Градостроительный кодекс разрешенное использование земельных участков. Виды разрешенного использования зу. Основные отличия нового классификатора

1. Как стать членом ТСЖ?

Согласно ч. 2 ст. 30 Конституции РФ и ч. 1 ст. 143 ЖК РФ, членство в ТСЖ добровольное, возникает на основании заявления собственника жилого или нежилого помещения о приеме в члены ТСЖ. Для вступления в члены ТСЖ не нужно согласие общего собрания членов ТСЖ.

2. Кто может быть членом ТСЖ?

Как определяет ч. 1 ст. 135 ЖК РФ, товариществом собственников жилья признается объединение собственников помещений в многоквартирном доме. Соответственно, членом ТСЖ может быть любой совершеннолетний гражданин, юридическое лицо, являющееся собственником жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме.

Наниматели квартир и арендаторы нежилых помещений не могут быть членами товарищества.

3. Обязаны ли граждане при покупке квартиры вступать в созданное в многоквартирном доме ТСЖ?

Нет, не обязаны, поскольку согласно ч. 2 ст. 30 Конституции РФ, членство в любом объединении, в том числе в ТСЖ, добровольное.

4. Как выйти из состава ТСЖ?

Согласно ч. 3 ст. 143 ЖК РФ, членство в ТСЖ прекращается в случаях, если:

Член ТСЖ подал заявление о выходе из членов товарищества;

Член ТСЖ утратил право собственности на помещение (продал, подарил).

5. Является ли членство в ТСЖ обязательным для наследника умершего члена ТСЖ?

В случае смерти члена ТСЖ к его наследнику не переходит членство в ТСЖ автоматически. Наследник может подать заявление о вступлении в ТСЖ после регистрации своего права собственности на наследуемое помещение.

6. Кто принимает решения по вопросам деятельности ТСЖ и управления многоквартирным домом?

Как установлено ст.ст. 144, 145 и 147 ЖК РФ, в ТСЖ органами управления являются:

1) Общее собрание членов ТСЖ – высший орган управления, который решает все важнейшие вопросы деятельности ТСЖ и управления домом.

2) Правление ТСЖ – выборный орган, который избирает из своего состава председателя правления ТСЖ, коллегиально решает текущие вопросы. Правление ТСЖ обязано ежегодно отчитываться перед общим собранием членов ТСЖ.

7. Как формируется правление ТСЖ?

Согласно ч. 2 ст. 145 и ч. 2 ст. 147 ЖК РФ, члены правления товарищества собственников жилья выбираются на общем собрании членов товарищества, на срок, установленный уставом товарищества, но не более чем на два года.

8. Кто может быть членом правления ТСЖ?

Как установлено ч. 2 ст. 147 ЖК РФ, членом правления ТСЖ может стать собственник помещения в данном многоквартирном доме, являющийся членом ТСЖ, выбранный на общем собрании членов ТСЖ.

9. Какие вопросы должно решать правление ТСЖ?

Как установлено ст. 148 ЖК РФ, в обязанности правления товарищества собственников жилья входят:

1) соблюдение товариществом законодательства и требований устава товарищества;

2) контроль за своевременным внесением членами товарищества установленных обязательных платежей и взносов;

3) составление смет доходов и расходов на соответствующий год товарищества и отчетов о финансовой деятельности, предоставление их общему собранию членов товарищества для утверждения;

4) управление многоквартирным домом или заключение договоров на управление им;

5) наем работников для обслуживания многоквартирного дома и увольнение их;

6) заключение договоров на обслуживание, эксплуатацию и ремонт общего имущества в многоквартирном доме;

7) ведение списка членов товарищества, делопроизводства, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности;

8) созыв и проведение общего собрания членов товарищества.

Кроме вышеперечисленных, в уставе ТСЖ могут быть установлены иные обязанности правления товарищества.

10. Кто может быть председателем правления ТСЖ?

Согласно ч. 2 и 3 ст. 147 ЖК РФ, председателем правления товарищества может быть собственник помещения, являющийся членом ТСЖ и членом правления ТСЖ.

11. Кто выбирает председателя правления ТСЖ?

Согласно ч. 3 ст. 147 ЖК РФ, правление ТСЖ избирает из своего состава председателя товарищества.

12. Какие полномочия имеет председатель правления ТСЖ?

Председатель правления ТСЖ руководит товариществом, его правлением.

Как установлено ст. 149 ЖК РФ, председатель правления ТСЖ выступает от лица ТСЖ без доверенности во взаимоотношениях с подрядными, ресурсоснабжающими предприятиями, органами власти и любыми иными лицами. Он подписывает от имени ТСЖ договоры, платежные документы и совершает сделки, которые не требуют одобрения правления ТСЖ или общего собрания ТСЖ, а также выполняет иные функции, которые предусмотрены Жилищным кодексом РФ и уставом ТСЖ.

Председатель правления ТСЖ действует в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и г. Москвы.

13. Что такое ревизионная комиссия и кто может стать ее членом?

Ревизионная комиссия ТСЖ – это комиссия, осуществляющая проверку финансовой деятельности товарищества.

Согласно ч. 1 ст. 150 ЖК РФ, члены комиссии выбираются на общем собрании членов ТСЖ.

Членом комиссии может быть любой собственник жилого или нежилого помещения в доме, где создано ТСЖ, вне зависимости от членства в ТСЖ.

Согласно ч. 1 ст. 150 ЖК РФ, в состав ревизионной комиссии ТСЖ не могут входить члены правления товарищества.

14. Можно ли проводить собрания членов ТСЖ в форме заочного голосования?

Как установлено ч. 6 ст. 146 ЖК РФ, проведение голосования в письменной форме возможно только при условии, если такая возможность предусмотрена Уставом ТСЖ.

15. Можно ли вносить изменения в Устав ТСЖ и как это сделать?

Если возникает необходимость внести изменения в устав товарищества, тогда необходимо провести общее собрание членов ТСЖ, на котором, согласно ч. 2 (п. 1) ст. 145 ЖК РФ, должны быть приняты решения о внесении дополнений и изменений в устав ТСЖ. Новая редакция устава подлежит государственной регистрации в ИФНС № 46 по городу Москве.

