Федеративное устройство государства. Основные характеристики государства в контексте правовой теории государства Унитарная традиция играет значимую роль

Вопрос: Автор утверждает, что «Принцип федерализма способствует демократизации управления государством». Опираясь на знание обществоведческого курса, други...Автор утверждает, что «Принцип федерализма способствует демократизации управления государством». Опираясь на знание обществоведческого курса, других учебных дисциплин и социальный опыт, приведите три аргумента, подтверждающих точку зрения автора.

Автор утверждает, что «Принцип федерализма способствует демократизации управления государством». Опираясь на знание обществоведческого курса, други...Автор утверждает, что «Принцип федерализма способствует демократизации управления государством». Опираясь на знание обществоведческого курса, других учебных дисциплин и социальный опыт, приведите три аргумента, подтверждающих точку зрения автора.

Ответы:

От­дель­ные ре­ги­о­ны имеют ре­аль­ную са­мо­сто­я­тель­ность в ре­ше­нии во­про­сов своей жизни - слож­ное на­ци­о­наль­но-тер­ри­то­ри­аль­ное устрой­ство го­су­дар­ства от­ра­жа­ет са­мо­быт­ность от­дель­ных субъ­ек­тов Фе­де­ра­ции, поз­во­ля­ет со­хра­нить на­ци­о­наль­ную куль­ту­ру - цен­траль­ная власть ли­ше­на мо­но­по­лии на власть.

Похожие вопросы

  • На каком материке суммарная площадь крупнейших озер наибольшая?На каком материке суммарная площадь крупнейших озер наибольшая?
  • В ячейке B4 записана формула =2*A$1. Какой вид приобретёт формула, после того как ячейку B4 скопируют в ячейку C5? Примечание: знак $ используе...В ячейке B4 записана формула =2*A$1. Какой вид приобретёт формула, после того как ячейку B4 скопируют в ячейку C5? Примечание: знак $ используется для обозначения абсолютной адресации. 1) =2*A$1 2) =2*A$2 3) =2*B$1 4) =2*B$2
  • "Вказувати дорогу " одним словом! подскажите плиииз)"Вказувати дорогу " одним словом! подскажите плиииз)
  • Задание 1. Ученики посадили 4 куста красной смородины, а малины в 3 раза больше.Крыжовника они посадили на 5 кустов больше, чем малины.Сколько ку...Задание 1. Ученики посадили 4 куста красной смородины, а малины в 3 раза больше.Крыжовника они посадили на 5 кустов больше, чем малины.Сколько кустов крыжовника посадили ученики? Задание 2. Вычисли периметр прямоугольника со сторонами 3 см и 5 см.Начерти такой прямоугольник. Задание 3 . В прятки...
  • Задача по алгебре: Туристы планировали пройти маршрут за 6 дней,но из-за плохой погоды им пришлось двигаться медленнее,в место предпологаемых 30 к...Задача по алгебре: Туристы планировали пройти маршрут за 6 дней,но из-за плохой погоды им пришлось двигаться медленнее,в место предпологаемых 30 км в день они проходили только 20 км.За сколько дней они совершили весь переход?
  • Пригодный к употреблению - какое слово главное? И ещё вопрос: может ли словосочетание состоять из трёх слов? (кроме фразеологизмов), например: пре...Пригодный к употреблению - какое слово главное? И ещё вопрос: может ли словосочетание состоять из трёх слов? (кроме фразеологизмов), например: преподнести поздравительный адрес
  • (х+5/12)-1 1/6=1,25 Решите уравнение пожалуйста(х + \frac{5}{12} )- 1 \frac{1}{6} = 1,25(х+5/12)-1 1/6=1,25 Решите уравнение пожалуйста(х + \frac{5}{12} )- 1 \frac{1}{6} = 1,25
  • 15. Во время оккупации Одессы за подпольную деятельность был осужден фашистами на 25 лет тюрьмы юный подпольщик, который стал известен всему миру в...15. Во время оккупации Одессы за подпольную деятельность был осужден фашистами на 25 лет тюрьмы юный подпольщик, который стал известен всему миру в 1971 году как командир экипажа первой в мире долговременной орбитальной станции «Салют»? Назовите этого человека.

Многие современные государства - это федерации. В числе таковых - Россия. Традиции федерализма развиты также в США, Канаде, Германии и многих других западных странах. Какова специфика данной модели организации государственного устройства? Каковы особенности ее образца, сформировавшегося в России?

Определение федерализма

Что такое федерализм? Под данным термином принято понимать форму организации государственной власти, при которой политический центр делегирует часть своих полномочий на уровень субъектов федерации или же разграничивает свои управленческие компетенции с ними. В зависимости от национальной специфики государственной модели объем полномочий элементов федерации может разниться. Примеры стран, в которых федеративные субъекты обладают в достаточной мере выраженной политической самостоятельностью - США, Россия, Германия.

Федеральная модель государственного устройства в любой стране функционирует в соответствии с теми или иными принципами. Определяются они обычно в законодательном порядке. Принцип федерализма означает некую модель выстраивания политических коммуникаций, которая реализуется всеми субъектами, входящими в состав государства. Их сущность может быть выражена также и в экономическом контексте. Принцип федерализма является в данном аспекте совокупностью правил и норм, отражающих специфику бюджетной или налоговой политики. Данный механизм взаимодействия политического центра и регионов во многом предопределяет то, как осуществляется распределение полномочий между ними.

Федерализм и вопросы суверенитета: американская модель

Принципы федерализма во многом отражают такой аспект, как суверенность субъектов, формирующих государство. Но подход к интерпретации данного термина может разниться. Основные принципы федерализма, заложенные в Конституции США, предполагают, что суверенитет делится между государством на уровне политического центра и штатов в равной степени.

