Государство - основной субъект международного права. Государство как основной субъект международного права

Под государством в международном понимается страна со всеми присущими ей признаками суверенного государства. Однако не всякая страна может быть государством в международно-правовом смысле и субъектом международного права (например, колониальные страны и другие геополитические единицы).

Из истории

Первая попытка кодификации международно-правовых признаков государства была дана в Межамериканской конвенции о правах и обязанностях государства 1933 г. Согласно ст. 1 этой Конвенции государство как лицо международного права должно обладать следующими условиями:

  1. постоянное население;
  2. определенная территория;
  3. правительство;
  4. способность вступать в отношения с другими государствами.

Наиболее важными признаками государства являются , территория, население и власть .

Суверенитет является отличительным политико-юридическим свойством государства. Государственный суверенитет - это присущее государству верховенство на своей территории и его независимость в сфере международных отношений. Таким свойством обладают только государства, что и предопределяет их главные характерные особенности как основных субъектов международного права. Суверенитет является фундаментом всех основных прав государства.

Суверенитетом обладает любое государство с момента его возникновения. Его международная не зависит от волеизъявления других субъектов. Она прекращается лишь с прекращением данного государства. Согласно ст. 3 Межамериканской конвенции о правах и обязанностях государств 1933 г. «политическое существование государства не зависит от его признания другими государствами. Даже еще не признанное государство имеет право защищать свою целостность и свою независимость, заботиться о своей сохранности и процветании и, как следствие этого, организоваться, как ему заблагорассудится, законодательствовать относительно своих интересов, управлять своими ведомствами и определять юрисдикцию и компетенцию своих судов».
В отличие от других субъектов международного права государство обладает универсальной правосубъектностью.

В доктрине международного права первичными субъектами являются государства и народы (нации), борющиеся за создание независимого государства (хотя и не столь однозначно признается правосубъектность наций и народов, борющихся за создание своего независимого государства).

Первичных субъектов международного права никто не создаст в качестве таковых. Их появление – это объективная реальность, результат естественно исторического процесса общественного развития.

Суверенное государство является основным субъектом международного права. Государство – необходимая форма организации населения для участия в международном сообществе, для представительства и защиты его интересов. Нормы, определяющие статус государства, в первую очередь реализуются в его правосубъектности. В отношении существующих «зависимых» государств с несколько ограниченной и делегированной правосубъектностью вопрос решается следующим образом: при наличии условий государственности «зависимое» государство сохраняет свою правосубъектность. Таким путем определяются и положение государства в международном сообществе, и его потенциальные возможности.

В международно-правовой литературе издавна используется понятие государства, представляющее единство трех его элементов:

  1. суверенной власти,
  2. территории,
  3. населения.

В международно-правовой доктрине под суверенитетом принято понимать юридическое выражение самостоятельности государства, верховенства и неограниченности его власти внутри страны, а также независимости и равноправия во взаимоотношениях с другими государствами. Суверенитет государства имеет международно-правовой и внутренний аспекты:

международно-правовой аспект суверенитета означает, что международное право рассматривает в качестве своего субъекта и участника международных отношений не государственные органы или отдельные должностные лица, а государство в целом (при этом все международно-правовые значимые действия, совершенные уполномоченными на то должностными лицами государства, считаются совершенными от имени этого государства);

внутренний аспект суверенитета предполагает территориальное верховенство и политическую независимость государственной власти внутри страны и за рубежом.

Для реализации суверенных прав государства существенное значение имеет понятие юрисдикции как проявления суверенитета. По объему различают юрисдикцию полную и ограниченную, по сфере действия – территориальную и экстратерриториальную, по характеру власти – законодательную, исполнительную, судебную.

В силу территориального верховенства государство осуществляет полную юрисдикцию в пределах своей территории. В силу личного верховенства – ограниченную юрисдикцию в отношении своих граждан за рубежом.

Существенным является то, что юрисдикция должна осуществляться с соблюдением иммунитетов, признанных международным правом. Иммунитет вытекает из принципа суверенного равенства. Ранее иммунитет был абсолютным, распространялся на любую деятельность иностранного государства и его собственность. В конце же XIX века появилась, а в наше время нашла широкое признание концепция ограниченного иммунитета. Согласно этой концепции, иммунитет ограничивается лишь теми отношениями, в которых государство выступает как носитель суверенной власти, действиями, совершаемыми в силу государственной власти.