16. Подготовка устава ТСЖ – ответственный момент. Если среди собственников помещений, желающих создать ТСЖ, нет юристов-профессионалов, чем можно воспользоваться при разработке устава?

ТСЖ осуществляет деятельность в соответствии со своим уставом.

В уставе отражаются предмет и цели деятельности жилищного объединения, а также другие сведения, предусмотренные законодательством для юридических лиц.

В соответствии с гражданским и жилищным законодательством устав ТСЖ в обязательном порядке должен содержать:

1. Сведения о наименовании ТСЖ

2. Место его нахождения

3. Предмет и цели деятельности

4. Порядок вступления в члены ТСЖ

5. Права и обязанности членов ТСЖ

6. Состав, компетенция, порядок деятельности и сроки полномочий органов управления ТСЖ (общее собрание членов ТСЖ, правление ТСЖ, председатель правления ТСЖ)

7. Порядок работы и количество членов ревизионной комиссии ТСЖ

8. Порядок прекращения членства в ТСЖ

9. Порядок участия членов ТСЖ в финансировании расходов по управлению многоквартирным домом

10. Порядок реорганизации и ликвидации ТСЖ

Главное требование, которое должно быть выполнено при подготовке устава ТСЖ – этот учредительный документ не должен противоречить Конституции РФ, Гражданскому кодексу РФ, Жилищному кодексу РФ.

В помощь собственникам помещений был подготовлен примерный устав ТСЖ, с текстом которого можно ознакомиться на Интернет-сайте ().

17. В большом 12-подъездном доме (816 квартир) жители одного из подъездов хотят создать ТСЖ в своем подъезде. Возможно ли это?

Как определено ч. 1 ст. 136 ЖК РФ, собственники жилых и нежилых помещений в одном многоквартирном доме могут создать только одно товарищество собственников жилья. Не допускается ситуация, когда в каждом подъезде создается свое отдельное товарищество собственников жилья.

18. На какой срок можно создать ТСЖ?

Согласно ч. 4 ст. 135 ЖК РФ, товарищество собственников жилья создается без ограничения срока деятельности, если иное не предусмотрено уставом товарищества.

19. Какое имущество может принадлежать ТСЖ?

Как установлено ст. 48 Гражданского кодекса РФ и ст. 151 ЖК РФ, ТСЖ как юридическое лицо может приобретать на собственные средства движимое (хозяйственный инвентарь, средства малой механизации и т.п.) и недвижимое (жилые и нежилые помещения, земельные участки) имущество.

Доходы товарищества, дополнительно полученные в ходе исполнения годового плана финансовой деятельности товарищества (сметы расходов и доходов), суммы превышения доходов над расходами, образующиеся в результате экономии в расходах (свободные средства товарищества), могут быть направлены не только на покрытие общих расходов товарищества (к примеру, на очередной год) или в специальные фонды товарищества, но и на иные цели, связанные с деятельностью товарищества и указанные в уставе товарищества, а также в гл. 14 ЖК РФ. Как установлено ч. 3 ст. 152 ЖК РФ, решения о целевом использовании данных средств должны приниматься общим собранием членов товарищества.

20. Если ТСЖ было создано инвестором-застройщиком на стадии строительства дома, надо ли его перерегистрировать после сдачи дома в эксплуатацию и регистрации прав собственников на жилые и нежилые помещения?

Нет, не надо. Собственники помещений вправе написать заявления о вступлении в данное ТСЖ и принимать участие в решении вопросов, связанных с управлением домом.

21. Имеет ли право член ТСЖ ознакомиться с первичной бухгалтерской документацией ТСЖ, запросить список членов ТСЖ?

Если в уставе ТСЖ определен порядок предоставления информации, следует действовать в соответствии с уставом.

Если устав не содержит такого порядка, необходимо обратиться к председателю ТСЖ с данным вопросом. Получив запрос, председатель ТСЖ должен определить время и порядок предоставления интересующей информации (при условии, если она не носит конфиденциальный характер и не является коммерческой тайной).

22. Нужно ли на проведение общего собрания членов ТСЖ приглашать собственников помещений, не являющихся членами ТСЖ?

На общем собрании членов ТСЖ можно приглашать собственников помещений, не являющихся членами ТСЖ. Но правом голоса такие собственники – не члены ТСЖ – на этом собрании обладать не будут.

23. Могут ли члены ТСЖ обсужд а ть на свое м общем собрании вопросы, которые не были указаны в его повестке дня?

В ч. 2 ст. 46 ЖК РФ говорится о том, что общее собрание не вправе принимать решения по вопросам, не включенным в повестку его дня, а также изменять повестку дня.

Для обсуждения на собрании различных (непредвиденных) вопросов можно предусмотрительно в повестку дня собрания включить вопрос под названием «Разное». Данные вопросы носят информационный характер и по ним решения приниматься не будут.

СТ 37 ГрК РФ .

1. Разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов:

1) основные виды разрешенного использования;

2) условно разрешенные виды использования;

3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.

2. Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.

2.1. Установление основных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства является обязательным применительно к каждой территориальной зоне, в отношении которой устанавливается градостроительный регламент.

3. Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.

4. Основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.

5. Решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на землях, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, на другой вид такого использования принимаются в соответствии с федеральными законами.

6. Предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 39 настоящего Кодекса.

7. Физическое или юридическое лицо вправе оспорить в суде решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства либо об отказе в предоставлении такого разрешения.

Комментарий к Ст. 37 Градостроительного кодекса РФ

1. При установлении видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства в отношении каждой территориальной зоны следует руководствоваться следующими принципами, сочетающими в себе правовые, градостроительные, экономические и управленческие начала.