Российская модель суверенитета

В России единственный носитель государственного суверенитета - это политический центр. Субъекты РФ не могут выступать политически независимыми единицами. Данное обстоятельство подтверждено одним из постановлений Конституционного Суда РФ, рассматривавшего вопрос о том, обладают ли национальные республики, входящие в состав РФ, более выраженным суверенитетом, чем, например, области. Ни один из субъектов РФ не обладает полномочиями выше, чем у аналогичных политических единиц, образующих федерацию.

Факторы выбора федеральной модели

Подобная разница в подходах к пониманию суверенитета, которая наблюдается при изучении систем организации государственной власти РФ и США, имеет историческое обоснование. Дело в том, что формирование американской федерации шло в ходе центростремительных трендов: независимые изначально штаты, которые носили все признаки суверенитета, объединились в общее государство. В целом схожая ситуация и в Германии: немецкое государство в том виде, который приближен к современному, сформировалось как союз изначально независимых государств.

В РФ ситуация иная. В течение многих веков Россия развивалась как унитарное государство. Только после революции 1917 года были предприняты первые попытки внедрить в стране принципы федерализма, которые были закреплены в ходе формирования советской модели государственного управления. Хотя формально СССР не считался федеративным государством: на уровне Конституции страны подобной терминологии не употреблялось. После распада СССР федеративная модель устройства РФ была закреплена законодательно.

Особенности российской федеративной модели

Каковы ключевые принципы российского федерализма? Одним из таковых можно назвать равноправие субъектов, формирующих федерацию. В РФ предусмотрены шесть типов соответствующих политических единиц:

  • области;
  • края;
  • автономные округа;
  • республики;
  • автономные области;
  • города федерального значения;

Можно отметить, что федеративная структура России в современном виде в целом схожа с той, что была сформирована в советское время на территории РСФСР. Основной источник права, фиксирующий модель государственного устройства России - Конституция.

Другой важнейший принцип федерализма в РФ: каждый из субъектов федерации обладает выраженной самостоятельностью. Регионы могут обладать собственной конституцией или уставом, который носит аналогичные функции, законодательной системой, а также структурой исполнительной власти. При этом если парламенты субъектов РФ не подочетны Федеральному Собранию - высшему законодательному органу власти, то региональные правительства находятся в вертикальной субординации по отношению к соответствующей структуре исполнительной власти на уровне политического центра.

Федерализм и муниципальная власть

Интересен статус муниципалитетов РФ. Законодательно они не входят в российскую систему государственной власти. Деятельность местных парламентов и административных структур прямо не подочетна соответствующим органам власти на уровне регионов и политического центра. Однако функционирование системы местного самоуправления во многих российских регионах в значительной мере зависит от бюджетного финансирования, предоставляемого центром или региональным правительством. Рассмотрим данный аспект подробнее.

Специфика бюджетного федерализма РФ

Каковы принципы бюджетного федерализма, сформировавшиеся в России? Один из его аспектов мы обозначили выше: многие муниципалитеты зависят от финансовых поступлений, формируемых на уровне региональных бюджетов и федеральной системы государственных резервов. Но есть города и районы, которые вполне способны себя обеспечивать сами. Аналогичные закономерности характерны также и для субъектов федерации: некоторые являются регионами-донорами, другие - дотационными политическими единицами.

Для того чтобы выровнять финансовое положение между различными субъектами федерации, российские власти разработали довольно специфичную бюджетную систему. Которая, с одной стороны, позволяет реализовать ключевые принципы российского федерализма, а именно - равноправие регионов и их самостоятельность в тех или иных политических компетенциях, с другой, сохраняет их вертикальную субординацию в отношении ключевых властных структур на уровне политического центра.

Налоговый фактор

Основной источник бюджетных поступлений в РФ - это налоги и сборы. Они подразделяются на три основных типа - федеральные, региональные и местные. При этом данная классификация не предполагает, что собираться они будут соответствующими органами власти. Нет, их фактическое исчисление и перечисление осуществляют локальные структуры ФНС. Однако федеральными, региональными и местными они именуются, исходя из адресности их зачисления в аспекте бюджета соответствующего уровня.

Совместимы ли дотации с федеральной моделью?

Крупнейшие по объему налоги - федеральные. В числе таковых, например, НДФЛ, который платят все граждане, а также налоги на прибыль организаций. Получается, наибольший объем налогов уходит в федеральный центр? Не совсем так. В России организован также достаточно специфичный принцип налогового федерализма. В соответствии с ним, сборы, взимаемые в бюджет соответствующего уровня, все же могут в определенной пропорции возвращаться на уровень регионов и муниципалитетов. Это происходит на основании норм, прописанных в Бюджетном Кодексе РФ. Так, в некоторых случаях местные бюджеты могут получать порядка 90% от налогов, которые относятся к федеральным или региональным, в виде отчислений по установленным нормативам.

Другое дело, что во многих городах предприятия попросту не могут генерировать столько выручки, чтобы на ее основе формировались налоги, и, соответственно, отчисления с них по нормативам в объемах, достаточных для удовлетворения потребностей муниципалитета или региона в целом. В этом случае федеральный центр назначает меры бюджетной поддержки - дотации, субвенции, целевые кредиты и т. д.

Принципы федерализма в бюджетном выражении отражают специфику экономического развития субъектов РФ. Дело в том, что в России есть регионы, которые объективно развиты лучше, чем другие, а есть те, что сильно отстают в аспекте хозяйственной модернизации. В США подобная ситуация выражена не так сильно - уровень развития штатов в целом сопоставим. И потому американская бюджетная модель характеризуется большей децентрализацией, чем в РФ. Хотя дотации - не чуждое явление и для штатов США.