На сегодня известна различная территориально-организационная структура государства – это простые (унитарные) и сложные государства.

Федерация – сложное государство, которое представляет собой объединение территориальных единиц, пользующихся определенной политико-правовой самостоятельностью. Интерес представляет вопрос о положении членов федеральных союзов. По конституциям Швейцарии, Германии и России, входящие в их состав единицы могут осуществлять определенные правомочия независимых государств, в том числе и право заключать договоры. Обычно они осуществляют такие правомочия в качестве представителей союза, даже если соответствующие акты совершаются от имени члена союза. Внешнеполитическая самостоятельность членов федерации может быть различной по объему. Степень их самостоятельности определяется федеративным договором и законодательством федерации, в первую очередь – ее конституцией. Как субъекты международного права члены федерации могут выступать лишь в том случае, если законодательство федерации признает за ними это качество (право от собственного имени заключать договоры, обмениваться делегациями, представительствами и т. д.). Их международная правосубъектность не зависит от признания их суверенитета конституцией федерации. Главное – это самостоятельный выход в межгосударственную сферу. Федерация в социальном и экономическом отношении выступает как единый организм. Например, Конституция США разрешает отдельным штатам заключать с согласия конгресса соглашения как с другими штатами, так и с иностранными государствами. На практике такие соглашения с иностранными государствами не заключались. В вот в Канаде федеральному правительству принадлежит исключительное право заключать договоры с иностранными государствами.

Однако если союз первоначально образовался как союз независимых государств, отношения внутри него сохраняют международный элемент, и союз такой может действовать как представитель входящих в его состав государств. Конфедерация – это международно-правовое объединение государств, предполагающее тесную координацию их действий, прежде всего – во внешнеполитической и военной областях. Классическая конфедерация не является субъектом международного права. Международной правосубъектностью обладают лишь ее отдельные члены, что в то же время не исключает создания в рамках конфедерации некоторых общих органов. По своей сути конфедерация имеет сходство с международной организацией. В современных условиях создание конфедерации неизбежно означает и высокую степень экономического и правового сотрудничества между ее членами.

К сложным государствам относят унии. Выделяют реальную унию и личную унию. Реальная уния – это результат слияния двух (иногда трех) государств в одно: возникает новое государство и соответственно – новый субъект международного права, а сливающиеся государства теряют при этом свой суверенитет и международную правосубъектность. Один из самых известных примеров современной унии – недолговечная сирийско-египетская уния конца 50-х годов прошлого века. Реальная уния может быть и федерацией, и унитарным государством.

Личная уния – это несложное государство, а своеобразный союз государств, основанный на общности главы государства. Практически же личная уния – это явление, связанное с монархической формой правления. Один монарх может одновременно быть главой двух или более государств, которые продолжают при этом оставаться самостоятельными субъектами международного права.

В доктрине международного права выделяют следующие основные права государств: суверенное равенство, право на независимость и свободное осуществление всех своих законных прав, на осуществление юрисдикции над своей территорией и над всеми лицами и вещами, находящимися в ее пределах (с соблюдением признанных международным правом иммунитетов), равноправие с другими государствами, право ограждать свою самостоятельность при решении вопросов, по существу входящих в его внутреннюю компетенцию, право на сотрудничество с другими членами международного сообщества, право на индивидуальную или коллективную самооборону против вооруженного нападения.

К основным обязанностям в доктрине относят следующие: обязанность уважать суверенитет других государств, воздерживаться от вмешательства во внутренние и внешние дела других государств, воздерживаться от разжигания междоусобицы на территории другого государства, уважать права человека, уважать право народов на самоопределение, устанавливать на своей территории такие условия, которые бы не угрожали международному миру, решать свои споры с другими государствами и международные конфликтные ситуации, в которые они вовлечены, мирными средствами, воздерживаться от угрозы силой или ее применения против территориальной неприкосновенности или политической независимости другого государства или иным образом, несовместимым с международным правом, поддерживать индивидуально и совместно с другими государствами международный мир и безопасность, воздерживаться от признания территориальных приобретений другого государства, действующего в нарушение обязательства неприменения силы, обязанность добросовестно выполнять свои международные обязательства, а также заботиться об охране окружающей среды.

