Реализации принципов трудового права в тк рф. Понятие и значение принципов трудового права. Нормативно-правовое закрепление принципов трудового права

трудовой право орган власть

Трудовой кодекс Российской Федерации (ч. 1 ст. 1) в качестве цели трудового законодательства называет установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан. Вместе с тем в ч. 1 ст. 164 Трудового кодекса Российской Федерации закреплено положение о том, что гарантиями в сфере труда являются средства, способы и условия, при помощи которых обеспечивается осуществление предоставленных работникам прав в области социально-трудовых отношений.

Таким образом, о гарантиях в трудовых отношениях можно говорить в широком и узком смысле. В широком смысле понятие «гарантии» включает в себя цели, задачи, а также принципы правового регулирования труда и представляет собой основы трудового законодательства, направленные на обеспечение возможности реализации работниками и работодателями, в том числе их представителями, предоставленных трудовых прав. В свою очередь, в узком смысле гарантии в сфере труда призваны обеспечить сохранение за работником места работы, средней заработной платы и иных условий труда в случаях, установленных трудовым законодательством, иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, а также коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными правовыми актами и трудовыми договорами. В настоящей статье понятие «гарантии» будет применяться в широком смысле.

В соответствии со ст. 2 Трудового кодекса Российской Федерации одним из принципов правового регулирования трудовых и иных, непосредственно связанных с ними, отношений является обеспечение права каждого на защиту государством его трудовых прав и свобод, включая судебную защиту. Приведенная норма-принцип выступает одной из гарантий реализации, в частности, работниками предоставленных им социально-трудовых прав.

Раздел XIII Трудового кодекса Российской Федерации посвящен защите трудовых прав и свобод работников и работодателей. При этом в силу ст. ст. 2, 18, 45 (ч. 2) Конституции Российской Федерации работники вправе защищать свои права всеми способами, не запрещенными законом, тогда как работодатели для защиты своих прав могут использовать лишь способы, прямо предусмотренные законом.

Трудовой кодекс Российской Федерации (ч. 2 ст. 1) включает в предмет трудового права отношения по разрешению индивидуальных трудовых споров. В соответствии с ч. 1 ст. 381 Трудового кодекса Российской Федерации индивидуальным трудовым спором признаются неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, локального нормативного правового акта, трудового договора, о которых заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров. В настоящее время реализация норм трудового права происходит по правилам, установленным гражданским процессуальным законодательством, которое предусматривает возможность применения различных видов судебного производства (приказного, искового, публично-правового, особого). Содержание ст. 381 Трудового кодекса Российской Федерации, а также анализ указанных видов судебного производства позволяют сделать вывод о том, что рассмотрение и разрешение индивидуальных трудовых споров могут иметь место лишь в исковом производстве.

Между тем в ч. 2 ст. 352 Трудового кодекса Российской Федерации перечислены основные способы защиты трудовых прав и свобод граждан, применение которых зависит исключительно от волеизъявления работника. Данное утверждение означает, что в целях защиты действительно или мнимо нарушенных трудовых прав работник может воспользоваться как отдельным способом, так и использовать перечисленные в приведенной норме способы защиты трудовых прав в их различном сочетании. При этом наличие у работника такой возможности имеет важное практическое значение.

Не секрет, что на практике часто имеют место случаи, когда работодатели не оформляют надлежащим образом трудовые отношения с работниками, в частности не заключают трудовых договоров в письменной форме. Вместе с тем ч. 2 ст. 67 Трудового кодекса Российской Федерации возлагает на работодателя обязанность по оформлению с работником письменного трудового договора в течение трех рабочих дней с момента его фактического допуска к работе. Таким образом, работник не может нести неблагоприятные последствия за неисполнение работодателем возложенных на него федеральным законом обязанностей.

Следовательно, работник вправе рассчитывать на предусмотренные трудовым законодательством гарантии независимо от наличия либо отсутствия письменного трудового договора. В свою очередь, работодатель обязан обеспечить их предоставление.

Тем не менее едва ли можно себе представить, что работодатель, который уклоняется от оформления трудовых отношений надлежащим образом, станет считаться с интересами работника. Соответственно, между сторонами трудовых отношений возникают разногласия, которые должны иметь правовое разрешение. Представляется, что в подобной ситуации у работника есть два варианта поведения, которые могут способствовать восстановлению нарушенных трудовых прав. Во-первых, работник вправе обратиться в государственную инспекцию труда с требованием об установлении факта нарушения трудовых прав и их восстановлении (обращение возможно независимо от времени, когда указанные нарушения были допущены), и, во-вторых, он может направить в суд исковое заявление об обязании работодателя оформить трудовые отношения надлежащим образом, а также предоставить вытекающие из трудового договора соответствующие материальные блага (обращение возможно в течение трех месяцев со дня, когда работник узнал или должен был узнать о нарушении своего права). Делая выбор между указанными способами защиты трудовых прав, работнику следует обратить внимание на следующие положения законодательства.

В соответствии с ч. 1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Таким образом, при обращении в суд с исковым заявлением работник для восстановления своих нарушенных трудовых прав будет обязан представить доказательства, подтверждающие юридически значимые обстоятельства, включенные в предмет доказывания по делу по его инициативе. Следовательно, выбирая такой способ защиты, как обращение в суд в порядке искового производства, работник может рассчитывать на положительный результат лишь при условии представления относимых, допустимых, достоверных доказательств, которые в своей совокупности будут достаточными для превращения обстоятельств, имеющих значение для дела, в юридические факты. Учитывая тот факт, что практически все доказательства сосредоточены в руках работодателя, достичь положительного результата работнику будет крайне сложно. В связи с этим возможно предположить, что в удовлетворении подобного заявления будет отказано. При этом дальнейшее разрешение дела может происходить в суде кассационной инстанции, с вынесением определения которой судебное разбирательство следует признать завершенным, так как решение суда первой инстанции вступит в законную силу. В соответствии с ч. 2 ст. 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные постановления являются обязательными и подлежат безусловному исполнению на всей территории Российской Федерации. Таким образом, нарушенные трудовые права работника восстановлены не будут.

По нашему мнению, в ситуации, когда работодатель уклоняется от оформления трудовых отношений надлежащим образом и, соответственно, предоставления предусмотренных законодательством гарантий, наиболее эффективным является такой способ защиты нарушенных трудовых прав, как государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

В соответствии с ч. 1 ст. 353 Трудового кодекса Российской Федерации государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, всеми работодателями на территории Российской Федерации осуществляет федеральная инспекция труда.

Трудовой кодекс Российской Федерации (ч. 2 ст. 355) к основным задачам государственной инспекции труда относит обеспечение соблюдения и защиты трудовых прав и свобод граждан, а также обеспечение соблюдения работодателями норм трудового права. В целях реализации возложенных на государственную инспекцию труда задач она принимает меры по устранению выявленных нарушений и восстановлению нарушенных прав работников (ч. 1 ст. 356 Трудового кодекса Российской Федерации).

Вместе с этим компетенция государственной инспекции труда и ее должностных лиц в силу ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации определяется не только внутренним законодательством, но и нормами международного права, которые имеют приоритетный характер. В частности, полномочия инспектора труда устанавливаются Конвенцией МОТ от 11 июля 1947 г. N 81 «Об инспекции труда в промышленности и торговле» (ратифицирована Российской Федерацией 11 апреля 1998 г.), ст. 12 которой позволяет использовать показания свидетелей с целью установления фактов нарушения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Таким образом, государственная инспекция труда в силу требований внутреннего законодательства и положений международно-правовых актов наделена достаточными полномочиями для установления фактов несоблюдения работодателями норм трудового права и восстановления нарушенных трудовых прав работников.

Преимущество данного способа защиты заключается в том, что государственный инспектор труда обязан самостоятельно собрать необходимые доказательства, подтверждающие обстоятельства, указанные в заявлении работника, и принять соответствующее требованиям законодательства решение. Таким образом, работник освобождается от обязанности доказать обстоятельства, послужившие поводом для обращения в государственную инспекцию труда, при выборе данного способа защиты трудовых прав. В свою очередь, государственный инспектор труда обязан использовать все имеющиеся доказательства и дать надлежащую правовую оценку каждому доводу работника, изложенному в заявлении. В случае признания их обоснованными государственный инспектор труда в силу ст. 357 Трудового кодекса Российской Федерации выдает работодателю обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений норм трудового права и восстановлении нарушенных прав работника. Отказ работодателя исполнить указанное предписание позволяет работнику обратиться в суд с исковым заявлением об обязании исполнить предписание государственной инспекции труда Миронов В.И. Практическое пособие по урегулированию трудовых разногласий, споров, конфликтов // Трудовое право. 2008. N 4. С. 12.