Федерализм в РФ: нюансы региональной политики

Мы выяснили, что принципы федерализма в РФ в экономическом аспекте выражаются в том, что бюджетная система России, с одной стороны, децентрализована - регионы и муниципалитеты имеют самостоятельную финансовую систему. С другой стороны, соответствующие административно-политические единицы часто не могут быть в полной мере независимыми от центра в силу специфики экономического развития.

Но как обстоят дела в политическом аспекте взаимодействия российского политического центра и субъектов федерации?

Ситуация неоднозначна. В период с 1991 по 2005 годы главы субъектов федерации избирались населением региона. В 2005-2011 годах они назначались политическим центром. Теперь население вновь выбирает главу региона. Также в субъектах РФ возможно принятие законов, по которым глава будет выбираться локальным парламентом. Справедливо ли говорить о том, что при большем уровне демократии регионы обладают более выраженной политической самостоятельностью?

Трактовка имеет значение

Все зависит от способа интерпретации соответствующих процедур. С одной стороны, у нас есть формальный повод говорить о том, что при выборах глав регионов населением самостоятельность субъектов выше. С другой стороны, принципы федерализма, озвученные в Конституции РФ, предполагают, что, вне зависимости от механизма формирования ключевых должностей в регионах, развитие субъекта должно осуществляться при условии самостоятельного определения им политических приоритетов. То есть то, как именно избирается глава региона - не определяющий фактор, если придерживаться рассматриваемой интерпретации. Главное - это фактическое наполнение его полномочий. Которое, если рассматривать конституционные принципы федерализма, представляется достаточно весомым.

Нужен ли России федерализм?

По мнению ряда исследователей, реальная независимость субъектов федерации в России возможна при условии выраженного экономического суверенитета. Принцип финансового федерализма, реализованный в РФ, пока объективно не позволяет субъектам федерации быть в значительной мере независимыми от политического центра. Однако это вовсе не предопределяет каких-либо сложностей в организации системы государственного управления РФ. И во многом опять же по историческим причинам: традиции, отражающие функционирование централизованной политической системы, в России были развиты несопоставимо дольше, чем федерализм.

Нужно ли России стремиться к выстраиванию федеративного государства, приближая стандарты организации политического управления к западным? Ответ на этот вопрос, во-первых, зависит от процессов экономического развития регионов и от их готовности развиваться независимо от дотаций: выше мы определили, что политический суверенитет не может быть реализован без экономического. Во-вторых, исключительно важно, чтобы и граждане РФ были готовы к соответствующей модернизации системы государственного управления.

Исторический аспект государственного устройства России

Оба процесса не должны происходить в форсированном режиме. История России неоднократно доказывала деструктивность резких переходов от одной системы политической организации к другой. Вполне возможно, что текущая геополитическая ситуация способствует как раз таки планомерному отказу от взятого в начале 90-х годов курса на федеративное обустройство страны. И этот путь, по крайней мере, не будет противоречить политической традиции РФ, которая, как мы определили, исторически являлась унитарным государством.

Касательно данного тезиса есть возражения, основанные на том аргументе, что РФ - многонациональная страна и народы России будут желать особого статуса. Однако опять же возвращаемся к истории.

Унитарная традиция играет значимую роль

Российская Империя была столь же многонациональным государством. Результаты переписи населения, проводимые во времена правления царя, показывают, что на территориях многих губерний, совпадающих с сегодняшними национальными республиками, процент коренных народов был выше, чем сейчас. Только в советское время в них стали активными темпами приезжать русские, украинцы, белорусы, принося с собой элементы восточнославянской культуры и свои языки. При этом малые национальности в Российской Империи отлично чувствовали себя в условиях унитарного государства.

Принципы демократического государства

Основными принципами демократического государства являются:

1. признание народа источником власти, сувереном в государстве;

2. существование правового государства;

3. подчинение меньшинства большинству при принятии решений и их выполнении;

4. разделение властей;

5. выборность и сменяемость основных органов государства;

6. контроль общества над силовыми структурами;

7. политический плюрализм;

8. гласность.

Принципы демократического государства (применительно к РФ):

· Принцип соблюдения прав человека, их приоритет над правами государства.

· Принцип верховенства закона.

· Принцип народовластия.

· Принцип федерализма.

· Принцип разделения властей.

· Принципы идеологического и политического плюрализма.

· Принцип многообразия форм экономической деятельности. Шапсугов Д.Ю. Теория государства и права. Ростов-на-Дону, 2013.

Обеспечение прав и свобод человека и гражданина -- важнейший признак демократического государства. Именно здесь проявляется тесная связь формально демократических институтов с политическим режимом. Только в условиях демократического режима права и свободы становятся реальными, устанавливается законность и исключается произвол силовых структур государства. Никакие возвышенные цели и демократические декларации не способны придать государству подлинно демократический характер, если не обеспечиваются общепризнанные права и свободы человека и гражданина. Конституция РФ закрепила все известные мировой практике права и свободы, однако для реализации многих из них еще необходимо создать условия.

Демократическое государство не отрицает принуждения, а предполагает его организацию в определенных формах. К этому побуждает сущностная обязанность государства защищать права и свободы граждан, устраняя преступность и другие правонарушения. Демократия -- это не вседозволенность. Однако принуждение должно иметь четкие пределы и осуществляться только в соответствии с законом. Правозащитные органы не только вправе, но и обязаны применять силу в определенных случаях, однако при этом всегда действуя только законными средствами и на основании закона. Демократическое государство не может допустить «разрыхления» государственности, т. е. невыполнения законов и других правовых актов, игнорирования действий органов государственной власти. Это государство подчинено закону и требует законопослушания от всех своих граждан.

Принцип народовластия характеризует Российскую Федерацию как демократическое государство (ст. 1 Конституции РФ). Народовластие предполагает, что носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ является её многонациональный народ (ст.3 Конституции РФ).