Предыдущая

Субъект международного права - носитель международных прав и обязанностей, возникающих в соответствии с общими нормами международного права либо предписаниями международно-правовых актов. Соответственно международная правосубъектность - юридическая способность лица быть субъектом международного права . Международная правосубъектность по своему происхождению делится на фактическую и юридическую. Существуют поэтому две категории : первичные (суверенные) и производные (несуверенные). Отличаются они тем, что первичные субъекты международного права никто не создает в качестве таковых. Производные субъекты международного права создаются первичными. Правоспособность производных субъектов международного права оговаривается в договорах об их создании.

Первичные субъекты международного права .

  • в результате социальных революций и национально-освободительных движений;
  • слияние двух или нескольких государств в одно государство;
  • распад одного государства на два или несколько государств;
  • отделение части территории и провозглашение на ней самостоятельного государства;
  • решением международной организации.

Наиболее важными признаками государства являются суверенитет, территория, население и власть . Суверенитет - верховенство государства в пределах собственных границ и его самостоятельность в международных делах. Абсолютного суверенитета нет.

Признаки суверенитета.

1. Территориальное верховенство (на территории данного государства действуют законы только этого государства).

2. Территориальная целостность (территория государства не может быть изменена как в сторону уменьшения, так и в сторону увеличения без согласия его высшего органа или народа).

3. Формальная независимость государства от каких-либо субъектов (в том числе от организаций, физических лиц и от любых международных организаций как внутри государства, так и за его пределами).

Как субъект международного права государство обладает следующими правами:

  • право на независимость и свободное осуществление всех своих законных прав, на осуществление юрисдикции над своей территорией и над всеми лицами и вещами, находящимися в ее пределах, с соблюдением признанных международным правом иммунитетов;
  • равноправие с другими государствами;
  • право на коллективную и индивидуальную самооборону против вооруженного нападения.

К основным международно-правовым обязанностям государства относятся:

  • воздерживаться от вмешательства во внутренние и внешние дела других государств;
  • воздерживаться от разжигания междоусобицы на территории другого государства;
  • уважать права человека ;
  • устанавливать на своей территории такие условия, которые не угрожали бы международному миру;
  • решать все свои споры с другими субъектами международного права только мирными средствами;
  • воздерживаться от угрозы силой или ее применения против территориальной целостности и политической независимости или иным образом, несовместимым с международным правом;
  • воздерживаться от оказания помощи другому государству, нарушающую предыдущую обязанность или против которого ООН принимает меры предупреждения или принуждения;
  • воздерживаться от признания территориальных приобретений другого государства, действующего в нарушение обязательства непримения силы;
  • добросовестно выполнять свои обязательства.

Признание, его виды и юридические последствия. Правопреемство в международном праве

Международно-правовое признание - это акт государства , которым констатируется возникновение нового субъекта международного права и с которым этот субъект считает целесообразным установить дипломатические и иные основанные на международном праве отношения.

Существует две основных теории международно-правового признания - конститутивная и декларативная. Согласно первой акт признания дестинатора (адресата признания) со стороны уже существующих субъектов международного права играет решающую роль в его международно-правовом статусе. Эта теория имеет два существенных недостатка. Во-первых, на практике новые образования могут вступать в межгосударственные отношения и без признания. Во-вторых, неясно, признания скольких уже существующих государств необходимо для того, чтобы новое образование приобрело международную правосубъектность. Декларативная теория исходит из того, что признание не означает придания ему соответствующего правового статуса, а лишь констатирует факт возникновения нового субъекта международного права и облегчает осуществление с ним контакта. Эта теория в силу демократичности и большего внимания к правовым вопросам статуса государства в настоящее время преобладает в международно-правовой доктрине.

Формы признания .

Признание де-факто (de facto) - фактическое признание государства путем установления с ним экономических отношений без установления дипломатических отношений.

Признание де-юре (de jure) - открытие дипломатических представительств , миссий в признаваемом государстве.

Признание «ad hoc» - призвание государства для данного конкретного случая.

Виды признания :

  • традиционные виды признания: признание государств, признание правительств ;
  • предварительные (промежуточные): признание наций, признание восставшей или воюющей стороны, признание сопротивления, признание правительства в эмиграции.

Предварительные виды признания применяются в ожидании дальнейшего развития событий, которые могут привести либо к созданию нового государства, либо к стабилизации положения в стране, где власть была захвачена революционным путем.