Первый принцип требует обозначения в качестве ведущего вида использования территории такого функционального назначения земельного участка, которое бы позволяло наилучшим образом идентифицировать его в реальном пространственном выражении. Иными словами, назначение специфического вида использования земельных участков влечет за собой необходимость формирования характерного градостроительного и архитектурно-планировочного решения. Это означает, что различным территориальным зонам должны соответствовать типологические особенности (приемы) пространственной организации территории.

Второй принцип установления видов разрешенного использования земельных участков и объектов недвижимости предполагает зависимость такого использования от местоположения территориальной зоны в структуре городского округа (поселения). Этим принципом определяется взаимосвязь градостроительной организации территории муниципального образования в целом и его части, а также преемственность функционально-пространственного развития выделенного участка территории. Преемственность в данном контексте рассматривается как сохранение на основе комплекса объективных факторов и реальных данных исторически сложившегося типа использования земельного участка. Следование преемственности позволяет обеспечивать постепенный и логически последовательный процесс градостроительного преобразования территории, не нарушая структурного порядка, характерного для различных территориальных фрагментов.

Третий принцип может быть определен как ранжирование видов разрешенного использования территории в зависимости от комплекса природно-ландшафтных, градостроительных особенностей территории, степени ее удаленности от центра городского округа (поселения), характера прилегающих территорий, исторически сложившегося сочетания функциональных процессов и градостроительных объектов в пределах установленной территориальной зоны. Этот принцип на практике реализуется таким образом, что один и тот же вид использования территории (в данном случае имеется в виду его наименование), например, жилой, различным образом проявляет себя в различных фрагментах городской структуры. Так, организация застройки посредством строительства жилых домов разного типа и разнообразной этажности (коттеджные, индивидуальные, малоэтажные, средне- и многоэтажные) имеет неодинаковые способы пространственного выражения с учетом имеющихся градостроительных факторов, таких, например, как условия реконструкции, модернизации, вторичного освоения застройки, новое строительство, а также расположения участков в сложившейся среде исторического центра, срединной зоне, периферии, в зоне влияния крупных транспортных магистралей, пересадочных узлов, общественных центров, ландшафтно-рекреационных образований.

Четвертый принцип установления видов разрешенного использования территории подразумевает необходимость методологического похода к определению состава каждой из зон. Этот подход основан на соблюдении соответствия различных видов использования в пределах каждой зоны таким образом, чтобы основной вид разрешенного использования являлся преобладающим, в то время как вспомогательные виды использования территории выполняли исключительно дополнительную (к основной) функцию. Пропорциональное соотношение основных и вспомогательных видов использования территории в границах каждой территориальной зоны устанавливается с количественным преобладанием первого (основного) вида. При этом количество территории, выделяемое для того или иного вида использования (в традиционных общепринятых, наиболее часто употребляемых единицах) не ограничивается. В то же время существует общий принцип, требования которого сводятся к тому, чтобы это соотношение определялось с максимальным учетом существующих особенностей градостроительной организации территории и перспектив ее последующего развития, сформулированных на стадии территориального планирования.

Сочетание перечисленных принципов в процессе установления видов разрешенного использования территории позволяет обеспечивать целенаправленное, сбалансированное и взаимоувязанное развитие территориальных зон разных типов и структуры городского и сельского населенного пункта в целом. Это способствует дифференциации территории (в пределах границ муниципального образования) на относительно равномерные, в четком (документально зафиксированном) пропорциональном соотношении, чем достигается эффект рационального, целесообразного использования, основанного на согласовании интересов Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований, граждан и юридических лиц - правообладателей недвижимости и иных участников градостроительной деятельности.

2. При установлении разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, включая основной, вспомогательный и условно разрешенный виды, может быть принят подход, применяемый в отечественной градостроительной практике при разработке правил землепользования и застройки. Он предполагает следующее.

В каждом типе территориальных зон, выделяемых в процессе градостроительного зонирования (жилых; общественно-деловых; производственных, зон инженерной и транспортной инфраструктур; сельскохозяйственного назначения; рекреационного назначения; зон особо охраняемых природных территорий; специального назначения; размещения военных объектов) устанавливается преобладающая форма использования территории. Определение для каждой зоны особой преобладающей формы использования означает присвоение ей характерного (персонифицированного) вида разрешенного использования. В зависимости от того, к какому типу территориальной зоны требуется установить вспомогательный и условно разрешенный виды использования, формируется их количественный и качественный состав. Это означает, что территориальные зоны различаются неидентичным характером их функционального и пространственного наполнения. Кроме того, в данном случае требуется принимать во внимание сложившуюся пространственную организацию среды и выявить существующие тенденции градостроительной организации территории (полифункциональное, монофункциональное использование, а также его параметры).

Исходя из существующего на сегодняшний день в нашей стране опыта разработки правил землепользования и застройки, может быть рекомендована следующая схема формирования состава территориальных зон (для каждого типа зон), основанная на определенном сочетании видов разрешенного использования.

В жилой зоне, предназначенной для преимущественного размещения таких типов жилой застройки как индивидуальная, малоэтажная, среднеэтажная, многоэтажная, а также иных видов жилой застройки, могут быть предусмотрены следующие основные виды разрешенного использования: парки, скверы, бульвары; детские сады, иные объекты дошкольного воспитания; школы начальные и средние; клубы (залы встреч и собраний) многоцелевого и специализированного назначения; библиотеки, архивы, информационные центры; музеи, выставочные залы; спортплощадки; аптеки; поликлиники; пункты первой медицинской помощи; почтовые отделения, телефонные и телеграфные станции; бани; объекты, связанные с отправлением культа.

Как правило, при определении основных видов использования территории в жилой зоне исходят из соображения комплексной градостроительной организации формируемой среды. Для всех типов застройки в данной зоне может быть рекомендовано размещение в границах указанных зон пошивочных ателье, ремонтных мастерских бытовой техники, парикмахерских и иных подобных объектов обслуживания, магазинов товаров первой необходимости в отдельно стоящем здании, с ограничением размера общей площадью не более 300 кв. м; кафе, закусочные, столовые в отдельно стоящем здании общей площадью не более 250 кв. м, индивидуальное обслуживание клиентов в отдельно стоящем здании общей площадью не более 200 кв.м. Кроме того, в подзонах индивидуальной и малоэтажной застройки разрешено устройство садов, огородов, выращивание сельскохозяйственных культур (цветов, овощей, фруктов), содержания мелких животных (собак, птицы, кроликов и т.п.).