Принцип федерализма является основой его государственно-территориального устройства РФ. Он способствует демократизации управления государством. Децентрализация власти лишает центральные органы государства монополии на власть, предоставляет отдельным регионам самостоятельность в решении вопросов их жизни.

Основы конституционного строя включают основные принципы федерализма, определяющие государственно-территориальное устройство РФ. К ним относятся:

1. государственная целостность;

2. равноправие и самоопределение народов;

3. единство системы государственной власти;

4. разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ;

5. равноправие субъектов РФ во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти (ст. 5 Конституции РФ).

Принцип разделения властей - выступает как принцип организации государственной власти в правовом демократическом государстве, как одна из основ конституционного строя. Является одним из основополагающих принципов демократической организации государства, важнейшей предпосылкой верховенства права и обеспечения свободного развития человека. Единство всей системы государственной власти предполагает, с одной стороны, осуществление её на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную, носителями которой являются самостоятельные органы государства (Федеральное Собрание, Правительство РФ, суды РФ и аналогичные им органы субъектов федерации).

Принцип разделения властей является предпосылкой верховенства права и обеспечения свободного развития человека. Разделение властей поэтому не ограничивается распределением функций и полномочий между различными государственными органами, а предполагает взаимное равновесие между ними с тем, чтобы ни один из них не мог получить преобладание над другими, сосредоточить всю полноту власти в своих руках. Это равновесие достигается системой «сдержек и противовесов», которая выражается в полномочиях государственных органов, позволяющих им оказывать влияние друг на друга, сотрудничать при решении важнейших государственных проблем.

Принципы идеологического и политического плюрализма. Идеологический плюрализм означает, что в РФ признаётся идеологическое многообразие, никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной (ст.13,ч. 1,2 Конституции).

РФ провозглашается светским государством (ст.14 Конституции). Это означает, что никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Светский характер государства проявляется так же и в том, что религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

Политический плюрализм предполагает наличие различных социально-политических структур, функционирующих в обществе, существование политического многообразия, многопартийности (ст.13, ч.3, 4, 5 Конституции). Деятельность всевозможных объединений граждан в обществе оказывает влияние на политический процесс (формирование органов государственной власти, принятие государственных решений и т.д.). Многопартийность предполагает легальность политической оппозиции, способствует вовлечению в политическую жизнь более широких слоёв населения. Конституцией запрещается лишь создание и деятельность таких общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности РФ, подрыв безопасности государства, создание вооружённых формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

Политический плюрализм - это свобода политических мнений и политических действий. Его проявление - деятельность независимых объединений граждан. Поэтому надёжная конституционно-правовая защита политического плюрализма есть необходимая предпосылка не только реализации принципа народовластия, но и функционирования правового государства.

Принцип многообразия форм экономической деятельности подразумевает, что основу экономики РФ составляет социальное рыночное хозяйство, где обеспечивается свобода экономической деятельности, поощрение конкуренции, разнообразие и равноправие форм собственности, их правовая защита. В РФ признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Чиркин В.Е. Современное государство. М., 2011

Российская Федерация - федеративное государство.

Демократический характер Российского государства проявляется в его государственно-территориальном устройстве, основывающемся на принципе федерализма.

Принцип федерализма способствует демократизации управления государством. Децентрализация власти лишает центральные органы государства монополии на власть, предоставляет отдельным регионам самостоятельность в решении вопросов их жизни.

Основы конституционного строя включают основные принципы федерализма, определяющие государственно-территориальное устройство Российской Федерации. К ним относятся:

  • 1) государственная целостность;
  • 2) равноправие и самоопределение народов;
  • 3) единство системы государственной власти; 4) разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
  • 5) равноправие субъектов РФ во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти (ст. 5 Конституции РФ).

Принцип разделения властей

Разделение властей - выступает как принцип организации государственной власти в правовом демократическом государстве, как одна из основ конституционного строя. Является одним из основополагающих принципов демократической организации государства, важнейшей предпосылкой верховенства права и обеспечения свободного развития человека. Единство всей системы государственной власти предполагает, с одной стороны, осуществление её на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную, носителями которой являются самостоятельные органы государства (Федеральное Собрание, Правительство РФ, суды РФ и аналогичные им органы субъектов федерации).

Принцип разделения властей находит своё проявление, с другой стороны, в разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти её субъектов.

Принцип разделения властей является предпосылкой верховенства права и обеспечения свободного развития человека. Разделение властей, поэтому не ограничивается распределением функций и полномочий между различными государственными органами, а предполагает взаимное равновесие между ними с тем, чтобы ни один из них не мог получить преобладание над другими, сосредоточить всю полноту власти в своих руках. Это равновесие достигается системой «сдержек и противовесов», которая выражается в полномочиях государственных органов, позволяющих им оказывать влияние друг на друга, сотрудничать при решении важнейших государственных проблем.

В Российской Федерации принцип разделения властей впервые был провозглашён в Декларации о государственном суверенитете РСФСР, в которой разделение законодательной, исполнительной и судебной власти объявлялось «важнейшим принципом функционирования РСФСР как правового государства».

В апреле 1992 года этот принцип был внесён в Конституцию РФ - в качестве одной из незыблемых основ конституционного строя России (ст. 1)

Разделение властей - один из основных принципов действующей Конституции РФ 1993 года. В ст. 10 указывается, что государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную, органы которых осуществляют свои полномочия самостоятельно. Они не в праве выходить за пределы полномочий, установленных для них Конституцией РФ и законом.

Для того, чтобы обеспечить реализацию принципа разделения властей не только в «верхних эшелонах государственной власти», но и во всей её иерархии, Конституция (ст. 5), предусматривает соединение принципа разделения властей с принципом разграничения предметов ведения и полномочий между РФ, составляющими её республиками, краями, областями, городами федерального значения, автономными областями, автономными округами и местным самоуправлением.