Под правопреемством понимается смена одного государства другим в несении ответственности за международные отношения соответствующей территории и в осуществлении существовавших к этому моменту прав и обязательств . Из этого определения видно, что из трех наиболее важных характеристик государства (власть, население и территория) определяющее при переходе прав и обязанностей от одного государства к другому имеет именно территория. «Момент правопреемства» означает дату смены государством-преемником государства-предшественника в несении указанной ответственности за определенную территорию.

Правопреемство возникает:

  • при объединении существующих государств;
  • при разделе государств;
  • при отделении части государства;
  • при переходе части территории одного государства к другому государству.

Государство стоит на первом месте среди основных субъектов международного права и обладает всем комплексом перечисленных выше элементов международной правосубъектности.

Под государством в международном праве понимается страна со всеми присущими ей признаками суверенного государства.

Литературе известны и иные определения государства. По мнению немецкого философа г. Мюслера, “государство в аспекте международного правопорядка может быть определено как организованное социальное образование, являющееся высшей общественной властью”.

Польский профессор Л.Антонович считает, что государством является суверенное геополитическое образование, признающее международное право.

Первая попытка кодификации международно-правовых признаков государства была дана в межамериканской Конвенции о правах и обязанностях государства 1933 г. Согласно ст. 1 государство обладает следующими условиями:

1) постоянное население;

2) определенная территория;

3) правительство;

4) способность вступать в равноправные отношения с другими субъектами международного права.

Свое видение этой проблемы сформулировал и австрийский юрист-международник А. Фердросс, но мы выделим прежде всего основные признаки государства, такие так: суверенитет, территория, население и власть, а остановимся на наиболее важном из них - это суверенитет.

В зависимости от способа устройства государственной власти имеются некоторые особенности государств, как субъектов международного права, так, помимо простых - унитарных государств существуют и так называемые сложные государства - федерации и конфедерации.

Возникает вопрос, почему именно государство выделяется на первое место в системе субъектов международного права и этому есть ряд существенных причин:

1) Государство на сегодняшний день единственный способ политической организации человеческого общества. Наша планета состоит из более чем 180 суверенных образований-государств. Продолжают образовываться новые и все они беспрепятственно вливаются в международно-правовые отношения, уравниваясь в правах и обязанностях с уже существующими.

2) Только государства выступают как в качестве создателя норм международного права, так и в качестве основного механизма претворения этих норм в жизнь на своей территории. Государство обладает возможностью требовать исполнения тех или иных норм на своей территории. Международные организации, к примеру, не могут требовать соблюдения норм своей организации на территории государства, если оно не является членом этой организации и само не заинтересовано в реализации этих норм. И хотя в настоящее время международные организации, в частности ООН, пытаются изменить такое положение дел и расширить свое влияние в международных правоотношениях, сохраняется практика функционирования таких норм лишь в рамках отдельных международных организаций.



3) Основное же качество, отличающее государство от других субъектов, это обладание суверенитетом.

Термин “суверенитет” появился в политической и правовой практике в период становления абсолютных монархий и использовался королевской властью в борьбе против феодальной раздробленности. Первоначально носителем суверенитета считался абсолютный монарх. Так, согласно формуле Людовика XIV “государство - это я”. И лишь с ликвидацией феодализма государство стало рассматриваться как носитель суверенитета.

Государственный суверенитет - присущее государству верховенство на своей территории и независимость в международных отношениях.

Государственный суверенитет - полнота законодательной, исполнительной и судебной власти государства на его территории, исключающая всякую иностранную власть, а также неподчинение государства властям иностранных государств в сфере международного общения.

Принцип суверенного равенства государств нашел отражение во многих международно-правовых документах. В частности, п.1 ст.2 Устава ООН гласит: "Организация основана на принципе суверенного равенства ее членов". Он также закреплен в Декларации о принципах международного права, принятой в 1970 г. В современном международном праве под суверенитетом понимают независимость государства во внешних делах (внешний суверенитет) и верховенство его внутренней власти (внутренний суверенитет). Однако наблюдается тенденция на ограничение влияния государства и в этих, казалось бы неотъемлемых его областях.

Таким образом, государственный суверенитет имеет две стороны: внутреннюю и внешнюю.