В заключение хотелось бы отметить, что, по нашему мнению, для восстановления нарушенных трудовых прав необходимо использовать не запрещенные законом способы защиты в их различном сочетании. При этом в случае, когда трудовые отношения с работником не оформлены надлежащим образом, представляется предпочтительным направлять заявление в государственную инспекцию труда об установлении и устранении фактов нарушения норм трудового законодательства. Преимущества данного способа защиты трудовых прав заключаются в том, что работник освобождается от обязанности доказать обстоятельства, послужившие поводом для обращения, а сбором доказательств занимается непосредственно государственный инспектор труда. Вместе с тем при неисполнении работодателем предписания государственной инспекции труда об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, работник имеет возможность обратиться в суд с исковым заявлением об обязании работодателя исполнить данное предписание.

С другой стороны, решением государственной инспекции может быть отказано в защите трудовых прав. В этом случае работник вправе обжаловать такое решение в вышестоящий по подчиненности орган (решение которого также может быть обжаловано) либо в суд в порядке производства по делам, возникающим из публично-правовых отношений. При этом обязанность доказать законность и обоснованность принятого решения возлагается на орган, его принявший. Признание судом требований работника обоснованными повлечет последствия, о которых было сказано ранее.

Таким образом, гарантией реализации трудовых прав работников выступает выбор различных способов защиты. По моему мнению, обращение в государственную инспекцию труда является более эффективным способом защиты, который может быть использован без учета срока нарушения трудовых прав. Следовательно, реализация данного способа может состояться независимо от того, когда была нарушена норма трудового права.

Принципы трудового права – положение, которое отражает смысл законодательства по труду, действующего в стране.

Принципы права по труду определяются требованиями закономерностей экономического характера, предъявляемыми к обществу в определенной стране.

Принципы прав по труду очень стабильны, в отличие от норм права. Естественно, под воздействием времени они могут дополняться, корректироваться, изменяться.

Основные

Различают следующие основные принципы:

Превалирующими принципами трудового права считаются:

  • право на трудоустройство . Человек вправе выбрать определенную деятельность, заниматься какой-либо деятельностью, выбирать самостоятельно свою специальность;
  • запрет на использование принуждения при занятиях трудовой деятельностью . Таким образом, никто не может насильственно воздействовать на человека, принуждать к труду, угрожать расправой и т.д.;
  • запрет на дискриминацию . Не приветствуется социальная, расовая, религиозная и иная дискриминация;
  • грамотные условия по предоставлению труда . Они должны распространяться на каждого работающего человека. Любой труд должен быть безопасен и гигиеничен. Право на выходные должно предоставляться для каждого работающего человека;
  • все работающие лица равноправны в своих правах и возможностях;
  • сторона, предоставляющая работу, должна обеспечивать своих сотрудников адекватной заработной платой ;
  • работающие люди способны создавать профсоюзы и участвовать в них;
  • предоставление работающим людям прав на управление учреждением в законной форме;
  • трудовые отношения могут регулироваться как государством, так и частными организациями;
  • социальное партнерство;
  • вред, причиненный работникам, должен возмещаться;
  • за работодателем и работниками проводится обязательный госконтроль . Существование государственных гарантий крайне важно для работников;
  • государство защищает права любого работника;
  • споры, происходящие в коллективе, могут проводиться среди работающих людей, право на участие в спорах также дано сотрудникам;
  • договор, который заключили две стороны, должен соблюдаться работающей стороной и работодателем;
  • трудовое законодательство может контролироваться профсоюзом;
  • работающие люди имеют право на соцстрахование в обязательной форме;
  • право на предоставление выходных дней, оплачиваемого отпуска . Отпуск должен выдаваться каждый год, с обязательной оплатой, сохранением рабочего места;
  • работающий человек должен соблюдать трудовую дисциплину . Все сотрудники должны бережно относиться к имуществу, которое предоставляет им работающая сторона;
  • любой работающий человек имеет право на образование . Работодатель может отправлять работников на усовершенствование, обеспечивать им повышение квалификации.

Что не является принципом?

Зная принципы трудового права, несложно догадаться о таком поведении работающих людей и работодателей, которое не является принципом.

Работодатель, не оплачивающий рабочий процесс или задерживающий зарплату, должен быть обязательно наказан.

Также не является принципом халатное отношение работающих лиц к своей работе, умышленная порча имущества работодателя, неисполнение своих обязанностей, превышение прав.

При нарушении положений трудового права может наступить административное или даже уголовное наказание. Естественно, сотрудника могут сократить.

Классификация

Создана не одна-единственная классификация принципов права по труду. Самая популярная и распространенная классификация принципов:

  1. Общеправовые . Данные положения характерны для любых отраслей права.
  2. Принципы между отраслями (межотраслевые ). Они характерны для смежных отраслей права. Пример: свобода труда, положение об оплате произведенного труда, право на отпуск, выходные дни.
  3. Отраслевые . Эти положения касаются непосредственно трудового договора. Сотрудникам должны выдавать заработную плату в полном объеме и без задержек.

Но предполагается еще одна классификация принципов:


Международные

Международные принципы регулирования труда поддерживаются международными договорами по урегулированию труда. Эти принципы применяются в национальном законодательстве по труду.

Международно – правовые нормы о труде описаны в Международном кодексе. Субъектами данных норм являются ООН, МОТ (международная организация труда).

Следовательно, источники принципов трудового права между народами являются акты ООН и МОТ. Именно они устанавливают международные стандарты по урегулированию труда.

ООН делает акцент на вопросы, касающиеся общества и труда. А МОТ утверждает конвенции, дает рекомендации по проблемам труда. МОТ может работать самостоятельно по другим социально-трудовым вопросам.

Конституционные

Конституционные принципы носят общеправовой характер. Именно они развиваются в отраслевом законодательстве.

Конституционная основа гарантирует принципам права устойчивость. А это наиважнейшее качество.

Выделяют 2 уровня прав, касающихся конституции:

  • общеправовые принципы;
  • принципы регулирования трудовых отношений (они закреплены в Российской Конституции).

Именно конституционные принципы считаются основой для отраслевых. Отраслевые принципы могут взаимодополнять конституционные.

Виды

Все положения подразделяются на:

  • общие;
  • возникающие между отдельными отраслями;
  • возникающие в определенной отрасли.

Межотраслевые принципы активно затрагивают несколько отраслей права. Яркий пример – положение о свободе труда. Он используется не только в трудовой отрасли, но и в административной, гражданской.

Отраслевые принцы затрагивают лишь конкретную отрасль и не распространяются на остальные.

Общие

Их также именуют «основными». Они действуют в рамках системы права. Пример: положение о законности, положение прав и свобод.

Все эти положения описаны в Конституции РФ (15 и 19 статья соответственно).

Общеправовые

Это особые ключевые «идеи». Именно они лежат в основе широкой правовой системы. Основными принципами признаны:

  • свобода;
  • равенство;
  • социальная справедливость.

Естественно, все общеправовые принципы описаны в Конституции. Они имеют огромнейшее значение для всего трудового права.

Реализация

Как же происходит реализация положений трудового права? Обычно эти положения могут реализоваться через права, обязанности работающей и предоставляющей работу стороны, а также иных субъектов.

Известно, что принудительный труд запрещен, человек обладает правом свободы труда. Это положение реализуется через рабочую силу. Работники вправе отказаться от исполнения работы, в точности, если работа не закреплена в трудовом договоре .

Положение защиты от безработицы может быть реализовано через граждан. В частности, их права на обращение в службу занятости.

Благодаря этой службе человек может найти себе достойную работу. Если работа не будет найдена, то человек получает пособие и льготы.

Принцип по обеспечению хороших условий труда заключается в том, что сторона, предоставляющая работу, должна ограничить трудовое время, отвечать гигиеническим требованиям и быть безопасной.


Продолжительность рабочего времени должна быть минимальной
. На рабочем месте должна быть обеспечена безопасность труда. Госорганы обеспечивают реализацию этого права.

Принцип предоставления своевременной и справедливой заработной платы должен реализовываться через права работающей стороны на получение зарплаты. Работники обязаны платить и вовремя и достойно.

Принцип предоставления равной оплаты за тот труд , который имел равную стоимость. За этим принципом следят госорганы, следуя 2 статье Конституции РФ.

Принцип на запрет по дискриминации . Ущемление прав и свобод работающей стороны по вере, исповеданию, окраске кожи и другим факторам не приветствуется. Этот принцип реализуется через работодателей.

Принцип по организации профсоюзов , всевозможных объединений работников должен реализовываться через права работающих сторон, а также их непосредственных работодателей. Работодатели не должны препятствовать созданию этих объединений.

Принцип по организации коллективных переговоров . Реализация происходит через работодателей, работников.