«В современных условиях становления конституционного строя в Российской Федерации принцип разделения властей имеет особое значение. Он нацелен на то, чтобы предотвратить возвышение одной из властей над другими, утверждение авторитаризма и диктаторского режима в обществе. Он предусматривает систему «сдержек и противовесов», направленную на то, чтобы свести к минимуму возможные ошибки в управлении, односторонность подхода к решаемым вопросам. Он призван обеспечить, в конечном счете, рационализацию и оптимизацию деятельности государства, всех его структур и на этой основе повышение эффективности всего механизма управления государственными делами».

Разделение властей - не застывшее состояние обособленных структур, это - работающий механизм, достигающий единства на основе сложного процесса согласования и специальных правовых процедур, предусмотренных на случай конфликтных состояний.

  • Автор утверждает, что «Принцип федерализма способствует демократизации управления государством». Опираясь на знание обществоведческого курса, других учебных дисциплин и социальный опыт, приведите три аргумента, подтверждающих точку зрения автора.
  • -От­дель­ные ре­ги­о­ны имеют ре­аль­ную са­мо­сто­я­тель­ность в ре­ше­нии во­про­сов своей жизни
    - слож­ное на­ци­о­наль­но-тер­ри­то­ри­аль­ное устрой­ство го­су­дар­ства от­ра­жа­ет са­мо­быт­ность от­дель­ных субъ­ек­тов Фе­де­ра­ции, поз­во­ля­ет со­хра­нить на­ци­о­наль­ную куль­ту­ру
    - цен­траль­ная власть ли­ше­на мо­но­по­лии на власть.
  • Право как социальный регулятор- это, прежде всего инструментальная ценность, т. е. ценность, выступающая в качестве инструмента, орудия, средства, обеспечивающего функционирование других социальных институтов. Вместе с тем важно подчеркнуть, что право имеет и собственную ценность. Самым общим образом собственную ценность права можно определить как выражение и олицетворение правом социальной свободы и активности людей на основе упорядоченных отношений и в соответствии со справедливостью, необходимостью согласования воли и интересов различных слоев населения, социальных групп.
    Даже тогда, когда право выступает в качестве права сильного или права власти, когда его содержание по основным своим характеристикам часто не соответствует нуждам прогресса, оно все же представляет собой социально ценное, хотя и крайне ограниченное, явление по сравнению с тем, что ему противостоит, - с произволом, со своеволием, с субъективизмом индивидуумов и групп. Ведь социальная свобода и активность людей могут иметь различный характер. Не связанные правом, вне права они без преград могут перерасти в произвол. В праве же социальная свобода и активность в той или иной мере отражают единство свободы и ответственности, существуют в очерченных законом рамках, в сочетании с юридическими обязанностями. Собственная ценность права прямо обусловлена его социальной природой и весьма существенно зависит от этапа развития общества, стадии цивилизации, характера политического режима.
    (С. С. Алексеев)
    Задания:
    3. Автор утверждает, что «…даже тогда, когда право выступает в качестве права сильного или права власти…. Оно все же представляет собой социально ценное явление. » Опираясь на текст и знание обществоведческого курса, приведите три аргумента, подтверждающих точку зрения автора.
    4. Автор утверждает, что собственная ценность права зависит от этапа развития общества, стадии цивилизации, характера политического режима. Опираясь на знание обществоведческого курса, других учебных дисциплин и социальный опыт, приведите три аргумента, подтверждающих точку зрения автора.
  • 3.

    1)Даже, когда право "работает" не на полную определяемую историческими условиями "мощность", и, более того, даже при авторитарных политических режимах, когда оно приобретает этатический характер, выступает в качестве права сильного или права власти, когда его содержание по основным своим характеристикам часто не соответствует нуждам прогресса, оно всё же представляет собой социально ценное, хотя и крайне ограниченное явление, по сравнению с тем, что ему противостоит, - с произволом, со своеволием, с субъективизмом индивидуумов и групп.

    2)Ведь социальная свобода и активность людей могут иметь различный характер.

    Не связанные правом, вне права они без преград могут перерасти в произвол.

    3)В праве же социальная свобода и активность в той или иной мере отражают единство свободы и упорядоченности общественных отношений, ответственности, заложены в субъективных правах, существуют в очерченных законом рамках, в сочетании с юридическими обязанностями, в соединении с гарантиями, юридическими процедурами. Таким путём они сдерживаются до той грани, за которой свобода и активность могут обернуться неконтролируемым действованием, произволом, ничем неограниченной вольницей, хаосом.

    4.

    1)Собственная ценность права прямо обусловлена его социальной природой и весьма существенно зависит от этапа развития общества, стадии цивилизации, характера политического режима и соответственно от стадии его "гуманитарного восхождения" - движения от права сильного к праву гражданского общества.

    2)Право по своим свойствам - такой социальный феномен, который вызван потребностью внести в социальную жизнь нормативные начала, организовать и порядок, основанные на началах социальной свободы, активности, ответственности, и потому по своей природе оно сопротивляется произволу и беззаконию.

    3)И вовсе не случайно во все исторические эпохи реакционные политические режимы на деле неизменно выступали в качестве противников права и законности. Именно как явление, противостоящее произволу и беззаконию и в то же время обеспечивающее простор для упорядоченной социальной свободы и активности, право само по себе - занимает высокозначимое место в социальной жизни, выступает как фактор социального прогресса.

  • РЕШИТЬ, ОЧЕНЬ НУЖНО!

    1)

    В процессе социализации граждан активно участвует государство.
    Предположите, какие качества оно стремится сформировать у граждан.
    Укажите любые два качества и кратко поясните свой выбор.