В жилой зоне в качестве вспомогательных видов разрешенного использования принято определять следующие виды использования (в зависимости от типа жилой застройки): объекты обслуживания, количество и типология которых определяется исходя из установленных типов жилой застройки (их количество и номенклатура, как правило, увеличивается и расширяется пропорционально с изменением типа застройки от малоэтажной к многоэтажной) - поликлиники, магазины, кафе, закусочные и т.п.; отдельно стоящие (встроенные в жилые дома) гаражи для хранения легковых автомобилей граждан, проживающих в расположенных на территории жилых домах; открытые стоянки, парковки (в том числе и расположенные непосредственно близ объектов обслуживания).

В подзонах индивидуальной и малоэтажной застройки разрешено размещение теплиц, оранжерей, надворных туалетов, объектов для организации индивидуальной трудовой деятельности (без нарушения принципов добрососедства), сараев, резервуаров для хранения воды. Назначение условно разрешенных видов использования в жилой зоне требует специального зонального согласования.

3. Характер формирования внутренней структуры общественно-деловых территориальных зон  определение соотношения основных, вспомогательных и условно разрешенных видов использования в их составе имеет специфические особенности. Они отличаются от принятого порядка подробной структурной дифференциации, практикуемого при установлении разрешенных видов использования жилых зон. В отличие от жилых зон, общественно-деловые зоны характеризуются преимущественным выделением зон деловой, общественной и коммерческой активности; обслуживания населения; обслуживания производственной и коммерческой деятельности.

При определении видов разрешенного использования в пределах общественно-деловых зон следует принимать во внимание ранжирование их количественного состава и содержания в зависимости от территориальной принадлежности зоны. Как свидетельствует практика, структура территориальных зон значительно различается в зависимости от того, как варьируются расстояние (удаленность) рассматриваемой зоны от центра города. Кроме того, целый ряд населенных пунктов относится к категории так называемых исторических городов. Этот признак оказывает существенное влияние на внутреннее строение общественно-деловых зон таких населенных пунктов, поскольку сформированная среда в данном случае во многом ограничивает потенциально возможные градостроительные преобразования. Чаще всего при формировании состава общественно-деловых зон таких населенных пунктов стремятся к максимальному сохранению существующих объектов капитального строительства и по возможности ограничения влияния на изменение функционального назначения объектов.

Неотъемлемым признаком общественно-деловых зон является наличие и целенаправленное формирование общественных озелененных пространств в их многочисленной типологии, включающей парки, скверы, бульвары, сады и т.п. Также общественно-деловые зоны отличаются наличием тенденции к территориально-пространственному расширению открытых общественных пространств, таких как городские площади, предназначенные для разного рода массовых действий. В зону этого типа активно включается жилая застройка.

Спецификой определения видов разрешенного использования общественно-деловых зон является относительно постоянный состав вспомогательных видов разрешенного использования, который образован организацией открытых (встроенных) мест парковки легковых автомобилей, с установлением рамочных параметров, например, на каждые 30 кв.м общей площади зданий общественного назначения, коммерческих гаражей (подземных или наземных). Характерно, что отнесение этого вида градостроительного использования к вспомогательному по форме и по сути относится к основному виду использования, поскольку отсутствие этих объектов (функций) на участках, предназначенных для массового общественного посещения, делает невозможным нормальный порядок их функционирования. Особым образом оговаривается определение в границах общественно-деловых зон порядка назначения условно разрешенных видов использования.

При определении перечня объектов капитального строительства, требующих получения специального зонального согласования в общественно-деловых зонах, может быть рекомендован следующий наиболее распространенный подход. Его особенностью является соблюдение требований обязательной совместимости условно разрешенных и основных видов использования территории. Кроме того, типологические наименования характеристики объектов, возводимых по категории условно-разрешенных, в силу того, что они косвенным образом способны оказать кардинальное влияние на градостроительную организацию зоны, должны быть поставлены в прямую зависимость от сложившихся особенностей городской среды, которая в каждом конкретном случае определяет соответствующие ограничения на ведение работ по освоению (реконструкции) территории.

Основная юридическая характеристика участков – деление на категории и виды разрешенного использования земли. Необходимо учитывать особенности территорий и применять их целесообразно. Деление на категории земель и виды разрешенного использования позволяет государству контролировать базовые ресурсы страны и минимизировать потери полезных свойств земельных участков.

Состав земель на территории России регулирует ст. 7 Земельного Кодекса. Согласно законодательству, всего существует семь категорий земель:

  1. Земли, предназначенные для сельскохозяйственных нужд.
  2. Земли населенных пунктов.
  3. Земельные участки специального назначения (предназначенные для целей промышленности, транспорта, связи, обороны, безопасности и др.).
  4. Земли особо охраняемых территорий и объектов.
  5. Земли водного фонда.
  6. (участки, неиспользуемые в данный момент, которые находятся в резерве страны).

Правовой режим отдельных категорий земель может предусматривать особые условия. Это необходимо для сохранения природных характеристик, присущих территории (например, участки национальных парков).

Уважаемые читатели! Мы рассказываем о стандартных методах решения юридических проблем, но ваш случай может быть особенным. Мы поможем найти решение именно Вашей проблемы бесплатно - попросту позвоните к нашему юристконсульту по телефонам:

Это быстро и бесплатно ! Вы также можете быстро получить ответ через форму консультанта на сайте.

Виды разрешенного использования земельных участков

Разрешенное использование земельного участка – это уточняющая характеристика, показывающая назначение территории. Использовать участок, даже если он находится в собственности, можно только в соответствии с его принадлежностью к определенному виду разрешенного использования.

Всего возможных видов разрешенного использования более 3000. Все они перечислены в классификаторе , который был установлен приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 № 540 «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков».