Принцип по возмещению вредного воздействия , которое было причинено работнику во время трудового процесса. Этот принцип осуществляется через работодателей. Работающая сторона обязана возместить ущерб.

Про принципы можно говорить и писать очень много . В основном реализация принципов осуществляется посредством работников и работодателей.

Гарантии

Государство предлагает и устанавливает гарантии трудового права, которые могут вступать в силу при увольнении работающих лиц.

Именно работодатель должен предоставлять гарантии своим подчиненным. Гарантии описаны в трудовом законодательстве.

Работник заблаговременно предупреждается о своем увольнении. Предупреждение должно проводиться в письменной форме. Предупреждение должно проводится не менее, чем за 2 месяца.


Если работника сокращают
, то работодатель обязан предложить ему иную вакантную должность на своем предприятие (если таковая имеется).

При сокращении работающее лицо должно получить выходное пособие . Размер пособия равен среднемесячной заработной плате. С момента увольнения работающий человек должен получить деньги на 2 месяца вперед.

Таким образом, принципы трудового права должны соблюдать работники и работодатели . Количество принципов, описанных в трудовом законодательстве, немалое. Не во всех случаях попадаются хорошие работники и ответственные работодатели.

Если нарушаются какие-либо принципы, то может наступить уголовная, административная ответственность.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Реализация принципов трудового права - важное условие его дальнейшего развития

Ю.П. Орловский

трудовой законодательство право урегулирование

Орловский Юрий Петрович, заведующий кафедрой трудового права юридического факультета Государственного университета - Высшей школы экономики, доктор юридических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ.

В статье рассматриваются некоторые проблемные вопросы реализации принципов трудового права и приводятся предложения по совершенствованию трудового законодательства.

Ключевые слова: принципы трудового права, свобода трудового договора, запрещение принудительного труда и дискриминации в сфере труда, локальное нормотворчество.

The article considers certain controversial issues of realization of principles of labor law and presents proposals with regard to improvement of labor legislation.

Key words: principles of labor law, freedom of labor contract, prohibition of compulsory labor and discrimination in labor sphere, local norm-making.

Конституция Российской Федерации, являясь базовым законом всех отраслей права, оказывает непосредственное влияние на развитие и содержание трудового законодательства.

Наиболее концентрированно это влияние выражено в Трудовом кодексе РФ. Впервые кодификационный акт такого масштаба закрепляет в соответствии с Конституцией принципы правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.

Основополагающий принцип трудового права - принцип свободы труда. Этот принцип реализуется в различных правовых нормах, начиная с возникновения трудового отношения и кончая его прекращением. Свобода труда означает, что только гражданин определяет, где ему проявить свои знания и способности. Он может вступить в трудовые отношения с работодателем или заняться предпринимательской или иной не запрещенной законом экономической деятельностью. Свобода труда тесно связана с повышением роли трудового договора, который, с одной стороны, дает возможность каждому выполнять работу, в наибольшей степени соответствующую его интересам, а с другой - учитывает потребности работодателя, заинтересованного принять на работу наиболее необходимых ему работников. Содержание трудового договора определяют сами стороны. Вектор его обсуждения - любые вопросы с одним лишь ограничением: трудовые договоры не могут содержать условия, ограничивающие права или снижающие уровень гарантий работников, по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами. Стабильность трудового договора, неизменность его содержания подчеркивается ст. 72 ТК, которая предусматривает, что изменение определенных сторонами условий трудового договора, в том числе перевод на другую работу, допускается только по соглашению сторон трудового договора, за исключением случаев, предусмотренных Трудовым кодексом.

Совершенно очевидно, что если работник, поступая на работу, оговорил приемлемые для него условия труда, то эти условия должны соблюдаться.

Приоритет договорного регулирования проявляется и в том, что даже в тех случаях, когда закон допускает одностороннее изменение определенных сторонами условий трудового договора, за исключением изменения трудовой функции - в связи с изменением организационных или технологических условий труда, оно возможно лишь при соблюдении работодателем дополнительных требований. К таким дополнительным требованиям относится обязанность работодателя, если работник не согласен на продолжение работы в новых условиях после истечения двухмесячного срока со дня уведомления о введении этих условий, предложить ему другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и иную вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом состояния его здоровья.

Расторжение трудового договора при данных обстоятельствах возможно только в том случае, если такая работа отсутствует или работник отказался от предложенной работы.

Договорные условия не могут быть заменены локальными актами работодателя. В этом плане показательна трансформация правила об испытании при приеме на работу. Если раньше такое правило предусматривалось в приказе (распоряжении) руководителя организации и ознакомление работника с этим приказом (распоряжением) считалось достижением соглашения об установлении испытания, то Трудовой кодекс не признает за приказом правообразующего факта, являющегося основанием для приема на работу с испытанием. Условие об испытании должно быть указано в трудовом договоре. Отсутствие в трудовом договоре условия об испытании означает, что работник принят на работу без испытания.

Вместе с тем локальное нормотворчество занимает заметное место в правовом регулировании трудовых отношений. Его масштабы определены Трудовым кодексом, который предусматривает широкий круг вопросов, требующих принятия локальных нормативных актов. Реализация каждой пятой статьи основного закона о труде поставлена в зависимость от наличия локальных источников права <1>. В частности, локальными нормативными актами могут устанавливаться системы оплаты труда, размер оплаты труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и особыми условиями труда, разделение рабочего дня на части, графики сменности и др.

Властные полномочия низового звена хозяйственной деятельности - работодателя, осуществляемые путем издания локальных нормативных актов, нуждаются, по нашему мнению, в более четком урегулировании. Во-первых, необходимо определить компетенцию работодателя. Сегодня такая компетенция проявляется только в том, что установлен ее предел: локальные нормативные акты не могут ухудшать положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями. Однако вполне возможны случаи, когда положение работника не ухудшается, но работодатель принимает локальный нормативный акт по вопросу, который он не вправе решить. Например, локальным нормативным актом расширяется категория работников по сравнению со ст. 70 ТК, которым испытание при приеме на работу нельзя устанавливать. Во-вторых, нуждается в изменении и порядок принятия локальных нормативных актов. Большинство из них принимается с учетом мнения представительного органа или по согласованию с этим органом (в случаях, предусмотренных коллективным договором, соглашениями). Было бы целесообразным расширить круг вопросов, по которым решение принимает единолично работодатель, и, следовательно, сузить участие профсоюзов в локальном нормотворчестве. Это даст возможность оперативнее принимать меры по повышению эффективности производства, решению социальных задач.

В юридической литературе по трудовому праву не уделяется должного внимания общепризнанному принципу недопустимости злоупотребления правом, хотя суды общей юрисдикции стали широко использовать этот принцип при рассмотрении трудовых дел. Точкой отсчета применения этого принципа стало Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г. N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации", который обратил внимание судов на необходимость соблюдения данного принципа и указал, что злоупотребление возможно как со стороны работника, так и со стороны работодателя. При установлении факта злоупотребления правом со стороны работника суд может отказать в удовлетворении иска о восстановлении на работе, работодатель не должен отвечать за неблагоприятные последствия, наступившие вследствие недобросовестных действий со стороны работника. Если злоупотребляет своим правом работодатель, то суды, установив такой факт, считают его достаточным основанием для удовлетворения иска работника. Вместе с тем нельзя не отметить, что нормативное обоснование для применения принципа недопустимости злоупотребления правом в трудовом праве отсутствует. Как известно, в Гражданском кодексе имеется соответствующая норма - ст. 10, предусматривающая, что злоупотребление правом является самостоятельным основанием для отказа в защите принадлежащих прав. В перспективе целесообразно внести соответствующую норму и в Трудовой кодекс. Вместе с тем отсутствие нормативного обоснования принципа недопустимости злоупотребления правом не является препятствием для его применения в трудовых правоотношениях. Конституционный Суд РФ в Постановлении от 15 марта 2005 г. N 3-П по делу "О проверке конституционности положений п. 2 ст. 278 и ст. 279 ТК Российской Федерации и абзаца второго п. 4 ст. 69 Федерального закона "Об акционерных обществах" в связи с запросами Волховского городского суда Ленинградской области, Октябрьского районного суда города Ставрополя и жалобами ряда граждан" подчеркнул, что общеправовой принцип недопустимости злоупотребления правом в полной мере распространяется на сферу трудовых отношений <2>.