    2)

    Ученики одного класса, одетые в школьную форму, даже выполняя
    одинаковые правила и задания, остаются непохожими друг на друга. Но это
    не означает, что их социализация идёт неудачно. Приведите два обоснования
    (аргумента), подтверждающие это мнение.

    3)

    Писатель решил создать роман о жизни своих современников. Сначала он
    несколько месяцев выстраивал основную сюжетную линию. После того как
    писатель определился с образами своих героев, он приступил к работе, и
    через год роман был издан. Какая фраза текста объясняет эту
    последовательность действий? Какой вид искусства представлен в данном
    примере?

    4) Автор употребляет словосочетание «человек культурный» в широком
    смысле. Какого человека в современных условиях, на Ваш взгляд, можно
    назвать культурным? Что, по Вашему мнению, должны делать родители,
    чтобы их ребёнок вырос культурным человеком? (Привлекая
    обществоведческие знания и личный социальный опыт, укажите одну любую
    меру и кратко поясните своё мнение.)

  • 1. Любовь к родине и чувство долга, потому что государству нужны люди, которые могут постоять за родину при каких-либо обстоятельствах.
    2. Каждый человек-это личность и человек сам выбирает как ему поступать, и делает свой собственный выбор. условия жизни у каждого свои, поэтому люди всегда развиваются, не зависимо от обстоятельств.
    3. Писатель наблюдал за происходящим.
    4. Культурный человек помему тот, который стремится к самообразованию и участвуете в жизни общества в целом. родители должны только дать правильный путь и общение с другими, потому что ребенок сам вскоре сделает выбор, каким ему быть своии своиродители на его выбор не повлияют.
  • Использую обществоведческие знания и социальный опыт приведите любые два аргумента убеждающих в необходимости юридического оформления брака
  • 1-в случае развода дети и совместно нажитое иммущество делится согласно брачному контраку(если он есть)

    2-государство заинтересованно в заключении брака и создании семьи

    3- молодым семьям государство выделяет определенны льготы, но при случае официального брака

    Если помог, жми спасибо)

  • ЧАСТЬ А
    А1
    Какой смысл понимания слова «культура» является наиболее широким?
    1) производство и применение орудий труда
    2) уровень воспитанности человека
    3) совокупность результатов преобразовательной деятельности человека
    4) приспособление живых организмов к окружающей среде
    А2
    Верны ли следующие суждения о духовной сфере жизни общества?
    А. К духовной сфере жизни общества относятся наука, литература и искусство.
    Б. К духовной сфере жизни общества относятся религии и религиозные организации.
    1) верно только А
    2) верно только Б
    3) верны оба суждения
    4) оба суждения неверны
    А3
    К характерным признакам элитарной культуры относят
    1) ориентация на извлечение прибыли
    2) навязывание упрощенных «версий жизни»
    3) нацеленность на социальную борьбу
    4) доступность узкому кругу знатоков
    А4
    Верны ли следующие суждения о массовой культуре?
    На содержание продуктов массовой культуры оказывает влияние
    А. процесс глобализации современного мира.
    Б. эмоционально-психологическое состояние современного человека.
    1) верно только А
    2) верно только Б
    3) верны оба суждения
    4) оба суждения неверны
    А5
    Воспроизведение и преобразование действительности в художественных образах – это один из признаков
    1) искусства
    2) науки
    3) философии
    4) образования
    А6
    К специфическим особенностям развития современной науки можно отнести
    1) стремление ученых к познанию истины
    2) попытки составить научную картину мира
    3) периодическое обновление взглядов на окружающий мир
    4) широкое использование промышленной исследовательской аппаратуры
    А7
    Один из признаков, характеризующих тенденцию гуманизации образования, -
    1) внимание к личности, ее интересам, запросам
    2) введение новых гуманитарных дисциплин в обучение
    3) отказ от преподавания общественных наук
    4) увеличение числа учебных предметов
    А8
    Одним из обязательных элементов религии является:
    1) научная аргументация истинности религиозных догматов
    2) законодательство о свободе совести
    3) вера в существование сверхъестественного
    4) религиозный характер школьного образования
    А9
    Правило: «Относись к другому так, как бы ты хотел, чтобы относились к тебе» - одна из норм
    1) искусства
    2) науки
    3) права
    4) морали
    А10
    Верны ли следующие суждения об образовании?
    А. Образование является одним из важнейших институтов социализации индивида.
    Б. В процессе образования человек усваивает знания, умения, способы практической и познавательной деятельности.
    1) верно только А
    2) верно только Б
    3) верны оба суждения
    4) оба суждения неверны
    ЧАСТЬ В
    В1
    Установите соответствие между формами культуры и иллюстрирующими их признаками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
    ПРИЗНАКИ ТИПЫ
    1) доступность узкому кругу ценителей А) массовая
    2) ориентированность на коммерческий успех Б) элитарная
    3) обращенность к предельно широкой аудитории
    4) сложность языка культуры
    В2
    Найдите в приведенном списке характеристики искусства как формы духовной культуры и обведите цифры, под которыми они указаны.
    1) формирование чувства прекрасного
    2) выдвижение и обоснование гипотезы
    3) проведение эксперимента
    4) эмоционально-чувственное отражение реальности
    5) создание художественного образа
    6) внедрение результатов исследований в практику
  • А1
    1) производство и применение орудий труда
    - это не подходит потому, что не имеет с культурой не какой связи.
    2) уровень воспитанности человека - Да это подходит, конечно культуру, воспитанность все эти ограничения внес сам человек, он свои поколения внушил что культура это уровень воспитанности человека, а уровень воспитанности человека это уже уважения для человека, уважения значит человека ценят.
    3) совокупность результатов преобразовательной деятельности человека- это тоже к культуре отношений не каких не имеет.
    4) приспособление живых организмов к окружающей среде- это не подходит потому что, животные приспособляются жизни и без культуры и есть не мало людей которые не знают или не пользуется культурой и спокойно живут.
    А2
    2) верно только Б - почему? Потому что духовной сфере жизни общества не имеет не какое отношения науки, литература и искусства.
    Искусства это сфера фантазии, творчества, но не духовной.
    Литература это как и искусства тоже самое.
    Наука, сфера точности, логике и не чего более, к духовной сфере отношения не имеет.
    К духовной сфере жизни общества относятся религии и религиозные организации. - Духовная сфера это сфера вашей религии,

    А3
    На этот вопрос ответа нету, скорее всего 2 или 3.
    А4
    3) верны оба суждения
    Почему? Потому что культура заставляет меняться человека, человек строит свой мир если меняется человек то и мир который он строит тоже меняется.