Использование земельного участка не по целевому назначению – основание для привлечения нарушителя к административной ответственности.

Штраф за использование земли не по назначению весьма существенный – до 1 % от кадастровой стоимости, но не менее 10 000 рублей. Штрафные санкции налагаются в соответствии со ст. 8.8 КоАП РФ.

Кроме того, если на участке, разрешенное использование которого – постройка жилого дома, собственник разместил торговую точку, ему придется не только выплатить штраф, но и снести нецелевое сооружение.

Перед приобретением земельного участка стоит уточнить вид разрешенного использования. Как правило, он прописывается в кадастровом паспорте.

В активном обороте участвуют, в основном, две категории земли – земли сельскохозяйственного назначения и земли населенных пунктов. Несмотря на то, что участки лесного фонда тоже можно оформить в частную собственность, граждане пользуются этим редко.


Земли населенных пунктов: виды разрешенного использования

Земли населенных пунктов имеют четкую границу. Такие участки предназначены для проживания граждан и размещения необходимой инфраструктуры.

Вся земля населенных пунктов подразделяется на зоны. Они перечислены в ст. 85 ЗК РФ. Таких территориальных зон земель населенных пунктов девять:

  1. Жилые зоны.
  2. Общественно-деловые.
  3. Производственные.
  4. Инженерные и транспортные инфраструктуры.
  5. Рекреационные зоны.
  6. Участки сельскохозяйственного использования.
  7. Зоны специального назначения.
  8. Военные объекты.
  9. Иные земельные участки.

Каждая из зон имеет свои виды разрешенного использования. Для граждан интересны только жилые и сельскохозяйственные зоны, так как именно они могут быть переданы в собственность.

Земельные участки, расположенные в жилых зонах, имеют следующие виды разрешенного использования:

Строительство возможно на каждом из таких участков. Однако есть существенные отличия.

Земельные участки, предназначенные для ДНП и ЛПХ, подразумевают возможности застройки не зависимо от требуемых габаритов. Но тут есть весомый минус – на таких участках очень сложно прописаться.

Строения на землях ИЖС обслуживаются точно также, как и постройки городских поселений. Собственник вправе беспрепятственно здесь прописаться. Хоть и ограничений на габариты построек не предусмотрено, проект строительства необходимо будет согласовать с муниципалитетом. Минус участков ИЖС в повышенной налоговой ставке относительно земель ДНП.

Виды разрешенного использования сельскохозяйственных земель

Земли сельскохозяйственного назначения находятся за чертой поселений. Здесь могут размещаться сенокосы, пастбища, сады, пашни и постройки.

Целевое назначение земель сельскохозяйственного назначение для граждан может быть следующим:

  1. Личное хозяйство. Устанавливается с правом на строительство или без него.
  2. Дачное строительство. Здесь допускается постройка загородного жилого дома. В отличие от застройки на землях поселений проект строительства согласовывать не нужно.
  3. Садоводство, животноводство, растениеводство и т.д.

Существенный минус приобретения в собственность участков сельскохозяйственного назначения – практически полная невозможность прописаться в построенном жилом доме.


Виды использования земель для ИЖС, огорода и бизнеса по классификатору

Для целей индивидуальной застройки и ведения личного хозяйства подойдут участки, имеющие коды 2,0 – 2,7 в разделе 2 по классификатору. Эти цифры означают, что земля может использоваться в следующих целях:

  • постройка малоэтажных жилых домов (до 3-х этажей, не подразумевающих квартирного деления);
  • выращивание плодовых, ягодных, овощных и других сельскохозяйственных культур (садоводство и огородничество);
  • подсобная постройка (возведение сараев, гаражей и т.д.);
  • постройка садовых зданий;
  • ведение личного подсобного хозяйства и организация участка;
  • постройка временных передвижных сооружений с возможностью подключения к общим техническим сетям (вагончики, кемпинги и т.д.).

При планировании предпринимательской деятельности подойдет земельный участок, имеющий вид разрешенного использования, предусмотренный в разделе 4 классификатора (коды 4.0-4,9). Целевое назначение таких участков допускает размещение объектов капитального строительства, возводимых для торговли, транспортного обслуживания, отдыха, развлечений и т.д.

Какие еще виды разрешенного использования земель бывают?

Градостроительным кодексом устанавливается три варианта видов разрешенного использования земель. Согласно, ст. 37 ГрК РФ существуют:

  • основные виды разрешенного использования;
  • условно разрешенные виды использования земель;
  • вспомогательные виды.

Основные виды разрешенного использования земельных участков перечислены в классификаторе. Они не подлежат дополнительному согласованию с органами власти. Это значит, что собственник вправе распоряжаться участком по своему усмотрению в рамках закона и классификатора.


Классификатором невозможно предусмотреть все. Поэтому существуют условно разрешенные виды использования земельных участков. Это дает возможность расширить законные способы использования земли при необходимости. Перечень условно разрешенных видов устанавливается на местном уровне.

Чтобы установить на своем участке дополнительный вид допустимого использования, необходимо пройти процедуру согласования с муниципалитетом и Комиссией по землепользованию и застройке. Это может потребоваться, например, если вы на своем участке, предназначенном для ИЖС, запланируете возведение торговой точки для сбыта мелкорозничного товара.

Вспомогательные виды разрешенного использования применяются для уточнения существующего целевого назначения. Такое дополнение может потребоваться при желании собственника построить на своем участке забора, гаража или другого некрупного объекта.

Все земли разбиты на участки, у которых помимо , есть также определенный вид разрешенного использования (ВРИ).

Этот термин, используемый в законодательных актах РФ, (Земельном и Градостроительном кодексе), существует для того, чтобы определять, какую деятельность можно вести на участке .

Например, нельзя выбрать любое место в городе или за городом и построить там магазин, торговый центр или начать выращивать помидоры и картошку.

Виды разрешенного использования земельного участка (ВРИ ЗУ), согласно действующего классификатора, указаны в документе градостроительного зонирования «Правила землепользования и застройки» (ПЗЗ) города (где также указаны размеры участка и расположенных на нем построек, ограничения по использованию и расчетные показатели).