Возможность трудиться свободно гарантируется запрещением принудительного труда. Декларация МОТ от 18 июня 1998 г. включила упразднение всех форм принудительного или обязательного труда к основополагающим принципам в сфере труда, обязательным для государств - членов МОТ независимо от ратификации соответствующих конвенций. Учитывая значение этого принципа, Трудовой кодекс помимо отдельных статей, касающихся различных аспектов запрещения принудительного труда, предусмотрел специальную ст. 4, посвященную запрещению принудительного труда, которая в основном воспроизводит нормы международно-правовых актов - Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г., Конвенций МОТ N 29 "О принудительном или обязательном труде" 1930 г. и N 105 "Об упразднении принудительного труда" 1957 г. Согласно этой статье к принудительному труду относится также работа, которую работник вынужден выполнять под угрозой какого-либо наказания, в то время как в соответствии с Трудовым кодексом или иными федеральными законами работник имеет право отказаться от ее выполнения, например, в связи с нарушением установленных сроков выплаты заработной платы или выплаты ее не в полном размере. Данное положение реализуется в различных правовых нормах, устанавливающих ответственность за несвоевременную выплату заработной платы. Вместе с тем анализ соответствующих правовых норм свидетельствует, что принцип запрещения принудительного труда требует всеобъемлющего его применения. Некоторые правовые нормы нуждаются в коррекции. Одной из них является ст. 142 ТК, которая дает право работнику в случае задержки выплаты заработной платы на срок более 15 дней, известив работодателя в письменной форме, приостановить работу на весь период до выплаты задержанной суммы. Таким образом, редакция данной статьи свидетельствует о том, что негативные последствия за нарушения сроков выплаты заработной платы должны наступать для работодателя только при задержке выплаты заработной платы на срок более 15 дней, а не при нарушении сроков ее выплаты, предусмотренными правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором, трудовым договором. Статья 142 ТК дает основания для парадоксального вывода: работа без оплаты до 15 дней не является принудительным трудом и только неоплаченная работа свыше 15 дней может быть приостановлена.

Применительно к ст. 142 ТК возникает и иной вопрос: об оплате времени приостановки работы; если этот вопрос не решить, то механизм реализации права работника на своевременную и в полном размере выплату заработной платы нельзя признать эффективным. В настоящее время пробел в законодательстве пытаются заполнить суды, которые при рассмотрении соответствующих исков об оплате приостановки работы приходят к выводу, что в данном случае налицо вынужденный прогул, поскольку работник лишен возможности работать с оплатой его труда. По решению суда оплата производится за все время приостановки его работы <3>.

Проблема несвоевременной выплаты заработной платы решается также в ст. 236 ТК, предусматривающей, что при нарушении работодателем срока выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере: не ниже одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки, начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно.

Начисление процентов в связи с несвоевременной выплатой заработной платы не исключает права работника на индексацию сумм задержанной заработной платы в связи с их обесцениванием вследствие инфляционных процессов. Проценты за несвоевременную выплату заработной платы - это санкция, применяемая к работодателю, индексация, - обеспечение повышение уровня реального содержания заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги. Поскольку при несвоевременной выплате заработной платы реальное ее содержание уменьшается в связи с инфляцией, правомерна не только выплата процентов за каждый день задержки, но и индексация задержанной заработной платы.

В настоящее время ст. 236 ТК применяется независимо от вины работодателя. Совершенно очевидно, что такой порядок привлечения работодателя к материальной ответственности был обусловлен необходимостью устранить случаи несвоевременной выплаты заработной платы. Однако средство для решения этой важной проблемы, по нашему мнению, выбрано неудачно. Материальная ответственность сторон трудового договора всегда базировалась на виновном противоправном действии, причинившем реальный ущерб. Такое правило существовало и в Трудовом кодексе, вступившем в действие 1 февраля 2002 г. Оно было изменено Федеральным законом от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ, который предусмотрел ответственность работодателя за несвоевременную выплату заработной платы независимо от его вины. Никакими мотивами нельзя оправдать отказ от принципиального положения трудового доказательства - недопустимости безвиновной ответственности. Это положение следует восстановить и применительно к ответственности работодателя за действия, изложенные в ст. 236 ТК РФ.

Помимо запрещения принудительного труда Трудовой кодекс выделяет в отдельную статью и другой основополагающий принцип трудовых отношений - запрещение дискриминации в сфере труда. Содержание ст. 3 ТК РФ, где закреплен этот принцип, полностью соответствует Конвенции МОТ N 111 "О дискриминации в области труда и занятий" (1958), действующей на территории Российской Федерации.

Запрещение дискриминации в сфере труда направлено на то, чтобы все граждане имели равные возможности в осуществлении своих способностей к труду. Только деловые качества работника должны учитываться как при заключении трудового договора, так и при установлении условий труда. Трудовой кодекс не содержит исчерпывающего перечня обстоятельств, влияющих на неравенство прав в сфере труда. Это означает, что любой мотив, а не только названный в ст. 3, является нарушением равных возможностей в сфере труда, если он не относится к деловым качествам работника.

Права граждан, подвергшихся дискриминации в сфере труда, защищаются в суде. Статья 391 ТК РФ подчеркивает, что споры лиц, считающих, что они подвергались дискриминации, в силу их особой значимости относятся к спорам непосредственной компетенции суда. Материальный ущерб, причиненный дискриминацией, подлежит возмещению. В судебной практике встречаются случаи, когда труд оплачивается не в соответствии с должностью и квалификацией работника. Если суды, рассматривая соответствующие иски, приходят к выводу, что в отношении этих работников допущена дискриминация, они выносят решения о взыскании недополученных сумм <4>.

Признается дискриминационным и оставление без изменения размера оклада работника, подлежащего увольнению по сокращению штата, при обстоятельствах, когда другим работникам, выполнявшим аналогичную работу, оклады были значительно увеличены <5>.

Статья 3 ТК допускает возможность компенсации морального вреда, причиненного нарушением правила о запрещении дискриминации. Размер причиненного морального вреда не зависит от причиненного дискриминацией материального ущерба. При определении его размера учитываются степень физических и нравственных страданий, причиненных дискриминацией, вина лица, допустившего дискриминацию, и иные заслуживающие внимания обстоятельства.

Принцип запрещения дискриминации в сфере труда, закрепленный в ст. 3 ТК, выражен в различных правовых нормах (ст. 64, ст. 132 ТК РФ и др.) Помимо прямого закрепления в отдельных правовых нормах принцип запрещения дискриминации в сфере труда определяет содержание правовых положений на всех стадиях трудовых отношений. Такая косвенная фиксация этого принципа является характерной чертой трудового права.

Вместе с тем не все положения трудового законодательства соответствуют принципу запрещения дискриминации в сфере труда. Так, нельзя считать обоснованным включение в круг лиц, с которыми могут заключаться срочные трудовые договоры по соглашению сторон, поступающих на работу пенсионеров по возрасту. Такое решение вопроса по существу означает применение к пенсионерам по возрасту дискриминационного признака, нарушение конституционного равенства прав и свобод. К сожалению, данная дискриминация допущена по отношению к лицам, относящимся к малообеспеченным слоям населения, которые вынуждены соглашаться на любые предложения работодателя. Есть и другие примеры нарушения принципов запрещения дискриминации в сфере труда. Их необходимо устранить.

Помимо принципов, относящихся ко всем отношениям, регулируемым трудовым правом, имеются принципы определенных правовых институтов. Некоторые из них требуют корректировки соответствующих правовых институтов. Среди них принципы социального партнерства и, в частности, такой принцип, как принцип добровольного принятия на себя обязательств. Этот принцип, по нашему мнению, не согласуется со ст. 48 ТК, установившей порядок присоединения к отраслевому соглашению на федеральном уровне. Обращает на себя внимание и то, что после мотивированного отказа на предложение присоединиться к отраслевому соглашению Трудовой кодекс не считает вопрос решенным. Руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, получив мотивированный отказ, приглашает работодателя, отказавшегося присоединиться к отраслевому соглашению, на консультацию, причем приглашение носит обязательный характер. Консультация, видимо, весьма эффективна, если она заканчивается, как показывает практика, присоединением к соглашению.

По нашему мнению, принцип добровольного принятия на себя обязательств требует иного порядка присоединения к соглашению. При мотивированном письменном отказе следует считать решение о присоединении к соглашению несостоявшимся.

Аналогично должен решаться вопрос, изложенный в ст. 133.1 ТК. Более того, эта статья содержит дополнительное средство воздействия на работодателя, отказавшегося присоединиться к региональному соглашению об установлении размера минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации: копия письменного отказа работодателя от присоединения к такому соглашению направляется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствующий территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение государственного надзора и контроля над соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Последствия такого направления - усиление контроля за соблюдением трудового законодательства работодателями, отказавшимися присоединиться к региональному соглашению, установившему минимальный размер заработной платы.

Решение рассмотренных вопросов будет способствовать наиболее полной реализации принципов трудового права, совершенствованию трудового законодательства.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Общая характеристика, понятие и система основных принципов трудового права. Исходные положения, определяющие и выражающие сущность трудового права. Источники основных принципов трудового права. Направления дальнейшего развития трудового законодательства.

