность Государственной Думы в вопросе использования парламентского запроса как формы парламентского контроля, особенно в сравнении с другими его формами, например, такими как "правительственный час" и парламентские слушания. Согласно данным, размещенным на сайте Государственной Думы, последний парламентский запрос был подготовлен и направлен Государственной Думой заместителю председателя Правительства РФ С. Б. Иванову в апреле 2010 г. Важно отметить, что в 2010 г. Государственной Думой было направлено всего два парламентских запроса, в то время как, например, в 2007 г. таких запросов было 11. В этом смысле деятельность верхней палаты парламента – Совета Федерации представляется более активной: только в 2014 г. Советом Федерации было подготовлено и направлено два парламентских запроса (Председателю Правительства РФ Д. А. Медведеву и министру здравоохранения РФ В. И. Скворцовой).

Тем не менее нельзя не отметить, что парламентский запрос в качестве формы парламентского контроля недостаточно востребован обеими палатами Федерального Собрания РФ. Возможной причиной этого является его невысокая эффективность, что отмечают в том числе и сами парламентарии. Так, по мнению Председателя Совета Федерации В. И. Матвиенко, чиновники, которым адресуются парламентские запросы, недобросовестно относятся к обращениям парламентариев или игнорируют их .

В Федеральном законе "О парламентском контроле" и в регламентах палат Федерального Собрания РФ предусмотрена возможность направления повторного парламентского запроса в случае, если ответ на него будет признан палатой неудовлетворительным, однако критерии "неудовлетворительности" ответа не раскрыты. Можно предположить, что неудовлетворительным может считаться неполный ответ, не содержащий всей исчерпывающей информации по запросу либо содержащий формальный ответ (иначе говоря, "отписку"). Таким образом, направление повторного парламентского запроса представляет собой единственную, предусмотренную законодательством РФ возможность парламентариев отреагировать па неудовлетворительный ответ должностного лица, что, безусловно, вызывает сомнения в действенности данной формы парламентского контроля. Привлечение же должностного лица к ответственности возможно лишь за несоблюдение сроков ответа на обращения парламентариев (ст. 17.1 КоАП) или же в случае уклонения должностного лица от предоставления информации либо в случае предоставления заведомо неполной или ложной информации (ст. 287 УК). Однако, как подчеркнула В. И. Матвиенко, ни одного случая, когда бы чиновника привлекли к ответственности за подобные деяния, еще не было .

В целом можно сделать вывод о том, что эффективность парламентского контроля, любой из его форм (в том числе и эффективность парламентского запроса) зависит, главным образом, от наличия механизма привлечения к ответственности должностных лиц за ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей. Отсутствие же соответствующих санкций превращает парламентский контроль из реального инструмента, стоящего на пути коррупции и злоупотребления должностными полномочиями, в декоративный институт.

Заканчивая обзор контрольных полномочий Парламента, следует отметить, что принятие в этой сфере специализированного Закона – Федерального закона "О парламентском контроле" – является, безусловно, прогрессивным шагом к укреплению правовых гарантий реализации прав граждан. Но, вместе с тем, этот Закон имеет и ряд существенных недостатков, выраженных, главным образом, в отсутствии четкого механизма реализации его норм.

Тем не менее парламентскому контролю принадлежит важное место в системе контрольных и надзорных правозащитных гарантий. Значимость парламентского контроля определяется, с одной стороны, независимостью законодательной ветви власти, а с другой – представительной природой парламента. В связи с этим роль парламентского контроля особенно велика при расследовании "нестандартных" нарушений, имеющих политическую окраску или связанных с коррумпированностью высших органов государственной власти, а его контрольные функции так же необходимы, как и законотворческие.

  • Смирнов Д. И. Проблемы парламентского контроля // Права человека. 2008. № 6. С. 34-38.
  • Баглай М. В. Функции современного парламента. М., 2012. С. 32.
  • Матвиенко В. И. В Совете Федерации намерены привлечь к ответственности чиновников, которые игнорируют запросы сенаторов. URL: hup://council.gov.ru/press-center/news/36366 (дата обращения: 25.12.2014).
  • Матвиенко В. И. Указ. соч.


 

Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!