Каждый земельный участок имеет три вида разрешенного использования, согласно Градостроительному кодексу РФ, ст. 37 :

  • основной,
  • условный,
  • вспомогательный.

Чтобы структурировать и классифицировать информацию о ВРИ, в 2014 году был принят приказ 540 «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков».

В 2015 году были внесены изменения , действующие на сегодняшний день.

До этого четких правил по формулировке видов разрешенного использования не существовало, и они не имели классификации.

Некоторые названия были довольно «размытыми» и не несли четкого смысла.

Владелец участка выбирает деятельность согласно основному или вспомогательному ВРИ сам, без дополнительных разрешений . На условный ВРИ владелицу необходимо получить разрешение.

Подытожим: классификатор разрешенного использования земельных участков — это документ, содержащий перечень всех видов разрешенного использования. Многие из них приобрели более конкретную формулировку смысла, не предполагающую другие варианты его трактовки.

Перечень видов разрешенного использования по классификатору

В текущем варианте классификатора описаны 13 групп видов использования с числовым обозначением (1,2,3 … 13). У каждого из них под номерами 1.1., 1.2 и т.д. расписано подробно его содержание . Полный текст классификатора, содержащий таблицу ВРИ и их коды, можно найти по ссылке .

Рассмотрим подробнее разделы классификатора видов разрешенного использования земельных участков.

Сельскохозяйственное

Разделу присвоен код 1. Имеет 18 подпунктов содержания от 1.1 до 1.18.

Этот вид подразумевает деятельность, связанную с ведением сельского хозяйства :

  1. растениеводство
  2. животноводство,
  3. пчеловодство,
  4. рыбоводство.

В основном он описывает ВРИ земель.

Под первым пунктом — растениеводство — имеется в виду выращивание:

  • сельскохозяйственных культур и овощей;
  • чая и лекарственных трав;
  • цветочных, плодовых и ягодных культур;
  • льна и конопли.

Также на участке этого вида разрешаются :

  • научные и селекционные работы,
  • хранение, производство и переработка с\х продукции;
  • размещение питомников, построек для хранения техники и оборудования;
  • разведение животных.

Один из подпунктов вида – ведение хозяйства без возведения каких-либо построек (полевые участки личного подсобного хозяйства).

Подробнее обо всех ВРИ сельскохозяйственных земель читайте в .

Жилая застройка

Имеет 7 подпунктов содержания с кодами от 2.0 до 2.7.1, описывающих ВРИ .

На таких участках предполагается размещение жилых домов разного вида и типа (от индивидуальных жилых домов с участком до многоквартирных домов в 20 этажей).

Вид «Жилая застройка» не подразумевает здания с временным проживанием людей (гостиницы, дома отдыха, оздоровительные заведения, помещения для проживания рабочих, тюрьмы и т. д.).

Индивидуальное жилищное строительство (ИЖС)

Разрешено строить жилые дома не выше 3-х этажей , в которых можно жить постоянно.

Также этот код участка предусматривает выращивание на нем:

  • сельскохозяйственных культур,
  • плодовых деревьев,
  • ягод,

размещение:

  • подсобных помещений,
  • гаражей.

Подпунктом 2.1.1 вынесена малоэтажная многоквартирная жилая застройка. То есть – дома не выше 4-х этажей для постоянного проживания нескольких семей.

На этой территории также предусмотрено выращивание культур и дополнительное строительство, к которому, помимо гаражей и подсобных помещений, добавляются:

  • встроенные и пристроенные магазины;
  • объекты обслуживания (химчистки, парикмахерские);
  • детские и спортивные площадки.

Для ведения личного подсобного хозяйства (ЛПХ)

Те же условия использования участка, как и ИЖС (2.1) – жилые дома постоянного проживания не выше 3х этажей, выращивание культур и деревьев, вспомогательные постройки и гаражи.

Добавляется лишь возможность разведения животных и размещение построек для их содержания.

Блокированная жилая

Дома на несколько семей , называемые таунхаусами, с общей придомовой территорией. Квартиры имеют общие стены с соседями.

Также разрешено:

  • выращивание деревьев,
  • ягод,
  • размещение гаражей,
  • детских и спортивных площадок.

Передвижное жилье

Имеет код 2.4. Включает в себя:

  • палаточные городки,
  • жилые вагончики и прицепы,

которые можно подключить к инженерным сетям .

Среднеэтажная

Имеет код 2.5.

Многоквартирные дома не выше 8 этажей

Многоэтажная

Имеет код 2.6.

Многоквартирные дома от 9 этажей и выше , пригодные для постоянного проживания.

Пункты 2.5 и 2.6. предполагают также размещение элементов благоустройства:

  • лавочки и урны, кустарники;
  • детские и спортивные площадки;
  • подземные и наземные парковки;
  • магазины и прачечные.

Подробнее о видах разрешенного использования земель населенных пунктов читайте .

Обслуживание жилой застройки

Подразумеваются строительство некоторых объектов из кода 3.0 и 4.0 :

  • кафе и столовые;
  • объекты соцобеспечения;
  • парковки и гаражи;
  • мастерские ремонта;
  • парикмахерские и больницы;
  • школы, детские садики, университеты;
  • библиотеки, театры, церкви и т.д.)

ВАЖНО: в некоторых случаях, участку может быть присвоен весь код 2.0. Это значит, что на территории возможно любое строительство и любая деятельность из всего вышеперечисленного.

Общественное использование объектов капитального строительства

3.1 до 3.10.2 .

Подразумевается строительство :

  • коммунальных объектов;
  • объектов соцобслуживания;
  • больниц и поликлиник;
  • детских садов, школ и университетов;
  • исследовательских центров;
  • развлекательных, религиозных объектов и т. д.

Предпринимательство

Имеет 10 подпунктов содержания с кодами от 4.1 до 4.10

Здания, построенные с целью получения дохода :

  • магазины и торгово-развлекательные центры;
  • кафе, клубы и рестораны ;
  • гостиницы, аквапарки;
  • паркинги, автосервисы и др.