    курсовая работа , добавлен 10.06.2014

    Общая характеристика трудового законодательства, его основные цели и задачи. Понятие принципов трудового права и их значение. Источники трудового права. История возникновения и развития трудового законодательства, проблемы его совершенствования.

    курсовая работа , добавлен 20.05.2011

    Принципы трудового права как общие начала, исходные положения, определяющие и выражающие сущность трудового права. Содержание основных принципов трудового права с примерами из судебной практики. Законодательное закрепление принципов трудового права.

    курсовая работа , добавлен 04.01.2015

    Система источников трудового права и ее особенности. Международно-правовые акты, их место и роль в системе источников трудового права. Характеристика Конституции Российской Федерации и Трудового кодекса РФ как основных актов трудового законодательства.

    курсовая работа , добавлен 22.03.2017

    Понятие принципов трудового права, их значение и система. Краткое описание основных принципов трудового права. Судебно-арбитражная практика по делам о привлечении к административной ответственности за нарушение трудового законодательства работодателем.

    курсовая работа , добавлен 28.11.2010

    История развития трудового законодательства России. Современное реформирование и тенденции развития законодательства в области трудового права. Правовая действительность жизни трудового кодекса и проблемы совершенствования трудового законодательства.

    реферат , добавлен 04.10.2014

    Основное понятие, сущность и предмет трудового права Российской Федерации, его нормы и главные принципы. Сфера действия норм трудового права. Особенности метода правовых отношений. Соотношение трудового и смежных отраслей права Российской федерации.

    курсовая работа , добавлен 23.11.2008

    Виды общественных отношений, являющихся предметом трудового права. Специфика методов и область действия трудового законодательства. Различие правового регулирования труда. Содержание и взаимосвязь роли, задач и специфических функций трудового права.

    контрольная работа , добавлен 27.01.2011

    Цели трудового законодательства. Значение принципов и источников трудового права. История возникновения и развития трудового законодательства. Правовая действительность жизни трудового кодекса и проблемы совершенствования трудового законодательства.

    курсовая работа , добавлен 03.03.2010

    Понятие и система источников трудового права, их классификация. Нормативные правовые акты, нормативные соглашения и локальные нормативные акты как источники трудового права. Характеристика Конституции Российской Федерации как источника трудового права.

ЛЕКЦИЯ 3.

ПРИНЦИПЫ ТРУДОВОГО ПРАВА

1. Понятие и значение принципов трудового права

2. Система принципов ТП.

3. Общая характеристика принципов трудового права

1. Понятие и значение принципов трудового права

Принцип в переводе с латинского означает: первооснова какого-либо явления, исходное, отправное положение. Это руководящая идея, в соответствии с которой строится система отрасли права, формируется массив правовых норм , регулирующих те или иные общественные отношения. Наряду с предметом и методом принципы служат системообразующими признаками самостоятельной отрасли права.

Принципы выступают в виде своеобразной идеологической базы соответствующей отрасли права. В них находит отражение социальное назначение отрасли, цель правового воздействия на конкретную сферу общественной жизни. Иногда подчеркивают, что принцип права «формулирует идеал, т. е. идеальный образ желаемой правовой действительности». В этом проявляется внутреннее содержание и предназначение принципа.

Принципы права могут быть сформулированы в виде специфических правовых норм - норм-принципов, а могут выводиться путем анализа и обобщения из содержания правовых норм соответствующей отрасли.

Принципы трудового права - это основные идеи, исходные положения или общие начала, выражающие сущность трудового права, определяющие единство и общую направленность развития отрасли. Они нашли свое закрепление в Конституции РФ и Трудовом кодексе РФ. Их содержание определяется и в результате анализа правовых норм.

1. Принципы определяют и выражают сущность трудового права как особой отрасли права, основной целью которой является социальная защита человека труда.

2. Принципы характеризуют не только сущность, но и содержание правовых норм, выявляют наиболее значимые их признаки: направленность на охрану труда, создание системы гарантий и льгот

3. Принципы обеспечивают единство отрасли. Можно сказать, что они определяют внутреннее строение трудового права, взаимодействие его институтов и подинститутов.

4. Принципы оказывают влияние и на правоприменение, обеспечивают идеологическое единство правотворчества, правореализации и правопорядка в целом.

5. Принципы в некоторых случаях могут выступать и в качестве специфического регулятора общественных отношений, отнесенных к предмету трудового права. Это возможно в случае отсутствия правовых норм, на основании которых судебный орган мог бы разрешить трудовой спор.

6. Принципы выражают важнейшие закономерности развития отрасли, определяя тем самым направление дальнейшего движения правотворческой деятельности.

7. Принципы трудового права носят объективный характер.

2. СИСТЕМА ПРИНЦМПОВ .

При построении и функционировании системы трудового права действует иерархия принципов, включающая общеправовые, межотраслевые и отраслевые принципы, а также принципы отдельных институтов отрасли.

Общеправовые принципы - это ключевые идеи, которые положены в основу правовой системы в целом. Базовыми принципами, отражающими социальное назначение права в обществе, выступают свобода, равенство и социальная справедливость. Эти принципы закреплены в Конституции РФ и являются наиболее значимыми для трудового права. Например, принцип равноправия проявляется в наделении всех граждан, поступающих на работу, и всех работников равными правами в создании условий для равенства возможностей, запрещении дискриминации.

Межотраслевые принципы являются общими для нескольких отраслей права, выражают их содержание и общие черты.

К межотраслевым принципам, имеющим значение в трудовом праве, надо отнести:

неприкосновенность собственности;

свободу договора;

обеспечение восстановления нарушенных прав, их судебной защиты;

свобода труда.

Отраслевые принципы носят более конкретный характер. На их основе создаются и реализуются лишь трудоправовые нормы. Их общая характеристика будет дана ниже.

Выделяют также принципы институтов трудового права, которые выступают в качестве руководящих идей, основных начал формирования и реализации норм отдельных институтов. Например, применительно к институту оплаты труда - принцип равной оплаты за труд равной ценности; применительно к институту дисциплины труда - принцип сочетания убеждения и принуждения как основных средств обеспечения дисциплины и т. д.

3. Общая характеристика принципов трудового права

Принципы трудового права впервые сформулированы законодательно как общие начала отрасли в ст. 2 ТК. Вместе с тем необходимо отметить, что выделение в качестве принципов отрасли 19(!) основных начал, большинство из которых к тому же дублируется либо основными правами и обязанностями работника (ст. 21 ТК), либо основными правами и обязанностями работодателя (ст. 22 ТК), теоретически не вполне состоятельно. Многие авторы пытаются классифицировать принципы по различным основаниям.

Независимо от проводимой группировки к важнейшим принципам трудового права необходимо отнести:

✓свободу труда;

✓запрещение принудительного труда;

✓равенство прав и возможностей;

✓запрещение дискриминации в сфере труда;

✓обеспечение справедливых условий труда;

✓государственную защиту трудовых прав и свобод.

♦ Свобода труда, включая право на труд, который каждый свободно выбирает или на который свободно соглашается, право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род деятельности, является межотраслевым принципом и характеризует правовое регулирование всех общественных отношений, связанных с трудом, в том числе гражданско-правовых и трудовых.

♦ Возможность трудиться свободно гарантируется запрещением принудительного труда. Это еще один важнейший принцип трудового права. Запрещено принуждение к труду как таковому и к труду в определенной сфере.

Статья 4 ТК дает полное определение принудительного труда и исключений, которые не могут рассматриваться как принудительный труд.

В частности, принудительным трудом считается выполнение работы под угрозой применения какого-либо наказания (насильственного воздействия) в целях поддержания трудовой дисциплины, в качестве меры ответственности за участие в забастовке и т. д. К принудительному труду относится работа, которую работник вынужден выполнять под угрозой применения какого-либо наказания (насильственного воздействия), в то время как в соответствии с Трудовым кодексом или иными федеральными законами он имеет право отказаться от ее выполнения, в том числе в связи с:

✓нарушением установленных сроков выплаты заработной платы или выплатой ее не в полном размере;

✓возникновением непосредственной угрозы для жизни и здоровья работника вследствие нарушения требований охраны труда , в частности не обеспечения его средствами коллективной или индивидуальной защиты в соответствии с установленными нормами.

В то же время принудительный труд не включает в себя, например, работу, выполняемую в связи со вступившим в законную силу приговором суда.

Положения ст. 4 ТК основаны на нормах международного трудового права.

♦ Принцип равенства прав и возможностей работников является проявлением в трудовом праве общеправового принципа равноправия.