    А5
    3) философии
    А6
    3) периодическое обновление взглядов на окружающий мир (шёл от противного
    А7
    4) увеличение числа учебных предметов (шёл от противного исключал те варианты которые точно не правильны)

    А8
    2) законодательство о свободе совести (шёл от противного исключал те варианты которые точно не правильны)

    А9
    4) морали (Объяснить будит трудно, но ответ точный)

    А10
    3) верны оба суждения (здесь я не уверен, но скорее всего ответ такой будит 80% на 100%)

    В- часть
    Я не уверен во ответах, чтоб вас не с бивать я вам их даже не дам.
  • Помогите срочно! Внучка попросила помочь, а я не понимаю! Прочитайте текст и выполните задания 23. 1 -23. 6
    Маркетинговую деятельность осуществляет каждое пред­приятие. Основная задача маркетинга - работа с рынком, фор­мирование спроса на продукцию, предлагаемую предприятием, обеспечение ее сбыта. В условиях рынка проблема сбыта для предприятия становится самой важной. Мало произвести товар, нужно суметь его продать, поскольку произведенный товар - это затраты производителя, а товар реализованный - это уже доход. Именно маркетинговая деятельность позволяет превра­тить потребности покупателей в доходы продавца. На многих предприятиях созданы специальные отделы, занимающиеся маркетинговой деятельностью. Специалисты, работающие в об­ласти маркетинга, называются маркетологами.
    Для того чтобы продать товар, необходимо провести иссле­дование рынка. Оно должно дать ответы на следующие вопросы: Что надо продавать? Кому можно продавать? Где и как продавать? Как управлять движением товара? Собственно говоря, с исследования рынка должна начинаться работа по созданию предприятия. Прежде чем организовывать фирму, которая будет производить какой-либо товар, стоит оценить, а будет ли этот то­вар пользоваться спросом, производит ли уже кто-то этот товар? Если да, то готовы ли покупатели приобретать этот товар в боль­шем количестве, по какой цене они могут это делать? Если товар пока никем не предлагается на рынке, то нужен ли он, станут ли покупатели его приобретать, или придется провести серьезную работу, чтобы убедить покупателей, что эта новинка - именно то, чего им так долго не хватало. Какую цену можно будет назна­чить на новый товар?
    Но и когда предприятие уже организовано и действует, мар­кетинговые исследования не теряют своей актуальности. Их за­дача - понять, что хочет потребитель, каковы его вкусы и пред­почтения и как они могут измениться с течением времени, как усовершенствовать товар, чтобы продлить срок его «жизни» на рынке, как заставить покупателей приобретать его в большем объеме. Для того чтобы одержать победу над конкурентами, товар должен не только выгодно отличаться по технико-эконо­мическим показателям, но должен быть более дешевым при по­купке и более надежным в эксплуатации. При этом маркетинг переходит в практическую деятельность, связанную с доведе­нием товара до потребителя. На этой стадии маркетинг должен обеспечить сбыт возможно большего количества товара, необхо­димый уровень прибыли, максимальное удовлетворение потре­бителя, с тем чтобы сформировать у него желание приобретать этот товар не только сегодня, но и завтра.
    (По материалам энциклопедии для школьников)
    23. 1. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
    23. 2. Какова основная задача специалистов-маркетологов? Почему их деятельность важна для фирмы?
    23. 3. Каковы задачи маркетологов на этапах создания предприятия, производства товаров, сбыта товаров? Укажите задачу маркетолога на каждом из перечис­ленных этапов работы фирмы.
    23. 4. Как маркетолог может узнать о вкусах и предпочте­ниях потребителей? С опорой на обществоведческие знания и личный социальный опыт выскажите три предположения.
    23. 5. Анна Петровна приобрела недорогую стиральную ма­шину известной марки. Машина оказалась простой в эксплуатации и экономичной. Теперь Анна Петровна советует приобрести такую же машину всем своим знакомым.
    В чем проявилась конкурентоспособность данной сти­ральной машины? Приведите фрагмент текста, кото­рый может помочь вам ответить на вопрос.
    23. 6. Существует мнение, что умелый маркетолог может обеспечить сбыт любого, даже неконкурентоспособ­ного товара. Согласны ли вы с этим мнением? С опо­рой на текст и обществоведческие знания приведите два аргумента (объяснения) в защиту своей позиции.