Отдых (рекреация)

Имеет 5 подпунктов содержания с кодами от 5.1 до 5.5 .

Предполагают строительство:

  • парков и скверов;
  • спортивных и туристических объектов;
  • зданий для наблюдения и ухода за природой .

Производственная деятельность

Имеет 11 подпунктов содержания с кодами от 6.1 до 6.11

Размещение производственных территорий и помещений:

  • капитальное строительство с целью добычи полезных ископаемых и их переработки,
  • возведение заводов и фабрик .

Размещение объектов транспорта

Имеет 5 подпунктов содержания с кодами от 7.1 до 7.5.

Строительные объекты, представляющие собой пути сообщения и сооружения для перевозки грузов или людей, следующих видов транспорта:

  • железнодорожного,
  • автомобильного,
  • водного,
  • воздушного,
  • трубопроводного.

Обеспечение обороны и безопасности

Имеет 4 подпункта содержания с кодами от 8.0 до 8.3 .

Размещаются следующие строительные объекты :

  • воинские формирования, полигоны, военные институты;
  • инженерные сооружения на границах РФ (таможенный контроль);
  • здания органов внутренних дел и спасательных служб.

Деятельность по особой охране и изучению природы

Имеет 3 подпункта содержания с кодами от 9.0 до 9.2.

Строительные объекты предназначенные для осуществления деятельности по сохранению и изучению природного мира , ухода за ним. Также объекты курортной деятельности, используемые для оздоровления и лечения людей за счет природных ресурсов:

  • минеральные воды,
  • лечебные грязи и др.

Участки, в которых не допускается сельскохозяйственная и любая другая деятельность , кроме:

  • охранной,
  • курортной,
  • историко-культурной.

Использование лесов

Вид использования имеет 4 подпункта содержания с кодами от 10.1 до 10.4.

Подразумевается строительство объектов для:

  • заготовки, обработки и вывозу древесины и др. лесных ресурсов (грибы, ягоды);
  • выращивания древесины (лесные плантации) и др. лесных ресурсов;
  • хранения собранного природного ресурса (временные склады).

Водные объекты

11.0 до 11.2.

К этому виду относятся территории:

  • рек, озер, болот, морей и т. д.;
  • примыкающие к водоемам участки.

Используются для водопользования и строительства водных объектов, например водохранилищ.

Земельные участки (территории) общего пользования

Вид использования имеет 3 подпункта содержания с кодами от 12.0 до 12.2.

Встречается только в населенных пунктах и подразумевает размещение:

  • дорог и прилегающих территорий;
  • набережных, мест отдыха и рекреации;
  • кладбищ и земель запаса (в которых запрещена любая хоздеятельность ).

Участки под огородничество, садоводство и дачное хозяйство

Имеет 3 подпункта с кодами от 13.1 до 13.3.

В основном предполагает выращивание:

  • сельскохозяйственных культур,
  • плодовых и ягодных деревьев,

и возведение временных построек для хранения собранного урожая, обеспечения ухода за ним:

  • поливка,
  • прополка,
  • удобрение и т.п.

ВАЖНО!!! Согласно ФЗ от 2017 года, вводится разрешение на строительство домов постоянного проживания на этом участке.

Необходимо рассмотреть подробнее эти 3 подпункта.

Огородничество

Разрешает выращивание на участке:

  • сельскохозяйственных культур,
  • овощей,
  • ягод,
  • картофеля.

Что касается строительства — разрешено возведение лишь временных построек, не предназначенных для проживания.

Садоводство

Выращивание тех же культур, как и в предыдущем пункте. Отличие в видах строительства.

Садоводство предполагает возведения дома для отдыха , не делящегося на квартиры и не предназначенного для проживания, а также дополнительных хозяйственных построек.

Дачное хозяйство

Те же виды растений, но возможно строительство жилого дома (без деления на квартиры и не выше 3-х этажей) и хозяйственных построек.

ВАЖНО: огородничество и садоводство разрешается вести так же на землях сельскохозяйственного назначения, но либо без разрешения строительства вообще, либо разрешено строительство только нежилых вспомогательных объектов.

Основные отличия нового классификатора

В первом разделе (код 1.0) описаны все возможные виды сельскохозяйственного использования с описанием построек и сооружений.

Все виды ведения садового и дачного хозяйства вынесены в новый код 13 (13.1., 13.2., 13.3).

Крестьянско-фермерское хозяйство не упоминается вообще, а все виды жилого строительства приобрели более упорядоченную классификацию.

Какие ВРИ подходят для индивидуального строительства

Для индивидуального строительства, в соответствии с классификатором, подходят следующие участки .

Жилые здания постоянного проживания

На участках с кодом разрешенного использования:

  • 2.0. – жилая застройка;
  • 13.2. – ведение садоводства;
  • 13.3 – ведение дачного хозяйства (в соответствии с ФЗ N217 , который вступает в силу с 2019 года).

Сезонные жилые объекты

На участках с кодом:

  • 13.1. – ведение огородничества (только некапитальное строительство );
  • 13.2. – ведение садоводства;
  • 13.3. – ведение дачного хозяйства.

Нежилые здания, сооружения и постройки

На участках с кодом 1.0. – сельскохозяйственное использование (вспомогательные сооружения для ведения хозяйства), на участках с кодом 4.0 – предпринимательство (строительство нежилых зданий с целью получения прибыли).

ВРИ, указанные в документах ранее

В старом классификаторе видов разрешенного использования земельных участков (документ 2014 года) для строительства вспомогательных и жилых помещений подходят те же коды.

Отсутствуют лишь вновь введенные коды:

  • 13.1.,
  • 13.2.,
  • 13.3.

Классификатор не отменяет предусмотренного в градостроительном кодексе деления видов разрешенного земельных участков использования на основные, вспомогательные и условно разрешенные.