Сущность этого принципа - в обеспечении каждому возможности на равных с другими гражданами условиях и без какой-либо дискриминации вступать в трудовые отношения, получать равную оплату за труд равной ценности и трудиться в условиях, установленных с учетом объективных характеристик трудовой деятельности и деловых качеств работника, без дифференциации по признаку пола, возраста, расы, принадлежности к политическим партиям, общественным организациям и т. п.

Как указал Конституционный Суд РФ, применение принципа равенства исключает возможность предъявления разных требований к лицам, выполняющим одинаковые по своему содержанию трудовые функции. Установление каких-либо ограничений допустимо лишь в том случае, когда это обусловлено спецификой и особенностями выполняемой работы, а различия в правовом статусе работников должны быть основаны на принадлежности их к разным по условиям и роду деятельности категориям.

♦ С принципом равенства тесно связан принцип запрещения дискриминации в сфере труда. Он направлен на реальное обеспечение равных возможностей для реализации трудовых прав.

Соблюдение конституционного принципа равенства (ч. 1 и 2 ст. 19 Конституции РФ), запрещение дискриминации в трудовых отношениях имеет важное значение не только само по себе, но и для обеспечения свободы труда.

♦ Обеспечение права каждого работника на справедливые условия труда, в том числе на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, права на отдых, включая ограничение рабочего времени, предоставление ежедневного отдыха, выходных и нерабочих праздничных дней, оплачиваемого ежегодного отпуска, также признается принципом правового регулирования трудовых отношений.

Этот принцип предполагает развитие трудового законодательства в направлении углубления социальной защиты человека труда, усиления гарантий охраны здоровья и благополучия работника в процессе осуществления трудовой деятельности.

Принцип обеспечения права каждого работника на справедливые условия труда отражает цель трудового законодательства - создание благоприятных условий труда (ст. 1 ТК) и является выражением социального характера Российского государства (ст. 7 Конституции РФ).

В соответствии с Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах (1966) право каждого на справедливые и благоприятные условия труда включает:

✓вознаграждение, обеспечивающее как минимум всем трудящимся справедливую заработную плату и равное вознаграждение за труд равной ценности без какого бы то ни было различия и удовлетворительное существование для них самих и их семей;

✓условия работы, отвечающие требованиям безопасности и гигиены;

✓отдых, досуг и разумное ограничение рабочего времени и оплачиваемый периодический отпуск, равно как и вознаграждение за нерабочие праздничные дни.

Конституция РФ воспроизводит предусмотренные Международным пактом составляющие элементы права на справедливые и благоприятные условия труда с некоторыми уточнениями. Так, каждому гарантируется вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (ч. 3 ст. 37). Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и нерабочие праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск (ч. 5 ст. 37).

Конституционные положения нашли свое развитие в Трудовом кодексе (ст. 91-99, 110-113, 114-119, 219-220).

♦ Принцип социального партнерства охватывает весь механизм правового регулирования трудовых и иных, непосредственно связанных с ними отношений. Сотрудничество, взаимодействие работников и работодателей (ст. 35 ТК), при установлении условий труда в процессе коллективно-договорного (ст. 36, 37, 39, 40-42, 45-47) и локального (ст. 8, 371, 372) регулирования, в ходе согласования основных направлений социально-экономической политики государства (ст. 23, 26, 27, 35, 35.1), при принятии управленческих решений в организации (ст. 52, 53), в ходе осуществления правоприменительной деятельности (ст. 82, 373), при формировании органов по разрешению индивидуальных и коллективных трудовых споров (ст. 384, 402-404).

Социальное партнерство охватывает все аспекты трудовых и иных входящих в предмет отрасли общественных отношений.

♦ Принцип обеспечения права каждого на защиту государством его трудовых прав и свобод, в том числе в судебном порядке, проявляется:

Во-первых, в закреплении права на индивидуальные трудовые споры. В суде рассматриваются индивидуальные трудовые споры и жалобы на действия государственных органов, общественных организаций и должностных лиц, нарушающих права и свободы человека в сфере труда.

Во-вторых, защита трудовых прав работника путем организации государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде и за охраной труда.

В-третьих, в закреплении права работника на самозащиту в случае поручения работы, не предусмотренной трудовым договором, работы, которая непосредственно угрожает его жизни и здоровью, а также в случае задержки выплаты заработной платы. В этих ситуациях работник может отказаться от выполнения работы (ст. 379, 142 ТК).

Наряду с восстановлением нарушенных трудовых прав государство гарантирует возмещение вреда, причиненного здоровью работника в связи с исполнением трудовых обязанностей, и материального ущерба, причиненного работнику (ст. 234-236 ТК).

Современное трудовое право гарантирует защиту как прав, так и законных интересов, которая осуществляется в ходе коллективного трудового спора, возникающего по поводу заключения или изменения коллективного договора, соглашения, установления или изменения условий труда, отказа работодателя учесть мнение представительного органа работников при принятии локального нормативного акта.

Принцип права – это краткое отражение сути правовых норм.

Принципы трудового права – это закрепленные в правовых актах общеобязательные положения, идеи начала, которые пронизывают всё трудовое право, выражают тенденции развития и потребности общества и характеризуют трудовое право в целом.

Принципы трудового права – это установленные с помощью законодательства положения, основывающиеся на общепризнанных нормах международного права и Конституции РФ, предусматривающие правила регулирования трудовых и иных, непосредственно связанных с ними отношений.

Все принципы трудового права можно разделить на конституционные, отраслевые и межотраслевые.

В статье 2 Трудового кодекса РФ дано легальное закрепление формулировок основных принципов трудового права.

Основными принципами признаются:

■ свобода труда, включая право на труд, который каждый свободно выбирает или на который свободно соглашается, право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род деятельности;

■ запрещение принудительного труда, т.е. выполнения работы под угрозой применения какого-либо наказания (насильственного воздействия);

■ запрещение дискриминации по признакам расовой, социальной, национальной или религиозной принадлежности;

■ обеспечение права каждого работника на справедливые условия труда, в том числе на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, права на отдых;

■ равенство прав и возможностей работников;

■ обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы;

■ обеспечение права работников и работодателей на объединение для защиты своих прав и интересов, включая право работников создавать профессиональные союзы и вступать в них;

■ обеспечение права работников на участие в управлении организацией в предусмотренных законом формах;

■ сочетание государственного и договорного регулирования трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ними отношений;

■ социальное партнерство, включающее право на участие работников, работодателей, их объединений в договорном регулировании трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ними отношений;

■ обязательность возмещения вреда, причиненного работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей;

■ установление государственных гарантий по обеспечению прав работников и работодателей, осуществление государственного надзора и контроля за их соблюдением;

■ обеспечение права каждого на защиту государством его трудовых прав и свобод, в том числе в судебном порядке;

■ обеспечение права на разрешение индивидуальных и коллективных трудовых споров, а также права на забастовку;

■ обязанность сторон трудового договора соблюдать условия заключенного договора;

■ обеспечение права представителей профессиональных союзов осуществлять контроль за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права;

■ обеспечение права на обязательное социальное страхование работников.

Одновременно, в ст. 3 Трудового кодекса РФ запрещена дискриминация в сфере труда.

Никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах, не может получать какие-либо преимущества в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального, должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, политических убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям, а также по другим обстоятельствам, не связанным с деловыми качествами работника.

Гарантируется обеспечение равенства возможностей работников без всякого умаления, продвижение по работе с учетом производительности труда, квалификации и стажа работ по специальности, а также на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации.

Не являются дискриминацией установление различий, исключений, предпочтений, а также ограничение прав работников, которые определяются свойственными данному виду труда требованиями, установленными федеральным законом, либо обусловлены особой заботой государства о лицах, нуждающихся в повышенной правовой защите.

Лица, считающие, что они подверглись дискриминации в сфере труда, вправе обратиться в суд с заявлением о восстановлении нарушенных прав, возмещении материального вреда и компенсации морального вреда.

Принудительный труд запрещен. Согласно Конвенции МОТ № 29 «О принудительном и обязательном труде» (1930), принудительный или обязательный труд означает всякую работу или службу, требуемую от какого-либо лица под угрозой какого-либо наказания, для которой это лицо не предложило добровольно своих услуг.

В статье 4 Трудового кодекса на основе ст. 37 Конституции РФ заложен принцип запрета принудительного труда.

В соответствии со ст. 4 Трудового кодекса РФ принудительный труд представляет собой выполнение любой работы под угрозой применения какого-либо наказания (насильственного воздействия), в том числе:

■ в целях поддержания трудовой дисциплины;

■ в качестве меры ответственности за участие в забастовке;

■ в качестве средства мобилизации и использования рабочей силы для нужд экономического развития;

■ в качестве меры наказания за наличие или выражение политических взглядов или идеологических убеждений, противоположных установленной политической, социальной или экономической системе;

■ в качестве меры дискриминации по признакам расовой, социальной, национальной или религиозной принадлежности.