Права государства, присущие внутренней стороне его суверенитета, включают в себя законодательную, исполнительную и судебную власть над населением. При этом власть и юрисдикция государства распространяются не только на его граждан, но и на иностранцев, включая право на национализацию иностранной собственности и ликвидацию любого привилегированного положения иностранцев. К рассматриваемым правам относится также суверенитет государства над естественными ресурсами страны.

Права государства, присущие внешней стороне его суверенитета, включают: право на международное общение и сотрудничество с другими государствами в политической, социальной и культурной областях, право обмениваться с ними дипломатическими, консульскими и иными представителями, право участвовать в международных конференциях универсального характера и в региональных конференциях, в которых непосредственно затрагиваются его интересы, право на участие в универсальных международных договорах без какой либо дискриминации, на полноправное членство в международных организациях, право на нейтралитет.

Все эти права относятся к основным, или суверенным, правам государства, составляя юридическую сущность государственного суверенитета.

Суверенным правам каждого государства соответствуют обязанности уважать их всеми другими государствами.

Государственный суверенитет предполагает наличие у государства своей внутренней компетенции, вмешательство в которую со стороны других государств или международных организаций недопустимо.

Суверенитет является главной предпосылкой международной правосубъектности государств. Последняя не зависит от воли отдельных государств, в том числе от признания его другими государствами в качестве субъекта международного права. Суверенитет государства возникает и исчезает вместе с возникновением и исчезновением самого государства.

Международное право стремится распространить свое влияние и на сферу внутригосударственных отношений. Оно пытается контролировать соблюдение международно-правовых норм, выполнение государством международных обязательств, соблюдение прав человека в отношении его граждан. Однако широкое развитие этого процесса видится только в перспективе международно-правовых отношений.

Основные права и обязанности государства - категория, отражающая условия, необходимые для жизни государства в рамках международного сообщества. Поэтому они относятся к категории так называемых неотъемлемых прав, которые в нормальных условиях не могут быть ограничены.

Основные права и обязанности государств. По поручению ГА ООН Комиссия международного права подготовила проект Декларации прав и обязанностей государств, который в 1949 г. был предложен вниманию государств-членов для получения отзывов. С 1951 г. отложен и до настоящего времени не принят.

В Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН, утверждается, что "каждое государство пользуется правами, присущими полному суверенитету". Кроме того, в 1974 г. ГА ООН приняла Хартию экономических прав и обязанностей государств.

Особое значение имеют следующие основные права государств:

1) право вступать в сношения с другими государствами;

2) право устанавливать и поддерживать дипломатические и консульские отношения с другими государствами;

3) право заключать международные договоры или участвовать в создании международно-правовых норм иными способами;

4) право быть членом международных организаций и участвовать в международных конференциях;

5) право защищать свою правосубъектность, включая право на индивидуальную или коллективную самооборону, а также применять санкции к нарушителям международно-правовых норм

Более сложно обстоит дело с правом на участие в решении конкретных вопросов, нередко оно игнорируется, при этом существенное значение имеет уточнение самого понятия, “непосредственно заинтересованное государство”. Речь идет о законной заинтересованности государства, о юридически обеспеченном интересе. Государство может иметь политический, юридический, территориальный или материальный интерес. При решении многих проблем существует категория необходимых участников, т.е. таких, без которых решение останется на бумаге. Утверждение в международной практике права на участие имеет первостепенное значение для реальности прав государств.

К основным обязанностям государств относятся:

1) воздерживаться от угрозы силой или ее применения против других государств и наций.

2) разрешать международные споры мирными средствами.

3) не вмешиваться во внутренние дела других государств.

4) сотрудничать с другими государствами в различных областях.

5) уважать право народов на самоопределение.

6) добросовестно выполнять обязательства.

Основные права и обязанности государств определяются основными принципами международного права.

Все государства имеют одинаковые основные права и обязанности, являются равноправными членами международного сообщества, независимо от различий экономического, социального, политического или иностранного характера.

Устав ООН, признавая суверенное равенство основным принципом, уравнивает все государства в правовом положении, не зависимо от размеров территории, военной мощи, культурного и экономического развития. Это позволяет небольшим, слаборазвитым, вновь образовавшимся государствам на равных с остальными правах участвовать в международных отношениях, и тем самым повышать свой авторитет и упрочнять суверенитет. В последние годы в международное сообщество вошло много новых государств и все они выступают на международной арене наравне с остальными, являются полноправными экономическими партнерами, членами международных и других организаций.