  • 23. 1
    План.
    1. Осуществление маркетинговой деятельности и ее основные задачи.
    2. Исследование рынка. Основные вопросы, стоящие перед маркетологом.
    3. Критерии, позволяющие товару одержать победу над конкурентами.
    4. Стадия перехода маркетинга в практическую деятельность.
    23. 2
    Маркетологи- это специалисты, работающие в области маркетинга. Для фирмы их деятельность важна, потому что "именно маркетинговая деятельность позволяет превратить потребности покупателей в доходы продавца".
    23. 3
    На этапах
    Создания предприятия - исследование рынка, ответ на основные вопросы.
    Производства товаров-оценка самого товара по нескольким критериям
    Сбыт товаров- доведение товара до потребителя.
    23. 4
    С помощью социологических опросов, данных прошлых лет, спроса на похожие товары у конкурентов.
    23. 5
    " Для того чтобы одержать победу над конкурентами, товар должен не только выгодно отличаться по технико-эконо­мическим показателям, но должен быть более дешевым при по­купке и более надежным в эксплуатации".
  • Статья 13

    a

    b

    Статья 15

  • Насчёт статьи 15 -незнаю

  • Статья 13

    1. Ребенок имеет право свободно выражать свое мнение; это право включает свободу искать, получать и передавать информацию и идеи любого рода, независимо от границ, в устной, письменной или печатной форме, в форме произведений искусства или с помощью других средств по выбору ребенка.

    2. Осуществление этого права может подвергаться некоторым ограничениям, однако этими ограничениями могут быть только те ограничения, которые предусмотрены законом и которые необходимы:

    a ) для уважения прав и репутации других лиц; или

    b ) для охраны государственной безопасности или общественного порядка (ordre public), или здоровья или нравственности населения.

    Статья 15

    1. Государства-участники признают право ребенка на свободу ассоциации и свободу мирных собраний.

    2. В отношении осуществления данного права не могут применяться какие-либо ограничения, кроме тех, которые применяются в соответствии с законом и которые необходимы в демократическом обществе в интересах государственной безопасности или общественной безопасности, общественного порядка (ordre public), охраны здоровья или нравственности населения или защиты прав и свобод других лиц.

    1)Какие 2 права ребенка зафиксированы в приведенных статьях Конвенции?

    2)Используя собственный социальный опыт, приведите пример реализации каждого из названных прав.

    3)Какие ограничения этих прав предусмотрены Конвенцией?

    4)Подтвердите необходимость любого из ограничений прав ребенка конкретными примерами.

  • 1)Ребенок имеет право свободно выражать свое мнение

    право ребенка на свободу ассоциации и свободу мирных собраний

    2) Когда ребёнок находиться в магазине и выдит, например, плесень на помидоре, то он может подойти к продавцу, т. к. имеет на это ПОЛНОЕ ПРАВО по статье 13.

    Насчёт статьи 15 -незнаю

    3) 1- а) и б) из вышеперечисленного в ст. 13

    2- огорничения, которые необходимы в демократическом обществе и. ..(вышеперечисленное в ст. 15)... Прав и свобод других лиц.

    4)Если ребёнок находится в том же магазине и видит тот же помидор с плесенью и кричит об этом на весь магазин + говорит покупателям уйти из этого места из-за испорченности товара, то это нарушение ст. 13.

  • Культура - мощный фактор человеческой деятельности: она присутствует во всем, что мы видим и чувствуем. «Непорочного восприятия» не существует - все, что мы видим и воспринимаем, доходит до нас окрашенным ожиданиями и предрасположениями. В основе их лежит наша культура: мы видим мир через очки, окрашенные нашей культурой. Огромное большинство людей пользуется этими очками, даже не подозревая об их существовании. Навеваемые невидимыми очками предрасположения действуют тем более сильно, что «культурные очки» остаются невидимыми. То, что люди делают, напрямую зависит от того, во что они верят, а их убеждения, в свою очередь, зависят от культурно окрашенного видения себя и окружающего мира… В ходе исторического развития возникали и создавали свое видение мира великие культуры человечества. На заре истории мир виделся атавистическим: души имели не только люди, но и животные, и растения - все в природе было живым. Родник в саванне внушал благоговейный страх перед духами и силами природы, а также перед душами умерших; олень, очутившийся посреди человеческого поселения, отождествлялся с духом предка, пришедшего навестить родных; гром считался знаком, подаваемым прародительницей- Матерью или всемогущим Отцом. На протяжении всей письменной истории традиционные культуры были перегружены рассказами о чувственном восприятии невидимых существ, располагавшихся в символической иерархии. Классические культуры Древней Греции заменили взгляд на мир, основанный на мифе, концепциями, основанными на рассуждениях, хотя последние редко подвергались проверке с помощью экспериментов и наблюдений. С библейских времен на Западе и на протяжении нескольких тысячелетий на Востоке во взглядах людей доминировали предписания и образы религии (или иных принятых систем верований). Это влияние значительно ослабло в XVI и XVII вв. , когда в Европе возникла экспериментальная наука. За последние три столетия научно-технологическая культура стала доминировать над мифологическими и религиозными воззрениями Средневековья, хотя и не полностью вытеснила их. В XX в. научно-технологическая культура Запада распространилась по всему земному шару. Не западные культуры теперь стоят перед дилеммой: раскрыться ли перед западной культурой или замкнуться и продолжать следовать традиционными путями, сохраняя привычный образ жизни, занятия и культы. (Э. Ласло) С1. Что автор называет «культурными очками»? Как они влияют на жизнь людей? С2. Назовите этапы в развитии культуры, которые выделил автор, и подберите в тексте краткую характеристику каждого из них. С3. С опорой на текст, знания курса и личный социальный опыт приведите три объяснения мысли автора: «Культура присутствует во всем, что мы видим и чувствуем». С4. Автор упомянул дилемму, стоящую перед современными не западными культурами. Приведите по одному положительному и одному отрицательному последствию каждого выбора.
  • С1. Автор предпологает что мы видим мир через культурные очки, в основе которых лежит наша культура. Как говорит автор большинство людей даже не предпологает о существовании таких очков, многие привыкли видеть культурный мир по своему а кто то и вовсе не замечает его. "То, что люди делают, напрямую зависит от того, во что они верят, а их убеждения, в свою очередь, зависят от культурно окрашенного видения себя и окружающего мира".



  •  

    Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!