Так, например, в качестве основного может быть выделен укрупненный ВРИ – сельскохозяйственное использование. Значит, на участке можно будет заниматься любой деятельностью, описанной под кодом 1.1 -1.18.

ВАЖНО: если некоторые уже существующие постройки стоят на не предназначенной для них земле согласно новому классификатору – они все равно признаются законными. Владельцу не нужно переводить свой участок в другую категорию. (согласно статье 34, п. 11. ФЗ от 23 июня 2014 г. N 171-ФЗ).

Виды использования, которые можно отнести к вспомогательным, так же содержатся в классификаторе под описанием содержания расширенного кода.

Например, код 2.5 «среднеэтажная жилая застройка», включает озеленение, гаражи, детски и спортивные площадки.

Будущие изменения

С 2014 года в документах наряду со старыми, появляются и новые виды разрешенного использования. Также, потребуют решения отдельные вопросы.

Например, в некоторых городах производственные зоны на картах зонирования обозначаются по отдельности, в зависимости от опасности детальности (вредных выбросов, возможности взрыва), а в классификаторе все сведено в единую производственную деятельность .

Эти и многие друге противоречия повлекут за собой изменения, потому что, в соответствии с уже упомянутым ФЗ от 23 июня 2014 г. N 171-ФЗ (ст. 34, п 12), документы градостроительного зонирования до 1 января 2019 года должны быть изменен ы в соответствии с классификатором.

С 2019 года вступает в силу ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в котором решаются некоторые спорные вопросы и уточняются недостающие моменты.

Процесс изменений, можно сказать, только начался и будущее покажет практика.

Что еще влияет на присвоение участкам вида разрешенного использования:

Вид разрешенного использования является частью градостроительного регламента , который, в свою очередь, входит в Правила землепользования и застройки (наряду с картой градостроительного зонирования).

Все эти документы повлияли на создание классификации видов разрешенного использования земельных участков.

Таким образом, с принятием этого документа вид использования присваивается сразу всей зоне (которые выделены на карте зонирования) и включает в себя и основные, и вспомогательные, и условно разрешенные виды сразу.

Это является плюсом, так как у участка появляется большее количество возможностей использования , которые можно легко сменить .

Видео о классификаторе и порядке смены ВРИ

В данном видео рассказывается о том, зачем нужен классификатор и порядке действий для смены ВРИ (куда обращаться сроки и т.д):

Выводы

Перечислим по пунктам:

  1. действующий классификатор ВРИ земельных участков имеет 13 кодов с расширенным подробным описанием содержания каждого подпункта;
  2. он не отменяет деление на основные, вспомогательные и условно разрешенные виды, а делает его более легким;
  3. по нему можно выяснить, какие виды участков подходят для частного строительства, ведения сельского хозяйства и предпринимательства;
  4. С 2020 года по публичной кадастровой карте можно будет узнать ВРИ участка в соответствии классификатором;
  5. Тем не менее, в документе остаются вопросы, требующие пересмотра, и задачи, требующие решения.

Любая деятельность на земле четко определяется градостроительными документами .

Подобный контроль нужен, чтобы город развивался, был удобным и комфортным для жизни и для работы.

Введение классификатора ВРИ ЗУ структурировало и собрало воедино порядок назначения видов использования для земельных участков, отбросило двусмысленность и нечеткость формулировок.

Это облегчило задачи и для профессионалов (градостроителей, юристов, государственных служащих), и для людей, занимающихся строительством, предпринимательством, ведением дачного хозяйства и огородничества.

Вконтакте

Виды разрешенного использования земельных участков (ВРИ).
В соответствии с Методическими указаниями по государственной кадастровой оценке земельных участков категории населенных пунктов установлено 17 видов разрешенного использования:

1. Земельные участки, предназначенные для размещения домов средне этажной и многоэтажной жилой застройки (1ВРИ).

2. Земельные участки, предназначенные для размещения домов малоэтажной жилой застройки, в том числе индивидуальной жилой застройки (2ВРИ).

3. Земельные участки, предназначенные для размещения гаражей и автостоянок (3ВРИ).

4. Земельные участки, предназначенные для дачного строительства, садоводства и огородничества (4ВРИ).

5. Земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания (5ВРИ).

6. Земельные участки, предназначенные для размещения гостиниц (6ВРИ).

7. Земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения (7ВРИ).

8. Земельные участки, предназначенные для размещения объектов рекреационного и лечебно-оздоровительного назначения (8ВРИ).

9. Земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок (9ВРИ).

10. Земельные участки, предназначенные для размещения электростанций, обслуживающих их сооружений и объектов (10ВРИ).

11. Земельные участки, предназначенные для размещения портов, водных, железнодорожных вокзалов, автодорожных вокзалов, аэропортов, аэродромов, аэровокзалов (11ВРИ).

12. Земельные участки, занятые водными объектами, находящимися в обороте (12ВРИ).

13. Земельные участки, предназначенные для разработки полезных ископаемых, размещения железнодорожных путей, автомобильных дорог, искусственно созданных внутренних водных путей, причалов, пристаней, полос отвода железных и автомобильных дорог, водных путей, трубопроводов, кабельных, радиорелейных и воздушных линий связи и линий радиофикации, воздушных линий электропередачи конструктивных элементов и сооружений, объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств транспорта, энергетики и связи; размещения наземных сооружений и инфраструктуры спутниковой связи, объектов космической деятельности, военных объектов (13ВРИ).

14. Земельные участки, занятые особо охраняемыми территориями и объектами, городскими лесами, скверами, парками, городскими садами (14ВРИ).

15. Земельные участки, предназначенные для сельскохозяйственного использования (15ВРИ).

16. Земельные участки улиц, проспектов, площадей, шоссе, аллей, бульваров, застав, переулков, проездов, тупиков; земельные участки земель резерва; земельные участки, занятые водными объектами, изъятыми из оборота или ограниченными в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации; земельные участки под полосами отвода водоемов, каналов и коллекторов, набережные (16ВРИ).

17. Земельные участки, предназначенные для размещения административных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии (17ВРИ).



 

Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!