Для реализации суверенных прав государства существенное значение имеет понятие юрисдикции, что представляет собой явление суверенитета и означает государственную власть, ее объем и сферу действия. По объему различают юрисдикцию полную и ограниченную, по сфере действия - территориальную и экстерриториальную, по характеру власти - законодательную, исполнительную и судебную.

Юрисдикция осуществляется в соответствии с рядом принципов, таких как территориальный принцип, принцип гражданства, пассивный персональный принцип (в отношении иностранцев, находящихся за рубежом...).

Государство осуществляет некоторые властные функции и на иностранной территории. Помимо министерства иностранных дел все большее число иных ведомств осуществляет властные функции за рубежом. Например, Министерство внешнеэкономических связей Российской Федерации согласно положению о нем 1993 г.

Несмотря на то, что государства обладают равными правами, реальные возможности использования их неодинаковы. На протяжении всей истории мировая политика делалась великими державами, которые не считались с интересами других государств. Они же создавали и нормы международного права. Известный британский юрист Дж.Шварценбергер утверждает, что “сила является фактором, определяющим место суверенных государств в иерархии международной аристократии. Аналогичные мнения высказываются и в наши дни, и, более того, сегодняшние позиции США лишний раз является тому подтверждением, которое по-прежнему претендует на роль лидера в современном мире (Президент Клинтон заявил о своем намерении “сохранить лидерство Америки и в ХХ в. “как силы мира и свободы, демократии и процветания”. Особая ответственность великих держав за поддержание мирного порядка закреплена Уставом ООН.

Вывод:

Таким образом, в силу территориального верховенства государство осуществляет полную юрисдикцию в пределах своей территории, а в отношении своих граждан за рубежом - ограниченную, при этом преимущественная сила принадлежит праву страны пребывания, поскольку иностранное государство не может предписывать поведение, запрещенное местным правом.

Суверенитет - признак, свойственный государству с момента его возникновения. С этого же момента государство становится субъектом международного права с приобретением международной правосубъектности в полном объеме. Этот факт не зависит от воли отдельных государств, от того, признали ли его остальные государства в качестве субъекта.

Государство как основной субъект международного права

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Государство как основной субъект международного права
Рубрика (тематическая категория) Государство

Первичные (суверенные) субъекты МП.

Понятие и виды субъектов международного права

Субъект МП - носитель межд. прав и обязанностей, возникающих в соответствии с общими нормами МП либо предписаниями межд.-правовых актов.

Соответст­венно межд. правосубъектность - юридическая спо­собность лица быть субъектом МП.

Межд. правосубъект­ность: фактическая и юридическая.

1. Государства. Признаки: территория, населœение, публичные власти (система органов).

2. Нации, борющиеся за национальное самоопределœение. Нация - историческая общность людей, проживающая на данной территории и характеризующаяся единством политики, экономики, культуры, социальной жизни и языка.

Чтобы быть субъектом МП, нации необходимы:

· территория, на которой она бы могла самоопределиться;

· политическая организация, которая могла бы выступать от имени всœей нации;

· воинские формирования;

· признание при межд. организациях.

Производные субъекты МП (создаются первичными). Пра­воспособность производных субъектов МП оговаривает­ся в договорах об их создании.

1. Межд. организации.

· межд. межправительственные организации - основа­ны на межправительственных соглашениях. Существуют как уни­версальные (носят всœемирный характер (ООН)) и региональные (объединяющие субъектов МП данного региона (ОБСЕ, Евросоюз, Совет Европы и др.));

· межд. неправительственные организации (так назы­ваемые органы народной дипломатии) - основаны не­правительственными, негосударственными организа­циями и лицами.

2. Государственно-подобные субъекты (Ватикан, Сан-Марино, Монако, Андорра, Мальтийский орден в Риме). В корне их создания лежит договор, как правило, с сопредельными государствами о ненападении на ʼʼвольные городаʼʼ, которые впоследствии трансформи­руются в подобия государства со своей незначительной армией, границей, подобием суверенитета.

Помимо этого существуют участники отдельных ви­дов межд.-правовых отношений (своего рода единовре­менные субъекты). К ним относятся правительства в из­гнании, восставшая сторона, воюющая сторона. При этом вопрос об их межд. правосубъектности решается исклю­чительно по согласию государств. Их единичная право­субъектность чрезвычайно ограничена.