К принудительному труду относятся:

■ нарушение установленных сроков выплаты заработной платы или выплата ее не в полном размере;

■ требование работодателем исполнения трудовых обязанностей от работника, если работник не обеспечен средствами коллективной или индивидуальной защиты либо работа угрожает жизни или здоровью работника.

В сфере применения трудового законодательства принудительный труд не включает в себя:

■ работу, выполнение которой обусловлено законодательством о воинской обязанности и военной службе или заменяющей ее альтернативной гражданской службе;

■ работу, выполняемую в условиях чрезвычайных обстоятельств, т.е. в случае объявления чрезвычайного или военного положения, бедствия или угрозы бедствия (пожары, наводнения, голод, землетрясения, сильные эпидемии или эпизоотии), а также в иных случаях, ставящих под угрозу жизнь и нормальные жизненные условия всего населения или его части;

■ работу, выполняемую вследствие вступившего в законную силу приговора суда под надзором государственных органов, ответственных за соблюдение законодательства при исполнении судебных приговоров

12.Понятие и виды принципов трудового права.

Принципы трудового права - это общие начала, исходные положения, определяющие и выражающие сущность трудового права, отражающие главные вопросы трудового законодательства и политику государства в данной области. Основные принципы трудового права получили свое законодательное закрепление в Конституции РФ и ТК РФ.

К общим принципам трудового права традиционно относят:

принцип социальной справедливости (требует реального соответствия между трудом и вознаграждением);

принцип равноправия (проявляется в равенстве прав и возможностей и запрещении дискриминации);

принцип гуманизма (отражает идею высшей ценности человека, его жизни, здоровья);

принцип сочетания убеждения и принуждения и др.

К межотраслевым (общеотраслевым) принципам, являющимся общими для нескольких отраслей права и выражающим их содержание и общие черты, относятся равенство участников общественных отношений, неприкосновенность собственности, свобода договора, обеспечение восстановления нарушенных прав.

13. Трудовые правоотношения: понятие, система и место в системе трудового права.

Трудовые правоотношения – это урегулированные нормами трудового права трудовые и иные, непосредственно связанные с ними отношения.

1. Основание возникновения трудового правоотношения – добровольное волеизъявление работника и работодателя (соглашение).

2. Предмет соглашения между работником и работодателем – личное выполнение работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы).

3. Подчинение работника правилам внутреннего трудового распорядка.

4. Возмездный характер трудовых правоотношений.

5. Обеспечение работодателем условий труда.

Структура трудового правоотношения: субъект, объект, содержание правоотношения.

Читайте также: Перечисление заработной платы

Субъект трудового правоотношения – это, согласно ТК РФ, одна из двух сторон трудового отношения, наделенная по отношению к другой стороне конкретными правами и обязанностями, установленными нормативными правовыми акта-ми и договорами (соглашениями).

Термин «сторона» применяется только к субъектам трудовых правоотношений и не применяется к субъектам иных непосредственно связанных с трудовыми правоотношений. Тем самым подчеркивается важность субъектов именно трудовых правоотношений, которые выступают источником для всех иных отношений, связанных с трудом.

Сторонами трудового правоотношения являются:

1) работник (гражданин РФ, иностранец, лицо без гражданства);

2) работодатель (юридическое или физическое лицо, иной субъект, наделенный правом заключать трудовые договоры в случаях, установленных федеральными законами (ст. 20 ТК РФ).

Объект трудовых и иных непосредственно связанных с ними правоотношений – это предметы материального мира, продукты духовного творчества в объективной форме, личные имущественные и неимущественные блага сторон (участников), реальные действия, а также результаты этих действий (труда), на достижение которых было направлено поведение субъектов отношений в сфере труда.

Юридическим содержанием трудового правоотношения является определенное сочетание взаимосвязанных субъективных прав и обязанностей сторон трудового отношения – работника и работодателя.

Его необходимо отличать от материального содержания трудового правоотношения, под которым понимают само поведение, деятельность и действия лица.

Право стороны трудового правоотношения – это закрепленная в законе, ином нормативном правовом акте, содержащем нормы трудового права, или договоре возможность для стороны требовать от обязанной, в том числе виновной, стороны положительных действий по выполнению нормативных правовых актов в сфере труда и условий трудового договора, недопущения нарушений субъективного права или его восстановления в случае нарушения.

Основные субъективные права работника и работодателя, установленные ТК РФ, определяются, конкретизируются и детализируются ведомственными и локальными нормативными актами, коллективным договором, соглашениями и трудовым договором.

Юридическая обязанность в трудовом правоотношении – это предписанная нормами трудового права мера должного поведения обязанной стороны в интересах управомоченной стороны (субъекта), обеспеченная возможностью государственного принуждения.

Обязанность устанавливается всегда там, где есть субъективное трудовое право. Юридическая обязанность – это не действие, а всего лишь его необходимость. Свойствами обязанности в трудовом правоотношении являются:

– необходимость совершать активные положительные действия в пользу управомоченной стороны, чтобы не допустить нарушения ее прав;

– необходимость для обязанной стороны вести себя установленным образом;

– необходимость воздержания от действий, запрещенных нормами трудового права;

– возможность применения государственного принуждения к обязанной стороне в случае неосуществления ею требуемых законом или договором обязательных действий или совершения действий, которые запрещены ТК РФ.

Таким образом, в системе отношений, регулируемых трудовым правом, трудовые отношения являются центральным звеном. Иные непосредственно связанные с трудовыми отношения обусловлены их существованием. В подавляющем большинстве случаев прекращение трудовых отношений приводит к прекращению и других отношений, входящих в сферу трудового права, и, наоборот, возникновение трудовых отношений порождает и иные непосредственно связанные с ними отношения, регулируемые трудовым правом.

основные принципы трудового права;

Сущность, содержание и значение понятия "принцип трудового права";

Классифицировать принципы трудового права по различным основаниям;

Анализировать, толковать и правильно применять принципы трудового права;

Юридической терминологией, основанной на принципах трудового права;

Навыками разрешения правовых проблем, связанных с применением принципов "запрещение принудительного труда" и "запрещение дискриминации в сфере труда";

Навыками принятия необходимых мер защиты прав человека и гражданина на основе принципов трудового нрава.

Известно, что право, регламентируя отдельные стороны поведения людей, выступает в виде конкретных предписаний (запретов, велений, дозволений и т.д.). Чтобы выяснить содержание и назначение предписаний, необходимо проанализировать конкретные нормы права, в которых они закрепляются, установить существенные связи норм права с другими факторами общественного развития и определить их основную направленность. Эти задачи выполняют правовые принципы, содержащие обобщенную характеристику системы права или ее отдельных частей.

Принципы не возникают просто так. Они являются отражением объективно существующих отношений между людьми, продуктом человеческого сознания. Вместе с тем правовые принципы следует отличать от правосознания, которое выражает оценочное суждение людей об общеобязательных правилах поведения. Правовые принципы содержат идеи, либо уже закрепленные в законодательстве, либо существующие в виде отдельных общих положений (норм-принципов).

Они закрепляются в конституции, декларациях, законах или в скрытом виде отражены в содержании многих конкретных норм. В правовых принципах конкретно проявляются объективные закономерности общественной жизни, которые определяют общую направленность и характер правового регулирования, позволяя избегать субъективизма в правовой политике.

Исходя из этого под правовым принципом принято понимать выраженные в законодательстве исходные начала, руководящие идеи, характеризующие основное содержание и внутреннее единство правового регулирования общественных отношений.

Правовые принципы следует отличать и от конкретных правовых норм. Устанавливая общее правило поведения на основе руководящей идеи, правовой принцип не содержит основных элементов правовой нормы (гипотезы, диспозиции, санкции). С его помощью нельзя урегулировать конкретное отношение между человеком и организацией. Однако правовой принцип дает возможность правильно понять сущность правовой нормы, которая эти отношения регулирует. Будучи элементами правовой политики, правовые принципы предопределяют содержание и сущность не только действующих, но и будущих правовых норм.

В необходимых случаях они восполняют пробелы в законодательном регулировании отдельных сторон общественных отношений, не урегулированных правом. Этим самым они помогают практическим органам в решении вопросов, еще не урегулированных конкретными нормами права, а также в правильном применении юридических норм. Этим определяется значение основных принципов.