Одним из самых дискуссионных в науке МП является вопрос о межд. правосубъектности индивида: от полного отри­цания межд. правосубъектности индивида до признания последнего единственным субъектом МП.

Государством в МП - страна со всœеми присущими ей признаками суверенного государства . Но не всякая страна должна быть государством в межд.-правовом смысле и субъектом МП (к примеру, колониальные страны не могли).

Способы образования новых государств - субъектов МП:

1. в результате социальных революций и национально-освободительных движений;

2. слияние двух или нескольких государств в одно госу­дарство;

3. распад одного государства на два или несколько государств;

4. отделœение части территории и провозглашение не ней самостоятельного государства;

5. решением межд. организации.

Наиболее важные признаки государства : суверенитет, территория, населœение и власть.

Особенности суверенитета:

· Международно-правовой аспект суверенитета - субъект и участник международных отношений не государственные органы или должностные лица, а государство в целом.

· Внутренний аспект суверенитета - территориальное верховенство и политическая независимость государственной власти внутри страны и за рубежом.

Права государства как субъекта МП:

1. право на независимость и свободное осуществление всœех своих законных прав, на осуществление юрисдикции над своей территорией и над всœеми лицами и вещами, находящимися в ее пределах, с соблюдени­ем признанных МП иммунитетов;

2. равноправие с другими государствами;

3. право на коллективную и индивидуальную самообо­рону против вооруженного нападения.

Обязанности госу­дарства:

1. воздерживаться от вмешательства во внутренние и внешние дела других государств;

2. воздерживаться от разжигания междоусобицы на территории другого государства;

3. уважать права человека;

4. устанавливать на своей территории такие условия, которые не угрожали бы межд. миру;

5. решать всœе свои споры с другими субъектами МП только мирными средствами;

6. воздерживаться от угрозы силой или ее применения про­тив территориальной целостности и политической незави­симости или иным образом, несовместимым с МП;

7. воздерживаться от оказания помощи другому госу­дарству, нарушающую предыдущую обязанность или против которого ООН принимает меры предупрежде­ния или принуждения;

8. воздерживаться от признания территориальных при­обретений другого государства, действующего в на­рушение обязательства неприменения силы;

9. добросовестно выполнять свои обязательства.

10.Международно-правовое признание: понятие, виды, значение

Межд.-правовое признание - это акт государства, ко­торым констатируется возникновение нового субъекта МП и с которым данный субъект считает целœесообразным установить дипломатические и иные основанные на МП отношения.

Теории межд.-правового признания:

· конститутивная - акт признания дестинатора (адресата призна­ния) со стороны уже существующих субъектов МП играет решающую роль в его межд.-правовом статусе. Недостатки: на практике новые образования могут вступать в межгосу­дарственные отношения и без признания, не­ясно - признания скольких государств крайне важно для того, чтобы новое образование приобре­ло межд. правосубъектность.

· декларативная - признание не означает придания ему соответствующего правового статуса, а лишь констатиру­ет факт возникновения нового субъекта международного права и облегчает осуществление с ним контакта. Преобладает в международно-правовой доктринœе.

Формы признания:

1. Признание де-факто (de facto) - фактическое призна­ние государства путем установления с ним экономических отношений без установления дипломатических отношений.

2. Признание де-юре (de jure) - открытие дипломатических представительств, миссий в признаваемом государстве.

3. Признание (разовое) ʼʼad hocʼʼ - признание государства для конкретного случая.

Виды признания:

· традиционные виды признания: признание госу­дарств, признание правительств;

· предварительные (промежуточные): признание наций, признание восставшей или воюющей стороны, признание сопротивления, признание правительства в эмиграции.

Предварительные виды признания применяются в ожидании дальнейшего развития событий, которые мо­гут привести либо к созданию нового государства, либо к стабилизации положения в стране, где власть была за­хвачена революционным путем.

Акт, противоположный признанию, именуется протестом . Сущность протеста - в несогласии с правомерностью соответствующего юридически значимого факта или события, в квалификации его как международно-противоправного деяния. Протест должен быть явно выраженным и так или иначе доведенным до сведения государства, которого он касается.

Государство как основной субъект международного права - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Государство как основной субъект международного права" 2017, 2018.



 

Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!