По сфере действия выделяют четыре вида правовых принципов :

1) общеправовые . свойственные всем отраслям российского права (принцип законности, демократизма, защиты прав человека, равноправия, гуманности и др.);

2) межотраслевые, представляющие собой основополагающие начала и положения о существенном в нескольких отраслях права (например, принцип свободы труда присущ не только трудовому, но и административному и гражданскому праву в той части, где они связаны с трудом);

3) отраслевые, отражающие специфику норм данной отрасли права, их направленность. Принципы трудового права, являясь выражением существенного в данной отрасли права, связаны со всеми или с большинством составляющих ее правовых институтов (например, межотраслевой принцип свободы труда дополняется отраслевым принципом свободы трудового договора, который выступает правовой формой свободы труда, предоставляющей наибольшую степень самоопределения сторонам трудового договора (работнику и работодателю));

4) внутриотраслевые, отражающие суть группы норм определенного института данной отрасли права (например, принцип обеспечения занятости, принцип порядка рассмотрения трудовых споров либо социального партнерства и др.). Таким образом, природу норм трудового права выражают многочисленные принципы, относящиеся к различным ступеням правовой иерархии. Между названными группами принципов существуют неразрывная связь и взаимозависимость, обусловленные единством экономической, политической и социальной основы российского общества.

Принципы, обладая всеобщностью и обязательностью, имеют регулятивное значение, стабильны, целенаправленны, всегда выражают сущность не одной, а многих групп норм права. Следовательно, принципы трудового права выражают закрепленные в законодательстве руководящие начала правовой политики в области организации и применения труда работников и общую направленность развития данной системы правовых норм.

Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter

Принципы трудового права — это главные положения, кратко отражающие суть действующего трудового законодательства и лежащие в основе его развития, направляющие это развитие. Они опр. требованиями эконом. закономерностей организации труда в нашем обществе, они более стабильны чем нормы права. Со временем они могут изменяться. Основные принципы: по сфере действия: общеправовые — для всех отраслей права (принцип законности, равноправия), отраслевые — отражают специфику норм данной отрасли права, их направленность, внутриотраслевые — отражают суть группы норм определений института. Правовые конституционные основы организации труда, закрепленные в Конституции РФ, в основном образуют важнейшие принципы трудового права, которые выводятся и из сути норм КЗоТ. Значение: отражают регулирования и общую направленность развития данной системы правовых норм. Общая характеристика основных (отраслевых)принципов трудового права.

Читайте также: Трудовой кодекс медицинские работники

Трудовому праву присущи свои отраслевые принципы, самым тесным образом связанные с общеправовыми и межотраслевыми принципами (свойственными как трудовому, так и гражданскому, а отчасти и административному праву в сфере применения труда). Отраслевые (основные) принципы трудового права нашли свое непосредственное отражение в Конституции, при этом в одних случаях отраслевой принцип определенным образом сочетается с межотраслевым (ст. 30); в других фиксируется взаимообусловленность отраслевого и межотраслевого принципов (ч. 4 ст. 37, ст. 45, 46), наконец, в отдельных положениях отраслевой принцип проявляется самостоятельно, как, например, в ч. 2, 3, 5 ст. 37 и др. Принципы, присущие отрасли трудового права, текстуально не зафиксированы в действующем КЗоТ в отдельной статье как "Основные начала или принципы. ", что порождает некоторые споры. Согласно общепринятому мнению принципами отрасли трудового права являются основные права и обязанности работников, закрепленные в ст. 2 КЗоТ. В современной юридической литературе отмечается, и не без оснований, что в основных принципах трудового права отражены не только субъективные трудовые права и обязанности, но и их юридические гарантии. К числу основных (отраслевых) принципов трудового права могут быть отнесены слеующие: 1. Свобода труда и запрещение принудительного труда, дополненные принципом свободы трудового договора, связанным с принципом определенности трудовой функции. 2. Право на труд на основе равенства возможностей (равной трудовой правосубъектности) при запрещении дискриминации и равное право на содействие в обеспечении занятости и в трудоустройстве при повышенной государственной защите лиц, особо нуждающихся в социальной поддержке. 3. Право на охрану здоровья работника путем установления работодателем условий труда, обеспечивающих безопасность труда, защиту от трудового увечья и возмещение ущерба, нанесенного здоровью работника на работе, при осуществлении государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде и охраной труда. Особая охрана труда женщин, включая охрану материнства и детства, труда молодежи, инвалидов и других лиц, нуждающихся в повышенной социальной защите. 4. Право на оплату труда в зависимости от личного вклада работника, качества его труда, без всякой дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера. 5. Право на индивидуальные и коллективные трудовые споры, включая право на забастовку, дополненное принципами трудового права, его института "трудовые споры".

6. Право на отдых, гарантированное рамками нормальной продолжительности рабочего времени, предоставлением выходных и праздничных дней, а также ежегодного оплачиваемого отпуска с сохранением места работы (должности) и среднего заработка. 7. Обязанности работника соблюдать трудовую дисциплину, выполнять установленные нормы труда и бережно относиться к имуществу работодателя. 8. Право работников создавать профсоюзы для защиты своих прав.

9. Право работников и их представителей (прежде всего профсоюзов) на участие в коллективных переговорах, заключение коллективных договоров и соглашений, то есть на установление и регулирование условий труда и оплаты труда. 10. Право на образование, дополненное принципом трудового права о содействии профессиональному развитию работника на производстве и подготовке кадров.

Основные принципы трудового права России.

Понятие принципов трудового права и их значение

Известно, что право выступает в виде конкретных предписаний (запретов, велений, дозволений и т. д.), регламентируя отдельные стороны поведения людей. Чтобы выяснить содержание и назначение предписаний, необходимо проанализировать конкретные нормы права, в которых они закрепляются, установить существенные связи норм права с другими факторами общественного развития и определить их основную направленность. Эти задачи выполняют правовые принципы, содержащие обобщенную характеристику системы права или ее отдельных частей.

Принципы не возникают просто так. Они являются отражением объективно существующих отношений между людьми, продуктом человеческого сознания. Вместе с тем правовые принципы следует отличать от правосознания, которое выражает оценочное суждение людей об общеобязательных правилах поведения. Правовые принципы содержат идеи, либо уже закрепленные в законодательстве, либо в виде отдельных общих положений (норм-принципов). Они закрепляются в Конституции, декларациях, законах или в скрытом виде отражены в содержании многих конкретных норм. В правовых принципах конкретно проявляются объективные закономерности общественной жизни, которые определяют общую направленность и характер правового регулирования, позволяя избегать субъективизма в правовой политике.

Исходя из этого, под правовым принципом принято понимать выраженные в законодательстве исходные начала, руководящие идеи, характеризующие основное содержание и внутреннее единство правового регулирования общественных отношений.

Правовые принципы следует отличать и от конкретных правовых норм. Устанавливая общее правило поведения на основе руководящей идеи, правовой принцип не содержит основных элементов правовой нормы (гипотезы, диспозиции, санкции). С его помощью нельзя урегулировать конкретное отношение между человеком и организацией. Однако правовой принцип дает возможность правильно понять сущность правовой нормы, которая эти отношения регулирует. Будучи элементами правовой политики, правовые принципы предопределяют содержание и сущность не только действующих, но и будущих правовых норм. 1

В необходимых случаях они восполняют пробелы в законодательном регулировании отдельных сторон общественных отношений, не урегулированных правом. Этим самым они помогают практическим органам в решении вопросов, еще не урегулированных конкретными нормами права, а также в правильном применении юридических норм. Этим определяется значение основных принципов. По сфере действия правовые принципы классифицируются на четыре вида:

общеправовые, свойственные всем отраслям российского права, в том числе и трудовому (принцип законности, демократизма, защиты прав человека, равноправия, гуманности и др.);

межотраслевые принципы, основополагающие начала и положения о существенном в нескольких отраслях права (например, принцип свободы труда присущ не только трудовому, но и административному, и гражданскому праву в той части, где они связаны с трудом);

отраслевые, отражающие специфику норм данной отрасли права, их направленность. Принципы трудового права, являясь выражением существенного в данной отрасли права, связаны со всеми или с большинством составляющих ее правовых институтов (например, межотраслевой принцип свободы труда дополняется отраслевым принципом свободы трудового договора, который выступает правовой формой свободы труда, предоставляющей наибольшую степень самоопределения сторонам трудового договора (работнику и работодателю);

внутриотраслевые, отражающие суть группы норм определенного института данной отрасли права (например, принцип обеспечения занятости, принцип порядка рассмотрения трудовых споров либо социального партнерства и др.). Таким образом, природу норм трудового права выражают многочисленные принципы, относящиеся к различным ступеням правовой иерархии. Между названными группами принципов существуют неразрывная связь и взаимозависимость, обусловленные единством экономической, политической и социальной основы российского общества.

Они, обладая всеобщностью и обязательностью, имеют регулятивное значение, стабильны, целенаправленны, всегда выражают сущность не одной, а многих групп норм права.

Следовательно, принципы трудового права выражают закрепленные в законодательстве руководящие начала правовой политики в области организации и применения труда работников и общую направленность развития данной системы правовых норм.



 

Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!